1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.05.2019 N 84-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 84-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Гражданская оборона
— система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а
также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
характера;
Требования в области гражданской обороны
– специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты,
другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Мероприятия по гражданской обороне
— организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая
к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности
возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Руководство гражданской обороной
руководители органов местного самоуправления.
проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации
Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696
Целью
государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных
ситуациях.
Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;
в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий
по гражданской обороне;
г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;
д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;
е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;
ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;
з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных
отечественными производителями;
и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;
к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных
территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.
Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации
системы стратегического планирования;
б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;
д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;
е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации
Федеральные конституционные законы
1.
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».
2.
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Федеральные законы
1.
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».
2.
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
3.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
.
4.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
5.
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
6.
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».
7.
Федеральный закон от 9 января 1996 г. 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
8.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
9.
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
10.
Федеральный закон от 27 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
11.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
12.
Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в части касающейся
полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.
13.
Федеральный закон от 9 февраля 2000 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
14.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании в Российской Федерации».
15.
Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».
16.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
17.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».
18.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
19.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
20.
Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ Об использовании атомной энергии
21.
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Указы Президента Российской Федерации
1.
Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».
2.
Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».
3.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
6.
Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 г. № ПР-2613).
7.
Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и
террористических актов на период до 2020 года утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года №Пр-3400.
8.
Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года № Пр-539.
Постановления Правительства Российской Федерации
1.
Постановление Совета Министров Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования
населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».
2.
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».
4.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».
10.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
12.
Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти».
15.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
16.
Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».
17.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера».
Совместные приказы, приказы других министерств и ведомств
2.
Совместный приказ МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 07.12.2005 № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
(зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г., регистрационный номер 7443).
5.
Приказ Минздрава России от 08.02.2013 № 61н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки санитарной сумки для оказания первой помощи подразделениями сил гражданской обороны».
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.02.2013 г № 70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для
оказания первичной медико- санитарной помощи и первой помощи».
Приказы МЧС России
1.
Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
2.
Приказ МЧС России от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».
3.
Приказ МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно- методических центрах по гражданской обороне
и чрезвычайным ситуациям субъектов российской федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».
4.
Приказ МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».
5.
Приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (взамен приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993).
6.
Приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».
7.
Приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в
образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».
8.
Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
9.
Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны».
.
10.
Приказ МЧС России от 22.04.2013 № 276 «Об утверждении Перечня регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России».
11.
Приказ МЧС России от 22.01.2013 № 33 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС».
12.
Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
водных объектах.
Прочие регламентирующие документы
СП 88.13330.2014 «Защитные мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНИП II-11-77*».
Ведомственные нормативные акты, планирующие документы и мероприятия в области гражданской обороны проводимые в Минобрнауки России
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 сентября 2019 г. № 774 «Об утверждении Положения о структурном подразделении (работниках) в Министерстве науки и высшего образования Российской
Федерации и его территориальных органах, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны».
Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
.
Положение об Отделе мобилизационной подготовки и гражданской обороны – уполномоченном структурном подразделении Минобрнауки России на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
План мероприятий Минобрнауки России по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря
2016 года № 696.
Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России.
Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России в 2019 году.
Об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
Руководство гражданской обороной.
Руководство
гражданской обороной в Российской
Федерации осуществляет Правительство
Российской Федерации.
Руководство
гражданской обороной в федеральных
органах исполнительной власти и
организациях осуществляют их руководители,
являющиеся по должности начальниками
гражданской обороны указанных органов
и организаций.
Руководство
гражданской обороной на территориях
субъектов Российской Федераций и
муниципальных образований осуществляют
соответственно главы органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и руководители органов местного
самоуправления, являющиеся по должности
начальниками гражданской обороны.
Начальники
гражданской обороны несут персональную
ответственность за организацию и
проведение мероприятий по гражданской
обороне в федеральных органах
исполнительной власти, на соответствующих
территориях и в организациях.
Начальники
гражданской обороны в пределах своих
полномочий и в установленном порядке
имеют право:
-
вводить
в действие соответствующие планы
гражданской обороны; -
принимать
решения об эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей
в безопасные районы; -
издавать
приказы по вопросам гражданской обороны.
Органами,
осуществляющими управление гражданской
обороной, являются:
-
федеральный
орган исполнительной власти, специально
уполномоченный на решение задач в
области гражданской обороны, и его
территориальные органы, созданные в
установленном порядке; -
структурные
подразделения федеральных органов
исполнительной власти, специально
уполномоченные на решение задач в
области гражданской обороны; -
структурные
подразделения (работники) организаций,
специально уполномоченные на решение
задач в области гражданской обороны,
создаваемые (назначаемые) в порядке,
установленном Правительством Российской
Федерации.
Постановление
Правительства Российской Федерации от
10 июля 1999 г. № 782 утверждает «Положение
о создании (назначении) в организациях
структурных подразделений (работников),
специально уполномоченных на решении
задач в области гражданской обороны»
Согласно
«Положению …» структурные подразделения
(работники) по гражданской обороне
создаются (назначаются) в организациях
независимо’ от их организационно-правовой
формы с целью управления гражданской
обороной в этих организациях.
Создание
(назначение) в организациях структурных
подразделений (работников) по гражданской
обороне осуществляется для обеспечения:
-
планирования
и проведения мероприятий по гражданской
обороне; -
создания
и поддержания в состоянии постоянной
готовности к ис пользованию локальных
систем оповещения; -
обучения
работников организаций способам защиты
от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих
действий; -
создания
и содержания в целях гражданской обороны
запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств; -
проведения
мероприятий по поддержанию устойчивого
функционирования организаций в военное
время; -
создания
и поддержания в состоянии постоянной
готовности гражданских организаций
гражданской обороны.
Количество
работников в структурном подразделении
по гражданской обороне или отдельных
работников по гражданской обороне в
составе других подразделений организации
определяется исходя из следующих
примерных норм:
-
в
организациях, отнесенных к категориям
по гражданской обороне в соответствии
с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 сентября
1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций
к категориям по гражданской обороне»:
с количеством работников до 500 человек
— 1 освобожденный работник; от 500 до 2000
человек — 2-3 освобожденных работника;
от 2000 до 5000 человек — 3-4 освобожденных
работника, свыше 5000 человек — 5-6
освобожденных работников; -
в
организациях, не отнесенных к категориям
по гражданской обороне, с количеством
работников свыше 200 человек — 1 освобожденный
работник; -
в
организациях, не отнесенных к категориям
по гражданской обороне, с количеством
работников до 200 человек — работа по
гражданской обороне может выполняться
в установленном порядке по совместительству
одним из работников организации.
Количество
работников в структурном подразделении
по гражданской обороне или отдельных
работников по гражданской обороне в
составе других подразделений
исполнительного органа (органа управления)
организации, имеющей дочерние и зависимые
хозяйственные общества, определяется
в соответствии с рекомендациями,
предусмотренными в примерном положении
о специально уполномоченных на решение
задач в области гражданской обороны
структурных подразделениях (работниках)
организаций.
На
должности работников структурных
подразделений (работников) по гражданской
обороне назначаются лица, имеющие
соответствующую подготовку.
Организации
осуществляют укомплектование структурных
подразделений (назначение работников)
по гражданской обороне, разрабатывают
и утверждают их функциональные обязанности
и штатное расписание.
По
согласованию между федеральным органом
исполнительной власти, специально
уполномоченным на решение задач в
области гражданской обороны, и субъектом
Российской Федерации в порядке,
установленном Правительством Российской
Федерации, могут создаваться органы,
осуществляющие управление гражданской
обороной на территориях субъектов
Российской Федерации, отнесенных к
группам по гражданской обороне.
Указанные
органы комплектуются военнослужащими
войск гражданской обороны, средства,
на содержание которых выделяются из
федерального бюджета, и гражданским
персоналом, средства на содержание
которого выделяются из бюджетов субъектов
Российской Федерации.
Руководители
указанных органов назначаются
руководителем федерального органа
исполнительной власти, специально
уполномоченного на решение задач в
области гражданской обороны, из числа
военнослужащих войск гражданской
обороны по согласованию с начальниками
гражданской обороны территории субъектов
Российской Федерации, территорий,
отнесенных к группам по гражданской
обороне, в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
В
целях осуществления государственной
политики в области гражданской обороны
Президент Российской Федерации или по
его поручению Правительство Российской
Федерации определяет федеральный орган
исполнительной власти, специально
уполномоченный на решение задач в
области гражданской обороны.
Указом
Президента Российской Федерации от 2
августа 1999 года № 953 «Вопросы министерства
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий» Министерство Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС
России) определено федеральным органом
исполнительной власти, специально
уполномоченным на решение задач в
области гражданской
обороны,
проводящим единую государственную
политику и осуществляющим государственное
управление в области гражданской
обороны.
На
МЧС России возложено осуществление
соответствующего нормативного
регулирования, а также специальные,
разрешительные, надзорные и контрольные
функции в области гражданской обороны.
Федеральный
орган исполнительной власти, специально
уполномоченный на решение задач в
области гражданской обороны (МЧС России),
имеет свои территориальные органы,
создаваемые в установленном порядке.
Для
выполнения мероприятий по гражданской
обороне создаются федеральные,
республиканские, краевые, областные,
автономной области и автономных округов,
районные и городские службы гражданской
обороны, а также службы гражданской
обороны организаций.
Решения
о создании служб гражданской обороны
принимаются Правительством Российской
Федерации, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления и
руководителями организаций в соответствии
с их полномочиями.
Положения
о службах гражданской обороны утверждаются
соответствующими начальниками гражданской
обороны.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
— защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);
— координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
— создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
— повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
— проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
— поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
— специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
— накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
— обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
— эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
— организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
— обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
История в СССР и РФ
— Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.
— В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.
— В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).
— Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.
— В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)
-
Ссылка
- Отправить почтой
-
Версия для печати
- Код для блога
- Экспорт
Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Открыть
Началом пути ГО в нашей стране считается 1918 год. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей» устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия ГО.
Исторической датой создания Гражданской обороны в России является 4 октября 1932 года, когда Совнарком СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР. Этот документ послужил основой для создания организации, призванной решать сложные и ответственные задачи по защите населения и экономики страны от нападения противника с воздуха. Необходимость в МПВО, затем – гражданской обороне, объяснялась возраставшей угрозой империалистической агрессии против нашего государства.
С этого времени в стране стали проводиться мероприятия централизованной общественной организации — МПВО, однако город Воронеж в предвоенные годы не был включен в список городов-пунктов ПВО.
Система ГО должна была обеспечить выполнение масштабных мероприятий в условиях мирного и военного времени. И она, как свидетельствует 77-летняя история существования, со своими задачами справилась.
На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.
Содержанием второго этапа (ноябрь 1932 – июль 1941 г.г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны.
МПВО выделяется в самостоятельную систему оборонно-массового характера для решения широкого круга оборонных задач под общим руководством СНК в центре и органов Советской власти на местах.
Третий этап (июнь 1941 – 1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны.
В соответствии с постановлением СНК от 2 июля 1941 года № 18/12 «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», была развернута большая организационная работа по формированию групп самозащиты МПВО. За первые месяцы войны в Воронеже было создано 1467 групп самозащиты, развернулось строительство ряда убежищ и укрытий.
К осени 1941 года в городе Воронеже было построено свыше 4000 укрытий для защиты людей.
В конце 1941 года город Воронеж утвержден городом — пунктом ПВО, сформирован аварийно-строительный полк, созданы формирования МПВО на всех объектах. После освобождения города от немцев, формированиями МПВО города были очищены десятки тысяч квадратных метров городской территории, обезврежено 18279 противотанковых и противопехотных мин, реактивных снарядов, 990 минометных мин.
Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО – ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально-политическое состояние войск.
Гражданская оборона страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны.
Четвертый этап (июнь 1945 – июль 1961 г.г.) – этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения ОМП в условиях начавшейся «холодной» войны.
На этом этапе руководство МПВО – ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.
Пятый этап (июль 1961 – сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями МПВО. МПВО преобразована в ГО СССР. Задачи, стоящие перед ГО страны, резко изменились. ГО становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время с целью защиты населения и объектов народного хозяйства от оружия массового поражения.
ГО стала строиться по территориально-производственному принципу.
В основу защиты населения принята идея проведения массовой эвакуации населения из городов в загородные зоны и обеспечение персонала, который оставался работать на предприятиях, средствами защиты и убежищами.
Шестой этап (октябрь 1971 – июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружений и достижением СССР стратегического паритета. Руководство ГО было возложено на МО СССР. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств.
Седьмой этап (август 1987 – декабрь 1991 г.г.) является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации окончания «холодной войны» и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем. На ГО возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф в мирное время.
27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спа¬сателей» (на правах государственного комите¬та РСФСР), а также формировании единой государственно-общественной системы про¬гнозирования, предотвращения и ликвида¬ции последствий чрезвычайных ситуаций.
Восьмой этап – (с декабря 1991 года по настоящее время) начали с упразднения государственных структур СССР, образования СНГ и создания Российской системы предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), в которую органически вошла ГО РФ.
19 ноября 1991 Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина № 221 был создан Го-сударственный комитет по делам граждан¬ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедст¬вий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.
Этим же Указом создан Штаб войск Гражданской обороны РСФСР и 9 региональных центров по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ), Самара (Приволжский РЦ), Екатеринбург (Уральский РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ), Чита (Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ).
За эти годы не было такой чрезвычайной ситуации, где бы ни принимали участие спасатели МЧС, которые признаны лучшими в мире.
На территории Воронежской области руководство ГО осуществляли исполкомы Советов депутатов трудящихся, а на объектах народного хозяйства — их руководители.
В 70-80 годы, когда жизнь начала поворачивать ГО от чисто оборонных мероприятий к решению задач мирного времени, все чаще стали привлекаться силы ГО, в том числе и невоенизированные формирования, к ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Например, отдельный механизированный полк ГО летом 1972 года из Воронежа перебрасывался в Подмосковье для тушения лесных и торфяных пожаров.
В октябре 1979 года в городе, помимо областного штаба ГО, был образован городской штаб ГО. До 1 июня 1980 года органи-зована работа штаба ГО города по созданию 16 городских служб на базе объектов народного хозяйства, подчиненных горисполкому.
Большой вклад в ликвидацию последствий Чернобыльской аварии внесли воронежцы. Формированиями ГО в зону Чернобыля было доставлено большое количество землеройной техники, произведенной ПО «Тяжэкскаватор» города Воронежа. Сотрудники штаба ГО принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС: Куприенко П.С., Коломыцев Н.М., Ходак Б.Е., Ефименко В.Д., Балакирев И.Е.
В 1994 году в городе была создана Воронежская областная объединенная поисково-спасательная служба (ПСС), в состав которой входил и городской поисково-спасательный отряд.
В целях улучшения качества выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, организации защиты населения и совершенствования организационно-штатной структуры, постановлением исполнительного комитета администрации города Воронежа № 453 от 29 октября 1997 года было создано Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Воронежа.
В соответствии с Решением Воронежской городской Думы от 21 октября 2009 года № 306-II, управление по делам ГО ЧС г.Воронежа в настоящее время является структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж.
Каждый день мы видим результат своего труда — это спасенные человеческие жизни, это повышение защищенности людей от самых различных техногенных и природных катастроф.