Руководство эмоциями это

Обновлено: 4 июл.

Управление коммуникацией. Часть 1: Основы

Управление коммуникацией. Часть 2: Техники

Управление коммуникацией. Часть 4: Итоги

Содержание:

  • Что такое эмоциональный интеллект

  • Виды эмоций и работа со своими эмоциями

  • Эмоции других людей и эмоциональный фон

  • Коммуникация в трудных ситуациях

  • Формирование длительных конструктивных отношений

  • Сознательное и бессознательное

  • Итоги и рекомендации

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — часть общего интеллекта человека.

Его задачи:

  • анализировать информацию, которая содержится в эмоциях, в т.ч. определять значения эмоций и их связи друг с другом;

  • использовать эту информацию для мышления и принятия решений.

Эмоциональный интеллект состоит из 4-х компонентов:

  • понимание своих эмоций

  • управление своими эмоциями

  • понимание чужих эмоций

  • управление чужими эмоциями

При этом эмоции — это эволюционный механизм, который помогает лучше адаптироваться и выстраивать коммуникацию. Эмоции — один из элементов коммуникации, они могут передавать информацию через мимику и визуальный канал, через голос и аудиальный канал, и через тело и кинестический канал.

То есть полностью подавлять эмоции нельзя, так Вы лишаетесь одного из инструментов коммуникации. Это касается не только устной коммуникации, но и переписки. То есть умеренное использование смайлов (1 на предложение или абзац) позволяет «включить» обмен эмоциями и передать необходимое «сообщение» собеседнику.

Каждая эмоция работает по следующему алгоритму:

  1. Внутренний или внешний стимул

  2. Гормональная реакция организация

  3. Внутренняя реакция

  4. Внешнее проявление

И управлять своими эмоциями мы можем:

  • через личностное развитие, чтобы менялись внутренние стимулы и реакция на внешние. Однако, долго и сложно, требует перестройки личности

  • через отслеживание и управление внешним проявлением

Виды эмоций и работа со своими эмоциями

Всего существует 4 базовых эмоции, которые формируют все остальные:

  • страх,

  • гнев,

  • печаль,

  • радость.

Они в итоге формируют весь эмоциональный фон

Чтобы научиться осознавать свои эмоции можно добавить в Ваш дневник одно или оба упражнения

  1. Таблица «Желаемое поведение — Реальное поведение — Эмоция». Она поможет понять, какие эмоции необходимо контролировать.

Желаемое поведение

Реальное поведение

Какие эмоции привели к такому поведению

2. При этом, чтобы лучше понимать свои чувства, из каких они эмоций состоят, можно использовать таблицу ниже

Чтобы в итоге управлять своими эмоциями можно использовать следующий алгоритм:

1. Осознаем свою эмоцию

2. Определяем свою цель

3. Определяем, какое эмоциональное состояние будет эффективно для достижения цели

4. Выбираем способ достижения нужного эмоционального состояния

Достигать желаемое состояние можно через:

  • снижение негатива

  • усиление позитива

Для этого можно использовать несколько техник:

  • физиологические (физическая активность (отжимания, приседания), дыхательные практики, питье воды, крик). Наиболее эффективна для сброса негатива физическая активность, так как это естественная реакция нашего организма на стресс — бежать, крушить, ломать.

  • использование воображения (уйти в убежище, представить приятную картину, представить себя частью космоса или водой в сосуде)

  • рациональные (метод ABC, вербализация чувств, рефрейминг, метапозиция). Эти методы наиболее сложные, к ним нужно подойти через подготовку и научиться осознавать свои эмоции.

В итоге, в конкретный момент времени для неподготовленного человека проще и быстрее применить физиологические техники или техники на основе воображения.

Эмоции других людей и эмоциональный фон

Определение чужих эмоций — одна из самых сложных задач. Да, базовую эмоцию мы можем считать интуитивно. Если родители в детстве заложили в нас этот навык, мы не страдаем психопатическими расстройствами, то мы подсознательно сможем легко считать базовую эмоции. Однако, сложные эмоциональные состояния считывать лучше обладая специальной подготовкой, так как необходимо учитывать множество факторов, в том числе навыки собеседника.

При этом, есть инструменты и правила, с помощью которых Вам будет управлять эмоциональным состояниям собеседника

1. Эмоции “заразны”

Люди на физиологическом уровне воспринимают эмоции собеседника и начинают его «зеркалить».

Поэтому будьте осторожны, когда испытываете негативные эмоции, можете случайно “заразить” кого-то. А позитивными эмоциями можно специально “заражать”

2. Эмоции имеют жизненный цикл

Каждая эмоция имеет ограниченный жизненный цикл. Этот цикл зависит и от типа эмоции, и от личностных качеств человека, его физиологических особенностей.

Поэтому учимся терпению и не ожидаем от человека мгновенной реакции, нужно время. Жизненный цикл эмоции можно сократить, и усилив ее проявление, например дать человеку выговориться, модеририруя его и задавая вопросы

3. Эмоциональное напряжение можно снизить через:

  • Уважение к человеку, какой бы он ни был. В этом помогает подход М.Е. Литвака и его принципа амортизации.

  • Внимание и стремление помочь, активное слушание

  • Предоставление возможность «выпустить пар», поддержка без перебивания

  • Отказ от критики, оценки, наставлений

  • Ненавязчивый контакт глаз, открытые позы, поворот и наклон в сторону человека, кивание головой

  • Мягкая и спокойная интонация, более медленный темп речи, низкий тон

4. А повышает эмоциональное напряжение:

  • Безразличие, отношение свысока

  • Игнорирование ситуации собеседника, отсутствие вопросов к ней

  • Перебивание, нетерпеливость, резкие жесты, нерегламентированные этикетом прикосновения, мелкие повторяющиеся движения

  • Непрошеные советы, оценка, критика, непризнание своей неправоты

  • Отсутствие контакта глаз или взгляд сбоку/исподлобья, закрытые позы, поворот и наклон от человека

  • Ускорение темпа, повышение тона, высокий визгливый тон, резкая отрывистая интонация

В итоге следует избегать 3-х типовых ошибок:

  • недоооценка влияния эмоции на коммуникацию и собеседника. Игнорирование и попытка убедить, что проблема не стоит таких эмоций может вывести человека в агрессивное состояние;

  • Желание и попытка изменить поведение человека в тот же момент, немедленно перестать испытывать эмоцию, сразу давать советы и предлагать решение проблемы;

  • не давать человеку выпустить пар, выговориться.

А общий алгоритм управления эмоциями других людей можно описать следующим алгоритмом

  1. Осознать и понять свою эмоцию

  2. Осознать и понять эмоцию партнера

  3. Определить цель, учитывающую и мои интересы, и интересы партнера

  4. Продумать, какое эмоциональное состояние нас обоих поможет взаимодействовать более эффективно

  5. Предпринять действия, чтобы самому оказаться в нужном эмоциональном состоянии

  6. Предпринять действия, чтобы помочь партнеру оказаться в нужном эмоциональном состоянии

В итоге мы получаем несколько рекомендаций

  • Молчите и слушайте собеседника, кивайте и давайте выговориться

  • Сохраняйте спокойную интонацию и мимику

  • Любой ответ начинайте со слова ДА

  • Проговаривайте свои чувства и чувства собеседника

Коммуникация в трудных ситуациях

К трудным ситуациям можно отнести:

  • обращения с просьбой

  • извинения

  • возражения

  • отказ

  • критика

  • вербальная агрессия.

Смягчение ситуации

Для смягчения тяжелой ситуации можно использовать

  • присоединение, подстройку рядом

  • позитивную речь

Присоединение, подстройка рядом

ВАЖНО! Говорить нужно искренне и позитивно, иначе будет противоположный результат.

  • Демонстрация понимания

Я понимаю ваши сомнения…

  • Демонстрация интереса, вовлеченности, активное слушание

Очень интересный комментарий…

  • Частичное согласие

Вы правы, на первый взгляд может сложиться такое впечатление… Действительно, я и сам/другие партнеры тоже поначалу так считали

  • Проявление сочувствия

Я разделяю Ваши чувства… Да, это может вызвать чувство…

  • Выражение комплимента, похвалы по поводу возражения/отказа

Это слова человека, который разбирается в вопросе… Сразу видно, что вы профессионал в своем деле…

  • Позитивное “ни о чем”

Это вполне возможно/разумно/достойно… Да, нам приходилось с этим сталкиваться

  • Подтверждение социально и корпоративно одобряемых клише

Естественно, мы должны нивелировать риски/наращивать производительность…

Позитивная речь

  • Фокусируйтесь на том, что можете сделать, на положительных моментах (польза-выгода)

  • Минимизируйте использование частицы «Не» («Не запрашивают у вас заказчики…?», «Не пользуетесь ли вы…?).

  • Не употребляйте оценочных слов («хорошо», «плохо», «много» и т.п.), они демонстрируют вашу позицию «свысока».

  • Не употребляйте слова-долженствования («вы должны», «вам придется» и т.п.) – это тоже позиция «свысока».

  • В устном и/или неформальной коммуникации старайтесь исключить выражения-штампы («к сожалению» и т.п., замените их более нетривиальными — «мне очень жаль», «боюсь, придется вас огорчить» и т.п.).

Обращение с просьбой

Просьба должна состоять из:

  • просьбы — четкое объяснение, что хотите от другого человека (глагол действия) — чтобы он сделал или перестал делать

  • аргумента — обоснования, почему вы сами не можете это сделать/почему вы обращаетесь именно к нему

  • бонуса — что вы “дадите” взамен, особенно если человек не обязан вам помогать, помощь требует от него времени или усилий

  • благодарности — авансом, в качестве амортизации

Структуры для формирования просьбы

  • Я ВАС ПОНИМАЮ

Просьба + я вас понимаю + связка (но, при этом, именно поэтому и т.п.)+ аргумент + бонус + благодарность

  • ПОСТАВЬТЕ СЕБЯ НА МЕСТО

Просьба + аргумент + поставьте себя на место + закрытый или риторический вопрос (как партнер воспринимает ситуацию с места другого) + бонус + благодарность

  • МЫ С ВАМИ…(ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ/ОПЫТНЫЕ СОТРУДНИКИ И Т.П.)

Просьба + мы с вами… + связка (поэтому, исходя из этого.) + аргумент + бонус + благодарность

  • Я ВИЖУ/ВЫ ВИДИТЕ…(описание ситуации, последствий невыполнения просьбы и т.п.)

Я вижу/вы видите + аргумент + просьба + бонус + благодарность

  • МЫ С ВАМИ…(ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ/ОПЫТНЫЕ СОТРУДНИКИ И Т.П.)

Просьба + мы с вами… + связка (поэтому, исходя из этого и т.п.) + аргумент + бонус + благодарность

  • Я ВИЖУ/ВЫ ВИДИТЕ…(описание ситуации, последствий невыполнения просьбы и т.п.)

Я вижу/вы видите + аргумент + просьба + бонус + благодарность

Структуры усиления просьбы

  • ОТРАБОТКА ВОЗРАЖЕНИЯ (если партнер возражает)

Присоединение + повторение просьбы + повторение аргумента + дополнительный бонус или дополнительный аргумент + благодарность за понимание

  • ТЕХНИКА Три П (усиление ответственности)

Просьба + аргумент + польза или последствия в более широком контексте + бонус + благодарность

  • ТЕХНИКА ЗАИГРАННОЙ ПЛАСТИНКИ

Очень часто люди, даже понимая необходимость выполнения просьбы, пытаются настоять на своем, рассчитывая, что вы не выдержите и «сдадитесь». Вам тоже нужно проявить настойчивость.

Простая просьба + ответ партнера + связка + повторение (меняется фраза, ключевые слова просьбы неизменны)

И так до бесконечности. Очень важно – громкость голоса, темп и интонация должны остаться неизменными.

ВАЖНО! Это опасная технология, Вы можете выиграть тактически, но после этого человек будет избегать взаимодействия с Вами

Работа с возражениями

Классический алгоритм работы с возражениями

  • Выслушать возражение и присоединиться

  • Уточнить причину несогласия

  • Выявить истинность возражения

  • Привести контаргументы

  • Подтвердить результат и план следующего шага

Также приведем пример техник по работе с возражениями из книги Евгения Бажова «Переговоры для тех, кто боится. Китайские секреты»

  • Цена или стоимость

Вариант ответа на возражения о том, что это дорого — переспросите теми же словами, что сказал клиент, но с вопросительным знаком. Потом уточните, что Вы имеете в виду цену или стоимость? Дальше расскажите личную историю о стоимости. Это актуально и для обсуждения внутренних проектов развития.

  • 365

Вариант ответа на возражения о том, что это дорого: разделите стоимость на 365 и аргументируйте ценой за 1 день. Аналогично предыдущему — подходит не только для продаж.

  • Усугубление негативных последствий

Покажите, какие негативные последствия могут стать еще сильнее.

  • Антитезис на метод выход на балкон (когда берут время на подумать)

«Конечно в нашем бизнесе есть правило, если контракт не подписан, то решение не принято, сделка не состоялась… Пауза… Но я вижу, что передо мной человек слова, и он всегда его держит». Можно также использовать слова: честный, искренний, правдивый, и так далее.

  • Сильный человек

Если партнер дал кому-то слово, что не будет принимать подобных решений один, то можно попробовать сыграть на том, что только сильный человек может поменять точку зрения или решение.

  • Усиление ценности

Если нельзя отступить, то можете увеличить ценность сделки/проекта в его глазах.

  • От противного

Смотрите по ситуации и типу человека, кто-то сдастся под напором «доказательств и данных». А кому-то надо: «Вам это не нужно. Зачем Вам это?»

Отказ

ПРОСТОЙ ОТКАЗ

Применяется, если выполнить просьбу нет возможности, причины отказа очевидны для участников коммуникации, просьба не имеет колоссальной значимости.

Важно произнести все фразы техники “на одном дыхании”, не давая партнеру возможности задать вопросы или возразить.

  1. Обращение по имени + выражение сожаления от 1 лица единственного числа

  2. Объяснение, что то, что хочет партнер, вы не сможете выполнить

  3. Предложение альтернативы

  4. Посыл на будущее

  5. Переход к действию

Пример: Владимир Иванович, мне очень жаль, но я не могу сейчас предоставить итоговую сумму по договору. Я могу обозначить предварительную сумму, которая сейчас на согласовании, если они Вам подойдут, то смогу отправить в течение 15 минут, или уже после согласования. Вам как удобнее?

СЛОЖНЫЙ ОТКАЗ

Применяется, если просьба весьма значима, но выполнить ее вы не можете, а вашему партнеру может быть непонятно, почему вы отказываете. Необходимо сделать акцент на объективности причин отказа. Произносится на “одном дыхании”.

  1. Обращение по имени + выражение сожаления от 1 лица единственного числа

  2. Утверждение — то, что хочет партнер, выполнить невозможно

  3. Объяснение, почему это невозможно

  4. Предложение альтернативы

  5. Переход к действию

Пример: Владимир Иванович, я к сожалению не могу сейчас предоставить итоговую сумму по договору, для начала необходимо завершить аудит, согласовать сумму с коммерческим директором. Могу представить предварительную сумму, на основе средней стоимости аналогичных договоров.

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ

Применяется в случае, когда партнер не понимает, «не слышит» или не хочет слышать ваш отказ, продолжая настаивать на своем. Часто это является манипуляцией со стороны партнера – в расчете на то, что вы “сдадитесь” и выполните его просьбу, чтобы просто «отвязаться».

  1. Присоединение

  2. Повторение простого или сложного отказа в формате “заигранной пластинки”, поменяв фразы, но не смысл. Повторить раза 2, после возражения партнера

  3. Обозначение финального, единственно возможного решения

  4. Переход к действию

Критика и жалобы

Вам необходимо отличать справедливую критику от несправедливой. От этого зависит алгоритм работы.

Несправедливая критика

Причиной несправедливой критики может может:

  • Ваш партнер общению знает, что Вашей вины в текущей ситуации нет. Но все равно критикует. Это сигнал к тому, что он преследует свои задачи, и его цель в отношении Вас негативна. Возможно, это попытка манипуляции;

  • партнер не знает, что в данном случае вашей вины нет, и считает свою критику справедливой. Он находится в заблуждении. Возможно, он просто не разобрался в сути вопроса;

  • имеется личная причина и субъективное отношение, а критика носит общий характер;

  • у партнера есть раздражение ситуацией, а критика в отношении Вас просто выплеск негативных эмоций.

Стратегия работы с негативной критикой:

Ключевое здесь — использование уточняющих вопросов, использовать технику
“цепочка вопросов”. Важно делать это спокойно.

Справедливая критика

В случае справедливой критики важно признать ошибку и уточнить детали, обозначить алгоритм решения

Агрессия

На агрессию извне мы реагируем по-разному и автоматически, рефлекторно. Это зависит от наших установок, как правило, без подготовки, мы пропускаем анализ эмоций и выбор реакции.

При этом мозг не различает физическую агрессию и опасность от эмоциональной.

Стратегия работы с вербальной агрессией

ДО

  • Изучить свою ментальную карту

  • Найти свои “слабые места” и осознать, откуда они появились

  • Принять себя таким, какой ты есть (SWOT анализ)

  • Укрепить свою самооценку, повысить свою энергетику

  • Осознать, что вербальная агрессия — это не буквальные слова агрессора, а ПОДТЕКСТ

ВО ВРЕМЯ

Как только услышали агрессивную фразу нужно взять паузу, во время которой стать:

  • филологом — выбрать подтекст, который нам больше нравится, чем заложенный агрессором

  • психологом — проанализировать, в какое “слабое место” попал агрессор, или разгадать “слабое место” агрессора”

  • профайлером — проанализировать, о чем говорят внешние поведенческие сигналы агрессора

  • НЛПистом — изменить рамки ситуации, посмотреть на ситуацию как на сцену в фильме

  • проанализировать 5 уровней сообщения агрессора, его цель и т.д. из других техник на выбор

ПОСЛЕ

  • Ментально удалить “осадок” (текущая вода, сжигание бумажки и т.п.)

  • Подпитать себя позитивными эмоциями

  • Провести разбор ситуации (на рациональном уровне; если чувствуете, что при разборе слишком много эмоций — только со специалистом, специально обученным)

Техники работы в вербальной агрессией в отношении себя

Внутренние

Техника «Позитивное намерение»

Примите простую установку — даже когда люди Вас критикуют, они желают Вам лучшего, хотят сделать Вас лучше. В таком случае Вам будет проще принять аргументацию собеседника.

Техника “Я — холодильник”

Что такое холодильник? Это аппарат, поддерживающий свою внутреннюю температуру вне зависимости от внешней. Точно также и мы поддерживаем свое внутреннее состояние, не реагируя на враждебные проявления других людей. При этом мы «заражаем» их своим спокойствием.

Для этого необходимо:

  • во время неприятного разговора периодически смотреть на себя как бы со стороны

  • периодически проводить “ревизию” своих поведенческих сигналов — насколько спокойны и расслаблены ваше тело и голос, если почувствовали изменения в них — немедленно вернуть себя в поведенческий паттерн уверенности и спокойствия.

Техника “Я — космос”

  • Так же, как космос, бесконечен любой человек — он может содержать в себе абсолютно все, и это нормально, это закон природы. Поэтому что бы ни говорил вам другой человек, для вас не должно быть новостью — вы это уже знаете и принимаете, хотя бы частично.

  • “Глупый ли я человек?” — неужели вы будете утверждать, что глупость вам не свойственна на 100%? Наверняка были ситуации, где вы сами понимали, что поступили глупо.

Техника “Я — филолог”

Попробуйте перефразировать слова, сказанные собеседником, в позитивном или нейтральном формате. Обязательно — для себя, и вслух, если это уместно — в виде уточняющего вопроса собеседнику.

Внешние

Техника “Я – сообщение»

Сообщение собеседнику о своих чувствах по поводу его поведения, высказанное без обвинений, в форме констатации факта:

  • Я чувствую … ХХХ

  • Когда вы … УУУ

  • Прошу вас… чтобы мы могли …

Техника “Частичное согласие”

Спокойно согласитесь с частью высказывания собеседника, перефразировав ее в позитивном ключе (“Да, бывает, что я…”), без поведенческого паттерна “вина”, и предложите обсудить те части высказывания, с которыми вы не согласны — тоже перефразировав их в позитивном ключе.

Техника “Разговор с марсианином” (реакцию на нецензурную брань)

Представьте себе, что вы говорите с марсианином — вы совершенно не понимаете, что он говорит на своем языке, поэтому не можете отреагировать, просто игнорируете непонятные слова в общении. Точно также игнорируйте слова, которые приличные люди не должны произносить в ходе делового общения — это “марсианский” язык, на нем ваш собеседник пусть говорит с себе подобными “марсианами”.

МЫ РЕКОМЕНДУЕМ СОЧЕТАНИЕ ТЕХНИК «Я-КОСМОС» + «ЧАСТИЧНОЕ СОГЛАСИЕ, как наиболее простую и комплексную связку для первоначального освоения.

Формирование длительных конструктивных отношений

Для формирования длительных отношений рекомендуется использовать следующие инструменты:

  • ПОЗИТИВИЗМ

Умейте большую часть времени (80%) выражать положительный эмоциональный настрой. Люди недовольные, негативные не вызывают желания с ними общаться и чем-то с ними делиться.

  • КОНТАКТНОСТЬ

Будьте открытыми — с готовностью отвечайте на все вопросы, проявляйте терпение и доброжелательность.

  • ЭМПАТИЯ

Умейте вставать на место другого человека. Понимайте его трудности и проблемы, старайтесь взглянуть на ситуацию его глазами. Это не значит, что вы принимаете его точку зрения, но умение ее понять делает ваши отношения более конструктивными.

  • ЛИЧНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Отмечайте личный вклад собеседника в дело, подчеркивай его достоинства.

  • ПРИЗНАНИЕ ОШИБОК

Умение признавать свою ошибку признак сильной и профессиональной личности. Это мощный инструмент для усиления и формирования авторитета

Например, в случае общения с равными или вышестоящими руководителями можно рекомендовать следующий алгоритм: «Я прошу прощения» — «Это была моя ошибка» — «Как я могу исправить свою ошибку»

Сознательное и бессознательное

Во время коммуникации необходимо учитывать, что наше поведение и эмоции контролируются сознанием на 10-15%, остальное — бессознательное

Бессознательное также делится на надсознание и подсознание

Надсознание — все то, что в нас заложено родителями и средой в детстве, когда у нас не было критического мышления. Оно включает в себя

  • отношение к себе и окружению, к работе

  • модели поведения в различных ситуациях и жизненные сценарии

  • наши ценности и ориентации (на процесс, результат)

Подсознание — наши эволюционные установки и инстинкты, которые позволили нам выжить.

Наш мозг реагирует на вербальную угрозу точно также как на физическую, поэтому реакция быстрая и автоматическая

Вы можете вызвать чувство угрозы у человека из-за того, что просто с чем-то или кем-то ассоциируетесь.

Кроме того, сами слова и тезисы могут сработать на бессознательное. Например, они могут расходиться с его установками. Все это может вызвать чувство угрозы. А любое угроза заставляет либо пропускать слова, либо занять защитную позицию, вплоть до агрессии

Итоги и рекомендации

1. Соблюдайте принцип 80/20

Ваша коммуникация должна состоять на 80% из позитива, на 20% из негатива. Когда негатива становится больше, то ухудшается эмоциональный фон, ускоряются процессы выгорания и начинают утрачиваться гигиенические факторы, а это может приводить к увеличению текучки персонала

2. Не пренебрегайте как своими эмоциями, так и подчинённых и коллег

Для этого надо сначала научиться осознавать собственные эмоции и управлять ими. Наши эмоции — один из каналов коммуникации, который несет в себе массу информации. Негатив считывается другими людьми, из-за чего Вы будете выжигать и себя, и окружение. Полный отказ от эмоций приведет к нарушению коммуникации и увеличит трудозатраты на синхронизацию. Умеренно используйте смайлы в письменной коммуникации.

3. Эмоциональный интеллект это такой же навык, который можно прокачивать

4. Для формирования длительных отношений будьте терпеливыми и открыты не только с руководством и партнерами, но и с подчиненными

5. Учитесь признавать ошибки, если конечно это позволяет Ваша корпоративная культура

Умение признавать ошибки отличает сильную личность и формирует личный авторитет. Для этого также полезно уметь отличать справедливую критику от несправедливой

6. Помните, что у собеседника могут быть свои личные факторы, которые будут блокировать Вас или вызывать агрессию. Старайтесь минимизировать в своих словах агрессию

7. Одна из полезных техник — позитивное намерение.

Вам нужно принять для себя идею, что даже критикуя, люди имеют позитивное намерение в отношении Вас. Это позволит Вам выравнивать свое эмоциональное состояние и оставаться спокойными

8. Не стесняйтесь использовать смайлы или другие инструменты проявления эмоций.

1-2 смайла в информационном сообщение снимает эмоциональное напряжение и сближает собеседников.

emotionalIQ сейчас не в моде. Давно признано, что эмоциональный интеллект имеет куда большее значение в достижении успеха в жизни. И одним из важнейших компонентов EQ является эмоциональный менеджмент – способность распознавать и контролировать свои эмоции. В статье вы узнаете, почему на нас так сильно влияют эмоции, что мешает ими управлять и как все-таки взять под контроль свои эмоциональные реакции.

Что такое эмоциональный менеджмент и зачем он нужен

Эмоциональный менеджмент – это способность осознавать, принимать и контролировать свои (а также чужие) эмоции. По сравнению с животными, мы обладаем более рациональным мозгом, способным к абстрактным логическим рассуждениям. Тем не менее, в отличие от Шерлока Холмса, мы не можем руководствоваться в своих решениях только чистым разумом. Хотим мы этого или нет, эмоции все равно влияют на нас. И чем просто поддаваться им, лучше понимать, как они на нас воздействуют и как мы можем управлять ими в свою пользу. Именно для этого и нужен эмоциональный менеджмент.

Кроме того, эмоции – это одна из важнейших составляющих межличностных коммуникаций, которые, в свою очередь, играют ведущую роль в достижении практически любых целей. То, как вы умеете управлять эмоциями при общении с другими людьми, может стоить вам многого. Как в позитивном, так и в негативном аспекте.

Эмоции и мозг

Почему эмоции так сильно влияют на нас и почему так сложно управлять ими? Все это имеет непосредственное отношение к структуре мозга, которую мы никак не могли бы изменить. И поэтому нам нужно к ней приспособиться.

Эмоции и интеллект контролируют разные участки мозга, которые в чем-то даже конкурируют между собой. За эмоции отвечает лимбическая система – это более глубокая и древняя структура, чем кора. Она относится к подсознательной, неконтролируемой части центральной нервной системы. В животном мире эмоции это не просто страх или радость. Это – средства для выживания. Страх заставляет бежать или сражаться; радость говорит, что вы на правильном пути к осуществлению инстинктов. Именно поэтому эмоции – это простые, непосредственные, но вместе с тем сильные реакции на внутренние или внешние стимулы. Животное должно покориться их велению.

Еще одна важная особенность, которая поможет в освоении эмоционального менеджмента – связь эмоций с памятью. Это очень тесная связь. Если что-то плохое случалось с вами ранее, ваш эмоциональный ответ на тот же стимул, вероятно, будет таким же сильным. Лимбическая система действует очень просто. У нее есть ряд признаков, по которым она соотносит конкретную ситуацию с тем, что уже было. И в соответствии с этим она выдает эмоциональную реакцию, также основанную на прошлом опыте.

Как вы понимаете, жизнь куда более сложная штука, чем это кажется нашей лимбике. И очень часто она попадает впросак. В отличие от интеллекта, который и позволил нам стать доминирующим видом. Понимание этого очень важно в эмоциональном контроле. Вам необходимо научится распознавать истинные причины возникновения тех или иных эмоций, и тогда вы сможете управлять ими.

Как контролировать эмоции

Можно выделить два основных аспекта управления эмоциями, над которым вы должны работать.

Первый – это ситуативный менеджмент. Он пригодится, если вас совсем неожиданно захватывает какая-то эмоция, и вам срочно нужно с ней справиться. Второй – это стратегический менеджмент. Далеко не всегда вы сможете справиться с эмоцией с первой попытки и избежать определенной реакции в будущем. Поэтому вам придется работать над собой в течение длительного периода времени.

Эмоциональный менеджмент – это не одноразовая акция, а ежедневный стиль жизни. Однако чтобы научиться стратегическому менеджменту, следует сначала освоить ситуативный, так что давайте немного разберемся, как именно им овладеть.

1

Ситуативный менеджмент

Ситуативный менеджмент предполагает две достаточно простые, но очень эффективные практики:

1 Остановитесь. Пожалуй, это самое трудное в эмоциональном менеджменте, но это первое, что нужно предпринять, если вас захлестнули эмоции. Далеко не всегда это сработает, но других вариантов нет. И если не получается сделать это простым волевым усилием, попробуйте быстро переключиться. Например, на свое дыхание.

Да, можно выполнить банальные 10 глубоких вдохов. Или же последовать технике «Квадратное дыхание». Сделайте вдох в течение 5 секунд, затем задержите дыхание на 5 секунд, потом выдыхайте на протяжении 5 секунд и вновь остановитесь на 5 секунд. Повторите это несколько раз.

Параллельно с этим сразу же начинайте искать причины своей эмоциональной реакции. Ваша главная задача – отключить лимбическую систему и заставить работать кору. Обдумывание ситуации как раз поможет с этим.

2 Понизьте уровень энергии. Древний возбужденный мозг не захочет сдаваться так быстро. Далеко не всегда вам необходимо устранять эмоции вообще. Иногда просто достаточно снизить накал страстей. И вот как это можно сделать.

Во-первых, необходима физическая активность. Она позволяет переключить внимание и выделяет химические вещества (эндорфин дофамин), которые помогут вам почувствовать себя лучше.

Во-вторых, требуется интеллектуальная активность. Музыка, соцсети, книги, фильмы, разговор с другим человеком – подойдет все, что загрузит ваш рациональный ум по полной.

Теперь же несколько слов о стратегическом менеджменте.

2

Стратегический менеджмент

Реализуя стратегический эмоциональный менеджмент, вы будете работать над собой всегда – даже когда ничего не чувствуете. Это скорее рефлексивная методика, которая учит по-другому воспринимать свои эмоции и реагировать на ситуацию иначе.

1 Наблюдайте за своими эмоциями и ищите их причины. Одна из причин, почему люди так плохо управляют эмоциями – склонность к слишком поспешным выводам. Неопределенность некомфортна, и мы в считанные секунды идентифицируем саму эмоцию и ее причины. Мы включаем ту самую «быструю», эмоциональную думающую систему, которая приводит к торопливым и неверным выводам.

Так что как только вы слегка остынете, постарайтесь погрузиться в себя поглубже. Задайте себе следующие вопросы:

  • Как я отношусь к этой ситуации, что я чувствую?
  • Почему у меня возникает такая реакция?
  • Что я должен делать с этим?
  • Какой эффект это окажет на меня и на других людей?
  • Что в связи с этим чувствуют другие люди?
  • Насколько мои действия соответствовали моим ценностям?
  • Что мне нужно делать, чтобы исправить это?

Мы должны научиться наблюдать и понимать эмоции, которые испытываем, не принуждая себя делать что-либо с ними. Это помогает нам сохранять равновесие. Нет необходимости мгновенно отвергать ситуации или эмоции только потому, что они неприятны. Не все неприятное плохо. Если мы можем оставаться объективными, мы способны превратить то, что кажется неудобным, во что-то продуктивное.

2 Практикуйте осознанность. Уже из самого термина можно понять, что осознанность – это отличный способ включить разум. Стараясь быть активным участником настоящего момента, мы с меньшей вероятностью попадаем в ловушку старых идей или воспоминаний, которые не имеют реального отношения к тому, что имеет место быть в настоящее время. Нам не нужно называть все, что происходит сейчас, хорошим или плохим. Мы должны приучить себя смотреть на происходящее через призму: «Прямо сейчас эта ситуация такова, какова она есть». Это не позволит лимбической системе мгновенно реагировать всплеском эмоций.

Эмоции являются продуктом древней, животной части мозга, и мы никак не можем избавиться от их влияния. Управление эмоциями не означает полный контроль над ними. Мы лишь учимся перенаправлять их энергию в другое русло или же, изучая причины их появления и свои реакции, предотвращать их возникновение. Это предполагает работу в двух направлениях – тактическом (ситуативном), когда мы быстро ликвидируем проявления эмоции, и стратегическом – когда мы анализируем свое поведение и меняем условия, которые приводят к возникновению тех или иных эмоций. Поразмышляйте об этом.

А чтобы быстро научиться управлять эмоциями и вообще работать с ними, можете пройти наш курс «Эмоциональный интеллект», где мы собрали огромное количество советов и рекомендаций на эту тему. До встречи на курсе и удачи вам!

За последнее время среди управленческих тренингов и семинаров тема эмоционального менеджмента стала одной из самых популярных и спросовых. Почему такое большое значение стало придаваться эмоциональной сфере управления, зачем эмоции нужны руководителю и как работает механизм эмоционального менеджмента – об этом серия статей.

Что такое эмоции?

В теории психологии эмоции – это отражение человеком жизненных ситуаций в форме переживаний. Помимо этого можно говорить и том, что эмоции являются средством общения между людьми и также средством влияния. Ведь когда мы что-то говорим другому человеку, он воспринимает не только содержательную сторону (смысл слов, фраз), но и саму форму подачи. Одну и ту же информацию можно сказать с разной эмоциональной окраской (спокойно, воодушевленно, агрессивно). И зачастую именно эмоциональная форма является более сильным мотивом к действию.

Вы даете указания свои сотрудникам. Например: «К концу недели все должны сделать отчет о проделанной работе». Если сказать эту фразу спокойно, люди воспримут по-деловому нейтрально. Если сказать угрожающе, то побегут делать, чтобы не получить выговор. Когда данная информация окрасится воодушевлением, то станут выполнять с ощущением, что это важно и нужно организации.

То есть, применяя разные эмоции, вы каждый раз меняете мотив человека. Эмоции и мотив — термины, имеющие общее происхождение. Оба слова происходят от латинского «motere», что означает «двигать». Эмоции дают направление, являются важнейшими мотивами деятельности или бездействия.

Поэтому умение управлять чужими эмоциями – необходимое качество современного руководителя. Появился даже такой термин, как эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект — это способность воспринимать чужие и собственные эмоции как ценные сигналы, управлять эмоциональными потоками и собственной мотивацией с целью повышения индивидуальной эффективности и эффективности организации.

Естественно, для того, чтобы управлять чужими эмоциями, руководитель для начала должен научиться управлять своими. Прежде чем перейти непосредственно к управлению, давайте разберемся в истоках.

Откуда берутся эмоции?

Когда человек рождается, у него почти нет эмоций, по крайней мере, их внешнего проявления. Малыш лишь плачет, если ему дискомфортно. Потом, глядя на родителей, он потихоньку начинает отображать улыбку, удивление, недовольство. Дальше ребенок начинает замечать, что, если он плачет, мама тут же бежит к нему. А если он начинает кричать, то мама обращает на него внимание, успокаивает, берет на ручки. С этого момента человечек начинает управлять. То есть плачет не потому, что ему плохо, а для того, чтобы получить внимание.

И, если папа вместо внимания показывает кулак на его плач, то папой он будет управлять по-другому.

К определенному моменту времени у каждого появляется некий «репертуар» эмоций, с помощью которых нам удается мотивировать людей (управлять ими). Чем шире этот «репертуар», тем лучше. Поэтому каждый раз, начиная и продолжая общаться с отдельно взятым субъектом, мы либо интуитивно, либо осознанно пробуем разные способы эмоционального воздействия на него.

В чем причины не успешности?

Шаблонность

Если (а это бывает чаще) наш «репертуар» достаточно ограничен, то ко всем людям мы начинаем применять одни те же способы

Отсюда берутся руководители, которые со своими подчиненными могут работать лишь на страхе. Постоянно их стращают и запугивают
Отсюда берутся подчиненные, которые вечно жалуются и страдают – они по-другому не умеют заявить о том, что их что-то не устраивает

Действительность

Используя ту или иную эмоцию, мы действительно начинаем ее переживать. Всей душой, до самых глубин.

Руководитель агрессивно и негодующе отчитывает подчиненного, который допустил серьезную ошибку в работе. И после этого хватается за сердце и пьет успокаивающие капли.

И получается, что не мы управляем своими эмоциями. Не мы управляем с помощью эмоций нашими подчиненными. А… эмоции управляют нами, а заодно и нашими подчиненными. Ну, и всей организацией в итоге.

Эмоциональный менеджмент дает механизмы управления собственными эмоциями таким образом, что наши эмоции становятся инструментом воздействия, а не следствием. Помогает расширить эмоциональный репертуар так, чтобы каждого своего сотрудника управленец мог мотивировать исходя из эффективности, уместности и целесообразности каждого случая и каждой эмоции.

Понимаете, что коллектив нужно «построить». Собираете всех на совещание, сознательно делаете себе эмоцию возмущения, выдаете ее подчиненным. И, улыбаясь и насвистывая, едете домой без следа негатива в душе. А наутро пришли, воодушевили на дружную командную работу, всех похвалили не потому, что у вас хорошее настроение. А потому что это эффективно. Это работает!

В следующей статье мы рассмотрим, каким образом можно научиться управлять своими эмоциями. Удачи вам, эффективных эмоций и дружной команды!

УПРАВЛЯЙТЕ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ

В предыдущей статье мы рассмотрели такое понятие, как эмоции, откуда они берутся и зачем они нужны руководителю. И пришли к выводу о том, что эмоции – это инструмент управления другими людьми. И, прежде чем начать управлять эмоциями сотрудников, логичным шагом будет управление собственным эмоциональным состоянием.

Автором следующей теории является мой учитель и наставник Н.И. Козлов. Я же лишь переведу данную теорию в область практической организационной деятельности.

Установки и верования

В процессе жизни у каждого из нас складываются некие взгляды на жизнь, по-другому их можно назвать установками и верованиями. Отличить их очень просто: они всегда соответствуют шаблонам «Так быть не должно» и «Должно быть только так»

Типовые установки руководителя относительно подчиненных:

Сотрудники должны выполнять свою работу
При этом слушаться руководителя
Обязательно уважать
Соответственно, не повышать голоса и грубить
Болеть за общее дело
И многое другое (напишите свои!)

Поэтому, когда мы видим, что наши установки не работают, то начинаем переживать, волноваться и выплескивать свои возмущения на подчиненных

Как ты можешь мне перечить? Почему не сообщил мне о том, что задержишься?

Что делать?

Отследите все свои установки и верования относительно того, какие должны быть сотрудники, как должна идти деятельность, куда может двигаться организация и так далее. И попробуйте принять то, что может быть все! Потому что каждая такая установка – это очередная причина для возникновения той или иной эмоции.

Только не путайте, пожалуйста, внутреннее принятие с внешним действием. Сотрудник может вас не уважать, и это не повод для беспокойства. Это повод для того, чтобы показать ему, за что он должен вас уважать. Запланированное и многообещающее мероприятие может не принести никакой отдачи, и негодование здесь только отравит вам жизнь. Спокойно проанализируйте происшедшее, посмотрите, с какими установками вы столкнулись и сделайте вывод на будущее.

Видение реальности

Есть реальность – некие факты, которые происходят в окружающем мире. А есть наше видение реальности. Один и тот же факт реальности каждый из нас видит по-своему. Например, вы задумали провести интересную акцию для своих клиентов и ожидали, что она принесет прибыль. А вместо этого получилось только много финансовых и временных расходов. Для кого-то это полный крах, потеря уверенности в себе и своих людях. Для другого — нормальная бизнес-ситуация, мол, «и не такое бывает». А для кого-то хорошая новость – значит, акции мы больше делать не будем, так как это не работает. И, слава Богу, что сейчас мы отделались «малой кровью». А если мероприятие было бы еще глобальней и серьезней?

Во многом наша интерпретация ситуаций напрямую зависит от наших привычек (я всегда реагирую отрицательно на любую неудачу) и от воспитания (мой предшественник переживал всегда, когда что-то не получалось)

Что делать?

Возьмите для примера какую-то ситуацию, которая вас совсем недавно сильно возмутила. И попробуйте посмотреть на нее «другими глазами». Например, не возмущаться, а удивляться, или радоваться — чему здесь можно порадоваться? Да-да, наше сознание делает вид, что не замечает здесь ничего радостного. Приучите себя вычерпывать плюсы и уроки из любой ситуации! Во-первых, это процесс логический. А логика убивает любые эмоции. А во-вторых, вы приобретете привычку реагировать эмоционально-положительно на все.

Хотя самый лучший вариант – не реагировать никак. То есть сохранять полное спокойствие до тех пор, пока вы не решите, как вам отреагировать… эффективно. Например, капризный сотрудник только и ждет, чтобы вывести вас или кого-то еще на конфликт. Подумайте: как, сохраняя внутреннее спокойствие и не поддаваясь на его манипуляции, повоздействавать так, чтобы он стал нормально работать? То есть – какую эмоцию вам надо задействовать, чтобы достичь своей цели.

Выгоды

Все эмоции нам зачем-то выгодны. Только эти выгоды мы зачастую не можем осознать.

Или боимся

Под вашим руководством провалилась рекламная акция. Вы переживаете, возмущаетесь. И это видят все. Вопрос: зачем вам, руководителю, это может быть выгодно? Думаю, что вы сами уже догадываетесь.

И даже если никто не видит, это выгодно вам лично. Ну, я же переживаю, я виноват!

Что делать?

Честно осознавать все выгоды. И думать о том, что будет выгодно не только мне. Но и моим сотрудникам (научить их спокойно встречать трудности), моим клиентам (главное люди, а не деньги), моему шефу (я не нытик, а уверенный в себе менеджер), моей организации (на таких людях держится мир, поэтому мы справимся!)

Итак, резюмируя все вышесказанное. Для того, чтобы научиться управлять своими эмоциями:

Отследите все установки и верования и принимайте людей и ситуации такими, какие они есть. Внутри. Но если внешне эффективнее кричать – кричите.
Приучите себя выбирать свою реакцию на ситуации. Это может быть радость, но лучше всего – спокойствие. Помните, привычки – это рабство.
Делайте выгоды от эмоций еще выгоднее. Достигайте при этом нужных вам целей.

И тогда у вас есть шанс стать более спокойным и эффективным руководителем, поведение которого трудно предсказать, а соответственно и трудно манипулировать. И самое главное – ваше здоровье. Ведь оно нужно вам и вашей команде. Здоровой вам команды!

УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ СОТРУДНИКОВ

В предыдущей статье мы рассмотрели механизмы управления собственными эмоциями. Данный навык необходим всем, кто так или иначе в своей профессиональной деятельности взаимодействует с другими людьми. И в первую очередь, руководителям. Ведь от их грамотного управления зависит, как будут использоваться эмоциональные ресурсы организации. Поэтому в этой статье речь пойдет об управлении эмоциями своих сотрудников, а соответственно, и всей организацией в целом.

К числу эмоциональных ресурсов организации относятся:

Энергетический ресурс
Ценностный ресурс
Информационный ресурс
Мотивационный ресурс

Энергетический ресурс эмоций

Все эмоции дают энергию, за счет которой человек действует. И направляет эту энергию на достижение целей. Какие-то эмоции способствуют тому, что сотрудники начинают вкладывать полученную энергию в цели организации, другие эмоции дают энергию, не связанную с целями компании, третьи вообще могут привести к бездействию.

Задача руководителя – понять, какие эмоции на данном этапе должны проявляться у подчиненных в зависимости от целей. Например, если целью является привлечение новых клиентов, то базовыми эмоциями могут стать радость, воодушевление. Если компания борется на конкурентном рынке за выживание, то злое упорство. Когда сотрудники часто испытывают страх, тревогу, неуверенность, они стремятся удалиться от источника дискомфорта, и в организации наблюдается текучесть кадров.

И ведь такие эмоции тоже могут соответствовать задачам руководства. Например, если в компании предполагается сокращение, и необходимо оставить самых сильных и самых лояльных

Поэтому политикой управления персоналом в общем, и различными мероприятиями в частности вы можете управлять энергией, которую дают эмоции ваших сотрудников.

Ценностный ресурс эмоций
Для каждого человека эмоции и отношения, которые вызывают эмоции являются ценностью. И почти все сотрудники ценят свою работу и свою организацию за эти отношения, и эти эмоции.

Например, многие ценят радость общения, гордость за успехи компании, дискомфорт от критики, которая несет развитие

Да-да, многие ценят не только отрицательные, но положительные эмоции, ведь они, в конечном счете, конструктивны и влияют на человека положительно.

Как, например, волнение только помогает оратору сделать свою речь искренней и эмоциональней

Поэтому, предоставляя сотрудникам возможность испытывать ценностные для них эмоции, организация поднимает свою ценность в глазах своих людей.

Информационный ресурс эмоций
Каждая эмоция несет информацию о своем источнике. Если сотрудники тревожатся, значит им, возможно, не хватает стабильности, видения перспектив, осведомленности. Наличие тоски или грусти может быть признаком затянувшейся стабильности, то есть застоя. Напряжение говорит о скрытых конфликтах. И так далее.

Зачастую руководитель либо не обращает внимание на такого рода информацию, либо интерпретирует ее неправильно.

И обращается к нам провести тренинг командообразования, чтобы «встряхнуть» людей. Вместо того, чтобы разрешить имеющиеся конфликты.

Поэтому эмоции являются лучшим информатором для руководителя об обстановке и делах в организации. Ведь люди многого не могут сказать. Зато как умеют и любят показывать. Наблюдайте!

Мотивационный ресурс эмоций

Получая информацию из эмоций, направляя энергию эмоций в нужное русло и давая возможность проявлять ценностные ресурсы, мы мотивируем человека работать. Так как надо нам. Туда, куда нужно организации. То есть:

Вы, как руководитель, считываете информацию с эмоционального фона коллектива в целом и ключевых сотрудников в частности
Определяете, какие эмоции являются для этих людей ценностными и способствуете тому, чтобы люди их испытывали достаточно часто.
Это ведет к повышению мотивации
Запускаете необходимые эмоции, которые ведут к выработке энергии определенной направленности. Которая, кстати, ведет к результатам. А результаты, в свою очередь, также являются мощным мотиватором отдельно для каждого и всей команды в целом.

Собственно, мы и подошли с вами к пониманию, что же такое эмоциональный менеджмент. Менеджмент может регулировать и использовать энергию, ценность, информативность и мотивирующий потенциал эмоций для повышения эффективности организации и повышения надежности работы. Это и называется эмоциональным менеджментом.

Ольга Полещук. Директор тренингового центра «Команда». Тренинг-консультант. Эксперт по вопросам формирования, управления и развития команд.

Вместе к успеху!

Эмоциональный менеджмент: как управлять собой и обходиться с эмоциями сотрудников?

Время на прочтение
4 мин

Количество просмотров 5.9K

Ежедневные изменения, происходящие в мире, сейчас тревожат всех, они касаются разных сфер нашей жизни, но не каждый человек может этим с кем-то поделиться и открыто выразить свои чувства относительно ситуации. Люди придерживаются массы вредных установок, например, о том, что эмоциям на работе не место или, выражение чувств — это признак некомпетентности. Сотрудники тщательно скрывают эмоции, предполагая, что проявление их в офисе будет воспринято отрицательно. Но выражение чувств и умение управлять ими, напротив, может способствовать развитию доверительных отношений в коллективе, повышению личной эффективности и достижению общих корпоративных целей. О том, как научиться принимать и контейнировать эмоции, а также развивать «эмоциональную компетентность» расскажу я — Антон Кушнер, генеральный директор платформы корпоративного благополучия «Понимаю».

Контейнирование — что это?

Противоречивые чувства, вытесненные в бессознательное, могут стать стартом для эмоциональных реакций. Эмоциональный фон отражается на продуктивности каждого человека. Накопленные эмоции рано или поздно все равно находят выход, тогда случается неуправляемый взрыв, который, например, руководителям мешает принимать взвешенные решения, а сотрудникам справляться со своими задачами. Если копить, подавлять и складировать эмоции нельзя, то как поступить? Проявляйте чувства, не разрушая себя и коллег — контейнируйте эмоции.

Зашкаливающие чувства являются результатом их регулярного подавления. Как правило, такое состояние заставляет человека ощущать себя опустошенным и обессиленным. Контейнирование — это способность интерпретировать свои чувства и проживать их в естественном для себя темпе, принимая себя в любом эмоциональном состоянии, не испытывая страха и стыда за эти «неуместные переживания». Каждый из нас имеет право на свою точку зрения, поэтому терпимость в принятии и осознании эмоций у себя и окружающих — важная и нужная черта для любого человека. Необходимо работать над повышением чувства собственного достоинства и осознанием своей ценности, разрешать себе чувствовать то, что рождается внутри и учиться понимать причины своих реакций.

Как развивать эмоциональную компетентность?

Навык распознавания своих чувств и эмоций окружающих полезен руководителям компаний. Благодаря ему они могут достигать поставленных целей в жизни и на работе. Способность осознавать чувства свои и подчиненных является необходимой составляющей развития кадрового потенциала, а также совершенствования soft skills у работодателя. Развитый эмоциональный интеллект позволяет находить общий язык с другими людьми, принимать решения и экологично реагировать на негативные ситуации. На рынке сегодня существуют специальные программы для руководителей по умению идентифицировать у себя и у подчиненных наличие психологических проблем и правильно их адресовать. Подобные программы также могут быть разработаны HR-руководителем в компании. Управленцам важно фиксировать ментальные проблемы сотрудников, замечать, когда они рассеяны, апатичны, или, наоборот, с трудом справляются с гневом и агрессией, и направлять их за специализированной помощью. Важно понимать, что успех любой компании зависит от эмоционального настроя сотрудников.

Сотрудникам важно развивать эмоциональную компетентность, чтобы вовремя осознавать эмоциональные импульсы и провокации своего мозга, подсказывать ему, что делать нужно и как поступать не следует. Результатом этого станут не только правильные действия и верные решения, но спокойствие и внутренний баланс, устойчивость. Для этого важно научиться отделять чувства от себя и оценивать ситуацию, спровоцировавшую их. Если вы испытываете гнев, сделайте дыхательную практику или медленно посчитайте до десяти. Это базовые рекомендации, которые полезны для любого человека.

Ментальные маркеры

Можно выделить ряд личностных качеств, которые полезны как руководителям, так и подчиненным. Они позволяют людям, обладающим ими, продуктивно работать, повышать собственную эффективность и сохранять ментальное здоровье.

1. Самообладание

Это умение контролировать собственное поведение, сохранять внутреннее спокойствие, не предавать свои внутренние ценности в самых сложных эмоциональных и критических ситуациях, а также воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях. Любому человеку такое качество позволит оставаться в строю для достижения глобальных целей на длинных дистанциях.

2. Самосознание

Это навык осознания человеком самого себя. Сотрудник, понимающий свои потребности и желания, мысли, эмоции и мотивы, способен принимать верные решения в рамках рабочих задач.

3. Мотивация

Это некий двигатель, который не дает человеку сойти с намеченного пути несмотря на вероятные трудности. Мотивированный специалист хорошо понимает, почему и ради чего он работает, осознает спектр своих задач и их ценность в разрезе компании и специфики ее деятельности.

4. Эмпатия

Способность сопереживать и распознавать эмоции других людей — одна из главных составляющих эмоционального интеллекта. Эмпатия помогает выстраивать личные и рабочие коммуникации, сплачивать команду, мотивировать ее и благодаря этому добиваться общих целей.

5. Коммуникабельность

Коммуникабельные люди быстро находят решение проблем в быту и на работе. Чётко формулируют и доносят до руководства проблемы коллектива, тем самым заслуживая признательность коллег. В целом это качество способствует налаживанию связей с партнерами и клиентами, а также, даже при неблагоприятных обстоятельствах, проведению успешных переговоров.

#статьи


  • 0

Эмоции зашкаливают… Как научиться ими управлять

И успокоиться в сложной жизненной ситуации. Советы психологов.

Кадр: фильм «Женщина в окне»

Вита Василенко

Не определилась, какие темы нравятся больше, поэтому пишет обо всём: от советов по самообразованию до социальных проблем. Обожает интервью и репортажи.

В стрессовой ситуации бывает сложно управлять своими эмоциями. В этом состоянии мы часто совершаем поступки, о которых потом жалеем. Психологи и спикеры курса «Наши эмоции: учимся понимать, выражать и управлять ими» Ирина Ушкова и Артур Абраменков рассказали, как взять себя в руки, когда эмоции зашкаливают.

Потому что иногда мы действуем на основе чувств и эмоций, не оценив ситуацию рационально.

Сдерживать и подавлять эмоции нельзя, а вот научиться их регулировать — можно и нужно!

Эмоция — это реакция организма на происходящее. Мы испытываем эмоции постоянно, и это нормально, ведь они возникают автоматически и помогают нам регулировать поведение: например, побуждают прятаться, если мы испытываем страх; заботиться, если чувствуем любовь; или спорить, если сталкиваемся с обидой.

Клинический психолог Ирина Ушкова рассказывает, что если подавлять эмоции, то можно потерять контакт с собой и столкнуться с такими проблемами, как непонимание собственных чувств, неспособность их выражать, постоянное подавленное состояние и психосоматические заболевания.

Плохих эмоций нет, любая эмоция в разных ситуациях может быть полезной.

Допустим, начальник заставил вас в очередной раз переделывать отчёт. Вы разозлились, накричали на него, и теперь вас могут уволить. Но эта злость могла подтолкнуть вас не к скандалу с руководством, а к тому, чтобы начать эффективно защищать свои личные границы — обсудить с начальником, почему у вас не получается сделать отчёт, попросить больше времени или ресурсов и обозначить, что вам не нравится тон, в котором с вами говорят.

И в том, и в другом случае вы выразили эмоции. Но в первой ситуации они привели к неэффективному поведению, которое не решит конфликт с руководством.

Нет, неэффективное поведение можно предотвратить. Важно научиться прислушиваться к себе и как можно раньше понимать, что ваше самочувствие близко к кризисному состоянию.

«Кризисное состояние возникает в ответ на значимую психотравмирующую ситуацию. Для каждого такие ситуации индивидуальны, — объясняет клинический психолог Артур Абраменков. — Это может быть сокращение на работе, потеря дохода, развод или расставание с партнёром, болезнь, событие в стране или мире».

Ситуация, которая провоцирует кризисное состояние, характеризуется тремя параметрами:

  • имеет негативные последствия;
  • требует, на первый взгляд, незамедлительных решений;
  • вызывает огромное желание выйти из неё любым способом, в том числе с помощью деструктивного поведения — например, если говорить о предательстве, то это может быть желание отомстить, ударить, нагрубить и так далее.

  • Остановитесь, не дайте панике овладеть вами. Возьмите паузу, не реагируйте сразу, не принимайте решений прямо сейчас.
  • Нормализуйте дыхание. Сделайте глубокий вдох, а затем медленно выдохните, чтобы снизить физическую реакцию организма на стресс.
  • Действуйте. Теперь, когда вы успокоились, поступите рационально — попытайтесь смоделировать все варианты исхода из ситуации (и плохие, и хорошие), подготовьте план действий на все случаи.

В этом случае необходимо запустить работу парасимпатической нервной системы, которая отвечает за внутреннее спокойствие.

Вот несколько советов, как это сделать:

  • Займитесь спортом. Уделите 5–30 минут этому и заставьте себя утомиться. Организм также сделает всё, чтобы избавиться от усталости и неприятных симптомов.
  • Отвлекитесь. Подумайте о том, что вас окружает прямо сейчас. Можно сделать упражнение: сядьте в удобную позу и, концентрируясь на отдельных частях тела, напрягайте их на 5–7 секунд, а затем медленно расслабляйте. Это поможет переключиться с мыслей на ощущения в теле.
  • Дышите. Попробуйте дышать глубоко, концентрируясь на процессе вдоха и выдоха. Или используйте метод «четыре квадрата» — на четыре счёта сделайте вдох, затем на четыре счёта задержите дыхание, выдохните и снова задержите. Цель та же: снизить влияние стресса на организм, отвлечься от негативных переживаний.
  • Попробуйте метод когнитивного реконструирования. Он заключается в том, чтобы постараться найти положительное в неприятных жизненных обстоятельствах.

Помните, что эти инструменты нужны для того, чтобы помочь себе в данный момент, но они не решат ваших проблем изнутри. Если тревога не отступает долго, стоит обратиться к психологу.

Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.

Узнать больше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Паста themra инструкция по применению отзывы пациентов
  • Лозартан канон инструкция по применению при каком давлении можно принимать
  • Вентолин аэрозоль для ингаляций инструкция по применению взрослым цена
  • Руководство по эксплуатации комбайна нова 340
  • Стиральная машина аристон mvsb 6125 инструкция