Руководство детским оркестром

  Отдел
культуры, спорта и туризма городского округа г. Урюпинск

          Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение

дополнительного
образования детей «Детская школа искусств»

городского
округа г. Урюпинск

                                                       Статья

«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  И  МУЗЫКАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ                                                     

                 ПРИНЦИПЫ В РАБОТЕ С
ДЕТСКИМ ОРКЕСТРОМ»

                                     
                  АВТОР: преподаватель по классу

                                         
оркестра

                                                            
Девяткин Александр

                                                                           
                   Васильевич

                                           
  План лекции

1.МЕТОДИЧЕСКИЕ
ПРИНЦИПЫ;

2.РЕПЕРТУАР И ИНТЕРПРИТАЦИЯ;

3.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ.

                    
1.Что есть оркестр?

                      «Что есть оркестр?                                    

                                         Коллектив,
в котором что ни человек,

                                        то
партия, что ни артист, то характер

                                           и
можно заставить точно вести партию

                                            
и можно подчинить характер, но самый

                                  большой
вопрос: та ли это будет

                                  музыка,
такие ли звуки слышал в

                                                 
мечтах о будущем звучании композитор?»

                                                                               
/ Владимир Крупин  /

 
Работа с оркестром – весьма сложный и многогранный творческий процесс, коллективный
процесс.

 
Работа с детским оркестром – это в двойне сложный творческий процесс, но и в
такой же степени интересный. Одно дело заниматься со взрослыми- сложившимися
музыкантами: со своими взглядами, традициями, стереотипами, а может даже и 
консерватизмом, и совсем другое дело, когда перед тобой самые не
посредственные, самые талантливые, но и самые требовательные «коллеги», самые
проницательные и бескорыстные музыканты – дети.                                                                                                        

  
Ведь недаром существует такая мысль : «Ребенок – чистый лист бумаги» . Все
зависит только от того кто, что и как напишет  на этом листе. Поэтому, работая
с детским оркестром, нужно не только быть «в форме» как музыканту, но и как
педагогу.

 
Работа с детским оркестром строится не только на принципах сугубо
профессиональных, но и психолого-педагогических.                                                  
 Я бы сказал, что очень сложно разграничить, выделить главный из этих
принципов.

Я ,думаю,  что они
очень важны все, так как взаимосвязаны, так как дополняют друг друга. Нельзя
быть хорошим руководителем оркестра, не завоевав авторитета как исполнителя, 
как инструмента. Я стараюсь быть всегда в хорошей форме как исполнитель, так
как считаю, что умея сам – я имею право и могу научить других.

Но бывает и
наоборот, можно быть великолепным музыкантом, но не уметь обращаться с
коллективом , особенно с детским, не быть дирижером.

 В своей работе с
детским оркестром я стараюсь совмещать в себе музыканта-исполнителя и
руководителя дирижера. Так как репетиции оркестра – часть учебного процесса,
нельзя не учитывать некоторые особенности восприятия информации детьми.

Существуют
определенные законы восприятия, которые необходимо соблюдать при планировании
репетиций.

  Необходимым
условием для передачи информации является правильно и предельно точно
сформулировать мысль, умение правильно и доходчиво говорить, точно и конкретно
ставить вопрос, задание. Но и при полном соблюдении этого условия существует
Диспензия / разложение, потеря/ .

Исходя из этого
следует учесть , что замысел преподавателя составляет 100% , но и реализовывать
на занятии удается 90% , усвоиться детьми 70% , и только 25% от всей
реализованной информации будет запомнено. Эти процентные соотношения взяты из
практики работы с продвинутыми детьми, а, если учесть что приходиться работать
с общей массой, то показатели осмысления и запоминания могут быть значительно
ниже приведенных.

 Для наиболее
плодотворных занятий-репетиций необходимо так же соблюдать и принципы
конструирования нового знания / методологические принципы/ .

1. Принципы
доверия профессионализму учителя. Эта мысль уже была сформулирована мной выше /
авторитет музыканта-исполнителя при работе руководителем дирижером/ .

2. Принцип
комфортности для детей на репетициях-занятиях .

Это соблюдение
необходимых «важнейших» условий в процессе занятия -теплое помещение, свежий воздух,
хорошее освещение и др .

3. Принцип
гарантированности образовательной подготовки учащихся на любом участке учебного
процесса.

Это определенная
программа занятий, совокупность навыков и умений игры на инструментах
соответственно установленным стандартам.

4. Принцип
модульного проектирования занятий.

 Это перспектива
развития на год и соответствие, подчинение этой перспективе каждого занятия.

5.  Принцип
единства процессуального и мотивационного учебного процесса.

Это необходимое
соответствие между сложностью занятия и временем, затраченным для выполнения
этого задания.

6.  Принцип
безусловного соблюдения норм физиолого-гигиенического и психолого-педагогического
характера.

На этом принципе
хотелось бы заострить внимание, так, в его основе заключается возрастные
физиологические особенности детей, которые нельзя не учитывать.

Это, например,
особенности развития костно-мышечной системы у детей. Особенно это касается
развития позвоночника и кистевого аппарата. Ведь окостенение позвоночника
завершается только к 14-15 годам.

При проведении
занятий нужно следить за посадкой детей и не допускать перегрузок и неудобств.

 Развитие процесса
окостенения кисти руки имеет большое значение, так, как кистевые кости
становятся видимыми ясно, только к 7 годам, но они еще не вполне развиты. В
10-13 лет завершается процесс окостенения запястья. Процесс окостенения фаланг
заканчивается только к 11 годам.

 Во время занятий
следует учитывать все эти особенности и не допускать перенапряжения,
зажатостей, неудобств позвоночника и кистей рук. При проведении репетиций так же
важен подход к детям и умение заинтересовать.

 Нужно чувствовать
детей, их реакцию на преподавателя, на информацию. Нужно чувствовать,  когда
уделить момент шутке, отдыху, но и надо это делать так, чтобы дети не «расхолодились»,
чтобы не расстраивался творческий процесс.

                    «Выход дирижера

                                                           –
один из первых

                                                
и верных признаков того, как артист

                                          
представляет самого себя и о чем

                                               
больше думает: о музыке или о себе

                                                                                                
самом?»

                                                                                       
/Василий Балашов/

Дети,
как никто чувствуют это и реагируют моментально.

Говоря о жесте, не
могу не поделиться собственными наблюдениями.

На мой взгляд,
дирижирование с палочкой менее удобно, так как кисть руки наиболее полно
изображает детям качество звука, особенности динамики. Кроме того, когда идет
работа в группах, я палочкой не пользуюсь, так как группа малочисленна и при
соединении групп дети уже привыкли к рукам без палочки и прекрасно на них
реагируют. По-моему , рука без палочки наиболее пластична.

 В дирижировании я
опираюсь на образность музыки, а не на метроном. Схемой я пользуюсь на
начальном этапе -в группах , а на сводных репетициях я, практически, отхожу от
нее, дирижируя просто музыку, фразы, кульминацию.

В конечном
варианте моё  дирижирование носит часто художественный характер. Большое
значение имеет выбор репертуара, который должен соответствовать
профессиональному и интеллектуальному уровню детей. Произведения должны быть
интересными и разноплановыми, но доступность репертуара не должна превращаться
в примитив.

По-моему, должна
быть перспектива, развитие возможностей оркестра, чтобы были трудности, которые
дети хотят и могут преодолеть. Я стараюсь так же постоянно обновлять репертуар,
использую в работе разные жанры и направления произведений «Детский марш»
Шуберта, «На море утушка» обр. Чайковского, «Вальс» Андреев, «Вальс» Петрова,
Русские народные песни/ .

«Интерпретация –
это результат сложнейшего творческого процесса, в котором основную роль играет постижение
исполнителем идеи автора»

                        
                                                                              /В.
Федосеев /

  Для меня
интерпретация – это, прежде всего, стиль эпохи, музыкальное направление, и
конечно, стиль композитора.

Работая над
произведением, следует помнить о трех задачах:

1.  охватить весь
комплекс задач музыкальных и технологических, недопустимо отделять одно от
другого;

2.  помнить о
чувстве меры в отношении музыкальной формы, стиля, динамики, темпа;

3.  ничего не
упускать из виду: прием игры, смену во время исполнения, посадку, качество
звука.

 Работая над
произведениями, я стараюсь научить детей понимать различие стилей и
направлений, выраженных, прежде всего, в звуке, ритме, штрихах и динамике.

Например, работая
над «Детским маршем» Шуберта, нельзя не обратить внимание на саму структуру
произведения:легко делиться на части, строгие квадратные предложения, четкий
ритм, даже полиритмия носит строго механический характер. Облик акцентов,
террасообразность динамики, очень подвижный темп, требующий от исполнителя, прежде
всего, хорошей техники, нежели полнокровного тембра.

Бас носит
аккомпанирующий характер, а возникающие иногда тематические фрагменты требуют
легкого колоратурного звучания.

Все это
непременные черты европейской музыки, прежде всего австрийской.

А вот в «Утушке»
обр.Чайковского, совсем другой подход ко всему. Размер 6/8 хоть и один из
подвижных размеров, но обязывает к плавности и текучести фраз.

Широкий разрыв
между басом и основной мелодией, что делает фактуру мощной. Бас очень сочный,
богатый тембровыми красками. Это черты русской музыки. Фразы очень певучие, я
бы сказал текущие, особенно это подчеркнуто
basso ostinato.
Работая над этим произведением,  следует обратить все внимание на звук. Звук
здесь очень сочный, объемный, требующий от исполнителя хорошего тремоло,
четкого начала и снятия звука.

Большое количество
длинных долгих звуков требует филировки, очень хорошего
diminuendo,
которое очень сложно выполнить на тремоло. В русских песнях «Час до по часу»
/обр. Шахматова/ и «Я на Волге на широком на плоту» бас нередко выступает как
солирующий инструмент, и все перечисленные выше звуков особенности находят свое
отражение.

 Так как В.Андреев
русский композитор, более того, основатель русского оркестра народных
инструментов, то в его музыке так же ясно видно и очень сильно русское начало,
но так же ясно видны и европейские традиции: русская певучесть прекрасно
сочетается с четким ритмом, синкопами, акценты с тремоло.

Гибкая динамика
украшает классические каденции, сложной формы.

Здесь важно
научить детей мыслить не частями, а целиком. Очень важна работа над переходными
моментами.

Звук здесь сочный
и конкретный, но иногда, вкрапливаются полетные колоратурные пассажи, требующие
хорошей техники.

 Бас носит
аккомпанирующий характер, но должен звучать очень сочно и благородно. Таким
образом, «Вальс» Петрова из к/ф-ма «Берегись автомобиля» — представитель
современной музыки, самая главная его черта – изобразительность, программность.
Сразу видны современные черты: нетрадиционная гармония, нестандартные,
нелогичные, разорванные паузами, фразы.

Произведение очень
образованное: шутливо-комичные интонации сопоставляются с лирическими, нет
четких традиционных каденций.

Можно сказать –
традиционного конца нет. «Вальс» растворяется не оставляя никаких следов.

Здесь от
исполнителей требуются образное мышление, умение мыслить не только целиком
произведение, но и отдельными фразами.

  Исполнение
коротких звуков, прерываемых паузами, требует большого внимания, особенно в
аккомпанирующей группе. Здесь бас очень легкий, короткий, фактура облегченная.
Произведение требует хорошего ритмического ансамбля.

  Большой интерес
представляют произведения с солистами-певцами / «Под другой колокольчик поет» .
«Как на этой на долине» /. Здесь оркестр выступает как концертмейстер. Как
никакие другие, эти произведения учат слушать. Здесь важно, чтобы оркестр был
очень гибкий и внимательный, так как все здесь зависит от певца, его видения
произведения, его интерпретации. Нужно только не загубить, не помешать, не
тормозить его. Важно найти сбалансированное звучание между оркестром и певцом /
искусственный ансамбль/.

 Говоря об
интерпретации, не могу не сказать о динамике в моем представлении и о связи ее
со звуком, ритмом.

Для меня нюанс –
состояние души, а не чисто внешнее проявление громкости, это качественная
сторона звучания.

  Нужно понять –
форте существует сильное, блестящее, полетное, весомое, матовое…, но никогда не
крикливое; пиано бывает таинственное, реальное, звучное, легчайшее…,но всегда
слышимое. Штрихи, дозировка, даже темп при соблюдении метронома – все имеет
неограниченные возможности исполнения. Огромная разница будет для нас при одном
и том же темпе в зависимости от того, как мыслится пульсация – четвертями,
восьмыми или шестнадцатыми. Так как я работаю с детским оркестром, и в добавок
не с очень качественными инструментами, в основу динамики ставлю пианиссимо.
Потому что в детском оркестре очень трудно сделать оглушительно форте, но при
этом качественное. Я решил отталкиваться от хорошего пиано. Добиваясь хорошего
пиано, я стремился создать в своем оркестре рельефное, но все же камерное
звучание. На мой взгляд, это оптимальное решение. / «Музыка рождается из
тишины» В.Федосеев/.

При хорошем пиано
исчезают различные призвуки, шероховатости, дребезжание у инструментов при
звучании на форте.

Большое значение я
уделяю ровности тембра внутри партий, так как добившись тембрового ансамбля
внутри каждой партии, можно рассчитывать на тембральную ровность всего
оркестра.

Что касается
движения в музыке, то я стараюсь приучать детей к тому, что движение возникает
еще до того, как мы начали играть.

Движение –
единственный закон, выше всего.

На мой взгляд,
хороший оркестр должен звучать так же чисто и прозрачно, как правильно
сыгранный квартет, какие бы звуковые лавины не обрушились бы в зал, все должно
быть слышно. К сожалению, увлекаясь мощью и ширью, некоторые оркестры позволяют
себе небрежность, неточность, бессмысленность. Внимательная и подробная работа
с оркестром – отличный фундамент для артистичного концертного исполнения.

Только такая
работа помогает постигать выразительные возможности инструментов, различных
оркестровых групп, их бесчисленных сочетаний.

На начальном этапе
работы с оркестром я практикую репетиции в группах. Группы формирую
дифференцировано.

Например – группа
малых домр

группа домр  —
альтов

 группа домра-бас
+ контрабас

группа балалаек
примм

группа балалаек
секунд и альтов

группа баянов.

  На групповых
занятиях я заостряя внимание на тексте и образе. Работаю над деталями /штрихи,
нюансы, приемы игры на инструментах, звуковедение, окраска звука в контексте
произведения/.

Далее я работаю
над ансамблем внутри партий /ровность тембра, ритма/.

 Работа со
струнными группами заключается в достижении, как каждым ребенком, так и в
группе в целом, единого по частоте тремоло чтобы все снятия и начала звуков
были синхронными. Большое внимание и время уделяю пассажам с гаммообразным и
арпеджированным движением, так как исполнение этих пассажей в группе в унисон
представляют большую трудность, то же можно сказать и о фаршлагах.

 Фрагменты на
дивиси так же отрабатываются сначала партиями по отдельности.

Очень сложно в
струнной группе добиться хорошего легато, так как специфика звукоизвлечения
струнных инструментов направлено на отрывистое звучание.

 Звучание в
верхнем регистре так же несет свои сложности, так как нажатие на струну и ее
«пробивание» /пальцем или медиатором/ для детей физически трудно. Работаю над
этим путем звуковедения от одной ноты к другой, чтобы дети чувствовали
плотность фразы.

Басы и контрабасы
в оркестре склонны к замедлению, затягиванию темпа, так как для детей игра на
этих инструментах сложна и физически тяжела.

 Необходимо
приучить их внутренней пульсации путем дробления длительностей, полезно
поиграть немного быстрее основного темпа, особенно трудные места выучить
наизусть.

 В
аккомпанирующей  группе работаю над синхронным исполнением аккордов и
арпеджированных пассажей.

Иногда в оркестр я
ввожу гусли, они играют в основном, аккомпанирующую роль, но иногда и звучат в
сольных фрагментах.  В русской народной песне «На море утушка купалася» /обр.
Чайковского/ гусли выступали целиком , как солирующий инструмент так как у них
была главная тема.В этом произведении важно было, чтобы главная мелодия не
забивалась арпеджио и была отчетливо слышна. Над этим надо много работать с
медиатором.

 Баянную группу в
своем оркестре я разделил на 4 группы:

         
Баян 1

         
Баян 2

         
Баян 3 /подвижный бас/

         
Баян 4 /контрабас/

В моем оркестре в
группе баянов дети не умеют играть легато. У них оно звучит очень вязко,
ползуче, тяжело. Часто из-за этого страдает темп. Поэтому я от них требую нон
легато, вместо легато. Работа над движением ведется так же путем дробления
долей и проигрыванием в более подвижном темпе, чем основной.

Так же с баянами я
работаю над ведением звука, над техническими фрагментами.

  На групповых
занятиях я создаю условия для проведения сводных репетиций. Работу со сводным
оркестром я начинаю в медленном темпе. Слежу, чтобы не нарушался ритмический
рисунок, схема нюансов, намечаю кульминацию, другими словами намечаю «костяк»
«остов» произведения, а затем, работая детально над фрагментами, добиваюсь
отшлифовки линий произведения, его колорита.

Стараюсь сделать
звучание оркестра сбалансированным, отлаженным. Постоянно работаю над гибкостью
оркестра, его податливостью. На свободных репетициях я практикую чередование
партий, их вычленение /фаланги, середина и различные комбинации партий/.

Это делается для
того, чтобы развивать у детей структурное восприятие партитуры, приучаю их
слушать соседние и фланговые /крайние/ партии, чтобы лучше ориентироваться в
произведении.

Так же очень важно
научить детей слышать различные переклички между партиями, тематические отрезки
и подголоски, добиваются хорошего ансамбля в этих местах.

 Фразеровочные
вершины, как внутри партий, так и во всем оркестре так же должны быть точно
выверены.

 Хочу добиться в
своем оркестре идеального начала звука / одновременного, четкого/ и идеального
конца, ставлю определенные задачи по филировке звука /морендо/.

Определенные
трудности есть со сменой и чередованием темпов, воспитываю у детей реакцию на
темповые изменения, оттачиваю их гибкость при замедлении или ускорении.

 В некоторых
произведениях есть трудности с ритмом /полиритмия на /, постоянно совершенствую
ритм в своем оркестре.  Провожу работу над длинными нотами, добиваюсь в них
движения, искореняя статичность /гибкое крещендо или динимуэндо/.

  В работе над
произведением самое большое значение имеет образность, его смысл и
содержание.Чтобы дети понимали, почему надо играть именно так, а не иначе, они
должны понять смысл произведений. Я им постоянно напоминаю об образах, их связи
с текстом.

Например, в работе
над русскими народными песнями я читаю детям словесное содержание этих песен,
их происхождение, стараюсь развить у детей ассоциации, связанные с тем или иным
произведением, различные музыкальные представления.

Работая над
качеством звука, следует внимательно следить за тем, как извлечен звук,
помнить, что красивый звук во многом зависит от качества самого инструмента и
струн.

   Каждое
выступление – это не только полная самоотдача художественным образом, а и поиск
идеального звучания произведения, боязнь не дотянуть до желанной черты.  Каждое
произведение – это кладезь с живой водой, в которой артист черпает силы для
новых творческих взлетов.

 Реакция зала –
лучший барометр успеха исполнителя. Зал объективен по всей сути, он никогда не
обманывает. От исполнителя он требует прежде всего убежденности и полной
отдачи.

Он не терпит
позерства, искусственности. Зал требует от артиста искусства, опирающегося на
высочайшее мастерство, которое есть следствие неустанной работы человеческой
души.У поэта Николая Заболоцкого есть замечательные строки:

                                         
«Не позволяй душе ленится!

                                           
Что б воду в ступе не толочь,

                   
                        Душа обязана трудиться

                                           
И день и ночь, и день и ночь!»

Эти слова для
каждого человека, тем более художника, должны быть духовным манифестом.

                    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА

1.
«Школа гигиена» /учебник для ВУЗов/ Ю.И. Заволжская. (СПб)

2. «Очерки и
статьи» Владимир Федосеев.

3. «Педагог,
артист, дирижер» П.М. Нечепоренко.

4. «Сборник
отзывов и статей»

Организация детского оркестра.

 Создание оркестра дошкольников очень сложное и трудоемкое дело, но весьма нужное, необходимое, интересное. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесет эту любовь через всю жизнь.

    Еще в начале своей трудовой деятельности, работая с дошкольниками, музыкальный руководитель поняла, что детей привлекает звучание различных музыкальных игрушек, инструментов. Тогда и возникла мысль о создании детского оркестра, который не только объединит ребят, углубит их музыкальные знания, но будет  способствовать их всестороннему развитию.

В начале педагог подобирает все музыкальные инструменты, которые были в детском саду: погремушки, бубны, маракасы, ложки, румбы, музыкальные треугольники.  Шумовой оркестр радовал не только детей,  но и её.

      На глазах ребята преобразовывались: улучшилась дисциплина, появился больший интерес к музыкальным занятиям. Дети стали обращаться к музыкальным игрушкам в часы досуга, организовывать игры с их применением, с большим желанием сопровождать знакомые песни игрой на них. Затем в детском оркестре появились металлофоны, ложки,  бубенцы, колокольчики.

Формы проведения занятий с детским оркестром:

В работе с детским оркестром автор использует все формы проведения занятий:

— индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте);

— групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра);

— коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Первоначально обучение игре на металлофонах музыкальный руководитель проводит с группой детей 3-4 человека. Дети учатся правильно держать музыкальный молоточек, перемещать  — двигать руку, правильно извлекать звук. Затем разучиваем ритмический рисунок в хлопках,  далее  на ложках или погремушках, потом  пропеваем название нот и обязательно паузы, и разучиваем мелодическую линию на металлофоне индивидуально с каждым ребенком; затем в дуэте, трио, и т.д. И наконец, вместе с музыкальным аккомпанементом на фортепиано. Перед детьми ставятся такие задачи как: игра в едином темпе, умение своевременно начинать и заканчивать  свою партию; дети учатся играть и соблюдать динамические оттенки. Играть в ансамбле.

         Дальше задания усложняются и к ансамблю металлофонистов подключаются ударные инструменты. Дети учатся своевременно вступать в свою партию, играть слаженно в оркестре, в едином темпе и соблюдая динамику пьесы.

дети с большим желанием осваивают новый инструмент, навыки и приемы звукоизвлечения. Инструменты в оркестре распределяются с учетом возможностей детей и их пожеланиями. Знакомство с музыкальным произведением, которое в дальнейшим будет звучать в оркестре, проводим на музыкальных занятиях. Всей группой усваиваем ритмический рисунок произведения, движение мелодии. Чтобы усвоение ритма прошло успешно подбираем мини  — попевки или музыкальные игры — упражнения с фрагментами ритмических рисунков. Затем объединяем весь ритмический рисунок в своей пьесе. Когда ритм и мелодия будут усвоены, объединяем детей в соответствии с группами музыкальных инструментов, закрепляем их партии.Определяем, какие инструменты и когда  включаются в общий оркестр, и начинаем работу со всем оркестром. Очень важно начинать игру в медленном темпе, чтобы металлофонисты успели увидеть нужные пластинки, дети смогли услышать свою партию и вовремя включиться в игру.  Когда пьеса будет выучена, темп увеличивается и дети уверенно исполняют свою партию, оркестр звучит великолепно.

     Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Автором учитывается то, что инструментов с тихим звучанием (металлофоны, ксилофоны, колокольчики) должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушать  мелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне.

 Имеет значение  размещения участников детского оркестра.

Способы размещения участников детского оркестра

 При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Ударные инструменты до начала игры дети могут держать в опущенной руке и прижать к себе, чтобы инструмент не шумел.

От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра музыкальный руководитель рассаживает так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий автор приучает маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.  

В работе используются как русские народные мелодии:  «Светит месяц», «Во саду ли в огороде», «Калинка», так и классические и современные произведения: «Шарманка» Д. Шостаковича,  «Шутка» И.С.Бах, «Чарльстон»  …., «Вальс» А.Петрова, «Каприччио»  и др.

      Для каждой выбранной пьесы я писала партитуру для металлофонов, вместе с детьми определяли, какие инструменты могут звучать в той или иной пьесе, определяли характер произведения и выбирали способы звукоизвлечения.

Использование самодельных музыкальных инструментов в оркестре

Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов, в самостоятельной деятельности. Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми, проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры — импровизированное звукоподражание. Вот в детской игре всходит Солнце — и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется Кикимора дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят ее причитания. Поэтому в самостоятельной музыкальной деятельности, будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковых банок. Детям очень нравится использовать нетрадиционные музыкальные инструменты для озвучивания сказок-шумелок. Они с увлечением сами предлагают материал для озвучивания. Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдет все что угодно:

* бумага (целлофан, пергамент, газета, гофрированная бумага и пр.);

* деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

* коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);

* леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

* природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки, крупа, камешки, ракушки;

* кусочки пластилина, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, гайки, кольца и пр.);

* металлические банки разных размеров;

* пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески. И многое другое, из чего можно извлечь звуки!

Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

 Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников. И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, созданию условий, в которых дети могут творить и развиваться.

  1. Методические рекомендации по организации детского оркестра

Детский
оркестр — один из видов коллективного
музицирования. Существует несколько
видов разновидностей детского оркестра:
шумовой, включающий в себя разные типы
ударных инструментов, не имеющих
звукоряда; ансамбль, состоящий из
одинаковых или однотипных инструментов;
смешанный оркестр, включающий в себя
разные группы инструментов.

Наиболее
простой, доступный из них — шумовой
оркестр.

Комплектование
смешанного оркестра: цитр-6-8;
металлофонов-5-7; аккордеонов-1-2; триол-2-3;
кастаньет-2-3; треугольников-2-3: барабанов,
бубнов, тарелок — по одному инструменту.
Размещение детей в оркестре: детей
рассаживают так, чтобы справа от
руководителя находились низко звучащие
инструменты, а слева-высокие. Ударные
размещаются сзади, произвольно.

Шумовой
оркестр можно организовать с младшими
детьми, если они умеют ритмично
воспроизводить хлопками сильные доли
такта, отмечать метр музыки.

В
зависимости от характера произведения
можно использовать такие инструменты
и игрушки как: колокольчик, погремушка,
барабан, бубен, коробочка.

Важно
подбирать тембры инструментов, которые
выразительно бы подчеркивали характер
музыки, элементы изобразительности.

Звучание
оркестра будет более разнообразным,
интересным, если инструменты играют не
только вместе, но и поочередно, сочетаясь
друг с другом в зависимости от характера
музыки.

Перед
исполнением произведения необходимо
вместе с детьми обсудить, какие инструменты
понадобятся для игры.

Педагог
должен по возможности учитывать желания
детей в выборе музыкального инструмента.

Одна
из разновидностей шумового оркестра —
ансамбль ложкарей (средняя и старшая
группы). В него иногда включают несколько
других ударных инструментов (бубен,
треугольник и др.)

Прежде
чем создать смешанный оркестр, организуют
ансамбли инструментов, имеющих звукоряд,
например, металлофонов, цитр.

Для
организации ансамбля духовых инструментов
необходимо, чтобы у каждого ребенка был
свой инструмент.

Ансамблевая
игра требует слаженности исполнения.
Это касается ритмичности и общей
музыкальной выразительности. Педагог
побуждает детей прислушиваться к своей
игре и игре партнеров, слушать фортепианную
партию, не стремиться заглушать друг
друга, стараться передавать настроения,
выраженные в музыке.

Совместной
игре предшествуют индивидуальные
занятия с каждым ребенком и игра
небольшими группами (по 2-3 человека).

Детей
объединяют в подгруппы лишь тогда, когда
они хорошо освоили инструменты, выучили
свои партии.

Для
гармоничного звучания смешанного
оркестра необходима большая предварительная
работа с детьми — сначала индивидуальная,
затем небольшими группами, ансамблем
и, наконец, всем составом оркестра.

Методика
обучения игре в оркестре сходна с
методикой обучения индивидуальной игре
и в ансамбле. Дети, которые играют на
инструментах, имеющих звукоряд, выучивают
свои партии, начиная с осознания
направления движения мелодии. Они
пропевают мелодию со словами и без слов,
определяют с помощью моделирования
направление движения звуков мелодии.
Чтобы определить соотношение длительностей
звуков прохлопывают ритмический рисунок
мелодии, выкладывают его на фланелеграфе
с помощью палочек различной длины или
ритмических обозначений, принятых в
нотной грамоте, делают подтекстовки
ритмического рисунка мелодии с помощью
слогов (ти-ти-та). Играют мелодию на
«немой» клавиатуре с одновременным
пением и затем уже воспроизводят её на
музыкальном инструменте.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

4

Основные формы и методы работы с детским коллективом

Руководитель, дирижер является организатором деятельности коллектива. От профессиональных качеств преподавателя зависит процесс учебно-творческой и воспитательной работы. Руководитель планирует перспективное развитие оркестра или ансамбля, его художественно-концертную деятельность.

Руководитель должен:

  1. Сочетать в себе моральные и профессиональные качества, быть примером для своих учеников.

  2. Знать основы педагогики и психологии, организаторского искусства.

  3. Обладать гибкостью приемов в методах работы. Проявлять увлеченность, терпение, выдержку, такт и индивидуальный подход к каждому ученику.

Оркестр или ансамбль призван с помощью искусства воспитывать самих участников и публику, воздействовать на их художественно-эстетическое и нравственное развитие, формировать вкус.

Цель воспитательной работы – сплоченность коллектива, стабильность состава и творческая заинтересованность в совместной деятельности коллектива.

Методы работы с детским коллективом

  1. Организационно-педагогические (выявление музыкальных данных, обучение на своем инструменте, введение в состав)

  2. Художественно-исполнительские (формирование навыков совместной игры в репетиционной и концертной практике)

  3. Художественно-образовательные (формирование художественных вкусов через репертуарную политику, через лекции, встречи, экскурсии)

  4. Самовоспитание (создание условий и требований к исполнительской самоподготовке)

Воспитательные средства

  1. Организационная и творческая дисциплина

  2. Исполнительские требования

  3. Доходчивость и демократичность репертуара

  4. Концертная деятельность

  5. Оценка и поощрение

Примерный репетиционный план работы с оркестровыми группами

  1. Начальное проигрывание нотного текста в медленном темпе

  2. Проверка нотного текста

  3. Определение приемов исполнения (штрихи)

  4. Регистровка (полностью исключить «разлив»)

  5. Работа над исполнительскими трудностями (требование аппликатурной дисциплины в партиях, ритма, воспитания чувства ансамбля, умение слышать друг друга и себя в коллективе, реагировать на руку дирижера )

  6. Работа над артикуляцией и агогикой. Работа над функциональным соотношением, над звуковым балансом.

  7. Работа над выразительностью исполнения в необходимом темпе

  8. Репертуар и концертные выступления планируются вместе с администрацией с учетом календарного плана, памятных дат.

Советы начинающему дирижеру

  1. Быть предельно внимательным и собранным

  2. Планировать каждую репетицию

  3. Работать со своими жестами (искать способы контакта руки и звука)

  4. Не терять темп репетиции

  5. Объяснять свои задачи громко, коротко, очень точно

  6. Следить за своими жестами

  7. Не терять присутствия духа

Прежде всего, руководитель должен правильно рассадить участников коллектива (по возможностям и техническому уровню уравновесить партии, слабых исполнителей лидерами)

Большое внимание уделять партиям (обозначение аппликатуры, динамики, цифр)

В репертуаре оркестра учитывать возможности коллектива.

Регламент проведения репетиции

Занятия по 45 минут, 2 перерыва по 15 минут. На репетиции прорабатывать 2-3 произведения. Использовать пьесы (репертуар) разного характера. Дать информацию о композиторе, о стиле.

Любой работе предшествует подготовка:

  1. Наличие инструментов

  2. Обязательно должны быть пульты, стулья, папки для нот

  3. Строгая дисциплина

  4. Строгая проверка партий

  5. Начать репетицию лучше со старого произведения (около 30 минут)

Основная часть репетиции – работа над новым произведением. Переключить эмоциональную нагрузку к каким-то деталям.

III часть репетиции – участники коллектива должны получить удовлетворение от совместной работы, от осознания достигнутого результата.

Работа над произведением

  1. Разбор текста, аппликатуры

  2. Исполнительские штрихи и артикуляция, ритм

  3. Фразировка

  4. Чувство ансамбля внутри партий

  5. Темп

  6. Динамика

  7. Работа над формой

23.12.2021

Методическая работа по теме: «Развитие оркестровых навыков в детском оркестре русских народных инструментов в ДШИ»

Юлия  Авдеева

Реализация принципов последовательности, принципа технической и и художественной доступности учебного материала с учётом возрастного фактора и степени владения инструментом обучающихся.
Организация всего коллектива обладает способностью, каждого воспринимать не только музыкальные намерения ,но и улавливать психологические импульсы, которыми насыщена атмосфера «внутри» коллектива во время исполнения музыки.

Оценить




562

Содержимое разработки

Методическая работа

по теме:

«Развитие оркестровых навыков в детском оркестре русских народных инструментов в ДШИ»

Выполнила:

педагог

отдела народных

инструментов

МБУ ДО г.о. Самара

ДШИ №8 «Радуга»

Авдеева Ю.М.

Самара 2021

Одно из ведущих мест в системе музыкального воспитания занимает народное инструментальное исполнительство.

Русская народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доходчивости, помогает развивать музыкальность и особенно ощущение мелодии.

В процессе совершенствования уровня исполнения на народных музыкальных инструментах большая роль принадлежит классам народных инструментов, которые ставят своей целью дать учащимся общее музыкальное образование, приобщить к музыкальной культуре, дать практические знания и навыки, необходимые для дальнейшей деятельности, а также выявить наиболее одарённых в музыкальном отношении детей и готовить их к поступлению в высшее учреждения.

Особое внимание в работе класса оркестра следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учетом возрастного фактора и степени владения инструментом обучающихся.

Для ДШИ оркестр – это мобильный концертный коллектив, способный представить «лицо» школы на концертах любого уровня. Занятия в оркестре имеют, прежде всего, огромное воспитательное значение, формируя чувство товарищества в коллективном взаимодействии. То есть, занятия в оркестре способствуют более прогрессивному росту обучающегося и становлению как музыканта в целом.

Важную роль в процессе развития оркестровых навыков играет работа над музыкальным произведением. «В процессе работы над музыкальным произведением важно раскрыть перед учащимися богатые возможности ансамблевой игры в познании классической, народной музыки, воспитать чувство органической потребности игры в коллективе». Разучивая произведения с детским оркестром можно привести несколько способов, которые зависят от многих факторов. Это условия репетиционной работы, характер, форма и степень сложности произведения, уровень музыкальной подготовки учащихся.

Для успешной работы над музыкальным произведением, каждый руководитель должен знать:

  1. нотный материал должен соответствовать уровню

подготовки учащихся.

  1. Работу над произведениями целесообразно проводить с

последующим укреплением.

  1. При каждом исполнении произведения настраивать

внимание детей с помощью постановки определённых задач (например, показ движения мелодии, подголоска или аккомпанемента, уточнение звукового баланса между группами оркестра, показ динамики и т.д.).

Работу над произведением можно условно разделить на следующие этапы:

1.Ознакомление.

2.Детальный разбор.

3.Работа над художественно-выразительным исполнением.

Большое значение для детского народного оркестра приобретают групповые репетиции. Начальная стадия обучения, на которой закладываются основы будущих знаний и навыков, имеет первостепенное значение для последующего развития учащегося.

Общие оркестровые репетиции не рекомендуется проводить в начале учебного года. Групповые занятия являются промежуточным звеном и занимают дополнительное время. В связи с этим, они облегчают проведение общих репетиций и быстрому освоению произведений. «Однако групповыми занятиями злоупотреблять не рекомендуется, так как звучание всего оркестра гораздо интереснее. Групповые занятия должны устраиваться лишь периодически, в связи с необходимостью проработки встречающихся в новом репертуаре трудностей».

Проводить со всей струнной группой оркестра не рекомендуется. Лучше всего проводить занятия отдельно. Например, с начала с группой домр и т.д. С группой баянов и ударной группой, также, следует заниматься отдельно. И после твердого усвоения партий можно объединять разные группы.

Групповые занятия дают возможность быстрее овладеть инструментом, помогают учащимся сформироваться как музыкантам.

В процессе работы над произведением групповые занятия дают следующие возможности:

— детально работать над нотным текстом (аппликатура, штрихи);

— работа над каждой фразировкой, чистотой интонирования;

— формировать навыки темпа и ритма, работа над динамической гибкостью;

— закреплять технические трудности;

— возможность достигнуть ансамблевой гибкости;

— совершенствовать исполнительские навыки;

Наиболее трудным моментом для многих начинающих оркестрантов является овладение счётом долей такта.

Поэтому, начиная разучивать пьесу в группе, педагог должен убедиться, что все учащиеся знают, как нужно считать доли такта в данном нотном тексте.

Основным видом работы с оркестром являются общие репетиции. Занятия всего оркестра, зависит от того, какая работа выполнена на групповых репетициях.

Прежде чем начинать репетицию, дирижёр должен провести беседу с детьми, объяснить ответственность и роль каждой партии в оркестре, рассказать о распределении голосов фактуры, о взаимосвязи инструментов. Показать как ответственно исполнение не только главной партии, но и аккомпанирующих эпизодов, как важно исполнять их красиво и чётко. Например, объяснить и проиграть с той группой инструментов, где партии звучат равноправно, показать какая группа играет подголоски, и обязательно проиграть аккомпанемент.

С первых занятий необходимо приучать детей к бережному обращению с инструментами: показать, как инструмент кладётся на стул во время перерыва, проследить, чтобы учащиеся после окончания занятия, аккуратно развесили или разложили инструменты.

Занимаясь с полным составом оркестра, необходимо также продолжать работу над точностью интонации и ритма, усвоенные учащимися на индивидуальных и групповых занятиях.

«С первых коллективных занятий нужно приучать участников занимать каждого определённое место в оркестре, определяемое инструментом, на котором он играет. Тем самым исполнители сразу привыкают слушать окружающие их инструменты и связь своих партий с общим звучанием оркестра. Вырабатывается чувство ансамбля. В дальнейшем можно переводить оркестрантов с одного места на другое или с одного инструмента на другой, но только при острой необходимости. Всякие перемешивания приводят к потере оркестрантами ориентации в звучании оркестра, к неуверенности, требуют определённого времени для адаптации играющих к новым звуковым сочетаниям».

Когда работа над музыкальным произведением подходит к завершению, проводиться генеральная репетиция или прогон. На генеральной репетиции проходит корректировка оркестра по звуку, уточняется темп, динамика, художественный образ, звуковой баланс, характер.

На репетиции принято проигрывать всю программу целиком, без остановок. В процессе игры, возможно обнаружиться какие-либо недостатки. Дирижёр, после проигрывания должен повторить отдельные эпизоды, либо обращает на них внимание.

Организационный характер, является важным моментом в генеральной репетиции. Это выход учащихся на сцену и уход, расположение оркестра на сцене в связи с акустическими условиями концертного зала.

«Репетицию лучше всего проводить в том помещении, в котором предстоит выступать. Оркестранты и руководитель должен ощутить акустические особенности зала и, в зависимости от них, «скорректировать» звучание групп и оркестра в целом, чтобы ни один инструмент «не пропал» и в то же время «не вылез» из общего звучания».

В целом исполняются те произведения, которые вызывают трудности, следует обратить особое внимание.

Прогон оркестра можно завершить пьесой, с которой будет начинаться концерт. Потому что на концерте в памяти учащихся проявится впечатление недавнего проигрывания.

В заключение, можно сказать, что занятия в оркестровом классе ДШИ способствуют проявлению и развития индивидуальных творческих сил учащегося, расширяют кругозор, развивают память, слух, воспитывают дисциплину и ответственность оркестрантов.

Многоплановость работы руководителя детского русского народного оркестра требует, организационных, психологических и педагогических знаний и навыков.

Важной задачей для будущего руководителя детского русского народного оркестра является постоянный поиск наиболее результативных методов и приёмов работы с оркестром. Занятия в оркестре предоставляет для обучающихся и необходимую концертную практику, недоступную для их большинства в классе по специальности. Как уже было сказано, оркестр – это, прежде всего концертирующий коллектив, выступающий в различных мероприятиях. А большинство обучающихся в силу ряда причин не имеют возможности выступить на них сольно. И оркестр компенсирует такую возможность – почувствовать себя артистом, выступающим на аудитории.

При выборе репертуара для оркестра, прежде всего надо, руководствоваться художественной ценностью и степенью сложности материала, доступности его как в техническом отношении, так и по содержанию. Например, в работе всегда должно быть простое для восприятия знакомое произведение (например, обработка песни), что приносит детям большую радость. В данном случае элемент удовольствия в работе должен играть не последнюю роль. Уних пробуждается интерес, они готовы вновь и вновь без устали повторять полюбившееся произведение.

Список литературы

  1. Аркин И. Воспитание оркестрового музыканта. – В сб. методические записки по вопросам музыкального воспитания. – М., 1966.

  2. Асафьев Б. О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1973.

  3. Баренбойм Л., Перунов Н. Путь к музыке. – Л., 1988.

  4. Басова Н. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д., 1999.

  5. Благой Д. Роль эстрадного выступления в обучении музыкантов-исполнителей.- В сб. методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 2. – М., 1981.

  6. Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. – Минск, 1995.

  7. Браудо И. Артикуляция. О произношении мелодии. – Л., 1973.

  8. Бычков В. История отечественной баянной и зарубежной аккордеонной музыки. – М.: «Композитор», 2003.

  9. Василькова Ю., Василькова Т. Социальная педагогика. – М.: изд. центр «Академия», 2000.

  10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Собрание сочинений, том 6. – М., 1984.

  11. Гелис М. Методика обучения игре на домре. Редакция Т. Вольской – Свердловск, 1988.

  12. Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки. – М., 1977.

  13. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1968.

  14. Закон Российской Федерации «Об образовании». Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М., 1984.

  1. Иванов-Радкевич А. О воспитании дирижера. – М., 1977.

  2. Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2002.

  3. Медушевский В. О закономерностей и средствах художественного воздействия музыки /В.О. Медушевский. – М.: Издательство «Музыка», 1976.

  4. Мострасс К. О системе домашних занятий. – М., 1965.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/476581-metodicheskaja-rabota-po-teme-razvitie-orkest

Также вас может заинтересовать

  • Возможные концертные формы исполнения произведений на синтезаторе и способы их реализации
  • Исполнительский анализ «Отражения в воде» из первой серии «Образов» К. Дебюсси
  • Развитие музыкально — творческих способностей у младших школьников в классе фортепиано посредством использования импровизации и сочинения
  • Методы и приемы формирования психологической устойчивости учащихся во время выступления на сцене.
  • КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Lets encrypt ssl сертификат инструкция nginx
  • Номера инструкций для инструктажа на рабочем месте
  • Для чего нимесулид в таблетках инструкция по применению
  • Инструкция по охране труда для зубных техников
  • Программа мой кассир инструкция по применению