Руководство группой в колледже

 «Деятельность руководителя учебной группы колледжа».

Преподаватель химии и биологии

Уссурийский филиал  КГБ ПОУ
«ВБМК»

 Яцкова Н. П.

Обучение
в среднем специальном учебном заведении, принятие новой социальной роли (студента)
– наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной
самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно
в этот период происходит первая встреча студента с психологической средой,
которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит
взаимодействовать все годы обучения.

Обучающийся
представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны, он под
влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее, а с
другой – его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко
снизились. Он с легкостью пропускает теоретические, практические и лабораторные
занятия и даже производственную практику. Поэтому одна из самых важных и
первоочередных задач куратора группы  – убедить обучающегося, что на
сегодняшний день самое главное для него – учеба и получение выбранной
профессии. Необходимо именно на первых курсах пробудить у обучающихся интерес к
учебе: для этого им надо показать интересные стороны как отдельных
предметов, так и будущей профессии в целом.

Несмотря
на то, что в среднее профессиональное учебное заведение студент приходит уже в
определенной степени сформировавшейся личностью, общими функциями куратора
являются: организационная, информативная, коммуникационная, контролирующая, творческая.

Первое
знакомство куратора со студентами в нашем колледже проходит в День Знаний.
Делаются первые намётки плана работы куратора, с учётом высказанных студентами
предложений. Куратор помогает в формировании актива группы и органов
студенческого самоуправления. Именно куратор является первичным звеном, кто
несёт ответственность за своевременность и достоверность получения студентами
информации о правилах внутреннего распорядка, правах, обязанностях студента,
традициях колледжа, кружках и клубах по интересам, общественных организациях.

Важной
является работа куратора по контролю за успеваемостью и посещаемостью и
возможностью их корректировки на основе взаимодействия с преподавателями и
администрацией, а так же родителями студентов. На основании такого контроля и
его анализа, где большую помощь куратору оказывает староста, проводятся кураторские
часы в группе, а результаты текущей успеваемости и итоги аттестации доводятся
до сведения родителей ежемесячно. Выполняя коммуникационную функцию, куратор
обеспечивает и поддерживает в коллективе группы благоприятную психологическую
атмосферу, влияет на формирование межличностных отношений среди студентов
группы. Творческая функция куратора направлена на подготовку и проведение
группой внеучебных мероприятий.

Общепринято мнение, что
куратор необходим только на первых курсах с целью помощи в адаптации
первокурсников к обучению в колледже. Однако это не так.  Роль куратора группы
важна в период всего обучения в колледже и выделят несколько  типов куратора:

1.  
Куратор – «информатор».
Куратор предполагает, что его единственной задачей является своевременная
передача необходимой информации обучающимся (о расписании, о медосмотре, о
каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы,
считая обучающихся взрослыми и самостоятельными.

2.  
Куратор – «организатор».
Куратор считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких либо
внеучебных мероприятий (вечера, походы в кинотеатр и т.д.) В свои обязанности
он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за
происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их
разрешение.

3.  
Куратор – «психотерапевт».
Куратор очень близко к сердцу принимает личные проблемы обучающихся, готов
выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом. Он очень
много личного времени тратит на психологическую поддержку обучающихся,
устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, т.к.
круглые сутки предоставлен подростковым проблемам.

4.  
Куратор – «родитель». Куратор
берет на себя родительскую роль в отношении обучающихся. Он излишне их
контролирует, нередко лишает инициативы. Берет на себя ответственность решать
семейные и личные дела обучающихся, но не с точки зрения психологической
поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его
решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории и в своих отношениях
с обучающимися они ссылаются на свой жизненный опыт.

5.  
Куратор – «приятель». Куратор заинтересован
в том, чем живет группа, он старается принимать участие во многих групповых
мероприятиях. Обучающиеся принимают куратора как члена группы, он пользуется
уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в
необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов
относятся молодые преподаватели, выполняющие эту роль.

6.  
Куратор – «беззаботный обучающийся».
Куратор, не считает необходимым выполнять какие — либо обязанности. Он только
формально считается куратором, нередко не представляя себе даже его
закреплённую группу и чем она живет. 

7.  
Куратор – «администратор». Куратор
своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках
обучающихся, ведет учет посещаемости, передает обучающимся требования администрации
колледжа. Выполняет в основном контролирующую функцию, в отличие от
куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной заинтересованности и
включенности в интересы студенческой группы.

Личность обучающегося —
целостная самоорганизующаяся система, более устойчивая, чем личность школьника,
однако считать личность обучающегося законченной формой рано, она нуждающуюся в
управлении со стороны педагогов, т.к. многие качества  продолжают возникать и
развиваться. У многих обучающихся психологический возраст намного отстает от
физиологического. Это проявляется, например,  в том, что студент не всегда
осознает ответственность за собственную жизнь, он склонен попадать под влияние
других людей.

Кураторство
предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым.
Однако, на протяжении обучения в ссузе эта поддержка может носить разную
степень вовлеченности в жизнь студента, т.к. на первом курсе необходима помощь
в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении.
Но студенческая группа, как на первом, так и на последующих курсах, состоит из
студентов разного психологического возраста и, следовательно, разного уровня
ответственности и в отношении к собственным жизненным выборам.
Таким
образом, куратор группы – это профессиональная роль, связанная с педагогической
поддержкой обучающихся как взрослых, так и несовершеннолетних.

Необходимо
помнить, что одна из главных целей социально-педагогического процесса состоит в
том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, способного в
будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому
контроль и наблюдение за учебной и общественной жизнью студентов должен идти по
убывающей – с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор
целенаправленной активности молодого человека.

Список
Литературы:

1.       
Е.Н. Васильевеа,  В.А. Сердюк, С.Е Карпова
«Куратор-организатор воспитательного процесса в группе» //Образование и
воспитание. – 2018.- №4 (19). – С. 47-48

2.       
Е.П. Заплетина «Роль куратора в воспитательном
процессе учебного заведения» //образовательная социальная сеть
nsportal.ru/ 02/01/2021

3.       
И.С. Винограденко «Роль куратора в современных
условиях среднего профессионального образования»» // Международный
педагогический портал Солнечный свет. 19.11. 2016

4.       
Н.В Романченко «Роль куратора в воспитательном
процессе в условиях колледжа» // Инфоурок 10.01.2019

5.       
О. В. Маркина «Совместная практика работы
психолога и куратора» // Мультиурок. 19.01.2017

После поступления первокурснику предстоит столкнуться с множеством новых понятий: коллоквиум, аудитория, сессия и т. д. Вместо учителей в университете работают преподаватели, а вместо классного руководителя группе назначается куратор. Мы поможем разобраться в том, кто этот человек и что входит в обязанности куратора студенческой группы.

Быстрее войти в ритм студенческой жизни помогут советы, которые получают подписчики нашего телеграм-канала. А еще они первыми узнают о конкурсах и акциях.

Кто такой куратор учебных групп

Куратор группы в вузе или техникуме — это аналог классного руководителя в школе, просто его подопечные взрослее и самостоятельнее.

Куратор — это один из преподавателей, который выполняет роль связующего звена между руководством кафедры, факультета или вуза и студентами группы.

Он тесно сотрудничает со старостой группы, передает необходимую информацию. Зато, в отличие от школы, он практически не общается с родителями студентов (только если они сами проявят инициативу).

Другое название куратора — руководитель академической группы.

Куратор группы в университете

Одна из основных задач куратора группы студентов — помочь первокурсникам адаптироваться в вузе и влиться в учебный процесс:

  • ознакомить с расписанием;
  • показать, где находятся кафедра и аудитории;
  • рассказать, как проходит сессия.

К нему можно обратиться с любым вопросом, который касается учебной деятельности.

Куратор группы в колледже

Функции куратора учебной группы в колледже похожи: он тоже помогает поступившим влиться в учебный процесс. Но поскольку его подопечные еще несовершеннолетние, уровень ответственности выше. Он старается контролировать их успеваемость и, в крайнем случае, может связаться с родителями. Обычно это происходит, если студент начал пропускать пары без уважительной причины или его оценки резко снизились.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Куратор группы в колледже

Хорошо, когда куратор  — наставник и друг

Функции куратора студенческой группы

В большинстве вузов и колледжей действует специальное положение, в котором перечислены обязанности куратора студенческой группы. Вот основные из них.

  1. Участие в собраниях группы.
  2. Помощь в организации учебного процесса группы (вплоть до изменения расписания).
  3. Контроль за посещаемостью и успеваемостью.
  4. Организация воспитательной работы.
  5. Дежурство в общежитиях, где живут студенты группы.
  6. Организация взаимодействия между администрацией и студентами группы.
  7. Извещение о разнообразных конкурсах и мероприятиях в вузе.
  8. Помощь в организации учебной, производственной, преддипломной практики.
  9. Организация культурно-развлекательных мероприятий (экскурсии, посещение театров и выставок, поездки и пр.).
  10. При необходимости — взаимодействие с родителями.

Обратите внимание: если куратор плохо справляется с обязанностями, не общается со студентами и игнорирует их просьбы, группа имеет право написать коллективное заявление с просьбой его заменить.

Кроме куратора группы у студента есть и другие помощники. Например, сервис помощи студентам. Его эксперты проконсультируют и помогут подготовить любую учебную работу.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Кто такой куратор — старший товарищ или контролирующий «родитель»? Зачем он нужен студенту? Можно ли его поменять, если он не справляется со своими обязанностями? Давайте разбираться.

Куратор группы в университете или колледже — кто это такой

Слово «куратор» произошло от латинского curator, что в переводе означает «попечитель» — человек, который опекает кого-либо, присматривает, наблюдает. В современных реалиях наиболее подходящим синонимом для определения сущности кураторской деятельности является «наставник». Аналогом может служить воспитатель для дошкольников и классный руководитель для учеников школы.

Он является посредником между вузовской жизнью и учащимися, занимается академическим руководством группы, а также внеучебной студенческой деятельностью, связанной с университетом или техникумом. Для студента куратор является уважаемым человеком, к которому можно обратиться за советом, помощью. Назначает его заведующий кафедрой из числа ответственных преподавателей.

Должность это нелегкая, и далеко не у каждого есть к ней призвание. Если куратор не справляется со своими обязанностями, относится к ним халатно, группа может написать заявление на имя декана с просьбой назначить другого преподавателя на эту должность, указав объективные причины. Желательно самим найти такого преподавателя и заранее заручиться его согласием.

Среди обязанностей куратора:

  1. Ознакомиться с личными делами подопечных, найти к каждому индивидуальный подход.
  2. Помочь адаптироваться к студенческой жизни, ввести в курс особенностей учебного процесса.
  3. Прививать учащимся здоровый образ жизни, включая отказ от алкоголя, табака и прочих наркотических средств.
  4. При необходимости общаться с родителями учащихся. Быть в курсе их семейного положения, состояния здоровья и жилищно-бытовых условий.
  5. Знать об интересах студентов, их склонностях, индивидуальных особенностях.
  6. Заботиться о психологическом климате в группе.
  7. Помогать проживающим в общежитии с безболезненной адаптацией к новым социальным условиям, посещать общежитие по установленному графику.
  8. Оказывать необходимую помощь студентам не только в рамках учебной деятельности, но и по другим направлениям вузовской жизни.
  9. Помогать с организацией учебной, производственной и преддипломной практики.
  10. Периодически (дважды в месяц) устраивать собрания группы по насущным вопросам, связанным с учебным процессом, организационными моментами, дисциплиной, участием студентов в культурно-массовых, спортивных мероприятиях и др.
  11. Обсуждать с подопечными их текущую успеваемость и итоги промежуточной аттестации.
  12. Контролировать успеваемость и посещаемость студентов курируемой группы, отслеживать их учебную деятельность в течение семестра с целью внесения корректив и оказания необходимой помощи.
  13. Взаимодействовать с преподавателями и администрацией вуза и по вопросам учебной работы подопечных. Сообщать им о достижениях студентов и об их нуждах.
  14. Участвовать в мероприятиях курируемой группы и всего факультета.
  15. Организовывать в рамках группы с целью ее сплочения культурные и познавательные мероприятия (поездки, экскурсии, культпоходы в театр, кино, на выставки, турпоходы).
  16. Вместе со студенческой группой составлять планы по воспитательной, культурно-просветительской и учебно-методической работе.
  17. Вести кураторский журнал. Составлять семестровые отчеты о проделанной работе.
  18. Выстраивать взаимоотношения с подопечными студентами, с выбранными ими органами самоуправления на основе уважения, равноправия, сотрудничества.

Куратор

Источник: kpfu.ru

Функции куратора студенческой группы

Задача современного высшего и среднего профессионального образования — не только дать студентам знания, навыки, умения, но и направить формирование личности молодого человека в нужное русло, в сторону самоопределения и раскрытия его творческого потенциала.

Выпускники колледжей и университетов должны быть компетентными не только профессионально, но и социально: обладать развитым чувством ответственности перед обществом, стремиться созидать на благо человечества.

Сегодняшнее студенчество, в отличие от поколения их родителей, обладает гораздо большей независимостью и свободой. Оно более образованно в плане современных технологий (в первую очередь, информационных). Но за счет снижения интереса к чтению высокохудожественной литературы и в целом к историко-культурному наследию, уровень культуры (а иногда и общеобразовательной подготовки) молодого поколения во многом стал ниже.

Поступив в вуз или техникум, некоторые первокурсники считают для себя допустимым пропускать лекции или практические занятия, не осознавая все последствия подобных поступков.

Задача куратора в этой ситуации — объяснить студентам, что их первоочередной обязанностью является учебная деятельность. Рассказывая первокурсникам об их будущей специальности, о предметах, которые предстоит изучать, он должен их заинтересовать, мотивировать на учебу.

Основные функции куратора:

  1. Административная. Сюда относится решение вопросов об избрании или переизбрании старосты и прочего актива группы, контроль за их деятельностью. Контроль за успеваемостью учащихся, посещением занятий, что особенно актуально на первых курсах.
  2. Организаторская. Планирование и проведение различных мероприятий курируемой группы (участие в празднике «Посвящение в первокурсники», в культпоходах, спортивных мероприятиях).
  3. Информационная. Ответственность за своевременное информирование студентов об имеющих к ним отношение учебных мероприятиях, а также внеучебных событиях, в которых они должны принять участие.
  4. Коммуникационная. Куратор выполняет роль посредника между студентами и административно-преподавательским персоналом учебного заведения, вносит предложения о поощрении отличившихся студентов. Отстаивает интересы своих подопечных.
  5. Лидерская. Он выступает в роли формального лидера группы, поддерживает благоприятный психологический климат в группе, выстраивает структуру отношений внутри. Участвует в жизни группы в качестве одного из ее членов. В зависимости от желания и имеющихся способностей может предлагать проведение собственных мероприятий, способствующих сплочению студенческого коллектива.
  6. Воспитательная. Проявляется в педагогической и психологической поддержке студентов со стороны авторитетного, опытного наставника, в прививании правил и норм морально-нравственного облика современного студента, в воспитании самостоятельности, ответственности за результаты учебной деятельности.

Добросовестно выполняя свои функции, куратор решает следующие задачи по формированию личности учащихся:

  • выработка у студентов навыков саморазвития и самообразования;
  • развитие активной гражданской позиции;
  • сплочение коллектива учащихся с целью создания условий для всестороннего развития каждого студента в группе.

Студенты

Источник: etu.ru

Особенности работы куратора в академических группах

Психосоциальное развитие личности молодых людей, поступивших сразу после школы, еще окончательно не завершено. Психологический возраст студента может не совпадать с физиологическим, отдельные его качества еще находятся в стадии формирования — не все учащиеся способны полностью брать ответственность на себя за свою жизнь, некоторые все еще склонны попадать под влияние других людей.

Поэтому многие из них нуждаются в грамотном управлении со стороны педагогов. На протяжении всего периода обучения поддержка со стороны наставника носит различный характер. На первом курсе важно помочь учащимся адаптироваться к новым условиям учебы и жизни. На старших курсах — помочь в научном самоопределении. Для каждого последующего курса особенности работы куратора будут видоизменяться.

Особенности работы куратора с первокурсниками

В первую очередь куратор знакомит студентов:

  • с историей и традициями учебного заведения;
  • с системой вузовского обучения, чем она отличается от школьной;
  • с учебной и внеучебной деятельностью факультета, с общим направлением деятельности вуза (колледжа);
  • с работой органов студенческого самоуправления;
  • с правилами пользования библиотекой;
  • с методами организации самостоятельной работы, правильным распределением труда и отдыха;
  • с правилами культурного поведения, принятыми в вузе.

Наставник с целью быстрейшей адаптации и воспитания первокурсников способствует:

  1. Привлечению студентов к участию в общественной деятельности (группы, курса, факультета, учебного заведения).
  2. Проведению профориентационной работы на протяжении всего первого года обучения.
  3. Организации тренингов личностного роста.
  4. Формированию сплоченной студенческой группы.
  5. Созданию благоприятных условий для жизнедеятельности группы.
  6. Развитию деловых качеств у студентов и их учебной активности.
  7. Формированию и укреплению высоконравственного, патриотического мировоззрения учащихся (организует тематические беседы, лекции).

Особое внимание куратор должен уделить работе со студентами, проживающими в общежитии. Эта категория учащихся впервые сталкивается с отсутствием родительской поддержки, с бытовыми, психологическими и социальными трудностями. Его цель в этой ситуации — оказать помощь в адаптации к университетской жизни, помочь наладить отношения с соседями по общежитию, с сокурсниками, решить жилищные и бытовые проблемы.

Из-за недостаточного понимания вузовской системы обучения или страха перед предстоящей сессией у первокурсников может возникать эмоциональная нестабильность, состояние повышенной тревожности. Таким учащимся надо оказывать дополнительную психологическую поддержку.

Куратор  студента

Источник: googleusercontent.com

Особенности работы куратора со старшими группами

Начиная со второго курса, после удачного прохождения адаптации, наставник уделяет внимание следующим вопросам:

  • активное включение группы в университетскую жизнь, развитие самоуправления, взаимодействия с другими группами и курсами;
  • стимулирование самостоятельных форм учебной деятельности студентов, их углубление и расширение;
  • привлечение студентов к научным исследованиям (участие в студенческих конференциях).

На третьем-четвертом курсах сюда добавляется:

  • участие в общественно-полезной деятельности вуза;
  • выявление сложившихся профессиональных интересов учащихся;
  • специализация НИР в зависимости от профессиональных наклонностей;
  • рекомендации для отдельной категории студентов, проявивших склонность к НИР, по переводу их на индивидуальные планы;
  • подготовка к летней производственной практике;
  • помощь в устройстве на практику.

На выпускном четвертом (пятом) курсе перед куратором стоят задачи:

  • помощь с выбором темы дипломной работы, с ее практической и научной направленностью;
  • поощрение творческой, самостоятельной составляющей в отношении учебной, научной, профессиональной деятельности;
  • посильное участие в трудоустройстве выпускников.

Каким должен быть хороший куратор

  1. Наставник воспринимает студентов как равных и на этой основе строит с ними взаимоотношения.
  2. Он прислушивается к мнению подопечных, учитывает его при принятии решений.
  3. Все возникшие недоразумения куратор старается уладить со студентами лично, относясь к ним как к взрослым. И только в случае крайней необходимости обращается за помощью к родителям учащихся.
  4. Он всеми силами старается встать на защиту своих студентов в деканате при решении различных учебных вопросов.
  5. Не уклоняется от неформального общения с подопечными во внеучебной обстановке, что помогает наладить с ними доверительные отношения.

Группа

Источник: kpfu.ru

Направления работы куратора

Разнообразие направлений кураторской работы логично вытекает из его функций:

  1. Доносить важную информацию до студентов. Куратор отвечает за явку подопечных на обязательные мероприятия (учебные, организационные, общественные). Сюда же относится информирование о зачетах и экзаменах, о смене расписания, об академических задолженностях. Он служит связующим информационным звеном между деканатом, администрацией учебного заведения и студентами.
  2. Заниматься административной работой. Сюда входит выбор старосты, который становится его «второй рукой», незаменимым помощником; контроль за учебной деятельностью студенческой группы (прогулы, опоздания, текущая успеваемость, своевременная сдача учебных работ).
  3. Представлять интересы своих подопечных перед администрацией.
  4. Организовывать вместе с группой различные мероприятия — спортивные, военно-патриотические, культурные, развлекательные. Это способствует сплочению дружного коллектива, воспитанию нравственности. Сюда же можно отнести профориентационную работу (знакомство с будущей профессией, экскурсии на предприятия, встречи с представителями профессии).
  5. Психологически поддерживать подопечных, помогать справляться с адаптацией к студенческой жизни, к новому учебному распорядку. Общаться с ними в неформальной обстановке. Быть мудрым советчиком и наставником. Улаживать конфликты внутри группы в случае их возникновения, а также между преподавателями и студентами.
  6. Заниматься воспитательной работой как со всей группой, устраивая тематические беседы во время регулярных собраний, так и при необходимости с отдельными учащимися. Уделять внимание проблемам студентов, проживающих в общежитии (в том числе жилищным, бытовым, материальным).
  7. В случае халатного отношения к учебе доносить до родителей информацию, чтобы совместными усилиями предотвратить академическую неуспеваемость и отчисление.

Роль куратора особенно значима на первом курсе, но потребность в наставнике может возникать и на старших курсах. Зачастую именно он за счет своего авторитета помогает успешно решить вопрос по поводу возникших академических проблем.

Вы также всегда можете обратиться к высококвалифицированным специалистам сервиса Феникс.Хелп, которые помогут качественно справиться с академическими задолженностями.

Опыт работы классного руководителя группы 3 ФК

Павловского филиала ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» Титовой Елены Владимировны 

Влияние наследственности и среды

корректируется воспитанием

В.В. Зельновский

В ХХI веке российское общество остро ощутило глобальный кризис, который охватил не только все социальные, производственные, политические, экономические и другие сферы, но и самого человека — его сознание, чувства, поведение. Новые исторические условия выдвинули ряд проблем, важность которых стала очевидна в воспитательной работе классных руководителей образовательных учреждений. В современной жизни молодежи наблюдается снижение общего уровня образованности и воспитанности, радикальное изменение ценностных ориентаций, безыдейность, негативное отношение к общественно полезной деятельности, безнравственное и асоциальное поведение, тяжелые социальные условия, толкающие подростков на преступления. И эти проблемы не случайны, так как сознание вступающего в жизнь молодого поколения, естественно, подвержено противоречиям и сомнениям.

В период снижения моральных норм и критериев, когда меняются сложившиеся нравственные ценности, растет преступность, сексуальное насилие, обесценивается человеческая жизнь, происходит резкое материальное расслоение граждан, ухудшение медицинского обслуживания, задача классного руководителя – построить правильно процесс воспитательной работы с подростками, которые пришли из школы в профессиональное образовательное учреждение с уже сформировавшейся жизненной позицией. Учитывая все проблемы, которые сложились в российском обществе и образовании, необходимо своевременно оказать юношам и девушкам содействие в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, помогающих сформировать общекультурные и профессиональные компетенции.  

Как бы ни была трудна деятельность классного руководителя, но, несомненно, она необходима студентам, поскольку основное структурное звено в колледже — это учебная группа, представляющая собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии студентов, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, создавать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности студентов в группе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

С сентября 2014 года по настоящее время являюсь классным руководителем группы студентов 3 курса специальности 49.02.01. «Физическая культура» (3 ФК). Общий стаж моей работы в качестве классного руководителя – 7 лет.

Известно, что в работе классного руководителя необходима систематичность и последовательность как залог успеха и результативности воспитательных воздействий. Исходя из этого, в Павловском филиале ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» мною была разработана система воспитательной работы «Олимпийские резервы», цель которой — сплочение и формирование активной, творческой, нравственно богатой личности на основе духовных и моральных ценностей, направленных на гражданское, патриотическое, спортивно-оздоровительное воспитание. Неотъемлемым качеством личности каждого человека должна быть толерантность, так как только толерантный человек, уважающий не только собственную позицию, но и точку зрения других, может жить и продуктивно работать в нашем постоянно изменяющемся мире. Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей воспитательной работы я определила воспитание у студентов толерантности.

В процессе создания и развития воспитательной системы мною были поставлены следующие задачи:

1 курс: изучить индивидуальные особенности каждого студента, помочь адаптироваться к новым условиям жизни, сплотить коллектив группы и сформировать межличностные отношения через толерантность;

2 курс: сформировать гражданское самосознание, адекватное отношение к общечеловеческим ценностям через создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных, профессиональных, творческих способностей каждого студента;

3 курс: развить индивидуальные способности каждого студента с учетом их интересов и имеющегося жизненного опыта для дальнейшего успешного освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Физическая культура»;

4 курс: выпустить во взрослую жизнь специалиста, владеющего общекультурными и профессиональными компетенциями, способного к адаптации в современной социокультурной среде, владеющего навыками самореализации и достижения успеха, с формировавшейся активной жизненной позицией, стремлением к достижению спортивных результатов через формирование потребности в ведении здорового образа жизни.

В воспитательной системе определены пять основных направлений:

  • нравственное воспитание;
  • гражданское и патриотическое воспитание;
  • спортивно-оздоровительное;
  • интеллектуальное;
  • волонтёрское движение.

Нравственное воспитание предполагает формирование таких качеств, как уважение, забота, взаимопомощь, сострадание, честность, доброта.

Цель данного направления  формирование у подростков нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной морали, организация и развитие коллектива на принципах духовности, культуры и толерантности.

На первом этапе своей воспитательной работы я изучила личные дела студентов, на линейке, посвященной Дню знаний, познакомилась со своей группой, с их родителями. По моему мнению, залогом успешной воспитательной работы с обучающимися должно быть сотрудничество классного руководителя с родителями, так как семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности подростка. Основным успехом моей воспитательной работы считаю использование системного и индивидуального подхода к каждому студенту в отдельности и группе в целом, формирование межличностных отношений, толерантности, развитие интеллектуальных способностей, которые играют важную роль в воспитании  личности, уважающей и себя, и других. При составлении плана работы с группой использую такие формы, как беседы, классные часы, круглые столы, диспуты, викторины, встречи с интересными людьми, что позволит студентам включиться в организованную деятельность, сформировать систему взаимоотношений.

Успех деятельности классного руководителя не возможен без студенческого самоуправления. Основные принципы деятельности органа самоуправления в группе — это самостоятельность, ответственность, равноправие и сотрудничество, чувство коллективизма. Самоуправление в группе осуществляется в разных видах: участие в планировании, разработке, выполнении коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по кабинету и колледжу. Основным координатором деятельности различных секторов в группе совместно с классным руководителем является староста, который помогает составить план воспитательной работы на учебный год, формирует мини-группы для подготовки и проведения классных мероприятий, контролирует посещение занятий. Учебный сектор следит за успеваемостью студентов. Трудовой сектор организует группу на субботники, генеральные уборки. Спортивный — организует участие в общеколледжных, районных и областных соревнованиях по разным видам спорта. Культмассовый сектор осуществляет помощь в организации досуга студентов, повышает их активность в конкурсах, акциях, тематических мероприятиях и т.п. Редколлегия производит сбор информации для выпуска бюллетеней, газет, оформления студенческого уголка.

На 1 курсе мною был создан актив группы, который помог студентам на первоначальном этапе воспитательного процесса адаптироваться в колледже, а в дальнейшем организовать и привлечь их к участию во всех запланированных мероприятиях.

За три года совместно со студентами группы мы подготовили и провели ряд мероприятий:

  • классный час «Жизнь как главная ценность человека» в форме беседы о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы жизнь его имела смысл и цель. Во время беседы выяснилось, что многие из подростков не знают своего предназначения в жизни, поэтому встал вопрос, как развить в этом возрасте у молодых людей потребность быть полезным для окружающих и общества в целом. Возникла необходимость в оказании помощи в поиске себя и своих интересов через вовлечение во внеклассные и спортивные мероприятия;
  • классный час «Толерантны ли мы?» проводился в форме диспута, где сами студенты во время спора, приводя свои примеры из жизни, развили тему толерантности, смогли найти ответы на вопросы: «Всегда ли мы бываем толерантны?», «Почему иногда мы не замечаем, что обидели человека, находящего рядом с нами?», «Можно ли воспитать в себе толерантность?»;
  • открытый классный час в форме круглого стола «Жестокость, равнодушие и сочувствие», цель которого – выявить причины возникновения жестокости и равнодушия в обществе, умение оценить ситуацию, раскрыть возможность молодого поколения в оказании помощи ближнему, воспитать чувство доброты и милосердия. Данное мероприятие помогло проследить отношение подростков в группе к жестокому, безнравственному поведению людей в обществе, рассмотреть их взгляды на решение и оценивание экстремальных ситуаций, связанных с личными качествами и воспитанием. Анализируя проведение классного часа, я пришла к выводу, что мои студенты способны сочувствовать, сопереживать чужому горю, оказывать помощь слабым и беззащитным, старикам и детям;
  • классный час «Я, мы и другие» проведен совместно с педагогом-психологом в форме деловой игры, которая позволила раскрепостить каждого участника, расположить к себе, рассказать о своих родителях, школьных друзьях, интересах и увлечениях;
  • классный час «Умение общаться – путь к успеху!» с участием педагога-психолога колледжа позволил многим студентам группы научиться общаться, говорить друг другу правду, не обидев при этом собеседника.

Гражданское и патриотическое воспитание.

От уровня патриотического сознания подрастающего поколения зависит безопасность страны во всех сферах: политической, военной, социальной.

Цель реализации данного направления — сформировать у подростков уважение и чувство гордости за свое Отечество, ответственность за судьбу своей страны, бережное отношение к национальным традициям.

В группе обучаются юноши допризывного возраста, поэтому основная задача классного руководителя — воспитать чувства гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, готовности к активному их проявлению в различных сферах жизни общества.

Для реализации поставленных задач мною были запланированы и проведены:

классные часы: «Самобытная словесность старого времени», «Обычаи и традиции моей страны», «Национальные традиции», «Я будущий воин своего Отечества», «Трагедия войны моими глазами»;

фотоконкурсы: «Моя мама — лучшая на свете», «Самая дружная группа колледжа»;

конкурсы сочинений: «Загляните в мамины глаза», «Мое любимое слово в русском языке»;

видеолекторий «Оборона города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков»;

районная и областная Олимпиада по основам избирательного законодательства;

конкурсы стенгазет, посвященных Дню славянской  письменности, Дню Победы.

Ежегодно команда юношей принимает участие в военно-спортивных мероприятиях общеколледжного, районного и областного уровня: «Святое дело – Родине служить», «А ну-ка, парни». Студенты входят в состав знаменной группы,  участвуют в торжественном шествии, несут вахту Памяти в колледже, на Посту № 1 накануне Дня Победы. Все проводимые мероприятия воспитывают у подростков ценностное отношение к истории нашей страны, ее традициям, развивают чувство патриотизма.

Спортивно–оздоровительное воспитание направлено на физическое развитие подростков, стремление и упорство в достижении спортивных результатов через формирование потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений.

Целью реализации данного направления считаю формирование у подростков бережного отношения к своему здоровью, развитие воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения, привлечение студентов к регулярным занятиям спортом.

Студенты моей группы занимают призовые места в спортивных соревнованиях разного уровня:

  • 1 место по легкоатлетическим многоборьям в Мемориале памяти мастера спорта СССР О.С. Королёва (22-23.11.2014 г.);
  • 1 место в соревнованиях по легкой атлетике среди средних профессиональных образовательных учреждений Воронежской области в зачет круглогодичной Спартакиады Воронежского регионального отделения ОГ ФСО «Юность России», в прыжках в длину (27.04.2014 г.);
  • 1 место по колледжу в соревнованиях по футболу среди юношей (21.09.2016 г.);
  • 1 место по колледжу в соревнованиях по настольному теннису (01.03.2017 г., 14.03.2017 г.);
  • 2 место в соревнованиях по легкой атлетике среди средних профессиональных образовательных учреждений в зачет круглогодичной Спартакиады Воронежского регионального отделения ОГ ФСО «Юность России», в эстафете 4*100м (27.04.2014 г.);
  • 2 место в финальных соревнованиях по волейболу среди средних профессиональных образовательных учреждений в зачет круглогодичной Спартакиады Воронежского регионального отделения ОГ ФСО «Юность России», в эстафете 4*100м (02.04.2015 г.);
  • 2 место в открытом первенстве г. Россошь по баскетболу среди сборных команд средних профессиональных образовательных учреждений Воронежской области (09.12.2015 г.);
  • 2 место в соревнованиях по баскетболу (07.11.2016 г.);
  • 2 место в соревнованиях по настольному теннису среди сборных команд профессиональных образовательных учреждений Воронежской области (16.03.2017 г.).

За период обучения со студентами проведены классные часы: «Вредные привычки», «Курение и спорт – несовместимые понятия», «Профилактика гриппа и ОРВИ»; анкетирование «Мое отношение к алкоголю, табакокурению, наркотикам», конкурс проектов «Здоровым быть здорово!»; акции: «Всемирный день борьбы с туберкулезом», «Всемирный день борьбы со СПИДом»; игра «Народные забавы»; видеолекторий «Изменения в организме человека при ВИЧ-инфекции»; выпуск стенгазеты «Мы должны всё знать о СПИДе».

Интеллектуальное развитие студента – это совокупность различных познавательных процессов, которые представлены такими элементами, как ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Цель данного направления — сформировать у подростков познавательный интерес, развить способность к творческому восприятию, обобщению, критическому мышлению.

С целью развития познавательно-интеллектуального уровня и с учетом способностей и интересов студентов привлекаю их к участию в научно-исследовательской деятельности, различных конкурсах, олимпиадах.

Ежемесячно по итогам учебно-воспитательного процесса провожу собрания и классные часы, где обсуждаются успеваемость и возможные пути ее повышения.

Уже третий год команды, в состав которых входят студенты моей группы, в районной интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», Олимпиаде по основам избирательного законодательства становятся победителями.

В 1 Всероссийской олимпиаде школьников и студентов «Мыслитель» по учебному предмету «Биология» и 2 Всероссийской олимпиаде школьников и студентов «Интеллектуал» заняли 1 место.

Следующее направление воспитательной деятельности группы – волонтёрское движение, предоставляет студентам возможность сделать окружающих их людей немного счастливее. Волонтёры группы занимаются благотворительностью, вселяют тяжелобольным надежду на излечение, занимаются интересными делами, приносящими пожилым и больным людям радость, душевное тепло и хорошее настроение. Многим это помогает обрести смысл жизни.

Цель волонтёрского движения — привить чувства милосердия, доброты, взаимопомощи. Студенты моей группы ежегодно посещают реабилитационный центр с игровой программой и подарками, принимают участие в благоустройстве приусадебного участка ветеранов Великой Отечественной войны, в благотворительных акциях: «Весенняя неделя добра», «Белый цветок»,  «Подарки от Деда мороза», собирают средства для детей – инвалидов, что формирует у молодёжи гуманное отношение к окружающему миру, милосердие и сострадание.

Вся эта деятельность укрепляет студенческий коллектив и способствует формированию у студентов активной жизненной позиции.

В результате реализации программы воспитательной деятельности в группе у студентов сформировались нравственные идеалы, чувство патриотизма и гражданственности, стремление к здоровому образу жизни, к достижению высоких спортивных результатов, желание помочь каждому нуждающемуся и нести ответственность за любое порученное дело.

Надеюсь, что из стен образовательного учреждения мои студенты выйдут конкурентноспособными специалистами, учителями физической культуры, способными обучать и воспитывать подрастающее поколение.

Куратор группы: кто это, что делает, чем полезен и пр.?

Поступая в колледж или вуз, новоиспеченный студент сталкивается с новыми условиями, порядками и терминами. Привычные занятия, уроки называют парами, а классный руководитель попросту отсутствует в своем «чистом виде», но это не значит, что жизнь студентов или группы становится самовольной и независящей. За каждой из групп закрепляется особое лицо – куратор.

СОДЕРЖАНИЕ

Кто это такой?

В колледжах и вузах нет такого понятия, как «классное руководство», что вполне справедливо и объяснимо. Во-первых, студенты объединяются не в классы, в группы. Во-вторых, вместо традиционных учителей здесь работают преподаватели (педагоги), старшие педагоги и пр.

За каждой группой (иногда за несколькими группами сразу) закрепляется ответственное лицо – куратор. В его качестве выступает рядовой преподаватель колледжа или вуза, который будет не только обучать подопечных грамоте в рамках его квалификации и научной области, но и заниматься их координацией, частично контролем.

В дословном переводе с латинского языку «куратор» означает «попечитель». Исходя из данного определения можно отметить миссию этого специалиста: присмотр, наблюдение и опека над поверенной ему группой студентов.

Кто такой куратор в вузе?

Кто такой куратор в вузе?

Обратите внимание, что куратор – это посредник между учащимися колледжа или вуза и непосредственно образовательным заведением, то есть это «проводник» в новую учебную и научную жизнь.

Куратор – это не надзиратель, который должен следить за каждый подопечным, контролировать его посещаемость и успеваемость. В общем контексте и по функционалу он больше соответствует тьютору, который помогает студенту освоиться в новом сообществе и успешно освоить выбранный профиль.

Притом «куратор» может фигурировать ка отдельная должность или быть неформальным статусом. В первом случае обязанности куратора документально и официально возлагаются на конкретное лицо, производятся некоторые доплаты за дополнительную работу (которая фактически накладывается на преподавательскую деятельность). Во втором случае кураторская деятельность будет выступать призванием или частью волонтерства, когда педагог посвящает часть своего свободного времени студентам, не претендуя на доплаты, компенсации и пр.

Таким образом, куратор – это преподаватель колледжа или вуза, который будет тесным образом взаимодействовать с поверенной ему группой или потоком студентов. Их связь будет двоякой: в рамках учебного процесса, а также внеурочная деятельность, посредничество при решении различных вопросов и нюансов (возникающих у студентов).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Основные функции куратора в учебном заведении

Освоение специальности – это не просто получение конкретного набора знаний и навыков в рамках отрасли или науки. Обучение в колледже или вузе тесным образом соприкасается со всесторонним саморазвитием, самосовершенствованием. Именно с работой указанных качеств сталкивается куратор учебной группы.

Специфика работы куратора

Преподаватель в колледже/вузе

Наставник

Непосредственно участвует в учебном процессе: преподает у студентов, имеет доступ к учебным материалам Консультирует подопечных по все возникающим вопросам
Работает непосредственно в том заведении, где ему поверена группа студентов Содействует оптимальному урегулированию вопросов и проблем
Уполномочен контролировать посещаемость занятий Взаимодействует с различными структурами учебного заведения: от педагогов до администрации
Уполномочен контролировать успеваемость студентов Делится личным опытом и мнением с подопечными при решении проблем
Информирует подопечных о важных событиях и мероприятиях Обладает лидерскими качествами, определенным авторитетом или репутацией в вузе среди коллег и студентов
Разъясняет правила учебного заведения, права и обязанности сторон Радеет за благополучие подопечных лиц без требования дополнительных наград, финансовых поощрений и пр.
Является связующим звеном между студентами и образовательным учреждением Сопереживает подопечным и стремится помочь им всеми легальными способами, выделяя личное время на подобные моменты и вопросы
Взаимодействует с родителями или официальными опекунами поверенных лиц
Получает плату за выполнение данной обязанности

Среди ключевых функций студенческого куратора можно выделить следующие:

  • Административная, которая предполагает регулирование внутригрупповой активности и контроль над жизнью студенческого коллектива: избрание старосты, организация внеурочной деятельности группы (посещение массовых мероприятий, освещение секций при учебном заведении и пр.), анализ и частичный контроль за посещаемостью и успеваемостью поверенных студентов. Данная функция явно выражается и преобладает в отношении первокурсников.
  • Организаторская или управленческая. Данная работа заключается в формировании четкого плана действий с учетом специфики ситуации. Куратор группы помогает учащимся колледжа или вуза грамотно и интересно организовать досуг, привлечь их к общественной и внутривузовской деятельности, научной, творческой или спортивной работе и пр. Он может организовать самостоятельное мероприятие или оповестить подопечных о намечающемся событии: посвящение в студенты, субботник, культпоход, универсиада или соревнования, олимпиады, научные конференции и пр. Притом в задачи куратора водит не просто оповещение, но и мотивация учащихся к участию в них;
  • Информационная. Реализация данной функции состоит в оперативном оповещении студентов относительно важных событий, правил и иных канонов, непосредственно затрагивающих их судьбу: собрание старост, ликвидация академической задолженности, внеурочные мероприятия, выполнение обязательных проектов (курсовых и пр.);
  • Коммуникационная. Это действие демонстрирует явную связь куратора, студента и учебного заведения. Оно проявляется в том, что куратор помогает подопечным в решении возникающих вопросов и проблем: дает дельный совет, беседует с деканатом о поощрении или наказании учащегося, отстаивает интересы подопечных в спорных ситуациях и пр. Именно реализация коммуникационной функции подчеркивает навыки миротворца в лице куратора;
  • Лидерская. Куратор – это не просто наставник или проводник, а самый настоящий лидер, который собственным примером и действиями показывает поверенным новый «мир». Данная функция проявляется прежде всего в следующих действиях: создание условий для более легкой адаптации новичков, воссоздание психологического климата в коллективе, регулирование отношений в группе и оперативное урегулирование проблем и вопросов и пр.
  • Воспитательная. Это, пожалуй, основная функция куратора учебной группы, которая состоит в оказании психологической и педагогической поддержки студентов, прививании им правил культуры и этики, взаимовыручки, самостоятельности и ответственности.

Указанные полномочия – не единственные, но считаются наиболее важными, основными. Полноценное и ответственное выполнение ключевых функций куратор предполагает реализацию таких действий, как:

  • Выработка у студентов навыков качеств, связанных с саморазвитием, самообразованием, самодисциплиной;
  • Развитие командного духа среди студентов, коллективизм и взаимовыручка;
  • Развитие гражданской позиции и порождение активности в учебе, внеурочной деятельности и пр.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что деятельность куратора состоит в установлении прочного и доверительного контакта с подопечными учащимися, оказании всесторонней поддержке им (от учебной до психологической, нравственной и культурной, педагогической и пр.).

Специфика работы куратора студенческой группы

Работа куратора отчасти носит двоякий характер. С одной стороны, это рядовой преподаватель или сотрудник учебного заведения, а с другой – надежный наставник и друг студентов, готовый прийти им на выручку (в легальных и разумных пределах)в любой момент.

Куратор – это не просто преподаватель, который курирует первокурсников. Куратор взаимодействует с поверенной ему группой вплоть до ее выпуска. Притом на каждом этапе становления студентов (как профессионального, так и личностного) работа наставника будет отличаться.

Особенности работы куратора в колледже или вузе (основные действия, полномочия)

1-2 курс

Старшекурсники

Содействие в адаптации Содействие в прохождении преддипломной практики
Разъяснение общих правил Содействие в выполнении ВКР
Освещение внеурочной деятельности Наставничество или консультации по вопросам выполнения письменных проектов и их защиты
Контроль и надзор за посещаемостью и успеваемостью, академической задолженностью Привлечение к научно-исследовательской деятельности
Консультирование и контроль за ходом ВКР и аттестации

Его действия в отношении с новичками, студентам первого курса выглядят следующим образом:

  • Знакомство с подопечными в рамках учебного и внеурочного процессов с целью определения сильных и слабых сторон творческих наклонностей, интересов, особенностей в поведении и характере и пр.;
  • Освещение новоиспеченным учащимся сведений об учебном учреждении с акцентом на достоинства, историю развития и традиции учреждения, внутренние порядки и пр.;
  • Освещение ключевых направлений университета, факультета, возможностями дополнительного развития и пр.;
  • Взаимодействие со студенчеством через Профсоюз, студенческие клубы и отряды, студенческим самоуправлением, старостами, личная беседа с подопечным и пр.;
  • Акцент на адаптацию первокурсников с учетом общих правил и особенностей каждого подопечного (по мере из распознавания) с целью облегчения «перестройки»;
  • Освещение общих и ключевых правил вуза с акцентом на ответственность студента: за каждый свой поступок индивид отвечает самостоятельно, притом ответственность может быть различной.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Работа куратора с первокурсниками непростая. Чтобы предельно облегчить их адаптацию и обучение на первых порах он старается разъяснить им все нюансы. Привлечь внимание к дополнительной деятельности (отмечая возможности учебы и дополнительного развития параллельно), акцент на профориентации и помощи студенту (в этом и проявляется наставничество – дать дельный совет в нужный момент, помочь студенту осознать важность или ценность действий или последствий и пр.).

Миссия работы куратора с первокурсниками состоит в развитии дружелюбной группы, а также раскрытии индивидуальных способностей и возможностей каждого из подопечных лиц, созданию благоприятных условий для развития.

Деятельность куратора с группами старших курсов убудет отличаться. Здесь ему предстоит сакцентировать внимание на профессиональном и научно становлении, самостоятельности и ответственности учащихся, расширении мотивационных действий для саморазвития студентов. В данном случае куратор не просто контролирует деятельность студентов, но и содействует их сугубо профессиональному и научному развитию, привлекая к научным конференциям, исследованиям, практике и давая соответствующие рекомендации.

Куратор учебных групп на старших курсах содействуют поиску места для прохождения преддипломной практики, помогает студенту выбрать тему ВКР (с учетом его текущего уровня подготовки, успеваемости опыта и навыков), рекомендации по защите проекта и советы по дальнейшему трудоустройству (не исключено содействие и продвижение «подопечного»).

Таким образом, деятельность куратора с течением времени «ростом» студентов меняется. Если на начальных порах она носит психолого-педагогический характер, контрольно-надзорный вид, то к старшим курсам он переход на фланг дружелюбия, наставничества и взаимовыручки.

Качества высококвалифицированного и грамотного куратора учебных групп

Чтобы стать куратором в студенческих кругах, недостаточно иметь за плечами педагогического образования или минимального опыта в соответствующей должности.

Куратор – это прежде всего признание, то есть работа, не требующая взамен ни благодарности, ни финансового или иного поощрения.

Можно выделить две категории качеств для становления квалифицированного добросовестного куратора студенческого коллектива. Первая – формальная достаточная для закрепления в должности куратора педагога. Вторая – дополнительные (неформальные) качества, подчеркивающие отношение индивида к выбранному направлению.

Классические требования к кандидатуре куратора группы

Классические требования к кандидатуре куратора группы

К первой категории критериев относят:

  • Наличие высшего профессионального образования в сфере педагогики и психологии;
  • Опыт работы в должности преподавателя (в среднем от 3-5 лет);
  • Опыт работы в качестве консультанта или куратора проектов;
  • Активная исследовательская деятельность педагога или стремление у ученой степени (обучение в аспирантуре, соискательство, публикационная активность и пр.);
  • Сугубо положительная репутация в трудовом коллективе и учебном заведении в целом;
  • Управленческие качества: навыки организатора, умение распределять обязанности или задания между учащимися с учетом их посильности и пр.;

К неформальным качествам куратора относят:

  • Дружелюбие и общительность, умение находить контакт или общий язык с любым студентом и подростком;
  • Навыки переговоров и умение находить компромисс, выход из сложных ситуаций с минимальны ущербом для каждой и сторон;
  • Коммуникабельность и стрессоустойчивость (согласитесь, что это очень важные навыки при работе с людьми);
  • Целеустремленность и результативность;
  • Законопослушность, предполагающая следование только за справедливостью и оказание посильной помощи пострадавшему (или виновному) лицу. Куратор не должен выполнять работы за студентов или содействовать коррупции, его миссия — указать на ошибки и дать дельный совет подопечному по решению соответствующих неурядиц.

Таким образом, куратор – это не просто работник колледжа или вуза, проводник между студентами и внутривузовскими порядками. Данная личность представляет особую неординарную кандидатуру, сочетающую в себе формальные и личностные качества с акцентом на помощь студенту в учебной и саморазвивающейся деятельности.

Куратор и студенты: дружба или вражда?

Конечно, куратор группы не обязан следить за каждым студентом в отдельности, но при наличии проблем в сугубо учебной (внутривузовской) плоскости он обязан помочь ему. Притом эта помощь – не медвежья услуга, предполагающая выполнение заданий вместо учащегося. Миссия куратора – координировать действия учащегося с целью исправления сложившейся ситуации и ликвидации возникших проблем.

Ответ на поставленный вопрос налицо: дружба явно лучше вражды.

Чем полезен куратор для студента:

  • Куратор может побеседовать с преподавателями, по предметам которых у подопечного возникли проблемы, академическая задолженность. В данном случае речь идёт не о ликвидации «хвоста» по балту, а об отсрочке или более лояльном подходе (если успеваемость студента удовлетворительная, то ему будет достаточно иметь за плечами отметку соответствующего уровня);
  • Куратор может дать дельный совет по подготовке к экзамену или пересдаче, отметив требования и специфический подход педагога к оценке знаний, его требовательность. Принципиальность и пр. Согласитесь, предупрежден – значит вооружен. Если преподаватель принимает экзамен спустив рукава, подготовка может быть поверхностной, но при тотальном опросе – избежать дополнительных вопросов, заданий, дискуссий невозможно и лучше быть готовым ко всему;
  • Куратор может присутствовать на защите подопечного и с помощью «невидимой руки» чистой психологии воздействовать на коечный результат, предоставив характеристику и общую успеваемость подопечного. Согласитесь, порой мнение со стороны или умелый психологический ход способен в корне изменить ситуацию и помочь утопающему выбраться из непростой ситуации;
  • Куратор может поделиться личным опытом и точкой зрения в отношении сложившейся ситуации, описать подопечному реальные перспективы и последствия и попытаться облегчить его участь;
  • И пр.

Место и роль куратора в учебном процессе

Место и роль куратора в учебном процессе

Вражда с куратором к добру точно не приведет. Несмотря на его миссию, напряжённые отношения могут сыграть злую шутку:

  • Куратор может попросту не предпринимать никаких действий и попыток в отношении страдающего поверенного, отмечая его вину в текущем положении;
  • Куратор не заинтересован в разрешении проблем и нюансов из-за личной неприязни. Как гласит народная мудрость, насильно мил не будешь;
  • Куратор – обычный человек. Поэтому ему не чужды симпатии и антипатии. Он может как улучшить, так и подпортить текущее положение дел в отношении учащегося. В его силах содействовать получению дополнительных поощрений или вовсе лишить его стипендии и иных привилегий и т.д.

Ответ на поставленный вопрос однозначен: дружба гораздо лучше войны. Но отношения наставника и студента зависят от каждого и них, их целей и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какие бывают кураторы?

Важно отметить, что кураторская деятельность процветает не только в образовательной среде – в колледжах и вузах. Данное направление успешно процветает и в иных сферах.

На практике выделяют следующие виды кураторов:

  • Куратор учебных групп, которые могут действовать, как в студенческих рядах, так и центрах дополнительного образования. Так или иначе этот вид наставничества процветает в образовательной нише;
  • Куратор проектов. Данный вид наставничества действует и в колледжах/вузах (когда за студентами закрепляется научный руководитель, курирующий ход и качество подготовки письменного исследования – курсовой работы, отчета по практике ВКР, научной статьи и пр.). Также куратор проектов существует в управленческой среде среди менеджеров, занимающийся развитием компании и развитием новых направлений деятельности.

Куратор проекта взаимодействует с исполнителем, заказчиком, инвесторами и прочими заинтересованными сторонами;

  • Цифровой куратор. Данный вид деятельности – один из новейших. Под данной категорией понимают педагогов и наставников, которые помогают людям освоить современные технологии, новые направления деятельности. Цифровой куратор может действовать очно. А также посредством онлайн-контакта. Его миссия – разъяснить новшества, помочь адаптироваться к ним подопечному.

Таким образом, куратор – это квалифицированный специалист, облегчающий адаптацию и постижение новых горизонтов посредством грамотной координации действий и личного опыта. В основе его деятельности лежат методы педагогики и психологии, законопослушности и дружелюбия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по ремонту man l2000 скачать руководство
  • Клексан инструкция при беременности для чего назначают
  • Как правильно утеплить кирпичный дом изнутри своими руками пошаговая инструкция
  • Инструкция по эксплуатации мясорубки мулинекс hv8 2000w на русском языке
  • Монтаж цокольных панелей своими руками пошаговая инструкция