Инструкция:
как стать репетитором
Опыт преподавателей и руководство к действию.
«Теории и практики» запускают рубрику с инструкциями. Как написать диплом, сменить профессию, совмещать учебу и работу — люди, пережившие разные образовательные ситуации и вышедшие из них победителями, будут делиться своим опытом, а T&P превратят их рассказы в пошаговые инструкции. Для первого выпуска T&P поговорили с десятком репетиторов и выяснили, кому может подойти такой вид заработка, как найти первых учеников, как составлять программу и нужно ли разбираться в педагогике, чтобы учить на дому.
Понять, подходит ли вам такой вид работы
Главный плюс этой работы — возможность самому составлять расписание и определять нагрузку. Опытным репетиторам даже не нужно никуда ездить, ученики приезжают к ним сами. При этом можно неплохо зарабатывать: за часовое занятие многие получают до 2500 рублей в Москве и до 1000 рублей в регионах, а в хорошие времена в день может быть четыре-пять учеников. Другие плюсы: удовольствие от прогресса учеников, повторение материала и подарки по праздникам. Главный минус — сезонность работы: летом школьники прерывают занятия, да и взрослые клиенты часто разъезжаются по отпускам. Другие минусы: напряженный график с разъездами, нестабильный заработок в случае внезапных отмен, отсутствие карьерного роста, неоплачиваемый отпуск и больничный. Если все это не смущает, то можно переходить к следующему пункту.
Сусанна
преподаватель итальянского языка
«Преподавание очень помогает самому разобраться во многих вопросах в предмете. До некоторых вещей в итальянском я дошла именно благодаря тому, что стала его преподавать. Вдруг находилось какое-то простое, удобное и логичное объяснение не только, например, правилу, но и исключению из него».
Элина
репетитор по русскому языку и литературе
«Однажды я ехала на занятие к двум ученикам — маме (она армянка, плохо говорила на русском) и ее сыну-четверокласснику. Занятия были подряд. Ехать только на метро час, от метро идти тоже прилично. Я по какой-то причине не поела дома, а если проголодаюсь, я не могу ничего — буквально не могу думать, говорить, а мне урок вести! И вот сижу, в животе урчит, голова не соображает, а вести еще два часа. Не помню, как я выдержала, но это было ужасно. Надо было попросить хоть бутерброд, но я постеснялась, сейчас бы уже, конечно, попросила».
Мюзель
репетитор по английскому языку
«Как-то раз мне сказали, что к ученику нужно ехать за город, и я уже хотела отказаться, потом думаю: ладно, разок съезжу, так и быть. А это оказался особняк на Рублевке, в итоге был классный опыт и хорошие рекомендации».
Не переживать, если нет педагогического образования
Диплом педвуза или опыт в этой сфере могут помочь найти учеников на старте, но это совсем не обязательное условие. Гораздо важнее любить людей и предмет, который собираетесь преподавать, — без этого точно ничего не выйдет. Если чувствуете себя неуверенно, можно изучить несколько методических пособий и подсмотреть приемы на форумах репетиторов и преподавателей. При работе с детьми имеет смысл немного вникнуть в детскую психологию, чтобы не дать ученику заскучать и найти подход, если возникнут проблемы. На эту тему советуют книги «Как любить ребенка» Януша Корчака или «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер и Элейн Мазлиш.
Полина
репетитор по русскому языку
«Мне моя корочка педагогического вуза в репетиторстве помогла только тем, что она у меня есть. Опять же, все упирается в желания родителей. В самом начале, когда сложно находить учеников, так как отзывов еще нет, такие вещи помогают, но в самой работе — нет. Единственное, что мне помогло и помогает до сих пор, — это то, что каждый раз я вспоминаю себя в школе. Человечность и знания — мои репетиторские основы».
Элина
репетитор по русскому языку и литературе
«Однажды я видела, как всем в семье наплевать на ребенка — когда думают, что репетитор заткнет все проблемы. А проблем у ребенка бывает очень много, и ему нужен не репетитор по русскому, а любящая мама, отец в семье и психолог. А был у меня случай, когда нужен психиатр — у ребенка была затяжная детская депрессия. Моя сестра психиатр, и я довольно много об этом знаю. Я пыталась помочь хоть как-то и была для него не только репетитором».
Определиться с возрастом учеников и программой, которую готовы давать
Кому-то нравится преподавать именно детям, потому что от них больше отдача и им нужна довольно простая программа. Хотя часто можно столкнуться с неадекватным поведением родителей или с безответственным отношением самих учеников. Определитесь, готовите ли вы к ЕГЭ и ОГЭ — это один из самых частых запросов у школьников. Иногда родители хотят сэкономить и просят позаниматься одновременно с несколькими детьми за ту же или чуть большую оплату. Это намного сложнее для преподавателя: даже если дети одного возраста, у них, скорее всего, будет разный уровень знаний, а во время занятий они будут мешать друг другу. Взрослые, которые ищут репетитора, с одной стороны, более четко мотивированы, но в то же время могут не делать домашние задания, ссылаясь на то, что «нет времени».
Полина
репетитор по русскому языку
«Занималась с ученицей, и вроде все хорошо, но как-то раз прихожу, открывает дверь ее брат, со словами «Проходите, но Маши дома нет». Прохожу, вижу их маму, которая пытается Машу разыскать. Спустя полчаса и около десятка неотвеченных вызовов приходит СМС: «Так сегодня разве? Завтра же?» В подобных историях меня поражают в большей степени сами ученики. Каждый раз я прошу их записывать в тетради время занятия и ставить уведомление в телефоне. Как они умудряются дожить до 9–11 класса с такой безответственностью? Занимались мы с ней недолго. Последней каплей стала ситуация, когда я приехала к ней на занятие, как обычно, а она открывает дверь в халате: «А мама вам разве не позвонила? Я приболела». Не совсем понятно, почему она сама была не в состоянии позвонить или написать».
Ирина
репетитор по английскому языку
«Была не очень адекватная женщина, которая хотела, чтобы я занималась с ее пятилетним ребенком. При этом учила меня, как надо вести занятие, собиралась присутствовать на уроке и приводить на него детей своих знакомых — то есть получалось уже не индивидуальное занятие, а группа. Самое веселое в этом — оплата: 350 рублей за полчаса, притом что заниматься нужно было у них дома, до которого еще ехать на автобусе от метро. В общем, я отказалась под предлогом плотного расписания».
Сусанна
репетитор по итальянскому языку
«Я занималась с двумя сестрами: старшей было лет 20, младшей — 12. Изначально договаривались, что буду учить только старшую, а потом меня поставили перед фактом, что заниматься будут обе. Разница в возрасте у них приличная, и тут нужен совершенно разный подход, но меня никто не стал слушать. Поскольку я только-только начинала, то отказаться не решилась. Они были странные, на занятиях, как первоклассники, смеялись над итальянскими словами. А еще как-то раз отменили занятие за пять минут до начала — учитывая, что до них было добираться полтора часа (на метро, потом на трамвае и еще пешком), а дело было довольно поздним вечером».
Гонорар начинается от 300–500 рублей в час и в Москве доходит в среднем до 2500 рублей, в регионах даже опытные репетиторы редко берут больше 1000 рублей. Именитые вузовские преподаватели стоят дороже, но начинающим будет сложно найти учеников при высокой цене. Стоимость зависит от места проведения занятия (на территории ученика — дороже), от длительности урока, а также от опыта и заслуг. Например, если вы готовите к международным экзаменам по иностранному языку и несколько ваших учеников его успешно сдали — это повод повысить цену. То же самое с ЕГЭ или поступлением в топовый вуз. Занятия по литературе дороже, чем по русскому языку, а редкие языки дороже английского.
Мюзель
репетитор английского языка
«За семь лет цена за мой урок возросла в два раза. Думаю, если, стоя в пробке к студенту или возвращаясь от него поздно, ты не думаешь: «Было бы ради чего ехать, а то платит копейки» или, сидя на уроке: «Я вся такая крутая, а получу за этот урок три рубля», значит, ты назначил правильную цену».
Наталья
репетитор английского языка
«Начинала с 500 рублей в час, потом поднимала каждый год на небольшую сумму. Когда ученица сдала ОГЭ на 68 из 70, позволила себе чуть повыше поднять стоимость. Назначая цену, беру в расчет среднее потенциальное время на проверку домашней работы в мое свободное время и время, затраченное на подготовку к уроку (напечатать, при необходимости составить)».
Начать искать учеников —
в вузе, на сайтах репетиторов или через знакомых
Есть два основных канала поиска учеников: интернет и знакомые. В интернете много сервисов для репетиторов: repetitor.ru, repetit-center.ru, «Ваш репетитор», (последний, говорят, самый удобный). Можно выложить анкету на profi.ru или YouDo. При поиске учеников через интернет лучше первое время назначать цену пониже и работать на отзывы, потому что репетиторов без отзывов намного реже выбирают. Следующие клиенты, скорее всего, придут уже по рекомендации. Напишите посты в соцсетях и при случае всем рассказывайте о своей новой деятельности, в том числе старшим знакомым, у которых могут быть родственники школьного возраста. Еще можно попробовать разместить объявление в своем вузе: абитуриентам часто нужна помощь в подготовке, и вашим преимуществом может стать невысокая цена. Еще хорошо бы рассказать своим преподавателям, что хотите стать репетитором: они тоже могут направить к вам учеников.
репетитор
по английскому языку
«Моим первым официальным местом работы была одна очень крупная сеть языковых школ, где я работала скорее для опыта и стажа. Туда брали без опыта, и денег они почти не платили, но оттуда и пошли многие ученики, а дальше они начинали меня рекомендовать знакомым, детям знакомых и так далее».
С каждым учеником — определить цели, уровень знаний, место встреч
Конечную цель важно определить до начала занятий, от нее будет зависеть программа и цена. Это может быть поступление в вуз, сдача внутреннего или международного экзамена, хорошая оценка в четверти. Взрослым ученикам бывает сложно сформулировать, зачем они хотят учить язык, а «улучшить разговорные навыки» — слишком общая задача. В таком случае стоит придумать какой-то искусственный ориентир, относительно которого можно фиксировать прогресс. Дети, как правило, занимаются у себя дома, потому что родители переживают из-за безопасности и хотят контролировать процесс. В больших городах вроде Москвы дорога на другой конец города часто занимает больше времени, чем само занятие. Со взрослыми учениками удобнее всего заниматься на нейтральной территории, например в кафе. Заручившись положительными отзывами, можно начать проводить занятия у себя дома и экономить время. В таком случае стоит подготовить удобное и тихое рабочее место в отдельной комнате — заниматься на кухне рядом с готовящимся ужином не получится. Место всегда должно быть одним и тем же, с минимумом отвлекающих предметов и звуков вокруг. Занятия по скайпу стоят дешевле, но это неплохой вариант, если нет возможности выезжать или нужен дополнительный заработок.
репетитор
по итальянскому языку
«Пару раз я пыталась искать учеников через Avito, и оттуда в основном приходили очень странные люди. Однажды позвонил какой-то очень агрессивный мужчина, который хотел начать заниматься «ПРЯМО СЕЙЧАС, ПРЯМО СЕЙЧАС ПОДЪЕДУ» — через десять минут после того, как я выставила объявление. А еще была девушка с избалованным джек-рассел-терьером. Несмотря на то что каждый раз, когда я к ней приезжала, он на меня кидался, рвал колготки, царапал и вообще не давал продыху (а объяснять грамматические правила и вообще вести занятие, когда тебя кусают, дергают и царапают, мягко говоря, сложно), она почему-то никак не хотела его закрывать в другой комнате. Делала вид, что ругает и пытается усмирить, но он так ноет и его так жалко, что запирать совсем не хочется. Я недолго продержалась».
Составить программу, исходя из целей и знаний ученика
В качестве базы обычно используется один из учебников для подходящего возраста и уровня подготовки, который репетитор дополняет заданиями из своего опыта, олимпиадными задачами, статьями и видео на иностранном языке. Большинство материалов можно бесплатно найти онлайн, особенно богатая база в тематических группах во «ВКонтакте». Например, репетиторам по английскому могут помочь Easy English, «Английский язык», We teach English, Language stuff. Для малышей пригодится генератор прописей и заготовки для игр.
Тигран
репетитор по математике и физике
«Перед тем как составлять программу, надо поговорить с учеником и его родителями, выяснить, какие они ставят цели: у родителей и учеников они не всегда совпадают. Затем провести пробное занятие, на котором ученику надо предложить широкий спектр задач разной степени сложности, чтобы определить начальный уровень. По школьной программе математики в качестве базы стоит брать учебник Сканави, а потом уже понижать сложность, если это необходимо. Я прошу родителей обращать внимание на то, сколько времени занимает у ученика домашнее задание, как он к нему относится и какие у него возникают проблемы в процессе. Дальше сравниваю с фидбэком от ученика и на основании этого вношу коррективы. Со студентами все индивидуально, но универсальный метод есть всегда — в качестве базы берется вузовский курс (скажем, учебник Демидовича), а потом уже вносятся коррективы, исходя из задач и начального уровня ученика».
Анастасия
репетитор по математике и физике
«Мой любимый запрос — занятия ради интереса. Это может быть олимпиадная математика или интересная сторона физики (в школе, к сожалению, у многих отбивают любовь к этому предмету), тогда я готовлю разные интересные задания. Однажды на летних каникулах я занималась одновременно с четырьмя детьми из одной семьи, и это было очень весело: они жили в собственном доме в очень приятном месте, и мы могли проводить эксперименты дома, повторять таблицу умножения на игровой площадке или обсуждать математику с одним ребенком, прогуливаясь вокруг озера, пока остальные там плавали».
Найти подход к ученику и (или) его родителям
Репетиторам приходится сталкиваться с разными проблемами: самодеятельностью мам и бабушек, которые хотят помочь в учебном процессе, безответственностью самих учеников и необычными просьбами. Иногда даже приходится исполнять роль няни.
Наталья
репетитор по английскому языку
«Мама одной ученицы довольно хорошо знает английский, но дочка ее не воспринимает в этом плане. Я долго не могла понять тенденцию абсолютно правильно выполненных домашних работ и в то же время ошибочных ответов на занятиях. В очередной раз забрала проверять домашнюю работу, и выяснилось, что мама все проверила, исправила, а мне сдали идеальную работу. Какой в этом смысл — среднего ребенка выставлять сильным, — непонятно. Пришлось все объяснить, больше мама не вмешивается».
Наталья
репетитор по английскому языку
«На новогодние каникулы отпустила ребенка с хорошим багажом знаний и домашним заданием. После каникул вышел полный ноль с кашей в голове. Выяснилось, что он все каникулы был у бабушки, бабушка когда-то давно учила немецкий, с английским никак не взаимодействовала, а в каникулы решила внуку помочь с домашним заданием. Переобъяснила все так (абсолютно ничего не понимая в этом), что ребенок потерялся в материале, с января по март пришлось проходить все заново. Очень обидно было — как мне за потраченное время, так и его маме за потраченные деньги, которые по итогу ушли в мусорное ведро».
Юлия
репетитор по английскому языку
«Однажды я занималась с малышом-первоклассником, и маме нужно было вечером в поликлинику. Ей не с кем было оставить мальчика, и пришлось пару часов посидеть мне. Мама предлагала заплатить, но я отказалась, потому что мы просто играли».
Мюзель
репетитор по английскому языку
«Мама одного ребенка просила не говорить вообще на русском. Ввиду моего произношения и экзотической внешности я могу справиться с задачей. Ребенок так и думал все два-три года, что я носитель. Я всегда ожидала, что он гувернантке скажет что-нибудь вроде «Блин, не хочу на урок, она меня бесит», но ничего подобного не было».
Как преуспеть в репетиторстве? Кажется, начинающий репетитор должен знать все: от разных систем налогообложения до самых интересных методик преподавания. Но не бойтесь — пусть эта работа и кажется сложной, требующей навыков и опыта, для старта вам достаточно здравого смысла и умения общаться с людьми. Обо всем остальном — в этой статье.
Чем занимается репетитор
Когда школьники или их родители понимают, что не хватает знаний по предмету или не устраивают результаты учебы, они нанимают репетиторов. Такие преподаватели не просто помогают сдать ОГЭ или ЕГЭ, они могут:
- улучшить оценки или качество домашних заданий,
- подготовить к олимпиаде, конкурсу или поступлению в школу или вуз.
Репетитор может понадобиться и младшекласснику для поступления в элитную школу, и студенту, которому тяжело дается учеба в университете, и взрослому, который вдруг решил получить второе высшее, выучить иностранный язык или научиться чему-то новому.
Где начинающему репетитору искать учеников
Обычно к опытным репетиторам выстраиваются очереди: ученики и родители записываются даже за полгода-год до начала занятий. Это возможно благодаря сарафанному радио и хорошим отзывам, которые и создают большой поток учеников. Вам, как начинающему репетитору, только предстоит заработать авторитет и хорошую репутацию (или клиентскую базу, выражаясь бизнес-термином).
Онлайн
Начать можно с онлайн-площадок: например, repetit.info, profi.ru, «Ваш репетитор». Вопросы и требования регистрационных анкет (образование, достижения, специализация), помогут обобщить имеющийся опыт, выставить адекватную цену и получить первых учеников.
Современный репетитор не может успешно работать без аккаунтов в соцсетях. Этот путь хорошо подходит начинающим: заведите страницу во ВКонтакте или канал в Яндекс.Дзен, наполняйте его контентом, и тогда подписчики станут вашими первыми потенциальными клиентами.
О чем еще помнить репетитору, который ведет соцсети?
- Рассказывайте про себя и свой опыт, так как людям нравятся личные истории.
- Показывайте экспертность: публикуйте статьи с проверенными фактами по предмету, полезные материалы, видеоразборы заданий экзамена и пр.
- Не бойтесь развлекательного контента, потому что репетитор — не только серьезный знаток предмета, но и наставник для школьника, которому должно быть с вами интересно.
- Найдите свою фишку: репетиторов в интернете много, чем от них отличаетесь вы? Если научитесь формулировать и транслировать свои особенности ярко и понятно, соцсети действительно будут привлекать клиентов.
Офлайн
Как начать репетиторство без разных сайтов и заморочек в интернете? Если хотите работать здесь и сейчас, поищите среди родственников или знакомых, не нужна ли их детям помощь со школьными уроками или поступлением в вуз. Но будьте осторожны: часто приходится работать за стоимость ниже рынка или вообще бесплатно, а еще подчиняться всем запросам и просьбам родителей («не чужие же люди»). Это может не дать вам больших денег или мотивированных учеников, но однозначно трансформируется в ценный опыт.
Как вести занятия
Раньше для репетитора это была дилемма: приглашать ученика к себе домой или приходить к нему? Преподаватели, особенно новички, ездили заниматься по разным концам города, тратили время и деньги… Сейчас более популярным стало онлайн-репетиторство: это удобнее, мобильнее, да и платят за него не меньше, чем за очные занятия.
Профессиональный онлайн-репетитор — это настоящий гуру технологий: у него красивый видеоряд и качественный звук, множество приложений и сервисов, есть графический планшет или трансляция с двух камер и многое-многое другое.
Для начала все это необязательно: можно заниматься хоть через скайп, а заданиями с учеником обмениваться через фотографии в мессенджере. Но чтобы быть позиционировать себя как хороший начинающий репетитор, этого недостаточно.
Технический минимум для онлайн-преподавателя:
— Ноутбук с веб-камерой, обычно она есть даже на самых простых моделях.
— Сервис видеозвонков с возможностью демонстрации экрана (Zoom, Discord, Lifedigital и другие). Так можно открыть любой текстовый редактор или презентацию и спокойно вести занятие.
— Облачный сервис (Google или Яндекс.Диск, Облако на mail.ru), чтобы обмениваться с учеником полезными файлами и пособиями, проверять домашнее задание и ничего не упустить.
Методика преподавания для начинающего репетитора
Продуктивные занятия невозможны без строгих, но справедливых правил. Если вы установите их в самом начале, вам, как репетитору, будет намного легче работать.
Вот несколько пунктов, которые можно оформить в памятку и отправить ученику:
- Не опаздывать на занятия и предупреждать об отмене не менее, чем за 3 часа.
- Всегда включать камеру и микрофон на занятии, если оно проходит онлайн.
- Уважительно относиться к учебному процессу: выполнять домашнее задание, учитывать мои указания и рекомендации.
- Все задания, упражнения, пробные версии экзамена выполнять самостоятельно, не списывая.
- Если возникают вопросы, трудности, сомнения, обязательно задавать вопросы и не бояться обсуждать проблемы.
Даже если вы были звездой класса или университета по вашему предмету, не получится просто так взять и начать идеально преподавать — без методических знаний не обойтись.
Если вы ведете онлайн-урок, позаботьтесь о качестве. Вас должно быть хорошо видно и слышно, в кадре ведите себя так же уверенно, как и при общении вживую, не бойтесь жестикулировать. При объяснении не читайте текст с листа или экрана — это всегда видно и снижает интерес — рассказывайте сами, используя живые примеры или истории из реальной жизни.
Сохраняйте интерактивность, не превращайте все в лекцию и постоянно отслеживайте, на связи ли ученик. В идеале — через каждые 10-15 минут менять формат работы, чтобы школьник не успел заскучать или отвлечься.
Пример онлайн-урока по русскому языку
- Приветствие, обсуждение домашнего задания: ученик рассказывает, как выполнял, что было трудным, преподаватель комментирует ошибки и дает обратную связь;
- Мини-тест на повторение предыдущих тем;
- Работа с новой темой: репетитор объясняет теорию, задает ученику вопросы на понимание материала;
- Отработка теории: сначала совместное, потом самостоятельное решение заданий;
- Итоги урока, анализ того, что успели на уроке: ученик говорит, преподаватель слушает;
- Домашнее задание.
Оформление и налоги
Чтобы легально работать в России, частный репетитор не может работать как физическое лицо и получать деньги за уроки наличными или переводом на карту. Необходимо оформиться как самозанятый или как индивидуальный предприниматель.
Более подробно о налогах читайте в нашей статье с экспертом-юристом:
Сколько зарабатывает начинающий репетитор?
Как и на любую услугу, диапазон цен на уроки с репетитором очень широк. Начинающий репетитор, (например, студент или старшеклассник) берет и по 200-300 рублей за урок. Стоимость занятия с экспертом ЕГЭ или звездным преподавателем — от 5000 рублей и больше.
Согласно аналитике сервисов Сбербанка, цены на репетиторские услуги в среднем варьируются от 700 до 2600 рублей (Москва и регионы). Учитывая это, начинающий репетитор вполне может стартовать с 500-600 рублей за занятие.
Стоимость урока зависит от нескольких факторов, помимо профессионализма преподавателя: предмета и длительности урока.
Самые «непопулярные» предметы, то есть те, которые сдают реже всего (например, география, литература), обычно стоят меньше, но это не значит, что в них нельзя стать экспертом и хорошо зарабатывать. Самые прибыльные — русский язык, математика, обществознание, английский. С ними вы всегда найдете учеников. Но и конкуренция здесь большая.
Важна и длительность урока: академический час (45 минут) или астрономический (60 минут). Можно поставить высокий ценник, но и заниматься дольше. Многие репетиторы занимаются со старшеклассниками даже 90 минут — в объеме университетской пары.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Быть репетитором — это огромная ответственность, однако радость и гордость за успехи своих учеников будут вам огромной наградой. Однако чтобы стать хорошим репетитором, одного только знания предмета недостаточно. Чтобы помочь людям раскрыть свой потенциал, вы должны иметь индивидуальный подход к их потребностям и целям. С таким подходом каждый ученик сможет лучше разобраться в трудном для него материале.
-
1
Обратите внимание на то, что ученик уже знает. При первом знакомстве с учеником вам нужно определить уровень его знаний, чтобы не тратить впустую время занятий. Спросите, в чем он разбирается и что ему больше всего нравится в данном предмете. Пусть ученик открыто выскажется по поводу предмета и продемонстрирует свои успехи. Так оон почувствует себя умным и способным, в то время как вы поймете, какой материал он уже освоил.
-
2
Спросите, в чем заключаются проблемы. Ученики довольно часто бывают в курсе своих слабых мест и пробелов в знаниях. Они знают, какие вопросы постоянно пропускают в тестах и на контрольных и в каких темах ничего не понимают. Позвольте ученику объяснить, где он теряется, и составьте для себя список этих областей.
-
3
Вместе поставьте цели.[1]
Создайте список крупных и мелких целей, которых реально достичь в разумные сроки. Например, ученик, возможно, не улучшит свою оценку по математике за месяц, однако трех месяцев будет достаточно для значительного улучшения. Небольшие цели могут быть краткосрочными: к примеру, к концу занятия ученик сможет в 150 словах резюмировать главный источник своей предстоящей исследовательской работы.- Запишите цели на листок бумаги, и пусть ученик сам их отслеживает. Так вы наделите его большей ответственностью за то, чего он достигнет.
-
4
Отслеживайте прогресс ученика. Создайте таблицу, позволяющую вам и ученику оценивать, насколько хорошо он справляется во время ваших занятий и в классе. В таблицу могут войти следующие элементы:
- оценки за тесты и контрольные работы;
- оценки за работу в классе;
- достижение совместно поставленных целей;
- ваша оценка стараний ученика;
- ваша оценка понимания учеником материала.
- Не скупитесь на похвалу, если оценки ученика улучшились! Если улучшений в оценках нет, но вы видите, что человек старается, ваша таблица поможет ему не сдаваться.
Реклама
-
1
Начинайте занятие с вопросов по материалу, разобранному в прошлый раз. Прежде чем переходить к новому материалу, вы должны убедиться, что ученик овладел старым. Задайте один-два открытых вопроса, чтобы ученик мог показать, насколько он понял основные положения. Если у него возникают трудности, возможно, вам нужно освежить информацию, а уже потом двигаться дальше. Также дайте ученику возможность самому задать любые вопросы о пройденном материале.[2]
-
2
Помогайте ученикам выполнить требования по предмету. Попросите ученика говорить вам о проектах или эссе сразу, как только их задали. Разделите каждый проект на маленькие части и прорабатывайте их вместе, медленно и заблаговременно. Так задание будет сделано лучше, а ученик получит представление о том, как эффективно планировать свое время.
- Если учитель дает вопросы и указания к экзаменам, направьте содержание своих занятий на темы, которые войдут в экзамен.
-
3
Посвящайте каждое занятие определенной цели. В зависимости от того, что нужно ученику по вашему предмету, вы можете работать над письменным заданием или проектом либо повторять материл, изученный в классе. Повторив старый материал, устно озвучьте план на данное занятие. Следите, чтобы цели были достижимыми:[3]
- «Сегодня мы будет работать над организацией эссе. Мы просто возьмем идеи, которые у тебя уже есть, и расположим их в наилучшем порядке, чтобы получился подробный план».
- «Сегодня мы будем говорить о взаимодействии союзников во время Второй Мировой войны. На следующем занятии мы рассмотрим гитлеровскую коалицию».
- «Сегодня мы рассмотрим все твои ошибки в предыдущей контрольной по математику и постараемся найти правильные ответы. Затем мы порешаем аналогичные задачи».
-
4
Давайте ученикам возможность почувствовать свои успехи. Хотя вам нужно работать над достижением целей, не следует ставить планку слишком высоко, чтобы ученик не пал духом. Каждое занятие должно включать задания, с которыми ученик уже может успешно справиться. Отталкиваясь от этой точки, вы можете продвигаться в сторону более сложных заданий, требующих бóльших усилий.
- Если ученик не справляется на том уровне, которого вы ожидали, не сдавайтесь! Повторяйте упражнение до тех пор, пока он не начнет выполнять его на 100% правильно. Когда это удастся, похвалите ученика за то, что он смог преодолеть препятствие.
-
5
Устраивайте перерывы. Перерыв должен длиться не более 5 минут. Работа на протяжении длительного времени может утомлять и вести к потере концентрации. Пятиминутной паузы будет достаточно, чтобы ученик не слишком отвлекся от учебы, но вернулся к ней с новыми силами.
-
6
Адаптируйтесь к потребностям ученика.[4]
Вы поставили цели, однако порой дети и подростки устают от работы, равно как и взрослые. Если вам кажется, что ученик усталым или у него плохое настроение, не бойтесь немного отойти от плана, чтобы снять напряжение. Например, если вы даету уроки иностранного языка, можете послушать и перевести песню, вместо того чтобы делать упражнения на спряжение глаголов. Или можете посмотреть мультфильм на этом языке и проверить, насколько ученик поймет сюжет. -
7
Подстраивайте свой стиль преподавания к стилю запоминания своего ученика.[5]
Не все дети одинаково подходят к учебе. Кому-то проще работать одному, поэтому дайте ему время на самостоятельно выполнение заданий. Другой же может оказаться более ориентированным на взаимодействие и лучше понять материал, если вы проработаете все задачи вместе.- Аудиалы лучше понимают вербальные объяснения, так что обсуждайте с ними все понятия и концепции. Им необходимо самостоятельно проговорить суть материала, так что готовьтесь сидеть и слушать.
- Кинестетикам нужно работать руками. Если вы изучаете анатомию, принесите 3D-модели или же пластилин, чтобы ученик мог слепить разные части тела.
- Визуалам пригодятся наглядные пособия. Это могут быть картинки, таблицы или образовательные видео.
-
8
Заканчивайте каждое занятие так, чтобы ученик ждал следующего.[6]
Конец занятия не означает, что до следующей недели о предмете можно забыть. Четко скажите ученику, что ему нужно подготовиться к следующему уроку. Если вы не все успели сделать на занятии, пусть ученик выполнит оставшиеся задания в качестве домашней работы. Если вы планируете что-нибудь увлекательное на следующий урок, сделайте так, чтобы ученик с нетерпением его ждал.Реклама
-
1
Выстройте доверительные отношения с вашими учениками.[7]
Ваша задача — помочь ученикам развить их потенциал. Поэтому вы не только наставник, но и друг, и группа поддержки. Имея доверительные взаимоотношения с учениками, вы сможете более эффективно мотивировать их на успех.- Поговорите о том, какие чувства вызывает у ученика ваш предмет. Ученики, которые отстают в классе, могут стесняться этого. Делая успехи, они начнут чувствовать больше сил и гордости. Подбадривайте их в дни неудач и радуйтесь их успеху.
- Поделитесь собственным опытом неудач и их преодоления.
- Узнайте об их увлечениях, чтобы сделать занятия более интересными. Простое уравнение может вызывать скуку, но задача о битве между динозаврами заинтересует увлеченного ими ученика.
-
2
Изучите стиль общения ученика. Общайтесь с учеником так, как он предпочитает общаться. Если он очень стеснителен, этого нельзя игнорировать! Возможно, ученику будет удобнее всего задавать вопросы по электронной почте в дни между занятиями. Порой ученики неохотно задают вопросы лично, даже если чего-то недопонимают.
-
3
Приходите на каждое занятие в хорошем настроении. Ваш ученик мгновенно заразится вашим настроем. Если вы кажетесь усталым и вялым, это передастся и ученику. И, наоборот, если вы улыбаетесь и светитесь оптимизмом каждый урок, ученик последует вашему примеру и начнет больше стараться.
-
4
Ведите себя больше как наставник, а не как учитель. Учителя и репетиторы имеют абсолютно разные роли. Учитель имеет дело со многими учениками одновременно и должен выступать как человек, передающий знания и наделенный определенным авторитетом. Репетитор работает один на один, выступая больше в качестве знающего друга, нежели фигуры, наделенной властью. У вас есть только один ученик во время занятия, поэтому вам не нужно читать лекцию. Позвольте ученикам контролировать процесс обучения и помогайте им двигаться к достижению целей.[8]
- Задавайте множество вопросов. Не читайте ученику лекцию. Вместо этого задавайте открытые вопросы, которые будут заставлять его думать и приходить к ответу самостоятельно.
-
5
Дайте ученику возможность полюбить материал. Несмотря на то, что вы должны направлять ученика на достижение цели, вы не должны бояться немного ослабить контроль. Если при изучении Гражданской войны он хочет больше времени посвятить не самому важному, но очень драматичному эпизоду, не отказывайте ему в этом, даже если это займет все занятие. Репетитор должен поощрять естественную любознательность, а не подавлять ее. Растущий энтузиазм поможет в дальнейшем обучении.
-
6
Четко и прямо общайтесь с родителями и учителями. Без их помощи вы не узнаете, на чем сконцентрироваться на занятиях, чтобы помочь ученику преуспеть в школе. Это особенно важно, если вы имеете дело с маленькими детьми. Старшеклассник еще сможет вам объяснить цель предмета, а третьеклассник — нет.
- Свяжитесь с родителями и учителями и установите регулярное расписание для общения.
- Вы можете говорить с родителями каждый раз, когда они приводят ученика на занятие.
- Вы можете договориться писать электронное сообщение учителю каждый первые понедельник месяца, чтобы иметь представление об успеваемости ученика на уроках.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 16 165 раз.
Была ли эта статья полезной?
О чем надо помнить, если вы ведете частные уроки по иностранному языку для школьников? Эту памятку помогла составить репетитор английского с десятилетним стажем и преподаватель факультета иностранных языков Анастасия Шавырина.
Английский как обязательный предмет есть в подавляющем большинстве российских школ, однако все чаще родители приводят детей на дополнительные уроки. Репетитор с горящими глазами, особенно начинающий, может взяться за работу, а потом обнаружить, что забыл договориться о чем-то важном. Чтобы этого не произошло, мы подготовили памятку для тех, кто планирует набирать учеников среди школьников.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДОГОВОРЕННОСТЬ
Взаимодействие начинается с первого разговора с родителем. Чтобы понять, возьметесь ли вы работать с этим учеником, нужно выяснить три вещи:
Возраст ребенка. Чаще всего репетитора ищут в средней и старшей школе, но может возникнуть ситуация, когда старший ребенок уже занимается, и родители стремятся «пристроить» младшего. Это может быть лестно для репетитора, но не всегда продуктивно. Решите для себя заранее, с каким возрастом вы не готовы работать.
Суть проблемы. Неплохо было бы спросить родителей, почему ребенку чего-то не хватает и сам ли он так считает. Бывают ситуации, когда родитель говорит: «Дочь пришла и сказала, что не справляется и ей нужна помощь». А иногда говорят: «Мы решили, что ему надо заниматься». Эта деталь скажет вам об уровне мотивации будущего ученика.
Конкретный запрос. Не стоит принимать абстрактное «мы хотим подтянуть язык» — подробности все равно есть, просто они выяснятся позже. Всегда имеет смысл уточнять, что именно нужно: грамматика, чтобы сдать экзамен и получить хорошую оценку, или, например, разговорный язык в связи с переездом за границу. Разумеется, вы в любом случае будете прорабатывать все четыре аспекта языка (умение слушать, говорить, читать и писать), но сможете правильно расставить акценты.
Взаимодействие начинается с первого разговора с родителем. Чтобы понять, возьметесь ли вы работать с этим учеником, нужно выяснить три вещи:
Репетитор может принимать у себя дома или в кабинете, выезжать на дом, вести занятия по «скайпу» — подумайте заранее, на какие варианты вы готовы, и сами предложите родителям условия. Будьте готовы договариваться и не соглашайтесь на тот формат работы, который вас изначально не устраивал.
Заведите себе удобное расписание: бумажный ежедневник, Google-календарь, специальное приложение. Когда назначаете занятие, держите расписание перед глазами, чтобы не возникло пересечений.
В работе репетитора есть «прайм-тайм». Если вы занимаетесь со школьниками, то самое желанное время — в окрестностях 16:00, после уроков.
При работе со школьниками не назначайте занятия на поздний вечер: это снизит продуктивность.
Учитывайте, что к репетитору обычно записываются с долгосрочной перспективой, поэтому назначенное время первого занятия может стать постоянным.
Не забудьте уточнить, сколько раз в неделю планируются занятия и сколько по времени они будут идти. Оптимальный расклад при стандартных запросах — один-два раза в неделю по 45−60 минут.
Договоритесь с родителями, кто кому позвонит накануне занятия, чтобы еще раз подтвердить встречу.
Внутренне будьте готовы к тому, что ученик может не дойти до первого занятия, даже если вы подробно все обсудили. Хорошо, если родители позвонят и передоговорятся с вами, но они могут и исчезнуть с радаров. Обстоятельства меняются, и, к сожалению, не все люди умеют нормально об этом предупреждать.
Для начала определите для себя, сколько стоит час вашего рабочего времени (если не знаете — можно сориентироваться по рынку: сколько в среднем берут репетиторы). Поймите, комфортно ли вам изменять стоимость занятий, исходя из просьб и индивидуальных условий. Если нет — не торгуйтесь и не поддавайтесь на уговоры. Репетитор не должен работать себе в убыток, и это касается не только денег, но и ощущения равноценности затраченных усилий и полученного вознаграждения.
Затем озвучьте стоимость родителям и выясните, готовы ли они платить такую сумму.
Обозначьте родителям, как именно вам платить. Самое оптимальное — оплата сразу после занятия. Так вы обезопасите себя от непредвиденных отмен или нечестности.
Если вы беспокоитесь, что вам не заплатят, или ребенок регулярно прогуливает занятия, имеет смысл настаивать на невозвращаемой предоплате. Этот факт обязательно нужно обговорить заранее, чтобы избежать неприятных сюрпризов. Также обязательно обозначайте крайний срок, до которого можно отменить занятие бесплатно (например, за сутки до урока). Если родители предупредили позже — пропуск оплачивается.
Как правило, первая встреча включает в себя знакомство с самим учеником и уровнем его языка. При знакомстве вы сможете понять, насколько озвученный родителями запрос соответствует действительности.
Для определения уровня языка лучше всего использовать тестирование. Заранее изучите несколько материалов и выберите тест, который подходит соответствующему возрасту. Он должен отражать минимальное знание грамматики. По тесту вы увидите, в какие темы стоит погрузиться. В некоторых случаях можно спросить самого ученика, что он хотел бы разобрать. В принципе, ученик средней и старшей школы знает свои слабые места: согласование времен, модальные глаголы, артикли или что-то еще.
Также с ребенком нужно побеседовать и понять, что за человек перед вами сидит. Естественно, на иностранном языке. Начните со стандартных вопросов из начала любого учебника, на которые не страшно отвечать: «Как тебя зовут? Где ты учишься? Есть ли у тебя домашние животные? Какое у тебя хобби?» Если вы чувствуете, что процесс идет, ребенок способен говорить и обсуждать, можно усложнять, задавать развернутые вопросы. Например, вы выяснили, что семья много путешествует, — спросите, в каких странах были, что понравилось и так далее.
Если ребенок на первом занятии молчит и боится сделать ошибку — это совершенно нормально. Создавайте располагающую атмосферу, переформулируйте вопросы, чтобы они стали более простыми, или даже переводите на русский. Очень полезно спрашивать про увлечения — это благодатная тема. Вы увидите, как недоверие и ужас в глазах сменяются огоньком интереса, если дать ученику поговорить про любимых супергероев.
Не имеет смысла готовить много вопросов заранее. Импровизируйте, ведь это живая человеческая беседа. Даже простые ответы дадут вам представление о владении лексикой: нет-нет да и проскочит где-то словечко или формулировка, говорящие об определенном уровне.
Если изначальный запрос родителей был про грамматику, беседовать все равно нужно. Вы выясните, насколько грамотно ребенок говорит — может быть, он делает ошибки только на бумаге.
Конкретный запрос напрямую влияет на программу обучения. Часто родители хотят, чтобы репетитор делал с ребенком домашние задания. Тогда работа становится достаточно схематичной: вы будете идти по учебнику, а если обнаружите пробелы — можно подобрать дополнительные материалы на отработку конкретной темы. Если задача более широкая, нужно учесть пожелания родителей (тех, кто оценивает вашу работу), запросы и пробелы самого ученика — и составить примерный план.
В отличие от школьного учителя, репетитору не нужно прописывать конкретные активности на ближайшее полугодие и не отходить от них ни на шаг. Ему достаточно понимать направление и тему работы, а также запастись материалами, которые можно «подтягивать» по ситуации: сборниками с грамматикой, текстами для чтения с вопросами, подходящими видеороликами. Удобнее всего взять за основу учебник с конкретной программой и дополнять его.
Репетитор всегда балансирует между четким планом и импровизацией. Представьте: сегодня на занятии вы думали разобрать грамматическое правило, а ребенок пришел уставший и ничего не понимает. Это не повод отказываться от цели. Чтобы ученик не умирал над упражнением, лучше дать ему интересный текст с юмором и разобрать грамматическое правило через него. Если, наоборот, ребенок пришел на занятие счастливый, перевозбужденный и стремится разговаривать не по теме, тоже стоит отойти от плана урока и дать задание, чтобы он немного успокоился. Чтобы быть гибким, репетитору нужно хорошо ориентироваться в тех материалах, которые есть под рукой, и знать, где какие курсы при необходимости можно достать.
Какие бы материалы и задания ни входили в урок, в нем должна быть жизнь. Занятие всегда предполагает активное общение, потому что даже грамматика строится на конкретных примерах: из учебника или из опыта ребенка. Когда обсуждаются жизненные ситуации, ученик понимает, зачем нужно учить язык, какое отношение он имеет к реальности. Старайтесь подбирать темы для обсуждения и дополнительные материалы под интересы ребенка. Это порождает дополнительную мотивацию.
Чтобы тренировать разговорный язык, дайте границе «учитель — ученик» немного стереться. Вы можете помочь, подсказать, переформулировать вопрос, если ребенок не понял, но разговор должен вестись на равных. Это создает доверительную атмосферу, в которой исчезает страх ошибиться. Лучше всего, если вы можете позволить себе вести с учеником по-настоящему дружескую беседу.
Контроль знаний и обратная связь
Родители в самом начале спрашивают: «Как мы вообще?» В процессе занятий они тоже будут задавать этот вопрос. Давайте обратную связь по принципу сэндвича: успех — зона роста — успех. Даже если и родители, и вы сами хватаетесь за голову, обязательно найдите положительные моменты в знаниях и перспективах ученика.
Как правило, для родителей достаточно обозначить, куда вы движетесь. Вы можете рассказать, по какому учебнику будете заниматься и почему (например, учебник международный или хорошо зарекомендовал себя для подготовки к экзамену). Знать типы заданий и получать отчет после каждого урока не нужно практически никому.
Если ученик ходит на занятия регулярно, то раз в месяц-два стоит контролировать его знания с помощью небольшого теста. Он должен занимать не более 20 минут от урока и проверять грамматику, лексику по теме и навыки чтения. Аудирование стоит добавлять по возможности.
Изменения в разговорной речи слышно без дополнительного контроля. Чаще беседуйте на языке с учеником, и вы будете в курсе его прогресса.
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
Когда преподаватель или студент с хорошим знанием английского языка задумывается о подработке, то нередко появляется идея о приватных уроках. Но затем возникает следующий вопрос: как начать репетиторство по английскому? В наше время услуги репетитора весьма востребованы и при грамотном планировании своей деятельности можно рассчитывать на неплохой доход.
Содержание
- 1 Разработка собственной методики
- 2 Планирование работы и постоянное саморазвитие
- 3 Поиск работы, или как найти ученика
- 4 Выбор места для занятий
- 4.1 Дистанционное обучение (Skype)
- 4.2 Обучение в собственной квартире
- 4.3 Выездное обучение (выезд к ученику)
- 4.4 Специальное помещение для обучения
- 5 Как успешно справляться с непослушным или малоспособным учеником?
- 6 Сколько зарабатывает репетитор?
- 7 Плюсы и минусы работы
- 8 Советы начинающим репетиторам
- 8.1 Проведение пробного занятия
- 8.2 Не следует давать никаких гарантий
- 8.3 Выработайте свою систему
- 8.4 Ищите к каждому ученику индивидуальный и творческий подход
- 8.5 Начинайте с дистанционного преподавания
- 8.6 Держите связь с родителями при работе с детьми
- 8.7 Не бойтесь бросать ленивых и невоспитанных учеников
- 8.8 Повышайте цены
Разработка собственной методики
Есть много методик для изучения английского языка, но все они основаны на пяти принципах:
- Естественность. Ученик должен получать и усваивать знания в комфортной обстановке, так он будет прогрессировать быстрее.
- Интересность. Одной из главных задач репетитора – пробудить интерес к языку. Если этого не сделать, то у учащегося может сформироваться стереотип, что английский язык — это скучно.
- Последовательность. Начинать обучение нужно с азов. Уделять внимание нужно всем аспектам языка на каждом уроке: грамматике, разговорной речи, чтению.
- Настойчивость. Иногда, обучающиеся не делают того, что от них требуется. В таких случаях надо проявить строгость, но не перегибать палку.
- Игровая форма (больше относится к детям). Игра — это главный инструмент обучения для ребенка. С ее помощью изучать английский язык детям проще всего.
Чтобы эффективно спланировать программу обучения и создать сильную мотивацию (в этом особенно нуждаются слабые, начинающие ученики) необходимо:
Учебные пособия для занятий
- выбрать правильную литературу для разных уровней подготовки;
- узнать цель изучения языка до начала занятий;
- определить для каждого учащегося индивидуальный подход. Уроки не должны быть скучными, особенно учитывая возможность выбора разных учебников, пособий, онлайн-ресурсов;
- составить заранее индивидуальный план урока;
- дополнять тему урока аудио-, видеоматериалами;
- составлять словарь новых слов для каждого занятия. На уроке лучше сразу использовать их в диалоге, так слова запомнятся быстрее и надежнее;
- отобрать необходимые упражнения для отработки грамматических правил;
- включать несколько этапов в одно занятие: повторение уже пройденного материала, изучение новых грамматических правил, новых слов, применение полученных знаний на практике, диалог на разные темы. Так будет уделено внимание всем аспектам языка.
Планирование работы и постоянное саморазвитие
Если репетитор хочет быть успешным, ему надо постоянно заниматься саморазвитием в разных направлениях, как профессиональных, так и личностных:
- Профессиональное. Необходимо повышать квалификацию и знания английского языка изучая специальную литературу, посещая семинары, конференции, участвуя в мероприятиях по обмену опытом.
- Методическое. Нужно постоянно знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами, а также приемами обучения.
- Психолого-педагогические. Совершенствование знаний в современной психологии и педагогике помогут быстрее наладить и поддержать контакт с учениками и их родителями, справиться с нестандартными ситуациями, возникающими в ходе обучения.
- Психологическое. Для поддержания психологического благополучия репетитора важно знать, что такое профессиональное выгорание и своевременно проводить его профилактику.
Поиск работы, или как найти ученика
Занятия с учениками
Существует несколько основных каналов для поиска учеников:
- Сервисы с базой репетиторов, а также сайты по подбору персонала. При поиске учеников в интернете надо учитывать, что репетиторов, у которых нет отзывов выбирают реже, поэтому начинающему репетитору лучше назначить цену пониже.
- Знакомые, друзья. Можно рассказывать всем знакомым о своей новой репетиторской деятельности, особенно тем, у которых есть родственники или знакомые школьного возраста.
- Объявление. Его можно повесить в вузе (либо в школе), опубликовать в газете: школьникам, абитуриентам или первокурсникам часто нужна помощь в подготовке к экзаменам по английскому языку.
- Знакомые преподаватели. Если среди знакомых есть преподаватели, можно просить их направлять к вам учеников.
Выбор места для занятий
К выбору места занятий нужно отнестись серьезно. Уроки можно организовать четырьмя способами:
Дистанционное обучение (Skype)
Все более популярным становится дистанционное обучение (например, в Skype). Для работы в Скайпе необходимо иметь компьютер с доступом в интернет на высокой скорости, вебкамеру, наушники и микрофон. Преимущества обучения по Skype:
- нет ограничений по месту жительства;
- экономия времени – не нужно тратить его на дорогу, достаточно включить компьютер;
- цены на урок будут ниже, чем при выездных занятиях;
- комфортное, «родное» место для уроков как для учителя, так и для ученика;
- возможность выбрать любое время для занятия.
Недостатки дистанционных занятий:
- не подходят для занятий с детьми младше 9-10 лет, так как им может не хватить собранности для онлайн-урока.
- если у репетитора есть методические материалы в книгах, тетрадях или любом другом напечатанном виде, тогда их сначала надо перевести в электронную версию (либо найти в интернете).
Занятия по скайпу
Обучение в собственной квартире
Если репетитор живет один, а постоянные визиты клиентов не приносят неудобств, то можно проводить уроки в своей квартире. Если есть возможность, тогда нужно выделить для таких занятий отдельную комнату, обустроить там рабочее место, исключить отвлекающие факторы и создать обстановку учебного процесса.
Выездное обучение (выезд к ученику)
Такой вариант обучения больше всего подходит детям, так как родители беспокоятся из-за безопасности и хотят контролировать процесс. Перед первым выездным занятием нужно выяснить, как добраться до ученика. Стоит подробно расспросить о том, какой транспорт выбрать, чтобы не опоздать на занятие. Выездное занятие больше всего подходит начинающим репетиторам. Со временем, лучше устроить рабочее место у себя дома или в специальном помещении для занятий. Это избавит репетитора от необходимости носить с собой много учебных материалов и тратить время на дорогу.
Специальное помещение для обучения
Со взрослыми учениками можно проводить занятия на нейтральной территории. Например, можно снять помещение для уроков. Это может быть офис либо небольшая квартира. В этом случае можно полностью оборудовать кабинет для репетиторства: принести дополнительное оборудование (телевизор или проектор для видеоматериалов, магнитофон для аудиоматериалов), развесить карты, постеры, памятки. Все необходимые учебные материалы можно также оставлять на месте проведения занятий. Однако, этот способ достаточно дорогой и начинающим репетиторам будет недоступен.
Как успешно справляться с непослушным или малоспособным учеником?
Ученики бывают разные, с каждым нужно находить общий язык. Если попался непослушный, то есть несколько способов взаимодействия с такими людьми:
- Умеренное игнорирование. Необходимо пересмотреть свои реакции на этого ученика: убрать эмоции, говорить с ним ниже и тише, чем обычно, поощрять его таким же тоном, каким и порицаете.
- Поощрительно-порицательная политика. Такого ученика каждый урок надо за что-то хвалить (естественно, по делу). Делать это можно индивидуально и публично.
- Усложнять задания. Таким детям можно попробовать дать задания чуть сложнее, чем они могут выполнить; напоминать моменты, в которых они проявили себя хорошо.
- Творческий подход. С такими детьми, урок нужно планировать творчески, применять разные интересные идеи, чтоб их увлечь. Идеи можно придумать самостоятельно или найти в интернете.
- Разнообразие методик. Можно также применять разные программы по обучению английского языка онлайн либо оффлайн.
Сколько зарабатывает репетитор?
Гибкий график репетитора позволяет совмещать репетиторство с другой работой. Но при этом общий доход будет нестабильным, так как летом значительно меньше людей хотят и могут учиться. Во время подготовки к экзаменам учеников становится больше.
Гонорар репетитора составляет от 5-7 долларов в час в регионах, в крупных городах доходит в среднем до 40 долларов в час. При этом надо помнить, что цена занятия зависит от места проведения урока (на дистанционное занятие цена будет ниже, чем на выездное или на занятие в специально арендованном месте), от длительности урока, от опыта и заслуг преподавателя. Цена урока зависит также от того, какими материалами пользуется репетитор, так как сайты с хорошей базой учебных материалов часто платные.
Плюсы и минусы работы
Любая работа имеет свои достоинства и недостатки, и работа репетитора не исключение. Плюсы репетиторства следующие:
- свободное планирование рабочего графика и распределение нагрузки в течение дня или недели;
- отсутствие руководителя;
- выстраивание обучения по собственным методикам. Репетитор может сделать процесс обучения гибким, подстроить его под каждого ученика, и таким образом достичь лучших результатов;
- хорошая оплата труда (при условии, что у репетитора достаточно опыта).
Главный минус репетиторства — это сезонная работа: летом школьники прерывают занятия, взрослые клиенты разъезжаются по отпускам. Другие минусы:
Взаимопонимание — ключ к успеху
- напряженный график с разъездами (при выездных занятиях), ненормированный рабочий день;
- работа в выходные дни (суббота, воскресенье), ведь дети полностью свободны только в эти дни;
- самостоятельный поиск учеников, особенно серьезный минус для начинающих репетиторов;
- нестабильный доход в случае внезапных отмен занятий;
- отсутствие карьерного роста;
- отсутствие социальных гарантий: неоплачиваемый отпуск и больничный.
Советы начинающим репетиторам
Для работы репетитором достаточно не только иметь знания по выбранному предмету, но также и уметь этими знаниями делиться. Профильное образование по предмету конечно помогает, но оно не является единственным значимым фактором.
Одним из первых шагов в репетиторской деятельности является подача объявления об услугах. В тексте объявления обязательно надо указать:
- ФИО полностью;
- предмет, который будете преподавать;
- информацию о себе (образование, звания и заслуги по предмету);
- оказываемые услуги (например, подготовка экзаменам, работа только со школьниками, обучение разговорному английскому);
- цена одного занятия и продолжительность урока (необходимо указать академический (45 минут) или астрономический (1 час) час);
- работа с выездом, на дому или дистанционно;
- контакты (мобильный, электронная почта).
Также можно выделить еще несколько советов начинающим репетиторам.
Проведение пробного занятия
Прежде всего перед началом курса обучения необходимо провести с учеником пробное занятие. Пробное занятие – ознакомительное, на нем происходит знакомство с учеником (и его родителями, в случае ученика-школьника), разъяснение методов работы, знакомство с учебной литературой. Затем необходимо выявить и сформулировать цель обучения.
Английский для детей
На пробном занятии необходимо обязательно провести тестирование, устное и письменное, для определения уровня владения языком. Исходя из результатов тестирования можно подбирать необходимую литературу и разрабатывать программу занятий. Также на первом занятии необходимо оговорить правила, касающиеся отмены занятий, невыполнения домашнего задания, повышения цены.
Не следует давать никаких гарантий
Репетитор не может гарантировать, что ученик усвоит все необходимые знания и успешно сдаст экзамен либо подтянет свои оценки в школе. Часто клиенты думают, что, если они заплатили деньги, значит результат должен гарантироваться 100%. Однако, если ученик бездельничает и не заинтересован в обучении, занятия бесполезны. Особенно важно объяснить это родителям ученика. Они должны четко понимать, что работа репетитора – предоставить знания ученику, а работа ученика — принять и усвоить эти знания.
Выработайте свою систему
Ещё до начала занятий необходимо сформировать правила, общие для всех клиентов, а позже дополнить эти правила пунктами, постоянными для конкретного ученика. Например, можно рекомендовать на первом же занятии завести несколько тетрадей: для записи теоретических правил, для проверочных работ, для домашних заданий и для словаря новых слов и выражений. Причём, вести их надо с учеником на каждом уроке.
Ученика нужно приучить к порядку: записывать новый материал в тетрадь, не игнорировать домашнюю работу, проводить работу над ошибками. Для раздаточных материалов можно также рекомендовать ученику завести специальную папку.
Для себя обязательно надо завести ежедневник: в нём будет удобно записывать пройденный материал, выданное домашнее задание, темы, над которыми следует в следующий раз поработать, также там можно составлять план обучения для конкретного ученика.
В плане надо обязательно прописать что именно вы будете делать на уроке и сколько времени у вас займёт выполнение каждого пункта. Материалы плана надо тщательно повторять перед уроком, отметить несколько способов объяснения, возможные трудности и способы их преодоления, возможные вопросы учеников и ответы на них.
Ищите к каждому ученику индивидуальный и творческий подход
Если вы только начинаете преподавать, то у вас, скорее всего, ещё не сформировалась библиотека учебников и методических материалов. У разных учеников разные цели, задачи, проблемы, поэтому материалы для обучения надо использовать разные.
Перед началом занятий необходимо поискать и предварительно оценить материалы, которые требуются для достижения целей конкретного ученика. Можно составить каталог имеющихся ресурсов, чтобы впоследствии облегчить поиск нужного материала по той или иной теме.
Начинайте с дистанционного преподавания
Начинающие репетиторы всегда чувствуют неуверенность и волнение на первых занятиях. Выездные занятия еще больше усиливают переживания. Альтернативным вариантом является дистанционное обучение (по Skype, Adobe Acrobat Connect, OpenMeetings, BigBlueButton). Дистанционные занятия позволяют набрать хорошую базу учеников и получить бесценный опыт.
Держите связь с родителями при работе с детьми
При работе с детьми школьного возраста необходимо обязательно контактировать с родителями. На первом занятии важно четко и ясно сообщить родителям о стоимости занятий, определить дни и время уроков, сообщить позицию по поводу отмены и переносов занятий. В дальнейшем при работе с учеником, надо держать родителей в курсе того, как проходят занятия, есть ли прогресс, выполняет ли ученик домашнее задание и все ли занятия он посещает.
Не бойтесь бросать ленивых и невоспитанных учеников
Ни в коем случае нельзя повышать голос на ученика, надо сохранять спокойствие и профессионализм несмотря на возникающие неприятные ситуации в процессе обучения. Можно делать замечания и предупреждения, о том, что занятия прекратятся, если ученик будет плохо себя вести. Если это не действует, тогда необходимо поговорить по поводу сложившейся ситуации с родителями.
Когда даже разговор с родителями не приносит результатов, тогда не стоит заставлять себя работать с неприятными клиентами. С таким учеником поставленные цели не будут достигнуты, а если ребенок не достигнет запланированного результата по окончании курса, то можно испортить себе репутацию. Поэтому надо смело отказываться от такого ученика.
Повышайте цены
Когда начинающие репетиторы приходят на рынок репетиторских услуг они вынуждены устанавливать достаточно низкую цену для привлечения клиентов и наработки необходимого опыта. Однако, когда опыт уже есть, а клиенты показывают определенные результаты (например, несколько учеников сдали международный экзамен по английскому языку или поступили в топовый ВУЗ) можно смело повышать цену на услуги.
Репетиторство – это хороший способ дополнительного заработка. Если вы хотите сделать его основным источником дохода, тогда надо проанализировать, есть ли возможность работать в таких условиях, ведь поначалу довольно сложно найти себе учеников и разработать собственную эффективную методику ведения занятий.
О важных нюансах работы репетитора и где искать учеников вы узнаете из видео.
Анонс статьи:
Репетиторство – частные уроки на дому или дистанционно. Как начать репетиторство по английскому, как разработать собственную методику ведения занятий, какой способ преподавания выбрать – все это читайте в нашей статье.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.