Руководство гражданская общество

Президиумы предыдущих созывов

Cостав Президиума Совета четырнадцатого созыва

Cостав Президиума Совета тринадцатого созыва

Cостав Президиума Совета двенадцатого созыва

Состав Президиума Совета одиннадцатого созыва

Состав Президиума Совета десятого созыва

Состав Президиума Совета девятого созыва

Состав Президиума Совета восьмого созыва

Состав Президиума Совета седьмого созыва

Состав Президиума Совета шестого созыва

Состав Президиума Совета пятого созыва

Состав Президиума Совета четвертого созыва

Состав Президиума Совета третьего созыва

Состав Президиума Совета второго созыва

Состав Президиума Совета первого созыва

Независимая организация “Гражданское общество”, созданная в 1997 году, и, учрежденный ею совместно с Московским Английским клубом Национальный фонд “Общественное признание”, осуществляют свою деятельность с целью развития гражданского общества в России, углубления диалога и взаимодействия между властью и обществом, укрепления социального партнерства и гражданского согласия в России.

Независимая организация «Гражданское общество» создана для объединения усилий общественных, неправительственных и некоммерческих организаций, отечественных предпринимательских и деловых кругов, представителей православной церкви, а также других традиционных для России конфессий, электронных и печатных СМИ по укреплению диалога, взаимодействия и сотрудничества институтов гражданского общества со всеми ветвями власти на федеральном и региональном уровне, с целью формирования в России развитого гражданского общества и сильного демократического правового государства, создания в стране обстановки политической стабильности и социального партнерства, гражданского мира и согласия.

Независимая организация «В поддержку гражданского общества» проводит общественные конференции, форумы и симпозиумы, благотворительные творческие фестивали, художественные выставки, конкурсы, а также гражданские дебаты и дискуссии по наиболее актуальным вопросам развития гражданского общества, таким как острые социальные проблемы в развитии образования и здравоохранения, науки и образования, защите материнства и детства и др., в ходе которых вырабатываются и принимаются обращения, резолюции и практические рекомендации по проблемам взаимодействия гражданских и государственных институтов в наиболее актуальных и важных сферах жизни страны, направляемые в соответствующие органы исполнительной, законодательной и судебной власти, Общественную Палату РФ и общественные советы при заинтересованных министерствах и ведомствах.

Независимая организация «В поддержку гражданского общества» явилась учредителем Некоммерческого партнерства «Национальная Инва-Академия искусств и социальной реабилитации подрастающего поколения».

В состав членов неправительственной организации и органов ее общественного самоуправления – Президиума и Совета Попечителей входят видные общественные, политические и государственные деятели, лидеры авторитетных общественных организаций, гражданских и творческих союзов, известные политологи, юристы и адвокаты, представители влиятельных общественных предпринимательских объединений, электронных и печатных СМИ, выдающиеся деятели науки, культуры, спорта, а также представители всех ветвей власти федерального и регионального уровня, многие из которых стали соучредителями Общероссийской общественной организации “Национальный гражданский комитет по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами”.

Независимая организация “Гражданское общество” проводит общественные конференции, симпозиумы, форумы, конкурсы, “круглые столы” по актуальным вопросам развития гражданского общества, на которых вырабатываются практические рекомендации по проблемам взаимодействия государства и общества, направляемые в соответствующие органы исполнительной, законодательной и судебной власти, а также в реально действующие общественные организации и гражданские объединения.

Основными направлениями деятельности организации являются – проведение международных, общероссийских и межрегиональных общественных конференций, симпозиумов, семинаров по наиболее актуальным проблемам становления гражданского общества в России, на которых вырабатываются практические рекомендации по проблемам взаимодействия государства и общества, направляемые в соответствующие органы исполнительной, законодательной и судебной власти, а также в реально действующие общественные организации и гражданские объединения. А также диалога и взаимодействия общественных и некоммерческих организаций с государственными органами, принятие резолюций и выработка конкретных рекомендаций по итогам заседаний, конференций, «круглых столов» в адрес соответствующих органов исполнительной, законодательной и судебной власти, проведение общественных экспертиз, принимаемых законодательных актов и правительственных решений, связанных с обеспечением и защитой прав граждан и их объединений, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

МОО «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»



Ликвидировано 19 июля 2022 года

Исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица

ОГРН 1157700019256  

ИНН 7703402789  

КПП 770301001  

ОКПО 38959107  

Дата регистрации

1 декабря 2015 года

Юридический адрес

123317, г. Москва, пер. Стрельбищенский, д. 29А, помещ. I, комната 6

Организационно-правовая форма

Общественные организации

Специальный налоговый режим

Не применяется?

МОО "ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО" - Новиков Игорь Алексеевич

Учредители

Нет сведений об учредителях

ЕФРСБ (реестр банкротств)

  Нет сообщений о банкротстве


Реквизиты

ОГРН? 1157700019256    от 1 декабря 2015 года
ИНН? 7703402789  
КПП? 770301001  
ОКПО? 38959107  

Сведения о регистрации

Регистрация в ФНС

Регистрационный номер 1157700019256 от 1 декабря 2015 года

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве

Регистрация в ПФР

Регистрационный номер 087103135410 от 2 декабря 2015 года

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области

Регистрация в ФСС

Регистрационный номер 773605382277181 от 5 декабря 2017 года

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области

Коды статистики

Код ОКОГУ? 4220002  

Межрегиональные общественные объединения

Код ОКОПФ? 20200  

Общественные организации

Код ОКФС? 53  

Собственность общественных объединений

Код ОКАТО? 45286575000  

Пресненский

Код ОКТМО? 45380000000  

муниципальный округ Пресненский

Код КЛАДР? 770000000002807  

Виды деятельности ОКВЭД-2

Финансовая отчетность МОО «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

Финансовая (бухгалтерская) отчетность МОО «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» согласно данным ФНС и Росстата за 2015–2017 годы

Чистая прибыль?
2015–2017 гг.

Финансовые показатели
2017 г.

Выручка

Выручка

0

-100%

Чистая прибыль

Чистая прибыль

0

100%

Активы

Активы

3,5 млн руб.

4060%

Капитал и резервы

Капитал и резервы

3,1 млн руб.

1453%

Финансовые коэффициенты согласно результатам 2017 г.

Финансовая устойчивость
Коэффициент автономии (финансовой независимости)? 0.89
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами? 0.89
Коэффициент покрытия инвестиций? 0.89
Ликвидность
Коэффициент текущей ликвидности? 8.74
Коэффициент быстрой ликвидности? 0.58
Коэффициент абсолютной ликвидности? 0.11
Рентабельность
Рентабельность продаж?
Рентабельность активов?
Рентабельность собственного капитала?

Руководитель МОО «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

Президент Новиков Игорь Алексеевич

  Нет записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ

  Нет записи о дисквалификации

  Не входит в реестр массовых руководителей

Учредители

Нет сведений об учредителях организации?

Связи

Руководитель МОО «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» также является руководителем или учредителем 4 других организаций

1. ООО «НАОПЗДГ» 
344092, Ростовская область, г. Ростов-На-Дону, ул. Добровольского, д. 6 «б»
Издание книг

Руководитель и учредитель — Лавриненко Игорь Алексеевич

2. ООО «НАОПЗДГ» 
620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, д. 10, кв. 16
Предоставление прочих услуг

Руководитель и учредитель — Лавриненко Игорь Алексеевич

3. ООО «КОМИТЕТ ПО НАГРАДАМ И ЗВАНИЯМ» 
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 30/1/2, стр. 2
Деятельность в области художественного, литературного и исполнительского творчества

Руководитель и учредитель — Лавриненко Игорь Алексеевич

4. ООО «ИМПЕРИЯ» 
603079, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Московское шоссе, д. 213А
Издание книг

Руководитель и учредитель — Лавриненко Игорь Алексеевич

Не найдено ни одной связи по учредителям

МОО «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» не является управляющей организацией

МОО «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» не является учредителем других организаций

Сообщения на Федресурсе

Организация МОО «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» не опубликовала ни одного сообщения, но является участником 1 сообщения на Федресурсе

Самые популярные типы сообщений

  • Предстоящее исключение недействующего юридического лица из реестра (1)

Госзакупки

Сведения об участии МОО «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 94-ФЗ, 44-ФЗ или 223-ФЗ отсутствуют

Проверки МОО «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

ФГИС «Единый Реестр Проверок» Генеральной Прокуратуры РФ не содержит сведений о проверках в отношении организации МОО «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

Налоги и сборы

Нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах


  Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам

История изменений

15.12.2021

25.01.2022

Юридический адрес изменен с «123317, г. Москва, пер. Стрельбищенский, д. 29А, помещение I, комната 6» на «123317, г. Москва, пер. Стрельбищенский, д. 29А, помещ. I, комната 6»

30.03.2022

Регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (недействующее юридическое лицо)

19.07.2022

Юридическое лицо было ликвидировано

Согласно данным ЕГРЮЛ, организация МОО «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» — или МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» — была зарегистрирована 1 декабря 2015 года по адресу 123317, г. Москва, пер. Стрельбищенский, д. 29А, помещ. I, комната 6. Налоговый орган — Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве.

Реквизиты юридического лица — ОГРН 1157700019256, ИНН 7703402789, КПП 770301001. Регистрационный номер в ПФР — 087103135410, регистрационный номер в ФСС — 773605382277181. Организационно-правовой формой являлась «Общественные организации», а формой собственности — «Собственность общественных объединений».

Основным видом деятельности организации МОО «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» являлся «Деятельность прочих общественных организаций и некоммерческих организаций, кроме религиозных и политических организаций». Организация была также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД как «Виды издательской деятельности прочие», «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам».

Президент — Новиков Игорь Алексеевич. Сведения об учредителях отсутствуют.

Юридическое лицо было ликвидировано 19 июля 2022 года.

Смотрите также

Прочие фирмы и организации

I. Определение гражданского общества.

1.    Классические дефиниции политической науки.

В политической науке существует множество концепций и определений понятия «гражданское общество», уходящих корнями в античную философию и эпоху Просвещения. Однако с точки зрения изучения реально протекающих процессов наибольшей популярностью пользуется инструментальный подход. Он рассматривает гражданское общество не только как общность граждан в соответствии с их интересами, но прежде всего – как систему  бесприбыльных (некоммерческих) организаций (НКО), выполняющих различные общественные функции. Структуры гражданского общества также именуют «третьим сектором» («первый сектор» — государство, «второй сектор» — экономика и бизнес, «четвёртый сектор» — средства массовой информации»). 

Отличительной особенностью инструментального подхода является то, что он предполагает определение гражданского общества как нейтрального понятия, не содержащего ценности (вроде свободы, равенства и т.д.). Оно может лишь указывать место в социальном пространстве, где разворачивается борьба и/или взаимодействие между различными силами, группами, которые руководствуются своими ценностями и интересами. При этом гражданское общество само по себе не сводится к какой-то одной системе взглядов.  

2.    Структура гражданского общества.

В научной литературе можно выделит три основных подхода к структурированию гражданского общества: институциональный, системный и секторный.

В институциональном подходе за основу берется понятие «социального института», под которым понимается форма организации общественной жизни людей, устанавливающиеся в процессе исторического развития с целью регулирования их социальных действий и социальных связей.

Системный подход к гражданскому обществу рассматривает феномен гражданского общества и его взаимоотношение с государством.

В соответствие с данной точкой зрения гражданское общество каждой страны является частью боле глобальной социальной системы, обладает определенной суверенностью и иерархичностью, стабильностью и динамизмом, открытостью и адаптивностью, органической целостностью (единством) и дифференцированностью.

С точки зрения секторной теории важным является анализ структуры гражданского общества как в горизонтальной плоскости (сферы деятельности НКО), так и в вертикальной, т.е. определение положения гражданского общества в общественной системе в целом.

3.     Функции гражданского общества.

В целом можно выделить четыре основные группы функций, которые выполняют некоммерческие организации в демократическом государстве:

1. Контроль за государственной властью, исполнением министерствами и ведомствами своих функций, общественная экспертиза.

2. Согласование интересов между различными социальными группами, а также между ними и государством. «Она [Общественная палата] должна стать площадкой для выражения интересов различных профессиональных и социальных групп, ассоциаций и союзов» (из Послания Президента В.Путина Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 г.). 

3. Социальная интеграция. Площадка для объединения с себе подобными, смягчение противоречий между различными группами благодаря «перекрестной принадлежности» людей к разным сообществам и организациям.

4. Предоставление услуг, особенно в тех сферах, куда «не дотягиваются» ни государство, ни частный бизнес.

II. Гражданское общество в современной России.

1. Краткий исторический экскурс.

Вопреки распространенному мнению, Россия обладает собственными историческими традициями гражданской активности. Наиболее яркий пример – урегулирование острого военно-политического кризиса в начале XVII в., известного как «Смутное Время». В условиях фактического отсутствия центральной власти К.Минин и Д.Пожарский выступили как лидеры самоорганизующегося народа, успешно решив сложные задачи по формированию народного ополчения, организации его снабжения и обучения, разгрому иностранных интервентов.  Всё это позволило отстоять суверенитет России и заложить основы новой, более прогрессивной на тот момент формы политического режима – сословно-представительной монархии.

XVIII век, связанный с Эпохой Просвещения, характеризуется появлением первой российской общественной организации – Вольного Экономического общества (1765 г.).

Справочно: Вольное экономическое общество создано графами Р.Воронцовым, Г.Орловым, И.Чернышевым, А.Олсуфьевым с одобрения императрицы Екатерины II с целью изучение положения русского земледелия и условий хозяйственной жизни страны и распространение полезных для сельского хозяйства сведений. Общество издавало «Труды» — книги, касающиеся сельского хозяйства и народного образования, устраивало сельскохозяйственные выставки. Права и привилегии общества подтверждались особыми Высочайшими рескриптами при начале каждого царствования.

Следующий пик гражданской активности в России пришёлся на конец XIX – начало XX вв. Именно в этот период страна переживала масштабные социально экономические преобразования, затронувшие саму основу российского общества. Важную роль здесь сыграла так называемая «идеология малых дел» определённой части российской интеллигенции, отрицавшей революционный террор и проповедовавшей «хождение в народ» — реальную помощь людям в рамках деятельности в земствах (учителя, врачи, агрономы). Сегодня сторонников «хождения в народ» можно было бы со всем основанием назвать первыми в России гражданскими активистами.

В этот период также активно развивались такие формы гражданской активности, как благотворительные организации. Запрос на их деятельность был связан с активным внедрением капиталистических отношений и ростом социального расслоения людей. Кроме того, из всех форм гражданской активности именно благотворительная деятельность вызывала меньше всего опасений у царского режима. В результате, если в 1897 г. в России насчитывалось 1690 таких организаций, то к периоду первой русской революции 1905 г. в стране имелось до 4 500 благотворительных обществ.

Советский период начался с мощного всплеска активности «народных масс». В 20-е гг. общественные организации приобретают роль инструмента вовлечения людей в государственную работу, причём предполагается, что в будущем социалистическом обществе они заменят государственные структуры. Тогда же впервые в России была дана официальная государственная формулировка, идентичная современному термину «некоммерческая организация». Народный комиссариат юстиции в 1923 г. предписывал под «общественными организациями» понимать организации, которые «в отличие от других негосударственных учреждений, не преследуют цели извлечения прибыли для своих членов, а преследуют общественные цели». По данным НКВД РСФСР к началу 1928 г. в стране насчитывалось 4480 такого рода общественных объединений.

Тем не менее, дальнейшее развитие советской политической системы, формирование режима личной власти И.Сталина привело к пересмотру политики в отношении общественных организаций в сторону её ужесточения. Началом масштабной чистки послужила перерегистрация общественных организаций 1928-1929 гг., в результате произошло закрытие многих из них, а также слияние обществ со схожими целями и родом деятельности. К началу 1930-х гг. число действующих всесоюзных и всероссийских организаций сократилось почти вдвое. При этом они фактически превратились в структуры, лишенные реальной самостоятельности и подчинённые интересам правящей Коммунистической партии. В результате вся сфера общественных отношений оказалась под жёстким политическим контролем.  

Данная ситуация начала меняться после смерти И.Сталина, но особенно активно – в 60-70-е гг., с возникновением так называемого движения «неформалов». Данное понятие объединяет в себе широкий спектр гражданских общностей, а де-факто – гражданских коллективов, возникших на базе совместного увлечения (музыка – рок, зарубежная эстрада, спорт – каратэ, йога, история – движение почвенников, здоровый образ жизни и т.п.). Для неформалов было характерно выстраивание собственной, в обход государства, системы горизонтальных связей, а также наличие сходных идеологических установок, с разной степенью скепсиса оценивающих действующий политический режим.

Отдельным и весьма значимым видом гражданской активности стала правозащитная деятельность, система «самиздата». В отличие от «неформалов», правозащитники активно вторгались в политическую сферу и подвергались уголовному преследованию со стороны государства. В то же время, прогрессивная сторона деятельности правозащитников сочеталась с контактами с зарубежными спецслужбами, что являлось вызовом для национальной безопасности страны.

Перестройка советского общества во второй половине 80-х гг. привела к буквально взрывоподобному росту численности общественных объединений, многие из которых вышли из среды неформального движения. При этом, создаваемые организации зачастую носили слабо структурированный характер, а их лидеры часто уходили из общественной сферы в политическую.

В 90-е гг. общественная активность продолжала оставаться высокой, однако при  этом начало приходить понимание, что реалии нового капиталистического общества требуют кардинально иных, новых подходов к вопросам организации и финансирования структур гражданского общества. Сложное социально-экономическое положение в стране также негативно отразилось на реальной деятельности НКО. В то же время, именно в это период общественные организации начали активно осваивать новые источники финансирования – зарубежные гранты, а их лидеры стали проходить обучение за рубежом. Тема гражданского общества стала впервые активно разрабатываться в рамках отечественной политической науки.

В 2000-е гг. политическая стабильность, благоприятная социально-экономическая ситуация в стране создала условия для роста гражданской активности, различных форм общественного самовыражения людей. Появилось новое поколение гражданских активистов, т.н. «креативный класс». Молодые люди, прошедшие социализацию в постсоветский период, активно осваивали формат общественной деятельности. Распространение новых коммуникативных технологий (Интернет, социальные медиа) стали мощным ресурсов в руках гражданских активистов, существенно повысив их возможности, включая проведение мероприятий, сбор и обмен информацией. Появился феномен «блоггера-гражданского активиста», новые форматы акций (флэш-мобы).

 2. Статистические данные о современной ситуации с развитием гражданского общества в России.

Численность НКО — 430 131 (226 124 зарегистрированных) (по данным Минюста на август 2014).

Количество занятых в «третьем секторе» — 828 000 чел. – 1,1% от общего количества занятых (в США и ЕС – 7,1%).

Доля социально ориентированных НКО – 13,5% (в США и ЕС – 60-70%).

Доля НКО в ВВП – 0,9% (в США и ЕС – 6,5%).

Организационно-правовой статус российских НКО

На текущий момент перечень организационно-правовых форм НКО требует дальнейшего регулирования и доработки. Это связано, в том числе, с наличием среди НКО организаций, активно работающих на рынке, но не ставящих своей целью извлечение прибыли.

3. Гражданское общество и государство.

Гражданское общество как область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к противоречиям и конфликтам между ними. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать определенную социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом демократическое государство, являющееся верховным арбитром. Без демократического государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без саморазвивающегося гражданского общества, способного контролировать правящую бюрократию, государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.

Политическое руководство России неоднократно подчеркивало, что отношения с гражданским обществом являются стратегическими в российской государственной политике. Так, например, В.В.Путин в своей программной статье «Демократия и качество государства» («Коммерсантъ», 6 февраля 2012 года) отмечает:

«Сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать. Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным. Нам надо обновить механизмы нашей демократии. Они должны «вместить» возросшую общественную активность.

Нужно понимать, что одна из главных тенденций современного мира — это усложнение общества. Специализируются потребности различных профессиональных и социальных групп. Государство должно на этот вызов ответить, соответствовать сложносоставной социальной реальности. Одно из важных решений здесь — это развитие саморегулируемых организаций. Компетенции и возможности которых должны расширяться».

Более того, по мнению главы российского государства, «Гражданское общество, безусловно, должно стать настоящим соавтором всех проводимых властью преобразований» (в ходе совещания по реализации задач, поставленных в предвыборной статье «Демократия и качество государства», 19 марта 2012 г.).

При этом, как заявил В.Путин, «для нас особенно важно, чтобы гражданское общество в России было максимально независимым» (на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, 4 сентября 2013 г.).

Институционализация взаимодействия государства и гражданского общества

За последние годы немало сделано для институционализации взаимодействия гражданского общества и государства. Среди основных институтов можно выделить:

·       Общественную палату РФ.

·     Общественные палаты субъектов РФ.

·     Общественные советы муниципальных образований.

·    Общественные советы при федеральных органах государственной власти (52 совета на 2012 г.).

·  Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей РФ.

·    Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Законодательная поддержка структур гражданского общества

2006 год

Впервые распределены гранты Президента России на поддержку НКО.

2007 год

Возникновение системы НКО-операторов для распределения грантов.

2012 год

Увеличение господдержки НКО из госбюджета до 8,285 млрд. руб. (почти в два раза).  

2013 год

Социально ориентированные НКО наделены преимуществами по участию в госзакупках.

Внесены изменения в закон «Об общественной палате РФ». Расширено представительство профессиональных и социальных групп, демократизирована процедура формирования палаты (рейтинговое Интернет-голосование).

2014 год

Принят закон «Об основах общественного контроля в РФ».

Финансовая поддержка структур гражданского общества

Развитие некоммерческого сектора в современном обществе невозможно без активного участия и поддержки со стороны государства. Независимость НКО от государственных органов – это миф, опровергаемый практикой всех развитых демократий мира.

В среднем, по совокупной оценке, в развитых странах государственное финансирование НКО составляет 48% их дохода (в развивающихся — 22%, в России — 5%), доходы от деятельности, включая членские взносы — 35% (в развивающихся странах — 61%, в России — 22%), пожертвования бизнеса, граждан и зарубежных фондов — 17% (в развивающихся странах — 17%, в России — 73%).

Доля государственного финансирования в доходах НКО (выборочно по группам стран, %):

      Западная Европа, Канада. Израиль — 54%.

      Восточная Европа — 42%.

      Англосаксонские страны — 36%..

      Скандинавия — 35%.

      Развитые страны Азии — 34%.

      Латинская Америка — 19%.

Финансовая господдержка некоммерческих организаций реализуется за рубежом в пяти основных формах:

·   В виде прямого выделения финансовой поддержки, одна из форм которой — субсидии.

·        В форме предоставления грантов нескольких типов.

·        На основе заключения контрактов.

·        За счет подписания соглашений о сотрудничестве/партнерстве.

·        В виде предоставления ссуд и вложения акций.

Государственная поддержка воспринимается НКО в ряде западных стран как неотъемлемый источник их финансирования. Любые попытки её ограничения подвергаются резкой критике. Не случайно, в Великобритании действующий кабинет министров во главе с Д.Кэмероном, пойдя на снижение помощи общественным организациям в рамках борьбы с бюджетным дефицитом, решил частично компенсировать возникшие финансовые издержки НКО. Для этого был создан специальный «Транзитный фонд» (Transition Fund).

В ряде случаев финансовая поддержка со стороны государственных органов составляет большую долю бюджета НКО. Например, в доходной части бюджета организации Transparency International (резидент Германии) на 2013 год из общей суммы в €28,17 млн. на средства, полученные от правительственных ведомств различных стран, приходится €25,56 млн. В числе государственных доноров организации фигурируют Агентство США по международному развитию, Министерство международного развития Великобритании, Канадское агентство международного развития, МИД ФРГ, МИД Франции и др.

В России за период с 2006 по 2012 годы Президент Российской Федерации выделил в общей сложности 7,4 млрд. руб. на программу грантовой поддержки НКО, участвующих в развитии институтов гражданского общества.

Средний размер гранта в 2006 году составлял 474,4 тыс. руб., в 2007 — 980,4 тыс. руб., в 2008 — 1,3 млн. руб., в 2009 и 2010 — 1,6 млн. руб., в 2011 и 2012 — 1,7 млн. руб. Закрепилась тенденция к увеличению среднего размера гранта, что, по мнению экспертов, способствует более качественной и глубокой проработке реализуемых проектов.

В 2013 году сумма государственной поддержки НКО в России составила 8,285 млрд. руб. Из них сумма президентских грантов — 2,37 млрд. руб. Это заметный рост финансирования по сравнению с 2012 годом, когда было выделено 4,7 млрд. руб., в т.ч. 1 млрд. руб. — на президентские гранты.

В 2014 г. согласно распоряжению Президента РФ НКО предоставляются субсидии, предусмотренные в федеральном бюджете на 2014 год, в размере 2 698 000 тыс. рублей на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям для реализации социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Гранты Президента РФ на поддержку НКО

2006-2014 гг.

Год

Сумма, млрд. руб.

2006

0,5

2007

1,2

2008

1,5

2009

1,2

2010

1

2011

1

2012

1

2013

2,37

2014

2,698

В России сложились следующие формы государственной финансовой поддержки организаций «третьего сектора»:

1. Гранты — целевые средства, безвозмездно и безвозвратно предоставляемые НКО на реализацию конкретных проектов (программ). Данные проекты (программы) должны быть направлены на создание общественных благ, оказание социальной поддержки, реализацию профессиональных, общественных интересов отдельных групп населения.

2. Контрактные отношения — размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

3. Предоставление льгот. Они предоставляются как самим НКО, так и лицам (физическим и юридическим), осуществляющим пожертвования в их пользу. Но в настоящий момент это происходит фрагментарно и касается менее 1% НКО.

27 декабря 2012 г. Постановлением Правительства утверждена Программа социальной поддержки граждан до 2020 года, исполнителем которой назначено Министерство труда и социальной защиты, а соисполнителем — Министерство экономического развития. Одна из четырех ее подпрограмм называется «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Она отводит НКО место системообразующего фактора в развитии социального государства.

В программе подчеркивается, что СО НКО, наряду с государственными органами власти, являются неотъемлемым структурным элементом создания современной системы социальной поддержки граждан. В связи с этим в 2013-2020 годах на «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» запланировано выделить следующие суммы:

Год

Сумма в тыс. руб.

2013

1 678 499,60

2014

1 573 499,60

2015

1 603 499,60

2016

1 643 499,60

2017

1 683 499,60

2018

1 723 499,60

2019

1 763 499,60

2020

1 813 499,60

2013- 2020

13 482 996,80

III. Ключевые проблемы гражданского общества в современной России и пути их решения.

1. Недофинансирование. От грантов к социальным услугам. Зарубежный опыт.

Несмотря на выделяемые органами власти средства и широкую номенклатуру форм государственной поддержки, можно констатировать недостаток финансирования организаций российского «третьего сектора».

Недофинансирование связано, прежде всего, с расширением сферы деятельности организаций «третьего сектора», а также с растущим притоком людей в них.

Помимо недофинансирования «третий сектор» в России сталкивается с целым рядом других проблем. В их числе:

·  Недостаточная профессионализация НКО. В настоящее время у органов государственной власти есть желание оказывать поддержку «третьему сектору» и делегировать его представителям свои функции. Однако сами общественные организации ориентируются скорее на контроль за выполнением социальных полномочий, чем на самостоятельное предоставление услуг населению;

·  Низкий уровень доверия. К сожалению, как показывают все существующие социологические исследования в России уровень доверия некоммерческому сектору невысок. Это связано с инерцией советского и позднесоветского периода, когда общественная деятельность во многом носила имитационный характер, а людям, занятым в ней, предъявлялись пониженные профессиональные требования. По данным опроса ВЦИОМ 14 августа 2014 г., 40% опрошенных полагают, что деятельность общественных организаций никак не влияет на жизнь большинства граждан, 34% опрошенных склонны думать, что общественные организации не нужны вообще.

·     Отсутствие стабильного притока молодых специалистов, ведущее к снижению функциональных возможностей НКО;

·  Недостаточное информирование населения о деятельности общественных институтов. Так, согласно опросу исследовательской группы ЦИРКОН, проведенному в ноябре 2012 года, 44% респондентов ничего не знали об НКО.

Таким образом, говоря о «третьем секторе» в России, можно констатировать, что  ему свойственны следующие черты:

·        Он находится в стадии развития;

·       Тенденция притока людей в организации «третьего сектора» будет возрастать;

·       Он сталкивается с проблемой недофинансирования;

· Существует два способа значительного притока средств в «третий сектор»: стимулирование благотворительности и передача ряда государственных услуг на контрактной основе;

·    В то же время, у СО НКО существует проблема недостаточной профессионализации для оказания квалифицированных услуг населению.

К сожалению, российские НКО зачастую не способны чётко сформулировать задачи своей деятельности. В результате возникает абсурдная для развитых демократий ситуация, когда реальной работой «в поле», оказанием конкретных социальных услуг занимается всего 13,5% НКО, в то время как остальная часть занята осуществлением контрольных функций. За рубежом соотношение прямо противоположное — социальные услуги оказывают 60-70% некоммерческих организаций, а контрольными функциями занимается порядка 30% от их численности.

Учитывая, что российская демократия существует немногим более 20 лет, при решении проблем гражданского общества нашей стране целесообразно обратиться к опыту развитых государств Европы и США, где демократические традиции имеют гораздо большую историю. В первую очередь зарубежный опыт будет полезен при решении наиболее острой проблемы – нехватки финансирования.  В большинстве современных демократий это вопрос решается путём передачи НКО от государства функционала по оказанию социальных услуг. 

Наибольшим объемом полномочий, полученных от государства, в западных странах наделены связанные с властью общественные структуры. Официально такие организации имеют неправительственный статус, но в то же время значительную часть их бюджета составляет прямое государственное финансирование. Такие НКО наделяются отдельными функциями исполнительных ведомств, осуществляющих их финансирование и курирующих их деятельность.

Классическим примером подобных НКО выступают британские «неправительственные исполнительные организации» (НИО). Их функционал четко определен, а его складывание произошло в результате целенаправленного делегирования полномочий от «родительских» исполнительных ведомств. Это обеспечивает НИО четкую функциональную классификацию, которая используется в официальной документации британского кабинета министров.

В США государственные полномочия чаще делегируются независимым НКО. Но в основном не напрямую, а через связанных с государством посредников. Ими выступают не специальные некоммерческие организации, а агентства федерального правительства и контролируемые ими особые программы. Правительственные агентства выступают в качестве структур-операторов, распределяющих конкретные полномочия между де-юре не связанными с государством НКО и координируя их деятельность. Крупнейшим оператором подобного рода является Корпорация государственной и муниципальной службы.

Используется в США и формат передачи функций НКО, прямо связанным с государством. Наиболее рельефно это проявляется в области общественной дипломатии и внешнеполитической пропаганды. Некоторая часть полномочий таких ведомств как ЦРУ и Государственный департамент в данной плоскости передана структурам прогосударственного характера. К ним, в частности, относится Национальный фонд демократии, и ассоциированные с ним структуры, организация Freedom House и др.

Но особое внимание к связанным с органами власти НКО и государственным институтам, координирующим организации «третьего сектора», не означает, что правительства западных государств стараются свести предоставление своих полномочий независимым НКО к минимуму. Например, в той же Британии власти в разное время предоставили таким НКО целый комплекс социальных функций. В их числе — предоставление приюта бездомным, организация питания пожилых людей, обучение безработных, реабилитация жертв сексуального и семейного насилия, развитие молодежного волонтёрства.

В этой связи, Россия уже активно использует зарубежный опыт. В рамках утверждённой Постановлением Правительства от 27 декабря 2012 г. Программы социальной поддержки граждан до 2020 года развитию сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг уделено приоритетное значение. В частности, среди ключевых задач социальной политики названы:

·  Создание механизма привлечения НКО на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;

· Создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению;

·       Развитие взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов частно-государственного партнерства.

2. Проблемы с кадрами и обучением.

Система обучения и подготовки гражданских активистов в России находится в зачаточном состоянии. Соответствующие направления в высших учебных заведениях пока не получили широкого распространения. Аналогичным образом, не носит широкого характера деятельность соответствующих российских тренинговых центров. В противовес этому, аналогичная система за рубежом является широко распространённой и активно используется для подготовки гражданских активистов со всего мира. Данный факт имеет не только положительные стороны. К примеру, как показывает практика «оранжевых революций» за прошедшее десятилетие, их непосредственные организаторы проходили систематические тренинги в рамках специальных центров в США, действующих в рамках американской системы общественных организаций.

Таким образом, с точки зрения повышения кадрового потенциала российского гражданского общества сегодня перед нашей страной стоят следующие задачи:

·      Повысить уровень профессиональных знаний и навыков гражданских активистов в России.

· Создать отечественную систему подготовки кадров для НКО, способных эффективно удовлетворять спрос на такого уровня образовательные услуги.      

Важно отметить, что необходимый спектр знаний и навыков для гражданского активиста весьма широк и носит междисциплинарный характер. Кроме информации о непосредственной сфере деятельности конкретного НКО, активист должен обладать знаниями в юриспруденции, политологии, психологии, а также навыками в области организационной работы,  взаимодействия со СМИ, работы в сети Интернет и социальными медиа.

3. Дополнительные меры стратегического характера, которые целесообразно принять для обеспечения дальнейшего развития структур гражданского общества.

По нашему мнению, для обеспечения устойчивого развития «третьего сектора» в России необходимо:

· Обеспечить снятие бюрократических преград для доступа НКО к государственному финансированию. Механизм господдержки за оказание социальных услуг должен быть простым, открытым, равнодоступным и транспарентным. В 2010 году в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ была заявлена необходимость «активнее подключать НКО к оказанию социальных услуг населению», поскольку их участие «может сделать социальные услуги более предметными и адресными и, что крайне важно, снизит уровень коррупции в госаппарате».

·     Установить механизмы компенсационных мер (налоговые вычеты, льготы и т.п.) для коммерческих организаций, предоставляющих средства социально ориентированным НКО.

·  Ввести налоговые льготы для организаций «третьего сектора», которые оказывают социальные услуги населению.

· Предоставлять средства господдержки не только на реализацию проектов и программ некоммерческих организаций, но и на их операционную деятельность.

·    Во всем мире государственное финансирование получают религиозные организации — как правило, на образовательные программы и помощь социально незащищенным слоям населения. В России институты традиционных конфессий также могли бы получать госфинансирование на эти виды деятельности.

Для достижения этих целей предлагается рассмотреть следующий управленческий алгоритм:

· Сформировать «зонтичные» НКО, которые бы решали задачи  по распределению грантов по направлениям и обеспечению деятельности экспертных советов при них. Подобные структуры эффективно функционируют в странах Европейского союза. Так, например, в Великобритании к ним относится Ассоциация руководителей добровольных объединений, в ФРГ — Союз германских неправительственных организаций по вопросам политики развития, организация «Белое кольцо», в Швеции — «Форум Сид», организация «Спасем детей», в Дании — Датский совет организаций инвалидов, Датский молодежный совет и др.

·    Предусмотреть, что эти же «зонтичные» НКО должны выступать в качестве партнёров федеральных органов исполнительной власти, чьи социальные функции частично (вместе с необходимым финансированием) могут быть переданы третьему сектору в лице социально ориентированных НКО (например, Минобраз — различные формы внешкольного образования и детского отдыха, Минздрав — вопросы ухода за больными и престарелыми, Минспорттуризма — студенческий спорт, Минсвязи — саморегулирование Интернета, МВД — работа с потерпевшими и профилактика преступности, Минобороны — поддержка поисковых отрядов и патриотическое воспитание и т.д. и т.п.). Все вопросы, связанные с определением стратегических приоритетов поддержки организаций «третьего сектора», а также подготовкой, согласованием и принятием решений по их финансированию курируются Президентом РФ.

·  Одной из целей работы «зонтичных» НКО должно быть создание крупных общенациональных НКО или сетевого объединения региональных и межрегиональных НКО по соответствующим направлениям деятельности. В ходе оказания услуг по распределению грантов «зонтичные» НКО должны также осуществлять профессиональную подготовку организаций «третьего сектора», необходимую для квалифицированного выполнения грантовых программ и впоследствии для выполнения ими части государственных услуг для населения.

      В качестве возможных направлений деятельности, исходя из текущей структуры «третьего сектора», можно предложить следующие:

·    Социальная помощь (бездомные, инвалиды, малообеспеченные слои населения и т.д.).

·        Социально-культурная деятельность (просвещение, культура, досуг и т.д.)

·        Правозащитная деятельность (юридическая поддержка, профилактика и т.д.).

·        Историческая и военно-патриотическая деятельность.

·        Экология и среда обитания.

·       Детская проблематика (сироты, усыновление, насилие в семье и т.д.).

·        Здравоохранение, профилактика и охрана здоровья.

IV. Будущее гражданского общества в России: попытка прогноза.

Если провести экстраполяцию развития гражданского общества в современной России, то можно выделить следующие тенденции:

·       Рост числа НКО, продолжение дифференциации по сферам деятельности.

· Формирование нового поколения гражданских активистов, готовых избрать гражданскую активность в качестве основной профессии.

·     Рост ориентации структур гражданского общества на политику «реальных дел» на локальном уровне (регион, город, район).

·  Рост государственной поддержки НКО в сочетании с поиском структурами гражданского общества новых форм финансирования своей деятельности (краудсорсинг).

· Деполитизация НКО, стремление защищать интересы граждан в рамках действующей политической системы.

· Активизация различных форм сотрудничества государственных структур и гражданских активистов. Признание властью НКО в качестве полноценных партнёров и экспертов в принятии ключевых управленческих решений.

Исходя из этого, можно с определенной долей вероятности прогнозировать возникновение в течение ближайших пяти лет в России следующей модели гражданского общества:

· «Околополитические» НКО (права человека, контроль власти, экспертиза законопроектов).

·      Отраслевые НКО (благотворительность, профессиональные объединения и союзы, товарищества и общества взаимной поддержки).

·       Социальные НКО (оказание социальных услуг).

·    «НКО малых дел» (решение конкретных проблем граждан на местах).

Отношения власти и гражданского общества, как представляется, будут развиваться в сторону равноправных партнёрских отношений. Власть признаёт гражданское общество как сферу самоорганизации граждан в борьбе за свои интересы и отказывается от идеи регулировать деятельность НКО в режиме «ручного управления». Гражданское общество, в свою очередь, принимает на себя обязательства по лояльности действующему законодательству и отказывается от конфронтационной модели восприятия государства. Государство и гражданское общество находятся в постоянном диалоге с целью выработки согласованной повестки общенационального развития.  

Сегодня исполняется пять лет «Гражданскому Комитету России». Сравнительно молодой возраст для общественной организации. Но за эти пять лет ГКР зарекомендовал себя положительно. Члены этой межрегиональной общественной организации принимают посильное участие в выявлении фактов коррупции, стяжательства и «барства» среди чиновников и депутатов, активно ведут борьбу с недостатками в работе властей на местах.

руководитель Гражданского Комитета России Артур Шлыков

Наш корреспондент встретился с руководителем Гражданского Комитета России общественным деятелем Артуром Шлыковым и задал ему несколько вопросов.

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, когда и с чего все началось?

— Все началось в 2015 году, когда стало становиться понятно, что требуется новая консолидация гражданского общества. А уже в начале января 2017 года мы провели первую конференцию, где приняли основные тезисы для программы и устава движения «Гражданский комитет России». Созданное межрегиональное объединение тогда включило в себя опытных общественников Москвы, Подмосковья и Дагестана.

Какие цели преследовались при создании ГКР?

— ГКР выступает за создание сильного и развитого государства-лидера, за построение справедливого общества в интересах народов России, за положительные преобразования в общественно-политической и экономической системе.

Чем занимается ваша довольно молодая организация?

— Да, «Гражданский комитет России» — молодая организация. Но уже созданы восемнадцать региональных отделений. Одними из основных направлений деятельности ГКР являются общественный контроль и содействие борьбе с преступностью, коррупцией и проявлениями политического и религиозного экстремизма, а также пресечение действий, оскорбляющих Российскую Федерацию и её народы, российскую культуру и традиции, символы России.

А можно чуть поподробнее раскрыть это?

— Конечно. Особое место мы уделяем научно-просветительской работе с населением через соответствующие паблики в Интернете. Вместе с этим есть проекты ГКР по развитию молодежной политики и добровольчества, социальной практике, защите экологии и сохранению лесов, а также в сфере антикоррупционной деятельности. В настоящее время ГКР реализует проекты «Гражданский контроль», «Территория просвещения», «Молодежный фронт», «Милосердие», «Гражданские вести», «Здоровье нации», «Безопасность и правопорядок», «Зеленый пояс», «ЖКХ под народный контроль». У нас работает информационный проект в социальных сетях. Налажено взаимодействие со средствами массовой информации, что несомненно помогает донести до общественности наши дела.

А Гражданский Комитет России не является «дублером» «ОНФ»?

— Естественно не является. Я считаю, что как организация ОНФ «слилась». Что касается нашего участия в других организациях —  отдельные члены ГКР участвуют в работе разных общественных структур, включая Русское географическое общество, которое возглавляет министр обороны РФ Сергей Шойгу, и общероссийскую организацию «Офицеры России». В ГКР входят люди, которые являются депутатами муниципальных советов депутатов и региональных заксобраний от различных политических партий. Но в целом у ГКР своя история, своя повестка, свои проекты, свое будущее и полная независимость в принятии решений.

Можете рассказать о том, кто является членами вашей общественной организации?

— Своим кадровым авангардом ГКР видит работников физического и умственного труда, студентов, отставных военнослужащих и ветеранов правоохранительных органов. Всех тех, кто находит смысл своей жизни в развитии и совершенствовании человека, укреплении института здоровой семьи, достижении социальной справедливости и равных возможностей самореализации граждан в обществе. Тех, кто заинтересован в создании мощного социального государства, сохранении и приумножении духовных и материальных богатств России. А так же в сохранении и развитии культуры всех населяющих её народов.

Не боитесь, что к движению могут «примазаться» деструктивные элементы и от имени организации будут продвигать совсем иные тезисы?

— Внутри организации будет создана собственная служба безопасности. Рекомендации по формированию названой структуры направили коллеги из ветеранской организации ФСБ России. В настоящее время разрабатывается положение о деятельности Службы безопасности общественного движения «Гражданский комитет России» (ГКР).

Основными направлениями работы СБ ГКР будет сопровождение реализации кадровой политики организации и контроля над исполнением членами организации Устава и Программы, указаний и поручений председателя ГКР. Также новоиспеченная структура будет заниматься недопущением в ряды ГКР лиц, могущих нанести репутационные риски, имеющих или имевших конструктивные связи с криминальным миром, а также с антироссийскими и противозаконными неформальными объединениями. Вместе с этим СБ ГКР будет курировать информационную политику организации, включая безопасность функционирования сайта и групп ГКР в социальных сетях.

Вы сказали, что организовано уже восемнадцать отделений URH по всей России. Можете назвать где именно?

— В настоящее время созданы региональные отделения ГКР в Москве и Подмосковье, Орловской, Воронежской, Рязанской, Саратовской, Костромской и Ульяновской областях, Пермском крае, Астраханской области, в республиках Чечня, Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия и Якутия, Челябинской области, Ставропольском крае и Самарской области.

Пожелаем вам удачи в деле помощи согражданам и государству и дальнейшего развития вашей организации!

— Спасибо! Будем стараться максимально быть полезными обществу!

беседу с Артуром Шлыковым вел Игорь Глуховский

ЕЩЁ СТАТЬИ:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации насоса нцпн 40 100
  • Car camera rearview mirror инструкция на русском
  • Руководство фсб башкирии
  • Н ф комарова комплексное руководство игрой
  • Руководство московская пивоваренная компания