Руководство для подопечного

PRAISE FOR THE MENTEE’S GUIDE

«The Mentee’s Guide inspires and guides the potential mentee, provides new insights for the adventure in learning that lies ahead, and underscores my personal belief and experience that mentoring is circular. The mentor gains as much as the mentee in this evocative relationship. Lois Zachary’s new book is a great gift.»
—Frances Hesselbein, chairman and founding president, Leader to Leader Institute

«Whether you are the mentee or mentor, born or made for the role, you will gain much more from the relationship by practicing the fun and easy A-to-Z principles of The Mentee’s Guide by the master of excellence, Lois Zachary.»
—Ken Shelton, editor, Leadership Excellence

«With this deeply practical book filled with stories and useful exercises, Lois Zachary completes her groundbreaking trilogy on mentoring. Must-reading for those in search of a richer understanding of this deeply human relationship as well as anyone seeking a mentor, whether for new skills, job advancement, or deeper wisdom.»
—Laurent A. Parks Daloz, senior fellow, the Whidbey Institute, and author, Mentor: Guiding the Journey of Adult Learners

Советы по уходу

Уход за пожилым человеком | Руководство для ухаживающих за больными

«Старость — не радость»
Русская народная пословица.

Лирическое вступление

Пожилые люди — это те, кому за шестьдесят. Пожилые люди — это каждый пятый из нас.

Пожилые люди — это те, в кого мы превратимся через тридцать, двадцать или десять лет.

Это наши бабушки, дедушки, мамы, папы, дяди и тети.

Пожилые люди — это те, у кого сложилось ясное ощущение, что силы с каждым днем уменьшаются, а немощи умножаются, и что процесс этот необратим.

Пожилые люди — это те, кто наконец-то понял всю мудрость и справедливость, всю пронзительную глубину пословицы «жизнь прожить — не поле перейти».

Приближаясь к последнему краю, многие из них впервые ощутили всю серьезность или, может быть, наоборот, всю несерьезность этой жизни. К ним, пожилым, пришли болезни, слабость, бедность, зависимость, одиночество, утраты; их забыли и развенчали, от них отвернулись, их списали, вычеркнули, к ним потеряли интерес; их мало кто считает за людей… А они тем временем часто ощущают себя теми мальчиками и девочками, какими они были давным-давно; постойте, думают они, ведь только вчера мы ходили в школу, влюблялись, учились, мечтали, строили планы на будущее, да мало ли что мы делали только что… и думали, как много у нас всего впереди!

Полноте, старички, не смешите, о чем вы там бормочете? И не смотрите вы на нас так!… Мы еще так молоды, так далеки от вас и у нас еще столько времени впереди.

Демография и статистика

Некоторые данные для размышлений и действий:

В 2000 г. людей старше 60 лет на Земле было 590 млн.; к 2010 г. их будет уже 1 млрд. 100 млн. В России сейчас около 30 млн. пожилых: 4,3% из них — это люди старше 75 лет. 3-4 млн. пожилых нуждаются в постоянной медико-социальной помощи, а в интернатах пребывает только 216-220 тыс. человек. Согласно статистике:

  • 50% пожилых испытывают затруднения при ходьбе и подъеме по лестнице;
  • 15% лиц в возрасте 65-74 года страдают явным ограничением подвижности, а после 75 лет эта цифра увеличивается до 30%;
  • от 17 до 41% не могут самостоятельно посещать медицинские учреждения;
  • 31% испытывают затруднения при самообслуживании (одевании, купании, приеме пищи, отправлении естественных потребностей);
  • 8% не выходят из своих квартир;
  • 5% не покидают постели;
  • от 4 до 5 заболеваний приходится на каждого пожилого; в дальнейшем на каждые 10 лет добавляются по 1 — 2 заболеваниям;
  • 74% постоянно принимают лекарства;
  • 58% оценивают свое здоровье как «плохое» и 10% — как «очень плохое»;
  • 33% лиц старше 60 лет падают, по крайней мере, 1 раз в году, причем половина падений приводит к повреждениям, 25% больных с переломами бедренной кости умирают в течение первых 6 мес, только 25% возвращаются к прежней подвижности;
  • 30% страдают нарушениями слуха;
  • 26% — нарушением зрения;
  • 10-15% 60-летних и 31-40% 80-летних людей поражены деменцией (слабоумием);
  • 15% страдают недержанием мочи;
  • 11% вызывают «Скорую помощь» чаще 2-3 раз в месяц;
  • более 20% пожилых людей проживают одиноко;
  • 25% пожилых людей периодически не хотят жить или хотят покончить жизнь самоубийством…

В пожилом возрасте анатомо-физиологические системы человека претерпевают более или менее значительные изменения. По мере старения меняются социальное положение человека и образ жизни, ухудшаются самочувствие и состояние здоровья. Человек с трудом приспосабливается к возрастным ограничениям. Для того, чтобы помочь пожилому человеку справиться с наступающими изменениями, необходимо хорошо знать, что же происходит со стареющим организмом.

В этом разделе мы постараемся рассказать об основных проблемах пожилых людей и дать практические рекомендации по решению каждой проблемы. Для удобства мы будем описывать изменения, происходящие в организме пожилого человека, двигаясь по анатомо-физиологическим системам, а возникающие при этом проблемы условно разделим на 3 группы: медицинские, психологические и социальные. Нужно помнить, что все проблемы тесно связаны между собой и решение одной из них может дать положительный результат в решении другой, и наоборот. Например, пробуждение творческой активности может повлечь за собой исчезновение депрессии, а это, в свою очередь, приведет к заживлению пролежней и быстрому восстановлению двигательной активности. В обратном случае, при потере надежды на выздоровление в результате госпитализации в больницу по поводу перелома шейки бедра, когда больному 75 лет отказано в хирургическом лечении, а уходом никто не занимается, развивается депрессия, сопровождающаяся отказом от еды и питья. Быстро возникающие из-за этого пролежни приводят к развитию сепсиса и … больной умирает.

Кожа и подкожная клетчатка

Кожа пожилых людей становится очень тонкой, особенно на кистях, ступнях, в области крупных суставов и в местах костных выступов. За счет уменьшения пото- и салоотделения, потери эластичности кожа делается сухой, морщинистой и складчатой. Уменьшается количество подкожно-жировой клетчатки. Из-за этого кожа легко смещается, делается дряблой. Она легко травмируется, трескается, разрывается, подвергается изъязвлению, плохо заживает. У лежачего пожилого даже грубое или тяжелое постельное белье может травмировать кожу, приводить к развитию пролежней. Подробно о профилактике пролежней и опасностях длительного постельного режима смотрите в разделе «Лежачий больной».

Из-за возрастных особенностей кожи нарушается теплообмен, пожилые легко отдают тепло и поэтому часто мерзнут и зябнут, нуждаются в теплой одежде, обогреве постели. Нужно помнить, что для обогрева постели использовать электрические грелки можно только в том случае, если Вы уверены, что пожилой человек не заснет рядом с грелкой. Иначе, если во время сна произойдет невольное мочеиспускание, грелка промокнет и это приведет к электротравме. Пожилые люди с трудом переносят повышенную температуру и влажность воздуха. С другой стороны, в плохо отапливаемом помещении, особенно в сочетании с малой подвижностью, развивается переохлаждение даже при положительной температуре, что может привести к заболеванию или смерти больного. Оптимальная температура воздуха в помещениях должна быть около 21 °С.

На коже пожилых людей часто появляются опрелости, особенно в местах естественных складок (паховых, подмышечных, под молочными железами у женщин, на ладонях — при длительном пребывании кистей в сжатом состоянии). Часто развиваются онкологические заболевания кожи. Поэтому необходим регулярный осмотр всей поверхности кожи.

Возрастные изменения волос

Волосы в течение жизни изменяются под воздействием генетических, иммунных, гормональных факторов и экзогенных воздействий (жара и холод, химические агенты и механические травмы и др.). Происходят атрофические и дистрофические изменения в волосяных фолликулах и луковицах волос, волосы теряют пигмент, редеют, становятся ломкими.

Чаще всего пожилых женщин беспокоит гирсутизм — усиление роста жестких волос на лице в климактерическом периоде. Этот рост усиливается при попытках сбривать, выдергивать волосы. Рост волос на голове, коже туловища, лобка, в подмышечных ямках у лиц обоих полов с возрастом уменьшается. Образование залысин на висках, на темени, облысение (в основном, у мужчин) чаще является наследственным. Кроме наследственности и дерматозов, ведущих к облысению, патогенетическими факторами признаны стрессы, гормональные нарушения, дефициты витаминов и микроэлементов, профессиональные вредности и интоксикации. Иногда требуется устранить внешние причины (систематическое негативное воздействие перекиси водорода и химических красителей, травмирование металлическими расческами, механическое натяжение волос при начесах, систематическое пользование тяжелыми головными уборами и т.д.). Опыт гериатров показывает, что нередко пожилые пациентки сильно беспокоятся из-за выпадения волос на голове, впадают в депрессию или тревогу. Необходимо предложить в таких случаях пользоваться подходящим париком. Если есть возможность и желание, можно провести комплексный курс лечения.

Уход за волосами пожилого человека, их частое мытье, аккуратное расчесывание, стрижка, каждодневное причесывание создают хорошее настроение, повышают самооценку, предупреждают депрессию.

Костно-мышечный аппарат

Общее количество костной ткани с возрастом уменьшается. Истончаются суставные хрящи, в том числе межпозвонковые диски, что приводит к развитию болевого синдрома, изменению осанки, искривлению позвоночника. Большое значение для профилактики подобных состояний имеет гимнастика. Пожилых часто мучают сильные боли в области позвоночника, тазобедренных, коленных, плечевых суставов при любом движении. Боли сопровождаются выраженной деформацией и ограничением подвижности. Это приводит к уменьшению двигательной активности пожилого, его изоляции, депрессии, желанию пребывать все время в постели.

Вследствие остеопороза — разрежения костной ткани — кости становятся хрупкими. Легко ломаются даже при незначительных ушибах. Причинами частых переломов костей у пожилых, помимо остепороза, могут быть потеря мышечной массы в результате похудания, а также патология суставов.

Уменьшается количество мышечной ткани, что приводит к ослаблению активности и трудоспособности. Быстрое наступление усталости не дает возможности заниматься привычными делами, доделывать до конца начатую работу. Физические упражнения не только приостанавливают потерю мышечной массы, но и способствуют нарастанию силы даже у очень пожилых людей, увеличению их двигательной активности. Известно, что после настойчивых занятий физкультурой в течение 1-2 мес многие пожилые люди отказывались от тростей и ходунков. Поэтому двигательная активность вопреки болевому синдрому, физические упражнения с дозированной нагрузкой помогают сохранить подвижность и физическую силу в любом возрасте. Для пациентов с болевым суставным синдромом показаны изометрические упражнения.

Нарушается походка. Она делается медленной, неустойчивой, с укороченным шагом, шаркающей. Увеличивается период опоры на обе ноги. Поворачивается пожилой человек медленно, неуклюже, с разной скоростью в разных отделах тела. Такие нарушения походки часто приводят к падениям, а падения — к переломам костей. При ходьбе должна быть хорошая опора в виде прочной трости, ходунков, поручней вдоль стен и т.п. Подошвы ботинок необходимо снабжать приспособлениями, предотвращающими скольжение (пластырь и т.д.).

Полы в комнатах, кухне, коридорах, ванной и туалете должны быть сухими и нескользкими, покрыты резиновыми ковриками, препятствующими скольжению.

Не следует торопить пожилых людей, понуждать их к быстрой ходьбе, заставлять нервничать по поводу возможного опоздания куда-либо. Надо помнить, что, по мнению ученых, 2/3 падений пожилых людей могут быть предотвращены!

Дыхательная система

Легочная ткань пожилых людей теряет свою эластичность. Уменьшается подвижность грудной клетки и диафрагмы. Легкие не могут полностью расправляться при вдохе. Развивается одышка. Снижается бронхиальная проходимость, нарушается дренажная «очистительная» функция бронхов. Плохая вентиляция легких способствует развитию пневмоний.

У пожилых снижается кашлевой рефлекс. Из-за уменьшения кровенаполнения легких и склерозирования стенок альвеол нарушается нормальный газообмен, в результате чего кислород воздуха плохо проникает через альвеолы в кровь, а углекислота — из крови. Развивается гипоксия — состояние, сопровождающееся пониженным содержанием кислорода в крови, что приводит к быстрой утомляемости, сонливости. Гипоксия вызывает нарушения сна. Поэтому пожилым необходимо чаще находиться на свежем воздухе, заниматься дыхательной гимнастикой, особенно тем, кто вынужден много времени проводить в постели или кресле.

Головной конец кровати пожилых людей должен быть приподнят, что улучшает легочную вентиляцию и способствует более глубокому дыханию. При легочных заболеваниях необходимо всячески способствовать повышению двигательной активности. Врач должен назначать постельный режим только в случаях крайней необходимости. В лечении должны использоваться, конечно, по назначению врача, отхаркивающие средства в сочетании со средствами, разжижающими мокроту, и препаратами, расширяющими бронхи. Пожилым людям с легочными заболеваниями необходимы лечебная дыхательная гимнастика и массаж. Если больной все-таки находится в постели, то должен как можно больше двигаться в ней, поворачиваться, садиться.

Сердечно-сосудистая система

С возрастом ухудшается работа сердечной мышцы. Во время физической нагрузки сердце плохо снабжает организм кровью, ткани не обеспечиваются в должной мере кислородом, из-за этого значительно уменьшаются физические возможности человека, быстро наступает усталость. Нужно организовывать регулярные «передышки» при работе с пожилыми людьми, даже если они этого у Вас не просят. Их организм плохо подготавливается к предстоящей физической работе, плохо врабатывается и плохо затем восстанавливается. Нельзя их заставить сразу, быстро что-то сделать, например, сразу быстро пойти или начать быстро одеваться. Если Вы почувствовали, что уже отдохнули — это не значит, что успел отдохнуть пожилой человек, который вместе с Вами выполнял физическую работу.

Кроме того, в результате уменьшения эластичности кровеносных сосудов при физической работе резко повышается артериальное давление.

Пожилые люди часто жалуются на возникновение одышки, нарушение ритма сердца при выполнении физической работы или во время ночного сна.

Если пожилой человек вынужден много времени проводить сидя или стоя, у него развивается отек ног, варикозное расширение вен нижних конечностей. В таком случае можно пользоваться эластичными чулками или бинтами, периодически (5-10 мин каждые 2-3 ч) ложиться и поднимать ноги так, чтобы они были выше туловища, при этом очень хорошо делать движения, напоминающие кручение педалей велосипеда.

Артериальное давление с возрастом обычно повышается. Важно помнить, что у пожилых людей при внезапных ситуациях, например испуге, стрессе, артериальное давление может резко подняться или, наоборот, резко упасть. Такое случается, например, при ортостатическом коллапсе, когда при быстром переходе из горизонтального положения в вертикальное артериальное давление резко падает, что может сопровождаться потерей сознания. Особенно часто это бывает у больных, получающих препараты, снижающие артериальное давление, мочегонные и др. Пожилым людям не следует резко вставать. Опасно резко подниматься и садиться в постели после ночного сна или после длительного лежания. Это часто приводит к падению с кровати или с кресла, особенно, если оно глубокое. Если есть возможность, лучше помочь пациенту подняться. Делать это надо медленно, поэтапно, чтобы сердце и сосуды смогли компенсировать изменение положения. Постель или кресло пожилого человека должны быть удобными для медленного подъема (подробнее см. раздел «Кровать»), так как, в большинстве случаев, из неудобного кресла или кровати больной вынужден подниматься рывком.

Пищеварительная система

Пожилые люди часто страдают плохим аппетитом. Это может быть связано с потерей обоняния, вкуса, уменьшением количества выделяемой слюны и пищеварительных соков. При этом питательные вещества плохо усваиваются.

Даже при наличии собственных зубов у пожилых людей часто нарушается функция кусания и жевания, ухудшается механическая обработка пищи во рту. Однако чаще у пожилых людей возникают проблемы с жеванием из-за плохого состояниея полости рта. В связи с этим они могут отказываться от еды и терять в весе. Подробнее об этом можно посмотреть в разделе «Проблемы» — «Нарушения аппетита».

Проверяйте наличие зубов во рту и их состояние. Пища, приготовляемая пожилым, не должна быть слишком твердой. Слюны выделяется мало, и поэтому пожилые люди часто жалуются на сухость в полости рта, трещины на губах и языке. Из-за малого количества слюны, обладающей бактерицидным действием, в полости рта, особенно при плохом уходе и наличии зубных протезов, под которыми всегда остаются частицы пищи, быстро развиваются гнилостные процессы. Пожилые люди нуждаются в тщательном уходе за полостью рта, частом смачивании ее водой или соком.

Нельзя забывать о том, что у старых людей может просто не оказаться денег на покупку еды или нет возможностей ее приобрести, если, например, из-за слабости или болезни они не могут покинуть дом или приготовить себе пищу и др.

Пожилые люди всегда плохо едят в одиночестве и значительно лучше — в компании. С трудом и часто неохотно сами готовят себе еду и в то же время прекрасно едят, если еда приготовлена кем-то, кто находится рядом и кто, накрыв на стол, может разделить с ними трапезу.

Из-за возрастных изменений у пожилых часто возникают грыжи и дивертикулы (выпячивания стенки) пищевода. Пища проходит по пищеводу «вяло», возникает чувство комка за грудиной, особенно когда пожилой ест в горизонтальном положении. Часто возникает гастроэзофагеальный рефлекс — обратное затекание пищи из желудка в пищевод, что приводит к таким симптомам, как боли в области груди, изжога. Для профилактики этого осложнения необходимо принимать пищу в вертикальном положении небольшими порциями, почаще; после еды побыть в вертикальном положении хотя бы 1 час. Пища должна быть гомогенной, кашицеобразной консистенции, не слишком жидкой. Последний прием пищи необходимо осуществлять не позже, чем за 3-4 ч до ночного сна.

Слизистая оболочка желудка пожилых очень легко ранима. Велик риск развития язвы желудка. Особую осторожность нужно соблюдать при приеме противовоспалительных препаратов, которые часто прописывают больным по поводу болей в суставах, например, аспирина или ибупрофена.

Большую проблему представляют запоры. Они объясняются замедлением перистальтики кишечника, снижением тонуса толстой кишки и нарушением продвижения по ней каловых масс, ослаблением мышц передней брюшной стенки и таза, малоподвижным образом жизни, неправильным питанием, сопутствующими заболеваниями, например геморроем. Для профилактики запоров можно посоветовать вести подвижный образ жизни, совершать ежедневные прогулки, заниматься гимнастикой, делать массаж передней брюшной стенки живота, употреблять достаточное количество жидкости, овощей и фруктов.

Поджелудочная железа претерпевает с возрастом дистрофические изменения. Часто развивается сахарный диабет. Чтобы предотвратить заболевание, следует ограничить потребление мучных продуктов, сладкой и жирной пищи, алкоголя.

В пожилом возрасте печени требуется больше времени для разложения токсических веществ и лекарств, падает выработка белков — альбуминов, что обусловливает плохое заживление ран.

Мочевыделительная система

С возрастом уменьшается количество нефронов — рабочих клеток почек. Диурез, т.е. суточное количество мочи, уменьшается (у 80-90-летнего человека он составляет только половину диуреза молодого). Моча выделяется в небольшом количестве, высокой концентрации. Лекарства выводятся из организма плохо, поэтому легко может произойти передозировка препаратов. Стенка мочевого пузыря утолщается, а эластичность и емкость — уменьшаются. Возрастает частота позывов на мочеиспускание. Нарушение замыкательной функции сфинктеров мочевого пузыря обусловливает подтекание мочи, т.е. неудержание ее при наполнении мочевого пузыря. Из-за снижения функций высших нервных центров, контролирующих рефлекс мочеиспускания, старые люди плохо терпят, когда мочевой пузырь наполнен мочой. При возникновении позыва на мочеиспускание они испытывают необходимость сразу помочиться. С учетом этого необходимо при уходе за пожилыми людьми уменьшить интервал между мочеиспусканиями, понуждать пациентов чаще ходить в туалет или пользоваться судном или уткой.

Зрение

У пожилых людей происходит нарушение рефракции, часто развивается катаракта, что приводит к снижению остроты зрения, особенно периферического. Пожилые люди плохо фиксируют взгляд на предметах, часто или совсем не видят того, что находится сбоку от них. Поэтому при общении с ними, входя в комнату или подходя сбоку, следует как-то привлечь их внимание, чтобы не напугать. Не подходите к человеку с плохим зрением против света. Заранее постучите в дверь или дайте знать, что Вы рядом, например, поздоровайтесь так громко, чтобы он Вас услышал и ответил Вам или дал знак, что Вас заметил. Однако не начинайте разговор громко и резко, находясь рядом с пожилым.

Если больной носит очки, то необходимо следить за тем, чтобы линзы очков были чистыми, не поцарапанными (особенно легко портятся пластиковые линзы, если очки часто кладут на твердые поверхности линзами вниз). Очки должны быть правильно подобраны. Важно периодически консультировать пожилых людей у окулиста, поскольку снижение зрения может происходить достаточно быстро. Очки должны быть всегда рядом с пациентом. В комнате необходимо обеспечить хорошее освещение. Опасно находиться в полумраке. Днем надо открывать занавески на окне, вечером вовремя включать светильники.

Без нужды не переставляйте предметы в комнате, не известив об этом пожилого человека, иначе он, не очень хорошо разглядев их на новом месте, по привычке пойдет обычным своим маршрутом и споткнется или ударится. Поменяв обычное место стакана с ложечками на обеденном столе, Вы обрекаете больного на бесплодный поиск ложки во время чаепития, что ему будет очень неприятно, особенно, если он понимает, что все на него смотрят. При появлении в комнате новых людей или предметов надо описывать их больному, чтобы он имел возможность представить их себе. Например, «сегодня солнечный день, я открыла дверь на балкон». «Я принесла вам красные гвоздики. Они стоят на журнальном столе в Вашей любимой вазе». Комментируйте свои последующие действия: «Нам надо принять лекарства. Я сейчас принесу стакан с водой». «Время обедать. На первое у нас — грибной суп. К нему есть сметана». Расположение предметов на столе удобно объяснять, пользуясь сравнением с часовым циферблатом: сахарница стоит на 12 часах, хлебница с белым хлебом — на 3 часах, стакан с чаем — перед Вами, на 6 часах. При совместных передвижениях держите Вашего спутника за руку, лучше всего за предплечье. Рассказывайте ему о том, что встретится вам на пути: «Сейчас мы сойдем с тротуара» или «Сейчас мы начнем подъем по лестнице на второй этаж».

Во время еды перед пожилым человеком не должно быть много предметов. Полезно использовать световые контрасты, чтобы можно было лучшего разглядеть предметы, например, на светлом столе поместите темную нескользящую подставку, на ней — темную тарелку и ложку. В таком цветовом сочетании Ваш пациент все хорошо увидит.

У пожилого человека глаза плохо и медленно адаптируются к условиям недостаточной или избыточной освещенности, особенно при быстром переходе от света к темноте и наоборот. Поэтому Ваш подопечный может ничего не увидеть у себя под ногами, если он только что перевел взгляд с окна в комнату, где он находится.

При входе с улицы в подъезд или в транспорт пожилой человек делается крайне уязвимым. Он плохо различает недостаточно освященные предметы, например ступеньки лестницы, на которые падает тень. Желательно, чтобы в таких опасных местах, как лестницы, коридоры, парадные, были установлены дополнительные светильники. Ступени лестницы или их края, пороги (если нет возможности их убрать совсем!) должны быть выкрашены в контрастные (светлые) тона. Выключателей в таких местах необходимо иметь вдвое больше, чем обычно, чтобы была возможность включать свет в начале своего пути и гасить его в конце.

Слух

Если Ваш подопечный носит слуховой аппарат, убедитесь, что он им пользуется правильно, в соответствии с прилагаемым техническим руководством; проверяйте периодически, как аппарат работает, не сломан ли, не сели ли батарейки, не забилась ли в наушники ушная сера.

При разговоре убедитесь, что аппарат работает и включен. Ваш собеседник сможет лучше Вас понять, если будет ориентироваться на мимику лица, движения губ. Поэтому при разговоре лучше сидеть так, чтобы ваши лица находились на одном уровне. Нельзя, чтобы собеседник смотрел на Вас против света. Говорить надо не громко (!), но и не тихо, ясно, внятно, несколько медленно, но не утрируя и не подчеркивая отдельные слоги (не скандируя!), сопровождая речь живой мимикой и небольшим количеством выразительных жестов.

Во время разговора постарайтесь не отворачивать лицо, не смотрите в пол, не закрывайте рот или лицо руками. Во-первых, Вы этим ухудшаете ясность звуков, а во-вторых, люди с плохим слухом часто хорошо читают по губам. Говорите короткими фразами, небольшими смысловыми блоками; заканчивая каждый из них, убедитесь, что собеседник услышал Вас правильно. В особо важных случаях попросите повторить смысл сказанных Вами слов. Если подопечный Вас не понял, повторите, используя другие слова, но ни в коем случае не повышайте голоса, не кричите, не раздражайтесь и не торопитесь.

Пожилые люди с расстройством слуха лучше воспринимают низкие тона и хуже — высокие; плохо слышат высокие женские и писклявые детские голоса. Людям с нарушенным слухом очень мешает фоновый шум, например, когда одновременно говорят несколько людей или когда Вы разговариваете с ним в комнате, где работает телевизор. В таком случае плохо слышащий человек может думать, что говорящие при нем другие люди шепчутся, говорят о нем что-то такое, чего он сам не должен знать. Если они при этом смеются, то он считает, что они смеются над ним. Если человек плохо слышит на одно ухо, то необходимо говорить, располагаясь со стороны другого уха. Если обстановка не позволяет создать таких условий, чтобы Ваш собеседник хорошо Вас слышал, напишите ему необходимую информацию на бумаге.

Будьте доброжелательны к нему, прилагайте усилия к тому, чтобы наладить хороший контакт, иначе, почувствовав Ваше раздражение, он замкнется в себе.

Ухудшение слуха может быть связано с появлением пробок из ушной серы, поэтому, если Вы заметили, что слух больного ухудшился, надо обязательно провести медицинское исследование слухового канала. При наличии серной пробки ее обычно вымывают с помощью шприца и теплого раствора фурацилина. Для лучшего эффекта процедуры необходимо в течение 3 дней до этого закапывать на ночь в ухо по 1 капле теплого вазелинового масла. Закапывание масла можно применять и как средство профилактики серных пробок, сочетая его с чисткой уха ватной турундой или специальными ушными палочками. Делать эту процедуру надо ловко, так как сера может забиться в глубь слухового прохода, к барабанной перепонке, и осторожно, потому что поверхность стенки ушного канала легко травмируется. При ухудшении слуха надо проверить, не забилась ли сера в отверстие слухового аппарата, и если да, то его тоже необходимо прочистить.

Вкус

У пожилых людей значительно ухудшается способность ощущать вкус пищи из-за возрастного уменьшения количества вкусовых рецепторов — клеток, воспринимающих вкус пищи. К 70 годам таких клеток остается меньше половины. Пожилые люди плохо ощущают сладкое, кислое, горькое, часто переслащивают еду. Дополнительно ухудшают восприятие вкуса зубные протезы. Вкус может не только ухудшаться, но и извращаться. Часто пожилые жалуются на плохой вкус во рту, неприятные ощущения или вообще полное отсутствие всякого вкуса: «Пища совершенно безвкусная!», «Еда такая невкусная и совершенно пресная!» и др. Это часто приводит к отказу от еды, жалобам на плохой аппетит. Поэтому при приготовлении пищи желательно использовать пряности, вкусно и сильно пахнущие травы и т.д. Важно следить за состоянием полости рта, обязательно чистить зубные протезы, прополаскивать рот перед и после еды, очищать поверхность языка от налетов.

Обоняние

С возрастом обоняние также ухудшается. Пожилые люди плохо ощущают и различают запахи. Из-за отсутствия обоняния еда кажется безвкусной, что приводит к потере аппетита. Другая серьезная проблема, обусловленная нарушением обоняния, — риск отравления испорченными продуктами, газом, выходящим из открытой конфорки на кухне. Не почувствовав запах дыма при возгорании, пожилой человек может не заметить вовремя пожар.

Тактильная (осязательная) чувствительность

У людей старшего возраста ухудшается способность тонкого ощущения предметов. Из-за этого они берут предметы неловко, могут легко выронить их из рук и в результате обжечься, ошпариться; вызвать возгорание и пожар. Предметы, которыми часто пользуется пожилой, например посуда, должны иметь достаточно большие и удобные ручки, чтобы можно было надежно браться за них. Предметы должны быть достаточно весомыми, чтобы они хорошо ощущались в руке. Особенно это относится к тростям.

Нарушение подошвенной чувствительности приводит к тому, что пожилой человек плохо ощущает характер поверхности, на которую ступает его нога. Это создает дополнительную возможность падения. Ботинки должны быть подобраны точно по ноге (очень опасна разношенная обувь!).

Возрастное ухудшение тактильной чувствительности совсем не означает, что не нужно прикасаться к старикам. Наоборот! Выяснилось, что пожилые люди очень нуждаются в прикосновениях, не меньше, чем маленькие дети. Прикосновения, поглаживания, простое пожатие руки — все это очень важно для воодушевления, душевной поддержки Вашего подопечного. Тактильный контакт может помочь восстановить уверенность в себе, ощущение собственной востребованности, неоставленности в этом мире. Не отрывайте своей руки, когда, подойдя к постели пожилого человека, увидите, как он вдруг, не дожидаясь Вашей помощи, сам схватился за Вашу руку, буквально уцепился за нее!

Болевая чувствительность

У людей старшего возраста замедленная реакция на воздействие температуры. Это может привести к тому, что, прикоснувшись к горячей кастрюле, сковородке или открытому огню, пожилой человек не сразу отдернет руку, а только через некоторое время, достаточное для развития серьезного ожога. При мытье в ванной, пробуя на ощупь температуру воды, он не всегда в состоянии правильно ее определить и, погрузившись в очень горячую воду, может получить ожоги. Поэтому важно измерять температуру воды в ванной не на ощупь, а с помощью водяного термометра.

Память

У старческой памяти тоже есть свои особенности. Помимо общего снижения способности запоминать, характерно нарушение памяти на недавно прошедшие события, а также намерения и действия, связанные с текущей жизнью. Пожилые с трудом запоминают даты, имена, номера телефонов, назначенные встречи. Они быстро забывают увиденное по телевизору или прочитанное, не могут вспомнить, куда положили ту или иную вещь. В таких случаях нужно приучать их делать записи, класть все вещи на одни и те же места, ни в коем случае не менять установившегося порядка или месторасположения предметов! Это относится и к тем, кто ухаживает за пожилыми. Убираясь в комнате, раскладывая вещи на столе или в шкафу, наводя порядок в кухне, нельзя забывать о том, что все, что Вы сделали, может быть воспринято пожилым как катастрофа.

Пожилые люди с трудом ориентируются в новой обстановке, плохо запоминают расположение комнат в новой квартире, в больнице, доме-интернате, помногу раз осваивают новые пути передвижения по местности. Поэтому необходимо помнить, что помещение пожилого человека в новую среду — это всегда сильный стресс для него, который может резко ухудшить состояние здоровья.

Можно помочь такому пациенту выделить в новой для него информации самое главное, значимое для него и не перегружать его память маловажной информацией. Памятуя о том, что пожилые люди для лучшего запоминания часто логически структурируют материал, необходимо передавать им информацию в заранее структурированном виде.

Необходимо добиваться того, чтобы после получения инструкции Ваш пациент обязательно повторил, как он понял задание. Хорошо, если он еще раз повторит задание через 5-7 мин.

У телефонного аппарата, на видном месте должен быть список основных номеров телефонов родственников, соседей, медицинских и социальных организаций, оказывающих данному человеку помощь, с обязательным указанием фамилий, имен, отчеств, занимаемых ими должностей. На столе нужно иметь список необходимых дел, например на сегодняшний день или на ближайшее будущее.

Полезно, чтобы пациент имел перед собой план последовательности выполнения определенных действий. Например, для того, чтобы принять душ, нужно:

1) приготовить свежее белье и полотенце;

2) постелить резиновый коврик в ванну;

3) приготовить купальный халат;

4) расположить удобно мыло и мочалку и т.д.

Необходимо, особенно в первое время, контролировать выполнение врачебных назначений и инструкций социального работника.

Нужно помнить о том, что в одних случаях пожилой человек действительно не может что-то запомнить, хотя и хочет, а в других — просто не хочет запоминать, потому что, например, ленится или апатичен, или находится в депрессии. Он также может считать — «с подачи» родственников, медиков или по собственному разумению, — что нарушение памяти у него связано с возрастными особенностями, развивается фатально и не поддается коррекции. Поэтому важно знать, существуют ли у пожилого человека побудительные мотивы к запоминанию.

На фоне потери памяти на текущие события у стариков сохраняется и даже «оживляется» память на «дела давно минувших дней». Считается, что «уход в прошлое» и воспоминания, связанные с периодом социальной активности и значимости, повышают самооценку пожилого человека, позволяют ему отвлечься от осознания грустной действительности, с которой он не хочет согласиться и которую он не хочет осмысливать. Возможно, что пожилой человек часто не готов к решению таких глобальных вопросов бытия, как смысл прожитой жизни и осознание того, что его ожидает после смерти.

Сон

Лицам старшего возраста требуется больше времени, чтобы заснуть и достичь стадии глубокого сна, который приносит отдохновение. Увеличивается период поверхностного сна, не дающего отдыха. При такой структуре сна могут быть жалобы типа: «всю ночь не сомкнул глаз». Если таких людей случайно разбудить, они могут потом долго не заснуть. Частота случайных пробуждений с возрастом увеличивается, а общая продолжительность сна не меняется. Это часто приводит к усталости и апатии.

Однако нельзя забывать, что сонливость, усталость и апатия могут быть связаны не только с нарушением сна, но и с психическими расстройствами (подробнее смотрите в разделе «Уход за больными с психическими заболеваниями»). Способствуют нарушению сна и другие факторы: стресс, заботы, депрессия, нарушение режима дня, длительный постельный режим, обезвоживание, факторы окружающей среды.

Соблюдая простые правила, можно добиться улучшения сна. Для этого надо:

  • всегда ложиться спать в установленное время (не засыпать и не дремать в дневные часы);
  • в кровати находиться только во время сна (если у пациента постельный режим, надо как можно больше находиться в сидячем положении, лучше в кресле, а не в кровати);
  • после случайного пробуждения не оставлять постель более, чем на 20 мин;
  • ограничить или полностью отказаться от возбуждающих напитков, особенно во второй половине дня (чай, кофе, алкоголь). Надо знать, какие продукты питания вызывают у пациента возбуждение;
  • сократить прием жидкости на ночь;
  • увеличить дневную активность (упражнения, прогулки, игры, занятия);
  • организовать покой во время ночного сна, особенно утром и вечером (телефон, будильник, голоса и т.д.);
  • исключить бесконтрольный прием снотворных;
  • употреблять теплое питье на ночь в небольшом объеме;
  • обеспечить удобный матрац (твердый и упругий);
  • перед сном хорошо проветрить помещение, поддерживать температуру 20-21°С;
  • принять теплую ванную или душ.

Общение

Психическая активность пожилых лиц падает. Они быстро устают. Нужно внимательно следить за тем, как ведет себя Ваш пациент и, обнаружив первые признаки усталости, давать ему возможность отдохнуть, «перевести дыхание».

Внимание стариков легко отвлекается внешними причинами, и тогда они теряют нить разговора, часто забывают, о чем только что шла речь. Поэтому важно при общении создать такие условия, чтобы ничто не отвлекало их от разговора. Плохо воспринимается быстрая речь с короткими промежутками между словами. Надо говорить достаточно медленно, с перерывами между словами. Нельзя «проглатывать» окончания слов и говорить «взахлеб». Выражение лица должно быть приветливым и доброжелательным.

Пожилые люди с трудом участвуют в групповой беседе, если одновременно говорят несколько человек, они плохо понимают смысл происходящих разговоров, не сразу включаются в разговор, отвечают на заданный вопрос. Поэтому, когда медики или социальные работники им что-то говорят и советуют, они не могут сразу запомнить данные рекомендации и назначения и от этого начинают волноваться, раздражаться и, в результате, еще хуже понимают и запоминают. Характерны попытки избегать ситуаций, требующих напряженного мышления, подменять интеллектуальные усилия различными двигательными приемами — покачиванием головы, почесыванием в затылке, растягиванием речи. Если пожилой человек говорит с Вами с раздражением, ни в коем случае не отвечайте ему тем же. В тяжелом разговоре не думайте, что грубая правда — это хорошо. Отвечайте мягко, постарайтесь отвести разговор от темы, вызывающей у пожилого человека раздражение или неприятное чувство.

Пожилые люди тяжело переживают, если заболевают. Беспокоятся, тревожатся, паникуют, впадают в депрессию. Боятся, что не хватит денег на лечение, что окажутся беспомощными, зависимыми от других. Страх увеличивается при помещении в больницу, в которой все незнакомо, непонятно и кажется враждебным и агрессивно настроенным. Страх и стресс, в свою очередь, ухудшают память, когнитивные (познавательные) функции.

Пожилые плохо адаптируются к изменениям внешних условий, не в состоянии запомнить распорядок дня, расположение помещений, распоряжения врачей и сестер, их имена. От этого замыкаются, уходят в себя.

В больнице важно психологически поддержать пожилого человека, не оставлять его одного, чаще напоминать ему, что его не оставят в беспомощном положении, показывать и объяснять, где в отделении находится туалет, столовая и др.

Пожилые люди нуждаются в поощрении своих действий. Желательно чаще подтверждать правильность их действий и поощрять успехи. «Вы сегодня увереннее двигаетесь с тростью!», «Как Вы хорошо сегодня сели на кровати!», «Вам эта кофта очень к лицу!» и т.д.

Расспросы пожилых людей об их прошлом очень благотворно действуют на них. Попросите рассказать пожилого человека о его родственниках, детстве, местах, где он жил в юности, о прошлой работе, интересах. Очень хорошо вместе рассматривать старые фотографии мест, где он родился, жил, трудился, особенно те, на которых он изображен в силе, при исполнении социально значимой работы. Это всегда способствует повышению самоуважения пожилого человека. Однако пожилые люди должны чувствовать Вашу действительную заинтересованность в рассказываемых событиях, Ваше желание пережить то, что когда-то он пережил и прочувствовал. Если он не поверит Вашей заинтересованности, то, скорее всего, замкнется в себе, и Вы надолго потеряете его доверие.

Пожилые люди охотно играют в игры, в том числе простые, в какие мы все играли в детстве: мозаики, лото, домино, пазлы. Если им организовать рабочее место, они охотно шьют, плетут, вяжут, вырезают, рисуют и т.д. Очень любят играть вместе, друг с другом, общаться с животными, собирать цветы, плести венки.

Большое оживление в жизнь пожилых людей, особенно тех, кто много времени вынужден проводить в постели или кресле, вносят прогулки на кресле-каталке, пешие — с помощью ходунков или в сопровождении попутчика — по коридорам больницы или дома-интерната, а лучше по улице, во дворе или в саду.

279248-3oreb9-92nm.jpg

«Если вы желаете удержать подопечного человечка от какого-нибудь поступка, заставьте его разговориться на эту тему: чем больше дети говорят о чем-то, тем меньше у них склонности делать это.»

Приемы общения с трудными подопечными

Руководство к тому, как с ними обращаться, практически одинаково вне зависимости от конкретного вашего подопечного, его пола и возраста: сложны дети, а не их ролевая позиция.

Цели

Если вы не знаете, чего хотите достичь, сотрудничая со сложными подопечными, то не будете иметь представление о том, как это сделать. Пообщавшись со сложными детьми, вы можете получить следующие результаты:

  • вы отвязались от них, но не получили от них того, что вам было нужно в плане работы с ними;
  • вы разрешили свою краткосрочную проблему, но у них осталось чувство обиды;
  • они довольны, но у вас ушло полдня, чтобы просто получить от них информацию;
  • вы на данный момент приостановили ссору между членами команды, но они вскоре примутся за старое.

Во всех этих случаях вы имели дело со сложными подростками, но ни одно из решений не кажется совершенным. Когда речь идет о проблемах с детьми, вам нужно поставить перед собой следующую цель: оперативно разобраться с ситуацией таким методом, который соответствует целям вашей работы с ними и удовлетворяет всех задействованных лиц.

Основные технологии взаимодействия

Существуют определенные технологии, которые можно применять при взаимодействии со сложными людьми. Потребуется время, чтобы овладеть этими методами, но инвестиции того стоят.

Предлагайте сотрудничество.

Люди не меняются. Вы не можете изменить их внутреннюю сущность. Если вы примете этот постулат, ваша эффективность повысится. При этом вы можете, опираясь на их сотрудничество, заставить их изменить поведение. Кроме того, при таком условии вы можете провести дружескую дискуссию, когда каждый из собеседников принимает точку зрения другого: это нередко приводит к иному разделению обязанностей. Если вы пытаетесь изменить людей, вы порождаете обиду и раздражение у обеих сторон, когда ваши усилия не срабатывают. Но если вы принимаете внутреннюю сущность подопечного ребенка и работаете с ней, стороны начинают чувствовать, что их понимают и уважают, — первый и самый важный шаг к сотрудничеству.

Развивайте свои навыки.

Как можно реализовать более терпимый подход к сложным детям? Вам предстоит много работы: возможно, данный ребенок счастлив оттого, что он сложен, поскольку собственное поведение его устраивает. Поэтому вам надо вооружиться необходимыми навыками, и первый, который отсутствует у многих из нас, когда дело доходит до сложных подростков, — это решительность. Проявление решительности — это обращение с другими людьми как с равными себе и признание своего права на обращение с собой как с равным со стороны других людей. Когда вы начинаете вести себя более решительно, люди будут оказывать вам уважение.

Решительные люди находятся посередине между двумя типами личностей: покорными, которых зачастую упускают из виду, даже когда они вносят ценный вклад в дело, и доминирующими, к которым прислушиваются всегда, вне зависимости от того, разумны ли их слова.

Вот простой способ стать решительным: искренне выражать свои чувства, быть честным и стоять на своем. Такое поведение не разрешит незамедлительно любую сложную ситуацию, но оно будет иметь два ключевых последствия: сократит количество возникающих у вас на работе проблем с подопечными и позволит вам постоять за себя, когда нужно разобраться со сложными подростками.

Сохраняйте спокойствие, даже когда вы раздражены, рассержены или огорчены. Некоторые дети могут вызывать вполне оправданную сильную эмоциональную реакцию, но проявление ваших эмоций не поможет быстро или эффективно решить проблему, а скорее всего, лишь приведет к конфликту и нарастанию враждебности. Как отмечалось, решительный подход состоит в том, что вы даете другому лицу понять, какие чувства у вас вызывает его поведение; но вы должны это объяснять словами, а не потоками слез или вспышками ярости. Вы можете сформулировать свое отношение так, чтобы он не занял оборонительную позицию, а пошел на сотрудничество.

Организовывайте обратную связь — специальный вид техники для общения с другими людьми неконфронтационным образом. Одно из ее главных преимуществ состоит в том, что это относительно простой способ обратиться к другому лицу так, чтобы не довести себя до нервного срыва, прежде чем вы решите проблему. Обратная связь особенно хорошо работает при решении проблем, возникающих постоянно, когда вы имеете дело со сложными людьми. Предположим, что в вашем отряде есть ребенок, который все время на что-либо жалуется. Поговорите с ним наедине, когда вы оба никуда не торопитесь:

  • решите заранее, какие ключевые моменты вы хотите подчеркнуть, и подготовьте способ их сформулировать, который не подразумевает преувеличений, суждений и ярлыков;
  • когда вы говорите с этим человеком, фокусируйтесь на себе, а не на нем;
  • объясните, почему вы так себя чувствуете;
  • теперь дайте другому человеку сказать все, что он хочет. Слушайте его и покажите, что слушаете;
  • фокусируйтесь на том, как он себя ведет, а не на том, каким он (в вашем представлении) является;
  • будьте готовы описать реальные случаи из практики;
  • предложите решение и посмотрите, как себя чувствует ваш собеседник. Это очень важно, поскольку вы не можете изменить личность человека, только его поведение. Поэтому вы должны иметь в виду альтернативное поведение, о котором вы собираетесь его попросить;
  • выслушайте ответ вашего собеседника и будьте готовы пойти на компромиссы.

Когда у вас будет время поразмыслить над проблемами с детьми, вас окружающими, вам нужно задать себе вопрос: а не может ли иногда проблема состоять в вас самих? У некоторых людей возникает больше проблем со сложными личностями, чем у других, и это может быть хорошим индикатором того, что по крайней мере часть проблемы кроется в них самих.

Есть также ряд общеметодологических подходов для общения со всеми типами сложных подростков:

  • будьте позитивны;
  • побольше улыбайтесь;
  • проявляйте заботу о других;
  • активно слушайте;
  • сопереживайте;
  • празднуйте успехи других людей;
  • демонстрируйте уважение к другим;
  • просите совета и вклада других людей;
  • не высказывайте суждений, пока не соберете всю информацию;
  • старайтесь не жаловаться;
  • рассматривайте мнения и идеи, которые отличаются от ваших собственных;
  • демонстрируйте хорошее чувство юмора.

Другой вариант конструктивных действий, описывающий алгоритм борьбы с проблемным поведением:

  1. опишите ситуацию, в которой вы усматриваете поведение, вызывающее ваше беспокойство;
  2. объясните, почему это вас беспокоит, и ясно выразите свое желание изменений;
  3. активно ищите причины такого поведения. Прислушивайтесь к тому, как дети это объясняют;
  4. дайте знать, как изменение (улучшение) поведения скажется на атмосфере в отряде;
  5. спрашивайте о том, какой дети видят выход из подобной ситуации;
  6. предлагайте свое одобрение и поддержку;
  7. договоритесь о плане действий и назначьте дату рассмотрения изменений.

Реакция на «проблемное поведение»

Существуют определенные типы проблемного поведения, которые может демонстрировать почти каждый человек, причем это может происходить совершенно неожиданно, и вам нужно быть готовым к тому, чтобы сразу на них реагировать.

Гнев. Гнев некоторых людей оправдан, тогда как другие зачастую гневаются, чтобы заставить вас сделать что-то по их желанию.

Оправданный гнев. Большинству из нас приходится иметь время от времени дело с гневом других людей. Это может быть связано с взаимонепониманием, а может — с неразумностью каких-то аспектов всей системы, представителем которой вы являетесь как менеджер. Дети, которые сердятся по оправданной причине, делают так, поскольку чувствуют, что не могут получить нужный им результат, не рассердившись. Обычно они считают, что их не слушают.
Поэтому прежде всего нужно выслушать, что они хотят сказать, тогда они начинают успокаиваться.

Покажите этому ребенку, что вы сочувствуете его точке зрения; возможно, вы не в состоянии дать ему то, что он хочет, но вы показываете, что понимаете его чувства. Не заводите его, пытаясь оправдать свои действия. Это выглядит так, как будто вы больше заинтересованы в своей стороне дела, чем его. Разгневанные подростки хотят получить результат, поэтому постарайтесь согласовать итог вашего разговора. Лучше всего попытайтесь дать им возможность выбора, тогда они будут чувствовать, что вы предоставили им определенную степень контроля.

Тактический гнев. Дети, которые выходят из себя, чтобы вынудить вас им поддаться, — совершенно иное дело. Самое худшее — пойти у них на поводу; если их прием сработает, они будут продолжать так поступать с вами и с другими. Для начала вам потребуется ваша решительность: вы не должны уступать или позволять на себя кричать. Если они продолжают кричать, уйдите. Продолжайте так себя вести при любых последующих стычках, когда они злятся, пока они не научатся вести себя с вами рационально и разумно.

Молчание. Дети прибегают к нему, когда хотят вам показать, как они расстроены, поскольку без этого, по их мнению, вы подумаете, что эта проблема для них неважна. Дети, которые часто так делают по поводу незначительных аспектов, создают неприятную атмосферу, которая может испортить рабочие отношения. Молчание рассчитано на то, чтобы вызвать у вас чувство вины, когда вы поймете, как расстроен этот ребенок. Любой подход к проблеме сработает только в том случае, если у вас совершенно искренне нет оснований чувствовать себя виноватым.

Поэтому если у вас возникают дискуссии с «молчуном», слушайте его с открытой душой, объясните, на чем основывается ваша точка зрения, и ведите себя дружелюбно и разумно. Когда дискуссия закончится, если ваш собеседник решит продолжать дуться, вы будете знать, что сделали все возможное. Вы просто не сдались без причины, лишь для того, чтобы избежать этого молчания, цель которого — заставить вас капитулировать. Никогда этого не делайте, потому что если это сработает однажды, «молчуны» будут прибегать к подобному приему постоянно. Но не будьте с ними резки; ведите себя так, как будто все нормально. Подождите, пусть они сами нарушат молчание. Если вы покажете, что можете продержаться дольше, чем они, они больше не станут использовать эту технику.

Эмоциональный шантаж — популярное оружие, чтобы заставить вожатого сделать то, что хочет шантажист, который играет на вашем чувстве вины или желании быть популярным. Эмоциональный шантаж не срабатывает с решительными людьми, и шантажисты распознают решительных людей и не прибегают с ними к этой технике. Научитесь узнавать эмоциональный шантаж (например, когда вы чувствуете вину, сказав «нет», или дискомфорт из-за своего ответа кому-то).

Скажите себе, что эмоциональный шантаж не является справедливым поведением ребенка и что вы ничего не должны шантажисту. Теперь просто стойте на своем, не позволяя шантажисту вызвать у вас чувство неловкости. Иногда целесообразно шутливо сказать: «Осторожно, это начинает напоминать эмоциональный шантаж», что может остановить попытки шантажа.

Есть подростки, трудные практически для всех. Например, когда он сам не знает, что хочет, либо его манера поведения не всегда выдержана и деликатна. Тогда труднее работать с таким подопечным, требуется больше усилий для достижения успеха. Однако степень этой трудности для каждого вожатого может быть различной в зависимости от уровня его профессионализма. Другими словами, трудные подростки являются индикаторами тех проблем, над которыми вам необходимо работать. Более того, у каждого вожатого как личности могут быть свои особые трудности: кто-то не любит агрессивных, другой не выносит критикующих, третий — молчаливых. Работать же необходимо со всеми своими подопечными. Это возможно, если воспринимать детей именно как своих, а не как объект для педагогики. Агрессивность и неуверенность — крайности в поведении. При этом агрессивность порождает встречную враждебность, а робость и неуверенность влекут за собой уступку и потерю уважения. Добивайтесь уравновешенности в отношениях с рвашим подопечным. Принцип равновесия заключается в том, что вы не отступаете, а нейтрализуете давление ребенка, и в то же время сами не подавляете, а «поднимаете» его до своего уровня знаний проблемы, убежденности в их (детей) достоинствах, искренности и уверенности в поведении.

Часто приводятся различные «рабочие» классификации трудных подростков. «Рабочие» в том смысле, что они представляют собой не строго научную классификацию, а скорее типы поведения, которые встречаются на практике. В этих типах отражены отдельные качества личности и состояния детей. Каждый ребенок — это целый ансамбль свойств, поэтому в процессе беседы могут проявляться одновременно несколько особенностей ребенка, а также смена его состояний.

Перечислим некоторые из них, кратко изложив, как вести себя, и напоминая, что использовать при этом надо все полезное, что вы знаете и умеете.

1. Грубость, агрессивность

Не отвечайте тем же и в то же время не теряйтесь, не уступайте, а держитесь спокойно и, главное, уверенно. Больше напора и хамства со стороны ребенка — больше спокойствия и корректности с вашей, чтобы не позволить ему добиться того, ради чего он делает это, — вывести вас из себя. Грубят тогда, когда нет других способов отстоять или доказать что-то — логики, аргументов, терпения. Этот предел возможностей — все, на что способен ваш подопечный. Поэтому грубость — признак слабости, а не силы человека. Дарите эту слабость ребенку, не опускайтесь до его уровня, будьте выше этого.

Дайте такому ребенку «облегчиться» от распирающих его эмоций и успокоиться. На грубость отвечайте своей готовностью на деле решить возникшую проблему — вы же на работе. То есть разбирайтесь с объективными обстоятельствами, а не с манерой поведения вашего подопечного. Для этого выслушайте его, не перебивая и не проявляя отрицательных эмоций. Признайте его чувства, уточните причины недовольства и далее решайте проблему, предлагая варианты.

Когда подобный инцидент происходит в присутствии других лиц, да еще и затягивается, то ищите возможность увести такого скандалиста туда, где можно продолжить разговор с ним без посторонних либо подальше от них.

2. Мягкость, застенчивость

В данном случае, наоборот, проявите максимум теплоты, открытости, поддержки и доверия. Избегайте резкости в тоне голоса и своих движениях. Чаще улыбайтесь. Учитывайте, что застенчивость не всегда означает сговорчивость. Поэтому не торопитесь, приводите больше подробностей. Перечисляйте различные варианты предложения и прямо спрашивайте, какие из них желательны для этого ребенка.

3. Нерешительность

Стоит снова подчеркнуть, что нерешительный — не обязательно мягкий. В основе нерешительности лежит боязнь ошибки. Такого ребенка постоянно гложут сомнения. Он неоднократно может встречаться с вами, возвращаться к одному и тому же, проверять, уточнять. Поэтому, обсуждая с ним конкретные варианты предложения, сужайте круг, сводя их количество до двух. Если они не устраивают его, переходите к следующим двум и т. д. Такому ребенку трудно выбрать что-то одно. Если вы будете обсуждать с ним одновременно пять-шесть вариантов, то у него вообще могут разбежаться глаза. От растерянности он будет постоянно брать отсрочку, чтобы взвесить предложения. Эти «весы» могут качаться долго.

Ни в коем случае не указывайте такому подростку на его нерешительность. Он сам знает об этом. Наоборот — всячески подбадривайте и поддерживайте его стремление прийти к определенному мнению. Вселяйте в него уверенность своей убежденностью. Наберитесь терпения и уточняйте его сомнения, предоставляя дополнительные сведения и детали преимуществ. Укажите ему на предстоящие изменения, упускаемые возможности, ограниченное количество, большой спрос, чтобы сократить такому ребенку время на обдумывание. Подчеркивайте: чем лучше результат он хочет, тем тяжелее это будет в достижении этого результата.

Четко фиксируйте, причем письменно и в присутствии ребенка, достигнутые соглашения по отдельным вопросам, показывая, что это уже не подлежит дальнейшему обсуждению. Такие фиксации болезненно воспринимаются нерешительным подростком, однако делайте их, объясняя тем, что у вас такая привычка записывать. Больше промежуточных фиксаций — больше шансов договориться в целом. Чтобы ваш подопечный не передумал в дальнейшем, говорите, что это вы больше обсуждать не будете. Иногда это специально и делается, чтобы ребенок больше не возвращался к этому. Пусть лучше он испугается и вообще откажется от разговора, чем бесконечно разбираться с его сомнениями, теряя время и не имея никаких гарантий, что обсуждение проблемы состоится.

Если нерешительный подросток представляет свою референтную подростковую группу и должен согласовать ваше предложение с другими детьми, предлагайте свое участие в этом, чтобы пойти вместе с ним для поддержки. Он может бояться получить отказ от других детей, то есть остаться один на один с ответственностью за представление вашего предложения. Кроме того, учитывайте также, что груз ответственности постоянно давит на такого ребенка, когда он находится в вашей вожатской, где происходит разговор. При возможности поговорите с ним в другой обстановке, например в конце тихого часа, когда у вас достаточно времени, сидя на лавочке во дворе. Тогда он будет чувствовать себя свободнее, легче принимая решения.

4. Панибратство

Со своим подопечным, который ведет себя слишком дружески, панибратски, возможно желая этим добиться от вас уступки в чем-то, ведите себя свободно в общении и в то же время подчеркнуто серьезно и принципиально в подходе к принципиальным вопросам.

5. Разговорчивость

Сложно прорваться сквозь водопад слов, поэтому не соревнуйтесь с подростком, кто больше скажет. Ваша задача — не просто сказать, а убедить. За излишней разговорчивостью может скрываться неуверенность в себе. Внимательно слушайте, чтобы понять основную мысль, которую хочет донести ребенок.

Не перебивайте, а ловите паузы, чтобы резюмировать его высказывания для проверки своих выводов. Задавайте вопросы, возвращающие к теме, от которой он отклоняется, например: «Я понимаю тебя. А что конкретно ты хочешь?» Как много чаще употребляйте его имя в дальнейшем обращении. Вовлекайте его в активное взаимодействие: посмотреть, попробовать, испытать свои чувства. Не поддавайтесь «скачке по верхушкам» либо наоборот — «хождению по кругу».

Используйте закрытые вопросы, чтобы подводить итог по отдельным темам и пунктам беседы.

6. Молчаливость

В тихом омуте многое может водиться. Не поддавайтесь соблазну говорить долго, раз предоставляется такая возможность. Получайте «обратную связь» о том, что предлагаете. Изложили часть информации — закончите вопросом наподобие: «Как вы относитесь к этому?» Затем сделайте паузу, которую должен прервать ваш подопечный. При этом слушайте активно, поддерживая его. Используйте прием «эхо», повторяя последние слова подростка. Уточняйте его высказывания. В целом больше задавайте открытых вопросов для вовлечения в диалог, выявления мнения, отношения и получения расширенной информации.

7. Демонстрация компетентности

Такой подросток знает все тонкости вашего поведения, считая это своим превосходством. Не состязайтесь с ним, не спорьте, а проявляйте скромность. Задавайте вопросы и больше слушайте. Дайте павлину распустить свой хвост. Делайте ему комплименты, чаще используйте различные варианты «присоединения» и признания его авторитета. Отталкивайтесь от его слов и критических замечаний, высказывая собственные доводы. Переводите его энергию и пафос с принижения ваших знаний на обсуждение достоинств предложения. Для этого задавайте вопросы, выясняющие, чем обоснованы его утверждения. Например: «А почему именно так?», «С чем это связано?», «Из-за чего?», «А как возможно?» и т. д. То есть заставьте его бороться не с вами, а с вашими предложениями. При этом перенимайте его опыт, обогащая свои знания в вариантах беседы, однако оставайтесь объективными. Смотрите такому подростку не «в рот», а на факты, которые он приводит. Не уличайте его в ошибках. Это путь к конфликту, а не к соглашению. Он сам поймет их и без вас. В целом не сдавайте своих позиций и выполняйте свои функции — требуйте то, что должно, и на тех условиях, которые имеются. Используйте для этого весь свой арсенал мастерства.

Выявлена закономерность: чем больше общности и взаимопонимания между собеседниками, тем больше они проявляют схожести во внешних проявлениях: позах, мимике, жестах. Как и наоборот, меньше понимания и согласия — меньше похоже их внешнее поведение: отворачивание лиц, разные позы и др. Это хорошо наблюдается со стороны, когда собеседники договариваются либо конфликтуют.

Установление и поддержание контакта не только с трудными, но и вообще с любыми детьми образно можно сравнить с «поведением» воды. На равнине, где ничего не мешает, вода течет спокойно и медленно. В горах она превращается в бурные потоки и водопады. В жару вода испаряется, а в лютый мороз превращается в твердый лед. Смысл в этом таков: сначала надо присоединиться к манере поведения ребенка, а затем вести и направлять его в нужное русло; как в работе с возражениями. Разница только в том, что это не словесное присоединение, а внутренняя настройка на манеру поведения ребенка, которая будет соответственно проявляться и внешне. Например, ваш подопечный ведет себя вызывающе и самоуверенно. Сначала «отзеркальте» его: настройтесь и проявите в своем поведении схожие черты в тоне, мимике, жестах, позе. Это не значит, что вы должны буквально копировать ребенка, — было бы забавно посмотреть на последствия подобных действий. Проявите только некоторое соответствие его поведению, чтобы показать: вы тоже обладаете этим. А затем ведите и приводите подростка к состоянию, которое демонстрируете сами, — спокойствию, адекватности, доброжелательности.

Untitledjghhghm.jpg
Untitledtyum.jpg

  • Договор между сиделкой и клиентом
  • Вопросы: как можно больше общайтесь с родственниками подопечного
  • Ведение дневника и списка дел
  • Свобода действий подопечного
  • Нет фамильярности
  • Быть другом для подопечного
  • Меньше спорить
  • Отвлекайтесь на свои дела в процессе работы

Профстандарт требует от сиделок «соблюдения морально-этических норм» в построении отношений с подопечными. На практике довольно трудно понять, что входит в это понятие. Мы постарались разобраться в тонкостях профессии с этого ракурса и расскажем, как правильно выстраивать отношения на работе.

Стать сиделкой или помощником по уходу можно после двухмесячных курсов. На обучении рассказывают, как кормить подопечных, следить за их самочувствием, оказывать первую помощь, организовывать досуг и поддерживать чистоту. По идее, это все, что нужно для работы. Но отношения могут складываться совершенно по-разному. Поэтому эксперты АБиУС собрали восемь универсальных советов для профессиональных сиделок и для тех, кто только собирается пройти обучение.

Составляйте договор и включайте в него абсолютно всё

Почти в любом типовом договоре будут обязанности сиделки по уходу за подопечным, требования к его питанию и гигиене, прогулкам и проветриванию помещения. Но крайне редко в договоре прописана морально-этическая сторона вопроса. Уточните у родственников, есть ли запретные темы для разговора с подопечным, может ли быть какая-то неадекватная реакция на ваши действия, как вам реагировать в той или иной ситуации — постарайтесь внести все эти данные в договор или приложение к нему.

Кроме того, не забывайте, что даже при уходе за «легкими» подопечными — теми, кто может себя как-то обслуживать, — вам нужен отдых. Если вы планируете жить на одной территории, обратите внимание, чтобы в договоре было указано время подъема и отхода ко сну, возможность выйти на улицу, перекусить в течение дня. Большинство сложностей у сиделок возникает из-за усталости и отсутствия личного пространства.

Задавайте вопросы подопечному и его близким

Частая ошибка начинающих сиделок — относиться к подопечному как к человеку без права голоса. Да, зачастую помощник по уходу присматривает за людьми с ментальными расстройствами, но важно относиться к ним с уважением и спрашивать об их желаниях. На какую высоту поднять подушку, открыть или закрыть шторы, включить воду горячее или холоднее — ваше участие и заботу оценят и подопечные, и их близкие, которые смогут вас в дальнейшем порекомендовать еще кому-то.

Кстати, вопросы помогают произвести хорошее первое впечатление. Перед началом работы сиделки часто остаются на пробный период. При знакомстве попробуйте что-то сделать для человека — помогите пересесть на коляску, переодеться, перестелить постель. При этом задавайте вопросы как подшефному, так и его близким. Чем больше вы узнаете о его предпочтениях, тем легче и комфортнее вам будет работать дальше.

Ведите дневник и списки дел

Фиксируйте, как проходит ваш день по уходу за человеком. Дневник нужен вам: не забыть повернуть больного, дать лекарства, походить по комнате, проветрить помещение. Составьте для себя список дел, чтобы не держать это в голове. Так вы почувствуете себя увереннее и расслабленнее. Иногда это помогает и в работе со сложными подопечными: им можно показать, что у вас по плану такие-то процедуры, чтобы они могли настроиться или просто согласились их выполнять.

Иногда такой дневник помогает отслеживать прогресс, если человек, например, находится на реабилитации. Или можно смотреть, как меняются его навыки, как на него влияют лекарства — это упрощает работу и снимает с вас часть ответственности. Например, если вы знаете, что в 19 часов даете человеку лекарство, а потом он не может уснуть до 3 часов ночи, можете сказать об этом родственнику или врачу — это позволит скорректировать терапию.

Принимайте особенности возраста, но не берите на себя всё

Часто пожилые люди хуже слышат, видят, у них может снижаться мыслительная деятельность, поэтому сиделке важно подстроиться под их ритм жизни. Не ругайте людей за их физические особенности — если чувствуете злость, убедитесь, что человек в безопасности и по возможности отойдите от него. Закройтесь в ванной на пару минут, подышите, помойте руки, посчитайте до 100 и только потом возвращайтесь. Поймите, что это лишь особенности возраста. Вы же не будете ругать ребенка, который не знает, как держать вилку? Постарайтесь отнестись к подопечным так же.

Терпение и понимание — важные принципы работы сиделки. И, кстати, не берите на себя абсолютно все. Пожилые люди осознают свою немощность и не всегда готовы с ней мириться, поэтому лишний раз не лишайте их возможности сделать что-то самостоятельно. Помогайте по необходимости, поощряйте попытки сделать что-то — так человек не впадет в отчаяние и будет чувствовать себя лучше.

Не переходите на «ты»

Одно из самых сложных правил, которое нарушают практически все. Но профессионалы знают: работу и личное смешивать нельзя. Даже если подопечный обращается к вам на «ты» в силу возраста или особенностей здоровья, вам переходить к такому формату не стоит. Это стирает границы и часто приводит к этическим проблемам.

Например, когда вы держите дистанцию, вы вправе отказаться от выполнения каких-то дополнительных услуг. Если вы общаетесь на «ты» и сближаетесь с семьей, любой отказ будет восприниматься как личное оскорбление и может повлиять на вашу репутацию.

Будьте другом, но помните, что вы на работе

Часто можно встретить совет: «станьте другом для подопечного». Это действительно важно — пожилые люди остро реагируют на фальшь и относятся к посторонним с подозрением. Однако часто сиделки понимают это буквально: забывают о личных границах человека и о себе рассказывают что-то слишком интимное. 

Вы вправе вовремя останавливать разговор прямым текстом или какими-то хитростями: менять тему, переключать внимание. Стать другом с соблюдением границ помогает общее дело. Если ваш подопечный может, займитесь вместе творчеством: вяжите, рисуйте. Если нет — читайте ему вслух или разгадывайте вместе кроссворды; составьте список допустимых тем для разговоров — это может быть что-то, связанное с его профессией или увлечениями. Так вам не придется молчать, и у каждого останется личное пространство.

Не спорьте, а войдите в реальность подопечного

Люди с ментальными заболеваниями иногда погружаются в свой мир. Там они, например, еще маленькие и ждут маму, или каждый день ходят на работу, или воспитывают своих детей. Психологи советуют сиделкам и помощникам входить в реальность, создаваемую пожилым человеком, а не стараться насильно вернуть его в нашу. 

Если попытаетесь «выдернуть» его из своего мира, вы получите растерянность, тревогу, страх, раздражение. Дайте человеку пожить в его состоянии какое-то время, задавайте наводящие вопросы — спросите о людях, с которыми он хочет увидеться, как он видит окружающую обстановку. Играйте по его правилам какое-то время, а затем мягко переключите его на какое-то дело в реальности: отведите помыть руки или дайте воды.

Придумайте 10 дел

Часто срывы и сложности в общении возникают, когда сиделка и подопечный устают друг от друга.

Не стоит рассчитывать на отпуск или выходные — в течение дня выделяйте 5-10 минут на какие-то свои дела, которые позволят вам «подзаряжаться». Заранее составьте список этих дел. Это может быть разговор по телефону, просмотр короткого видео, чашка кофе, зарядка, короткая медитация.

Если подопечный в силах, то помогите и ему составить такой список. Никогда не поздно укреплять здоровье, поэтому такой опыт пойдет только на пользу. Возможно, это будет даже какая-то обязанность — поливать цветы или кормить кота.

Понимание, как «соблюдать морально-этические нормы», приходит с опытом и знаниями. Помните, что вы на работе и  не обязаны делать все в одиночку. Советуйтесь с родственниками подопечного, рассказывайте о сложностях другим, ищите поддержку в профессиональном сообществе, а решения — в профессиональной литературе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Железо в ампулах для инъекций внутримышечно цена инструкция
  • Дсп акэ 2 руководство
  • Как сделать робота из лего инструкция для боев роботов
  • Онлайн касса меркурий 185ф руководство по эксплуатации
  • Calcia 800 magnesium инструкция по применению на русском