Руководство для национальных библиотек

29 августа сменилось руководство во всех трех национальных библиотеках страны. Российскую национальную библиотеку (РНБ) вместо уволенного гендиректора Александра Вислого возглавил экс-глава Президентской библиотеки имени Ельцина Александр Вершинин. Ее новый гендиректор пока не назначен. А Российскую государственную библиотеку (РГБ) возглавил Вадим Дуда, ранее руководивший Всероссийской библиотекой иностранной литературы. Оба распоряжения подписал премьер Дмитрий Медведев. Кадровым решениям предшествовал громкий скандал, связанный с планами Минкульта объединить РГБ и РНБ, а также анонсированные проекты масштабной реконструкции исторического здания РНБ и строительства крупного фондохранилища РГБ.

Замена руководства произведена во всех трех библиотеках РФ, которые по закону о библиотечном деле имеют статус национальных и включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. РГБ (бывшая Ленинская библиотека) расположена в Москве, а РНБ (бывшая Императорская, затем Российская публичная библиотека) и созданная по указу Владимира Путина 2007 года Президентская библиотека имени Ельцина — в Санкт-Петербурге. Первые два книгохранилища являются одними из крупнейших в мире, последнее — по преимуществу электронным.

Главной новостью стала отставка главы РНБ Александра Вислого, который был переброшен на эту должность из Москвы с поста главы РГБ в 2016 году.

Его работа в Санкт-Петербурге сопровождалась чередой скандалов. Изначально они были связаны с планами Минкульта объединить РНБ с РГБ, которую до вчерашнего дня возглавлял в ранге исполняющего обязанности бывший заместитель господина Вислого, исполнительный директор РГБ Владимир Гнездилов. Они внесли в правительство предложение объединить две старейших библиотеки, заявив, что «объединение давно назрело и обусловлено как бурным развитием информационных технологий, так и сложной финансово-экономической обстановкой». Для управления процессом объединения предлагалось образовать попечительский совет во главе с председателем Российского книжного союза Сергеем Степашиным.

Эта идея вызвала активные протесты коллектива РНБ и культурной общественности, которую поддержал петербургский парламент, и в итоге была сведена к планам слияния электронных ресурсов для создания Единого каталога. Минкульт и правительство заявляли, что об административном слиянии речь не идет, но, по мнению научного сообщества, даже электронное объединение «неизбежно приведет к слиянию процессов комплектования и библиографирования изданий» обеих библиотек и «фактическому уничтожению веками отлаженных библиотечных систем».

Более актуальным поводом для отставки господина Вислого источники “Ъ” называют подготовку к реализации проанонсированных им планов масштабной реконструкции исторического здания библиотеки на углу Невского проспекта и Садовой улицы, которая предусматривает открытие для свободного посещения ее внутренних дворов и создание атриума.

Проект предварительно оценивался в 260–330 млн руб., но источники “Ъ”, близкие руководству РНБ, говорят, что в начале лета речь шла уже о сумме 5–10 млрд руб. Для его реализации фонды из центра города придется переместить в открывшуюся недавно вторую очередь РНБ на Московском проспекте, что может привести к новым скандалам (аналогичным нынешнему, связанному с переездом фондов Русского музея на время реконструкции внутреннего двора). Как сообщал глава РНБ, исторический корпус, построенный в 1814 году, был рассчитан на хранение около 350 тыс. экземпляров, но хранилось в нем более 5 млн экземпляров.

Отметим, что строительство второй очереди РНБ велось при трех сменявших друг друга директорах библиотеки из-за проблем, обернувшихся тюремным сроком, у его строителя, главы компании «Невисс-Комплекс» Александра Швирикасова, в прошлом крупного подрядчика президентских строек. Господину Вислому выпало завершить этот долгострой и путем многолетних тяжб взыскать через суд с помощью юрфирмы «Системный ресурс» 980 млн руб. (около трети всей стоимости стройки), которые, однако, пока фигурируют лишь в конкурсной массе долгов обанкротившегося подрядчика. После открытия нового здания, состоявшегося в присутствии премьера Дмитрия Медведева, господин Вислый собирался приступить к реконструкции исторического здания библиотеки. «Нужно, чтобы в центре города была та библиотека, которую планировали наши императоры, которую открывал Александр I. С колоннами, картинами, скульптурами, занавесками, в конце концов. Это будет музей книги»,— заявлял он. По данным сайта госзакупок, пока РНБ к реализации этих планов не приступила. Отметим, что при господине Вислом РНБ лишилась здания фондохранилища на Обводном канале, которое власти вернули Русской православной церкви.

Не иссякали в течение двух лет правления господина Вислого и его конфликты с подчиненными, которые, в частности, обращались в городскую прокуратуру из-за приказа директора работникам РНБ согласовывать с пресс-службой любое общение со СМИ о деятельности учреждения. Накануне отставки директора возник скандал в связи с назначением его штатным советником по информационной безопасности Владимира Осетинского, чьи компании были до этого постоянными подрядчиками РНБ. А в конце июля журнал «Город 812» опубликовал копию приказа господина Вислого «о мерах укрепления дисциплины труда», в котором сотрудникам предписано «воздерживаться от угроз, оскорбительных выражений и реплик» во внутриведомственном общении. Александр Вислый не ответил на звонки “Ъ”.

Новым главой РНБ назначен Александр Вершинин, этим летом сложивший полномочия гендиректора Президентской библиотеки, а до 2009 года — замдекана юрфака СПбГУ, где учились нынешние президент и премьер.

Господин Вершинин с 1983 по 1994 год стажировался и занимался наукой в университетах ФРГ (в те же годы в соседней ГДР служил Владимир Путин), а с 2002 по 2005 год работал заместителем торгового представителя РФ в Германии.

Напомним, Президентская библиотека была открыта в 2009 году в реконструированном Управделами президента (УДП) бывшем здании Синода на Сенатской площади (в здании кроме библиотеки размещены представительские апартаменты патриарха и президента, а также зал «общего присутствия» для встреч элиты светской и духовной власти). Ход реконструкции, в том числе новое строительство на территории памятника, проведенное без общественного обсуждения, вызывал активные протесты специалистов по охране памятников.

Президентская библиотека по уставу подчиняется УДП, глава которого Александр Колпаков обязан согласовать кандидатуру нового директора с премьером. Сейчас обязанности главы библиотеки временно исполняет бывший заместитель господина Вершинина Валентин Сидорин (ранее — зампред комитета по печати и связям с общественностью правительства Ленобласти).

Наконец, РГБ по распоряжению премьера впервые после переезда Александра Вислого в Санкт-Петербург обрела постоянного директора. Владимир Гнездилов, как сообщила пресс-служба Минкульта, сохранил пост исполнительного директора, а генеральным директором стал Вадим Дуда.

Он переведен в РГБ с поста главы Всероссийской библиотеки иностранной литературы, а ранее был директором департамента информационной политики и международных связей Минкультуры и советником Владимира Мединского.

Отметим, что освобождение в 2016 году должности главы РГБ (оставалась вакантной более двух лет) источники “Ъ” связывали с масштабными планами минкультовской стройки. В 2015 году Минкульт представил концепцию открытого для посетителей музейно-библиотечного кластера стоимостью 25 млрд руб. на территории столичной Коммунарки. Культурное освоение Новой Москвы было вызвано отказом Минкульта от планов строительства в центре столицы фондохранилищ Российской государственной библиотеки и Государственного исторического музея (ГИМ). Проект представлял замминистра Григорий Пирумов (впоследствии осужденный по «делу реставраторов»), он говорил, что Минкульту не удалось согласовать с мэрией и Главгосэкспертизой проекты расширения РГБ и ГИМ, по которым новая высотка РГБ (чей фонд насчитывает 45,5 млн единиц хранения на 367 языках и относится к числу крупнейших библиотечных собраний мира) площадью 100 тыс. кв. м должна была появиться недалеко от основного здания, а музей-депозитарий изобразительного и декоративно-прикладного искусства ГИМ — в Измайлово. Вместо этого Минкульт решил оживить будущий административно-деловой центр Коммунарки и обеспечить досуг обитателям спальных кварталов, где, как признавался министр культуры Владимир Мединский, живет и он сам. Мэрия передала Минкульту участок площадью 4,2 га в Коммунарке: новый депозитарный комплекс площадью 200 тыс. кв. м удовлетворит потребности РГБ, ГИМ, а также других библиотек и музеев «с запасом на 100 лет», обещал господин Мединский. Места в случае реализации проекта хватит и для «профессионального хранения» частных коллекций инвесторов, говорил он — без этого, по его словам, профинансировать проект ориентировочной стоимостью 25 млрд руб. не удастся. Конкурс на проектирование министерство хотело провести в 2016 году за счет сэкономленных средств, а строительство в случае поддержки правительства начать в 2017–2018 годах. Советник президента Владимир Толстой называл проект перспективным с учетом «предложений и пожеланий директоров музеев и библиотек». Планы и задачи новое руководство национальных библиотек и пресс-служба Минкульта пока не комментировали.

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Библиотечно-информационная деятельность»

преподавательский стаж — 10 лет

Предложить статью

Национальные библиотеки России: типологические особенности, задачи и функции

Библиотечные учреждения, функционирующие в России, имеют разный статус относительно выполняемых ими функций и задач в масштабах всей страны. Так, в аспекте решения универсальных задач библиотечно-информационного обслуживания библиотечные учреждения, имеющие статус национальных, занимают главенствующую позицию. Именно эти библиотеки являются государственными центрами, организующими системную работу в сфере информационного обслуживания населения, а также методическими базами для региональных и муниципальных библиотечных учреждений.

Определение 1

Национальные библиотеки представляют собой особый тип библиотечных учреждений, имеющих федеральный статус и реализующих наиболее полную, универсальную и всеохватную деятельность в сфере информационно-библиотечного обслуживания в целях содействия развитию науки, культуры, искусства, а также формирования информационной культуры общества в целом и обеспечения его информационных потребностей в разных аспектах социальной деятельности.

В нашей стране только три библиотеки федерального уровня имеют статус национальных:

  1. Российская государственная библиотека, расположенная в Москве и выступающая как крупнейший депозитарий и информационно-библиографический центр, в котором происходит обработка всех документов системе обязательного экземпляра.
  2. Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге как хранилище особо ценных и редких источников, в том числе рукописей и автографов русских классиков, а также документов, изданных на русском языке за рубежом.
  3. Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, созданная как национальная электронная библиотека, формирующая совокупность цифровых коллекций редких и ценных документов разной тематики.

Особенности деятельности национальных библиотек определяются выполняемыми ими функциями:

  1. Обеспечения систематизации и сохранения печатных и электронных документов, являющихся продуктами национальной печати, представляющими ценность для последующего общественного применения в научных, образовательных, культурно-информационных целях.
  2. Формирование и развитие фондов отечественной печати как основы национальных документных фондов литературы.
  3. Осуществление научной и методической деятельности в сфере информационно-библиотечного и библиографического обслуживания пользователей разных категорий.
  4. Реализация культурно-просветительской и воспитательной функции в масштабах всей страны.
  5. Участие в реализации государственной политики в документно-информационной сфере.

«Национальные библиотеки России: типологические особенности, задачи, содержание деятельности» 👇

Статус, содержание деятельности национальных библиотек России

Национальные библиотечные учреждения России подчиняются федеральным органам власти, а также выступают в качестве особо ценных и охраняемых объектов федеральной собственности. В отличие от других библиотечных учреждений в целях обеспечения сохранности национальных фондов и поддержания отрасли в целом их ликвидация или реорганизация не допускается законом. Также для национальных библиотек гарантировано право на неотчуждаемость их фондов как объектов особой общественной ценности.

Являясь независимыми в структурном, организационном, управленческом и финансовом аспектах деятельности, национальные библиотеки образуют системы, основанную на принципах кооперации. Так, координация деятельности национальных библиотек позволяет им реализовывать значимые проекты федерального уровня, проводить исследования в области библиотечно-информационного обслуживания, а также осуществлять развитие библиографической базы за счет формирования и продвижения системы национального электронного каталога.

Важной частью деятельности национальных библиотек выступает сохранение документов, имеющих особую ценность для науки или культуры, что достигается за счет оцифровки таких изданий и создания их электронных копий. В первую очередь оцифровке подвергаются:

  1. Документы, находящиеся в плохом (ветхом) физическом состоянии.
  2. Единичные экземпляры документов во избежание их безвозвратной потери в результате порчи или уничтожения.
  3. Документы, имеющие особую культурную, историческую или образовательную ценность.
  4. Документы, относящиеся к значимым решениям официальных органов власти.

Национальные библиотеки России и национальные библиотеки регионов

Национальные библиотеки России необходимо отличать от национальных библиотек регионов, которые образуются в субъектах Федерации, имеющих статус национальных автономий, республик и проч.

Определение 2

Национальные библиотеки регионального статуса представляют собой профильные библиотечные учреждения, создаваемые как центры сохранения и развития письменности на национальном языке, а также продвижения национального языка, традиций, обычаев и культуры среди пользователей.

Такие библиотеки имеют значение как центры сохранения и развития самобытной национальной культуры народов России. В частности, они выполняют следующее функции:

  1. Создание коллекций документов на национальных языках, а также их пополнение и продвижение.
  2. Поддержка культурно-образовательных проектов и инициатив сфере национальной культуры.
  3. Приобщение пользователей, в том числе детей и молодежи, к национальным культурным ценностям народа через его культуру, искусство, литературу.
  4. Формирование электронных национальных информационных ресурсов.

Национальные библиотеки России, а также национальные библиотек субъектов Федерации подчиняются действующему законодательству в области библиотечного дела и обеспечивают многопрофильную работу по реализации функций библиотечного обслуживания населения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Руководство по методике предметизации. Опыт Российской национальной библиотеки

Доступ
Закрытый
Место издания
Москва
Издательство
ФАИР-ПРЕСС: Центр «ЛИБНЕТ»
Год издания
2005
Количество страниц
408

Аннотация

Издание представляет собой описание методики предметизации в Российской национальной библиотеке. В Руководстве рассматриваются как общие понятия предметизации — предмет и предметизация, язык предметных рубрик как информационно-поисковый язык, так и методы практической предметизации документов в условиях машиночитаемой каталогизации

  • Библиографическая запись
  • Оглавление

Руководство по методике предметизации. Опыт
Российской национальной библиотеки / Рос. нац.
б-ка, Нац. информ.-библ. центр «ЛИБНЕТ» ; [авт.-
сост.: Селиванова Ю. Г. и др. ; под общ. рук.
Кулиш О. Н.]. — Москва : Фаир-Пресс [и др.],
2005. — 407 с.

Образовательная функция библиотеки как феномена культуры, существует с момента появления первых библиотек, но значимость этой функции различна в деятельности конкретных культурно-исторических типов библиотек. Очевидно, что дворцовые и монастырские библиотеки были больше книгохранилищами, чем местом для самообразования, а университетские и публичные библиотеки больше местом для самообразования, чем книгохранилищем.

В Античности и на Древнем Востоке библиотеки существовали в двух ипостасях: как книгохранилища и как общественные центры, в задачи которых входило распространение знаний. В эпоху раннего Средневековья возникают библиотеки при монастырях и соборах. На рубеже XIII — XIV веков под влиянием формирующейся университетской культуры в отношении к книге и библиотеке происходит перелом. Монастырская книга в своей духовной и интеллектуальной функции играла, прежде всего, роль сокровища. В отличие от этого университетская книга становится инструментом познания. В Париже, Болонье, Падуе, Оксфорде возникают библиотеки при университетах. В эпоху Просвещения увеличение объема литературы по естествознанию, истории, искусству в библиотеке усиливает ее образовательную функцию. В XVIII веке образовательная функция библиотек реализуется в доступности книг и информации обществу. В XX веке доминирующим типом библиотеки становится массовая публичная библиотека. Главными задачами библиотеки в СССР виделись пропаганда книг, руководство чтением, формирование и регулирование читательских интересов. Библиотека, как музей и театр была важной составной частью культурного пространства города.

У библиотеки есть некоторые универсальные черты, независимые от культурно-исторического типа. Система регулирования доступности информации и система регистрации читателей, контроля читательского спроса влияли на библиотечную политику, изменение роли библиотекаря и роли читателя в истории, выступали формой существования идеологической власти государства. В каждой библиотеке существовали определенные цели, задачи, обязанности, правила и нормы. Обычно идеологические, ценностные ориентации библиотеки оказываются встроенными в ее технологию, и это заставляет более пристально проанализировать разного рода как внешние приказы, положения, инструкции государственных институтов, так и внутренние правила порядка. Библиотека, кроме того, что она является книгохранилищем, культурным центром, сосредоточием духовного наследия, выступает как сцена политических, социальных, экономических, культурных преобразований. Государство диктует ей условия существования, дает право на приобретение, хранение и выдачу книг. В библиотеке всегда хранились книги официально разрешенные и запрещенные к чтению, и это различие было частью стратегии власти. Читателю предписывали читать либо церковные книги, либо произведения классиков марксизма-ленинизма. Система регистрации читателей представляет собой характеристику потребностей культурного человека своего времени. Читательские формуляры и библиотечные карточки это не просто запись книг, которые выданы библиотекарем и прочитаны читателем. С их помощью библиотека организует комплектование, систематизацию и каталогизацию книг, учитывает спрос на отечественные и зарубежные издания. Если раньше регистрировали сколько книг выдано и прочитано, кто, что читает, то сегодня при регистрации читателей рассматриваются такие критерии, как: численность читательской группы, статус читателя, мотивы выбора именно этой библиотеки. Библиотека формирует субъекта, работающего с книгами, и само знание, которое хранится в ней. Одновременно она проводит отбор книг, устанавливает при этом общие границы распределения и циркуляции знания и задает условия возможности удовлетворения потребностей людей в информации. Современная библиотека — это культурно-информационный центр города, система хранения, упорядочивания, представления социальной информации. Она осуществляет интеграцию знания и культуры, объективированных в книжном потоке. Современная библиотека — библиотека публичная, ее культуросберегающими функциями остаются хранение, систематизация, представление и доступность информации.

Обзор отечественной и зарубежной литературы, посвященной деятельности и функционировании национальных библиотек, позволяет выявить необходимость усиления образовательной роли национальных библиотек. В Израиле, Японии, Дании, Франции национальные библиотеки наряду со своими традиционными функциями выполняют функции университетской библиотеки. Усиление дифференциации читателей, появление отраслевых специализаций в обслуживании читателей национальных библиотек привело к необходимости создания подсобных фондов при читальных залах, к обеспечению доступа к информации на расстоянии, к библиотечной кооперации в области использования фондов, к созданию распределенного национального фонда, понимаемого как конгломерат всех фондов. Британская библиотека в этих целях заключила соглашение с национальными библиотеками Шотландии, Уэльса, с университетскими библиотеками Кембриджа и Оксфорда.

В отечественной теории и практике библиотечного дела исторически особая роль отводилась библиотекарю и его взаимоотношениям с читателем. Руководство чтением как целеориентирующая деятельность и подготовка читателя к самообразованию, которые классики российского библиотековедения Н. А. Рубакин и А. Я. Айзенберг рассматривают не только как познавательный процесс, но и средство воспитания, непрерывное обновление интеллектуального арсенала, составляют содержательные аспекты образовательной функции библиотеки. Н. А. Рубакин первым из библиотековедов России пытался поставить на научную основу проблему изучения читателя, и вопрос о влиянии книги на читателя. В своих известных трудах «Этюды о русской читающей публике», «Психология читателя и книги (введение в библиопсихологию)» и других Н. А. Рубакин рассматривал проблемы чтения и самообразования, заложил основы библиопсихологии, теории чтения, а также разработал методы изучения читателей и спроса книг.

Руководство чтением — это создание таких условий, которые позволяют помогать читателю сознательно выбирать направление и систему чтения, внутренне мотивировать свою организацию чтения, формировать новые читательские интересы. Некоторые ученые считали, что в руководстве чтением нуждаются только читатели с низким уровнем подготовки. Сегодня старая теория руководства чтением отрицается специалистами и библиотекарями. На вопрос: «Рекомендуете ли вы книгу читателю?», — многие библиотекари отвечают, что рекомендация — это некоторое насилие над свободой выбора читателя. Немногие сходятся на том, что направлять читательские интересы нужно незаметно для самих читателей

В современном обществе комплектование фондов производится самой библиотекой: библиотеки осуществляют систематизацию и каталогизацию книг, библиограф решает куда поставить ту или иную книгу, какие книги можно списать, какие оставить на открытом доступе, и какие нужно сегодня рекомендовать читать. Таким образом, когда читатель приходит в библиотеку, он имеет дело с документальным потоком, отобранном библиотекой для чтения.

Отсюда следует два интересных взаимоисключающи вывода. С одной стороны, читатели, особенно студенты, стремятся удовлетворить свои запросы без помощи библиотекаря и самостоятельно осуществить выбор необходимой им литературы. С другой стороны, студенты — читатели, не обладая высокой культурой чтения, не имеют возможности ее развить в библиотеке, поскольку не используют библиографа-ыконсультанта в качестве руководителя чтением. Авторитетом является не библиотекарь, а преподаватель, определивший список литературы по своей дисциплине.

В последнее время в библиотечной практике не пользуются методами руководства чтением, ибо считают, что принцип свободы в получении информации в библиотеке реализуется через самостоятельный выбор читателем ассортимента и объема необходимой литературы. Исключение функции консультанта, методиста, воспитателя книжной культуры из профессиональной деятельности библиотекаря, превращает массовую библиотеку из культурно-информационного центра в простое книгохранилище.

На самом деле библиотека может:

  1. комплектовать свой фонд с учетом образовательных потребностей студенческой молодежи, совместно с ведущими вузами города;
  2. создавать специальные каталоги учебной литературы, основываясь на универсальных требованиях государственных образовательных стандартов;
  3. последовательно, с помощью современных информационных технологий возвращать молодежи вкус к книжной культуре.

Руководство чтением как средство воспитания, как непрерывное обновление интеллектуального арсенала, может составить содержательные аспекты образовательной функции библиотеки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ремонт ванной комнаты пластиковыми панелями своими руками инструкция
  • Руководство для воина террария
  • Flying spinner инструкция на русском языке
  • Инструкция к коляске verdi sonic 3 в 1
  • Дозатор для моющего средства инструкция по применению