Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.
Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.
Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.
В соответствии со статьей 36 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в 2007 году в системе органов прокуратуры Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК).
В частности, в Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Аналогичные СППК созданы в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах.
В целях гарантии независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрены особая процедура назначения на должность и освобождения от должности, а также специальный порядок привлечения к ответственности.
Назначение на должность производится после тщательного изучения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией. Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии.
Работники СППК как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с согласия руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее – управление), а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур.
В состав управления входят: отдел по надзору за исполнением федерального законодательства; отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; организационно-аналитический отдел; старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня.
Тем самым в России в системе органов прокуратуры создана независимая, вертикально интегрированная структура, призванная обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивая к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.
Деятельность СППК направлена на укрепление законности, защиту прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций), охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации комплекса мер, обеспечивающих эффективное противодействие коррупционным проявлениям.
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции включает в себя:
-
предупреждение коррупции и последующее устранение ее причин (профилактика коррупции);
-
борьба с коррупцией (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений);
-
минимизация и ликвидация последствий коррупционных проявлений.
В этих целях СППК выполняются задачи по обеспечению:
-
своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин и условий;
-
прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
-
прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел этой категории;
-
привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений;
-
защиты и восстановления нарушенных в результате коррупционных правонарушений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве в пределах полномочий, предоставленных законодательством; возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.
В соответствии с поставленными задачами СППК осуществляют следующие функции:
-
надзор за исполнением требований законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных корпорациях и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
-
надзор за исполнением законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам;
-
антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;
-
координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности;
-
надзор за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и оперативно-розыскной деятельностью оперативных подразделений правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел этой категории;
-
поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, участие в рассмотрении таких уголовных дел судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
-
обеспечение реализации полномочий прокурора в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве;
-
возбуждение дел об административных правонарушениях, в том числе в отношении юридических лиц;
-
мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции, выработка предложений по его совершенствованию;
-
участие в международном сотрудничестве в области борьбы с коррупцией с международными организациями и антикоррупционными структурами других государств;
-
деятельность по возврату из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений;
-
работа по защите прав граждан, государства и организаций посредством возмещения ущерба, причиненного актами коррупции;
-
работа по антикоррупционному просвещению, правовому воспитанию и формированию в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.
1. Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;
2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции;
3) определяет особенности соблюдения ограничений, запретов и требований, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
(п. 3 введен Федеральным законом от 29.12.2022 N 591-ФЗ)
2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
4.1. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее — органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
6.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 06.02.2019 N 5-ФЗ)
7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
(часть 7 в ред. Федерального закона от 07.10.2022 N 379-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Противодействие коррупции – это приоритетная задача в сфере государственной политики, одно из наиболее важных направлений работы органов прокуратуры. Именно эти представители власти реализуют законодательство в этой сфере и обеспечивают его неукоснительное соблюдение.
Содержание
- Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции
- Компетенции и полномочия прокурора
- Особенности взаимодействия с другими органами
- Профилактика коррупции в прокуратуре
Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции
Эта работа регламентируется Конституцией РФ, федеральным законодательством и специальным Национальным планом, утверждаемым главой государства.
СППК прокуратуры – это подразделение, которое исполняет надзор за соблюдением законов в области противодействия данному преступлению. Такие органы существуют не только в Генпрокуратуре, но и в подразделениях субъектов РФ.
Деятельность по противодействию данному преступлению, профилактика и полномочия предусматривает следующее:
- Формирование в общественной среде нетерпимой позиции по отношению к коррупционному поведению.
- Проведение экспертизы нормативно-правовых актов и проектов законов.
- Предъявление квалификационных требований к лицам, претендующим на государственную и муниципальную должность.
- Коррупция в прокуратуре – распространенное явление, а значит, профилактику следует проводить и в этой области.
- Совершенствование механизмов общественного и парламентского контроля за выполнением законов РФ.
Компетенции и полномочия прокурора
Антикоррупционная деятельность органов прокуратуры направлена на предотвращение этого явления и профилактику причин, выявление, раскрытие и дальнейшее пресечение экономических преступлений, ликвидацию последствий таких нарушений.
Деятельность прокурора в сфере противодействия коррупции включает в себя следующее:
- Своевременное предупреждение правонарушений, определение их причин, условий совершения.
- Надзор за соблюдением правовых актов о противодействии коррупционным преступлениям.
- Контроль уголовно-процессуальной деятельности уполномоченных органов и соблюдения законов об оперативно-розыскной работе правоохранительными инстанциями (исключение составляет лишь ФСБ).
- Привлечение к ответственности лиц, виновных в даче и получении взяток.
- Защита нарушенных в результате таких преступлений прав и свобод физических лиц, организаций, государственных и муниципальных органов.
Сегодня у нас в стране нет специализированной антикоррупционной прокуратуры, но имеются подразделения, занимающиеся профилактикой и расследованием этих нарушений закона. Именно они осуществляют надзор за другими органами, физическими лицами и компаниями.
Роль представителей прокуратуры в борьбе с коррупцией предусматривает:
- Контроль за соблюдением норм законодательства о профилактике экономических преступлений в государственных организациях, органах местного самоуправления.
- Проверка соответствия расходов лиц, занимающих государственные должности, их прибыли.
- Координация работы правоохранительных органов.
- Государственное обвинение по уголовным делам, связанных с экономическими преступлениями, выступление в судах первой, апелляционной и кассационной инстанции.
- Реализация полномочий в арбитражном и гражданском судопроизводстве.
- Возбуждение дел о совершенных правонарушениях административного характера, в том числе в отношении организаций.
- Наблюдение за законодательством о борьбе с такими преступлениями, выдвижение предложений по его улучшению.
- Международное сотрудничество с антикоррупционными органами других государств.
- Просвещение общества и воспитание в нем нетерпимого отношения к взяткам и подкупу.
Особенности взаимодействия с другими органами
В процессе своей работы прокурор взаимодействует с представителями государственной власти и МСУ. В ходе такой деятельности между сторонами заключается предложение о сотрудничестве. Далее специалисты совместно подготавливают проекты по профилактике нарушений закона.
Специалисты регулярно обмениваются информацией, необходимой для эффективного рассмотрения дел. Прокурор вносит предложения по защите прав и свобод людей.
Отдельно стоит сказать о международном сотрудничестве и взаимодействии с органами других стран. Специалисты разрабатывают межгосударственные программы по борьбе с организованной преступностью и другими разновидностями опасных преступлений. В рамках такой работы принимаются меры по расследованию правонарушений на территории других стран, заключивших договор о сотрудничестве.
Прокурор подготавливает свои предложения по внесению изменений в международные договоры и созданию новых соглашений.
Профилактика коррупции в прокуратуре
Немаловажное значение имеет предотвращение экономических преступлений в самом надзорном органе. Для этого к лицам, претендующим на должности, предъявляются особые требования. Так, личность кандидата тщательно изучается, у него должны быть профессиональные качества и безупречная репутация.
Для назначения на должность в СППК кандидату нужно набрать не менее пяти лет стажа работы в органах прокуратуры. Рассмотрение претендентов проводится на специальной комиссии.
Контроль деятельности СППК осуществляет управление, осуществляющее контроль соблюдения законодательства по борьбе с коррупцией. Оперативное руководство этими сотрудниками лежит на прокурорах субъектов страны.
Таким образом, в России существует независимая вертикальная структура органов по противодействию нарушениям закона в экономической сфере. Установленные для работников гарантии автономности позволяют им успешно выполнять возложенные на них обязанности.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:8 (800) 301-93-70 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)Это быстро и бесплатно!