Руководство для начинающих следователей следственного комитета российской федерации

скачать книгу бесплатно

Руководство для следователя и его общественного помощника
Юрий Петрович Гармаев

С каждым годом в правоохранительные органы приходит все больше общественных помощников и студентов-практикантов. Но практические работники часто не знают, как эффективно использовать их труд, передавая при этом свое профессиональное мастерство. Издание подготовлено коллективом ученых и практиков в рамках инновационного проекта «Прикладные методы обучения юристов», поддержанного грантом Президента РФ. Издание имеет тройное назначение: 1) памятка для следователя; 2) совокупность рекомендаций о том, как он может эффективно использовать работу своего общественного помощника, а также студента-практиканта; 3) пособие для самих общественных помощников и практикантов. Например, следователи могут использовать отдельные главы для постановки задач и контроля их исполнения, не тратя лишнее время на обучение и инструктаж. Адресуется следователям, дознавателям, другим работникам правоохранительных органов, их общественным помощникам, студентам, всем, кто интересуется криминалистикой и уголовным процессом, а также инновационными методами обучения юристов.

Руководство для следователя и его общественного помощника

Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор – доктор юридических наук Ю.П. Гармаев

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2010 года.

Рецензенты

Валерий Иванович Елинский, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, старший прокурор-криминалист Главного управления криминалистики Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Вячеслав Викторович Сухоруков, руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Бурятия, государственный советник юстиции 3 класса.

Сведения об авторах

Артур Викторович Бычков, ректор Сибирской академии права, экономики и управления (г. Иркутск), кандидат юридических наук, доцент, – глава 16 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым);

Юрий Петрович Гармаев, доктор юридических наук, – глава 1, главы 3, 6 и 8 (в соавторстве с Э.В. Мартиросяном), глава 5 (в соавторстве с Т.Т. Магомедовым), глава 14 и Приложение 2 (в соавторстве с И.И. Телегиным), глава 15 (в соавторстве с А.О. Хориноевым), глава 16 (в соавторстве с А.В. Бычковым);

Теймур Талехович Магомедов, заместитель Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, советник юстиции, – глава 2 (в соавторстве с Э.В. Мартиросяном), глава 4 (в соавторстве с Р.А. Мартыновым), глава 5 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым), глава 9;

Энок Возгенович Мартиросян, прокурор-криминалист отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тюменской области, старший советник юстиции, – глава 2 (в соавторстве с Т.Т. Магомедовым), главы 3 и 6 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым), 7.1, глава 8 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым);

Роман Александрович Мартынов, судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия), – глава 4 (в соавторстве с Т.Т. Магомедовым), глава 12;

Владислав Олегович Пантелеев, следователь группы по расследованию преступлений, совершенных против личности, и бандитизма при отделе по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Новосибирской области, юрист 2-го класса, – глава 13;

Диана Аркадьевна Степаненко, заместитель директора Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин (г. Иркутск), доктор юридических наук, профессор, – глава 11;

Игорь Иванович Телегин, руководитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Новосибирской области, государственный советник юстиции 3-го класса, почетный работник прокуратуры РФ, – глава 14 и Приложение 2 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым);

Анатолий Орхокович Хориноев, председатель Верховного суда Республики Бурятия, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, – Предисловие, глава 15 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым);

Дмитрий Юрьевич Яковлев, заведующий кафедрой криминалистики и судебных экспертиз Юридического института Сибирской академии права, экономики и управления (г. Иркутск), кандидат юридических наук, доцент, – 7.2 – 7.7.

Предисловие

В настоящее время и руководство нашей страны, и общественность постоянно обращают внимание на низкое качество обучения в большинстве юридических вузов. Результаты очевидны и чрезвычайно вредны. В частности, невысокий уровень квалификации кадрового состава органов предварительного расследования, куда устремляется значительная часть выпускников-юристов, уже стал притчей во языцех. Профессиональная некомпетентность следователей становится особенно очевидной в ходе судебного разбирательства по уголовным делам. Вот почему своевременной и необходимой представляется инициатива Президента Российской Федерации, который в своем Указе, специально посвященном юридическому образованию, упомянул о необходимости увеличения объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования <1>.

<1> Подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.05.2009 N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 29 мая. N 97 (4921). С. 13.

В этих условиях работодатели нашей страны, в том числе органы предварительного расследования и суда, вправе рассчитывать на то, что со студенческой скамьи будут выходить хорошо подготовленные юристы, знакомые не только с теорией и законодательством, но и с реальной практикой их применения, способные составить любой правоприменительный акт, помочь гражданам подготовить необходимые им документы, защищая их права.

Чтобы повысить качество практической составляющей обучения юристов, необходимы адаптированные к практике учебники и пособия. Именно к таковым относится книга, которую читатель держит в своих руках.

«Руководство для следователей и их помощников, практикантов» является первым в своем роде изданием, содержащим прикладные рекомендации как для следователей, так и для студентов в период прохождения ими практик и работы общественными помощниками. Книга подготовлена коллективом опытных практических работников и ученых в рамках инновационного проекта «Прикладные методы обучения юристов», поддержанного грантом Президента РФ. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор – доктор юридических наук, профессор Ю.П. Гармаев – 14 лет отдал службе в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, в том числе 5 лет трудился в Иркутском институте повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры РФ. Опыт обучения и практических работников, и студентов, проведение выездных занятий в правоохранительных органах в 22 субъектах Российской Федерации – все это в совокупности позволило организовать разработку и успешно апробировать прикладные и притом не имеющие аналогов в России средства обучения.

В частности, авторы сделали в «Руководстве…» соответствующие ссылки, подготовили и разместили в Интернете для открытого пользования электронные документы – образцы и примеры процессуальных и иных документов для обучения начинающих следователей, общественных помощников и практикантов. Такой подход, безусловно, повысит практическую значимость и эффективность предлагаемых в книге рекомендаций.

Есть основания полагать, что при условии широкого внедрения настоящего «Руководства…» качество и эффективность расследования уголовных дел могут улучшиться и в то же время будет повышен уровень прикладных знаний и навыков выпускников юридических вузов, больше квалифицированных молодых специалистов успешно трудоустроятся и с полной отдачей будут работать в правоохранительных и судебных органах нашей страны.

А.О.Хориноев,

заслуженный юрист РФ,

председатель Верховного суда

Республики Бурятия,

кандидат юридических наук

Глава 1

Кому и как пользоваться этим руководством

1.1. Обращение к следователям и руководителям следственных органов

Уважаемые следователи <2>! Перед вами пособие, призванное существенно сократить затраты времени и сил в профессиональной деятельности. Прежде всего оно адресовано следователям, имеющим небольшой опыт работы. Это памятка о том, как, начиная свою трудовую деятельность, не допустить ошибок и нарушений закона в самых, казалось бы, простых, но весьма насущных вопросах предварительного расследования: систематизации материалов дела и электронных баз данных, организации осмотра места происшествия, других следственных действий, составлении процессуальных документов и т. п.

<2> Здесь и далее под термином «следователь» подразумеваются следующие должностные лица: следователь, дознаватель, следователь-криминалист, руководитель следственного органа, начальник органа дознания.

Есть у пособия и другие задачи, и речь уже не только о начинающих следователях.

Уважаемые коллеги! Всю свою работу в уголовном судопроизводстве вы привыкли делать самостоятельно, не надеясь на постороннюю помощь, а порой и не доверяя ей. И это, конечно же, неплохо. Но… Всегда ли это эффективно?

Между тем в системе следственных органов произошло не самое заметное, но весьма знаменательное событие. Приказом председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации N 50 от 15.05.2008 было утверждено Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации <3>. Как гласит Положение, институт общественного помощника следователя призван содействовать привлечению граждан к работе по противодействию преступности, созданию условий для формирования кадрового резерва (п. 2). Итак, сделано главное – начато формирование правовых основ деятельности общественного помощника следователя, определены его права и обязанности, сделан важный шаг в плане мотивации его работы – он может попасть в кадровый резерв следственных органов.

<3> См. Приложение 1. Далее – Положение или Положение об общественном помощнике следователя.

Теперь каждый или почти каждый следователь следственного органа Следственного комитета РФ в порядке, установленном Положением, может быть обеспечен общественным помощником. Только какую же работу ему доверить, какие поручения дать, что, собственно, с ним делать – неумелым, да и не всегда знающим, а потому неуверенным в себе молодым человеком?!

Пункт 18 названного Положения определяет лишь самые общие направления деятельности общественного помощника:

1) техническая, информационная и организационная помощь следователю в его работе;

2) подготовка проектов документов по поручению следователя.

Вряд ли этот перечень вносит полную ясность. Обозначенные направления деятельности требуют конкретизации, но уже не на уровне ведомственного нормативного акта, а на уровне методических рекомендаций.

Вероятно, первое, что приходит в голову следователю, – поручить помощнику разнести повестки, использовать его в качестве понятого <4> и т. п. Чтобы доверить ему что-то более серьезное и квалифицированное, например составить проект обвинения <5>, следователю недостаточно быть просто профессионалом, нужно иметь еще и опыт наставника. Но не у всех он есть, как, собственно, и время для работы с молодежью.

<4> Пункт 22 Положения прямо запрещает привлечение общественного помощника следователя к работе в качестве участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого). См. гл. 5.

<5> См. гл. 14.

Но проблема обеспечения работой общественного помощника – это еще полбеды. Ведь почти постоянно в следственный отдел (отделение) приходит большое количество студентов-практикантов. С ними еще сложнее – занимают много места в тесном помещении, путаются под ногами, задают наивные вопросы… В общем, создают дополнительные хлопоты. А у вас их и так… Многие следователи просто не знают, чем занять практикантов. Да и приходят студенты чаще всего только на 2 – 4 недели. Чему их можно научить за это время?! – скажете вы. Только чему-то научишь, а они уже назад – в аудитории. Какой же от них толк?!

Как показал практический и дидактический опыт коллектива авторов этого руководства, не только постоянно действующие общественные помощники, но и студенты-практиканты могут оказать ощутимую помощь следствию даже за короткий промежуток времени. Нужно только правильно направить и организовать их работу, пустить их творческую энергию в нужное русло и, наконец, с облегчением ощутить, как много времени сэкономлено, как много полезных дел сделано руками, пусть неопытными, но старательными.

Изучив данное руководство, вы можете просто и без лишних затрат на инструктаж распределить работу между общественными помощниками и практикантами, выбрав из текста те главы-задачи, которые более всего вам нужно выполнить на текущий момент досудебного производства по уголовному делу. Мы уверены, что большинство общественных помощников и практикантов, получив эти задания, наконец-то почувствуют, что они реально востребованы и полезны своим старшим товарищам. Вы сами увидите, как радость творчества, энтузиазм, чувство собственной значимости зажгут огонь в глазах молодежи, и вместо равнодушного статиста вы получите настоящего Помощника, а далее, быть может, и своего коллегу.

Перед тем как приступить к конкретным рекомендациям, просим вас изучить и учесть некоторые особенности личности типичных практикантов-юристов и общественных помощников.

1. Добросовестный практикант – студент-практикант, имеющий хороший первичный образовательный уровень и пришедший на практику с твердым намерением научиться чему-либо новому, не считаясь с личным временем и объемом усилий.

Добросовестного практиканта желательно поднять до уровня общественного помощника (см. ниже). Рекомендуется для начала поручать задачи невысокого уровня сложности, например изложенные в главах 2 – 9, но готовить к выполнению более сложных задач (см. главы 10 – 15).

2. Общественный помощник – это элита, «гвардия» молодых юристов. Как правило, это в прошлом добросовестный практикант (см. выше, п. 1), который по зову сердца, а не ради простого любопытства, доходов, престижа и т. п. желает быть для начала общественным помощником, поскольку в будущем собирается претендовать на должность следователя. Ясно, что такой молодой человек или девушка хорошо мотивированны, поскольку правомерно надеются, что работа общественного помощника, во-первых, позволит им ближе познать практику уголовного судопроизводства, во-вторых, даст серьезные конкурентные преимущества при трудоустройстве <6>. Трудится такой человек добровольно и безвозмездно, не считается с личным временем, отличается творческим мышлением, высокой работоспособностью, вежливостью и предупредительностью по отношению к руководителю и коллективу органа.

<6> Как можно судить, например, исходя из п. 2 названного Положения.

Рекомендуется поручать задачи любого уровня сложности, например, изложенные в главах 10 – 15. Разумеется, советуем присмотреться к нему как к будущему коллеге, сослуживцу. Быть может, в дальнейшем стоит ходатайствовать перед руководством о принятии его на должность следователя.

3. Недобросовестный практикант – студент-практикант, имеющий любой образовательный уровень, но проходящий практику исключительно по необходимости, для галочки, например, для того, чтобы только подписать дневник и другие отчетные документы. Опаздывает, плохо выполняет поручения, часто отпрашивается, спит на ходу.

Недобросовестным практикантам рекомендуем не поручать ничего. Практика такого лица по вашему усмотрению может быть прекращена досрочно с направлением письма руководству факультета, вуза, на основании которого оно может быть отчислено как не прошедшее практику. Проект письма и другие материалы к книге размещены на сайте labatr.bsu.ru, в электронных приложениях к настоящему пособию, папке «Методические материалы».

В основу «Руководства…» положены результаты изучения материалов свыше 3000 уголовных дел различных категорий и свыше 1000 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела. Авторами было опрошено и анкетировано более 200 респондентов (следователи, прокуроры, их заместители и помощники из 36 субъектов РФ со стажем работы от трех лет и более), имеющих следственный опыт, опыт поддержания государственного обвинения. Кроме того, респондентам задавались следующие вопросы:

– по каким конкретно задачам привлечение общественных помощников и практикантов было бы наиболее рациональным, эффективным и при этом законным?

– какие советы наиболее полезны для практических работников и их помощников – практикантов?

– каким языком, каким стилем излагать те или иные рекомендации?

– какого придерживаться объема изложения по отдельным вопросам, с тем чтобы книга не пылилась на полке, а оказывала бы реальную помощь?

Именно на результаты этого опроса прежде всего ориентировался авторский коллектив настоящего издания.

* * *

Авторы выражают глубокую признательность руководству и коллективам следственных управлений Следственного комитета РФ, следственных управлений Следственного комитета при МВД России, а также прокуратур следующих субъектов РФ: Республик Бурятия и Кабардино-Балкария, Алтайского, Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Иркутской, Новосибирской, Омской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей за апробирование рекомендаций, активную помощь в сборе и обобщении данных практики.

1.2. Вопросы предупреждения противодействия и сохранения тайны предварительного расследования

Уважаемые следователи и прокуроры! Искренне полагаем, что большинство общественных помощников и практикантов – это честные и порядочные молодые люди. Однако, как и все прочие граждане, они бывают разными. К сожалению, ни вуз, ни родители не могут гарантировать, что вы не столкнетесь с отдельными проявлениями нечестности, недобросовестности, непорядочности или заинтересованности в исходе конкретного дела.

Следует иметь в виду, что некоторые ограничения устанавливает Положение об общественном помощнике следователя. В частности, таковым может стать только лицо:

– в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);

– которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

– годное не только по состоянию здоровья, но и по моральным, деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя, имеющее склонность к следственной работе (п. 4 Положения).

Кроме того, общественный помощник следователя обязан оперативно информировать следователя и руководителя следственного органа о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, в том числе о привлечении к уголовной или административной ответственности либо иных обстоятельствах, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (п. 19 Положения).

Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу либо правам и законным интересам граждан и организаций (п. 20 Положения).

Общественный помощник следователя не может быть допущен к работе с документами, содержащими государственную тайну и служебную информацию ограниченного пользования, ему запрещается разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу (п. 23 Положения).

Общественному помощнику следователя запрещаемся лично или через других лиц получать от физических и юридических лиц какое-либо вознаграждение (денежные средства, подарки, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и прочее) в связи с исполнением обязанностей общественного помощника следователя, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях (п. 24 Положения).

Полагаем, что все эти требования можно и нужно распространять и на практикантов. Следует внимательно относиться к выбору поручаемых задач. Тщательно проверяйте все результаты работы, которую поручаете общественному помощнику или практиканту. Например, то же самое Положение (п. 21) требует от общественного помощника следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовить письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного органа, в котором осуществляется деятельность общественного помощника следователя.

В соответствии с п. 8 Положения кадровое подразделение следственного управления проводит дополнительную проверку сведений о кандидате в общественные помощники следователя, а при необходимости о его ближайших родственниках, в том числе сведений о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

Вместе с этим с учетом ситуации по конкретным делам и материалам рекомендуем в пределах ваших служебных полномочий проверить, чем, помимо учебы и поручаемой работы (практики), занимается молодой человек; каков круг его знакомств; возможно ли оказание на него нежелательного воздействия представителями стороны защиты, например, исключено ли совершение им действий, направленных на уничтожение либо фальсификацию доказательств, и т. д. Хоть и очень редко, но, к сожалению, негативные примеры в следственной практике имеются.

Как правильно отмечено в п. 23 Положения, далеко не всегда необходимо давать практиканту всю информацию по конкретному делу, находящемуся в производстве. Следует строго и тщательно разъяснить помощнику (практиканту) недопустимость разглашения сведений, ставших ему известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу, напомнить ему об уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ).

Убедившись в порядочности, добросовестности общественного помощника (практиканта), установив оптимальный уровень контроля за его деятельностью, можно приступить к конкретным поручениям, изложенным ниже.

1.3. Обращение к общественным помощникам и практикантам

Уважаемые общественные помощники и практиканты! Вы порой просто не представляете себе, как бывает загружен работой следователь, дознаватель и другие наши коллеги-правоприменители!

В существующем режиме работы, порой почти нечеловеческом по своему напряжению, даже высококлассному специалисту очень трудно избежать отдельных упущений: допустить ошибку при составлении сложного процессуального документа (см. гл. 9, 14), забыть приобщить к делу важный материал (см. гл. 15), не взять на место происшествия нужный бланк или предмет (см. гл. 3) и т. п.

Согласитесь, все это по-человечески понятно и не означает, что специалист некомпетентен. Как известно, не ошибается тот, кто не работает. При этом в уголовном судопроизводстве существует масса задач и процедур, несложных по своему содержанию, но затратных по времени выполнения. Например, любому следователю необходимо регулярно систематизировать и подшивать все дела и материалы, находящиеся у него в производстве (см. гл. 2). Но времени не хватает, да и жалко. И тут на помощь можете прийти вы – наши добросовестные и умелые молодые коллеги!

А теперь представьте, насколько приятно будет практическому работнику, если вы вдумчиво, со знанием дела и корректно поможете старшему товарищу. Вы точно заслужите, быть может, не очень явную, но весьма глубокую благодарность профессионала, с удовольствием обнаружившего, что рядом с ним не просто «статист», «разносчик повесток», а подающий большие надежды молодой специалист, внимательный, знающий, работоспособный и доброжелательный, – в общем, как раз тот, кого он хотел бы видеть рядом как коллегу, соседа по кабинету. И кто знает, быть может, именно его вовремя замолвленное словечко или мотивированный рапорт будут решающими при вашем трудоустройстве. Хотите научиться оказывать квалифицированную помощь практическому работнику – читайте это пособие!

Внимание!

Перед дальнейшим изучением «Руководства…» обязательно прочитайте предыдущий параграф «Вопросы предупреждения противодействия и сохранения тайны предварительного расследования». Согласуйте с курирующим следователем и руководителем следственного органа все обозначенные вопросы.

Книга, которую вы держите в руках, не подменяет собой другую учебную литературу. Выходя на практику или работу в должности общественного помощника, следует прежде всего ориентироваться на учебные издания по криминалистике, уголовному процессу, уголовному праву и другим предметам «криминального цикла», постоянно обращаться к ним в своей работе.

1.4. Где скачать и как работать с электронными приложениями

В процессе работы над данным руководством перед авторами стояла задача сделать его максимально прикладным. А для этого мало только давать советы. Нужно предоставить возможность начинающим следователям, их помощникам и практикантам здесь же применить совет на практике. А это, как правило, означает составить процессуальный или иной документ. С тех пор как в правоохранительных органах появилась компьютерная техника, это делается на основе разнообразных электронных шаблонов, которые тысячами оседают в персональных компьютерах и локальных сетях каждого следственного подразделения. Есть у таких подходов и свои минусы (см. 6.7). Но и совсем отходить от сложившейся практики тоже не выход.

Поэтому авторы решили подготовить и разместить в Интернете для открытого пользования электронные документы – образцы и примеры процессуальных и иных документов для обучения начинающих следователей, общественных помощников и практикантов. Для этого после специальной выборки материалов уголовных дел некоторые процессуальные и оперативно-розыскные документы были отсканированы, отредактированы и обезличены.

15 января коллектив следственного отдела по городу Рубцовск СУ СКР по Алтайскому краю отметил профессиональный праздник – восемь лет со дня образования Следственного комитета Российской Федерации.

Основная задача сотрудников отдела – расследование уголовных дел, также большое внимание уделяется профилактической работе, направленной на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.

В отделе – шесть следователей во главе с руководителем Юрием Лаптевым.

– У нас состоявшийся коллектив, способный в полном объеме решать поставленные задачи, – отмечает Юрий Константинович. – Помимо расследования тяжких и особо тяжких преступлений, есть еще несколько серьезных направлений работы: преступления коррупционной направленности, в сфере трудового законодательства и детская преступность.

Деятельность следственного отдела была бы невозможной без тесного взаимодействия с другими правоохранительными органами – полицией, прокуратурой, ФСБ.

– Наши представители принимают участие в работе антитеррористической комиссии при администрации города и комиссии по трудовым спорам, – говорит Юрий Лаптев. – Сотрудничаем и с военкоматом по розыску уклонистов от службы в армии.

О том, чем занимается следственный отдел, можно рассказывать еще очень долго и подробно. Каждое направление интересное и значимое. Но речь сегодня пойдет о людях из СО. Точнее, о молодых сотрудниках. Отношение к ним тут особое, внимательное.

– Теоретические знания, с которыми к нам приходят дипломированные специалисты, надо уметь применить на практике, – поясняет руководитель отдела. – Прежде чем стать следователем, необходимо пройти шестимесячную стажировку. На этот период стажер закрепляется за опытным сотрудником. Наставник оказывает практическую помощь, дает указания по выполнению следственных действий и так далее. Через полгода – аттестация. Самый сложный период начинается как раз после того, когда молодой следователь начинает работать самостоятельно, берет на себя ответственность за принятие решений. Выдерживают не все. Кроме расследования уголовных дел, есть еще немало текущих. И вот тут главное – правильно организовать, спланировать свою работу, проконтролировать выполнение своих поручений оперативными сотрудниками. Надо любить и уметь общаться с людьми, быть психологом.

Сегодня в следственном отделе Рубцовска из шести следователей один молодой, но уже достаточно опытный и один (точнее, одна) – начинающий.

Это Андрей Авдеенко и Виолетта Редькина.

Молодой, но уже опытный следователь

За плечами Андрея Авдеенко – год службы в следствии. Кажется, что это совсем небольшой срок, однако здесь так не считают.

Андрея Олеговича можно назвать продолжателем семейной династии Авдеенко: его мама долгие года была следователем в Рубцовске, а сейчас возглавляет один из следственных отделов Барнаула.

– Сам я не собирался быть следователем, – чистосердечно признается Андрей. – Но на выбор образования – юридического – профессия мамы повлияла. Хотел стать юристом. А теперь и в следствие пришел.

Несмотря на молодость, Андрей Авдеенко успел зарекомендовать себя как серьезного и ответственного сотрудника. Ему поручают расследование сложных и резонансных дел. Трудно? Да. Ответственно? Да. За каждым принятым или непринятым решением – судьбы людей. И цена ошибки слишком высока.

Потомственный следователь это прекрасно понимает и убежден, что за совершенное преступление наказание должно быть обязательным. Для достижения результата часто приходится забывать о личном времени, об отдыхе.

– Следователь – это человек, готовый работать в любое время дня и ночи, – убежден лейтенант юстиции. – Тот, кто заинтересован в этой работе лишь финансово, ничего не сможет добиться. Хочу верить, что каждое расследованное преступление, помощь, оказанная конкретному человеку, делают завтрашний день лучше.

С большим уважением Андрей Олегович отзывается и о своих коллегах по отделу:

– Они настоящие профессионалы своего дела, умеющие всесторонне мыслить и принимать неординарные решения. Всегда поддержат в сложной ситуации, подскажут, помогут. И это – главное.

Начинающий следователь

Виолетта Редькина стала следователем прошлой осенью – 3 сентября. Совсем скоро девушке предстоит серьезное испытание – в марте ее ожидает аттестация.

– Сложно, иногда трудно, но очень нравится, – Виолетта Вадимовна улыбается. – В отделе замечательный коллектив! Поддержка идет со всех сторон, я такого не ожидала. Не критикуют, не ругают, если что-то не получается, стараются помочь. И это подбадривает, дает силы. Очень благодарна своему наставнику Екатерине Юрьевне Данилкиной, которая меня научила всему: как работать с материалами проверки, как допрашивать, как брать объяснения.

Путь в следствие для девушки был долгим:

– Сначала, как и многие, ходила в СО общественным помощником, набиралась опыта. Сразу знала, что работа тяжелая, что ей придется отдавать большую часть жизни, но меня это не остановило. Все оказалось еще сложнее, чем я себе представляла, но профессия по-прежнему очень нравится, хотя она и не совсем женская.

Меньше, чем за полгода, Виолетте Вадимовне пришлось столкнуться с самыми разными уголовными делами. Расследовала и убийства, и кражи. Но помнит и самое первое, которое направила в суд:

– Часть первая статьи 139 УК РФ – проникновение в жилище. Дело не очень сложное, но для меня была большая радость, когда я направила его в суд. Очень переживала. Да и сейчас переживаю за каждое расследованное дело. Холишь его, лелеешь, как ребенка, пересматриваешь на 10 раз, чтобы все еще раз проверить.

В том, что не ошиблась с выбором профессии, начинающий следователь уверена:

– В работе нравится всё, хотя приходится и днями и ночами трудиться. Существуют тонкости, в которых сложно разобраться. Хоть и знаешь теоретическую базу, практических знаний хватает не всегда. Интересно общаться с людьми. Сложно, конечно, но вроде бы получается находить общий язык и с потерпевшими, и с подозреваемыми.

Наши двери открыты

Наверное, в детстве многие мечтали стать следователями: отстаивать справедливость, устанавливать преступников, раскрывать уголовные дела. Кто-то впоследствии поступил на юридический факультет и окончил его, но так и не сделал решительный шаг.

Следственный отдел по городу Рубцовск – это небольшой коллектив, который решает важные и ответственные задачи.

– Здесь трудятся отличные люди и высококвалифицированные юристы, – говорит Юрий Константинович. – Хочу их поздравить с нашим профессиональным праздником. Желаю каждому успехов в службе и счастья в личной жизни!

Справка. Восемь лет назад – 15 января 2011 года – в России был образован Следственный комитет, подчиненный напрямую главе государства.

Сегодня плечом к плечу с опытными следователями трудится новое поколение офицеров, на вооружении которых современные возможности и новейшая криминалистическая техника. За восемь лет работы направлено в суд почти 800 тысяч уголовных дел, расследованных следователями СК России, из них свыше 70 тысяч – о коррупции. Привлечено к уголовной ответственности более 8 тысяч лиц, обладающих особым правовым статусом. Только в ходе предварительного следствия и процессуальных проверок возмещено почти 250 миллиардов рублей государству и гражданам, потерпевшим от преступлений.

Итак, по не многочисленным, но всё же поступившим просьбам, запускаю серию «Записок следователя». В этой серии будет вся правда о работе следователей в нашей стране, в том числе жизненные истории, полные как драмы, так и юмора. Начать бы хотелось с того, что бы рассказать Вам как же становятся следователями. Картина может отличаться в зависимости от региона, службы (МВД, Следственный комитет), но в целом она примерно такая везде. Ну, поехали.

Я не буду описывать то, как люди приходят к мысли о том, что бы стать следователями. Тут у каждого своя история: кто-то мечтал об этом с детства, кто-то насмотрелся фильмов и впал в романтику следственной жизни, для кого-то это просто работа — нудная, тяжелая, но работа. Ну вот решили Вы стать следователем, отучились в гражданском ВУЗе (профильные институты и академии не рассматриваем, там всё ясно), что дальше? А дальше у Вас три возможности осуществить свою мечту:

Вариант № 1: у Вас есть знакомые/друзья/родственники, работающие в органах и которые могут решить вопрос Вашего трудоустройства. Тут всё понятно: Вас приведут в нужный кабинет, скажут какие документы собрать, какие комиссии пройти, Вы дождетесь окончания проверок, которые могут длиться и по полгода. Это время Вам порекомендуют ходить к какому-нибудь следователю, помогать и набираться опыта. Проверки закончатся, все бумаги придут, место освободится и Вас возьмут следователем. Тут всё ясно, тут всё понятно. Идём дальше.

Вариант № 2: у Вас есть деньги и желание работать следователем. Тут всё тоже предельно ясно. Через знакомых Вы узнаете, что для трудоустройства надо занести определенному человеку сумму в размере 500 тысяч/миллион/2 миллиона (нужное подчеркнуть), после чего этот человек займется вопросом Вашего трудоустройства. Дальше схема будет точно такой же как в первом варианте. Вы спросите: «А как часто встречается такой вариант?», я Вам отвечу: «Довольно часто». Часто мальчики/девочки из не бедных семей впадают в романтизм и хотят пойти работать в правоохранительные органы. Идут они туда не из-за денег, а просто потому что хочется: престиж там, уважение от друзей и знакомых. Это Вам не штаны в офисе просиживать, это быть целым следователем/помощником прокурора/оперативником. Ну и родителям есть чем похвастаться: «Мой сынок работает в прокуратуре, не то что Ваш, каким-то инженером». Тут уж у кого как голова повёрнута. Многие считают это крутым и отправляют туда своих детей. Как такие дети работают — это уже другой разговор, но такой вариант имеет место быть.

Вариант № 3: у Вас никого нет — ни дяди полковника, ни тёти судьи, ни миллиона рублей в кармане. Ну что же, тогда Вас ждёт увлекательное путешествие под названием «поработай помощником следователя, прояви себя!». Вы приходите к начальнику следствия, он закрепляет Вас за следователем и тут уже как повезет. Следователь может оказаться добрым, понимающим и скажет Вам: «Послушай, тебе же не платят зарплату, ты мне тут за спасибо помогаешь, поэтому давай так: как есть у тебя свободное время, ты приходи, помогай, я тебе задания буду давать». И Вы приходите к обеду, уходите в 5-6 вечера. Если есть дела, можете вообще не приходить в этот день. Но скорее всего Вам не повезёт и тогда следователь скажет Вам: «Так, ты просишь взять тебя следователем, но делаешь это без уважения. «.

На самом деле Вам скажут, что раз уж Вы решили стать следователем, то должны пахать как следователь уже сейчас. Относится к Вам будут как к собственному рабу (особенно это актуально для Следственного комитета): Вы будете приходить на «работу» к 9 часам утра, уходить вместе со следователем ближе к ночи, праздников и выходных у Вас не будет, если есть работа. Даже если у Вашего следователя работа для Вас закончилась/он ушел в отпуск, Вас направят к другому, который не даст Вам расслабиться. Вы не сможете нигде работать, потому что у Вас не будет на это времени. Вы будете тратить свои деньги на проезд/еду и сидеть на шее у родителей. Вы будете дежурным понятым во всех следственных действиях. Причём Вас будут вписывать даже в те следственные действия, в которых Вы не участвовали: в кабинет, где Вы будете сидеть, придет следователь, которого Вы видите впервые, спросит у Вас фамилию, имя, отчество и место жительства, впишет это в какой-то протокол (вполне даже может быть в пустой) и скажет: «Распишись здесь, здесь и ещё вот здесь». И Вы не сможете отказаться! Ибо «нет!» — не будущего следователя ответ. Потом Вас будут вызывать в суды, где человек за решёткой будет кричать: «Ваша честь! Я этого понятого первый раз вижу! Его там не было! Там вообще никого не было!», а Вы должны будете с невозмутимым лицом говорить: «Нет, я там был. Это у него нашли в заднем проходе ранее украденную магнитолу и я это видел». Хотя на самом деле Вы ничего не видели, но следователь, который вписал Вас в то следственное действие, перед судом расскажет что там было и как нужно говорить. И так каждый день, с утра до ночи.

«И сколько это продлится?» — спросите Вы. А я Вам отвечу: не знаю. По разному. Бывает и 3 месяца, бывает полгода, бывает год. Некоторые, особо упорные, трудятся помощниками и 2-3 года. Но самое главное: Вам никто не дает гарантии, что Вас в итоге возьмут на работу! Не редко люди год бесплатно пашут на следователя, а в итоге их никто так и не берёт на работу! Вместо них берут тех, кто уже работал следователем или переводится откуда-то, чьих-то родственников/друзей, тех кто заплатил за трудоустройство. А «помощники» так и ждут своего места месяцами, годами. Тут больше значение имеет текучка: если её практически нет, то ходить Вы будете долго. Если следователи бегут чуть ли не каждый месяц и свободные вакансии надо кем-то забивать, то Вас оформят довольно быстро. Бывает так, что через полгода проверки всплывает судимость у отца, о которой никто не знал, и Вам отказывают. Некоторые не выдерживают и через год платят деньги за трудоустройство. Тут ведь как — чем больше времени и сил ты затратишь в качестве помощника, тем сильнее тебе будет хотеться устроиться. Представьте сами: Вы целый год, каждый день с утра до ночи пахали, тратили свои деньги и всё в пустую? Тут уже принцип срабатывает: надо устроиться любыми путями.

Очень жалко было тех, кто по несколько месяцев отработал в пустую и так не устроился следователем. На этом их приключения не заканчиваются. Им ещё в течении пары лет будут приходить повестки в суд по тем делам, где они были понятыми. Если они не будете ходить — их будут искать судебные приставы. А самое интересное ждёт тех, кто по какой-то причине окажется на скамье подсудимых! К бывшим сотрудникам такого человека не посадят, ибо он никогда не был сотрудником. А теперь представьте картину: попадает такой человек в камеру и там выясняется, что он чуть ли не у каждого второго по делу понятым был! Весело, не правда ли?

Вот такая вот она правда. Будут вопросы — задавайте!

Colonel Cassad

Мы никогда не задумываемся над тем, какую важную роль играет тщательный осмотр вещей подследственных, и не уделяем этому должного внимания.
Прежде чем встретиться с подследственным, надо тщательно осмотреть его имущество, причем особое внимание должно уделяться содержанию записных книжек, дневников и вообще каждому клочку бумаги, на котором что-нибудь написано.
Любой обрывок бумаги, даже папиросной, следует тщательно изучить.
Все бумаги, содержащие загадочные записи, надо отложить, а в конце первого же допроса потребовать от подследственного объяснения.
Все адреса нужно взять на заметку и также потребовать объяснения при допросе.
Если среди вещей имеются книги, особое внимание необходимо уделять форзацам. Если книги обернуты бумагой, обертки надо снять. Если уголок страницы загнут, ее следует внимательно осмотреть — на ней могут быть знаки или наколы.
Если вы найдете словари, перелистайте страницы, на которых начинается новая буква, и посмотрите, нет ли под этой буквой или над ней каких-нибудь знаков.
Необходимо осмотреть внутреннюю часть спичечных коробок, предварительно высыпав из них спички.
Любые химические вещества, даже патентованные лекарства в таблетках или порошках, не должны оставаться без внимания следователя.
Обращайте особое внимание на вату, деревянные зубочистки и палочки из апельсинового дерева в записных книжках.
Особенно тщательно осматривайте использованные листы копировальной и промокательной бумаги; может случиться так, что именно благодаря им вы получите важные сведения.

а) Общие положения.

Первый допрос подследственного не должен иметь форму допроса. Его следует попросить как можно подробнее рассказать о себе и о путешествии, которое он совершил.
Следователь должен быть вежливым и не выражать словом или своим поведением сомнения, удивления и т. д., кроме, пожалуй, восхищения.
Явную ложь и хвастливость надо поощрять.
Не следует обращать внимания допрашиваемого на противоречия в его рассказе.
Если показания допрашиваемого и людей, с которыми он был задержан, расходятся, никогда не указывайте ему на это во время первого допроса.
Чем больше противоречий в рассказе допрашиваемого, тем искуснее следователь должен делать вид, что безгранично верит ему. Следователь не должен задавать вопросы или делать замечания, которые могли бы заставить допрашиваемого насторожиться и дать ему понять, что ему не верят. Если к концу рассказа допрашиваемого вам станет ясно, что показания его искренни и что дело более или менее обычное, вы можете начать перекрестный допрос и задать этому лицу любой вопрос, какой сочтете нужным. Если вы убедитесь, что допрашиваемый — человек порядочный и что во втором допросе необходимости нет, вы можете освободить его. Если же какой-нибудь пункт рассказа допрашиваемого вызывает у вас сомнение, конец его рассказа должен явиться концом первого допроса.

б) Отчет.
В начале отчета кроме обычных данных, о которых говорилось выше, следует указывать:
1. Вероисповедание допрашиваемого.
2. Принадлежал ли он к какой-нибудь политической партии (или профсоюзу) и, если да, — к какой именно.
3. Знает ли подозреваемый иностранные языки и, если да, — в какой степени.
Никогда не начинайте своих отчетов фразой, что данный человек производит на вас хорошее (или плохое) впечатление.
Впечатление — вещь обманчивая.
Как правило, ловкий шпион произведет на вас самое благоприятное впечатление.
Один всемирно известный криминалист однажды признался, что самое хорошее впечатление на него произвела женщина, которая, желая получить деньги по страховому полису, отравила своих детей, и самое невыгодное — знаменитый филантроп и реформатор.
Если вы не удовлетворены рассказом допрашиваемого, не делайте окончательных выводов.
Определите свои сомнения, возражения и изложите ваше мнение. Если вы можете дать логическое объяснение всем фактам, сделайте это как можно подробнее и рекомендуйте задержать подозреваемого для дальнейших допросов. Если не в ваших силах дать такое объяснение, попросите другого следователя высказать свое мнение по интересующему вас вопросу.
После первого же допроса за подозреваемым необходимо установить наблюдение. Важно не тратить на это много времени, так как результаты наблюдения оказывают большую помощь следователю, если они представляются ко второму допросу.

Легенда внутри легенды.

Данную книгу, купил еще в 90х, классе в 9-10м. Орест Пинто блестящий рассказчик, который научно-популярным языком раскрывает некоторые аспекты специфики борьбы с иностранной агентурой и коллаборационистами. Особенно рекомендую главу про Линдеманса.

Источники:
http://pikabu.ru/story/zapiski_sledovatelya_zapiska__1_sledovatelyami_ne_rozhdayutsya_5589964
http://colonelcassad.livejournal.com/803902.html

  1. Главная
  2. Студенту
  3. Книги и учебники по праву и экономике
  4. Руководство для следователя и его общественного помощника: Учебно-практическое пособие» (отв. ред. Ю.П. Гармаев). — Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010.

Принимаю соглашение об использовании книг и учебников, размещенных на сайте «КонсультантПлюс — студенту и преподавателю»

Нажимая на ссылку «Скачать» в разделе «Книги и учебники» сайта www.consultant.ru/edu, Пользователь получает доступ к PDF файлу, содержащему литературное произведение (Произведение), право на использование которого принадлежит ЗАО «Консультант Плюс».
Пользователь вправе однократно произвести запись Произведения в память своей ЭВМ; а также изготовить не более одной печатной копии Произведения (любой его части) для использования исключительно в личных целях.
Пользователь не вправе использовать Произведение любым иным способом, в том числе воспроизводить, тиражировать, копировать иными способами и/или передавать экземпляры Произведения (любых его частей) другим лицам.
Нарушение Пользователем указанных условий использования Произведения влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Отметив «Принимаю», Пользователь подтверждает, что он ознакомлен с изложенными выше условиями, согласен с ними и обязуется их исполнять.

Уголовно-процессуальное право

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сигнализация aps 2800 инструкция по эксплуатации
  • Найти инструкцию по штрих коду на русском языке онлайн бесплатно
  • Daikin air purifier mck75jvm k инструкция
  • Инструкция по сборке кухонного гарнитура эконом
  • Руководство это поддержка действий