Руководство для баяна

В категории материалов

: 73

Показано материалов

: 1-20



В. Бухвостов, Г. Шахов. Баян и аккордеон в художественной самодеятельности

Автор: В. Бухвостов, Г. Шахов
Год: 1980
Издательство: Советский композитор
Страниц: 128
Формат: PDF
Размер: 5,9 МВ
Язык: русский

Советская школа баянистов и аккордеонистов за весьма короткий срок достигла значительных успехов и в исполнительстве, и в педагогике. Стало привычным, что наши исполнители-баянисты, участвуя в международных конкурсах, показывают высокий класс исполнительского мастерства и завоевывают призовые места.
В настоящее время целый ряд талантливых композиторов пишет музыку для баяна и аккордеона, начиная от простейших пьес для детей и кончая произведениями крупной формы — концертами и сонатами.
Особенно популярны баян и аккордеон в коллективах художественной самодеятельности, в клубах и домах культуры. Они звучат в концертах различных ансамблей, хоров, солистов, агитбригад, на праздничных торжествах, демонстрациях и массовых гуляниях.
Игре на баяне и аккордеоне обучаются тысячи людей различных возрастов и профессий.
Это учебное пособие предназначается в помощь начинающим или имеющим первоначальную подготовку баянистам и аккордеонистам, которые занимаются самостоятельно или под руководством педагогов в коллективах художественной самодеятельности и в музыкальных студиях при клубах и домах культуры. Оно может служить также дополнительным пособием для учащихся музыкальных школ и культурно-просветительных училищ.
Баян и аккордеон — клавишные хроматические гармоники. Приемы звукоизвлечения, техника владения мехом, левая клавиатура и нотная запись для них одинаковы. Исключение составляют правые клавиатуры. Поэтому учебный материал пособия (кроме отдельных моментов, связанных со спецификой правых клавиатур) строится на основе общности инструментов.
Пособие состоит из двух основных частей — методической и репертуарной.
Методическая часть включает в себя: краткие сведения об инструментах и их установке, о посадке, постановке рук и звукоизвлечении; разделы, отражающие основы нотной грамоты; первоначальные упражнения для каждой руки отдельно, упражнения на соединение партий обеих рук, другой методический материал. Особое внимание уделяется определению аппликатуры. В таблицах, завершающих методическую часть, дана аппликатура гамм, арпеджио и аккордовых последовательностей.
Репертуарная часть включает в себя пять разделов.
В первые разделы авторы включили пьесы, которые могут использоваться в работе кружков музыкальной самодеятельности, в последний — этюды, наиболее часто встречающиеся в педагогической практике. К пьесам и этюдам даются методические рекомендации.

В. Бесфамильнов, А. Семешко. Воспитание баяниста. Вопросы теории и практики

Автор: В. Бесфамильнов, А. Семешко
Год: 1989
Издательство: Музична Украiна
Страниц: 202
Формат: PDF
Размер: 8,5 МВ
Язык: русский

Решение программной задачи ускорения социально-экономического развития страны настоятельно требует коренного улучшения профессиональной подготовки всех педагогических кадров. Серьезные задачи, стоящие перед музыкально-педагогическим образованием, требуют совершенствования каждой учебной дисциплины. В частности, курса «Специальный инструмент — баян», который призван содействовать овладению студентами глубокими знаниями методики музыкального обучения, исполнительским искусством. Особо остро эти вопросы стоят в педагогических учебных заведениях, готовящих учителей музыки, руководителей музыкальных кружков и студий.
Предлагаемое пособие ни в коей мере не претендует на исчерпывающее описание каких-либо новых, оригинальных рецептурных приемов, пригодных «на все случаи жизни». В нем делается попытка помочь молодым баянистам дополнить и систематизировать свои познания в области отдельных вопросов методики обучения, а также расширить круг произведений, изучаемых в классе специального инструмента.
Изложенные в пособии вопросы проверены практикой многих советских педагогов-баянистов, а также педагогическим и исполнительским опытом авторов данной работы.

А. Осокин. Пособие для исполнителей на баяне с пятирядной правой клавиатурой

Автор: А. Осокин
Год: 1976
Издательство: Советский композитор
Страниц: 54
Формат: PDF
Размер: 1,6 МВ
Язык: русский

Баянное искусство активно развивается в трех направлениях: овладение все большими высотами исполнительского мастерства, обогащение репертуарного фонда, совершенствование конструкции инструмента. Эти линии развития находятся в тесной взаимосвязи, непрерывно влияя друг на друга.
Появление баянов с пятирядной правой клавиатурой облегчило многие виртуозные задачи и значительно повысило «технический потолок» исполнителя, что не могло не привести к дальнейшему повышению общего уровня исполнительского мастерства баянистов.
«Пособие для исполнителей на баяне с пятирядной правой клавиатурой А. Осокина — первая работа, посвященная обобщению и систематизации практического опыта игры на пятирядном инструменте. Она, несомненно, окажется» полезной как для учащихся музыкальных учебных заведений, так и для профессиональных музыкантов.

А. Пигилёв. Основы джазовой импровизации на баяне и аккордеоне

Автор: А. Пигилёв
Год: 2014
Издательство: Петрозаводск: ПГК им. А.К. Глазунова
Страниц: 56
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Язык: русский

Тенденция к взаимослиянию различных джазовых стилей, а также джаза с иными стилями, направлениями и течениями современной музыки выглядит сегодня неоспоримой. Она позволяет говорить о том, что джазовая музыка развивается в русле общей музыкальной культуры, эволюция которой на рубеже веков привела к новым открытиям и перспективам. Нет таких стилей и направлений в современной музыке, которые не использовали бы джазовые музыканты.
В данной работе изложены некоторые основные понятия о таком явлении, как джазовая импровизация, и дана попытка обобщения некоторых методических и исполнительских закономерностей, которые возникают при исполнении джаза на аккордеоне и баяне. Тема является действительно интересной, потому что эстрадно-джазовое искусство играет заметную роль в укреплении авторитета аккордеона и баяна на международной музыкальной сцене, а также популяризации этих инструментов.

С. Федин. Специальный инструмент. Причины нарушени стабильности исполнения на эстраде у баянистов и их устранение в классе специнструмента

Автор: С. Федин
Год: 2010
Издательство: Кемерово: КемГУКИ
Страниц: 192
Формат: PDF
Размер: 8,7 МВ
Язык: русский

Рассматриваются основные понятия методики преподавания игры на баяне, методики игры на баяне, аккордеоне, характеризуется работа музыканта-исполнителя в процессе подготовки к публичному выступлению.
Рекомендуется студентам, обучающимся игре на баяне, аккордеоне, изучающим вопросы музыкальной педагогики, психологии, методики преподавания игры на баяне, аккордеоне, методики игры на баяне, аккордеоне, основы импровизации.

Т. Чупахина, С. Чупахин. Актуальные проблемы исполнительства на мехо-духовых гармониках

Автор: Т. Чупахина, С. Чупахин
Год: 2014
Издательство: Омск: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
Страниц: 220
Формат: PDF
Размер: 52,1 МВ
Язык: русский

Учебное пособие предназначено для исполнителей на мехо-духовых гармониках. Вниманию читателей представлен целый ряд актуальных проблем баянного и аккордеонного исполнительства, среди которых – формирование художественной техники, воспитание художественного мышления, психофизическая подготовка исполнителя к концертному выступлению, искусство фразировки, ансамблевая подготовка, организация самостоятельной работы в классе по специальному инструменту.
В работе обобщен многолетний исполнительский и педагогический опыт авторов, рассмотренный сквозь призму психологии, педагогики, теории исполнительства, методики преподавания на баяне, аккордеоне.
Издание представляет интерес для широкого круга читателей, студентов вузов, учащихся музыкальных училищ искусств и культуры, для концертных исполнителей и преподавателей всех звеньев музыкального обучения.

Е. Показанник. Баян, аккордеон, национальная гармоника в XXI веке

Автор: Е. Показанник
Год: 2014
Издательство: Ростов н\Д.: РГК(А) им. С.В. Рахманинова
Страниц: 156
Формат: PDF
Размер: 3,5 МВ
Язык: русский

«Баян, аккордеон, национальная гармоника в XXI веке» – коллективный труд, состоящий из отдельных статей, посвященных актуальным вопросам музыкальной педагогики и исполнительства на баяне, аккордеоне, кавказской гармонике. Данное издание представляет собой сборник работ, авторы которых стали лауреатами и дипломантами I Всероссийского конкурса научных работ и методических разработок педагогов музыкальных колледжей и вузов, проходившего в рамках XVIII Всероссийского конкурса им. А. Кусякова в Ростовской консерватории в марте 2013 г.
Идея проведения подобного конкурса возникла не случайно. С одной стороны, к сегодняшнему моменту преподавателями всех звеньев музыкального образования накоплен достаточно большой опыт, нуждающийся в теоретическом обосновании и последовательном изложении – для трансляции наиболее актуальных идей педагогическому сообществу.
С другой стороны, отсутствие практики в написании научных и методических текстов нередко сдерживает преподавателей в стремлении изложить свои наработки «на бумаге», представить их на всеобщее обсуждение. Заявленные номинации давали возможность участникам чувствовать себя достаточно комфортно – категории «преподаватель колледжа» и «преподаватель вуза» были разведены, отдельно оценивались работы по методике, истории исполнительства и вопросам музыкального образования. В жюри были приглашены музыковеды из числа ведущих профессоров, докторов и кандидатов наук Ростовской консерватории. Тексты были представлены членам жюри без фамилий, под шифром. Результат – кто же победил – стал известен организаторам конкурса и членам жюри лишь после того, как жюри вынесло общее заключение по распределению мест между работами.
Конкурсная ситуация дала возможность участникам не только попробовать свои силы в жанре научного исследования, но и вступить в состязание за оригинальность мысли, научную корректность, последовательность изложения и литературность языка. И хотя, как в любом соревновании, здесь были не только победители, думается, в этом конкурсе выиграл каждый – ведь результатом стало значительное обогащение немногочисленной пока методической литературы для баянистов, аккордеонистов.
Надеемся, что наше начинание будет продолжено и привлечет в будущем значительно большее число участников.

Н. Кислицын. Артикуляция и произношение в музыкально-инструментальной речи баяниста

Автор: Н. Кислицын
Год: 2015
Издательство: Саратов: СГК им. Л.В. Собинова
Страниц: 115
Формат: PDF
Размер: 3,4 МВ
Язык: русский

Работа посвящена комплексному изучению баянных средств артикуляции и произношения в контексте академических традиций музыкального искусства. До настоящего времени в баянной теории артикуляции не сложилось однозначного толкования терминов «артикуляция» и «произношение» как важнейших компонентов музыкально-исполнительской речи. Автор предлагает свое видение проблемы артикуляции на баяне.
Издание предназначено для педагогов и студентов учебных заведений искусств и культуры, всех интересующихся проблемами искусства игры на клавишно-пневматических инструментах.

Сергеев, Голубев. Новый практический самоучитель для венской двухрядной гармоники русского и немецкого строев по нотной и цифровой системе

Автор: А. Сергеев, А. Голубев
Год: 1936
Издательство: Музгиз
Страниц: 35
Формат: PDF
Размер: 1,7 МВ
Язык: русский

В городе, в деревне многие играют на гармони.. Гармония и балалайка — самые распространенные музыкальные инструменты в нашем Союзе.
Существует ряд строев (систем) гармоний: «черепашки», «ливенки», «рояльные», «вятские», «итальянские (тальянки)», «полувенки», «венские», двухрядки и трехрядки и «баяны» (хроматические).
Наш самоучитель написан для двухрядной венской гармонии, русского или немецкого строя, в 21 клапан и 12 басов.
Гармонии венские («венки») — двухрядные — наиболее распространены. Узнать, к какому строю, русскому или немецкому, принадлежит гармония, можно так: нажать сразу 3-й и 6-й клапаны в первом ряду с правой стороны; если при растягивании меха мы получим два звука, похожие друг на друга, то эта гармония на русском строе, если же то же самое сходство звуков мы получим при сжимании меха, то эта гармония на немецком строе.
Наш самоучитель написан для двухрядной венской гармонии русского строя. По этому же самоучителю можно играть и на гармонии с немецким строем.
Наш самоучитель имеет перед пьесами 2-й части предварительные сведения по гармонии (с практикой). Читать сведения по музыкальной грамоте нужно имея в руках гармонию. В каждом примере указано, как его проиграть на гармонии.
Во второй части помещены нетрудные революционные и новобытовые песни.
Наш самоучитель является первой попыткой обучения через гармонию основам музыкальной грамоты и освежения того запаса старых песен, которые были в большинстве прежних самоучителей.

Д. Мергалиев. Освоение игры на аккордеоне

Автор: Д. Мергалиев
Год: 2017
Издательство: Алматы: ССК
Страниц: 92
Формат: PDF
Размер: 16,0 МВ
Язык: русский

Настоящее пособие адресовано студентам педагогических вузов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование» по дисциплине «Основной музыкальный инструмент», также учащимся, музыкальных колледжей, ценителям музыкального искусства и его исполнителям.
В пособии рассматривается специфика инструмента, даются методические рекомендации по освоению основных исполнительских приемов и навыков, содержатся сведения по истории аккордеона.

Н. Ризоль. Очерки о работе в ансамбле баянистов

Автор: Н. Ризоль
Год: 1986
Издательство: Советский композитор
Страниц: 232
Формат: PDF
Размер: 22,4 МВ
Язык: русский

Предлагаемая вниманию читателей книга выдающегося советского музыканта — народного артиста УССР, профессора Киевской ордена Ленина государственной консерватории имени П. И. Чайковского Николая Ивановича Ризоля — представляет большой интерес во многих аспектах.
Прежде всего — это обобщение почти полувекового творческого опыта первоклассного ансамбля, стоящего в ряду лучших музыкальных коллективов страны и известного далеко за ее пределами. Автор освещает различные грани профессионального труда ансамблистов, закономерности которого присущи в той или иной мере всякой коллективной деятельности музыкантов.
Раскрывая профессиональные «секреты», обусловившие высокие художественные достижения квартета, Н. И. Ризоль постепенно выстраивает подробную научную методику работы руководителя коллектива; на конкретных примерах он определяет роль и задачи каждого участника ансамбля, подчеркивает важность здоровых деловых взаимоотношений внутри коллектива, подкрепленных общностью художественных устремлений, незыблемой дисциплиной труда и полной творческой отдачей со стороны артистов.
Наряду с этим автор живо повествует о творческих буднях прославленного коллектива, включая в свой рассказ многие любопытные мемуарные эпизоды. Это позволяет надеяться, что книга окажется интересной для широкого круга читателей — как для музыкантов-профессионалов, так и для многих любителей музыки. Несомненно, она будет особо полезной для обучающейся молодежи, для молодых специалистов, работающих с ансамблем или в ансамбле любого ранга и любого состава, а также для практической деятельности солистов-инструменталистов.

С. Рубинштейн. Самодеятельный ансамбль баянистов

Автор: С. Рубинштейн
Год: 1961
Издательство: Профиздат
Страниц: 96
Формат: DJVU
Размер: 9,3 МВ
Язык: русский

С каждым годом развитие музыкальной самодеятельности приобретает в нашей стране все больший размах. В городах и селах, в клубах и домах культуры, на предприятиях и в учебных заведениях создаются все новые оркестры народных инструментов, ансамбли баянистов, хоровые коллективы. Это явление весьма знаменательно. Оно свидетельствует о росте культурного уровня нашего народа, о стремлении советских людей к художественно эстетическому просвещению, к овладению великим наследием русской и мировой музыкальной классики.
Одним из наиболее распространенных и любимых в нашей стране народных музыкальных инструментов является баян. Игрой на нем увлекается люди самых различных возрастов и профессий. Значение баяна в народном творчестве непрерывно растет, большая заслуга принадлежит ему и в пропаганде произведений советских композиторов, главным образом советской массовой песни.
За последние годы намного вырос уровень исполнительского мастерства баянистов. Этому в значительной мере способствует открытие во многих музыкальных учебных заведениях специального класса баяна. Если вначале этот инструмент в основном считался сольным, имел простой по фактуре и содержанию репертуар, то сейчас он занял свое место и в профессиональных ансамблях и оркестрах.
Стремление баянистов к участию в оркестровом исполнении вполне закономерно, так как такое исполнение позволяет глубже раскрыть содержание произведения, шире использовать технические возможности инструмента.
В последнее время советские композиторы все чаще занимают банк в симфонических и оперных произведениях. В числе их концерт для баяна с симфоническим оркестром Н. Чайкина, оперы: «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека» И. Дзержинского, «Никита Вершинин» Д. Кабалевского, «Мать» Т. Хренникова, «Первая весна» Г. Жуковского.
В художественной самодеятельности баян также находит широкое применение как солирующий инструмент или же входит в состав оркестров народных инструментов.
Однако, несмотря на значительный интерес к этому инструменту, в музыкальной литературе мало разработана методика занятий с ансамблями баянистов и солистами в художественной самодеятельности. Это в значительной мере сказывается на исполнительском мастерстве баянистов и затрудняет работу руководителя. Данная брошюра рассчитана на руководителей самодеятельных кружков баянистов. В качестве приложения она содержит репертуарный раздел, в основу которого положены народные песни и произведения советских композиторов.
Произведения, рекомендуемые для исполнения ансамблями баянистов, разнообразны по составу и жанрам. Они публикуются впервые, хотя в значительной своей части уже используются в исполнительской и педагогической практике многих коллективов.

А. Онегин. Азбука баяниста. Пособие для начинающих

Автор: А. Онегин
Год: 1964
Издательство: Музыка
Страниц: 80
Формат: DJVU
Размер: 3,3 МВ
Язык: русский

Настоящая «Азбука» является практическим учебным пособием для тех, кто совсем не умеет играть, но желал бы самостоятельно научиться игре на любимом народном инструменте — баяне. В «Азбуке» излагаются самые краткие и только совершенно необходимые сведения из курса элементарной музыкальной грамоты, сведения об устройстве инструмента и о том, как нужно сидеть и держать инструмент во время игры.
Весь музыкальный материал «Азбуки» построен на известных народных песнях. Такая ограниченность репертуара имеет цель максимально облегчить процесс разучивания нотных примеров на инструменте, где слуховое восприятие знакомой мелодии поможет нахождению нужных клавишей и будет контролировать правильность звучания мелодии и ритма разучиваемой песни, что очень важно при самостоятельном обучении.
Желающим продолжать обучение игре на инструменте рекомендуется обратиться к учебному пособию Азария Иванова «Первоначальный курс игры на баяне» или к другим самоучителям, школам и сборникам для баяна.
Автор обращается ко всем, кто познакомился с данным пособием, с просьбой прислать свои замечания и пожелания, которые будут приняты с благодарностью и учтены автором в последующих его работах.

И. Гладков. Самоучитель игры на баяне

Автор: И. Гладков
Год: 1956
Издательство: Музгиз
Страниц: 64
Формат: DJVU
Размер: 5,1 МВ
Язык: русский

Настоящий самоучитель составлен на основании опыта педагогической работы на заочных музыкальных курсах при Всесоюзном Доме народного творчества им. Н.К. Крупской. Приняты во внимание также все ранее изданные пособия для баяна.
Автор настоящего самоучителя стремится решить основные вопросы, связанные не только с техникой игры на баяне, но и с изучением нотной грамоты.
Успех учащегося в значительной степени зависит от его желания научиться играть, от внимания и требовательности к самому себе.
Учащемуся рекомендуется в помощь своим занятиям музыкой воспользоваться дополнительно учебниками по элементарной теории музыки и книгами по истории музыки.

Н. Давыдов. Методика переложений инструментальных произведений для баяна

Автор: Н. Давыдов
Год: 1989
Издательство: Музыка
Страниц: 176
Формат: PDF
Размер: 6,4 МВ
Язык: русский

Использование переложений и транскрипций — вполне закономерное явление в музыкальной исполнительской практике. Широко известны классические транскрипции, созданные И. С. Бахом, К. Таузигом, Ф. Листом, Ф. Бузони, П. Казальсом, А. Сеговией, а также советскими композиторами — С. Прокофьевым, Д. Кабалевским, Л. Ревуцким и др. Для некоторых инструментов, в частности духовых и гитары, — это значительная часть репертуара.
Переложение образцов музыкальной классики для баяна, расширяя звуковыразительные и фактурные возможности этого инструмента, способствует повышению профессионализма исполнителей-баянистов. Оно укрепляет органические связи баянной методики с методиками преподавания и исполнительства на других инструментах, помогает подготовить музыкально развитых исполнителей, которые глубоко чувствуют и понимают музыку, знакомит широчайшие круги слушателей с лучшими образцами советской, отечественной и зарубежной классики.
Исполнительской и педагогической практикой уже накоплен значительный опыт в этой области. Высокие художественные качества отдельных баянных переложений приближают их к классическим транскрипциям. Отсюда важно обобщить достижения многих педагогов и исполнителей-баянистов.
В этой книге главное внимание уделено баянным транскрипциям фортепианных произведений, которые занимают значительное место в репертуаре баянистов. Для анализа использованы произведения разных авторов, опубликованные и рукописные, которые утвердились в педагогической и исполнительской практике и иллюстрируют основной комплекс приемов переложения.

Н. Речменский. Как играть на баяне или аккордеоне по нотам, написанным для фортепиано

Автор: Н. Речменский
Год: 1951
Издательство: Музгиз
Страниц: 36
Формат: PDF
Размер: 2,8 МВ
Язык: русский

Пособие рассчитано на баянистов и аккордеонистов, имеющих первоначальные навыки в игре по нотам и знакомых с музыкальной грамотой.
Особенность конструкции левой клавиатуры баяна и аккордеона, в которой аккорды даны в готовом виде (что не всегда допускает возможность дословного исполнения фортепианных произведений) создает основную трудность переложения фортепианной партии. Во избежание искажений следует ограничивать выбор музыкальных произведений для переложения и перекладывать только такие произведения, которые допускают эту возможность.
Примеры переложений, практические задачи и наглядные таблицы-схемы расположения звуков на клавиатурах фортепиано, баяна, аккордеона, их запись на нотоносце помогут приобрести основные навыки исполнения партии фортепиано на баяне или аккордеоне.
В целях быстрейшего приобретения этих навыков первоначально рекомендуется делать письменные переложения, постепенно переходя к игре с листа.
Помимо методических указаний, как исполнять на баяне или аккордеоне фортепианные пьесы, в пособие включены также примеры переложений фортепианного аккомпанемента народных песен и песен советских композиторов.

И. Алексеев. Методика преподавания игры на баяне

Автор: И. Алексеев
Год: 1960
Издательство: Музгиз
Страниц: 156
Формат: PDF
Размер: 7,2 МВ
Язык: русский

Настоящая работа представляет собой попытку помочь преподавателям игры на баяне в решении некоторых методических вопросов и ряда задач, на которых более всего сосредоточивается внимание педагога в процессе практической работы. Базой для нее послужили результаты тридцатилетней деятельности класса народных инструментов и кафедры народных инструментов Киевской ордена Ленина консерватории им. П. И. Чайковского, которым руководит заслуженный деятель искусств профессор М. М. Гелис. Здесь нашли практическое разрешение такие вопросы, как планирование учебной и воспитательной работы, постановка рук с широким применением большого пальца правой руки в аппликатуре, применение двух ремней, работа мехом, штрихи и т. д.
Книга состоит из вступления и четырех глав.

А. Мирек. Основы постановки аккордеониста

Автор: А. Мирек
Год: 1991
Издательство: Молодая гвардия
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 3,2 МВ
Язык: русский

Первая научно-методическая работа такого плана доктора искусствоведения профессора А.М. Мирека. В книге три главы: в первой — анализируется история вопроса, во второй — учебно-методические установки, в третьей — конкретные рекомендации по устранению наиболее серьезных и распространенных дефектов постановки. Иллюстрирована схемами и рисунками.

А. Чиняков. Преодоление технических трудностей на баяне Автор: А. Чиняков
Год: 1982
Издательство: Музыка
Страниц: 56
Формат: PDF
Размер: 2,3 МВ
Язык: русский

Работа над совершенствованием исполнительской техники занимает важное место в учебном процессе и является предметом постоянной заботы педагогов и учащихся.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматривается ряд конкретных способов преодоления технических трудностей при игре на готовом и готово-выборном баяне. Автор подробно останавливается на методе вариантов, дает методические рекомендации, предлагает список сочинений, в которых имеются технические сложности.
Пособие рассчитано на баянистов-преподавателей, студентов институтов культуры и музыкальных училищ.

В. Завьялов. Баянное искусство

Автор: В. Завьялов
Год: 1995
Издательство: Воронежского университета
Страниц: 128
Формат: DJVU
Размер: 7,0 МВ
Язык: русский

В монографии рассматриваются пути формирования баянного искусства от его истоков до второй половины 80-х гг. Впервые на основе изучения репертуара, исполнительства, инструментария, педагогики и слушательской среды осуществлен системный подход в исследовании большого и сложного явления, прогнозируется развитие этого искусства. Даны методические рекомендации баянистам в соответствии с современными требованиями.
Издание предназначено для исполнителей, преподавателей и учащихся музыкальных учебных заведений.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Руководство для игры на аккордеоне является практическим учебным пособием, предназначенным для кружков художественной самодеятельности, учащихся музыкальных школ, училищ и лиц, занимающихся самообразованием.
Настоящее руководство, рассчитанное на широкий круг аккордеонистов, имеет целью дать практические навыки игры на аккордеоне в пределах пьес средней трудности; в то же время оно в известной мере может служить методическим пособием для лиц, занимающихся преподаванием игры на аккордеоне.

Самоучители Иванова

Художественный материал руководства состоит из песенно-танцовальных пьес, наиболее соответствующих характеру звучания инструмента. Главным образом используются народные песни и танцы; кроме того, в руководство включены некоторые произведения русских, западноевропейских и советских композиторов.
Материал пособия в основном расположен по разделам в порядке возрастающей трудности, причем каждый последующий раздел ставит более высокие требования, предполагающие, что учащийся в известной степени уже овладел необходимыми для этого исполнительскими навыками. В начальных разделах пьесы расположены примерно в порядке возрастающей трудности или в порядке ознакомления с тональностями; в последующих разделах расположение пьес более свободное. Руководство в целом охватывает пьесы самой различной трудности. Прохождение всех пьес в разделе необязательно для перехода к последующей ступени обучения, также и выбор пьес в разделах предоставляется усмотрению педагога или самого учащегося в зависимости от зрелости и технической подвинутости последнего.

К практическому изучению данного руководства возможно приступить, начиная с главы «Правая клавиатура», минуя методическую часть главы «Основы игры на аккордеоне», требующую некоторой теоретической подготовки; тем не менее, изучение этой главы и данных в ней методических указаний является весьма важным, и учащемуся следует возвращаться к этой главе по мере приобретения исполнительских навыков и теоретических знаний.
Теоретические положения и упражнения даны в элементарном и сжатом виде, необходимом для приобретения навыков игры на аккордеоне. Аппликатура, предложенная автором, не является обязательной для каждого учащегося, а дана в помощь лицам, самостоятельно изучающим игру на аккордеоне.
Весь художественный материал руководства дан в переложении для аккордеона, а произведения народного творчества, кроме того, и в гармонизации или обработке автора руководства.
Азарий ИВАНОВ
Ленинград, 1950 г.

Перечень песен и пьес, вошедших в пособие, в переложении для аккордеона Аз. Иванова

Частушка
Ой, за гаем, гаем.— Украинская народная песня
Вечерком красна-девица.— Русская народная песня
Мазурка.
Аннушка—Чешская народная песня, обработка Аз. Иванова.
Ай, на ком, на ком кудри русые—Русская народная песня.
Песня—Музыка Аз. Иванова
Полька
Полонез
Полька — Музыка Аз. Иванова
Череповецкие плясовые припевки
Как под яблонькой— Русская народная песня
Рязанские страдания
Юрачка— Белорусский народный танец
Пойду ль я, выйду ль я— Русская народная песня
Груша— Украинская народная песня
Русская плясовая
Латвийская народная полька
Гопак— Украинский народный танец.
Крыжачок— Белорусский народный танец
Дуня-тонкопряха.— Русская народная песня
Метелица.—Украинский народный танец
Милый мой сердечный друг—Русская народная песня
Чоботы.— Украинская народная песня
Не будите меня молоду.— Русская народная песня
Ой, джигу не, джиг у не.— Украинская народная песня
Ой, ти знав.— Украинская народная песня
Песенка.— Музыка А. Гурилева
Чернобровый королёк. — Украинская народная песня
Чи сеж тая криниченька.— Украинская народная песня
Про щеглёнка.—Украинская народная песня
Мне моркотно молоденьке.— Русская народная песня
Полька.—Музыка Аз. Иванова
Я на горку шла.— Русская народная песня
Старинный танец.— Музыка Аз. Иванова
І шумить, і гуде.— Украинская народная песня
Сударыня.—Русская народная песня
Как у наших у ворот. — Русская народная песня
Ой, під горою.— Украинская народная песня
Микита.—Белорусский народный танец
По улице мостовой.— Русская народная песня
Катенька.— Песня, обработка Аз. Иванова
Уральские плясовые припевки
Яблонья.— Русская народная песня, обработка Аз. Иванова.
Вальс.— Музыка Аз. Иванова
Я посею ли млада.—Русская народная песня, обработка Аз. Иванова
Очаровательные глазки.— Песня
Дивлюсь я на небо.— Украинская думка
Вот мчится тройка удалая.— Русская народная песня
Мелодия.— Музыка Ф. Шопена
Куманёчек, побывай у меня.— Русская народная песня
Эстонский народный танец
Литовский народный танец
Мазурка.— Обработка Аз. Иванова
Ах, Самара-городок» — Русская народная песня, обработка Аз. Иванова.
Тай орав мужик край дороги.— Украинская народная песня, обработка Аз. Иванова
Неделька.—Русская народная песня
Прощайте, ласковые взоры.— Русская народная песня
На дворе метель и вьюга.— Русская народная песня
Трепак.— Русский народный танец, обработка Аз. Иванова.
Во кузнице.—Русская народная песня, обработка Аз. Иванова
Сонце низенько.— Украинская народная песня
Меланхолический вальс.—Музыка А. Даргомыжского.
Мелодия.— Музыка Р. Шумана
Вальс.— Музыка Н. Титова, обработка Аз. Иванова.
Плещут холодные волны.— Русская народная песня
Светлячок.—Грузинская народная песня
Ах ты, душечка, к рас на-де вица.— Русская народная песня.
Калинушка.— Русская народная песня.
Во субботу, день ненастный.— Русская народная песня.
Рондо Антониды из оперы „Иван Сусанин» (отрывок).— Музыка М. Глинки
Маленький марш.— Музыка А в. Иванова
Что ты жадно глядишь на дорогу.— Русская народная песня.
Садом, садом, кумасенька.— Украинская народная песня, обработка Аз. Иванова
Вальс—Музыка Ф. Шуберта
Танец.—Музыка А. Даргомыжского
Наталия-вальс.—Музыка П. Чайковского
Романс.— Музыка А. Дюбюка
Казачок.—Украинский народный танец
Чардаш.—Венгерский народный танец
Танцуй!— Чешская народная песня, обработка Аз. Иванова.
Вальс.— Музыка Н. Титова
Романс—Музыка П. Булахова
Полька.—Музыка М. Глинки.
Вальс—Музыка И. Штрауса
Вальс-фантазия (отрывок).— Музыка М. Глинки
Кантата о Сталине.—Музыка А. Александрова
Гимн демократической молодёжи мира.— Музыка А. Новикова
Марш нахимовцев из фильма «Счастливого плавания».— Музыка В. Соловьева-Седого
Летят перелётные птицы.— Песня, музыка М. Блантера.
Сормовская лирическая.— Песня, музыка Б. Мокроусова.
Колхозная полька.—Музыка В. Захарова
Пляска из оперетты «Дороги к счастью».— Музыка И. Дунаевского
Вальс—Музыка Аз. Иванова
Здравствуй, Москва!—Песня из фильма «Здравствуй, Москва», музыка А. Лепина
В защиту мира!—Песня, музыка В. Белого

Играть на аккордеоне Скачать ноты

На чтение 13 мин Просмотров 346 Опубликовано Обновлено

Содержание

  1. Схемы аккорды для баяна для начинающих
  2. Как читать клавиатурные схемы и позиции аккордов
  3. ReadiGO
  4. E-commerce Themes
  5. Учиться играть на баяне по слуху по самоучителю Парнес Оськина
  6. Учится играть на баяне по слуху
  7. Баян — для песни лучше не найти
  8. Клавиатура баяна
  9. Правая клавиатура баяна
  10. Левая клавиатура баяна
  11. Методика обучения игре по слуху на баяне
  12. Содержание 200 страниц
  13. Идея обучения игре на баяне по слуху
  14. Советы начинающим
  15. ПРОСТОЙ СПОСОБ ИГРЫ НА БАЯНЕ

Схемы аккорды для баяна для начинающих

Данная статья является приложением к методике игры по слуху на баяне. Методика изложена в самоучителе Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян без нот . Глава Мелодия с аккордами на правой клавиатуре стр. 149

В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20

Звукам октавы даны обозначения 1 2 3 4 5 6 7. Цифры соответствуют нотам До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Латинские буквенные обозначения C D E F G A H

Аккорды в слуховой методике обозначены Цифрой с буквой . Очень многие задают вопрос. Зачем ноты До Ре Ми Фа Соль Ля Си обозначать цифрами. Каждый знает элементарную считалку еще с детского сада для запоминания нот. До — Ре — Ми — Фа — Соль — Ля — Си — села кошка на такси. А теперь простой эксперимент . Ответьте сразу мгновенно — какая нота выше , например Фа или Ля. А теперь в цифрах. Какая нота выше 4 или 6. Мгновенно — 6 выше 4 .

Буквы

  • б — мажорный аккорд
  • м — минорный аккорд
  • с — септаккорд

Например
6м — Ля минор, 1б — До мажор, 3с — Ми септ и так далее

На баяне с готовым аккомпанементом левый механизм позволяет брать аккорды одной кнопкой. Аккорд это созвучие трех или четырех звуков. Поэтому аккорды можно брать и на правой клавиатуре. Однако это выборные аккорды. То есть для взятия аккорда нужно выбрать три или четыре клавиши на правой клавиатуре. Мелодия с аккордами звучит гораздо красивей и богаче.

Аккорды берутся на звуки мелодии, которые есть в этом аккорде. Три звука в мажорных и минорных аккордах. И четыре звука в септаккордах. Звук мелодии, на который берется аккорд всегда самый высокий в аккорде. Поэтому в звисимости от мелодии один и тот же аккорд берется теми же нотами, но в разных позициях на клавиатуре.

Мелодия песни Виновата ли я. Позиции Аккорда 6м (Ля минор). В словах Виновата и Люблю аккорд 6м играется на звук мелодии 3 (Ми). А в словах Голос и Ему аккорд 6м играется на звук мелодии 6 (ля) .

Играть аккордами на правой клавиатуре нужно одновременно с аккомпанементом слева. Научиться играть с аккордами и мелодией справа довольно сложно. Но это того стоит. Аккорды справа играются не на все а только на основные, опорные звуки мелодии.
Аккорды справа гораздо точнее и гармоничнее вплетены в мелодию, чем левый аккомпанемент .

Например . Аккорд Ля минор готового аккомпанемента СЛЕВА только ОДИН. Аккорд слева всегда состоит из одних и тех же трех звуков . Аккорд Ля минор выборный справа. Имеет три позиции , с верхними звуками Ми Ля До. И еще может играться во всем диапазоне баяна — четыре и даже пять октав . Аккордов Ля минор СПРАВА целых ДВЕНАДЦАТЬ.

Как читать клавиатурные схемы и позиции аккордов

Рисунки схем даны со стороны играющего, который представляет, что баян прозрачный .
При взгляде на себя играющего в зеркало рисунки полностью соответствуют.

Все аккорды во всех позициях расположены в пределах двух октав . Играющий в зависимости от мелодии сам выбирает выше или ниже ему следует играть аккорды.
Вертикальные линии это номера рядов клавиатуры первый ряд считается от мехов .

Аппликатура мелодии

  • Клавиши 1 ряда — указательный палец
  • Клавиши 2 ряда — средний палец
  • Клавиши 3 ряда — безымянный палец
  • Клавиши 4 звука в септаккордах — мизинец

Источник

ReadiGO

E-commerce Themes

Учиться играть на баяне по слуху по самоучителю Парнес Оськина

Учится играть на баяне по слуху

Эта статья рассказывает как учиться играть на баяне по слуху.
Для обучения есть методика, изложенная в книге Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян самоучитель без нот.


В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb

Последующие издания этой книги называются Баян по слуху. Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс.

Баян — для песни лучше не найти

Баян (аккордеон, гармонь) самый громкий среди носимых компактных инструментов
В отличие от струнной гитары — с камерной (кухонной, подъездной) громкостью музыкальных звуков. Баян по громкости подходит для улицы, двора, деревенской околицы. Среди струнных самый громкий инструмент — с самыми длинными струнами. Рояль. Однако струнная конструкция не обеспечивает компактности при высокой громкости.

На баяне одна клавиша — один звук. Звукоизвлечение, как у фортепиано. Позволяет играть богатые, сложные музыкальные произведения. На гитаре играть гораздо труднее.

На баяне две стороны — правая сторона соло, левая сторона аккомпанемент. Один баян заменяет целый ансамбль из трех гитар. Бас — гитара (басы), ритм — гитара (аккорды), соло — гитара (соло).

Голоса (звуки) баяна извлекаются язычковыми планками. Мех баяна дует в них воздух. В каждой голосовой планке два одинаковых язычка — на сжим и на разжим меха.

Клавиатура баяна

Правая клавиатура баяна


Вся музыка состоит из семерок звуков, которые повторяются. Семь белых клавиш. Это целые звуки. Пять черных клавиш. Это полутона. Каждая семерка звуков это двенадцать клавиш. Четыре косых поперечных ряда по три клавиши. На клавиатуре баяна более низкие (басовые) семерки звуков выше. Более высокие (писклявые) семерки звуков ниже.

Несмотря на кажущуюся сложность. Баянная клавиатура компактней аккордеонной. При игре рука не прыгает вверх — вниз. На баяне легче играть быстрые мелодии

Пятирядная клавиатура баяна не добавляет новых звуков. Четвертый и пятый ряды дублируют Первый и Второй ряды. Для игры на полтона и тон выше с таким же порядком нажатия клавиш.

Левая клавиатура баяна

Басы и аккорды аккомпанемента. Обычно играют на белых клавишах посередине. Черные клавиши дублирующие. С помощью тяг левой механики. Три звука аккорда звучат при нажатии одной клавиши этого аккорда.
Семь цифр — семь звуков басов. Порядок расположения басов сверху вниз 7, 3, 6, 2, 5, 1, 4. Тональность мелодии меняется переходом на ряд баса вверх или вниз.
Двадцать одна буква — по три готовых аккорда в ряду каждого баса. Мажорные б. Минорные м. Септаккорды с

Левая клавиатура баяна полностью совпадает с левой клавиатурой аккордеона. На некоторых баянах и аккордеонах шесть вертикальных рядов. С внешнего края добавлен шестой ряд у Уменьшенные септаккорды

Методика обучения игре по слуху на баяне

Если совсем кратко
Методика обучения игре по слуху заключается в следующем
Играть на слух произведения для определенных аккордов
В самоучителе более 500 произведений

Аккорды цифрами с буквами даны специально
Кто знает ноты. Без труда поймет. Что 1 2 3 4 5 6 7 это до ре ми фа соль ля си
Аккорд 6м это Ля минор. Аккорд 1б это До мажор. Аккорд 3с это Ми септ

Боюсь содержанием напугать начинающих слухачей
Но уверен, что это ребята смелые, поэтому привожу полностью

Оськина С. Е. Парнес Д. Г. Баян без нот Самоучитель

Содержание 200 страниц

От авторов
Правая клавиатура. Первая позиция. Мелодия. Цифры-звуки
Левая клавиатура. Основные аккорды
Обозначения
Ритм
Настроиться на мелодию
Настроиться на голос
Играть душевно
Заниматься так
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м
Главные аккорды мажора 1б, 5с, 4б
Кадансовые аккорды 36м, 51б
Мажор в миноре и наоборот
Прерванный оборот
Аккорд 6с
Аккорд 1с
Аккорд 7с
Аккорд 5б
Аккорд 2с, 25б
Аккорд 5м
Аккорд 4м
Аккорд 3м, 73б
Аккорд 3б, 73б
Странные песни
Шаланды, полные кефали
Мелодия с аккордами на правой клавиатуре
Обращения основных аккордов
Обращения аккордов 6м, 3с, 2м
Обращения аккордов 1б, 5с, 4б
Обращения аккордов 6с, 1с
Обращения аккордов 5б, 2с
Обращения аккордов 5м, 4м
Обращения аккордов 7с, 3м, 3б
Неосновные аккорды
Аккорды 7н, 2г, 6г, 6н, 3х, 1в, 4с, 5ц, 6б, 6х, #1у, 6ц, 6д, 1ц, 1х, 1д
Аккорды 7х,#4y, #2у, 5д, 2ц, #4у, 2б, 3н, 2н, 2х, 3г, 6у, #5у, 7у, 5у, b7б, 1у
Аккорды 5к, 5х, 4ю, 1р, 4г, 4а, b7ю, 6ю, b3ю, 5т, 3к, 6к, 1к, 7б, b6c, b7с
Аккорды 5ю, b6ю, 7ю, 2ю, b2ю, 3ю, 2у, #1н, b7г, b2б, 7м
Резкие аккорды 2п, 4ж, 1ж, 1ш, 5з, 3е, 6ч
Аранжировка
Вторая позиция
Третья позиция
Ориентироваться в тональностях
Ваш стиль
Алфавитный список и номера произведений

Насчет редких аккордов 3ю и других. Они даны в конце книги.
В начале обучения авторы дают 15 главных аккордов, которых многим хватит

Цитата стр. 5
Всего в самоучителе около 80 аккордов. Не пужайтесь — уже первых десяти, и только на левой клавиатуре достаточно для грамотного аккомпанемента к большинству мелодий. И во всех тональностях. Ими запросто можно овладеть за пару месяцев. Всеми же аккордами, да справой рукой, едва ли владеют и профессионалы. Словом, Вы освоите столько аккордов, будете так разнообразить и украшать игру, насколько у Вас хватит усердия и, понятно, музыкальных способностей.

Цитата стр. 11
Аккорды играются по обозначениям под словами (ниже мелких цифр). Здесь не используются традиционные обозначения аккордов (VI->VI…, g, F7…, Cj7/5+…), а предлагаются новые. Но дело в том, что вместе с новыми обозначениями вводится новое ремесло (вернее, старинное искусство) — игра по слуху (вернее, импровизационная гармонизация). Исследования показали, что существующие обозначения аккордов не пригодны для обучения по слуху — пригодны только наши слуховые. Обозначения забудете, а играть по слуху будете!

Идея обучения игре на баяне по слуху

Сыграйте на баяне на левой стороне аккомпанемент аккордами и басами. Песня Виновата ли я. Можете просто подпеть мелодию. Можете сыграть мелодию на правой стороне. Песня простая. Всего три аккорда 6м, 3с, 2м. Кто до баяна играл на гитаре, без труда узнает Am, E7, Dm. Но на гитаре в аккорде надо учится ставить пальцы. А на баяне для взятия аккорда нужно нажать всего одну клавишу. Дополнительно нажимаем вторую клавишу бас этого аккорда. Очень просто. Смотрите выше левую клавиатуру.

Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий.
Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)

Для этого аккомпанируем (можно подпевать или наигрывать) популярным мелодиям где есть эти аккорды. Мелодий для каждого вида аккордов много 20 — 30 ( Для изучения всех видов аккордов мелодий более 500)

1. Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я

Цитата стр. 5
Предлагаемый метод обучения игре по слуху простой: напеваете, играете известные Вам произведения по словам с обозначениями аккордов под ними, и у Вас образуются слухо-моторные реакции, при которых любая мелодия заставляет пальцы нажимать в нужных местах нужные клавиши, звуки мелодии, брать нужные аккорды

Смысл обучения не зазубрить все песни из самоучителя. Хотя песен более 500 на самые разные темы. Играя песни, вы усвоите принципы, способы построения мелодии. Чтобы суметь легко самостоятельно подобрать мелодию и аккомпанемент любой песни. Многие из Вас уже к середине книги будут подбирать мелодию и аккомпанемент Ваших любимых песен, которых нет в самоучителе.

Советы начинающим

Цитата стр. 9
Учтите, когда научитесь играть по слуху — тогда ни наши цифры, ни ноты будут не нужны! И вообще, если мелодия произведения Вам известна, не обращайте ни малейшего внимания на маленькие цифры под словами.

Удачи в освоении музыкального инструмента

Источник

ПРОСТОЙ СПОСОБ ИГРЫ НА БАЯНЕ

Привет, братцы, я знаю, что среди вас есть люди, мечтающие научиться играть на баяне или гармошке, но не имеющие возможности и свободного времени на посещение музыкальной школы. Хочу вас успокоить и обрадовать. В музыкальной школе вы получите много разных знаний и научитесь много чему, но только не игре на инструменте. Все люди, закончившие музыкальную школу и умеющие играть на баяне, научились на нём играть уже позже и самостоятельно, напрочь забыв те знания, которые им преподавали педагоги. Но подавляющее большинство людей, закончивших музыкальную школу, не умеют играть на инструменте и по сей день. Почему так получается? В школах очень много внимания уделяется теории музыки, нотной грамоте и практическим занятиям на примере классических произведений. Что совершенно отбивает интерес и желание учиться у учеников. Ученики прибывают в школе, как на каторге, с единственной целью получить диплом, после чего закидывают баян на чердак или в подвал, и благополучно забывают о нём, как о предмете мучавшем их пять лет. Без желания, друзья, научиться невозможно ничему. Бесполезно вдалбливать знания в голову. Я предлагаю сделать всё наоборот. Начинайте играть уже сейчас, пусть примитивно, пусть неуклюже, но зато то, что нравится вам и вашим друзьям. Навыки и нужные знания придут сами и постепенно. Не тогда, когда их насильно и нудно вдалбливают в голову, а тогда, когда вы сами начнёте их искать. Благо, что сейчас в интернете можно найти любую информацию. Вы подумайте сами — ведь ребёнок идёт в школу изучать буквы, учиться читать, писать и считать только тогда, когда уже совершенно уверенно и без умолку балаболит. Так почему же в музыкальных школах делают всё шиворот навыворот — сначала ребёнка заставляют изучать ноты, учат их читать и писать для того чтобы потом когда-то он начал играть на инструменте? Как правило, к тому моменту энтузиазм у ученика уже погашен, и как вы не бейтесь, но учиться он ничему уже не захочет. У него уже сформировалась стойкая ненависть ко всем этим занятиям.

Я хочу показать вам, братцы, способ, который поможет вам играть на баяне любые песни уже сейчас. Да, это очень простой способ, я бы сказал примитивный, но он поможет вам уже сейчас играть на баяне и петь под баян любимые песни, радуя тем самым всех своих друзей и родственников. И самое главное — это будет приносить радость вам! А значит, вы никогда уже не забросите баян в сарай, будете играть на нём и постепенно развиваться в своём новом умении. У меня именно так и произошло. Я путешественник, который, сидя на самоизоляции и маясь от скуки откопал в сарае старенький развалившийся баян, починил его и теперь путешествую по стране вместе с ним. Я очень рад своему открытию и уверен, что вам это тоже принесёт, пользу, радость, счастье и веселье. А кто-то из вас, благодаря моему простому методу, сможет осуществить свою давнишнюю мечту — научиться играть на баяне.

Далее размещаю цветной текст песни, чтобы вам было наглядно видно где менять аккорды в тексте. Пробуйте и я уверен, что у вас всё получится. Искренне желаю вам успехов в этом увлекательном творческом занятии. Подписывайтесь, братцы, на канал — я буду публиковать здесь разборы простеньких, но очень популярных песенок, которые вы легко сможете исполнять для своих друзей. Давайте учиться вместе!

Источник

От автора

         Сборник «Выборный баян.  НАЧАЛО» составлен на основе двух тетрадей, персонально написанных для учащегося подготовительного отделения Самира Баширова, и собранных из других источников нескольких пьес и двух этюдов, переложенных автором для выборного баяна. Выпуск упомянутых сборников именно для выборного баяна продиктован наличием у ученика такого инструмента.

 Весь нотный материал условно можно поделить на три  раздела:

  1.  Игра отдельно правой рукой (первоначальное знакомство с инструментом).

В этом разделе преподавателю особенно необходимо играть вместе с учеником. Если есть возможность, то следует написать фонограмму-аккомпанемент для самостоятельных занятий ученика и вероятного выступления на каком-либо концерте.

  1. Игра отдельно левой рукой (знакомство с выборной клавиатурой).
  1. Игра двумя руками (упражнения, этюды и пьесы для  дальнейшего освоения инструмента)

Игра двумя руками на начальном этапе обучения понятие условное, поскольку в большинстве случаев есть необходимость разучивать произведения отдельно каждой рукой. Автор особое внимание уделяет выполнению аппликатуры. В условном первом разделе дана аппликатура т.н. «старой  школы» и «позиционная». При выборе аппликатуры, на взгляд автора, следует придерживаться «золотой середины», поскольку эта «универсальность» даёт музыканту-исполнителю больше технических возможностей. Неоспоримым «плюсом» позиционной аппликатуры является то, что она при постановке даёт правильную не «зажатую» правую руку. В то же самое время в произведениях встречаются моменты, когда тот или иной пассаж без лишних энергозатрат можно исполнить тремя пальцами.

В данном сборнике есть оригинальные произведения довольно виртуозные, но удобные для исполнения, что называется  — «все ноты под пальцами», конечно же, при соблюдении предлагаемой аппликатуры.

Сборник может пригодиться в классе баяна учащимся 1-3 классов музыкальных школ и школ искусств.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как работать в программе гранд смета инструкция
  • Zanussi lindo 300 инструкция на русском языке
  • Renault talisman инструкция на русском скачать
  • Микардин отзыв цена инструкция развод или нет отзывы врачей
  • Лосьон перманент wavex эстель инструкция по применению