Руководство для публичных библиотек россии по обслуживанию молодежи принято в

Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи

Входит в коллекции:

Авторы:

И.Б. Михнова, М. П. Захаренко, И. Б. Михнова, А. А. Пурник, М. М. Самохина, Б. Л. Самохин

Рубрика:

Методические материалы

Тематика (подуровни):

Досуг

Тип документа:

Руководство

Коды, № и дата документа:

ISBN: 978-5-9907057-1-5,
ББК: 78.38

Аннотация

Публикация создана с целью закрепить за библиотеками, органами власти, органами управления культурой, заинтересованными организациями и самими пользователями право самостоятельного выбора той системы/структуры библиотечного обслуживания молодёжи, которая в наибольшей степени отвечает её стремительно изменяющимся интересам и потребностям; вписывается в социокультурную ситуацию конкретной территории; совпадает с общемировыми тенденциями библиотечного обслуживания этой категории пользователей. В качестве приложения даны методические материалы по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» для библиотек, работающих с молодежью. 

Ключевые слова:
библиотечное дело, воспитательная работа, гражданско-патриотическое воспитание, культура, публичная библиотека

Руководство по информационно-библиотечному обслуживанию молодежи России определяет базовые положения, содержательные и организационно-технологические условия, соблюдение которых позволит публичным библиотекам полнее, квалифицированнее удовлетворять образовательные, информационные, культурные, досуговые потребности этой категории пользователей. Изучая непрерывное развитие таких потребностей, библиотека своими средствами и методами способствует их изменению и возвышению, утверждению позитивных жизненных установок молодежи.

В основу разработки проекта данного документа положено Руководство ИФЛА по библиотечному обслуживанию юношества, а также концепции информационно-библиотечного обслуживания этой категории общества, имеющиеся в ряде регионов России.

Данное Руководство – принципиальный ориентир для библиотекарей, представителей смежных организаций, профессионально работающих с молодым поколением, а также для властных структур. Оно адресовано

• сотрудникам библиотек всех типов, расположенных как в городах, так и в сельской местности;

• теоретикам библиотечного дела, библиотечной общественности;

• преподавателям и студентам библиотечных учебных заведений, аспирантам;

• руководителям отраслью культуры.

Миссия и цели библиотечного обслуживания молодежи

Каждая публичная библиотека, исходя из своего контингента пользователей и с учетом социальной и региональной ситуации, самостоятельно обосновывает и реализует приоритеты собственной деятельности. Среди посетителей публичных библиотек ныне преобладает молодежь. Согласно периодизации Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, речь идет в основном о гражданах в возрасте от 14 до 30 лет.

Это во многом предопределяет структуру библиотеки и соответствующий набор предлагаемых ею услуг. То и другое в разных библиотеках могут не вполне совпадать, главное, чтобы обеспечивалось компетентное, углубленное, дифференцированное (поскольку интересы в 14 и в 30 лет весьма различны) информационно-библиотечное обслуживание, максимально отвечающее интересам молодых пользователей при самом тесном взаимодействии с ними и в повседневных делах, и в перспективных проектах. Цель такого обслуживания – всемерно способствовать социальной адаптации к взрослой жизни и позитивной самореализации подрастающего поколения. Особое внимание должно уделяться молодым людям со специальными потребностями, с ограниченными физическими возможностями, а также представителям общественных и языковых меньшинств.

В Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек говорится: «Публичная библиотека должна стараться удовлетворять потребности всех групп общества. Однако она несет особую ответственность за удовлетворение потребностей детей и молодежи» (Глава 1 «Роль и цели публичной библиотеки»).

В Федеральном Законе РФ «О библиотечном деле» подчеркнуто (статья 14), что государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения, к которым отнесены пользователи детского и юношеского возрастов. Этим же Законом (статья 8) закреплено право данных групп населения «на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами».

Миссия библиотек, работающих с молодежью, заключается в активном содействии просвещению, непрерывному образованию, процессам социализации растущего человека, становлению личности, раскрытию творческого потенциала, формирования навыков конкурентоспособного работника на рынке труда. Этим, в частности, обусловлено активная включенность библиотек всех типов и видов в реализацию Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, тесное взаимодействие с комитетами, обществами по молодежной политике, с молодежными общественными организациями. Публичная библиотека – это информационно-ресурсный центр, активно способствующий самообразованию и приобщению к достижениям мировой культуре.

Для выполнения своей миссии библиотека располагает сформированным с расчетом на молодежь универсальным Фондом, системой проверенных практикой инновационных методов, современными информационными технологиями. Каждый молодой посетитель библиотеки получает свободный доступ к привлекающим его ресурсам в виде книг и электронных носителей информации, и что немаловажно – находит среду общения со своими сверстниками и авторитетными для него взрослыми, включая библиотекарей-консультантов.

Библиотечное обслуживание молодежи базируется на том, что молодежь как органическая часть общества со своими особыми интересами заведомо требует применения специфических форм и методов предоставления информационных и библиотечно-библиографических услуг, дифференцированных с учетом психолого-возрастных особенностей молодых пользователей. Именно специализированное обслуживание подготовленным персоналом способно удовлетворить динамично меняющиеся образовательные, информационные, культурные и досуговые потребности молодежи.

Библиотечное обслуживание молодежи должно содействовать поддержке и развитию чтения, непрерывному образованию, повышению информационной культуры, расширению кругозора личности, усвоению духовных ценностей в целях позитивной самореализации.

Эти общие положения проявляются в следующих позициях, которых придерживаются библиотеки, работающие с молодежью.

1. Библиотека предлагает широкий и постоянно обновляемый спектр материалов, представляющих интерес для подрастающего поколения, стимулирующих мотивацию чтения, формирование читательской и информационной культуры, личностное развитие.

2. Библиотека обеспечивает открытый доступ молодых пользователей к библиотечным и информационным ресурсам. Молодежь имеет право выбирать любые источники информации в соответствии со своими потребностями без ограничений.

3. Сотрудники библиотеки учитывают психолого-возрастные особенности разных групп молодежи, включая молодых людей с ограниченными физическими возможностями и со специальными запросами, и предоставляют отвечающие их потребностям услуги.

4. Библиотека активно помогает молодежи овладевать навыками эффективного использования всех библиотечных ресурсов в целях повышения уровня информационной и компьютерной грамотности.

5. Библиотека создает специальное пространство для молодых, привлекательное и соответствующее их стилю жизни.

6. Программа деятельности библиотеки, предназначенной для молодежи, предполагает использование всего лучшего из библиотечной теории и практики, в том числе зарубежной.

7. Все программы, проекты, услуги, рассчитанные на молодежь, обеспечиваются соответствующими информационными и библиотечно-библиографическими ресурсами.

8. Библиотекари стимулируют участие молодежи в программной и проектной деятельности, вовлекая ее в повседневные библиотечные дела в качестве волонтеров, членов молодежных советов или комиссий.

9. Библиотека обеспечивает обратную связь со своими пользователями как основы улучшения их обслуживания.

10. Библиотека работает в партнерстве с общественными и смежными государственными организациями в целях социализации молодежи и усвоения ею системы ценностей, а также социально-психологической поддержки.

Ресурсное обеспечение

Интересы молодежи очень разнообразны, не всегда вполне четки, а потребности динамичны, эмоциональны, категоричны. Завоевать доверие молодого человека и стать ему необходимой библиотека способна, предлагая нужные источники информации, исходя даже из неопределенных потребностей. В пристальном тактичном внимании нуждаются молодые представители общественных и языковых меньшинств.

В распоряжении пользователя библиотека предоставляет не только традиционные книги, брошюры и журналы, но и комиксы, рисованные истории, постеры, графику. Материалы разнообразны по жанрам: научная фантастика, фэнтази, поэзия, публицистика, любовные романы. Можно получить издания на иностранных языках, источники, выполненные шрифтом Брайля.

Библиотеки имеют в фонде также:

• Аудиокниги

• Нотные издания, музыку

• Мультимедиа (CD-ROM/ CDI)

• Компьютерные программы

• Видеокассеты и DVD

• Настольные и электронные игры

• Электронные сетевые продукты и ресурсные базы

Эти форматы регулярно пересматриваются и дополняются по мере появления новых информационных технологий, модернизации издательского дела, инновационных решений.

Библиотека заботится и о наличии необходимого оборудования, позволяющего использовать ресурсы (например, игровые приставки).

Услуги

Предоставляемые молодежи услуги учитывают развивающийся характер их запросов. Перечень услуг пополняется и видоизменяется в зависимости от развития информационных технологий и издательского дела, а также изменения собственно молодежных интересов и склонностей. Обязательный минимум услуг данной категории пользователей может выглядеть примерно так.

• Предоставление информации по всему кругу вопросов, волнующих молодежь, имея в виду личностное развитие.

• Обеспечение свободного доступа в Интернет.

• Предоставление максимально широких виртуальных возможностей: сайты, блоги, рассылки.

• Предоставление автоматизированных рабочих мест для самостоятельной работы пользователя.

• Обеспечение доступа к электронным локальным и удаленным базам данных.

• Выполнение консультаций, индивидуальных и групповых.

• Помощь в выборе и поиске источников информации.

• Выполнение запросов пользователей: уточняющих, адресных, тематических, фактографических.

• Проведение практикумов, учебных курсов по информационной культуре и навыкам поиска информации с использованием печатных и электронных ресурсов.

• Организация экскурсий по библиотеке в целях самостоятельного и комфортного пользования библиотекой.

• Организация услуг для молодых людей с ограниченными физическими возможностями и для их родителей, а также для тех, кто по тем или иным причинам не может посещать библиотеку.

• Осуществление копировально-множительных работ по запросам абонентов.

• Предоставление молодым людям возможности участвовать в работе клубов, лекториев, мастер-классов и пр., действующих на базе библиотеки.

• Сотрудничество с другими государственными и общественными организациями, профессионально занимающимися молодежными проблемами.

• Организация мониторинга мнения читателей библиотеки о качестве обслуживания. Обеспечение обратной связи.

Значимость специализированного библиотечного обслуживания молодежи

Целостность системы обслуживания молодежи обеспечивается скоординированной деятельностью всех звеньев библиотечной системы в России. Все библиотеки обслуживают данную группу населения в соответствии со своими функциями и реальными возможностями.

Особо ответственная роль при этом принадлежит библиотекам, обеспечивающим специализированное обслуживание (молодежные, юношеские, детско-юношеские библиотеки, юношеские или молодежные отделы, отделения, филиалы публичных библиотек и ЦБС). Их преимущество в сравнении с остальными библиотеками заключается в том, что они, опираясь на постоянное изучение потребностей молодежи, на интегрированный опыт работы с ней, на наличие профессионально подготовленных кадров предоставляют молодым пользователям не только адресную информацию, адаптированные к конкретному запросу, но и пространство для общения. Последнее обстоятельство наглядно отражает осознание руководителями этих библиотек своей значимости как модельных библиотек. Именно специализированные библиотеки предлагают инновационные образцы эффективной работы с этой частью общества, обеспечивая методическую поддержку всем библиотекам, обслуживающим молодежь.

Участие молодежи в деятельности библиотек

Библиотеки, выступая инициаторами проведения эффективных и содержательных акций, рассчитанных на молодежь, стараются привлекать ее к участию на всех этапах: при планировании, реализации, подведении итогов.

Молодежь целесообразно вовлекать в члены советов, влияющих на деятельность библиотеки в целом. В роли экспертов молодые люди способны обоснованно предложить, что им нужно и полезно в библиотеке. Наиболее активные молодые пользователи становятся волонтерами, могут успешно представлять библиотечные программы в зоне библиотечного обслуживания.

При продумывании перечня и форм мероприятий библиотеки обязаны учитывать интересы и потребности целевых пользователей, а также задачи, отраженные в государственной молодежной политике и продиктованные местными условиями и особенностями. К сложившимся формам мероприятий относятся:

• Беседы о книгах, обзоры и презентации изданий, премьеры и обсуждение книг.

• Информационные часы по актуальным темам, например, о знаменательных датах, здоровье, спорте, карьере.

• Встречи с интересными людьми (писателями, спортсменами, актерами, знаменитыми земляками).

• Дискуссионные объединения и клубы по интересам.

• Театрализованные представления и шоу, уличные шествия.

• Творческие мастер-классы.

• Экспонирование произведений самих молодых людей (рисунки, поделки, публикации, ТВ, видео).

Штат

Те, кто работает с молодежью, должны обладать определенными умениями и компетентностью. Общение библиотекаря с молодыми пользователями предполагает наличие прежде всего таких качеств:

• Уважение к личности, общение на равных

• Понимание непрерывно развивающихся потребностей молодежи

• Способность улавливать существенное в изменениях потребностей и интересах молодежи и соответственно менять свою профессиональную деятельность

• Знание молодежной культуры и интересов данной возрастной группы

• Умение работать в партнерстве с молодежью

• Знание всех видов медиа, включая книги и ресурсы всех форматов

• Умение наладить партнерство с другими возрастными группами в зоне действия библиотеки для удовлетворения потребностей молодежи

• Умение защищать интересы молодежи как внутри библиотеки, так и за ее пределами

• Овладевать культурой партнерских отношений со всеми организациями, которые могут быть полезны для эффективной работы с молодежью, в частности со СМИ

• Умение критически осмысливать собственные достижения, непрерывно профессионально развиваться.

Сотрудничество с другими учреждениями

Качество библиотечного обслуживания молодежи требует тесного сотрудничества с другими государственными и общественными организациями, профессионально работающими с молодежью, в первую очередь в масштабах своего региона. Библиотеки, обладающие соответствующими ресурсами и методикой, призваны выступать с инициативой установления устойчивого партнерства в образовательной, культурной, досуговой сферах для обеспечения максимального результата в социализации молодежи.

Регулярное общение с комитетами по делам молодежи, социальными службами, службами занятости, органами здравоохранения, правовыми и другими службами позволит библиотеке своевременно улавливать новые общественные явления, актуализировать свою деятельность, привлечь тех молодых людей, которые обычно не посещают библиотеку.

Школы, учебные заведения – основные партнеры библиотек, обслуживающих молодежь. Совместное планирование крупных акций школьной и публичной библиотеками может улучшить организацию обслуживания учащейся молодежи. Целесообразно заключать соглашения по такому поводу.

Работая в тесном контакте с учреждениями культуры, публичная библиотека может планировать и проводить с большим успехом и размахом литературные, музыкальные и кинофестивали, театрализованные праздники, красочные акции и живые сценки в местах скопления людей.

Планирование деятельности

Эффективное планирование предполагает наличие необходимой информации и четкое определение целей.

Имея цифровые показатели населения региона, количества школ и учащихся, экономические и социальные сведения, полученные из разных источников, библиотека сумеет составить продуманный план действий, принять обоснованные решения по формированию программ и услуг для молодежи. Определив наиболее актуальные цели в создании или улучшении обслуживания молодежи, библиотеки, в соответствии с приоритетными целями, строят свой бюджет. Цели формулируются на основе знания потребностей пользователей.

Концентрация в процессе непосредственной деятельности именно на достижении выбранных целей даст возможность не растрачивать ресурсы на работу по множеству направлений. При этом библиотека должна иметь в виду и искать подходы к тем, кто не пользуется библиотекой.

Продвижение услуг

В библиотечной практике утвердились следующие формы продвижения услуг, предлагаемых молодежи:

• Организация коммуникативного пространства библиотеки, отвечающего интересам молодежи.

• Применение таких форм продвижения услуг, в которых молодежь может наилучшим образом показать свои знания и способности.

• Организация рекламы в местах, где бывают молодые люди, в кинотеатрах, кафе, наиболее посещаемых магазинах, а также в школах и других местных организациях.

• Приглашение молодых людей к оформлению рекламы и других продвигающих материалов и использование их предложений.

• Оформление рекламных материалов так, чтобы в них отчетливо отражалось понимание библиотекой интересов молодежи (спорт, наука, любовь, культура, фэнтази, мода, музыка, жизнь великих людей).

• Размещение услуг для молодежи на сайте библиотеки.

Показатели качества обслуживания

Успешное обслуживание молодежи предполагает применение количественных и качественных показателей. Можно назвать несколько основных показателей:

• Динамика числа зарегистрированных пользователей

• Динамика количества посещений

• Динамика количества обращений в библиотеку удаленных пользователей

• Динамика числа посетителей мероприятий

• Процент выполненных информационных запросов

• Объем (Количество записей) электронного каталога и других баз данных, создаваемых библиотекой

• Анализ оценок пользователей о библиотечных услугах

Полезно также применять дополнительные показатели. Среди них:

• Количество зарегистрированных молодых читателей в пропорции к населению

• Учет национальных интересов пользователей

• Оказание помощи молодежным группам риска.

• Количество библиотечных экскурсий для молодых людей и число участников

• Количество выступлений библиотекаря вне помещения библиотеки

• Вовлечение пользователей в процесс развития библиотеки.

Базисные условия развития библиотечного обслуживания молодежи

Базисными инструментами развития обслуживания являются компьютеризация всех информационных и библиотечно-библиографических процессов, программы модернизации библиотек, обслуживающих молодежь, наращивание технического обеспечения, совершенствование структуры библиотеки, выделение специальных зон для свободного общения молодых пользователей, максимально возможный набор регулярно обновляемых современных источников информации.

Серьезными ресурсами остаются социальное партнерство, освоение инновационных решений, накопленных библиотечной системой в целом, творческое заимствование зарубежного опыта, укрепление методических звеньев, система пиар-акций с целью привлечения читательского и общественного интереса к библиотеке как социальному институту, повышение ее престижа.

Механизмы реализации Руководства

• Разработка нормативно-правовых документов в области библиотечного дела в части, касающейся обслуживания молодых пользователей

• Участие в федеральных, межрегиональных и муниципальных программах, способствующих модернизации и развитию информационно-библиотечного обслуживания молодежи

• Обсуждение принципиальных проблем обслуживания молодежи в секциях Российской библиотечной ассоциации

• Предложения по рассмотрению проблем информационно-библиотечного обслуживания молодежи на заседаниях министерств культуры, Комитета по содействию развития библиотечного дела России, Государственной Думы и областных дум

• Совершенствование системы повышения квалификации специалистов библиотек, обслуживающих молодежь, в рамках непрерывного библиотечного образования, на основе исследований кадрового потенциала и самообразования персонала

• Отчеты руководителей библиотек перед населением, на совещаниях в Управлениях культуры, у губернаторов.

• Организация методического мониторинга библиотек, обслуживающих молодежь, выявление и поддержка инновационных форм деятельности.

• Отражение проблем информационно-библиотечного обслуживания молодежи России не только в профессиональной печати, но и в других средствах массовой информации.

Признавая молодежь мощным фактором
формирования общества, большинство ученых подчеркивает ее особую социальную
уязвимость. Положение молодежи рассматривается сейчас во всем мире как одна из
важнейших гуманитарных проблем. Этот же подход должен быть отнесен и к
российской молодежи, которая не только переживает общевозрастные трудности, но
и в полной мере испытывает на себе результаты глобальных перемен, прошедших в
нашем обществе. Между тем, социальная защищенность молодежи сегодня низка,
молодежная политика России только формируется.

Каждодневная жизнь большинства молодежи
признана весьма трудной. В связи  с растущей угрозой безработицы молодежи
России все труднее сохранить свой профессиональный статус. Значительные
трудности молодежь испытывают не только в сфере труда. Намного хуже, чем в
целом по России, жилищные условия молодежи. Часть молодежи, особенно учащейся,
существует на грани нищеты. В молодежной среде растет доля инвалидов,
наркоманов, бродяг. Следствием тяжелого материального положения, недостаточного
питания, тяжелых условий быта стало резкое ухудшение физического и психического
здоровья молодежи. Таким образом, падает индивидуальный потенциал здоровья
личности.

В то же время, ценности, которые
составляют цели человеческой жизни: познание, образование, труд, творчество –
резко снизили свое значение для большинства молодежи.

Следует отметить так же, что
инфраструктура молодежной культуры оказалась во многом разрушена, т.е. заметно
уменьшилось число каналов, по которым обеспечивалась передача культурных
ценностей молодому поколению, резко возросли цены на билеты театров и кино и т.
д. Идет активное отчуждение широких масс молодежи от ценностей отечественной и
высокой мировой культуры.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод
о том, что сегодня проблема физического выживания выходит на первый план,
заметно оттесняя духовные потребности молодежи, в том числе и читательские.

Между тем, существуют официальные
документы, принятые в библиотечном сообществе, регламентирующие библиотечное
обслуживание юношества и молодежи:

1.  Руководство
ИФЛА по библиотечному обслуживанию юношества. 1996 г.
(справка. Международная
Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений
 (аббревиатура рус. МФБА; англ. International Federation of Library Associations — аббревиатура англ. IFLA) – неправительственная международная
организация, членами которой являются библиотеки и национальные библиотечные
организации и информационные службы. Целью создания МФБА является укрепление
международного сотрудничества библиотек и поддержка высокого уровня библиотечно-информационного
обслуживания библиотек во всем мире, поддержка научных исследований в области
библиотечно-информационной работы и т.д.).

2.               
Руководство
для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи. 2012 г.
Принято 
Конференцией Российской библиотечной ассоциации 17 мая 2012 года.(
В основу разработки проекта данного документа
положено Руководство ИФЛА)

Согласно «Руководству ИФЛА» ,

фокусная
группа (юношество)
может быть определена как группа людей между детским и
взрослым возрастами. Каждая библиотека может определить свои возрастные
границы, внутри которых она определяет юношество, которые могут варьироваться в
зависимости от культурных традиций и национальных особенностей. Обычно возраст
от двенадцати до восемнадцати лет определяется, как юношеский, которому
адресованы формы библиотечного обслуживания юношества. Этот интервал можно
расширить. Целевая группа включает всех людей вне зависимости от расы, религии,
культурных традиций, интеллектуальных и физических возможностей.

— миссия
библиотеки
, придающей значение обслуживанию юношества, состоит в том, чтобы
помочь личности успешно перейти от детства к взрослости, создавая как доступ к
ресурсам, так и среду, отвечающую специфическим потребностям юношества для
интеллектуального, эмоционального и социального развития.

Принципы обслуживания юношества:

• Библиотечное обслуживание юношества должно быть
основано на особых потребностях юношества и способствовать переходу от детского
обслуживания к взрослому.

• Юношеству необходимо, и оно достойно специализированного
обслуживания в соответствии со своими образовательными, информационными,
культурными и досуговыми потребностями.

• Библиотечное обслуживание юношество должно
содействовать развитию функциональной грамотности, непрерывному образованию,
информационной грамотности и чтению для удовольствия.

Примеры рекомендованных услуг

• Свободный доступ в Интернет

• Предоставление справочной информации в поддержку
образовательной деятельности и личностного развития.

• Организация библиотечных экскурсий в поддержку
самостоятельности и комфортного пользования библиотекой.

• Практикумы по информационной грамотности и навыку
поиска информации с использованием как печатных, так и электронных ресурсов.

• Предоставление читателям консультативных услуг, как
индивидуально, так и в группе.

• Поощрение использования всех форматов библиотечного
фонда.

• Помощь в поиске нужных материалов.

• Предоставление возможности доступа к ресурсам за
пределы библиотечного фонда, если это необходимо (межбиблиотечный абонемент).

• Сотрудничество с другими информационными
провайдерами в своем районе.

• Организация услуг для юношей с особыми
потребностями, для родителей подростков, для тех юношей, которые по тем или
иным причинам не могут посещать библиотеку.

Сотрудничество с другими учреждениями. Сотрудничество
в сфере образования

Для библиотек, обслуживающих юношество, школа – один из важнейших
партнеров. Во многих странах и регионах есть только школьные или публичные
библиотеки или комбинированные библиотеки. Совместное планирование школьной и
публичной библиотеки может улучшить организацию обслуживания юношества. Чтобы
сотрудничество было более эффективным, можно рекомендовать заключение
формального соглашения.

РУКОВОДСТВО ДЛЯ
ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК РОССИИ

 ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ МОЛОДЕЖИ.

Цель обслуживания
молодежи  – всемерно способствовать
социальной адаптации к взрослой жизни и позитивной самореализации подрастающего
поколения. Особое внимание должно уделяться молодым людям со специальными
потребностями, с ограниченными физическими возможностями, а также
представителям общественных и языковых меньшинств.

В Федеральном Законе РФ «О
библиотечном деле» подчеркнуто (статья 14), что государство поддерживает
развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически
защищенных слоев и групп населения, к которым отнесены пользователи детского и
юношеского возрастов. Этим же Законом (статья 8) закреплено право данных групп
населения «на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках,
специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в
библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами».

Миссия библиотек, работающих с молодежью, заключается в активном содействии просвещению,
непрерывному образованию, процессам социализации растущего человека, становлению
личности, раскрытию творческого потенциала, формирования навыков
конкурентоспособного работника на рынке труда. Этим, в частности, обусловлено
активная включенность библиотек всех типов и видов в реализацию Стратегии
государственной молодежной политики в Российской Федерации, тесное
взаимодействие с комитетами, обществами по молодежной политике, с молодежными
общественными организациями. Публичная библиотека – это информационно-ресурсный
центр, активно способствующий самообразованию и приобщению к достижениям
мировой культуре.

Каждый молодой посетитель
библиотеки должен получать свободный доступ к привлекающим его ресурсам в виде
книг и электронных носителей информации, и что немаловажно – находить среду
общения со своими сверстниками и авторитетными для него взрослыми, включая
библиотекарей-консультантов.

Библиотечное обслуживание
молодежи должно содействовать поддержке и развитию чтения, непрерывному образованию,
повышению информационной культуры, расширению кругозора личности, усвоению
духовных ценностей в целях позитивной самореализации.

Эти общие положения
проявляются в следующих позициях, которых придерживаются библиотеки, работающие
с молодежью.

1. Библиотека предлагает
широкий и постоянно обновляемый спектр материалов, представляющих интерес для
подрастающего поколения, стимулирующих мотивацию чтения, формирование
читательской и информационной культуры, личностное развитие.

2. Библиотека обеспечивает
открытый доступ молодых пользователей к библиотечным и информационным ресурсам.
Молодежь имеет право выбирать любые источники информации в соответствии со
своими потребностями без ограничений.

3. Сотрудники библиотеки
учитывают психолого-возрастные особенности разных групп молодежи, включая
молодых людей с ограниченными физическими возможностями и со специальными
запросами, и предоставляют отвечающие их потребностям услуги.

4. Библиотека активно
помогает молодежи овладевать навыками эффективного использования всех
библиотечных ресурсов в целях повышения уровня информационной и компьютерной
грамотности.

5. Библиотека создает
специальное пространство для молодых, привлекательное и соответствующее их
стилю жизни.

6. Программа деятельности
библиотеки, предназначенной для молодежи, предполагает использование всего
лучшего из библиотечной теории и практики, в том числе зарубежной.

7. Все программы, проекты,
услуги, рассчитанные на молодежь, обеспечиваются соответствующими
информационными и библиотечно-библиографическими ресурсами.

8. Библиотекари стимулируют
участие молодежи в программной и проектной деятельности, вовлекая ее в
повседневные библиотечные дела в качестве волонтеров, членов молодежных советов
или комиссий.

9. Библиотека обеспечивает
обратную связь со своими пользователями как основы улучшения их обслуживания.

10. Библиотека работает в
партнерстве с общественными и смежными государственными организациями в целях
социализации молодежи и усвоения ею системы ценностей, а также
социально-психологической поддержки.

Интересы молодежи очень
разнообразны, не всегда вполне четки, а потребности динамичны, эмоциональны,
категоричны. Завоевать доверие молодого человека и стать ему необходимой
библиотека способна, предлагая нужные источники информации, исходя даже из
неопределенных потребностей. В пристальном тактичном внимании нуждаются молодые
представители общественных и языковых меньшинств.

В распоряжении пользователя
библиотека предоставляет не только традиционные книги, брошюры и журналы, но и
комиксы, рисованные истории, постеры, графику. Материалы разнообразны по
жанрам: научная фантастика, фэнтази, поэзия, публицистика, любовные романы.
Можно получить издания на иностранных языках, источники, выполненные шрифтом
Брайля.

Услуги

Предоставляемые молодежи
услуги учитывают развивающийся характер их запросов. Перечень услуг пополняется
и видоизменяется в зависимости от развития информационных технологий и
издательского дела, а также изменения собственно молодежных интересов и склонностей.
Обязательный минимум услуг данной категории пользователей может выглядеть
примерно так.

• Предоставление информации
по всему кругу вопросов, волнующих молодежь, имея в виду личностное развитие.

• Обеспечение свободного
доступа в Интернет.

• Предоставление
максимально широких виртуальных возможностей: сайты, блоги, рассылки.

• Предоставление
автоматизированных рабочих мест для самостоятельной работы пользователя.

• Обеспечение доступа к
электронным локальным и удаленным базам данных.

• Выполнение консультаций,
индивидуальных и групповых.

• Помощь в выборе и поиске
источников информации.

• Выполнение запросов
пользователей: уточняющих, адресных, тематических, фактографических.

• Проведение практикумов,
учебных курсов по информационной культуре и навыкам поиска информации с
использованием печатных и электронных ресурсов.

• Организация экскурсий по
библиотеке в целях самостоятельного и комфортного пользования библиотекой.

• Организация услуг для
молодых людей с ограниченными физическими возможностями и для их родителей, а
также для тех, кто по тем или иным причинам не может посещать библиотеку.

• Осуществление
копировально-множительных работ по запросам абонентов.

• Предоставление молодым
людям возможности участвовать в работе клубов, лекториев, мастер-классов и пр.,
действующих на базе библиотеки.

• Сотрудничество с другими
государственными и общественными организациями, профессионально занимающимися
молодежными проблемами.

• Организация мониторинга
мнения читателей библиотеки о качестве обслуживания. Обеспечение обратной
связи.

При продумывании перечня и форм мероприятий библиотеки обязаны учитывать интересы и потребности
целевых пользователей, а также задачи, отраженные в государственной молодежной
политике и продиктованные местными условиями и особенностями. К сложившимся
формам мероприятий относятся:

• Беседы о книгах, обзоры и
презентации изданий, премьеры и обсуждение книг.

• Информационные часы по
актуальным темам, например, о знаменательных датах, здоровье, спорте, карьере.

• Встречи с интересными
людьми (писателями, спортсменами, актерами, знаменитыми земляками).

• Дискуссионные объединения
и клубы по интересам.

• Театрализованные
представления и шоу, уличные шествия.

• Творческие мастер-классы.

• Экспонирование
произведений самих молодых людей (рисунки, поделки, публикации, ТВ, видео).

Штат

Те, кто работает с
молодежью, должны обладать определенными умениями и компетентностью. Общение
библиотекаря с молодыми пользователями предполагает наличие прежде всего таких
качеств:

• Уважение к личности,
общение на равных

• Понимание непрерывно
развивающихся потребностей молодежи

• Способность улавливать
существенное в изменениях потребностей и интересах молодежи и соответственно
менять свою профессиональную деятельность

• Знание молодежной
культуры и интересов данной возрастной группы

• Умение работать в
партнерстве с молодежью

• Знание всех видов медиа,
включая книги и ресурсы всех форматов

• Умение наладить
партнерство с другими возрастными группами в зоне действия библиотеки для
удовлетворения потребностей молодежи

• Умение защищать интересы
молодежи как внутри библиотеки, так и за ее пределами

• Овладевать культурой
партнерских отношений со всеми организациями, которые могут быть полезны для
эффективной работы с молодежью, в частности со СМИ

• Умение критически осмысливать
собственные достижения, непрерывно профессионально развиваться.

Сотрудничество с другими
учреждениями

Качество библиотечного
обслуживания молодежи требует тесного сотрудничества с другими государственными
и общественными организациями, профессионально работающими с молодежью, в
первую очередь в масштабах своего региона.

Школы, учебные заведения –
основные партнеры библиотек, обслуживающих молодежь. Совместное планирование
крупных акций школьной и публичной библиотеками может улучшить организацию
обслуживания учащейся молодежи. Целесообразно заключать соглашения по такому
поводу.

Работая в тесном контакте с
учреждениями культуры, публичная библиотека может планировать и проводить с
большим успехом и размахом литературные, музыкальные и кинофестивали,
театрализованные праздники, красочные акции и живые сценки в местах скопления
людей.

Базисные условия
развития библиотечного обслуживания молодежи

Базисными инструментами
развития обслуживания являются компьютеризация всех информационных и библиотечно-библиографических
процессов, программы модернизации библиотек, обслуживающих молодежь,
наращивание технического обеспечения, совершенствование структуры библиотеки,
выделение специальных зон для свободного общения молодых пользователей,
максимально возможный набор регулярно обновляемых современных источников
информации.

Серьезными ресурсами
остаются социальное партнерство, освоение инновационных решений, накопленных
библиотечной системой в целом, творческое заимствование зарубежного опыта,
укрепление методических звеньев, система пиар-акций с целью привлечения
читательского и общественного интереса к библиотеке как социальному институту,
повышение ее престижа.

В заключение
хотелось бы сказать
: мы живем в такое сложное время, когда в обществе кардинально
меняются жизненные ценности и приоритеты, причем далеко не всегда в лучшую
сторону. Именно поэтому такое большое значение придается в наши дни работе с
молодежью. Библиотека должна сделать все, что в ее силах, чтобы сегодняшняя
молодежь не стала «потерянным поколением».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сипаз супер инструкция по применению от тараканов
  • Набор мастер класс парфюмерия париж инструкция
  • Пудр клозет для дачи своими руками пошаговая инструкция
  • Инструкция для изготовления свечей из вощины
  • Deltron d800 clear инструкция по применению