Руководство это всегда формальное лидерство

На сегодняшний день каждый руководитель желает, чтобы его организация представляла собой устойчивую систему совместно взаимодействующих работников, ориентированных на достижение единой цели.

Именно такие сотрудники обеспечивают конкурентное преимущество компании, особенно в периоды экономического кризиса.

Актуальность данной темы обусловлена потребностью менеджеров в поиске новых направлений и методов управленческого взаимодействия и способов урегулирования конфликтов между формальными и неформальными системами в группе в условиях изменения социально-трудовых отношений.

Важнейшим фактором для повышения эффективности управления организацией является разработка системы эффективного организационного поведения, в частности, обусловленного уровнем и качеством лояльности персонала.

В лидерстве принято выделять два аспекта: формальное и неформальное лидерство.

Формальный лидер

Формальное лидерство — это приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность предоставляет ее владельцу ряд административных прав, с помощью которых он может активно воздействовать на поведение своих подчиненных.

Под формальным лидерством принято понимать приоритетное влияние определенного лица на группу, которое основывается на руководящем положении этого лица, связанного с обладанием определенными ресурсами и властью.

Формальное лидерство осуществляется установленными административными и регламентированными правилами назначения персоналом, коллективом и подразумевает в основном функциональные, т. е. действенные отношения.

Неформальный лидер

Неформальное (реальное) лидерство основывается на заслуженном авторитете лидера, на его действительном умении выполнять роль лидера, на добровольном признании за ним права на руководство со стороны членов группы.

Неформальное лидерство понимается как субъективные способности, готовность и умения человека выполнять функции лидера, при этом со стороны членов группы должно быть признание за этим человеком руководства. На самом деле, неформальные лидеры — ценный ресурс. В идеальной ситуации такой лидер сам поддерживает решения руководителя и служит ему надежной опорой, добиваясь поддержки коллектива. При таком благоприятном сценарии именно неформальному лидеру можно поручать отдельные сложные задачи и проекты, освобождая время руководителя

Основными причинами образования неформальных групп являются следующие факторы:

1)потребность в социальной принадлежности;

2)потребность в помощи;

3) потребность в защите;

4)потребность в общении.

При этом, руководство -это всегда формальное лидерство, а лидерство подразумевает неформальное влияние.

Конфликт и пути его решения

Конфликтные ситуации между формальными и неформальными системами отношений могут возникать из-за различий в функциональных позициях в разных системах отношений. То есть происходит перенос неформальных взаимоотношений на формальные вопросы, и наоборот. Так же таким конфликтам способствует оппортунистическое поведение коллег друг с другом и различие их интересов

Можно сделать вывод, что в основном причинами конфликтов в данной организации являются субъективные причины, связанные с индивидуально — психологическими особенностями каждого человека и объективные причины, связанные со спецификой рабочего процесса организации. Так же, конфликты происходят из-за различия интересов и форм экономического или социального неравенства членов организации.

Варианты разрешения конфликтов:

1. Нахождение компромисса между руководителем и неформальным лидером, например, разграничение сфер влияния (формальной и неформальной)

2. Осознание, что неформальное лидерство не есть плохо

3. Обсуждение формального лидера с неформальным плана роста

Основное содержание.

Лидерство – словесный социально-психологический
феномен, который до настоящего времени
не поддается точному определению.
Лидерство – способность оказывать
влияние как на отдельную личность, так
и на группу, направляя усилия всех на
достижение целей организации. Лидерство
связано с властью авторитета, властью
влияния. Руководство, в отличие от
лидерства, связано с властью полномочий,
компетенции и др..

Лидерство – проявление психологического
влияния, неформальной власти. Руководство
– официальное лицо в организации,
наделенное властными полномочиями и
отвечающее за выполнение всех функций
управления. Лидер – член группы, играющий
в ней ключевую роль в отношении
направления, контроля и изменения
деятельности других членов группы по
достижению групповых целей.

Лидерство — это способность оказывать
влияние, направляя усилия всех на
достижение целей организации. Лидерство
— это всегда вопрос степени, силы
влияния, зависящей от соотношения личных
качеств лидера с качествами тех, на кого
он пытается оказать влияние, и с ситуацией,
в которой находится данная группа.

• Предпринято много попыток составить,
на основе исследований и опыта, список
качеств лидера. Типичный перечень
качеств лидеров включает следующие
черты. Лидер проявляет высокую выдержку
в напряженных ситуациях; поощряет
участие подчиненных в принятии решений;
постоянно задает себе вопросы (т. е.
старается анализировать ошибки и отдает
себе отчет в том влиянии, которое они
оказывают);

признает, что живет в мире конкуренции,
и понимает «законы конкурентной борьбы»;
тактично выражает неприязнь; сдерживает
эмоции при победе; не расстраивается
из-за поражения; понимает необходимость
ограничений и «непопулярных решений»;
отождествляет себя с группой; ставит
реальные цели. Другой список включает
в себя следующие качества хорошего
лидера: мудрость, честность, мужество,
интерес к людям, лояльность, творческое
воображение и глубокий интерес к
осуществляемой деятельности.

Формальное лидерство рассматривается
как приоритетное влияние определенного
лица на членов организации, основывающееся
на руководящем полномочии данного лица
в общественной иерархии. Руководство
– это всегда формальное лидерство.
Неформальное лидерство – субъективная
способность, готовность и изменение
человека выполнять роль лидера, а также
призванное за ним право на руководство
со стороны группы. Неформальный лидер
далеко не всегда является руководителем
по статусу.

Теории лидерства. Среди теорий лидерства
выделяют:

Концепцию физических качеств (высокий
рост, вес, сила). Она не подтвердилась.
Напротив, часто лидер бывает малого
роста, малой физической силы.

Концепцию интеллигентности (Гизели),
которая предполагает наличие позитивных
личностных качеств и способностей:
интеллигентность, инициативность,
уверенность в себе, привязанность к
сотрудникам, решительность, зрелость,
мотивационные способности.

Концепции харизматического лидера (М.
Вебер, В.М. Гасе, Б. Шамир, Р.И. Хозе, А.М.
Тур). Отношение к харизматическому
лидеру основано на вере в него, почитании
руководящей личности, деятельность
человека исполняется под влиянием
харизмы лидера вдохновенна. Решающая
харизматическая способность – влияние
на восприятие. мира и ценность членов
коллектива.

Поведенческий подход к лидерству (К.
Левин, М. Бейкенбил, Ф. Фидлер, Лейкерт).
Полученные данные явились основанием
для различных классификаций стилей
руководства или стилей поведения
лидеров. Основное внимание в этих
исследованиях было сосредоточено на
поведении руководителей. Недостатком
этой теории является предположение о
существовании одного эффективного
стиля лидерства.

Ситуационная теория Ф. Фидлера.

Ф. Фидлер выделил три критические
величины ситуации, которые на самый
эффективный стиль лидерства: влияние
должности; структура задач; взаимоотношения
между лидерами к членам группы.

Разновидностью ситуационной теории
является и мотивационная концепция Т.
Митчела и Р. Хауса. Другое название этой
модели – «Путь – цель». Эта модель
дает возможность понять, каким образом
поведение лидера действует на мотивацию
подчиненных, а также на удовлетворенность
и производительность их труда.

Теория П. Херси и К. Блашора. Она принадлежит
к ситуационной модели лидерства и носит
название «теория жизненного цикла».
С позиций этих авторов эффективность
стиля лидерства зависит от «зрелости»
исполнителей. Зрелость исполнителей
предполагает способность нести
ответственность за свое поведение и
желание достигнуть поставленной цели.

Модель принятия решений Врума–Йеттона.
Фокус модели – на принятие решений. От
руководства ожидается структурирование
и выделение показателей проблемы,
наличие информации, определение к
задачам подчиненных.

Классификации лидерства по процессуальному
подходу к типологии лидерства:

Ю. Хемфилл выделяет следующие типы
лидеров:

пробный, который проявляется в начале
деятельности группы, когда еще не
определены функциональные роли;

успешный лидер – тот, за которым охотно
следуют члены группы;

эффективный – тот, который вовлекает
членов группы во взаимодействие и
помогает группе в решении задач.

Кеттел Р.Б. рассматривает а) фокусированное
лидерство, когда все члены группы
сплотились вокруг одного лица; б)
рассеянное, когда разные лидерские
функции выполняют разные люди.

Следует отметить, что эффективное
лидерство должно носить стратегический,
адаптивный характер в связи с деятельностью
лидеров–руководителей в условиях
быстро меняющегося мира.

Типология лидерства по психоаналитическому
подходу: «Вожак». «Тиран».
«Организатор». «Соблазнитель».
«Герой». «Дурной пример».
«Кумир». «Изгой». «Козел
отпущения».

В зависимости от преобладающих функций,
выделяют следующие виды лидеров:
лидер–организатор; лидер–борец;
лидер–дипломат; лидер–утешитель.

По содержанию лидерской деятельности
в социальных группах обычно выделяют
три типа лидеров (иногда их называют
«ролями» лидера). Деловое лидерство.
Эмоциональное лидерство. Информационное
лидерство.

Л.И. Уманский определяет шесть типов
лидеров по исполняемым ролям: организатор,
инициатор, генератор эмоционального
настроя, эталон («звезда»), мастер,
эрудит.

В управлении персоналом используется
классификация в зависимости от того,
как их воспринимается группа: «один
из нас»; «лучший из нас»; «хороший
человек»; «слушатель».

Лидерство различают и по силе влияния
на членов группы: «беспрекословный
лидер»; «небеспрекословный лидер».

В зависимости от направленности влияния,
лидерства рассматриваются как
конструктивное, деструктивное и
нейтральное.

Как же определяются лидерские качества?
Исследователь лидерства Стивен Кови
определяет пригодность к лидерству с
помощью следующих 8 критериев:

  • непрерывное самосовершенствование;

  • ориентация на служение другим людям;

  • излучение положительной энергии,
    доброжелательность и уклонение от
    восприятия от отрицательной энергии
    и конфликтов;

вера в других;

  • рациональное распределение времени и
    усилий;

  • внутренняя уверенность, оптимизм,
    свежий взгляд;

  • самокритичность, толерантность,
    признание заслуг других и их равного
    права на самовыражение;

  • забота о физическом здоровье,
    интеллектуальном и духовном развитии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Скачать материал

 Презентация на тему:Лидерство в организацииМуниципальное бюджетное об...

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  •  Презентация на тему:Лидерство в организацииМуниципальное бюджетное об...

    1 слайд

     

    Презентация на тему:
    Лидерство в организации
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    «Вилинская средняя общеобразовательная школа № 1»
    Бахчисарайского района Республики Крым.
    Педагог-психолог: Вихляева С.С.

  • Лидерство - словесный социально-психологический феномен, который до настоящег...

    2 слайд

    Лидерство — словесный социально-психологический феномен, который до настоящего времени не поддается точному определению. Лидерство — способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидерство связано с властью авторитета, властью влияния. Руководство, в отличие от лидерства, связано с властью полномочий, компетенции и др..
    Лидерство — проявление психологического влияния, неформальной власти. Руководство — официальное лицо в организации, наделенное властными полномочиями и отвечающее за выполнение всех функций управления. Лидер — член группы, играющий в ней ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей.

  • Типичный перечень качеств лидеров включает следующие черты: Лидер
 - проявляе...

    3 слайд

    Типичный перечень качеств лидеров включает следующие черты: Лидер
    — проявляет высокую выдержку в напряженных ситуациях;
    -поощряет участие подчиненных в принятии решений;
    -постоянно задает себе вопросы (т. е. старается анализировать ошибки и отдает себе отчет в том влиянии, которое они оказывают);
    -признает, что живет в мире конкуренции, и понимает «законы конкурентной борьбы»;
    -тактично выражает неприязнь;
    -сдерживает эмоции при победе;
    -не расстраивается из-за поражения; понимает необходимость -ограничений и «непопулярных решений»; отождествляет себя с группой;
    -ставит реальные цели.

  • Другой список включает в себя следующие качества хорошего лидера: 
- мудрость...

    4 слайд

    Другой список включает в себя следующие качества хорошего лидера:
    — мудрость,
    — честность,
    — мужество,
    — интерес к людям,
    — лояльность,
    — творческое воображение
    -глубокий интерес к осуществляемой деятельности.

  • Формальное лидерство рассматривается как приоритетное влияние определенного л...

    5 слайд

    Формальное лидерство рассматривается как приоритетное влияние определенного лица на членов организации, основывающееся на руководящем полномочии данного лица в общественной иерархии. Руководство — это всегда формальное лидерство. Неформальное лидерство — субъективная способность, готовность и изменение человека выполнять роль лидера, а также призванное за ним право на руководство со стороны группы. Неформальный лидер далеко не всегда является руководителем по статусу.

  • Среди теорий лидерства выделяют:
 
Концепцию физических качеств (высокий рост...

    6 слайд

    Среди теорий лидерства выделяют:

    Концепцию физических качеств (высокий рост, вес, сила). Она не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы.
    Концепцию интеллигентности (Гизели), которая предполагает наличие позитивных личностных качеств и способностей: интеллигентность, инициативность, уверенность в себе, привязанность к сотрудникам, решительность, зрелость, мотивационные способности.
    Концепции харизматического лидера (М. Вебер, В.М. Гасе, Б. Шамир, Р.И. Хозе, А.М. Тур). Отношение к харизматическому лидеру основано на вере в него, почитании руководящей личности, деятельность человека исполняется под влиянием харизмы лидера вдохновенна. Решающая харизматическая способность — влияние на восприятие. мира и ценность членов коллектива.
     Поведенческий подход к лидерству (К. Левин, М. Бейкенбил, Ф. Фидлер, Лейкерт). Полученные данные явились основанием для различных классификаций стилей руководства или стилей поведения лидеров. Основное внимание в этих исследованиях было сосредоточено на поведении руководителей. Недостатком этой теории является предположение о существовании одного эффективного стиля лидерства.

  • Ситуационная теория Ф. Фидлера.
Ф. Фидлер выделил три критические величины си...

    7 слайд

    Ситуационная теория Ф. Фидлера.
    Ф. Фидлер выделил три критические величины ситуации, которые на самый эффективный стиль лидерства: влияние должности; структура задач; взаимоотношения между лидерами к членам группы.
    Разновидностью ситуационной теории является и мотивационная концепция Т. Митчела и Р. Хауса. Другое название этой модели — «Путь — цель». Эта модель дает возможность понять, каким образом поведение лидера действует на мотивацию подчиненных, а также на удовлетворенность и производительность их труда.

  • Теория П. Херси и К. Блашора. Она принадлежит к ситуационной модели лидерства...

    8 слайд

    Теория П. Херси и К. Блашора. Она принадлежит к ситуационной модели лидерства и носит название «теория жизненного цикла». С позиций этих авторов эффективность стиля лидерства зависит от «зрелости» исполнителей. Зрелость исполнителей предполагает способность нести ответственность за свое поведение и желание достигнуть поставленной цели.

     Модель принятия решений Врума-Йеттона. Фокус модели — на принятие решений. От руководства ожидается структурирование и выделение показателей проблемы, наличие информации, определение к задачам подчиненных.

  • Классификации лидерства по процессуальному подходу к типологии лидерства:
Ю....

    9 слайд

    Классификации лидерства по процессуальному подходу к типологии лидерства:
    Ю. Хемфилл выделяет следующие типы лидеров:
    пробный, который проявляется в начале деятельности группы, когда еще не определены функциональные роли;
    успешный лидер — тот, за которым охотно следуют члены группы;
    эффективный — тот, который вовлекает членов группы во взаимодействие и помогает группе в решении задач.
    Кеттел Р.Б. рассматривает а) фокусированное лидерство, когда все члены группы сплотились вокруг одного лица; б) рассеянное, когда разные лидерские функции выполняют разные люди.
    Следует отметить, что эффективное лидерство должно носить стратегический, адаптивный характер в связи с деятельностью лидеров-руководителей в условиях быстро меняющегося мира.

  • Как же определяются лидерские качества? 
Исследователь лидерства Стивен Кови...

    10 слайд

    Как же определяются лидерские качества?
    Исследователь лидерства Стивен Кови определяет пригодность к лидерству с помощью следующих 8 критериев:
    -непрерывное самосовершенствование;
    -ориентация на служение другим людям;
    -излучение положительной энергии, доброжелательность и уклонение от восприятия от отрицательной энергии и конфликтов;
    -вера в других;
    -рациональное распределение времени и усилий;
    -внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд;
    -самокритичность, толерантность, признание заслуг других и их равного права на самовыражение;
    -забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 365 216 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 24.04.2019
  • 517
  • 2
  • 24.04.2019
  • 547
  • 0
  • 24.04.2019
  • 900
  • 3
  • 24.04.2019
  • 365
  • 1
  • 24.04.2019
  • 854
  • 0
  • 24.04.2019
  • 2613
  • 38
  • 24.04.2019
  • 328
  • 0
  • 24.04.2019
  • 222
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством»

  • Курс повышения квалификации «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология (работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития)»

  • Курс повышения квалификации «Экзаменационный стресс как частая проблема педагогов и учащихся и пути ее решения»

  • Курс повышения квалификации «Образовательная кинезиология в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Обучение без стресса. Психосоматика»

  • Курс повышения квалификации «Психодиагностика в образовательных организациях с учетом реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация психолого-педагогической и социальной работы с несовершеннолетними»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности психолога в социальной сфере»

  • Курс профессиональной переподготовки «Семейная психология»

Теории и типы лидерства

Лидерство — способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.

В переводе с английского лидер означает «руководитель», «командир», «глава», «вождь», «ведущий».

 
Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.

Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Понятие «лидер» приобретает значение, лишь вместе с понятием «цель». Действительно, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий цели.

Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку-недостаточно, чтобы назваться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые бы способствовали решению конкретных задач в рамках единой цели. То есть лидер — это элемент упорядочивания системы людей.

В современном менеджменте лидерство характеризуется неоднозначно:
1) лидерство есть разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз и носителем такой власти выступает не большинство, но один человек или небольшая группа лиц — «лидерство — власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами» (Ж. Блондель);
2) лидерство есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Общество есть сложная иерархически организованная система социальных статусов и соответствующих им социальных ролей. Социальный статус руководителя предполагает и даже требует выполнение социальной роли в манере лидера; лидерство — это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов» (Л. Даунтон);
3) лидерство — это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер), но не любое, а отвечающее следующим условиям:

  • постоянство влияния — это не разовое кратковременное воздействие (террорист, захвативший самолет, не может считаться лидером),
  • широта влияния — воздействие осуществляется на всех членов труппы; в)явный приоритет во влиянии, отношения лидера и ведомых асимметричны, односторонняя направленность от лидера к членам группы,
  • организационный лидер опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или на признание правомерности руководства.

Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, не может считаться лидером (тюремный надзиратель). С этим согласны не все исследователи (Блондель допускает использование системы принуждения);
4) лидерство — естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.
5) лидерство есть неформальное явление, это символ эмоционально-психологической общности группы и образец поведения для ее членов. Позиция широко распространена в отечественной психологии (Кричевский отмечает — роль лидера возникает стихийно, ее нет в штатных расписаниях, лидерство — феномен психологический, тогда как руководство — социальный).

Лидерство — это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

  1. бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
  2. социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
  3. политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидерство и руководство. Жесткое противопоставление едва ли правомерно — понятия близки. Руководство выступает в качественней категории, не случайно в английском, немецком и ряде других европейских языков руководство и лидерство обозначаются одним и тем же словом leadership (англ.) и Fuhrung (нем.). В социологии и политологии различают формальное и неформальное лидерство, отмечая связь терминов с понятием руководства. Формальное лидерство рассматривается как приорететное влияние определенного лица на членов организации, основывающееся на руководящем положении данного лица в общественной иерархии. Руководство — это всегда формальное лидерство. Неформальное лидерство интерпретируется как субъективная способность, готовность и умение человека выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны группы. Неформальный лидер далеко не всегда является руководителем по статусу.

Лидер и менеджер. В западной литературе традиционно различают эти понятия по следующим параметрам:

  1. содержание управленческих проблем — менеджер заботится об эффективном выполнении персоналом текущих задач, решает отдельные частичные проблемы, лидер постигает вызовы времени, развивает инновационные идеи, закладывает основы решения задач будущего (И. О. Коттер, США);
  2. воздействие на персонал — «менеджеры заставляют людей делать то, что нужно, лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно» (Ли Джексон, известный американский теоретик и практик менеджмента, из «дюжины золотых мыслей»). «Лидеры — это люди, которые способны выявить все лучшее в других. Менеджеров в организации может быть сколько угодно, лидеров всегда мало».

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта:

«Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуги полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним. Подходит ли человек для роли лидера, зависит прежде всего от признания за ним другими людьми качеств превосходства, т. е. качеств, которые внушают им веру в него, побуждают их признать его влияние на себя. Естественное лидерство — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства. Обычно важное значение имеет склонность к доминированию, а именно, умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность «разговаривать на языке своих сторонников». Роль лидера заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий. Лидер может вести своих сторонников в том направлении, в котором они сами хотят идти.

Значение лидера не исчерпывается лишь формированием новых групп. Он также выполняет важную задачу поддержания сплоченности в уже существующих группах.

Лидер — это такой человек, который по отношению к группе может рассматриваться как ее зеркало. Им может быть только тот, кто несет на себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе. Поэтому «пересаживание» лидера в другую группу или назначение его сверху в качестве руководителя малоэффективно.

 
Почему человек становится лидером? Теории лидерства многообразны.

Ключевые слова: Лидерство

Источник: Столяренко Л.Д. — психология управления (Высшее образование)

Почему важно поддерживать хорошие отношения руководителю с неформальным лидером? Он может считаться потенциальным заменителем места руководители, а как говорят, что врагов надо держать рядом. Подробнее рассмотрим эту проблему.

Руководителю коллектива следует взять инициативу по формированию эффективных взаимоотношений с неформальным лидером в свои руки. Предлагается решить вопрос следующим образом :

1. Признать существование неформального лидера и осознать, что его увольнение повлечет за собой ухудшение положения в формальной организации. Поэтому менеджеру следует признать неформального лидера, работать с ним и не угрожать его существованию

2. Выслушивать мнение неформального лидера. Девис пишет: »Каждому руководителю надлежит знать, кто является неформальными лидерами и работать с ними, поощряя того, кто не мешает, а способствует достижению целей организации. Когда неформальный лидер противостоит своему работодателю, его широкое влияние может подорвать мотивацию и удовлетворенность выполняемой работой у сотрудников формальной организации».

3. Перед тем, как предпринимать какие-либо действия необходимо просчитать их возможное отрицательное воздействие на неформального лидера.

4. Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформального лидера, необходимо разрешить ему участвовать в принятии решений.

5. Быстро выдавать точную информацию, тем самым, препятствуя распространению слухов.

Неформальный лидер влияет на сплоченность коллектива. Сплоченность – это мера тяготения членов коллектива друг к другу. Высокосплоченная группа – это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. Поскольку сплоченный коллектив хорошо работает, высокий уровень сплоченности повышает эффективность всей организации. У высокосплоченных групп бывает меньше проблем в общении, а те, что бывают, — менее серьезные, чем у других. У них меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия. Отрицательно высокая сплоченность коллектива может сказаться при несовпадении целей коллектива и его руководства.

Руководитель может найти возможность увеличить эффект сплоченности тем, что будет периодически проводить собрания и делать упор на глобальные цели коллектива, а также даст возможность каждому члену коллектива, в том числе и неформальному лидеру увидеть его личный вклад в достижение этих целей. Руководитель может также укрепить сплоченность, разрешая периодические встречи подчиненных для обсуждения потенциальных или актуальных проблем, эффекта предстоящих перемен для производственной деятельности, а также новых проектов и приоритетов в будущем.

В то же время руководителю необходимо предотвратить негативное последствие сплоченности, которое может проявиться в групповом единомыслии – тенденции подавления своих действительных взглядов с тем, чтобы не нарушать гармонию группы. Если никто не высказывает отличных от других идей или убеждений, проблема решается с меньшей эффективностью, так как вся необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются.

В лидерстве принято выделять два аспекта: формальное и неформальное лидерство.

Формальное лидерство — это приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность предоставляет ее владельцу ряд административных прав, с помощью которых он может активно воздействовать на поведение своих подчиненных.

Под формальным лидерством принято понимать приоритетное влияние определенного лица на группу, которое основывается на руководящем положении этого лица, связанного с обладанием определенными ресурсами и властью.

Неформальное (реальное) лидерство основывается на заслуженном авторитете лидера, на его действительном умении выполнять роль лидера, на добровольном признании за ним права на руководство со стороны членов группы.

Неформальное лидерство понимается как субъективные способности, готовность и умения человека выполнять функции лидера, при этом со стороны членов группы должно быть признание за этим человеком руководства.

Основными причинами образования неформальных групп являются следующие факторы:

1)потребность в социальной принадлежности;

2)потребность в помощи;

3) потребность в защите;

4)потребность в общении.

При этом, руководство — это всегда формальное лидерство, а лидерство подразумевает неформальное влияние. По своему замыслу понятие «руководить» предполагает наличие соответствующей классификации, преимущества по сравнению с подчиненными в управленческих качествах, и, соответственно, наличие делового авторитета, который вкупе с личным авторитетом создает отличные предпосылки для неформального лидерства.

И формальные, и неформальные группы должны быть по необходимости как-то организованы, что и происходит в действительности. Основным и относительно наиболее простым способом такой организации является выделение среди членов группы человека, на которого возлагаются функции по ее координации. Однако если в неформальных группах этот человек выделяется самой группой, делегируется ею в эту позицию, то в формальных группах он, как правило, ставится в эту позицию в силу внешних причин. Поэтому для неформальной группы характерно наличие неофициального лидера, а для формальной — наличие лидера официального — руководителя.

Взаимодействие формальных и неформальных групп в коллективе — явление естественное и распространенное. Оно есть в каждом коллективе. Подобно многим факторам, действующим в области управления, оно несет в себе как отрицательные, так и положительные моменты.

Идеальным состоянием коллектива является такое, при котором формальные и неформальные группы максимально совпадают. Такое совпадение формальной и неформальной структур создает сплоченность в коллективе и дает заметный производственный эффект. При несовпадении структур, когда руководитель не пользуется авторитетом в коллективе, а групповые нормы и правила расходятся с коллективными, в коллективе может возникнуть борьба между формальной и неформальной структурами, которая препятствует эффективной деятельности.

Для более правильного управления организацией необходимо сочетать формальное и неформальное управление, взаимодополнять одно другим. главным является найти такое сочетание формального и неформального управления, которое бы в максимальной степени влияло на повышение эффективности управления. Факторы, от которых зависит такое сочетание:

1. Качество персонала: профессионализм, образование, отношение к работе, отношение к менеджеру, динамика личности (самообразование, профессиональный рост и прочее);

2. Личность: человеческие качества, коммуникабельность, профессионализм, доброжелательность, целеустремленность;

3. Социально-экономическая обстановка, внешняя и внутренняя. Влияет на возможности варьировать соотношение формального и неформального управления;

4. Психологический климат, существующий в управляемом коллективе. Он выступает и как следствие неформального управления. Следствия всегда расширяют или сужают наши возможности.

В понимании формального и неформального управления могут проявляться различные тенденции изменения их сочетания. Существуют объективные границы этих изменений, за которыми формальное управление или, точнее попытка формализации управления ведет к неустойчивости управляемой системы и в дальнейшем к ее разрушению. Это ситуация превращения человека в машину, робот. Но есть объективные границы усиления неформального управления в рамках определенной организации или, точнее, определенного уровня управляемости. За этой границей система также скатывается к кризисным ситуациям и разваливается. Это ситуации безответственности, отсутствия контроля, конфликтности, но если сочетание формального и неформального управления строится в условиях повышения управляемости, тогда степень формализации управления имеет предел, потому что превратить человека в робота невозможно. А вот степень неформального управления может увеличиваться неограниченно. Это объясняется тенденциями развития человека, его сознания, профессиональной подготовки, системы ценностей и прочее. И тогда изменение соотношения формального и неформального управления приобретает другую форму, и тенденции изменения этого сочетания становятся разнообразными, предполагают выбор одной из них по динамическим характеристикам роста соотношения формального и неформального управления.

В итоге, хочу сказать, что очень важно понимать приоритетное влияние конкретного лидера на группу вне зависимости от его полномочий и сектора управления, а также неформальная организация может помочь формальной в достижении ее целей, поэтому руководство должно признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации.

Библиографический список:

  1. Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека, В.А. Беспалько. — М.: Дашков и К, 2014. — 392 c.
  2. Дементьева, А.Г. Управление человеческими ресурсами: Теория и практика: Учебник / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова. — М.: Аспект-Пресс, 2015. — 352 c.
  3. Кафидов, В.В. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособиеСтандарт третьего поколения / В.В. Кафидов. — СПб.: Питер, 2013. — 208 c.
  4. Макарова, И.К. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR-менеджмента: Учебное пособие / И.К. Макарова. — М.: Дело АНХ, 2015.
  5. https://studwood.ru/1086068/menedzhment/vzaimodeystvie_formalnyh_neformalnyh_liderov 422 c.

СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

  • Структура организационной культуры
  • Понятие и основные критерии, классификация управленческих решений
  • Проектирование креативной рекламы. Творческий и производственные процессы
  • Функции арт-директора в процессе производства рекламного продукта
  • How should you use your time
  • Наглядность способствует более быстрому пониманию
  • Имидж
  • Воля и самоорганизация
  • Политика Центрального Банка России в период пандемии коронавируса и её эффективность
  • Управление знаниями в организации
  • Социальные конфликты в организации
  • Теория человеческого капитала

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Монтажник слаботочных систем должностная инструкция образец
  • Витамин д3 ликвид инструкция к применению
  • Военный стол в организации пошаговая инструкция
  • Canon fc 128 инструкция по эксплуатации pdf
  • Детримакс 2000 инструкция по применению цена столички