Руководство деятельности системы коллегий какая реформа

Коллегии.

Начиная
с 1718 года и по 1722 года Петр I
осуществил реформу центральных органов
государственного управления. Суть этой
реформы заключалась в том, что на смену
приказной системе пришли коллегии. Петр
I
заимствовал идею этих органов у шведов.

Отличие коллегий от приказов.

  1. Коллегий
    было гораздо меньше, чем приказов.

  2. В
    основе принятия решений в коллегиях
    был положен принцип коллегиальности
    (коллективности).

  3. Коллегии,
    в отличие от приказов имели однообразную
    структуру и состав.

  4. Коллегии
    имели четкое правовое основание своей
    деятельности, в отличие от приказной
    системы.

  5. В
    коллегиях просматривается отраслевой
    принцип деятельности.

Во
главе коллегии Петр I
назначил президента,
который назначался непосредственно
царем. Первоначально отмечалась такая
практика: Петр I
стремился назначить президентом
природного русского, а вторым человеком
в коллегии, которым являлся вице-президент,
он стремился назначить иностранца на
русской службе. Вице президент также
назначался царем, но по представлению
Сената. Кроме президента и вице-президента
в коллегию входили советники
и асессоры
(приблизительно по 5 человек). В структуру
коллегии также входила канцелярия,
которая занималась не только
делопроизводством, но и осуществляла
контроль за исполнением принятых
решений. Коллегии работали по понедельникам,
вторникам, средам и пятницам, а в четверг
президенты коллегий заседали в Сенате.
Первоначально Петром был установлен
порядок по которому президенты коллегий
одновременно являлись сенаторами, но
к концу второго десятилетия Петр осознал,
что Сенату очень сложно исполнять
надзорную функцию, имея в своем составе
президентов коллегий, поскольку они
контролировали сами себя. Затем,
президенты коллегий были выведены из
состава Сената, но какая-то часть осталась
в Сенате и лишилась должности президента.
Четыре президента основных коллегий
все-таки в составе Сената остались, это
были президенты военной коллегии,
коллегии иностранных дел, адмиралтейства,
Берг-коллегии. В принципе, на местах не
была создана какая либо разветвленная
система подразделений коллегий.

При
создании большинства коллегий
разрабатывался и утверждался регламент
– это нормативный акт, который определял
структуру, состав и порядок деятельности
вновь создаваемых учреждений. Всего
было принято около 7 регламентов. После
того, как 1720 году был принят генеральный
регламент, то отпала необходимость
создавать новые регламенты, хотя такой
регламент потом был принят, когда
создавалась духовная коллегия.

Коллегии,
также как и приказы в определенной
степени оставались судебными органами,
то есть они не были лишены судебных
полномочий.

Вся
деятельность каждой коллегии была
достаточно жестко регламентирована.

Не
все приказа в ходе этой реформы были
заменены на новые учреждения (остались
Преображенский, монастырский и несколько
других приказов). К концу XVIII
века явно начинает просматриваться
тенденция на свертывание основных
принципов деятельности коллегий, которые
были заложены Петром, и постепенно в
коллегиях начинает преобладать принцип
единоначалия, а не коллегиальности. В
конце XVIII
столетия во главе коллегий стояли уже
не президенты, а директора. Постепенно
количество коллегий стало уменьшаться,
продолжали функционировать только
основные государственные коллегии, а
все остальные были заменены на иные
учреждения (комитеты, комиссии). В 1802 в
результате министерской реформы коллегии
были заменены на министерства.

Синод.

Синод
был центральным органом государственного
управления по делам русской православной
церкви. 14 февраля 1721 года была создана
новая коллегия, которая называлась
духовная
коллегия
,
и был принят регламент этой коллегии.
Духовный регламент содержал ряд
теоретических положений, обосновывающих
объективную необходимость создания
институтов абсолютной монархии. Духовная
коллегия просуществовала очень недолго
и в конце февраля была реорганизована
в новое учреждение, которое получило
название Святейшего Синода.

Создание
Синода свидетельствует о том, что Петр
I
решил одну из важнейших задач, которая
стояла в повестке дня российской власти
на протяжении по крайней мере двух
столетий – это подчинение церкви
государству. Петр I
был сторонником континентальной теории,
которая заключалась в том, что тот, кому
принадлежит власть светская, одновременно
должен контролировать и власть духовную.
Первым четким проявлением попытки
поставить под контроль церковь было в
1700 году, когда после смерти патриарха
Адриана, Петр I
не назначил новых выборов, а учредил
новую должность – место
блюстителя патриаршего престола

(Стефан Яворский). Члены Синода назначались
императором из лиц духовного звания, и
это были наиболее значимые фигуры в
церковной иерархии. Как и все государственные
чиновники того времени, члены Синода
при своем назначении на должность
принимали присягу, чего никогда до этого
не было. Во главе Синода был поставлен
обер-прокурор Синода, причем он не был
лицом духовного звания, а был бюрократом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    21.05.2015751.38 Кб9IP.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #

ПЕТРОМ I КОЛЛЕГИЙ

[…] Безотчетность в самый разгар войны и финансового кризиса всего сильнее должна была убедить Петра в необходимости полной перестройки центрального управления. […] Он наводил справки об устройстве центральных учреждений за границей: в Швеции, Германии и других странах он находил коллегии; иностранцы подавали ему записки о введении коллегий, и он решил усвоить эту форму русскому управлению. Уже в 1712 г. была сделана попытка устроить «коллегиум» для торгового дела с помощью иноземцев, ибо, как писал Петр, «их торги несравненно есть лучше наших». Он поручал своим заграничным агентам собирать положения об иностранных коллегиях и книги по правоведению, особенно же приглашать иностранных дельцов на службу в русских коллегиях, а без людей, «по однем книгам нельзя будет делать, ибо всех циркумстанций никогда не пишут». Долго и с большими хлопотами набирали в Германии и Чехии ученых юристов и опытных чиновников, секретарей и писцов, особенно из славян, которые бы могли наладить дело в русских учреждениях; приглашали на службу даже пленных шведов, успевших узнать русский язык. Познакомившись со шведскими коллегиями, которые тогда считались образцовыми в Европе, Петр в 1715 г. решил взять их за образец при устройстве своих центральных учреждений. В этом решении нельзя видеть ничего неожиданного или что-либо своенравное. […] Но и на этот раз дело пошло обычным ходом всех реформ Петра: быстрое решение сопровождалось медленным исполнением. Петр отправил нанятого им голштинского камералиста Фика в Швецию для ближайшего изучения тамошних коллегий и пригласил к себе на службу силезского барона фон Любераса, знатока шведских учреждений. Оба навезли ему сотни регламентов и ведомостей шведских коллегий и собственных проектов о введении их в России, а второй нанял в Германии, Чехии и Силезии сотни полторы охотников для службы в русских коллегиях. Оба они, особенно Фик, принимали деятельное участие в образовании этих коллегий. Наконец, к 1718 г. составили план коллежского устройства, установили должностной состав каждой коллегии, назначили президентов и вице-президентов, и всем коллегиям было предписано сочинить себе на основании шведского устава регламенты, а пункты шведского устава, неудобные «или с сетуацией сего государства несходные, заменить новыми по своему рассуждению». В 1718 г. президенты должны были устроять свои коллегии, чтобы с 1719 г. начать их работу; но последовали отсрочки и пересрочки, и коллегии не вступили в действие с 1719 г., а иные и с 1720 г.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm

УЧРЕЖДЕННЫЕ КОЛЛЕГИИ

Первоначально установлено было 9 коллегий, которые указ 12 декабря 1718 г. перечисляет в таком порядке и с такими названиями: 1)Чужестранных дел, 2) Камор, ведомство государственных денежных доходов, 3) Юстиции, 4) Ревизион, «счет всех государственных приходов и расходов», т. е. ведомство финансового контроля, 5) Воинской (коллегиум), ведомство сухопутных военных сил, 6) Адмиралтейской, ведомство морских сил, 7) Коммерц, ведомство торговли, 8) Берг- и Мануфактур, ведомство горнозаводской и фабричной промышленности, и 9) Штатс-контор, ведомство государственных расходов. Из этого перечня прежде всего видно, какие государственные интересы, как первенствующие, требовали себе по тогдашним понятиям усиленного проведения в управлении: из девяти коллегий пять ведали государственное и народное хозяйство, финансы и промышленность. Коллегии вносили в управление два начала, отличавшие их от старых приказов: более систематическое и сосредоточенное разделение ведомств и совещательный порядок ведения дел. Из девяти коллегий только разве две совпадали по кругу дел со старыми приказами: Коллегия иностранных дел с Посольским приказом и Ревизион-коллегия со Счетным; остальные коллегии представляли ведомства нового состава. В этом составе исчез территориальный элемент, присущий старым приказам, большинство которых ведало исключительно или преимущественно известные дела только в части государства, в одном или в нескольких уездах. Губернская реформа упразднила много таких приказов; в коллежской реформе исчезли и последние из них. Каждая коллегия в отведенной ей отрасли управления простирала свое действие на все пространство государства. Все вообще старые приказы, еще доживавшие свой век, были либо поглощены коллегиями, либо подчинены им: например, в состав Юстиц-коллегии вошло 7 приказов. Так упрощалось и округлялось ведомственное деление в центре; но оставался еще ряд новых контор и канцелярий, которые то подчинялись коллегиям, то составляли особые главные управления: так, рядом с Воинской коллегией действовали канцелярии Главная провиантская и Артиллерийская и Главный комиссариат, ведавший комплектование и обмундировку армии. Значит, коллежская реформа не внесла в ведомственный распорядок того упрощения и округления, какое обещает роспись коллегий. И Петр не мог сладить с наследственной привычкой к административным боковушам, клетям и подклетям, какие любили вводить в свое управление старые московские государственные строители, подражая частному домостроительству. Впрочем, в интересе систематического и равномерного распределения дел и первоначальный план коллегий подвергся изменению при исполнении. Поместный приказ, подчиненный Юстиц-коллегии, по обременению ее делами обособился в самостоятельную Вотчинную коллегию, составные части Берг- и Мануфактур-коллегии разделились на две особые коллегии, а Ревизионная коллегия, как контрольный орган, слилась с Сенатом, высшим контролем, и ее обособление, по откровенному признанию указа, «не рассмотря тогда учинено было» как дело недомыслия. Значит, к концу царствования всех коллегий было десять.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm

ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕГИЙ

Другим отличием коллегий от приказов был совещательный порядок ведения дел. Такой порядок не был чужд и старой приказной администрации: по Уложению судьи или начальники приказов должны были решать дела вместе с товарищами и старшими дьяками. Но приказная коллегиальность не была точно регулирована и заглохла под давлением сильных начальников. Петр, проводивший этот порядок в министерской консилии, в уездном и губернском управлении, а потом в Сенате, хотел прочно установить его во всех центральных учреждениях. Абсолютная власть нуждается в совете, заменяющем ей закон; «все лучшее устроение через советы бывает», — гласит Воинский устав Петра; одному лицу легче скрыть беззаконие, чем многим товарищам: кто-нибудь да выдаст. Присутствие коллегии составлялось из 11 членов, президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров, к которым прибавлялся еще один советник или асессор из иностранцев; из двух секретарей коллежской канцелярии один также назначался из иностранцев. Дела решались по большинству голосов присутствия, а для доклада присутствию распределялись между советниками и асессорами, из коих каждый заведовал и соответственной частью канцелярии, образуя во главе ее особое отделение или департамент коллегии.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm

ИНОЗЕМЦЫ В СОСТАВЕ КОЛЛЕГИЙ

Введение иноземцев в состав коллегий имело целью поставить опытных руководителей рядом с русскими новичками. С той же целью Петр к русскому президенту обыкновенно назначал вице-президентом иноземца. Так, в Военной коллегии при президенте князе Меншикове вице-президент — генерал Вейде, в Камер-коллегии президент князь Д. М. Голицын, вице-президент — ревельский ландрат барон Нирот; только во главе Горномануфактурной коллегии встречаем двух иностранцев, ученого артиллериста Брюса и упомянутого Любераса. Указ 1717 г. установлял порядок, как назначенным президентам «сочинять свои коллегии», составлять их присутствие: на места советников и асессоров они сами подбирали по два или по три кандидата, только не из своих сродников и «собственных креатур»; по этим кандидатским спискам собрание всех коллегий баллотировало на замещаемые должности. Так, повторю, коллежское деление отличалось от приказного: 1) ведомственным распределением дел, 2) пространством действия учреждений и 3) порядком ведения дел.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm

ЗАМЕНА ПРИКАЗОВ КОЛЛЕГИЯМИ

Замена старых приказов новыми центральными учреждениями коллегиями была проведена в 1717–1721 гг. К концу XVII в. функции центральных учреждений выполняли 44 приказа. Их заменили 11 коллегиями. Внешние сношения и вооруженные силы находились в ведомстве трех коллегий: Военной, Адмиралтейств и Иностранных дел. Значение этих коллегий подчеркивалось тем, что они назывались «первейшими». Финансами ведали также три коллегии, обязанности между которыми разграничивались следующим образом: Камер-коллегия руководила сбором налогов, расходами распоряжалась Штате-контор-коллегия, контроль за расходами и доходами осуществляла Ревизион-коллегия. Управление легкой промышленностью было передано Мануфактур-коллегии, горным делом — Берг-коллегии, внешней торговлей Коммерц-коллегии. Вместо Поместного приказа, ведавшего земельными делами, была организована Вотчинная коллегия. Она ведала всякого рода земельными спорами, делами о наследовании земли и т. д. Местными судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия.

На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод. Ратуша после проведения областной реформы 1708–1710 гг. утратила значение центрального учреждения, земские избы были ликвидированы. Перед Главным магистратом, учрежденным в Петербурге в 1720 г., была поставлена задача, чтобы он «сию (всего российского купечества) рассыпанную храмину паки собрал». В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа «дельных и лучших в купечестве» горожан. Фактическая власть в Главном магистрате и городских магистратах находилась в руках богатых купцов, притеснявших мелкий ремесленный люд. Члены городских магистратов избирались пожизненно и за «тщательное радение» могли быть пожалованы в дворянство. Городская реформа укрепила права купечества и тем самым способствовала развитию торговли и промышленности.

Особое место среди центральных учреждений занимал Преображенский приказ — карательное учреждение, возникшее еще в конце XVII в. Преображенский приказ ведал политическим сыском, его суду подлежали все противники существовавших порядков: участники восстаний, лица, произносившие «непристойные речи», под которыми подразумевались разговоры, осуждавшие реформы и поведение царя, его семейные дела и т. д.

Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались большинством голосов ее членов в составе президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Введение коллегиального управления Петр мотивировал, в частности, тем, что «известнее взыскуется истина» коллективным решением, нежели «единым лицем».

Коллегии располагали не только административными правами в отведенной им области управления, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. Финансовые тяжбы между купцами разбирали городовые магистраты и Главный магистрат. Права промышленников защищали Берг- и Мануфактур-коллегии, они же разбирали взаимоотношения мануфактуристов и работных людей. Военная коллегия рассматривала преступления, совершенные солдатами и офицерами сухопутной армии, и т. д.

Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрации.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений. Помимо Генерального регламента, каждая из коллегий имела свой особый регламент с перечислением конкретных обязанностей по той или иной отрасли управления. К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании. Петр I предупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению».

История России с древнейших времен до 1861 года

Н. Павленко, И. Андреев, В. Кобрин, В. Федоров. 3-е изд., М., 2004

http://wordweb.ru/andreev/51.htm

О ПРЕИМУЩЕСТВЕ КОЛЛЕГИЙ

Понеже все государственные коллегии, токмо под его царского величества особливым, також и правительствующего сената, указами обретаются; буде же сенат о каком деле что повелит, а коллегиум усмотрит, что то его величества указам, и высокому интересу противно: то государственному коллегиуму не должно того вскоре исполнять, но имеет в сенате о том надлежащее письменное предложение учинить. И ежели сенат, не взирая на оное, при прежнем своем определении пребудет, то сенат в том ответ дать повинен, а коллегиум, по письменному указу сенатскому исполнять, и потом его царскому величеству об оном донести должен, а ежели не известить: то коллегиум вся подвержена будет тому наказанию, по силе вреды. Того ради изволяет его царское величество, всякие свои указы в сенат и в коллегии, також и из сената в коллегии ж отправлять письменно; ибо как в сенате, так и в коллегиях словесные указы никогда отправляемы быть не надлежат.

Генеральный регламент 1720 г. («Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют») // Реформы Петра I. Сборник документов.

Сост. В.И.Лебедев. М., 1937. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general.htm

ОЦЕНКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

В административной системе Петровской администрации новы все учреждения и по именам и по внешней организации, ново стремление законодателя разграничить ведомства, ввести деятельный контроль; новой представлялась Петру и коллегиальная система, о которой он так старался. Но исследователи замечают, что при всей новости форм… основания административной системы остались прежние.

Жан-Марк Натье. Портрет Петра I в рыцарских доспехах. Коллегии

Источник: Великий реформатор. Москва, 2018. С. 6

22 декабря 1717 года Пётр I издал царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных», положивший начало реформе центральных органов управления. Возглавляли коллегии президенты и вице-президенты. В указе отмечалось: «Начать всем президентам с нового года сочинять свои Коллегии и ведомства отовсюды брать, а в дела не вступаться до 1719 г., а с будущего году конечно зачать свои Коллегии управлять. А понеже новым образом ещё не управились, того ради 1719 г. управлять старым маниром, а 1720 г. — новым».

"Проспект коллегий с частью Гостиного двора..."

Автор изображения: Внуков Е. Т.Источник: Большая Российская Энциклопедия.

Коллегии сменили приказы, существовавшие в Московской Руси в XVI-XVII вв., и по сравнению с ними имели более чёткое разделение обязанностей. Учитывая огромные размеры Российской державы, наличие большого числа направлений, по которым должно было вестись правовое регулирование, в Российской империи Указом от 15 декабря 1717 года «О назначении президентов и вице-президентов в государственные коллегии» было создано 9 коллегий: иностранных дел, воинская, адмиралтейская, юстиц-коллегия, ревизион-коллегия, штатс-контор-коллегия, камер-коллегия, коммерц-коллегия, берг-мануфактур-коллегия. Позднее к ним была добавлена вотчинная коллегия, главный магистрат, а берг-мануфактур-коллегия была разделена на две.

Таким образом, во второй половине XVIII в. в Российской империи насчитывалось 12 коллегий.

Желая регламентировать деятельность коллегий, Пётр I публикует в феврале 1720 года «Генеральный Регламент или Устав» , который принимался за типовой образец, и в соответствии с установлениями которого все коллегии и входящие в них подразделения должны были вести свою деятельность.

Военная коллегия

Форма Членов Государственной Военной коллегии

Источник: Военно-исторический журнал. 2020. — № 1. С. 2

Образование Военной коллегии началось с назначения в 1717 году первого президента генерал-фельдмаршала А. Д. Меншикова и вице-президента А. А. Вейде. Действовать военная коллегия начала с 1 января 1720 года. Коллегия состояла из присутствия во главе с президентом и канцелярии, подразделявшейся на экспедиции, отвечавшие за кавалерию и инфантерию, а также за ведение журналов входящих и исходящих документов. При коллегии состоял нотариус, генерал-аудитор и генерал-фиксал. Надзор за законностью решений осуществлял прокурор, подчинявшийся генерал-прокурору. К ведению Военной коллегии относилась организация службы сухопутной армии.

Адмиралтейств-коллегия

Сенат петровского времени. Коллегии

Автор изображения: Кардовский Д. Н.Источник:

Главным органом управления флотом стала Адмиралтейств-коллегия. Возглавлял Адмиралтейств-коллегию президент. Адмиралтейств-коллегия подчинялась Сенату.
В ведении коллегии находилось несколько контор и канцелярий:

  • контролерская (контроль за приходом и расходом материальных и денежных средств);
  • обер-сарваерская (судостроение), адмиралтейская (заведование верфями, складами, снабжением и оснащением кораблей);
  • цейхмейстерская (артиллерийская);
  • бальдемейстерская (заведование заповедными лесами), московская адмиралтейская.

В ведении генерал-кригс-комиссара находились следующий конторы:

  • кригс-комиссарская (отвечала за вопросы обеспечения личного состава флота, ведение списков личного состава, руководство морскими госпиталями);
  • казначейская (приём и расходование денег);
  • подрядная (отвечала за проведение торгов, организацию закупок);
  • провиантская (отвечала за приём, хранение и выдачу продовольствия);
  • мундирная (заготовление и выдача обмундирования);
  • цалмейстерская (выдача жалованья личному составу).

Камер-коллегия

Она осуществляла высший надзор за всеми видами сборов (таможенными, питейными и др.), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные Коллегии иностранных дел о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело. Первоначально в состав камер-коллегии входили 3 «экономственные» камер-конторы, ведавшие делами по губерниям и провинциям, Гражданская счетная контора, ведавшая книгами и счетами, и Пошлинная акцизная контора. Местными учреждениями камер-коллегии были камерирские конторы в губерниях, земские комиссары и земские фискалы в уездах.

Обложка книги "История Российского государства". Коллегии

Автор изображения: Великий реформатор : [сборник]. — Москва: Издательство АСТ, 2018. — 336 с.Источник: В

Великий реформатор : [сборник : о деяниях и жизни Петра I : 16+]. – Москва : АСТ, Жанровая литература, 2018. – 335 с.

Классики отечественной историографии В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, Н. Н. Фирсов и М. Н. Погодин рассказывают о деяниях и жизни Петра I – самого почитаемого российского монарха, основателя империи, подлинно великого преобразователя первой четверти XVIII века. 

Коллегия иностранных дел

Коллегия иностранных дел была образована на основе и взамен Посольского приказа и Посольской канцелярии указом Петра I от 24 декабря 1718 года, в котором были определены её задачи, заключавшиеся в заведовании связями с иностранными государствами.

Исполнительный орган Коллегии – Канцелярия – делилась на два департамента. 1-й департамент по внешним связям включал 4 экспедиции: по странам-союзникам в Северной войне; странам-противникам; нейтральным и другим странам, а также по вопросам технического обеспечения, деловой переписке, переводчикам, личному составу.

2-й департамент занимался административными, финансовыми и хозяйственными делами. Он ведал внутренним управлением, т. е. почтовыми делами, перлюстрацией и снятием копий с идущих за границу писем, управлением делами калмыков и уральских казаков, управлением Малороссией.

Обложка книги "Краткий очерк управления в России"

Автор изображения: Вицын А. Краткий очерк управления в России от Петра Великого до издания общего учреждения министерств / А. Вицын. — Казань : Издатель книгопродавца Ивана Васильева Дубровина, 1855. — 297, [2] с.Источник: Владимирская областная научная библиотека

Вицын, А. Краткий очерк управления в России от Петра Великого до издания общего учреждения министерств / А. Вицын. – Казань : Издатель книгопродавца Ивана Васильева Дубровина, 1855. – 297 с.

Труд русского юриста Вицына Александра Ивановича стал одним из первых исследований по истории министерской системы управления. Его «Краткий очерк управления в России» содержит обзор развития системы государственного управления, предшествующий петровским реформам; в книге описаны государственные и губернские учреждения, существовавшие в России в течении XVIII века. Преимущественное внимание А. И. Вицын уделяет гражданскому управлению, но касается также и военного. В нём впервые были систематизированы государственные учреждения на стыке двух систем государственного управления – коллежской и министерской. 

Юстиц-коллегия

Петр I в именном указе в общих чертах обрисовал схему новой российской судебной системы. Далее развивать и претворять в жизнь царские замыслы было поручено Юстиц-коллегии. А пока ей надлежало поддерживать в рабочем состоянии «староманирные» учреждения, ибо отправление «суда и расправы» в государстве не должно было прерываться. Она была центральным органом по всем юридическим вопросам в области землевладения, оберегая интересы помещиков, оформляла новые пожалования и разрешала земельные споры и тяжбы, возникавшие между помещиками.

Коммерц-коллегия

Согласно регламенту, Коммерц-коллегия ведала строительством торговых судов, надзирала за мореплаванием (составляла для судов паспорта, следила за состоянием маяков, контролировала выполнение лоцманами, боцманами и штурманами своих обязанностей, отвечала за спасённые после кораблекрушений товары), организовывала конвой купеческих судов во время военных действий, наблюдала за правильным взиманием морских пошлин таможенными конторами. А с 1773 предоставляла генеральную ведомость о доходах со всех пограничных таможен, следила за ценами, пошлинами, торговыми регламентами.

Обложка книги "Реформы Петра Великого"

Автор изображения: Баггер Х., Реформы Петра Великого: обзор исследований. Москва : Прогресс- 1985.- 199 с.Источник: Владимирская областная научная библиотека

Баггер, Х. Реформы Петра Великого : обзор исследований / Х. Баггер ; пер. с датского В.Е. Возгрина ; вступ. ст. и общ. ред. В.И. Буганова. – Москва : Прогресс, 1985. – 199 с.

Предлагаемая работа принадлежит датскому историку Xансу Багтеру, автору исследований о реформах Петра I. В ней дается проблемно-историографический разбор научных трудов русских и иностранных авторов о России эпохи Петра Великого. Хотя название книги акцентирует внимание на реформах конца XVII — первой четверти XVIII в., материал, приводимый в ней, охватывает более широкий круг проблем, чем реформы в строгом смысле слова: здесь, помимо реформ, рассмотрен ряд общих проблем и культурная жизнь России.

Штатс-контор-коллегия

Штатс-контор-коллегия ведала государственными расходами, в том числе составляла расходную смету государства и занималась произведением законодательно установленных расходов. Кроме собственной канцелярии в своей деятельности Штатс-контор-коллегия опиралась на Главную казенную палату (Большую или Главную рентерею), возглавляемую главным казначеем (рентейнмейстером), которому подчинялись «ради его вспоможения один бухгалтер (или книгодержатель), один камерной писарь и для услуги один вахмистр». Штатс-контор-коллегия располагала аппаратом местных органов – местных рентерей (казначейств), где служили местные рентеймейстеры (земские казначеи).

Берг-Мануфактур-коллегия

Яков Вилимович Брюс

Источник: Реформы и реформаторы. Дрофа, 2007. С. 380

Объединила управление горным делом и промышленными предприятиями вопреки первоначальному замыслу, по которому предполагалось создать два самостоятельных ведомства. Осуществляла управление текстильными и железоделательными казёнными предприятиями и с 1720 года руководила монетными дворами в Москве. Возглавлялась ген.-фельдцейхмейстером Я. В. Брюсом. С созданием этой коллегии правительство в соответствии с Берг-привилегией 1719 года не прекратило разработку принципов обособленного руководства тяжёлой и лёгкой промышленностью, и в 1722 году были созданы самостоятельные Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия. Их разделение закрепил Регламент Мануфактур-коллегии 1723 года.

Ревизион-коллегия

Ревизион-коллегия заведовала счетами доходов и расходов государства, проверяла приходно-расходные книги денежной казны, ведомости о приходе и расходе сумм, поступивших после их проверки подотчетными учреждениями.

На книжной выставке можно будет ознакомится с Указами Императора Петра I, трудами знаменитых историков и правоведов, монографиями и журнальными публикациями, посвященными, в том числе, указу о создании коллегий и его роли в создании новой системы управления страной.

Выставка «Указ о создании коллегий» будет работать
в Центре открытого доступа к интернет с 5 по 25 декабря 2022 г.

За справками обращайтесь в информационно-библиографический отдел библиотеки

Тел. 32-26-08 E-mail: ibo@lib33.ru

Список используемой литературы:
Бабич М. В. Коллегии / М. В. Бабич // Большая Российская энциклопедия. — Москва, 2009. — Т. 14. — С. 483-484.
Бородина, Е. В. Судебная реформа Петра Великого в контексте административных преобразований (1717-1727) / Е. В. Бородина // Уральский исторический вестник. – 2022. – № 2 (75). – С. 16-24.
Детище Петра I: 300 лет образования Военной коллегии // Военно-исторический журнал. – 2020.–№ 1. – С. 4 вкл.  
Карапетян, Г. К. Становление и развитие Адмиралтейств-коллегии / Г. К. Карапетян // Апробация. – 2013. – № 11. – С. 58-60.
Киселев, М. А. Создание Берг-мануфактур-коллегии в 1718 году / М. А. Киселев // Вестник Пермского университета. История. – 2015. – № 4(31). – С. 39-47.
Конькова, А. Ю. Регламент: история и современное развитие / А. Ю. Конькова //Делопроизводство. – 2020. – № 2. – С. 54-59.

Пётр \(I\) часто находился в отъезде. Но государством нужно было управлять даже во время его отсутствия. В связи с этим в \(1711\) году был создан новый государственный орган — Сенат. Боярская дума начала естественным образом отмирать ещё в конце \(XVII\) века, а теперь её обязанности полностью выполнял новый государственный орган. Во время Прутского похода Пётр \(I\) впервые приказал населению выполнять все указы Сената, который был назначен временным органом, а впоследствии стал постоянным.

Изначально в Сенат входили \(9\) человек, которые были наиболее близки Петру. В числе ближайших соратников Петра, которых он назначил сенаторами, были князь Г. Волконский, князь М. Долгоруков, князь П. Голицын и др. Также вводилась должность обер-фискала и учреждались должности фискалов. Их функционал состоял в надзоре за всеми государственными делами. Особенно это касалось казнокрадства.

Senate_assembly_during_Peter_I_period.jpeg

Рис. \(1\). Заседание Сената

Сенат осуществлял законосовещательные, судебные и контролирующие функции. Сенаторы должны были контролировать доxоды и расxоды государства, выстраивать дипломатические отношения, исполнять судебные функции, контролировать органы власти.

вспомни.png

Что такое приказы? Какие функции они выполняли?

Ещё одной важной реформой в сфере управления стало введение коллегий. Система приказов, существовавшая в государстве, была слишком сложной в управлении, тяжело поддавалась контролю. Поэтому приказы были заменены новыми органами — коллегиями. Реформа проводилась постепенно, начиная с \(1717\) года.

SPB_Panoramic_view_on_Twelve_Colleges_by_Atkinson_1802-1805.jpg

Рис. \(2\). Здание \(12\) коллегий

Каждая коллегия работала в соответствии со своим функционалом, прибегая к коллективному принятию решений. Во главе органа стоял президент, которого выбирал Сенат, учитывая мнение императора.

Название коллегии Функционал
Военная Занималась управлением сухопутной армией
Адмиралтейская Занималась управлением флотом
Чужестранных (иностранных) дел Осуществляла взаимодействие с другими государствами
Берг Контролировала предприятия тяжёлой промышленности
Мануфактур Заведовала предприятиями лёгкой промышленности
Коммерц Решала вопросы торговли
Камер Контролировала государственные доходы
Штатс-контор Вела учёт государственных расходов
Ревизион Контролировала состояние финансов
Юстиц Решала вопросы судопроизводства
Вотчинная Занималась земельными вопросами
Главный магистрат Регулировал общественное устройство городов

Для контроля за деятельностью основных органов управления в \(1722\) году была создана прокуратура, во главе которой стоял генерал-прокурор. Первоначально эту должность занимал П. И. Ягужинский.

Коллегии при петре 1

Общее понятие

С 1711 года император решил создать центральное координационное правление в соответствии с западноевропейским прототипом. Петр 1 сознательно выбрал шведский коллегиальную систему. Этот же порядок рекомендовал ученый-теоретик Лейбниц.

Государь сделал два шага для достижения цели:

Петр 1 отправил за рубеж людей

  • отправил за рубеж людей для ознакомления с бюрократической практикой управления и канцелярией;
  • из-за границы пригласил специалистов в этой области для развития коллегиального регламента на местах.

Иностранные знатоки при всей значимости никогда не занимали руководящих постов. Высшим назначением для них была должность вице-президента. Правителями объявлялись представители русского народа. За этим император следил лично.

Причины реформ

Создание Сената в 1711 году

В 1717—1719 годах ликвидировались устаревшие государственные органы управления. Вместо них пришли новые организационные структуры, подходящие для петровской обновленной России. Создание Сената в 1711 году стало основой для формирования структуры отраслевого координирования. Устаревшие приказы часто повторялись и выполняли аналогичные функции, что приводило к путанице. Некоторые вопросы хозяйствования совсем не попадали под действие порядка и не охватывались приказной системой.

По мнению царя, такие учреждения должны были служить заменой неповоротливому приказному порядку и усовершенствовать принципы регулирования путем:

  • подразделения ведомств в соответствии с отраслями экономики, обороны и другими направлениями;
  • решения дел в совещательном порядке.

Периодом создания коллегиальной системы управления при Петре 1 считается 1717 год. Смена приказного строя в границах целого государства оказалась кропотливым делом. Приказы постепенно подчинялись коллегиям или поглощались ими.

Эволюция структуры

В первые годы изменений была создана Торговая коллегия при содействии иностранцев. Из Швеции и Германии присылались опытные деятели юриспруденции и чиновники для реформаторской работы.

Коллегии при Петре 1 и их функции:

Военная коллегия

  • Военная коллегия управляла сухопутными войсками, работала в период с 1719—1802 год.
  • Адмиралтейская — координировала деятельность флота (1717−1827).
  • Иностранных (чужестранных) дел — ведала контактами с другими странами (1718−1831).
  • Берг-магистратура была главной в тяжелом производстве (1719−1806).
  • Мануфактурный синод заведовал легкой промышленностью (1719−1806).
  • Юстиц-орган был генеральным регулировщиков в области судопроизводства (1718−1781).
  • Коммерц —управляла торговыми делами (1719−1804).
  • Камер- коллегия соотносила государственные налоги и доходы (1718−1800).
  • Штатс-контора учитывала расходы в масштабах государства (1717−1781).
  • Ревизионное собрание осуществляло контроль состояния финансов (1717−1787).
  • Вотчинная — управляла решением вопросов в области земельного законодательства (1721−1785).
  • Главный магистрат осуществлял регулирование общественного устройства городов (1720−1795).

Коллегиальное управление делами страны работало вплоть до 1802 года. Затем был разработан «Манифест о создании министерств». В нем предусматривалось постепенное введение более прогрессивной системы для координации хозяйственной деятельности государства в отличие от коллегиального строя.

Работу коллегий контролировал Генеральный регламент, который Петр 1 утвердил 28 февраля 1720 года. Впоследствии формирование утратило свое значение после составления Свода законов России. Генеральный регламент являлся уставом, в соответствии с которым коллегии и все принадлежащие к ним конторы и канцелярии вершили дела. Областью действия считались внутренние земские учреждения империи и организации ближнего и дальнего зарубежья.

Регламент осуществлял системное делопроизводство, которое впоследствии получило определение коллежского в соответствии с наименованием отраслевых подразделений — коллегий. Петр 1 уделял внимание совещательному принятию вопросов на общих собраниях.

Недостатки в системе

Грандиозный замысел императора не был претворен в жизнь в полной мере. Четкого разграничения обязанностей и выдачи плана каждому служащему не произошло. Коллеги подменяли один другого при необходимости, по аналогии с когда-то действующими приказами. Например, Мануфактура, Берг и Коммерц-отделения выполняли похожие обязанности.

Медицинской канцелярия

Коллегиальная система разрабатывалась без учета того, что в структуре осталось неподконтрольным просвещение, почта, медицина, полиция. Постепенно консолидация наполнялась новыми подразделами и стала приобретать законченную структуру. Например, аптекарский приказ, существовавший в Петербурге (новой столице) с 1722 года, реформировался в Медицинскую коллегию. В 1725 году это формирование стало именоваться Медицинской канцелярией.

Для Петра 1 важным в этих реформах было то, что они проводились на западный манер. Правление государя отличалось стремлением реформировать структуру государства именно в этом направлении. Большинство объединений вводились не потому, что они считались необходимыми элементами. Основной причиной нововведений было стремление перекопировать черты управления западных стран.

Примером служит полное соответствие трех денежных структур (Штатс-конторы, Камер и Ревизион-коллегии) шведским аналогичным консолидациям. Большинство объединений просуществовали долго, несмотря на такое положение. Коллегии были упразднены только в результате реформ Екатерины 2 и Александра 1.

Деятельность и значение

Сенат назначал коллегиальных руководителей (вице-президентов). Для выбора президента консолидации требовалось мнение императора.

Помимо упомянутых должностей, в структуру совета входили:

Сенат назначал коллегиальных руководителей

  • советники — 4;
  • заседатели (асессоры) — 4;
  • канцелярский актуариус для составления актов и учета;
  • секретарь;
  • переводчик;
  • регистратор;
  • подьячие.

Президент представлял главную персону в собрании, но не выносил постановлений без согласия коллегиальных членов. Вице-президент выполнял обязанности главы, если тот отсутствовал, в остальное время помогал президенту в повседневной работе. Собрания объединения проходили каждый день с перерывом на праздники и воскресенья. Начиналась работа в 6 или 8 часов утра, в зависимости от сезона, и продолжалась на протяжении 5 часов.

Материалы дела в канцелярии подготавливались к обсуждению. Оттуда поступали в коллегиальное общее присутствие, где подвергались критическим замечаниям или принимались голосованием. Решения, которые отклонялись коллегиальным большинством, поступали на рассмотрение в Сенат. Этот высший орган был единственным, кому подчинялась любая консолидация.

При каждом объединении работал прокурор

При каждом объединении работал прокурор, который координировал правильность решений и сроки вынесения вердиктов по поступающим делам. В его обязанности входил контроль исполнения коллегиальных указов самим управленческим формированием и подчиненными структурами. Не последняя роль отводилась секретарю, который отвечал за делопроизводство, подготовку бумаг к обсуждению. Референт вел учет справочной работы, оформлял решения в положенном виде, вел записи-таблицы об исполнении дел, хранил печать органа.

Полное формирование системы завершило процесс централизации камер государственного аппарата. Новый департамент отличался от старой приказной структуры строгим распределением ведомственного подчинения и общими нормативами деятельности в соответствии с генеральным регламентом. Создание коллегиального управления нанесло сильный удар по мошеннической системе местничества, которая перестала существовать в 1682 году.

Военная и Адмиралтейская коллегия

Приказ о формировании Военной консолидации Петр 1 подписал в 1719 году, но началом ее деятельности считается 1720-й. В общий состав ведомства входили 454 солдата. Всего собрание насчитывало 530 лиц, приписанных к капитулу. Несколько десятков мест (около 80) постоянно были свободными, так как в стране не хватало профессиональных офицерских кадров.

Военная и Адмиралтейская коллегия

Военное ведомство делилось на три подразделения:

  1. Армейское — регулировало существование сухопутных войск.
  2. Артиллерийское — занималось делами огнестрельных орудий и стрелковых военнослужащих.
  3. Гарнизонное — регулировало караульные и гарнизонные части.

Лицами, кто возглавлял коллегию при Петре 1, были Репин А. И. и Меньшиков А. Д. Ведомство перестало существовать после указа государя и передало обязанности соответствующему Министерству.

Адмиралтейство сформировалось для управления гражданским и военным флотом. С начала работы им командовал Апраксин Ф. А. Ведомство контролировало верфи, корабельную артиллерию, решало проблемы военнослужащих. Объединение занималось провиантом, казначейством, вопросами обмундирования, закупкой и поставкой материалов. Впоследствии перешло под управление Морского Министерства.

Иностранное и Вотчинное объединения

Объединение иностранных дел

Объединение иностранных дел преобразовывалось из Посольского приказа. Во все время функционирования им правил Головки Г. И. Коллегия представляла собой прототип Министерства иностранных дел и решала вопросы сотрудничества с другими странами.

Иностранное ведомство переформировалось из Поместного приказа и решало земельные вопросы. Служба регистрировала владения и поместья, движение собственности от одного хозяина к другому, выдавала государственные площади в пользование. Отдел занимался конфискацией наделов и другими спорными вопросами. До 1727 года служба располагалась в Москве, но затем переместилась в Санкт-Петербург.

Берг и Мануфактур-капитул

Мануфактуры при петре 1

Берг-коллегия стала самостоятельной структурой для контроля работы горно-рудной и тяжелой промышленности. Ее рабочие центры находились в Сибирском и Уральском регионе. При Петре 1 ведомством управлял Брюс Я. В. Коллегия совмещала свою деятельность с работой Мануфактур-объединения, поэтому Брюс был назначен руководителем обеих структур. Деятельность направлялась на расширение тяжелой отрасли и увеличение количества заводов.

Мануфактур-объединение создавалось для строительства тканных и текстильных фабрик — основных структурных элементов легкой промышленности. В 1722-м коллегия ликвидировалась, а восстановление произошло только в 1742 году. Аналогичная остановка деятельности случилась в 1779—1796 году. Приказ о ликвидации был подписан в 1806-м.

Коммерц и Камер-собрание

Вначале Коммерц-объединением руководил Апраксин, но затем в руководителях значился Толстой П. А. Следующим был Бутурлин И. Ф. Ведомство решало вопросы, которые возникали в процессе торговых операций. В 1731 году система приняла на себя обязанности Берга, Главного магистрата и Мануфактур-коллегии. Екатерина подписала указ об упразднении службы, но после ее смерти Павел 1 продлил работу объединения до 1804 года.

Камер-служба являлась любимой структурой Петра, так как она решала вопросы, связанные со взиманием налогов. На протяжении всего существования объединение возглавлял Голицин Д. М., затем Кошелев. Последним руководителем был Плещеев А. Л. В 1785 году службу прикрыли, но из-за многочисленных откупов ее вновь открыли в 1797 году.

Штатс и Ревизион служба

Штатс-контора

Штатс-контора выполняла контроль государственных расходов. Структура организации была скопирована со шведской модели и полностью ее повторяла. Она перешла под управление Сената в 1723 году. Самостоятельность организации возвратила Анна Иоановна в 1730 году. Ликвидировала службу Екатерина 2.

Ревизион-ведомство занималось координацией финансовых потоков в государстве. Управлял работой службы Долгоруков Я. Ф. В последующие годы коллегия перешла под руководство Сената (1723−1725). После возвращения самостоятельного статуса руководил отделением Бибиков И. И. Службу ликвидировала Екатерина 2.

Юстиц-контора и Главный магистрат

Орган Юстиц-коллегии работал в качестве Верховного суда Российской империи и принимал на рассмотрение различные дела. В Петровскую эпоху деятельностью руководил Матвеев А. А., затем его сменил на посту Апраксин П. М. После смерти государя службе вменили дополнительную функцию ведения «крепостной канцелярии».

Главный магистрат формировался в качестве единого объединения для координирования городских управлений отдельных городов. Помимо этого, служба утверждала судебные вердикты гражданского и уголовного характера и контролировала налоговые сборы в населенных пунктах. Президентом ведомства был Трубецкой Ю. Ю., затем служил Долгоруков А. Г. После смерти царя магистрат переименовался в Ратушу. Он прекратил существование в 1795 году.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Центр бакулева руководство
  • Увд по зао г москвы официальный сайт руководство по
  • Процедура банкротства юридического лица пошаговая инструкция с долгами
  • Тамифлю инструкция по применению таблетки взрослым цена отзывы аналоги цена
  • Весы refco ref meter инструкция на русском