Руководство это в административном праве

В основе административного права лежит управление. Сам термин «административный» происходит от латинского «administratio» — «управление, руководство». Причем под управлением подразумевается государственное управление, направленное на реализацию публичных правовых интересов большинства граждан средствами в первую очередь исполнительной власти. В связи с этим, прежде чем перейти к изучению основных аспектов и норм административного права, следует проанализировать сущность таких понятий, как «управление», «государственное управление» и «исполнительная власть».

Управление представляет собой целенаправленный и постоянный процесс воздействия людей на собственную общественную жизнедеятельность, осуществляемый как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, общественные объединения и пр.)

Процесс управления является неотъемлемой частью человеческого общества, развитию человечества с древности было свойственное определенное стремление к упорядоченности (в том числе к упорядоченности и организации общественных отношений), выражением которого можно считать образование государства.
К основным признакам управления относятся:

а) системность и направленность на достижение упорядоченности;

б) организующий и регулирующий характер;

в) наличие иерархии (подчиненности низших звеньев управления высшим; «принцип «начальник – подчиненный»);

г) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления;

д) властный характер (подчинение объектов управления воле субъекта управления).

Функциями управления, по мнению Г.В. Атаманчука, являются организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль.
Д.Н. Бахрах дает более обширный перечень таких функций, относя к ним:

1) сбор и обработку (анализ) социальной информации;

2) прогнозирование (научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и достижений науки);

3) планирование (определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств достижения этих целей);

4) организацию (формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, организаций, подбор и расстановка кадров и т.д.);

5) регулирование или распорядительство (установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и др.);

6) координацию и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;

7) контроль и учет, состоящие в том, чтобы установить, соответствует или не соответствует фактическое состояние объекта управления заданному состоянию.

Выделяют следующие виды управления:

1) механическое управление (управление техникой);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Первые два вида управления изучаются техническими науками и науками естественного цикла, нас же интересует социальное управление — управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, поведением людей и их коллективами.

В.С. Четвериков выделяет следующие признаки (черты) социального управления:

1) сознательный (волевой) характер воздействия субъекта управления на объекты управления. Он реализуется в актах управления – проявлении воли (приказах, распоряжениях и т.п.) субъекта управления (начальника) в отношении объектов управления (подчиненных);

2) целенаправленность воздействия – наличие конкретной цели у любого акта управления (целей урегулирования общественных отношений, совершенствования их правового регулирования и т.п.);

3) наличие в системе управления трех элементов – субъекта управления (начальника), объектов управления (подчиненных) и прямых связей между ними (в виде приказов, команд, указаний и т.п.);

4) правовая регламентация целей, задач и функций в процессе организации управления – требование закрепления целей деятельности, функций, полномочий субъектов управления в форме юридических норм в административно-правовых нормативных актах.

Виды социального управления:

1) государственное (в области организации и функционирования государства, исполнительной власти);

2) местное (муниципальное; в области местного самоуправления);

3) общественное (в общественных объединениях и некоммерческих организациях; через СМИ, политические партии, профессиональные союзы и т.п.);

4) коммерческое (в коммерческих организациях).

Государственное управление: понятие, основные черты

Наиболее упорядоченной разновидностью социального управления является государственное, оно же составляет предмет административного права. Традиционно государственное управление рассматривают в узком и широком смыслах.

Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти, как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов

Государственное управление в широком понимании, как указывает Ю.Н. Старилов, — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность исполнительных органов, представительных органов, прокуратуры, судов и др.), его организующее воздействие на общественные отношения.

А.П. Алехин и А.А. Кармолицкий при изучении государственного управления в широком понимании выделяют три варианта такой трактовки:

1) государственное управление как вид социального управления, субъектом которого выступает государство в целом;

2) государственное управление как целенаправленное организующее воздействие государства в лице всех его органов на развитие общества;

3) государственное управление как организующая деятельность государства, содержанием которой не охватывается непосредственное выполнение конституционных функций законотворчества, отправление правосудия, прокурорского надзора. Этот вариант подразумевает под государственным управлением деятельность Президента РФ, представительных (законодательных), судебных органов, прокуратуры, а также органов исполнительной власти и других государственных органов.

Таким образом, основными чертами государственного управления в широком смысле являются:

1) государственное управление — это деятельность всех государственных органов;

2) государственное управление — это деятельность публичная, имеющая государственно-властный характер;

3) по своему содержанию государственное управление — это деятельность, направленная на реализацию функций государства.

Государственное управление в узком понимании, по мнению Ю.Н. Старилова, — это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти, как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов. В административном праве, как правило, термин «государственное управление» рассматривается именно в узком понимании.

А.П. Алехин и А.А. Кармолицкий определяют государственное управление в узком смысле как организующую деятельность органов исполнительной власти и других исполнительных государственных органов – Президента РФ, Правительства РФ, министерств и иные федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ.
Основными чертами государственного управления в узком смысле можно считать следующие:

1) государственное управление — это деятельность государственных органов исполнительно-распорядительного характера;

2) государственное управление — это деятельность подзаконная и государственно-властная;

3) по своему содержанию государственное управление — это деятельность организующая, направленная на практическое исполнение законов;

4) государственное управление — это деятельность специально выделенных органов государства — органов государственного управления.

Н.М. Конин также отмечает некоторые особенности государственного управления в его узком понимании, в частности:

1) масштабность и всеобщность государственного управления (оно распространяется как на принадлежащие государству объекты, так и на негосударственные коммерческие и некоммерческие организации);

2) непрерывность, постоянство и планомерность исполнительно-распорядительной деятельности;

3) законность (правомерность) государственного управления (оно опирается на положения и требования федеральных законов и законодательных актов субъектов РФ);

4) наличие вертикальных (субординационных, иерархичных, основанных на подчинении) и горизонтальных (основанных на равноправии субъектов) связей и отношений.

На сегодняшний день в науке административного права государственное управление в широком понимании определяют как собственно «государственное управление» (властное упорядочивающее воздействие государства на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу), а в узком понимании – как «государственно-административное управление» (управление делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть ее органов и должностных лиц).

Исполнительная власть: понятие, признаки и субъекты

Исполнительная власть представляет собой систему органов государственной власти, обладающих совокупностью управленческих полномочий

Государственное управление призваны осуществлять органы исполнительной власти. Исполнительная власть в привычном понимании — это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, выраженная в системе органов исполнительной власти, предназначенных для исполнения законов предусмотренными законодательством методами. Однако следует отметить, что в теории административного права России не сформировалось единого понимания исполнительной власти. Принципиально важным является вопрос ее соотношения с государственным управлением. В этом контексте сформировалось две основных теории:

1) исполнительная власть производна от государственного управления вплоть до полной тождественности.

В данном контексте исполнительная власть представляет собой систему органов государственной власти, обладающих совокупностью управленческих полномочий.
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. термин «исполнительная власть» фактически заменил собой термины «государственное управление» и «орган государственного управления», органы государственного управления разных уровней стали именоваться органами исполнительной власти. Сторонником отождествления государственного управления и исполнительной власти можно считать Д.Н. Бахраха, который определяет исполнительную власть как право и возможность субъектов управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать властные акты, осуществлять организаторскую работу. Г.Б. Романовский также понимает исполнительную власть как возможность особой системы государственных органов на основе законов подчинять своей воле путем издания практических административных распоряжений;

2) государственное управление не тождественно исполнительной власти.

Государственное управление действительно направлено на практическую реализацию исполнительной власти, а все субъекты исполнительной власти являются звеньями системы государственного управления. Однако не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти, поэтому отождествлять государственное управление и исполнительную власть нельзя. Государственное управление осуществляется в определенных пределах и органами других ветвей власти единой государственной власти. Поэтому Ю.А. Дмитриев справедливо отмечал, что указанные две категории являются разноуровневыми, разнопорядковыми, и сравнивать их нельзя.

К признакам исполнительной власти можно отнести следующие:

1) ее самостоятельность и независимость;

2) организующий и универсальный характер во времени и пространстве (осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы);

3) вторичность, подчиненное положение, зависимость от высшей власти;

4) структурированность;

5) наличие в ее непосредственном ведении огромных ресурсов (правовых, информационных, экономических, технических и пр.), в том числе вооруженных сил (полиции, органов госбезопасности и пр.);

6) возможность использовать средства принуждения;

7) легитимность и легальность (существование на законных основаниях).

Наконец, следует указать субъекты исполнительной власти в Российской Федерации, т.е. элементы структуры государственной власти, обладающие полномочиями органов исполнительной власти того или иного масштаба. К таковым принято относить:

1) Российскую Федерацию в целом (государство);

2) равноправные субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа);

3) Президента РФ (формально по Конституции РФ он не относится ни к одной из ветвей власти);

4) Правительство РФ;

5) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);

6) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

7) глав исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций);

8) правительства и администрации субъектов РФ;

9) иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Подробная характеристика правового статуса и полномочий данных субъектов содержится в Разделах II и III.

Нормативные акты и литература

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Административное право России : учебник для юридических вузов и факультетов / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий ; отв. ред. А. П. Алехин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Зерцало. – Ч. 1. – 2009. – 500 с.

3. Административное право : учеб. для юрид. вузов / Ю. А. Дмитриев, А. А. Евтеева, С. М. Петров. – М. : ЭКСМО, 2005. – 1007 с.

4. Административное право России : учебник / Д. Н. Бахрах. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Эксмо, 2011. – 622 с.

5. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления : курс лекций / Г. В. Атаманчук . – 2-е изд., доп. – М.: Омега-Л, 2004. – 573 с.

6. Братановский, С. Н. Административное право : учебник. Особенная часть / С. Н. Братановский. – Москва : Директ-Медиа, 2013. – 502 с.

7. Герасимов, И. Г. «Государственное управление» на современном этапе / И. Г. Герасимов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 2. – С. 15-19.

8. Конин, Н. М. К вопросу о понятии и содержании государственного управления / Н. М. Конин // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2012. – № 2 (85). – С. 159-163.

9. Романовский, Г. Б. Административное право Российской Федерации / Г. Б. Романовский. – Архангельск, 2011. – 622 с.

10. Россинский, Б. В. Административное право: учебник для вузов / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов – М. : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА – М, 2015. – 566 с.

11. Четвериков, В. С. Административное право Российской Федерации : учеб. пособие / В. С. Четвериков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. – 415 с.

Понятие
«администрация» произошло от латинского
слова «управление».

Управление
– действия распорядительного характера,
направленные на функционирование сложно
организованных систем, призванные
обеспечить их сохранность, поддержать
режим деятельности.

Выделяют
объект, субъект и содержание управления.

Объект
управления – различные системы и их
составляющие (люди, явления, события и
т. д.).

Субъекты
управления – это всегда люди. Выделяют
две группы субъектов управления:

1) единоличные;

2) коллегиальные
(группы людей). Содержание управления
– правоотношения, возникающие в ходе
управленческой деятельности, включающие
в себя воздействие на объекты путем
согласования, направления различных
действий, процессов субъектом управления
путем применения соответствующих
методов и механизмов.

Выделяют
три вида управления: техническое,
биологическое, социальное:

1) техническое
– управление объектами на основе
технических правил (физических,
математических), например управление
станками, сложными машинами и т. д.;

2) биологическое
– управление биологическими процессами
с учетом законов природы, закономерностей
развития тех или иных организмов
(птицеводство, селекция, животноводство
и т. д.);

3) социальное
– управление людьми. В данном случае в
качестве объекта управления могут
выступать как группы людей (трудовой
коллектив, учащиеся и т. д.), так и
отдельные люди. Самым сложным по своей
структуре является управление
государством, которое в широком смысле
представляет собой объединение групп
людей (трудовых коллективов, общественных
объединений, наций и т. д.). Именно
социальное управление является основной
составляющей в содержании управления
в целом. Особенностями социального
управления являются:

а) объект
– это всегда человек или группа людей;

б) возникающие
в ходе социального управления отношения
носят организованный, правовой характер;

в) социальное
управление имеет властно-волевой
характер, т. е. осуществляется на
основе приоритета воли субъектов
управления, закрепления за ними особых
прав;

г) специальный
субъект управления – органы власти или
иное уполномоченное лицо.

Виды
управления:

– государственное;

– коллективное
– регулирование на уровне коллектива;

– семейное.

Государственное
управление – вид социального управления,
с функционированием которого связано
формирование специальной отрасли права
– административного права. Основной
сферой применения норм административного
права является именно государственное
управление.

Государственное
управление – это организующее воздействие
всего государственного аппарата на
предельно широкий спектр общественных
отношений всеми доступными для государства
способами.

Также
выделяют подвиды социального управления:

1) семейное
социальное – осуществляемое внутри
семьи;

2) общественное
социальное – руководство отдельными
организованными группами людей
(политическими партиями, религиозными
организациями и т. д.);

3) муниципальное
– управление на местном уровне;

4) государственное
социальное.

3. Исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности

Понятие
«государственное управление» и его
место в государственном механизме
определяется следующими признаками:

1) государственное
управление – это деятельность органов
государственной власти по регулированию
общественных отношений с целью придания
им организованной правовой формы;

2) государственное
управление – это одновременно форма
осуществления одной из ветвей
государственной власти – исполнительной,
заключающейся в деятельности вполне
определенных органов государства
(исполнительных органов) по его управлению.
Особенности государственного управления:

1) государственное
управление имеет ярко выраженный
правовой характер, направлено на
реализацию законов и подзаконных актов;

2) государственное
управление осуществляется непрерывно;

3) государственное
управление имеет свою структуру,
включающую в себя: объект государственного
управления (различные системы, люди,
предметы, явления и т. д.), субъект
(органы исполнительной власти), сферы
государственного управления, процесс
государственного управления (функции,
формы, методы управления);

4) государственное
управление – подзаконная деятельность,
осуществляемая «на основе и во исполнение
закона», она вторична по отношению к
законодательной власти.

Государственная
власть – это разновидность общественной
власти, осуществляемая непосредственно
государством либо делегируемая им
другим субъектам.

В
соответствии со ст.10 Конституции РФ
государственная власть в РФ делится:
1) на законодательную; 2) исполнительную;
3) судебную.

Исполнительная
власть – ветвь государственной власти,
представленная системой органов
исполнительной власти, осуществляющих
государственное управление делами
общества, обеспечивая его поступательное
развитие на основе законодательства
РФ и самостоятельной реализации
полномочий исполнительно-распорядительного
характера.

Государственное
управление включает в себя исполнительную
ветвь власти и имеет ряд особенных черт:

1) являясь
самостоятельной ветвью власти, тесно
взаимодействует с законодательной и
судебной;

2) основная
задача исполнительной власти – реализация
законов и иных нормативных актов;

3) специальные
субъекты – органы исполнительной власти
РФ, круг и полномочия которых закреплены
законодательно;

4) данная
ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный
характер. По отношению к вышестоящему
тот или иной орган или должностное лицо
является исполнительным, по отношению
к нижестоящему– распорядительным, по
этому принципу строится вертикаль
исполнительной власти. Государственное
управление – вид социального управления,
с функционированием которого связано
формирование специальной отрасли права
– административного права. Основной
сферой применения норм административного
права является именно государственное
управление.

Государственное
управление – это организующее воздействие
всего государственного аппарата на
предельно широкий спектр общественных
отношений всеми доступными для государства
способами.

Признаки
государственного управления:

– территориальность
– признак правомерности управленческого
воздействия на определенную территорию
или связи с ней;

– применение
принуждения – возможность применения
принуждения, в том числе насилия, по
отношению к управляемым объектам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Во многих странах именуется управленческим правом.

В дореволюционной России данная отрасль права именовалась также полицейским правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления».[1]

Содержание

  • 1 Предмет административного права
  • 2 Классификация административно-правовых отношений
  • 3 Метод административного права
  • 4 Функции административного права
  • 5 Источники административного права
  • 6 Система административного права
  • 7 Административное право различных государств
    • 7.1 Административное право России
    • 7.2 Административное право Белоруссии
  • 8 Примечания
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Нормативная литература
    • 10.2 Научная литература

[править] Предмет административного права

Административное право — отрасль права, урегулирующая общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления (управленческие правоотношения). Они и составляют предмет административного права.

В управленческих правоотношениях в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически-властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.

Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами свойственными для них средствами (методами). В её рамках осуществляется деятельность различных по характеру органов государственного управления (не все из которых являются непосредственными субъектами исполнительной власти, хотя, несомненно, относятся к числу исполнительных органов, например: отраслевые департаменты министерств, администрация государственных корпораций, холдингов и концернов), а также должностных лиц. Кроме субъектов исполнительной власти, руководство некоторыми из этих процессов является функцией субъектов законодательной (представительной) власти, а также исполнительных органов системы местного самоуправления.

[править] Классификация административно-правовых отношений

В зависимости от субъектов административных отношений:

  • Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами
  • Различными органами неподчинёнными друг другу.
  • Отношения между государственными и негосударственными органами.
  • Органами государственного управления и гражданами

В зависимости от характера отношений:

  • Отношения связанные с непосредственным управлением.
  • Отношения не связанные с непосредственным управлением.

По областям деятельности:

  • В сфере управления народным хозяйством.
  • В сфере социально-культурного строительства.
  • В сфере административно-политического строительства.

[править] Метод административного права

Метод административного права — это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

Считается, что в административном праве используются три юридических возможности:

  • Предписание — возложение обязанности совершить активные положительные действия в пользу государства или третьих лиц;
  • Запрет — возложение обязанности воздержаться от определенных действий;
  • Дозволение — предоставление права на совершение активных положительных действий в своих интересах.

[править] Функции административного права

К основным функциям административного права традиционно относятся:

  • Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти;
  • Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;
  • Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права;
  • Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;
  • Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

[править] Источники административного права

Источниками административного права являются внешние формы выражения административно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).

Источники административного права классифицируют на:

  • Межгосударственные соглашения
  • Законодательные акты (конституция, законы)
  • Подзаконные акты (указы, акты правительств, ведомств)
  • Акты руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов)

А также по административно-территориальному уровню на:

  • Федеральные акты
  • Акты субъектов федерации
  • Акты местного самоуправления

[править] Система административного права

Система административного права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права:

  • Общая часть
    • предмет
    • формы и методы
    • субъекты административного права
    • ответственность по административному праву
    • административный процесс
  • Особенная часть
    • экономическая сфера
    • социально-культурная сфера

[править] Административное право различных государств

[править] Административное право России

В доктрине российского административного права основным событием смены советского строя на современный видится переход в главном вопросе о предмете административного права от концепции «государственного управления» к концепции «исполнительной власти» [источник?].

Отход от концепций государственного руководства обществом означает переход к общественно-служебной концепции административного (публичного) права.

В смежной с административным материальным правом области административного судопроизводства просматривается обновление концепции административного права в доктрине и в законодательстве. Публичная администрация признана стороной спора, а не абсолютно-властной стороной; стороной спора признаётся уже не конкретный чиновник, а орган публичной власти. Более того, на публичную администрацию возложено законом бремя доказывания правомерности своих актов. Административные споры рассматриваются в России судами, а не особыми присутствиями самой администрации. Не обязательно досудебное обжалование административных актов по подчинённости. У судов имеется возможность не просто признать незаконный акт администрации таковым, но и сразу же восстановить нарушенные материальные права, например, обязать возвратить удерживаемую переплату налога, не прибегая для этого к формальному самостоятельному рассмотрению вопроса; тем самым признаётся, что публичное управление не сводится к распорядительным действиям самим по себе, а может касаться конкретных материальных прав, которые затрагиваются именно в публично-правовом, административно-правовом отношении.

В другой смежной области, в вопросе об административных правонарушениях (в некоторых странах, регулируемых уголовным правом, но в России, напротив, рассматриваемых как один из основных институтов административного права), в качестве общего правила сохраняется инквизиционный подход к рассмотрению дел.

[править] Административное право Белоруссии

[править] Примечания

  1. Дерюжинский В. Ф. Полицейское право. Пособие для студентов. СПб., 1903

[править] См. также

  • Конституционное право
  • Императивный метод
  • Административная ответственность
  • Административное правонарушение

[править] Ссылки

[править] Нормативная литература

  • Кодекс РФ об Административных Правонарушениях
  • Кодекс Украины об Административных Правонарушениях
  • Нормативные документы по административному праву

[править] Научная литература

  • Административное право и процесс: Полный курс — Тихомиров Ю.А., Москва, 2001
  • Административное право: Учебник — Козлов Ю.М., Москва, 1999
  • Административное право — Попов Л.Л., Москва, 2005
  • Л.-П.-Ф. Кабанту. «Répétitions écrites sur le droit administratif» (1 изд., 1854, 6 изд., 1881).
  • Дерюжинский В. Ф. Полицейское право. Пособие для студентов. СПБ., 1903
  • Иваньков А.Е. Административное право: Учебный минимум Москва Юриспруденция 2005

п·о·р

Право

Теория права Правопонимание · Правосознание · Правотворчество · Правореализация · Правоотношение
Правовое государство · Правопорядок · Законность · Правонарушение · Юридическая ответственность
Юридический факт · Юридические права и обязанности · Права и свободы человека и гражданина
Учения о праве Теория государства и права · Энциклопедия права
История государства и права · История правовых и политических учений · Философия права · Социология права
Система права Правовая норма · Источники права · Договор · Закон
Материальное право и процессуальное право · Частное и публичное право
Отрасли права Конституционное право · Административное право · Муниципальное право
Гражданское право · Гражданское процессуальное право · Арбитражно-процессуальное право
Уголовное право · Уголовно-процессуальное право · Уголовно-исполнительное право
Семейное право · Трудовое право · Финансовое право · Земельное право · Экологическое право
Правовые дисциплины Налоговое право · Банковское право · Предпринимательское право · Коммерческое право
Юридическая этика · Юридическая психология
Криминология · Криминалистика · Судебная медицина · Судебная психиатрия
Правовые системы Сравнительное правоведение · Римское право · Обычное право
Романо-германская правовая семья · Англо-саксонская правовая семья · Скандинавская правовая система
Религиозная правовая семья: исламское право и иудейское право
Международное право Международное публичное право · Международное частное право · Наднациональное право
Юриспруденция Законодательство · Юридическая техника · Толкование права · Правосудие · Правоохранительные органы
Адвокатура · Юридическое образование · Известные юристы · Правовая культура
Категория · Портал · Проект

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Производственная инструкция по ремонту запорной арматуры
  • Диспорт инструкция по применению в неврологии
  • Garmin striker plus 4 инструкция на русском скачать бесплатно
  • Руководство по эксплуатации рено каптур 2021
  • Ремонт ваз 2103 руководство по ремонту