Руководство это источник или литература

В чем разница между источниками и литературой, есть ли отличия

На чтение 2 мин Просмотров 1.3к. Опубликовано

Для тех, кто занимается научной деятельностью, важно понимать, какая разница существует между такими терминами, как «источники» и «литература». На первый взгляд, понятия кажутся похожими. На практике это разные понятия, требующие дополнительных пояснений. Студентам, выполняющим курсовые, следует разграничивать обозначения, чтобы правильно и грамотно составлять работу.

Сравнение терминов

Для написания курсовых применяют три основных вида информации. Чтобы получить хорошие отзывы, студентам рекомендуют полноценно использовать все три формы.

Источниками информации внутри письменной работы называют информационные ресурсы, которые могут быть представлены в разных вариантах. К этой категории подходят как письменные варианты, так и вещественные доказательства. Научные руководители считают, что более емко описывает эту форму термин «первоисточник». Это значит, что автор использовал этот вид информации как базу. Для получения выводов данные были обработаны и проанализированы.

источниками и литературой

Что касается списка использованных книг, то здесь речь идет о том, какие опубликованные исследования использовались студентом, чтобы подкрепить полученные знания о предмете исследования. Здесь следует понимать тонкую грань между понятиями. Например, базой для сбора информации служит документ, датированный древними веками. Когда учащийся изучил оригинал в библиотеке или архиве, привел доказательства и сделал выводы, то речь идет об источнике. Если человек прочитал о документе в книге, то предоставляет информацию как данные об используемой литературе.

Считается, что курсовая представляет собой самостоятельное исследование, где берется дополнительный материал, полученный в ходе проводимой работы. От студента требуется правильное и грамотное оформление работы, внутри которой он хорошо понимает разницу между терминами, которыми оперирует.

Почему эти термины нельзя путать в работе

Как уже говорилось выше, не все источники – это литература. Этим видом данных выступают видео- или аудиоматериалы, дополнительные ресурсы.  Другими словами, имеется в виду все, что дает пищу для размышлений над заданной темой. А литература выступает в роли вспомогательного материала, который используется дополнительно.

Помимо этого, значение имеет тип оформления. Список книг размещают в конце, с учетом обязательных правил оформления. Об источниках сообщают по мере составления курсовой.

 источниками и литературой фото

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

При выполнении письменных работ не стоит забывать о грамотном составлении перечня использованных источников и литературы. Этот раздел, следующий после изложения основного материала, преподаватели просматривают очень тщательно. Однако не всем студентам понятно, чем отличаются источники от литературы. Попытаемся это выяснить.

Содержание статьи

  • Почему так важно правильно составить список
  • Сравнение

Почему так важно правильно составить список

Над заключительными штрихами придется немало потрудиться. Почему к написанию указанного перечня необходимо относиться очень ответственно? Во-первых, он дает представление о самом объеме изученного материала. Во-вторых, преподаватель проверяет, есть ли в списке знакомые авторы и авторитетными ли являются источники и литература. В третьих, этот раздел показывает, насколько добросовестно отнесся автор к оформлению своего труда.

к содержанию ↑

Сравнение

Упомянутый список составляется по определенным правилам. Однако вернемся к вопросу про отличие источников от литературы. Здесь стоит заметить, что в широком смысле любой материал, который был использован при написании работы, можно назвать информационным источником.

Но если необходимо выполнить разграничение, то в группу «источники» следует отнести все, что не является литературой. Это, например, некоторые архивные материалы, официальные документы, фотографии (старинные или выполненные собственноручно), видеозаписи, художественные репродукции, оставленные отзывы на выставках, интервью, личные дневники и прочее.

Все данные об использованных материалах фиксируются в списке согласно требованиям. Если, скажем, актуальные сведения содержались в телевизионной передаче, то следует указать точное время ее трансляции и соответствующий канал. К источникам иногда также относят страницы веб-сайтов. В других случаях их выделяют в отдельную категорию «Ресурсы Интернета».

Рассматривая, в чем разница между источниками и литературой, остановимся и на материалах второго вида. Что следует относить к литературе? Это энциклопедии, учебные пособия, труды из разряда монографий, журнальные статьи на исследуемую тему, хрестоматии, сборники, где авторы излагают свои мысли.

Стоит учитывать, что литературные материалы остаются таковыми независимо от того, на каких носителях они размещены. Информацию этого типа могут содержать не только книги или иные печатные издания, но и флеш-карты, компакт-диски, магнитные ленты и другие подобные объекты.

Чем отличаются источники от литературы

При выполнении письменных работ не стоит забывать о грамотном составлении перечня использованных источников и литературы. Этот раздел, следующий после изложения основного материала, преподаватели просматривают очень тщательно. Однако не всем студентам понятно, чем отличаются источники от литературы. Попытаемся это выяснить.

  • Почему так важно правильно составить список
  • Сравнение

Почему так важно правильно составить список

Над заключительными штрихами придется немало потрудиться. Почему к написанию указанного перечня необходимо относиться очень ответственно? Во-первых, он дает представление о самом объеме изученного материала. Во-вторых, преподаватель проверяет, есть ли в списке знакомые авторы и авторитетными ли являются источники и литература. В третьих, этот раздел показывает, насколько добросовестно отнесся автор к оформлению своего труда.

к содержанию ↑

Сравнение

Упомянутый список составляется по определенным правилам. Однако вернемся к вопросу про отличие источников от литературы. Здесь стоит заметить, что в широком смысле любой материал, который был использован при написании работы, можно назвать информационным источником.

Но если необходимо выполнить разграничение, то в группу «источники» следует отнести все, что не является литературой. Это, например, некоторые архивные материалы, официальные документы, фотографии (старинные или выполненные собственноручно), видеозаписи, художественные репродукции, оставленные отзывы на выставках, интервью, личные дневники и прочее.

Все данные об использованных материалах фиксируются в списке согласно требованиям. Если, скажем, актуальные сведения содержались в телевизионной передаче, то следует указать точное время ее трансляции и соответствующий канал. К источникам иногда также относят страницы веб-сайтов. В других случаях их выделяют в отдельную категорию «Ресурсы Интернета».

Рассматривая, в чем разница между источниками и литературой, остановимся и на материалах второго вида. Что следует относить к литературе? Это энциклопедии, учебные пособия, труды из разряда монографий, журнальные статьи на исследуемую тему, хрестоматии, сборники, где авторы излагают свои мысли.

Стоит учитывать, что литературные материалы остаются таковыми независимо от того, на каких носителях они размещены. Информацию этого типа могут содержать не только книги или иные печатные издания, но и флеш-карты, компакт-диски, магнитные ленты и другие подобные объекты.

thedifference.ru

Урок 5. Источники и литература

В чём разница между источниками и литературой

Научный аппарат академической работы составляют два типа научных документов: один тип представляют собой источники информации об объекте исследования, другой – научная литература. Достаточно часто студенты не могут уловить разницу между источниками и литературой.

Между тем, эта разница достаточно очевидна. Источник информации – нечто, содержащее первичную (эмпирическую) информацию о Вашем объекте исследования. К литературе относят исследования, в которых эта информация изложена, переосмыслена.

Иногда студенты, считающие, что они поняли разницу между понятиями «источники» и «литература», начинают чрезмерно упрощать это и делают акцент не на сути, а на форме. Они, например, могут утверждать, что статьи из газет – это источники, а из научных журналов и иных научных изданий – литература.

Такое упрощение некорректно. Всё зависит от специфики исследования. Обычно в исследовании международных отношений статьи из общественно-политических изданий, действительно, относят к источникам (так как они содержат первичную информацию о событиях и точках зрения на них), а статьи из научных изданий – к литературе (так как они являются результатом обработки этой информации исследователями). Однако могут быть и исключения.

Например, однажды в диссертационном совете СПбГУ защищалась диссертация, тема которой звучала так: «Роль внешнеполитических факторов в формировании научных представлений об американской культуре в Великобритании и Германии». Что могло быть использовано в качестве источников информации о научных представлениях об американской культуре в Великобритании и Германии, если не монографии, диссертации и научные статьи британских и немецких исследователей-американистов? Именно они – научные работы – были основой корпуса источников этой диссертации. Историографические же работы, а также рецензии на эти монографии и статьи для данной диссертации были литературой.

Это вызвало вопросы на защите. Ведь традиционно в списке источников политологической работы можно увидеть политические документы, нормативно-правовые акты, статьи в прессе, интервью и т. п. Монографии же всегда относят к литературе. Один из членов диссертационного совета обратил внимание на то, что наличие монографий в списке источников вызывает недоумение. Но соискателю удалось отстоять свою точку зрения.

velib.com

Чем отличаются источники от литературы |

При выполнении письменных работ не стоит забывать о грамотном составлении перечня использованных источников и литературы. Этот раздел, следующий после изложения основного материала, преподаватели просматривают очень тщательно. Однако не всем студентам понятно, чем отличаются источники от литературы. Попытаемся это выяснить.

Над заключительными штрихами придется немало потрудиться. Почему к написанию указанного перечня необходимо относиться очень ответственно? Во-первых, он дает представление о самом объеме изученного материала. Во-вторых, преподаватель проверяет, есть ли в списке знакомые авторы и авторитетными ли являются источники и литература. В третьих, этот раздел показывает, насколько добросовестно отнесся автор к оформлению своего труда.

Упомянутый список составляется по определенным правилам. Однако вернемся к вопросу про отличие источников от литературы. Здесь стоит заметить, что в широком смысле любой материал, который был использован при написании работы, можно назвать информационным источником.

Но если необходимо выполнить разграничение, то в группу «источники» следует отнести все, что не является литературой. Это, например, некоторые архивные материалы, официальные документы, фотографии (старинные или выполненные собственноручно), видеозаписи, художественные репродукции, оставленные отзывы на выставках, интервью, личные дневники и прочее.

Все данные об использованных материалах фиксируются в списке согласно требованиям. Если, скажем, актуальные сведения содержались в телевизионной передаче, то следует указать точное время ее трансляции и соответствующий канал. К источникам иногда также относят страницы веб-сайтов. В других случаях их выделяют в отдельную категорию «Ресурсы Интернета».

Рассматривая, в чем разница между источниками и литературой, остановимся и на материалах второго вида. Что следует относить к литературе? Это энциклопедии, учебные пособия, труды из разряда монографий, журнальные статьи на исследуемую тему, хрестоматии, сборники, где авторы излагают свои мысли.

Стоит учитывать, что литературные материалы остаются таковыми независимо от того, на каких носителях они размещены. Информацию этого типа могут содержать не только книги или иные печатные издания, но и флеш-карты, компакт-диски, магнитные ленты и другие подобные объекты.

abcoflife.ru

В чём разница между источниками и литературой |  Урок 5. Источники и литература  | Подготовительный этап  |  Читать онлайн, без регистрации

В чём разница между источниками и литературой

Научный аппарат академической работы составляют два типа научных документов: один тип представляют собой источники информации об объекте исследования, другой – научная литература. Достаточно часто студенты не могут уловить разницу между источниками и литературой.

Между тем, эта разница достаточно очевидна. Источник информации – нечто, содержащее первичную (эмпирическую) информацию о Вашем объекте исследования. К литературе относят исследования, в которых эта информация изложена, переосмыслена.

Иногда студенты, считающие, что они поняли разницу между понятиями «источники» и «литература», начинают чрезмерно упрощать это и делают акцент не на сути, а на форме. Они, например, могут утверждать, что статьи из газет – это источники, а из научных журналов и иных научных изданий – литература.

Такое упрощение некорректно. Всё зависит от специфики исследования. Обычно в исследовании международных отношений статьи из общественно-политических изданий, действительно, относят к источникам (так как они содержат первичную информацию о событиях и точках зрения на них), а статьи из научных изданий – к литературе (так как они являются результатом обработки этой информации исследователями). Однако могут быть и исключения.

Например, однажды в диссертационном совете СПбГУ защищалась диссертация, тема которой звучала так: «Роль внешнеполитических факторов в формировании научных представлений об американской культуре в Великобритании и Германии». Что могло быть использовано в качестве источников информации о научных представлениях об американской культуре в Великобритании и Германии, если не монографии, диссертации и научные статьи британских и немецких исследователей-американистов? Именно они – научные работы – были основой корпуса источников этой диссертации. Историографические же работы, а также рецензии на эти монографии и статьи для данной диссертации были литературой.

Это вызвало вопросы на защите. Ведь традиционно в списке источников политологической работы можно увидеть политические документы, нормативно-правовые акты, статьи в прессе, интервью и т. п. Монографии же всегда относят к литературе. Один из членов диссертационного совета обратил внимание на то, что наличие монографий в списке источников вызывает недоумение. Но соискателю удалось отстоять свою точку зрения.

velib.com

чем “гоголевский период” в развитии литературы отличается от пушкинского ?

Роль творчества Пушкина в борьбе литературно-критических школ 1840-х годов не получила в литературоведении достаточного освещения. Вопросы, связанные с этой борьбой, затрагиваются в связи с изучением деятельности Белинского и в общих работах по истории русской критики и журналистики. Между тем упомянутая тема представляет интерес не только для уяснения дальнейшего хода полемики о Пушкине (1850—1880 годы) , но и для литературной периодизации. Видя в Пушкине воплощение целого периода литературной жизни, критика 1840-х годов постоянно соотносит с ним новые литературные явления. Так, рассмотрение отзывов критики о произведениях Лермонтова на фоне интерпретаций пушкинского творчества могло бы быть плодотворным для изучения смены литературных эпох. Можно думать, что понятие «пушкинского» и «гоголевского» периодов русской литературы в известной мере было подготовлено критикой 1840-х годов, в субъективной форме отражавшей объективные закономерности литературно-общественного развития. Все эти вопросы должны быть разрешены в специальном исследовании.
ПОЛНОСТЬЮ

Историко-литературное сопоставление А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя как художников и сравнительная оценка их социального значения для определенного периода развития русского общества, характерные для В. Г. Белинского, превратились у либеральных критиков 50-х годов в метафизическое противопоставление их творческих принципов, в связи с чем термины «гоголевское направление» и «пушкинское направление» приобрели антиисторический характер, отвлеченный от конкретных стадий развития реализма – от Пушкина к Гоголю. «Пушкинское направление» объявлялось либеральной критикой единственным подлинно поэтическим выражением якобы «чистого искусства» . «гоголевское направление» истолковывали как искусство «грубое» , даже низменное. В противовес подобному искажению действительного смысла эволюции русского реализма критики революционно-демократического лагеря всемерно подчеркивали общественное значение критического пафоса именно «гоголевского направления» .
В основе литературно-эстетической полемики был вопрос об отношении к русской действительности, об общественной роли литературы, ее задачах и путях развития; в конечном счете это был спор о том, по какому пути пойдет русская литература – по пути «чистого» искусства или по пути прямого, открытого служения народу, то есть по пути борьбы против крепостничества и самодержавия. С точки зрения методологической противопоставление пушкинского направл гоголевскому направл связано с известной утратой русской критикой того времени целостного восприятия явлений искусства, которое отличало критические выступления Белинского. В целом же влияние гоголевского направл на дальнейшие судьбы русской литературы свидетельствовало о победе материалистической эстетики над идеалистической, что благотворно сказывалось на развитии русского реалистического искусства.

otvet.mail.ru

Где взять источники литературы для курсовика?

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Если тебе предстоит написать курсовую работу или курсовой проект впервые, то ты наверняка столкнёшься с такой проблемой, как поиск источников литературы. Ведь каждая академическая работа требует, чтобы при её написании были использованы различные источники информации, такие как учебники, учебные пособия, книги, интернет, диссертации и т.д. Всё это хорошо, однако откуда обычный студент, который совершенно не разбирается в теме курсовой работы, может знать, какие и собственно где можно взять источники, чтобы всё было ок? Мы провели своё собственное расследование, и это будет полезная статья…

Где взять источники литературы для курсовой работы?

Конечно, в век интернета любую информацию по абсолютно любому предмету может найти любой более-менее опытный пользователь глобальной сети. «Чего тут искать?» — скажите Вы, «вбил тему в поисковик, и делов-то». Однако при всех прелестях интернета, у него есть один большой недостаток. Пространство сети – это одна сплошная свалка.

Советуем почитать: Типичные ошибки при написании курсовой работы

Как на любой нормальной свалке всегда можно найти приличную вещь. Вопрос только в том, сколько необходимо перелопатить «мусора», чтобы найти действительно ценный материал. При всём при этом естественно, что в интернете встречаются и весьма полезные ресурсы. В частности, это я про Википедию.

Практически любой пользователь интернета (за исключением исключений) знают про этот сайт. Википедия – это базовая информация практически по любой теме. Есть множество мнений насчёт того, полезна или вредна Википедия. Вопрос не в этом. Нас ведь интересует список источников литературы для курсовой работы, не так ли? Дак вот, на Википедии сосредоточено огромное количество ссылок на те ресурсы, на основе которых и формируются статьи по теме.

Однако, как большинство людей пользуется Википедией. Всё выглядит примерно таким образом: человек вбивает в поисковик название своей темы курсовой работы, затем уже чисто машинально ищет сайт Википедии в выдаче поисковика. Далее, человек кликает по статье, статья открывается. При этом её редко кто сразу же читает, обычно человек визуально оценивает её объём и прикидывает, что из статьи можно взять в качестве текста своей курсовой работы.

Советуем почитать: Как начать писать курсовую работу?

Ко всему прочему, если статья небольшого размера, то человек думает, что Википедия ему тут не помощник, и судорожно закрывает статью. При этом больше на Википедию по данной теме студент вряд ли зайдёт. «Всё равно там ничего нормального нет!»

Однако, если даже статья и не очень объёмная, всё равно можно вынести из данного ресурса массу плюсов, а именно – источников литературы для курсовой работы. Практически в каждой статье внизу есть перечень источников информации. Причём, как правило, в этот перечень источников попадает только отборные ссылки.

Пример. Вам задали написать курсовую работу на тему «Стратегический менеджмент организации».  При этом вы никогда раньше не слышали ни про стратегический менеджмент, ни, тем более, про книги по стратегическому менеджменту. Первым делом, необходимо узнать, а что вообще такое стратегический менеджмент. Для этого заходим в поисковик (или на саму Википедию) и вбиваем «Стратегический менеджмент».

Советуем почитать: Как написать курсовую работу по менеджменту?

Если Вы реально сейчас откроете статью Википедии по этой теме, то увидите, что она весьма небольшого размера (на 21.10.2012). Раньше Вы бы сказали: «Ну, что ж, из всего этого я только определение может возьму, и то вряд ли, т.к. нам говорили, что на саму Википедию ссылаться нельзя».

Теперь-то вы понимаете, что Википедия ценна не столько своими статьями (хотя и статьи по некоторым темам весьма хороши), сколько своим перечнем источников информации, который столь важен для написания курсовой работы.

Помимо того, что Вы получите список источников литературы, Вы также узнаете ведущих авторов по данной тематике. Посему Вы уже будете знать, учебники каких людей стоит «перелопатить», чтобы найти добротный материал для написания курсовой.

Советуем почитать: Чем отличается реферат от курсовой работы?

Также в списки литературы на Википедии часто можно найти тематические сайты, посвящённые той или иной теме. Например, если брать тот же самый менеджмент, то можно найти ссылки на какую-нибудь ассоциацию менеджеров по управлению человеческими ресурсами. На сайте данной ассоциации наверняка будут опубликованы статьи ведущих специалистов по интересующей Вас теме.

При этом если Вы в тексте своей работы сошлётесь на известного современного учёного, то наверняка Ваш преподаватель это высоко оценит. Ссылка на действующего ведущего специалиста в своей области говорит о том, что Вы серьёзно подошли к написанию своей курсовой работы. Следовательно, Вас необходимо наградить хорошей (а лучше — отлично) оценкой за курсовую работу. Всё логично и просто!

Советуем почитать: Как заслужить доверие преподавателя?

Удовлетворите своего потребителя (в нашем случае – это преподаватель), и вы будете в шоколаде.

Вывод: В рамках данной статьи я рассказал Вам о том, где взять источники литературы для курсовой работы. Полагаю, что данная информация будет полезна, в первую очередь, первокурсникам, которые сейчас ломают голову над тем, откуда бы взять нормальных ссылок, чтобы их курсовик был высоко оценен преподавателем. Как видите, решение проблемы очень простое. А зачем всё усложнять? Жизнь и так сложна, хотя и состоит она из простых элементарных операций и событий.

Удачи Вам при написании курсовой работы!

Теперь Вы знаете, где взять источники литературы для курсовой работы.

С уважением, команда сайта советстуденту.рф

xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai

Чем отличаются источники от литературы

Статьи

Главная » Новости

Опубликовано: 04.09.2018

При выполнении письменных работ не стоит забывать о грамотном составлении перечня использованных источников и литературы. Этот раздел, следующий после изложения основного материала, преподаватели просматривают очень тщательно. Однако не всем студентам понятно, чем отличаются источники от литературы. Попытаемся это выяснить.

Почему так важно правильно составить список

Над заключительными штрихами придется немало потрудиться. Почему к написанию указанного перечня необходимо относиться очень ответственно? Во-первых, он дает представление о самом объеме изученного материала. Во-вторых, преподаватель проверяет, есть ли в списке знакомые авторы и авторитетными ли являются источники и литература. В третьих, этот раздел показывает, насколько добросовестно отнесся автор к оформлению своего труда.

к содержанию ↑

Сравнение

Упомянутый список составляется по определенным правилам. Однако вернемся к вопросу про отличие источников от литературы. Здесь стоит заметить, что в широком смысле любой материал, который был использован при написании работы, можно назвать информационным источником.

Но если необходимо выполнить разграничение, то в группу «источники» следует отнести все, что не является литературой. Это, например, некоторые архивные материалы, официальные документы, фотографии (старинные или выполненные собственноручно), видеозаписи, художественные репродукции, оставленные отзывы на выставках, интервью, личные дневники и прочее.

Все данные об использованных материалах фиксируются в списке согласно требованиям. Если, скажем, актуальные сведения содержались в телевизионной передаче, то следует указать точное время ее трансляции и соответствующий канал. К источникам иногда также относят страницы веб-сайтов. В других случаях их выделяют в отдельную категорию «Ресурсы Интернета».

Рассматривая, в чем разница между источниками и литературой, остановимся и на материалах второго вида. Что следует относить к литературе? Это энциклопедии, учебные пособия, труды из разряда монографий, журнальные статьи на исследуемую тему, хрестоматии, сборники, где авторы излагают свои мысли.

Стоит учитывать, что литературные материалы остаются таковыми независимо от того, на каких носителях они размещены. Информацию этого типа могут содержать не только книги или иные печатные издания, но и флеш-карты, компакт-диски, магнитные ленты и другие подобные объекты.

Новости

Где купить фишай – объектив

Вот дурацкая привычка – сначала влезть куда-то, а потом уже подумать. И на этот раз такая же ситуация: сначала поспорил, а теперь думаю как выйти победителем, неохота ведь в дураках остаться. А поспорил

Фотоцентр Салон фотопечати может стать очень прибыльным бизнесом, если тщательно продумать все детали и грамотно его организовать. Основная услуга подобных салонов – это печать фото на документы. Она занимает,Программа на компьютер для обработки видео Только что отснятый видео материал и готовый, в конечном итоге, смонтированный видеоролик – это далеко не одно и то же. Программа на компьютер для обработки видео – обучающий материал по применению различныхКак с фотографий сделать видео фотошопе Я долго мучался и не знал, как с фотографии сделать видео в фотошопе. В итоге бросил свою самоуверенность и пошел на ютуб смотреть. Было очень много видеороликов, посмотрел около двадцати и все понял,Хороший фотограф на корпоратив Несмотря на то, что сегодня практически каждый имеет в своем электронном мобильном устройстве встроенный фотоаппарат, способный делать довольно качественные снимки, на любого произведет впечатление работаВидео уроки обработки фото в фотошопе Фон, по возможности, учитывать надо. Фильтры там и все такое. Лично для меня любимая стадия работы – это кисть для исправления небольших деффектов на портретах. Кожа требует увеличения и небольшого радиуса

mosgorfoto.com

Журнал ПсихоПоиск позиционирует себя как научно-популярное издание, поэтому все статьи должны сопровождаться списком литературы (источников). Оформлять его следует согласно ГОСТ.

Ниже приведены рекомендации, которые помогут сделать это быстро и грамотно.

Как правильно озаглавить список?

Прежде всего, определимся, чем список литературы отличается от списка источников.

Литература — это опубликованные книги, газеты, журналы, а также отдельные тексты из них (например, статья в сборнике).

К источникам относятся нормативно-правовые акты, законы, прочие официальные документы, а также личные материалы (дневники, письма.), литературные памятники («Повесть временных лет»), листовые издания (карты, плакаты) и т.д.

Тексты из интернета могут быть как источниками, так и литературой. Например, оцифрованная книга Канта будет считаться литературой, а статья из блога какого-нибудь психиатра — источником.

В научном сообществе приняты следующие заглавия для списков:

  1. Библиографический список

Включает в себя как можно более полный перечень литературы и источников по рассматриваемой теме. Обычно занимает несколько листов и встречается в монографиях. На страницах нашего интернет-журнала библиографические списки приводить нецелесообразно.

  1. Литература / Источники

В этот список включается всё, что автор изучал или просматривал при написании статьи. Впрочем, если какую-то книгу прочитать не удалось, но она напрямую относится к теме исследования, то её тоже можно смело вписывать.

Словосочетание «Литература и источники» в качестве заглавия употреблять не принято. Поэтому если Вы использовали и то и другое, следует применять заглавие «Источники».

  1. Список литературы / Список литературы и источников

Это заглавие равнозначно предыдущему (пункт 2). Можете использовать тот вариант, который больше нравится.

Есть, правда, теория, согласно которой термин «Литература» следует применять для коротких списков (меньше 30 пунктов), а «Список литературы» — для длинных. Но какой-либо доказательной базы для этого правила найти не удалось.

  1. Список использованной литературы

В этот перечень включаются только та литература, которая непосредственно используется в тексте (цитируется или анализируется).

  1. Список использованных источников и литературы

Аналогичен «Списку использованной литературы», но среди использовавшихся материалов есть также источники.

В каком порядке располагать пункты списка?

Согласно ГОСТ, сначала необходимо перечислять источники (обычно это законы и нормативные акты), затем литературу, а после нее — интернет-ресурсы.

Внутри каждого из этих блоков книги (статьи, периодические издания, источники) следует располагать в алфавитном порядке — по фамилии автора или, если автора нет, по первой букве заглавия. Если в списке приводятся иноязычные материалы, то они перечисляются после русскоязычных.

Выглядит это примерно так:

image001

Список должен быть обязательно пронумерован арабскими цифрами.

Нумерация может быть как сквозной, так и отдельной для каждого блока («Источники», «Литература», «Интернет-ресурсы»). Во втором случае каждый блок сопровождается соответствующим подзаголовком:

Если список небольшой (менее 15 пунктов), то целесообразнее делать сквозную нумерацию.

Что конкретно писать? Примеры библиографических описаний

В списке литературы указывается краткое библиографическое описание каждого из материалов. Оно составляется по следующей схеме:

image002

Обратите внимание на знаки препинания. Их использование крайне строго регламентируется.

«Чёрточка» в данном случае — это ни в коем случае не дефис, а короткое тире. Чтобы его поставить, зажмите клавишу Ctrl и нажмите знак «минус» на цифровой клавиатуре справа:

image003

Ниже приведены примеры библиографических описаний для различных типов изданий и источников. (Все имена и названия вымышлены, не пытайтесь найти эти книги).

Нормативные документы, законодательные акты:

О военном положении в Арктике [Текст]: Федеральный конституционный закон от 31 янв. 2026 г. № 3-ФКЗ // Собрание законодательства. – 2026. – № 5, (4 февр.). – С. 185 – 198 (ст. 37).

О правительственной комиссии по выращиванию сусликов [Текст]: постановление Правительства РФ от 14 марта 2015 г. № 16 // Собрание законодательства. – 2015. – № 56. – Ст. 3079.

ГОСТ 167.9 – 467. Шахматные столы. – Москва : Изд-во стандартов, 1971. – 98 с.

ГОСТ 7.8365 – 2009. Суслики. Международная стандартная нумерация животных [Текст]. – Взамен ГОСТ 7.8302 – 94; введ. 2010 – 09 – 01. – Минск: Межгос. Совет по стандартизации, метрологии и сертификации; Москва : Изд-во стандартов, 2010. – 9 с.

Книги с одним автором:

Мыров Ю.А. Суслики в бою / Ю.А. Мыров. – М. : Книжница, 2007. – 45 с.

Книги с двумя или тремя авторами:

Краснова Т.Д. Черви и ежи: учебник для вузов /Т.Д. Краснова, Т.Т. Бурова,  О.М. Зеленкова. – Уфа : Биолог, 2020. – 750 с.

Книги, у которых 4 автора:

Кружководство: учебное пособие для домохозяек /А.В. Чашкина, А.П. Ложкина, А.Г. Сахарова, А.Г. Блюдечкин.  – Краснодар : Книголюб, 2006. – 104 с.

Книги, у которых более 4 авторов:

Логистика: учебное пособие для дошкольников / Д.Д. Германова, П.А. Францева, М.Г. Бритов и др. – М. : Дрофа, 1971. – 98 с.

Книги без автора:

Кинология: учебник для студ. пед. вузов / ред. А.С. Пушкин. – 67-е изд., перераб. и доп. – Л. : Изд-во СЗИП СПбГУТД, 2007. – 150 с.

Иллюстрированный справочник ядовитых овощей.  – Москва : Практик, 2009. – 8 с.

Статьи из книг, сборников:

Рыжова И.С. Ладушки [Текст] / И.С. Рыжова, П.Н. Пыжова // Перспективы развития научной мысли: сб. статей. – Североморск, 2007. – С. 67-68.

Иванов А.Б. Преимущества долгого сна [Текст] / А.Б. Иванов // Статьи о тайм-менеджменте. – Тмутаракань, 1905. – С. 14–88.

Статьи из газет и журналов:

Проклова В. Доброта! [Текст]  / В. Проклова // Южный лыжник. – 2020. — № 7. – С. 17.

Крапивин Р. Ожоги растениями   / Р. Крапивин // Дача. – 2001. – 8 июня. – С. 7.

Электронные ресурсы:

Дети Солнца: кто они? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://psychosearch.ru/teoriya.

Повышаем бдительность // Детский сад № 2 «Ромашки» [Электронный ресурс]. – http:// romashechka/1308894/. – (дата обращения: 21.12.2021).

Как ссылаться на литературу из списка?

Одна из наиболее полезных функций библиографического списка — это упрощение цитирования.

Когда Вы пишете научную или научно-популярную статью, Вам приходится на что-то ссылаться, приводить цитаты из чужих текстов, упоминать имена и труды каких-то ученых. Все такие вставки должны сопровождаться ссылками на источник заимствования.

При этом, согласно нашему законодательству, ссылки должны оформляться в виде всё тех же кратких библиографических описаний. А они, как мы видим, могут занимать несколько строк.

В печатных изданиях можно использовать подстрочные ссылки — они размещаются в нижней части страницы и не отвлекают читателя.

Но публикуя свои статьи на страницах электронного журнала, Вам придется довольствоваться только внутритекстовыми ссылками, которые приводятся в скобках сразу за цитатой или упоминанием.

Очевидно, что внутритекстовые ссылки мешают читать текст. Поэтому научное сообщество договорилось вместо полноценного библиографического описания приводить в квадратных скобках лишь номер, под которым материал фигурирует в списке источников.

Выглядит это обычно так:

image004

Через запятую можно указывать страницу, с которой сделано заимствование. Если в тексте идет отсылка к нескольким источникам одновременно, то они указываются через точку с запятой: [8; 14, с 79].

Точка в предложении ставится за скобками.

Автор: Медведева Ольга Юрьевна, редакторИсточник: https://psychosearch.ru/journal/redaction

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

В чём разница между источниками и литературой

Научный аппарат академической работы составляют два типа научных документов: один тип представляют собой источники информации об объекте исследования, другой — научная литература. Достаточно часто студенты не могут уловить разницу между источниками и литературой.

Между тем, эта разница достаточно очевидна. Источник информации — нечто, содержащее первичную (эмпирическую) информацию о Вашем объекте исследования. К литературе относят исследования, в которых эта информация изложена, переосмыслена.

Иногда студенты, считающие, что они поняли разницу между понятиями «источники» и «литература», начинают чрезмерно упрощать это и делают акцент не на сути, а на форме. Они, например, могут утверждать, что статьи из газет — это источники, а из научных журналов и иных научных изданий — литература.

Такое упрощение некорректно. Всё зависит от специфики исследования. Обычно в исследовании международных отношений статьи из общественно-политических изданий, действительно, относят к источникам (так как они содержат первичную информацию о событиях и точках зрения на них), а статьи из научных изданий — к литературе (так как они являются результатом обработки этой информации исследователями). Однако могут быть и исключения.

Например, однажды в диссертационном совете СПбГУ защищалась диссертация, тема которой звучала так: «Роль внешнеполитических факторов в формировании научных представлений об американской культуре в Великобритании и Германии». Что могло быть использовано в качестве источников информации о научных представлениях об американской культуре в Великобритании и Германии, если не монографии, диссертации и научные статьи британских и немецких исследователей-американистов? Именно они — научные работы — были основой корпуса источников этой диссертации. Историографические же работы, а также рецензии на эти монографии и статьи для данной диссертации были литературой.

Это вызвало вопросы на защите. Ведь традиционно в списке источников политологической работы можно увидеть политические документы, нормативно-правовые акты, статьи в прессе, интервью и т. п. Монографии же всегда относят к литературе. Один из членов диссертационного совета обратил внимание на то, что наличие монографий в списке источников вызывает недоумение. Но соискателю удалось отстоять свою точку зрения.

Журнал ПсихоПоиск позиционирует себя как научно-популярное издание, поэтому все статьи должны сопровождаться списком литературы (источников). Оформлять его следует согласно ГОСТ.

Ниже приведены рекомендации, которые помогут сделать это быстро и грамотно.

Как правильно озаглавить список?

Прежде всего, определимся, чем список литературы отличается от списка источников.

Литература — это опубликованные книги, газеты, журналы, а также отдельные тексты из них (например, статья в сборнике).

К источникам относятся нормативно-правовые акты, законы, прочие официальные документы, а также личные материалы (дневники, письма.), литературные памятники («Повесть временных лет»), листовые издания (карты, плакаты) и т.д.

Тексты из интернета могут быть как источниками, так и литературой. Например, оцифрованная книга Канта будет считаться литературой, а статья из блога какого-нибудь психиатра — источником.

В научном сообществе приняты следующие заглавия для списков:

  1. Библиографический список

Включает в себя как можно более полный перечень литературы и источников по рассматриваемой теме. Обычно занимает несколько листов и встречается в монографиях. На страницах нашего интернет-журнала библиографические списки приводить нецелесообразно.

  1. Литература / Источники

В этот список включается всё, что автор изучал или просматривал при написании статьи. Впрочем, если какую-то книгу прочитать не удалось, но она напрямую относится к теме исследования, то её тоже можно смело вписывать.

Словосочетание «Литература и источники» в качестве заглавия употреблять не принято. Поэтому если Вы использовали и то и другое, следует применять заглавие «Источники».

  1. Список литературы / Список литературы и источников

Это заглавие равнозначно предыдущему (пункт 2). Можете использовать тот вариант, который больше нравится.

Есть, правда, теория, согласно которой термин «Литература» следует применять для коротких списков (меньше 30 пунктов), а «Список литературы» — для длинных. Но какой-либо доказательной базы для этого правила найти не удалось.

  1. Список использованной литературы

В этот перечень включаются только та литература, которая непосредственно используется в тексте (цитируется или анализируется).

  1. Список использованных источников и литературы

Аналогичен «Списку использованной литературы», но среди использовавшихся материалов есть также источники.

В каком порядке располагать пункты списка?

Согласно ГОСТ, сначала необходимо перечислять источники (обычно это законы и нормативные акты), затем литературу, а после нее — интернет-ресурсы.

Внутри каждого из этих блоков книги (статьи, периодические издания, источники) следует располагать в алфавитном порядке — по фамилии автора или, если автора нет, по первой букве заглавия. Если в списке приводятся иноязычные материалы, то они перечисляются после русскоязычных.

Выглядит это примерно так:

image001

Список должен быть обязательно пронумерован арабскими цифрами.

Нумерация может быть как сквозной, так и отдельной для каждого блока («Источники», «Литература», «Интернет-ресурсы»). Во втором случае каждый блок сопровождается соответствующим подзаголовком:

Если список небольшой (менее 15 пунктов), то целесообразнее делать сквозную нумерацию.

Что конкретно писать? Примеры библиографических описаний

В списке литературы указывается краткое библиографическое описание каждого из материалов. Оно составляется по следующей схеме:

image002

Обратите внимание на знаки препинания. Их использование крайне строго регламентируется.

«Чёрточка» в данном случае — это ни в коем случае не дефис, а короткое тире. Чтобы его поставить, зажмите клавишу Ctrl и нажмите знак «минус» на цифровой клавиатуре справа:

image003

Ниже приведены примеры библиографических описаний для различных типов изданий и источников. (Все имена и названия вымышлены, не пытайтесь найти эти книги).

Нормативные документы, законодательные акты:

О военном положении в Арктике [Текст]: Федеральный конституционный закон от 31 янв. 2026 г. № 3-ФКЗ // Собрание законодательства. – 2026. – № 5, (4 февр.). – С. 185 – 198 (ст. 37).

О правительственной комиссии по выращиванию сусликов [Текст]: постановление Правительства РФ от 14 марта 2015 г. № 16 // Собрание законодательства. – 2015. – № 56. – Ст. 3079.

ГОСТ 167.9 – 467. Шахматные столы. – Москва : Изд-во стандартов, 1971. – 98 с.

ГОСТ 7.8365 – 2009. Суслики. Международная стандартная нумерация животных [Текст]. – Взамен ГОСТ 7.8302 – 94; введ. 2010 – 09 – 01. – Минск: Межгос. Совет по стандартизации, метрологии и сертификации; Москва : Изд-во стандартов, 2010. – 9 с.

Книги с одним автором:

Мыров Ю.А. Суслики в бою / Ю.А. Мыров. – М. : Книжница, 2007. – 45 с.

Книги с двумя или тремя авторами:

Краснова Т.Д. Черви и ежи: учебник для вузов /Т.Д. Краснова, Т.Т. Бурова,  О.М. Зеленкова. – Уфа : Биолог, 2020. – 750 с.

Книги, у которых 4 автора:

Кружководство: учебное пособие для домохозяек /А.В. Чашкина, А.П. Ложкина, А.Г. Сахарова, А.Г. Блюдечкин.  – Краснодар : Книголюб, 2006. – 104 с.

Книги, у которых более 4 авторов:

Логистика: учебное пособие для дошкольников / Д.Д. Германова, П.А. Францева, М.Г. Бритов и др. – М. : Дрофа, 1971. – 98 с.

Книги без автора:

Кинология: учебник для студ. пед. вузов / ред. А.С. Пушкин. – 67-е изд., перераб. и доп. – Л. : Изд-во СЗИП СПбГУТД, 2007. – 150 с.

Иллюстрированный справочник ядовитых овощей.  – Москва : Практик, 2009. – 8 с.

Статьи из книг, сборников:

Рыжова И.С. Ладушки [Текст] / И.С. Рыжова, П.Н. Пыжова // Перспективы развития научной мысли: сб. статей. – Североморск, 2007. – С. 67-68.

Иванов А.Б. Преимущества долгого сна [Текст] / А.Б. Иванов // Статьи о тайм-менеджменте. – Тмутаракань, 1905. – С. 14–88.

Статьи из газет и журналов:

Проклова В. Доброта! [Текст]  / В. Проклова // Южный лыжник. – 2020. — № 7. – С. 17.

Крапивин Р. Ожоги растениями   / Р. Крапивин // Дача. – 2001. – 8 июня. – С. 7.

Электронные ресурсы:

Дети Солнца: кто они? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://psychosearch.ru/teoriya.

Повышаем бдительность // Детский сад № 2 «Ромашки» [Электронный ресурс]. – http:// romashechka/1308894/. – (дата обращения: 21.12.2021).

Как ссылаться на литературу из списка?

Одна из наиболее полезных функций библиографического списка — это упрощение цитирования.

Когда Вы пишете научную или научно-популярную статью, Вам приходится на что-то ссылаться, приводить цитаты из чужих текстов, упоминать имена и труды каких-то ученых. Все такие вставки должны сопровождаться ссылками на источник заимствования.

При этом, согласно нашему законодательству, ссылки должны оформляться в виде всё тех же кратких библиографических описаний. А они, как мы видим, могут занимать несколько строк.

В печатных изданиях можно использовать подстрочные ссылки — они размещаются в нижней части страницы и не отвлекают читателя.

Но публикуя свои статьи на страницах электронного журнала, Вам придется довольствоваться только внутритекстовыми ссылками, которые приводятся в скобках сразу за цитатой или упоминанием.

Очевидно, что внутритекстовые ссылки мешают читать текст. Поэтому научное сообщество договорилось вместо полноценного библиографического описания приводить в квадратных скобках лишь номер, под которым материал фигурирует в списке источников.

Выглядит это обычно так:

image004

Через запятую можно указывать страницу, с которой сделано заимствование. Если в тексте идет отсылка к нескольким источникам одновременно, то они указываются через точку с запятой: [8; 14, с 79].

Точка в предложении ставится за скобками.

Автор: Медведева Ольга Юрьевна, редакторИсточник: https://psychosearch.ru/journal/redaction

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как собрать прихожую трамп пошаговая инструкция
  • Увлажнитель воздуха blf 210 1 инструкция
  • Пошаговая инструкция по установке теплого водяного пола
  • Книга по руководству эксплуатации ваз 2110 скачать бесплатно
  • Пробифиактив инструкция по применению взрослым в таблетках