Руководство горбачева внешняя политика

Политика Горбачева


Политика Горбачева

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 213.

Обновлено 9 Февраля, 2022

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 213.

Обновлено 9 Февраля, 2022

Период истории СССР с марта 1985 года и до декабря 1991 года называется перестройкой. Государство возглавлял Михаил Горбачёв. Он занимал должность генерального секретаря КПСС до 24 августа 1991 года, а с 15 марта 1990 года стал ещё и президентом СССР и находился на этом посту до 25 декабря 1991 года.

Внутренняя политика

Горбачёв стал руководителем СССР после смерти престарелого Константина Черненко.

Михаил Горбачев, 1985 г.

Рис. 1. Михаил Горбачев, 1985 г.

Ситуация в стране к этому времени была трудной, как во внутренней, так и во внешней политике. Из-за падения цен на нефть в начале 1980-х годов замедлился рост экономики, росла смертность населения и уровень пьянства.

20 апреля 1985 года Горбачёв объявил курс на ускорение социально-экономического развития. Целью он видел повышение благосостояния народа в короткие сроки. В 1986–1987 годах наблюдался рост экономики и были достигнуты пиковые за весь период существования СССР показатели ввода жилья. С другой стороны, итогом ускорения стало усиление дефицита, рост необеспеченной денежной массы, износ производственных мощностей.

За курсом на ускорение последовала противоречивая антиалкогольная кампания. Она привела к снижению смертности и росту продолжительности жизни с одной стороны, но уменьшились поступления в бюджет.

Сам термин «перестройка» впервые прозвучал в апреле 1986 года во время визита Горбачёва на АвтоВАЗ. С 1987 года прекратились преследования за инакомыслие, а также власти дали согласие на создание кооперативов и творчество рок-музыкантов. Также в рамках перестройки последовало:

  • Введение гласности, то есть снятие цензуры.
  • Увольнение старых партийных работников.
  • Переименование ряда городов. Например, Андропов снова стал называться Рыбинском, а Брежнев — Набережными Челнами.
  • Начало реабилитации жертв политических репрессий.
  • Начало межнациональных конфликтов на Карабахе, в Южной Осетии, Приднестровье и Средней Азии.
  • Празднование 1000-летия крещения Руси и прекращение притеснения церкви.

В 1990 году начался парад суверенитетов. Первой о выходе из состава СССР заявила Литва в марте 1990 года. Далее последовали декларации о независимости не только ССР, но и АССР. Они также породили ряд региональных конфликтов, например, в Абхазии и Чечне.

Противостояние Горбачёва и Ельцина привело к провозглашению суверенитета России 12 июня 1990 года и к избранию Бориса Николаевича президентом РСФСР год спустя. После провала в августе 1991 года в Москве путча ГКЧП, Горбачёв фактически потерял власть, хотя формально он оставался президентом до 25 декабря 1991 года. Сам СССР был распущен фактом подписания 8 декабря 1991 года Беловежских соглашений.

Одним из трагических событий периода перестройки стали не только межнациональные конфликты, но и взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года и землетрясение в Спитаке в декабре 1987 года.

Михаил Горбачев, 1991 г.

Рис. 2. Михаил Горбачев, 1991 г.

Внешняя политика

В 1985 году в мире шла Холодная война. СССР поддерживал ряд государств социалистической ориентации, где шли вооруженные конфликты с проамериканскими силами:

  • Никарагуа;
  • Ангола;
  • Мозамбик;
  • Камбоджа;
  • Афганистан;
  • Палестина.

У СССР были экономические союзники в виде блока СЭВ и военные в виде блока ОВД, в который входили все соцстраны Европы, кроме Югославии и Албании. Михаил Сергеевич провозгласил во внешней политике «новое мышление». В декабре 1987 года он смог подписать с президентом США Рейганом договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В 1988 году президентом США стал Буш-старший, который до 1991 года встречался с Горбачёвым шесть раз.

В 1989 году Горбачёв посетил Ватикан, установил с ним дипломатические отношения и улучшил отношения с католической церковью. 1989 год запомнился Европе бархатными революциями во всех соцстранах, кроме Албании и Югославии. В том же году СССР вывел войска из Афганистана.

Кратко плюсы и минусы политики Горбачева можно представить в таблице.

Плюсы

Минусы

  • Появление рыночных элементов в экономике.
  • Рост рождаемости и продолжительности жизни, снижение смертности в 1986–1988.
  • Повышение уровня свободы слова и свободы творчества в СССР.
  • Прекращение Холодной войны, требовавшей огромных военных расходов
  • Распад СССР.
  • Множество межнациональных конфликтов.
  • Спад экономики и очевидный её кризис в 1990–1991 годах.
  • Непропорциональные внешнеполитические уступки странам НАТО

Итогом горбачёвского внешнеполитического курса стало установление в 1990 году дипломатические отношения с ЮАР, Израилем и Южной Кореей. К концу 1990 года прекратилась поддержка просоветских режимов, что часто приводило к их смене, как в Никарагуа с Эфиопией, или к тяжёлому экономическому кризису, как на Кубе, в Ливии или в КНДР.

Горбачёв. Распад СССР

Рис. 3. Горбачёв. Распад СССР.

Заключение

Что мы узнали?

Михаил Горбачёв правил Советским Союзом шесть лет, с 1985 по 1991 год. Период его нахождения у власти получил название «перестройка». Он пытался решить комплекс внутренних социально-экономических и политических задач в СССР, но его политика потерпела неудачу и привела к распаду страны.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталья Павленко

    9/10

Оценка доклада

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 213.


А какая ваша оценка?

Для наилучшего опыта просмотра, пожалуйста, просматривайте проект с Комьютера, Ноутбука или Планшета

О ПРОЕКТЕ

«Виртуальный музей. Михаил Горбачев: Жизнь и реформы».

Международный общественный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд) представляет интернет-проект Виртуальный музей «Михаил Горбачев: Жизнь и реформы».


Это рассказ «от первого лица».
Михаил Сергеевич Горбачев — Генеральный секретарь ЦК КПСС, Президент СССР — рассказывает о себе, об эпохе перестройки, изменившей нашу страну и мир.


Это биография М.С. Горбачева в контексте истории нашей страны.


Это уникальные документы, свидетельства современников и участников событий, фотографии из собрания семьи Горбачевых и архива Горбачев-Фонда, Российского государственного архива кинофотодокументов и Мультимедиа Арт Музея (г. Москва).

В основе проекта — мемуары М.С. Горбачева, его статьи, интервью разных лет. Экскурсия по виртуальному музею дает возможность ощутить дух и реалии перестроечного времени, лучше понять, как происходили грандиозные события ХХ века: демонтаж тоталитарной системы и начало демократизации в СССР и России, окончание холодной войны, объединение Германии, демократические революции в странах Центральной и Восточной Европы.

Команда Проекта

Ирина Горбачева-Вирганская — автор идеи

Ольга Здравомыслова — научный редактор

Павел Палажченко — научный редактор

Алексей Литвин — редактор-составитель

Елена Голосовская — бильд-редактор

Ирина Вагина — корректор

Проект реализован на
технической базе

«Что
касается компромисса, то это вещь, которую нужно достигать всегда. Но не надо
называть компромисс слабоволием». Это одна из цитат Михаила Сергеевича
Горбачёва – первого и единственного президента СССР. О том, как проходила
реализация этой идеи сегодня и пойдёт речь.

Вопросы
занятия будут такими:

«новое
политическое мышление», начало разоружения;

разблокирование
региональных конфликтов;

распад
социалистической системы.

Михаил
Горбачёв вступил в должность генерального секретаря ЦК КПСС в марте 1985 года.

Согласно
традиции, он пообещал следовать тем же внешнеполитическим курсом, что и прежние
лидеры. Но в скором времени на смену старой концепции пришла иная философия
внешней политики СССР. Она получила название «новое политическое мышление».
Почему это произошло? Отчасти – из-за очень сложной экономической ситуации в
СССР.

Осознавая
этот факт, Горбачёв видел выход в миролюбивой внешней политике и в прекращении
гонки вооружений. Он призывал отказаться от биполярного представления о мире,
предлагал признать его целостным и неделимым. Говорил о недопустимости решения
международных проблем путём войны. Считал, что их необходимо решать на основе
баланса интересов сторон. Наконец, Горбачёв заявил о приоритете
общечеловеческих ценностей над всеми иными. В частности, над классовыми,
национальными, идеологическими, религиозными. Перемены во внешней политике
начались со смены главы министерства иностранных дел. Вместо Андрея Андреевича
Громыко, занимавшего пост главы МИДа 30 лет, был назначен Эдуард Амвросиевич
Шеварднадзе – бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии.

В
новой внешней политике СССР наметились три основных направления: нормализация
отношений Восток – Запад через разоружение;

разблокирование
региональных конфликтов с прямым или косвенным участием СССР и США;

установление
взаимовыгодных экономических и политических отношений с различными
государствами без предпочтения странам соцлагеря. В
итоге реализация «нового политического мышления» повлекла за собой как
значительные успехи, так и беспрецедентные провалы. При Горбачёве руководство
СССР и США стало проводить ежегодные встречи.

В
их ходе был налажен личный контакт между советским генсеком и Рональдом
Рейганом, а после – Джорджем Бушем-старшим. 8 декабря 1987 года был подписан
советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности
(РСМД). Он был выполнен к июню 1991 года. Впервые вероятные противники перешли
от переговоров об ограничении к ликвидации своего ядерного арсенала.

Также
были достигнуты соглашения о развитии экономического сотрудничества между СССР
с США. Следует отметить, что внешнеполитические акции СССР преследовали и
пропагандистские цели. К примеру, предложение о ликвидации ядерного оружия к
2000 году.

К
концу 1980-х годов идеология стала оказывать всё меньшее влияние на внешнюю
политику СССР, а ухудшение экономического положения СССР заставило его
руководство всё чаще обращаться за помощью к Западу.

Поэтому
советские инициативы зачастую расценивалась западными партнёрами как проявление
слабости и не сопровождалось встречными шагами.

Как
позднее писала газета «Нью-Йорк Таймс»: «Американские руководители переговоров
признают, что их избаловали в те дни, когда господин Шеварднадзе был министром
иностранных дел и каждый спорный вопрос, похоже, решался так, что СССР уступал
80 %, а США – 20%».

В
1987 году страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном
роспуске ОВД и НАТО. В 1991 году был подписан советско-американский договор об
ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Он предусматривал
масштабное сокращение ядерных арсеналов сторон. Эти шаги способствовали значительному
ослаблению международной напряжённости. При Горбачёве был предпринят ряд мер по
ослаблению регионального противостояния СССР и США.

В
1987 году появилась договорённость о прекращении американской военной помощи
афганским моджахедам. Ответной мерой был вывод советских войск из Афганистана.

Вывод
советского воинского контингента из этой страны завершился 15 февраля 1989
года.

В
декабре 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР осудил Афганскую войну.
Признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск.

В
том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии. Вместе с этим советское
руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии.

Эти
меры устранили преграды на пути урегулирования советско-китайских отношений. В
мае – июне 1989 года Михаил Горбачёв посетил с официальным визитом Китай.

В
результате было объявлено о нормализации отношений между странами, созданы
условия для широкого двухстороннего экономического и культурного
сотрудничества.

Советские
дипломаты приняли участие в урегулировании ближневосточного кризиса. В декабре
1991 года состоялась Мадридская конференция. В её ходе были заложены основы для
нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами. В конце 1980-х
годов СССР отказался от вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии,
Анголе, Мозамбике, Никарагуа. В некоторой мере такой шаг помог этим странам
встать на путь национального согласия.

В
это же время СССР значительно сократил объёмы безвозмездной помощи
дружественным странам, отказался от поддержки режимов в Ливии в Ираке.

Летом
1990 года, во время кризиса в Персидском заливе, Москва впервые выступила в
поддержку Запада. Шаги Советского Союза, безусловно, способствовали ослаблению
напряжённости в мире, укрепляли отношения СССР с новыми партнёрами – Израилем,
ЮАР, Южной Кореей и иными странами. В 1989 году начался вывод советских войск
из стран ОВД.

Вместе
с курсом на перестройку, ослабление военного присутствия СССР в союзных
государствах привело к активизации антисоциалистических настроений и началу демократизации.

Итогом
этих процессов стали «бархатные» революции конца 1989 – начала 1990 года. В том
или ином виде они произошли в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии,
Албании, Румынии.

В
последней Николае Чаушеску был свергнут вооружённым путём. По результатам
референдума 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ. Произошла смена руководства в
Монголии.

Силы,
пришедшие к власти в этих странах, приступили к радикальной смене модели
общественного развития. В короткие сроки была проведена приватизация,
осуществились аграрные реформы. Многолетний советский диктат не мог не вызвать
болезненной реакции в этих странах. Бывшие союзники отвернулись от СССР и
обратились за поддержкой к Западу. Разрыв традиционных экономических и
политических связей с Восточной Европой больно ударил по советским интересам.
Привёл к осложнению и без того непростой ситуации в СССР.

Весной
1991 года состоялся официальный роспуск Совета экономической взаимопомощи. В
этом же году была распущена ОВД. Эти события завершили распад социалистической
системы. В декабре 1991 года прекратил существование и сам СССР. В декабре 1989
года состоялась встреча Горбачёва и Джорджа Буша-старшего на Мальте.

Горбачёв
завершил её словами: «Перед лицом перемен США и СССР просто обречены на диалог,
взаимодействие, на сотрудничество. Но для этого надо избавиться от взгляда друг
на друга как на врагов». Во многих источниках эта встреча связывается с
окончанием «холодной войны». И действительно, за годы перестройки международная
напряжённость ослабла как никогда ранее. В сознании людей как на Западе, так и
на Востоке создававшийся десятилетиями образ врага потерял былую окраску.

Вместе
с реальным ограничением ядерных вооружений значительно снизилась вероятность
новой мировой войны. Ослабление противоборства СССР и США принесло народам
многих стран надежду на мир и возможность самоопределения без постороннего
вмешательства. СССР и страны Восточной Европы получили возможность занять свою
нишу в мировом хозяйстве и международных структурах. Но падение
коммунистических режимов и распад СССР обернулись крахом биполярной системы.
Возникла угроза стабильности в мире. Кроме того – появилась опасность того,
новейшие военные технологии попадут «не в те руки». Распад Вооружённых сил СССР
во многом способствовал эскалации межнациональных конфликтов. Прежде всего на
Кавказе и в Средней Азии.

В
итоге Россия оказалась в сложном положении. Международная обстановка
потребовала от руководства страны выработки новых внешнеполитических и
оборонных концепций.

В
целом «новое политическое мышление» во внешней политике имело очень
противоречивые последствия. С одной стороны, оно привело к ослаблению
международной напряжённости, к реальной ликвидации целых классов ядерного
оружия, к прекращению гонки вооружений, к окончанию «холодной войны». Но была и
тёмная сторона. Произошёл развал биполярной системы международных отношений,
обеспечивавшей стабильность в мире. По мнению многих экспертов после распада
СССР США превратились в единственную сверхдержаву. СССР, а после Россия,
потеряли союзников в Восточной Европе и «третьем мире».

Произошло
снижение обороноспособности и международного авторитета государства.

Таким
образом, при Горбачёве во внешней политике СССР господствовало «новое
политическое мышление».

Было
положено начало масштабному разоружению. Закончилась «холодная война».

По
всему миру началось разблокирование региональных конфликтов.

В
конце 1980-х – начале 1990-х годов произошёл распад социалистической системы.

Лекция
14. Внешняя политика М. С. Горбачёва.

Вопрос 1.
«Новое политическое мышление».

С приходом к власти и марте 1985 г. М. С.
Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней
политике. Однако вскоре не просто наметились коррективы внешнеполитического
курса, но и оформилась его новая философско-политическая концепция, получившая
название «новое политическое мышление».

Основные ее положения предусматривали:

— отказ от фундаментального вывода о расколе
современного мира на две противоположные общественно-политические системы
(социалистическую и капиталистическую);

— признание мира целостным и неделимым;

— провозглашение невозможности решения
международных проблем силовыми методами;

— объявление в качестве универсального
способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их
интересов;

— отказ от принципа пролетарского
(социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих
ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.

Поворот в советской дипломатии диктовался
насущной потребностью придать свежий импульс внешней политике СССР, зашедшей по
многим серьёзным позициям в тупик (реальная опасность очередного и вконец
разорительного для страны витка «холодной войны», бремя безвозмездной «интернациональной
помощи» всякого рода революционным и антиимпериалистическим силам,
бесперспективная война в Афганистане и др.).

Смена внешнеполитического курса советского
руководства началась (как это бывало и прежде) со смены главы
внешнеполитического ведомства. Вместо А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение
30 лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э.
Шеварднадзе
. Последовало значительное обновление руководства МИДа.

Были определены три основных направления
внешней политики: нормализация отношений Восток — Запад через разоружение,
разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и
взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения
странам социалистического лагеря. Реализация этого курса привела как к
безусловным успехам, так и к крупнейшим провалам.

Вопрос 2.
Начало разоружения.

Ежегодными стали встречи руководства СССР и
США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. С. Горбачевым и Р.
Рейганом
, а затем Д. Бушем-старшим (ноябрь 1985 г. —
Женева; октябрь 1986 г. — Рейкьявик; декабрь 1987 г. — Вашингтон; июль 1988 г.
— Москва). Результатом этих сложных переговоров стало подписание 8 декабря 1987
г. Соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений — ракет среднего
и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений
две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия.

Вслед за этим были достигнуты соглашения о
развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений СССР с США, а
позже и с другими странами.

Конечно, как и прежде, внешнеполитические
акции СССР преследовали и определенные пропагандистские цели. Особенно
явственно это было в 1985-1988 гг., когда политика СССР во многом строилась на
прежней тактике (в том числе на попытках противопоставить, разъединить США и их
союзников, отдалить от них страны «третьего мира»). Некоторые инициативы
(например, предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.) имели явную
пропагандистскую направленность. Тем не менее, в целом это была уже новая
политика.

С 1988-1989 гг. идеологические принципы
стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Ухудшение
внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на все
большие (нередко односторонние) уступки Западу в надежде добиться экономической
помощи и политической поддержки. Тем не менее, курс на разрядку осуществлялся и
далее. В мае 1987 г. страны Варшавского договора внесли предложение об
одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).

В июле 1991 г. в Москве был подписан
советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных
вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов
наступательного оружия. Одновременно продвинулись вперёд многолетние переговоры
по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение
об их значительном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем
порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности
собственных Вооружённых сил на 500 тыс. человек.

Успешное развитие отношений с
капиталистическими странами затронуло и Японию, чему в немалой степени
способствовал визит М. С. Горбачёва в апреле 1991 г. в Токио. Советская
делегация проявила  готовность оживить двусторонние связи и официально признала
существование территориального вопроса – о государственной принадлежности
четырёх островов Южно-Курильской гряды.

Эти шаги способствовали значительному
ослаблению международной напряженности.

Вопрос 3.
Разблокирование региональных конфликтов.

Предпринимались усилия и по ослаблению
регионального противостояния СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачева
с Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной
помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля
1989 г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, — 
завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В декабре
1989 г. II съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны
и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. За неё
заплатили жизнями свыше 14 тыс. солдат и офицеров Советской армии.

В том же году СССР начал вывод своих войск
из Монголии. Одновременно советское руководство способствовало выводу
вьетнамских войск из Кампучии. Все это устранило препятствие на пути
урегулирования советско-китайских отношений. В мае-июне 1989 г. состоялся визит
Горбачева в Китай, в ходе которого было официально объявлено о нормализации
двухсторонних отношений и налаживании широкого экономического и культурного
сотрудничества.

Отказ СССР от прямого советского
вмешательства во внутреннюю борьбу в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа
привел к началу поисков там национального согласия. Значительно сокращены были
объемы безвозмездной помощи союзным режимам и идейным единомышленникам,
составлявшие в 1986-1989 гг. 56 млрд. инвалютных рублей, т. е. более 1%
валового национального продукта (67% этой помощи приходилось на долю Кубы).

СССР отказался также от поддержки режимов в
Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва
впервые выступила с позиций поддержки Запада.

Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное
влияние на ослабление международной напряженности, укрепление отношений СССР с
нетрадиционными партнерами — Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.

Вопрос 4.
Распад социалистической системы.

В 1989 г. начался вывод советских войск из
стран Восточной и Центральной Европы. Наряду с самим курсом на перестройку
ослабление военного присутствия СССР в союзных странах вызвало активизацию
антисоциалистических настроений. Начавшиеся в них процессы демократизации
привели в конце 1989 — начале 1990 г. к «бархатным» революциям в Польше, ГДР,
Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем
был свергнут президент Чаушеску в Румынии.

В Югославии входившие ранее в федерацию Хорватия
и Словения объявили себя независимыми республиками, Сербия и Черногория
остались в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись затяжные
военные действия на почве национально-территориального размежевания.

Нашёл своё окончательное решение и
германский вопрос. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в
Москве М. С. Горбачёв заявил, что «канцлер может взять дело объединения Германии
в свои собственные руки». Не встретило принципиальных возражений у Горбачёва и
предложение Коля о вхождении объединённой Германии в НАТО, что положило конец
колебаниям в правящих кругах Вашингтона и Бонна, ранее не исключавших, по
признанию госсекретаря США Дж. Бейкера, «возможности того, что Германия будет в
конечном счёте иметь несколько более аморфные связи с Североатлантическим
союзом, чем полное членство – по примеру Франции, которая связана с НАТО
политически, но не в военном плане». В марте 1990 г. в ГДР были проведены
многопартийные выборы. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных партий.
В октябре того же года эта бывшая социалистическая республика влилась в состав
ФРГ, сохранившей полноправное членство в Североатлантическом союзе.

Курс на отход от СССР и сближение с Западом
взяли практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы.
Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Европейский союз.

Произошла смена руководства в Монголии.
Пришедшие к власти в этих странах силы выступили за радикальную и быструю смену
модели общественного развития. В короткие сроки здесь были осуществлены
приватизация и акционирование производства, проведены аграрные реформы. Во
внешней политике новые режимы в своем большинстве стали ориентироваться на
Запад. Разрыв традиционных экономических и политических связей с Восточной
Европой также больно ударил по советским интересам, осложнил и без того
непростую внутреннюю ситуацию в СССР.

Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск
Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора,
завершивший распад социалистической системы. В декабре 1991 г. прекратил
существование сам СССР.

Вопрос 5.
Результаты политики «нового мышления».

За годы перестройки международная напряженность
ослабла настолько, что во всем мире заговорили об окончании «холодной войны». В
сознании людей как на Западе, так и на Востоке был в значительной степени
размыт создававшийся десятками лет образ врага.

Впервые в истории началось не просто
ограничение ядерных вооружений или их частичное сокращение, а ликвидация целых
классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений.
Ослабло региональное противоборство СССР и США, что принесло народам многих
стран мир и возможность самоопределения без вмешательства извне.

Наметились реальные перспективы более тесной
интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные
политические структуры.

Вместе с тем наряду с безусловными
позитивными переменами, происшедшими в мире, очевидно и другое — с окончанием
«холодной войны», распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной
Европе взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на
которой базировалась стабильность в мире.

Из «холодной войны» вышла лишь одна
сверхдержава — США. Вторая распалась под влиянием внутренних и внешних
факторов, в результате возникла опасность утечки современнейших военных
технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза.

Распад единой системы Вооруженных сил СССР,
«приватизация» бывшими союзными республиками наиболее оснащенных в техническом
отношении ударных военных группировок, находившихся по периметру границ СССР,
не только снизили обороноспособность России, но и во многом способствовали
эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего на Кавказе и в
Средней Азии). Оказались беспочвенными и надежды на значительную западную
помощь в решении внутренних проблем.

Наконец, с распадом социалистического лагеря
и отказом от поддержки традиционных союзников в «третьем мире» Россия оказалась
в сложном положении, не обретя с западными странами тех союзнических отношений,
на которые рассчитывала.

Таким образом, сложившаяся международная
ситуация потребовала от российского руководства выработки новых внешнеполитических
и оборонных концепций.

Уже в своих первых
выступлениях М.С. Горбачев изложил
положения нового внешнеполитического
курса СССР. Добиться безопасности страны
можно лишь при учете интересов других
народов и государств. В тезисах, принятых
ХIХ партконференцией (июнь 1988 г.),
говорилось: «…на нашу внешнюю политику
наложили отпечаток догматизм,
субъективистский подход…, не в полной
мере реализовывались новые возможности
для снижения напряженности и наибольшего
взаимопонимания между народами. Добиваясь
военно-стратегического паритета, в
прошлом не всегда использовали возможности
обеспечить безопасность государства
политическими средствами и в результате
дали втянуть себя в гонку вооружений,
что не могло не сказаться на
социально-экономическом развитии страны
и на ее международном положении».

     Этот
поворот во внешней политике получил
название «новое
мышление»
.
В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной
Ассамблеи ООН М.С. Горбачев сформулировал
новую концепцию советской внешней
политики. Центральное место в ней
отводилось приоритету общечеловеческих
ценностей
над классовыми.

  • Советское
    руководство определило три основных
    направления внешнеполитической
    деятельности:

    • смягчение
      напряженности между Востоком и Западом
      посредством переговоров с США о
      разоружении;

    • урегулирование
      региональных конфликтов;

    • признание
      существующего миропорядка и расширение
      экономических связей со всеми
      государствами.

Западное
направление.
В ноябре 1985 г. в Женеве
состоялась встреча М.С. Горбачева и
президента США Р. Рейгана, положившая
начало возобновлению политического
диалога двух ведущих держав мира. Стороны
заявили о своем отказе добиваться
военного превосходства друг над другом.
Была достигнута договоренность о
расширении отношений между СССР и
США.

     СССР стал
предпринимать конкретные мероприятия,
которые подчеркивали его приверженность
новому курсу. СССР объявил мораторий
на испытание ядерного оружия.
Приостановилось развертывание ракет
среднего радиуса действия в Европейской
части СССР. Была выведена советская
военная техника с территории ГДР. В СССР
начались сокращение Советской Армии,
конверсия военного производства.

     В
октябре 1986 г. в Рейкьявике состоялась
встреча М.С. Горбачева и президента США
Р. Рейгана, в центре которой находился
вопрос о сокращении и контроле над
вооружениями. В итоге в декабре 1987 г. в
Вашингтоне был подписан советско-американский
Договор о ликвидации ракет средней и
меньшей дальности на территории Европы,
принадлежавших обеим сторонам. 2 декабря
1989 г. во время встречи на Мальте М.С.
Горбачев и президент США Д. Буш заявили,
что их страны больше не являются
противниками. В июле 1991 г. в Москве был
подписан Договор о сокращении
стратегических наступательных вооружений
(ОСНВ-1). По мнению многих партийно-государственных
деятелей, эта акция серьезно угрожала
безопасности СССР.

     Серьезные
изменения произошли в отношениях СССР
и государств Восточной Европы. М.С.
Горбачев заявил об отказе от политики
вмешательства в дела союзников по
Организации Варшавского Договора. В
результате коммунистические режимы в
странах Восточной Европы рухнули. 9
ноября 1989 г. была разрушена Берлинская
стена, символ противостояния двух
систем, открыта граница ГДР с Западным
Берлином и ФРГ. В 1990 г. состоялось
объединение Восточной и Западной
Германии.

     В 1991 г.
прекратили деятельность СЭВ и Организация
Варшавского Договора.

     СССР
потерял свои позиции в Восточной
Европе.

     Восточное
направление.
В феврале 1989 г. завершился
вывод советских войск из Афганистана.

     К
вводу советских войск в Афганистан в
1979 г. СССР подталкивали многие внешние
обстоятельства. США активно пытались
проникнуть и закрепиться в Иране,
Пакистане, создавали в этих районах
свои военные базы. В свою очередь, Иран,
Пакистан и некоторые другие государства
задолго до Апрельской революции 1978 г.
в Афганистане поддерживали оппозиционные
силы, выступавшие против независимой
внешней политики короля Афганистана
Захир-шаха и правительства М. Дауда. Все
это создавало серьезную угрозу на юге
СССР, и с этим нельзя было не считаться.

     В
условиях соперничества двух «сверхдержав»
ни одна из сторон в крупных военных
конфликтах не могла одержать решающую
победу, т.к. они опирались на примерно
равную материальную и военную поддержку
этих держав. В Афганистане СССР оказывал
помощь правительственным войскам, а
США, Пакистан, Иран и другие государства
— моджахедам.

     Вывод
советских войск из Афганистана сделал
возможным возобновление диалога между
СССР и Китаем. Советско-китайское
сближение было подкреплено визитом
М.С. Горбачева в Пекин в 1989 г.

     Советское
руководство перешло к политике
умиротворения в районах «региональных
конфликтов» Южной Африке, Персидском
заливе, Юго-Восточной Азии и в Центральной
Америке.

     Советское
правительство приняло ряд законов,
соответствующих международному
законодательству в области прав
человека.

     Итоги
внешнеполитической деятельности.

Закончилась «холодная война»,
угроза ядерной войны была отодвинута,
улучшились отношения СССР со многими
странами.

     Но позиции
СССР в Восточной Европе, статус мировой
державы были утеряны. В 1990 г. Президенту
СССР М.С. Горбачеву была вручена
Нобелевская премия мира.              

Лекция №47.
Социально-экономическое развитие
Российской Федерации в 1990-е годы. Рыночные
реформы и их последствия.

«Шоковая
терапия» экономических реформ в
начале 90-х гг.
Суверенная Россия,
Российская Федерация после распада
Советского Союза в конце 1991 г. включала
в себя 89 регионов, включая 21 автономную
республику. Устанавливалась двухступенчатая
система органов представительной власти
— Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный
Верховный Совет РФ. Главой исполнительной
власти являлся избранный всенародным
голосованием Президент Б.Н. Ельцин, он
же был Главнокомандующим Вооруженными
силами страны. Высшей судебной инстанцией
являлся Конституционный Суд Российской
Федерации.

     Президент
Б.Н. Ельцин заявил о своем стремлении
продолжить курс реформ. Ему предоставлялись
широкие полномочия для проведения
экономических реформ. Руководство
страны взяло курс на «шоковую
терапию»
, идея которой состояла
в применении либеральной модели
функционирования экономики и опиралась
на опыт реформ, которые проводились в
Польше.

     Главой
экономического блока реформ стал Е.Т.
Гайдар
,
фактически возглавлявший правительство
России на протяжении всего 1992 г. в ранге
вице-премьера (формальным главой
правительства с ноября 1991 г. – до июня
1992 г. был лично Ельцин).

  • Программа
    реформ включала следующие направления:

    • либерализация
      большинства цен, т.е. отказ от
      административного регулирования;

    • свобода
      торговли;

    • проведение
      приватизации, т.е. разгосударствление
      собственности с целью превращения
      частного сектора в основной сектор
      экономики;

    • жесткие
      меры налогового обложения.

Идеологи реформ
предполагали, что к концу 1992 г. на этой
основе будет достигнута стабилизация
экономики и созданы условия для ее
подъема, а сам рынок без давления
государства создаст оптимальную
структуру экономического развития.

Однако реформаторы
не учитывали два серьезных фактора,
характерных для экономики России начала
90-х:

  • Экономическая
    система была обременена структурными
    диспропорциями:

    • преобладанием
      добывающих отраслей над перерабатывающими;

    • высокой
      долей предприятий, работающих на
      военные нужды.

Фактором, осложнявшим
либеральные реформы, была дезорганизация
народнохозяйственного комплекса, т.е.
разрыв хозяйственных связей после
распада СССР.

     Для
проведения рыночных реформ не было
создано политико-правовой базы:
отсутствовали необходимые рыночные
законы, а министерства и ведомства
работали по-старому.

     С
начала января 1992 г. цены на большинство
товаров были отпущены. Для сбалансирования
бюджета правительство стало сокращать
важнейшие государственные программы.
Резко упало финансирование армии,
снизился государственный оборонный
заказ. Это поставило на грань краха
наукоемкие производства. Либерализация
цен вызвала резкий скачок инфляции. За
год потребительские цены выросли в 26
раз. Прекратились выплаты гражданам их
денежных сбережений, хранившихся в
Сбербанке. Упали социальные расходы,
что ударило в первую очередь по
малообеспеченным семьям.

     Приватизация
государственной собственности

охватила вначале предприятия розничной
торговли, общественного питания, службы
быта. Уже в первый год приватизации в
руки частных предпринимателей перешло
более 110 тыс. промышленных предприятий,
что привело к утрате государством
ведущей роли в экономике страны. В
приватизации политические цели
доминировали над экономической
целесообразностью.
Власть стремилась
к скорейшему созданию класса собственников,
который стал бы опорой существовавшего
режима. Поэтому за бесценок приватизировались
отдельными лицами предприятия и даже
целые отрасли. Новый хозяин, который не
вложил в приобретаемую собственность
значительных средств, не стремился к
обновлению производства, модернизации
фондов.

     Таким образом,
приватизация в масштабах всей России
не привлекла финансовых ресурсов для
оздоровления экономики и ее роста. По
другому обстояло дело в некоторых
регионах России, особенно в Москве и
национальных республиках, где процессы
разгосударствления определялись местной
властью. Например, московская приватизация
дала экономический эффект, который
позволил за счет полученных средств
профинансировать важнейшие столичные
программы развития и начать модернизацию
жилищного фонда.

     В
целом по России приватизация не получила
народной поддержки. По плану приватизации
каждый гражданин страны имел право
получить свою долю государственной
собственности, созданной в годы Советской
власти. Приватизационный чек — «ваучер»
— должен был стать символом равных
возможностей в создании собственного
дела (бизнеса). Но государство в лице
Российского фонда федерального имущества
(РФФИ), ответственного за приватизацию
не контролировало деятельность
инвестиционных компаний и фондов,
поэтому народ оказался обманутым.

     По
существу приватизация привела к
деиндустриализации страны. С 1992 г.
ежегодное падение производства составило
20%. К середине 90-х гг. разрушенной оказалась
тяжелая промышленность, распалась
энергетическая инфраструктура страны.
Вместо социальной модернизации общества
приватизация привела к глубокому
социальному расколу. Только 5% населения
страны (100 тыс. семей из 145 млн. человек)
завладели национальным богатством
России. Среди них ведущее место заняли
представители аппарата управления,
проводившие приватизацию. Государственные
богатства скупали представители
«теневой» экономики. В процессе
приватизации преимущества имели и
представители номенклатуры — «директорский
корпус», «хозяйственники», которые
широко использовали служебные
связи.

     Резкое снижение
социальной защищенности граждан России
привело к высокой смертности — более 1
млн. человек ежегодно. С 1992 по 1995 г.
уровень преступности возрос в 1,5 раза.
К середине 90-х гг. средний предпринимательский
доход в 8 — 10 раз превышал среднюю
заработную плату и в 30 — 40 раз — среднюю
пенсию граждан России.

     В
стране все больше стали утверждаться
принципы индивидуализма и вседозволенности.
Резко упала роль производящих форм
труда — учителя, инженера, ученого и
др.

     Как показывает
опыт преобразований в развитых странах
Запада, масштабные изменения в обществе
должны производиться с согласия всего
общества, с учетом национальных традиций
и находиться под контролем общества.

Итоги «первой
пятилетки» новой России.
Экономические
итоги пятилетия неутешительны. За это
время производительность труда в
российской промышленности снизилась
до 45%. Безработными стали 13% трудоспособного
населения. За период реформ разрыв в
уровнях душевого дохода между 10% наиболее
обеспеченного населения и 10% обездоленных
вырос до соотношения 20:1. Многие социальные
новшества оказались неэффективными:
страховая медицина, негосударственные
пенсионные фонды и др. Значительно
сократились ассигнования на науку и
образование — с 2 до 0,32%.

     Разочарование
охватило большинство граждан, на глазах
которых происходил расцвет коррупции
и преступности. Сильно довлела над
правительством России идея отказа (под
видом борьбы с монополизмом) от
государственной поддержки крупного
производства. Реформаторы так же
отказались от идеи государственного
регулирования. Под видом приватизации
происходило банкротство, разорение
крупных объединений и концернов. Были
нарушены естественные связи между
предприятиями, результатом чего стали
остановка производства и
безработица.

     Произвол
в экономике под лозунгом народной
приватизации привел к тому, что стоимость
национального богатства страны была
явно занижена.

     Не
улучшилось положение и в сельском
хозяйстве. Не выполнена государственная
программа повышения плодородия земель,
являвшихся основой роста урожайности.
Внесение минеральных удобрений упало
до 30 кг на гектар. Государственная
комплексная программа механизации и
электрификации сельскохозяйственного
производства не финансировалась.

     Правительством
были свернуты и все социальные программы
на селе: строительство жилья, объектов
культуры и здравоохранения, дорог,
газификация, водоснабжение и т.д.
Налоговая, ценовая, кредитная,
инвестиционная политика полностью
расстроила финансовое состояние
сельскохозяйственной отрасли.

     «Островком
стабильности» среди регионов Российской
Федерации, где не было допущено падения
производства продуктов питания, в 1990-е
годы являлась Республика Татарстан.
Здесь сохранились колхозы и совхозы,
96% их работали на прежней организационной
основе.

Изменения в
социальной структуре населения и их
последствия.
Радикальная экономическая
реформа, составными частями которой
стали либерализация цен, установление
свободы торговли, приватизация
государственной собственности, означала
переход к рыночной экономике, возвращение
к капиталистической модели развития
общества.

В стране сложилась
многоукладная экономика, состоящая из
государственного капитализма (бывшие
общенародные предприятия), частного
капитализма (приватизированные
предприятия), мелкотоварного производства,
коллективного хозяйства. Направление
экономического развития страны стал
определять крупный, средний и мелкий
бизнес. Бизнес-сообщество усилило
сырьевую и подорвало наукоёмкую
ориентацию производства.

В 1990-е годы
сформировался класс предпринимателей
(новой буржуазии), владеющий средствами
производства и информации и класс
наёмных работников, лишенный собственности.
Численность первого класса составила
около 15 млн. человек (вместе с членами
семей). Его вершина – олигархи, стали
фактическими хозяевами новой России.
По замыслу либеральных реформаторов,
передел собственности должен был
привести к появлению «эффективного
собственника», который сделает Россию
процветающей страной. На деле передел
собственности привел к невиданному
обогащению немногих нуворишей за счет
основной массы российского населения.

В 1990-е годы произошло
массовое бегство капиталов за рубеж и
спад производства. Экспорт капитала из
России в 1990-е гг. составлял, по разным
оценкам, от 20 до 100 млрд. долларов, а
импорт капиталов в виде иностранных
инвестиций в российскую экономику всего
3-4 млрд. долларов в год. Все это неизбежно
привело к падению производства, к
сокращению национального богатства
страны.

Лекция
№48. Общественно-политическое развитие
России в первой половине 1990-х годов.
Становление президентской республики.

После
распада Советского Союза началась
ликвидация прежних структур власти и
управления. Все бывшие союзные учреждения
и ведомства на территории России согласно
Указу Б.Н. Ельцина передавались в
распоряжение российских управленческих
структур. Главной официальной резиденцией
Президента России стал Московский
Кремль.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Замена печки в бане пошаговая инструкция
  • Атероклефит эвалар инструкция по применению таблетки
  • Руководство рен тв официальный сайт
  • Инструкция к лекарственному препарату на английском языке
  • Должностная инструкция слесаря ремонтника нефтепромыслового оборудования 4 разряда