Руководство для экскурсовода это

В должностной инструкции экскурсовода содержатся трудовые функции специалиста, права, данные ему работодателем, квалификационные требования и прочие должностные характеристики. Сейчас этот документ включается в трудовую документацию большинством компаний-работодателей.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции экскурсовода .doc

Образец должностной инструкции экскурсовода

1. Общие положения

  1. Экскурсовод подчиняется руководителю экскурсионного бюро.
  2. Экскурсовода нанимает и увольняет руководитель экскурсионного бюро.
  3. Кандидат на эту позицию обязан иметь:
    • профильное высшее либо средне-специальное образование;
    • трудовой опыт в сфере сопровождения туристических групп от года.
  4. При отсутствии экскурсовода (болезнь, повышение квалификации и т.д.) его обязанности приказом руководителя экскурсионного бюро передаются другому профильному специалисту.
  5. Экскурсовод должен знать и понимать:
    • законы и правила, регулирующие его деятельность;
    • основные маршруты для туристов и их особенности;
    • параметры обслуживания туристов на пеших, транспортных и комбинированных маршрутах;
    • правила публичных выступлений;
    • основы составления экскурсионных программ;
    • интересные для туристов исторические и культурные достопримечательности;
    • правила и методы организации экскурсий;
    • важные для туристов особенности местного населения;
    • правила взаимоотношений с туристами;
    • нормы, регулирующие порядок осмотра туристами достопримечательностей;
    • правила своих действий при ЧС с туристами;
    • правила заполнения документации;
    • нормы трудовой дисциплины, внешнего вида и охраны труда, обязательные к соблюдению сотрудниками экскурсионного бюро;
    • графики работы заведений, доступных к посещению экскурсионными группами.
  6. Экскурсовод в работе ориентируется на:
    • внутреннюю документацию бюро;
    • профессиональные стандарты;
    • соответствующие нормативы и законы;
    • положения этого документа.

2. Функции

Экскурсовод отвечает за решение следующих задач:

  1. Проведение экскурсий в соответствии с утверждёнными программами.
  2. Участие в разработке новых экскурсионных программ.
  3. Проведение для туристов предварительных инструктажей.
  4. Помощь туристам при заполнении ими соответствующих документов.
  5. Изучение исторических и информационных материалов, востребованных при проведении им экскурсий.
  6. Отслеживание активности и методов конкурирующих экскурсоводов.
  7. Наблюдение за корректностью поведения туристов.
  8. Корректировка проведения экскурсий в случае непредвиденных обстоятельств.
  9. Консультирование туристов по вопросам в своей сфере компетенции.
  10. Информирование представителей соответствующих служб при возникновении ЧС с туристами.
  11. Соблюдение в работе обязательных для сотрудников бюро стандартов в области безопасности, внешнего вида и пр.
  12. Организация своевременного приезда и отъезда туристических групп.
  13. Заполнение необходимых документов в соответствии с правилами бюро.
  14. Предложение дополнительных услуг, предлагаемых бюро и его партнерами.

3. Ответственность

Экскурсовод отвечает за:

  1. Некачественное исполнение своих трудовых обязанностей — в соответствии с параметрами, указанными в документации бюро и трудовом законодательстве.
  2. Совершенным им нарушения действующего законодательства — в соответствии с положениями, данными в трудовом, административном или уголовном праве.
  3. Материальный ущерб, полученный из-за него работодателем, — в размерах, указанных в трудовом законодательстве.

4. Права

Экскурсовод наделен следующими возможностями:

  1. Предлагать мероприятия по совершенствованию трудовых процедур.
  2. Получать от других работников бюро информацию, нужную для выполнения своей работы.
  3. Требовать от руководства бюро создания условий, нужных для выполнения своих трудовых обязанностей.
  4. Участвовать в собраниях персонала, на которых обсуждаются вопросы, относящиеся к его сфере ответственности.
  5. Получать от бюро доплаты при перевыполнении плановых показателей эффективности (KPI).
  6. Получать от бюро частичную компенсацию служебных расходов в порядке, данном в соответствующих документах.

Особенности должностной инструкции

В действующем Трудовом кодексе отсутствуют характеристики должностных инструкций. Поэтому работодатели ориентируются при их составлении на правила делопроизводства и отраслевые стандарты. Написанные с их помощью инструкции имеют две разновидности: типовые и расширенные.

Типовая инструкция состоит из следующих частей:

  • Общий раздел.
  • Служебные функции.
  • Ответственность за должностные нарушения.
  • Полномочия сотрудника.

Этот формат документа распространен в организациях с небольшим или средним числом сотрудников. В расширенном формате к четырем базовым разделам добавляются дополнительные. Среди них наиболее популярны:

  • Условия труда.
  • Параметры должностных взаимодействий.
  • Критерии оценки эффективности результатов (KPI).
  • Правила внесения дополнений в инструкцию.

Расширенный формат применяется в крупных международных компаниях, а также в инструкциях для персонала на особо важных позициях.

Внимание! Если организация-работодатель нуждается во множестве инструкций, то рекомендуется сперва создать регламент, регулирующий их написание и утверждение. В нем описывают сроки их написания, рассмотрения, ответственных за это специалистов и другие аспекты.

Общие положения

В начальном разделе описываются должностные параметры общего характера. К ним относятся:

  • Аспекты найма сотрудника, его увольнения и временной замены.
  • Положения, которыми регулируется трудовая деятельность.
  • Требования по уровню опыта и образования.
  • Конкретные знания и умения, которыми должен обладать сотрудник.

Часть параметров имеет универсальный характер — они присутствуют в любых инструкциях для конкретной должности. Другая часть прописывается работодателем с учетом особенностей его деятельности.

Внимание! Профессия экскурсовода может потребовать знание определенных иностранных языков или глубокого понимания отдельных аспектов культуры или истории. В таком случае рекомендуется указать подобные требования к квалификации в отдельных параграфах раздела.

Функции

Трудовые обязанности, выполняемые сотрудником, довольно разнообразны. Выделяют:

  • Профильные функции — обязательные для конкретной профессии.
  • Вспомогательные — на их перечень и значимость влияет кадровая политика нанимателя, его отрасль, количество других сотрудников и прочие параметры.
  • Базовые — они относятся к соблюдению работником определенных правил, касающихся охраны труда, поддержанию им стандартов внешнего вида и пр.

Внимание! При создании раздела можно ориентироваться на профстандарт 04.005, дающий основные характеристики для должности экскурсовода. Так, в нем перечислены 4 уровня квалификации: от руководства экскурсионной группой до вспомогательной деятельности.

Ответственность

Эта часть составляется в упрощенной форме, поскольку объем и многочисленные нюансы законодательства, определяющего наказание за должностные нарушения, выводят его за рамки инструкции. Поэтому при описании критериев ответственности ограничиваются несколькими пунктами, составленными в упрощенной форме.

Права

Значимость и объем полномочий, данных сотруднику организацией-нанимателем, зависит от ряда факторов: значимости должности, отраслевых и профессиональных особенностей и прочих параметров. При предоставлении работнику каких-то льготы их также можно разместить в данном разделе. Например, здесь прописывают частичную компенсацию сотруднику его расходов по работе, получение им дополнительных выплат при ненормированном трудовом графике и т.д.

Оформление готовой должностной инструкции проходит в несколько этапов:

  • Обсуждение первоначального варианта с кадровиком, секретарем-делопроизводителем и юристом. Они должны проверить документ на соответствие актуальному законодательству, внутренним нормам и отраслевым стандартам.
  • Составление и распечатка чистовика, созданного на основе полученных замечаний.
  • Сбор подписей ответственных лиц, удостоверяющих качество документа.
  • Визирование окончательного варианта главой организации-работодателя.

Окончательно инструкция обретает юридическую значимость после её подписания работником, для которого она создавалась.

Внимание! Чистовик инструкции должен включать основные атрибуты делового документа: реквизиты работодателя, дату создания и другие.

Должностная инструкция экскурсовода

В
должностной инструкции экскурсовода
го месту его работы четко
оговариваются
его обязанности, то есть организация и
планирование его трудовой
деятельности.

Как
правило, в инструкции в разделе «основные
обязанности»
указываются
хорошее
знание содержания проводимых им экскурсий
и путевой экскурсионной
информации,
владение методикой их проведения, знание
маршрутов и тематики
экскурсий
всей фирмы (бюро и т.н.), порядка их
проведения и обслуживания
экскурсантов.

Далее,
экскурсовод

должен:

  1. проводить,
    экскурсии и давать путевую экскурсионную
    информацию,
    обеспечивая
    при этом их научное содержание в
    соответствии с контрольным текстом
    экскурсии
    (путевой информации) и методической
    разработкой;

  1. готовить
    тексты, методические разработки
    экскурсии и другие материалы;

  1. своевременно
    обновлять используемые при проведении
    экскурсий
    (путевых
    информации)
    данные, вносить изменения и дополнения
    в контрольный текст экскурсии
    (путевой
    информации);

  2. разрабатывать
    и осваивать новые системы и маршрут
    экскурсий;

  3. постоянно
    работать над повышением своего
    теоретического,
    культурного
    уровня
    и профессионального мастерства;

  4. принимать
    участие в работе методических секций
    и творческих групп
    экскурсоводов,
    конференциях, производственных
    совещаниях;

  5. прослушивать
    экскурсоводов на маршруте, составлять
    карточки
    прослушивания
    (приложение 1), рецензировать тексты
    экскурсий;

  6. участвовать
    в подготовке новых экскурсоводов, в
    обобщении и
    распространении
    опыта экскурсионной работы;

  7. пропагандировать
    экскурсии и путешествия,
    выступать с сообщениями о них
    на
    предприятиях, в учреждениях, учебных
    заведениях и других организациях,
    средствах

    массовой информации;

  8. соблюдать
    маршрут экскурсии (путешествия),
    информировать экскурсантов
    (туристов)
    о правилах поведения во время экскурсии
    (путешествия), принимать меры к
    обеспечению
    безопасности экскурсантов и туристов
    во время экскурсий и
    путешествий;

  9. оформлять
    в установленном порядке документы на
    экскурсионное
    (юстуживание,
    транспорт, питание и проживание при
    проведении экскурсий и
    сопровождении
    туристских групп

Имеет
право:

1)
пребывая с экскурсионной группой на
транспортном маршруте, давать
необходимые
указания водителю автобуса (микроавтобуса),
если эти указания не
ведут
к
нарушениям
правил дорожного движения и не влекут
за собой изменения
утвержденного
маршрута экскурсии;

2) в
целях обеспечения необходимых условий
для проведения экскурсии
удалять
с экскурсии или снимать с маршрута
экскурсантов, нарушающих
общественный
порядок и травила поведения на маршруте;

3) использовать
один день в неделю для повышения своей
квалификации

Работа
экскурсовода включает:

  • коллективные
    занятия (вместе с другими экскурсоводами),
    которые проводятся
    фирмой
    (бюро и прочими) в учебной аудитории,
    методическом кабинете, музее, архиве,
    непосредственно
    у объектов;

  • самостоятельную
    работу по подготовке к экскурсиям в
    методическом кабинете,

музее,
архиве, непосредственно у объектов;

-самостоятельную
работу по
повышению
квалификации;

— проведение
экскурсии;

-предоставление
пулевой информации го ходу экскурсии;

Квалификационные
требования: образование, опыт и стаж
работы определяются в
зависимости
от задач, которые ставит экскурсионная
фирма.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ЛЕКЦИЯ № 9 требования к экскурсоводу

В 70-х годах в штатах экскурсионных учреждений и музеев появились работники, официально оформленные на постоянную работу по подготовке и проведению экскурсий. Это были специалисты, которые в отличие от своих предшественников проводили экскурсии не в свободное от основной работы время, а в порядке выполнения своих обязанностей на основной работе. Экскурсия стала предметом их трудовой деятельности. В практике советского экскурсоведения требования к экскурсоводу определялись «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации», разработанной и утвержденной в 1977 г. К началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела. В настоящее время квалификационные требования определяются каждым экскурсионным предприятием самостоятельно на основе собственного опыта работы. Вместе с тем отдельные положения о навыках, умениях и качествах экскурсовода 70-х гг. XX вв. не устарели и используются и в настоящее время

«Должностная инструкция экскурсовода туристско-экскурсионного учреждения» определяла основные обязанности экскурсовода:

1) хорошее знание содержания проводимых им экскурсий и путевой экскурсионной информации;

2) владение методикой их проведения;

3) знание маршрутов и тематики экскурсий своего предприятия, порядка их проведения и обслуживания экскурсантов и туристов.

В «Должностной инструкции» была выработана концепция о профессиональных умениях, навыках, способностях экскурсовода

В частности, каждый экскурсовод должен уметь:

Рекомендуемые материалы

1) подобрать необходимый фактический материал и составить текст экскурсии на определенную тему;

2) составить методическую разработку экскурсии;

3) прослушивать экскурсоводов на маршруте на экскурсиях своей тематики;

4) применять методические приемы в ходе проведения экскурсии;

5) использовать наглядные материалы, включенные в «портфель экскурсовода»;

6) составить текст путевой экскурсионной информации и провести ее;

7) соблюдать маршрут экскурсии, информирует экскурсантов  о правилах поведения во время экскурсии, принимает меры к обеспечению безопасности экскурсантов и туристов во время экскурсий;

8) оформлять в установленном порядке документы на экскурсионное обслуживание, транспорт, питание и проживание при проведении экскурсий и сопровождении туристских групп.

Кроме того, экскурсовод во время проведения экскурсий или пребывания с туристской группой на транспортном маршруте имеет право давать необходимые указания водителю автобуса, если эти указания не ведут к нарушениям правил дорожного движения и не влекут за собой изменения утвержденного маршрута экскурсии (путешествия). Экскурсовод имеет право удалить с экскурсии или снять с маршрута тех экскурсантов или туристов, которые нарушают общественный порядок и правила поведения на маршруте.

Существует ряд общих требований к профессиональным навыкам экскурсовода:

1) склонность к участию в социально-культурной работе;

2) понимание значения экскурсии и своей роли в процессе туристического обслуживания;

3) наличие хорошей дикции;

4) определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам;

5) пополнение и совершенствование знаний;

6) инициатива и творческий поиск в работе;

7) изучение интересов и запросов экскурсантов;

8) дифференцированный подход к обслуживанию различных тур. групп;

9) воспитанность, культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами;

10) владение методикой проведения экскурсий.

При следовании по маршруту экскурсовод обязан:

1) вести экскурсию применительно к особенностям контингента участников;

своевременно реагировать на запросы и пожелания экскурсантов, удовлетворять их, если они не выходят за рамки экскурсионной программы, предусмотренной на маршруте;

2) оказывать помощь водителю в случае его недостаточного знакомства с маршрутом, своевременно указывать места остановок, стоянок, поворотов, участки замедленного движения.

Экскурсовод принимает меры, которые обеспечивают безопасность экскурсантов на маршруте, в пути следования на автобусе, во время осмотра экскурсионных объектов, при пешеходных переходах от объекта к объекту. При этом продумываются выход из автобуса, порядок перехода улицы, выбор места для санитарных остановок.

В пути следования по маршруту экскурсовод выполняет следующие обязанности:

1) ведет экскурсию в четком соответствии с требованиями контрольного текста и методической разработки, с учетом особенностей экскурсионной группы;

2) обеспечивает соблюдение экскурсантами правил пользования автобусом, порядка и чистоты в салоне, сохранности оборудования автобуса;

не допускает отвлечения водителя во время движения автобуса посторонними разговорами и вопросами;

3) назначает дополнительные остановки, когда в составе группы имеются инвалиды и экскурсанты преклонного возраста, а также заболевшие в пути следования.

Экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Важно чтобы экскурсовод мог анализировать свою работу, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

Для экскурсовода так же, как и для педагога, характерны четыре вида способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные и аналитические.

Конструктивные способности – умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, внятно и убедительно преподнести его, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

Организаторские способности – умение осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших из другого города.

Коммуникативные способности – умение установить конструктивные отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем экскурсионной секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами экскурсий.

Аналитические способности – основание для анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов.

Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является убежденность. При проведении экскурсии, изложении темы экскурсовод должен проявлять тенденциозность: четко и направленно формулировать мысли, правильно, с позиции науки раскрывать события и явления, проявлять настойчивость при их толковании. Тенденциозность экскурсовода – это четкая направленность в его взглядах и действиях, стремление довести свою точку зрения до экскурсантов, убедить их в ее правильности. Убежденность экскурсовода основана на его знаниях и активной жизненной позиции.

Характер проводимой экскурсии, ее особенности зависят от темперамента экскурсовода, который проявляется в его поведении и характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. В зависимости от типа темперамента человека его поведение характеризуется определенной глубиной эмоций: горячностью, вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители.

Проявление темперамента является результатом общей культуры человека, поведение которого может и должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Это важно во взаимоотношениях с экскурсантами при проведении экскурсии. Эмоции, возникающие у него под воздействием внешних и внутренних раздражителей, его плохое настроение, не должны оказывать влияние на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью экскурсоводческого мастерства.

Работу по совершенствованию профессионального мастерства экскурсоводов следует строить с учетом особенностей того или иного темперамента. Для экскурсовода сангвиника, например, характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик при отсутствии должного контроля неуравновешен, вспыльчив, обидчив, тороплив в рассказе. Флегматик, наоборот, медлителен, мало общителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Меланхолик характеризуется замкнутостью, недостаточной активностью, вялостью движений.

Каждому экскурсоводу необходимо иметь ясное представление о типах темперамента, его проявлениях, о сущности и характере эмоций, источнике их рождения, роли их в формировании убежденности у экскурсантов.

Эмоции и чувства экскурсовода должны носить объективный характер. Экскурсовод добивается, чтобы эмоции экскурсантов приобрели характер сопереживания, личной сопричастности к событиям, которые показываются и характеризуются в процессе раскрытия темы.

Наиболее высокий уровень восприятия экскурсионного материала достигается в тех случаях, когда сопереживание представляет собой нечто общее в эмоциях экскурсантов. Так происходит потому, что возникающие эмоции зависят от индивидуальных особенностей людей, типа темперамента, их настроения, интереса к теме, мотивов, которые побудили их принять участие в экскурсии.

Уровень проведения экскурсии, эффективность восприятия материала экскурсантами зависят от психического состояния личности, которое проявляется в повышении или понижении активности.

Восприятие материала на экскурсии основано на сочетании трех видов психических процессов: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмоциональных (переживания); волевых (усилия для сохранения внимания, работы памяти и др.). Эти психические процессы тесно связаны между собой и определяются свойствами личности, психическим состоянием ее, а также внешними воздействиями, которым она подвергается в данный момент.

В целом, от экскурсовода не требуется, чтобы он был подготовлен по всем отраслям знаний и мог ответить на любой вопрос. Экскурсовод-эрудит обладает глубокими знаниями по двум-трем экскурсиям и может на основе их подготовить варианты экскурсий для различных категорий экскурсантов, прочитать по своей теме лекцию, написать реферат по одному из вопросов, входящих в подтему.

Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения и постоянного использования основных положений экскурсионной теории. Главная функция экскурсовода не только передать знания группе, но и добиться их эффективного усвоения экскурсантами. Важной составляющей экскурсоводческого мастерства является владение методикой, которая подразумевает не только знание методических приемов показа и рассказа, но и понимание их технологии (т. е. умение управлять процессом, в ходе которого происходит усвоение экскурсантами знаний).

Уровень экскурсоводческого мастерства зависит от ряда факторов:

1) факторы, которые не зависят от экскурсовода (уровень методической документации, отбор объектов показа, построение маршрута, содержание «портфеля экскурсовода»);

2) факторы, зависящие от экскурсовода (его общая эрудиция, знания по теме, владение методикой, культура речи, умение установить контакт с группой, практические умения и профессиональные навыки).

Важная черта мастерства экскурсовода — умение руководить группой, установить и сохранить необходимый контакт с экскурсантами в течение всей экскурсии. Перед экскурсоводом встает задача преодолеть настороженность, которая возникает при встрече с экскурсантами.

Экскурсовод имеет дело с группами, разными по запросам и интересам, по своему отношению к данной теме, настроению, уровню внимания. Это требует от него изменений темпа речи, содержания рассказа в зависимости от конкретного развития ситуации. Здесь на помощь ему приходит интуиция, выражающаяся в умении быстро определить состав и запросы экскурсантов; использовать в рассказе интересные для них факты, быстро сделать выводы при возникновении интереса экскурсантов к чему-либо; в правильной реакции на реплики экскурсантов; умении найти правильный выход при возникновении конфликтной ситуации и дать нужный совет и оценку возникшим у экскурсантов ассоциациям и т. д.

Опытный экскурсовод, опираясь на свою интуицию, может без предварительных опросов экскурсантов определить их интересы и на этой основе сократить или удлинить вступительную часть рассказа, изменить содержание логического перехода от подтемы к подтеме. Интуиция экскурсовода подсказывает ему, какой методический прием наиболее эффективен для данной аудитории. Важным направлением работы любого экскурсионного учреждения является совершенствование профессионального мастерства экскурсоводов. Для достижения этой цели рекомендуют разные пути:

1) улучшение организации методической работы всех отделов тур предприятия;

2) подготовка качественной методической документации, своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в контрольный текст экскурсии, корректирование экскурсионного маршрута;

3) разработка технологии методических приемов рассказа и показа с учетом особенностей экскурсионных тем;

4) отработка техники ведения экскурсии и организационных вопросов;

5) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами на всем протяжении экскурсии, что определяется владением основами психологии, педагогики и логики.

Вся работа по повышению профессионального мастерства носит плановый и организованный характер.

Одно из главных профессиональных требований к экс­курсоводу – высокая культура речи. Отсутствие вербальных навыков у экскурсовода не позволит провести экскурсию на высоком уровне. Культура речи – это использование языкового материала, которое обес­печивает наилучшее воздействие на аудиторию в кон­кретной обстановке в соответствии с поставленной задачей.

Для устного выступления более подходят короткие и несложные предложения, легче воспри­нимаемые на слух. В процессе подготовки экскурсии индивидуальный текст должен быть переработан по правилам устной речи, с учетом индивидуаль­ных особенностей экскурсовода. В устной речи многое дополняется обстановкой, реакцией слушателей.

Важнейшим показателем культуры речи экскурсовода яв­ляется правильность произношения слов. Ошибки в произношении и ударе­нии отвлекают внимание экскурсантов от озвучиваемой информации и демонстрируемых объектов.

Следует избегать речевых штампов и канцеляризмовстандартизованных оборотов официально-деловой речи. Подобные речевые обороты обедняют речь экскурсовода и отвлекают внимание экскурсантов.

Вместе с этой лекцией читают «Память слепых и слабовидящих».

Необходи­мо просто и ясно объяснять смысл профес­сиональных терминов, используемых в прямой речи. Терминология может быть ясна не для всех групп слушателей.

Одно из важнейших качеств про­фессионального экскурсовода – умение кратко, образно, эмоцио­нально выражать свои мысли. При наличии на экскурсии более 10 объектов у экскурсовода не хватит времени на подробный рассказ о каждом. В этой связи профессиональных экскурсовод должен уметь в нескольких фразах рассказать о многом.

Сила голосаважный показатель речевой техники экскурсовода. Его должна хорошо, слышать вся аудито­рия, при работе экскурсовода на разных объектах. Чтобы речь Экскурсовода была воспринята всеми экскурсантами, необходимо выбирать правильное место для экскурсии, грамотно располагать экскурсан­тов, определять собственное местоположение.

Важный компонент техники речи – ее темп (скорость произнесения слов). Темп речи должен меняться, в зависимости от содер­жания частей индивидуального текста, времени, отведенного на рассказ у объекта, настроя экскурсовода. Экскурсовод должен уметь изменять темп речи.

Экскурсовод должен следить за дик­цией, за отчетливым произ­ношением слов и слогов в речи. Хорошая дик­ция позволит сохранять активный темп речи, доносить до слушателей смысл высказывания.

Важной характеристикой речи экс­курсовода является эмоциональность – насыщенность речи эмоциями. Речь экскурсовода должна воздействовать на эмоциональную сторону сознания, на механизмы мыш­ления, памяти, внимания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Препарат простанорм отзывы инструкция по применению взрослым
  • Мануал по ремонту техники
  • Фурадонин инструкция по применению взрослым мужчине в таблетках от чего
  • Фитоклон для растений инструкция по применению цена отзывы
  • Инструкция по применению политон ур уф