Руководство деятельностью фонда обязательного медицинского страхования осуществляет

1. Правовое положение Федерального фонда определяется федеральным законом о государственных социальных фондах, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Правительством Российской Федерации.

2. Органами управления Федерального фонда являются правление Федерального фонда и председатель Федерального фонда.

3. Правление Федерального фонда является коллегиальным органом, определяющим основные направления деятельности Федерального фонда и осуществляющим текущий контроль за его деятельностью.

4. В состав правления Федерального фонда входят 11 человек. Руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти и председатель Федерального фонда входят в состав правления Федерального фонда по должности. Состав правления Федерального фонда утверждается Правительством Российской Федерации по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

5. Правление Федерального фонда возглавляет председатель правления Федерального фонда. Председателем правления Федерального фонда по должности является руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

6. В состав правления Федерального фонда могут входить представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общероссийских объединений работодателей, общероссийских объединений профсоюзов и иных общественных объединений. При включении в состав правления Федерального фонда представителей общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов они входят в состав правления Федерального фонда на паритетных началах.

7. Председатель Федерального фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по предложению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

8. Федеральный фонд:

1) участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2.1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 01.12.2012 N 213-ФЗ)

3) получает из органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, необходимую информацию для осуществления обязательного медицинского страхования;

4) вправе начислять в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона и взыскивать в судебном порядке со страхователей для неработающих граждан недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и порядок ведения отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

6) издает нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом;

6.1) утверждает формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов, указанных в нормативных правовых актах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и порядки их заполнения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 369-ФЗ)

7) осуществляет в установленном им порядке контроль за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) определяет общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядок информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) ведет единый реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;

10) ведет единый реестр медицинских организаций. Порядок ведения, форма единого реестра медицинских организаций и перечень содержащихся в нем сведений устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи, включающий в себя сведения об экспертах качества медицинской помощи, которая оказывается медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, и финансовое обеспечение которой осуществляется в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона, и территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи;

(п. 11 в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) ведет единый регистр застрахованных лиц в соответствии с порядком ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 405-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) вправе обрабатывать данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14) в пределах своих полномочий проводит проверку достоверности информации, предоставленной субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования, и проверку соблюдения требований к порядку и условиям ее предоставления, получения и использования;

15) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих информацию ограниченного доступа;

16) осуществляет международное сотрудничество в сфере обязательного медицинского страхования;

17) вправе организовывать подготовку и дополнительное профессиональное образование, в том числе за пределами территории Российской Федерации, работников Федерального фонда и участников обязательного медицинского страхования в целях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования;

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2012 N 213-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) осуществляет организацию научно-исследовательской работы по вопросам обязательного медицинского страхования, в том числе в целях реализации установленных настоящей частью полномочий;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2012 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19) принимает решение об образовании совещательных, координационных органов Федерального фонда, утверждает их состав и порядок деятельности;

(п. 19 введен Федеральным законом от 01.12.2012 N 213-ФЗ)

20) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(п. 20 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 286-ФЗ)

ФОМС является одним из звеньев механизма, исполняющего важные функции в системе медицинского страхования. О структуре этой внебюджетной единицы и ее задачах расскажем в нашей статье.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ: понятия и нормативная база

Фонд обязательного медицинского страхования – это внебюджетная структура, имеющая в своем составе:

  • ФФОМС (Федеральный фонд ОМС);
  • ТФОМС (территориальные фонды ОМС).

ТФОМС организуются субъектами РФ и по статусу представляют собой некоммерческие организации (НКО).

Знакомьтесь с видами НКО и иными отчетно-учетными нюансами этих организаций с помощью размещенного на нашем сайте материала «Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций в 2022 — 2023 годах».

ФОМС предназначен для реализации государственной политики в сфере медстрахования в нашей стране. Его работа организуется на основании:

  • Конституции РФ;
  • закона «Об основах охраны здоровья граждан России» от 21.11.2011 № 323-ФЗ;
  • закона «Об обязательном медстраховании в России» от 29.11.2010 № 326-ФЗ;
  • иных нормативных актов.

Федеральный и территориальный фонды: структура и состав

Управление ФФОМС осуществляется правлением (численность – 11 человек) под руководством председателя.

Вместе с ФФОМС государственную политику в сфере ОМС реализуют 88 ТФОМС (территориальных фондов):

  • 18 в ЦФО (Центральном федеральном округе);
  • 11 в Северо-Западном ФО;
  • 8 в Южном ФО;
  • 7 в Северо-Кавказском ФО;
  • 14 в Приволжском ФО;
  • 6 в Уральском ФО;
  • 12 в Сибирском ФО;
  • 10 в Дальневосточном ФО;
  • 2 в Крымском ФО.

ТФОМС обладают следующими отличительными признаками:

  • наделены территориальными управленческими полномочиями – управляют средствами медстрахования в субъектах России;
  • оперативно управляют имуществом ТФОМС, оплаченным за счет средств ОМС и являющимся госсобственностью;
  • управляются директором;
  • имеют в структуре правление, созданное для решения стратегических и контрольных вопросов;
  • осуществляют функции страховщика, указанные в п. 7 ст. 34 закона № 326-ФЗ.

Обратите внимание! Работодатели платят 5,1% от суммы доходов сотрудников в ФФОМС. Подробнее о тарифах на страхование для работодателей читайте здесь. ТФОМС  осуществляет администрирование доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. С 2023 года уплата взносов страхователями осуществляется в составе единого тарифа страховых взносов без разделения по их видам! О лимитах для расчета взносов в 2023 году мы писали в статье. 

Об основных функциях ФФОМС расскажем в следующем разделе.

С 2023 года  изменился порядок расчета и уплаты работодателем обязательных взносов. Эксперты подробно рассказали, как платить взносы на травматизм в Готовом решении. Алгоритм расчета пенсионных, медицинских и социальных взносов описан в этом Готовом решении. Получите пробный онлайн-доступ к системе, это бесплатно. 

Функции ФФОМС

Функции ФФОМС в 2023 году (п. 8 ст. 33 закона № 326-ФЗ) можно разделить по группам:

  • нормативные (участвует в разработке программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи, издает нормативные акты и методические указания в границах своих полномочий);
  • регулирующие (аккумулирует средства фонда и управляет ими, формирует и использует резервы и т. д.);
  • контрольные (получает от СФР сведения о взносах, взыскивает недоимку, начисляет пени и назначает штрафы страхователям по неработающим гражданам и др.);
  • нормативно-отчетные (устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и отчетности по оказанной медицинской помощи в рамках ОМС и т. д.);
  • учетные (ведет специальные реестры: застрахованных лиц, страховых медорганизаций и др.);
  • учебно-организационные (организует научно-исследовательскую работу по вопросам ОМС, подготовку и дополнительное профессиональное образование работников фонда и участников ОМС);
  • иные функции.

Об объединении ПФР и ФСС с 2023 года мы писали в нашем материале.

Итоги

ФОМС является внебюджетной структурой, предназначенной для аккумулирования денежных средств, необходимых для реализации государственной политики в сфере ОМС. 

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Система фондов
обязательного медицинского страхования
включает в себя два уровня: Федеральный
фонд обязательного медицинского
страхования и Территориальные фонды
обязательного медицинского страхования,
которые были созданы для реализации
государственной политики в области
обязательного медицинского страхования.

Координация
вопросов здравоохранения находится в
совместном ведении Российской Федерации
и её субъектов, что и проявилось в
построении системы обязательного
медицинского страхования, которая
основана на принципах территориальной
самостоятельности и общего руководства
со стороны Федерального фонда обязательного
медицинского страхования.

Особенности
функционирования системы фондов
обязательного медицинского страхования
определяются прежде всего тем, что
территориальный фонд обязательного
медицинского страхования — это
самостоятельные финансово-кредитные
учреждения, которые образуются на
основании решения органов государственной
власти субъектов РФ.

В этой системе нет
жесткого вертикального подчинения
между Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования и территориальным
фондом обязательного медицинского
страхования, как у Пенсионного фонда
России и его региональных отделений.
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования осуществляет
общее руководство и контроль за
деятельностью территориальным фондом
обязательного медицинского страхования.

Заключение в
последнее время договоров между
Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования и территориальным
фондом обязательного медицинского
страхования различных регионов
свидетельствует о сочетании
централизованного управления и договорных
отношений между федеральным и
территориальными фондами как
самостоятельными юридическими лицами,
а также между территориальными фондами
различных субъектов РФ.

Самостоятельность
территориальных фондов проявляется в
решении вопросов о взаимоотношениях с
плательщиками, с одной стороны, и в
вопросах финансирования медицинской
помощи населению, с другой.

Организационная
структура и функции Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
определяются Положением о Федеральном
фонде обязательного медицинского
страхования, утв. постановлением
Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993г.
и Положением о Территориальном фонде
обязательного медицинского страхования,
утв. постановлением Верховного Совета
РФ от 24 февраля 1993г. ФФОМС был создан
решением Верховного Совета РФ, а ТФОМС
были созданы по решению органов
государственной власти субъектов РФ1.

Несмотря на то,
что территориальный фонд обязательного
медицинского страхования создается
органами государственной власти
субъектов РФ, финансовые средства
территориального фонда находятся в
государственной собственности Российской
Федерации, т.е. полномочия собственника
в отношении территориального фонда
как государственного учреждения,
осуществляют федеральные органы
государственной власти России2.

В связи с этим
возникает проблема подотчетности и
подконтрольности территориального
фонда органам государственной власти
субъектов РФ. В Положении о территориальном
фонде обязательного медицинского
страхования устанавливается, что
территориальный фонд подотчетен
соответствующим органам представительной
и исполнительной власти.

Однако, неясно
какие государственные органы имел ввиду
законодатель под понятием «соответствующие
органы представительной и исполнительной
власти».

Если имелись ввиду
те органы государственной власти
субъектов РФ, которые создавали
территориальный фонд обязательного
медицинского страхования (как это
следует из общего смысла Положения о
территориальном фонде), то в таком случае
положение о подотчетности территориального
фонда органам государственной власти
субъектов РФ противоречит ст. 71 Конституции
РФ, которая устанавливает, что федеральная
государственная собственность и
управление ею относятся к исключительному
ведению Российской Федерации.

В настоящее время
практика разрешения указанной коллизии
в различных субъектах неодинакова. В
ряде субъектов России территориальный
фонд обязательного медицинского
страхования не создан вообще (например,
Нижний Новгород), а их функции по сбору
страховых взносов выполняют органы
Федеральной налоговой службы РФ и
страховые компании — по финансированию
медицинских учреждений; в других
субъектах бюджеты территориального
фонда обязательного медицинского
страхования и отчеты об их исполнении
принимаются в виде законов субъектов
РФ, что фактически является распоряжением
федеральной собственностью без
специального делегирования полномочий
собственника, т.е. России; ещё в ряде
субъектов РФ (например, Санкт-Петербурге)
территориальный фонд отчитывается
перед федеральным фондом и Законодательным
собранием Санкт-Петербурга и контролируется
как федеральными органами исполнительной
власти РФ, так и органами государственной
власти субъекта России1.

Руководство
деятельностью ФФОМС и ТФОМС осуществляется
правлением и его постоянно действующим
органом — исполнительной дирекцией, как
и в ПФР. В состав правления ФФОМС входят
депутаты Федерального Собрания РФ,
представители министерств, представители
ТФОМС, представители Центрального Банка
РФ, представители медицинских страховых
организаций, представители страхователей,
профсоюзов, исполнительный директор
ФФОМС. Положением о ФФОМС предусмотрено,
что состав правления утверждается, как
и в случае ПФР, Верховным Советом, но по
ныне действующей Конституции РФ такое
полномочие Федерального Собрания не
предусмотрено.

Председатель
правления избирается правлением ФФОМС.
Исполнительный директор ФФОМС назначается
Правительством РФ по согласованию с
правлением. Положение об исполнительной
дирекции ФФОМС утверждено Постановлением
Правительства РФ от 22 сентября 1993г. №930
«Об утверждении Положения об
исполнительной дирекции Федерального
фонда обязательного медицинского
страхования», а положение о правлении
ФФОМС утверждено на заседании правления
ФФОМС от 24 ноября 1993г. — протокол №2.
Кроме того, при ФФОМС создан
консультационно-совещательный орган
— Совет Директоров территориальных
фондов обязательного медицинского
страхования для коллегиального решения
вопросов и разработки проектов
нормативно-методических документов.

В состав правления
ТФОМС входят: депутаты, представители
органов исполнительной власти (органа
управления здравоохранением, финансовых
органов, органа социальной защиты
населения), представитель Центрального
Банка РФ, представитель страховых
медицинских организаций, представители
страхователей, профсоюзов, исполнительный
директор ТФОМС.

Состав правления
утверждается органом представительной
власти субъекта РФ, по решению которого
был создан фонд. Председатель избирается
правлением. Исполнительный директор
ТФОМС назначается органом исполнительной
власти субъекта РФ по согласованию с
правлением. Положение об исполнительной
дирекции ТФОМС Санкт-Петербурга было
утверждено распоряжением мэра от 29
ноября 1993г. № 950-р «О порядке введения
в Санкт-Петербурге обязательного
медицинского страхования»1.

Поскольку ТФОМС
полностью формируется органами
представительной и исполнительной
власти субъекта РФ, то возникает следующая
проблема, на необходимость решения
которой постоянно обращают внимание
контролирующие органы. Согласно ст. 17
закона РФ от 28 июня 1991г. «О медицинском
страховании граждан в Российской
Федерации» платежи на обязательное
медицинское страхование неработающего
населения вносятся в фонды органами
исполнительной власти субъектов РФ
за счет средств их бюджетов с учетом
индексации цен.

Учитывая сложное
положение с формированием бюджетов
почти во всех субъектах РФ, исполнительная
власть в настоящее время должна
территориальным фондам значительные
суммы платежей за неработающее население.
Как же в таком случае ТФОМС может отстоять
свои права и истребовать задолженность
у органов исполнительной власти, если
сам фонд учреждается этими органами,
ими же назначается исполнительный
директор фонда и утверждается состав
правления ТФОМС?

Функции правления
и исполнительной дирекции определены
разделом 6 Положения о ФФОМС и разделом
6 Положения о ТФОМС. К основным функциям
ФФОМС относятся: выравнивание условий
деятельности ТФОМС различных субъектов
РФ по финансированию программ обязательного
медицинского страхования (ОМС);
финансирование целевых медицинских
программ; разработка нормативно-методических
документов; разработка базовой программы
ОМС граждан; участие в создании ТФОМС;
осуществление контроля за рациональным
использованием финансовых средств
системы ОМС; изучение и обобщение
практики применения нормативных актов
по вопросам ОМС и др. Основными функциями
ТФОМС являются: аккумулирование
обязательных страховых платежей
плательщиков; финансирование ОМС,
проводимого страховыми медицинскими
организациями; накопление финансовых
резервов; осуществление совместно с
органами ГНС РФ контроля за своевременным
и полным поступлением страховых взносов
и др.

При этом основными
задачами ФФОМС и ТФОМС являются:
обеспечение реализации закона РФ «О
медицинском страховании граждан в
Российской Федерации»; обеспечение
прав граждан в системе ОМС; обеспечение
финансовой устойчивости системы ОМС;
участие в разработке и осуществлении
финансовой политики государства в
области ОМС и др.

Контроль за
деятельностью фондов обязательного
медицинского страхования осуществляют
ревизионные комиссии. Правления фондов
не реже одного раза в год назначают
аудиторскую проверку деятельности
фондов. Отчет о результатах деятельности
фондов представляется соответствующим
органам представительной и исполнительной
власти и публикуется в средствах массовой
информации. Финансовые средства фондов,
не израсходованные в истекшем году,
изъятию не подлежат и при утверждении
ассигнований из бюджета на следующий
год не учитываются.

Медицинское
страхование ставит целью гарантировать
гражданам при возникновении страхового
случая (т.е. заболевания) получение
медицинской помощи за счет накопленных
государственных средств и финансирование
профилактических мероприятий.

Медицинское
страхование в Российской Федерации
введено в соответствии с Законом РФ от
28 июня 1991 г. «О медицинском страховании
граждан РСФСР» (в ред. Закона РФ от 2
апреля 1993 г.). Закон определяет правовые,
экономические и организационные основы
заинтересованности и ответственности
как самого застрахованного, так и
государства, предприятия, учреждения
в охране здоровья граждан, поэтому и
стороны при договоре медицинского
страхования аналогичны договору обычного
страхования.

Обязательное
медицинское страхование является
всеобщим для населения Российской
Федерации.

Объектом медицинского
страхования служит страховой риск,
связанный с затратами на оказание
медицинской помощи при возникновении
страхового случая.

Условием осуществления
медицинского обслуживания населения,
предусмотренного медицинским страхованием,
служит специальный Фонд медицинского
страхования.

Устав Федерального
фонда обязательного медицинского
страхования утвержден постановлением
Правительства РФ 29 июня 1998 г. № 857 «Об
утверждении устава Федерального фонда
обязательного медицинского страхования».

Руководство
деятельностью Федеральным фондом
осуществляется правлением и исполнительной
дирекцией во главе с исполнительным
директором (назначается Правительством
по согласованию с правлением). Контроль
за деятельностью Фонда осуществляет
ревизионная комиссия.

Отчеты о доходах
и расходах Федерального фонда
представляются сначала в Правительство
РФ, а затем в Государственную Думу.

Деятельность
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования направлена
на выполнение следующих функций:

1) финансовое
обеспечение установленных Законом РФ
прав граждан на медицинскую помощь за
счет средств обязательного медицинского
страхования;

2) обеспечение
реализации Закона «О медицинском
страховании граждан РФ»; достижение
социальной справедливости и равенства
всех граждан в системе обязательного
медицинского страхования;

3) обеспечение
финансовой устойчивости системы
медицинского страхования;

4) аккумуляция
финансовых средств Федерального фонда
медицинского страхования;

5) финансирование
целевых программ.

Основная функция
Федерального фонда состоит в выравнивании
условий деятельности территориальных
фондов по финансированию программ
обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства
Федерального фонда образуются за счет:

1) части страховых
взносов (отчислений) хозяйствующих
субъектов и иных организаций на
обязательное медицинское страхование
в размерах, установленных федеральным
законом;

2) ассигнований из
федерального бюджета на выполнение
федеральных целевых программ в рамках
обязательного медицинского страхования;

3) добровольных
взносов юридических и физических лиц;

4) доходов от
использования временно свободных
финансовых средств;

5) поступлений из
иных источников, не запрещенных
законодательством РФ.

Территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования создаются по решению органов
государственной власти субъекта РФ.
Положение о территориальных фондах
обязательного медицинского страхования
утверждено постановлением Правительства
РФ от 24 февраля 1993 г. В регионах (областях,
краях, республиках) могут создаваться
филиалы.

Территориальный
фонд создается для финансирования
территориальных программ обязательного
медицинского страхования.

Руководство
деятельностью Фонда осуществляется
правлением и его исполнительным
директором. Контроль осуществляет
ревизионная комиссия. Состав правления
утверждается законодательным
(представительным) органом власти
субъекта РФ.

Территориальный
фонд обязательного медицинского
страхования выполняет следующие функции:

— аккумулирует
финансовые средства территориального
фонда на обязательное медицинское
страхование;

— осуществляет
финансирование территориальной программы
обязательного медицинского страхования;

— осуществляет
финансово-кредитную деятельность по
обеспечению системы обязательного
медицинского страхования;

— выравнивает
финансовые ресурсы городов и районов,
направляемые на проведение обязательного
медицинского страхования;

— совместно с
налоговыми органами осуществляет
контроль за своевременным и полным
поступлением в территориальный фонд
страховых взносов;

— организует банк
данных по всем категориям плательщиков
страховых взносов в территориальный
фонд;

— осуществляет
взаимодействие с Федеральным фондом и
другими территориальными фондами.

Обязательные
отчисления предприятий в Фонд обязательного
медицинского страхования с 1993 года в
размере 3,6% начисленной оплаты.

Размер страховых
взносов определяется федеральным
законом по представлению Правительства
РФ.

Страховые взносы
на обязательное медицинское страхование
неработающего населения уплачивает в
Фонд правительства субъектов РФ и
местная администрация за счет средств,
предусмотренных в бюджетах.

Страховые взносы
уплачиваются ежемесячно в срок,
установленный для получения заработной
платы за истекший месяц. Перечисляются
средства на специальный счет в банке.

От уплаты на
обязательное медицинское страхование
освобождаются общественные организации
инвалидов и находящихся в собственности
этих организаций предприятия, созданные
для осуществления их уставных целей.

Страховые взносы
в Фонд обязательного медицинского
страхования перечисляются на собирательные
счета Федерального и территориального
фондов, открытые в рассчетно-кассовых
центрах (РКЦ) или учреждениях банков,
обслуживающих налоговую инспекцию
данной территории.

Расходование
средств Федерального и территориальных
фондов обязательного медицинского
страхования осуществляется в соответствии
с их бюджетами, утвержденными соответственно
федеральным законом и законом субъектов
Федерации.

Контроль за
своевременным и полным поступлением
страховых взносов в фонды возложен на
Государственную налоговую службу РФ.

Таким образом, в
настоящее время система ОМС сталкивается
на пути своего развития с большим числом
проблем, связанных как с внешними, так
и с внутренними факторами. Проблемы,
существующие при введении ОМС, не только
вызывает споры и дискуссии о путях его
введения, но иногда ставят вопрос и о
целесообразности реформирования
здравоохранения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1. Фонд социального страхования Российской Федерации
ФСС РФ возник в 1992 году в условиях формирования новой «либеральной рыночной экономики» России и фактического распада и деградации развитой советской системы социального обеспечения и социальных гарантий.

Видео лекция — ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды

Конечно, полноценной заменой советской системе он стать не могу в условиях буржуазной экономики и на протяжении всего этого времени (уже почти 30 лет) занимается только оплатой «листов временной нетрудоспособности», а также компенсирует часть расходов фонда обязательного медицинского страхования.

С официального сайта ФСС России:

«…С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации:

Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ).

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций…». 1

Основным нормативным документом, регулирующим деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации является – Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. От 29.12.2018) «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утверждающее «Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации». Здесь и далее я буду ссылаться на конкретные статьи данного Положения.

В соответствии с ним:

«…1. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется – Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации…

…6. Основными задачами Фонда являются:

обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования…

III. Средства Фонда

…7. Средства Фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

V. Средства Фонда направляются на:

  • — выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • — оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах – участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
  • — частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
  • — частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
  • — частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
  • — оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • — создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
  • — обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • — финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  • — проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • — осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
  • — участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
  • Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

9. Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда – управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

10. Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера…

V. Управление Фондом

…20. Председатель Фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по предложению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.

Заместители председателя Фонда назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по предложению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации на основании предложения председателя Фонда…

…25. Региональные и центральные отраслевые отделения Фонда и их филиалы:

  • осуществляют регистрацию страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;
  • осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли;
  • устанавливают для страхователей в соответствии с инструкцией нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;
  • обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов Фонда;
  • осуществляют аккумуляцию страховых взносов и других платежей для создания резервов принимают решения об использовании свободных денежных средств в соответствии с инструкцией;
  • разрабатывают проекты бюджетов органов Фонда и смет расходов на содержание и представляют их на утверждение в установленном порядке;
  • производят расчеты со страхователями, другими органами Фонда и прочими организациями;
  • осуществляют контроль за расходованием средств страхователями; в случаях, установленных инструкцией, принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке;
  • осуществляют в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников аппарата региональных, центральных отраслевых отделений Фонда, руководителей подведомственных филиалов;
  • регулярно информируют о своей деятельности и состоянии социального страхования в регионе Фонд, главу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо общероссийские объединения профессионального Союза и работников отраслей…».2

Таблица 5. Бюджет Фонда социального страхования РФ за 2017-2019 годы в млрд. руб.
(фактическое исполнение)
3

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

Перспективная деятельность Фонда социального страхования РФ на период 2021-2023 года представлена Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:

«..Минтруд представил проект бюджета Фонда соцстрахования на 2021 год

14 сентября 202

Минтруд России подготовил проект бюджета Фонда социального страхования (ФСС) России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Проект бюджета подготовлен Фондом социального страхования на основании параметров прогноза Минэкономразвития России.

Согласно проекту средства ФСС будут направлены на выполнение государственных обязательств в области социального страхования: выплату пособий по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов), выплату пособий по беременности и родам, выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших на производстве и другие виды страхового обеспечения. Кроме того, Фонд будет выделять средства на обеспечение граждан с инвалидностью техническими средствами реабилитации и санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан.

За 2021 год Фонд социального страхования оплатит 314,9 млн дней временной нетрудоспособности; 118,6 млн дней отпуска пособия по беременности и родам; 1,8 млн дней дополнительных выходных родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами.

Прогнозируемый общий объем расходов Фонда на 2021 год составит 833,3 млрд рублей. Расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы в сумме 330,2 млрд рублей, на выплату пособия по беременности и родам — 130,1 млрд рублей. На выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет Фонд направит 167,6 млрд рублей, на выплату единовременного пособия при рождении ребенка – 19,8 млрд рублей, на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, – 0,5 млрд рублей.

В 2021 году Фонд планирует направить 33,3 млрд рублей на обеспечение граждан с инвалидностью техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

17,2 млрд рублей пойдет на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников; 11,4 млрд рублей – на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших на производстве.Порядка 6,2 млрд рублей будет выделено на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами.

Доходы Фонда на 2021 год составят 815,1 млрд рублей, из них 756,3 млрд рублей – это доходы от двух видов социального страхования: на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; а 95,9 – будет направлено в Фонд социального страхования из бюджета, чтобы компенсировать выпадающие доходы из-за установления пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Совокупный дефицит составит 18,2 млрд рублей.

Бюджет ФСС на следующий год в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируется с дефицитом в 55,5 млрд рублей; в 2022 году – с профицитом в 14,3 млрд рублей, в 2023 году – с профицитом в сумме 38,4 млрд рублей и сбалансирован в 2021 году с учетом использования остатка денежных средств на начало года по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 55,5 млрд рублей…».

Таблица 6. В 2020 году бюджет фонда социального страхования формировался исходя из следующих макроэкономических показателей:5

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

Таблица 7. Бюджет Фонда социального страхования в 2020 году в млрд. руб.6

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

2. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в феврале 1993 года для медицинского обслуживания граждан России. Такого рода необходимость назрела после развала и деградации системы медицинского обслуживания СССР. Но в 90-е и 00-е годы в России данная система практически не работала. Финансирование лечебных учреждений осуществлялось за счет бюджетов различных уровней, а медицинские услуг в основном за счет самих граждан РФ.

Ситуация стала меняться с принятием закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ. Во исполнение положений данного закона был увеличен размер отчислений в ФФОМС РФ и его бюджет значительно возрос. Также был принят ряд «Федеральных целевых программ» для развития медицинского страхования и финансирования отрасли здравоохранения. В систему ОМС РФ входит 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность Фонда, является Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования», в соответствии с ним:

«…I. Общие положения

1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее именуется — Федеральный фонд) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

2. Федеральный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и настоящим уставом.

3. Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

4. Федеральный фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

5. Полное официальное наименование Федерального фонда — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, сокращенное наименование — ФОМС.

6. Местонахождение Федерального фонда: 101481, Москва, ГСП-4, ул. Новослободская, 37…

III. Полномочия Федерального фонда

8. Федеральный фонд:

1) участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

2(1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

3) получает от органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, необходимую информацию для осуществления обязательного медицинского страхования;

4) имеет право начислять в соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и взыскивать со страхователей для неработающих граждан недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 18 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;

5) устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и порядок ведения отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

6) издает нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

7) утверждает формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов, указанных в нормативных правовых актах, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и порядок их заполнения, если иное не установлено этим Федеральным законом;

8) осуществляет в установленном им порядке контроль за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии;

9) определяет общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования;

10) ведет единый реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;

11) ведет единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;

12) ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

13) ведет единый регистр застрахованных лиц;

14) имеет право обрабатывать данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) в пределах своих полномочий проводит проверку достоверности информации, предоставленной субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования, и проверку соблюдения требований к порядку и условиям ее предоставления, получения и использования;

16) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих информацию ограниченного доступа;

17) осуществляет международное сотрудничество в сфере обязательного медицинского страхования;

18) вправе организовывать подготовку и дополнительное профессиональное образование, в том числе за пределами территории Российской Федерации, работников Федерального фонда и участников обязательного медицинского страхования в целях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования;

19) осуществляет организацию научно-исследовательской работы по вопросам обязательного медицинского страхования, в том числе в целях реализации полномочий, установленных частью 8 статьи 33 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

20) принимает решение об образовании совещательных, координационных органов Федерального фонда, утверждает их состав и порядок деятельности;

21) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, соблюдение режима секретности;

22) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

IV. Финансовые средства и имущество Федерального фонда

9. Формирование и исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

14. Имущество Федерального фонда является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

16. Федеральный фонд ежегодно составляет и представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период и проект отчета об исполнении бюджета, а также бюджетную отчетность, составляемую в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

16.1. Предельная штатная численность и фонд оплаты труда работников Федерального фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации…». 7

Таблица 8. Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования РФ за 2017-2019 годы (фактическое исполнение)8

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

Статья 4. Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», устанавливает следующие принципы ОМС:

«…Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также — программы обязательного медицинского страхования);

2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования…».9

Таблица 9. Доходы ФФОМС за 2020 год (План и факт).10

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

Статья 16 326-ФЗ устанавливает права и обязанности «застрахованных лиц», то есть владельцев полисов ОМС:

«…Статья 16. Права и обязанности застрахованных лиц

1. Застрахованные лица имеют право на:

1) бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

а) на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;

б) на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;

2) выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;

3) замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;

4) выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации программ обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, в том числе медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, оказывающей медицинскую помощь в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона. Порядок направления застрахованных лиц в медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, для оказания медицинской помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

Таблица 10. Исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по расходам за 2020 год11

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

5) выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

6) получение от Федерального фонда, территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;

7) защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;

8) возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

2. Застрахованные лица обязаны:

1) предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;

2) подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования;

3) уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;

4) осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

3. Обязательное медицинское страхование детей со дня рождения и до истечения тридцати дней со дня государственной регистрации рождения осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители. По истечении тридцати дней со дня государственной регистрации рождения ребенка и до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме обязательное медицинское страхование осуществляется страховой медицинской организацией, выбранной одним из его родителей или другим законным представителем…».12

Закон также определяет роль медицинских организаций в системе ОМС. Необходимо также отметить, что принимать участие в системе ОМС могут медицинские организации не только государственной, но и частной формы собственности. Основное условие – наличие необходимых лицензий на лечение и профилактику соответствующих заболеваний:

«…Статья 20. Права и обязанности медицинских организаций

1. Медицинские организации имеют право:

1) получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также — тарифы на оплату медицинской помощи) по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) обжаловать заключения страховой медицинской организации, Федерального фонда и территориального фонда по оценке объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона.

2. Медицинские организации обязаны:

1) бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования;

2) вести в соответствии с настоящим Федеральным законом персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;

3) предоставлять страховым медицинским организациям, Федеральному фонду и территориальному фонду сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

4) предоставлять отчетность о деятельности в сфере обязательного медицинского страхования в порядке и по формам, которые установлены Федеральным фондом;

5) использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования;

6) размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи;

7) предоставлять застрахованным лицам, страховым медицинским организациям, Федеральному фонду и территориальному фонду сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень которых устанавливается в территориальной программе обязательного медицинского страхования;

7.1) использовать средства нормированного страхового запаса Федерального фонда, нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

7.2) использовать средства нормированного страхового запаса территориального фонда для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в порядке, предусмотренном частью 6.6 статьи 26 настоящего Федерального закона;

8) выполнять иные обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом…».13

Доходы и расходы Федерального Фонда ОМС регулируются следующей статье 326-ФЗ:

«…Статья 26. Состав бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов

1. Доходы бюджета Федерального фонда формируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. К доходам бюджета Федерального фонда относятся:

1) страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

2) недоимки по взносам, налоговым платежам;

3) начисленные пени и штрафы;

4) средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами;

5) доходы от размещения временно свободных средств;

6) иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Расходы бюджета Федерального фонда осуществляются в целях финансового обеспечения:

1) предоставления субвенций из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона полномочий;

2) исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;

3) выполнения функций органа управления Федерального фонда;

4) оказания застрахованным лицам медицинской помощи в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона;

5) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона.

3. В составе расходов бюджета Федерального фонда формируется нормированный страховой запас. Размер и цели использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда устанавливаются федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период. Порядок использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3.1. Средства нормированного страхового запаса Федерального фонда предоставляются Федеральным фондом получателям указанных средств, определенным в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда, на основании соглашений, типовые формы и порядок заключения которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти…». 14

Можно видеть, что медленно но верно, ситуация за десять лет изменилась в лучшую сторону. Произошло увеличение объемов финансирования и предоставления медицинских услуг застрахованным лицам, предоставляемых по полису обязательного медицинского страхования. И с каждым годом эти объемы нарастают. Большой плюс данной системы в том, что медицинскую помощь по полису ОМС застрахованные лица могут получить в любых медицинских учреждениях на территории России независимо от места регистрации гражданина.

На мой субъективный взгляд, минус данной системы состоит в том, что объем и качество предоставляемых медицинских услуг никак не зависит от объема (количества) налогов (взносов), перечисляемых во внебюджетные фонды застрахованным лицом. Не буду сейчас касаться детей, инвалидов и пенсионеров, они по определению должны получать весь объем услуг по полису ОМС. Мне не понятно, почему трудоспособные граждане, по каким-то причинам не перечисляющие в бюджет налоги, также получают полис ОМС и соответственно весь комплекс медицинских услуг. Здравый смысл диктует, что для трудоспособных граждан, медицинские услуги по полису ОМС должны предоставляться в соответствии с суммами налогов (взносов) на социальное страхование, которые они перечисляют в бюджеты внебюджетных фондов.

Самая последняя информации по внебюджетным фондам Российской Федерации прошла в федеральных средствах массовой информации 15.02.2021 года, в частности в газете «Известия»:

«… 15 февраля 2021, 00:01

Все на фонд: ПФР, ФСС и ФОМС могут стать единой структурой

Реформа помогла бы бюджету сэкономить около 120 млрд рублей в год

Анна Каледина

Анна Ивушкина

За назначением Андрея Кигима главой Пенсионного фонда России (ПФР) вместо Максима Топилина стоит реформа внебюджетных фондов, сообщили источники «Известий», близкие к правительству. Нового главу ПФР выбрали для объединения структуры с Фондом соцстрахования (ФСС), говорили собеседники издания ранее. Однако ряд источников не исключает более масштабного преобразования: в новую структуру может влиться и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Цель объединения — создание полноценного «единого окна» для получения соцподдержки, а также цифровизация всех процессов. При этом государство могло бы сэкономить 120 млрд рублей в год за счет оптимизации расходов внебюджетных фондов, оценили эксперты.

С пенсией по жизни: кто возглавит ПФР после ухода Максима Топилина

Источники «Известий» говорят, что главой объединенной структуры ПФР и ФСС станет Алексей Скляр

Лояльный и прогрессивный

Помимо главы ФСС Андрея Кигима на должность главы ПФР рассматривались еще две кандидатуры — замминистра труда Алексей Скляр и замглавы ФНС Светлана Бондарчук, уже писали «Известия». Но выбор пал именно на Кигима по нескольким причинам. Во-первых, как рассказали два источника, знакомые с процессом, премьер-министр Михаил Мишустин учел позицию Андрея Кигима при передаче администрирования взносов во внебюджетные фонды Федеральной налоговой службе (ФНС). Бывший глава ФСС поддержал эту новацию. К слову, экс-глава ПФР Максим Топилин был категорически против.

Во-вторых, отметил еще один собеседник «Известий», решающим фактором для главы правительства стал тот факт, что ФСС достиг практических результатов в цифровизации. Достаточно вспомнить электронные больничные, проект по прямым выплатам.

— То, что небольшое ведомство показало такие результаты, стало решающим в выборе кандидата на пост главы ПФР. Для Михаила Мишустина, который уже провел цифровую революцию в ФНС, это было очень важным преимуществом, — пояснил источник «Известий».

Кроме того, Андрей Кигим хорошо владеет темой соцстрахования, что является дополнительным плюсом, добавил он.

Пошли на взнос: Минфин за три года выделит соцфондам дополнительно 3 трлн

Большая часть средств пойдет на преодоление спада доходов ПФР и ФСС из-за коронакризиса

По информации источников «Известий», близких к правительству, внебюджетные фонды ждет масштабная реформа. И объединением ПФР и ФСС дело может не ограничиться. В логике плана по повышению эффективности соцподдержки и созданию «одного окна» — присоединение к структуре ФОМС.

Оптимальный алгоритм

Опрошенные «Известиями» эксперты согласны, что кандидатура Андрея Кигима была неслучайна и связана именно с реформой внебюджетных фондов. Так, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс считает, что выбор Андрея Кигима оправдан, поскольку он энергичный и прогрессивный руководитель, нацеленный на цифровизацию и реализовавший масштабнейший IT-проект в ФСС. Также у нового руководителя ПФР есть опыт как в коммерческом, так и социальном страховании, подчеркнул эксперт.

Он отметил и еще один аспект этого назначения — личность руководителя, важная, если ему будет отведена роль реализации обсуждающейся идеи объединения всех внебюджетных фондов.

— Эти виды страхования являются основной защитой прав людей, работающих по найму во всем мире. Пропорции разные, где-то коммерции больше, где-то социального страхования. Чтобы найти правильный баланс, он правильный человек, — полагает Игорь Юргенс.

Нуждаемость заставила: социальное казначейство станет единым окном поддержки

Система будет работать на базе ПФР и рассчитывать суммы помощи исходя из данных о доходах граждан

Вице-премьер Татьяна Голикова еще в 2018 году утвердила план мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты и соцуслуг, напомнила завкафедрой страхования университета «Синергия» Ирина Логвинова. Большая часть мероприятий как раз касается цифровизации, создания «одного окна», а также оптимизации деятельности соцведомств.

— Представляется, что объединение фондов происходит в контексте этого плана. Цель — оптимизировать взаимоотношения между гражданами и госструктурами в части облегчения документооборота. Ожидается, в частности, что граждане не должны будут предоставлять множество документов для получения тех или иных услуг, — отметила эксперт.

Перспектива улучшения обслуживания граждан по получению соцуслуг вполне реальна, полагает она. Не последнюю роль играет и оптимизация, которая сейчас в повестке правительства. Фонды, по крайней мере ПФР и ФСС, объединят, не сомневается научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

— Назначение Андрея Кигима главой ПФР вернуло в фокус обсуждения вопрос об объединении ПФР и ФСС. Это снизит издержки обоих фондов, что в условиях огромной бюджетной дыры ПФР очень важно. Хотя функции обоих фондов не совпадают, инфраструктура у них похожая, а поэтому слияние — это экономия, — не сомневается эксперт.

Держи фонд шире: неподтвержденные доходы отдадут пенсионерам

Минфин готовит поправки в Бюджетный кодекс, позволяющие перечислять в ПФР конфискованные средства

Оптимизация бюджетных расходов за счет объединения ФСС и ПФР может составить не меньше 50 млрд рублей в год, оценил проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Эксперт был соавтором доклада ЦСР о совершенствовании социального страхования, в котором выдвигалась идея объединения социальных фондов. В том числе экономия будет достигнута за счет сокращения расходов на офисы и сотрудников, пояснил он. Если же реализовать и идею отказа от ФОМС, предложенную в докладе, государство могло бы сэкономить еще 70 млрд рублей в год (то есть общая — 120 млрд рублей), добавил Александр Сафонов.

— В период кризиса госдоходов оптимизация расходов соцфондов вполне объяснима, — прокомментировал руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов. — Способно ли это привести к росту эффективности управления соцфондами? Возможно, если данное объединение будет интегрировано в цифровое правительство и цифровые госуслуги.

В аппарате вице-премьера Татьяны Голиковой, Минтруде и ПФР воздержались от комментариев…».15

По всей видимости, идея здравая и не лишена смысла. Все три внебюджетных фонда РФ выполняют схожие социальные функции, поэтому нет никакой необходимости в тройном дублировании схожих направлений деятельности. Современный уровень развития информационных технологий значительно повысит уровень управления средствами единого социального фонда и позволит значительно сократить средства бюджета на управление социальной функцией. Хочется надеяться, что данная реформа внебюджетных фондов РФ, будет реализована уже в текущем 2021 году.

Список использованных источников:

Федеральные законы и подзаконные акты:

1. Федеральный закон от 14.01.1997 N 19-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;

2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 02.12.2019 N 380-ФЗ;

3. Федеральный закон от 02.12.2019 N 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;

4. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ;

5. Положение Верховного совета РФ «О Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» от 27.12.1991 года № 2122-I, с последующими изменениями и дополнениями;

6. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;

7. Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»;

8. Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;

9. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. От 29.12.2018) «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утверждающее «Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации»;

10. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ);

11. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»;

Информационные ресурсы в сети Интернет:

1. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации: https://pfr.gov.ru/

2. Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации: https://roskazna.gov.ru

3. Официальный сайт Росстата Российской Федерации: https://rosinfostat.ru

4. Официальный сайта министерства труда и социальной защиты РФ: https://mintrud.gov.ru

5. Единый портал Бюджетной системы Российской Федерации: http://budget.gov.ru

6. Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год: https://pfr.gov.ru;

7. Отчет Министерства Финансов Российской Федерации о фактическом исполнении бюджетов РФ в 2020 году: https://minfin.gov.ru

8. Заключение Счетной Палаты РФ по исполнению бюджета ФСС РФ в 2020 году: https://ach.gov.ru

9. Отчет о результатах деятельности ФФОМС: https://www.ffoms.gov.ru

Сноски в тексте:

1. Официальный сайт ФСС РФ: https://fss.ru

2. Справочно-информационная система «Консультант-плюс»: http://www.consultant.ru

3. По официальным данным Федерального казначейства РФ: https://roskazna.gov.ru

4. Официальный сайта министерства труда и социальной защиты РФ: https://mintrud.gov.ru

5. Заключение Счетной Палаты РФ по исполнению бюджета ФСС РФ в 2020 году: https://ach.gov.ru

6. Федеральный закон от 02.12.2019 N 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»: http://www.consultant.ru

7. Справочно-информационная система «Консультант-Плюс»: http://www.consultant.ru

8. Официальные данные казначейства России: https://roskazna.gov.ru

9. Справочно-информационная система «Консультант-Плюс»: http://www.consultant.ru

10. Отчет о результатах деятельности ФФОМС: https://www.ffoms.gov.ru

11. Отчет о результатах деятельности ФФОМС: https://www.ffoms.gov.ru

12. Справочно-информационная система «Консультант-Плюс»: http://www.consultant.ru

13. Справочно-информационная система «Консультант-Плюс»: http://www.consultant.ru

14. Справочно-информационная система «Консультант-Плюс»: http://www.consultant.ru

15. https://iz.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Омнитус таблетки инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Pioneer deh p6800mp инструкция на русском
  • Веро амлодипин инструкция по применению при каком давлении как принимать
  • Парацетамол экстратаб 500 мг 150 инструкция по применению взрослым
  • Руководство по работе следователя