Руководство для специалистов по социальной работе

Как обеспечить безопасность и избежать рисков при выполнении служебных обязанностей

От редакции: 17 марта 2015 года в Москве проходил Всероссийский семинар по созданию безопасных условий труда для социальных работников. Данные «Рекомендации» были представлены на этом мероприятии для привлечения внимания профессионального сообщества к проблемам безопасности труда в данной сфере

А.Н. Дашкина,

президент Союза социальных педагогов и социальных работников (ССОПиР), член Общественного Совета Минтруда РФ, вице-президент Конференции МНПО Совета Европы.

Н.Н. Новиков,

генеральный директор Национальной ассоциации центров охраны труда, член Общественного Совета Минтруда РФ, Председатель подкомитета по охране труда Комитета по социальной политике Торгово-промышленной палаты Российской федерации, профессор, доктор технических наук.

E-mail: nacot-nnn@mail.ru

В.А. Спицын,

эксперт Национальной ассоциации центров охраны труда

Guidelines for social workers and specialists in social work. How to stay safe and avoid risks in the performance of official duties

A. N. Dashkina

President of the Union of social educators and social workers, member of the Public Council of the Ministry of Labor, vice president of Conference International Non-Governmental Organizations of the European Council

N. N. Novikov

General manager of the NAPLC, member of the Public Council of the Ministry of Labor, Chairman of the Subcommittee on Protection of Labor Committee on Social Policy of the RF Chamber of Commerce, Professor, Doctor of Technical Sciences

V. A. Spitcin

Expert of the NAPLC

Характеристика трудового процесса специалиста по социальной работе

Сфера деятельности:

Работа в органах государственного социального управления в организациях и учреждениях социальной защиты в территориальных центрах социального обслуживания населения, реабилитационных и кризисных центрах различного профиля, службах занятости и пр.

Общая характеристика деятельности:

Выявляет граждан, нуждающихся в социальной помощи и услугах, определяет характер и объем необходимой помощи (уборка и ремонт жилья, обеспечение топливом, одеждой, продуктами и т.п.), содействует госпитализации в лечебные учреждения, принятию на обслуживание нестационарными и стационарными учреждениями органов социальной защиты населения, консультирует по вопросам получения дополнительных льгот и преимуществ. Проводит работу в неблагополучных семьях. Разрабатывает программу реабилитационных мероприятий. Участвует в оформлении необходимых документов, добивается принятия отвечающих закону решений в официальных инстанциях. Координирует усилия различных государственных и общественных структур.

Рабочее место:

Рабочий стол, компьютер, картотека (архив)

Факторы трудового процесса и производственной среды:

Психофизиологические факторы – нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, эмоциональные перегрузки).

Биологические факторы – патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы), а также животные и растения.

Физические факторы – движущийся  транспорт, микроклимат окружающей среды.

Возможность получения травм в период трудового процесса:

  • ушибы конечностей (в общественном транспорте, посещаемых объектах);
  • укусы домашних животных;
  • падение предметов с высоты (снег, сосульки, отделочные части зданий и др. предметы);
  • падение работника при гололеде, оступившегося или запнувшегося о выступающие предметы;
  • получение травм при нападении агрессивных, душевно больных, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения людей, при непосредственном выполнении работником должностных обязанностей;
  • травмы при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций (пожары, наводнения и др.);
  • подъем и перенос тяжестей недопустимых для женщин;
  • встреча при посещении клиента с грабителями, мошенниками и ворами.

Медицина труда специалиста по социальной работе

         Медицинские противопоказания для профессиональной деятельности:

  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • нервно-психические заболевания;
  • органов дыхания;
  • инфекционные и кожные заболевания.

Опасные производственные факторы:

Чрезмерные физические и нервно-психические перегрузки, приводят к развитию утомления и переутомления и провоцируют такие заболевания как вегетососудистая дистония, артериальная гипертония, язвенная болезнь, ишемическая болезнь сердца, другие профессиональные заболевания.

Усталость — это совокупность временных изменений в физиологическом и психологическом состоянии человека, которые появляются в результате напряженной или длительной работы и приводят к ухудшению ее количественных и качественных показателей, несчастных случаев Усталость бывает общей, локальной, умственной, зрительной, мышечной и др. 

Проявлениями переутомления являются головная боль, повышенная утомляемость, раздражительность, нервозность, нарушения сна.

Стресс на работе оказывает серьезное влияние на работу головного мозга, провоцирует болезни сердца, стрессовая работа провоцирует болезнь Альцгеймера.

(Болезнь Альцгеймера — это неизлечимое дегенеративное заболевание центральной нервной системы, характеризующееся постепенной потерей умственных способностей (память, речь, логическое мышление), риск развития которого повышается после 65 лет.)

Профессиональное выгорание у специалистов социальной сферы.

Проблема профессиональных рисков в социальной работе по-прежнему актуальна и мало изучена. Неоспоримо лишь, что постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором. Признаками этого негативного воздействия являются:

• ощущение эмоционального истощения;

• наличие враждебности по отношению к клиентам;

• наличие психосоматического заболевания;

• нарушение аппетита;

• негативная самооценка;

• возрастание агрессивности и чувства вины и др.

Мероприятия для предупреждения возможных профессиональных заболеваний и получения травмы в период трудового процесса:

  • своевременные инструктажи по охране труда (целевые, внеплановые и повторные);
  • проведение психологических тренингов, консультаций относительно профессиональных рисков и профессиональных заболеваний;
  • проведение медицинских обследований (в целях своевременного выявления заболеваний работников);
  • своевременное оповещение работников об изменении прогноза погоды (для внесения изменения в график работы, и возможность одеться по погодным условиям);
  • грамотное распределение поставленных задач относительно каждого работника (Важными в обеспечении безопасного труда и предотвращении травматизма на производстве являются факторы личного характера — знание руководителем работ личности каждого работника, его психики и особенностей характер, медицинских показателей и их соответствия параметрам работы, отношение к труду, дисциплинированности, удовлетворенности трудом, усвоения навыков безопасных методов работы, знание норм и правил охран они труда и пожарной безопасности, его отношение к другим рабочих и всего коллектив).

Рекомендации по сохранению психологического и физического здоровья

Как справиться со стрессом

Адекватность поведения человека в сложной ситуации определяется: во-первых, спокойствием; во-вторых, наличием знаний и жизненного опыта. 

Для того, чтобы владеть собой, нужны:

1. Контроль над ситуацией.

2. Самоконтроль.

Если хотим избежать стрессов, нужно: 

  1. везде и всегда быть готовым к возможным трудностям;
  2. стараться не попадать в ситуации, способствующие проявлению свойственных отрицательных черт характера. Например: склонным к страху — не ходить без необходимости в тёмное время суток, “агрессорам” — избегать “разборок” и т.д.; 
  3. не пытаться добиться своего любой ценой; 
  4. стараться анализировать и изучать всё происходящее; 
  5. снять “розовые очки” — не идеализировать людей, дела, идеи, окружающий мир, себя, чтобы не разочаровываться впоследствии; 
  6. что бы ни произошло, думать не только о себе, но и о тех, кому сейчас нужна наша помощь.

Что делать в стрессовой ситуации: 

  1. не отчаиваться и не заниматься бесплодным обвинением себя или других; 
  2. помнить, что всё поправимо. Если невозможно восстановить утраченное – можно пересмотреть своё отношение к произошедшему;
  3. не принимать “в горячке” необдуманных решений типа: уволиться с работы, развестись, уйти из дома, прекратить отношения с другом или родственником и т.д.; 
  4. избегать обобщений на свой счёт: “Я неудачник, несчастный человек, хуже других, неисправим, со мной всегда что-нибудь случается”; 
  5. попросить помощи у тех, кто рядом; 
  6. постараться найти причины произошедшего, чтобы “несчастный случай” не повторился в будущем. 

Так ли уж страшны “неблагоприятные факторы”? Известно, что люди познаются в беде. Сложные ситуации проявляют, как на рентгеновском снимке, скрытый отрицательный опыт. Если удаётся увидеть, на чём именно на этот раз “попались”, то возможно, повода для следующего стресса уже не будет. 

Первая помощь в острой стрессовой ситуации

Признаки стресса: вспотевшие ладони, частое сердцебиение, прошибает пот, сводит желудок, пересыхает во рту, трудно глотать, перехватывает дыхание, лицо краснеет или бледнеет, зрачки расширяются, возрастает кровяное давление, мышцы напряжены, возникает ощущение подавленности, могут быть нарушения сна. 

Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принимать (исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни). 

Остановитесь – сосчитайте до 10. 

Займитесь своим дыханием. Дышите правильно! Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох делайте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием. 

Если стрессовая ситуация застигла вас в помещении, выйдите в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один или на воздух. 

Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой. 

Посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите.

Набрав воды в стакан (или ладони), медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).

Если на улице зима

В зимний период нужно одевать несколько одежек, верхней одеждой обязательно должен быть либо пуховик, либо теплая дубленка или шуба. При этом, вся одежда, в том числе и верхняя, должна быть свободной, не стягивающей тело, так как воздушная прослойка осложняет путь движения холодного воздуха. На руки должны быть одеты варежки, шею нужно обвязать теплым шарфом. 
Перед выходом на улицу следует плотно покушать пищу в теплом виде, зимой следует употреблять больше еды, в которой содержатся в достаточном количестве витамины А и С. К такой пище можно смело отнести: яйцо, морковь, капусту, печень, помидоры, перец. Если на морозе у человека начали замерзать руки и ноги, то следует шевелить ими, как можно больше двигаться. 

Если на руках замерзли пальцы, то нужно попробовать согреть их натиранием ладошек друг об друга, чтобы к конечностям начала поступать кровь. Если человек носит большие перстни и кольца, то следует, выходя на улицу, их снимать. Стоит помнить, что по возвращению домой или по прибытию на работу, нужно обязательно выпить теплого чая с лимоном или медом.

Социальным работникам при выполнении служебных задач рекомендуется избегать хождения вблизи «домов с нависшими на крышах массами снега» и не оставлять под крышами свои автомобили, а также обходить «участки местности, обозначенные предупредительными табличками «Опасная зона», «Возможен сход снежной массы» и «Проход запрещён».

Если в прогнозе погоды содержится предупреждение о появлении наледи, рекомендуется «принять меры для снижения вероятности получения травмы», для чего следуют подготовить малоскользящую обувь с глубоким протекторным рисунком на подошве, либо прикрепить на каблуки металлические набойки или поролон и наклеить на сухую подошву лейкопластырь или изоляционную ленту.

Ещё мы рекомендуем:

  • Ходите по тротуарам, которые посыпаны песком или солью, или по непротоптанному снегу на внутреннем крае тротуара;
  • Не держите руки в карманах — это увеличивает вероятность не только падения, но и получения тяжелых травм, особенно переломов;
  • Берегитесь катков, припорошенных снегом, ходите по освещенной части тротуара;
  • Во время таяния снега и льда очень опасны сосульки. Для того, чтобы избежать травм от них, не ходите близко под стенами домов;
  • Обходите крышки люков, как правило, они покрыты льдом. Кроме того, они могут переворачиваться и быть плохо закреплены, что опасно;
  • Не прогуливайтесь у самого края проезжей части дороги. Это опасно всегда, а на скользких дорогах особенно. Можно упасть и вылететь на дорогу, или же автомобиль может выехать на тротуар;
  • Не перебегайте проезжую часть дороги во время снегопада и гололеда. Помните, что в гололед значительно увеличивается тормозной путь машины и падение перед автомобилем, который движется, приводит как минимум к травмам, а возможно и к гибели;
  • Ступая на лед, максимальную нагрузку делайте не на пятку, а на носок;
  • Ходите медленно, ноги слегка расслабьте в коленях;
  • Если вы упали и спустя некоторое время почувствовали боль в голове, тошноту, боль в суставах, образовалась припухлость — срочно обратитесь к врачу в травмпункт;
  • Если вы все-таки получили травму, при сильном кровотечении примените импровизированный жгут (завяжите шарф, платок, ремень) на 10-15 см выше места повреждения, палочкой сильно закрутите его.

 Кроме того, следует внимательно следить за состоянием линий электропередач и сообщить в соответствующую службу о месте обрыва проводов.

Что делать в жару?

В жаркую погоду лучше находиться в прохладном помещении. В пик солнечной активности позаботьтесь о головном уборе. Надевайте одежду, которая пропускает воздух, и лучше, чтобы она была светлых тонов. Ведь темный цвет обычно впитывает в себя тепло, а светлый отражает.

 Также не забывайте брать с собой воду – это самое лучше средство для утоления жажды. Летом в жару также нужно быть предусмотрительными, чтобы не получить солнечный удар. И если он произойдет, то нужно быть к нему готовым.

Как защититься от нападения собак?

В случае нападения старайтесь не смотреть собаке в глаза, иначе животное решит, что Вы настроены агрессивно. Смотрите на ее уши, нос, пасть, но только не в глаза.

  • Не позволяйте агрессивно настроенному животному заходить к вам за спину. Если собака начинает вас обходить, значит, совсем скоро она начнет свою атаку. Поэтому старайтесь все время поворачиваться к собаке лицом.
  • Чтобы защититься от нападения собак сзади, встаньте спиной к стене. Чтобы защитить руки от укусов животного, обмотайте их верхней одеждой или старайтесь всегда держать перед собой сумку. Когда разъяренная собака схватит приманку (сумку или защищенную руку), как можно сильнее ударьте собаку ногой по горлу.
  • Если спрятаться от нападающей собаки совсем негде, быстро нагнитесь, схватите с земли горсть грязи или песка, бросьте ее в глаза или пасть животному. На пару минут это сможет отвлечь собаку от нападения на вас. Не теряйте время, скорее убегайте в безопасное место.
  • Если собаки попытаются напасть на вас тогда, когда вы едете на велосипеде, просто остановитесь. Собаки, скорее всего, остановятся тоже. Продолжать движение на велосипеде в этом случае не стоит. Лучше идите пешком рядом с велосипедом до тех пор, пока собаки от вас не отстанут.
  • Помните, что бегством от разъяренных собак не спастись. Этот способ защиты можно применить только в том случае, если совсем недалеко находится какое-либо укрытие, до которого вы гарантированно успеете добежать.
  • Защититься от нападения собак можно, схватив с земли бутылку, палку или камень и замахнувшись на животных. Если у них уже есть неудачный опыт знакомства с этими предметами, они обязательно испугаются и отступят.
  • Помните, что взгляд собаки, готовой к атаке, всегда направлен на то место, которое она планирует укусить. Поэтому старайтесь увернуться или сбить животное с траектории прыжка всеми возможными способами.
  • Чувствуя скорое нападение собак, попробуйте неожиданно и громко закричать: «Кошка!». Эта команда, как правило, вызывает у большинства собак бурную реакцию. Животные начинают метаться из стороны в сторону в поиске интересующего их объекта. Не нужно наблюдать за собаками, старайтесь использовать выигрыш во времени для того, чтобы скорее скрыться от агрессивных собак.
  • Самые уязвимые и болезненные места у собаки: глаза, кончик носа, темечко за ушами, затылочная часть головы, суставы лап и ребра. Именно по этим участкам тела агрессивно настроенного животного бейте изо всех сил.

Как вести себя, если на вас напали?

Если при работе с клиентом на дому вы столкнулись с неадекватным (буйным) клиентом, сразу — постарайтесь вступить с ним в переговоры. Убедитесь, что у него нет каких-либо предметов (оружия) и он не собирается его использовать. Уговорите этого человека сесть и поговорить с вами. Постарайтесь выглядеть спокойно, естественно и абсолютно расслабленно. Предложите ему успокоиться, попить воды. Смотрите в глаза и ни в коем случае не поворачивайтесь к нему спиной. Выслушайте все его требования и постарайтесь разговориться с ним, переводя разговор на иные темы, с тем, чтобы выгадать возможность подать сигнал о помощи (если это реально), или иным образом нейтрализовать в случае необходимости.

При нападении на вас, первым делом старайтесь привлечь к себе внимание соседей. Выбросьте стул в окно, выбегите на балкон с криками: «Убивают!». Психологи говорят, что для привлечения внимания соседей даже лучше кричать «Пожар!».

Подумайте прямо сейчас — есть ли в этой квартире место, где вы можете укрыться в случае нападения. Это может быть ванная комната, туалет, кладовка, если эти помещения обладают крепкой дверью и защелкой.

Оказавшись в укрытии, стучите в стену (если оно обладает общей стеной с соседями), потолок, пол, кричите, пытайтесь всеми мерами привлечь внимание соседей.

Защита при нападении в закрытом пространстве (подъезде, лифте)

Если вы собираетесь зайти в подъезд и видите, что кто-то явно подозрительной внешности хочет зайти за вами следом, — не заходите в подъезд, пройдите мимо до ближайшего освещенного, более-менее безопасного места. Позвоните домой или соседям, чтобы вас встретили внизу около подъезда. Если возможности встретить вас нет — позвоните в милицию.

При нападении в подъезде, никогда не пытайтесь забежать в лифт с целью спастись. Преступник чаще всего может оказаться намного проворнее вас, и забежит следом.

При нападении в подъезде, бегите вверх по лестнице и звоните во все двери подряд. Кто-нибудь из ваших соседей может оказаться дома и выглянуть за дверь или хотя бы спросить «Кто там?», на что вы можете крикнуть «Я ваш сосед, на меня напали, вызовите милицию». Преступнику не нужны свидетели, поэтому вероятно, что он оставит свои намерения и ретируется.

Защита от нападения с целью сексуального насилия

Доверяйте себе во всём и всегда. Прислушивайтесь к своей интуиции. Часто мы чувствуем опасность, не успевая её осознать. Не игнорируйте сигналы тревоги.

Учитесь слушать себя и понимать свои желания. Научитесь говорить «нет», когда речь идет об угрозе здоровью и жизни. Действовать «невежливо» — ваше право. Лучше перестраховаться, чем рисковать.

Воспитывайте уверенность в себе. Преступник, нападающий на женщину, жаждет ощутить ее унижение и страх.

Вы имеете право защищать себя всеми возможными способами.

Запомните: изнасилование — это преступление. Никакие действия жертвы преступления не могут служить оправданием для насилия! 

Средства индивидуальной защиты, применяемые социальными работниками

Мобильный  помощник

Мобильное приложение с функциями сигнала экстренной помощи «SOS», при возникновении экстренной ситуации сигнал уходит сразу на телефон 02, 112 или другой. Вместе с сигналом о помощи уходит еще и смс с координатами. Встроенная инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим. Возможность записи маршрута следования социального работника.

Краткие инструкции по оказанию первой (доврачебной) помощи в различных экстремальных ситуациях (авария, перелом, порез, кровотечение, отравление). Существуют приложения-справочники,  включающие  в себя 45 разделов, в которых собрано  все об оказании помощи, начиная от ушиба и заканчивая реанимацией пострадавшего.

Электрошокеры  как  оружие самообороны, оружие нелетального действия. Электрошок может использоваться гражданами для самообороны в случае преступного посягательства на их жизнь или здоровье. Это — одно из лучших средств защиты от нападения правонарушителей и диких собак.

Утверждаю:

Директор ГБУ СОН СО СРЦН

Тагилстроевского района

О.Б. Байдало

____________________________

Методические рекомендации специалистам по вопросам организации сопровождения и социальной адаптации выпускников Центра

(отделение социально-правовой помощи)

Составитель: О.В.Шоленкова

Актуальность.

            Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. Низкий уровень

социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.

Воспитанники государственных учреждений после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно профессиональных и социальных. Состояние воспитанников УГВ, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных

путей. Выпускники УГВ находятся чаще всего в состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция детей-сирот носила в значительной мере «объектный» характер, о них заботились, их обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения  характер позиции этих же детей нормативно становится «субъектным». Они

сами должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности.

Иначе говоря, выпускникам УГВ фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство. В итоге перед выпускниками стоят две насущные задачи: как перейти на самостоятельное жизнеобеспечение и как выстроить границы

своего нового жизненного пространства.  

           Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются: проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития; затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и

трудоустройства; затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность; затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки; правовая некомпетентность; возврат в кризисные условия после выпуска.  

           Готовность воспитанников к самостоятельной жизни – основная цель деятельности специалистов УГВ. Судьбы выпускников во многом зависят от той помощи и поддержки, которую они могут получить после ухода из учреждения. Нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из учреждения воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем. Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем. Выпускники УГВ не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем. Как уже говорилось, это проблемы защиты прав, в частности жилищных и трудовых; это психологические проблемы, решение которых предполагает

умение разбираться в людях; способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях; множество частных, но весьма существенных  проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями,

рациональное использование средств на покупки и др. Поэтому возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.  

Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, но по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении профессии и трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений призваны данные рекомендации.

Все вышеизложенное определяет актуальность методических рекомендаций по социальной адаптации выпускников.

Цель:  

— Содействие успешной социальной адаптации выпускников Центра.  

Достижение поставленной цели обеспечивается через решение следующих задач:

Оказывать социальную и психологическую помощь выпускникам на начальном этапе их самостоятельной жизни;

— Защищать права и интересы выпускников;

— Оказывать помощь в получении образования, специальности, последующем трудоустройстве.

— Содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников.  

Работа  построена на следующих принципах:

· индивидуального подхода к судьбе каждого ребенка;

· комплексного решения проблем выпускника;

· переориентации иждивенческой психологии на стремление  справиться с жизненными проблемами собственными силами;

· адекватной реакции на ситуацию, в которой находится выпускник;

· гарантии непрерывного и всестороннего сопровождения выпускника;

· ориентации на социально-ценностные отношения (способность педагога обнаружить за событиями, действиями, словами, поступками, предметами человеческие отношения);

· деятельностного подхода (обязательная активность каждого участника программы, личная заинтересованность в ее реализации);

· расширения социального пространства (привлечение учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты города, области);

· ориентации на работу в современном правовом поле;

· конфиденциальности.  

           Проблема социализации выпускников. Трудности, которые испытывает выпускник УГВ, можно разделить на два блока:

1. Комплекс социальных затруднений: жилищно-бытовая неустроенность, неразвитость социальной сети, в которую включены выпускники, отсутствие мотивации к социальной реализации, не оформившиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей и т. д.

2. Комплекс психологических затруднений: отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в

семье на собственных детей, низкая готовность самостоятельно решать жизненные задачи и т. п.    

            Неблагоприятными факторами постинтернатной социальной адаптации являются: низкий интеллект, снижение активности, инициативы, эмоциональная нивелировка, чрезмерная открытость и доверчивость, а также (особенно) психопатические черты — возбудимость, неустойчивость, ранние сексуальные и патологические влечения (лживость, бродяжничество,

воровство и т.д.), нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).  

           Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, что представляет значительные трудности их социальной адаптации, в том числе школьной.

            Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом с девиантным поведением до того, как они оказались в нем, и в первые месяцы после поступления оно наблюдается у 70% детей и подростков. Вместе с

психопатологическими проявлениями почти у половины поступающих воспитанников выявляется общее психическое недоразвитие, что затрудняет реабилитационный процесс.  

            Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм.

Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.

            Выпускники УГВ испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Большинство выпускников не могут успешно адаптироваться к жизни. После выхода из УГВ выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему

приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (родителей, родственников).

           Во всех случаях, даже при относительно благоприятном прогнозе выпускники интерната нуждаются в долговременном социально-педагогическом сопровождении. Особенно тщательно тактика социально — педагогической постинтернатной поддержки должна быть обозначена в тех

случаях, когда отмечаются черты повышенного риска по социальной дезадаптации.  

Деятельность службы постинтернатного сопровождения, будет осуществляться на базе отделения социально-правовой помощи и отделения психолого-педагогической помощи.

         Оказание помощи выпускникам УГВ в социальной адаптации, получении профессии и трудоустройстве, подготовке к семейной жизни осуществляется специалистами Центра.

Включает в себя четыре направления:

  1. Информационно-аналитическое.
  2. Социально-правовое

3.   Социально-психологическое.

4.   Организационно-методическое.

         — Информационно-аналитическое направление:  

  • создание банка данных о выпускниках, обратившихся за помощью, осуществление обмена необходимой информацией с организациями и учреждениями;  анализ профессионально-личностного становления;
  • ведение карт сопровождения; обследование ЖБУ;  
  • отслеживание результатов сопровождения.

         — Социально-правовое 

  • защита личных, жилищных имущественных прав и интересов выпускников;
  • предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации,
  • получения профессионального образования и трудоустройства;  
  • социальный патронат;  
  • организация реабилитационных мероприятий для выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации.

-Социально-психологическое

  • организация работы по повышению психологической устойчивости;  

— Организационно-методическое:  

  • организация деятельности (педагогов, администрации УГВ), направленной на поддержку выпускника;  
  • выпуск методических материалов, брошюр по организации индивидуального сопровождения и поддержки выпускника в процессе его социализации.

Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускников

         Выход из учреждения означает для ребёнка, оставшегося без попечения родителей, начало самостоятельной жизни, в которой на первый план выходят проблемы социальной адаптации.

         Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение социального статуса, места в социальной структуре общества

Содержание социальной адаптации затрагивает следующие категории: социальный статус, профессиональное самоопределение, сформированность социально значимых способностей, качеств; положение в обществе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения; характерологические особенности и качества личности; возможность

проявления индивидуальности.

         Основной технологией применяемой при сопровождении выпускников является кураторство (общественное попечительство/наставничество).

         Алгоритм сопровождения выпускников состоит из следующих этапов:

подготовительный, деятельностный, постинтернатное сопровождение.

 Необходимо использовать дифференцированный подход в работе с выпускниками.                  

Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускников

  • Сбор информации о выпускнике
  • Организация межведомственного взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти
  • Мониторинговое отслеживание успешности социальной адаптации
  • Составление базы данных
  • Проведение обследование ЖБУ
  • Заполнение социально-педагогической анкеты
  • Разработка индивидуальных планов сопровождения
  • Защита социальных прав
  • Трудовая адаптация
  • Психологическая помощь
  • Юридическая помощь
  • Создание среды позитивного общения
  • Работа с сетью социальных контактов
  • Поддержка молодых родителей и матерей-одиночек
  • Социальный патронат

Этап 1 – подготовительный.  

      Задачей подготовительного этапа является сбор и систематизация информации о проблемах выпускников в постинтернатной жизни, определение методов решения данных проблем.

      Шаг 1. Сбор информации о выпускнике: учёба, работа, место жительства (фактическое и закреплённое).

         Для сбора информации используется:

— личное дело выпускника;

— беседы с воспитателями;

— информация от родственников;

— информация, полученная в ходе обследования ЖБУ;

-индивидуальные беседы с выпускниками.

    Шаг. 2. Составление базы данных.

    На основе полученной информации составляется база данных о выпускниках детского дома, где отражается:

1. Ф.И.О.

2. Дата рождения

3. Место проживания

4. Место обучения

5. Место учёбы/работы

6. Выявленные проблемы.

 По мере поступления дополнительной информации о выпускниках в базу данных вносятся изменения.

   Шаг 3. Проведение обследования жилищно-бытовых условий. Для получения объективной информации о жизнедеятельности выпускника, специалистами проводится обследование жилищно-бытовых условий, результаты которого фиксируются в специально установленной

форме.

   Шаг 4. Заполнение социально-педагогической анкеты. Социально-педагогическая анкета позволяет получить информацию об основных трудностях и проблемах выпускника. В процессе заполнения анкеты

необходимо выяснить, прежде всего интересы, потребности и возможности выпускника. Позиция специалиста выражается в поддержке, пробуждении ресурсов, актуализации средств и способов достижения поставленной цели.

   Шаг 5. Обращение в службу выпускника. При установлении социального патроната над выпускником требуется его согласие.  С выпускником заключается договор о постинтернатном сопровождении, в котором предусматриваются меры оказания социальной помощи лицу, меры

по защите его прав, права и обязанности сторон, порядок и условия расторжения договора, срок договора, порядок осуществления контроля. В течение 10 дней со дня обращения лица из числа детей-сирот издаётся приказ об установлении постинтернатного сопровождения из числа детей-сирот. Постинтернатное сопровождение осуществляют специалисты Центра.

  Шаг 6. Заполнение индивидуальных планов постинтернатного сопровождения. После определения круга проблем выпускника, заполняется индивидуальный план постинтернатного сопровождения.

             Этап 2 — Деятельностный этап.  

             Задачей деятельностного этапа является защита прав и интересов выпускников, реализация индивидуального плана постинтернатного сопровождения. Оказывается помощь выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования,

трудоустройством, оказание ему юридической и медицинской помощи.  

             Защита социальных прав. Основной задачей службы постинтернатного сопровождения является информирование выпускников об их правах, и контроль за соблюдением данных прав.

             В числе социальных гарантий находятся:

1. Получение жилья.

2. Бесплатное обучение и государственное обеспечение во время обучения.

3. Пенсии, пособия.

Специалисты Центра собирают информацию о жилье. Посещают квартиры, закреплённые за выпускниками, составляя акты обследования жилищно-бытовых условий.

            Оказывается помощь в переоформлении пенсий.

         Осуществляется сбор информации о месте обучения, получении ими государственных пособий. В случае выявления нарушений, специалисты оказывают содействие в разрешении конфликтной ситуации.

         Юридическая помощь. Одной из основных задач службы является оказание помощи в защите прав и законных интересов выпускника. Выпускникам оказывается помощь в составлении ходатайств, жалоб, исковых заявлений. Работа Центра в данном направлении также подразумевает помощь в получении, замене, восстановлении утраченных документов, помощь в получении жилья, отстаивании своих прав на закреплённое жильё.

         Мероприятия по юридической защите повышают юридическую грамотность и компетентность выпускников, позволяют самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях и, без проведения данной работы невозможна успешная адаптация выпускника в современном обществе.  

Трудовая адаптация Решение проблем трудоустройства является частью адаптационного

процесса. Очень важно, чтобы бывший воспитанник УГВ, условия проживания которого отличаются от сверстников, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, возможностям, затем успешно устроился на работу.  

         Большая часть выпускников обучаются в системе начального профессионального образования. Специалисты Центра взаимодействуют с мастерами начального профессионального образования.

 Для неработающих выпускников создаются условия для активизации участия выпускника в своём трудоустройстве:

индивидуальные беседы по выбору профессии и формированию адекватного

понимания выпускником своих профессиональных возможностей и соответствующей им оплаты труда.

сотрудничество службы с центром занятости населения. Это помощь в подготовке документов для трудоустройства или на получение пособия по безработице.

         Мероприятия по трудовой адаптации позволяют выпускникам решить вопросы трудоустройства и быть полноправными, материально независимыми членами общества.  

Психологическая помощь. Психологом проводится комплексное изучение уровня социальных навыков, социальных сетей, уровня социальной адаптации. Также проводится диагностика профессиональной направленности и профпригодности.   Психолог проводит лекции с выпускниками, индивидуальные беседы, осуществляет консультирование. Проводится коррекция сферы профессионального самоопределения. Специалистами организуются

упражнения и игры, направленные на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение самооценки и уверенности в себе, развитие самостоятельности.    

Работа с сетью социальных контактов.  Важным моментом реабилитационной работы будет являться привлечение внешних сил с целью поддержать выпускника и перевести

ситуацию на социально приемлемый уровень. Внешние силы — это и

окружение выпускника по месту жительства, социальные партнёры (это могут быть представители НКО, церкви).  

Вовлечение сети социальных контактов в реабилитационный процесс  базируется на построении взаимосвязи различных социальных систем, окружающих выпускника, гармонизации их взаимодействия. «Сетевой» подход может рассматриваться как элемент, связывающий все три уровня (выпускник-ближайшее окружение-внешний мир) в единое целое, создающий единое пространство, целостную картину мира, в котором существует выпускник, что служит, прежде всего, основой для формирования устойчивого отношения к действительности.

Поддержка молодых родителей и матерей-одиночек

         Существует большой риск того, что дети выпускников интернатных учреждений могут оказаться социальными сиротами. Факторами риска отказа матери от ребёнка являются:

— низкий уровень осознания материнской ответственности, несформированная мотивация к материнству;

— отсутствие жилья;

— семейная неустроенность, отсутствие мужа;

— склонность к асоциальному поведению, вредные привычки;

— медицинские проблемы, в т.ч. психологического характера;

— отсутствие родственников или близких людей, способных оказать помощь, психологическую поддержку;

— низкий уровень доходов или их отсутствие.

         Без поддержки юные мамы не могут самостоятельно обеспечить себя и своего малыша всем необходимым для жизни. В ходе сопровождения оказывается помощь в оформлении необходимых документов, оказывается психологическая поддержка юных матерей, проводится работа по формированию у них адекватной самооценки, уверенности в собственных силах, оказывается

помощь в приобретении профессии. Назначенный куратор становится для них помощником, который вовремя подскажет и поможет справиться с трудностями.  

         Этап 3 – Постинтернатное сопровождение.  

         Мониторинговое сопровождение становится возможным при наличии нормальных условий жизни, трудоустройстве выпускника на постоянную работу со стабильным заработком, а также личностной зрелости выпускника, наличии развитой социально-поддерживающей сети (родственники, друзья, значимые люди).

            Для организации своевременной поддержки выпускника УГВ в период социально-профессионального становления, направленной на благоприятную адаптацию в социуме, специалистами службы осуществляется социальный патронат выпускников.

           В ходе социального патроната специалистом-куратором оказывается необходимый комплекс мер выпускнику, включающий юридическую, психолого-педагогическую, медицинскую поддержку; результаты работы фиксируются в картах социального сопровождения выпускника.

            Критерии успеха выпускников:

· развитие чувства психологической защищенности и комфорта; осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения, общения;

· позитивные изменения в развитии личности (включение в социально — полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и занятие личностно – значимыми видами деятельности);

· самостоятельное принятие решения и ответственность за него;

· активность, целеустремленность, работоспособность;

· саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности в своих силах;

· профессиональное самоопределение;

· умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях;

· благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы;

· психологическая готовность к созданию семьи и рождению ребенка.  

           Отслеживание социальной адаптации выпускника УГВ осуществляется по следующим показателям:

— социальное положение (образование, трудоустройство);

— средства к существованию (стипендия, заработная плата, сберегательная книжка, социальные выплаты);

— семейное положение (женат/холост/замужем/незамужем; состав семьи,

психологический климат);

— законопослушность (правонарушения, алкоголизм, токсикомания и т.д.);

— жилищно-бытовые условия (состояние жилья, сохранность имущества,

оплата коммунальных услуг);

— отношения с кровными родителями, родственниками (поддерживает, не

поддерживает);

— круг общения (отношения с друзьями, детьми детского дома и

выпускниками).

Приложение № 1  

Таблица контроля сформированности житейских умений и

навыков выпускников

(Составляется за 4 месяца до выпуска. Отметки ставятся ежемесячно.

Навыки и умения оцениваются по пятибалльной системе.)

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________

Возраст _______________   Место учебы________________________ Место работы__________  

Житейские умения и навыки

                                                       1                             2                             3                                  4

1. Культура

самообслуживания и

организация быта:

— одевается чисто,

аккуратно

— следит за своей

одеждой, обувью  

— умеет постирать свои

вещи

— может выполнить

мелкий ремонт и

утюжку вещей

— следит за прической,

ногтями, чистотой тела

— умеет поддерживать

жилище в чистоте,

может создать уют  

— умеет готовить,

сервировать стол  

2. Культура учебного

труда:

— умение организовать

работу (планировать)

— умение пользоваться        

дополнительной

литературой

— настойчивость,

усидчивость

— трудолюбие

— организация помощи в

самоподготовке другим

детям

— умение довести дело до

конца

— аккуратность.  

3. Культура общения:

— вежлив со

сверстниками

— не употребляет кличек

— не сквернословит

— может наладить

контакт, вести беседу

— уважителен со

старшими

— отношение к малышам

(может наладить игру,

опекает, следит за их

внешним видом).

— умеет просить помощь и

оказывать ее      

4. Культура поведения

— за столом

— в общественных местах

— в транспорте

— в гостях  

5. Бережное отношение

— к учебным

принадлежностям

— к вещам

— к продуктам

— к мебели

— умеет распределять и

расходовать денежные

средства  

6. Психологические

показатели

— самооценка

— социальная

адаптированность  

— сформированность

эмоциональных

привязанностей  

— проявление

самостоятельности    

5

методичка

для работы социальных работников по уходу на дому за престарелыми и инвалидами

тема: «Как поднять жизненый тонус у подопечных»

подготовила: Филиппова Н.Н.

с.Ивановка 2015 год

утверждаю____________

Заведующая отделения

социальной помощи на

дому Л.Иванова

содержание:

  1. Пояснительная записка

  2. поднимаем жизненый тонус природными средствами и следим за правильным питанием

  3. как поднять жизненый тонус. физиологические методы

  4. психолгические методы поднятия жизненого тонуса

  5. как поднять жизненый тонус. организация досуга

  6. приятные рекомендации

  7. список литературы и интернет ресурсов

пояснительная записка:

Люди старшего возраста чаще молодых страдают различными физическими недугами, причем обычно не одним, а сразу несколькими, а на выздоровление им требуется больше времени, чем человеку средних лет. Помимо этого, следует помнить, что при любом физическом расстройстве пожилой человек гораздо легче, чем молодой, способен надолго выйти из состояния равновесия. Ухаживая за таким пациентом в домашних условиях, необходимо учитывать следующее:

•          Престарелый человек должен как можно дольше

сохранять максимально возможную для него степень подвижности.

•          Он должен стараться продолжать выполнение своих   обычных   будничных   обязанностей   как можно дольше; освобождать его от них следует

лишь в случае необходимости.

•          Необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости человека в преклонном возрасте.

Данная методичка была разработана с целью помочь социальным работникам найти правильный подход в работе с подопечными и организовать их жизнидеятельность таким образом, чтобы получатели специальных социальных услуг более комфортно, не отягощались одиночеством, не чувствовали себя «выброшенными за борт».

Ведь одной из задач надомного обслуживания является обеспечение достойной старости подопечных, что означает не только организацию социального обеспечения и медицинского обслуживания, но и создание условий для удовлетворения потребности людей «третьего возраста» в личностном социокультурном развитии.

Культурно-досуговая деятельность, обладающая огромным багажом форм и методов культурного развития личности способна оптимизировать жизнедеятельность людей пожилого возраста, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности. Поэтому реализация развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности этой группы людей является актуальной проблемой социального развития.

Культурно-досуговая деятельность людей пожилого возраста включают в себя:

–занятия художественным, прикладным, техническим творчеством;

–досуговые праздники, обряды, конкурсы, фестивали;

–спорт, активное движение, экскурсии, игры;

–деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия;

–спокойный пассивный отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание радио и др.).

В своей работе я решила пойти дальше, и шире ознакомиться самой, и передать свой опыт другим социальным работникам, с методами и формами повышения жизненного тонуса пожилых людей.

  • Поднимаем жизненный тонус природными средствами и следим за правильным питанием

Как известно, чувство усталости и недомогания часто случается по банальным причинам – неправильное питание, недостаточная физическая активность, вредные привычки и т.д. Чтобы поднять свой жизненный тонус, важно в первую очередь соблюдать основные правила здорового образа жизни. 
Кто-то из мудрых говорил: «Мы – то, что мы едим». И это утверждение действительно имеет смысл. Например, ученые доказали что если есть много сладкой и жирной пищи, то это обязательно приведет к депрессиям. Уж так устроен наш организм. Не стоит также кушать на ночь. 
О правильном и полезном питании есть много книг и статей, но общие правила всегда остаются одними и теми же. Нужно больше кушать свежих овощей и фруктов, как можно меньше есть сладостей, жирной и острой пищи, а также желательно снизить употребление алкоголя. 
Важный момент – вода. Для хорошего самочувствия нужно выпивать по 1,5-2 литра чистой воды. Чай и кофе не заменят обычную воду, так как являются мочегонными и, наоборот, способствуют потере влаги организмом. 
Хорошее настроение – залог хорошего тонуса 
Известно, что многие болезни возникают на почве постоянного стресса. Стресс истощает организм, из-за чего его защитные функции ослабевают, и человек начинает болеть. Так и с жизненным тонусом. Чем меньше человек радуется, тем меньше у него энергии для активной жизни. Даже если кажется, что радоваться особенно нечему, вопреки всем обстоятельствам нужно стараться найти что-то хорошее. 
Ничто так не гармонизирует эмоциональный фон, как созерцание прекрасного. Выделите для себя немного времени, сходите в театр, музей или на выставку. 
Порадуйте себя красивой обновкой. 
И вы увидите, как жизнь сама собой начнет меняться к лучшему, ведь к радостным людям всегда притягиваются радостные события. 
Часто мы живем в рутине, не осознавая – зачем и для чего. 
Общие правила для поддержания организма в тонусе остаются неименными:

  • Употребление (ежедневно)овощей и фруктов.

  • Снижение (или сведение к нулю) в рационе количества острых, жирных и мучных продуктов.

  • Снижение (сведение к нулю) количества употребляемого алкоголя.

  • Отказ от фастфуда.

  • Употребление свежей воды (не менее полутора литров ежедневно).

  • Не переедать. Оканчивать трапезу с ощущением легкого голода.

  • Употребление злаков и орехов.

  • Витаминная смесь. 
    Состоит из сухофруктов, изюма, грецких орехов, кураги (по 300 г, в равных частях), двух лимонов и меда. Ингредиенты пропустить через мясорубку, залить лимонным соком и медом, после чего убрать в холодильник и принимать каждое утро по столовой ложке.

  • Свекольный сок.

Поднимаем жизненный тонус природными средствами

  • Родиола.
    Список чудесных свойств этой травы бесконечен. Основные – поднятие жизненного тонуса, укрепление иммунитета, исцеление при заболеваниях онкологического характера, снижение воспалительных процессов у женщин, нормализация менструального цикла и пр.

  • Женьшень. 
    Самое известное средство для повышения жизненного тонуса. Действие: повышение умственной и физической работоспособности в несколько раз, помощь при расстройствах ЖКТ, лечение сердечно-сосудистых болезней.

Как поднять жизненный тонус. Физиологические методы

  • Строгое соблюдение режима дня. Вставать – не позднее восьми часов, ложиться – не позднее одиннадцати.

  • Пятнадцатиминутная зарядка по утрам после стакана воды натощак. После зарядки – контрастный (прохладный, теплый…) душ.

  • Умеренные физические нагрузки (плавание, бег и пр.) – три-четыре раза в неделю. Узнайте, как правильно выбрать кроссовки для пробежек.

  • Отказ от вредных привычек.

  • Полезный завтрак по утрам.Обязательное правило для «подзарядки» организма и повышения уровня сахара в крови.

  • Физическая активность. Не прирастайте к рабочему креслу и домашнему дивану. Встаньте и разомнитесь. Вариантов множество – от быстрой пробежки в магазин за зубной пастой, которая кончилась, до комплекса занятий, повышающих бодрость.

  • Отказ от кофеина. Кофе снижает сахар в крови, соответственно, уровень нужной энергии падает, а организм требует сладкого для подзарядки (что тоже не принесет бодрости). Заменяйте кофе зеленым чаем, соком или водой.

  • Не ешьте на ночь.

  • Хороший крепкий сон – одно из слагаемых энергичности. Для этого нужно проветрить перед сном помещение, принять ванну и выпить на ночь теплого молока.

  • Психологические методы поднятия жизненного тонуса

От настроения человека, а также от его убеждений и отношения к жизни тоже в немалой степени зависит жизненный тонус. Понятно, что мы не можем постоянно улыбаться, что белые полосы сменяются черными, и не всё, к сожалению, в наших руках. Но все же более простое отношение к жизни и воспитание в себе оптимизма – это самый правильный путь для поднятия и стабильности своего жизненного тонуса. Какие существуют психологические методы для повышения своей энергичности?

Советы опытных психологов 
Ставить цели. Когда человек живет по инерции, не развивается, рано или поздно начинает страдать депрессиями, плохо себя чувствовать. 
Известно, что деятельные люди, люди, которым интересно жить и постоянно добиваться новых целей, намного меньше болеют. 
Поэтому очень важно ставить себе цели. Они могут быть любыми. 
Не важно, насколько велика цель. Важно – выбрать ее и каждый день понемногу продвигаться вперед. А останавливаться на пути к цели нельзя ни за что. 
Смейтесь.Смеяться нужно как можно больше. Положительное влияние смеха на организм подтверждено научным методом. Благодаря смеху и веселому настроению вырабатывается гормон радости, а он способствует образованию веществ, которые устраняют различные заболевания. Смех от души – хорошее средство не только для поднятия жизненного тонуса, а и для улучшения самочувствия. 
Обнимайтесь. Подавить негативное влияние стресса поможет прикосновение к приятным Вам людям. Во время дружеских объятий вырабатываются гормоны роста и радости, а они продлевают жизнь и улучшают состояние здоровья. Люди, не скупящиеся на объятия, реже болеют и значительно быстрее выздоравливают. Объятья – положительный настрой к окружающим – залог хорошего настроения. 

  • Не пропускайте свои и чужие проблемы через сердце. Оно – хрупкий орган.

  • Ищите собственный метод борьбы с депрессией. У каждого он свой – медитативные практики, йога, рыбалка, писательство и пр.

  • Любите себя. Позволяйте себе хоть иногда те радости, от которых отказываетесь из-за работы, детей, обстоятельств.

  • Учитесь радоваться жизни.Ищите плюсы даже в однозначных минусах. Ушел ваш автобус? А следующий только через час? Значит, у вас есть время посидеть в кафе с чашечкой кофе или прогуляться пешком и сбросить лишний сантиметр с талии. Подгорела курица в духовке?

Чтобы жизнь начала меняться к лучшему, а жизненный тонус стал вашим вторым «я», учитесь быть счастливым и активным. Распечатывайте свои веселые фотографии и вешайте их на стенку в рамочках, ходите в кинотеатры на премьеры,покупайте себе новые красивые вещи и созерцайте прекрасное. Не поддавайтесь унынию и даже мысли, что у вас кончились силы.

  • Побольше внимания со стороны детей — отличный рецепт! Почаще общайтесь с ними по телефону, скайп связи.

  • Избегайте отрицательной информации, энергетических «вампиров».

Как поднять жизненный тонус. Организация досуга

Основные виды досуга людей «третьего возраста»

Существуют различные реабилитационные виды досуга.

1) Библиотерапия

Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы. Это позволяет ему активно действовать и хорошо выглядеть. Художественно литературные вечера могут снять напряжение, обеспечивает получение удовольствия от жизни.

2) Изотерапия

Терапия художественным творчеством — универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества. Занятия изотерапией направлены на гармоничное развитие психических функций каждого человека с ограниченными возможностями. Занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалам. Для освоения материала и выработки навыков в процессе социокультурной реабилитации можно использовать комплексные методики: занятие рисунком в сочетании с речью, музыкой, светом и др.

3) Музыкотерапия

В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства. Музыка часто соответствует уже имеющемуся настроению или способна менять его в позитивную сторону. Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий является стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями людей пожилого возраста. Пение обогащает людей с физическими недостатками новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов. Слушание музыки и пения требуют от пожилого человека определенного умственного, физического и психического напряжения. Поэтому целесообразно постоянно переключать его внимание на разные виды музыкальной деятельности. Игра на погремушках, трещотках, музыкальных молоточках, металлофоне, дудочках связана с развитием мелкой моторики пальцев рук, координацией слуха и движений.

4) Игровая терапия

Игровая терапия — это комплекс реабилитационных игровых методик. Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции человека. К видам направленной игротерапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные и компьютерные игры, конкурсы, турниры, соревнования, подвижные игры. Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых путем корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности частников, времени проведения и т.д.). Участие человека в игре формирует и закрепляет у него устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное использование сво6одного времени. Для многих людей игра — любимый вид деятельности и общения. Целесообразность использования игры в работе с людьми «третьего возраста» обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее приемлемым для любого возраста, где человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками и т.д.

5) Глинотерапия

Глинотерапия — эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.) Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и др. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства.

6) Участие в различных кружках, клубах, хор, общественных организациях. Встречи пожилых людей в клубе общения помогут не только заполнить свободное время, но и самореализоваться, отвлечься от мрачных мыслей, преодолеть одиночество и чувство апатии. Кроме того, всем желающим необходимо представить возможность пользования интернет ресурсами. Таким образом, у пожилых людей существенно расширится круг общения, появятся новые интересы, завяжутся новые знакомства.

ПРИЯТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Зимой и ранней весной наш организм нуждается в солнечном свете, а его недостаточно, да и витамины на исходе. Первое, что нужно сделать, вставая утром с постели: потянуться, улыбнуться и принять душ, хорошо растереться полотенцем.

Ничто так не придает энергии, как душ. Особенно, если этот душ — контрастный. Правда, трудно заставить свою руку повернуть краник в другую сторону, но, может, мотивацией для вас будет вот эта картинка с полезностями, которые дает организму смена температуры воды.

Затем идет гимнастика. Ну вот, скажете вы, опять за старое!

Если гимнастику выполнять не хочется, замените ее танцами. Включите музыку и, танцуя, готовьте завтрак, одевайтесь. Получилось?

Думаю, что не все могут позволить себе включать ранним утром музыку. Тогда для вас вот такое отличное пробудительное упражнение.

Далее идет полноценный завтрак плюс кусочек горького шоколада. Как настроение? Уже лучше?

Список литературы и интернет ресурсов:

http://www.colady.ru/kak-povysit-zhiznennyj-tonus-i-stat-energichnee.html

tambovcentr.ru/joomla/images/docs/metodichki/

http://ilovetips.ru/

www.inmoment.ru

anisima.ru

lechebnik.info

Должностные функции специалиста по социальной работе, как правило, учреждение прописывает в должностной инструкции. Этот документ помогает работодателю конкретизировать круг обязанностей, а сотруднику лучше понять, что от него требуется на рабочем месте. Какая информация должна быть в должностной инструкции специалиста по социальной работе, разберемся в статье.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции специалиста по социальной работе .doc

Образец должностной инструкции специалиста по социальной работе

1. Общие положения

  1. Специалист по социальной работе входит в категорию специалистов, подчиняется ______________, нанимается на должность и освобождается от нее приказом руководства учреждения.
  2. На данную позицию может быть принято лицо с высшим или средне-специальным образованием по специальности «Социальная защита» или с аналогичным образованием и прохождением переподготовки по курсу «Социальная защита». Требований к опыту работу нет.
  3. Во время выполнения своих трудовых задач работник должен опираться на:
    • законодательство РФ в области своей деятельности (нормы семейного, уголовного, гражданского права);
    • методическую документацию в своей области;
    • устав учреждения;
    • распорядительную документацию руководства учреждения;
    • правила внутреннего трудового распорядка;
    • нормы охраны труда;
    • требования пожарной безопасности;
    • настоящий документ.
  4. Работник, принятый на должность специалиста по соцработе, должен знать:
    • нормативно-правовую документацию и другие документы вышестоящих ведомств, регламентирующих работу в сфере соцобслуживания, государственной семейной политики;
    • актуальные социальные методы развития региона;
    • методы и специфику соцработы с семьями и отдельными гражданами различных категорий и социальных слоев, находящихся в тяжелых жизненных условиях;
    • базовые положения психологии личности, семейной и возрастной психологии, правила помощи инвалидам, пенсионерам;
    • ведущий опыт социальной работы как российский, так и зарубежный;
    • национальные особенности и традиции своего региона;
    • основы социологии;
    • правила работы с компьютерной техникой.
  5. В период отсутствия данного сотрудника на его рабочем месте его обязанности и полномочия переходят другому сотруднику, назначенному руководством учреждения.
  6. В подчинении у специалиста по социальной работе числятся __________.

2. Должностные обязанности

Специалист по соцработе имеет следующие должностные обязанности:

  1. Находить граждан и семьи в зоне своей работы, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, составлять из базу данных.
  2. Выяснять причины нахождения их в тяжелой жизненной ситуации, решать, какие объемы соцпомощи им необходимы, способствовать предоставлению им этой помощи.
  3. Разрабатывать «социальный паспорт» территории в зоне своей работы, изучать потребности проживающих на ней семей и граждан в соцпомощи и обслуживании.
  4. Проводить социальный патронаж инвалидов и участников ВОВ, граждан, пострадавших от военных действий, одиноких пожилых людей, семей с детьми-инвалидами, детей-сирот.
  5. Помогать формировать пакет документов для принятия указанных выше граждан на временное или постоянное соцобслуживание, в целях попечительства и опеки.
  6. Давать всем обращающимся лицам консультации по соцвопросам.
  7. Участвовать в мероприятиях по формированию и улучшению семейной и социальной политики в своей регионе, по подготовке и внедрению региональных соцпрограмм.
  8. Оказывать содействие органам образования, внутренних дел, здравоохранения в своей профессиональной сфере.
  9. Принимать участие в деятельности методических объединений соцработников.
  10. Контактировать с разными учреждениями (государственными, религиозными, общественными) по вопросам оказания соцпомощи нуждающимся в ней гражданам и семьям.
  11. Помогать гражданам трудоустроиться, раскрыть свой потенциал.
  12. Помогать в формировании клубов и кружков, объединений семей по интересам, групп взаимопомощи.
  13. Участвовать в проведении культурно-массовых мероприятий для обслуживаемых семей и граждан.
  14. Формировать, вести и хранить должным образом необходимую документацию.

3. Права

Сотрудник на должности специалиста по соцработе имеет такие права:

  1. Предлагать мероприятия по улучшению работы, относящейся к пунктам данной должностной инструкции.
  2. Запрашивать и изучать все необходимые документы, требующиеся для выполнения своей работы.
  3. Повышать в установленном порядке свою квалификацию.
  4. Требовать от начальства помощи в выполнении своих должностных функций.
  5. Участвовать в решении вопросов охраны труда и других в своем учреждении.
  6. Другие права, гарантированные трудовым законодательством РФ.

4. Ответственность

Сотрудник, принятый на должность специалиста по соцработе, несет ответственность:

  1. За выполнение своих рабочих задач недолжным образом, указанных в данном документе, — в рамках положений актуального трудового законодательства РФ.
  2. За нанесение материального вреда работодателю — в соответствии с положениями ТК РФ и ГК РФ.
  3. За преступления на рабочем месте — в пределах норм ТК РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ.

Полезные сведения

При формировании должностной инструкции может пригодиться следующая информация:

  1. Составляя должностную инструкцию для данного специалиста, можно воспользоваться профстандартом «Специалист по социальной работе». Документ утвержден приказом Минтруда РФ от 22.10.2013 г. №571н и содержит обширное описание трудовых задач для такого работника, а также требования к опыту работы, образованию. Из профстандарта можно выписать все необходимые должностные обязанности.
  2. К составлению документа в учреждении привлекаются сотрудники юридического отдела, кадрового, делопроизводители. Можно также проконсультироваться с непосредственным начальником специалиста по социальной работе или руководителем подразделения.
  3. Подписывают бумагу сотрудники, с которыми она согласовывалась (обычно это юристы), и руководитель учреждения. Он расписывается и ставит на документе дату в графе «Утверждаю». Специалист по социальной работе при принятии на должность также ставит свою подпись, тем самым он подтверждает, что инструкция им прочитана и он с ней согласен. С этого момента начинается действие документа.
  4. Должностную инструкцию готовят и подписывают в двух экземплярах. В кадровый отдел отправляется один из них, второй же — передают работнику. Тому целесообразнее хранить бумагу на рабочем месте, при необходимости обращаясь к информации в ней.
  5. Трудовое законодательство не обязывает работодателей иметь должностные инструкции, однако Роструд в своих письмах часто поднимает тему важности этого документа. Он может быть использован в судах, поэтому большинство работодателей, а тем более бюджетные учреждения составляют их обязательно.

Важно! Использование должностных инструкций должно быть прописано в локальных нормативных актах учреждения.

Какая информация должна быть в документе

Универсального образца данного документа для должности специалиста по социальной работе не существует. Каждое учреждение формирует свой документ в зависимости от круга обязанностей работника и количества аналогичных штатных единиц, между которыми эти обязанности можно разделить. Однако любая инструкция всегда имеет базовые разделы и дополнительные. Коротко опишем суть основных разделов.

Общие положения документа

В этой части, как ясно из названия, описывают лишь в общих чертах требования к специалисту по соцработе: кому он подчиняется в учреждении, кто вправе его уволить, какое образование он должен иметь. Нужно также в общих чертах описать, какие знания ему понадобятся для выполнения своих должностных обязанностей.

В некоторых случаях можно прописать и профессионально важные качества. Лицу на этой должности необходимо обладать высоким уровнем эмпатии, быть стрессоустойчивым, уметь общаться с разными социальными слоями населения.

Должностные обязанности работника

Трудовые задачи должны всегда соответствовать тем знаниям и навыкам, которые перечислены в разделе выше. В круг обязанностей традиционно входит помощь незащищенным слоям населения, выявление таких граждан и семей, составление списка таких лиц. Этот раздел нужно прописать достаточно конкретно, чтобы после прочтения работнику сразу стало понятно, что именно он будет делать в учреждении, а также чтобы обеим сторонам избежать в дальнейшем недопонимания.

Права

Права специалиста по социальной работе стандартные, как и для большинства должностей. Это права получать нужные сведения и документы, гарантии от государства, участвовать в решении вопросов, связанных с деятельностью учреждения, получать помощь от руководства и других работников.

Ответственность работника

Наказание за каждый проступок описать невозможно, поскольку решение об ответственности принимается свое в каждом конкретном случае. Указывают только общие виды нарушений (материальный ущерб, некорректное выполнение должностных обязанностей), а наказания описывают общими словами: «в рамках текущего законодательства РФ».

Из дополнительных разделов можно назвать «Оценка деятельности», «Условия работы», «Взаимодействие в учреждении». Их включают на усмотрение работодателя.

К сведению! Документ распечатывают на листе формата А4 с реквизитами учреждения. Обязательно должна присутствовать отметка об утверждении документа руководителем. Завершать бумагу должны подписи руководителя специалиста по социальной работе, согласующего инструкцию работника и самого специалиста.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Налоговая ленинского района руководство
  • Руководство по российскому рублю
  • Личностные концепции руководства
  • Церукал инструкция уколы для собак по применению внутримышечно
  • Крафт пакеты для стерилизации клинипак инструкция