Руководство для алтарника на литургии

  • Наставление церковному чтецу (1956) Гермоген Шиманский
  • Схема чтения прокимена, Апостола и аллилуария А. Кашкин
  • Как читать Часы (2020)
  • Клиросное чтение игум. Борис (Долженко)
  • Пособие по церковному чтению (1891)
  • Чтецу Богослужебной книги Апостол (2020)
  • Пример чтения прокимена, Апостола и аллилуиария
  • Последование пономарского служения (2012) протод. М. Синюк
  • Канонарх. Методическое пособие для чтеца (2021)
  • Пособие к церковному чтению с нотами (1891) Е. Богданов
  • Богослужение сегодня: последования наряду
  • Церковнославянский язык в таблицах
  • Конвертер церковнославянских чисел
  • Краткий устав-схема:
    – Литургии свт. Иоанна Златоуста (Word, PDF)
    – Литургии Преждеосвященных Даров (Word)
    – Всенощной (Word)
  • Тест: Алтарники

Алта́рник (пономарь) – именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре во время богослужения. Термин возник в середине XX века; прежде прислуживавших в алтаре называли пономарями.

altarnik - Алтарник

В настоящее время в обязанности алтарника могут входить следующие:

  • замена иконы праздника в храме,
  • возжигание лампад в алтаре и на иконостасе,
  • при необходимости – чтение на богослужении (см. Часослов).
  • принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана,
  • подготовка кадила,
  • подготовка облачения священников и диаконов (см. Цвет облачения),
  • подавание плата для отирания уст во время причащения,
  • помощь священнику при совершении таинств и треб,
  • функции звонаря,
  • уборка в алтаре.

На эту должность настоятелем выбираются мужчины-миряне, обладающие высокими нравственными качествами, исполненные благоговения. Служение алтарником обязательно проходят в качестве послушания все те, кто решил посвятить себя священству.

Алтарник как прообраз Ангела

иеромонах Иероним (Зуб)

Алтарник несет на себе три приходских служения: чтеца, пономаря и параекклесиарха. Как чтец – он участвует в богослужении, донося до церковного народа слова молитв и поучений (в том числе и тексты Священного Писания). Как пономарь – совершает положенные ему уставом священнодействия (входы со свечами и т.п.) и помогает (как бы сослужит) священнослужителям. Как параекклесиарх – алтарник следит за порядком в храме во время богослужения, приготовляет помещение храма и церковную утварь к службе и наводит порядок после, готовит вещество Таинств (хлеб, вино, масло и т.п.).

Важность служения алтарника накладывает особую ответственность на людей, несущих это послушание. Во-первых, алтарник должен быть человеком высокой духовной жизни, т.к. без внутреннего молитвенного делания и без борьбы с собственными страстями невозможно нести службу (прислуживать) у Престола Божия. Особо алтарник должен воспитывать в себе добродетели смирения, рассудительности, внимательности, трудолюбия и ответственности (не только за себя, но и за своих собратьев). Во-вторых, алтарник должен быть церковно грамотен: знать устав богослужения, церковнославянский язык, вероучение Православной Церкви, и должен постоянно повышать свое христианское образование. В‑третьих, алтарник должен быть предельно строг в отношении к себе. Это касается не только внутренней жизни души, но и внешнего облика церковнослужителя. Алтарник должен вести себя в обращении с людьми кротко и степенно. Внешний вид его должен быть всегда опрятен (чистые волосы, не мятая одежда; однотонная рубашка, черные брюки и черные начищенные ботинки). Речь алтарника должна быть спокойной, вежливой и убедительной.

Часто в современной приходской жизни можно встретить пренебрежительное отношение к служению алтарника. Однако Предание Церкви свидетельствует нам о том, что алтарник, подобно прочим служителям Алтаря, являет собой и своим послушанием образ горнего мира – образ Царства Божия, прообразуя собою Ангелов, сослужит Христу Спасителю в деле спасения людей (местной церковной общины) от греха и смерти.

Обязанности алтарников за литургией, при отсутствии диакона

(скачать в формате Word)

1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.
2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать антидор.
3) Когда начинается каждение — открыть завесу царских врат. (Закрыть её после Великого входа). Перед началом литургии включить паникадило.
4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…” перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как св‑к направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.
5) Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: “Благослови владыко святый Апостол прочести” и выйти.
6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.
7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.
9) Великий вход.
9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.
Пока св‑к кадит иконостас на солее — зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило.
9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Как только св‑к ставит Дары на престол – войти в алтарь.
9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения покрова.
10) Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.
11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.
12) При пении: “Тебе поем…” (после освящения св. Даров) после земного поклона подать священнику кадило для каждения Святых Даров.
13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу.
14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.
15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
16) Открыть завесу по указанию священника.
17) Переставить свечу к иконе Спасителя.
18) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
19) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
20) Зажечь свечу на жертвеннике.
21) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
22) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: “Всегда, ныне и присно…” перед переносом Св. Даров.
23) Раздать антидор.
24) Читать благодарственные молитвы.
25) Подать священнику чайник с теплой водой для замывки Чаши.

Порядок чтения Апостола

Иерей: Вонмем. Мир всем.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Премудрость.
Чтец: Прокимен, глас (.): прокимен целиком.
Хор: повторяет прокимен.
Чтец: Стих после прокимна.
Хор – прокимен целиком.
Чтец: Прокимен (1‑ю часть – до запятой).
Хор: 2‑ю часть прокимна.
(Если есть второй прокимен, то вместо этого чтец: Прокимен, глас (.): второй прокимен целиком. Хор: прокимен).
Иерей: Премудрость.
Чтец: ……… *чтение.

(Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это послание первое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.))
Иерей: Вонмем.
Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение заканчивается понижением тона и далее снова тон повышается)
Иерей: Мир ти, чтущему.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Премудрость.
Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.

Если одно чтение, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза),
Хор поет “Аллилуйя”трижды на указанный глас.
Чтец: 1‑й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2‑й стих аллилуиария, Хор:  “Аллилуйя”.

Если два чтения, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1‑й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2‑й стих аллилуиария, Хор:  “Аллилуйя”.
Чтец: 1‑й стих второго аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”

В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.

Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются престолу.

Как подавать священнику кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.

Определение апостольких зачал и чтение прокимнов, аллилуариев, тропарей, кондаков

Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1‑й — Слава.. – тропарь 2‑й – И ныне.

Кондак всегда читается один. На 3‑м часе первый, на 6‑м второй.

Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1‑й прокимен) – стих – прокимен глас… (2‑й прокимен).

Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.

  1. Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
  2. Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
  3. В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
  4. Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
  5. Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).

В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.

Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Правила поведения алтарников

(скачать в формате Word)

Перед входом в храм необходимо выключить мобильный телефон.

Войдя в святой алтарь, алтарник должен сделать с благоговением три земных поклона перед святым престолом, перекреститься с поклоном в сторону Горнего Места и подойти за благословением к старшему по чину священнослужителю.

В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.

Перед облачением в стихарь необходимо испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если в процессе службы необходимо будет снять стихарь, то на повторное облачение брать благословение уже не требуется).

В обязанности алтарника входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, алтарник должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Алтарник должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны святого престола.

Проходя через горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед тем, как подать кадило диакону, алтарник должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.

Нужно стараться как можно меньше ходить по алтарю. Разговоры и смех в алтаре недопустимы. Разрешается лишь шепотом, спокойно, сказать что-то, касающееся богослужения. Во время Евхаристического канона, херувимской песни и чтения Евангелия не должно быть посторонних действий и речи, кроме молитв.

Касаться престола и жертвенника, проходить перед престолом (между ним и царскими вратами), входить/выходить через Царские врата строго запрещено.

Продукты питания (а тем более, животного происхождения) в алтаре воспрещены.

В Богослужебных книгах пометок желательно не делать

При любых видах кровотечения алтарник обязан сразу же покинуть алтарь.

Как держать плат при причащении

Во время причастия мирян, алтарник может быть приглашён священником держать плат и отирать уста причастникам. Это послушание следует исполнять на пределе внимания и осторожности. Важно следить за тем, чтобы причастники:

  • держали руки на груди крестом;
  • ни в коем случае не крестились перед Чашей;
  • дети сразу проглатывали Святые Дары.

Следует держать плат широко (полностью развёрнутым) и быть готовым к тому, что ребёнок или взрослый совершит резкое движение или даже кашлянёт.

Если младенец на руках у родителей, то они должны положить его головой к своей правой руке. Алтарнику следует придерживать ручки младенца.

1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.
2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать антидор.
3) Когда начинается каждение — открыть завесу. (Закроет её после Великого входа св-к). Перед началом литургии включить паникадило.

4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…» перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого Входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как св-к направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.

5) Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» и выйти. [1]
6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.
7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.

9) Великий вход.
9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.
Пока св-к кадит иконостас на солее — зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило.
9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Как только св-к ставит Дары на престол – войти в алтарь.
9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения покрова.

10) Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.
11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.
12) При пении: «Тебе поем…» (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.

13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу
14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.

15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
16) Открыть завесу по указанию священника.
17) Переставить свечу к иконе Спасителя.
19) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
20) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
21) Зажечь свечу на жертвеннике.
22) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
23) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: «Всегда, ныне и присно…» перед переносом Св. Даров.
23) Раздать антидор.
24) Читать благодарственные молитвы.
25) Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.

[1] Порядок чтения Апостола.
Иерей: Вонмем. Мир всем. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.
Чтец: Прокимен, глас (.).
Прокимен целиком. Хор: прокимен.
Стих. Хор – прокимен.
Прокимен (1 часть – до запятой). Хор: 2-ю часть прокимна. (Если есть второй прокимен, то вместо этого Прокимен, глас (.). Прокимен целиком. Хор: прокимен).
Иерей: Премудрость.
Чтец: ……….. *чтение.
Иерей: Вонмем.
Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение законичается понижением тона и далее снова тон повышается)
Иерей: Мир ти, чтущему. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.

Если одно чтение, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза),
Хор поет “Аллилуйя”- трижды на указанный глас.
Чтец: 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Если два чтения, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Чтец: 1-й стих второго аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”

В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

* Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это послание — первое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.)

Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.

Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются престолу.
Как подавать св-ку кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АПОСТОЛЬКИХ ЗАЧАЛ И
ЧТЕНИЕ ПРОКИМНОВ, АЛЛИЛУАРИЕВ, ТРОПАРЕЙ, КОНДАКОВ

Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й — Слава.. – тропарь 2-й – И ныне.
Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.
Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).

Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.
1) Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
1) Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
2) В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
3) Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
4) Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).

В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.
Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.
2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать антидор.
3) Когда начинается каждение — открыть завесу. (Закроет её после Великого входа св-к). Перед началом литургии включить паникадило.

4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…» перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого Входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как св-к направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.

5) Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» и выйти. [1]
6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.
7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.

9) Великий вход.
9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.
Пока св-к кадит иконостас на солее — зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило.
9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Как только св-к ставит Дары на престол – войти в алтарь.
9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения покрова.

10) Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.
11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.
12) При пении: «Тебе поем…» (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.

13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу
14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.

15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
16) Открыть завесу по указанию священника.
17) Переставить свечу к иконе Спасителя.
19) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
20) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
21) Зажечь свечу на жертвеннике.
22) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
23) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: «Всегда, ныне и присно…» перед переносом Св. Даров.
23) Раздать антидор.
24) Читать благодарственные молитвы.
25) Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.

[1] Порядок чтения Апостола.
Иерей: Вонмем. Мир всем. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.
Чтец: Прокимен, глас (.).
Прокимен целиком. Хор: прокимен.
Стих. Хор – прокимен.
Прокимен (1 часть – до запятой). Хор: 2-ю часть прокимна. (Если есть второй прокимен, то вместо этого Прокимен, глас (.). Прокимен целиком. Хор: прокимен).
Иерей: Премудрость.
Чтец: ……….. *чтение.
Иерей: Вонмем.
Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение законичается понижением тона и далее снова тон повышается)
Иерей: Мир ти, чтущему. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.

Если одно чтение, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза),
Хор поет “Аллилуйя”- трижды на указанный глас.
Чтец: 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Если два чтения, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Чтец: 1-й стих второго аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”

В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

* Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это послание — первое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.)

Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.

Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются престолу.
Как подавать св-ку кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АПОСТОЛЬКИХ ЗАЧАЛ И
ЧТЕНИЕ ПРОКИМНОВ, АЛЛИЛУАРИЕВ, ТРОПАРЕЙ, КОНДАКОВ

Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й — Слава.. – тропарь 2-й – И ныне.
Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.
Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).

Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.
1) Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
1) Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
2) В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
3) Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
4) Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).

В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.
Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

kozelsk-eparhia.ru/images/images/news-2015/23-05-2015-2/img_0224.jpg


Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным Святыням России и мира:
zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=elitsyweb

Пономарь — сейчас тоже, что и алтарник. 

Днём алтарника принято считать 19 сентября, в день чуда Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах), совершённого по молитвам Архиппа Херотопского.

Пономарь (ударение на «а»). Официально — Парамонарь от др.-греч. парамонариос — «приставник», «привратник»служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении.

В древней Церкви его обязанностью было неотлучное пребывание при священных местах, например, в Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, на Голгофе, как для охраны их от святотатства, так и для оказания различных услуг паломникам.

Он наблюдал за имуществом храма, возжигал светильники перед богослужением и гасил их по окончании его. Со временем к обязанности парамонаря было отнесено чтение и пение за богослужением, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению колокольным звоном и, наконец, уборка храма и алтаря.

С конца XIX века в Русской Церкви термин используется неофициально — назначение на должность пономаря благословляется (разрешается) настоятелем храма без письменного приказа. Обязанности пономарей разделены между звонарями, певчими, алтарниками и псаломщиками (чтецами).

 Обязанности алтарника.

1. Пономарь обязан придти в храм до богослужения, что бы подготовть всё нужное для богослужения.
2. Пономарь должен следить за ходом Богослужения и вовремя благоговейно исполнять свои обязанности.
3. Прежде чем совершить то или иное движение в алтаре во время Богослужения, пономарь обязан продумать порядок своих действий, чтобы не делать лишних движений и тем самым не отвлекать предстоятеля и сослужащих в алтаре.

4. Перед вечерней службой проверяется всё облачение алтаря и священническое, если нужно меняется на нужный цвет. Алтарник меняет только Завесу, Нааналойники (если они есть), готовит воздухи и покровцы нужного цвета, а так же готовит священническое облачение нужного цвета и себе тоже меняет стихарь на нужный цвет. Иногда жертвенник переоблачать может пономарь, а престол — дьякон или священник, но приготовить ризы должен пономарь.  Поменять или выложить праздничную икону в храме. Проверить наличие Богослужебных книг — Требник, Часослов, Минея и пр.
5. До начала Богослужения пономари должны чётко распределить свои обязанности. Пономарь, готовящий кадило, следит за тем, чтобы оно было готово вовремя. Это нужно для того, чтобы не задерживать диакона (или священника) и не нарушать ход Богослужения.

6. Приготовить Богослужебные просфоры, их должно быть 5 (Агничная — самая большая, Богородичная — с изображением Богородицы, Девятичастная — тоже большая и ещё две заздравная и заупокойная (они бывают поменьше). Более подробно о просфорах можно посмотреть на странике «Проскомидия» http://hram-iverskaya.cerkov.ru/proskomidiya/

7. Приготовить вино для Литургии (если вино только что открытое, то необходимо влить в него немного св. воды, если священник сам будет это делать значит нужно приготовить св. воду в ковшике).

8. Проверить все свечи используемые для Богослужения (чтобы у всех были обозжённые фитильки).
9. Кадило подаётся диакону или священнику всегда готовое. (
Дьякону десница (рука) не лобызается (не целуется)). Готовое кадило — это кадило с находящимся в нём горящим углём, на котором аккуратно лежит ладан (если уголь лежит давно, и верхняя сторона прогорела, достаточно будет перевернуть его на обратную сторону — он разгорится, как новый).
10. Необходимо следить за тем, чтобы в сосуде для ладана всегда находилась маленькая лжица.
11. Кадило подают и забирают у диакона на Горнем месте (левой рукой), предварительно перекрестившись и поклонившись на Горнее место, предстоятелю и диакону.
12. Открытие Царских врат: один пономарь подходит к Царским вратам с северной стороны, другой — с южной, и, не спеша, одновременно отверзают. Подходят к Горнему месту, крестятся, кланяются на восток, предстоятелю и друг другу (при архиерейском служении Царские врата отверзают не пономари).

13. Записки читать с усердием и благоговением после благословения священника. После прочтения записки складывают перевёрнутыми, дабы было понятно, что они прочитаны.

14. После Великого входа навести порядок на жертвеннике.

15. Содержать умывальные приборы в чистом и опрятном виде, полотенце своевременно менять.

16. Старший пономарь следит за наличием запасов кадильного угля, ладана, лампадного масла и пр., что необходимо для богослужения. Заранее сообщает настоятелю о необходимости пополнения запасов.

17. Своевременно готовить и менять облачение священников, алтаря и покровцы.

18. Своевременно менять или выкладывать праздничную икону в храме.

19. Перед большими праздниками обычно совершается «генеральная» уборка, к которой добавляется чистка семисвешника, подсвечников, кадила, паникадила, замена свечей подготовка облачения для алтаря и плюс простая уборка.

 СТИХАРЬ

Стихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами, носят его также и иподиаконы. Право носить стихарь может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь или подризник является общим облачением священнослужителей. По времени происхождения стихарь является самым древним одеянием. Для диаконов и низших клириков — это верхнее богослужебное облачение, для священников и епископов стихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником, поверх которого надеваются прочие ризы. Стихарь символизирует одежду спасения и изготавливают его из материи светлых тонов.

Символика стихаря

На рукавах, плечах и подоле стихаря нашиваются полосы цветной материи или парчи, которые символизируют узы, связывающие Спасителя, ведомого на суд, кровавые язвы, полученные Им во время пыток, и ярем или иго Христово, которое несут на себе служители церкви. На спине изображается крест, символизирующий Крест, который нес Спаситель на спине Своей на Голгофу. По бокам стихаря от подмышек до пояса и ниже выполнены разрезы, символизирующие прободенные ребра Спасителя. Белый цвет стихаря (подризника) подобен цвету небесных одежд людей и Ангелов Божиих, и цвету белых риз Господа в Преображении.

 Благословение на облачение в стихарь берётся в начале каждой службы. Перед благословением стихаря алтарник кладёт сложенный стихарь на левую руку и повернувшись в сторону Горнего места совершает два крестных знамения. Потом подходит к служащему священнику (стихарь в это время лежит сложенный на левой руке, а правая рука лежит поверх стихаря, как берём благословение) и берёт благословение со словами: «Благослови Владыко (имеется ввиду Господь) стихарь сей», затем, повернувшись опять к Горнему месту, творит третье крестное знамение, лобызает крест нашитый на спине стихаря и с благоговением облачается в стихарь.

храм прор. Илии в Поречье с. Ильинское Угличский р-н, Ярославская обл.http://hramiliya1787.ru/

 Складываем стихарь.

Для просмотра перейти на страничку «Практические советы алтарникам»

Как складывать стихарь? Страничка алтарника http://hramiliya1787.ru/index.php?page=stranichka_altarnika

 ИСТОРИЯ СТИХАРЯ

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба, туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

 Подрясник

Подрясник — нижнее облачение православного духовенства — длинная до пят одежда с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Используется не только при богослужении, но и вне его. Во время богослужения в храме и на официальных приёмах подрясник должен быть чёрного цвета, а на отдыхе, в домашних условиях и на хозяйственных послушаниях допускаются подрясники любых цветов.

Существует несколько разновидностей покроя подрясников (греческий, русский и др.): разрез может быть до низу или только до пояса, и справа и слева, воротник может застёгиваться внахлёст, а может только прихватываться крючками, может иметь дополнительные карманы на груди, может иметь карманы только с боков, а может и совсем без карманов быть и т. д. Чаще всего подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами, ушитое в талии, разрезное сверху донизу, с расширенным колоколом нижней части. Левая нижняя пола глубоко заходит внутрь под правую верхнюю полу. Косая верхняя правая пола застегивается с левой стороны на шее и в поясе.

Подрясник. Страничка алтарника http://hramiliya1787.ru/index.php?page=stranichka_altarnika

Благословение на ношение подрясника можно взять у настоятеля храма, НО служить в подряснике Вы сможете, только в своём храме и не на архиерейской службе.

Благословение у архиерея на ношение подрясника берётся, только в том случае если настоятель Вашего прихода благословляет подойти к архиерею с этой просьбой. После архиерейского благословения алтарник получает право ношения и служения в подряснике везде.

Всё выше сказанное происходит с ведома и по благословению духовника, а не самочинно.

 Правила поведения в алтаре

Соблюдение норм внешнего вида — одно из самых простых требований к алтарнику.

Алтарник должен приходить на службу в чистой и опрятной одежде, начищенной обуви. Спортивная и пляжная обувь и одежда в алтаре недопустимы (футболки, кроссовки, кеды, сланцы, сандалии с открытыми пальцами).

Галстук под стихарём не носится (его необходимо снять перед облачением в стихарь).

Благоговейное отношение к святыне должно проявляться в каждой мелочи. Вследствие этого существуют несколько правил благоговейного поведения в алтаре:

Входя в Алтарь, поцелуй икону на северных или южных вратах. Войдя, положи три поклона с крестным знамением (в будничные дни и в пост — земные поклоны, в воскресные и двунадесятые праздники — поясные). Поклонившись, подойди к священнику (если тот уже находится в алтаре), чтобы испросить благословения. (То же самое и при выходе из алтаря, по окончании Богослужения).

Старайся как можно меньше ходить по алтарю.

Запрещено входить в алтарь с кровоточащими ранами или после медицинских операций (если рана не зажила) до разрешения служащего священника.

Перед входом в храм, а тем более в  алтарь необходимо выключить мобильный телефон.

Во время Евхаристического канона все падши ниц молятся, Херувимской песни и чтения Евангелия посторонние действа и звуки, кроме молитв недопустимы.

Алтарник обязан без ропота и недовольств исполнять данное ему священником послушание, касающееся алтаря.

Если алтарник держит кадило или ручные свечи, а все делают земные поклоны, то такой алтарник поклоны не делает, а просто стоит.

Благословленное священником послушание должно выполняться незамедлительно. 

По окончании Богослужения следует аккуратно сложить или повесить на пялку (большая вешалка для священнического облачения) священническое облачение, после чего сложить или повесить свой стихарь. Стихарь не гоже не брежно бросать!

Уборка алтаря, солии и амвона выполняется исключительно во внебогослужебное время.

Разговоры в алтаре крайне недопустимы. Разрешается лишь шепотом, спокойно, сказать что-то, касающееся Богослужения.

Споры, гнев, рукоприкладство — прямой путь, к тому, чтобы покинуть понамарское служение раз и навсегда.

Касаться престола и жертвенника, ходить перед престолом, входить/выходить через Царские врата строго запрещено.

Никакой посторонней техники вроде телефонов, смартфонов, mp3-плееров или радио и уж тем более оружия (огнестрельного, травматического или газового и даже холодного оружия) в алтаре не должно быть ни при каких условиях.

Продукты питания (а тем более животного происхождения) в алтаре воспрещены.

Пьянство в алтаре недопустимо.

Отвлекать священника по пустякам недопустимо.

Несколько правил для алтарника.

1. Входя в Алтарь, поцелуй икону на северных или южных вратах. Войдя, положи три поклона с крестным знамением (в будничные дни и в пост — земные поклоны, в воскресные и двунадесятые праздники — поясные). Поклонившись, подойди к священнику (если тот уже находится в алтаре), чтобы испросить благословения. (То же самое и при выходе из алтаря, по окончании Богослужения).

2. Касаться престола, ходить перед престолом, входить/выходить через Царские врата строго запрещено. Касаться жертвенника, когда на нём находятся Священные Сосуды (Потир, дискос и звездица) так же запрещено. Если что-то необходимо взять с жертвенника, а на нём стоят Священные Сосуды — нужно попросить дьякона или священника, он сам Вам подаст.

3. Свеча ручная держится левой рукой, для того чтобы правой креститься. Но по традиции принято носить свечи двумя руками для предания торжественности и парадности (чтобы вторая рука не болталась).

4. Если алтарник держит кадило или ручные свечи, а все делают земные поклоны, то такой алтарник поклоны не делает, а просто стоит.

5. Кадило также носится левой рукой. Но подаётся кадило двумя руками — правая рука держит колечки расположенные в верхней части кадила, а левая рука держит обхватывая все цепочки примерно на середине от верха. И обычно, для удобства приёма кадила священником, угол наклона цепей примерно 45 градусов, правя рука выше.

6. При подаче кадила или ручной свечи священнику лобызается принимающая или отдающая десница.

7. При подаче или приёме кадила от дьякона десница не лобызается.

8. Выносная свеча на ножке в алтаре носится левой рукой, т.к. правой приходится креститься, а на солее и далее несётся правой рукой. После установки свечи на амвоне, разворачиваемся к алтарю, останавливаемся у иконы Богородицы, крестимся, малый поклон и уходим в северные дьяконские врата.

9.   При входе в алтарь принято благоговейно лобызать икону на дьяконских вратах.

10. Алтарник  обязан (если не установлен другой порядок доставки записок в алтарь) регулярно забирать записки, молебны и панихиды из-за свечного ящика, если заказаны другие требы, то передавать эту информацию священнику.

11. Если нет дьякона приготовить для проскомидии служебные и простые просфоры, вино, святую воду и записки.

12. Своеременно выкладывать (менять) празничную икону.

13. Свечи и лампады затепливать (зажигать) от свечки (дежурную маленькую свечку зажечь от лампады или горящей свечи и зажечь то, что нужно). Возжигание лампад перед службой осуществляется также дежурной свечкой или свечой взятой с любого подсвечника (свечу взятую с подсвечника в храме желательно вернуть обратно, дабы не вызвать ропот, но не обязательно). Если в храме есть неугасимая лампада, то все лампады зажигаются  огнём от неё, пренося огонёк дежурной свечкой.

14. По окончании службы необходимо убраться в алтаре, подготовить священническое облачение для следующей службы (не нужное священническое облачение необходимо повесить на пялку (большая вешалка для священнического облачения), для сохранения формы), если необходимо (в связи с праздником) переоблачить алтарь в нужный цвет. Престол переоболачает священник или дьякон. Если на жертвеннике находятся Священные Сосуды, то его переоблачать будут также священник или дьякон.

15. Перед уходом затушить все свечи и лампады в алтаре и на солее, кроме неугасимых (если они есть), отключить все электроприборы (если нет других указаний настоятеля), выключить освещение. Вынести прочитанные записки, если они не раздаются прихожанам и аккуратно сжечь в церковной печи. При обращении с огнём соблюдайте меры безопасности!

 Как благословляться?

Как здороваться в алтаре? Войдя в алтарь и сделав положенные поклоны здороваемся со священником — Благословите отче (имя рек), складываем руки, как для обычного благословения, по благословению лобызается десница священника, однократное лобызание(щека к щеке правой) и опять лобызается десница священника. Общее приветствие может выглядеть так — С праздником! С дьяконом и другими здороваемся рукопожатием правой рукой и троекратным лобызанием (щека к щеке, начиная с правой).

Благословение на облачение в стихарь берётся в начале каждой службы. Перед благословением стихаря алтарник кладёт сложенный стихарь на левую руку и повернувшись в сторону Горнего места совершает два крестных знамения. Потом подходит к служащему священнику (стихарь в это время лежит сложенный на левой руке, а правая рука лежит поверх стихаря, как берём благословение) и берёт благословение со словами: «Благослови Владыко (имеется ввиду Господь) стихарь сей», затем, повернувшись опять к Горнему месту, творит третье крестное знамение, лобызает крест нашитый на спине стихаря и с благоговением облачается в стихарь.

Благословение на чтение св. Апостола. Алтарник или чтец, на Горнем месте берёт благословение на чтение Апостола со следующими словами: — Благослови, Владыко, прочести святый Апостол! Священник благословляет и кладёт свою правую руку на верхнюю часть Апостола, после чего чтец лобызает десницу и идёт читать Апостол. После прочтения св. Апостола и Аллилуария и войдя в алтарь южными вратами подойти к священнику под благословение (без слов) держа книгу на уровне груди (также как на благословении для чтения). Только после этого ставим Апостол на место.

Благословение на чтение Апостола. Страничка алтарника http://hramiliya1787.ru/index.php?page=stranichka_altarnika

Благословение на чтение других Богослужебных книг и текстов. Благословение испрашивается, также, как на Апостол, только не на горнем месте. Благослови Владыко прочести Шестопсалмие, Паримии, Часы. Книги держатся, также как Апостол. После чего алтарник или чтец идё на своё место и читает. После прочтения подходить к священнику больше не требуется.

Краткая схема для алтарников за литургией, при отсутствии диакона

 1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии.   Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.

2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения воздуха). Нарезать антидор.

3) Когда начинается каждение — открыть завесу. (Закроет её после Великого входа священник). Перед началом литургии включить паникадило.

4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…» перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте.  Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого Входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как священник направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.

5)  Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» и выйти. [1] 

6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.

7)  Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.

Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.

По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.

8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.

8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.

9) Великий вход.  

9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.

Пока священник кадит иконостас на солее — зажечь свечу.  По окончании каждения забрать кадило.

9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Когда священник ставит Дары на престол – войти в алтарь.

9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения воздуха.

10) Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.

11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник

12) При пении: «Тебе поем…» (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.

13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу

14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).

14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.

15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.

16) Открыть завесу  по указанию священника.

17) Переставить  свечу к иконе Спасителя.

19) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.

20) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.

21) Зажечь свечу на жертвеннике.

22) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником. 

23) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: «Всегда, ныне и присно…» перед переносом Св. Даров.

23) Раздать антидор.

24) Читать благодарственные молитвы. 

25) Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.

 [1]  Порядок чтения Апостола

Иерей: Вонмем. Мир всем. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас (.).

             Прокимен целиком.  Хор: прокимен.

             Стих. Хор – прокимен.

             Прокимен (1 часть – до запятой). Хор: 2-ю часть прокимна. (Если есть второй прокимен, то вместо этого  Прокимен, глас (.). Прокимен целиком.  Хор: прокимен).

Иерей: Премудрость.

Чтец: ……….. *чтение.

Иерей: Вонмем.

Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение законичается понижением тона и далее снова тон повышается)

Иерей: Мир ти, чтущему. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

 Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.

 Если одно чтение, то

Чтец: Аллилуйя (3 раза),

Хор поет “Аллилуйя”трижды на указанный глас.

Чтец: 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,

Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор:  “Аллилуйя”.

Если два  чтения, то

Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу  1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,

Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор:  “Аллилуйя”.

Чтец: 1-й стих второго аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”

 В храмах, где поют знаменным распевом вместо  Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

 *  Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это послание первое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.)

 Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии  должны быть просмотрены заранее в любом случае.

 Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются предстоятелю (священнику, который служит в настоящий момент).

Как подавать кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АПОСТОЛЬКИХ ЗАЧАЛ И
ЧТЕНИЕ ПРОКИМНОВ, АЛЛИЛУАРИЕВ, ТРОПАРЕЙ, КОНДАКОВ

 Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й — Слава.. – тропарь 2-й – И ныне.

Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.

Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен)  – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).

 Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.

  • Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
  • Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
  • В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
  • Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
  • Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).

 В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.

Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

 Остальные схемы внизу страницы в виде ссылок для скачивания или просмотра на яндекс диске.

  

 Цвета облачений. Страничка алтарника http://hramiliya1787.ru/index.php?page=stranichka_altarnika

Цвет богослужебных одеяний символизирует праздники, события, дни памяти, в которые совершается богослужение.

Перечислим эти цвета:

Золотой (жёлтый) всех оттенков (Царский цвет).
Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).
Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память.
Белый (Божественный цвет).
Праздники: Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения. Белые облачения, символизируют свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.
Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.

 
Голубой (цвет Высшая чистоты и непорочности).
Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон.

Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.

Фиолетовый или тёмно-красный.
Крестопоклонная неделя Великого поста; Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Воздвижение Креста Господня.

Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки.
— Красный, Тёмно-красный, Бордовый, Багряный.
Цвет праздников и дней памяти мучеников. Великий Четверг.
При Пасхе — радость Воскресения Христова. В дни памяти мучеников — цвет крови мучеников.
Зелёный (цвет животворения и вечной жизни).
Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник «Вход Господень в Иерусалим», День Святой Троицы.

Зелёный цвет имеет мантия патриарха.
Тёмно-синий, Фиолетовый, Тёмно-зелёный, Тёмно-красный, Чёрный.
Цвет поста и покаяния. Великий пост.
Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста, в воскресные и праздничные дни которого, допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой.

Источник: http://hramiliya1787.ru/index.php?page=stranichka_altarnika

Неоднократно я слышал утверждение, что в служении алтарника нет ничего особенного. Подать кадило, выйти со свечами, прочесть Апостол — как будто все просто. Но простота эта кажущаяся. То, что видят люди в храме, — это только верхушка айсберга, самое же основное сокрыто от взора стороннего наблюдателя. И я бы хотел приоткрыть завесу, попытаться донести до читателя всю красоту, глубину и разнообразие этого служения.

Altarnik_500

Алтарник

Низший среди равных

Многие полагают, что главное делание алтарника — это молитвенное стояние перед Богом, то есть молитва. И это вполне понятно, потому что все-таки находишься в месте, где особым образом пребывает Бог. Но я все же осмелюсь сказать, что молитва здесь не главное. Как дыхание является необходимостью для течения жизни, но не является содержанием этой жизни. Или, другими словами, мы дышим для того, чтобы жить, но живем не для того, чтобы дышать. Так же и алтарник без молитвы не алтарник, но не молитва является целью его служения.

Алтарник призван служить священнослужителям — вот что главное, вот в чем он должен совершенствоваться и видеть радость. Алтарник как бы символизирует собой низшие чины ангелов. Эти служебные духи с великим усердием, радостью и любовью молниеносно, без малейшей толики сомнения и замешательства, с величайшим рвением исполняют поручения Бога. Одни служат людям, другие находятся непосредственно рядом с Богом, всегда при Нем. И никто из них не задумывается, высоко ли их служение или низко. Ведь они, пламенея любовью к своему Владыке, получают неизреченную радость и удовлетворение от своего служения. Алтарник должен уподобляться этим служебным духам и нести свои обязанности с такой же ревностью. Идеал алтарницкого служения — это ангелоподобное несение своих обязанностей. Тот, кто заботится о священнослужителе, видит перед собой Бога, Который любит его как никто другой и в ответной любви к Нему старается отдать всего себя. Сущностью алтарницкого служения есть любовь к священнослужителям.

Бывает, что алтарник не может сойтись характером со священником. По этому поводу хочу рассказать историю. Один алтарник, сам не зная почему, невзлюбил священника, которому служил. Юноша понимал, что с таким настроением невозможно нести служение. Он каялся перед Богом, просил помощи. Через некоторое время ему пришла мысль: если ты его не любишь, то наоборот должен служить ему с еще большим усердием. Так он и стал поступать, а если алтарников на богослужении было несколько, стремился первым послужить батюшке: умыть ему руки, подать облачение, выполнить поручение — и делал все это с таким рвением, что даже не заметил, как ненависть заменилась истинной любовью. Слава Богу, если удалось преодолеть свои амбиции, и грустно, если они заграждают собой путь служения.

Горящее сердце

Многие задаются вопросом, что нужно для того, чтобы стать алтарником? Часто исповедаться и причащаться? Часто посещать службы? Много молиться? В общем, исправно соблюдать все предписания? Все это, конечно, верно. И все-таки… Многие молодые люди регулярно участвуют в таинствах и богослужениях, но не все они становятся алтарниками.

Разумеется, чтобы прислуживать в алтаре, необходимо многое знать: чинопоследование богослужений, устав прокимнов, аллилуиариев, апостольских чтений, особенности праздников, особенности великопостных и пасхальных богослужений. Надо не только владеть знаниями, но и уметь использовать их на практике. Научиться этому сейчас практически негде, и должно пройти немало времени, прежде чем новичок овладеет минимальными навыками. Придется заниматься самообразованием, читать специальную литературу, что тоже требует определенного времени и, главное, желания этим заниматься.

Так, может быть, самое главное — искреннее желание? Конечно, благое желание необходимо, но и его недостаточно! Один юноша рассказал мне о своем печальном опыте служения. Некогда он очень хотел стать алтарником. Когда же его мечта наконец осуществилась и по благословению духовника он начал прислуживать в алтаре, энтузиазм его быстро угас, и служение превратилось в тяжелую повинность. На этом фоне мой знакомый пережил серьезный духовный кризис и решил отказаться от того, к чему когда-то так стремился. И таких случаев немало.

Мне кажется, самое главное, что необходимо алтарнику, — это горящее сердце. Только сердце, которое горит любовью к Богу, заставляет нас идти на то или иное служение или подвиг. Служение — это и есть подвиг, духовное совершенствование. Только горящее любовью сердце старается быть ближе к Объекту своей любви. Горящее духом сердце — вот истинный фундамент, рождающий мощное желание служить Богу. В свою очередь, участие в богослужениях и Таинствах Церкви поддерживают это горение, что дает человеку силы для преодоления неизбежно возникающих искушений.

Разве нельзя стать алтарником, не имея горящего духа? Можно. Но тот, кто имеет источником своего желания не любовь к Богу, а какое-нибудь другое состояние души, будет относиться к своему деланию только как к работе. А это, мне кажется, крайне опасно. Алтарник, расценивающий свое служение как обычную работу, похож на человека, который идет по канату, балансируя над пропастью. Этот путь возможен, но он очень неустойчив, безрадостен и в конце концов может привести к духовному надрыву. Там же, где присутствует любовь, иго будет благо и бремя легко. Служение с любовью всегда приносит радость и утешение.

Михаил ГОЛУБКОВ, алтарник храма

Святого благоверного царевича Димитрия (Москва)

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Nissan almera n15 инструкция по эксплуатации
  • Азитромицин 500 инструкция по применению взрослым при ангине таблетки взрослым
  • Порядок руководства эксплуатационной работой
  • Метилурациловая таблетки инструкция по применению цена
  • Сигнализация с автозапуском пандора 3700 инструкция