Руководство движением судов

При
подходе к портам, плавании в узостях и
в зонах разделения движения, проводка
судна осуществляется лоцманом и службой
управления движения судов (СУДС).

СОЛАС-74
в главе Y
Безопасность мореплавания в Правиле
12

так определяет назначение СУДС:

Службы
управления движением судов

1).
Службы управления движением судов
(СУДС) способствуют безопасности
человеческой жизни на море, безопасности
и эффективности судовождения и защите
морской окружающей среды прилегающих
береговых районов, мест проведения
работ и морских сооружений от возможного
неблагоприятного воздействия морского
судоходства.

2).
Договаривающиеся правительства обязуются
учреждать СУДС там, где, по их мнению,
интенсивность судоходства или степень
опасности оправдывают наличие таких
служб.

3).
Договаривающиеся правительства,
планирующие и внедряющие СУДС, должны,
насколько возможно, следовать положениям
Руководства, разработанного Организацией.
Использование СУДС может быть обязательным
только в районах моря, находящихся в
пределах территориального моря
прибрежного государства.

4).
Договаривающиеся правительства прилагают
усилия по обеспечению участия в службах
и выполнения положений Руководства
судами, имеющими право плавания под их
флагом.

5).
Ничто в данном правиле или в связанном
с ним руководстве, принятом Организацией,
не предопределяет права и обязанности
правительств по международному праву
или правовому режиму проливов, используемых
для международного судоходства, и
архипелажных морских коридоров.

Ранее
ММО своей резолюцией А.578(14) от 20 ноября
1985 года приняла «Руководство по службам
управления движением судов» и рекомендует
пользоваться услугами Служб Управления
Движением Судов (СУДС). СУДС могут быть
созданы для:

  • оказания
    помощи в судовождении в соответствующих
    районах,

  • организации
    судоходства для облегчения движения
    потока судов в районе СУДС,

  • обработка
    сведений о судах, осуществляющих
    плавание в данном районе,

  • участие
    в спасательной операции при аварии,

  • содействие
    деятельности, связанной с судоходством.

СУДС
целесообразны на подходах к порту и
подходным каналам к нему в районах,
имеющих следующие особенности:

большая
интенсивность движения судов,

движение
судов, перевозящих вредные и опасные
грузы,

сложность
района плавания в навигационном
отношении,

наличие
узких фарватеров и каналов,

уязвимость
окружающей среды в районе заповедников
и курортных зон.

В
СУДС входят следующие элементы:

а)
организация СУДС, в центры которой
входят средства связи, в том числе и
оборудование для использования на
международных частотах бедствия,
обзорный радиолокатор для осуществления
своих функций операторами системы;

б)
суда, пользующиеся услугами СУДС и
имеющие современное навигационное
оборудование и аппаратуру связи.
Установлено, что решающим в отношении
обеспечения безопасности мореплавания
в зоне обслуживания остается мнение
капитана судна.

в)
связь. При проводке судов основным
средством связи является УКВ радиостанция,
которая может дублироваться или
дополняться. Число необходимых каналов
для связи зависит от количества операторов
СУДС и должно быть минимальным. Для
связи используется язык, позволяющий
понимать друг друга и СУДС и судна.

В
функции СУДС входит:

а)
сбор данных, которые содержат информацию
по обстановке на фарватере. При этом
используются средства связи и
соответствующее оборудование
(гидрологические и метеорологические
датчики, РЛС, УКВ радиопеленгатор),

б)
несение слуховой вахты на частотах
бедствия,

в)
прием судовых сообщений,

г)
получение сообщений о состоянии судов
(корпус, механизмы, оборудование,
комплектность экипажа, качество
перевозимого груза).

д)
оценка информации, в которую включают
контроль соблюдения судами установленных
правил плавания, оценка общей ситуации
движения, оценка обстановки на фарватере
(состояние СНО, гидрологические и
метеорологические факторы), координация
потока информации и распределение
соответствующих сообщений, сбор
информации в статистических целях.

е)
исполнение обязанностей службы
информации, которая передает в
установленные сроки по радио сведения:

  • о
    судах на фарватере и их намерениях,

  • о
    состоянии видимости,

  • обмен
    информацией с судами по всем вопросам,
    относящимся к безопасности судоходства,
    таким как,


ИМ, положение СНО, гидрометео информация,


предупреждение судов о препятствиях
для плавания (наличие малых судов,
скопление рыболовных судов, судов
занятых специальными работами).

ж)
оказание помощи в судовождении через
службу, созданную для этих целей. Она
работает по запросу судов для оказания
помощи судам оказавшимся в затруднительном
навигационном положении и в случаях
неисправности оборудования или механизмов
судов.

з)
планирование движения судов для
предупреждения развития опасных ситуаций
и обеспечения безопасности мореплавания,
установление путей, которыми надлежит
следовать и ограничений скорости на
различных участках зоны, назначение
мест якорной стоянки. Организация
движения осуществляется путем выдачи
рекомендаций или указаний. В особых
обстоятельствах СУДС требует от судна
изменения плана следования, которые
будут заключаться в:

  • изменении
    времени прохождения следующей контрольной
    точки,

  • назначении
    дополнительных точек передачи сообщений,

  • указании
    нового пункта назначения,

  • задержке
    в определенном месте,

  • требовании
    не входить в район СУДС,

  • требовании
    остаться у причала,

  • требовании
    следовать определенным путем.

и)
содействие деятельности, связанной с
судоходством, заключается в координации
потока информации распределение ее
между заинтересованными участниками,
содействие деятельности организаций
по обслуживанию судов (лоцманская,
портовая службы, службы контроля
безопасности мореплавания и охраны
окружающей среды, МСКЦ).

Проводка,
как правило, обязательная, осуществляется
пассивными либо активными методами.
СУДС устанавливает режим движения
судов: односторонний или двухсторонний.
При пассивном методе по запросу с судна
СУДС может сообщить ему место в полярных
или географических координатах, курс
в любую точку обслуживаемого района,
смещение с оси фарватера, положение
других судов, представляющих потенциальную
опасность. Если судно ожидает разрешения
на заход и стоит на якоре по другим
причинам, СУДС предупреждает о дрейфе
судна, движении льдов. При активном
методе, что используется намного реже,
управление маневрами судна выполняет
оператор СУДС по радиотелефону, в виде
команд по коррекции курса и скорости.

Соседние файлы в папке УМБС

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

I. Служба информации о движении судов

Служба информации о движении судов предоставляет пользователям информацию двух видов:тактическую информацию о движении (ТИД) и стратегическую информацию о движении (СИД).

Тактическая информация о движении, которая позволяет судоводителям и береговым диспетчерским службам принимать оперативные решения, касающиеся судовождения в реальных условиях движения судов на ограниченном географическом пространстве.
Получение ТИД функционально связано с понятием обнаружения и отслеживания судов.

Тактическая информация о движении реализуется на основе «Международного стандарта для систем обнаружения и отслеживания судов на внутренних водных путях. Резолюция ЕЭК ООН № 63 от 14.11.2014 г.».

Системы обнаружения и отслеживания судов должны предоставлять пользователям следующую информацию:
— идентификация судна;
— название;
— местоположение (на текущий момент);
— путь относительно земли/ направление следования;
— ограничения в отношении района плавания;
— пункт назначения/предполагаемый маршрут;
— тип судна/состава;
— размеры (длина и ширина);
— в грузу/порожнем;
— число людей на борту (в случае аварии);
— навигационный статус (на якоре, у причала, на ходу, плавание ограничено особыми условиями и т.д.).

Танкер-химовоз «Япет», по АИС 30 августа 2020 года

Системы обнаружения и отслеживания судов используют следующие информационные технологии:
— радиосвязь, в том числе:
· речевую (голосом);
· электронные судовые сообщения.
— радиолокация;
— видеонаблюдение;
— по технологии автоматизированных идентификационных систем (АИС).

Из вышеперечисленных информационных технологий наибольшее значение в получении ТИД в настоящее время приобретает технология автоматизированных идентификационных систем (АИС).

Суда, оборудованные аппаратурой АИС, находясь в открытом море или на внутренних водных путях, регулярно передают в диапазоне ОВЧ морской подвижной радиослужбы стандартные сообщения, содержащие информацию о судне, его координатах, курсе, августа векторе скорости, опасном грузе на борту, порте назначения, времени прибытия, и другую информацию.

На судах и береговых диспетчерских пунктах информация АИС совмещается с электронной картой, при этом образуется картина движения (trafficimage).
«Картина движения» является основой для получения тактической информации о движении.

Текущая позиция танкера-химовоза «Япет». 30.08.2020 г.

II. Диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях РФ

Основные понятия и определения Концепции РИС, в российских нормативно–технических документах «впрямую» не используются.

На внутренних водных путях Российской Федерации используются национальные нормативные документы, обычно именуемые правилами диспетчерского регулирования движением судов, правилами движения и стоянки судов, правилами пропуска судов через гидротехнические сооружения.
В то же время очевидна схожесть правил, процедур и используемых информационных технологий в Службах движения судов в странах Западной и Центральной Европы и Российской Федерации.

Основные нормативные документы по диспетчерскому регулированию движением судов
1. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации. Утверждены приказом Минтранса России от 19 января 2018 года N 19. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 марта 2018 года, регистрационный N 50283
2. Порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации. Утверждены Приказом Минтранса России от 01.03.2010 г. № 47. Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 апреля 2010 г. N 17010
3. Правила пропуска шлюзов через шлюзы внутренних водных путей.Утверждены Приказом Минтранса России от 3 марта 2014 г. № 58. Зарегистрировано в Минюсте России 30 июля 2014 г. N 33349

Диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте – администрациями бассейнов внутренних водных путей, во всем бассейне или на отдельных участках внутренних водных путей бассейна (регулируемых участках).

Для выполнения всех задач диспетчер, регулирующий движение судов, должен иметь возможность прямой оперативной радиосвязи с судами, а также современные средства мониторинга судопотока.

Основная задача диспетчера движения– получить картину движения (trafficimage) в зоне своей ответственности.

Для этого используются основные технологии получения данных о движении судов:
– Система ОВЧ–радиосвязи (*);
– Радиолокационный контроль акватории;
– Мониторинг движения по технологии АИС;
– Система судовых сообщений (голосовых или электронных).

(*) ОВЧ–очень высокие частоты – диапазон частот, используемых для радиосвязи речного флота.

Информационное обеспечение диспетчерского пункта регулирования движением судов

Диспетчерское регулирование движением судов осуществляется, как правило, не повсеместно на всех участках водного пути, а только на сложных для судоходства участках, например в узкостях, на шлюзах, на участках с односторонним движением.

Размещение диспетчерских пунктов регулирования движением на Волго–Балтийском водном пути

Основным рабочим «инструментом» диспетчера движения является график подхода судов в своей зоне ответственности, или дислокация.
На графике указываются название судна, судовладелец, арендатор, судовой агент, количество пассажиров, род и количество груза, пункты отправления и назначения судов.

График подхода судов формируется заблаговременно на основе информации, поступившей в письменном виде: по факсу, электронной почте или по телефону.
Фактическая дислокация судов на данный момент времени определяется путем радиопереговоров и с помощью технических средств радиолокации и АИС.

Наряду с ведением графика подхода в бумажном виде в последние годы получили развитие компьютерные системы «электронной дислокации».
Информация о подходе судов представлена в табличном виде, где суда разделены по двум группам: «суда вверх (по течению)» и «суда вниз (по течению).

Пример: Электронная дислокация(Волго–Балт)

Диспетчерская движения Санкт–Петербург

Для иллюстрации процесса взаимодействия диспетчера движения с судном приведена стенограмма радиопереговоров диспетчера Череповецкого района водных путей и судоходства (радиопозывной «Череповец–4») с пассажирским судном «Константин Симонов» 28 мая 2017 года:
Подобные переговоры ведутся при регистрации прохождения судна контрольной точки, в данном случае, при прохождении г.Череповца на Нижней Шексне.
— Судно:«Череповец 4» –«Константин Симонов»;
— Диспетчер: На связи, доброй ночи!;
— Судно: Доброй ночи ! Пасажирский «Константин Симонов». Отметьте прохождение. Следуем рейсом Москва–Кижи–Петрозаводск–Валаам и назад в Москву круговым рейсом. На борту 109 туристов, 98 экипаж, осадка 3 метра, компания «Водоход».
— Диспетчер: Все поняла, спасибо. Счастливого пути!
— Судно: Спасибо, Вам всего доброго!

Другая ситуация взаимодействия диспетчера движения с судном иллюстрируется стенограммой радиопереговоров в диспетчерском пункте «Свирица».
Диспетчер движения (радиопозывной «Свирица–3») регулирует прохождение судов в сложном для судоходства участке при впадении реки Свирь в Ладожское озеро.
В радиопереговорах участвуют диспетчер, суда «Очарованный странник» и «Волго–Дон 5075»:
— Судно:«Свирица–3» – «Очарованный странник»!;
— Диспетчер:«Очарованный странник» – слушаю Вас;
— Судно:Через полчаса подойдем к приемному;
— Диспетчер: Хорошо, полным ходом подходите, полным;
— Судно:Хорошо, принято;
— Диспетчер:«Волго–Дон 5075»!;
— Судно: на связи «5075»;
— Диспетчер:с озера подходит«Очарованный странник», через полчаса начнет подъем. Где–то минут на 55 рассчитывайте ход закрытого участка;
— Судно: Ясно, принято;
— Диспетчер: Вам в принципе столько же идти.Подскажите, прогноз погоды получили?;
— Судно: Да, прогноз принят;
— Диспетчер: Хорошо. Фамилия капитана, ограничения по волне, готовность к переходу в озеро?
— Судно:К переходу по озеру подготовлен, капитан Фатеев, класс «М2,5»;
— Диспетчер:Хорошо. После подъема «Очарованного странника» пойдете сразу на спуск;
— Судно:Принято!;
— Судно:«Свирица 3» – «Очарованный странник»!
— Диспетчер:«Очарованный странник» – добро на подъем;
— Судно: Начали подъем !;
— Судно:«Свирица 3» – «Очарованный странник»!
— Диспетчер:«Очарованный странник» – слушаю;
— Судно: Закончили подъем;
— Диспетчер:Добро ! «Волго–Дон 5075» – «Свирице 3»;
— Судно: на связи «5075»;
— Диспетчер: вам добро на спуск и выход в озеро. Диспетчер Куликов;
— Судно: Принято! Капитан Фатеев.

Так же, как и на других участках регулирования движением судов, график подхода судов к шлюзу формируется заблаговременно на основе информации, поступившей в письменном виде: по факсу, электронной почте или по телефону с последующей записью в график.

В дальнейшем связь с судами на подходе и непосредственно в процессе шлюзования осуществляется с использованием голосовой радиосвязи в ОВЧ диапазоне, по следующим правилам:
в границах шлюза или шлюзованного участка судовые радиостанции должны быть переключены на канал радиосвязи диспетчера шлюза. На этом канале радиосвязи ведутся переговоры, относящиеся только к пропуску судов через шлюз и обеспечению безопасности плавания;
все переговоры между судами и диспетчером шлюза по радиосвязи, относящиеся к пропуску через шлюз и обеспечению безопасности плавания в границах шлюза или шлюзованного участка ВВП, должны фиксироваться автоматической звукозаписью. Записи радиопереговоров подлежат хранению в течение трех месяцев;
при пропуске судна через шлюз капитан (вахтенный начальник) судна должен поддерживать постоянную связь по радиосвязи с диспетчером шлюза.

Для иллюстрации процесса взаимодействия диспетчера шлюза с судном приведем стенограмму радиопереговоров при шлюзовании теплохода «Очарованный странник» в Нижнесвирском шлюзе 10 августа 2015 г.

Фото: Нижнесвирский шлюз. «Волгонефть — 146», июль 2020

— Судно:«Нижнесвирский шлюз» – «Очарованный странник»!;
Шлюз:«Очарованный странник» – слушаю Вас;
— Судно: Добрый вечер! Судно подготовлено к шлюзованию. Подхожу снизу к подходному каналу;
Шлюз: Добрый вечер! Шлюз подготовлен для Вас. Ошвартуйтесь правым бортом, носовой четвертый;
— Судно: Правый борт носовой четвертый, добро;
Шлюз: «Очарованный странник» –наполняется камера, будьте внимательны!;
— Судно: Мы еще не доложились, что ошвартовались!;
Шлюз: Ничего страшного, у нас наполнение спокойное;
— Судно: Ошвартовано!;
— Судно:«Нижнесвирский шлюз», «Очарованный странник» – благодарим за шлюзование, спокойного дежурства!
Шлюз: Вам также всего хорошего, счастливого пути!

Первые в мире системы управления движением судов (СУДС) появились в середине прошлого столетия. За прошедшие годы своего развития СУДС прошли путь от обычных судовых радиолокационных станций (РЛС), установленных на берегу, до сложнейших информационно-технических систем, использующих последние достижения мирового сообщества в области радиоэлектроники и вычислительной техники. В настоящее время в мире действует свыше 500 СУДС различного масштаба и назначения. Рост количества СУДС связан не только с увеличением грузооборота портов и возрастающей интенсивностью судоходства, но и с реальной угрозой экологических бедствий вследствие морских аварий.

По назначению и особенностям района действия СУДС подразделяются на следующие категории:
• портовые, действующие на акваториях портов и на подходах к ним;
• речные, действующие на подходах к портам, расположенным на внутренних водных путях;
• прибрежные, действующие в территориальных водах прибрежных государств или в международных проливах, а также в районах добычи углеводородного сырья на шельфе.

По размерам района действия СУДС подразделяются на:
• локальные, обслуживающие ограниченные акватории, небольшие участки побережья или внутренних водных путей;
• региональные, обслуживающие акватории протяженностью в десятки и сотни миль, образуемые посредством информационной интеграции и координированной деятельности нескольких локальных СУДС.

Основными функциями СУДС являются:
• организация и регулирование судоходства на акваториях портов, на подходах к ним, а также в стесненных водах, контроль за соблюдением правил и режимов плавания;
• обеспечение безопасности мореплавания в сложной навигационной, метеорологической и гидрологической обстановке;
• содействие работе портовых служб (лоцманских, буксирных, диспетчерских и т. д.), проведению поисково-спасательных операций и операций по борьбе с разливами нефтепродуктов;
• контроль за судоходством в прибрежных водах в интересах государства, информационное обеспечение пограничных и таможенных режимов.

Технологической основой СУДС являются:
• береговые радиолокационные станции (РЛС);
• системы обработки, отображения и регистрации информации СУДС (СООРИ);
• средства ОВЧ (УКВ) радиосвязи с судами;
• береговые станции автоматической идентификационной системы (АИС);
• телевизионные системы наблюдения;
• радиопеленгаторы.
• радиорелейные линии связи;
• вычислительные сети и сети передачи данных;
• электронная картография;

Типовая структура СУДС включает Центр управления движением судов (ЦУДС) и связанные с ним удаленные информационные посты, где располагаются различные источники информации о судоходной обстановке (РЛС, телекамеры, радиопеленгаторы, аппаратура АИС) и средства связи. ЦУДС является местом, где обрабатывается и анализируется поступающая информация, где принимаются управляющие решения и откуда осуществляется взаимодействие с судами. Передача информации от информационных постов в ЦУДС обычно производится с использованием радиорелейных или наземных линий связи. Обработка информации в СУДС, как правило, полностью автоматизирована и выполняется компьютерами общего или специального назначения. В результате обработки информации формируется картина судоходной обстановки, отображаемая на ситуационных дисплеях.

Управляющим звеном СУДС являются операторы, которые анализируют судоходную обстановку, оценивают и прогнозируют ее развитие. Операторы СУДС посредством ОВЧ (УКВ) радиосвязи передают для судов информацию, предупреждения, рекомендации и указания, обеспечивающие безопасное и эффективное судоходство в районе действия СУДС. Суда в районе действия СУДС обязаны выполнять специальные правила плавания, отражающие специфику района и особенности взаимодействия судов с СУДС. Эффективное выполнение СУДС своих функций обеспечивается высокой надежностью технологического оборудования, квалификацией и профессионализмом персонала, а также жестким контролем работы СУДС со стороны государства.

СУДС создаются и функционируют в соответствии с международными нормами и правилами, подготавливаемыми в рамках Международной морской организации (ИМО/IMO), которая рассматривает СУДС (VTS) как важный и неотъемлемый элемент обеспечения безопасности мореплавания, наряду с системами судовых маршрутов, лоцманскими службами, службами поиска и спасения, береговыми и судовыми навигационными средствами. Главным международным рабочим органом по СУДС является Комитет по VTS в составе Международной Ассоциации маячных служб и навигационных средств (МАМС/IALA). Документы, подготавливаемые этим комитетом, выносятся на согласование и утверждение на Подкомитет ИМО по безопасности мореплавания (NAV), Комитет по безопасности на море (MSC), а в некоторых случаях – на Ассамблею ИМО.

На современном этапе введение в действие и функционирование СУДС регламентируется следующими документами IMO/IALA:
• Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS). Правило V/12 «Vessel Traffic Services»;
• Резолюция IMO А.1158 (32) «Guidelines for Vessel Traffic Services»;
• Руководства и рекомендации Международной Ассоциации маячных служб (IALA).
Правило V/12 Конвенции SOLAS определяет, что СУДС способствуют охране человеческой жизни на море, безопасности и эффективности судоходства, и охране морской среды. Правительства, подписавшие Конвенцию, обязуются создавать СУДС там, где, по их мнению, интенсивность судоходства или степень риска оправдывают их наличие, и при этом должны следовать руководствам IMO, насколько это возможно.

Таким образом, в первой четверти 21 столетия практически все значительные порты мира, основные судоходные пути в международных проливах и вдоль побережий, а также шельфовые нефтепромыслы охвачены районами действия СУДС. Международным морским сообществом признанно, что СУДС являются неотъемлемой частью современной системы безопасности мореплавания, способствуют улучшению организации работы портов и пропускной способности подходных путей, повышают конкурентоспособность портов за счет снижения риска, страховых и фрахтовых ставок. Основной тенденцией развития СУДС на современном этапе является создание на их основе интегрированных систем безопасности мореплавания в прибрежных водах, одновременно решающих задачи государственного контроля судоходства и информационного обеспечения всех участников морского транспортного процесса.

Ссылки на информацию о системах управления движением судов на сайтах компетентных организаций: ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Морсвязьспутник» и Российского морского регистра судоходства

Навигационные услуги с использованием СУДС

Приказ Росморпорта №191 от 05.05.2022

Документы по СУДС

Свидетельства Росморречфлота

Свидетельства Росморречфлота

*При подготовке раздела использовались материалы по СУДС, подготовленные ранее Олегом Борисовичем Причкиным.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Седагель инструкция по применению цена отзывы
  • Имудон инструкция по применению детям 4 года дозировка
  • Росатом оцкс руководство
  • Контроллер runxin 46010 для систем дуплекс триплекс инструкция
  • Бронхомунал в таблетках инструкция по применению взрослым