После успеха моей первой лекции в школе диверсантов, меня позвали прочитать вторую. Как водится, я не отказал себе в этом удовольствии.
Товарищи курсанты-диверсанты, какие есть инструменты управления у государственной власти? Стоп-стоп, не перечисляйте, не надо. Их, на самом деле, ровно два — кнут и пряник. Причем (это важно, открыли тетрадочки — записываем!) функция кнута посвистывать, а пряника — ароматно пахнуть. Бить и кормить не обязательно. То есть, нужно, конечно, но не всех. Главное, чтобы остальные видели. И стадо баранов… извините, народ, конечно, уверенно потянется по направлению, вектор которого направлен строго от кнута к прянику.
Нужно было в свое время «поднять севера» — сделали там доплаты, и получили приток рабочих рук. При этом не пришлось уговаривать каждого в режиме «ручного управления». Нужно было сломать русскую традицию воровства — ввели дичайшие сроки за малейшую кражу («Идут на Север — срока огромные, кого ни спросишь — у всех указ»), и через некоторое время в Союзе можно было ставить — не поверите! — оргалитовые двери в квартиры.
Если вам случится стать гауляйтором… тьфу, Президентом какой-нибудь вражеской территории, чтобы разгромить ее, то, советую, сделайте так, чтобы финансисты, бизнесмены, юристы, певцы песен ртом и даже кадровички с широченными жопами получали больше, чем рабочие. При этом можете трепаться, что нужно поднять престиж рабочих профессий и даже раздавать ордена трудовой славы — все равно производство умрет, а с ним и страна.
Понятно? Тогда контрольное задание. Как уничтожить образование? Кто сказал «расстрелять учителей»? Садись, два. А? А вот это правильный ответ — сделать так, чтобы их доход был ниже большинства остального работающего населения.
Но вернемся к вопросу наглядности. Как снизить протестную активность без применения массовых карательных мер? Правильно, нужно карать не виновных, а схватить кого попало и тянуть с судом долго-долго, чтобы все услышали свист кнута и поняли, что вне зависимости от вины можно получить кнутом. На самом деле, кнута-то на всех не хватит, но свист кнута все услышат, и результат будет достигнут.
Теперь — зеркальная ситуация. Можно ли поднять уровень преступности на вражеской территории? Удастся ли добиться разграбления территории преступниками?
Ай, умнички мои! Правильно, достаточно демонстрации пряника. Если есть борзая преступная группа беспредельщиков, которые занимаются именно разрушением экономики, если в эту группу входят и продажные правоохранители, если «игорное дело» об организации сети подпольных казино в Подмосковье, которую «крышевали» высокопоставленные сотрудники прокуратуры и милиции стало «громким» и «резонансным», то его нужно закрыть по амнистии.
Что? Да, правильно, пряник так долго скармливают Сердюкову по той же причине — чтобы запах пряника дошел даже до тех, у кого заложен нос.
После успеха моей первой лекции в школе диверсантов, меня позвали прочитать вторую. Как водится, я не отказал себе в этом удовольствии.
Товарищи курсанты-диверсанты, какие есть инструменты управления у государственной власти? Стоп-стоп, не перечисляйте, не надо. Их, на самом деле, ровно два — кнут и пряник. Причем (это важно, открыли тетрадочки — записываем!) функция кнута посвистывать, а пряника — ароматно пахнуть. Бить и кормить не обязательно. То есть, нужно, конечно, но не всех. Главное, чтобы остальные видели. И стадо баранов… извините, народ, конечно, уверенно потянется по направлению, вектор которого направлен строго от кнута к прянику.
Нужно было в свое время «поднять севера» — сделали там доплаты, и получили приток рабочих рук. При этом не пришлось уговаривать каждого в режиме «ручного управления». Нужно было сломать русскую традицию воровства — ввели дичайшие сроки за малейшую кражу («Идут на Север — срока огромные, кого ни спросишь — у всех указ»), и через некоторое время в Союзе можно было ставить — не поверите! — оргалитовые двери в квартиры.
Если вам случится стать гауляйтором… тьфу, Президентом какой-нибудь вражеской территории, чтобы разгромить ее, то, советую, сделайте так, чтобы финансисты, бизнесмены, юристы, певцы песен ртом и даже кадровички с широченными жопами получали больше, чем рабочие. При этом можете трепаться, что нужно поднять престиж рабочих профессий и даже раздавать ордена трудовой славы — все равно производство умрет, а с ним и страна.
Понятно? Тогда контрольное задание. Как уничтожить образование? Кто сказал «расстрелять учителей»? Садись, два. А? А вот это правильный ответ — сделать так, чтобы их доход был ниже большинства остального работающего населения.
Но вернемся к вопросу наглядности. Как снизить протестную активность без применения массовых карательных мер? Правильно, нужно карать не виновных, а схватить кого попало и тянуть с судом долго-долго, чтобы все услышали свист кнута и поняли, что вне зависимости от вины можно получить кнутом. На самом деле, кнута-то на всех не хватит, но свист кнута все услышат, и результат будет достигнут.
Теперь — зеркальная ситуация. Можно ли поднять уровень преступности на вражеской территории? Удастся ли добиться разграбления территории преступниками?
Ай, умнички мои! Правильно, достаточно демонстрации пряника. Если есть борзая преступная группа беспредельщиков, которые занимаются именно разрушением экономики, если в эту группу входят и продажные правоохранители, если «игорное дело» об организации сети подпольных казино в Подмосковье, которую «крышевали» высокопоставленные сотрудники прокуратуры и милиции стало «громким» и «резонансным», то его нужно закрыть по амнистии.
Что? Да, правильно, пряник так долго скармливают Сердюкову по той же причине — чтобы запах пряника дошел даже до тех, у кого заложен нос.
кл слова: война, разведка, упражнения, офп, нож, Адельбаев Вадим
Анонс
Пособие по подготовке военных разведчиков, действующих за линией фронта, в глубоком тылу врага, впервые выходит в открытой печати на русском языке. Его авторы, в прошлом бойцы спецназа ГРУ, дают здесь рекомендации, необходимые для начального обучения военнослужащих в подразделениях глубинной (силовой) разведки.
Авторы освещают вопросы психофизической и тактической подготовки разведчиков, следопытства и маскировки, оборудования укрытий и преодоления минно-взрывных заграждений, рукопашного боя, выживания в экстремальных природных условиях, а также многое другое.
Это пособие принесет пользу сержантам, прапорщикам и офицерам специальных войск, членам военно-спортивных и военно-патриотических клубов, учащимся школ выживания, туристам, охотникам, рыбакам и вообще всем, кто хочет научиться преодолевать любые опасности.
Предисловие автора
Сейчас очень много говорят и пишут о бойцах подразделений специального назначения армии, внутренних и пограничных войск. При этом речь обычно идет лишь об операциях бойцов спецназа, но не о том, благодаря чему они способны решать задачи, недоступные для основной массы военнослужащих.
Данная книга призвана заполнить этот пробел. Она представляет собой пособие по базовой подготовке армейских разведчиков-диверсантов (иногда такую подготовку называют «одиночной»). Книга рассчитана на сержантов, прапорщиков и младших офицеров (командиров взводов и рот), занимающихся подобной подготовкой. Книгу могут также использовать для работы с молодежью руководители военно-патриотических, военно-исторических и военно-спортивных клубов. Кроме того, она может быть полезной всем тем, кто интересуется вопросами выживания в экстремальных природных условиях, ту–ризмом и модным сейчас ниндзюцу.
Сразу же хотим подчеркнуть, что бойцов-универсалов не существует. Опыт реальных боевых действий убедительно доказал, что подготовка супер-разведчика требует такого человеческого материала, столь больших сроков и средств, что практически неосуществима. Именно поэтому каждый боец спецназа имеет свой профиль: один – снайпер, другой – подрывник, третий – радист, четвертый – водолаз и т.д. Но сначала все они проходят базовую подготовку.
В соответствии с методикой армейского спецназа ГРУ, базовая подготовка разведчика-диверсанта осуществляется тремя взаимосвязанными способами. Первый из них, это обучение в условиях казармы: занятия в классах, на «тропе разведчика», в городке физподготовки, на стрельбище. Второй – изучение приемов маскировки и следопытства, методов топографии и выживания, отработка тактико-специальных действий в учебно-тренировочном лаге– ре, «в поле». Третий – закрепление и совершенствование выработанных на– выков на соревнованиях разведывательно-диверсионных групп и на войсковых учениях.
Параллельно с базовой подготовкой (либо после нее) осуществляется изучение специальных предметов. Среди них такие, как стрелковое и мин– но-подрывное дело, радиосвязь, парашютно-десантная и горная подготовка, вождение транспортных средств, методы экспресс-допроса в полевых услови– ях, изучение вооруженных сил вероятного противника, иностранные языки и т.д. В данной книге дисциплины такого рода не рассматриваются, но указа– на соответствующая литература.
Необходимо отметить, что сведения, содержащиеся в предлагаемой книге, не являются секретными. Они неоднократно публиковались в открытой печа– ти, в том числе в десятках книг, изданных Военным издательством бывшего Минобороны СССР в 19451991 годах. Работа авторов заключалась в первую очередь в том, чтобы отобрать ту информацию, которая в самом деле необ– ходима и достаточна для базового обучения армейских разведчиков-дивер– сантов (при этом критерием отбора для авторов служил в первую очередь их собственный опыт). И в том, чтобы изложить отобранные сведения в доступ– ном виде.
Авторы предлагаемого пособия знакомы со спецификой деятельности войск спецназначения отнюдь не с чужих слов. Федор Заруцкий проходил службу в Чучковской бригаде армейского спецназа, имеет боевой опыт. Анатолий Тарас был членом одной из групп осназа (технической разведки), участвовал в нескольких боевых операциях в дальнем зарубежье.
Авторы
1 декабря 1997 г.
ЧАСТЬ 1
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РАЗВЕДЧИК
Разведчик должен уметь:
– совершать прыжки с парашютом, десантироваться по канату с зависшего вертолета, управлять дельтапланом, парапланом, катамараном, моторной лодкой;
– в совершенстве знать военную топографию, уметь ориентироваться на любой местности по компасу и карте, по местным предметам, быстро и правильно засекать нужные объекты, указывать координаты разведанного объекта по радио;
– определять по внешнему виду любое оружие вероятного противника, знать его тактико-технические данные, уметь своевременно определять под– готовку противника к применению ОМП;
– определять принадлежность личного состава противника по форме одеж– ды и знакам различия, а техники – по опознавательным знакам и внешнему виду, по звукам определять местонахождение, численность и характер действий противника;
– знать тактику действий подразделений вероятного противника, уметь пользоваться его оружием и техникой;
– отлично владеть техникой маскировки и способами бесшумного передви– жения на любой местности;
– владеть всеми способами ведения разведки: наблюдением, подслушива– нием, засадами, налетами, разведкой боем, умело действовать в дозоре и в охранении;
– скрытно и бесшумно преодолевать инженерные заграждения полевого и городского типа, вброд или на подручных средствах преодолевать водные преграды, хорошо плавать;
– совершать длительные марш-броски пешим порядком и на лыжах, метко стрелять, далеко и точно метать гранату и нож, искусно действовать прик– ладом и ножом, в совершенстве владеть приемами рукопашного боя;
– знать военную терминологию на языке противника, иметь навыки пере– вода документов, допроса военнопленных;
– умело применять ВВ и СВ, штатные мины и заряды, находящиеся на воо– ружении как своих войск, гак и противника, уметь изготавливать ВВ из подручтах материалов;
– знать и умело применять приборы оптической, радиолокационной, инженерной и химической разведки;
– владеть «военной альпинистикой»;
– владеть умениями и навыками обеспечения жизнедеятельности и выживания в экстремальных условиях;
– уметь работать на переносной радиостанции в телефонном и в телеграфном режиме;
– уметь водить колесную и гусеничную технику как свою, так и противника;
– уметь наводить авиацию на стационарные и движущие объекты противника, устанавливать радиомаяки;
– знать систему охраны и обороны объектов противника, контрразведывательные меры, применяемые противником, способы обмана противника для сохранения боеспособности…
Это лишь основные знания, умения и навыки. Да и невозможно предвидеть все, что потребуется от разведчика-диверсанта в глубоком тылу противника. На практике перечисленные знания, умения и навыки распределяются между всеми бойцами РДГ, но в идеале ими должен владеть каждый боец, независимо от того, кто он по своей штатной специальности: подрывник, снайпер и т.п.
А если копнуть глубже? Взять, например, минноподрывную подготовку. В требованиях по этой дисциплине говорится: умело применять ВВ и СВ, штат– ные мины и заряды. Это значит, что разведчик должен:
– знать характеристики взрывчатых веществ (ВВ) и средств взрывания (СВ);
– владеть огневым и электрическим способами взрывания;
– уметь готовить заряды и рассчитывать их для подрыва грунта, дерева, кирпича, камня, бетона, железобетона, металла.
Короче говоря, хотя разведчик-диверсант – не супермен, он должен знать и уметь многое, главное – как выполнять любые задания и оставаться при этом живым. Чем больше знает и умеет делать каждый боец, тем больше шансов выполнить поставленную РДГ задачу. Великая Отечественная война, Афганистан и Чечня убедительно подтверждают сказанное.
Полковник войск спецназа С.В. Бреславский, многоопытный профессионал специальной разведки, говорит следующее:
« …В Афганистане я убедился, что если солдат жалеют на учебных полях, если командиры сами не хотят пробежаться с полной выкладкой, если боевую подготовку заменяют хозяйственными работами, то в экстремальной ситуации доучиваться и наверстывать упущенное поздно, последний «неуд» ставит пуля…»
ОТБОР КАНДИДАТОВ В РАЗВЕДЧИКИ
Воинам, призванным вести разведку в глубоком тылу противника, осуществлять там диверсии, необходимо обладать высоким уровнем физической подготовленности и соответствующими психологическими качествами.
Среди физических качеств на первом месте стоит выносливость. Ведь вы– полнение практически любой боевой задачи требует от разведчиков соверше– ния марш-броска протяженностью до 30-50 километров. Если же объект уда– лось уничтожить, то уходить от преследования требуется только бегом, не менее чем 10-15 километров в максимальном темпе, не прекращая при этом «работать головой», чтобы «переиграть» противника.
Следовательно, предпочтительно отбирать для службы в армейском спец– назе тех ребят, которые занимались видами спорта, развивающими общую и силовую выносливость: плаванием, бегом на длинные и средние дистанции, велоспортом, греблей, лыжами, спортивными играми, борьбой и боксом. К сожалению, не всегда среди призывников (да и среди контрактников тоже) можно найти спортсменов. Поэтому следует рекомендовать использование простейших тестов, проверяющих степень общей и силовой выносливости у мужчин. Ниже мы приводим нормативы двух таких тестов.
Тест на общую выносливость основан на измерении того расстояния, которое пробегает боец за 12 минут:
-более 2,8 км – отлично,
-2,8-2,4 км – хорошо,
-2,4– 2,0 км – посредственно,
-менее 2,0 км – плохо.
Тест на мышечную работоспособность состоит из четырех упражнений, выполняемых одно за другим без перерыва, по 10 раз каждое (отжимания в упоре лежа; из упора присев пробросом ног назад перейти в упор лежа; подъем ног из положения лежа на спине; из седа на корточках прыжок вверх с полным выпрямлением ног и туловища, руки за головой). Четыре упражне– ния вместе составляют одну серию. 7 серий отлично; 5-6 серий хорошо; 3-4 серий посредственно; 1-2 серии плохо.
Вообще говоря, было бы хорошо, если бы отбором личного состава для службы в разведывательно-диверсионных подразделениях занимались специа– листы: психологи, врачи, инструкторы спецподготовки. На практике этим чаще всего занимаются сами командиры таких подразделений. В принципе, они обычно руководствуются в своем выборе следующими четырьмя критериями:
1. Учитывают личное желание молодого солдата служить в специальных войсках (если такого желания нет, то лучше найти кого-нибудь другого);
2. Учитывают физическую пригодность к этой службе (помимо приведенных выше тестов, обязательным является еще и выполнение всех без исключения нормативов военно-спортивного комплекса);
3. Учитывают интеллектуальную пригодность (она выявляется в ходе бе– седы с глазу на глаз, а также путем проведения простейших психологичес– ких тестов на сообразительность, вроде теста Ганса Айзенка, многократно опубликованного на русском языке);
4. Учитывают психологическую совместимость молодого солдата с другими солдатами и сержантами (с этой целью кандидата помещают на 2-3 дня в солдатский коллектив, а потом спрашивают мнение о нем у старослужащих воинов).
Надо сказать, что разведчики могут успешно решать поставленные перед ними задачи только в том случае, если способны самостоятельно принимать решения в соответствии со складывающейся ситуацией. Ведь заранее предус– мотреть все возможные случаи нельзя. А офицера может не быть рядом с бойцом в критический момент. Поэтому командир должен учить солдат и сер– жантов думать своей собственной головой, что для многих и трудно, и непривычно. И еще командир должен быть уверен в своих подчиненных, в их мо– рально-волевых качествах и психологической надежности.
Установлено в ходе специальных исследований, что идеальный боец спец–подразделений тот, кто имеет так называемый «пассивно-агрессивный тип» характера; интеллект выше средней нормы хотя бы на 10-15 баллов: склонен к риску (но не к авантюризму); в своих неудачах винит обычно себя, а не «обстоятельства» или других людей; ценит мужскую дружбу; самостоятелен в своих оценках и решениях; умеет быстро перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации.
Тем, кто думает, что эти и им подобные качества особого значения не имеют, следует напомнить, что бойцы спецназа действуют в отрыве от своих войск, на вражеской территории, причем не пару часов, а в течение нескольких дней или даже нескольких недель. При этом они постоянно «играют в прятки» с контрразведкой противника и лишены права на ошибку. За ошиб– ки разведчики платят своими жизнями, не считая проваленных заданий, означающих, в конечном счете, множество жизней других военнослужащих. Следовательно, разведчики действительно должны превосходить средний сол– датский уровень по всем показателям.
Вот что вспоминает об отборе бойцов в разведывательно-диверсионный отряд Северного флота его командир, дважды Герой Советского Союза) капи– тан 2-го ранга В. Н. Леонов:
«…Встал вопрос, кого же брать в отряд? Совершенно четко прояснилось одно – хорошо работать в тылу врага могут люди, обладающие прежде всего сильной волей… Мы брали в отряд только тех, кто понимал что разведка это не романтика, а труд. Тяжелый и очень опасный воинский труд… В дальнейшем мы старались понять, зачем человек просится к нам? То ли хо– чет воевать так, как воюют лучшие разведчики, то ли тянется к славе?»
Командир отдельной гвардейской разведроты, Герой Советского Союза ка– питан Дмитрий Покрамович решал вопрос отбора следующим образом:
«После сорокакилометрового перехода Покрамович вдруг разворачивал роту в цепь, по-пластунски она преодолевала пахоту, затем следовал маршбросок, потом опять переползание по-пластунски и когда у разведчиков в залитых потом глазах плыли красные и зеленые круги (казалось, еще метр – и дух вон), тогда следовала резкая, как выстрел, команда: «в одну шеренгу становись!» Разведчики выстраивались лицом к командиру, проводили перекличку по порядку номеров и число, названное последним бойцом, бесповоротно означало списочный состав роты на сегодня. Опоздавшие и отставшие отчислялись немедленно. Никаких объяснений Покрамович не принимал…»
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА
Психофизические упражнения – это такие упражнения, которые тренируют психику и одновременно с этим человек развивается физически. Они предс– тавляют собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повышенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и пси– хическими напряжениями.
На физические показатели в условиях боя в большой степени влияет пси– хический фактор. В ВДВ проводились следующие испытания. Вначале боец строевым шагом проходил по широкой доске, лежащей на земле. Время прохождения засекалось. Затем боец проходил по той же доске, но на высоте в 5 метров. На высоте время затраченное на прохождение доски оказывалось намного больше. Высота давит на психику и скорость теряется, так как страх мешает быстроте выполнения упражнения. Это подтверждали и другие испытания: на той же высоте боец делал упражнения на гибкость и силу, прыжки. Их результат был ниже, чем при выполнении упражнений на земле. Все эти испытания показали: чем крепче боец психически, тем лучше у него физические показатели. И наоборот.
Поэтому на всех занятиях по физподготовке надо для тренировки психики использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и рис– ком. Благодаря им, боец научится побеждать страх в самые трудные для него минуты.
Страх – это защитная функция организма. Это сигнал об опасности. Солдат, не испытывающий страха, в разведку не годен. Страх – драгоценность, если боец умеет владеть ею.
Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это – врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то с человеком начинают твориться такие чудеса – сам удивляется потом. Организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А научиться управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное – постепенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым уп– ражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности, помогает ему быстрее принимать решение.
Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить что ты сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны, если он победит страх.
Или возьмем горную подготовку. Цель горных тренировок простая – дать бойцу возможность психологически адаптироваться к высоте, проверить и увеличить свои возможности. В горах выясняется кто есть кто. На крутых головоломных спусках спускаться вниз психологически тяжелее, чем лезть вверх. С непривычки страшно пятиться назад или вниз, ища ногой опору, которая то ли выдержит тебя, то ли нет. Оглянешься через плечо и бездонная бездна, кажется магнитом тянет вниз в свою глубину. Конечно, быстрее осваиваются в первую очередь альпинисты, скалолазы, им как говорится «сам бог велел». А за ними все те, у кого есть опыт спортивной борьбы, для кого риск, азарт, полное напряжение сил – не пустые слова.
Без привычки к высоте человек то и дело застывает на крутом склоне, словно наколотый на булавку жук. Где ему воевать, ведь любая победа над врагом начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомнениями. Начинать надо с того, что сажают бойцов над пропастью, на самом краю. Вначале новички просто цепенеют от ужаса. Боятся сдвинуться, поше– велиться. Но у человека есть прекрасное свойство – он не может долго жить в страхе. Вот один засвистел, другой начал делиться впечатлениями, третий потянулся что-то дать товарищу… По этим признакам командир чувствует: люди полностью пришли в себя. Первый шаг сделан, можно продолжать дальше «обкатку» высотой: форсировать крутые склоны (по принципу чем круче, тем лучше), вырабатывать навыки скалолазания.
Следует постоянно учить разведчиков преодолевать страх, подавлять инстинкт самосохранения. Это достигается разъяснительной работой и целе– направленными тренировками, в процессе которых надо сочетать упражнения по физподготовке усиленной сложности (переходы по канату над пропастью и т.п.) с элементами тактической и огневой подготовок. Помимо преодоления препятствий и заграждений под огнем «противника», и внезапных встреч с ним, надо широко практиковать приемы, воспитывающие дерзость в действиях разведчиков – типа внезапных налетов на важные объекты (штабы, узлы свя– зи, пусковые установки ракет и т.п.).
Маршруты РДГ следует выбирать по топким и труднопроходимым участкам (болота, густой лес, горы, водные преграды, располагая на них минные по– ля, мины – ловушки и «сюрпризы». Одновременно с этим разведчики должны отрабатывать задания на выживание: ночлег в открытом поле, в лесу, при– готовление пищи из местной растительности, дичи и живности, с маскиров– кой своего передвижения, длительным пребыванием без движения в одном по– ложении под палящим солнцем, под дождем и на холоде.
При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для разведчиков стали привычными. Чтобы неожиданность стало правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом.
Примерный набор некоторых упражнений психофизического характера:
– упражнения на «тропе разведчика»;
– «полоса риска», участок которой преодолевается под действительным огнем из стрелкового оружия;
– упражнения горной подготовки;
– упражнения из курса воздушно-десантной подготовки;
– переправа вплавь на подручных средствах через водную преграду с быстрым течением;
– преодоление проволочного забора под напряжением электрического то– ка;
– действия с ВВ и метание боевых ручных гранат;
– «борьба с танками» – «обкатка танками»;
– скрытное передвижение по труднопроходимой местности с попутным ре– шением тактических задач;
– упражнения по устранению боязни высоты, воды, огня, взрывов, замк– нутого пространства;
– переправа по канату через реку или горное ущелье в полном боевом снаряжении;
– плавание в обмундировании и с оружием;
– ныряние на глубину 3 м и освобождение там от оружия и снаряжения;
– ныряние в воду с высоты 3 м с оружием и с завязанными глазами;
– рукопашный бой с двумя-тремя противниками;
– сочетание лыжной подготовки с элементами выживания: марш по пересе– ченной местности со стрельбой на 2-х – 3-х рубежах и с ориентированием по карте и компасу;
– ведение рукопашного боя настоящим ножом, малыми лопатками, автома– том с прикрепленным к нему штык-ножом;
– уклоны и увертки от летящего в бойца боевого ножа;
– выдерживание ударов тупыми предметами;
– сопротивление болевым и удушающим приемам;
– адаптация к порезам, виду крови и к нанесению ранений живому су– ществу;
– специальное упражнение: поймать в петлю живого зайца, убить живот– ное ударом головы о дерево, привязать за задние ноги, быстро отрезать голову и задержав дыхание выпить хлынувшую кровь, затем сделать выдох;
– посещение моргов, с наблюдением за вскрытием трупов;
– метание боевой гранаты в окно, прыжок через окно в горящий дом и отработка там рукопашного боя с чучелами;
– преодоление маршрута 25-35 км по пересеченной местности ночью по азимуту.
(Характер препятствий должен соответствовать изучаемому театру военных действий).
Опытный офицер спецназа Сергей Козлов делится своими методами психо-физической подготовки разведчиков:
« …Мы изготавливали чучело – манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки. Вот этот-то «труп» и предстояло обыскивать разведчикам.
Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишек, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая псина. Психологически очень тяжело «грохнуть» ни за что — ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику.
Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства. Я вспоминаю, как в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых «облетов». После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяжело раненого «духа». При виде этого рядовой Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся группа. Когда на Него вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.
Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того, чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки – однако не каждый сможет съесть это блюдо. Преодоление брезгливости – также немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и змей.
Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарищей и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым самим, зачастую становятся пациентами психоневроло– гических диспансеров, либо попадают в исправительнотрудовые учреждения»
ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА
В «Наставлении по физической подготовке» (НФП-87) говорится:
«Специальными задачами физической подготовки являются: для личного состава разведывательных частей и подразделений: преимущественное разви– тие общей выносливости, способности к совершению длительных маршей на лыжах и марш-бросков по пересеченной местности; совершенствование навыков в преодолении специальных препятствий; формирование готовности к рукопашной схватке с численно превосходящим противником; воспитание спло– ченности и совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших психических и физических нагрузок».
Дополнительно, физическая подготовка разведчиков должна способствовать повышению устойчивости к укачиванию и к ударным перегрузкам на опорнодвигательный аппарат, психической устойчивости к воздействию больших физических нагрузок, а также воспитанию смелости, решительности и уверенности в своих силах.
Перечень основных упражнений, включаемых в учебные программы по физи– ческой подготовке, выглядит следующим образом:
– для личного состава разведывательных частей и подразделений – 2, 3(4), 6(7), 10, II, 12, 13, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 31.
Дополнительно военнослужащие изучают приемы рукопашного боя по специальной программе. В казармах оборудуются места для занятий рукопашным боем и силовой подготовкой. Они оснащаются простейшими устройствами для отработки ударов руками и ногами, ножом, лопаткой, автоматом, а также снарядами для развития силы мышц рук, ног и спины.
Упражнения, которые в НФП-87 перечислены, таковы:
Упражнение 1. Бег на 3 км.
Оценки:
«отлично» 12 мин. 30 сек.
«хорошо» 12 мин. 45 сек.
«удовлетворительно» 13 мин. 10 сек.
Упражнение 2. Лыжная гонка на 5 км.
Оценки:
«отл.» 28 мин.
«хор.» 29 мин.
«удовл.» 30 мин.
Упражнение 3. Кросс на 5 км (для бесснежных районов).
Оценка:
«отл.» 24 мин.
«хор.» 25 мин.
«удовл.» 26 мин.
Упражнение 4. Подтягивание на перекладине.
Оценка:
«отл.» 13 раз.
«хор.» 11 раз.
«удовл.» 9 раз.
Упражнение 5. Комплексное силовое упражнение.
Выполняется в течение 1 минуты: первые 30 сек. – максимальное количество наклонов вперед до касания руками носков ног из положения лежа на спине, руки на поясе, ноги закреплены (допускается незначительное сгиба– ние ног, при возвращении в исходное положение необходимо касание пола лопатками); затем повернуться в упор лежа и без паузы для отдыха выпол– нить в течение 30 сек максимальное количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа (тело прямое, руки сгибать до касания грудью пола).
Оценка:
«отл.» 48 раз (наклоны и отжимания вместе)
«хор.» 44 раза
«удовл.» 40 раз
Упражнение 6. Бег на 100 метров.
Оценка:
«отл.» 14, 1 сек.
«хор.» 14,6 сек
«удовл.» 15,6 сек
Упражнение 7. Прыжки ноги врозь.
– через гимнастического «козла» в длину – высота снаряда 125 см, мостик высотой 10-15 см устанавливается в 1м от снаряда; прыжок выполняется с разбега;
– через «коня» в длину – высота снаряда 115 см, мостик высотой 10-15 см устанавливается произвольно; прыжок выполняется с разбега толчком ру– ками о дальнюю половину снаряда.
Разрешается выполнять две попытки.
Упражнение 8. Комплексное упражнение на ловкость.
Проводится в любом помещении или на ровной площадке с травяным покрытием. По команде «Марш» пробежать с высокого старта 10 м, выполнить два кувырка вперед, прыжком сделать поворот кругом, два кувырка вперед, пробежать 10м в обратном направлении. При выполнении кувырков в зале разрешается применение матов.
Оценка:
«отл.» 10 сек
«хор.» 10,6 сек
«удовл.» 11,2 сек
Упражнение 9. Сгибание и разгибание рук с одновременными махами ног на брусьях.
Оценка:
«отл.» 9 раз
«хор.» 6 раз
«удовл.» 4 раза.
Упражнение 10. Марш на лыжах 10 км в составе подразделения.
Каждый участник стартует в полной боевой выкладке. На финиш подразделение должно прибыть в полном составе с растяжкой не более 100 м и без потери предметов вооружения и снаряжения. Взаимопомощь разрешается без передачи оружия, противогаза и других предметов экипировки. Время определяется по последнему участнику.
Оценка:
«отл.» 1 час 15 мин
«хор.» 1 час 20 мин
«удовл.» 1 час 25 мин.
Упражнение 11. Марш-бросок в составе подразделения. Условия те же, что и при броске на лыжах.
Оценка на 5 км:
«отл.» 27 мин
«хор.» 28 мин
«удовл.» 29 мин
Оценка на 10 км.
«отл.» 56 мин
«хор.» 58 мин
«удовл.» 1 час.
Упражнение 12. Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий.
Оценка:
«отл.» 2 мин 25 сек
«хор.» 2 мин 30 сек
«удовл.» 2 мин 40 сек.
Упражнение 13. Специальное контрольное упражнение на полосе препятствий.
Если предыдущее упражнение выполнялось без автомата, то это упражнение выполняется с автоматом, сумкой для магазинов, двумя магазинами и противогазом. Дистанция – 400 м. Исходное положение – стоя у борта БТРа (оружие в руке, противогаз в сумке): влезть в макет БТРа через борт, соскочить с противоположного борта, пробежать 200 м по дорожке по нап– равлению к первой траншее, обежать флажок, соскочить в траншею и надеть противогаз, выскочить из траншеи и пробежать по бревну через овраг, соскочить с бревна на землю, преодолеть завал, соскочить в ров, взять с заднего бруствера ящик весом 40 кг и перенести его на передний бруствер, затем снова на задний. Снять противогаз и уложить его в сумку, выскочить из рва, пробежать по проходам лабиринта, взбежать по наклонной доске на забор, перейти на балку, пробежать по ней, перепрыгивая через разрывы, и соскочить на землю с конца последнего отрезка балки, преодолеть разрушенную лестницу прыжками, наступая на каждую ступень, и соскочить с последней ступени на землю. Преодолеть стенку, соскочить в колодец, пробежать по ходу сообщения до траншеи, метнуть противотанковую гранату массой не менее 1 кг на 15 м по щиту размером 2х1 м, при непопадании в цель первой гранатой продолжать метание (но не более трех гранат) до поражения цели, выскочить из траншеи и преодолеть палисадник, влезть в нижнее окно фасада дома, с него – в верхнее окно, перейти на балку, пройти по ней, соскочить на первую площадку, с нее – на вторую, спрыгнуть на землю, перепрыгнуть через траншею.
Оценка: «отл.» 3 мин 25 сек
«хор.» 3 мин 30 сек
«удовл.» 3 мин 45 сек
Упражнение 14. Преодоление единой полосы препятствий в составе подразделения.
Командиры взводов, рот и их заместители выполняют упражнение в составе проверяемых подразделений. Выполняется в составе отделения.
Оценка:
до 4 чел.
«отл.» 3,50
«хор.» 4 ,15
«удовл.» 4,40
до 7 чел.
«отл.» 4 ,15
«хор.» 4 ,40
«удовл.» 5,05
до 10 чел.
«отл.» 4 ,40
«хор.» 5 ,05
«удовл,» 5,30
Упражнение 15. Бег с преодолением полосы препятствий в составе подразделения.
Те же условия, что и в N14, но сначала пробежать 1000 или 3000 метров и затем уже преодолеть полосу.
Упражнение 14. Плавание в обмундировании с оружием (автомат).
Выполняется в повседневной одежде, сапоги сняты и уложены за поясной ремень спереди или сзади. Упражнение считается невыполненным при утере оружия или предметов обмундирования.
Оценка:
«отл.» 100 м
«хор.» 75 м
«удовл.» 50 м
Или плавание на 100м в спортивной форме, если нет условий для плавания в обмундировании.
Оценка: брассом
«отл.» 2,05
«хор.» 2,20
«удовл.» 2,50
Оценка: вольным стилем
«отл.» 1,50
«хор.» 2,05
«удовл.» 2,35
Упражнение 16. Специальный комплекс приемов рукопашного боя.
Предназначен для уничтожения и пленения противника и включает приемы, предусмотренные комплексами РБ-1 и РБ-2, а также дополнительно следующие приемы:
1) Режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом – наносятся быстрыми движениями вооруженной руки горизонтально, вертикально и по диагонали.
2) Загиб руки за спину.
3) Рычаг руки наружу.
4) Рычаг руки внутрь.
5) Задняя подножка.
6) Бросок через спину.
7) Освобождение от захватов и обезоруживание с применением бросков и болевых приемов, названных выше.
продолжение…
После успеха моей первой лекции в школе диверсантов, меня позвали прочитать вторую. Как водится, я не отказал себе в этом удовольствии.
Товарищи курсанты-диверсанты, какие есть инструменты управления у государственной власти? Стоп-стоп, не перечисляйте, не надо. Их, на самом деле, ровно два — кнут и пряник. Причем (это важно, открыли тетрадочки — записываем!) функция кнута посвистывать, а пряника — ароматно пахнуть. Бить и кормить не обязательно. То есть, нужно, конечно, но не всех. Главное, чтобы остальные видели. И стадо баранов… извините, народ, конечно, уверенно потянется по направлению, вектор которого направлен строго от кнута к прянику.
Нужно было в свое время «поднять севера» — сделали там доплаты, и получили приток рабочих рук. При этом не пришлось уговаривать каждого в режиме «ручного управления». Нужно было сломать русскую традицию воровства — ввели дичайшие сроки за малейшую кражу («Идут на Север — срока огромные, кого ни спросишь — у всех указ»), и через некоторое время в Союзе можно было ставить — не поверите! — оргалитовые двери в квартиры.
Если вам случится стать гауляйтором… тьфу, Президентом какой-нибудь вражеской территории, чтобы разгромить ее, то, советую, сделайте так, чтобы финансисты, бизнесмены, юристы, певцы песен ртом и даже кадровички с широченными жопами получали больше, чем рабочие. При этом можете трепаться, что нужно поднять престиж рабочих профессий и даже раздавать ордена трудовой славы — все равно производство умрет, а с ним и страна.
Понятно? Тогда контрольное задание. Как уничтожить образование? Кто сказал «расстрелять учителей»? Садись, два. А? А вот это правильный ответ — сделать так, чтобы их доход был ниже большинства остального работающего населения.
Но вернемся к вопросу наглядности. Как снизить протестную активность без применения массовых карательных мер? Правильно, нужно карать не виновных, а схватить кого попало и тянуть с судом долго-долго, чтобы все услышали свист кнута и поняли, что вне зависимости от вины можно получить кнутом. На самом деле, кнута-то на всех не хватит, но свист кнута все услышат, и результат будет достигнут.
Теперь — зеркальная ситуация. Можно ли поднять уровень преступности на вражеской территории? Удастся ли добиться разграбления территории преступниками?
Ай, умнички мои! Правильно, достаточно демонстрации пряника. Если есть борзая преступная группа беспредельщиков, которые занимаются именно разрушением экономики, если в эту группу входят и продажные правоохранители, если «игорное дело» об организации сети подпольных казино в Подмосковье, которую «крышевали» высокопоставленные сотрудники прокуратуры и милиции стало «громким» и «резонансным», то его нужно закрыть по амнистии.
Что? Да, правильно, пряник так долго скармливают Сердюкову по той же причине — чтобы запах пряника дошел даже до тех, у кого заложен нос.
Устранить наблюдателя, выкрасть с позиции «языка» или обезвредить противника в условиях, когда звук выстрела или даже крик «объекта» может поставить под угрозу успех операции — извечные задачи, над решением которых разведчики ломали головы во все времена. Специальные навыки и сноровка не утратили своей актуальности с развитием технических средств.
«Высшим баллом оценивается убийство с минимальными затратами, физическими и техническими. И поневоле начинаешь смотреть на человека, стоящего к тебе спиной, как на потенциального мертвеца», — вспоминает Николай Губанов подготовку в отряде СпН в 1974 году (цитата по книге С. Козлова «Спецназ ГРУ. 50 лет истории, 20 лет войны»).
Будущих спецназовцев обучали использовать в качестве оружия подручные предметы и даже природные яды. Конечно, такой тренировочной программы в открытом доступе не найти. Однако мы можем проанализировать рассекреченные наставления прежних лет, чтобы узнать, как становилась отечественная система специальной подготовки.
Между войнами
Попытки внедрить изучение приёмов рукопашного боя в армии начались в 1920-е годы. Вспыхнувший у военных интерес к архаичному, казалось бы, искусству драки не случаен: отгремела Первая мировая война, запечатлев в памяти не только ужасы химических атак и шквальный огонь, перемешивающий с землёй живых и мертвых, но и мрачные картины окопных схваток. Скорее даже побоищ — ведь солдаты набрасывались друг на друга с топорами, ножами и отточенными лопатками.
Окопный характер войны стал неожиданностью, ни одна армия не готовилась воевать в таких условиях. Постепенно выработалась новая тактика: например, артиллерийский «огневой вал» — ползущая перед наступающей пехотой сплошная полоса разрывов. Подавляя пулемёты, она позволяла достигнуть позиций неприятеля, но уничтожить укреплённые «подземелья» пушки были не в состоянии. Прыгая во вражеский окоп, боец не мог рассчитывать на винтовку со штыком — почти двухметровое «копьё» не годилось для драки в тесной траншее. Как не годились уставные сабли, тесаки. Ведущие технологические державы, наряду с танками и боевой авиацией, были вынуждены наладить выпуск шипастых дубинок, кастетов, ножей и другого «первобытного» оружия.
Смелый, физически развитый человек зачастую мог решить исход такой схватки. Появились группы штурмовиков — сорвиголов, специализирующихся на «расчистке» траншей врукопашную.
Как известно, генералы всегда готовятся к прошедшей войне — не удивительно, что по окончанию Первой мировой программы физической подготовки солдат были изменены. В Англии открылись военно-боксёрские школы, во Франции бойцов стали учить национальному единоборству саватт и фехтованию тростью, на американском флоте внедрили джиу-джитсу.
© wikipedia.org
Кто изобрёл «Практическую стрельбу»
Бокс, саватт и джиу-джитсу — популярные стили начала века. В одном случае бойцов учат работать кулаками, в другом — преимущественно ногами, адепты японской борьбы отрабатывают захваты и броски. Почему бы не объединить их в одну систему?
Над этим в СССР работал Нил Ознобишин, удивительно любопытная фигура отечественной истории. Будучи потомственным дворянином, он избрал для себя цирковую деятельность. Читателя это не должно смущать: цирковое искусство неразрывно связано с атлетизмом, кроме того, в те времена единоборцы соревновались как раз на цирковой арене. Владеющий пятью языками, Ознобишин объездил с гастролями немало стран и был знаком с мастерами самых разных стилей. Будучи чемпионом Москвы по боксу, он с 1918 по 1926 год занимался подготовкой бойцов Красной Армии.
© fokm.ru
Свой опыт Ознобишин систематизировал в книге «Искусство рукопашного боя», выпущенной издательством НКВД в 1930 году. Это — поразительный труд, на десятилетия опередивший время: множество его положений и сейчас бесспорны.
Так, автор подвергает ревизии спортивные стили: «Кто может объяснить нам пользу «блокажа» голой рукой в серьёзном рукопашном бою, «блокажа», столь практичного на ринге, когда руки защищены специальными перчатками? — рассуждает Ознобишин. — Во французской борьбе цель борющегося — положить противника на лопатки. Есть ли это решительный исход боя? Безусловно, нет».
© frbi-ross.ru
Не отрицая пользы перчаток и ковра для регулярных занятий, Ознобишин предлагает боевую систему, построенную на приёмах, лишённых каких бы там ни было спортивных условностей. Её краеугольным камнем является представление о боевых дистанциях: сначала в ход идёт револьвер или трость; затем наступает черед ударов ногами; на дистанции в 1-2 шага разумно боксировать; наконец, дело доходит до борьбы.
© nipponkempo.com.ua
Самое интересное здесь, это револьвер. «Значение револьвера как оружия военного равняется почти нулю», — пишет Ознобишин. Не удивительно, что в армии ему уделяют мало внимания: красноармейцы время от времени упражняются в стрельбе «с длинной дистанции по одной вполне определённой и неподвижной мишени». Такой подход механически копируется милицией, уголовным розыском и НКВД, что в корне неверно, считает автор. Ознобишин разработал комплекс «специальной милицейской стрельбы», которая «отличается от обычных систем стрельбы главным образом тем, что производится с очень короткой дистанции по движущимся на стрелка или убегающим от него нескольким мишеням».
В этом комплексе — «упражнения в стрельбе инстинктивной (не целясь) по одной или нескольким мишеням»; «стрельба по исчезающим и подвижным мишеням»; а так же «тактические упражнения». Вот одно из них: вокруг стрелка, стоящего с закрытыми глазами, в произвольном порядке расставляется пять ростовых мишеней. По команде «Огонь!» упражняющийся должен открыть глаза и «в самый кратчайший срок всадить по одной пуле в каждый из пяти установленных силуэтов».
Искушенный читатель уже понял, о чём идёт речь: фактически, Нил Ознобишин изобрёл то, что сейчас известно как «Практическая стрельба» (IPSC, Practical Shooting), основоположником которой считается американец Джеф Купер — «отец современной техники стрельбы».
© kslipsc.ru
Свободный стиль, тактика, скорость — Ознобишин даже приспособил метроном в качестве стрелкового таймера! К сожалению, всё это было забыто, и в начале «нулевых» Россия импортировала IPSC для подготовки силовых структур и в качестве любительского спорта как заморскую диковинку. Даже название этой дисциплины — «Практическая стрельба» — является скверной калькой с английского. По-русски правильно было бы — «Прикладная стрельба».
Конечно, далеко не все советы мастера бесспорны: «Противник, вооружённый ножом, не должен смущать вас более чем, если бы он был с пустыми руками» — сегодня работа против ножа считается одним из труднейших аспектов рукопашного боя. Однако Нил Ознобишин бесспорно заслуживает, чтобы его имя было известно и современным стрелкам, и поклонникам единоборств.
Самбо с оружием
В 1938 году Спортивный комитет СССР включил «Самооборону без оружия», Самбо, в число культивируемых видов спорта. Мы не будем останавливаться на его истории — скажем только, что разработка в сжатые сроки дисциплины, ставшей национальным боевым искусством, вполне сопоставима с запуском первого спутника. Пережив бум восточных единоборств 1990-х годов, самбо здравствует и поныне, оставаясь единственным международным спортом, в котором официальным языком является русский.
Теперь уже не секрет, что самбо изначально делилось на два направления: общедоступное спортивное и ведомственное боевое. В 1940 году выходит закрытый «Курс самозащиты без оружия самбо» Владислава Волкова. Этот учебник для школ НКВД, изданный перед началом Великой Отечественной войны, станет пособием для рукопашной подготовки диверсантов.
© starina.ru
Как и система Ознобишина, «Курс самозащиты» Волкова состоит из ударно-бросковой техники, однако в сравнении арсенал ударов боевого самбо довольно скуп. Так, на смену изящным «шассе» французского саватта пришли хлёсты в голень и пах — нога атакующего не поднимается выше пояса и «работает» только на короткой дистанции. Обучающиеся «набивают» три боксерских удара — прямой, свинг и крюк, но не учатся боксировать, то есть не изучают перемещения, уклоны и нырки.
Иначе говоря, боевое самбо образца 1940 года не предусматривало полноценного спарринга. Если воспитанник Ознобишина мог вести бой, переходя с одной «боевой дистанции» на другую, то ученик Волкова делал ставку на один «ошеломляющий» удар, нацеленный в солнечное сплетение, подбородок или пах, после чего следовал выход на борцовский приём, удушение или взятие на болевой контроль.
© rulit.me
Понятно, почему так: «Искусство рукопашного боя» подразумевало многолетнюю практику, в то время как «Курс самозащиты без оружия» — ускоренное обучение.
Возможно, «Курс» преподавался не целиком, а частями — в зависимости от потребностей занимающихся. Так, расширенный раздел приёмов против пистолета был доступен только «специальным группам обучающихся». Отработка велась следующим образом: «атакующий» заряжал боевой пистолет холостым патроном и прятал за спину или в карман, «обороняющийся» надевал фланелевую маску и авиаторские очки. На один счёт первый выхватывал пистолет и сразу стрелял, а второй уклонялся и отбирал оружие. Кроме прочего, практика со стрельбой должна была отучить курсантов бояться «молчащего» оружия: «Если на вас наведено оружие и выстрела не последовало, значит, направление оружия нападающего последовало с целью угрозы, и вы имеете возможность произвести приём».
Последний раздел посвящён работе с «норвежским ножом» — знаменитой финкой НКВД, выпускавшейся заводом «Труд» в Нижегородской области. Хотя в процессе обучения использовались деревянные ножи, фехтовальные маски и нагрудники, свободного спарринга не предусматривалось. Общее правило было такое: «Удар должен быть замаскирован и неожиданно быстро приведён в исполнение». Пряча оружие за спиной или за бортом пиджака нужно обозначить атаку невооружённой рукой, после чего «нанести молниеносно удар ножом» в уязвимую точку. На партнёре отрабатывалась меткость попадания: по горлу, в сердце и так далее. Для развития сильного удара предписывалось колоть ящик с глиной.
Маэстро Булочко
Колоссальный опыт, полученный советскими разведчиками в ходе Великой отечественной войны, обобщил Константин Булочко — блестящий фехтовальщик, многократный чемпион СССР по рапире и сабле. Сегодня спортивное фехтование может казаться «несерьёзным», однако вплоть до второй половины XX века эта дисциплина рассматривалась как вполне прикладная. В книге с неброским названием «Физическая подготовка разведчика» Булочко изложил принципы, весьма отличные от тех, что мы разбирали ранее.
© padabum.com
В ней не найти ассортимента самбистских бросков, кроме самых элементарных подсечек, нет и техничных боксёрских ударов. Это пособие не для агентов НКВД или СМЕРШ, а для войсковых разведчиков — на фронте без оружия не ходят, зачем же полагаться на руки?
«Рукопашный бой разведчиков чаще всего это дерзкий налёт, это неожиданное, бесшумное нападение на противника или внезапная встреча вплотную. В этих рукопашных боях наиболее часто применялись: бросок гранаты, выстрел в упор, удар стволом, магазином винтовки или автомата, удар из-за укрытия сверху, сбоку или сзади прикладом; удар ножом в грудь, в бок, в спину; удар кулаком, ногой, сваливание противника и борьба лёжа», — указано в учебнике.
© cont.ws
Булочко подробно разбирает рукопашный бой с использованием винтовки и автомата, включая приёмы выбивания оружия из рук противника. Конечно, не обойдена вниманием сапёрная лопатка, а в крайнем случае можно ударить противника по голове гранатой — всё лучше, чем голой рукой. Особое внимание уделяется бесшумной работе ножом: напав на неприятеля, разведчик должен успеть заткнуть ему рот заготовленной тряпкой, резиновой перчаткой или на крайний случай предплечьем. Будучи тренером контактного единоборства — фехтования — Булочко был убеждён, что приёмы рукопашного и ножевого боя должны не только заучиваться, но и отрабатываться в свободном спарринге.
© cont.ws
Другой важный аспект: разведчики действуют группой, значит, выполняют коллективные действия. Большинство описанных Булочко приёмов рассчитаны на группу из 2-3 бойцов, например, захват пленного — пешего, конного, мотоциклиста; или похищения «языка» из вражеской траншеи с помощью веревки; а так же различные способы доставки пленного. Другие разделы книги посвящены навыку бесшумного передвижения, преодолению различных препятствий, а кроме того, содержат немало любопытных методик — например, технику борьбы со сном.
© cont.ws
Современная подготовка
Дальнейшее развитие военно-прикладных систем связано с бумом японского каратэ, начавшимся в 1970-е годы. Хотя Спорткомитет поначалу запретил этот «метод физической подготовки, не имеющий ничего общего с советской системой физвоспитания», с повальным увлечением молодежи было не совладать. Каратэ шло в подполье, где обрастало самыми фантастическими слухами. Ничего не оставалось, как взять его под контроль: Комитет издал распоряжение «О развитии борьбы каратэ в СССР». В отличие от обывателей, верящих в «волшебные приёмы», специалисты силовых структур оценили новинку трезво: сравнительные бои боксёров и каратистов не выявили решительного превосходства последних.
Так что КГБ и Вооружённые силы занялись синтезом, и к концу десятилетия была оформлена новая дисциплина — «Армейский рукопашный бой» (АРБ), сочетающая элементы бокса, самбо и каратэ. Отметим, что похожий «миксфайт» предлагал Нил Ознобишин в 1930-е годы.
Развитие технических средств, включая бесшумное оружие, в разработке которого СССР был, а Россия остаётся бесспорным лидером, наверняка в корне изменило тактико-специальную подготовку разведчиков. Вспомним курс Волкова для финки НКВД — её правнук, стреляющий нож разведчика (НРС), значительно расширяет арсенал приёмов. НРС позволяет поражать цель в лёгких средствах индивидуальной защиты как клинком (пробивает до 2 мм сталь), так и беззвучным боеприпасом. Им можно действовать и в упор, и с дистанции 25 метров. Однако конкретные методики, как мы упоминали, остаются засекреченными.