Самоучитель
- Самоучитель
-
САМОУЧИТЕЛЬ — практическое пособие для самостоятельного овладения деятельностью, профессией без руководства наставника.
ОСТ 29.130—97 относит С. к учебным пособиям, хотя он не обладает их признаками: не связан с учебными планами и программами, не дополняет или заменяет учебник. Его главное отличие от др. практических пособий — особая простота и наглядность изложения и показа действий, которыми надо овладеть читателю, что и позволяет ему научиться к.-л. делу самому, без посторонней помощи. Учебная функция С. действительно присуща, но не в помощь учебе в учебном заведении и как ее средство, а вне связи с нею.
Издательский словарь-справочник. — М.: ОЛМА-Пресс.
.
2003.
Смотреть что такое «Самоучитель» в других словарях:
-
самоучитель — самоучитель … Орфографический словарь-справочник
-
САМОУЧИТЕЛЬ — САМОУЧИТЕЛЬ, самоучителя, муж. (пед.). Учебник для самостоятельного обучения чему нибудь без помощи руководителя. Самоучитель английского языка. Самоучитель игры на гитаре. Самоучитель шахматной игры. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
-
САМОУЧИТЕЛЬ — САМОУЧИТЕЛЬ, я, муж. Руководство для самостоятельного изучения какого н. предмета, для самостоятельного приобретения каких н. навыков, мастерства. Изучать язык по самоучителю. С. игры на гитаре. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова
-
самоучитель — сущ., кол во синонимов: 2 • руководство (51) • учебник (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
-
Самоучитель — самоучитель: учебное издание для самостоятельного изучения чего либо без помощи руководителя;… Источник: <Письмо> Роспотребнадзора от 29.01.2008 N 01/384 8 32 О выдаче санитарно эпидемиологических заключений на издательскую продукцию … Официальная терминология
-
САМОУЧИТЕЛЬ — САМОУЧИТЕЛЬ. Учебное пособие для самостоятельного изучения чего л. без помощи преподавателя. С. иностранного языка содержит обычно учебный материал (лексику, грамматические модели, речевые образцы, темы, ситуации общения), ориентированные на одну … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
-
самоучитель — Учебное издание для самостоятельного изучения чего либо без помощи руководителя. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN textbook for self instruction DE Lehrbuch für Selbstunterricht … Справочник технического переводчика
-
самоучитель — самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего либо без помощи руководителя. Источник: ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по информации, библиотеч … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
самоучитель — САМОУЧИТЕЛЬ, я, м Средcтво обучения чему л. учебник, помогающий изучить какой л. предмет, приобрести умение, навык в чем л. самостоятельно, без помощи учителя, руководителя. Ее жилец, Евтихий Кузьмич Купоросов, сидел у себя за столом и читал… … Толковый словарь русских существительных
-
самоучитель — Rus: самоучитель Deu: Lehrbuch für Selbstunterricht Eng: textbook for self instruction Учебное издание для самостоятельного изучения чего либо без помощи руководителя. ГОСТ 7.60 [3.2.4.3.4.2.4] … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
Значение слова «самоучитель»
-
САМОУЧИ́ТЕЛЬ, -я, м. Учебник, руководство для самостоятельного изучения чего-л. без помощи руководителя. Самоучитель игры на баяне. □ Изучал он по самоучителям Туссена и Лангеншейдта французский, немецкий и английский языки. Куприн, Черный туман.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека
-
САМОУЧИ’ТЕЛЬ, я, м. (педаг.). Учебник для самостоятельного обучения чему-н. без помощи руководителя. С. английского языка. С. игры на гитаре. С. шахматной игры.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека
-
самоучи́тель
1. учебник, руководство для самостоятельного изучения чего-либо
Источник: Викисловарь
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: страстные иконы — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «самоучитель»
Синонимы к слову «самоучитель»
Предложения со словом «самоучитель»
- Единственный в посёлке, у которого хватило духу не забросить в угол самоучитель английского языка.
- – Неужели это и есть текстовый редактор? – удивился мальчик. Когда он вчера читал самоучитель, там не было ничего подобного про изменение реальности.
- Данное учебное пособие может быть использовано в качестве самоучителя.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «самоучитель»
- Владимир Ефимович, переводивший на немецкий язык фразы из самоучителя Туссена и Лангенштейдта, тихонько бормотал их себе под нос.
- Алексей Степанович лег на кровать и попробовал читать самоучитель французского языка, но чтение не шло.
- Для каких-то тайных, далеких, известных только ему одному целей изучал он по самоучителям Туссена и Лангеншейдта французский, немецкий и английский языки.
- (все
цитаты из русской классики)
Понятия, связанные со словом «самоучитель»
-
Буква́рь (азбука, буквица) — учебное пособие для обучения грамоте. Букварь помогает учащимся усвоить печатные и рукописные буквы и их звуковые значения, научиться читать слитно простейшие слоги и слова и правильно понимать читаемое, уметь читать и понимать небольшие тексты и уметь писать простейшие слова и предложения.
-
Звуковой метод обучения грамоте (полное название — Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению) — метод в школьном лингвистическом образовании. Пришёл на смену буквослагательному методу.
-
Хрестома́тия (др.-греч. χρηστομάθεια от χρήση «использование» → χρήστης «пользователь» + μάθεις «учиться, узнать») — учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, исторические, научные и иные произведения или фрагменты из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Обычно хрестоматия характеризует какую-либо национальную литературу или литературу в отдельные периоды ее развития.
-
Библиотека мировой литературы для детей — серия из 50 томов (58 книг), изданная советским издательством «Детская литература» с 1976 по 1987 год по программе, разработанной совместно с Академией педагогических наук СССР. Книги данного подписного издания выходили под руководством главного редактора и директора издательства А. А. Виноградова.
-
Русские грамматики или грамматики русского языка — научные произведения, описывающие грамматический строй русского языка.
- (все понятия)
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
-
Единственный в посёлке, у которого хватило духу не забросить в угол самоучитель английского языка.
-
– Неужели это и есть текстовый редактор? – удивился мальчик. Когда он вчера читал самоучитель, там не было ничего подобного про изменение реальности.
-
Данное учебное пособие может быть использовано в качестве самоучителя.
- (все предложения)
- учебник
- пособие
- руководство
- справочник
- лоция
- (ещё синонимы…)
- учитель
- сам
- учить
- книга
- ученик
- (ещё ассоциации…)
- самоучитель французского языка
- (полная таблица сочетаемости…)
- Склонение
существительного «самоучитель» - Разбор по составу слова «самоучитель»
- Как правильно пишется слово «самоучитель»
Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
Сколько раз в своей взрослой жизни вы брались за самостоятельное изучение английского (немецкого, французского) языка и бросали, едва осилив раздел «Фонетика» и построение вопросительного предложения в настоящем времени?
Сколько раз вы хотели научиться играть на гитаре (синтезаторе, барабане), но дальше просмотра роликов с YouTube и первых аккордов, в которых вы вполне предсказуемо запутались, дело не двинулось?
А может, вы хотели освоить IT-профессию, и остановились на этапе выбора, что именно вам стоит изучить: UI/UX-дизайн, JavaScript, Python, C++ или что-то другое?
Можем только сказать, что вы не одиноки, и специально для вас мы подготовили программу «Лучшие техники самообразования». В идеальном варианте стоит еще пройти программу «Критическое мышление», и тогда вы сможете максимально адекватно оценить свою ситуацию и начать изучать именно то, что принесет вам максимум пользы и удовольствия.
А пока давайте совершим короткий исторический экскурс и посмотрим, как человечество на протяжении веков развивало умение учиться самостоятельно.
Научить учиться самостоятельно: немного истории
На самом деле, история самостоятельного обучения полностью совпадает по длительности с историей возникновения человека современного вида. Самый первый Homo sapiens учился всему самостоятельно по той простой причине, что его просто некому было учить. Судя по тому, что Homo sapiens выжил и ступил на путь прогресса, у него это получилось, а значит, и вы сможете.
Благо, вам не придется учиться изготавливать и метко бросать копье, сооружать очаг и добывать огонь, разделывать тушу мамонта и учить абсолютно всему, что умеете сами, своих детей. Для детей есть школы и спортивные секции, творческие студии и кружки по интересам, поэтому у вас есть время заняться собой, а не только докучать детям своими требованиями «хорошо учиться».
Более того, вы можете показать личный пример, как учиться самостоятельно, и зачастую такой пример действует лучше всяких слов. Заодно вы научитесь лучше понимать своих детей, когда у них что-то не получается, потому что и у вас наверняка не все сразу получится на «хорошо» и «отлично».
В более поздний исторический период, когда люди уже вышли из пещер, получил распространение такой формат, как домашнее образование, предполагавший частные уроки с преподавателем и индивидуальные задания ученику для закрепления материала.
Конечно, это не на все 100% самостоятельное обучение, однако в отсутствие четкой структуры обучающей программы, свойственной учебным заведениям, удельный вес самостоятельной работы ученика был достаточно велик. А для мощно мотивированных выходцев из небогатых семей, в которых не могли себе позволить нанять учителя, самостоятельная работа становилась единственным шансом чему-то научиться.
По сути, все, что выходит за рамки аудиторно-лекционного формата, можно считать самостоятельным обучением: чтение, индивидуальные консультации с преподавателем, практические упражнения по отработке того или другого навыка.
В Европе в 18 столетии с развитием почтового сообщения появилось так называемое «корреспондентское обучение», когда учащиеся по почте получали учебную литературу и задания для самостоятельной работы. Выполненные задания ученики отсылали по почте преподавателю и получали обратную связь в виде рекомендаций по работе над ошибками и дальнейшему освоению материала. По окончании обучения нужно было сдать экзамен либо письменную контрольную работу.
Данный формат обучения «по почте» сохранял актуальность вплоть до начала 21 столетия, пока Интернет не пришел в каждый дом и не появилась возможность обмениваться учебными материалами и выполненными заданиями без помощи почтовой связи.
Примерно по такому же «доинтернетовскому» принципу было построено заочное обучение в вузах в советское и раннее постсоветское время, когда раз в полгода студенты-заочники посещали обзорные лекции по всем предметам, запланированным в текущем семестре, имели возможность задать вопросы преподавателям на семинарах либо в индивидуальном порядке, а затем сдавали экзамены и зачеты.
В межсессионный период студенты-заочники должны были самостоятельно прочитать учебники и написать 2-3 контрольные работы по основным учебным дисциплинам, изучаемым в данном семестре. Кроме того, в течение учебного года студенты писали одну курсовую работу, а на специальностях технического и естественно-научного профиля еще и выполняли лабораторные работы.
Существуют и вузы, обучение в которых вовсе не требует личного присутствия студентов, причем самые первые такие учебные заведения заработали задолго до появления Интернета. В 1969 году появился Открытый Университет Великобритании – первый в мире университет дистанционного образования, который функционирует до сих пор.
В 21 веке с развитием Интернета и цифровых технологий такое обучение стали предлагать многие вузы по тем специальностям, освоение которых не требует специального оборудования и отработки практических навыков обращения с техникой или же проведения каких-либо манипуляций (медицина, фармацевтика, микробиология, пищевое производство и т.д.).
И, конечно, самый настоящий бум самостоятельного обучения случился с началом пандемии и переходом на «дистанционку». Не у всех и не всегда есть бесперебойный Интернет и электричество, так что многим пришлось учиться самим и тогда, когда появлялась возможность включить компьютер.
В тот момент многие родители задались вопросом, как ребенку учиться самостоятельно в таких условиях. И как научить ребенка учиться самостоятельно, потому что всеобщее среднее образование никто не отменял. Это особенно проблематично с учетом того, что многие взрослые люди и сами не знают, как учиться самостоятельно и не бросить эту учебу практически сразу, потому что надоело и не получается. И сейчас самое время восполнить данный пробел.
Учимся учиться самостоятельно: курсы, программы, правила
Для начала давайте рассмотрим самые общие правила самостоятельного обучения, которые не зависят от того, будете вы учиться по книгам или видеороликам, купите короткий курс или полновесную учебную программу, попытаетесь ли набрать первоначальный массив знаний на бесплатных вебинарах и лекциях.
Посмотрим, что нам советуют психологи, педагоги, преподаватели, различные образовательные проекты, «заточенные» как раз под самостоятельную работу слушателей, и люди, которые привыкли учиться всю жизнь как для совершенствования профессиональных навыков, так и для собственного удовольствия.
Сразу скажем, что многие базовые советы будут пересекаться, а то и вовсе дублироваться. Это исключительно нам на пользу, потому что «повторенье мать ученья», а это как раз наша сегодняшняя тема.
Как учиться самостоятельно и не бросить: полезные психологические советы
Успех любого дела во многом зависит от психологического настроя, поэтому важно с самого начала настроиться на учебу должным образом. Как это сделать? Давайте изучим советы преподавателя, изложенные в статье «Как учиться самостоятельно и не бросить все в процессе» [М. Глазырина, 2020].
Психологические советы для самостоятельного обучения:
- Сразу определиться, что именно вы собираетесь изучить – какой именно онлайн-курс английского, видеокурс игры на гитаре, учебник JavaScript для новичков. Иначе есть риск «распылить» внимание и потерять контроль над тем, что именно вы изучаете.
- Составить учебный план – если вы берете за основу готовый курс, ваш учебный план совпадает со структурой курса. Если же вы не можете определиться с источником, стоит посмотреть, как структурированы серьезные учебные курсы по вашему направлению, и собирать материал исходя из этой структуры.
- Составить расписание занятий – лучше отклониться от расписания и потом наверстать упущенное, чем не иметь расписания совсем. Тогда вам будет неясно, что именно наверстывать и сколько времени может занять ваше обучение.
- Предусмотреть больше практики – пробовать повторить задачи программирования, не подглядывая в чужой код, верстать сайт, аналогичный тому, что вам понравился, изучать и пробовать выполнять задания, которые предлагают на биржах фриланса.
- Воздержаться от перфекционизма – не стоит «застревать» на одной теме лишь потому, что вы ее пока не идеально освоили. Лучше приступить к следующей теме – возможно, так вам станет понятно, каких именно знаний вам не хватает из предыдущих тем.
- Найти консультанта с ограниченным доступом – пусть хотя бы раз в месяц профессионал послушает и подправит ваше произношение на английском, подскажет, как сделать код не таким громоздким, объяснит, как зажимать струны на гитаре, чтобы они не дребезжали.
- Записаться на тест заранее – это в большей степени касается изучения иностранных языков. Есть смысл забронировать дату сдачи TOEFL или IELTS вскоре после начала обучения и того, как вы оцените, сколько вам нужно времени на подготовку. Не стремитесь к перфекционизму – уверенного обращения с материалом, который выносится на экзамен, вполне достаточно.
- Не слушать тех, кто говорит, что этому невозможно научиться самостоятельно – после прохождения любого обучения вы будете знать и уметь больше, чем без него, а нужная мотивация подскажет вам возможности, как применить полученные знания на практике.
Разумеется, по последнему пункту есть определенные ограничения. Так, вы наверняка не станете олимпийским чемпионом ни в каком виде спорта, если займетесь им после 30 лет. Вы вряд ли заговорите совсем без акцента на иностранном языке, если впервые соприкоснетесь с ним после 40 лет и при этом не будете иметь возможности «окунуться» в нужную языковую среду. И у вас крайне мало шансов стать хорошим программистом, если вам уже 50 лет, и вы всю жизнь работали не головой, а руками.
Значит ли это, что вам не нужно учиться тому, что вам нравится? Вовсе нет, потому что свежие знания и положительные эмоции – это полностью адекватное вознаграждение за ваш труд. Особенно, если вы решили научиться чему-то новому в качестве хобби. Да и для старта в профессии не обязательно сразу быть экспертом экстра-класса – для решения многих задач достаточно элементарных базовых знаний.
Как учиться самостоятельно: советы методиста
Помимо психологической составляющей, у любого процесса обучения должна быть методика, позволяющая избежать ошибок и не «буксовать» на пустяках. Разумеется, для каждого учебного предмета и каждой учебной дисциплины есть своя методика, однако существуют и общие методические советы, как «подобраться» к новым знаниям, если вы решили действовать самостоятельно. Так что, если хотите учиться эффективно и не бросать начатое на полпути, ловите действенные советы от опытного методиста [М. Литвинова, 2020].
Методические советы для самостоятельного обучения:
- Создать дорожную карту – образовательный трек, где будет расписано, чему, зачем и когда вы учитесь, что нужно научиться делать в итоге и что будет критерием достигнутого результата.
- Составить расписание занятий – где, когда, как, какие «контрольные точки» будут в обучении, благодаря которым можно будет понимать, не отклонились ли вы от цели.
- Отобрать учебную информацию, релевантную своим задачам и уровню – если мы учимся играть на гитаре с нуля самостоятельно, нам нужен курс для новичков, а не для «продвинутых».
- Предусмотреть практику – простой просмотр видео, как играть на гитаре (говорить на английском, программировать на Python) не приблизит вас к цели. Корче, «если я учусь читать самостоятельно на английском, значит, я должен читать, и, желательно, вслух».
- Избегать перфекционизма – даже если вам не удалось довести темп игры на гитаре или чтения на английском до заданного, это не значит, что нужно остановиться. Можно смело приступать к следующей теме и регулярно повторять предыдущую, пока не добьетесь нужного эффекта и нужной скорости.
- Учиться читать «по диагонали» – это не только про скорочтение, но про то, что необязательно изучать всю теорию музыки для того, чтобы сыграть свою первую простенькую песенку на трех аккордах.
- Бороться с прокрастинацией – вплоть до того, что, если вам не хочется изучать текущую тему, начните разбираться с той, что идет следом за ней, но не откладывайте занятия «на потом».
- Учиться у тех, кто умеет учиться – форумы и группы в соцсетях, объединяющие единомышленников, являются неисчерпаемым источником вдохновения и полезных советов, как организовать самостоятельное обучение и на что обратить внимание в той или другой теме.
- Использовать ресурс учебных групп – если вы купили курс для самостоятельного изучения с опцией обратной связи и поддержкой преподавателя, формулируйте и задавайте вопросы, просите экспертный совет, пользуйтесь всеми возможностями группы.
- Использовать ресурс экспертов – даже самые востребованные коучи, преподаватели и эксперты иногда постят бесплатный контент и проводят бесплатные вебинары, обычно с целью привлечь новых учеников. Это ваш шанс получить свежие знания и, возможно, подкорректировать свою стратегию обучения в пользу большей эффективности.
По последнему пункту стоит сделать уточнение: не нужно занимать время и внимание топовых экспертов вопросами, ответы на которые содержатся в первой части первого урока любого базового курса по выбранному направлению или же «гуглятся» за пару минут. Воспользуйтесь случаем и задайте вопрос, ответ на который не смогли найти сами и который вам нужен, чтобы двигаться дальше.
Как учиться самостоятельно: советы от тех, кто любит и умеет учиться
Есть такие люди, которые учатся всегда, всему и всю жизнь. Кто-то относится скептически к их бесконечным вояжам по семинарам и тренингам, кто-то считает, что время слишком ценный ресурс для того чтобы тратить его на изучение хорватского языка просто потому, что он вам нравится и вам так хочется.
Никто нас и не заставляет «снимать копию» с таких энтузиастов. А вот позаимствовать их опыт, как они за полгода заговорили на хорватском языке или получили сертификат психолога-практика, стоит. И, разумеется, адаптировать этот опыт к своим обстоятельствам. Тем более что этот «пользовательский опыт» охотно аккумулируют различные образовательные проекты и потом делятся им со всеми желающими. Итак, «Как учиться самостоятельно? 17 ценных советов от профессионалов» [Profitworks, 2019].
Советы энтузиастов самообразования:
- Найти свою мотивацию – свой интерес, желание или важную причину, почему вам нужно выучиться чему-либо. На одной силе воли далеко не уедешь.
- Поставить конкретную цель – не просто «знать английский», а смотреть фильмы, читать книги, писать научные статьи или вести бизнес-переговоры на английском.
- Брать за основу готовый структурированный курс – при необходимости его всегда можно дополнить другими источниками. Это проще, чем собирать «по крупицам» разрозненный материал по всему Интернету.
- Выбрать время для занятий – и выделить достаточно времени для занятий, минимум час в день.
- Воздержаться от перегрузок – если начать заниматься по 8 часов в день в ущерб сну и отдыху, можно быстро выгореть в эмоциональном плане.
- Вести конспект – самое главное должно быть всегда «под рукой», а не на «задворках памяти», когда непонятно, где это искать.
- Вести тетрадь для вопросов – это для того, чтобы сразу воспользоваться случаем и задать их эксперту.
- Творчески подходить к обучению – если вы учитесь рисовать, пробуйте рисовать то, что вам нравится, а не только то, что вам задали.
- Больше практиковаться – если вы изучаете английский, пробуйте, к примеру, в течение дня описывать на английском все, что видите. В конце дня посмотрите, каких слов вам не хватило для этого, и как переводится на английский «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам».
- Помнить, что чем дальше, тем легче – имеется в виду навык запоминания новой информации и использования уже выученной.
- Отнестись философски к вынужденным перерывам – командировка, болезнь, декретный отпуск не повод для того, чтобы бросить начатое. Возвращайтесь сразу, как будете физически в состоянии это сделать, и начните с обзорного повторения пройденного материала.
- Помнить про кризисы в обучении – в начале, середине и конце. Это у всех или почти у всех, и это не значит, что вы ни на что не способны.
- Избегать перфекционизма – если вы что-то недопоняли, внесите в тетрадь с вопросами и задайте, как представится случай.
- Давать себе отдых – в учебе нужно делать перерывы, спать нужно минимум 8 часов, заниматься спортом 2-3 раза в неделю, а еще пить чистую воду и следить за правильным питанием, балансом витаминов, минералов, белков, жиров и углеводов.
- Не бояться ошибок – они абсолютно естественны, вы ведь только учитесь. И все свои ошибки лучше сделать во время учебы, а не тогда, когда вы приступите к работе.
- Замечать свои успехи – вчера вы сыграли свою первую простенькую мелодию на гитаре, сегодня «собрали» свою первую импровизацию, а завтра сможете спеть под гитару, не задумываясь о синхронизации игры и голоса.
Тут стоит сделать одну небольшую ремарку. Если у вас есть гитара, учиться самостоятельно играть можно и нужно. Однако желательно все же начать с небольшой живой или онлайн-консультации либо пробного урока с преподавателем.
Все, что касается освоения практических навыков, будь гитара, фортепиано, барабан, теннис, танцы, имеет массу неочевидных нюансов, недоступных для самостоятельного понимания новичка.
Попытки учиться «с нуля» совсем без посторонней помощи обычно заканчиваются неправильной постановкой рук и «кривым» звуком при игре на музыкальном инструменте и мелким травматизмом в спорте и фитнесе.
Поэтому лучше потратить час своего времени и получить элементарные знания, что называется, «живьем» от профессионала, чем потом долго и трудно переучиваться. Кроме того, на таком пробном занятии можно попросить дать вам вектор развития с учетом ваших запросов, коль скоро вы твердо намерены учиться сами. Далее вам останется следовать полученным указаниям и изучить секреты, как не бросить начатое конкретно в вашей сфере.
Статьи с советами «как не бросить» на разные случаи жизни:
- «Маленькие хитрости, которые не дадут вам бросить гитару» [Е. Воронова, 2020].
- «Не останавливайся: как не бросить изучение языка спустя неделю после начала» [Е. Матвеева, 2016].
- «Как не бросить обучение программированию: 7 проверенных способов» [ Proger, 2021].
- «Как заставить себя заниматься спортом дома? Советы, которые помогут найти мотивацию» [Е. Кузнецова, 2020].
Ранее мы уже разобрались, что правильному выполнению спортивных упражнений сначала стоит научиться под руководством тренера или инструктора во избежание травматизма и наработки неверных навыков, которые вредят здоровью в долгосрочной перспективе. А потом продолжить заниматься самостоятельно, поддерживая мотивацию и придерживаясь плана занятий.
И еще один момент, касающийся мотивации и в принципе целей самообразования. Иногда мотивация и желание учиться пропадают потому, что изначально результат не очень-то нужен.
Так, если вы решили изучать английский для того, чтобы стать актером и сниматься в Голливуде, но подспудно понимаете, что для актерской карьеры в Голливуде вам не хватает не только хорошего английского, но еще много чего другого, то и изучение языка будет тормозиться.
В этом случае подсознание будет понимать бесполезность усилий в выбранном направлении и, как минимум, не помогать вам. Поэтому стоит либо придумать другую цель, зачем вам английский, либо подойти к проблеме комплексно и работать над развитием актерских талантов. К слову, актерские навыки вам пригодятся в любом случае, даже если вы так и не доедете до Голливуда.
Что еще советуют люди, которые знают толк в самообразовании? В этом плане весьма интересна статья «16 советов как научиться учиться» [В. Якупов, 2020]. Все 16 советов пересказывать не будем, потому что большую часть из них мы уже рассмотрели, когда разбирались с психологическими и организационно-методическими аспектами самостоятельного обучения. А вот на том, как помочь своему мозгу лучше справляться с поставленными задачами в ходе самостоятельной работы, следует остановиться подробнее.
Как сделать самообразование более эффективным:
- Ознакомиться прежде, чем начать изучать – не стоит сразу садиться читать учебник от введения к первой главе, от первой главы ко второй и т.д. Сначала следует изучить оглавление, структуру материала, название и краткое содержание каждого раздела и темы, выводы по темам.
- Научиться самостоятельно решать проблемы, возникшие в ходе освоения знания – «загуглить» непонятный термин, найти дополнительный материал, если какая-то тема раскрыта недостаточно полно. Так мы учимся принимать самостоятельное решение, что потом пригодится в дальнейшей деятельности.
- Побороть «кривую забывания» – повторить материал сразу после изучения, через 20 минут после занятия, через 8 часов и через сутки после занятия. Еще раз вернуться к материалу через 2-3 недели и через 3-4 месяца после изучения.
- Воспроизводить, а не перечитывать – повторение будет более эффективным, если попытаться вспомнить то, что вы уже выучили, а не просто перечитать вновь.
- Научить других – попытаться объяснить свежеизученный материал кому-либо, кто не силен в изучаемой вами тематике.
Последний пункт иногда еще называют «бабушка-тест»: если программист сумел объяснить бабушке, чем он занимается, тест считается пройденным. В большинстве случаев пожилые люди приходят к выводу, что внук «чинит телевизоры и разводит каких-то там особых компьютерных мышей».
В целом, как заметили на одном форуме, посвященном теме самообразования, «чем больше и чем качественнее натренирована ваша ментальная библиотека блоков информации, тем лучше вы будете решать проблемы, в какую бы область вы не залезли, кроме Саратовской»:
На этой оптимистичной ноте мы хотим пожелать вам успехов в любом начатом вами деле. Напоминаем, что мы будем рады видеть вас на наших «Лучшие техники самообразования» и «Критическое мышление». И предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:
Метод Биркенбиль
Руководство для самостоятельного изучения иностранных языков
Марина Даузе
© Марина Даузе, 2019
ISBN 978-5-4496-9746-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Эффективный метод изучения языков:
Метод Биркенбиль
Если вы сейчас читаете этот текст, значит вы хотите узнать, как самостоятельно и максимально эффективно изучать иностранный язык. Но что значит «эффективно»? Обычно под этим мы понимаем «быстро» и «без особых трудностей». Метод Биркенбиль и есть тот метод, который позволяет в короткие сроки добиватьсяусвоения нового языка с минимальными усилиями.1 И вполне самостоятельно! Вам не нужно совершать колоссальные, но часто безрезультатные попытки заучивания слов наизусть. Этот метод эффективен, даже если вы считаете себя неспособными к изучению языков!
Последние исследования когнитивных наук помогли понять, как работает наш мозг, когда он сталкивается с новой информацией и/или новым звучанием знакомых понятий. Эти знания и использует метод Биркенбиль.
Традиционное изучение языка
Предыстория…
Прежде чем подробнее ознакомиться с методом для самостоятельного изучения иностранных языков, вспомним, как обычно происходит изучение языков. Не только школьное преподавание, но и большинство современных методик можно отнести к традиционным методам: и в том и другом случае ученики должны с самого начала пытаться говорить и читать на иностранном. Перед изучающими стоят всё те же трудности как и в школе: заучивание наизусть слов и выражений, «борьба» с грамматикой и долгий путь правильного её применения. В общем, не прошлый век, а дремучее средневековье.
И средневековье в буквальном смысле! Ведь классический метод изучения языков был придуман монахами в средние века. Миссионеры искали тогда возможность передать основы христианского учения местным язычникам в Азии, Африке и Индии и начинали изучать их языки. Так как монахи хотели оставить следующему поколению накопленные знания, они делали единственное, что они могли делать: составляли длинные списки слов для заучивания и формулировали грамматические правила языка. Заучивать слова и правила не составляло для них особых проблем, ведь монахи могли посвящать изучению языка целые дни напролёт (исключая паузы для молитв). К тому же они были в высшей степени мотивированы, так как новый язык был не только условием для отправки в «командировку» в экзотическое путешествие и, возможно, служебного повышения, но и давал шанс найти общий язык с аборигенами, что повышало шансы на выживание в прямом смысле.
Рассмотрим, какие требования ставит перед учеником традиционное изучение языка.
Заучивание слов наизусть
Требование учить иностранные слова наизусть ведет к следующей проблеме:
Вы ещё толком не знаете как звучит слово, а уже должны уметь его читать, произносить, применять, то есть знать!
Например, попытки выучить английское слово although, не зная или лишь отдалённо зная, как оно звучит, являются бессмысленными. В итоге мы слышим алтаф вместо правильного звучания.
Последствия заучивания слов методом «зубрёжки в столбик» не заставляют себя ждать:
Во-первых, если вы услышите зазубренное слово, вы его скорее всего не узнаете. Просто потому, что произношение носителя языка отличается от вашего во сто крат.
Во-вторых, вас не поймут. Кто уже пытался изъясняться на своём школьном иностранном, тот легко может вспомнить вытянутые лица «собеседников», не понимающих, что вы хотите им сказать, несмотря на все ваши страдания старания. Именно по этой причине произношение любителей «зубрёжки» – например, китайцев, японцев – оставляет желать лучшего…
Попытка понять и применить урок
Вторая проблема энтузиастов-учеников (ведь, как правило, каждый, решившийся на изучение нового языка с пылом берётся за дело, однако вскоре от этого пыла не остаётся и следа) – прямо-таки неуёмное стремление сразу же понять и применить тему урока или лекции.
Трудность сразу уяснить отдельную тему урока состоит в том, что практическое применение этого знания на первых этапах очень затруднительно. Дело в том, что вы не сможете сразу применить то, чему учатся месяцами, а то и годами. Это связано не с тем, что вы не способны сознательно понять и применить правило, а с тем, что правило должно быть усвоено до автоматизма, и не теоретически, а практически, то есть в применении языка. Для этого должны создаться достаточно прочные нейронные связи в вашем мозгу, то есть вырасти физически. А для этого, в свою очередь, нужно время. Нужно дать связям вырасти! Например, использовать правильно в немецком языке вспомогательные глаголы sein и haben прошедшего времени возможно только после достаточного количества их «прогона в пачке» с другими словами через соответствующие связи нейронов.
Читать дальше