Руководство федеральной службы приставов в судах

Если граждане интересуются, кому подчиняются судебные приставы, значит, им пришлось встретиться с сотрудниками из этого ведомства. Так уж повелось, что по приятным причинам они не появляются в жизни. Порядок на судебных заседаниях обеспечивают эти специалисты. Без них не исполнялись бы многие судебные решения. Кому подчиняются судебные приставы? Обычно старшему служащему в подразделении. Многие положения для их правомочного поведения в 1997 году установлены Федеральным законом № 118-ФЗ. В законодательном акте распределена иерархическая служебная лестница, где указана подчиненность по старшинству как внутри структуры, так и по отношению к вышестоящим инстанциям.

Эмблема ФССП

Кто занимается принудительным исполнением?

В России действует Федеральная служба судебных приставов, сотрудники которой уполномочены осуществлять принудительное исполнение актов, исходящих из судов и различных правомочных органов. Если встает вопрос, кому подчиняются судебные приставы, то ответ на него прост. Деятельность службы контролирует и координирует Министерство юстиции РФ. Как и любая часть правовой системы, состоит она из различных иерархических ветвей, нижние из которых подчинены высшим инстанциям, где территориальные органы соединены в единую систему центральным аппаратом. К примеру, кому подчиняются судебные приставы отдельно взятого подразделения? Однозначно, старшему по чину, то есть человеку, назначенному высшим руководством для управления в конкретном подразделении.

Функции центрального органа

Центральный аппарат руководит всеми службами, распределенными по территории РФ, но во главе ведомства стоят следующие должностные лица:

  • директор ФССП, он же — главный судебный пристав;
  • первый заместитель;
  • заместители;
  • помощники и советники.

Внутри центрального аппарата созданы управленческие отделы, отвечающие за работу структурных подразделений по каждому направлению. Они состоят из управлений, которые тоже поделены на отделы.

Руководитель управления

Обязанности директора

На директоре ФССП лежит ответственность за руководство сложной и многофункциональной системой. В период управления главный судебный пристав обязан:

  • распределить обязанности;
  • установить полномочия;
  • организовать деятельность в центральном аппарате.

От директора в Министерство юстиции поступают сведения об оплате и численности работников структуры, о состоянии территориальных органов, с которыми он тесно взаимодействует.

Актуальность проблемы

Каким бы ни было ведомство по уровню статуса, там работают люди, которым свойственны ошибки, возможны злоупотребления своей властью. Поэтому так остро в последнее время встал вопрос о том, кому подчиняется служба судебных приставов. Некоторые граждане ищут ответ на него, чтобы получить помощь и защититься от самоуправства сотрудников при исполнении профессиональных обязанностей. Прежде всего любая деятельность подчинена закону, а реализатором его являются судебные инстанции.

Подавать жалобы — это право гражданина, но сразу начинать с высшего руководства не стоит, да и оно обязательно поинтересуется, какие стадии пройдены и совершена ли попытка урегулировать спор мирным способом.

Порядок формирования

В каждом субъекте сформировано свое территориальное подразделение ФССП. В крае или области оно тоже состоит из своего аппарата, который управляет районами. На местах отделы имеют начальника, заместителя. Здесь находится подразделение из восьми человек и старший, кому подчиняются судебные приставы-исполнители. В одной связке с ними работают:

  • сотрудники по обеспечению порядка в судах;
  • специалисты по проведению экспертиз;
  • следователи по депозитным счетам;
  • дознаватели и делопроизводители.

В Конституции РФ для каждой государственной структуры, частной организации или простого обывателя описаны главные принципах и порядок деятельности.

Форма сотрудников

Как происходит реализация судебных решений?

Кому подчиняются судебные приставы района? Своему непосредственному начальнику. Он выполняет распоряжения краевого или областного руководства ФССП. Когда в службу поступает документация из суда для принудительного исполнения по вынесенному решению, у приставов начинается работа в рамках их полномочий:

  • сотрудники исполнительной структуры обязаны по долгу службы организовать своевременное, полное и правильное выполнение требований;
  • предоставить каждой стороне в исполнительном производстве материалы для ознакомления с постановлением, дать возможность выписать важные для них моменты, снять копию с документов;
  • рассмотреть поданные заявления с различными ходатайствами от участников, вынести свое решение, разъяснить, кому подчиняются судебные приставы города, в каком порядке происходит обжалование постановлений в данной сфере;
  • получить и обработать персональную информацию, если она необходима для производства;
  • объявить розыск лиц, указанных в исполнительной документации в рамках своих правомочий и в соответствии с законодательными установками;
  • осуществить розыскную деятельность по судебным актам, когда этого требует федеральный исполнительный орган при осуществлении функций нормативно-правового регулирования, чтобы обеспечить установленный порядок в судебной деятельности для исполнения правовых решений.

В данном случае описаны обязанности общего порядка, которые выполняют приставы-исполнители.

Описание имущества

Как работает отдельно взятое подразделение?

Кому подчиняются судебные приставы в России? В системе исполнительной власти существует строгое распределение, где город подчиняется районному начальству, тот в свою очередь области, а завершается все в Центральном аппарате. Регламентируют их полномочия положения о судебных приставах согласно действующему на всей территории РФ Федеральному закону № 118-ФЗ. Работники подразделений, которые следят за безопасностью в судах, принадлежат к гражданским служащим, их отдел скрыт под аббревиатурой ОУПДС (обеспечение установленного порядка деятельности судов). Но организация труда по строгости приравнена к военизированным структурам. Весь персонал подчинен своему руководителю и выполняет беспрекословно его приказания:

  • принудительно приводит на судебные заседания лиц, игнорирующих повестки и явки;
  • охраняет судебные здания;
  • выезжает на аресты имущества.

Сотрудникам приходится во время выполнения служебного долга:

  • наблюдать скандалы;
  • отражать попытки к нападениям со стороны должников;
  • испытывать эмоциональное напряжение;
  • переживать нервные потрясения.

Прежде чем включить в штат специалиста, его направляют для прохождения специального обучения, после чего он работает под контролем старших наставников, чтобы его руководство было уверено в моральных качествах пристава.

Сопровождение на судебное заседание

Трудности ОУПДС

Во время работы происходит арест собственности, с которой не все граждане расстаются мирным способом. Для пресечения драк, безопасности окружающих и собственной жизни приставам разрешено применять физическую силу, а в крайне сложных ситуациях — огнестрельное оружие. В этой сфере работают образованные люди со знанием нормативных актов, так как превышение полномочий или бездействие наказуемо. Профессионалу сразу становится сразу понятно, кому подчиняется служба судебных приставов РФ. В первую очередь закону, по которому их может ожидать уголовная ответственность.

Права судебного исполнителя

На основании актов судебным приставам дано право на:

  • получение объяснений, справок в рамках исполнительного дела;
  • свободный вход в здания, которые занимает должник, он может вскрыть помещение или хранилище;
  • арест, изъятие, передачу для хранение в специально отведенные места имущества;
  • блокировку денежных средств и ценностей.

Структура подчинения судебных приставов позволяет самостоятельно совершать те действия на объекте, которые предусмотрены законом для исполнительного производства. Гражданин может обжаловать их поступки, обратившись в вышестоящие органы.

День приставов

Какие знания не помешают никому?

Когда возникает проблема с ФССП, никто не имеет права препятствовать подаче жалобы на несоответствующее поведение должностных лиц. Следует узнать иерархию подчинения судебных приставов. В каждом подразделении есть старший, к нему необходимо обратиться в первую очередь. Возможно, достаточно будет устного заявления, при сомнении можно подать письменное. Отказать в принятии жалобы они не могут, дальнейшие действия проходят в установленном порядке:

  • заявление регистрируют как входящий документ;
  • старший пристав инициирует проверку деятельности своих подчиненных;
  • проводит беседы, при необходимости исправляет нарушения.

Кому можно подать жалобу?

Если ходатайство игнорируют, его прилагают к поданной претензии в вышестоящую структуру – районную или областную. Когда непосредственное руководство не предпринимает никаких шагов, что происходит в редких случаях, значит, поможет обращение к прокурору. Прокуратура, выявив достоверность фактов, станет инициатором для дальнейшего устранения нарушений в судебной инстанции. Уголовное судопроизводство располагает сведениями относительно полномочий ФССП. Положения подробно описаны в статье 40 УПК РФ.

Должностные обязанности

Статья 151 УПК РФ утверждает права должностных лиц со стороны ФССП на проведение дознаний с перечнем преступных деяний, которые включены в деятельность судебных приставов. Приступить к деятельности может каждый гражданин, утвержденный в должности, если он достиг 20-летнего возраста и не имеет судимости. Кроме того, специалист должен обладать крепким здоровьем и быть образованным. Сотрудники могут выполнять процедуру дознания относительно лиц, которые:

  • уклоняются от алиментов и погашения кредитов;
  • препятствуют правосудию;
  • неуважительно относятся к суду;
  • разглашают сведения по судебным процессам, судьям, участникам;
  • совершают действия с описанным или арестованным имуществом;
  • не исполняют судебных приговоров.

При этом АПК РФ в статьях 17.3, 17.8 установил ответственность для граждан, если они препятствуют работе приставов, которые сами обязаны соблюдать законодательные положения и ни на шаг не отступать от нормативов. Наказание последует за неисполнение распоряжений судей и судебных исполнителей, а также любого правонарушения, затрагивающего деятельность ФССП РФ.

Рабочий процесс

Итог

Работа у приставов трудная и ответственная. Поэтому к судебным исполнителям строгое отношение как начальства, так и контролирующих и правовых органов. Прежде чем приступить к своим должностным обязанностям, соискатель проходит двухмесячную стажировку. Затем его проверяет специальная профессиональная комиссия, по решению которой он поступает в резервную команду. Когда сотрудника зачисляют в команду, на протяжении всей своей деятельности ему предстоит доказывать свою порядочность.

ВВЕДЕНИЕ

3

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

5

Задачи и полномочия Федеральной службы судебных
приставов

5

История возникновения и
развития службы приставов в России

8

Кадровое
обеспечение ФССП

11

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФССП

14

Структура и
организация деятельности территориальных отделов ФССП

14

Актуальные проблемы
исполнительного производства в России

17

Предложения по
совершенствованию деятельности ФССП

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

24

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность
темы курсовой работы является то, что деятельность службы судебных приставов
России является существенным условием укрепления российской государственности, функционирующим
механизмом обеспечения правосудия, защиты прав и законных интересов человека и
страны.

Цель
курсовой работы – рассмотреть организации и правовые основы деятельности
Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии с
поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1)               
Изучить задачи и полномочия
ФССП;

2)               
Исследовать историю службы
судебных приставов;

3)               
Проанализировать кадровое
обеспечение ФССП;

4)               
Определить структуру и
организацию деятельности территориальных отделов ФССП;

5)               
Исследовать актуальные
проблемы исполнительного производства в России;

6)               
Исследуя проблемы прийти к
предложениям по совершенствованию деятельности ФССП.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие
в процессе исполнительного производства.

Предмет исследования: норы права,
регулирующие деятельность ФССП.

Методом исследования является анализ
нормативно-правовых актов, затрагивающих деятельность ФССП, а также
исследование научных статей и трудов, по проблемам деятельность службы судебных
приставов.

Теоретическую основу исследования
составляют труды Парфирьева Д.Н., Кесаевой В.А., Хронина Н.В., Львова К.А. и
др.

Нормативную базу
исследования составляют: Конституция РФ,
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный
процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об исполнительном производстве»,
Федеральный закон «О судебных приставах» и иные нормативные акты,
регламентирующие принудительное исполнение

Работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка используемых источников.

В первой главе рассматриваются задачи
и функции, история службы судебных приставов, а также кадровое обеспечение.

Во второй главе исследуются структура
и организация деятельности ФССП, актуальные проблемы и предложения по
совершенствованию деятельности.

В заключении делаются выводы по ходу
проведенного исследования.

1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

1.1           
Задачи и полномочия
Федеральной службы судебных приставов

Согласно
Федеральному закону от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного
исполнения Российской Федерации»
Федеральная служба судебных приставов — федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка
деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и
должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в
установленной сфере деятельности.

ФССП в своей деятельности руководствуется и осуществляет свои функции в
соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом Об органах принудительного исполнения:
Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ
«Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», а также Федеральным
законом  от
01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в
органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
Указом Президента Российской Федерации от
13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»,
международными договорами Российской Федерации, правовыми актами Минюста России
и ФССП России.

Основными
задачами ФССП России являются:

– обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного
Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей
юрисдикции и арбитражных судов;

– организация принудительного исполнения судебных актов судов
общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов,
предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном
производстве;

– исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по
делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской
Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов;

– управление территориальными органами ФССП России;

– ведение государственного реестра;

– осуществление федерального государственного контроля (надзора)
за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату
просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в
государственный реестр.

ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста
России. [15
]

Федеральная
служба судебных приставов осуществляет следующие полномочия:

1.                
Обеспечивает в соответствии
с законодательством Российской Федерации установленный порядок деятельности
судов, охрану зданий и помещений судов, в том числе по решению директора ФССП
России — главного судебного пристава Российской Федерации в круглосуточном
режиме, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;

2.                
Осуществление
исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и
актов других органов;

3.                
Организует в соответствии с
законодательством Российской Федерации хранение и принудительную реализацию
арестованного и изъятого имущества;

4.                
Организует розыск должника,
его имущества, розыск ребенка, в том числе во взаимодействии с органами и
организациями в соответствии с их компетенцией;

5.                
Руководит деятельностью
территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;

6.                
Проводит анализ деятельности
территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

7.                
Формирует и ведет банки
данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на
судебных приставов;

8.                
Организует и обеспечивает
мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий
гражданской обороны, мероприятий по повышению устойчивости работы центрального
аппарата ФССП России и территориальных органов в условиях военного времени и
при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

9.                
Осуществляет кадровое
обеспечение центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а
также психологическое обеспечение их работников, организует подготовку,
профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров;

10.           
Разрабатывает и осуществляет
меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников ФССП России;

11.           
Осуществляет
материально-техническое обеспечение деятельности центрального аппарата ФССП
России и территориальных органов, в том числе обеспечение оружием в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;

12.           
Осуществляет меры по
соблюдению правил оборота оружия в ФССП России в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации;

13.           
Обеспечивает в пределах
своей компетенции защиту персональных данных, а также сведений, составляющих
государственную и иную охраняемую законом тайну;

14.           
Организует прием граждан,
обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и
письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный
законодательством Российской Федерации срок;

15.           
Осуществляет в соответствии
с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету
и использованию архивных документов ФССП России;

16.           
Взаимодействует в
установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств
и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции ФССП
России;

17.           
Осуществляет межведомственную
координацию деятельности органов и организаций, исполняющих в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, требования судебных
актов, актов других органов и должностных лиц

18.           
Участвует в установленном
порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества,
подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том
числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к компетенции ФССП
России;

19.           
Участвует в противодействии
коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации,
разрабатывает и реализует меры по профилактике коррупции среди работников ФССП
России;

20.           
Осуществляет выдачу
предусмотренных международными договорами Российской Федерации справок о
неисполнении или частичном исполнении принятых в Российской Федерации судебных
актов;

21.           
Осуществляет иные функции в
установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации. [
8]

1.2           
История возникновения и развития службы
судебных приставов в России

На протяжении всей
истории всегда был актуален вопрос регулирования долговых обязанностей и
недобросовестного поведения заемщиков. В России первые упоминания о лицах,
исполняющих поручение суда и его решения, относятся к Киевской Руси. [13, с.9]

В то время дань была
формой налогов, сборщиком которой являлся князь. В случае неуплаты дани дружинниками
применялись силовые методы, также по воле князя.

В 1016 году появился
сборник правовых норм Русская правда, в нем указаны должностные лица,
обеспечивающие явку в суд должников и исполнение судебных решений, ими являлись
отроки, мечники и детские.

При феодальной Руси
упоминание о приставах встречается в Судебниках. Они впервые закрепили
полномочия и должностные функции приставов на Руси законодательно. [10]

В Судебниках есть 3
способа исполнения решения суда: взыскание с имущества, правеж, т.е. прилюдно
секли должника, отдача головой, последний из которых применялся в крайнем
случае или же если должник не имел ни имущества, ни поручителя для оплаты
долга.

Начиная с Допетровской
Руси пристав назывался недельщиком, а правеж был заменен принудительными
работами. Недельщик при принятии на должность регистрировался дьяком и исполнял
свои обязанности по неделям. Он оповещал стороны о вызове в суд, в случае
неявки учувствовал в розыске обвиняемого и доставлял его в суд лично. В случае
если должник находился за пределами города, с помощью ездоков, при одном
недельщике могло быть до 7 ездоков.

С 1620-х до 1640-х годов
законадательно были закреплены нормы, которые регулировали обращение взыскание
на имущество, которое нельзя изымать и формируются одни из первых принципов
неприкосновенности личности.  [13, с. 13]

Начиная с реформ
Екатерины 2 были созданы полицейские управления, которые исполняли функции
приставов. Данные управления назывались Управы благочиния. В компетенцию этих
управлений входило поддержание порядка, охрана городской безопасности,
обеспечение соблюдения законов, осуществление исполнений судебных решений,
осуществление дознания и розыска. На приставов вложилось очень много
обязанностей и не было материальной заинтересованности, судебные
разбирательства затягивались на многие годы и данной системе требовалась
кардинальная реформа.

Самостоятельный институт
судебных приставов был создан в 1864 году Александром 2. Благодаря нему были
утверждены «Учреждения судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав
уголовного производства», «Устав гражданского производства».

Обязанности судебных приставов определялись Учреждением
судебных установлений:

1.                
На судебных
приставов, состоящих при кассационных департаментах Правительствующего сената и
при судебных палатах, возлагалось «сообщение тяжущимся повесток и бумаг, по
делам, производящихся в сих местах, и исполнение действий, поручаемых им от
первоприсутствующего в кассационном департаменте или председателем судебной палаты»

2.                
На судебных приставов, состоящих при
окружных судах, кроме того, возлагалось исполнение судебных решений и некоторых
других действий в пределах округа того суда, при котором они состояли. В том
числе вызовы к торгам по имуществу несостоятельных должников (публикации в
газетах, ведение торга с записью предложенных цен и оформлению покупки), арест
имущества, задержание должника и другие подобные действия.

3.                
 На судебного пристава при съездах мировых
судей, кроме того, возлагалось принятие на сохранение денежных сумм и других
ценностей, передаваемых в качестве наследства, и отсылка их наследникам по
решению суда. [
13, с. 17-18]

Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу
оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание, т.е. лишение
всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача
в арестантские роты. Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная
ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих
служебных обязанностей.

В период 1917 – 1991 годов дореволюционная система
исполнения судебных решений постепенно разрушалась. Декретом Совета Народных
Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года, вместе с
ликвидацией прежней судебной системы, упраздняется также институт судебных
приставов. Для реализации исполнений судебных решений учреждается институт
судебных исполнителей. А функции по поддержанию порядка в зале суда и
принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской
милиции. Судебные исполнители состояли в штате суда и в своей деятельности
подчинялись непосредственно суду.

Возрождение службы судебных приставов началось с 1997 года,
когда были приняты федеральные законы от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О
судебных приставах» и от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном
производстве». Эти законы кардинальным образом изменили систему исполнительного
производства и явились законодательной основой для организации самостоятельного
института судебных приставов. Их применение привело к определенным
положительным результатам в деле укрепления гарантий защиты прав граждан и
организаций в исполнительном производстве.

1.3           
Кадровое
обеспечение ФССП

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской
Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком
Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям,
установленным Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации».

Предельный возраст поступления на службу в органы
принудительного исполнения для замещения должностей в органах принудительного
исполнения — 40 лет.

Гражданин не может быть принят на службу в органы принудительного
исполнения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 01.10.2019 N
328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации
и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
а также в случаях, если он:

                  
является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

                  
неоднократно в течение года, предшествующего дню поступления на
службу в органы принудительного исполнения, подвергался в судебном порядке
административным наказаниям за совершенные умышленно административные
правонарушения;

                  
подвергался уголовному преследованию,
которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с
примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не
менее чем за три года до дня поступления на службу в органы принудительного
исполнения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за
исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия
на службу в органы принудительного исполнения преступность деяния, ранее им
совершенного, устранена уголовным законом;

                  
не согласен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности
и нести ответственность, установленные для сотрудников настоящим Федеральным
законом и другими федеральными законами;

                  
не дал письменного согласия на обработку своих персональных данных
в целях изучения возможности приема его на службу в органы принудительного
исполнения.

Граждане, поступающие на службу в органы
принудительного исполнения на отдельные должности, проходят
психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение
морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без
назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и
злоупотребления алкоголем или токсическими веществами. Перечень отдельных
должностей, по которым проводятся психофизиологическое исследование,
тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических
качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или
психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, а
также порядок их проведения определяется федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных
актов и актов других органов.

2         
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФССП

2.1 Структура и организация деятельности
территориальных отделов ФССП

Основные принципы
организации и полномочия Федеральной службы судебных приставов в настоящее
время определяются Положением о ФССП.

В соответствии с п. 1
данного нормативного документа ФССП России
федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного
порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

ФССП России является
юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со
своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а
также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

ФССП России имеет
геральдический знак — эмблему и флаг, учреждаемые Президентом РФ.

Деятельность Отделов
основывается на принципах законности, уважения, соблюдения и защиты прав и
свобод граждан, общественных объединений и организаций.

Отделы осуществляют:

                  
организацию и контроль за
работой по обеспечению установленного, порядка деятельности судов общей
юрисдикции и арбитражных судов, обеспечению безопасности при совершении
исполнительных действий, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений
Управления;

                  
организацию и контроль за
деятельностью отделений оперативного дежурства и специального назначения
Управления;

                  
обеспечение
антитеррористической защищенности объектов (территорий) Управления;

                  
организацию деятельности
старших смены на объекте – судебных приставов по обеспечению установленного
порядка деятельности судов, судебных приставов по обеспечению установленного
порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению
установленного порядка деятельности судов Управления;

                  
организационно-методическое
руководство подразделениями Управления по вопросам, отнесенным к компетенции
Отдела.

Организация деятельности
Отдела:

Отдел возглавляет
начальник, который назначается на должность и освобождается от должности
руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным
должностным лицом.

Начальник Отдела является
прямым и непосредственным начальником для личного состава Отдела.

Для начальника Отдела
прямым и непосредственным начальником является руководитель Управления.

Начальник Отдела осуществляет
его руководство и отвечает за успешное выполнение задач и функций, возложенных
на Отдел.

Начальник Отдела имеет
заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности
руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным
должностным лицом.

Распределяет обязанности
между личным составом Отдела.

Вносит предложения
руководству о назначении на должности и включении в кадровый резерв,
перемещении, освобождении от должности, аттестации, направлении на участие в мероприятиях
по профессиональному развитию личного состава Отдела, а также о присвоении им
классных чинов о награждении государственными и ведомственными наградами, их
поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности, включении их в состав
рабочих групп, комиссий.

Обеспечивает соблюдение
личным составом Отдела служебного (внутреннего служебного) распорядка,
должностных регламентов (должностных инструкций), кодекса этики и служебного
поведения, правил работы со служебными документами.

Организует контроль за
исполнением служебных документов в Отделе.

Осуществляет прием
граждан, организует рассмотрение в пределах компетенции обращений граждан и
юридических лиц, парламентских запросов, запросов и обращений комитетов и
комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации; контролирует своевременное и ­­–
качественное их рассмотрение личным составом Отдела, а также полноту и
законность принятых по ним решений.

Пользуется иными правами,
предоставленными начальнику Отдела законодательством Российской Федерации, а
также правовыми актами ФССП России и Управления.

В случае отсутствия
начальника Отдела его обязанности исполняет его заместитель (один из
заместителей).

Отделу передаются в
установленном порядке соответствующие материалы и технические средства,
необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него
полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным
базам данных, системам связи и коммуникаций.

Рисунок
1 Структура ФССП

2.2
Актуальные проблемы исполнительного
производства в России

В основе законодательства об исполнительном
производстве лежат конституционные нормы, гарантирующие государственную,
в том числе и судебную защиту прав и свобод человека,
и гражданина . [1, ст. 45 ч. 1, ст. 46 ч. 1 и 2]

Для того, чтобы защита нарушенных
прав осуществлялась на должном уровне, правоприменительный акт должен
исполняться своевременно.

Законодательство об исполнительном
производстве в первую очередь включает (ст.  3 Закона об
исполнительном производстве):

                  
Закон об исполнительном производстве. Это
основной закон, регулирующий весь процесс принудительного исполнения. Он
применяется независимо от того, какой суд или орган выдал исполнительный
документ. Нормы других законов, устанавливающих порядок принудительного
исполнения, должны соответствовать ему;

                  
Процессуальные кодексы. Они регулируют те
аспекты исполнительного производства, в которых участвует суд. Например,
порядок выдачи исполнительных документов, приостановления исполнительного
производства, восстановления сроков на предъявление исполнительного документа;

                  
Другие федеральные законы. В частности,
это Закон о судебных приставах. В основном он регулирует вопросы
организации деятельности службы судебных приставов и гарантии их защиты.

                  
Подзаконные акты. Обычно они
регламентируют отдельные вопросы обеспечения исполнительного производства.
Например, Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550 утверждены
правила возврата должнику исполнительского сбора.

 Процесс принудительного исполнения
регулируется также актами ФССП. Обычно это приказы и методические рекомендации,
которые не являются нормативными правовыми актами, однако обязательны для
приставов. Суды их также учитывают. Например, это Приказ об утверждении
примерных форм процессуальных документов, Методические рекомендации по
организации и производству исполнительного розыска в ФССП.

Их деятельность способствует
сохранению внутренней стабильности в стране, влияет на формирование
общественного представления о верности избранной государством внутренней
политики, в том числе в области государственной безопасности. На фоне
этого закономерными являются предпринимаемые государством в последнее
время усилия по осуществлению преобразований в системе органов юстиции
и судебных органов. В сфере правового регулирования повышенную
важность представляет научно-теоретическое осмысление и обоснование
законодательных изменений в сфере обеспечения экономической безопасности
государства, в  том числе — с  целью дальнейшего повышения
эффективности правового регулирования правоотношений в этой сфере. [9,
с. 126]

Одна из проблем исполнительного
производства сегодня — крайне низкая исполняемость судебных решений.
Особенностью данной проблемы является то, что Федеральные законы были приняты
для повышения исполняемости судебных актов, но благодаря пробелам в формулировках
и прямому противоречию другим нормативно — правовым актам (например,
Гражданскому кодексу, Гражданскому Процессуальному кодексу, Арбитражному
Процессуальному кодексу) процесс взыскания усложнился. Одна из сторон
исполнительного производства может злоупотребить своим правом.

Должник может злонамеренно не
исполнять предписания закона либо создавать препятствия для его реализации
(отчуждение имущества, подлежащее взысканию, сокрытие доходов и т.д.).
Своими действиями должник может повлиять на размер взыскиваемого имущества либо
сделать так, что взыскание будет вообще невозможным. Должник может в какой-то
степени использовать закон себе во благо — имущество, необходимое для осуществления
профессиональной деятельности, не может быть взыскано в пользу взыскателя.
Должник сохраняет свое имущество, которое может быть реализовано, так как
некоторое имущество может быть средством заработка. Взыскатель же не может
взыскать задолженность [11, с. 141].

Также недопустимо и частичное
исполнение требований по исполнительному документу. Сокрытие имущества,
уничтожение, сомнительные сделки (дарение, оформление на посторонних, иных
лиц), имущество с низкой ликвидностью. В законе указан перечень
имущества, на которое не может быть обращено взыскание, однако нет четкого списка,
указывающего на то, какое именно, конкретно имущество можно взыскать.
Представляется возможным согласиться с высказанным в правовой науке
предложением реформирования действующего законодательства об исполнительном
производстве, посредством создания кодифицированного акта, который исправит все
существующие пробелы и коллизии, а также будет содержать более
качественную регламентацию исполнительного производства [14, с. 
197].

Необходимо повысить результативность
деятельности судебных приставов, для чего первоочередным требуется увеличить
численность штата сотрудников и обратить внимание на их квалификацию. Данные
указанные изменения поспособствуют увеличению эффективности деятельности службы
судебных приставов, что в свою очередь, обеспечит должную реализацию
судебных решений.

2.3 Предложения по совершенствованию деятельности
ФССП

Совершенствование
законодательной основы функционирования государственных органов в современных
условиях, несомненно, актуально. Бесспорным представляется тот факт, что от
состояния правовых норм, регулирующих деятельность Федеральной службы судебных
приставов, напрямую зависит эффективность её деятельности в сфере
принудительного исполнения судебных и иных юрисдикционных актов.

Сегодня
нагрузка на одного судебного пристава составляет порядка 3,6 тыс.
исполнительных производств. В этой связи назрела необходимость оптимизировать
работу ФССП. Одним из вариантов повышения ее эффективности может стать создание
института частных судебных исполнителей. Мера поможет не только сократить
нагрузку на судебных приставов-исполнителей без увеличения их численности, но и
высвободить бюджетные ассигнования, которые можно направить на увеличение
оплаты труда сотрудников ФССП, их технического оснащения, в т. ч. на внедрение
новых электронных систем документооборота и оповещения должников. Создание
института частных приставов подразумевает обязательное лицензирование такой
деятельности, а контроль должен быть как со стороны Минюста, так и со стороны
регуляторов — ФСПП. [12]

Учредив
институт частных судебных приставов, снизится огромная нагрузка на приставов, с
постепенной передачей им части государственных функций по исполнению судебных
актов, актов других органов и должностных лиц с предварительным государственным
лицензированием, определением соответствующих тарифов, текущим и последующим
видами государственного контроля, обязательным страхованием риска ущерба
действиями (бездействием) частных судебных приставов.

Только
кардинальные изменения в организации деятельности судебных приставов позволят
заработать механизму реализации прав граждан и организаций с большей
результативностью. И одним из вариантов повышения качества работы в
рассматриваемой сфере общественных отношений может являться учреждение
института частных судебных приставов наряду с государственными судебными
приставами. В России не следует рассматривать данную организацию исполнения
рассматриваемой государственной функции как нечто новое и
«заграничное», учитывая опыт предшественников современных судебных
приставов в нашей стране, вместе с тем, возможно, целесообразно применить данную
модель с учетом современных особенностей и тенденций.

Однако
уже сегодня необходимо предпринимать решительные и действенные меры для
устранения создавшейся ситуации с неисполнением судебных и иных актов,
предоставляя гражданам и организациям выбор, кому доверить исполнение
исполнительного документа. Воплощение в жизнь конституционного положения о том,
что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не
запрещенными законом, и здоровая конкуренция, по нашему мнению, позволят
добиться успехов на пути к полному, реальному и своевременному исполнению
юрисдикционных актов. Успешным примером, служат организация и деятельность
институтов нотариата и адвокатуры в нашей стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге
проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

История развития института судебных приставов в России прошла долгий
путь становления. В связи с тем, что судебные приставы-исполнители выполняют
важные и значимые функции по исполнению решения суда, данная служба не потеряла
своего практического значения и в наши дни. Развитие данного института
идет по пути укрепления вертикали государственной власти и становлении
правового государства в России.

Несмотря на все достижения, которые имели место после принятия
Федеральных Законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве»,
осталось еще много вопросов, касающихся этапов дальнейшего развития Федеральной
службы судебных приставов России, совершенствования её структуры, повышения
профессионального уровня всех работников и совершенствования нормативно-правовой
базы принудительного исполнения. Принудительное исполнение, представляет собой
совершенно особую отрасль права, которая оформлена отдельными
нормативно-правовыми документами.

Вместе с тем и работа службы судебных приставов не лишена недостатков и
упущений. Министерством юстиции осуществляются радикальные меры
организационного, кадрового и иного характера по совершенствованию службы
судебных приставов, взяты под контроль наиболее сложные и важные в социальном
отношении исполнительные производства. Есть и нарушения: судебные решения
остаются неисполненными, нарушаются сроки, установленные законом об
исполнительном производстве. Эти нарушения связаны с запредельной нагрузкой на
судебного пристава.

В ходе проведенного исследования
поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                
«Конституция Российской
Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2.                
Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с  изм. от
22.07.2021)

3.                
Гражданский процессуальный кодекс
Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021)

4.                
Гражданский кодекс Российской Федерации от
31 июля 1998 г., № 146 – ФЗ (с изменениями от ред. от 21.12.2021г.)

5.                
Трудовой кодекс Российской Федерации от
30.12.2001 № 197 – ФЗ (ред. от 25.02.2022)

6.                
Кодекс административного судопроизводства
Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от
15.07.2021)

7.                
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ
(ред. от 30.12.2020) «Об исполнительном производстве» 

8.                
Федеральный закон от
21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской
Федерации»

9.                
Федеральный закон
от
01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»

10.           
Указ
Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной
службы судебных приставов» (в ред. от 17.05.2021)

11.           
Барбашова, Н. В. О роли Федеральной
службы судебных приставов в обеспечении экономической безопасности /
Н.В. Барбашова.— Текст: непосредственный //.— 2021. (дата обращения:
10.03.2022)

12.           
Историческая справка и правовые основы
деятельности [Электронный ресурс] // URL:
https://fssp.gov.ru/history/
(дата обращения: 07.03.2022)

13.           
Кесаева, В.А. Особенности проблем
исполнительного производства.— Текст: непосредственный / В.А.
Кесаева // Право и государство: теория и практика.— 2021. (дата
обращения: 10.03.2022)

14.           
Львова, К. А. Совершенствование
деятельности службы судебных приставов / К. А. Львова. — Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2020. URL:
https://moluch.ru/archive/328/73635/ (дата обращения: 11.03.2022).

15.           
Парфирьев, Д. Н. Правовые основы
организации деятельности судебных приставов : курс лекций для СПО / Д. Н.
Парфирьев. — 2-е изд. — Москва : Российский государственный университет
правосудия, 2021. — 252 c. — ISBN 978-5-93916-935-6. — Текст : электронный //
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/117254.html (дата обращения: 06.03.2022).

16.           
Хронин, Н. В. О некоторых проблемах
исполнительного производства / Н.В. Хронин, А.В. Пономарёв. — Текст: непосредственный—
2021 (дата обращения: 10.03.2022)

17.           
Функции и задачи ФССП России [Электронный
ресурс] // URL:
https://fssp.gov.ru/functions
(дата обращения: 07.03.2022)

18.           
Гальперин, М. Л.  Исполнительное
производство : учебник для вузов / М. Л. Гальперин. — 5-е изд., перераб. и доп.
— Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 471 с. — (Высшее образование). — ISBN
978-5-534-14020-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489452 (дата обращения: 06.03.2022).

19.           
Исполнительное производство : учебное
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.
Д. Эриашвили, С. С. Маилян, Д. В. Чухвичев [и др.] ; под редакцией С. С.
Маиляна, Л. В. Туманова, Н. Д. Эриашвили. — 4-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА,
2020. — 304 c. — ISBN 978-5-238-03245-0. — Текст : электронный // Цифровой
образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/101905.html (дата обращения: 06.03.2022)

Эмблема

Полное наименование:
Федеральная служба судебных приставов

Краткое наименование:
ФССП

ФССП (аббревиатура от Федеральной службы судебных приставов) —это подведомственный Минюсту РФ орган исполнительной власти, в чью компетенцию входит обеспечение исполнений актов судебных органов, имеющих распорядительный характер.

Официальный сайт — https://fssp.gov.ru

Адрес: 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, 16/5, стр. 1

Телефон: 8-800-303-00-00

Телефон доверия «Сообщи о коррупции»: (495) 870-69-96

Вконтакте: https://vk.com/fssp_gov

Банк данных исполнительных производств: https://fssp.gov.ru/iss/ip/

Краткие сведения

Дата основания: 1 января 1998 года
Подчинено: Президент Российской Федерации
Вышестоящее ведомство: Министерство юстиции Российской Федерации
Предшественники: Департамент судебных приставов Минюста России
Ключевые документы: Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Положение о Федеральной службе судебных приставов

Глава и руководство

Аристов Дмитрий Васильевич

Директор Федеральной службы судебных приставов, главный судебный пристав Российской Федерации.

Руководство: https://fssp.gov.ru/leaders/

Функции службы

ФССП был создан на базе существовавшего в СССР (и на начальной стадии существования Российской Федерации) института судебных исполнителей. Отдельной службы судебных исполнителей не существовало. Штаты судебных исполнителей работали при судах первой инстанции и подчинялись непосредственно председателям этих судов.

Учреждение ФССП как самостоятельного органа исполнительной власти было обусловлено необходимостью централизации действий судебных исполнителей и отхода от устаревшей системы территориальности, при которой исполнение решения могло иметь место далеко от места жительства взыскателя.

При этом основная задача ФССП сохранилась практически неизменной — принудительное исполнение судебных актов, имеющих распорядительный характер. Дополнительно на ФССП была возложена обязанность ведения государственного реестра юрлиц, чья предпринимательская деятельность связана с возвратом просроченных задолженностей (коллекторские бюро). Одновременно в компетенцию ФССП входит контроль и надзор за деятельностью этих юридических лиц.

Деятельность ФССП регламентируется различными нормативными актами и в частности, Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом № 1316 Президента РФ от 13.10.2004 года.

При исполнении судебных актов распорядительного характера судебные приставы используют обширный инструментарий принудительных мер, к которым относятся:

  • Принудительные взыскания;
  • Аресты имущества;
  • Аресты банковских счетов;
  • Частичное ограничение прав должников;
  • Привлечение должников к административной и уголовной ответственности.

Структура службы

Говоря о структуре службы судебных приставов, следует понимать, что она отличается от структуры иных органов исполнительной власти. Дело в том, что ФССП, по сути, это организованная совокупность независимых должностных лиц, исполняющих свои функциональные обязанности, руководствуясь законом.

То есть нельзя говорить о некоем управлении со штатом сотрудников, исполняющих определенную функцию. Каждый судебный пристав — это самостоятельная единица, исполняющая весь спектр действий, предусмотренных законом для исполнения судебных актов. Более того, сложно даже назвать структуру ФССП иерархической, поскольку подчиненность приставов аппарату ФССП носит в большей степени дисциплинарный характер.

Во главе структуры ФССП находится Центральный аппарат, руководимый главным судебным приставом РФ.

В состав центрального аппарата входит ряд управлений сообразно основным видам деятельности ФССП.

Поскольку работа судебных приставов тесно связана с работой судов, то территориальные отделения ФССП присутствую в каждом населенном пункте, в котором имеется суд первой инстанции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Геймпад геймсир т4 pro инструкция на русском
  • Мексидол прием таблеток инструкция по применению
  • Госзакупки инструкция по настройке рабочего места
  • Хонда аккорд 7 инструкция по эксплуатации скачать
  • Руководство варвары гвд