Стили руководства.
Важным
представляется стиль поведения, которого
придерживается управляющий, являющийся
лидером. Ведь стиль
руководства является определяющим
при направлении усилий людей для
достижения целей организации.
Учёные
бихевиористы применяют три подхода к
определению значимых факторов эффективного
лидерства:
-подход
с позиции личных качеств
-поведенческий
подход
-ситуационный
подход
Подход
с позиции личных качеств.
Самые
ранние исследования ставили своей целью
выявить личностные характеристики
эффективных руководителей.
Согласно
личностной теории лидерства, лучшие из
руководителей обладают набором общих
для всех личных качеств. Некоторые из
этих изученных черт – это уровень
интеллекта и знания, впечатляющая
внешность, честность, здравый смысл,
инициативность, социальное и экономическое
образование и высокая степень уверенности
в себе.
Однако,
когда учёные начали изучать собранные
факты о соотношении личных качеств и
лидерства, они не пришли к единому мнению
о наборе качеств, которые непременно
бы отличали крупного лидера. Например,
Стогдилл в ходе своих исследований
отмечал, что в разных ситуациях эффективные
руководители обнаруживали разные личные
качества: «Человек не становится
руководителем только благодаря тому,
что он обладает некоторым набором личных
свойств».
Таким
образом, постепенно многими учёными
было установлено, что не существует
такого набора личных качеств, который
присутствует у всех эффективных
руководителей.
Поведенческий
подход.
Разочарование
в подходе к лидерству с позиций личных
качеств уиливалось примерно в тот
период, когда в теории управления стала
набирать силу бихевиористская школа.
Так, следующий подход сосредоточил своё
внимание на поведении руководителя.
Согласно
поведенческому подходу эффективность
определяется не личными качествами
руководителя, а скорее его манерой
поведения по отношению к подчинённым.
Таким
образом, поведенческий подход провёл
анализ и составил классификацию стилей
руководства, то есть того, как руководитель
ведёт себя со своими подчинёнными.
Стиль
руководства в контексте управления –
это привычная манера поведения
руководителя по отношению к подчинённым,
чтобы оказатьь на них влияние и побудить
их к достижению целей организации. Стиль
руководства, характеризующий данного
лидера, отражает степень, до которой
управляющий делегирует свои полномочия,
типы власти, используемые им, его или
её заботу прежде всего о человеческих
отношениях или прежде всего о выполнении
задачи.
Каждая
организация представляет собой уникальную
комбинацию индивидов, целей и задач.
Каждый управляющий – это уникальная
личность, обладающая рядом способностей.
Стиль руководства не всегда можно
отнести к какоё-то конкретной категории,
скорее он может быть соотнесён с какой-то
позицией в определённом континууме.
Исследования
К. Левина.
Наиболее
раннее исследование эффективности
стилей руководства было проведено К.
Левином и его коллегами. На базе этого
исследования было выделено три стиля
руководства: авторитарный, демократичный
и попустительский. Авторитарное
руководство характеризуется высокой
степенью единоличной власти руководителя;
демократичное руководство характеризуется
разделением власти, либеральное
руководство характеризуется минимальным
участием руководителя.
В
своём исследовании Левин обнаружил,
что авторитарное руководство добивалось
выполнения большего объёма работы, чем
демократичное, однако сопровождалось
низкой мотивацией подчинённых, меньшей
оригинальностью выполнения работы,
меньшим дружелюбием в рабочих группах,
отсутствием группового мышления, большей
агрессивностью и большей подавляемой
тревогой. В то же время при либеральном
руководстве объём работы уменьшался,
качество работы снижалось. В опросах
выражалось предпочтение демократичному
руководителю.
Исследование
К.Левина дало основу для поисков другими
учёными бихевиористской школы стиля
поведения, который может привести к
высокой производительности труда и
высокой степени удовлетворённости.
Так,
было широко применяются две системы
системы классификации В одном континууме
стиль может быть автократичным (одна
крайность) и либеральным (другая
крайность). Также существует континуум,
в котором на одном полюсе находится
стиль, сосредоточенный на работе, а на
другом – стиль, сосредоточенный на
человеке.
Автократичное
и демократичное руководство.
Автократичный
лидер в управлении авторитарен; он
обладает достаточной властью, чтобы
навязывать свою волю исполнителям, и в
случае необходимости без колебаний
прибегает к этому. Согласно теории «Х»
Д. Мак-Грегора, в которой описываются
предпосылки автократичного руководителя
по отношению к работникам, автократ
намеренно аппелирует к потребностям
более низкого уровня своих подчинённых,
исходя из предположения, что именно на
этом уровне они оперируют. А именно:
-люди
изначально не любят трудиться и избегают
работы
-люди
не любят ответственности и предпочитают,
чтобы ими руководили
-люди
хотят защищённости
-чтобы
заставить людей трудиться, необходимо
использовать принуждение и угрозу
наказания
На
основе таких исходных предположений
автократ обычно как можно дольше
централизует полномочия, структурирует
работу подчинённых и почти не даёт им
свободы в принятии решений; он плотно
руководит всей работой в пределах своей
компетенции и, чтобы обеспечить выполнение
работы, может оказывать психологическое
давление, как правило угрожать.
Когда
автократ избегает негативного принуждения,
а вместо этого использует вознаграждение,
он или она получает название благосклонного
автократа. Благосклонный автократ
проявляет активную заботу о настроении
и благополучии подчинённых и может даже
разрешить участие в планировании
заданий, но при этом сохраняет за собой
фактическую власть принимать и испонять
решения. Такой руководитель структурирует
задания и навязывает неукоснительное
соблюдение огромного количества правил,
которые жёстко регламентирует поведение
сотудника.
Согласно
теории «Y» представления демократичного
руководителя о работниках прямопротивоположны
представлениям авторитарного.
Демократичный руководитель считает,
что:
-труд
– естественный процесс, и при благоприятных
условиях люди будут стремиться к
ответственности
-если
люди приобщены к организационным целям,
они будут ипользовать самоуправление
-приобщение
является функцией вознаграждения,
связанного с достижением цели
-способность
к творческому решению проблем встречается
часто, а интеллектуальный потенциал
среднего человека используется лишь
частично
Так,
демократичный руководитель предпочитает
такие механизмы влияния, которые
аппелируют к потребностям более высокого
уровня — потребности в принадлежности,
высокой цели, автономии и самовыражении
– и избегает навязывать свою волю
подчинённым.
Организации,
где доминирует демократичный стиль,
характеризуются высокой степенью
децентрализации полномочий. Подчинённые
принимают активное участие в принятии
решений и пользуются широкой свободой
в выполнении заданий. Также демократичный
руководитель может позволить подчинённым
определить свои собственные цели в
соответствии с теми, которые он
сформулировал. Руководитель действует
неким связующим звеном, обеспечивая
соответствие целей производственной
группы целям организации в целом и
заботясь о том, чьлбы группа получала
необходимые ей ресурсы. Кроме того,
такие руководители часто создают
ситуации, в которых люди могли бы сами
себя мотивировать, и работа таким образом
сама по себе становится вознаграждением.
Демократичным руководителем вкладывается
много усилий в создание атмосферы
открытости и доверия, с тем, чтобы
подчинённые могли, не стесняясь,
обратиться за помощью. Чтобы добиться
этого, руководитель организует
двустороннее общение и играет направляющую
роль.
Руководство,
сосредоточенное на работе и на человеке.
Р.
Лайкерт и его коллеги разработали
альтернативную систему, сравнивая
группы с высокой и низкой производительностью
труда в различных организациях. Они
считали, что разницу в производительности
может объяснить стиль лидерства.
Аналогично континууму по теориям «Х»
и «Y» МакГрегора руководители групп с
высокой и низкой производительностью
классифицировались по континууму,
находящемуся в пределах от однойкрайности
– сосредоточенные на работе (теория
«Х») до другой – сосредоточенные на
человеке (теория «Y»).
Руководитель,
сосредоточенный на работе прежде всего
заботиться о проектировании задачи и
разработке системы вознаграждений для
повышения производительности труда.
Руководитель,
сосредоточенный на человеке, в первую
очередь заботиться о людях. Такой
руководитель сосредотачивает внимание
на повышении производительности труда
путём совершенствования человеческих
отношений, делает упор на взаимопомощи,
позволяет работникам максимально
участвовать в принятии решений, активно
считается с нуждами подчинённых и
поощряет их профессиональный рост.
На
основе своих исследований Лайкерт
сделал вывод, что стиль руководства
неизменно будет ориентирован либо на
работу, либо на человека, и, кроме того,
что стиль, сосредоточенный на человеке,
почти во всех случаях способствовал
повышению производительности труда.
Однако
позже учёные-бихевиористы выявили, что
стиль некоторых руководителей
ориентировался одновременно и на работу,
и на человека; а также ?из-за характера
ситуации стиль, сосредоточенный на
человеке, не всегда способствовал
производительности труда.
Четыре
системы Лайкерта.
Как
продолжение всоих исследований Лайкерт
предложил четыре базовые системы стиля
лидерства, рассчитывая, что они смогут
классифицировать поведение руководителей.
Данные
системы характеризуются различной
степенью авторитарного и демократичного
стиля, необходимой для оказания влияния
на людей, побуждая их к достижению целей
оргаизации.
Руководители,
относящиемя к системе 1, описываются
как эксплуататорско-авторитарные. Эти
руководители имеют характеристики
автократа; ориентированы на задачу.
Система
2 называется благосклонно-авторитарной.
Эти руководители могут поддерживать
авторитарные отношения с подчинёнными,
но они разрешают подчинённым, хотя и
ограниченно, участвовать в принятии
решений. Мотивация создаётся вознаграждением
и в некоторых отношениях наказанием. В
целом такие руководители соответствуют
типу благосклонного автократа.
Руководители
системы 3, называемой
консультативно-демократической,
проявляют значительное, но не полное
доверие к подчинённым. Имеются двустороннее
общение и некоторая степень доверия
между руководителями и подчинёнными.
Важные решения принимаются наверху, но
многие конкретные решения принимаются
подчинёнными.
Система
4 подразумевает групповые решения и
участие работников в принятиии решений.
По мнению Лайкерта, она самая действенная.
Эти руководители полностью доверяют
подчинённым, взаимоотношения между
ними устанавливаются дружеские и взаимно
доверительные. Принятие решений в высшей
степени децентрализовано. Общение
двустороннее и нетрадиционное. Лидеры
системы 4 соответветствуют руководителям,
поощряющим участие трудящихся в
управлении (теории «Y»). Кроме того, в
противоположность системе 1, они
ориентированы на человека.
Исследования
Лайкерта показали, что самые эффективные
руководители низового звена уделяли
внимание прежде всего человеческим
аспектам проблем, стоящих перед
подчинёнными, создавали отношения,
основанные на взаимопомощи, продуманно
разделяли подчинённых на производственные
группы и ставили перед ними усложнённые
задачи. Также руководителями использовалось
групповое руководство вместо традиционных
индивидуальных бесед с подчинёнными.
Другие
исследователи, как отмечают Альберт,
Мескон и Хедоури, пришли к аналогичным
выводам.
Двумерная
трактовка стилей руководства.
Выводы
Лайкерта и работы МакГрегора дали мощный
импульс использованию стиля руководства,
построенного на участии работников в
принятии решений. Однако группа учёных,
проводившая исследования в области
бизнеса в Университете штата Огайо,
обнаружила, что, хотя автократичный
руководитель не может одновременно
быть демократичным, тем не менее, уделяя
много времени работе как таковой, он
может проявлять большую заботу и о
человеческих отношениях.
Так,
данная группа учёных разработала
систему, согласно которой руководители
могут оказывать влияние на людей своим
поведением, которое в свою очередь
различается по двум критериям: структуре
и вниманию к подчинённым. Структура
подразумевает такое поведение, когда
руководитель планирует и организует
деятельность группы и свои взаимоотношения
с ней. Внимание же к подчинённым означает
поведение, которое влияет на людей,
аппелируя к потребностям более высокого
уровня, строя взаимоотношения на основе
доверия и уважения между руководителем
и подчинёнными.
Было
выявлено, что люди могут вести себя с
разной степенью внимания к подчинённым
и структурированию проблем.
Управленческая
решётка.
Вышеописанная
концепция бала модифицирована Блейком
и Мутоном, которые построили схему пяти
основных стилей руководства.
Вертикальная
ось этой схемы ранжировала «заботу о
человеке» по шкале от 1 до9. Горизонтальная
ось ранжировала «заботу о производстве»
также по шкале от 1 до9. Стиль руководства
определялся обоими этими критериями.
На
решётке было представлено пять позиций:
-
Обеднённое
управление – приложение минимальных
усилий для достижения необходимых
производственных результатов.
-
Управление
в духе загородного клуба – скурпулёзное
внимание к удовлетворению потребностей
людей ведёт к созданию комфортной и
дружелюбной атмосферы и рабочему ритму
в организации.
9.1
Власть – подчинение – эффективность
производства зависит от создания таких
рабочих условий, где человеческие
аспекты присутствуют в минимальной
степени.
-
Организационное
управление – хорошей организации
можно добиться путём балансирования
необходимости в производственных
результатах и поддержания на
удовлетворительном уровне морального
настроя людей.
9.9
Групповое управление – производственные
успехи обусловлены преданными своей
работе людьми; отношения основаны на
доверии и уважении.
Блейк
и Мутон считали, то самым эффективным
стилем руководства является групповое
управление: такой руководитель сочетает
в себе высокую степень внимания к своим
подчинённым и такое же внимание к
производительности. По их мнению, во
множестве видов деятельности трудно
чётко выявить стиль руководства, но
профессиональная подготовка и сознательное
отношение к целям позволяют руководителям
приближаться к стилю «Групповое
управление».
Ситуационные
подходы к эффективному лидерству.
Как
отмечают Мескон, Альберт и Хедоури,
устойчивого соотношения между стилем
руководства и уровнем производительности
нет. Такой вывод был сделан по итогам
исследований автократичного подхода
и подхода с позиции человеческих
отношений.
Сторинники
автократичного подхода считают, что
увеличение власти минимизирует ошибки
руководства и тем самым увеличивает
эффективность работы организации.
Сторонники ориентированного на человека,
подхода, считают, что демократический
стиль повышает степень удовлетворённости,
что ведёт к высокой производительности
труда.
Однако,
как показали исследования, нельзя
категорически утверждать, что автократичный
и демократичный стили во всех случаях
будут эффективными.
Таким
образом, постоянной зависимости между
стилем руководства и эффективностью
не была выявлена. Как отмечают Мескон,
Альберт и Хедоури, в руководстве
эффективный руководитель анализирует
ситуацию, чтобы определить соответствующий
план действий.
Отсутствие
постоянной зависимости между стилем
руководства, удовлетворённостью и
производительностью является показателем
того, что во всех случаях действует один
дополнительный или более фактор. Чтобы
найти эти факторы, исследователями
стало обращаться внимание не только на
руководителя и исполнителя, но и на всю
ситуацию в целом.
Было
разработано несколько ситуационных
моделей.
Ситуационная
модель руководства Фидлера.
Модель
Фидлера была обращена на ситуацию и
выявила три фактора, влияющих на поведение
руководителя:
1.Отношения
между руководителем и членами коллектива
– подразумевают лояльность, проявляемую
подчинёнными, их доверие к своему
руководителю и привлекательность
личности руководителя для исполнителей.
2.Структура
задачи – подразумевает привычность
задачи, чёткость её формулировки и
структуризации.
3.Должностные
полномочия – объём законной власти,
связанной с должностью руководителя,
которая позволяет ему использовать
вознаграждение, а также уровень поддержки,
который оказывает руководителю формальная
организация.
Как
считает Фидлер, хотя каждой ситуации и
соответствует свой стиль руководства,
стиль того или иного руководителя
остаётся в целом постоянным. Так как
предположением Фидлера является
неспособность человека приспособить
свой стиль руководства к ситуации, он
предлагает помещать руководителя в
ситуации, наилучшим образом подходящие
к стабильному стилю руководства. Это,
как отмечает Фидлер, обеспечит баланс
между требованиями, выдвигаемыми
ситуацией, и личными качествами
руководителя, что ведёт к высокой
производительности и удовлетворённости
подчинённых.
Подход
«путь-цель» Митчела и Хауса.
Эта
модель лидерства во многом похожа на
модель Фидлера и также указывает
руководителям на необходимость применять
стиль руководства, наиболее сообразный
ситуации.
Термин
«путь-цель» относится к таким понятиям
теории экспектаций как усилие –
производительность, производительность
– результаты (вознаграждение) и ощущаемая
ценность вознаграждения в глазах
подчинённого. Данный подход пытается
дать объяснение тому воздействию,
которое производит поведение руководителя
на мотивацию, удовлетворённость и
производительность труда подчинённого.
Согласно этому подходу руководитель
может побуждать подчинённых к достижению
целей организации, воздействуя на пути
достижения этих целей. Хаус отмечает,
что руководитель может повлиять на
подчинённых, «увеличивая личную выгоду
достижения подчинёнными цели данной
работы. Он также может сделать путь к
этой выгоде более лёгким, объясняя
средства её достижения, убирая помехи
и ловушки и увеличивая возможности для
личной удовлетворённости на пути к
выгоде».
Всего
в этой модели рассматривается 4 стиля
руководства:
-стиль
поддержки – аналогичен стилю,
ориентированному на человека
-инструментальный
стиль – аналогичен стилю, ориентированному
на задачу
-стиль,
поощряющий участие подчинённых в
принятиии решений
-стиль,
ориентированный на достижение
Кроме
того, согласно модели Фидлера, стиль
руководства, наиболее соответствующий
ситуации и предпочитаемый подчинёнными,
зависит от двух итуационных факторов:
личных качеств подчинённых, а также
требований и воздействий со стороны
внешней среды. Например, когда у
подчинённых есть большая потребность
в самоуважении и принадлежности, стиль
поддержки будет самым подходящим. Если
же у подчинённых существует сильная
потребность в автономии и самовыражении,
они веростнее всего предпочтут
инструментальный стиль, так как основным
их желанием является концентрация своих
желаний на задаче и её выполнении.
Теория
жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара.
Согласно
этой ситуационной теории лидерства,
эффективные стили руководства зависят
от так называемой «зрелости» исполнителей.
Такая зрелость подразумевает способность
нести ответственность за своё поведение,
желание достичь поставленной цели, а
также образование и опыт в отношении
конкретной задачи.
Согласно
Херси и Бланшару, понятие зрелости
является постоянным качеством не лица
или группы, а скорее конкретной ситуации:
в зависимости от выполняемой задачи
отдельные лица и группы проявляют
различный уровень «зрелости». Соответсвенно
руководитель может менять и своё
поведение в зависимости от относительной
зрелости лица или группы. Определяет
руководитель эту зрелость, оценивая
стремление к достижению, способность
нести ответственность за поведение, а
также уровень образования и опыт прошлой
работы над порученными заданиями.
Херси
и Бланшар предлагают 4 стиля лидерства,
которые соответствуют конкретному
уровню зрелости исполнителей:
-«давать
указания» — руководитель сочетает
большую степнь ориентированности на
задачу и малую – на человеческие
отношения. Этот стиль предназначен для
подчинённых с низким уровнем зрелости
(подчинённые или не хотят, или не могут
отвечать за конкретную задачу).
-«продавать»
— стиль руководителя в равной степени
ориентирован и на задачу, и на отношения.
Этот стиль – для подчинённых со средним
уровнем зрелости (так как они хотят
принять ответственность, но не могут).
Руководитель выбирает поведение,
ориентированное на задачу, но в тоже
время поддерживает желание и энтузиазм
подчинённых.
-«участвовать»
— этот стиль характеризуется умеренно
высокой степенью зрелости. В этой
ситуации подчинённые могут, но не хотять
принимать на себя ответственность.
Здесь рукоаодитель сочетает низкую
степень ориентированности на задачу и
высокую – на человеческие отношения.
Подходящим стилем руководства здесь
будет участие подчинённых в принятии
решения для повышения мотивации
подчинённых.
-«делегировать»
— последний стиль характеризуется
высокой степнью зрелости. В этой ситуации
подчинённые и могут, и хотят нести
ответственность. Здесь более всего
подходит стиль делегирования, а поведение
руководителя может сочетать низкую
степень ориентированности на задачу и
на человеческие отношения.
Как
и другие ситуационные модели, модель
жизненного цикла Херси и Бланшара
рекомендует гибкий, адаптивный стиль
руководства. Но как и другие модели
лидерства, она не получила всеобщего
признания. Критика подчёркивала
отсутствие последовательного измерения
уровня зрелости: упрощённое деление
стилей и неясность в отношении того,
смогут ли руководители на практике
вести себя с такой степенью гибкости,
как требует модель.
Модель
принятия решений руководителем
Врума-Йеттона.
Данная
модель концентрирует внимание на
процессе
принятия решений.
Согласно точке зрения авторов модели,
имеется 5 стилей руководства, которые
может использовать руководитель в
зависимости от того, в какой степени
подчинённым разрешается участвовать
в принятии решений.
Эти
пять стилей принятия решений представляют
континуум:
-
Автократический
стиль
1)Руководитель
сам принимает решения.
2)Руководитель
получает необходимую информацию от
подчинённых и сам принимает решение, о
коем может сообщить или не сообщить
подчинённым.
-
Консультативный
стиль
3)Руководитель
излагает проблему индивидуально тем
починённым, кого это касается, и
выслушивает их идеи и предложения, не
собирая подчинённых в одну группу.
4)Руководитель
излагает проблему группе подчинённых,
и весь коллектив выслушивает его идеи.
Однако решение может отражать или не
отражать влияния подчинённых.
-
Полное
участие
5)Руководитель
излагает проблему группе подчинённых,
совместно с ними находит оптимальное
решение, полностью принимая точку зрения
всей группы.
Применение
каждого из этих стилей зависит от
характеристик ситуации или проблемы.
Кроме
того, Врум и Йеттон разработали семь
критериев, по которым оценивается
ситуация «подчинённые-руководитель»,
а также модель дерева решений.
Каждый
критерий превращается в вопрос, который
руководитель задаёт себе при оценке
ситуации. Первые три критерия относятся
к качеству решения, последние четыре –
к факторам, ограничивающим согласие
подчинённых (к каждому критерию задаётся
соответствующий вопрос):
1.Значение
качества решения.
2.Наличие
достаточной информации или опыта у
руководителя для принятия качественного
решения.
3.Степень
структурированности проблемы.
4.Значение
согласия подчинённых с целями организации
и их причастности для эффективного
выполнения решения.
5.Определённая
на основании прошлого опыта вероятность,
что автократическое решение руководителя
получит поддержку у подчинённых.
6.Степень
мотивации подчинённых достичь целей
организации, если они выполнят задачи,
сформулированные при изложении проблемы.
7.Степень
веростности конфликта между подчинёнными
при выборе альтернативы.
Также,
чтобы определить, который из пяти
вышеперечисленных стилей подходит к
конкретной ситуации, руководитель
использует дерево решений. С помощью
дерева руководитель отвечает на каждый
вопрос, находит таким образом критерий
проблемы и в конечном счёте подбирает
соответствующий стиль руководства.
Хотя
модель Врума-Йеттона отличается от трёх
других ситуативных моделей, поскольку
сфокусирована на принятии решений, она
всё же аналогична им в том, что подчёркивает
отсутствие универсального оптимального
метода влияния на подчинённых.
Оптимальность стиля зависит от меняющихся
переменных ситуации принятия решений.
Выводы:
И
поведенческий, и ситуационный подходы
внесли довольно большой вклад в понимание
эффективного руководства. Однако
ситуационные модели демонстрируют
гибкий подход к руководству.
Чтобы
точно оценить ситуацию, руководитель
должен хорошо представлять способности
подчинённых и свои собственные, природу
задачи, потребности полномочия и качество
информации. Руководитель всегда должен
быть готовы к переоценке суждений и,
если необходимо, соответствующему
изменению стиля руководства.
Трансформационный
подход.
Лидер
ориентирован на создание долговременных
отношений с подчинёнными. Он стремится
преобразовать их так, чтобы они стремились
к сверхдостижениям. Лидер прогнозирует
изменения в организации, взгляды,
ценности и идеи.
Этот
подход разделяется на 2 направления:
1.Тиши
и Деванно: изменения лидерского поведения
в соответствии с изменениями и инновациями
в организациях.
-осознание
необходимости изменений
-создание
нового видения
-институтуализация
изменений
2.Басс
и др.: различали лидерские особенности,
мотивирующие конкретного последователя
на более высокий уровень стремлений и
достижений.
Басс
и Аволно: описание деятельности
руководителя по 7 параметрам:
-4
измерения трансформационных:
а)индивидуальный
подход — забота о людях
б)интеллектуальная
стимуляция — поощрение генерации идей,
воображения
в)вдохновляющая
мотивация: симпатичное и достижимое
будущее
2
трансакционистских
а)
управление исключением путём исправления
ошибок руководства
б)вознаграждение
-1
невмешательство: руководитель
самоустраняется от воздействия на
потребности.
Трансакционистский
подход.
Руководство
рассматривается как реализация обмена
во внутригрупповом взаимодействии.
Особая значимость подчинённых.
Нельзя
противопоставлять подчинённых и
руководителя. Ориентация на коллективную
работу. Руководитель должен восприниматься
как первый среди равных.
Значительная
часть подчинённых считает, что руководитель
даже мешает.
Вертикальная
диадитическая модель обмена —
диадитическое взаимодействие.
Мысль
руководителя имеет диадическую природу
— он по-разному взаимодействует с каждым
подчинённым, по-разному выстраивается
обмен. Обмен может иметь разные качества
— высокие и низкие.
Высокое
качество обмена — руководитель
предоставляется подчинённым автономию,
вознаграждение, свободу, возможность
оказывать влияние. Подчинённые проявляют
по отношению к руководителю большую
лояльность, преданность, обладают
повышенной мотивацией. Между подчинёнными
и руководителем устанавливается
партнёрство, выходящее за рамки
формального выполнения обязанностей.
На
качество обмена влияют: сходство
установок, сходство по образованию. Для
подчинённых характерны высокая
удовлетворённость трудом, высокая
продуктивность.
Концепция
жизненного обмена—
-механизм
межличностного взаимодействия в
руководстве.
Ценностный
вклад – полезные действия, которые
руководитель осуществляет в группе:
удовлетворение потребностей. Чем выше
уровень ценностного вклада руководителя,
тем выше удовлетворённость, мотивация
подчинённых, авторитет руководителя.
Модель
Грина-Митчела.
Реакция
руководителя на плохую работу подчинённых.
2
стадии:
1.Определение
причин. Анализ поведения подчинённых
в течение определённого врмени, сходство
с другими служащими.
2.Корректирующие
воздействия. Наказания в случае плохой
работы подчинённых. Плохая работа
объясняется внутренними со стороны
подчинённых причинами.
Факторы,
влияющие на формирование внутренней
атрибуции:
-подчинённые
и раньше плохо работали
-результат
имел серьёзные последствия.
Вероятность
внутренней атрибуции может снижаться
под влиянием извинений подчинённых.
Фактором
атрибуции может быть симпатия.
Руководительсклонен
объяснять плохую работу подчиннных
внутренними факторами, когда они
(подчинённые) ему не нравятся.
Фактор
симпатии/антипатии вообще очень значим
в процессе обмена, особенно если причины
плохой работы трудно проинтерпритировать
однозначно. Соответственно, атрибуция
руководителя зависит от симпатии/антипатии
к подчинённому.
Атрибуция
подчинённых относительно руководителя
зависит от результатов деятельности.
Если результаты – виноват руководитель.
Идеализация
лидерства.
Майкл
и Эрих.
Люди
склонны идеализировать. Руководство –
некое объяснительное понятие,
использующееся для того, чтобы объяснять
работу организации в неоднозначных
условиях.
Подчёркивается
склонность людей придавать большую
ценность этому феномену, чем он имеет.
Слишком многое в организациях пиписывается
руководству.
Керр
и Жермье.
Заменители
руководства:
-делают
руководство ненужным. Нейтрализаторы
противодествуют руководству.
Переменные,
которые могут влиять на руководство:
-характеристики
подчинённых. Профессионализм и опыт:
чем они выше, тем ниже потребность в
руководстве.
-характеристики
задачи- чем она более ясно выражена, тем
ниже потребность в руководстве.
-автоматическая
обратная связь.
-характеристики
организаций. Высокая формализация,
слабая должностная власть, физическая
разделённость между руководителями и
исполнителями.
Усилители
руководства:
-наличие
у руководителя материальных ресурсов
и стимулов
-сосредоточие
у руководителя большого количества
информации
-привлекательность
выдвигаемых руководителем целей
-повышение
статуса руководителя
Руководитель, управляющий авторитарно, исходит из того, что большинство сотрудников не любит работу и старается по возможности избегать ее; у людей слабо развито честолюбие, поэтому они всячески стремятся уйти от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; основную массу сотрудников необходимо заставлять выполнять работу с помощью административного, экономического, психологического давления.[23] Это соответствует теории лидерства «Х», разработанной Дугласом Мак-Грегором.
Авторитарный стиль за счет сосредоточения всей полноты власти в руках руководителя обеспечивает максимальную производительность при выполнении простых видов деятельности, позволяет быстро стабилизировать сложную ситуацию. Но он не формирует внутренней заинтересованности исполнителей к труду, ибо излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, подавляют инициативу.[24]
Применение такого стиля эффективно тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя, например на военной службе, или безгранично ему доверяют (скажем, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а тот уверен, что они не способны самостоятельно действовать правильным образом.
Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя. Автократ «все знает сам» и не терпит возражений. Подчиненным предоставляет лишь минимум информации.[25] Никому не доверяет, не ставит в известность о своих намерениях; отдает деловые, краткие распоряжения; запреты часто сопровождаются угрозами. Похвала и порицание работников крайне субъективны. Эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Дела в коллективе планируются заранее во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы.[26]
В отношениях с подчиненными руководитель соблюдает дистанцию, общение носит в основном сугубо деловой характер и сводится к доведению до них той информации, которую они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он не видит для себя необходимости разъяснять сотрудникам те преимущества и выгоды, которые в случае добросовестного выполнения ими своих обязанностей наступят для них и всей организации в целом. Такой стиль руководства создает напряженную атмосферу в трудовом коллективе
В качестве примера, ставшего уже хрестоматийным для современного менеджмента, можно привести компанию Генри Форда, где все представления руководства о сотруднике сводились к его сравнению с «винтиком машины», который при необходимости всегда можно заменить на другой. Однако такое отношение к сотрудникам приводило к высокой текучести кадров и, как следствие, снижению профессионального уровня персонала[27]
Рэнсис Ликерт систематизировал существующие стили управления следующим образом:[28]
• эксплуататорско-авторитарная система навязывается подчиненным, мотивация осуществляется посредством угроз, ответственность лежит на высших уровнях менеджмента, системы коммуникации между работниками неразвиты;
• благожелательно-авторитарная система предполагает снисходительное отношение персонала среднего звена; повышенную ответственность высшего менеджмента, мотивацию вознаграждением, групповую деятельность в ограниченных рамках;
• консультативная система реализуется, если руководитель верит в возможности работников, мотивация осуществляется за счет вознаграждения, персонал принимает некоторое участие в выработке решений и несет частичную ответственность, коммуникации достаточно развиты;
• система группового участия предполагает полное доверие подчиненным, мотивацию, опирающуюся на оценку степени достижения целей, широко развитые коммуникативные связи, значительный объем бригадной работы, полную ответственность персонала.[29]
Исследования показывают, что авторитарный стиль руководства вполне уместен при наличии по крайней мере двух условий: а) того требует производственная ситуация; б) персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства.[30]
Добровольное выполнение своих обязанностей делает ненужными принуждение и внешний контроль. Человек может управлять своей деятельностью самостоятельно, которая сама по себе становится наградой за приложенные усилия.[31]
Применение такого стиля эффективно тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя, например на военной службе, или безгранично ему доверяют (скажем, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а тот уверен, что они не способны самостоятельно действовать правильным образом.[32]
Теория У описывает демократический стиль руководства, который доминирует современных фирмах. Он характеризуется высокой степенью децентрализации управления, активным участием сотрудников в принятии решений, в том числе и групповых, свободным обменом информацией между руководителями и исполнителями, взаимным доверием между ними, вниманием администрации к проблемам развития персонала.
В этих условиях выполнение служебных обязанностей оказывается привлекательным, а успех служит вознаграждением, удовлетворяющим высшие потребности.[33]
Демократический стиль, который называют еще кооперативным, применяют уверенные в себе руководители, доверяющие подчиненным, контролирующие не их, а результаты.
Как и у авторитарного, у демократического стиля руководства выделяют две формы: консультативную и партисипативную.
Партисипативная предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах (и тогда они отвечают тем же), всегда их выслушивают, используют все конструктивные предложения; в условиях же консультативной формы привлекают множество людей к постановке целей и контролю над их исполнением.[34]
Демократический стиль приемлем в ситуации, если:[35]
• работа считается естественной обязанностью;
• сотрудник способен к самоуправлению;
• стремится к ответственности;
• наделен чувством рационализма;
• проявляет стремление к труду[36]
Руководитель, управляющий в демократическом стиле, придерживается содержания теории «Y», также разработанной Д. Мак-Грегором. Согласно ей работа является желанной для большинства сотрудников; они способны к целеустремленности и самоконтролю, самостоятельному определению стратегии достижения целей.[37]
Демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием работников в управлении, при этом ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Демократический стиль предусматривает инструкции в форме предложений, не сухую речь, а товарищеский тон, похвалу и порицание — с учетом мнения коллектива. Мероприятия в коллективе планируются. Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. Позиция руководителя внутри группы, т.е. руководитель ведет себя как один из членов группы; каждый сотрудник может при нем свободно выражать свои мнения по разным вопросам. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Что способствует восприятию достижения целей организации как своих собственных. Такое взаимодействие руководителя и подчиненных можно определить как сотрудничество.[38]
Демократический стиль, который называют еще кооперативным, применяют уверенные в себе руководители, доверяющие подчиненным, контролирующие не их, а результаты.[39]
Однако демократический стиль руководства не при всех условиях применим. Как правило, он успешно срабатывает при следующих условиях:
· стабильном, устоявшемся коллективе;
· высокой квалификации работников;
· наличии активных, инициативных, нестандартно думающих работников (пусть даже и в небольшом количестве);
· неэкстремальных производственных условиях;
· возможности осуществления весомых материальных затрат[40]
Демократическое управление требует от руководителя умения говорить с людьми и убеждать их, что дано далеко не каждому. Вместе с тем отсутствие такого таланта вовсе не означает, что человек вообще не может быть руководителем или следует применять авторитарный стиль. В таком случае для управления предприятием используется не демократический стиль в чистом виде, а его разновидность, которая получила название корпоративного стиля.[41]
Для корпоративного стиля руководства и управления характерно тесное взаимодействие руководителя с подчиненными, при этом руководитель сам передает подчиненным часть своих полномочий по принятию решений. Управляя сотрудниками, руководитель намеренно включает их в процессы выработки и принятия решений, за которые он несет ответственность. Распределение выполняемых функций и обязанностей в производственной группе осуществляется с учетом уровня компетентности каждого из ее членов. Особый акцент в своей работе руководитель делает на возможности реализации личных и профессиональных интересов сотрудников, при этом доверие выступает необходимой базой сотрудничества и является непременным условием работы. Признавая профессиональные способности подчиненных, а также то, что он сам не может все знать и охватить, руководитель контролирует только конечный результат работы, допуская самоконтроль в ходе ее выполнения. Главным средством управления предприятием выступает информация. Руководитель не только подробно информирует сотрудников о том, что непосредственным образом влияет на выполнение задачи, но и сообщает другую информацию, которая тоже может быть полезна при ее выполнении[42].
Ориентированный на подчиненных стиль руководства близкий к демократическому, способствует повышению производительности, поскольку дает простор творчеству людей, повышает их удовлетворенность, привлекателен. Его применение снижает прогулы, травмы, текучесть, создает более высокий моральный настрой, улучшает взаимоотношения в коллективе и отношений подчиненных к руководству.[43]
Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но ее качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже.[44]
Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический — сложными, где на первое место выступает качество.[45]
Итак, к основным достоинствам демократического стиля управления относятся: стимулирование проявления личной инициативы, раскрытие творческого потенциала сотрудников; быстрое и эффективное решение нешаблонных задач; использование психологических механизмов для мотивации сотрудников; создание благоприятной моральной и трудовой атмосферы в коллективе. Однако демократический стиль будет эффективен в том случае, если предприятие стабильно функционирует и вероятность возникновения экстремальной ситуации, требующей принятия быстрого и, может быть, жесткого решения сведена к минимуму. Кроме того, если в коллективе нет прежде всего инициативных, нестандартно думающих и действующих работников, то руководство в демократическом стиле нецелесообразно и требуются авторитарные методы руководства[46]
Руководитель здесь в основном информирует подчиненных об их обязанностях, задачах, определяет, как их нужно решать, распределяет обязанности, утверждает планы, устанавливает нормы, контролирует.
Обычно руководители используют либо демократический, ориентированный на человеческие отношения, либо авторитарный, ориентированный на работу и стили.[47]
Однако демократический стиль руководства не при всех условиях применим. Как правило, он успешно срабатывает при следующих условиях:
· стабильном, устоявшемся коллективе;
· высокой квалификации работников;
· наличии активных, инициативных, нестандартно думающих работников (пусть даже и в небольшом количестве);
· неэкстремальных производственных условиях;
· возможности осуществления весомых материальных затрат.[48]
Там же, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль руководства.[49]
Стили руководства
Стиль руководства — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и забота о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи — все это отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера (см. 6 стилей управления).
Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управленец — это уникальная личность. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории.
При либеральном стиле — минимальное участие руководителя. Подчиненным дается почти полная свобода в определении своих целей и контроля за своей собственной работой. Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы; никаких полномочий группе не делегируется. Демократическое руководство характеризуется распределением власти и участием работников в управлении; ответственность не концентрируется, а распределяется.
Понятие
Что такое власть? Это управление людьми и воздействие на них с помощью личного влияния. Есть стандартное определение власти в менеджменте. Оно подразумевает целенаправленное воздействие на людей, которое меняет их отношение к работе, мобилизует силы, заставляет сотрудников работать на своей предельной мощности. Сложно ли это дается человеку? Персона, которая обладает лидерскими качествами, может вести за собой последователей без особого труда. Человек может с помощью внушения и убеждения направить деятельность коллектива в нужное для компании русло. Содержание и понятие «власть» довольно субъективно для каждой конкретной области. В компаниях применяются всевозможные приемы для улучшения работы. Кто-то предпочитает использовать метод кнута, а кому-то ближе метод стимуляции с помощью пряника. Наилучших результатов достигает руководитель, который умеет совмещать два подхода.
Современные тенденции в развитии политического лидерства
В современном мире роль политических лидеров меняется, и это связано с целым рядом тенденций:
-
Институционализация политического лидерства означает, что отбор руководителей и их деятельность осуществляются в рамках определенных социальных институтов — это ведет к снижению роли личности.
-
Профессионализация политического лидерства значит, что лидерами являются профессиональные политики — специалисты в области управления и коммуникаций.
-
Концентрация лидеров на экономических и социальных проблемах — одним из главных показателей успешности власти сегодня является рост благосостояния населения.
-
Меньшая вероятность появления «выдающихся» лидеров. Разделение властей и ограничение сроков пребывания у власти ведут к тому, что отдельные люди имеют меньше шансов сыграть большую роль в политических процессах.
Функции политического лидера. Зачем он нужен?
Общество нуждается в политических лидерах, поскольку поручает им ряд важных функций:
-
Определение и формулирование интересов различных социальных групп. Программная функция
-
Объединение и согласование различных интересов. Интегративная функция
-
Выработка политического курса, постановка задач и целей. Ориентационная функция
-
Определение методов осуществления поставленных задач, принятие оптимальных политических решений. Инструментальная, управленческая функция
-
Создание стимулов для населения, чтобы вызвать необходимые изменения, мобилизация общественных сил. Мобилизационная функция
-
Контакты и взаимодействие с различными группами, слоями населения, организациями. Коммуникативная функция
-
Разработка новых политических программ, планов развития, реорганизация политических структур. Новаторская функция
-
Защита населения от произвола, нарушения прав и свобод. Гарантирование справедливости, законности и порядка. Защитная функция
-
Легитимация политического строя
Типы политического лидерства
Политические лидеры бывают самыми совершенно разными — от средневекового монарха до лидера массового движения пацифистов. Поэтому используются разные классификации политического лидерства.
Например, по видам институциональности лидерство можно разделить на формальное (в рамках официальных организаций) и неформальное (на основе личных отношений).
По характеру деятельности лидерство бывает универсальным, когда лидерские качества проявляется постоянно, и ситуационным, когда они проявляются лишь при некоторых обстоятельствах.
По идеальным типам господства или легитимности лидерство делят на традиционное, легальное и харизматическое:
-
Традиционное лидерство опирается на силу традиции, верность существующим образцам. Пример традиционного лидерства — наследственная власть в монархических государствах.
-
Легальное лидерство опирается на силу закона. Пример легального лидерства — власть законно избранного президента.
-
Харизматическое лидерство опирается на уникальные личные качества лидера (точнее — на веру людей в уникальность этих качеств). Пример харизматического лидерства — власть вождя революции, такого как Владимир Ильич Ленин.
По модели поведения лидерство бывает агитационное, организационное или теоретическое. По цели воздействия на общество — консервативное, реформаторское или революционное.
По стилям, способам взаимоотношений с подчиненными лидерство можно разделить на демократическое, авторитарное и невмешивающееся.
По масштабам лидеры могут быть общенациональными, классовыми или групповыми.
Политическая элита. Функции и признаки политической элиты
Маргарет Херманн подразделяет лидеров по имиджу на знаменосцев, служителей, торговцев и пожарных.
- «Знаменосцы» стремятся к некой высокой цели, к изменению политической системы.
- «Служители» выражают интересы своих приверженцев, группы.
- «Торговцы» убеждают людей, умеют «продавать» свои идеи.
- «Пожарные» откликаются на текущие события и экстремальные ситуации, насущные требования момента.
В реальной жизни политические лидеры умеют чередовать и сочетать эти образы друг с другом, представая то в образе спасителя, то в образе торговца, то в виде выразителя народных интересов.
Что такое политическое лидерство? Кто такой политический лидер?
Политическое лидерство — это процесс взаимодействия между людьми, где наделенные властью люди легитимно влияют на общество или часть общества, которая отдает им ряд своих политических и властных полномочий.
Простыми словами, лидерство — это способность одного человека заставлять других что-либо делать.
Примерами политических лидеров могут служить президент, глава политической партии, вождь революции, неформальный руководитель общественного движения и т.п.
В современном мире политический лидер не может влиять на людей непосредственно — это слишком масштабная задача. Поэтому у любого лидера есть помощники, доверенные лица, он использует средства массовой информации и пропаганду.
Лидер заинтересован, чтобы его поддерживало как можно больше людей.
Что такое политическое участие. Формы политического участия граждан
Стили власти
В менеджменте формы власти и влияние, оказываемое на подчиненных, зависят от того, какой стиль руководства выбрал менеджер.
- Стиль руководства. Руководитель берет на себя полную ответственность за то, что делают его сотрудники. Менеджер всегда в курсе всех задач компании, он осведомлен о сроках сдачи каждого конкретного проекта. Руководитель самостоятельно выбирает способ воздействия на сотрудников. При выполнении одной задачи менеджер может вознаграждать работников, а за выполнение других обязанностей – лишать работников какой-то привилегии. Гибкий подход к руководству имеет самые хорошие результаты, но лишает сотрудников стабильности, так как они не знают, чего ждать от следующего проекта.
- Стиль подчинения. В этом случае сотрудники выполняют четко регламентированные задачи. Вне зависимости от проекта работники будут уверены в завтрашнем дне. Люди смогут планировать свое будущее в компании, свою карьеру. Сотрудники знают, какие привилегии им принесет работа на износ, а также будут в курсе, что им будет грозить за просрочку проекта или же за опоздание.
Минусы власти
Понятие и виды власти в менеджменте были разобраны выше. Человек, который занимает руководящую должность, имеет не только плюсы фривольной жизни, но еще и множество минусов. Какие они бывают?
Ответственность. Руководитель всегда несет ответственность не только за свои действия, но и за деятельность своих подчиненных. Менеджер должен быть готов к тому, что его могут осудить за ошибки, которые он не совершал. Любой сбой на производстве считается виной руководителя
И неважно, что на самом деле виноват подчиненный, который не смог должным образом справиться со своими обязанностями. Сложно найти гармонию между всеми областями жизни
Человек, который занимает высокую должность в руководстве компании, часто не может найти баланс между своей личной и рабочей деятельностью. У персоны может не хватать времени на развлечения, на путешествия или же на общение с близкими людьми. Одиночество. Хорошие руководители, так же как и хорошие учителя, должны посвящать все свое время работе. У таких людей редко есть семья и дети. А если семья есть, то она редко видит дома высокопоставленного человека. Постоянные стрессы. Ответственность заставляет человека сильно нервничать. По этой причине хорошие руководители могут занимать ответственную должность не более 10 лет. После этого срока у них начинают сдавать нервы и нередко ситуация доходит до психического расстройства.
Навыки руководителя
Правильное руководство персоналом означает, что хороший руководитель:
- ведет за собой других (приспосабливается к восприятию работы, выполненной другими);
- может организовывать (придерживаться расписания дня);
- может стимулировать работников к труду (является “тренером” позитивного типа);
- инициативный, может сам принимать решения;
- настойчивый — добивается результатов.
Основа для хороших отношений руководителя с подчиненными
- давать работникам знать, как у них продвигаются дела;
- заинтересовывать работников, когда это необходимо;
- заранее рассказывать об изменениях, которые их касаются;
- использовать наилучшие способности каждой личности.
Заповеди для менеджера (Дорри Джакобс)Менеджер
Черты политического лидера
Быть политическим лидером может не каждый. Для этого необходим целый ряд черт, к которым относятся:
-
Наличие политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп
-
Политическая воля — готовность брать на себя ответственность за политические решения
-
Популярность, умение завоевывать симпатии людей
-
Сообразительность и политическая интуиция
-
Организаторский талант
-
Ораторские способности
Все перечисленное не означает, однако, что лидер будет действовать в интересах большинства населения, что его решения будут правильными и полезными. Это лишь предпосылки, которые позволяют стать лидером.
Формы власти
В практике менеджмента можно выделить шесть основных форм власти:
Основные формы власти
Власть принуждения предполагает использование различных форм взысканий по отношению к лицам, допускающим нарушения установленных правил, норм и нормативов. Исполнитель верит, что начальник имеет возможность применить наказание таким образом, что это помешает удовлетворению его какой-то насущной потребности. Такая власть реализуется в основном из-за страха: увольнение с работы, понижение в должности, снижение зарплаты и др. Власть, основанная на законном принуждении или возможности его применения, является административной.
Власть, основанная на вознаграждениях — исполнитель верит, что начальник имеет возможность удовлетворить насущную потребность. Этот тип власти предполагает воздействие через порождение положительных эмоций. На практике используют широкий спектр вознаграждений: разнообразные формы доплат к основной ставке, моральное стимулирование, предоставление возможностей в повышении квалификации, продвижении по службе и др. Для активного воздействия на поведение и деятельность подчиненных необходимо знать их потребности, ценностные ориентации, а также отношение к отдельным видам вознаграждений и взысканий.
Законная власть — исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказы, и его долг — подчиняться им. Законную власть очень часто называют традиционной властью. Законная власть бывает действенной тогда, когда подчиненный выполняет указания руководителя только потому, что он находится на более высоком уровне организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Законная власть базируется на использовании властных полномочий, которые зависят от места в иерархии менеджмента, авторитета лидера.
Экспертная власть — исполнитель верит, что руководитель обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность. Экспертная власть базируется на осуществлении экспертизы, при помощи которой оценивают действия других, их знания, мастерство, что помогает достичь успеха, поскольку подчиненные верят в высокий профессионализм руководителя. Экспертная власть основана на признании окружающими наличия у индивида недоступных им специальных знаний.
Эталонная власть — характеристики или свойства руководителя столь привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как он. Эталонная власть заключается в использовании влияния лидера благодаря наличию у него определенных характеристик и свойств, которые охотно перенимаются подчиненными, стремящимися быть такими, как лидер. При наличии чувства дружбы к руководителю, подчиненные с энтузиазмом выполняют распоряжения и более лояльно относятся к нему. Такую власть еще называют харизматичным воздействием (харизма (греч.) — божий дар, исключительность).
Информационная власть — это власть, результаты которой зависят от доступа и контроля над распорядительной ситуацией об организационных операциях и будущих планах. Информационная власть основана на том, что координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью позволяют человеку или группе людей влиять на других. Поэтому условием эффективного менеджмента является разработка и внедрение научно обоснованной информационной системы в каждом подразделении предприятия.
Перечисленные типы власти могут вызвать у подчиненных различные уровни мотивации относительно исполнения обязанностей. Подчиненные могут рассматривать указания лидера как обязательные, реагировать на них положительно, или, наоборот, воспринимать их безразлично или даже с сопротивлением.
Авторитет
Авторитет — является важнейшим фактором личного влияния.
Авторитет – это заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе.
Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами.
В это смысле следует различать два источника (статуса) авторитета:
- официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус);
- реальный – фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).
Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху. В результате появляется мнимый или ложный авторитет (псевдоавторитет).Различают следующие виды псевдоавторитета:
- авторитет расстояния (руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он дистанциируется от подчиненных и держится с ними официально);
- авторитет доброты — “всегда быть добрым”: таково кредо данного руководителя (доброта снижает требовательность);
- авторитет педантизма (менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненным, тем самым сковывая их творчество и инициативу);
- авторитет чванства (руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои большие и мнимые заслуги);
- авторитет подавления (руководитель прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных, он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность).
Правильное формирование и укрепление авторитета менеджера способствует и укреплению конфликтами и стрессами.
Руководитель организации — человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель — влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.
Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Влияние — это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Один человек может влиять на другого с помощью одних лишь идей.
Как эффективно использовать влияние?
- Потребность, к которой апеллируют, должна быть активной.
- Человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения — в той или иной степени — какой-то потребности.
- Человек, на которого влияют, должен считать достаточно высокой вероятность того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению потребности.
- Человек, на которого влияют, должен верить, что его или ее усилие имеет хороший шанс оправдать ожидания руководителя
Власть — это возможность влиять на поведение других.
В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей, как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.
Власть подчиненных. В некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.
Рис. 16.1. Балансирование власти руководителей и подчиненных
Власть может принимать разнообразные формы. Согласно классификации основ власти, имеется пять основных форм:
- Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.
- Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.
- Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность.
- Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.
- Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или ее долг — подчиняться им. Он или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной властью. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми.
Рис. 16.2. Модель влияния руководителя на подчиненного
Харизма — это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении.
Некоторые характеристики харизматических личностей:
- обмен энергией;
- внушительная внешность;
- независимость характера;
- хорошие риторические способности;
- восприятие восхищения своей личностью;
- достойная и уверенная манера держаться.
Влияние через разумную веру осуществляется следующим образом. Исполнитель представляет, что влияющий обладает особым экспертным знанием в отношении данного проекта или проблемы. Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя.
Таблица 16.1
Сравнение различных методов влияния
Методы |
На что влияет |
Плюсы |
Минусы |
Методы, используемые при личном общении |
|||
Источник власти, основанной на обязанности |
Поведение в пределах зоны, которую другой считает законной в свете своих обязанностей |
Быстрота; не требует затрат ресурсов |
Если просьба за пределами зоны, |
Использование власти, основанной на предполагаемой компетенции |
Отношения и поведение в пределах зоны предполагаемой компетенции |
Быстрота и не требует затрат ресурсов |
Если просьба за пределами зоны, |
Использование власти, основанной на отождествление с руководителем |
Отношение и поведение, не противоречащее идеалам, лежащим в основе отождествления |
Быстрота; не требует затрат и ограничений ресурсов |
Ограничен влиянием не противоречащим идеалам, которые лежат в основе отождествления |
Использование власти, основанной на представлении о зависимости |
Широкое разнообразие видов поведения, которое может быть управляемым |
Быстрота; может быть действенным в тех случаях, когда другие методы не действуют |
Предполагает к ответному удару, очень рискованно |
Использование власти, основанной на принуждении и представлении о зависимости |
Широкое разнообразие видов поведения, которое может быть легко управляемым |
Быстрота; может быть действенным в тех случаях, когда другие методы не действуют |
Предполагает к ответному удару, очень рискованно |
Использование убеждения |
Широкий диапазон отношений и видов поведения |
Может производить внутреннюю мотивацию, которая не требует управления; не требует власти или расходования ограниченных ресурсов |
Может требовать много времени, нужен слушатель |
Сочетание различных методов |
Зависит от точности сочетания |
Может быть более действенным или менее рискованным, чем использование какого – то другого метода |
Более дорогостоящий подход, чем какой-то один метод |
Косвенные методы |
|||
Манипулирование окружением другого человека, используя один или все прямые методы |
Широкий диапазон отношений и видов поведения |
Может дать результат, когда не срабатывают простые методы |
Может потребовать много времени, сложен для использования, рискованный, если часто использовать |
Изменение сил, которые воздействуют на индивидуума – правил формальной и неформальной организации, технологий, имеющихся ресурсов, объявленных целей организации |
Широкий спектр отношений и видов поведения на непрерывной основе |
Имеет непрекращающееся влияние, а не одноразовый эффект. Может иметь сильное воздействие |
Часто требует проявления значительной власти для достижения цели |
Страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям.
Недостаточно иметь власть: она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе, направленной на достижение целей организации, т.е. руководителю необходимо быть лидером.
Стиль руководства — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
Подход с позиции личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Некоторые из этих изученных черт — это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе. Но, человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Каждый руководитель вырабатывает определенный стиль и подход к руководству.
Различают:
- поведенческий подход. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход сосредоточил внимание на фактическом поведении руководителя, желающего побудить людей к достижению целей организации;
- ситуационный подход. Ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию. Руководитель — лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях;
- автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных. Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы; никаких полномочий группе не делегируется;
- демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным. Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении; ответственность не концентрируется, а распределяется;
- либеральный руководитель дает почти полную свободу в определении своих целей и контроле за своей собственной работой. Либеральное руководство характеризуется минимальным участием руководителя; группа имеет полную свободу принимать собственные решения.
Рис. 16.3. Стили руководства
Руководитель, ориентированный на работу, также известный как руководитель, сосредоточенный на задаче, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждения для повышения производительности труда.
Руководитель, сосредоточенный на человеке, делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда. Первейшей заботой руководителя, сосредоточенного на человеке, являются люди.
На основании своих исследований Рэнсис Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека.
Рис. 16.4. Стили лидерства Лайкерта
Поведение руководителя, классифицированное по структуре внимания к подчиненным
Структура
- Распределяет производственные роли между подчиненными.
- Расписывает задания и объясняет требования к выполнению.
- Планирует и составляет графики работ.
- Разрабатывает подходы к выполнению работ.
- Передает свое беспокойство о выполнении задания
- Внимание к подчиненным
- Участвует в двустороннем общении.
- Допускает участие подчиненных в принятии решений.
- Общается в одобрительной и неугрожающей манере.
- Дает возможность людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой
Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как:
- Ведущий, руководитель;
- Корабль, возглавляющий группу, караван судов;
- Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании;
- Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером).
В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.
Лидерство (англ. Leader) — управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания.
Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
- проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
- достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
- уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время
Отличие лидера от менеджера
Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные.