Руководство группой психотерапия

Групповая
психотерапия имеет и свой понятийный
аппарат. В него входят в первую очередь
такие понятия, как: роли, нормы, типы
поведения, лидерство, групповой процесс.

Роль

Каждый
человек в жизни невольно играет
определенную роль, а точнее, даже
несколько ролей: он и начальник и
подчиненный, и муж и отец и т.п. Так как
в психокоррекционную группу он приходит
к еще незнакомым людям, то, как правило,
из него «проглядывает» одна из его
официальных ролей. Однако в психокоррекционной
группе ему придется «примерить» на себя
другую роль, что далеко не всегда и не
всем легко удается.

Чаще
всего в группе выделяются роли-антиподы.
Так, Келлерман (1979) выделяет четыре пары
противоположностей: Романтик — Скептик
(«Фома неверующий»), Невиновный (никогда,
ни в чем) — Козел отпущения; Философ
(умудренный жизнью) — Наивный ребенок;
Пуританин (подчеркнуто сдержанный в
контактах и эмоциях) -Кооператор
(объединяющий).

Считается,
что психокоррекционная группа может
нормально функционировать, лишь опираясь
на противоположности. Слишком мягкая,
дружеская группа, в которой никто честно
не скажет другому не всегда приятную
правду, окажется искусственно изолированным
коллективом с мнимым благополучием,
через призму которого нельзя будет
увидеть и тем более преодолеть реальные
проблемы.

Необходимо,
чтобы в группе сложилось оптимальное
сочетание доброжелательности и
критичности, то есть, с одной стороны,
участники группы могут чувствовать
рядом плечо товарища, но, с другой
стороны, не должны рассчитывать, что их
любое поведение или высказывание получит
поддержку, а не критику.

Норма

Понятие
нормы в психокоррекционной группе не
имеет принципиального отличия от понятия
любой групповой или общественной нормы.
В психокоррекционных группах
устанавливаются определенные нормы
поведения с целью максимально эффективного
выполнения данной группой стоящих перед
ней задач.

«Каждый
член психокоррекционной группы обязан:


выполнять распорядок групповых занятий;


говорить в группе обо всем открыто и
искренне;


не выносить за пределы группы того, что
происходит во время групповых занятий;


помогать товарищам по группе осознавать
и изменять свой способ поведения, если
он противоречит общепринятым нормам;


отказаться от общих фраз, говорить о
конкретных проблемах и переживаниях,
как своих собственных, так и товарищей
по группе, конкретно и по принципу «здесь
и теперь».

-выслушивать
мнения и советы членов группы, обдумывать
их, но принимать решение самостоятельно».
(Цит. по: Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. —
1997. — С. 321-322).

Руководство группой

Стили
руководства при групповой терапии
(Левин, Липпит, Уайт, 1939): авторитарный,
демократический, попустительский.

Одной
из наиболее частых ошибок молодых
психотерапевтов является выбор стиля
руководства без учета собственных
индивидуально-психологических
особенностей.

Авторитарный
стиль руководства группой

Как
следует из названия, психотерапевт
такого стиля является лидером группы,
ее управляющим. Деятельность группы,
дискуссии, выступления инициируются и
направляются психотерапевтом в том
русле, которое он с позиции своего
профессионального опыта считает наиболее
правильным для решения данной конкретной
задачи (или задач).

Демократический
стиль

В
групповой психотерапии демократический
стиль руководства — это именно стиль
опоры на коллективный разум в рамках
четкого соблюдения всеми членами группы
добровольно принятых, но обязательных
для всех групповых норм.

Именно
эти две задачи и являются главными для
психотерапевта демократического стиля:
максимальное стимулирование участия
всех членов группы в дискуссиях и поиске
решения проблем при четком соблюдении
групповых норм поведения. При этом сам
он (как и любой групповой психотерапевт)
ведет себя не как руководитель, а как
активный член группы.

Попустительский
(антиавторитарный) стиль

Этот
стиль на первый взгляд даже трудно
назвать стилем руководства. Можно
сказать, что это стиль отстранения от
руководства группой. Однако все не так
просто. Этот стиль может быть исключительно
эффективен, но лишь для психотерапевта,
хорошо чувствующего не только актуальную
ситуацию в группе, но и предчувствующего
ее дальнейшее развитие.

В
таких группах также могут быть случаи
вмешательства психотерапевта, но лишь
тогда, когда он уверен, что это необходимо
(ситуация начинает развиваться в ненужном
направлении). В групповой терапии не
только предусмотрены, но и желательны
определенные споры и конфликты, помогающие
лучше открыться участникам и их проблемам.

Требования
к личности руководителя группы
.
Это — спокойствие и уравновешенность,
обеспокоенный своими проблемами клиент
должен по одному виду психотерапевта
почувствовать, что здесь ему будет
спокойнее, психологически защищенное,
комфортнее.

Это
— понимание и эмпатия (эмоциональное
сопереживание) при одновременном
дистанцировании: клиент должен
чувствовать, что психотерапевт не просто
понимает, а сердцем чувствует его
проблему, но в то же время не сливается
с ней (как простой сострадалец), а остается
на философской высоте своей крупной
личности и профессионального мастерства,
то есть способен не только понимать и
сострадать, но и помочь решить проблемы,
казавшиеся клиенту неразрешимыми.

Это
— умение слушать и говорить, тонко и
своевременно переключаясь с одного
(понимания клиента) на другое (воздействие
на клиента, умение убеждать).

Это
— философская терпимость не только к
трудностям характера клиента, но и
вообще к жизненным трудностям и несчастьям
(кстати, не только к чужим, но и к
собственным).

В
групповой психотерапии к этим и многим
другим важным качествам и умениям
добавляется талант режиссера —
психотерапевт должен уметь ненавязчиво
помочь участникам группы наиболее
органично выбрать роли и вести работу
группы при минимальном собственном
вмешательстве по принципу: не
поучай, а вдохновляй
.

Роли
психотерапевта.

Дирижер
руководит формированием группы, чаще
подправляет дискуссию в нужном
направлении, корректирует поведение
участников (особенно в начальной стадии
работы), когда они заходят в тупик.

Эксперт
не вытягивает группу из тупика и тем,
казалось бы, способствует более
интенсивному развитию ее поисковой
активности, однако нередко
эксперты-комментаторы грешат излишним
«лекторством», и участники больше
слушают их, действуя с постоянной
оглядкой на эксперта («а правильно ли
я действую?»), чем ищут собственные
решения, более напоминая пассивную
учебную аудиторию, чем активную
терапевтическую группу.

Очень
эффективной для группового психотерапевта
может быть функциональная роль так
называемого катализатора.
Психотерапевта-катализатора обычно
сравнивают с зеркалом, в котором участники
видят самих себя. Но это не просто
зеркало, а живое и благожелательно
утрированное (для наглядности) отражение
происходящих в группе событий. Такое
зеркало позволяет лучше замечать свои
ошибки и не смущаться от них, а вдохновляться
на их исправление, на поиск наилучшего
решения.

Наиболее
недирективной (антиавторитарной)
функциональной ролью группового
психотерапевта является роль активного
(идеального) партнера
.

Такой
психотерапевт не поучает не комментирует
и даже не катализирует группу — он просто
становится ее рядовым членом, но таким,
каким в идеале должен быть член
терапевтической группы. Он если и учит,
то лишь своим примером, демонстрируя
полную откровенность и открытость в
обсуждении своих и чужих проблем,
готовность моментально отреагировать
на обращение к нему или ко всей группе.
Единственная опасность, которая
подстерегает терапевта такого плана,
— это оказаться настолько образцовым
участником группы, что остальные
участники, не дотягиваясь до его уровня
открытости и коммуникабельности,
начинают не столько раскрывать себя,
сколько следить за профессиональным
искусством психотерапевта, пытаясь
копировать его манеры и уделять
неоправданно много внимания обсуждению
его проблем в ущерб собственным.

Учет
типов поведения членов группы
. 
Чаще всего выделяются такие поведенческие
типы, как: лидирующий, ведомый,
сотрудничающий, обособляющийся.

Так,
например, участник с тенденциями
лидерства, с одной стороны, может помочь
более быстрому и четкому налаживанию
групповой работы, но, с другой стороны,
он может своей инициативой снизить
инициативность и эффективность
самораскрытия других членов группы.
Если же врожденному лидеру вовсе не
давать проявлять своих качеств, отводя
ему подчиненную роль, это также может
помешать не только самореализации этого
члена группы, но и всей групповой
деятельности.

Ведомый
тип быстрее войдет в работу группы под
чьим-то руководством, но терапевт должен
проследить, чтобы он не стал слишком
долго отсиживаться за спиной лидера и
постепенно наращивал собственную
активность.

Разумеется,
наиболее удобен для взаимодействия
сотрудничающий тип, постоянно готовый
к кооперации и совместному решению
проблем. Однако его слишком активное
стремление к сотрудничеству может
помешать самораскрытию обособляющегося
типа, который лучше осваивается в группе,
когда на нем не акцентируется внимание.

Курт
Левин ввел в психологию и психотерапию
понятие групповая
динамика

(1936), подразумевая под этим процесс
взаимодействия социальных и психологических
детерминант (причин), воздействующих
на поведение индивидов в группе.
Групповая динамика, являясь неразрывным
процессом развития группы и индивидов,
может быть условно разделена на
определенные этапы.
Кельман выделяет три
таких основных этапа: податливость,
идентификацию, присвоение.

На
первом этапе
 (этап
податливости) члены группы начинают
поддаваться влиянию друг друга, терапевта
и всей группы.

На
втором этапе
 (этап
идентификации) происходит внешнее
принятие группы и ее участников —
готовность не формально, а с пониманием
выслушивать их мнения, подключаться к
дискуссиям.

На
третьем этапе
 (этап
присвоения) происходит принятие
отдельными участниками уже сложившихся
групповых ценностей и мнений как своих
собственных, готовность оперировать
ими от своего имени вне группы, в своей
личной жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #

    18.03.2015164.35 Кб3631.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Стили руководства психотерапевтическими группами

Левин и др. (Lewin K. et al., 1939) провели классические исследования стилей руководства в малых группах. Они выделили авторитарный, демократичный и попустительствующий стили руководства и связали их с продуктивностью решения групповой задачи и удовлетворенностью участников групповым опытом. Авторитарный руководитель определяет и направляет групповое поведение; демократичный руководитель формирует групповое поведение через групповую дискуссию; при попустительствующем он устраняется от руководства, отдает всю власть членам группы. (Различия между тремя стилями руководства представлены в таблице.) Исследования показали, что демократичный руководитель предпочтительнее, чем авторитарный, стремящийся к жестким способам управления, чем попустительствующий, отказывающийся от управления. Демократичный стиль руководства (как и авторитарный) связан с решением главных задач в группе. Стиль руководства в терапевтических группах можно также рассматривать в диапазоне от попустительствующего, центрированного на участнике и неструктурированного до авторитарного, центрированного на руководителе и жестко структурированного.

Таблица «Основные стили руководства»

Авторитарный

Демократичный

Попустительствующий

Все виды поведения определяются руководителем

Поведение определяется групповой дискуссией при содействии руководителя

Полная свобода индивидуальных и групповых решений при минимальном участии руководителя

Каждый шаг в деятельности группы директивно продиктован руководителем

Групповые цели намечаются в ходе групповой дискуссии. Две (или более) альтернативные процедуры группового занятия часто предлагаются руководителем

Материалы для групповых занятий предоставляются руководителем, хотя информация предлагается им только в ответ на запрос

Руководитель определяет индивидуальные задачи и партнеров для работы

Определение задачи и выбор партнеров для их решения — дело группы

Руководитель устраняется от руководства

Руководитель «субъективно» хвалит или критикует отдельных участников, оставаясь в стороне от участия в групповом процессе

Руководитель «объективно» хвалит и критикует членов группы, постоянно стараясь быть участником группы

Руководитель редко комментирует действия участников и не пытается оценивать или регулировать ход событий

На групповых психотерапевтов может оказать воздействие предварительная подготовка в плане конкретного направления психотерапии. Обучающие (тренировочные) программы, со своей стороны, преднамеренно или косвенно формируют психотерапевта как лидера в соответствии с определенными теоретическими положениями данного подхода. И наоборот, индивидуальные особенности характера психотерапевта могут влиять на выбор теории, наиболее соответствующей его установкам и взглядам на человеческую природу.

В основе социально-психологической характеристики стилей руководства лежит ряд допущений, касающихся личностных особенностей человека. Макгрегор (McGregor H., 1960) постулировал теорию X и теорию Y.

Теория X рассматривает людей как слабо побуждающих себя к активности и стремящихся избежать ответственности. Теория Y полагает, что люди творчески и ответственно контролируют и направляют себя в достижении своих целей. В жестко структурированной группе, центрированной на руководителей, участников рассматривают как неспособных помочь самим себе в разрешении своих конфликтов, поэтому руководитель направляет, ведет группу и контролирует взаимодействия в ней.

Основные разногласия современной групповой терапии касаются вопроса о том, насколько руководитель должен принимать участие в группе. Бах (Bach G., 1954) считает, что структурированный подход усиливает начальную кооперацию, понижает тревожность и сопротивление руководителя и участников, конкретизирует их ожидания и, таким образом, предоставляет им возможность сконцентрироваться на проблемах отдельной личности и целях группы. Социально-психологические исследования дают основание полагать, что, на ранних стадиях развития группы, чем слабее структурирована группа, тем больше участников привлекает центрированная на руководителе ориентация (Goldstein A. et al., 1966).

В психотерапевтических группах руководители обычно играют четыре основные роли: эксперта, катализатора, дирижера, эталонного участника (на поведенческом уровне). Почти в каждом групповом взаимодействии у руководителя есть возможность комментировать один из многих одновременно возникающих процессов на уровне одного или нескольких участников или группы в целом. Функция руководителя по прояснению смысла трансакций (называемых «процессом») может варьировать от комментирования простых поведенческих актов — через наблюдение нескольких актов и их последствий — до более сложных рассуждений о направленности, мотивации и паттернах сходства между поведением участников в группе («здесь и теперь») и за пределами группы («когда-то и там»), во внешнем мире (Yalom I., 1975). Комментарии руководителя помогают участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других, и в конечном счете понять, как оно влияет на содержание их образа «Я» и на сложившиеся обстоятельства. Однако если руководитель чрезмерно увлекается информированием, ответами на вопросы и ролью эксперта, нарушаются групповые процессы и психотерапевтическая группа становится похожей на класс. В этом контексте групповому психотерапевту следует оптимально использовать время каждого занятия и проявлять (в известном смысле) сдержанность. Независимо от стиля руководителя (авторитарного, демократического, попустительствующего) к основным способам воздействия на пациента в психотерапевтической группе относят следующие (Кратохвил С., Ташлыков В. А., 1983).

  1. Молчание: руководитель молчит.
  2. Сосредоточение на группе: руководитель обращается к группе как к решающему фактору. Считает, что руководство группой и решение проблем, которые в группе возникают, являются делом группы. Этот способ включает 2 вида реакций: незаметный отказ от руководства и энергичное настаивание на том, что ответственность несет группа.
  3. Поддержка и одобрение: руководитель поддерживает, утешает, одобряет, проявляет уважение, согласие, положительное отношение, участие, симпатию, сочувствие.
  4. Непрямое руководство: руководитель ведет группу не в прямой манере. Если возникают затруднения, не говоря о них, игнорирует их или незаметно обращает внимание группы на другую тему.
  5. Структурирование: руководитель создает структуру групповых занятий. Определяет правила и показывает группе наилучший путь.
  6. Критика: руководитель провоцирует, критикует группу или члена группы в более или менее насмешливой манере. Обвиняет, обижает, высмеивает, критикует защитное поведение.
  7. Чувства членов группы: руководитель требует от членов группы высказать свои чувства и реакции на происходящие события.
  8. Чувства руководителя: руководитель выражает собственные чувства.
  9. Личный опыт руководителя: руководитель рассказывает группе о своем личном опыте, имеющем отношение к происходящим в группе событиям.
  10. Кларификационные и конфронтационные вопросы: руководитель спрашивает членов группы о причинах их поведения. Это должно по виду и контексту реакции вести к тому, что они свое поведение больше объясняют или защищают.
  11. Вопросы по групповой динамике: руководитель поощряет участников к тому, чтобы они рассматривали данную ситуацию и испытывали происходящее в группе в динамике, в более широкой перспективе, с более глубоким пониманием событий в группе.
  12. Атмосфера группы: руководитель описывает то, что происходит в группе, но с минимумом интерпретаций и заключений. Описывает настроение группы так, как его сам чувствует, или обращает внимание на групповые события, которые группа не заметила или недооценила. Эта категория реакций является первой из категорий, в которых руководитель раскрывает группе, что он сам думает о происходящем. (Следующие две категории представляют более ясные и четкие интерпретации.)
  13. Интерпретация групповой ситуации: руководитель интерпретирует взаимодействия группы, которые находятся глубже внешних событий. В центре объяснения находится то, что происходит в группе как в целом. В ситуациях, где проявляется активность только одного члена группы, руководитель объясняет поведение этого участника относительно того, какое оно имеет значение в контексте группового действия.
  14. Интерпретация поведения отдельного члена группы: руководитель интерпретирует события и поведение отдельных членов. Объясняет их поведение как противодействие или защиту, как выражение страха, вины или злости или как реакцию на определенные прошлые события. Так как эта интерпретация нередко является одновременно и изложением групповой динамики, нельзя эту категорию точно отличить от категории 13.
  15. Личная жизнь: руководитель поощряет членов группы рассказывать о себе как об индивидуумах. Если участники говорят о себе и о своей жизни вне группы, он поддерживает их в этом. Если они говорят о группе или о себе в контексте группы, поощряет их к тому, чтобы говорили о себе как об индивидуумах.
  16. Прошлое и семья: руководитель поощряет членов группы к тому, чтобы они говорили о значительных событиях из своей жизни, о своих отношениях к родителям, к братьям и сестрам.
  17. Изменение поведения: руководитель поощряет членов группы сообщать о тех аспектах своего поведения, которые они хотели бы изменить.
  18. Невербальные методы: руководитель предлагает какой-нибудь невербальный метод.
  19. Разыгрывание ролевой ситуации: руководитель предлагает разыгрывание ролевой ситуации (психодраматический метод).

Между способами и С. р. п. г. не выделяют жестко детерминированные варианты сочетаний. Руководители гибких эффективных групп признают, что им приходится на протяжении всего времени развития группы варьировать свой стиль руководства в соответствии с конкретной ситуацией и проблемами пациентов. Авторитарное руководство более целесообразно, когда задача жестко структурирована, члены группы испытывают сильный стресс, динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит. И наоборот, чем более эффективно поведение членов группы, тем менее активен групповой психотерапевт. С целью повышения компетентности групповых психотерапевтов целесообразно сопровождать занятия с группами видеозаписью и последующей супервизией.

Содержание

Введение

1. Понятие и особенности групповой психотерапии

2. Требования к руководителю психотерапевтической группы

3. Организация работы психотерапевтической группы

4. Руководство психотерапевтической группой

Заключение

Список литературы

Введение

Жизнедеятельность человека в современном обществе сопряжена с повышенной стрессовой нагрузкой, и далеко не каждый человек оказывается в силах самостоятельно успешно адаптироваться к современным социальным условиям. У многих людей процесс адаптации происходит недостаточно эффективно, что порождает возникновение разнообразных эмоциональных, личностных и поведенческих проблем. Чтобы справиться с такими проблемами, нередко человеку требуется помощь и поддержка извне.

Один из путей оказания профессиональной помощи людям с недостаточным уровнем социально-психологической адаптации – групповая психотерапия. Психотерапевтическая группа представляет собой модель микросоциума, и поэтому групповая психотерапия в наибольшей мере подходит для эффективного решения проблем, связанных с жизнедеятельностью в обществе: психотерапия в группе предоставляет оптимальные для этого условия, близкие к реальным.

Руководство психотерапевтической группой представляет собой сложный процесс определения поведения психотерапевтической группы и придания ему направления, требуемого в целях достижения психотерапевтической эффективности группы. Анализу различных аспектов руководства психотерапевтической группы посвящена данная работа.

1. Понятие и особенности групповой психотерапии

В современной психотерапии различаются четыре формы организации психотерапевтического воздействия: индивидуальная, групповая, коллективная и семейная [4].

Групповая психотерапия – это одна из форм организации психотерапевтического воздействия, в основе которой лежит применение «факторов групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности» [3]. Под групповой динамикой понимается вся совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая руководителя группы, и ее изменение во времени [4].

Для осуществления групповой психотерапии формируются специально организованные психотерапевтические группы. Психотерапевтическая группа – это «малая целевая группа, относительно немногочисленная общность пациентов, находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии, созданная для достижения определенных психотерапевтических целей» [4].

Цели групповой психотерапии различаются в зависимости от теоретической ориентации, взятой за основу в процессе организации групповой психотерапии, и от особенностей контингента участников группы. В общем виде целями групповой психотерапии являются «раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия» [4].

Общие задачи групповой психотерапии рассматриваются в трех аспектах: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. В качестве результата групповой психотерапии ожидается осуществление изменений в каждой из перечисленных сфер психики участников психотерапевтической группы [4]:

  1. Познавательная сфера. Групповая психотерапия способствует осознанию пациентом (участником группы):
    • связей в триаде «личность – ситуация – проблема»,
    • восприятие своей личности другими людьми и собственные особенности взаимоотношений с окружающими;
    • причины существующей проблемы.
  2. Эмоциональная сфера. Групповая психотерапия позволяет решить следующие задачи эмоциональной сферы личности:
    • получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе;
    • непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя;
    • точное распознавание и вербализация (словесное выражение) собственных эмоций;
    • переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.
  3. Поведенческая сфера. Групповая психотерапия позволяет участнику психотерапевтической группы:
    • увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
    • приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;
    • преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций;
    • развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;
    • закрепить новые формы поведения, в частности, те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни;
    • вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

Таким образом, групповая психотерапия способствует развитию самопонимания, расширению эмоционального опыта и усовершенствованию саморегуляции. При этом в процессе групповой психотерапии, как правило, спонтанно осуществляется реализация более широких целей: уточнение своих жизненных целей, направления и способов желаемых изменений, совершенствование личности [3]. Нередко в процессе участия в группе достигается решение проблем, не связанных с исходной целью групповой психотерапии: «Часто исходная задача (например, избавиться от тревожности или депрессии) по мере развития группы трансформируется в цели, связанные с межличностными отношениями, стремлением к общению. …  В достаточно гибко организованной группе индивидуальные цели по мере развития группового опыта могут корректироваться и модифицироваться» [5].

Инструментом психологического воздействия в процессе групповой психотерапии является групповая динамика психотерапевтической группы: «Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает пациент в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения, так как группа выступает как модель реальной жизни, где пациент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей пациенту адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия» [4].

И.В.Вачков [1] выделяет следующие преимущества групповой формы организации психотерапевтического воздействия:

  1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем. Человек избегает замыкания в себе, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что другие переживают сходные чувства, – для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.
  2. Группа отражает общество в миниатюре. Это дает возможность участникам группы увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.
  3. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое.
  4. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. В реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, а в психотерапевтических группах можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, испробовать новые модели поведения – в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.
  5. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, т.к. в группе требуется не только говорить, но и слушать. Участники группы могут «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми другими.
  6. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого. Этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе.
  7. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
  8. Групповая форма имеет и экономические преимущества: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду.

Таким образом, групповая психотерапия – это особая форма организации психотерапевтического воздействия, основанная на взаимодействии участников в специально создаваемых группах. Являясь моделью микросоциума, психотерапевтическая группа воссоздает условия, близкие к реальной действительности, и в связи с этим обладает повышенной эффективностью с точки зрения осознания участниками группы своих проблем и нахождения конструктивных решений.

2. Требования к руководителю психотерапевтической группы

Для руководства психотерапевтической группы и адекватного использования возможностей групповой психотерапии требуется наличие обширных теоретических знаний и специальной профессиональной подготовки [4].

Требования к профессиональным качествам руководителя психотерапевтической группы делятся на три основные группы: требования к знаниям, умениям и опыту [M.S.Corey, G.Corey, 1987; 3]:

  1. Требования к знаниям. Руководитель группы должен знать:
    • Психологию развития, личности и групп, основы психопатологии и психиатрии.
    • Основные теории групповой психотерапии, используемые в них понятия и взаиморазличия; постоянно следить за новой информацией об изменениях в теории и практике групповой психотерапии.
    • Основные принципы динамики группового процесса, психотерапевтические факторы группы, механизмы их действия и управления ими.
    • Особенности индивидуальной психодинамики и психотерапии, чтобы понять не только происходящее в группе, но также и с отдельными ее участниками. Слабо разбираясь в индивидуальной психодинамике, терапевт может неправильно оценить влияние группы на участника и его реакции на групповой процесс.
    • Основные задачи терапевта на различных этапах развития группы.
    • Требования профессиональной этики к психотерапевтической работе вообще и конкретно к работе с группами.
    • Свою личность, ее сильные и слабые стороны, свои ценности, чтобы профессионально выполнять функции терапевта и оценивать возможное воздействие на участников группы своей личности.
  2. Требования к умениям. Руководитель должен уметь:
    • Доступно объяснить участникам группы, что такое групповая психотерапия, каковы цели данной конкретной группы и какими средствами терапевт собирается достичь этих целей.
    • Оценить пригодность участников для работы в психотерапевтической группе и отобрать в нее тех, которые бы не мешали, а помогали друг другу в достижении своих личных целей, т.е. создать психотерапевтически потенциальную группу.
    • Использовать потенциальные возможности психотерапевтических факторов группы, стимулирующих изменения в группе и в жизни участников, их потенциальные возможности.
    • Быть примером продуктивного участия в работе группы.
    • Понимать смысл невербального поведения и точно интерпретировать невербальные реакции участников.
    • Находить психотерапевтические решения в критических ситуациях жизни группы.
    • Использовать техники групповой работы, не злоупотребляя ими.
    • Должным образом завершать как каждую встречу, так и работу группы вообще.
    • Объективно оценить самому и помочь участникам оценить достигнутые результаты в работе психотерапевтической группы.
  3. Требования к профессиональному опыту. Прежде, чем приступить к деятельности руководителя психотерапевтической группы, необходимо:
    • Непосредственно наблюдать работу психотерапевтических групп и просматривать их видеозаписи.
    • Принять непосредственное участие в тренинговых группах.
    • Осуществить практическую работу под наблюдением опытного специалиста. Замечания более опытного специалиста помогают обратить внимание на ошибки, на вещи, которых терапевт не заметил в работе группы, на неправильно использованные техники.

Эффективность работы психотерапевтической группы зависит не только от профессиональных, но и от личностных качеств руководителя группы: «Каждый терапевт, независимо от его теоретических взглядов, приходит в группу со своими уникальными личностными свойствами, ценностями и жизненным опытом. Это налагает своеобразный отпечаток на каждую группу, с которой он работает. Однако личность терапевта не должна мешать раскрытию психотерапевтического потенциала группы; напротив, терапевт должен быть катализатором такого раскрытия» [3].

Обобщая сведения из различных источников, Р.Кочюнас выделяет следующие требования к личности руководителя психотерапевтической группы [3]:

  • концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
  • открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
  • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
  • энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
  • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
  • уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
  • богатое воображение, интуиция;
  • высокий уровень интеллекта.

Таким образом, содержание и специфика деятельности руководителя психотерапевтической группы предъявляет высокие требования как к профессиональным, так и личностным качествам руководителя группы.

3. Организация работы психотерапевтической группы

Руководство психотерапевтической группой подразумевает длительный и трудоемкий предварительный этап, на котором осуществляется организация деятельности группы. На предварительном этапе решаются следующие основные задачи [3]:

  • определить цели организуемой группы с учетом продолжительности, условий будущей работы, состава участников;
  • уточнить основные критерии отбора участников в группу;
  • решить вопросы формирования группы: определить способы подготовки участников к групповой работе, общую продолжительность работы группы, частоту и продолжительность занятий, место работы группы, порядок оплаты участия в группе;
  • уточнить возможность сочетания работы в психотерапевтической группе с индивидуальной психотерапией или консультированием, употреблением медикаментов и т.п.;
  • определить способы оценки непосредственных и отдаленных результатов работы группы;
  • подготовить сообщение об организуемой психотерапевтической группе.

Правильный отбор участников – один из наиболее важных факторов эффективности деятельности психотерапевтической группы. Наиболее важными критериями отбора участников группы являются [3]:

  1. Желание претендента (мотивация к психотерапии и участию в группе);
  2. Соответствие личных проблем претендента целям группы;
  3. Наличие у клиента проблем в сфере межличностных отношений;
  4. Наличие возможности участвовать в работе группы (посещать занятия, справляться с заданиями, способность к самораскрытию и т.п.).

К основным критериям непригодности претендента к участию в группе относят [2]:

  1. Тяжелые психические расстройства (психоз, острая фаза депрессии и т.д.);
  2. Асоциальное поведение претендента или низкий самоконтроль поведения;
  3. Чрезмерная тревожность или сензитивность субъекта;
  4. Наличие невротической потребности в одобрении.

Важным и в то же время не решаемым однозначно является вопрос о гомогенности-гетерогенности (однородности-неоднородности) группы по нозологии, полу, возрасту, образованию участников и т.п.

В пользу неоднородности группы по составу приводят такие аргументы, как наличие широкого диапазона примеров альтернативного поведения, большая репрезентативность группы как модели социума. Кроме того, «различия предоставляют больше возможностей для возникновения противоречий и, следовательно, для развития … Многообразие, которое возникает, когда в группу включаются люди, имеющие различные личностные характеристики и поведенческие особенности, приводит к трениям и конфронтациям, прорабатывая которые можно в конечном счете добиться оптимальных результатов в личностном развитии и обучении» [5]. Неоднородность состава рекомендуется для групп, ориентированных на долгосрочную психотерапию, решение сложных и глубоких проблем [4].

В однородной по составу группе быстрее возникает взаимопонимание, взаимные симпатии и поддержка участников, что способствует уменьшению сроков осуществления психотерапии. Однородность состава рекомендуется для групп, ориентированных на краткосрочную психотерапию, а также для лечения крайних возрастных групп (подростки, пожилые люди и т.д.) [4; 5].

Число участников психотерапевтической группы должно составлять 5-8 человек [3], 8-12 человек [4] или 6-10 человек [5]. Группы, имеющие в своем составе менее 5 или более 12 участников, утрачивают психотерапевтический потенциал: «Группа должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить необходимое разнообразие взаимодействий, и достаточно компактной для того, чтобы каждый мог чувствовать себя ее неотъемлемой частью. По мере роста численности группы повышается вероятность того, что отведенное для ее работы время будет узурпироваться кем-либо из наиболее разговорчивых, склонных к доминированию участников и что в ней будут образовываться подгруппы и группировки … Когда группа слишком малочисленна, она перестает действовать как группа, а ее члены оказываются вовлеченными в проводимые в условиях группы индивидуальные консультации или психотерапевтические сеансы» [5].

Оптимальная продолжительность одной групповой встречи (сеанса) – 1,5-2 часа [3]. Частота встреч может варьировать от 1 до 5 раз в неделю, а общая продолжительность групповой психотерапии зависит от целей группы, частоты встреч и т.д. Средняя продолжительность курса групповой психотерапии составляет 40 сеансов [4].

Место встреч участников группы должно представлять собой отдельное помещение, достаточно уютное и не имеющее в своем интерьере отвлекающих факторов. Помещение не должно быть ни слишком просторным, ни слишком тесным. Участники группы, как правило, рассаживаются в круг: «Если не придерживаться принципа круга, когда некоторые участники, сидя в одном ряду, не могут видеть друг друга, то нарушается сеть межличностных взаимодействий. Круг является символом полноты, завершенности, целостности, во многих культурах ему приписывается магическая сила» [3].

Для подготовки отобранных лиц к групповой психотерапии целесообразно организовать предварительную встречу, цель которой – ознакомление с процессом групповой психотерапии, подготовка к роли участника группы, облегчение включения участников в группу. На предварительной встрече обсуждаются следующие аспекты предстоящей психотерапии [3]:

  1. Руководитель сообщает, группа – это «некая социальная лаборатория, в которой постоянно происходит искреннее и открытое обсуждение отношений с другими участниками группы. Это помогает лучше понять себя и свои отношения с другими людьми. Терапевт подчеркивает, что говорить об отношениях с другими участниками нелегко … Но избежать этого невозможно, если пытаешься наладить контакт с незнакомыми до этого людьми. С другой стороны, опыт, приобретенный в группе, можно перенести в повседневные жизненные ситуации. Очень важно увидеть межличностный контекст своих проблем. … наибольшую пользу в группе можно получить, открыто и искренне выражая свои чувства, возникающие в группе. Это является основным в работе группы» [3].
  2. Руководитель предупреждает, что в начале работы участники групп, как правило, испытывают большое напряжение, тревогу, неудовлетворенность, большинству людей вначале трудно говорить о себе, проявлять свои чувства, поскольку это противоречит нашим обычным стереотипам общения. Однако впоследствии негативные переживания исчезают и наступает психотерапевтический эффект.
  3. Необходимо довести до сведения участников организационные моменты деятельности группы: время, место, продолжительность, частоту встреч, а также общую продолжительность работы группы.
  4. Руководитель знакомит участников с заранее разработанными правилами участия в группе: конфиденциальность (неразглашение информации, касающейся других участниках группы), открытость и искренность, посещение (необходимость присутствия на всех занятиях группы), запрет на общение участников за пределами группы и т.п.

Качественное решение задач подготовительного этапа является необходимым условием достижения максимальной эффективности групповой психотерапии.

4. Руководство психотерапевтической группой

Главная цель руководителя группы – создание условий для максимального раскрытия психотерапевтической силы группы. Психотерапевтическая сила группы заключается преимущественно во взаимодействии участников группы, поэтому необходимо, чтобы «терапевт группы был эффективным помощником для участников, а не работал за них, чтобы помог им совершенствоваться, а не привязывал к себе узами зависимости» [3].

Задачи руководителя психотерапевтической группы [4]:

  1. Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения, эмоциональных реакций и их обсуждению и анализу, а также к разбору предложенных тем.
  2. Создание в группе условий для полного раскрытия пациентами своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты.
  3. Разработка и поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

Руководитель группы должен уметь грамотно применять основные методы групповой психотерапии, к которым относятся [4]:

  • Групповая дискуссия;
  • Психодрама (разыгрывание ролевых ситуаций);
  • Психогимнастика (невербальное межличностное взаимодействие);
  • Проективный рисунок (рисование на определенную тему).

Перечисленные методы групповой психотерапии и свои функции руководитель реализует с помощью следующих средств воздействия [4]:

  • Вербальных – структурирование хода занятий (одна из важнейших функций психотерапевта), сбор информации, интерпретация (отражение эмоций, кларификация, конфронтация, собственно интерпретация), убеждение и переубеждение, предоставление информации, постановка заданий;
  • Невербальных – мимика, жестикуляция, интонация.

Следует еще раз подчеркнуть, что воздействие руководителя на участников психотерапевтической группы подразумевает не столько активность самого руководителя, сколько стимуляцию членов группы к определенным видам активности, согласующимся с целями группы.

Различают следующие стили руководства малыми, и в том числе психотерапевтическими, группами [3; 4; 5]:

  1. Авторитарный – руководитель единолично определяет и направляет поведение группы;
  2. Попустительский – руководитель предоставляет членам группы самостоятельно направлять и определять свое поведение;
  3. Демократический – руководитель формирует поведение группы через групповую дискуссию.

Наиболее эффективным стилем руководства психотерапевтической группой является демократический [4; 5]. Однако данное правило не является универсальным: в процессе руководства психотерапевтической группой более важно проявлять гибкость и уметь применять различные стили руководства в зависимости от требований ситуации. Так, например, на начальных этапах работы группы, когда ее участники испытывают тревогу и напряжение, а также в тех случаях, когда задача жестко структурирована, члены группы испытывают сильный стресс или динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит, наиболее уместен авторитарный стиль руководства группой. В тех случаях, когда группа ведет себя активно и эффективно, от руководителя требуется минимальное вмешательство в процесс деятельности группы (попустительский стиль руководства) [5].

Кроме того, руководителю необходимо гибко применять соответствующие ситуации основные роли (функции) руководителя группы [5]:

  • Роль эксперта – функция разъяснения, комментирования процессов, происходящих в группе: «Эти комментарии помогают членам группы понять, как они себя ведут, как их поведение сказывается на других и в конечном счете как оно влияет на их представление о себе и на текущие обстоятельства их жизни» [5].
  • Роль катализатора – функция побуждения членов группы к определенным действиям, к тому, чтобы помочь участникам группы увидеть и понять, что происходит в группе.
  • Роль аранжировщика – функция предотвращения неприемлемого поведения участников группы, защиты отдельных членов группы от необоснованных нападок со стороны других участников, поддержки членов группы, проявляющих растерянность и т.п.
  • Роль образцового участника – функция предоставления участникам группы примера эффективного поведения для последующего подражания.

Таким образом, руководство психотерапевтической группой – это сложный и многогранный процесс, требующий от руководителя группы умения эффективно решать одновременно множество задач, умения чутко реагировать на все возможные ситуации, высокого уровня профессионального мастерства и гибкости. 

Заключение

Проведенный в данной работе анализ различных аспектов процесса руководства психотерапевтической группой позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. Групповая психотерапия – это особая форма организации психотерапевтического воздействия, основанная на взаимодействии участников в специально создаваемых группах. Являясь моделью микросоциума, психотерапевтическая группа воссоздает условия, близкие к реальной действительности, и в связи с этим обладает повышенной эффективностью с точки зрения осознания участниками группы собственных социально-психологических проблем и нахождения конструктивных решений.
  2. Содержание и специфика деятельности руководителя психотерапевтической группы предъявляют высокие требования как к профессиональным, так и личностным качествам руководителя группы.
  3. Руководство психотерапевтической группой подразумевает длительный и трудоемкий предварительный этап, на котором осуществляется организация деятельности группы. Качественное решение задач подготовительного этапа является необходимым условием достижения максимальной эффективности групповой психотерапии.
  4. Непосредственно руководство психотерапевтической группой – это сложный и многогранный процесс, требующий от руководителя группы умения эффективно решать одновременно множество задач, умения чутко реагировать на все возможные ситуации, высокого уровня профессионального мастерства и гибкости.

Таким образом, групповая психотерапия является высокоэффективным психотерапевтическим методом, однако для успешного осуществления руководства психотерапевтической группой необходимо обладать чрезвычайно высоким уровнем профессионализма. 

Список литературы

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – Библиотека фонда содействия развитию психической культуры (Киев): http://www.psylib.kiev.ua.
  2. Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 432 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).
  3. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. – М.: «Академический проект», 2000. – Библиотека фонда содействия развитию психической культуры (Киев): http://www.psylib.kiev.ua.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия / под общей ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.: (Серия «Мастера психологии»).
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – СПб.: Питер Ком, 1998. – Библиотека фонда содействия развитию психической культуры (Киев): http://www.psylib.kiev.ua.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Краткое руководство руководителя
  • Лекарство от остеопороза самое эффективное для женщин цена таблетки инструкция
  • Какой стиль руководства не включает модель описывающая зависимость стиля руководства от ситуации
  • Ниссан кашкай 2008 инструкция по эксплуатации
  • Как делать кольца из дыма кальяна инструкция