Руководство дежурством в уголке природы

Тема «Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

Ушакова Александрина Валентиновна

План:

  1. Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшего дошкольного возраста
  2. Практическое задание: составить перспективное планирование организации труда на участке детского сада в старшем дошкольном возрасте.

Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными — память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое (особенно с помощью пиктограмм) обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнить содержание экологического воспитания.

Технология экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:

• «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;

• чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е.Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору. Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям — в форме рассказов и рисунков;

• чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита — приобщать детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);

• еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;

• проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.

Технология эколого-педагогической работы с детьми этого возраста имеет и сходство, и отличие от системы предыдущего года. В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью — за хомяком, зимой — за птицей, весной — за рыбами в аквариуме. Наблюдения этих циклов содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Специальные наблюдения посвящаются тому, чтобы выяснить, как и что видят, слышат рыба, птица, хомяк (т.е. как функционируют и какую приспособительную роль в жизни играют органы чувств), как передвигаются, обихаживают себя, как дышат, как реагируют на разный корм, громкие звуки, резкие движения, неожиданные предметы. Такие наблюдения — не только выяснение особенностей образа жизни, поведения животных, это определение того, как люди (воспитатель, дети) должны реагировать на их состояние, по каким признакам замечать их недомогание, как создавать наиболее благоприятные условия жизни, т.е. как гуманно и бережно к ним относиться на основе понимания их жизнедеятельности. Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.

Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о «братьях меньших» — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах, но созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, тщедушность и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота к животным и к их потомству могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых; посредством своего практического участия. Например, создается зимний сад. Крупномасштабные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы производятся одними взрослыми без участия детей. Тем не менее старшие дошкольники могут стать участниками этого процесса, если воспитатель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким замечательным будет зимний сад, кто в нем поселится и что в нем будет расти; время от времени показывает, как продвигаются дела, поясняет, зачем сделаны большие окна, зачем электрики повесили много ламп, почему поставлены высокие вольеры, а не маленькие клетки и т.д. Дети еще практически ни во что не включились, но уже являются участниками процесса: они в курсе событий и переживают за них. На последнем этапе оборудования зимнего сада взрослые найдут дела, доступные для детей 5-7 лет, и они станут действительными участниками серьезного мероприятия.

В совместной деятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности — создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы.

Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година.

Дежурства — это организованная форма трудовой деятельности детей для коллектива, выполняемая в обязательном порядке, по очереди. Дежурство допускает известное разделение труда. В дежурства дети вовлекаются постепенно, так как для несения их у ребенка должно быть воспитано элементарное чувство обязательности возложенных на него дел. К дежурствам дети подводятся через отдельные поручения.

 Вводить новые виды дежурств нужно продуманно и обоснованно, чтобы путем дежурства выполнялась реальная работа, нужная для коллектива группы, а не выдуманная, сводящаяся к контролю одних детей за другими.

Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполняют все дела утром, то потом уже им не надо уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.

Дежурство в уголке природы – вводится в средней группе. Этот вид дежурств ценен не только в воспитательном, но и в образовательном отношении. В процессе ухода за растениями и животными дети наблюдают за их жизнью и развитием, усваивают способы ухода (поливка, рыхление растений) и кормления; воспитатель помогает детям устанавливать взаимосвязь между состоянием растений и животных и правильностью ухода за ними.

Выделяются двое дежурных, при этом возможно разделение труда между ними: один ухаживает за растениями, другой -за животными. Тот, кто раньше освободится, помогает второму. Это дает возможность укреплять взаимопомощь среди детей.

Дежурство по уголку природы вводится организованно. Воспитатель проводит с детьми своей группы небольшую беседу о том, что имеется в уголке природы; вспоминает, как дети вместе с ним кормят животных, поливают растения; указывает, что обитателей уголка надо кормить правильно и ежедневно, растения поливать и мыть, обрезать у них сухие ветки и листья и т. д.; здесь же назначаются первые дежурные; воспитатель показывает им приемы работы.

Во время этих дежурств очень важно учить детей наблюдать за объектами уголка природы, замечать изменения (появление новых листьев, ростков, цветов, пожелтение листьев, состояние животных).

Воспитатель учит детей заботливо ухаживать за растениями и животными, бережно с ними обращаться, воспитывает интерес к уголку природы.

Основная задача, которую ставит перед собой педагог, — тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого ребенка, что его труд необходим. Важно, чтобы дети познали радость совместного труда, ощутили масштабность его возможностей, почувствовали его необходимость. Решению этих задач способствует объединение ребят на длительное время в небольшие подгруппы. Опыт показывает, что такое объединение ведет к установлению контактов, укрепляет дружеские взаимоотношения.

Трудовое воспитание немыслимо без активного ручного труда. Это воспитывает стремление поддерживать порядок в «своем хозяйстве».

Фундаментом воспитания и образования детей являются впечатления об окружающей действительности. Чем разнообразнее опыт ребенка, тем больше возможностей для его развития, воспитания. Этому нужно уделять особое внимание: знакомить детей с окружающими предметами и явлениями, учить любить природу, познать ее жизнь.

Перспективное планирование организации труда на участке детского сада в старшем дошкольном возрасте

Воспитывая у детей любовь к труду, педагог старается вызвать у них желание работать в уголке природы и на участке.

Сентябрь – адаптационный период.

Октябрь:

«Поможем дворнику»

Задачи:

Приучать детей работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями, вызывать желание трудиться.

Содержание работы:

-уборка осенних листьев вместе с воспитателем,

-сбор листьев для гербария.

Ноябрь:

«Ах, какая осень!»

Задачи:

Закреплять умение выполнять поделки из природного материала, в процессе деятельности работать аккуратно.

Содержание работы:

-сбор семян и шишек для изготовления поделок;

— изготовление поделок из природного материала;

-оформление выставки «Ах, какая осень!»

Декабрь:

«Кормушки для птиц»

Задачи:

Формировать положительное отношение к труду и совместной работе ребенка со взрослым.

Содержание работы:

— чтение произведений о зимующих птицах;

-рассматривание иллюстраций;

-изготовление детьми кормушек для птиц совместно с родителями.

Январь:

«Кормим зимующих птиц»

Задачи:

Формировать умение принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, самостоятельно выполнять трудовой процесс.

Содержание работы:

— чтение произведений о зимующих птицах;

-показ способов действия;

-выполнение детьми кормления птиц.

Февраль:

«Посадка лука»

Задачи:

Учить готовить землю для посадки лука, воспитывать желание помогать взрослым, развивать трудолюбие.

Содержание работы:

— подготовка земли и ящика для посадки;

— показ способа посадки

— показ способов полива.

Март:

«Дежурство в уголке природы»

Задачи:

Совершенствовать умения самостоятельно поливать растения, рыхлить почву, протирать листочки.

Содержание работы:

— беседа с детьми о способах ухода за комнатными растениями;

— показ способов действия.

Апрель:

«Весенняя уборка на участке детского сада»

Задачи:

Учить готовить землю для посадки лука, воспитывать желание помогать взрослым, развивать трудолюбие.

Содержание работы:

— подготовка земли и ящика для посадки;

— показ способа посадки;

— показ способов полива.

Май:

«Посадим цветы на клумбе»

Задачи:

воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении работы, приучать приводить в порядок используемое оборудование после окончания работы

Содержание работы:

— подготовка земли для посадки;

— показ способа посадки;

— показ способов полива.

Режимный
момент «Дежурство в уголке природы» (подготовительная логопедическая группа)

                                                
Подготовила воспитатель Переверзова Е.А.

Цель:
совершенствовать знания детей о комнатных растениях и умение ухаживать за
растениями.

Задачи.

Образовательная: уточнить
и закрепить знания детей о приёмах ухода за растениями, уточнить обязанности
дежурных в уголке природы.

Развивающая: развивать
интерес и желание ухаживать за растениями уголка природы.

Воспитательная: воспитывать
ответственность за порученное дело и умение доводить начатое дело до конца.

Образовательные области развития:

— познавательное
развитие;

— речевое
развитие;


социально-коммуникативное развитие.

Формы работы: рассказ,
объяснение, показ, рассматривание, вопросы, указания.

Материал: лейка,
пульверизатор, деревянные палочки для рыхления земли, растения сансевиерия, хлорофитум, или
шлюмбиргера (декабрист), (комнатный виноград).

Словарная работа:
сансевиерия
, хлорофитум, зигокактус, циссус

Ход беседы:

1.Организационный момент

Воспитатель: ребята,
вы знаете, что у нас есть три вида дежурств, назовите их? (ответы детей)

— Сегодня мы с вами поговорим о дежурстве
в уголке природы.

2. Основная часть

Воспитатель: итак,
давайте вместе вспомним и назовем растения, которые стоят перед вами, я взяла
их в нашем уголке природы?                                                                                                                                (дети
называют растения, при затруднении воспитатель напоминает название и
проговаривает их вместе с детьми).

Воспитатель: как
мы ухаживаем за растениями?

(дети: поливаем,
рыхлим землю, убираем сухие листья, протираем листочки, опрыскиваем).

Воспитатель: можно
ли поливать комнатные растения водой сразу из-под крана?

(дети:
поливать нужно отстоянной водой).

Воспитатель: правильно,
вода из-под крана холодная и растениям будет плохо, а еще в водопроводной воде содержится
хлор, он очень вреден для цветов, при отстаивании воды он
улетучивается и тогда можно поливать цветы.

Воспитатель: ребята,
а для чего нужно рыхлить землю в горшках?

(дети: чтобы
к корням растений поступали воздух и вода).

Воспитатель: правильно,
рыхлить нужно осторожно, от середины к краю горшка, по ходу корней, чтобы не
повредить их. Повреждённые корни могут погибнуть. (показ с напоминанием
способа рыхления)

Воспитатель: ребята,
вы говорили, что кроме полива и рыхления земли еще необходимо опрыскивать
цветы. Это правильно, но есть цветы, которые любят чтобы их опрыскивали часто,
а некоторые «хотят» чтобы на них брызгали водой редко.

— Например, сансевиерия любит умеренный
полив и редкое опрыскивание, а хлорофитум обильный полив и регулярное
опрыскивание, циссус так же любит обильный полив, регулярное опрыскивание, а
еще он «ждет» чтоб регулярно обрезали засохшие листочки, зигокактусу или
шлюмбиргере нравится умеренный полив и регулярное опрыскивание, а также он
нуждается в обрезке после цветения. (рассказ сопровождается показом цветов)

Воспитатель: ребята,
так какие цветы дежурные должны опрыскивать каждый день, а какой цветок нужно
опрыскивать редко?

(дети: сансевиерию нужно опрыскивать
редко, а хлорофитум, циссус, зигокактус можно каждый день)

— Правильно, эти растения дежурные будут
опрыскивать из пульверизатора каждый день.

Воспитатель: кроме
полива, рыхления и опрыскивания, вы называли еще протирание листочков.

— Давайте вспомним, как нужно это делать?

(дети: под листочек подставить ладонь и
влажной тряпочкой легко протереть листочек сверху)

Воспитатель: правильно,
но не забывайте, что периодически нужно протирать не только листья у цветов, а
и поддоны у горшков.

Воспитатель:
я предлагаю немного отдохнуть и выполнить физминутку

Физминутка «Комнатные растения»

(выполнение
имитационных движений в соответствии с текстом)

Мы цветочки
поливаем,

Землю палочкой взрыхляем.

Вот росточек
появился,

Потихоньку
распустился.

Пусть цветочки
подрастают,

Пусть на радость
расцветают,

А мы тряпочки
возьмем,

Все подставочки
протрем.

К солнцу тянутся
листочки,

Будут чистыми
горшочки.

Воспитатель: а
теперь давайте схематично нарисуем схему ухода за комнатными растениями


Что нам нужно, чтоб поливать комнатные растения? (лейка)


Чем мы рыхлим землю в горшочках? (палочками)


Что необходимо для того чтоб протирать листочки цветов
и поддоны цветочных горшков? (нужна тряпочка)


Что мы используем для опрыскивания комнатных цветов? (пульверизатор)

       
                                 

(дети рисуют схему ухода за комнатными
растениями)

Воспитатель: а
сейчас давайте подойдем к нашему уголку дежурных и посмотрим кто сегодня
дежурный по уголку природы

— Дежурные,
возьмите лейку и пульверизатор и поухаживайте за нашими комнатными растениями,
а мы пока закончим нашу беседу (дежурные выполняют поручение)

3 Рефлексия.

— О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы
детей).

— Назовите растения которые мы
рассматривали (дети называют растения)

— Для чего нужны комнатные цветы? (ответы
детей)

Воспитатель: на
последок давайте выучим пословицу:

«Каждое растение – земли украшение»

10.05.2023

КОНСПЕКТ ДЕЖУРСТВА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ «УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ»

Рипсиме  Манвелян

Ребёнок проводит в детском саду большую часть дня. Создать живую, домашнюю атмосферу в помещении помогут комнатные цветы и растения. Они не только красиво выглядят, но и выполняют полезные функции – очищают воздух от токсинов и пыли. Ещё растения повышают уровень влажности в помещениях, что важно в отопительный период.

Дети любят ухаживать, поливать растения в группе детского сада, протирать крупные растения влажной тряпочкой, рыхлить почву и опрыскивать листья. Такие элементарные трудовые поручения воспитывают интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.

Оценить




150

Содержимое разработки

КОНСПЕКТ ДЕЖУРСТВА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

«УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ»

Возрастная группа: старшая.

Тема:«Уход за комнатными растениями».

Цель: Воспитание бережного отношения к природе.

Программные задачи:

Обучающие задачи:

Способствовать закреплению знаний детей о комнатных растениях группы: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними используя условные обозначения;

Развивающие задачи:

Способствовать развитию умения ухаживать за растениями, используя для этого модель трудового процесса: ставить цель (помочь растению, чтобы оно снова себя хорошо чувствовало) ; выбирать предмет труда (растение с опущенными листьями, земля сухая, серая, отбирать инструменты и материал; выполнять трудовые действия в правильной последовательности (лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне); получать результат (политое растение, которое вскоре будет чувствовать себя хорошо);

Воспитательные задачи :

Способствовать воспитанию желания заботиться о комнатных растениях, понимания необходимости помощи живому существу;

Способствовать воспитанию аккуратности, культуры труда

Оборудования: фартуки на каждого ребенка, орудия труда: тряпочки на каждого ребенка, таз с водой, лейки с водой, палочки для рыхления почвы, клеёнки, опрыскиватель.

Предварительная работа: Наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением, наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги, серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса) .

Ход занятия:

Приходит игровой персонаж Карлсон грустный (он влетел в открытое окно при проветривании во время сончаса). Здоровается с каждым ребенком.

Воспитатель. Что-то наш Карлсон грустный. Давайте спросим, что у него случилось.

Карлсон. Я пролетал мимо д/сада и увидел за окнами на подоконниках такие красивые и ухоженные цветы. Со мной на крыше живет мой единственный цветок, который мне подарил мой друг Малыш, но с ним что-то случилось, наверное, он заболел.

Мое любимое растение было таким красивым, как на картинке (показывает модель)

а теперь стало вот каким (показывает растение)

Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу.

Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее, не плачь, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.

Воспитатель . Почему растение Карлсона стало таким? Что нужно растениям чтобы они чувствовали себя хорошо? Послушайте, о чем просит растение. Карлсон, за твоим растением нужно ухаживать и оно поправится.

Карлсон. А я не умею ухаживать за растениями, и теперь, наверное, мое растение погибнет.

Воспитатель. А мы можем помочь Карлсону? Как? (Можем научить его ухаживать за растениями.) Будем учить Карлсона правильно ухаживать за растениями? (Будем;)

Воспитатель. Мы хотим, чтобы растение как себя чувствовало? (Хорошо.) Чтобы оно стало каким? (С детьми проговаривается: чтобы растение себя чувствовало хорошо, чтобы листики смотрели вверх, чтобы стебелек смотрел вверх, чтобы земля была влажной.) Чтобы не забыть об этом, поставим картинку (модель — растение в хорошем состоянии)

Воспитатель . Какое растение сейчас? (Проводится обследование растения: состояние листьев, стебля, земли.) Чтобы не забыть, какое растение сейчас, поставим картинку (модель растение в неблагоприятном состоянии)

Растению нужно скорее помогать. Что же нам для этого ещё нужно? Для этого надо правильно выбрать инструменты, или предметы-помошники.

Карлсон . Я знаю, что нужно. (Приносит пустую лейку. Пустая лейка обследуется, обсуждается, почему ее нельзя использовать для полива.)

Воспитатель. Какую лейку нужно взять? В лейку вода набирается заранее, чтобы вода отстоялась и была комнатной температуры. А какие ещё предметы- помощники нам нужны, чтобы помочь нашим растениям? Дети называют остальные предметы. Чтобы не забыть, что нам нужно, поставим картинку (модель — средства труда: лейка с водой, клеенка, таз с водой, тряпочки, палочка для рыхления почвы, опрыскиватель)

А теперь что будем делать?

Дети: А теперь мы будем ухаживать за растениями.

Воспитатель: Правильно, но для начала, мы должны рассмотреть выбранные нами для ухода растения и определить, что любят наши растения и какой именно для каждого нужен уход. А помогут нам в это схемы-карточки которые приклеены к каждому горшку комнатного растения. (Рассматриваются растения, вспоминают название растения, отличительные особенности внешнего вида, определяются приемы ухода за ними используя условные обозначения.)

Карлсон: Ну, а теперь можно начать ухаживать за растениями?

Воспитатель: Да, но только для этого, нам нужно вспомнить с чего мы начнем, ведь уход за растением это не только его полив.

Дети: Сначала мы ухаживаем за листьями, мы протираем листья, опрыскиваем, затем мы протираем горшки, потом моем поддоны, после этого рыхлим почву в горшках и только в последнюю очередь поливаем растения. (Если дети затрудняются в определении последовательности способов ухода за растениями или что то забыли, обратить внимание детей на пооперационные карты)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо вспомнили все действия по уходу за растениями, теперь можно приступать к работе, только сначала нужно всем надеть фартуки и закатать рукава. Сейчас мы распределим кто, какую работу будет выполнять, я буду вам, помогать. (После распределения обязанностей, дети походят к столу с орудиями труда и выбирают себе предмет-помошник) А ты, Карлсон внимательно смотри и запоминай, что делают ребята.

Дети выполняют задания под наблюдением воспитателя, выполнение действий доходит до полива.

Карлсон. Я вспомнил, как поливать, можно я покажу? (Держит лейку одной рукой, льет воду на листья, под корень, хочет вылить сразу всю воду из лейки.)

Воспитатель. Почему нельзя поливать листья? Почему нужно поливать землю? (Дети объясняют и показывают, как нужно поливать правильно.)

Воспитатель. Сколько будем лить воды?

Карлсон . Пока вся не кончится! (Дети объясняют, лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне. Дети, ориентируясь на модель трудового процесса, самостоятельно выполняют полив растений

Карлсон вместе с воспитателем наблюдает за трудом детей, задает уточняющие вопросы, В случае затруднений педагог приходит детям на помощь. В конце занятия воспитатель с игровым персонажем проверяют, как дети полили растения.)

Воспитатель. Каким станет растение, если мы за ним правильно ухаживали? (Дети объясняют.) Чтобы не забыть, поставим картинку (модель — растение в хорошем состоянии) .

Воспитатель. Карлсон, твоему растению мы помогли, научили тебя, как нужно ухаживать за комнатными растениями, теперь оно поправится. Мы показали тебе на некоторых растениях в нашей группы, как нужно ухаживать за растениями, какие условия требуются для разных растений и какой уход, чтобы они стали, как: на картинке. (Показывает модель — растение в хорошем состоянии.) Воспитатель. Скоро наши растения станут такими же красивыми, здоровыми, как на картинке. (Показывает модель растение в благоприятном состоянии.) Они будут хорошо себя чувствовать. Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям (послушайте, что они вам говорят) и научили Карлсона ухаживать за его растением.

Карлсон. Спасибо вам, ребята, теперь моё растение всегда будут чувствовать себя хорошо. Я очень этому рад.

Воспитатель. Ребята, а вы рады, что помогли растениям? (Эмоционально разделить радость детей.) Давайте подарим Карлсону в память о нас вот это цветок – Кливию, чтобы его цветку было веселее, чтобы он был не один. А ты, Карлсон, не забывай ухаживать за своими растениями и прилетай к нам ещё! До свидания!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/537401-konspekt-dezhurstva-v-ugolke-prirody-uhod-za-

Также вас может заинтересовать

  • Конспект занятия «Незнакомец звонит в дверь»
  • Непосредственно-образовательная деятельность. Тема «Прогулка по зимнему лесу. Лесные обитатели.»
  • Проект «Маленькие исследователи»
  • Занятие для дошкольников в старшей группе «Домашние животные – друзья человека»
  • Конспект Занятия – беседы «Люблю природу русскую» для детей старшего дошкольного возраста

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ручеёк»

Технологическая карта

По ознакомлению с миром природы

На тему: «Дежурство в уголке природы»

Подготовила воспитатель:

Тицкая И.А.

п.Зимовники

декабрь 2021г.

Возраст: 4-5 лет

Задачи: 

Образовательная: Закрепить знания и умения детей по уходу за растениями уголка природы.

Воспитательная: Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца. Воспитывать любовь и интерес к растениям, желание за ними ухаживать, создавать благоприятные условия для их роста.

Развивающая: Развивать интерес, трудолюбие, любознательность, желание ухаживать за растениями уголке природы.

Цель: Познакомить детей с особенностями дежурства в уголке природы. Формировать ответственность к уходу за растениями.

Способы деятельности:

  1. Мотивация: «Посылка от старичка-Лесовичка».

  2. Игра: «Хорошо-плохо».

  3. Правила ухода за растениями.

  4. Физкультминутка: «Наши алые цветки».

  5. Практическая работа детей.

  6. Пословицы о труде.

  7. Релаксация.

  8. Рефлексия.

Место проведения: музыкальный зал.

Продолжительность занятия: 20-25 мин.

Оборудование: Посылка с принадлежностями для дежурства в уголке природы (леечка с водой, пульверизатор, палочки для рыхления почвы, тряпочки); музыкальный цент, флеш-накопитель USB с аудиозаписью, проектор, экран,

Ход занятия

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Слайд 1

Организационный момент

Приветствие

Введение с ситуацию.

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность. Заинтересовать.

Загадка

Слайд 2

Игра «Хорошо-плохо»

Постановка проблемы

Мотивация детей.

Правила ухода за растениями

Вывод

Слайд 3

— Здравствуйте ребята! Я хочу пожелать вам хорошего настроения на весь день. С добрым утром, с новым днем, С новым солнцем за окном! Утро доброе встречайте, день хороший начинайте!

— Ребята , а вы хотите поиграть, для этого встаньте ,пожалуйста, в круг. «Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг, вместе за руки возьмемся , и друг другу улыбнемся…А теперь, мы повернемся и нашим гостям улыбнемся, передадим им нашу улыбку и теплоту»

-Настроение у всех хорошее? Замечательно и пусть хорошее настроение не покидает нас с вами и наших гостей целый день.

— Ребята, я совсем забыла, я сегодня утром  получила посылку.  Вы хотите узнать от кого? Давайте посмотрим.  

Посылка от  нашего друга старичка — Лесовика.

Ребята, вы хотите узнать, что в посылке? Давайте откроем. Что это?

Давайте рассмотрим инструменты, которые прислал нам старичек-Лесовичек, и определим,  для чего они нужны:

Лейка – поливать,

Деревянная палочка — рыхлить,

Пульверизатор — опрыскивать,

Тряпочки — стирать пыль с листочков.

А вот еще какая-то бумажка. 

 «Воздух очищают, создают уют. На окнах зеленеют, и зимой цветут».

-Правильно — это комнатные цветы. А для чего нам  нужны инструменты?

А  сейчас,   я предлагаю пройти на стульчики и поиграть в игру  “Хорошо — плохо”.

1.Комнатные растения – это хорошо? Для чего выращивают комнатные цветы?

 2.Но комнатные растения – это и плохо. Почему как вы думаете?

Ребята, а  мы можем помочь растениям в нашем уголке природы?

— Как мы можем помочь? Что мы можем сделать?» (Полить цветы,  по рыхлить  землю, протереть листья тряпочкой).

Давайте вначале познакомимся с правилами ухода за растениями.

-Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки.

 Полив. Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды.  

Протирание  листьев от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать они должны быть чистыми.

Ребята, а если мы не будем ухаживать за цветами, что произойдет?

-Посмотрите, на экран, что может произойти.

Дети входят в зал.

Выполняют движения с воспитателем, здороваются с гостями.

ответ детей

ответы детей (инструменты)

Дети помогают отвечать.

Ответ детей (комнатные цветы)

Ответы детей (Инструменты  для ухода за комнатными цветами.)

Предполагаемые ответы детей (Они дарят нам свою красоту; украшают нашу группу; они выделяют кислород; очищают воздух от пыли.)

Предполагаемые ответы детей (От сухих листьев остаётся мусор;  цветок может упасть и будет грязь-земля, когда ухаживаешь за растениями, остаётся грязная вода, мусор, нужно убирать; на листиках собирается пыль.)

Ответы дентей.

Ответы детей (они погибнут и  засохнут)

Основная часть

Слайд 4

Физкультминутка «Наши алые цветки».

Работа детей с растениями.

Слайд 5

Пословицы о труде.

Слайд 6

Релаксация.

Звучит музыка «Одинокий пастух».

— Итак, давайте наденем фартуки и приступим к спасению наших растений.  Мы будем протирать пыль с листьев, рыхлить почву, поливать цветы, опрыскивать листья.

Давайте распределим обязанности. (распределение детей, кто поливает, кто рыхлит, кто протирает листики)

Перед тем, как мы с вами начнём трудиться, давайте разомнёмся.

— Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки,

Головой качают, тихо засыпают.

— А сейчас приступаем к работе.

 Ребята мы вместе смогли помочь растениям в нашем уголке природы. Вы все молодцы хорошо потрудились и от наших цветов вам большая благодарность.

Ребята, а вы знаете пословицы о труде?

— Сделал дело, гуляй смело.

— Терпение и труд всё перетрут.

— Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

— Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

— Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

— Мы сегодня с вами хорошо потрудились, а сейчас можно отдохнуть и расслабиться.

Сядьте на свои стульчики, закройте глаза и  расслабьтесь.

-Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, убирать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

Мы сидим и не играем, а тихонько отдыхаем.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

Открываем глаза, тихо встаем.

Дети надевают фартуки.

(Плавно поднимаем руки вверх.)

(Качание руками влево — вправо.)

(Присели, спрятались.)

(Движения головой влево — вправо.)

(дети ухаживают за цветами)

(воспитатель начинает пословицу, дети продолжают, если знают)

(дети присаживаются и закрывают глаза)

Заключительная часть

Рефлексия

Слайд 7

— Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны.  

Ой — посмотрите,  фиалочка  улыбнулась (имя ребенка) и (имя) за рыхление, а фикус улыбнулся (имена)за хорошо протертые листочки от пыли, а  (имена) за опрыскивание. Герань говорит спасибо (имена) за водичку.

Молодцы ребята!

Ребята,  поднимите руку,  кому понравилось занятие, а кому не понравилось занятие.

 Занятие окончено.

(дети поднимают или не поднимают руки)

Полный текст материала Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Дежурство в уголке природы» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Конспект беседы о работе дежурных по уголку природы (введение дежурств).

Цель.
Уточнить
полученные ранее знания о способах
ухода за растениями уголка природы (как
поливать растения, поддерживать их в
чистоте, рыхлить почву); учить детей
определять необходимый уход за растениями,
рыбами, попугайчиком как за живыми
организмами; формировать знания об
обязанностях дежурных в уголке природы;
воспитывать интерес к животным, желание
ухаживать за растениями и животными,
чтобы они хорошо себя чувствовали и
росли.

Предварительная
работа:
в
младшей и средней группах, используя
поручения, воспитатель привлекала детей
к уходу за обитателями уголка природы,
знакомила с правилами ухода, с признаками
хорошего и плохого состояния растений
и животных.

Материал:
какое-либо
новое оборудование для ухода за
обитателями, новые фартуки, карточки с
изображением приемов ухода за растениями.

Ход
занятия.

Воспитатель
предлагает детям посмотреть на уголок
природы.

Хорошо
растениям в нашем уголке природы? Как
вы узнаете, что растениям хорошо?
(Растения цветут, у них нет желтых листьев
и т.п.) Хорошо ли чувствует себя наш
попугайчик Кеша? Как вы об этом узнаете?
(Кеша красивый, веселый, хорошо ест,
поет.) Кто ухаживает за обитателями в
уголке природы?

В средней группе
вы были моими помощниками, вы научились
поливать растения, мыть поддоны, кормушки
для Кеши. Вы перешли в старшую группу и
теперь будете не просто помогать мне,
а будете дежурить в уголке природы. У
нас есть дежурные по столовой, по
подготовке к занятиям, будут еще дежурные
в уголке природы.

Дежурные должны
знать, что и как нужно делать. Сейчас об
этом поговорим. Что нужно сделать, прежде
чем приступить к уходу за растениями?
Посмотреть на все растения. Найти
растения, которые нужно поливать, рыхлить
и т.п.). Найдите растения, которым сейчас
требуется поливка. Расскажите, как вы
об этом узнали. Покажите, как нужно
правильно поливать. (2–3 детей показывают
и объясняют). Найдите растения, у которых
нужно рыхлить землю, обтирать или
опрыскивать листья. Как узнали об этом?
Зачем нужно поливать растения и рыхлить
землю? (У растения в земле корни, оно
корнями пьет воду, через рыхление земли
вода быстро проходит к корням.)

Что еще нужно
растению, чтобы оно было здоровое и
красивое? (Обтирать, опрыскивать листья.)
Зачем нужно содержать листья растений
в чистоте? (Растение дышит листьями.) Вы
хорошо запомнили, что растение живое,
оно, как и человек, дышит, пьет, берет из
земли питательные вещества, поворачивает
листья к свету, растет. От плохого ухода
может заболеть и даже погибнуть. Помните
ли, какой водой нужно поливать растения?
(Теплой, сразу из-под крана вода не
годится для поливки.) Весь уход за нашими
растениями будут выполнять дежурные.

В уголке природы
живет наш любимый попугай Кеша. Что
могут делать дежурные для Кеши? (Мыть
кормушку, поилку, наливать воду, насыпать
корм). Что еще любит есть Кеша? (Яблоко,
тертую морковку, яйцо.) Я рассказывала
вам, для чего нужно давать Кеше овощи и
фрукты. Расскажите об этом. (В овощах и
фруктах – витамины.) Некоторые ребята
помнят о Кеше и приносят ему из дома
что-нибудь вкусное и полезное. Наш Кеша
любит не только вкусно поесть. Что еще
он любит? (Чтобы с ним поговорили.) Как
дежурные должны разговаривать с Кешей?

У нас в уголке
природы еще есть аквариум. Что могут
делать дежурные для рыбок, чтобы им было
хорошо? (Мыть кормушку, насыпать корм,
протирать переднее стекло аквариума,
если день пасмурный, включать рефлектор.
Все названные приемы ухода или некоторые
из них дети могут показывать.)

Что есть у нас для
работы дежурных? Где хранится? Я сшила
для дежурных новые фартучки (рассматривают
их) и приготовила новые палочки для
рыхления (лейки или что-то другое).

У дежурных много
работы. Они должны утром, когда придут
в детский сад, быстро раздеться, надеть
фартучки, посмотреть на всех обитателей
уголка природы, чтобы узнать, что нужно
делать, договориться между собой, что
будет делать каждый, и приступить к
работе. После работы все убрать на место,
вымыть руки. Я нарисовала карточки,
чтобы дежурные что-нибудь не забыли
сделать (рассматривают карточки). Можно
ли мешать дежурным в работе? Можно ли
помогать дежурным? Можно помогать, если
они об этом попросят. Дежурные во время
работы могут заметить что-нибудь
интересное в уголке природы и рассказать
нам об этом.

Воспитатель
называет первых дежурных и говорит о
том, как дежурные будут узнавать о
дежурстве.

Материалы обсуждаются
на практическом занятии (тема 21, раздел
7).

Форма отчетности:
анализ беседы.

Литература:

  1. Значение труда в
    природе и требования к его организации
    / Мир природы и ребенок: Методика
    экологического воспитания дошкольников.
    – СПб., 1998.

  2. Николаева С.Н.
    Совместная деятельность воспитателя
    и детей в эколого-развивающей среде
    ДОУ // Теория и методика экологического
    воспитания детей. М., 2002; 2005.

Задание № 2.
Разработка
конспекта повторной беседы о работе
дежурных в уголке природы.

Задачи изучения
темы:

        1. Расширить
          представления о методике организации
          и руководства дежурствами детей в
          уголке природы.

        2. Учиться
          разрабатывать конспект повторной
          беседы.

Студенты разрабатывают
конспект повторной беседы о работе
дежурных в уголке природы со следующим
программным содержанием
(проводится
в марте-апреле).

  1. Уточнить знания
    детей об обязанностях дежурных по
    уголку природы, выявить:

а) знания о признаках
хорошего состояния обитателей уголка
природы;

б) умения осознанно
применять способы ухода за растениями
и животными;

в) знания о
последовательности выполнения ухода
(первоначальный осмотр и выявление
самочувствия обитателей, трудовые
операции, заключительный осмотр-наблюдение
за животными в улучшенных условиях);

г) уровень
сформированности чувства ответственности
за порученное дело;

д) умение оценивать
работу дежурных.

  1. Познакомить детей
    с новым способом содержания растения
    в чистоте: чистить листья алоэ мягкой
    влажной кисточкой.

Материал: новое
растение алоэ, мягкая густая кисточка.

Мотивом беседы
может быть предложение рассказать
кому-либо (заведующей детским садом,
методисту, экологу, игровому персонажу)
о том, что узнали и чему научились в
процессе дежурств.

Материалы обсуждаются
на практическом занятии (тема 21, раздел
7).

Форма отчетности:
конспект повторной беседы.

Литература:

  1. Значение труда в
    природе и требования к его организации
    / Мир природы и ребенок: Методика
    экологического воспитания дошкольников.
    – СПб., 1998.

  2. Николаева С.Н.
    Совместная деятельность воспитателя
    и детей в эколого-развивающей среде
    ДОУ // Теория и методика экологического
    воспитания детей. М., 2002; 2005.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как вести журнал учета выдачи инструкций по охране труда
  • Укропная вода для новорожденных инструкция как сделать
  • Покупка квартиры от застройщика в ипотеку пошаговая инструкция
  • Можно найти в мануале
  • Double joy с управлением через приложение инструкция