Руководство это в широком смысле

  • РУКОВО́ДСТВО, -а, ср.

    1. Действие по глаг. руководить (в 1 знач.). Руководство революционной борьбой пролетариата.Людей поделили — одни под руководством Борейко занялись ремонтом орудий —, а другие со Звонаревым приступили к сборке новых. Степанов, Порт-Артур.

    2. То, чем руководствуются или следует руководствоваться. Марксистско-ленинская теория не символ веры, не собрание догматов, а руководство к действию. М. Калинин, О коммунистическом воспитании. В моем положении ничего не оставалось, как взять это изречение за руководство в своем поведении на корабле. Новиков-Прибой, Цусима.

    3. Учебник, пособие для изучения чего-л. Руководство по домоводству.На обязанности наставников семинарии должно также лежать составление учебных руководств, преимущественно для народных школ. Ушинский, Проект учительской семинарии. В русской литературе вовсе нет руководства к истории музыки, и было бы очень хорошо, если б я занялся составлением такой книги. Чайковский, Письмо Н. Ф. Мекк, 9 сент. 1880.

    4. собир. Руководители. Руководство Союза писателей. Художественное руководство театра.— Этой выставкой мы целиком обязаны — да не в обиду будет сказано нашему руководству — одной из рядовых сотрудниц. Паустовский, Телеграмма.

  • Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
    т. / РАН,
    Ин-т лингвистич.
    исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
    Полиграфресурсы,
    1999;
    (электронная версия): Фундаментальная
    электронная
    библиотека

    Новый
    государственный менеджмент противостоит
    концепции административного государства
    и использует для описания существа
    государственного управления понятие
    «руководство», а не «администрирование»
    или «управление / правительство».

    Хотя
    содержание термина «руководство» в
    целом ориентирует рассматривать
    деятельность государственного менеджера
    как общее управление вверенной ему
    областью государственных дел, тем не
    менее имеется ряд нюансов в его
    определениях, которые значимы и с той
    точки зрения, что они носят еще ограниченный
    характер. Сама концепция «руководства»
    приобретет свой завершенный характер
    в другой концепции управления – теории
    политических сетей. Обратим внимание
    здесь на некоторые из особенностей
    понятия «руководство» в новом
    государственном менеджменте.

    Руководители
    должны учиться тому как объединять
    вместе общественные группы и фонды
    строительства дешевого жилья; как
    объединить бизнес, рабочих и науку для
    стимулирования экономических инноваций
    и создания новых рабочих мест; как
    объединить соседские общины и полицейские
    управления для понижения преступности.
    Другими словами, они учились тому, как
    легче разрешать проблемы, катализируя
    деятельность сообщества. В данном случае
    подчеркнуто, что новый характер публичного
    управления заключается в том, чтобы не
    оказывать общественные услуги самим,
    а умело направлять этот процесс, подключая
    силы и ресурсы сообщества. Не
    администрирование является здесь
    необходимым, а налаживание взаимодействия
    между государством и обществом по
    удовлетворению общественных интересов.

    Авторы
    обзора административных реформ в
    развитых странах дают следующее
    определение термину «руководство»:
    «Руководство отражает плюрализацию
    значимых акторов в управлении и
    обеспечении публичных услуг.

    • Конфигурация
      публичных институтов изменяется;

    • роль
      над- и субнациональных структур
      становится более значимой;

    • акторы
      смешанного и честного секторов
      вовлекаются [в обеспечение общественных
      услуг] более широко и глубоко.

    • В
      то же самое время взаимосвязь становится
      менее властной и более кооперативной.

    • Новые
      политические проблемы (подобные экологии
      и региональному развитию) подрывают
      устойчивые привычки к изоляции.

    • В
      результате межуправленческие отношения
      в государстве становятся более сложными
      и должны пониматься явно как система,
      т.е. как руководство»

    Руководство
    здесь понимается как система кооперации
    общественных, государственных и
    международных институтов, частных,
    государственных и смешанных структур
    для обеспечения удовлетворения
    общественных интересов и решения
    общественных проблем.

    Понятие «руководство» оттеняет значимый
    аспект в управлении общественными
    делами посредством налаживания сети
    кооперативных отношений, а не простого
    администрирования. Именно
    государство берет на себя инициативную
    функцию сотрудничества, становясь
    партнером формирующейся кооперации, а
    не исключительно доминирующим и властным
    институтом, навязывающим свой стандарт
    деятельности.

    Вместе
    с тем заметим, что термин «руководство»
    в новом публичном менеджменте скорее
    используется как антитеза понятию
    «администрирование», чем приобретает
    некоторое концептуально значимое
    определение новой теории.

    Соседние файлы в папке билет 23

    • #
    • #
    • #

    Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 32

    1. Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным.

    Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

    Положения устава общества или решения органов общества, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

    2. Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества.

    Абзацы второй — третий утратили силу с 1 июля 2009 года. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 312-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества определяются уставом общества.

    Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.

    По решению общего собрания участников общества членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением указанных обязанностей. Размеры указанных вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания участников общества.

    2.1. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом. Уставом общества может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся:

    1) определение основных направлений деятельности общества;

    2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее — управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

    3) установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу общества, членам коллегиального исполнительного органа общества, управляющему;

    4) принятие решения об участии общества в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

    5) принятие решения о проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, назначение аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества и определение размера оплаты ее (его) услуг;

    (пп. 5 в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 114-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6) утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества);

    7) создание филиалов и открытие представительств общества;

    решение вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона;

    9) решение вопросов об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона;

    10) решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества;

    11) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом вопросы, а также вопросы, предусмотренные уставом общества и не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества или исполнительного органа общества.

    (п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

    2.2. В случае, если решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительный орган общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества.

    (п. 2.2 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

    3. Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества, не являющиеся участниками общества, могут участвовать в общем собрании участников общества с правом совещательного голоса.

    4. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

    5. Передача права голоса членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, членом коллегиального исполнительного органа общества иным лицам, в том числе другим членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, другим членам коллегиального исполнительного органа общества, не допускается.

    6. Уставом общества может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества. Членом ревизионной комиссии (ревизором) общества может быть также лицо, не являющееся участником общества.

    (в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 114-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Функции ревизионной комиссии (ревизора) общества, если это предусмотрено уставом общества, может осуществлять назначенная (назначенный) общим собранием участников общества аудиторская организация (индивидуальный аудитор), которая должна быть независима (который должен быть независим) в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

    (в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 114-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Членами ревизионной комиссии (ревизором) общества не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества.

    Кто такой руководитель?

    Кто такой руководитель?

    Руководителем, директором или генеральным директором организации считается физическое лицо, осуществляющее руководство в соответствии с трудовым кодексом РФ, нормативно-правовыми актами и другими федеральными законами. Директор является работником организации и действует от имени юридического лица, без оформления доверенности.

    Задачи руководителя компании:

    • обеспечение трудовой деятельности работников;
    • представление организации во внутренних и внешних отношениях;
    • распределение ресурсов;
    • разработка стратегий;
    • принятие управленческих решений.

    На РБК Компании можно найти информацию о зарегистрированных в России юридических лицах по названию, ОГРН или ИНН.

    кто такой руководитель организации

    Требования к руководителю организации

    Руководство является ответственным за все действия предприятия. Назначение на должность происходит по общему решению совета участников общества. Срок определяется уставом. Все сведения об изменениях, связанных с руководством вносятся в ЕГРЮЛ.

    В должностной инструкции руководства обязательно есть следующие пункты:

    • лицензирование направлений деятельности;
    • контроль и мотивация всех участников предприятия;
    • общее руководство;
    • разработка и реализация планов, связанных с развитием компании;
    • контроль соответствия работы нормативно-правовым актам и государственным законам;
    • ведение учета;
    • представление организации в суде;
    • внедрение инновационных технологий и разработок;
    • аттестация работников;
    • выполнение решений совета директоров.

    Учредители организации вправе выбрать любое название для руководства: Управляющий, Администратор, Генеральный директор, Президент, Заведующий, Главный врач и т.п. 

    Руководитель является лицом принимающим решения. При оформлении документации должность указывается в зависимости от конкретного случая.

    На РБК Компании публикуются официальные сведения о юридических лицах и руководителях. Для поиска введите название, ОГРН или ИНН в поисковую строку.

    Читайте также:

    Понятие торговой марки

    Кто такой учредитель компании?

    В жизни общества постоянно происходят различные процессы взаимодействия, и их основа – руководство. Это, в самом общем виде, деятельность по контролю над ходом каких-либо процессов. Оно всегда связано с ответственностью и результатами. Расскажем об основных характеристиках руководства, его функциях и разновидностях, а также о методах и стилях его осуществления.

    руководство это

    Понятие руководства в менеджменте и психологии

    Управление различными процессами нуждается в централизации, которая позволяет повысить эффективность. Руководство – это сложное, многоаспектное понятие. Первое значение этого слова связано с осуществлением контроля над ходом какой-либо деятельности. Во втором случае под руководством подразумевают людей, которые принимают решения и осуществляют контроль.

    В психологии этим термином обозначают механизм, мотивирующий коллектив на выполнение поставленных задач. В менеджменте руководством называют процесс, в рамках которого руководитель наделяется властью над подчиненными. Чаще всего понятия «руководство» и «менеджмент» синонимизируются, при этом они обозначают ответственное и квалифицированное управление различными ресурсами в организации или в коллективе.

    управление людьми

    Менеджмент как наука и практика

    Системное изучение управления начинается вместе со становлением капиталистического способа производства. Менеджмент – это управление различными процессами, это системное осуществление различных действий по достижению поставленных целей и задач.

    Для повышения эффективности производственные процессов, увеличения сбыта и оптимизации затрат ведется активное изучение методов и способов управления. Традиционно у менеджмента выделяется несколько функций: контроль, прогнозирование, планирование, анализ. Все они взаимосвязаны между собой и объединяются деятельностью, известной как руководство. Это главная функция менеджмента, связанная с воздействием на коллектив с целью повышения эффективности предприятия или подразделения.

    В науке об управлении термин «руководство» применяется для наименования людей, осуществляющих влияние на подчиненных, и для обозначения данного процесса в целом. На практике это слово обычно употребляется для выделения одного человека или группы людей, осуществляющих управление.

    генеральный директор

    Субъект и объект руководства

    Рассматривая управление людьми как процесс, следует определить его стороны, т.е. субъект и объект. Субъектом руководства является менеджер, человек, непосредственно осуществляющий управление. Объектом менеджмента могут выступать структурные подразделения организации, самостоятельные предприятия, персонал, отдельно взятые сотрудники.

    Парадоксально, но одна и та же структурная единица в организации может одновременно выступать и объектом и субъектом управления. К примеру, на комбинате игрушек директор будет субъектом, а сотрудники отделов и цехов со своими руководством являются объектами менеджмента. Но на уровне структурного подразделения начальник цеха уже будет субъектом, а персонал – объектом. При этом директор комбината становится объектом управления, если рассматривать его во взаимоотношениях с министерством, президентом страны.

    понятие руководства

    Функции руководителя

    Менеджер в рамках выполнения своей профессиональной деятельности реализует основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Эти глобальные производственные цели и задачи в деятельности отдельного руководителя преобразуются в частные функции. Исследователи менеджмента говорят о следующих разновидностях функций руководства:

    • Стратегическая. Руководитель любого уровня должен не только выполнять текущие задачи, но и прогнозировать свою деятельность, а также планировать процессы, протекающие в своем структурном подразделении.
    • Мотивационная. Важнейшая функция руководства – это нахождение баланса между материальными и нематериальными методами поощрения, контроля и взыскания по отношению к подчиненным. Руководитель должен уметь «зажигать» свой коллектив, вести его вперед, заинтересовывать их в продуктивной работе.
    • Организационная. Руководитель должен отдавать приказы и поручения, в его задачи входит оптимизация процессов производства и их регулирование. Руководство осуществляется посредством административных действий: издания документов, делегирования полномочий, распределения обязанностей, поощрений и взысканий.
    • Контролирующая. Важная функция менеджера – это контроль над исполнением приказов, инструкций.
    • Коммуникативная. Руководство должно устанавливать и регулировать коммуникации как внутри организации, так и с внешним миром: со СМИ, с общественностью, с партнерами, с конкурентами.

    организационное руководство

    Виды руководства

    Менеджмент предполагает существование различных вариантов осуществления управления. В связи с этим выделяется несколько видов руководства:

    • Линейный. В этом случае руководитель учреждения, например, генеральный директор, воздействует на глав структурных подразделений, а те, в свою очередь, управляют подчиненными.
    • Функциональный. Такое руководство связано с выполнением определенных обязанностей в организации. Примером такого руководства могут стать предприятия, в которых есть должности директора по развитию, по закупкам, продажам и т.п. Каждый такой руководитель решает собственный круг задач.

    Также есть классификация, в рамках которой выделяют руководство разных уровней: низшего, среднего и высшего звена. Каждый уровень имеет свою специфику.

    руководитель учреждения

    Руководство организацией

    Успех и продуктивность предприятия во многом зависит от профессионализма менеджера. При этом он не только должен отлично разбираться в тонкостях производственного процесса, но и обладать многими личностными и психологическими качествами.

    Руководитель должен осознавать, что он – важнейшая часть своего предприятия. В связи с этим появляется термин «организационное руководство», который подразумевает осуществление деятельности по установлению должностных обязанностей членов коллектива, выработке корпоративных правил поведения, разработке стратегии развития организации.

    Естественными «продолжателями» организационного руководства являются проектный и операционный менеджмент.

    Стили руководства

    Под стилем понимается некий устойчивый образец. Руководитель с опытом вырабатывает типичный для себя способ решения повторяющихся задач. Стиль складывается из мировоззрения, личностных особенностей, темперамента. Психологи говорят, что у каждого человека есть уникальный стиль общения, но при этом есть и типичные черты. Поэтому и можно говорить о том, что существуют общие стили и методы руководства.

    Традиционно выделяют три основных стиля:

    • авторитарный,
    • демократический,
    • либеральный.

    В первом случае вся полнота власти сосредоточена в одних руках. Например, все ключевые решения принимает исключительно генеральный директор, не советуясь с подчиненными и не прислушиваясь к ним. Авторитарный руководитель часто ошибается, так как не может охватить всю полноту информации и находится во власти своих стереотипов.

    Второй стиль еще называют коллегиальный. В этом случае решения принимаются на основании совещаний и мнения большинства. По этому принципу обычно работают советы директоров, в которых один руководитель не может принять важного решения. Считается, что это самый продуктивный метод руководства.

    Третий стиль именуют также разрешительным. Руководитель в этом случае многие, если не все, решения отдает в сферу своих подчиненных. Либерал рассчитывает на совесть сотрудников, но обычно бесконтрольность приводит к халатности.

    стили и методы руководства

    Характеристики руководителя

    Руководство – это сложная деятельность, требующая большого количества знаний и умений, кроме того, она предполагает наличие у менеджера определенных качеств. Психологи говорят, что хороший руководитель должен быть ответственным. Умение принимать решения и всю полноту их последствий на себя – чрезвычайно важно для руководителя.

    Также профессиональный менеджер должен быть компетентным в той сфере, где ему приходится работать. Руководителю необходимо обладать целым комплексом эмоционально-волевых качеств, например, целеустремленность, решительность, дисциплинированность, принципиальность. Он должен быть увлечен своим делом и уметь «заразить» этим своих подчиненных.

    Важными интеллектуальными качествами руководителя являются способность к анализу и прогнозированию, наблюдательность, логика, стремление к знаниям.

    Основные проблемы менеджмента

    Управление людьми – процесс нелегкий и не всегда радостный. Только человек, далекий от менеджмента, может думать, что быть руководителем – это просто и всегда приятно. Менеджмент связан со многими проблемами как личностного, так организационного характера.

    Руководитель всегда несет ответственность за свое предприятие, за сотрудников. Он ответственен перед партнерами, обществом, своей семьей, перед собой. Такой груз сложно нести. Кроме того, к основным проблемам руководителя относят высокие риски и стрессы. Он должен побуждать, а иногда и принуждать работников хорошо выполнять свои обязанности. Это нередко приводит к конфликтам и к психологическим проблемам руководства.

    • Главная
    • ->

    • Организационная психология
    • ->

    • Вопросы к экзамену

    Понятия: организация, управление, руководство. Происхождение термина организация

    Организация (от позднелат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) определяют как:

    1) разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую программу (цель) и действующих на основе

    определенных принципов и правил;

    2) внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия

    относительно автономных частей системы, обусловленную ее строением;

    3) одну из общих функций управления, совокупность процессов и

    (или) действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (структурными элементами системы).

    Организациями традиционно называют институты, объединяющие

    людей для достижения определенных целей. Организации обладают набором следующих родовых признаков:

    1) наличие целей существования и развития, внутренней структуры,

    особой культуры;

    2) постоянное взаимодействие с внешней средой;

    3) использование человеческих, натуральных и материальных ресурсов.

    Несмотря на большое разнообразие трактовок понятия организации,

    его сущность отражают следующие признаки:

    организация – это объединение людей, выполняющих специфические функции и роли в ней;

    организация создается и существует для достижения общей цели,

    объединяющей людей для реализации определенных потребностей и интересов;

    совместная деятельность для достижения общей цели осуществ-

    ляется в различных формах взаимодействия (совместное выполнение работ, их координация, обмен информацией и т.д.). Эти формы в каждой конкретной организации зависят oт ее целей, видов деятельности, разделения труда и других факторов. Взаимодействие способствует формированию организации как единого целого, имеющего качественно новые свойства, не сводимые к сумме свойств входящих в него частей (синергетический эффект);

    организация имеет определенные границы, позволяющие ей существовать автономно от других организаций. Эти границы определяются видом деятельности, численностью работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т.д. Границы организации закрепляются в документах (устав, учредительный договор, положение).

    Комбинация вышеприведенных признаков уникальна для каждой организации и определяет ее специфику. Все эти значения вполне применимы в организационной психологии. Объектом исследований в организационной психологии являются и сама организация в целом, и организационные процессы, и организационные отношения и мн. др. Системообразующим понятием в данном контексте выступает организация как целостное явление.

    Организация как разновидность социальных систем основывается на группах людей. Согласно определению М. Мескона, для того чтобы считаться организацией, группа людей должна соответствовать следующим требованиям:

    наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;

    наличие, как минимум, одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы;

    наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

    Организации, согласно обозначенным выше требованиям, можно условно разделить на два типа:

    1) формальные – специально созданные группы людей, деятельность

    которых сознательно координируется для достижения общих целей;

    2) неформальные – группы, возникающие спонтанно, но в которых

    люди вступают во взаимодействие очень часто. Неформальные организации существуют почти во всех формальных организациях.

    Организации можно классифицировать и в зависимости от выполняемых ими функций или целей:

    производственные или экономические – производят товары, оказывают услуги, обеспечивают материальное существование общества;

    поддерживающие – ориентированы на социализацию индивидов

    для выполнения ими соответствующих ролей в организации или обществе

    (церковь, школа, здравоохранение, благотворительность);

    адаптивные – создают знания, разрабатывают и проверяют теории (обеспечивают информационную интеграцию общества);

    политические – осуществляют общую регуляцию, координацию и

    контроль ресурсов, людей, отдельных подсистем в обществе (государство,

    общественные организации).

    Некоторые организации выполняют смешанные функции.

    По количеству достигаемых целей организации так же можно разделить на два типа:

    простые, преследующие хотя бы одну общую цель, разделяемую

    и признаваемую таковой всеми ее членами;

    сложные, имеющие набор взаимосвязанных целей.

    Понятие «управление» В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.

    Управление – это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием.

    Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего?

    Управление предприятием призвано решать две основных задачи:

    1. Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность;
    2. Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.

    Управление предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние.

    Суть управления заключается в следующем:

    1. Сбор, хранение, обработка и передача информации.
    2. Разработка и принятие управленческих решений.
    3. Выработка управляющих воздействий и выдача их объекту управления.
    4. Контроль исполнения принятых решений.

    Это можно представить следующей формулой:
    У = И + Р + В + К.

    Управление равно: информация плюс решение, плюс воздействие, плюс контроль.

    Понятие «руководство» подразумевает организацию и координацию трудовой деятельности организации определенным человеком или группой людей – специалистов в данной области деятельности. Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение на предприятии новых методов и форм работы, и другое. Существует несколько стилей руководства. Основными из них являются демократичный, авторитарный и либеральный стили управления. Либеральный и демократичный стили управления во многом схожи, но либеральный предполагает совещательный подход к решению проблем, а демократичный допускает решение проблем всеми членами коллектива совместно.

    Под трудовым постом в организации понимается определенный статус, который несет в себе комплекс обязанностей и привилегий для работника. Обычно включает понятие карьерного роста – роста по иерархической лестнице на производстве в сторону увеличения статусных характеристик. Во многом возможность достижения определенного трудового поста зависит от ответственности индивида, его личностных характеристик, уровня образования.

    Вопросы управления персоналом на производстве по большей части зависят от руководителя, стиля руководства. По облику руководителя определяется представление о производстве в целом. В регулировании человеческих ресурсов особое значение имеет психологическая подготовка руководителя, умение решать конфликтные ситуации, находить выход их затруднительных ситуаций, умение управлять людьми. Этика руководителя базируется на нравственности должностного лица, его ответственности, поддержании профессиональной чести, самоидентификации с профессиональной группой. Этика руководителя проявляется в нескольких аспектах: понимании целей, задач, средств деятельности человека как руководителя, соблюдении культуры отношений и культуры поведения, соответствии личностных характеристик должности руководителя.

    Нравственно-психологические качества руководителя:

    1. терпимость к слабостям работников;
    2. приоритет личного примера в работе с подчиненными;
    3. взаимное уважение;
    4. разумное отношение к критике;
    5. поддержка инициатив работников;
    6. четкие требования и границы времени рабочего задания;
    7. адекватная оценка вклада работников в трудовой процесс.

    Основные задачи руководителя – организовать оптимальное распределение обязанностей, наладить обучение и переобучение работников, сформировать приоритеты развития организации.

  • РУКОВО́ДСТВО, -а, ср.

    1. Действие по глаг. руководить (в 1 знач.). Руководство революционной борьбой пролетариата.Людей поделили — одни под руководством Борейко занялись ремонтом орудий —, а другие со Звонаревым приступили к сборке новых. Степанов, Порт-Артур.

    2. То, чем руководствуются или следует руководствоваться. Марксистско-ленинская теория не символ веры, не собрание догматов, а руководство к действию. М. Калинин, О коммунистическом воспитании. В моем положении ничего не оставалось, как взять это изречение за руководство в своем поведении на корабле. Новиков-Прибой, Цусима.

    3. Учебник, пособие для изучения чего-л. Руководство по домоводству.На обязанности наставников семинарии должно также лежать составление учебных руководств, преимущественно для народных школ. Ушинский, Проект учительской семинарии. В русской литературе вовсе нет руководства к истории музыки, и было бы очень хорошо, если б я занялся составлением такой книги. Чайковский, Письмо Н. Ф. Мекк, 9 сент. 1880.

    4. собир. Руководители. Руководство Союза писателей. Художественное руководство театра.— Этой выставкой мы целиком обязаны — да не в обиду будет сказано нашему руководству — одной из рядовых сотрудниц. Паустовский, Телеграмма.

  • Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
    т. / РАН,
    Ин-т лингвистич.
    исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
    Полиграфресурсы,
    1999;
    (электронная версия): Фундаментальная
    электронная
    библиотека

    • Главная
    • ->

    • Организационная психология
    • ->

    • Вопросы к экзамену

    Понятия: организация, управление, руководство. Происхождение термина организация

    Организация (от позднелат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) определяют как:

    1) разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую программу (цель) и действующих на основе

    определенных принципов и правил;

    2) внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия

    относительно автономных частей системы, обусловленную ее строением;

    3) одну из общих функций управления, совокупность процессов и

    (или) действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (структурными элементами системы).

    Организациями традиционно называют институты, объединяющие

    людей для достижения определенных целей. Организации обладают набором следующих родовых признаков:

    1) наличие целей существования и развития, внутренней структуры,

    особой культуры;

    2) постоянное взаимодействие с внешней средой;

    3) использование человеческих, натуральных и материальных ресурсов.

    Несмотря на большое разнообразие трактовок понятия организации,

    его сущность отражают следующие признаки:

    организация – это объединение людей, выполняющих специфические функции и роли в ней;

    организация создается и существует для достижения общей цели,

    объединяющей людей для реализации определенных потребностей и интересов;

    совместная деятельность для достижения общей цели осуществ-

    ляется в различных формах взаимодействия (совместное выполнение работ, их координация, обмен информацией и т.д.). Эти формы в каждой конкретной организации зависят oт ее целей, видов деятельности, разделения труда и других факторов. Взаимодействие способствует формированию организации как единого целого, имеющего качественно новые свойства, не сводимые к сумме свойств входящих в него частей (синергетический эффект);

    организация имеет определенные границы, позволяющие ей существовать автономно от других организаций. Эти границы определяются видом деятельности, численностью работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т.д. Границы организации закрепляются в документах (устав, учредительный договор, положение).

    Комбинация вышеприведенных признаков уникальна для каждой организации и определяет ее специфику. Все эти значения вполне применимы в организационной психологии. Объектом исследований в организационной психологии являются и сама организация в целом, и организационные процессы, и организационные отношения и мн. др. Системообразующим понятием в данном контексте выступает организация как целостное явление.

    Организация как разновидность социальных систем основывается на группах людей. Согласно определению М. Мескона, для того чтобы считаться организацией, группа людей должна соответствовать следующим требованиям:

    наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;

    наличие, как минимум, одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы;

    наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

    Организации, согласно обозначенным выше требованиям, можно условно разделить на два типа:

    1) формальные – специально созданные группы людей, деятельность

    которых сознательно координируется для достижения общих целей;

    2) неформальные – группы, возникающие спонтанно, но в которых

    люди вступают во взаимодействие очень часто. Неформальные организации существуют почти во всех формальных организациях.

    Организации можно классифицировать и в зависимости от выполняемых ими функций или целей:

    производственные или экономические – производят товары, оказывают услуги, обеспечивают материальное существование общества;

    поддерживающие – ориентированы на социализацию индивидов

    для выполнения ими соответствующих ролей в организации или обществе

    (церковь, школа, здравоохранение, благотворительность);

    адаптивные – создают знания, разрабатывают и проверяют теории (обеспечивают информационную интеграцию общества);

    политические – осуществляют общую регуляцию, координацию и

    контроль ресурсов, людей, отдельных подсистем в обществе (государство,

    общественные организации).

    Некоторые организации выполняют смешанные функции.

    По количеству достигаемых целей организации так же можно разделить на два типа:

    простые, преследующие хотя бы одну общую цель, разделяемую

    и признаваемую таковой всеми ее членами;

    сложные, имеющие набор взаимосвязанных целей.

    Понятие «управление» В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.

    Управление – это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием.

    Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего?

    Управление предприятием призвано решать две основных задачи:

    1. Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность;
    2. Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.

    Управление предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние.

    Суть управления заключается в следующем:

    1. Сбор, хранение, обработка и передача информации.
    2. Разработка и принятие управленческих решений.
    3. Выработка управляющих воздействий и выдача их объекту управления.
    4. Контроль исполнения принятых решений.

    Это можно представить следующей формулой:
    У = И + Р + В + К.

    Управление равно: информация плюс решение, плюс воздействие, плюс контроль.

    Понятие «руководство» подразумевает организацию и координацию трудовой деятельности организации определенным человеком или группой людей – специалистов в данной области деятельности. Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение на предприятии новых методов и форм работы, и другое. Существует несколько стилей руководства. Основными из них являются демократичный, авторитарный и либеральный стили управления. Либеральный и демократичный стили управления во многом схожи, но либеральный предполагает совещательный подход к решению проблем, а демократичный допускает решение проблем всеми членами коллектива совместно.

    Под трудовым постом в организации понимается определенный статус, который несет в себе комплекс обязанностей и привилегий для работника. Обычно включает понятие карьерного роста – роста по иерархической лестнице на производстве в сторону увеличения статусных характеристик. Во многом возможность достижения определенного трудового поста зависит от ответственности индивида, его личностных характеристик, уровня образования.

    Вопросы управления персоналом на производстве по большей части зависят от руководителя, стиля руководства. По облику руководителя определяется представление о производстве в целом. В регулировании человеческих ресурсов особое значение имеет психологическая подготовка руководителя, умение решать конфликтные ситуации, находить выход их затруднительных ситуаций, умение управлять людьми. Этика руководителя базируется на нравственности должностного лица, его ответственности, поддержании профессиональной чести, самоидентификации с профессиональной группой. Этика руководителя проявляется в нескольких аспектах: понимании целей, задач, средств деятельности человека как руководителя, соблюдении культуры отношений и культуры поведения, соответствии личностных характеристик должности руководителя.

    Нравственно-психологические качества руководителя:

    1. терпимость к слабостям работников;
    2. приоритет личного примера в работе с подчиненными;
    3. взаимное уважение;
    4. разумное отношение к критике;
    5. поддержка инициатив работников;
    6. четкие требования и границы времени рабочего задания;
    7. адекватная оценка вклада работников в трудовой процесс.

    Основные задачи руководителя – организовать оптимальное распределение обязанностей, наладить обучение и переобучение работников, сформировать приоритеты развития организации.

    Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

    Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

    Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

    В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

    Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если кто-то думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.

    Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.

    Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии, практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.

    Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

    Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону – она сломается.

    Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

    В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

    Современное производство – это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.

    Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.

    В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

    1. выдача директив относительно того, что нужно сделать;
    2. налаживание сотрудничества между людьми;
    3. обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.

    Формирование целей и эффективное их достижение – основное назначение руководства.

    Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

    Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

    Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.

    Главное – понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:

    1. требования (разумные, реальные);
    2. контроль (обязательно личный);
    3. поощрения, наказания (быть справедливым);
    4. организация общественного мнения.

    Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.

    Похожие материалы в разделе Психология управления:

    • Формирование коллектива
    • Процессуальные теории мотивации
    • Понятие руководства
    • Взаимодействие формальных и неформальных групп
    • Система управления
    • Правила и нормы общения в конфликтном взаимодействии
    • Вознаграждение
    • Мотивация и компенсация труда
    • Влияние через власть
    • Деловой стиль

    РУКОВОДСТВО

    РУКОВОДСТВО

    англ. guideness/ leadership/management; нем. Fuhrung. Деятельность по определению целей и путей их достижения; стратегия развития и управления.

    Энциклопедия социологии,
    2009

    Синонимы:

    Смотреть что такое «РУКОВОДСТВО» в других словарях:

    • Руководство — см. «Высшее руководство». Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • РУКОВОДСТВО — РУКОВОДСТВО, руководства, ср. 1. только ед. Действие по гл. руководить, деятельность руководителя. «Искусство руководства есть серьезное дело.» Сталин. «Только руководство коммунистической партии обеспечило победу пролетарской революции и… …   Толковый словарь Ушакова

    • руководство — управление, заведование; учебник, инструкция, справочник, описание; начальник, руководитель, администратор, вождь, лидер, глава, шеф, заведующий, директор, патрон, управляющий, босс; авторуководство, шефмонтаж, президенство, директорство,… …   Словарь синонимов

    • Руководство — Бизнес * Банкротство * Бедность * Благополучие * Богатство * Воровство * Выгода * Деньги * Долги * Скупость * Золото * Игра * Идея * Конкуренция * Планирование * Прибыль * …   Сводная энциклопедия афоризмов

    • руководство — Обеспечивает то, чтобы политики и стратегия действительно были внедрены, и чтобы требуемые процессы выполнялись корректно. Руководство включает в себя определение ролей и ответственностей, измерение и отчётность, выполнение действий для решения… …   Справочник технического переводчика

    • Руководство — производственно практическое издание детально инструктивного характера. См. также Практическое руководство …   Издательский словарь-справочник

    • РУКОВОДСТВО — РУКОВОДСТВО, а, ср. 1. см. руководить. 2. То, чем следует руководствоваться в работе, в деятельности. Принять постановление к руководству. План р. к действию. 3. Учебное пособие по какому н. предмету, специальности. Р. по фотографии. 4. собир.… …   Толковый словарь Ожегова

    • Руководство — осуществление ответственного и квалифицированного управления в коллективе, организации, на предприятии. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

    • руководство — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? руководства, чему? руководству, (вижу) что? руководство, чем? руководством, о чём? о руководстве; мн. что? руководства, (нет) чего? руководств, чему? руководствам, (вижу) что? руководства,… …   Толковый словарь Дмитриева

    • руководство — Вопрос Как правильно: написать на брошюре «Руководство по…» или «Руководство о…»?      Слово руководство в значении «пособие, справочник, учебник» требует дат. п. с предлогом по: руководство по руководство по математике, руководство по биологии,… …   Словарь трудностей русского языка

    96

    Глава 6.

    РУКОВОДСТВО И РУКОВОДИТЕЛЬ

    1. Понятие руководства

    Руководство — это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

    Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

    Согласно положению социальной психологии, руководство — это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

    В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

    Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если ктото думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.

    Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.

    Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии,

    97

    практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.

    Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

    Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону — она сломается.

    Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

    Всфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

    Современное производство — это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.

    Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением

    кэтому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.

    Вобобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

    1)выдача директив относительно того, что нужно сделать;

    2)налаживание сотрудничества между людьми;

    98

    3)обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных

    целей.

    Формирование целей и эффективное их достижение — основное назначение руководства.

    Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

    Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

    Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.

    Главное — понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:

    1)требования (разумные, реальные);

    2)контроль (обязательно личный);

    3)поощрения, наказания (быть справедливым);

    4)организация общественного мнения.

    Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.

    2. Руководитель и его социальная роль

    2.1. Должностной статус руководителя

    Руководитель — это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную фирмой.

    Статус определяет поведение и действия руководителя в рамках должностных структур и полномочий. Он характеризует функциональную и социальную роль (модель) поведения руководителя, то есть ожидаемые

    99

    действия руководителя в различных управленческих ситуациях.

    Руководитель в системе управления занимает ключевое положение. Чем сложнее и совершеннее система управления, тем выше и жестче требования к руководителю.

    Это верно хотя бы потому, что здесь при возможной ошибке руководителя издержки системы оказываются более существенными. Справедливо считается: как порядок, так и беспорядок в фирме начинается с руководителя. Известен афоризм: «Фирма не может быть лучше, чем ее руководители».

    Определяющая роль руководителя исходит из того, что руководитель — лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения. Это тот, кто решает, что делать, как делать и несет за это ответственность.

    Роль руководителя безлична. Она возлагает на человека определенные обязанности, нормы поведения и предоставляет ему права. Но каждый человек, приняв роль, относится к ней по-своему. Поэтому качество выполнения роли — дело сугубо индивидуальное.

    Важно, чтобы каждый работник знал свои обязанности и хотел бы их выполнять полностью и вовремя. Привести деятельность каждого работника фирмы в соответствие с ее целями и интересами — такова главная задача руководителя-организатора трудового коллектива.

    Поведение руководителя должно оцениваться в зависимости от предвосхищения ожидаемых последствий и определенных действий в каждой конкретной обстановке. При этом целесообразно учитывать те факторы, которые регламентируют и регулируют поведение человека.

    Умение подчинить отношения интересам дела зависят от ролевых особенностей личности. Роль и сознание человека являются регуляторами его поведения.

    Существуют линейные и функциональные руководители. Линейные руководители возглавляют относительно обособленные

    производственные и хозяйственные подразделения (фирму, цех, отдел, бюро). Каждый из них посредством приданного ему аппарата управления координирует деятельность своих подчиненных, принимает решения, касающиеся вопросов, определяющих работу его подразделения.

    Функциональные руководители — это начальники

    100

    специализированных функциональных служб всех уровней управления (главный инженер, начальники планово-экономического отдела, отдела труда и зарплаты и т.д.). В их обязанности входит подготовка рекомендаций линейным руководителям для принятия управленческих решений. Такие руководители являются одновременно и линейными по отношению к возглавляемым ими службам.

    2.2. Общие функции руководителя

    Функция — это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта). Это система мер воздействия руководителя на подчиненных.

    Управленческие функции определяются характером деятельности руководителей, обусловленных особенностями стоящих перед коллективами задач и сложившимися условиями (обстановкой). А поскольку вариантность задач практически безгранична и условия весьма разнообразны, то перечень управленческих функций (действий), в сущности, не имеет предела.

    Однако есть функции, содержание которых является общим и непременным в деятельности любого руководителя.

    К общим функциям, которые связаны с деятельностью любого руководителя, можно отнести функции администратора, организатора, технического специалиста, общественного деятеля, воспитателя. В деятельности руководителя эти функции реализуются в столь плотной взаимосвязи, что не всегда различима их самостоятельность.

    В роли администратора руководитель использует свои полномочия для обеспечения работы коллектива в соответствии с действующими нормативными актами и предпринимает меры к тому, чтобы не допускать обезличивания в выполнении работы.

    Все это выполняется с таким расчетом, чтобы исключить безответственное поведение исполнителей и возможные нежелательные конфликты, чтобы ориентировать людей и заинтересовывать их в выполнении работы.

    Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, для целенаправленной работы

    101

    подчиненных, занятых в процессах управления и производства.

    Вэтой работе руководитель должен четко понимать цель своей деятельности, должен уметь выделять наиболее важные на данный период времени задачи, определять методы и ресурсы, требуемые для решения этих задач. Среди функций организатора следует выделить такие функции как планирование, прогнозирование, координация и взаимодействие, контроль, организация труда, принятие решений и другие функции управления.

    Исполняя функции специалиста — человека, профессионально хорошо подготовленного, обладающего знаниями и опытом в заданной конкретной сфере деятельности.

    Руководитель призван грамотно ставить задачи, компетентно анализировать и эффективно контролировать ход их реализации, проводить квалифицированный инструктаж подчиненных.

    Руководитель в силу занимаемого положения является общественным деятелем, выполняющим различные представительские функции. Он присутствует на различных совещаниях, участвует в общественных организациях, решает различные социальные вопросы.

    Врезультате получает многообразную информацию, умелое применение которой позволяет заметно влиять на производственную деятельность и моральный климат коллектива.

    Воспитательная функция руководителя — это его повседневная трудовая деятельность, которая способствует раскрытию и умножению потенциала коллектива.

    Воспитывать — это значит убеждать, активно воздействовать на сознание и чувства человека. Ведь управление — это всегда руководство людьми, и для успешного его осуществления важно, чтобы руководитель мог воздействовать на подчиненных по возможности не силой приказа, а силой убеждения.

    Таким образом, труд руководителя многофункционален и носит комплексный характер.

    Руководителю далеко не достаточно знаний в области техники, технологии и экономики. Руководитель обязан в совершенстве овладеть еще искусством управления людьми, уметь воспитывать подчиненных, решать социальные и экономические задачи, стоящие перед коллективом.

    102

    2.3. Каким быть руководителю?

    Руководителю необходимо осознать свое место в коллективе. Его задача — решать проблемы, делать дело, добиваться результата. Его работа

    выращивать здоровый и продуктивный коллектив.

    В«джентльменский» набор руководителя обязательно входит умение писать сценарий наиболее вероятного развития событий, умение предвидеть действия оппонентов, находить слабые места в защите противника, точно определять место и время контратаки. Это требует от руководителя большего, чем просто быть способным ловко решать проблемы.

    Для руководителя требуется определенный организаторский талант, а способность руководить предполагает самые разнообразные качества, которые зачастую не поддаются определению.

    Вуправленческой деятельности руководителя-профессионала должны сочетаться научный подход и спонтанное во многих проявлениях искусство общения.

    Наука вооружает руководителя знаниями закономерностей управленческой деятельности и систематизированным опытом. Она помогает ему уверенно и быстро находить рациональные приемы воздействия на подчиненных, избежать многих ошибок.

    Владеющий искусством управления руководитель широко использует эмоционально-психологические приемы и импровизацию, наделяя живыми красками в основном формальную по своей сути деятельность.

    Наука и искусство управления взаимообогащают и дополняют друг друга. Если наука предлагает методы управления, образует объективную составляющую работы руководителя, то искусство управления в решающей мере определяет своеобразие этой работы, ее стиль.

    Минимально необходимыми предпосылками пригодности человека

    для

    профессиональной

    деятельности

    руководителя

    является мотивированный интерес

    к этой деятельности и

    достаточные

    умственные способности.

    Мотивация — это обоснование желаний, стремлений человека. Если у человека есть побудительный мотив к цели или действию, то его энергия и

    103

    усилия проявляются в гораздо большей степени, чем при его отсутствии.

    Мотивы руководящей деятельности могут быть самыми различными.

    Это желание человека принять активное участие в достижении целей фирмы, в улучшении ее деятельности.

    Это стремление к получению сравнительно большей массы материальных благ, которые предоставляются лицам, занимающим ответственные должности.

    Это честолюбие и соперничество, стремление к достижению успеха и самоутверждения.

    Это потребность самовыражения через организаторскую деятельность, удовлетворенность результатами своего труда.

    Наличие умственных способностей у человека дает, при прочих равных условиях, больше оснований полагать, что он будет соответствовать своей должности.

    Это диктуется также и тем, что люди умные обычно отличаются миролюбием и снисходительностью, а глупые и невежественные воинственны, утверждают себя, не разбираясь в средствах. Кто-то сказал, что таланты надо поддерживать, а серость сама найдет себе дорогу. Но категория умственных способностей настолько сложна, что при ее оценке нетрудно впасть в заблуждение, совершенно не подозревая об этом.

    Характер взаимоотношений в сфере управления зачастую складывается так, что препятствует реальной оценке умственных способностей руководителя, мешает ему самому осознавать границы своих способностей. Человек, как правило, бывает склонен наделять себя умом не скупясь. Руководитель, изображающий из себя умного без скольконибудь весомых на то оснований, способен принести много бед. Он не может понять другого, окружает себя слабыми людьми, осторожен, бюрократ и т.д. В этом случае избыток власти становится как бы компенсатором недостающего ума. Такие люди склонны переоценивать свои способности, думая, что если они находятся в должности, то они и достаточно способны.

    Трудности выявления умственных способностей усугубляются вследствие того, что свойства ума по-настоящему проявляются только в деятельности. Применительно к руководителю — в процессе осуществления функций управления. Поэтому на стадии отбора кандидатов на должность

    Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

    Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

    Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

    В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

    Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если кто-то думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.

    Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.

    Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии, практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.

    Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

    Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону – она сломается.

    Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

    В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

    Современное производство – это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.

    Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.

    В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

    1. выдача директив относительно того, что нужно сделать;
    2. налаживание сотрудничества между людьми;
    3. обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.

    Формирование целей и эффективное их достижение – основное назначение руководства.

    Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

    Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

    Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.

    Главное – понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:

    1. требования (разумные, реальные);
    2. контроль (обязательно личный);
    3. поощрения, наказания (быть справедливым);
    4. организация общественного мнения.

    Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.

    Похожие материалы в разделе Психология управления:

    • Нравственно-психологические качества руководителя
    • Авторитет личности
    • Понятие руководства
    • Основные возможные причины отказа в приеме на работу
    • Научитесь производить впечатление
    • Ситуационный подход к теории руководства
    • Каким быть руководителю?
    • Демократический стиль руководства
    • Общие функции руководителя
    • Технология ведения деловой дискуссии

    РУКОВОДСТВО

    РУКОВОДСТВО
    — 1. Деятельность по определению основных целей и путей их достижения, стратегии развития. 2. Работа руководителя с подчиненными в непосредственном контакте по решению служебных задач. В этом смысле социологич. подход предполагает анализ руководства как особого отношения между людьми в организации. Р. выступает как отношение между разными статусами, уровнями административной структуры, имеющее под собой правовую основу и проявляющееся в виде односторонней зависимости одного работника (должности) от другого. Р. — это и отношение между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса: одной — более «общей» и др. — более «конкретной». В нем связываются, с одной стороны, функция организации, с другой — исполнения. Наконец, Р. — это также отношение между личностями, специфич. тип общения. В этом случае рассматривается его соц.-психологич. содержание — взаимное признание, влияние, стиль, интересы и т. д. Перечисленные стороны отношения руководства — подчинения не могут существовать в отрыве друг от друга, они переплетены, хотя и имеют относительную самостоятельность. Социология исследует отношение руководства — подчинения как проявление на межличностном уровне более общих отношений по управлению. Воздействие Р. на подчиненных имеет цель побуждать их к определенному трудовому поведению как в соответствии с требованиями организации, так и согласно его собственным представлениям. Возможны два основных способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредствованный, мотивирующий (через стимулы). В первом случае Р. направлено непосредственно на деятельность подчиненных, и необходимость соответствующего поведения подкрепляется санкциями за отклонение от заданного. Рез-т достигается за счет того, что для работника «потери» от возможных санкций за невыполнение требуемого превышают его «затраты» на выполнение. В своей крайней форме такое отношение руководства — подчинения выступает как принуждение, т. е. цели руководства не связываются с интересами исполнителя, противостоят им. Второй способ предполагает воздействие на мотивы и потребности работника. Побуждение к труду происходит через удовлетворение потребности личности, что выступает как компенсация за трудовой вклад. При прямом воздействии такой компенсацией служит отсутствие негативных санкций. Эффект достигается за счет «самоусиления» воздействия соответствующей мотиваций индивида. Лит.: Руководитель коллектива. М., 1976; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983; Омаров A.M. Руководитель. М., 1983; Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993. А.И. Пригожин.

    Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М.
    .
    1999.

    Синонимы:

    Полезное

    Смотреть что такое «РУКОВОДСТВО» в других словарях:

    • Руководство — см. «Высшее руководство». Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • РУКОВОДСТВО — РУКОВОДСТВО, руководства, ср. 1. только ед. Действие по гл. руководить, деятельность руководителя. «Искусство руководства есть серьезное дело.» Сталин. «Только руководство коммунистической партии обеспечило победу пролетарской революции и… …   Толковый словарь Ушакова

    • руководство — управление, заведование; учебник, инструкция, справочник, описание; начальник, руководитель, администратор, вождь, лидер, глава, шеф, заведующий, директор, патрон, управляющий, босс; авторуководство, шефмонтаж, президенство, директорство,… …   Словарь синонимов

    • Руководство — Бизнес * Банкротство * Бедность * Благополучие * Богатство * Воровство * Выгода * Деньги * Долги * Скупость * Золото * Игра * Идея * Конкуренция * Планирование * Прибыль * …   Сводная энциклопедия афоризмов

    • руководство — Обеспечивает то, чтобы политики и стратегия действительно были внедрены, и чтобы требуемые процессы выполнялись корректно. Руководство включает в себя определение ролей и ответственностей, измерение и отчётность, выполнение действий для решения… …   Справочник технического переводчика

    • Руководство — производственно практическое издание детально инструктивного характера. См. также Практическое руководство …   Издательский словарь-справочник

    • РУКОВОДСТВО — РУКОВОДСТВО, а, ср. 1. см. руководить. 2. То, чем следует руководствоваться в работе, в деятельности. Принять постановление к руководству. План р. к действию. 3. Учебное пособие по какому н. предмету, специальности. Р. по фотографии. 4. собир.… …   Толковый словарь Ожегова

    • РУКОВОДСТВО — англ. guideness/ leadership/management; нем. Fuhrung. Деятельность по определению целей и путей их достижения; стратегия развития и управления. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

    • Руководство — осуществление ответственного и квалифицированного управления в коллективе, организации, на предприятии. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

    • руководство — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? руководства, чему? руководству, (вижу) что? руководство, чем? руководством, о чём? о руководстве; мн. что? руководства, (нет) чего? руководств, чему? руководствам, (вижу) что? руководства,… …   Толковый словарь Дмитриева

    • руководство — Вопрос Как правильно: написать на брошюре «Руководство по…» или «Руководство о…»?      Слово руководство в значении «пособие, справочник, учебник» требует дат. п. с предлогом по: руководство по руководство по математике, руководство по биологии,… …   Словарь трудностей русского языка

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Санг енг истана руководство по ремонту
  • Лекарство для печени урсофальк инструкция по применению
  • Лицо осуществляющее управленческую функцию руководство называется
  • Анандин для кроликов инструкция по применению
  • Как подарить квартиру несовершеннолетней дочери пошаговая инструкция