Руководство хором программа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №8»

г. Назарово Красноярского края

662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 8(39155)7-00-60, 7-10-04, 7-01-31, 7-00-16, 7-04-10; факс: 8(39155)7-00-60

E-mail: school8nazarovo@gmail.com

                                                                                    « Рассмотрено»                                                        УТВЕРЖДЕНА

                                                                                  Педагогическим советом                      Приказ № «     »                   2019 г.

                                                                                                                                                  И.о директора МАОУ«Лицей № 8»                                                                                                                                  ____________     Несиной Н.Н

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Вокально-хоровой студия «Созвучие»

(Хоровое пение, как средство воспитания)

2019/2020 учебный год

Возраст учащихся:  11-13  лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик программы:

учитель музыки

первой квалификационной  категории

Лысенко Светлана Александровна

Программа откорректирована в 2019 году.

Назарово 2019 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокально-хоровая студия «Созвучие» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • Концепция        развития        дополнительного        образования        детей        (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242);

Пояснительная записка

Образовательная область:   искусство

Учебная дисциплина:  музыка

Вид программы:  модифицированная

Тип:  дополнительное образование

Направленность программы:  художественно — эстетическая

Форма организации программы:  студийная

Уровень освоения:  общекультурный

Ступень образования: для  2  ступени образования

Направленность программы

Программа направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей в нравственном (художественно-эстетическом) развитии;
  • развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к художественному творчеству.

Данная дополнительная общеразвивающая программа направлена на вокальное воспитание, которое  оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка. Занятия в вокальной студии способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Актуальность программы

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:

  • созданию необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
  • удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом, нравственном развитии;
  • формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного  воспитания учащихся;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.

Вокальное воспитание было и остается актуальным во все времена. Занятия в вокальной студии способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии. Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда учащиеся вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда, а также выступление на празднике, посвященном 23 февраля, дню защитника Отечества.   Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата  ребёнка.  Способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка. Хоровое пение  —  один из самых массовых и доступных видов детского исполнительства — формирует позитивное отношение ребенка к окружающему миру, запечатленному в музыкальных образах, к людям, к самому себе. Уже в младшем школьном возрасте, знакомясь с лучшими образцами хоровой музыки, дети учатся индивидуально-личностной оценке разнообразных явлений музыкального искусства.

Отличительные особенности

Программа отличается от других программ тем, что:

  • позволяет расширить возможности вокального искусства;
  • она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп соразмерно личной индивидуальности;
  • содержание программы «Созвучие» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
  • программа вокальной студии  имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа является модифицированной, составлена на основе программы   «Школьный хор»  Струве Г.

Целесообразность.  Ребенку этого возраста довольно непросто освоить процесс коллективного певческого исполнения. Но это препятствие практически не снижает изначального стремления ребенка к проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом коллективе. Из психологии известно, что лично-значимым продуктом деятельности для учащихся становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил воображение, испытал свое терпение, реализовал способности. В этой связи я разделяю точку зрения академика Б.В. Асафьева, который многократно подчеркивал, что ребенок, активно осваивающий коллективные формы музыкального исполнения, способен качественно по-иному, более глубоко и полно воспринимать музыкальное искусство.

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

— высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность контингента 100%)

— творческая самореализация учащихся, участие коллектива в творческой жизни школы, массовых мероприятиях.

Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.

Уровень освоения программы — общекультурный.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Новизна программы.

 Реализация программы и занятия хоровым пением в школе открывают значительные перспективы для музыкально- эстетического самовыражения обучающихся, отражают мое стремление помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников, обеспечивают высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс коллективного пения, создания в процессе хорового исполнения художественно-исполнительского образа.

Адресат программы

          В вокально-хоровой студии «Созвучие»  занимаются учащиеся от  11-13 лет.

Содержание программы предполагается реализовать в объеме  102 часа.   В неделю – 3 часа.

Дети данного возраста способны на  разных  уровнях  обучения  выполнять предлагаемые задания.  

          На студии средней группе хора занимаются дети  11-13 лет – 5-7 классы. Проявление навыков вокально-хоровой деятельности, пение двухголосья, каноном. Уметь петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы, равномерно расходуя дыхание, сохраняя вдыхательное состояние при пении. Соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой, пользоваться твердой атакой, как средством выразительности. На данном этапе обучения продолжают более способные учащиеся. Поют ровным звуком по всему диапазону голоса, в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения. Они чисто интонируют, поют на дыхании; поют чисто и слаженно в ансамбле песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.  Овладеть умением фразировать. Уметь вокально-полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и четко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты. Ребята выступают в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несёт учающихся в океан музыкальной культуры и вокального творчества.
Воспитанники студии выступают на концертных площадках различного масштаба, одерживают победы в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня.

Возраст детей (12-16 лет) принято считать одним из самых сложных периодов в жизни человека. Это – время, когда подростки учатся общаться и оценивать свои возможности. Происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности. Актуальное для подростков стремление к самоопределению и самоутверждению среди ровесников проявляется в повышенном интересе к тому, что и как делают они и их сверстник

Самооценка младшего школьника и подростка складывается благодаря развитию самосознания и установлению обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Адекватная самооценка формируется у них в том случае, если родители, педагоги, друзья относятся к ним с уважением, заинтересованностью, вниманием. Поэтому в программе предусмотрено участие детей и подростков в обсуждении процесса и результатов деятельности: как коллектива, так и каждого из них. Чем чаще обучающиеся участвуют в совместном анализе, рефлексии, тем больше шансов для формирования у каждого из них адекватной самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать своё мнение и суждение, слушать других.

Цель  и задачи программы

Цели  программы:

Цели:  развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.

Задачи:

образовательные:

  • совершенствовать навыков певческой установки;
  • совершенствовать координации голоса и слуха;
  • совершенствовать вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания, расширение диапазона голоса;
  • совершенствовать хоровых навыков: пение без сопровождения, двухголосного пения, умет строить, петь в ансамбле;

развивающие:

  • развивать интеллекта и расширение диапазона знаний в области хорового искусства;
  • разносторонне  развивать вокально-хорового слуха;
  • развивать музыкальной памяти, навыков певческой выразительности;
  • развивать чувства понимания выразительности, формы и стиля хоровых произведений;
  • развивать  способностей быть гармоничными и свободными в выражении своих мыслей, чувств через пение;

воспитательные:

  • воспитывать чувства коллективизма, трудолюбия;
  • воспитывать  потребности общения с музыкой;
  • формировать общей культуры обучающихся;
  • формировать  потребности и готовности к эстетической певческой деятельности;
  • воспитывать эстетического вкуса, высоких нравственных качеств;
  • воспитывать  уважения ребенка к самому себе и своему творчеству.

Условия реализации программы

           В объединение принимаются все желающие. Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный. Единицы обладают терпением и выдержкой при изучении музыкальной грамоты, освоении основ вокального творчества, поэтому данная программа рассчитана на создание условий для получения необходимых знаний: как сквозь сито просеиваются более мелкие частицы, а крупные, весомые остаются внутри, так и из объединения отсеиваются дети, чей интерес к вокальному творчеству был невесомым, а увлечение им – поверхностным.     

Условия набора и формирования групп.

  • условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие или существует отбор на основании прослушивания, тестирования, наличия базовых знаний вокала.
  • условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается ли дополнительный набор обучающихся.
  • на второй, третий  годы обучения на основании результатов, прослушивания, собеседования.

Кадровое обеспечение: 

Учитель музыки,  руководитель вокально-хоровой студии «Созвучие», реализует  данную программу владею  следующими профессиональными и личностными качествами:

  •  обладает  специальным музыкально-педагогическим образованием;
  •  владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;
  •  знает физиологию и психологию детского возраста;
  •  умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
  •  умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
  •  умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;
  •  систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.

Педагог имеет 1 квалификационную  категорию, педагогический стаж 22 года.  Имеет  музыкально-педагогическое образование. За время работы имеет дипломы, почётные грамоты и благодарственные письма.  Прошла многие  курсы повышения квалификации в музыкальном образовании для разных возрастов школьников.  Принимала участие в конкурсах педагогического мастерства, как педагог вокально-хоровой студии.

 Воспитанники за  период  работы педагога принимали участие в различных конкурсах, фестивалях, концертах, смотрах художественной самодеятельности «Таланты без границ» разного уровня (школьного, муниципального, краевого), за что были награждены дипломами, грамотами лауреатов 1, 2, 3 степени.  Постоянно в  студии «Созвучие» дети повышают уровень мастерства и знаний в хоровом и вокальном творчестве.

Педагогическая  концепция.

      «Каждый класс-хор!»,- к этому должен стремиться учитель музыки, считал Д. Б. Кабалевский, композитор и педагог, создатель отечественной концепции массового музыкального образования и воспитания. Достичь такого положения можно лишь в том случае, если педагог отчетливо представляет себе многообразие задач хорового пения в учебно-воспитательном процессе, согласуя их с возрастными особенностями младших школьников, уровнем общего и музыкального развития конкретного класса и хорового коллектива.
       Как правило, начинающий хоровой коллектив  не имеет «общего музыкального знаменателя».  У детей часто отсутствует координация между слухом и голосом, что влияет на чистоту интонирования; диапазон голоса ограничен (смещен вверх или вниз от так называемой примарной зоны звучания), звук форсированный, либо открытый («белый»), иногда сиплый; дыхание поверхностное, небольшое по объему; артикуляционный аппарат зажат; произношение текста при пении неосмысленное, маловыразительное, исполнение ритмически пассивно. Вот далеко не полный перечень негативных явлений, встречающихся на начальном этапе обучения младших школьников. Для их преодоления педагог должен научить ребят пению в унисон, работать над расширением диапазона детского голоса, над дыханием (умением распределять его по фразам), дикцией, артикуляцией, правильным звукообразованием, ансамблем и строем, а также развивать навыки пения а капелла, двухголосного пения.

  •  принцип единства художественного и технического развития пения;
  •  принцип гармонического воспитания личности;
  •  принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
  •  принцип успешности;
  •  принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
  •  принцип творческого развития;
  •  принцип доступности;
  •  принцип ориентации на особенности и способности ребенка;
  •  принцип индивидуального подхода;
  •  принцип практической направленности.      

Материально-техническое обеспечение программы

Общие требования к обстановке в кабинете и материально-техническое обеспечение:

  •  оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется      учебным материалом и наглядными пособиями;
  •  чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;
  •  физкультпаузы;
  •  свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала. Ресурсное обеспечение  программы:
  •  программа вокальной студии  «Созвучие»;
  •  дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
  •  аудиосредства: музыкальный центр, микрофоны, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;   компьютер;
  •  усилитель, микшерский пульт;
  • актовый зал, фортепиано.

Особенности организации образовательного процесса.

На среднюю группу хора приходится  количество  учебных часов  на 1 год – 102.  В неделю – 3 часа.

Основные формы и методы.

Основными методическими принципами постановки голоса являются:

1.  Выработка певческого тона в среднем регистре (от фа до до).

2.  Постановка дыхания с опорой на диафрагму.

3.  Мягкая атака звука, с фиксированием красивого тембра.

4.  Формирование внутреннего слуха.

А также применяю такие методы работы как:

1.  Концентрический.

2.  Фонетический.

3.  Иллюстративный.

4.  Метод сравнения.

В своей студии я применяю такие формы работы:

1.  Разучивание песни.

2.  Работа над дыханием, дикцией.

3.  Исполнительское мастерство.

4.  Выступление на концертах.

Формы занятий:

1.  Групповая

2.   Индивидуальная

3.   Коллективная

Особенности содержания программы.

Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:

1. Певческая установка

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2. Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания.

Важная задача для каждого педагога музыки  — научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).

Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости — слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.

3.Артикуляционные задачи.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением голосового аппарата.

4. Выработка подвижности голоса. 

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

5. Расширение певческого диапазона детей.

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса — если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

6. Развитие чувства метроритма. 

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

7. Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни — эмоциональное переживание.   Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.

Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

8. Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

9. Формирование чувства ансамбля.

В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

10. Формирование сценической культуры.

Я  должна  научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму — заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога — подбирать репертуар для детей, согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

— развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;

 — развитое художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые произведения , размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

 — общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

 — представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

 — использование элементарных  вокально-хоровых умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах внеурочной  деятельности;

  — готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

 — участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Метапредметные результаты:

 — наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

 — ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума;

 — овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

 — применение знаково-символических и речевых средств для расширения коммуникативных и познавательных задач;

 — готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

 — планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

 — участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

 — умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

 Личностные результаты:

 — укрепление  культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

 — наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

 — формирование личностного смысла постижения хорового искусства и расширение ценностной сферы  в процессе общения с музыкой;

 — приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

 — развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и  реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

 — продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных творческих задач.

 — развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

 Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

            Планируемые результаты                                              

Количество часов

Фиксация результатов

предметные

метапредметные

теория

практика

1.

Певческая установка. Певческое дыхание.

Правильная посадка или положение стоя при пении. Ровное дыхание по фразам. Цепное дыхание.

Воспринимает музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Чувство ансамбля  при пении.

3

7

Ровное дыхание по фразам,  цепное дыхание.

2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Развивает муз. слух при пении в хоре. Чисто исполняет унисон. Поет двухголосье.

Слушает не только себя, но и других. Подстраивается к правильному звуку.

5

15

Правильное чистое интонирование.

3.

Работа над дикцией и артикуляцией

Чёткая дикция и артикуляция при пении.

Правильное формирование звуков.

Взаимная дикция. Прислушивается к соседним певцам.

2

20

Чёткая дикция и правильная артикуляция.

4.

Формирование чувства ансамбля.

Формирование чувство такта, ритма и звуковедения.

Не выделяется громким исполнением. Формируется чувство ансамбля.

Пробует импровизировать

5

15

Исполнение в унисон. Элементы двухголосия.

5.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

Показывает сценическое мастерство. Правильно вступает в песню и после проигрыша.

Чувствует себя комфортно в коллективе.  Исполняет сольные партии.

5

25

Артистизм в исполнении, показ настроение и чувств мимикой лица и в движении.

Итого:

102 часа                                                           20           82

Календарно — тематическое планирование  

Первое полугодие.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Знакомство с песней.

1

03.09

2.

Звуковедение. Мелодия.

1

04.09

3.

Мягкая атака звука. Дикция.

1

06.09

4.

Певческое дыхание.

1

10.09

5.

Артикуляция.

1

11.09

6.

Характер песни.

1

13.09

7.

Чувство ансамбля.

1

17.09

8.

Унисон.

1

18.09

9.

Элементы двухголосья.

1

20.09

10.

Актерское мастерство.

1

24.09

11.

Плавное дыхание.

1

25.09

12.

Соединение партий.

1

27.09

13.

Освоение навыков пения сидя и стоя.

1

01.10

14.

Смена дыхания в процессе пения.

1

02.10

15.

Работа над звуковедением.

1

04.10

16.

Чистое интонирование.

1

08.10

17.

Дикция, артикуляция.

1

09.10

18.

Развитие согласованности в партиях.

1

11.10

19.

Работа над  активным унисоном.

1

15.10

20.

Элементы двухголосья в песне.

1

16.10

21.

Работа с фонограммой.

1

18.10

22.

Сценическое культура.

1

22.10

23.

Диатоническая ступень лада.

1

23.10

24.

Выступление на концерте.

1

25.10

25.

Посадка певца, положение корпуса, головы.

1

05.11

26.

Смена дыхания в процессе пения.

1

06.11

27.

Высота звука.

1

08.11

28.

Звуковедение.

1

12.11

29.

Работа над дикцией.

1

13.11

30.

Артикуляция звуков.

1

15.11

31.

Способы формирования в различных регистрах.

1

19.11

32.

Устойчивое интонирование.

1

20.11

33.

Пользование фонограммой.

1

22.11

34.

Знакомство с песней.

1

26.11

35.

Певческое дыхание.

1

03.12

36.

Звуковедение.

1

04.12

37.

Дикция и артикуляция.

1

06.12

38.

Активный унисон.

1

10.12

39.

Чистое интонирование.

1

11.12

40.

Цепное дыхание.

1

13.12

41.

Чувство ансамбля.

1

17.12

42.

Двухголосье.

1

18.12

43.

Ритм в песне.

1

20.12

44.

Сценическая культура.

1

24.12

45.

Повторение песен.

1

25.12

46.

Выступление.

1

27.12

Всего часов за 1 полугодие:

46  часов

Второе полугодие.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Знакомство с песней.

1

10.01

2.

Работа над мелодией.

1

14.01

3.

Певческое дыхание.

1

15.01

4.

Работа над звуковедением.

1

17.01

5.

Унисон в двух партиях.

1

21.01

6.

Ритмическая установка.

1

22.01

7.

Головной и грудной регистр в пении.

1

24.01

8.

Интонирование в мажоре и миноре.

1

28.01

9.

Актерское мастерство.

1

29.01

10.

Знакомство с песней.

1

31.01

11.

Звуковедение.

1

04.02

12.

Певческое дыхание.

1

05.02

13.

Работа над чистым  интонированием.

1

07.02

14.

Пение нон легато.

1

11.02

15.

Головной регистр в пении.

1

12.02

16.

Пение каноном.

1

14.02

17.

Дикция и артикуляция.

1

18.02

18.

Выработка ритмической устойчивости.

1

19.02

19.

Умеренный темп при простых длительностях.

1

21.02

20.

Работа над выразительным исполнением.

1

25.02

21.

Сценическое актерство.

1

26.02

22.

Работа над мелодией.

1

28.02

23.

Звуковедение.

1

03.03

24.

Цепное дыхание.

1

04.03

25.

Дыхание по фразам.

1

06.03

26.

Дикция и артикуляция.

1

11.03

27.

Двухголосье, унисон.

1

13.03

28.

Соединение партий.

1

31.03

29.

Просмотр видео урока хоровых коллективов.

1

01.04

30.

Сценическое мастерство современных исполнителей.

1

03.04

31.

Знакомство и разучивание песни.

1

07.04

32.

Разучивание песни.

1

08.04

33.

Разучивание песни.

1

10.04

34.

Разучивание песни.

1

14.04

35.

Сам. просмотр концертов вокальных исполнителей.

1

15.04

36.

Сам. просмотр концертов вокальных исполнителей.

1

17.04

37.

Сам.просмотр концертов вокальных исполнителей.

1

21.04

38.

Просмотр музыкальных  детскихфильмов.

1

22.04

39.

Просмотр музыкальных детских  фильмов.

1

24.04

40.

Просмотр музыкальных  детских фильмов.

1

28.04

41.

Просмотр музыкальных  детских фильмов.

1

29.04

42.

Презентация о певческом дыхании.

1

06.05

43.

Просмотр концертов детских вокальных групп.

1

08.05

44.

Просмотр концертов детских вокальных групп.

1

12.05

45.

Просмотр концертов детских вокальных групп.

1

13.05

46.

Просмотр концертов детских вокальных групп.

1

15.05

47.

Просмотр концертов детских вокальных групп.

1

19.05

48.

Исполнение песни на видео или аудио записи

1

20.05

49.

Исполнение песни на видео или аудио записи

1

22.05

50.

Исполнение песни на видео или аудио записи

1

26.05

51.

Исполнение песни на видео или аудио записи

1

27.05

52

Исполнение песни на видео или аудио записи

Всего часов за 2 полугодие:

52  часа

Всего часов за год:

Теория:

Практика:

98 часов

4 часов

Содержание программы

1. Музыкально-теоретическая подготовка.

Теория: тональность, пение интервалов, анализ интервалов. Общие культурологические сведения о музыкальных жанрах и стилях. Углубленное изучение музыкальной грамоты: музыкальный язык, ритмические особенности; основы музыкальной формы. Беседы с детьми, направленные на активизацию внимания, памяти, координации движения. Правила сценических движений под музыку. Усвоение навыков импровизации. закрепление понятия тональность, знаний интонирования интервалов, анализа интервалов. Общие культурологические сведения о музыкальных жанрах и стилях. Основы теории музыки: закрепление усвоения знаний о музыкальном языке, о ритмических особенностях; дальнейшее знакомство с музыкальной формой; элементарные основы гармонии и полифонии. Беседы с детьми, направленные на активизацию внимания, памяти, координации движения. Правила сценических движений под музыку. Усвоение навыков импровизации. 

Практика: улучшение слухового восприятия, развитие вокальной интонации. Слушание музыки. Сравнительный анализ художественных интерпретаций музыкальных произведений. Развитие интонационной устойчивости, пение упражнений а’capella. Развитие навыков самостоятельного контроля за тембром голоса и чистотой интонации. Изучение игр, различных движений под музыку, ритмические упражнения. Выполнение простых упражнений на импровизацию. Исполнение простых музыкальных произведений. Улучшение слухового восприятия, развитие вокальной интонации. Слушание музыки. Сравнительный анализ художественных интерпретаций музыкальных произведений. Развитие интонационной устойчивости, пение упражнений а’capella. Развитие навыков самостоятельного контроля за тембром голоса и чистотой интонации. Изучение игр, различных движений под музыку, ритмические упражнения. Выполнение простых упражнений на импровизацию. Исполнение простых музыкальных произведений.

2. Вокально-хоровая работа. 

Теория: закрепление усвоения учащимися правил гигиены голоса, охраны голоса, здорового образа жизни; закрепление умения постоянно соблюдать в процессе пения певческую установку, способствующую правильному звукообразованию, спокойному вдоху. Объяснение вокально-технических упражнений (распевание) и их значение, как подготовки голосовых связок к пению. Закрепление правил артикуляции, дикции и звуковедения в пение. Обучение умению петь с музыкальным сопровождением и без него. 

Практика: установка корпуса, головы, рта во время пения, освобождение от зажатости лицевых мышц. Работа над основными свойствами певческого голоса (звонкости, полѐтности, ровности, разборчивости). Работа над дикцией – пение скороговорок, речевых упражнений; соблюдение во время пения правильного формирования гласных, чёткого и короткого произношения согласных. Выработка чистого, ясного унисона, разностороннее развитие гармонического и мелодического слуха. Расширение диапазона голоса, развитие тембровой окраски голоса. Пение с музыкальным сопровождением и без него. Правильное и четкое исполнение ритмического рисунка всем хором. Одновременно со всем хором произношение слов. Совместное начало и окончание произведения или отдельных его частей.

3. Работа в жанрах вокально-хоровой музыки — песня, произведение.

Теория: биографические данные о композиторе, особенности его композиторского стиля. Усвоение жанров вокально-хоровой музыки, категорий жанра.  Теоретический анализ хоровых произведений: тональность, знаки, ключи, размер, ритм. Объяснение приемов вокальной техники.

Практика: работа над исполнительскими навыками: фразой, динамикой, певческим дыханием, штрихами. Анализ хоровых произведений: тональность, знаки, ключи, размер, ритм. Работа над музыкальной выразительностью, раскрытие эмоционально-смыслового содержания произведения. Прослушивание аудио — записи, показ произведения в исполнении педагога.

 Общие критерии оценивания результатов

Владение знаниями по программе.

Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Уровень воспитанности и культуры учащихся.

Творческий рост и личностные достижения воспитанников.


   Критерии замера прогнозируемых результатов

Педагогическое наблюдение

Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
 проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;

участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;

концертную деятельность.


 
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)

Педагогические наблюдения.

Открытые занятия с последующим обсуждением.

Итоговые занятия

 Методическая литература:

1.  Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

2.  Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

3.  Огороднов Д.,   «Музыкально-певческое  воспитание  детей»

4.  Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

5.   Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

6.  Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

7.  Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей».

8.  Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта».

Специальность: 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором

Выпускник этой программы будет готов на профессиональном уровне руководить церковным хором, обучать церковному пению, изучать и распространять церковно-певческую культуру, − и вместе с тем способен взять на себя руководство светским хоровым коллективом. Освоение техники управления хором сопровождается углубленным изучением древнерусских распевов и их авторских переложений, монастырского певческого наследия, богослужебного устава и богословских дисциплин. Государственный диплом дает выпускнику возможность трудоустроиться как руководителем хора, так и преподавателем в различных образовательных учреждениях.

Очная форма

места в месяц в год
бюджет 2 (из них 1 квота + 1 спец.квота)
скидка 100% 5 Узнать подробнее
скидка 80% 5 9400 94000
без скидки 2 47000 470000
соц. грант собеседование Узнать подробнее

Вступительные испытания:

Дополнительная информация:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПАРУС»

городского округа Самара

Методическая разработка по программе «Хор»

на тему:

«Методические функции руководителя хорового коллектива»

выполнил

педагога дополнительного образования

Ширяева О.П.

Самара

2010

Методическая разработка по программе «Хор» на тему: «Методические функции руководителя хорового коллектива» педагога дополнительного образования Ширяевой О.П.

Новейшие научные исследования в области музыкальной вокальной педагогики и опыт работы многих школ говорят, что вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально – эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи.

А речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре головного мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения. А эта способность нервной системы лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.

Замечено, что планомерное вокальное воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей.

Таким образом, музыкальное, и конкретно, вокальное воспитание ставится во главу угла эстетического воспитания подрастающего поколения. Неслучайно, расширяется сеть ДХС, открываются хоровые отделения в ДМШ, а в районах, где хорошо развито хоровое воспитание, намного выше и культура всего населения. Примером может служить Прибалтика.

Отсюда повышается и значимость такого предмета как хоровой класс. Новые

задачи встают перед руководителем хорового коллектива. Современный педагог, по мнению ученых, должен обладать хорошим и крепким здоровьем, особой выносливостью, целеустремленностью, терпением, уметь распределять внимание, владеть собой и влиять на других. Мыслительные способности его должны отличаться находчивостью, воображением и фантазией, точностью и тонкостью суждений, критическим отношением к своей и чужой работе и т.д. Педагог должен совершенствовать свое педагогическое мастерство. И, прежде всего, нужно знать две основные функции в педагогике – это обучение и воспитание.

В функцию обучения входит то, чему мы должны научить ребенка на наших уроках, и то, какими средствами мы это сделаем.

На уроках хора – это пение в унисон, многоголосие, пение a*capella, строй, ансамбль – разные его виды (ритмический, динамический, темповой и т.д.); дикция, артикуляция, атака, правильное дыхание, регистровое и смешанное голосообразование, тембральная окраска звука и т.д.

В процессе обучения педагог хорового класса обязан использовать все основные принципы обучения – научности, наглядности, последовательности, систематичности, доступности. Коротко остановимся на каждом из принципов:

  1. Научностьзнание и использование всех новейших методик преподавания нашего предмета.

        • Методика Огороднова незаменима в работе над унисоном, в выработке неповторимого тембра каждого ученика, в работе над эмоциональной отзывчивостью хористов;

        • Хоровое сольфеджио Струве – основа работы над многоголосием;

        • Вокальная методика Емельянова прекрасно активизирует голосовой аппарат, помогает расширить диапазон, особенно в среднем и старшем хоре;

К научности можно отнести знание физиологических и возрастных особенностей детского голоса, внимание к его охране. Практикой установлено, что лучшая охрана голоса – это серьезные регулярные вокальные занятия, которые не только помогают приобрести необходимые певческие навыки, но и создают нормальные

условия для спокойного перехода детского голоса во взрослый, способствуют дальнейшему его совершенствованию.

  1. Наглядность – необходимо использовать таблицы, схемы, плакаты.

  2. Доступность, последовательность, систематичность – учтены во всех научных методиках и Огородного, и у Емельянова, и, конечно, в хоровом сольфеджио Струве.

Во главу угла обучения на уроках хора ставится воспитание ладового чувства и воспитание голосового аппарата.

Вот мы и перешли к другому педагогическому понятию – воспитанию.

Сейчас в свете реформы школы функция воспитания становится первостепенной.

Появилось новое понятие – воспитывающее обучение.

Целью нашей педагогики является воспитание нового человека гармонически развитого, доброго, эмоционально отзывчивого, чуткого, неравнодушного, активного, творческого, созидателя будущего. Обучение в фашистской германии было поставлено на очень высокий уровень молодые люди получали самые совершенные знания по новейшим техническим и гуманитарным наукам; но главным принципом воспитания фашизма было «не сострадай», а тот, кто мог сострадать, не годился дл рейха и истреблялся.

Воспитание в отличие от обучения должно видеть в подрастающем поколении прежде всего личность. Ребенок облает тонкой и сильной чувственной сферой. Об этом говорил замечательный польский педагог Януш Корчак: «Ребенок превосходит нас силой чувств. В области интеллекта он по меньшей мере равен нам, ему не достает лишь опыта», «мыслей у детей не меньше, и они не хуже, чем у взрослых, только они другие». В наших мыслях образы линялые, чувства тусклые и словно покрыты пылью. А дети думают сердцем, не умом. Поэтому нам так трудно найти с ним общим язык. Задача взрослого понять тонкий мир детской эмоциональной сферы, подняться до уровня чувств ребенка, а потом научиться эффективно на него воздействовать.

Самая эффективная форма воспитания – воспитание через коллектив. Придя в хор, дети активно включаются в творческую атмосферу коллективного музицирования. В процессе обучения нередко у них развиваются художественные способности: музыкальный слух, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость к искусству. Работа над качеством хорового звучания, над выразительным исполнением музыкальных произведений оказывает непосредственное влияние на формирование у ребят художественных взглядов и представлений, на воспитание эстетического вкуса.

Художественно – исполнительский уровень коллектива зависит от мастерства каждого хориста. Поэтому необходимы индивидуальные занятия в хоре.

Помимо основной работы с хором руководитель проводит дополнительные культурно – массовые мероприятия, которые способствует общему музыкально – эстетическому воспитанию участников хора. Очень полезны коллективные посещения концертов, оперных спектаклей, встречи с музыкантами и композиторами, просмотры музыкальных фильмов, экскурсии. Активными помощниками у руководителя хора должны быть сами ребята – актив хора. Тогда все мероприятия на хоре будут искренними, теплыми, непринужденными, будут сплачивать ребят в коллективе.

Для этого необходимо самоуправление в хоре. Хор – это коллектив. Каждое занятия – это собрание единомышленников, любителей музыки. Это не всегда бывает так, но к этому надо стремиться. Подчинить свое «Я» задачам и целям коллектива – одно из правил его участников. Только тогда дело, которым занимается коллектив, станет делом каждого, когда в него заложены общие усилия, общий труд.

Самоуправление – это именно та форма проявления детской активности в общественной работе, которая учитывает наклонности школьника. Надо стараться делать так, чтобы каждый участник хора как-то проявил себя. Начинать работу над самоуправлением нужно с младшего возраста, но в полной мере оно может проявиться в среднем и старшем хоре.

Все эти факторы способствуют плодотворной работе хорового коллектива, но главное, я считаю, это личность хормейстера. Хормейстер постоянно должен работать над собой и над своим педагогическим мастерством. Он должен уметь ясно, кратко и интересно, увлекательно передать детям свои знания, избегать штампов в работе, анализировать и критиковать свой опыт. Работа хормейстера сложна и невозможна без настойчивости, требует больших усилий воли, выдержки, владения своими чувствами и настроениями. Хормейстер должен хорошо знать свой предмет и постоянно в нем совершенствоваться; должен быть увлеченным человеком и любить свое дело. Без этого невозможно создать хороший хоровой коллектив.

На мой взгляд любому руководителю хора нужна профессиональная честность. У каждого бывают состояния усталости, т.к. работа требует больших усилий, поэтому хормейстер должен честно отказаться от большой нагрузки в пользу дела или побыть временно вторым.

Обучение и воспитание в хоровом коллективе – это дело не только руководителя хора, но и всего педагогического коллектива, администрации музыкальных и общеобразовательных школ. Ведь ребята, участники хора, являются активными пропагандистами своего искусства, организаторами самодеятельность в своих классах, приводят за собой все новых и новых любителей музыки, и связь с общеобразовательной школой должна становиться все теснее.

ЛИТЕРАТУРА

  • Школа хорового пения. В.Соколов, В. Попов, Л. Абелян, вып. 2, 1978 г.

  • Школьный хор. Г. А. Струве, 1981

  • Педагогическое мастерство преподавателя ДМШ. Колесников

  • Основы воспитательной работы в ДМШ. сб. Москва, 1974

  • Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. Д. Е. Огороднов.

Cesare Pollini Conservatory of Music

Местные:$ 1.06 тыс. / год
Иностранцы:$ 1.06 тыс. / год

 

StudyQA рейтинг:1150
Длительность:3 года

Добро пожаловать в программу управления хором в музыкальной консерватории Чезаре Поллини

Вы ищете уникальный и полезный опыт в музыке? Посмотрите не дальше, чем программа хорового направления в музыкальной консерватории Чезаре Поллини. Наша программа предлагает студентам возможность развивать свои навыки дирижирования, вокальной техники и теории музыки. Наш опытный факультет предоставит вам инструменты и знания, чтобы стать успешным руководителем хора.

Наша программа предназначена для того, чтобы дать студентам возможность исследовать искусство хоровой музыки. Мы предлагаем различные курсы, которые охватывают такие темы, как вокальная техника, дирижирование и теория музыки. Наши курсы предназначены для того, чтобы дать студентам навыки и знания, чтобы стать успешными руководителями хоров. Мы также предлагаем различные возможности для выступлений, включая концерты, фестивали и конкурсы.

В Музыкальной консерватории Чезаре Поллини мы считаем, что музыка является неотъемлемой частью жизни. Наша программа хорового направления предназначена для того, чтобы дать студентам возможность исследовать искусство хоровой музыки и развивать свои навыки в качестве руководителей хора. Мы с нетерпением ждем возможности помочь вам достичь ваших музыкальных целей.

Программа направления хора в консерватории чезаре Поллини Вы

ищете возможность развить свои навыки в хоровом направлении? Музыкальная консерватория Чезаре Поллини предлагает комплексную программу в области хорового направления, которая поможет вам стать успешным руководителем хора. Наша программа предназначена для того, чтобы предоставить вам знания и навыки, необходимые для руководства хором и создания красивой музыки.

Наша программа хоровой режиссуры разделена на две части. Первая часть фокусируется на основах хорового направления, таких как вокальная техника, чтение партитур и дирижирование. Вы узнаете, как руководить хором, как интерпретировать партитуру и как создавать музыкальное представление. Вторая часть программы фокусируется на практических аспектах хорового руководства, таких как репетиционная техника, вокальное обучение и подготовка к исполнению. Вы узнаете, как подготовить хор к выступлению, как тренировать певцов и как создать успешное выступление.

В Музыкальной консерватории Чезаре Поллини мы считаем, что хоровое руководство является формой искусства, которая требует как знаний, так и навыков. Наша программа предназначена для того, чтобы предоставить вам инструменты и ресурсы, необходимые для того, чтобы стать успешным руководителем хора. Мы предлагаем благоприятную и ободряющую среду, где вы можете развить свои навыки и стать уверенным и успешным руководителем хора.

Требования к программе хорового направления в Музыкальной консерватории Чезаре Поллини

Вы заинтересованы в продолжении карьеры в хоровом направлении? Музыкальная консерватория Чезаре Поллини предлагает комплексную программу управления хором, которая предоставит вам навыки и знания, необходимые для того, чтобы стать успешным руководителем хора.

Чтобы иметь право на участие в программе «Хоровое направление», вы должны иметь диплом средней школы или эквивалент. Вы также должны иметь сильный опыт в теории музыки и исполнении, а также хорошее понимание вокальных техник. Кроме того, вы должны продемонстрировать страсть к хоровой музыке и приверженность развитию своих навыков в качестве руководителя хора.

Программа хорового направления в музыкальной консерватории Чезаре Поллини предназначена для того, чтобы предоставить вам инструменты и ресурсы, необходимые для того, чтобы стать успешным руководителем хора. Вы узнаете о вокальных техниках, теории музыки, дирижировании и многом другом. У вас также будет возможность работать с опытными преподавателями и получить практический опыт в классе и в репетиционном зале.

Если вы заинтересованы в продолжении карьеры в хоровом направлении, программа «Хоровое направление» в Музыкальной консерватории Чезаре Поллини является идеальным местом для начала. Мы с нетерпением ждем возможности помочь вам достичь ваших целей и стать успешным руководителем хора.

Финансирование обучения в программе хорового направления в консерватории имени Чезаре Поллини

В Музыкальной консерватории Чезаре Поллини мы понимаем, что финансирование вашего обучения может быть проблемой. Вот почему мы предлагаем множество вариантов, которые помогут вам оплатить ваше образование.

Стипендии и гранты

Мы предлагаем ряд стипендий и грантов, чтобы помочь вам финансировать учебу в программе Хорового направления. Эти награды основаны на академических заслугах и финансовых потребностях.

Студенческие кредиты

Мы также предлагаем студенческие кредиты, чтобы помочь вам покрыть стоимость обучения и другие расходы. Наши кредиты доступны как для отечественных, так и для иностранных студентов.

Рабочие-учебные программы

Мы предлагаем различные программы работы-обучения, чтобы помочь вам финансировать учебу. Эти программы предоставляют вам возможность получить ценный опыт работы, зарабатывая деньги, чтобы помочь оплатить ваше образование.

Консультанты по финансовой помощи

Наши консультанты по финансовой помощи здесь, чтобы помочь вам изучить все ваши варианты финансирования вашего обучения. Они могут помочь вам понять различные виды доступной помощи и помочь вам в процессе подачи заявки. В музыкальной консерватории Чезаре Поллини мы стремимся помочь вам найти лучший способ финансирования обучения в программе хорового направления. Мы с нетерпением ждем возможности помочь вам в достижении ваших образовательных целей.

Откройте для себя преимущества хорового руководства в музыкальной консерватории Чезаре Поллини

Вы ищете способ развить свои навыки в хоровом направлении? Музыкальная консерватория Чезаре Поллини предлагает комплексную программу в области хорового направления, которая поможет вам стать успешным руководителем хора. Наша программа предоставляет вам знания и навыки, необходимые для руководства хором и создания красивой музыки.

Наша программа хорового направления предназначена для того, чтобы дать вам всестороннее понимание основ хорового направления. Вы узнаете, как руководить хором, как подбирать и аранжировать музыку, как создавать позитивную репетиционную среду. Вы также получите представление о вокальной технике и о том, как использовать ее для создания мощного звука. Кроме того, вы узнаете, как использовать технологии для улучшения выступления вашего хора.

В музыкальной консерватории Чезаре Поллини мы считаем, что лучший способ учиться — это практический опыт. Наша программа включает в себя различные практические мероприятия, такие как дирижирование хором, проведение репетиций и выступление на публике. У вас также будет возможность работать с профессиональными музыкантами и дирижерами, что даст вам возможность получить ценное представление о мире хорового направления.

Мы стремимся помочь вам стать успешным руководителем хора. Наш факультет состоит из опытных профессионалов, которые посвящены тому, чтобы помочь вам достичь ваших целей. Мы также предлагаем различные ресурсы, которые помогут вам добиться успеха, включая доступ к нашей библиотеке, тренировочным комнатам и помещениям для выступлений.

Если вы ищете способ развить свои навыки в хоровом направлении, Музыкальная консерватория Чезаре Поллини — идеальное место для начала. Наша программа хорового направления даст вам знания и опыт, необходимые для того, чтобы стать успешным руководителем хора.

Похожие программы:

Giuseppe Tartini State Conservatory of Trieste logo

Местные:$ 1.06 тыс. / год
Иностранцы:$ 1.06 тыс. / год


StudyQA рейтинг:


1481

Institute of Music Studies "Giovanni Paisiello" logo

Местные:$ 1.06 тыс. / год
Иностранцы:$ 1.06 тыс. / год


StudyQA рейтинг:


1368

Institute of Music Studies of P.I. Tchaikovsky logo

Местные:$ 1.06 тыс. / год
Иностранцы:$ 1.06 тыс. / год


StudyQA рейтинг:


1696

Valle d'Aosta Institute of Music Studies logo

Местные:$ 1.06 тыс. / год
Иностранцы:$ 1.06 тыс. / год


StudyQA рейтинг:


1517

Institute of Musical and choreographic studies "Gaetano Braga" logo

Местные:$ 1.06 тыс. / год
Иностранцы:$ 1.06 тыс. / год


StudyQA рейтинг:


1352

Conservatory of Vicenza "Arrigo Pedrollo" logo

Местные:$ 1.06 тыс. / год
Иностранцы:$ 1.06 тыс. / год


StudyQA рейтинг:


1899

State Conservatory of Music "Fausto Torrefranca" logo

Местные:$ 1.06 тыс. / год
Иностранцы:$ 1.06 тыс. / год


StudyQA рейтинг:


1390

Conservatory of Music Guiseppe Martucci logo

Местные:$ 1.06 тыс. / год
Иностранцы:$ 1.06 тыс. / год


StudyQA рейтинг:


1960

National Academy of Santa Cecilia logo

Местные:$ 1.06 тыс. / год
Иностранцы:$ 1.06 тыс. / год


StudyQA рейтинг:


1139

Conservatory of Music Francesco Cilea logo

Местные:$ 1.06 тыс. / год
Иностранцы:$ 1.06 тыс. / год


StudyQA рейтинг:


1432

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

ХОРОВЕДЕНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ХОРОМ
программа для музыкальных училищ по специальности № 0503-01 «Хоровое дирижирование»

Москва
2000

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Хоровое дирижирование».

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности «Хоровое дирижирование»

Переработана и дополнена в соответствии с новыми Государственными стандартами среднего профессионального образования на основе Программы Министерства культуры «Хороведение и методика работы с хором» 1988 года.

Составитель  –   преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование» В.К.Любарский
Рецензенты  –   преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование» заслуженный работник культуры РФ В.К.Герасимова;
доцент кафедры хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных В.И.Сорокин

Пояснительная записка

Всего 72 час.
Занятия групповые

Предмет «Хороведение и методика работы с хором» входит в состав профилирующих учебных дисциплин специальности «Хоровое дирижирование». Цель изучения курса «Хороведение» заключается в том, чтобы вооружить учащихся знаниями теоретических основ хорового искусства и навыками, необходимыми для осуществления самостоятельной хормейстерской деятельности.

Данный предмет предусматривает ознакомление учащихся с основными этапами развития певческо-хорового искусства, выдающимися хоровыми коллективами и их руководителями.

В результате изучения предмета «Хороведение», входящего в комплекс других специальных дисциплин, учащийся должен:

  • знать теоретические основы хороведения, классификацию певческих и хоровых голосов, их диапазоны и регистровое строение;
  • понимать интонационные закономерности ступеней мажора и минора (в мелодическом и гармоническом изложении) на основе их ладовой взаимозависимости и с учетом зонной природы вокального строя;
  • представлять пути достижения хорового ансамбля как необходимого средства для передачи образно-смыслового содержания хорового сочинения;
  • уметь определять ансамблевые, интонационные, а также вокально-хоровые трудности и пути их преодоления.

Теоретические основы хорового искусства являются отражением и обобщением многовековой исполнительской практики, поэтому усвоение теоретических положений курса хороведения должно сочетаться с практическими формами обучения, направленными на определение необходимых методов и приемов работы с хором. Практическими формами работы могут быть:

  • хороведческий анализ партитур по разделам: трудности строя, ансамбля, вокально-хоровые трудности и пути их преодоления;
  • методический анализ (репетиционный план) начального этапа разучивания хорового сочинения и его завершающей стадии;
  • подбор и исполнение вокально-хоровых упражнений с объяснением их возможной целесообразности;
  • гармонизованное исполнение на фортепиано всех мажорных гамм и гармонической настройки для хора во всех мажорных и минорных тональностях;
  • выполнение развёрнутой письменной аннотации на хоровое произведение a capella и с сопровождением;
  • разбор репетиций или концертов хоровых коллективов;
  • составление примерного репертуарного плана работы хора.

Изучение курса «Хороведение» осуществляется на протяжении двух семестров: третьего и четвертого. В конце четвертого семестра учебным планом предусмотрен экзамен. По окончании каждого семестра преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущей проверки знаний и выполнения практических заданий.

Экзаменационные требования включают:

  • знание теоретических основ предмета;
  • умение обобщать отдельные положения путём метода сравнительного анализа;
  • практические виды работы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры.

(8 часов лекционных занятий)

Краткие сведения из истории хорового исполнительства. История хорового исполнительства в России и его основные направления: народно-песенное и профессиональное церковно-певческое искусство. Основные формы церковно-певческого искусства: знаменное, строчное и партесное пение. Первые государственные профессиональные русские хоры: Хор Государевых певчих дьяков, в дальнейшем переименованный в Петербургскую Придворную певческую капеллу. Хор Патриарших певчих дьяков, впоследствии Московский Синодальный хор. Основные этапы развития этих хоров и соответствующих учебных заведений вплоть до советского периода.

Усадебно-дворянская культура России XVIII-XIX вв. Крепостная хоровая капелла графа Шереметева, возглавляемая выдающимися русскими хоровыми дирижерами С.А.Дегтяревым и Г.Я.Ломакиным. Капелла князя Ю.Н.Голицына.

Светская хоровая культура в России второй половины XIX века. Создание общедоступных хоровых коллективов и хоровых учебных заведений. Хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге. Создание бесплатных классов хорового пения в Москве и Петербурге, хора Пречистенских рабочих курсов в Москве. Организация Русского хорового общества в 1878 году.

Известные на рубеже веков духовные хоры, возглавляемые И.И.Юховым и А.А.Архангельским.

Конец ХIХ века – расцвет хорового исполнительства в России. Исполнительская деятельность Синодального хора и Придворной певческой капеллы. Создание Симфонической капеллы в Москве.

Хоровое исполнительство после революции 1917 года. Профессиональные хоровые коллективы: Ленинградская (ныне Петербургская) академическая хоровая капелла имени Глинки, Государственный хор СССР (ныне Государственный академический русский хор им. А.В.Свешникова), Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А.А.Юрлова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А.Юрлова), Ансамбль красноармейской песни ЦДКА имени Фрунзе (ныне Дважды Краснознамённый имени А.В.Александрова ансамбль песни и пляски Российской армии), Государственный академический русский народный хор имени М.Е.Пятницкого.

Русские хоровые дирижеры: Н.М.Данилин, П.Г.Чесноков, М.Г.Климов, А.В.Александров, А.В.Свешников, К.Б.Птица, А.А.Юрлов, М.Е.Пятницкий.

Новое направление в хоровом исполнительстве 70-х годов – создание камерных хоров: Московского камерного хора под руководством В.Н.Минина, Государственного камерного хора под руководством В.К.Полянского (ныне хор Симфонической капеллы России).

Детская хоровая самодеятельность. Детский хор НИИ художественного воспитания детей Академии педагогических наук России. Деятельность В.Г.Соколова, возглавлявшего этот коллектив.

Студенческие самодеятельные хоры, получившие известность в последние десятилетия: Московский хор молодежи и студентов под руководством Б.Тевлина, хор МВТУ им. Баумана – руководитель В.Живов, Мужской хор МИФИ – руководители Э.Рывкина и Н.Малявина.

Начало студийного хорового движения в 60-е годы. Детские хоровые студии «Пионерия», «Веснянка», «Восход».

Специфика хорового исполнительства, его цели и задачи.
Формы хорового исполнительства.

(2 часа лекционных занятий)

Хор как единственный в своем роде «живой» музыкальный инструмент, основу звучания которого составляет ансамбль вокальных унисонов. Специфические свойства вокальных голосов, определяющие высокий уровень ансамблевой сложности в хоре. Создание общехорового ансамбля, необходимого для раскрытия художественного замысла исполняемой музыки.

Хоры академические, народные, оперные, учебные, детские, церковные, ансамбли песни и пляски. Определение целей, задач и особенностей репертуара в каждой из форм хорового исполнительства.

Голосовой аппарат человека.
Певческие голоса и их характеристики.

(6 часов лекционных занятий)

Устройство голосового аппарата и его три основные составляющие:

  • легкие с дыхательными путями
  • гортань с голосовыми связками
  • область природных резонаторов

Понятия о миоэластической и нейромоторной теориях функционирования голосового аппарата.

Регистровое строение певческих голосов. Сглаживание, или выравнивание регистров голоса – необходимое условие преодоления определенных вокально-хоровых трудностей.

Понятие о певческом голосе и характеризующих его качествах: диапазон, сила, тембр, вибрато.

Три группы певческих голосов: детские, женские и мужские. Характеристика их исполнительских возможностей. Принципы определения типа и характера певческого голоса. Профессиональные и непрофессиональные вокальные голоса. Классификация певческих голосов и ее исторические предпосылки.

Вопросы певческой культуры.
(6 часов лекционных занятий)

Формирование у участников хора навыков и умений, основанных на традициях академического пения и их отражение в понятиях: певческая установка, певческое дыхание, звуковедение.

Основные типы певческого дыхания. (Виды хорового дыхания. Понятие резервного дыхания.) Соответствие характера дыхания характеру исполняемой музыки. Понятие о певческой опоре и высокой вокальной позиции и их взаимосвязь с певческим дыханием и резонированием.

Три вида атаки звука и их роль в звукообразовании. Различные виды звуковедения и основные вокальные штрихи.

Культура речи в пении.
(4 часа лекционных занятий)

Синтез речи и музыки в вокальных жанрах. Значение слова в хоровом пении. Различие в написании и произношении слов.

Раскрытие понятий «орфоэпия», «культура и логика речи» применительно к вокальному исполнению. Взаимосвязь вокальной дикции и артикуляции. Правила вокального произношения в зависимости от норм звуковедения. Зависимость дикции от темпа, тесситуры и динамики в вокально-хоровом исполнении.

Понятие о хоре. Типы, виды, составы хоров.
(8 часов лекционных занятий)

Определение понятия «хор». Типы хоров. Характеристика их вокально-технических и исполнительских возможностей. Виды хора. Определение понятия «хоровая партия». Комплектация хоровых партий соответствующими сольными певческими голосами. Количественный состав и расположение хорового коллектива.

Строй хора.
(6 часов лекционных, 4 часа практических занятий)

Определение понятия «музыкальный строй». Исторический аспект возникновения и видоизменения различных музыкальных систем, именуемых музыкальными строями.

Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности.

Раскрытие понятия «зонный строй». Подтверждение выводов П.Г.Чеснокова в научных исследованиях и трудах академика Н.А.Гарбузова о зонной природе вокального строя.

Два вида строя хора – мелодический и гармонический. Мелодический строй как достижение унисона в звучании хоровой партии посредством осознания ладовых тяготений и законов зонного интонирования ступеней и интервалов. Гармонический строй и его взаимосвязь с мелодическим строем. Интонирование аккордов. Взаимосвязь дыхания и строя, вокала и строя.

Развитие слуховых данных у певцов. Активная природа вокального слуха и его взаимосвязь с мышечными ощущениями при правильном звукоизвлечении и звуковедении.

Ансамбль хора.
(4 часа лекционных, 4 часа практических занятий)

Значение ансамбля как одного из главных элементов полноценного хорового исполнения.

Понятия частного и общехорового ансамбля. Зависимость частного ансамбля от количества певцов и качества их голосов. Единство ощущений темпа, ритма, метра, динамических изменений, необходимых для достижения частного и общехорового ансамбля. Общий ансамбль в хоре – это органическое слияние всех элементов хоровой звучности с целью всестороннего раскрытия образно-смысловой сферы исполняемого произведения.

Виды хорового ансамбля

Темповый и метроритмический ансамбль. Определение верного темпа, отражающего образно-содержательную суть исполняемого произведения. Соответствие темпа определенному стилю или направлению в музыке. Определение меры медленного и быстрого темпов. Понятие метричности и агогичности исполнения. Прием rubato.

Метр – основа ритмического ансамбля при исполнении контрастных ритмических структур в полифонической музыке. Способы преодоления темповых и метроритмических трудностей в работе с хором.

Динамический ансамбль и его соответствие различным складам изложения.

Динамический ансамбль в произведениях для хора с солистами.

Различные виды динамического ансамбля хора с сопровождением.

Естественный и искуственный ансамбль. Зависимость динамического ансамбля от тесситуры.

Роль нюансов и фразировки в раскрытии содержания хорового произведения. Их взаимосвязь со стилем, формой, темпом произведения.

Тембровый ансамбль и его художественно-выразительные возможности.

Задачи «ретушировки» литературного текста в хоровом пении.

Соблюдение единства приемов звукоизвлечения (атаки) и звуковедения – важные элементы частного и общего ансамбля.

Работа дирижера над партитурой.
(4 часа лекционных, 8 часов практических занятий)

Тщательный анализ хорового сочинения – необходимое условие для осуществления верной исполнительской трактовки и выбора необходимых хормейстерских приемов в работе с хором.

Основные этапы самостоятельной работы дирижера над хоровой партитурой.

План выполнения письменной аннотации на хоровое сочинение.

Методика работы с самодеятельным хором.
(6 часов лекционных, 4 часа практических занятий)

Руководитель коллектива – организатор всей его деятельности. Личностные, организаторские и профессиональные качества, необходимые дирижеру для осуществления совместной с хором творческой деятельности.

Основы организации самодеятельного хора

Материальная база. Методика создания хорового коллектива. Организация самоуправления внутри коллектива.

Организация занятий самодеятельного хора. Методы разучивания репертуара.

Планирование репетиционной, учебной и концертной деятельности коллектива. Формирование основных вокально-хоровых навыков у участников самодеятельного хора. Роль и значение вокально-хоровых упражнений в работе самодеятельного коллектива.

Подбор репертуара. Его доступность и художественная самоценность. Роль репертуара в закреплении вокальных и слуховых навыков у участников хора. Методы разучивания исполняемого репертуара.

Специфика изучения музыкальной грамоты в хоровой самодеятельности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Анисимов Л. Дирижер-хормейстер. Л. 1976
  2. Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л. 1980
  3. Баранов Б. Курс хороведения. М. 1991
  4. Гарбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. М-Л 1948
  5. Горяйнов Ю. Г.Я.Ломакин. М.1984
  6. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М. 1986
  7. Егоров А. Теория и практика работы с хором. Л.1951
  8. Ершов А. Старейший русский хор. Л. 1978
  9. Живов В. Теория хорового исполнительства. М. 1988
  10. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. М. 1985
  11. Калинин С.(сост.) Памяти А. В. Свешникова. Статьи. Воспоминания. М.1998
  12. Краснощеков В. Вопросы хороведения. М. 1969
  13. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М.1963
  14. Морозов В. Тайны вокальной речи. Л. 1967
  15. Никольский А. Голос и слух хорового певца. М.1998 (переиздание)
  16. Попов С. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. М.1957
  17. Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М. 1970
  18. Романовский Н. Принципы работы над строем в хоре в сб. «Хоровое искусство» Л.1967
  19. Соколов В. Работа с хором. М. 1959
  20. Тевлин Б., Ермакова Л.(сост.) К.Птица. О музыке и музыкантах. Статьи разных лет.
  21. Ткачев Д. А.А..Архангельский. Л. 1974
  22. Чесноков П. Хор и управление им. М. 1952
  23. Юссон Р. Голос певца. М. 1960

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Последняя история россии крестьянская война вспыхнула под руководством
  • Как пользоваться аэрогрилем хоттер инструкция видео
  • Dalacin c инструкция по применению на русском
  • Neurovit инструкция по применению на русском
  • Как пользоваться клеевым пистолетом инструкция по применению пошагово