Руководство государственной третьяковской галереи

Проничева Елена Владимировна

Генеральный директор

Шаршавицкая Татьяна Михайловна

Первый заместитель генерального директора

Карпова Татьяна Львовна

Заместитель генерального директора по научной работе

Городкова Татьяна Семеновна

Главный хранитель музейных предметов

Гафар Татьяна Викторовна

Заместитель генерального директора по развитию новых музейных пространств

Мочалина Екатерина Александровна

Заместитель генерального директора по выставочной деятельности

Передерий Елена Алексеевна

Заместитель генерального директора по экономике и финансам

Торчинский Вячеслав Маркович

Заместитель генерального директора по строительству и эксплуатации

Коваленко Николай Иванович

Заместитель генерального директора по безопасности

Савченко Михаил Михайлович

Директор филиала Государственной Третьяковской галереи в г. Самара

Байдильдина Камиля Эдигеевна

Директор филиала Государственной Третьяковской галереи в г. Калининград

Мишин Сергей Александрович

Заместитель генерального директора по общим вопросам

Приказ о продлении контракта теперь уже бывшего гендиректора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой лежал на столе у министра культуры еще 7 февраля, сообщили источники «Известий». Но именно истечение срока договора указано в качестве причины отставки в официальном релизе ведомства. Назначение на пост главы Третьяковки Елены Проничевой, руководившей Политехническим музеем, для арт-среды стало сюрпризом. Опрошенные редакцией представители крупных институций высоко оценивают вклад Трегуловой в развитие ГТГ и с надеждой смотрят на новое начальство Третьяковки. В том, как произошла перемена власти в самой знаменитой галерее страны и что ждет ГТГ с новым гендиректором, разбирались «Известия».

Февральская революция

В начале февраля в профессиональных кругах активно заговорили о том, что казавшаяся бессменной глава ГТГ Зельфира Трегулова может потерять свой пост. Контракт гендиректора истекал 7 февраля, и с приближением дня Х становилось всё яснее, что эти слухи имеют под собой вполне реальные основания. И когда 7 февраля никаких новостей не появилось, а Минкультуры и Третьяковка сохраняли молчание, стало понятно, что ситуация действительно уже нештатная.

картина поленов силуэт гтг

Фото: ТАСС/Александр Щербак

Источник «Известий» в арт-сфере признался, что 8 февраля уже знал о грядущей отставке Трегуловой, но имя преемника оставалось нераскрытым. Другой инсайдер сообщил, что еще 7-го ему говорили об ином исходе — приказ о продлении контракта Зельфиры Исмаиловны лежал у министра на столе. По словам источников, среди обсуждаемых кандидатур звучало даже имя главы Манежа Ивана Демидова, но мало кто предполагал, что новым руководителем ГТГ станет директор Политехнического музея Елена Проничева.

В Минкультуры прокомментировали назначение лаконичным сообщением, отметив, что «Елене Проничевой предстоит сохранить лучший опыт сбережения фондов музея и продолжить развитие Государственной Третьяковской галереи и ее филиалов, в том числе в рамках создаваемых культурно-образовательных и музейных комплексов». Вместе с тем ведомство отметило и вклад прежнего директора. «Под ее руководством было организовано множество масштабных выставочных, образовательных, просветительских и научных проектов», — подчеркнули в пресс-службе министерства.

Из очереди на Серова

Зельфира Трегулова возглавляла Третьяковку с 2015 года, и за эти восемь лет музей преобразился — как в прямом, так и в переносном смысле. Во-первых, он существенно расширил свои площади. Здание на Крымском Валу стало принадлежать галерее целиком (раньше музей делил его с Международной конфедерацией союзов художников), появились филиалы во Владивостоке, Калининграде и Самаре, а в столице был открыт Музей Павла и Сергея Третьяковых. Помимо этого строится здание на Кадашевской набережной и фондохранилище в Коммунарке (последнее рассчитано на несколько музеев).

нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной

Строительство нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Во-вторых, Третьяковка существенно изменила выставочную политику. Именно под руководством Трегуловой открылись ретроспективы Серова (2015), Айвазовского (2016), Верещагина (2017). Тогда даже появилось понятие «музейный бум», и хотя связано оно было не только с успехами ГТГ, именно Третьяковка выступила флагманом этого процесса и сделала максимум, чтобы широкая публика перестала воспринимать художественные музеи как скучные, непонятные и некомфортные места. Проще говоря, Трегулова сделала «ребрендинг» конкретного музея и в целом выставок как формы культурного досуга.

Зельфира Исмаиловна, безусловно, многое сделала для ГТГ. Имея определенный международный опыт, она продвигала достойные проекты, сделала несколько блокбастеров, оживила пространство. Надо отдать ей должное, — отметил в беседе с «Известиями» ректор Санкт-Петербургской академии художеств, член Совета по культуре и искусству при президенте РФ Семен Михайловский.

Зельфира Трегулова

Зельфира Трегулова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

До Третьяковки Трегулова возглавляла РОСИЗО. Нынешний гендиректор выставочного центра Ольга Галактионова в беседе с «Известиями» выразила уверенность, что у Трегуловой впереди «новый интересный этап профессиональной карьеры», и отметила, что «таким уровнем компетенций и профессионализма мало кто обладает».

— С Зельфирой Исмаиловной мы уже имеем опыт совместной работы в качестве куратора (например, в выставке «ДК СССР» она куратор раздела «Суровый стиль»). Надеемся, что сотрудничество продолжится и в будущем, — сообщила Ольга Галактионова.

Очередь, выставка, Серов, ГТГ

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Высоко оценивает вклад бывшего директора и основатель Музея AZ, член попечительского совета Третьяковки Наталия Опалева.

Мы все помним выставки-блокбастеры в допандемийные годы, на которые приходили сотни тысяч человек, множество других экспозиций — возможно, не таких масштабных по посещаемости, но представляющих и современное искусство, и забытые имена художников и скульпторов. Началось восстановление «малых» музеев, в частности, открыт Музей Павла и Сергея Третьяковых. Шла активная работа по созданию филиалов, отдельного упоминания заслуживают важнейшие выставки за рубежом, в которых участвовала Третьяковка. Будучи членом попечительского совета ГТГ с 2020 года, я понимала, в каких непростых условиях руководство Третьяковской галереи оказывалось в эти годы и тем не менее находило решение возникающих проблем, — поделилась Наталия Опалева.

Царское дело

Пандемийные годы и последовавший за этим разрыв отношений с западным арт-миром, которые так усердно выстраивала Трегулова (например, обменные выставки с Ватиканом, организованные при личном содействии президента России Владимира Путина и папы Франциска I), действительно нанесли удар по музею. Но не менее тяжелым испытанием для директора оказалась череда скандалов — в последние годы они буквально преследовали ГТГ и лично ее руководителя.

Вот лишь самые резонансные: нападение вандала на картину «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина (недавно ее отреставрировали), похищение полотна «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи с ретроспективы художника. Вскоре она была найдена, но осадок, как говорится, остался.

иван грозный и сын его иван реставрация

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Наконец, самые свежие истории: отмена Московской международной биеннале буквально накануне ее открытия (в той ситуации министр Ольга Любимова поддержала позицию музея, но едва ли была довольна публичным выяснением отношений) и требование Минкультуры предоставить отчет о соответствии постоянной экспозиции «духовно-нравственным ценностям». Последнее стало реакцией на обращение посетителя ГТГ, обнаружившего в залах картины, «имеющие признаки деструктивной идеологии».

Третьяковку неоднократно обвиняли в демонстрации спорных произведений современного искусства, музей же последовательно отстаивал право на свободу художественного высказывания. Вероятно, и новая жалоба осталась бы внутренним делом, но почему-то этот факт стал достоянием общественности и тоже был использован для поддержания скандального информационного поля вокруг ГТГ. Суммарно подобные сюжеты вполне могли перевесить в восприятии властей достижения Трегуловой.

Семейные ценности

Сможет ли новый директор оградить музей от идеологических претензий, но при этом сохранить уровень выставочных проектов и не удариться в консерватизм? Пока сказать сложно. Елена Проничева с 2020 года возглавляла Политехнический музей, реконструкция которого продолжается и завершится лишь в 2025 году, а до этого семь лет руководила Еврейским музеем и центром толерантности. Его основатель президент Федерации еврейских общин России Александр Борода рассказал «Известиям», что глубоко признателен Проничевой за совместную работу.

Выставка

Посетители на выставке «До востребования» в Еврейском музее и центре толерантности в 2017 году

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

Благодаря ее усилиям музей поднялся на высочайший уровень: в его стенах стали регулярно проходить выставки крупнейших мировых художников, она принимала решения смелые и необходимые для роста музея экспериментальной формы, — поделился Александр Борода. — У Елены Владимировны есть неоспоримый, выдающийся организаторский талант, она всегда планирует на несколько шагов вперед и тем самым добивается поставленной цели. Пусть такая формулировка может показаться парадоксальной, но для организатора важно уметь заранее четко простроить даже импровизацию, чтобы она не просто успешно прошла, но и работала на перспективу.

Елена Проничева окончила МГИМО по специальности «Сравнительная политология». Ее отец — генерал армии, Герой России Владимир Проничев. В 2002-м был одним из руководителей операции по освобождению заложников, захваченных террористами на мюзикле «Норд-Ост». С 2003 по 2013 год возглавлял пограничную службу ФСБ РФ. Сестра Екатерина управляла ВДНХ и комитетом по туризму Москвы, а с прошлого года руководит Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.

Лучшая кандидатура

Эксперты из арт-среды оценивают назначение осторожно, но скорее позитивно и с надеждой.

На мой взгляд, в сегодняшних условиях это разумное решение. У Проничевой есть понимание старого и нового искусства, системный подход и, что немаловажно, опыт. Молодая, энергичная, открытая. Конечно, ей придется решать многие вопросы, не только касающиеся выставок, но надеюсь, справится. Из всех обсуждаемых кандидатур она, наверное, лучшая, — полагает Семен Михайловский. А Ольга Галактионова поздравила Елену Проничеву и пожелала успешной работы на новом месте, добавив, что пока не знакома с ней, но надеется на скорое знакомство и сотрудничество.

посетители выставки

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

В пресс-службе Политехнического музея «Известиям» сообщили, что он «продолжает свою деятельность согласно текущему плану развития». Временно исполняющим обязанности генерального директора Политехнического музея назначен Константин Фурсов.

Сама Елена Проничева, как, впрочем, и Зельфира Трегулова, была недоступна для СМИ. Пресс-служба Третьяковской галереи обещала подготовить развернутый комментарий позже, пока что ограничившись подтверждением официального сообщения Министерства культуры.

9 февраля новым директором Третьяковской галереи была назначена Елена Проничева. Ранее она возглавляла Политехнический музей, а до этого была исполнительным директором Еврейского музея и Центра толерантности. Вот что известно о том, как складывалась ее карьера — и как уходили ее предшественники

9 февраля 2023 года Минкульт сообщил об уходе Зельфиры Трегуловой с поста директора Третьяковской галереи — «в связи с завершением срока трудового контракта». На должность директора назначена Елена Проничева, которая до этого возглавляла Политехнический музей.

Елена Проничева родилась в 1983 году в семье Владимира Проничева, который на тот момент служил в погранвойсках. В 1995 году он стал начальником Управления «В» Антитеррористического центра ФСБ; в 2002-м возглавлял оперативный штаб во время захвата заложников в Театральном центре на Дубровке и позже получил звание Героя Российской Федерации, в 2003-м стал руководителем пограничной службы, в 2004-м был членом оперативного штаба во время захвата заложников в школе №1 Беслана. 

Елена в тот момент училась в МГИМО, который окончила в 2005-м по специальности «сравнительная политология». После учебы в разные годы работала в комитете по бюджету и налогам Госдумы, в департаменте внешнеэкономической деятельности «Газпрома», в «Газпромбанке», на ВДНХ. В 2013-м пришла на должность исполнительного директора в Еврейский музей и центр толерантности.

Еврейский музей и центр толерантности

Еврейский музей и центр толерантности открылся годом ранее и сразу обратил на себя внимание чередой назначений и увольнений. Должность директора до Проничевой освобождалась минимум дважды. Вскоре после ее назначения была уволена Александра Селиванова, возглавлявшая при музее Центр авангарда — он на тот момент проработал чуть больше полугода. «Несменяемыми остаются только генеральный директор и основатель музея Александр Борода, Исследовательский отдел (самое спокойное, сосредоточенное и правоверное подразделение музея) и глава Выставочного отдела Мария Насимова, — писала в 2014 году искусствовед Александра Новоженова. — <…> Хотя людей увольняли целыми отделами, никому не приходило в голову делать конфликт публичным». Елена Проничева задержалась на посту исполнительного директора на семь лет. 

«Елена Проничева вступила в должность исполнительного директора Еврейского музея спустя год после его открытия. Руководила музейными процессами семь лет, то есть именно при ее работе музей стал важной культурной точкой на карте России и узнаваемым в мире,  у музея сформировался надежный фундамент долгосрочных партнеров, включая компанию Panasonic, фонд «Сафмар», банк ВТБ, Северсталь, Металлоинвест, — сказал в комментарии Forbes Woman генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода. — Можно сказать, что именно она выстроила работу музея, ею были созданы отделы, сформулированы их задачи и цели. Она всегда умела отличить талантливую инициативу от посредственной и делала все, чтобы у сотрудников были возможности для реализации творческих идей. Работа была выстроена с акцентом на созидание и с минимальными затратами сил на ненужные действия: бюрократию или излишние осторожность и ограничения. У Елены Владимировны есть понимание того, что создание выставок и развитие музейного дела невозможно без наличия грамотного управления, надежных гарантов и должной ресурсности». 

За время работы Проничевой Еврейский музей и центр толерантности стал заметной площадкой, причем именно авангарду были посвящены его самые крупные выставочные проекты. Например, в 2014 году открылась выставка «Авангард и авиация», экспонаты для которой — работы Александра Лабаса, Александра Родченко, Николая Суетина, Варвары Степановой, Александра Дейнеки и других — предоставили крупнейшие художественные музеи и фонды (в том числе Пушкинский музей, Русский музей, Музей архитектуры им. А. В. Щусева). В 2015-м выставка «Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде», представившая в числе прочего работы Марка Шагала, Эль (Лазаря) Лисицкого, Роберта Фалька, Оскара Рабина, Владимира Янкилевского, Ильи Кабакова. В 2016 году начался проект «До востребования», посвященный произведениям художников-авангардистов из региональных музеев: всего куратор Андрей Сарабьянов собрал 100 работ из 19 городов. В 2019-м открылась выставка петербургского Русского музея «Союз молодежи», рассказывающая о первом в России официально зарегистрированном объединении художников-новаторов (среди них — Михаил Матюшин, Владимир Татлин, Павел Филонов). Осенью 2022-го в Еврейский музей привезли выставку «Мир как беспредметность» о Казимире Малевиче и его учениках, которая до этого прошла в екатеринбургском Ельцин-центре (и многим запомнилась благодаря скандалу: один из охранников центра пририсовал глаза картине ученицы Малевича Анны Лепорской). 

В 2016 году в подведомственном Проничевой Еврейском музее открылась выставка Герхарда Рихтера, одного из самых дорогих художников современности. Важная тема его творчества — осмысление немецкой истории XX века, и центральной работой выставки стала инсталляция из четырех абстрактных полотен «Биркенау».

Кроме Выставочного отдела и Центра авангарда, в музее функционируют Исследовательский центр, Детский центр, Образовательный центр и Центр толерантности. Последний в 2015 году получил образовательную лицензию, а затем и статус Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности. Елена Проничева стала его исполнительным директором. Центр занимается подготовкой образовательных программ «в области гражданского воспитания и межкультурного взаимодействия». Например, в 2019-м он запустил антибуллинговую программу «Каждый важен», состоящую из бесплатных семинаров для школьников, курса повышения квалификации для педагогов и информационных материалов для родителей. «Главное отличие этой программы от остальных существующих в России, что в центре внимания — большинство, не агрессор и не жертва, а именно свидетели, с молчаливого согласия которых происходит травля. Те, кто в первую очередь может ее остановить», — комментировала запуск программы Проничева.

Еще в 2017 году генеральный директор Музея, президент Федерации еврейских общин России Александр Борода в интервью The Art Newspaper Russia говорил: Центр толерантности посещают так много школьников, что мест на всех не хватает, и нужен новый лекционный зал. Летом 2019 года в музее начались работы по реконструкции (их полностью финансировал бизнесмен Роман Абрамович), которые завершились весной 2022-го. К тому времени Елена Проничева уже покинула пост исполнительного директора. Вместо нее эту должность в декабре 2020-го заняла директор по маркетингу и коммуникациям Нина Дымшиц, а в сентябре 2021-го — основательница галереи «Эритаж» Кристина Краснянская. Проничева же была назначена на пост генерального директора ФГБУК «Политехнический музей». 

Политехнический музей

До Елены Проничевой директором Политеха была Юлия Шахновская. Она дочь бывшего президента компании «ЮКОС-Москва» Василия Шахновского. Еще учась на юрфаке МГУ, устроилась в РАО ЕЭС, где познакомилась с Анатолием Чубайсом. Когда в 2009 году возглавляемая им корпорация «Роснано» подписала соглашение о сотрудничестве с Политехом, Шахновская стала директором Фонда развития Политехнического музея. Музей собирался закрываться на масштабную реконструкцию, и работой Шахновской стал фандрайзинг. Федеральные власти выделили средства только на строительные работы, но не на наполнение и внутреннее обустройство обновленного музея. Как писал «Коммерсантъ», в попечительский совет музея вошли бизнесмены  Алишер Усманов, Виктор Вексельберг, Аркадий Волож, нынешний первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко. 

В 2011 году попечительский совет выбрал проект авторства японского архитектора Дзюньи Исигами. В 2013-м музей закрылся на реконструкцию, а Юлия Шахновская стала его директором. Фонды перевезли в хранилище на территории АЗЛК «Москвич» в «Технополисе Москва», но чтобы музей продолжал принимать посетителей, было решено открыть временную экспозицию. Председатель попечительского совета музея Игорь Шувалов, на тот момент вице-премьер, предложил разместить ее в одном из павильонов ВДНХ, реконструкцию которого он тогда курировал. В апреле 2014 года выставка «Россия делает сама» открылась в павильоне №26. Тогда же первым заместителем генерального директора ОАО «ВДНХ», отвечающим за его творческое развитие, стала Екатерина Проничева — сестра Елены. В том же году Юлия и Екатерина вошли в рейтинг «100 главных людей в российском искусстве, кого вы должны узнавать в лицо», составленный изданием The Art Newspaper Russia.

Екатерина Проничева на шесть лет старше Елены. В 2000 году она окончила юридический факультет МГУ, в 2011-м — факультет искусств там же. Занималась юридическим сопровождением участников арт-рынка. Работала в правительстве Москвы: с 2012 года была первым заместителем Сергея Капкова, на тот момент главы департамента культуры. Несколько месяцев занимала должность руководителя департамента культурного наследия в федеральном Министерстве культуры, затем пришла на ВДНХ. В 2015 году она станет уже генеральным директором ВДНХ, затем займет пост председателя городского комитета по туризму — в частности, будет вести переговоры с гидом Michelin, который в 2021 году впервые вручил свои звезды нескольким московским ресторанам. Летом 2022-го будет назначена на пост директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

 Тем временем реконструкция Политеха затягивалась. Первоначально работы должны были закончиться в 2018 году, однако затем открытие музея было перенесено на 2020-й, а затем — и на 2021 год. «Как показала проверка, к концу 2021 года работы были выполнены чуть более чем наполовину», —  говорится в отчете Счетной палаты, который был опубликован в мае 2022 года. Аудиторы связывают затягивание сроков с нехваткой рабочих, отсутствием необходимых лицензий и аттестаций у специалистов, задействованных в реставрации, а также с внесением изменений в проектно-сметную документацию. В музее объясняют: изменения вносили потому, что объем работ оказался существенно больше, а на их темп повлияла пандемия COVID-19. 

В декабре 2020 года Юлия Шахновская разослала сотрудникам письмо, в котором сообщила, что ей «приходится уходить из музея», добавив, что ей хотелось бы, чтобы после реконструкции он открылся таким, «каким мы с вами его задумали». Сотрудники, в свою очередь, опубликовали открытое письмо, в котором благодарили бывшего директора. На следующий день на встрече с ними заместитель министра культуры Алла Манилова представила нового директора — Елену Проничеву.

В апреле 2021-го первый замглавы департамента градостроительной политики Москвы Дмитрий Стулов заявил, что Политех откроется до конца года. Но в мае 2022-го в постановление правительства, опубликованного на официальном портале правовой информации, были внесены поправки, сдвинувшие открытие на 2025 год. Согласно новой смете, с 2022 по 2025 год на реконструкцию и реставрацию Политеха будет направлено 3,1 млрд рублей.

В 2022-м музей отмечал 150-летие. «Политехнический музей — это не только и не столько коллекция экспонатов. С самого открытия он выступает в качестве популяризатора научного знания, проводника международной научно-технологической повестки для посетителей любого возраста, с любыми особенностями и опытом», — говорила Елена Проничева в приветственном слове, опубликованном на посвященном юбилею сайте. 

Задачу сделать музей доступным для посетителей «с любыми особенностями и опытом» ставила еще предыдущий директор Шахновская. При ней в 2019 году был создан Совет по доступности — «инклюзивное сообщество, в которое вошли люди с различной формой инвалидности, активисты, представители НКО» и программа «Разные люди — новый музей». В июне 2021-го, через полгода после назначения Проничевой, сотрудница музея, художница Катрин Ненашева, которая занималась программами для подростков с особенностями, сообщила, что ее уволили из-за «несовпадения позиций» с новым директором. «Несколько месяцев назад мне позвонили из отдела кадров и сказали, что позиции новой директорки музея Елены Проничевой и мои «не совпадают». О каких позициях шла речь — мне так и не удалось выяснить. Когда на прошлой неделе я впервые увидела Елену в офисе, я подошла и задала прямой вопрос: какие именно наши позиции не совпадают? На это Елена ответила просто: «Не помню». Обещала назначить встречу и, разумеется, не назначила. Так я оказалась лишним элементом в культурной институции, которую пришли строить новые люди, — написала Ненашева на своей странице в Facebook (социальная сеть принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена. — Forbes Woman). — <…> Мне от этой ситуации достаточно больно, потому что это несправедливо — быть уволенной за то, что ты занимаешься активизмом, но как им можно не заниматься, если ты работаешь в сфере инклюзии?» Пресс-служба сообщила, что Ненашева уволилась по соглашению сторон.

Музей продолжил работать на сторонних площадках, привлекая в качестве партнеров крупные организации, так или иначе связанные с наукой и государством. В июле 2021 года на ВДНХ в центре «Космонавтика и авиация» открылась фотовыставка «Наука — это красиво», подготовленная совместно с Курчатовским институтом. В сентябре там же, в павильоне «Карелия», — выставка «Жизнь с вирусами», организованная в партнерстве с Национальной иммунобиологической компанией («Нацимбио») госкорпорации «Ростех». Через год в «Технополисе Москва», где по-прежнему хранится коллекция музея (она открыта для посещения), — выставка «Фундамент будущего» об исследованиях современных российских ученых и их связи с открытиями прошлого. Ее партнером стал Российский научный фонд, попечительский совет которого возглавляет помощник президента Андрей Фурсенко. К 150-летию музей анонсировал выставку «Парадоксальные прорывы», но когда именно она откроется, до сих пор не объявлено.

Третьяковская галерея

«Хотите услышать, что я думаю о своем увольнении, о котором узнала из СМИ? Ничего! Все, спасибо»,— цитирует «Коммерсантъ» бывшего директора Третьяковской галереи Зельфиру Трегулову. 

Трегулова возглавила Третьяковскую галерею в 2015 году. Первая же сделанная под ее руководством выставка — ретроспектива «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» — стала блокбастером: открытие посетил Владимир Путин, люди стояли в очереди на вход часами и в конце концов даже выломали дверь здания галереи на Крымском Валу. Среди других значимых проектов музея — «Оттепель» (2017),  «Некто 1917» (2017), «В будущее возьмут не всех» Ильи и Эмилии Кабаковых (2018); ретроспективы Василия Верещагина (2018), Михаила Ларионова (2018), Ильи Репина (2019) и Михаила Врубеля (2021); международные проекты «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж» (2021), «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» (2021). 

Еще при предшественнице Трегуловой Ирине Лебедевой было анонсировано строительство нового здания галереи на Кадашевской набережной. Изначально планировалось, что оно будет построено к 2018 году, однако затем сроки несколько раз сдвигались. Сейчас строительные работы продолжаются, их завершение намечено на 2024 год. Кроме того, еще в 2016-м при участии лауреата Притцкеровской премии Рема Колхаса был разработан проект реконструкции помещений музея в здании на Крымском Валу. Предполагалось, что строительные работы начнутся в 2023-м. 

При Трегуловой Третьяковка провела ребрендинг и создала музейный эндаумент. Первой работой, приобретенной на доходы от эндаумента, стала «Ветка» концептуалиста Андрея Монастырского. Работа, которая представляет собой ветвь дерева, примотанную скотчем к куску ДСП, вызвала в соцсетях шквал гневных комментариев вроде «Лист фанеры, четыре рулона скотча и ветка с московской помойки…Интересно, за какую сумму директриса Третьяковской галереи Зельфира Трегулова купила этот «шедевр»?» Стоимость работы составила 3 млн рублей, такая же сумма из доходов эндаумента была направлена на реконструкцию дома семьи Третьяковых. 

Внимание Трегуловой к современному искусству регулярно делало ее объектом критики. Например, в конце января 2023 года Министерство культуры направило руководству галереи письмо с требованием отчитаться «по вопросу приведения содержания постоянных экспозиций и выставок <…> в соответствие духовно-нравственным ценностям» и подготовить ответ на жалобу одного из посетителей, который заметил в залах музея «произведения, имеющие признаки деструктивной идеологии» (об этом сообщило заблокированное в России издание The Moscow Times со ссылкой на копию письма). «В качестве главы Третьяковской галереи Трегулова отметилась чередой громких скандалов: размещением в экспозиции картины, прославляющей чеченских террористов (имеется в виду выставка «Между случайностью и необходимостью» Алексея Каллимы, прошедшая в 2020 году. — Forbes Woman), представлением русской публике западного «современного искусства» оскорбительного содержания и тому подобного, — пишет о Трегуловой издание «Царьград». — Патриотическая общественность… неоднократно требовала отстранения Трегуловой от руководства столь значимым объектом культуры, как Государственная Третьяковская галерея». При этом в ноябре 2022 года за несколько дней до открытия была отменена Московская международная биеннале современного искусства, которая должна была состояться в Новой Третьяковке, и, по словам президента биеннале Юлии Музыкантской, стать «первой выставкой с участием авторов из ЛНР и ДНР в Государственной Третьяковской галерее». В пресс-релизе Министерства культуры в качестве причины назывались  «абсолютное несоответствие уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки — государственного музея федерального значения» и «невыполнение договорных обязательств, в том числе нарушение сроков монтажа выставки и непредоставление необходимых документов». Представители биеннале настаивали, что монтаж был почти завершен. 

1 февраля 2018 года Минкульт продлил контракт Зельфиры Трегуловой на пять лет «без заслушивания концепций развития», поддержав ее как «активного и профессионального руководителя, преданного своему делу и год от года доказывающего свою эффективность». 9 февраля 2023-го ее контракт продлен не был. 

«Елене Проничевой предстоит сохранить лучший опыт сбережения фондов музея и продолжить развитие Государственной Третьяковской галереи и ее филиалов, в том числе в рамках создаваемых культурно-образовательных и музейных комплексов», — говорится в пресс-релизе Министерства культуры. 

Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, занимавшая этот пост восемь лет, с февраля 2015 года, отправлена в отставку. Официальное основание — истечение срока контракта, который последний раз продлевался в 2018-м. Новым директором стала Елена Проничева — выпускница МГИМО, бывший исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности (2013–2020) и директор Политехнического музея (с декабря 2020-го). Комментирует Сергей Ходнев.

Третьяковская галерея — не только узорчатое здание в Лаврушинском переулке с примыкающим Инженерным корпусом. Это и бывший Центральный дом художника на Крымском Валу: при Зельфире Трегуловой галерея получила здание в свое распоряжение полностью, в рамках большого ребрендинга назвала его «Новой Третьяковкой» и инициировала его масштабную реконструкцию по проекту знаменитого архитектора Рема Колхаса и его бюро OMA. И новое здание на Кадашевской набережной: сама идея появилась еще в нулевые, но только при уходящем директоре строительство сдвинулось с мертвой точки, и в 2024 году новый корпус пообещали открыть. И учрежденные при госпоже Трегуловой региональные филиалы — в Самаре (почти готов — первая выставка намечена на осень 2023 года), Владивостоке, Калининграде (строятся полным ходом). И так называемые малые музеи — старые дома-музеи известных художников (вдруг оказалось, что они не только достопочтенный балласт, что и их можно подать интересно) плюс новосозданный Музей Павла и Сергея Третьяковых.

Вот простые цифры: в 2014 году посещаемость музея составляла примерно 1 млн 400 тыс. человек. В 2015-м, когда госпожа Трегулова пришла в ГТГ,— более 1 млн 600 тыс. В 2017-м это число перевалило за 2 млн. Уже в предпандемийном 2019-м подошло к 3 млн (2 835 836 человек, если быть точным).

Но свести к голым количественным показателям, даже триумфальным, историю Третьяковки последних семи лет невозможно. Как невозможно и мерять ее скандальными происшествиями — вандальским нападением на репинского «Ивана Грозного» (2018), похищением гостившей в ГТГ картины Архипа Куинджи из Русского музея (2019), протечкой крыши в здании «Новой Третьяковки» (2020).

Возьмем казусы других музейных институций. Вот Музеи Московского Кремля: консервативно-торжественное витринное учреждение, всем известное, но десятилетиями привлекавшее по большей части туристов. С 2003 года все вдруг начало меняться — в Кремль с совершенно ослепительными гастролями стали приезжать музеи уровня Лувра, дрезденских «Зеленых сводов», венского Kunsthistorisches Museum, да и сам музей начал создавать эффектные и умные выставки на узловые исторические темы (скажем, «Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного», 2007). Само оно так получилось? Нет, благодаря все той же Зельфире Трегуловой, которая в 2002–2013 годах была в кремлевских музеях заместителем директора по выставочной работе и международным связям. Вот музейно-выставочное объединение «Росизо»: там в 2010-е после глубокого затишья случилась череда огромных и резонансных международных проектов. «Казимир Малевич и русский авангард» (Амстердам, Бонн и Лондон, 2013–2014), тонкая выставка об Андреа Палладио и русском палладианстве (Венеция и Москва, 2015), блокбастер «Рождение космической эры», где переплетались наука, технологии, русский космизм и русский авангард (Лондон, 2015). Все это тоже отнюдь не само возникло — в 2013–2015 годах Трегулова возглавляла «Росизо».

Дело даже не в том, что она прекрасный искусствовед: из ученых совсем не всегда получаются идеальные руководители. И не в том, что она профессионал кураторского дела, каких в России страшно мало: одна шумная временная выставка — это одно, повседневная рутина массивного государственного музея — другое.

В ее директорстве была большая и, казалось бы, совершенно убедительная просветительская миссия.

Грандиозные выставки главных отечественных художников — только одна ее часть и притом довольно предсказуемая. Хотя никто не мог предположить, что эта практика тоже будет вызывать такой ажиотажный интерес — с рекордами и мемами («девочка-девочка, очередь на Серова заворачивает на твою улицу» — помните?).

Выставки в Третьяковке показывали — впервые за всю ее историю — сокровища первостатейных музейных собраний Европы (лондонская Национальная портретная галерея и Пинакотека Ватикана). По-новому освещали, казалось бы, безнадежно хрестоматийные имена истории отечественного искусства. Препарировали советскую культурную историю («Оттепель» 2017 года и посвященная застою выставка «Ненавсегда», 2020). Изучали на немецком и русском материале психологические, политические, религиозные, литературные обстоятельства европейского романтизма (сделанная совместно с Государственными музейными собраниями Дрездена выставка «Мечты о свободе», 2021). И все это с многодельными параллельными программами, лекциями, кинопоказами, инклюзивностью, музыкальными фестивалями и так далее.

И да, современное искусство на равных правах во все это встраивалось — галерея приняла в дар произведения из собраний Марата Гельмана (признан иностранным агентом) и других коллекционеров, делала соответствующие выставки, участвовала в крупных международных начинаниях — последнее из них, проект «Многообразие. Единство», представлявший главные имена сегодняшнего европейского искусства, дело совсем недавнего прошлого: выставка открылась осенью 2021-го и завершилась в феврале 2022-го.

Но казалось, что иначе быть не может: в конце концов, основателю Третьяковской галереи тоже попадало от общественного мнения за любовь к скандальным и неблагонадежным передвижникам. Что все инновационные идеи терпеливо и подробно объяснялись.

Что нападки на директора и кампании в соцсетях — это одно, но вот же результат: музей, которому равно удаются роли национального достояния и модного, открытого, современного учреждения, куда молодежь идет совсем не из-под палки.

Тем более что неудобным бунтарем Зельфира Трегулова не была ни в коем случае, и компромиссных решений на ее счету как директора тоже много — вплоть до самого отчаянного компромисса: вывоза приписываемой Андрею Рублеву «Троицы» в Троице-Сергиеву лавру на богослужения летом 2022 года (последовавшие за этим вояжем изменения в состоянии иконы так широкой общественности и не были предъявлены).

Вышло, однако, что все аргументы — хоть от статистики, хоть от науки, хоть от административной гладкости, хоть от здравого смысла — больше не работают.

Уволен авторитетный специалист мирового класса (директора главных музеев Старого Света эту репутацию подтвердят и сегодня) с прекрасными международными связями? Но кому сегодня нужен мировой класс и особенно международные связи.

Назначен на это место человек без профильного образования и без опыта работы в полноценном художественном музее? Ну что делать, в истории Третьяковки бывало и такое: в 1993-м гендиректором сделали архитектора Валентина Родионова, чтобы он на правах очередного «крепкого хозяйственника» решил настоятельные ремонтно-реставрационные вопросы.

Помнится, когда-то Министерство культуры анонсировало, что руководителей музеев будут назначать по гласной процедуре с подачей заявок и концепций со стороны претендентов и их публичным рассмотрением — так это и происходит во всем мире. Смена власти в Третьяковке проведена почти вовсе непублично. «Почти» — потому что в январе была странная история с жалобой посетителя на неполное соответствие постоянной экспозиции галереи духовно-нравственным ценностям. Таких жалоб всегда было много (и любой, кто дал себе труд полистать книгу отзывов на какой-нибудь большой выставке, знает, насколько причудливыми они бывают), но эта почему-то утекла в публичное пространство и прозвучала совсем незадолго до теперешних событий в руководстве ГТГ. Каким именно образом эти события связаны — на этот счет никаких официальных комментариев ни со стороны Минкульта, ни со стороны Третьяковской галереи так и нет. Можно, как бы то ни было, с полной основательностью прогнозировать, что теперь Третьяковской галереей дело не ограничится и что нас ждут перемены в руководстве крупных федеральных музеев начиная с ГМИИ и Русского музея. Готовых кадров, правда, нет, конкурсных процедур тоже не предвидится.

Елене Проничевой 39 лет, она окончила МГИМО

Поделиться

Генеральным директором Третьяковской галереи стала Елена Проничева. Бывший руководитель учреждения Зельфира Трегулова покинула пост по завершении срока трудового контракта, сообщили в Минкультуры РФ.

Елене Проничевой 39 лет. Она — дочь генерала Владимира Проничева, работавшего на крупных должностях в ФСБ. Ее сестра — Екатерина Проничева — была председателем комитета по туризму мэрии Москвы, руководила департаментом культурного наследия Минкульта РФ, возглавляла АО «ВДНХ».

Владимир Проничев — Герой России

Владимир Проничев — Герой России

Фото: Официальный сайт президента России / Kremlin.ru

Поделиться

Елена Проничева окончила МГИМО по специальности «сравнительная политология». По окончании университета работала в думском комитете по бюджету и налогам, позднее — в департаменте внешнеэкономической деятельности «Газпромбанка».

В 2013 году Проничева заняла пост исполнительного директора Еврейского музея и Центра толерантности. В работе показывала приверженность к hi-tech-подходу к музейному делу.

— Самый интересный кейс [здесь] — приспособление памятника архитектуры под музейно-экспозиционно-выставочную деятельность, — рассказывала о работе там Проничева. — Это и технологии, это и медиа, и, безусловно, успешное сочетание как артефактов, так и новых, современных технологий.

В 2020-м Елена Проничева возглавила столичный Политехнический музей. В этой должности Проничева сменила Юлию Шахновскую, уход которой с поста спровоцировал активные дискуссии в музейном сообществе.

— Из контекста понятно, что ее [Шахновскую] «ушли», — писал «Москвич Mag». — Вероятно, за слишком долгое строительство и многократные переносы открытия музея.

За несколько часов до появления указа о назначении Проничевой команда Политехнического музея опубликовала письмо в защиту экс-руководителя. Впрочем, на кадровых перестановках это письмо никак не сказалось — Проничева проработала в Политехе до сегодняшнего дня.

— Не сказать, что у нас были какие-то принципиальные конфликты с ней: всё в рабочем порядке нормально решалось, — рассказала MSK1.RU бывшая сотрудница музея (девушка попросила сохранить ее анонимность).

С 9 февраля Елена Проничева возглавила Третьяковку. В Минкульте РФ уже отметили, что новому директору предстоит «сохранить лучший опыт сбережения фондов музея и продолжить развитие Государственной Третьяковской галереи и ее филиалов, в том числе в рамках создаваемых культурно-образовательных и музейных комплексов».

Несколько дней назад на Третьяковскую галерею поступил донос от одного из неравнодушных посетителей. Мужчина углядел в экспозиции «нетрадиционные» и «деструктивные» экспонаты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Clenbuterol инструкция по применению таблетки взрослым
  • Должностная инструкция зам директора по науке
  • Холодильник indesit руководство по эксплуатации
  • Korting okb 793 cmx инструкция по применению
  • Ipega 9021s инструкция по применению на русском