Руководство для сверстников правила современного речевого этикета

Обновлено: 22.09.2023

Общество в процессе своего развития вырабатывает определённые нормы культуры и морали. Так, люди установили, что в разговоре необходимо употреблять одни фразы и нельзя использовать другие. Совокупность норм и правил речевого общения между собеседниками образует понятие речевого этикета.

Речевой этикет начинает действовать уже при встрече двух людей. Обычно люди приветствуют только тех, с кем хорошо знакомы. Но нельзя забывать о том, что с соседями, с которыми не общаешься, тоже нужно здороваться. Это наиболее распространённая ошибка среди молодёжи. За пределами школы нельзя игнорировать учителей, а в школе лучше поздороваться даже с теми учителями, которые преподают в других классах.

Существует ряд правил, которые определяют, кто из двух людей должен поздороваться первым. Так, например, мужчина первым здоровается с женщиной, а младшие всегда приветствуют старших. Опоздавший человек должен не только первым поздороваться с тем, кто его ждёт, но и сразу же принести свои извинения.

В обществе действует строгий разговорный этикет. Изначально с людьми, с которыми только познакомился, нужно вести диалог на вы. Конечно, нельзя использовать ненормативную и жаргонную лексику. Не стоит рассказывать все подробности своей жизни в первые же минуты знакомства, когда никто об этом не просил. Нельзя перебивать другого человека, ведь важно не только уметь красиво говорить, но и слушать собеседника. Лучше избегать личных и нетактичных вопросов: всё, что человек захочет рассказать о своей жизни, он поведает сам.

Таким образом, знание элементарных правил речевого этикета поможет прекрасно зарекомендовать себя в обществе. Невежливость, нетактичность, нахальность в разговоре всегда воспринимаются окружающими людьми как признак необразованности, глупости и невоспитанности. Каждый вежливый человек должен в беседе придерживаться речевого этикета, выработанного за долгие века.

Вариант 2

В современном мире каждый день люди взаимодействуют с окружающим миром. Это могут быть дружеские, семейные, деловые, отношения. Правильность подачи речи поможет выстроить хорошие связи, и принести пользу, в той или иной ситуации. Каждый человек обязан знать основные правила речевого этикета.

Речевой этикет является регулятором общения, выстраивающий необходимые рамки и ограничения, в соответствии с возрастом и деловым статусом.

В правилах речевого этикета существуют обязательные запреты, а также рекомендации. Некоторые из них следует озвучить.

1. Язык, произносимый человеком в том или ином обществе, должен быть четким и правильным, соответствуя определенным нормам.

2. Точность в произношении терминов.

3. Выбор определенного тона речи, уместного в сложившейся ситуации.

3. Неправильная, агрессивная жестикуляция.

4. Неразборчивость речи.

Уважение и доброе отношение к собеседнику главные правила при общении.

Следует разобрать основные примеры применения речевого этикета.

Когда люди здороваются, идет обмен вежливым приветствием. Таким как: доброе утро/день/вечер, здравствуйте, привет, разрешите обратиться и прочее. Приветствие идет в соответствии с возрастной категорией и близостью отношений. Первыми здороваются: люди младшего возраста; мужчины, обращаясь к женщинам; служащие ниже рангом.

Главное в беседе – это вежливость. Вежливость общения заключается в тональности и умении слушать своего собеседника. Спокойный, дружелюбный тон поможет установить крепкую связь в общении.

Не следует вступать в споры, связанные с политикой и религией, это является дурным тоном, рождающим конфликт и дальнейший разлад. В целом, споры на любую тему не приведут к положительному общению и хорошему итогу разговора. Их стоит избегать.

Еще одним правилом речевого этикета является скромность. В разговоре скромное поведение является хорошей чертой для окружающих. О себе не начинают беседу первыми, это показывает явное высокомерие и преувеличение своего внутреннего эго. Это может проявиться и в случае, где собеседник подавляется большим багажом знаний. В таком случае могут унизиться умственные способности человека, с которым вы общаетесь, от этого сама беседа будет нести отрицательный характер.

Русский язык 7 класс

Правила речевого этикета

Популярные сегодня темы

В различных водоемах постоянно присутствуют большие и маленькие плавучие средства. Какие-то суда перевозят пассажиров, другие транспортируют грузы. Кажется невероятным, что гигантским многото

Одной из важнейших проблем медицины на данный момент являются инфекционные заболевания, которые до настоящего времени остаются самым распространенным видом болезней человека

Художник Сайкина Александра Васильевна не зря заслужила большое признание среди любителей живописи еще при жизни. Она всю жизнь очень много трудилась. Окончила художественный институт

Обычному человеку наверное мало, что известно о таком климатическом поясе, как тундра. Большинство вообще считают, что это голые промерзшие земли, на которых нет ни животных, ни растений.

Люксембург является наследственной конституционной монархией. Согласно конституции 1868 года, исполнительная власть делится между Великим Герцогом и Кабинетом, возглавляемым премьер-министром

Роза – это красивейший цветок на земле из рода шиповников. Первые розы стали выращивать еще в Древней Греции и в Древнем Риме.

Правила хорошего поведения для школьников. О дурных словах и словах-сорняках. Правила речевого этикета

Ты, наверное, уже не раз замечал, что даже совсем незнакомые люди, с которыми мы невольно общаемся в транспорте, в магазине, в поликлинике и других общественных местах, могут оказать огромное влияние на твоё настроение. Дерзкие слова, хамство, ругань ни у кого не вызывают положительных эмоций. Но, тем не менее, довольно часто мы наблюдаем неуважительное отношение людей друг к другу.

Неизвестно, по какой причине некоторые люди употребляют дурные слова. Они знают, что поступают плохо, что выглядят некрасиво, но всё равно засоряют свою речь этими словами. Дети любят подражать взрослым и, стараясь казаться взрослее, тоже произносят некрасивые, грязные, нецензурные слова. И на взрослых людей, и в особенности на детей, смотреть в таких ситуациях всегда очень горько и неприятно. А если уж человек стремится быть красивым и нравиться окружающим, то такое речевое хулиганство, кроме недоумения и различных неприязненных чувств, ничего вызвать просто не может.

Наверное, в своём окружении вы уже встречали людей, которые буквально через слово вставляют в речь так называемые слова-сорняки: блин, значит, как бы, вроде, так сказать. Это плохая привычка, потому что слова-сорняки не только засоряют нашу речь — они делают её бедной и невнятной.

✏ Помни: русский язык богат и выразителен — чтобы высказать всё, о чём ты думаешь и что ты чувствуешь, в нём всегда найдутся точные и красивые слова. Твоя речь должна быть не только понятной, но и приятной, необидной для окружающих.

Запомни основные правила речевого этикета:

• Разговаривая, обращай внимание на интонации своего голоса. Добрый и ласковый голос всегда располагает лю­дей, а грубые и недоброжелательные интонации в голосе могут обидеть и оттолкнуть.

• Чтобы с тобой было интересно и приятно разговаривать, никогда не употребляй дурных и тем более нецензурных слов.

• Говори спокойно, не повышай голоса, как бы ты ни был взволнован, обрадован или огорчён.

• Помни, что искусство общения с людьми, наряду с умением вести разговор, включает в себя и умение внимательно слушать своего собеседника.

• Поскольку устная речь неразрывна с жестами, следи за тем, чтобы твоя жестикуляция не была слишком энергичной или навязчивой: не хватай собеседника за лацканы пиджака, не тереби его пуговицы, не похлопывай по плечу, не толкайся и не размахивай руками во время разговора.

• Употребляй только те слова, значение которых тебе понятно.

• Не засоряй свой язык словами-сорняками.

Речевой этикет — это уважение к людям, выраженное в словах.

Правила речевого этикета (доклад, 7 класс) кратко

Вся наша жизнь подчиняется правилам. Например, правила регулируют дорожное движение и поведение в школе. Письменная и устная речь также имеет свои правила. Без них люди разговаривали бы безграмотно и невежливо.

Еще в детстве человек постигает основные правила речевого этикета, которые позволяют сделать общение с окружающими легким и приятным. О правилах речевого этикета пишут книги и статьи, но большинство людей познают эти правила на собственном опыте, наблюдая за тем, как ведут себя другие люди.

Известные правила речевого этикета, знакомые всем, заключаются в следующем:

Это лишь малая часть сложившихся в обществе правил речевого этикета, которые необходимо соблюдать для того, чтобы успешно вести беседу.

Правила речевого этикета могут существенно отличаться в зависимости от места проживания собеседников. То, что считается вежливым и уместным в одном государстве, вполне может показаться грубым и неприятным жителю другого уголка земли.

Соблюдая правила речевого этикета человек учится вести приятную и интересную беседу.

Основные правила речевого этикета

Что такое речевой этикет?

Если говорить кратко: под речевым этикетом принято подразумевать умение общаться вежливо и тактично.

Если в повседневной жизни вы будете постоянно пользоваться этими правилами, то без труда сможете выстроить хорошие отношения с коллегами, соседями, родственниками, партнёрами, друзьями и т. д.

Говоря коротко, речевая культура поведения – это не только свод определённых норм. Это ещё и повседневное общение. В некотором роде это также лакмусовая бумага, позволяющая при первом общении определить то, насколько грамотен человек, вежлив, тактичен. Уровень речевого этикета помогает оценить социальный статус и уровень развития человека.

Невзирая на то, что в каждой стране, в любой культуре действуют свои правила, которые и помогают нам понять, что это за человек, очень сложно обозначить все правила этикета речи – так их много.

Основные правила речевого этикета

  • приветствовать собеседника правильно и в соответствии с ситуацией;
  • обязательно прощаться;
  • благодарить за предложенную помощь;
  • извиняться.

Такие нормы многие усвоили в раннем возрасте. Но с годами человек вырабатывает собственные правила речевого этикета, которым и стремится следовать неукоснительно. В чём это выражается? Вовсе не в том, что взрослые могут нагрубить собеседнику или произнести нехорошее слово. Совсем не так! С приобретением опыта человек учится вежливо поддерживать разговор даже при том условии, что он мало знаком с темой.

Тут важно резко не прерывать беседу и не отказываться от неё. Это некультурно! Также с годами мы учимся грамотно и корректно высказывать свою точку зрения. Даже если она не совпадает с общепринятыми мерками, важно донести её вежливо.

Рекомендуем прочитать: Правила этикета за столом и приема пищи

Основные этапы каждой речевой ситуации

  1. Вступление (или приветствие).
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Также не существует единых формул общения и в основной части разговора. Тут многое зависит от ситуации, целей беседы и множества иных факторов. Чтобы определиться с линией поведения и правилами речевого этикета, нужно знать факты, то есть самого собеседника и суть разговора.

Принципы речевого этикета

Речевой этикет базируется на определённых принципах. Ничего сложного в их постижении нет, поскольку всё это общепринятые моральные устои и ценности.

Соответственно, при ведении любой беседы стоит опираться на уважительное отношение к собеседнику, не перебивать его, не повышать голос, не кричать, не оскорблять, не говорить параллельно.

  • краткость;
  • вежливость;
  • точность;
  • грамотность;
  • уместность.

Вот основные слагаемые успешного общения в деловой среде и в обыденном межличностном взаимодействии.

Доброжелательность и готовность к взаимному сотрудничеству – вот азы этикета. Если вы будете следовать этим законам, то приятное общение вам гарантировано. Ко всему прочему, такой подход обеспечивает возможность чётко договариваться о продуктивном сотрудничестве.

Немаловажно уметь подбирать фразы, которые уместны в той или иной ситуации. При этом требуется учитывать социальный статус и возраст собеседника. Не забывайте и то, насколько вы с ним знакомы.

Также ваша речь всегда должна быть наполнена смыслом. Пустые фразы, за которыми ничего не стоит, — это явное проявление неуважения к собеседнику. Старайтесь избегать их употребления. Пусть ваша речь будет информативной.

Что касается грамотности, то это условие является одним из наиболее важных. Чтобы прослыть культурным человеком, стоит правильно употреблять слова в зависимости от их значения и контекста беседы. Не забывайте об ударениях. К сожалению, многие люди грешат тем, что даже в самых простых словах смещают акцент не на те гласные.

Краткие, но важные требования речевого этикета

Это только самые важные, основные правила речевого этикета. Используйте их в своей повседневной жизни, и она станет приятнее и проще!

Читайте также:

      

  • Положение земли в солнечной системе кратко
  •   

  • Сценки для подготовительной группы про школу
  •   

  • Гимнастика в кроватках после сна в детском саду младшая группа
  •   

  • Требования охраны труда при производстве внутренней уборки пассажирского вагона кратко
  •   

  • Развитие единого образовательного пространства стран снг кратко

| Речевой этикет:под речевым этикетом принято подразумевать умение общаться вежливо и тактично.

-Речевые запреты, позволяющие избежать конфликтной ситуации и наладить комфортность общения включают:
1)Запрет на тональность (пренебрежение, сюсюкание);
2)Запрет на выражения (грубые, оскорбляющие);
3)Запрет на жесты (устрашение, обида); 4)Запрет на голос (заикание, неразборчивость).

— Заповеди общения и частные случаи Основные заповеди успешного и продуктивного общения, основные положения речевого этикета:
1)Избегайте многословия и речевого однообразия;
2)Говорите просто, понятно, доступно; Знайте, зачем и о чем говорить;
3)Умейте находить общий язык с каждым человеком;
4)Вежливость – основа успеха в любой сфере жизнедеятельности человека; 5)Умейте слушать.

-Частные случаи применения правил этикета:
Установление контакта связанно с этичным и добрым обращением к окружающим. Основным словом а данном случае должно быть «здравствуйте», «приветствую», «добрый день/утро/вечер». Для привлечения внимания допускается использование фраз: «позвольте обратиться», «извините» и др. Обращение к оппоненту. Более уместным в настоящее время считается обращение по имени и отчеству, занимаемой должности. Не допускается указание на личностные характеристики коммуниканта – его пол, возраст, веру и прочие; Завершение контакта должно оставлять о повествующем положи-тельное впечатление. Считается важным не только вежливо попрощаться, но и оставить слова благодарности, теплую атмосферу дальнейшего сотрудничества или диалога.

| Речевой этикет:под речевым этикетом принято подразумевать умение общаться вежливо и тактично.

-Речевые запреты, позволяющие избежать конфликтной ситуации и наладить комфортность общения включают:
1)Запрет на тональность (пренебрежение, сюсюкание);
2)Запрет на выражения (грубые, оскорбляющие);
3)Запрет на жесты (устрашение, обида); 4)Запрет на голос (заикание, неразборчивость).

— Заповеди общения и частные случаи Основные заповеди успешного и продуктивного общения, основные положения речевого этикета:
1)Избегайте многословия и речевого однообразия;
2)Говорите просто, понятно, доступно; Знайте, зачем и о чем говорить;
3)Умейте находить общий язык с каждым человеком;
4)Вежливость – основа успеха в любой сфере жизнедеятельности человека; 5)Умейте слушать.

-Частные случаи применения правил этикета:
Установление контакта связанно с этичным и добрым обращением к окружающим. Основным словом а данном случае должно быть «здравствуйте», «приветствую», «добрый день/утро/вечер». Для привлечения внимания допускается использование фраз: «позвольте обратиться», «извините» и др. Обращение к оппоненту. Более уместным в настоящее время считается обращение по имени и отчеству, занимаемой должности. Не допускается указание на личностные характеристики коммуниканта – его пол, возраст, веру и прочие; Завершение контакта должно оставлять о повествующем положи-тельное впечатление. Считается важным не только вежливо попрощаться, но и оставить слова благодарности, теплую атмосферу дальнейшего сотрудничества или диалога.

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение      «Средняя общеобразовательная
школы №135» имени академика Б.В. Литвинова»

Итоговый
индивидуальный проект:

«Речевой
этикет моих сверстников»

Выполнила:
Новикова Софья,

ученица
9 «В» класса

                                                                                Руководитель:

Горбунова
Наталья Владимировна

                                
Тьютор:

Березовская
Елена Сергеевна

Снежинск

2020-2021

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………3-4

2.Теоретическая часть…………………………………………………………5-10

2.1. Из истории речевого этикета……………………………………………..5-6

2.2. Формулы речевого этикета……………………………………………….6-10

3. Исследовательская часть…………………………………………………..11-12

4. Заключение…………………………………………………………………..13

5. Список используемой литературы………………………………………….14

6. Приложение №1……………………………………………………………15-16

7. Приложение №2…………………………………………………………17- 25

I.      Введение

Актуальность

         В процессе своей жизни человек овладевает культурой
общения. Для того, чтобы ориентироваться в ситуации общения, в ролевых
признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и
удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в
сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего
или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами,
владеть устными и письменными формами общения, нужно владеть речевым этикетом.

         К сожалению, русская речевая  культура  переживает
сегодня далеко не лучшие времена. Об этом говорил президент В.В.Путин на
встрече с литераторами. Выражение «как живем,  так и выражаемся» — только
половина правды; вторая ее половина «как выражаемся, так и живем» тоже должна
быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении,
то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в
широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных
традиций и форм доброжелательного обхождения в современном  обществе.
Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень языковой и, в конечном итоге,
общей культуры человека. Вот почему актуальной становится проблема сохранения и
активного использования  речевых этикетных формул.

          Таким образом, я задалась вопросом: владеют ли учащиеся
8- 9 классов  нашей школы нормами русского речевого этикета и как это
сказывается на их успеваемости.  

Цель
проекта

Выявление уровня владения нормами речевого этикета учащимися 8-9
классов МБОУ СОШ №135

Гипотеза

Владение нормами речевого этикета неразрывно связано с качеством знаний
по предметам гуманитарного цикла

Объект исследования

Коллектив учащихся 8-9 классов МБОУ СОШ №135

Предмет исследования

Речь учащихся 8-9 классов, уровень владения этикетными формулами.  

Задачи
проекта

1. Изучить историю вопроса, расширить и уточнить представление о
речевом этикете.  

2.Изучить и проанализировать литературу по данной теме.  

3. Провести социологическое исследование (анкетирование) среди
учеников 8-9 классов МБОУ СОШ №135 

4. Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в
диаграммах.  

5. Систематизировать материал.  

6. Сделать выводы по теме исследования.  

7. Выполнить компьютерную презентацию.  

Методы исследования

1. Теоретические (изучение и анализ специальной литературы по
проблеме)

1.1. Классификация этикетных слов, обобщение по результатам
анкетирования

2.
Эмпирические (наблюдение, анкетирование).

II.  Теоретическая часть

2.1.  Из истории речевого этикета

         А. С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке много
можно рассказать по его речи. Об этом же говорил один из героев античной
трагедии Еврипида: «Из уст безвластных и вельможных уст одна и та же речь
звучит различно». Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб
и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности
остаются с нами всегда. Именно речь «выдает» нас. По речи судят о культуре и
образованности человека, о его характере и темпераменте.   Очень важным
аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими
людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, соблюдая правила
речевого этикета.  

Чтобы понять эти правила, сначала задумаемся над тем, что
обозначает слово этикет.

         Этикет по происхождению французское слово (etiguette).
Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так
стали называть придворный церемониал. А в свое время это слово появилось на
основе греческого ethos – «обычай», «характер».    

        Следовательно, речевой этикет – правила поведения,
принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы
поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и
вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного
аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добрый
вечер.  

         Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в
древности. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите
человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».  

        Речевой этикет определяется ситуацией, в которой
происходит общение. Это может быть юбилей учебного заведения, выпускной вечер,
посвящение в профессию, презентация, научная конференция, совещание, просто
общение с товарищами и коллегами и др.

        Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ
создал свою систему правил речевого поведения. Например, В. Овчинников в книге
«Ветка сакуры» так описывает своеобразие японского этикета: «В разговорах люди
всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то
ругательства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно,
обиняками. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо»
употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно»… Или,
например, в Америке в особенности взаимоотношений входит требование
корректности, уважительности, а главное — обязательности, безусловного
исполнение принятого этикета:

В американских школах есть такой предмет — «Public relationship»,

«построение взаимоотношений».

        Даже дети знают основы взаимоотношений. Например, приходят
гости на день рождения, и хозяин или хозяйка праздника  потом должны
каждому написать открытку: «Спасибо, что ты пришел. Твой подарок был самый лучший».
 

        (Из Львовой) Русский речевой этикет необыкновенно богат.
Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в
самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти
этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.  

1.2.Формулы речевого этикета

           Следуя совету легендарного Козьмы Пруткова,
утверждавшего, что «нельзя объять необъятное», я решила остановиться на самых
распространенных в условиях школы формулах речевого этикета: формулах приветствия,
прощания, благодарности.  

          Формулы речевого этикета — это определённые слова, фразы
и устойчивые выражения, применяемые в ходе разговора.

          Любая  беседа, как правило, начинается с
приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия
также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину,
молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего. Перечислю
основные формы приветствия собеседника:

Формулы приветствия в речевом этикете

Добрый день!

Доброе утро»

Эмоциональные пожелания

Очень рад!

Уважительная форма

Моё почтение!

Специфическая форма

 Здравия желаю!

Молодежный сленг

Хай! Хелло!

         В русском языке основное приветствие — «здравствуйте».
Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», что означает «быть
здравым», т. е. здоровым. Глагол «здравствовать» в давние времена имел и
значение «приветствовать» (ср.: здороваться), о чем свидетельствует текст
«Онежской былины»: «Как приходит Илья тут Муромец, а здравствует он князя с
княгинею». Следовательно, в основе этого приветствия содержится пожелание здоровья.
Впервые приветствие «здравствуй» встречается в «Письмах и бумагах Петра
Великого 1688-1701».                
                     
 

 Формулы прощания  

Честь имею откланяться!

Разрешите попрощаться!      

         Известно, что формулы прощания произносят при
окончании беседы. Эта формула и означает, что разговор окончен. Много ли
прощаний в русском языке?

        Самое распространенное прощание – До свидания! Свидание в
скором будущем состоится, мы расстаемся до новой встречи. «До» есть во многих
прощаний. Например: До скорого свидания!  До встречи в кинотеатре! До лета!…
Много в русских прощаниях таких уточнений.  

        Но в формуле прощаний есть другие способы. Например: «Прощайте!»
«Мне пора!» То есть мы прощаемся на неопределенный срок. У нас в русском языке
есть и такие формулы прощания-пожелания: «Всего хорошего!»,  «Всего доброго!»  Такие
формулы используются либо самостоятельно, либо соединяются с другими словами.
 

        Если вы желаете здоровье, то слышится часто: «Будьте
здоровы!», « Бывайте здоровы!» Часто слышится такая речь в прощании от пожилого
человека или жителя сельской местности.  

        А вот такие формулы прощания выходят из обихода:
 «Счастливо!», «Пока!», «Всего!», «Салют!». А такие совсем вышли из моды:
«Честь имею откланяться!», «Разрешите попрощаться!». Встречаются и
уменьшительные формы: «Салютик!», «Приветик!».  

        Получается, формулы прощания в русском языке разнообразны.
Само по себе прощание привычное, автоматическое речевое действие. Для одних ситуаций
мы применяем одни формы, для других другие. Следовательно, в разных ситуациях,
с разными собеседниками у нас разные формы прощания.

Формулы благодарности  

       «Благодарность – естественное человеческое чувство, которое
нужно уметь выразить словами. Не стоит за мелкую услугу «рассыпаться в благодарностях»,
но слово «спасибо» всегда должно быть наготове. Не скороговоркой, не «сквозь
зубы», а доброжелательно, глядя в глаза человеку, оказавшему услугу»  (Чудакова
Н.В. Этикет от А до Я для детей и взрослых. – М.: АСТ, 1997.)

       Слова благодарности почти во всех языках пришли в
разговорную речь из языка торжественного ритуала. Постепенно «спускались они с
небес», становясь обычными формулами выражения признательности, и постепенно
утрачивали особенности книжных слов. Поэтому и русские формы по происхождению
своему таковы же: «исполать», «спасибо», «благодарю».  

      «Исполать» в значении «спасибо» известно с 16 века. Это
искаженное в русском произношении греческое сочетание слов «многия лета»,
«помоги бог», т.е. «спасибо». (Так былинное «исполать тебе, добрый молодец!» оказывается
вовсе не русским по происхождению словом).  

       Окончательно укоренилось «спасибо», включив в себя все
коренные смыслы сопутствующих ему некогда слов. «Спасибо» – сказанное с достоинством
и значительно. По происхождению своему «спасибо»…: спаси бог!…

      «Благодарю» – от русского «благодарствую», т.е. « приношу
благодарение». Устаревшее слово «благодарствую» мы чаще встречаем в художественной
литературе, редко — в речи людей старшего поколения.   Это слово, как и многие
слова с первой частью благо (благодать, благоденствие, благодетель, благодушие
и др.), пришло из старославянского языка, в котором было калькой греческого
слова со значением частей «благо, хорошо» и «давать, преподносить».
  Выражение благодарности вызывает возвратную речевую реакцию на
благодарность. В русском языке используются при этом следующие речевые формулы:
«Пожалуйста»; «Не стоит»; «Не надо (нужно) благодарностей»; «Всегда к вашим
услугам»; «Мне было очень приятно вам помочь»; «Это я должен вас благодарить»; «На
здоровье» (в ответ на благодарность за угощение);

        «Пожалуйста» образовано от слова «пожалуй» с помощью
усиливающей частицы «-ста». (ср. слово стать и устаревшие ныне спасибоста,
здоровоста ). Исходное «пожалуй» появилось, очевидно, из «пожалую» —
«отблагодарю», формы 1 лица ед.ч. от «пожаловать». «Все ли-ста здесь?» –
повторил староста. – «Все-ста», – отвечали граждане» (А. Пушкин). Ну, а
«пожалуй», в свою очередь, является сокращением от «пожалую», по аналогии с
упомянутым ранее «благодарствуй». Древнерусское «жаловати» означало «любить»,
буквально «дарить что-либо из любви без правового основания». Очевидно, что
«пожалую» и более позднее «пожалуйста» означали «дарю, потому что люблю».
  Конечно, частица «пожалуйста» далеко не всегда употребляется в качестве
ответа на благодарность, и в таком случае «пожалуй» в его корне – глагол
повелительного наклонения, то есть подразумевает «подари, если любишь».

III.Исследовательская часть

              Чтобы увидеть, какие нормы речевого этикета знакомы
учащимся нашей школы и как они соблюдаются, я провела небольшое исследование.
Прежде всего, я составила вопросы  анкетирования и обратилась к ребятам с
просьбой ответить на них. (Смотри Приложение № 1)

Анкетирование проводилось в параллели 8-х, 9-х классов.  Всего
было опрошено 77 человек. 

            С понятием  речевого этикета знакомы  69 сверстников,
к сожалению, 8 ребят не знают, что это такое. (Смотрите Приложение №2.
Диаграммы)

            На вопрос №2 «Необходимо ли овладевать навыками
речевого этикета?» 62 респондента ответили утвердительно, 11 – затрудняются, 4
– не видят необходимости в овладении речевыми навыками.

            39 сверстников всегда здороваются с учителями,
одноклассниками, техническими работниками; 34 – иногда здороваются. Таким
образом, можно сделать вывод, что многие подростки в нашей школе знают и
используют в речи формулы приветствия при встрече. Для приветствия с учителями
52 респондента используют слово «здравствуйте», 12 – «доброе утро». Со своими
сверстниками – слово «привет» при встрече говорят 42 человека, 15 –
«здравствуй», нашлись такие, которые говорят «хай!» — 8 респондентов, 7 –
«здорово, бродяга».

         Словами «доброе утро» иногда приветствуют своих родных и
близких по утрам 44 человека, всегда – 27 подростков, никогда не говорят с утра
приятных слов своим близким 6 респондентов.

         Часто используют в своей речи слова «спасибо» и
«благодарю» 52 из 77 сверстников, никогда не используют в своей речи таких слов
8 человек.

          Для выражения благодарности большинство подростков
говорят «спасибо» и «пожалуйста», слова извинения «простите» и «извините»
произносят часто 49 сверстников, 28 их употребляют в своей речи лишь иногда.
Радует тот момент, что все подростки умеют признавать свою вину и стараются попросить
прощения. Для извинения также используют слова «я не хотел (а)» — 17, «мне
очень жаль» — 13.

       При прощании с учителями 57 сверстников предпочитают
говорить «до свидания», «до завтра» — 8 человек. С одноклассниками – «до
свидания» — 27, никак не прощаются  18 подростков, были варианты ответов «до
завтра» — 2, «покедова» — 3.

       Большинство (69 сверстников) считают, что нужно быть
культурным человеком, так как с такими людьми приятно общаться и можно чему-то
научиться. Следуют речевому этикету не всегда, а лишь иногда (45 человек). Многие
ребята (42) считают, что владение нормами речевого этикета влияет на
успеваемость по гуманитарным предметам. Я выяснила, что преимущественно оценку
«3» по гуманитарным предметам имеют 33 сверстника, 34 – оценку «4», 10
подростков – отличники. Значит, речевым этикетом владеют лишь половина
подростков нашей школы.

             Проанализировав все полученные по анкете данные и
выяснив преимущественные оценки по гуманитарным предметам, я пришла к следующим
результатам: успеваемость по предметам гуманитарного цикла выше у тех
учащихся, знакомых с понятиями речевого этикета, следуют ему в повседневной
речи, не засоряют его сленгом и грубыми словами.

IV. Заключение

          Таким образом, гипотеза о том, что владение нормами
речевого этикета неразрывно связано с качеством знаний  по предметам
гуманитарного цикла, подтвердилась. Уровень владения речевого этикета в жизни
моих сверстников – средний. Цель моего исследования — выявление уровня владения
нормами речевого этикета учащимися 8-9 классов МБОУ СОШ №135 достигнута. Но
всегда есть, к чему стремиться. Повышая общую речевую культуру учащихся нашей
школы, мы сможем повысить и общую степень знаний по предметам гуманитарного цикла.

V. Список используемой литературы

1. Гойхман О.Я.
«Речевая коммуникация». Издательство: Москва «Махаон», 2002 г.

2.  Егоршин
А.П., Распопов В.П., Шашкова Н.В. «Этика деловых отношений».

Издательство:
Москва «Правда», 1988 г.

3.
Купина Н.А. «Правильность речи и основы речевого этикета». Издательство:

Екатеринбург,
1995 г.

4.  Львова
С.И. «Язык и речь». Издательство: Москва «Русское слово», 2000 г.

5http://www.etikets.ru/talk.php

6. http://www.allwomens.ru/11122-rechevoy-etiket-pravila-vezhlivogo-obscheniya.html

7. http://sbiblio.com/biblio/archive/kulturologia/7.aspx

Приложение №1

1.Знаешь ли ты, что такое речевой этикет?

Да                 Нет

2. Необходимо ли овладевать навыками речевого
этикета?

Да                Нет           Затрудняюсь
ответить

3. Здороваешься ли ты с учителями,
одноклассниками, техническими работниками в школе?

Всегда            Иногда           Никогда

4. Какие слова для приветствия используешь?

С учителями ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________Со
сверстниками __________________________________________________________

________________________________________________

5. По утрам говоришь ли ты своим родным и
близким:»Доброе утро?»

Всегда           Иногда         Никогда

6. Используешь ли ты в своей речи слова
«спасибо», «благодарю»?

Часто                    Иногда              
Никогда

7. Какие слова для выражения благодарности
используешь?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

8. Используешь ли ты в своей речи слова «
извините», «простите»?

Часто                Иногда             
Никогда

9. Какие еще слова для выражения извинения
используешь?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

10. Какие слова используешь при прощании с
взрослыми людьми?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

С одноклассниками?

__________________________________________________________________________

11. Как вы относитесь к тому, что, практически,
во всех сферах общения обращение по имени-отчеству уступило обращению по
имени, то есть, Мария Петровна стала просто Марией?

Отрицательно   
Положительно  Затрудняюсь

12. Нужно ли быть культурным человеком и для
чего?

Да                    Нет            
Затрудняюсь ответить

13. Следуете ли вы речевому этикету в
повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

Всегда                 Иногда                
Никогда

14. Овладели ли вы в полной мере навыками
речевого этикета?

Да                                
Нет

15. Как вы считаете, влияет ли владение нормами
речевого этикета подростков на качество знаний по гуманитарным наукам?

Да                           
Нет                           Затрудняюсь

16. Какие у вас оценки (преимущественно) по
гуманитарным предметам?

3                                               
4                                           5

Приложение №2

 

 

Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Вышневолоцкий
медицинский колледж»

Исследовательская
работа

Речевой
этикет современной молодежи

Автор: Жидкова Диана Сергеевна

Группа: № 25

Специальность/профессия: Сестринское
дело

Руководитель работы: Ефимова Ирина
Валентиновна

Должность, место работы:
преподаватель ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский колледж»

г. Вышний
Волочёк

2018 г.

Содержание

Введение                                                                                                              3

1.
Из истории речевого этикета                                                                           6

2.
Формулы речевого этикета                                                                              8

3.
Речевой этикет в интернете                                                                             13

4.
Нецензурная лексика в молодежной среде

4.1.
История возникновения                                                                      15

4.2. Почему ругаются
матом: распространённые причины                       17

5.
Сленг в молодежной среде                                                                              18

5.1.
Что оказывает влияние на молодёжный жаргон?                               20

6. Анкетирование студентов колледжа                                                               22

Заключение                                                                                                           25

Список использованных источников                                                                  28

Приложения                                                                                                        29

Введение

Человек
социален по своей природе, он не может жить вне связи с другими людьми: он
должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать
понимания и т.п. Каналом связи с другими людьми является общение. Основной
способ удовлетворения личных потребностей человека в общении — речь. Речь
человека — это его визитная карточка. По речи можно судить об уровне
образования и интеллектуальном развитии человека, об уровне мышления и его
социальной принадлежности, о его эмоциональном состоянии, психическом и физическом
здоровье.

В
процессе воспитания и социализации человек, становясь личностью и все более
совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с
окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает
культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в
ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и
удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в
сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей
говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими
нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться
контактно и дистантно. Личностные качества и мировоззренческие ориентиры человека
формируются не только при изучении социально-гуманитарных дисциплин, но и под
воздействием читаемой им литературы, Интернета, телевидения, семьи, друзей и
т.д.

Речевой
этикет во многом способствует культуре общения. К сожалению, русская речевая  культура
переживает сегодня далеко не лучшие времена. Выражение «как живем, так и
выражаемся» — только половина правды; вторая ее половина «как выражаемся, так и
живем» тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в
активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и
речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании
лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень языковой и, в конечном итоге,
общей культуры человека. Вот почему актуальной становится проблема
сохранения и активного использования речевых этикетных формул. Занимаясь
историей русской речевой культуры, мы задались вопросом: владеют ли студенты
нашего колледжа нормами русского речевого этикета?

Цель:
выявить уровень
владения нормами речевого этикета студентами ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский
колледж»
.

Данная
цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить
и проанализировать литературу по данной теме.

2. Изучить
историю вопроса, расширить и уточнить представление о речевом этикете.

3. Провести
наблюдение о применении речевого этикета одногруппниками и студентами ГБПОУ
«Вышневолоцкий медицинский колледж»

4. Провести анкетирование среди студентов колледжа.

5.
Проанализировать результаты анкетирования и выводы разместить в диаграммах.

6. Сделать выводы по теме исследования.

7.
Разработать системы мер по предупреждению проблем речевого этикета студентов
ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский колледж».

Объектом
исследования

является
коллектив
студентов ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский колледж»
.

Предмет
исследования:
речь
студентов, уровень владения этикетными формулами.

Методы
исследования:

1. Теоретические
(изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования,
классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования);

2. Эмпирические
(наблюдение, анкетирование).

Гипотеза: владение нормами речевого этикета –
один из показателей внутренней культуры студента – неразрывно связан с
качеством обученности по предметам гуманитарного цикла.

1. Из истории
речевого этикета

Александр
Сергеевич Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по
его речи. Об этом же говорил один из героев античной трагедии Еврипида: «Из уст
безвластных и вельможных уст одна и та же речь звучит различно». Действительно,
можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а
собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно
речь «выдает» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его
характере и темпераменте. Очень важным аспектом речи является ежедневное
поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать
учтиво, вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета.

Но
прежде чем говорить о речевом этикете, необходимо рассмотреть, что означает
такое понятие, как «этикет». Этикет по происхождению французское слово (
etiguette). Первоначально оно обозначало
товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный
церемониал. А в свое время это слово появилось на основе греческого
ethos – «обычай», «характер».
Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении
между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную
тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим
этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас;
будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добрый вечер
.

Этикетное значение имеют мимика и
жесты, движения и одежда – все это когда-то называлось хорошими манерами,
умением держать себя в обществе
[1].
Но во все века и времена человек с «хорошими манерами» производит в обществе
более благоприятное впечатление, потому что все люди очень чувствительны к
этикетным знакам внимания. Представьте себе, если кто-то, с кем вы едва
знакомы, вдруг перестал с вами здороваться: проходит мимо, даже не кивнул
головой в ответ. Вам, вероятно, станет как-то не по себе, а возможно, вы даже
захотите выяснить, в чем дело, уж не обидели ли вы этого человека.

Речевой
этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение[2].
Это может быть юбилей учебного заведения, выпускной вечер, посвящение в
профессию, презентация, научная конференция, совещание, просто общение с
товарищами и коллегами и др. Речевой этикет имеет национальную специфику.
Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, В.
Овчинников в книге «Ветка сакуры» так описывает своеобразие японского этикета:
В разговорах люди всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно
это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а
только иносказательно. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет,
спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так
прекрасно»… Или, например, в Америке в особенности взаимоотношений входит
требование корректности, уважительности, а главное — обязательности,
безусловного исполнение принятого этикета: В американских школах есть такой
предмет — «
Public relationship»,«построение взаимоотношений». Даже
дети знают основы взаимоотношений. Например, приходят гости на день рождения, и
хозяин или хозяйка праздника  потом должны каждому написать открытку: «Спасибо,
что ты пришел. Твой подарок был самый лучший».

Русский
речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и
выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях.
Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно
использовать их в своей речи.

2. Формулы речевого
этикета

Мы решили остановиться на самых
распространенных в условиях колледжа формулах речевого этикета: формулах
приветствия, прощания, благодарности.

Формулы речевого этикета — это определённые
слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые в ходе разговора и в
зависимости от того, С КЕМ, КОГДА, ГДЕ и с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ вы общаетесь
[3].

Одни из самых
употребительных формул вежливости — формулы приветствия. Формулы приветствия
играют большую роль в нашем общении. Здороваясь со знакомыми, мы подтверждаем
этим своё знакомство и выражаем желание продолжать его. К приветствию часто
добавляют кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй или объятие (невербальное
приветствие). Нас беспокоит, когда хороший знакомый, проходя мимо, только
слегка кивает головой или вовсе не замечает нас. Ведь перестать здороваться —
означает прервать добрые отношения, прекратить знакомство! И наоборот:
здороваясь с человеком, с которым мы раньше не общались, мы выражаем
доброжелательное к нему отношение и намерение вступить в контакт.

Этические нормы четко регламентируют
очередность приветствия: младший первым приветствует старшего, мужчина –
женщину, молодая девушка – взрослого мужчину.

Формулы приветствия в
речевом этикете

Формула приветствия

Пример

Пожелание здоровья

Здравствуйте!

Указание на время встречи

Доброе утро!

Добрый день!

Добрый вечер!

Эмоциональные пожелания

Очень рад!

Уважительная форма

Моё почтение!

Специфическая форма

Здравия желаю!

Молодежный сленг

Хай! Хелло!

Уменьшительные формулы

Салютик! Приветик!

В
русском языке основное универсальное приветствие — «здравствуйте». Оно восходит
к старославянскому глаголу «здравствовать», что означает «быть здравым», т. е.
здоровым. Глагол «здравствовать» в давние времена имел и значение
«приветствовать» (ср.: здороваться), о чем свидетельствует текст «Онежской былины»:
«Как приходит Илья тут Муромец, а здравствует он князя с княгинею».
Следовательно, в основе этого приветствия содержится пожелание здоровья.

Из богатого в
прошлом набора специальных формул сохранились немногие. Устойчивее других
оказались приветствия утренние, дневные, вечерние: «Доброе утро!», «Добрый
день!», «Добрый вечер!», которые широко используются в современной русской речи
наряду с «Здравствуйте!». В сравнении с формулами «Здравствуй!»,
«Здравствуйте!» у них есть даже некоторое преимущество. В приветствиях «Добрый
день!», «Добрый вечер!», «Доброе утро!» не содержится обращения на «Ты» или на
«Вы» поэтому мы охотно прибегаем к ним, когда сомневаемся, как следует
обращаться к данному человеку. Не решаясь выбрать «Здравствуй!» или
«Здравствуйте», мы предпочитаем менее определённые, но как раз этим — то и
удобные формулы типа «Добрый день!».[4]

Наверное,
каждому из нас приходилось слышать и такие приветствия, как «Салютик!»,
«Приветик!». Они встречаются лишь в речи молодёжи и выражают в ней отношения
полной непринуждённости, равенства, фамильярности. Однако будем помнить, что
эти приветствия нелитературные. Они придают речи жаргонный характер и даже
среди молодых людей возможны у хорошо знакомых людей.

Формулы
приветствия связывают нас друг с другом, укрепляют контакты, приближают к
радости человеческого общения.

Формулы прощания

Формула прощания

Пример

Самая распространенная

До свидания!

Прощание на неопределенный срок

Прощайте! Мне пора!

Прощание-пожелание

Всего хорошего! Всего доброго!

Пожелание здоровья

Будьте здоровы! Бывайте здоровы!

Просторечные формулы

Счастливо!, Пока!, Всего!, Салют!

Устаревшие формулы

Честь имею откланяться!

Разрешите попрощаться!

Само
по себе прощание привычное, автоматическое речевое действие. Для одних ситуаций
мы применяем одни формы, для других другие. Следовательно, в разных ситуациях,
с разными собеседниками у нас разные формы прощания.

Известно, что формулы прощания
произносят при окончании беседы. Эта формула и означает, что разговор окончен.
Много ли прощаний в русском языке?

Самое распространенное прощание – До
свидания! Свидание в скором будущем состоится, мы расстаемся до новой встречи.
«До» есть во многих
прощаний. Например: До скорого свидания! До встречи в кинотеатре! До лета!…
Много в русских прощаний таких уточнений.

Но в формуле прощаний, есть другие
способы. Например: Прощайте! Мне пора! То есть мы прощаемся на неопределенный
срок. У нас в русском языке есть и такие формулы прощания-пожелания: Всего
хорошего! Всего доброго! Такие формулы используются либо самостоятельно, либо
соединяются с другими словами.

А вот
такие формулы прощания выходят из обихода:  Счастливо!, Пока!, Всего!, Салют! А
такие совсем вышли из моды: Честь имею откланяться! Разрешите попрощаться!

Формулы благодарности

Исполать
— «многия лета», «помоги бог»

Спасибо
— «спаси бог»

Благодарю
— «приношу благодарение»

Пожалуйста
– пожалуй-ста,

«пожалую»
– «отблагодарю», «дарю, потому что люблю»

«пожалуй»
— «подари, если любишь

Слова благодарности почти во всех
языках пришли в разговорную речь из языка торжественного ритуала. Постепенно
«спускались они с
небес
», становясь
обычными формулами выражения признательности, и постепенно утрачивали
особенности книжных слов. Поэтому и русские формы по происхождению своему
таковы же:
«исполать», «спасибо», «благодарю». 

«Исполать» в значении «спасибо» известно с 16 века.
Это искаженное в русском произношении греческое сочетание слов
«многия лета», «помоги бог», т. е. «спасибо». (Так былинное «исполать тебе, добрый
молодец!
» оказывается
вовсе не русским по происхождению словом). 

Окончательно укоренилось «спасибо», включив в себя
все коренные смыслы сопутствующих ему некогда слов.
«Спасибо» – сказанное с
достоинством и значительно. По происхождению своему
«спасибо»…: спаси бог!…

«Благодарю» – от русского «благодарствую», т. е. « приношу благодарение». Устаревшее
слово
«благодарствую» мы чаще встречаем в
художественной литературе, редко — в речи людей старшего поколения.

«Пожалуйста» образовано от слова «пожалуй» с помощью усиливающей
частицы
«-ста». (ср. слово
стать и устаревшие ныне спасибоста, здоровоста ). Исходное
«пожалуй» появилось, очевидно,
из
«пожалую» — «отблагодарю», формы 1 лица
ед. ч. от
«пожаловать».Очевидно, что «пожалую» и более позднее «пожалуйста» означали «дарю, потому что
люблю
».   Конечно,
частица
«пожалуйста» далеко не всегда
употребляется в качестве ответа на благодарность, и в таком случае
«пожалуй» в его корне – глагол
повелительного наклонения, то есть подразумевает
«подари, если любишь».

Получается,
формулы
речевого
этикета
в русском языке
разнообразны. Само по себе
эти формулы привычные, автоматические речевое действия. Для одних ситуаций мы применяем
одни формы, для других другие. Следовательно, в разных ситуациях, с разными
собеседниками у нас разные
формы общения.

3. Речевой этикет в
интернете

В настоящее время в мире существует
довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или
иначе связана с современными техническими возможностями, которые, в частности,
представлены использованием глобальной компьютерной сети — Интернет (Internet).

Это в первую очередь связано с тем,
что человечество за последнее столетие совершило огромный скачок в развитии
науки и техники, что открыло новые просторы для деятельности человека. Так,
возникновение и развитие цифровых и компьютерных технологий, а впоследствии
массовое распространение персональных компьютеров открыли новый вид взаимодействия
«человек-компьютер», а развитие
сети Интернет к взаимодействию
«человек-компьютер» добавило возможность
коммуникации
«человек-компьютер-человек». Следует
заметить, что Интернет развивается довольно стремительно. Интернет превращается
в полноценный источник всевозможной полезной информации, а также становится
основной формой виртуального общения
[5].

В
настоящее время интернет-дискурс изучается с разных сторон: исследуется
специфика языковых средств электронной коммуникации, информационное
пространство рассматривается в аспекте речежанровой дифференциации, изучается
взаимосвязь и взаимовлияние языка и общества, языка и культуры. В последнее
время в поле зрения лингвистов всё чаще попадает и этический аспект электронной
коммуникации.

Наряду
с традиционными конструкциями приветствия типа «привет» и «здравствуй»
(«здравствуйте») широко распространены и специфические, представляющие собой
усечённые или графически изменённые стандартные формулы вежливости: прив;
прива; дарова; здарофф; приветик.

Графическое
изменение претерпели и этикетные формулы благодарности. Желание сэкономить
время написания сообщения приводит к оригинальным решениям — возникновению
акронимов и слоговых сокращений, смешению букв и цифр: — спс! — нз4 (ср.: СПС
-спасибо, нз4  — не за что); — спокой
ночи;  — СН -спс;  —  споки (ср.: СН,
споки  — спокойной ночи); — спс  —  пжл; — Ссылочку кинь) // Плиз (ср.: пжл,
плиз  —  пожалуйста). Последний пример иллюстрирует не только стремление к
быстроте набора, но и особую прагматику включения английских слов в русскую
речь. Так, английское «
please»
придаёт высказыванию умоляюще-ироничный оттенок.[6]

Вежливое,
уважительное отношение к собеседнику, лежащее в основе этикета, может быть
выражено невербальными средствами: жестами, мимикой, позой, интонацией. Для
этого в интернет-общении активно используются так называемые эмотиконы
(смайлы), позволяющие выразить собственное отношение говорящего к сказанному.
Чтобы выразить симпатию к собеседнику или показать, что общение с ним приятно,
используется стандартный набор смайлов.

Итак,
в интернет-коммуникации как относительно новой сфере виртуального общения,
обладающей специфическими чертами, правила речевого поведения, в том числе и
этикетного, находятся в процессе формирования. Мы можем говорить о
трансформации традиционных этикетных средств и появлении нового
интернет-этикета, который характеризуется свободой самовыражения, стремлением к
речетворчеству, уменьшением количества коммуникативных барьеров. В заключение
отметим, что, на наш взгляд, некорректно говорить об отсутствии этикетных норм
в Интернете, скорее всего мы являемся свидетелями становления новых форм
вежливости.

4. Нецензурная
лексика в молодежной среде

4.1. История
возникновения

«Плохие»
слова не появились на пустом месте. То, что сейчас называется «ненормативной»
лексикой, в древности было непременным атрибутом языческих обрядов,
направленных на улучшение погоды, на задабривание духов плодородия, и при этом
абсолютно не вызывало у людей отрицательных эмоций. Доказательством тому могут
служить сохранившиеся название сел, озер и рек с явно неприличным звучанием. Религиозные
деятели обсценную лексику не одобряли и со временем перевели ее в разряд
«непристойной». Ругательства использовали все слои общества. Даже в переписке
люди не стеснялись в выражениях. Но запретили использовать «матерные» слова
только в 18 столетии, объявив их «непечатными», то бишь нецензурными.

Основных
матерных слов три и обозначают они половой акт, мужские и женские гениталии,
все остальные являются производными этих трех слов. Но ведь в других языках эти
органы и действия тоже имеют свои названия, которые почему-то не стали
ругательными словами? Чтобы понять причину появления матерных слов на русской
земле, исследователи заглянули в глубь веков и предложили свой вариант ответа.
Они считают, что на огромной территории между Гималаями и Междуречьем, на
бескрайних просторах жили немногочисленные племена пращуров индоевропейцев,
которые должны были размножаться, чтобы расширить свой ареал обитания, поэтому
огромное значение придавалось детородной функции. А слова, связанные с
детородными органами и функциями, считались магическими. Их запрещали
произносить «всуе», чтобы не сглазить, не навести порчу. Нарушали табу колдуны,
за ними неприкасаемые и рабы, которым закон был не писан. Постепенно появилась
привычка выражаться матом от полноты чувств или просто для связки слов.
Основные слова стали обрастать множеством производных. Не так давно, всего-то
тысячу лет назад, в число ругательных вошло слово, обозначающее женщину легкого
поведения «бл*ть». Происходит оно от слова «блевать», то есть «исторгать мерзость».
Но самым главным матерным словом по праву считается то самое слово из трех
букв, которое встречается на стенах и на заборах всего цивилизованного мира.
Его в качестве примера и разберём. Когда же появилось это трехбуквенное слово?
Одно скажу точно, что явно не в татаро-монгольские времена. В тюркском наречии
татаро-монгольских языков этот «предмет» обозначается словом «кутах». Кстати,
многие сейчас носят фамилию, происходящую от этого слова и ничуть не считают ее
неблагозвучной: «Кутахов». А как же называли детородный орган в стародавние
времена? Многие славянские племена его обозначали словом «уд», от которого,
кстати говоря, происходит вполне приличная и цензурная «удочка». Но всё-таки у
большинства племён детородный орган назывался не иначе, как «х*й». Однако это
трёхбуквенное слово примерно в
XVI
веке заменилось на также трёхбуквенный более литературный аналог — «хер».

4.2. Почему ругаются матом: распространённые причины

Есть
несколько наиболее известных причин, по которым люди выбирают для общения
именно нецензурные слова.

Взросление. Зачастую подростки матерятся, желая
самоутвердиться, проявить таким образом своё «мнение», бросить вызов обществу.
Им кажется, что они действуют смело. Однако подобное поведение как раз является
признаком слабости, плохо скрываемой неуверенности в себе. Важно донести это до
молодого человека, чтобы он смог взглянуть на себя со стороны, отучиться от
дурной привычки.

Сброс
нервного напряжения, излишней агрессии.
Многие люди прибегают к жёстким выражениям в конфликте,
когда не хотят переводить его в драку. Напряжение снимается. В таких случаях
можно посоветовать заняться физическими тренировками. Обучившись единоборствам,
регулярно проводя время в спортзале, человек не только сумеет избавиться от
негатива, но и приучит себя к дисциплине. Заниматься желательно с тренером, по
жёсткому графику.

Стиль
жизни.

Распространено и ещё одно явление: люди не ругаются матом, а разговаривают с
его помощью. Они настолько привыкли к этим словам, что вставляют их в обычную
речь, не испытывая при этом особенных эмоций. Просто «для связки слов». Если вы
относитесь как раз к таким людям, для вас самое важное – постараться посмотреть
на себя со стороны. Обратите внимание, как вы будете выглядеть в обществе, где
не принято так вести себя. Замечено, что чаще всего матерятся личности с
неуравновешенной психикой, преступники. Безусловно, входить в эту разноликую
группу – не для вас. Приложите небольшое усилие, и вы непременно избавитесь от
неприятной для вас и окружающих привычки ругаться матом.

5. Сленг в молодежной
среде

Молодежный жаргон — это
словотворчество, а не коверкание языка. Хотя слова зачастую грубы и им
придается смысл, противоположный первоначальному значению, они весьма важны для
общения в подростковой среде. Это подтверждается и тем, что жаргон
видоизменяется со временем, но не исчезает совершенно.
[7]

Молодые люди стремятся к краткости,
так как именно в этот период жизни стараются все делать быстрее, а значит, и
говорить быстро.

Слова часто передают переживания,
которые не известны и не понятны взрослым, но естественны в среде подростков.
Потому что часто непереводимы.

Отмечают три бурные волны в развитии
молодежного сленга в России.

20-е годы. Первая волна связана с
появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и
гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодежи окрасилась множеством
«блатных» словечек, почерпнутых
у них.

50-е годы. Вторая волна связана с
появлением
«стиляг».

70-80-е
годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные
молодежные движения и
«хиппующие» молодые люди создали
свой
«системный» сленг как языковый
жест противостояния официальной идеологии.

В настоящее время на развитие
молодежного сленга большое влияние оказывает компьютеризация (передача смысла,
идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по
сравнению с письмом и печатью).

Молодежный жаргон подобен его
носителям – он резкий, громкий, дерзкий. Он – результат своеобразного желания
переиначить мир на иной манер, а также знак
«я свой». Язык здесь отражает внутреннее
устремление молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.

5.1. Что оказывает
влияние на молодёжный жаргон?

1. Развитие компьютерных технологий.

Интернет, его широкие возможности,
быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В
связи с этим появляется много новых жаргонных слов. Вот некоторые из них:

Вирусняк – компьютерный вирус, нэт —
Интернет, мыло – e-mail, геймер — игрок.

2. Современная музыкальная культура.

Одно из увлечений молодёжи – музыка.
Она является частью жизни молодых людей. Молодёжный сленг, относящиеся к сфере
музыки, содержат названия различных музыкальных стилей.Среди молодёжи сейчас
более популярна зарубежная музыка, а русские исполнители и композиции порой
воспринимаются недоверчиво и с презрением.

3. Иностранные языки.

Английский язык в молодёжных кругах
считается самым
«модным» и самым перспективным
для изучения. Многие молодые люди знакомы с ним. Поэтому большая часть
молодёжного жаргона – это слова, которые заимствованы с английского языка, но
так и не переведены на русский язык. Интересно следующее: эти выражения
понимают даже те люди, которые никогда в жизни не учили английский язык,
настолько жаргонные слова влились в современную речь.

4. Уголовная лексика

Некоторым молодым людям кажется, что
использование такой лексики в речи делает их
«крутыми», авторитетными
и возвышает над всеми окружающими.

5. Арготизмы, связанные с наркотиками,
алкоголем

Они, в основном, подразделяются на
слова, являющиеся наименованием наркомана, на наименования наркотиков и на
слова, обозначающие действия, связанные с наркотиками.

Большинство новых сленговых слов
возникает и эволюционирует вполне естественным образом из конкретных ситуаций.
Так, появление новых предметов, вещей, объектов, идей или событий
сопровождается появлением новых слов для их объяснения и описания.

6. Анкетирование
студентов колледжа

Нами была разработана анкета для
опроса (Приложение 1) студентов 1 и 2 курсов ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский
колледж» с целью получения информации относительно их знаний о речевом этикете.

В анкетировании приняли
участие 56 студентов, средний возраст которых составил 16-18 лет. Результаты
анкетирования отражены в диаграммах (см. Приложения).

1)
Знакомо ли Вам понятие речевого этикета?

а) да – 51 человек (91%)

б) нет – 5 человек (9%)

2)
Какие формулы речевого этикета Вы знаете?

а)
никаких – 1 человек (1%)

б)
приветствие – 47 человек (22%)

в)
просьба – 34 человека (16%)

г)
прощание – 46 человек (21%)

д)
поздравление – 41 человек (19%)

е)
благодарность – 43 человека (20%)

е)
другой вариант – 1 человек (1%) Извините, простите

3)
Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?

а) да
– 51 человек (91%)

б)
нет – 4 человека (9%)

4)
Почему вы считаете проблему речевого этикета актуальной?

а) молодежь
не знает правил общения- 32 человека (40%)

б)
нужно правильно говорить – 10 человек (14%)

в) в
русском языке много бранных и матерных слов – 8 человек (10%)

г)
люди не умеют себя правильно вести в различных общественных местах – 29 человек
(36%)

5)
Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в
сети Интернет?

а) да
– 45 человек (80%)

б)
нет -10 человек (20%)

6)
Какой формы приветствия Вы придерживаетесь в общении со своими сверстниками в
сети Интернет?

а)
«Здравствуй(те)» — 8 человек (11%)

б)
«Хеллоу» — 1 человек (1%)

в)
«Привет»- 51 человек (71%)

г)
«Здарова» — 5 человек (8%)

д)
«Смайлик» — 4 человека (7%)

е)
Другой вариант – 2 человека (2%) Доброе утро!, Добрый день!, Добрый вечер!

7)
Если Вы даете положительный ответ на вопрос сверстника в сети Интернет, какой
лексической формы Вы будете придерживаться?

а)
Смайлик – 8 человек (11%)

б)
«Да»- 40 человек (57%)

в)
«Ок» — 19 человек (27%)

г)
Другой вариант – 3 человека (5%) Хорошо

8)
Какой формы прощания Вы придерживаетесь в общении со своими сверстниками в сети
Интернет?

а)
Смайлик – 9 человек (13%)

б)
«Пока» — 48 человек (72%)

в)
«Пок» — 1 человек (1%)

г)
«До свидания» — 7 человек (11%)

д)
Другой вариант — 2 человека (3%) Игнорируют прощание, как обязательную форму
речевого этикета.

9)
Используете ли Вы нецензурную лексику?

а) да
– 37 человек (66%)

б)
нет – 19 человек (34%)

10)
Как часто Вы используете нецензурную лексику?

а)
часто – 10 человек (19%)

б) редко
— 25 человек (48%)

в)
иногда – 17 человек (33%)

11)
Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

а) да
— 40 человек (71%)

б)
нет – 16 человек (29%)

12)
Как часто Вы употребляете сленговые слова?

а)
часто – 6 человек (13%)

б)
редко- 25 человек (47%)

в)
иногда – 19 человек (40%)

13)
Считаете ли вы, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают»
русский язык?

а) да
– 41 человек (74%)

б)
нет – 15 человек (26%)

Заключение

Работа меня увлекла. В
результате проведенного анкетирования и наблюдений за сверстниками, я пришла к
выводу, что большинству студентов знакомо понятие речевого этикета. Респондентами
были выделены основные формулы речевого этикета: приветствие, прощание,
благодарность, поздравление и просьба. Большинство студентов считают проблему
речевого этикета актуальной, поскольку молодежь не знает правил общения и не
умеет себя вести в различных общественных местах. Признавая эти проблемы,
опрошенные студенты выказали готовность к тому, чтобы контролировать процесс общения,
как по телефону, так и в сети Интернет. Чаще всего в общении со сверстниками в
сети Интернет молодые люди придерживаются неформальной формы приветствия
«Привет», которая указывает на то, что собеседники находятся в дружеских или
приятельских отношениях. Более половины опрошенных, давая положительный ответ
на вопрос сверстников в сети Интернет, придерживаются привычной формы согласия
«Да», но имеют место и случаи, когда активно употребляют заимствованную
англоязычную форму «Ок». Интересен тот факт, что при выборе формул письменного
этикета (приветствия и прощания), молодежь стала отдавать предпочтение
смайлику, объясняя это нежеланием изнурять себя длительным набором букв, если
сочетание смайликов может выполнить ту же функцию, да еще и выглядит веселее. Но
в этом есть огромный минус. Люди перестают думать, излагать мысли, грамотно
писать. По этим дивным «колобкам» иногда сложно уловить истинное
настроение собеседника. Люди забывают русские слова.

Современное
поколение все чаще в целях избегания повседневной банальности
употребления слов литературного языка, в стремлении к большей экспрессивности
речи, использует сленгизмы для обозначения новых реалий, предметов, явлений.

Чтобы сохранить богатство русской
речи, нам необходимо внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо
понимать все оттенки слова, овладеть языковый культурой. Каждый человек должен
стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. Всем
людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием. Ведь от
нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на
окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот,
отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника,
а значит и на конечный результат общения.

Исходя из вышесказанного, я хотела бы
предложить следующие советы для повышения речевой культуры:

• Избегайте многословия в любой
ситуации общения. Если Вы хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно
лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

• Перед тем как вступить в разговор,
чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.

• Старайтесь всегда говорить кратко,
понятно и точно.

• Стремитесь к речевому разнообразию.
Для каждой конкретной ситуации общения Вы должны находить подходящие слова,
отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов
разнообразных слов для отдельных ситуаций у Вас будет, тем выше станет Ваша
речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям
той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

• Научитесь находить общий язык с
любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдайте принципы
культуры речи, будьте вежливы и дружелюбны.

• Никогда не отвечайте грубостью на
грубость. Не опускайтесь до уровня своего плохо воспитанного собеседника.
Следуя принципу
«око
за око
» в
подобной ситуации, Вы продемонстрируете только отсутствие собственной культуры
речи.

• Научитесь быть внимательным к
собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Старайтесь всегда
проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечайте
собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем совете или внимании.
Помните, когда Вы не отвечаете на слова собеседника, Вы грубейшим образом
нарушаете речевой этикет.

• Следите за тем, чтобы во время
разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали Ваш разум.
Сохраняйте самоконтроль и самообладание.

• Нарушение правил речевого этикета
возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако
ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В
противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

• Общаясь с собеседником, не
перенимайте его стиль общения: придерживайтесь своих положительных речевых
привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но
подражая его манере общения, Вы теряете свою индивидуальность.

Практическая значимость исследования
заключается в том, что его результаты могут использоваться при составлении
учебного плана, в который будут включены факультативные и элективные занятия по
речевому этикету, задачами которых является пропаганда грамотной русской речи,
сохранение лексического богатства русского языка, повышения интереса к изучению
русского языка и литературы

Я бы хотела, чтобы моё
поколение было культурным и грамотным. Ведь мы будущее лицо нашей Великой
страны!

Список
использованных источников

Литература

1. Актуальные проблемы культуры речи. — М., 1970.

2. Виноградова Ю.В. Секреты этикета. На молодежной
тусовке. М: Современная школа, 2008. – 176 с.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин — М:
Высшая школа, 1988.

4. Голошубина О. К. Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации
(на примере речевого жанра «разговор в мессенджере») // Молодой ученый – 2014.
— №8. – С. 944-947.

5. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи:
учебник / Н.В. Кузнецова.- 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. — 368 с.

6. Культура русской речи. Учебное пособие / Под ред.
Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. — М.: Издательство НОРМА, 2000.

7. Русский язык и культура речи. Учебно-методическое
пособие для студентов средних медицинских учебных заведений / Под ред. А.Н.
Краснова. – М., 2000.

8. Сиротинина О. Б. Хорошая речь: сдвиги в
представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века / Под ред.
О.Б. Сиротининой. – М., 2000.

Интернет-сайты

http://www.iu.ru

http://www.nasha-molodezh.ru

https://shkolazhizni.ru/culture/articles/51725/

https://videouroki.net/razrabotki/nenormirovannaya-leksika-molodezhnyy-sleng-kak-byt.html

Приложения

Приложение 1

Анкета

Уважаемые студенты!

Анкета проводится с целью получения информации относительно
Ваших знаний о речевомэтикете.

Просим Вас серьёзно и внимательно отнестись к заполнению
анкеты и ответить на все вопросы! Анкета проводится анонимно.

Инструкция: Отвечая на вопросы
анкеты, поставьте галочку напротив выбранного варианта ответа. В некоторых
вопросах можно выбрать несколько вариантов ответа.

Ваш
возраст______; Ваш пол:
жен.; муж.

1)
Знакомо ли Вам понятие речевого этикета?

а)да;

б)нет

2)
Какие формулы речевого этикета Вы знаете?

а)
никаких;

б)
приветствие;

в)
просьба;

г)
прощание;

д)
поздравление;

е)
благодарность;

е)
другой вариант ________________________________________

3)
Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?

а)
да;

б)
нет

4)
Почему вы считаете проблему речевого этикета актуальной?

а)
молодежь не знает правил общения;

б)
нужно правильно говорить;

в) в
русском языке много бранных и матерных слов;

г)
люди не умеют себя правильно вести в различных общественных местах.

5)
Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в
сети Интернет?   

а)
да;

б)
нет

6)
Какой формы приветствия Вы придерживаетесь в общении со своими сверстниками в
сети Интернет?

а)
«Здравствуй(те)»;

б)
«Хеллоу»;

в)
«Привет»;

г)
«Здарова»;

д)
«Смайлик»

е)
Другой вариант ________________________________

7)
Если Вы даете положительный ответ на вопрос сверстника в сети Интернет, какой
лексической формы Вы будете придерживаться?

а)
Смайлик;

б)
«Да»;

в)
«Ок»;

г)
Другой вариант _______________________

8)
Какой формы прощания Вы придерживаетесь в общении со своими сверстниками в сети
Интернет?

а)
Смайлик;

б)
«Пока»;

в)
«Пок»;

г)
«До свидания»;

д)
Другой вариант _______________________

9)
Используете ли Вы нецензурную лексику?

а)
да;

б)
нет

10)
Как часто Вы используете нецензурную лексику?

а)
часто;

б)
редко;

в)
иногда

11)
Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

а)
да;

б)
нет

12) Как
часто Вы употребляете сленговые слова?

а)
часто;

б)
редко;

в)
иногда

13)
Считаете ли вы, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают»
русский язык?

а)
да;

б)
нет

Приложение 2.

Знакомо
ли Вам понятие речевого этикета?

Приложение 3.

Какие
формулы речевого этикета Вы знаете?

Приложение 4.

Считаете
ли Вы проблему речевого этикета актуальной?

Приложение 5.

Почему
вы считаете проблему речевого этикета актуальной?

Приложение 6.

Следуете
ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети
Интернет?

Приложение 7.

Какой
формы приветствия Вы придерживаетесь в общении со своими сверстниками в сети
Интернет?

Приложение 8.

Если Вы
даете положительный ответ на вопрос сверстника в сети Интернет, какой
лексической формы Вы будете придерживаться?

Приложение 9.

Какой
формы прощания Вы придерживаетесь в общении со своими сверстниками в сети
Интернет?

Приложение 10.

Используете
ли Вы нецензурную лексику?

Приложение 11.

Как
часто Вы используете нецензурную лексику?

Приложение 12.

Употребляете
ли Вы в речи сленговые слова?

Приложение 13.

Как часто Вы употребляете сленговые слова?

Приложение 14.

Считаете
ли вы, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают» русский
язык?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Арго рейши кан инструкция по применению цена
  • Министерство строительства бурятии руководство
  • Бмвд для поросят своими руками пошаговая инструкция
  • Азарт радиостанция р 187 п1 инструкция по применению
  • Трихопол для детей инструкция по применению