Руководство детским коллективом или руководство

Краткое
содержание

Обучение
детей общению и взаимодействию с людьми.

Основное отличие работы с детскими
группами от работы с группами и
коллективами взрослых. Обучение детей
умениям и навыкам межличностного
взаимодействия и общения. Учет в общении
возрастных особенностей детей,
объединенных в группы и коллективы.
Общие и частные цели педагогического
руководства детскими коллективами,
методы и средства реализации этих целей.
Обучение распределению обязанностей
и ролевым формам внутригруппового
взаимодействия. Развитие организаторских
умений и исполнительских навыков у
детей, роль групповых норм и правил в
их усвоении. Обучение деловому
взаимодействию, функционально-ролевой
адаптации и взаимозаменяемости в работе.
Формирование умения устанавливать и
поддерживать личные контакты с товарищами.
Воспитание у детей способности оставаться
независимыми в группе, уважать мнения
и учитывать интересы других ее членов.
Обучение умению вести дискуссию,
предупреждать возникновение и разрешать
уже возникшие межличностные конфликты.
Возрастные возможности научения детей
коммуникативным умениям и навыкам.
Особое значение младшего школьного
возраста в обучении общению.
Управление
межличностными отношениями в детских
группах и коллективах.
Деловые
и личные взаимодействия в детских
группах и коллективах, их значение для
развития ребенка как личности. Деловые
связи в учении, игре и труде, их значение
для формирования специфических деловых
качеств личности у ребенка. Основные
направления развития деловых отношений
детей, возрастные особенности становления
и преобразования этих отношений.
Необходимость чувственных ориентиров
для самоуправления совместной
деятельностью у дошкольников. Обсуждение
и составление планов совместной работы
у детей младшего школьного возраста.
Самоуправление деятельностью в
подростковом и раннем юношеском возрасте.
Формирование и укрепление нравственной
основы деловых взаимоотношений —
главная задача воспитания. Возрастные
преобразования нравственных норм личных
взаимоотношений детей. Построение
личных взаимоотношений детей на основе
концепции морального развития Л.
Колберга.
Организация
детской групповой деятельности.

Необходимость оптимальной организации
совместной деятельности детей в группах
и коллективах, условия и требования,
которым должна соответствовать эта
организация. Возрастные аспекты
определения оптимальной величины
детских групп и коллективов. Систематическое
изменение состава и распределения ролей
между детьми в группах и коллективах.
Требование равноправия и независимости
личностей в коллективе. Приближение
содержания деятельности детских групп
и коллективов к условиям жизни взрослых
людей. Роль задач, решаемых в детских
группах и коллективах, для интеллектуального
и личностного развития детей.
Развитие
личности в детских группах и коллективах.

Сложность решения проблемы влияния
детских групп и коллективов на развитие
личности ребенка, двойственность такого
влияния. Усиление положительных и
ослабление отрицательных следствий
воздействия детских коллективов на
личность ребенка. Включение ребенка в
совместную деятельность и разные виды
общения с целью его личностного развития.
Практические пути решения проблемы
разностороннего развития личности
через организацию многопрофильных
детских групп и коллективов со сменяемыми
руководителями.

ОБУЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ ОБЩЕНИЮ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ЛЮДЬМИ

Стиль
и методы руководства детскими группами
и коллективами должны отличаться от
приемов руководства коллективами
взрослых людей, так как в качестве
основной задачи в управлении детскими
группами и коллективами ставится задача
обучения и воспитания у детей умений и
навыков группового взаимодействия.
Существуют и возрастные особенности
руководства детскими коллективами,
отражающие специфику возрастной
психологии и обеспечивающие преемственность
в развитии соответствующих коммуникативных
умений. Выясним, каковы особенности
педагогического руководства детскими
группами и коллективами с учетом общих
задач обучения и воспитания, а затем
ответим на вопрос о специфике руководства
объединениями детей разного возраста,
начиная от раннего дошкольного и кончая
старшим школьным возрастом.
Практически
организуя работу детских групп и
коллективов, педагог должен преследовать
следующие цели:
1. Научить детей
правильно распределять между собой
роли в совместной деятельности и
выполнять свои ролевые обязанности.
2.
Научить детей быть руководителями в
групповой деятельности.
3. Научить
детей подчиняться заданным правилам
совместной работы, быть также и хорошими
исполнителями.
4. Научить детей умело
общаться друг с другом, устанавливать
и поддерживать хорошие деловые
взаимоотношения.
5. Научить детей
создавать в группе эмоционально
благоприятные личные взаимоотношения.
6.
Научить каждого ребенка быть независимым
в группе или коллективе, преследуя
собственные цели, в то же самое время
не ущемлять интересов других членов
группы.
7. Научить детей умело вести
дискуссию, высказываться самим и слушать
других, доказывать свою правоту и
признавать правильность позиций других
людей.
8. Научить детей снимать конфликты
в сфере личных и деловых межличностных
отношений.
Обучение правильному
распределению обязанностей предполагает
проведение систематической разъяснительной
работы, направленной на то, чтобы убедить
детей в том, что коллективная деятельность,
построенная на основе разделения
функций, их специализации и кооперации,
координации усилий членов группы,
является прогрессивной. При правильной
организации такая работа идет на пользу
всем без исключения людям, порождая
значительный материальный выигрыш,
обеспечивая социальную и моральную
поддержку и способствуя развитию каждого
как личности. Это происходит тогда,
когда группа или коллектив не доминируют
над личностью, не ущемляют ее интересов
и не подавляют ее. Следует особо
подчеркнуть значимость каждой роли в
группе для развития индивида как
личности, необходимость ролевой
взаимозаменяемости, при которой каждый
имеет право и возможность побывать в
различных социально-психологических
ролях. Результатом такой работы должно
стать научение детей самостоятельному
распределению обязанностей в группе,
решение этой задачи без вмешательства
взрослых.
Две самые важные роли, которые
встречаются практически во всех
организованных группах детского типа,—
это роли
руководителя и исполнителей.

Их выполнению в первую очередь необходимо
обучить детей. Ребенку прежде всего
нужно показать, как собрать детей,
распределить между ними обязанности,
добиться того, чтобы каждый из них хорошо
понял и принял свою роль. Следующий этап
обучения преследует цель усвоения
функций по координации, контролю
совместной деятельности, подведению
ее итогов. Сначала взрослому нужно
научить ребенка подчиняться ему, а затем
— своим товарищам, причем необходимо
следить за тем, чтобы от внешнего контроля
за своей деятельностью ребенок постепенно
переходил к внутреннему самоконтролю,
от добросовестного выполнения обязанностей
в присутствии других людей к добросовестному
их исполнению наедине с самим собой. Не
менее важно своевременно научить детей
подчиняться другим и быть хорошими
исполнителями своих обязанностей внутри
социальной группы. Важным моментом
обучения исполнительской деятельности
является научение следованию заданным
в группе или коллективах правилам
поведения. Большую пользу в этом плане
ребенку может принести включение его
в групповую работу, предполагающую
строгое следование различным правилам,
варьирование время от времени самого
характера этих правил, действующих в
группе.
Обучение деловому
общению с

целью поддержания эффективного
взаимодействия предполагает развитие
у ребенка умения менять стратегию и
тактику внутригруппового поведения в
зависимости от ситуации и особенностей
партнера по совместной деятельности,
гибко приспосабливаться к нему. Для
этого ребенок должен быть готов взять
на себя разные роли в группе, а при
необходимости—обязанности товарищей
по деятельности, научиться действовать
решительно, быстро и уверенно в любой
ситуации.
Важным условием хорошего
делового взаимодействия являются
благоприятные личные взаимоотношения
членов группы. Поэтому Детей необходимо
также учить устанавливать хорошие
личные контакты, располагать к себе
людей, создавать и поддерживать у них
хорошее настроение. Это требует усвоения
детьми приемов эмоционально благоприятного
межличностного
общения.

Особую
педагогическую задачу составляет
воспитание у ребенка способности
оставаться
и в коллективе свободной, независимой

личностью,
не обезличиваться и не утверждать свое
личное «Я» за счет свободы и подавления
личностей в других людях, нарушая их
интересы. Практическое решение данной
проблемы иногда осложнено тем, что не
каждый взрослый человек в состоянии
вести себя так как положено, готов стать
примером и образцом для подражания со
стороны детей.
В совместной деятельности
у людей нередко возникают споры,
дискуссии, противоречия во взглядах,
могущие, если их своевременно не снять,
перерасти в конфликт, завести совместную
деятельность в тупик. Имея в виду
природную импульсивность детей, их
эмоциональную экспансивность и
несдержанность, неумение контролировать
свои действия и поступки, важно как
можно раньше научить детей следовать
определенным правилам в спорах и
дискуссиях —

таким, которые предупреждают возникновение
конфликтных и тупиковых ситуаций в
совместной деятельности. Таковы общие
цели психолого-педагогической работы
с детскими группами и коллективами.
Обсудим теперь возможность их практической
реализации в работе с детьми разного
возраста.
Мы знаем, что первый явно
выраженный интерес к сверстникам дети
начинают проявлять уже в раннем возрасте.
Начиная с этого времени у них уже можно
воспитывать полезные формы группового
поведения, обучать необходимым
коммуникативным умениям и навыкам. Что
же касается усвоения детьми ролевых
форм поведения, то оно может стать
эффективным начиная примерно с дошкольного
возраста, когда у детей впервые появляются
сюжетно-ролевые игры. Важно не просто
наблюдать за тем, как естественно
развивается этот процесс, но и разумно
им управлять, вводя новые сюжеты и
изменяя правила взаимодействия. В
старшем дошкольном возрасте у детей
вполне могут воспитываться навыки
организаторской и исполнительской
деятельности, самостоятельность в
распределении ролей, прав и
обязанностей.
Младший школьный возраст
в социально-психологическом, воспитательном
отношении был до сих пор своеобразным
«белым пятном». Психологи и педагоги
много рассуждали на тему о том, как
обучать детей этого возраста и строить
их учебную деятельность, но мало
представляли воспитание личности в
данном возрасте, особенно в групповых
условиях. Между тем умелое управление
детскими группами и коллективами может
дать весомые воспитательные результаты.
В младшем школьном возрасте можно и
нужно, например, обучать детей гибкости
общения с целью поддержания эффективного
делового взаимодействия друг с другом.
Этот же возраст вполне подходит для
формирования у детей умения устанавливать
и поддерживать эмоционально положительные
личные взаимоотношения с людьми. В это
время можно научить ребенка быть
независимым, следовать своим целям в
коллективном взаимодействии и в то же
самое время уважать интересы других.
Можно
предположить, что младшим школьникам
вполне доступно элементарное научение
в сфере ведения споров и дискуссий,
включая способность слушать и понимать
других, предупреждать и устранять
конфликты в межличностных отношениях.
Словом, этот возраст обладает значительными,
далеко еще не полностью исследованными
и использованными на практике резервами
психического и поведенческого развития
детей. Одной из причин того, почему
подростки и многие старшеклассники не
умеют общаться, почему взрослым совместно
с ними бывает так трудно решать различного
рода задачи, является то, что этому детей
в младшем школьном возрасте никто
специально не учит.
Подростковый
возраст можно рассматривать как время
окончательного оформления коммуникативных
умений и навыков. В эти годы перед детьми
необходимо ставить настоящие деловые
задачи, подобные тем, которые стоят
перед группами и коллективами взрослых
людей. Руководить детскими группами в
старшем школьном возрасте должны
наиболее опытные, психологически
компетентные учителя и воспитатели,
хорошо владеющие методикой и техникой
ведения различных видов психокоррекционной
работы.

УПРАВЛЕНИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ДЕТСКИХ
ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ
Управление
межличностными отношениями в детских
группах и коллективах составляет
педагогическую задачу повышенной
значимости. Большая роль межличностным
отношениям в детском возрасте отводится
потому, что в эти годы в системе
человеческих интерперсональных связей
происходит активный процесс становления
личности, а межличностные отношения
представляют собой наиболее эффективное
средство управления развитием личности.
В
социально-психологически зрелых группах
и коллективах, т. е. в таких объединениях
детей, которые заняты какой-либо серьезной
совместной деятельностью, существуют
два основных вида отношений: деловые
и личные.
Их развитие и функционирование оказывает
преимущественное влияние на формирование
деловых и личных качеств ребенка, и
первый педагогически важный вывод,
который может быть сделан на основе
констатации этого факта, заключается
в необходимости параллельного развития
в детских группах и коллективах как
деловых, так и личных взаимоотношений
их участников.
Что же входит в понятие
системы деловых отношений? Какова их
база и условия оптимального формирования
в детских группах? К деловым
отношениям

в группах детей можно отнести те, которые
складываются в игре, учении и труде —
основных видах совместной Деятельности
детей. Сюда входят руководство, подчинение,
распределение обязанностей, координация
действий, составление планов и программ,
их обсуждение и реализация, подведение
итогов, оказание взаимопомощи и др. В
каждом подвиде деловых отношений
формируется и развивается то или иное
социально полезное личностное качество
или группа таких качеств. Например,
включение ребенка в руководство детским
коллективом способствует становлению
у него практического интеллекта и
ответственности, более глубокого
понимания интересов других людей и
умения учитывать их на практике.
Выполнение в группе роли подчиненного
развивает у ребенка дисциплинированность,
а личное участие в распределении
обязанностей формирует у него более
широкий взгляд на проблему деловых
связей и отношений людей, тренирует
наблюдательность и память.
Руководство
товарищами по группе с целью координации
их усилии развивает у ребенка оперативность
и гибкость мышления. Составление планов
и программ совместной деятельности, их
обсуждение и подведение итогов побуждают
детей к совершенствованию коммуникативных
умений и навыков, в том числе умения
слушать, понимать, излагать свои мысли,
доказывать, сотрудничать, идти на
компромисс.
Управление деловыми
взаимоотношениями детей в процессе их
индивидуального развития постепенно
охватывает разные сферы деятельности:
игру, учение и труд. Это одно из направлений
в развитии у детей умения работать
вместе с другими людьми. Второе направление
связано с постепенным переходом от
внешней организации и контроля
деятельности к самоуправлению и
самоконтролю в детских группах и
объединениях, причем прогрессивное
развитие личности ребенка по этой
логической линии в разных видах
деятельности может происходить
независимо. Желательно, чтобы в
сюжетно-ролевых играх детей вначале
участвовали взрослые, а затем всю игру
организовывали и проводили сами дети.
В
управлении деловыми взаимоотношениями
детей имеются определенные возрастные
особенности. Отметим некоторые из них.
В дошкольном возрасте все деловые
отношения и условия их развития должны
быть представлены для детей в
наглядно-действенной или наглядно-образной
форме, так как более высокий уровень
интеллектуального развития им еще не
доступен. Это не исключает возможность
использования взрослым словесных
воздействий при руководстве деятельностью
детей. Однако когда ставится задача
перевода деловых отношений детей на
рельсы самоуправления, то наличие
достаточного количества чувственных
сигналов и ориентиров. Для детей следует,
по-видимому, считать обязательным
моментом в данном случае
социально-психологического научения.
К
совместному планированию как более
развитой и сложной форме деловых
отношений можно переходить в старшем
дошкольном или в младшем школьном
возрасте. Взрослый человек должен уметь
объяснить детям, что такое план
деятельности, для чего и как он
составляется. Вместе с детьми ему следует
разработать два или три простейших
плана, по которым в дальнейшем будет
разворачиваться их совместная
деятельность. Переходить к самостоятельному
планированию дети могут к концу младшего
школьного возраста, причем не только в
игре и труде, но также и в учебной
деятельности.
Развитую систему
самоуправления и самоконтроля деятельности
можно включать в подростковом и в раннем
юношеском возрасте, Причем участие
взрослого в управлении здесь сводится
в основном к роли консультанта и
советчика. Это не значит, что совместную
деятельность подростков надо пускать
на самотек, просто методы руководства
ею в это время должны быть существенно
иными, чем в более ранних возрастах. Их
следует строить с учетом трех важнейших
обстоятельств. Во-первых, с расчетом на
то, что складывающиеся деловые отношения
в конечном счете должны вырасти до
уровня взрослых; во-вторых, имея в виду
специфические особенности детей
подросткового и раннего юношеского
возраста; в-третьих, с учетом того факта,
что создаваемая система отношений,
несмотря на ее приближение к взрослости,
в данном возрасте играет еще подчиненную
роль по сравнению с другими, ведущими
видами деятельности детей.
Личные
взаимоотношения детей,

их развитие и руководство детскими
группами и коллективами имеют свою
логику. Поскольку главной задачей
развития отношений становится укрепление
и обогащение их нравственной основы,
то задача педагога сводится к тому,
чтобы в виде нормативов и образцов
задавать и действенно поддерживать
необходимые нормы нравственности,
реализуя их в системе детских групповых
межличностных отношений. Важнейшими
из них являются порядочность, доброта,
ответственность, сочувствие, готовность
прийти на помощь.
Такие отношения
могут создаваться в группах детей,
начиная с раннего возраста, причем
формирование и укрепление нравственных
отношений в детских группах должно
находиться на первом месте по сравнению
с деловыми взаимоотношениями. Такая
постановка вопроса объясняется тем,
что сами по себе деловые отношения
автоматически не несут нравственное
начало, а если человеческие взаимоотношения
не основываются на высокой нравственности,
то могут привести к формированию и
укреплению отрицательных личностных
свойств у ребенка.
Нравственные основы
детских взаимоотношений с возрастом
развиваются. Логика их преобразования
может быть описана в русле концепции
развития детской морали, по Л. Колбергу.
На начальном этапе морального развития
ребенка, которому свойственна так
называемая доконвенциональная мораль,
нормы и правила поведения детям должны
разъясняться. Необходимо добиваться
того, чтобы сами дети в конечном счете
научились давать нравственные объяснения
своим поступкам, и всего этого вполне
можно достичь в возрасте от 2—3 до 4—5
лет.
В группах старшего дошкольного
и младшего школьного возраста допустимо
переходить к построению межличностных
отношений на базе конвенциональной
морали, т. е. к уяснению того, что
нравственные нормы существуют и
развиваются независимо от мнений
отдельных людей и обязательны для всех.
Развитие детской морали можно ускорить
при правильно организованном руководстве
их очными взаимоотношениями в подростковом
и раннем юношеском возрасте. Весьма
положительную роль могли бы сыграть
уроки нравственности, проводимые людьми,
в моральном отношении высокоразвитыми,
культурно образованными.

ОРГАНИЗАЦИЯ
ДЕТСКОЙ
ГРУППОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ни
одна из идей, которые высказывались в
двух первых параграфах этой главы, не
будет успешно реализована без должной
организации деятельности детских групп
и коллективов. Эта организация должна
быть такой, чтобы объективно создать
оптимальные условия для научения и
воспитания личности, для приобретения
ею тех положительных качеств, о которых
говорилось выше. Каковы же эти условия
и какой, исходя из них, должна быть
совместная деятельность детей?
Первое
такое условие — обеспечение
каждому члену детской группы или
коллектива возможности для активного
участия во всех ее делах.

Второе условие — получение
богатого и разнообразного опыта общения
и совместной деятельности в группах.

Третье условие — использование
в группах или коллективах таких норм и
правил взаимодействия, которые интересы
личностного развития детей ставят на
первый план.

Четвертое условие — воссоздание
в практической деятельности детских
групп и коллективов той социальной
реальности, с которой дети, став взрослыми,
обязательно должны будут столкнуться.

Деятельность развивающих детских групп
и коллективов следует организовывать
таким образом, чтобы постепенно готовить
детей к взрослой жизни. Пятое условие
выявление
задатков ребенка и превращение их в
способности.

Первое
из обозначенных условий может быть
выполнено лишь тогда, когда количество
участников в детской группе относительно
невелико,

т. е. такое, которое позволяет каждому
члену группы свободно вести себя и с
полной отдачей сил включиться в совместную
деятельность. Практика показывает, что
оптимальной по составу является группа
численностью от 3 до 7 человек. Объясняется
это тем, что группа данной величины
обеспечивает активное участие каждого
человека в совместной деятельности,
позволяя вместе с тем наилучшим образом
распределить обязанности между членами
группы и скоординировать их действия.
Для
того чтобы выполнить второе условие,
рекомендуется систематически
изменять состав и распределение ролей
в детских группах.
Это
позволяет детям получать богатый и
разнообразный опыт общения, усваивать
различные формы ролевого поведения,
вырабатывать нужные и достаточно гибкие
коммуникативные умения и навыки. Чем
меньше возраст детей, тем меньшей по
величине должна стать группа, в которой
все это происходит. Например, для детей
раннего и дошкольного возраста можно
рекомендовать создание групп по 2—4
человека в каждой, для детей младшего
школьного возраста — 3—5 человек, для
подростков и юношей — группы по 5—7
человек. Благодаря постепенному
увеличению размера группы с возрастом
задачи, которые детям приходится решать,
становятся сложнее, и это обогащает
опыт их межличностного общения.
Сошлемся
в этой связи только на один пример. Для
того чтобы успешно взаимодействовать
друг с другом, члены группы должны
установить хорошие личные взаимоотношения.
Если в группе, состоящей из двух человек,
таких отношений всего одна пара, а в
группе из трех человек — шесть пар, то
в группе из пяти и семи человек их
соответственно будет уже тридцать и
сорок два.
Третье из названных условий
будет соблюдено, если отношения
между группой и каждым отдельно взятым
ее членом будут строиться на равноправной,
демократичной основе.

Это в данном случае означает, что каждый
ребенок в группе получает такие же
права, как группа в целом, и если его
мнение расходится с мнением большинства
других членов группы, то за самим ребенком
остается право поступить в том или
другом случае по-своему.
Нередко то,
чем на практике заняты детские группы
и коллективы, бывает достаточно интересно
для детей как развлечение, но настолько
оторвано от социальной действительности
и взаимоотношений взрослых людей, что
практически не готовит ребенка к жизни.
Для того чтобы коллективные формы
детского существования стали для них
настоящей школой жизненной подготовки,
необходимо обеспечить выполнение
четвертого условия. Здесь без активной
помощи взрослых, без совместной творческой
работы социологов, психологов и педагогов,
по-видимому, не обойтись. Составляя
программу коллективного воспитания
детей, необходимо позаботиться о том,
чтобы в нее вошли групповые
дела, связанные с решением наиболее
сложных жизненных проблем.

В их число обязательно должны органически
войти те виды совместной деятельности
детей, в которых решаются проблемы
нравственного, политического,
экономического и культурного характера.
Виды деятельности, в которые практически
включаются дети, должны не только
готовить их к жизни, но психологически
развивать. В общении со сверстниками
ребенок не просто удовлетворяет свои
потребности — такая единственная
функция совместной деятельности не
имела бы особой ценности, но развивается,
а настоящее развитие возможно лишь в
процессе постановки и решения разнообразных
задач. Детские группы и коллективы, по
крайней мере в учреждениях
учебно-воспитательного типа, должны
создаваться для решения определенных,
развивающих задач и находиться в зоне
ближайшего (потенциального) развития
ребенка.

РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКИХ ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ

Теперь
мы подошли, пожалуй, к самым сложным и
ответственным вопросам: о развитии
детей в группах и коллективах и о разумном
педагогическом руководстве этим
процессом. Сложность поставленных
вопросов состоит в том, что группа или
коллектив могут оказывать двойственное,
как положительное, так и отрицательное
влияние на личность, и важно усилить
первое, сведя к минимуму второе.
Вне
общения со взрослыми людьми и другими
детьми ребенок вряд ли приобретет нужные
ему человеческие качества. Следовательно,
коллектив ему необходим. Но коллектив,
как мы выяснили ранее, при наделении
его слишком большими полномочиями и
властью над личностью, а также при
недостаточно высокое уровне собственного
развития ребенка может препятствовать
его дальнейшему росту. Педагог на
практике сталкивается, таким образом,
со сложной задачей: как, управляя
развитием самого коллектива, усиливать
его положительное и уменьшать возможное
отрицательное воздействие на личность
ребенка.
Для того чтобы положительно
и разносторонне влиять на личность
ребенка, детский коллектив должен жить
достаточно разнообразной жизнью,
включающей виды деятельности,
способствующие развитию личности. На
практике большинство детских коллективов
чаще всего заняты одним, реже двумя и
очень редко тремя разными видами
деятельности. В них ребенок не в состоянии
получить возможность для разностороннего
личностного развития. Тогда остается
один выход: сделать
ребенка активным участником сразу
нескольких детских коллективов, занятых
различными видами деятельности и в
совокупности обеспечивающих ребенку
нужное разнообразие личностного
роста.

Это
не есть единственно возможное и
оптимальное решение проблемы, так как
в пределах доступного для ребенка
социального окружения не всегда находится
нужное количество разнообразных по
содержанию деятельности детских
объединений. Тогда можно сделать так,
чтобы ребенок непосредственно участвовал
в работе двух, максимум — трех детских
коллективов, каждый из которых, в свою
очередь, занимался бы двумя-тремя
различными видами деятельности,
взаимодополняющими друг друга в их
влиянии на личностное развитие ребенка.
Участвуя в деятельности каждого из них,
ребенок будет иметь возможность
приобретать достаточное количество
различных полезных личностных свойств,
причем в зависимости от его собственных
способностей и склонностей. Разумно,
чтобы каждым детским коллективом в этом
случае руководили два-три педагога —
специалисты в различных областях
человеческой деятельности.

Темы
и вопросы для обсуждения на семинарах

 Тема
I. Обучение детей умениям и навыкам
общения

1. Основные психолого-педагогические
задачи работы с детскими группами и
коллективами.
2. Цели педагогического
руководства коллективами.
3. Обучение
распределению обязанностей, ролевым
формам поведения и деловому общению.
4.
Развитие организаторских и исполнительских
умений.
5. Научение эмоционально
благоприятному межличностному общению,
умению вести дискуссии, предупреждению
и разрешению конфликтов.
6.Обучение
независимому внутригрупповому поведению,
учету мнений и интересов  других
людей.

Т
е м а 2. Управление межличностнымн
отношениями в детских группах

1. Значение деловых и личных
взаимоотношений для развития личности
ребенка в детских группах и коллективах.
2.
Основные направления формирования и
развития деловых отношений детей.
3.
Возрастные особенности управления
деловыми взаимоотношениями.
4. Приоритет
нравственных взаимоотношений над
деловыми.
5. Возрастные возможности
укрепления моральной основы детских
групповых взаимоотношений.

 Тема
3. Организация деятельности детских
групп и коллективов

1. Условия оптимальной организации
совместной деятельности детей в группах
и коллективах.
2. Социально-психологические
основы организации групповой деятельности
детей.
3. Оптимальная величина и состав
детских групп, их возрастная изменчивость.
4.
Требование равноправия личности ребенка
и детского коллектива.
5. Приближение
содержания и задач совместной деятельности
детей к проблемам жизни взрослых
людей.
Тема
4.
Развитие личности в детских группах и
коллективах

1.Двойственность
влияния детских групп и коллективов на
развитие личности ребенка.
2.Практические
пути решения проблемы разностороннего
развития личности ребенка в группах и
коллективах.

Темы
для рефератов

1.Психолого-педагогические
основы работы с детьми в первых классах
школы по развитию у них умений и навыков
общения.
2.Ускоренное развитие
нравственной основы личных взаимоотношений
у детей дошкольного возраста.
3. Пути
повышения эффективности деятельности
детских групп и коллективов.
4.
Практические средства усиления
положительных и уменьшения отрицательных
влияний коллектива на развитие личности
ребенка.

Темы
для самостоятельной исследовательской
работы

1.
Общие психолого-педагогические основы
руководства детскими группами и
коллективами с целью воспитания у детей
коммуникативных умений и навыков.
2.
Возрастные аспекты управления деловыми
и личными взаимоотношениями детей в
группах и коллективах.

  1. Социально-психологические
    основы организации совместной
    деятельности детей в группах и
    коллективах.

  2.  Оптимизация
    развития личности ребенка в группах и
    коллективах.

Литература

I

Активные
методы обучения педагогическому общению
и его оптимизация.— М., 1983.
(Подготовка
школьников к общению: 40—48. Подготовка
школьников к организаторской деятельности:
48—55.) •
Бернс
Р. В.

Развитие Я-концепции и воспитание.—
М., 1986.
(Стиль преподавания: 357—365.)
Гуткина
Н. И.

Психологические проблемы общения
учителя с подростком // Вопросы
психологии.—1984.—№ 2.—С. 99—106.
Конфликты
в школьном возрасте: пути их преодоления
и предупреждения.— М., 1986.
(Конфликты
в условиях школы: 4—18.)
Проблемы
школьной
игры:

психолого-педагогический аспект— М.,
1987.
(Управление самостоятельной
сюжетно-ролевой игрой детей:
129—140.)
Фридман
Л.

М. Педагогический опыт глазами психолога:
Книга для учителя.— М., 1987.
(Обучающая
деятельность учителя: 184—189.) II
Аникеева
Н. П.

Психологический климат в коллективе.—
М., 1989.
(Влияние учителя на психологический
климат класса: 39—69. Межличностные
отношения в детском коллективе: 70—86.
Обучение школьников общению:
131—183.)
Вереникина
И. М.

Преодоление возможных конфликтных
ситуаций между учителем и учащимися на
уроке // Вопросы психологии — 1986.—№
З.—С. 71—77.
Коломинский
Я. Л., Панько Е. А.

Учителю о психологии детей шестилетнего
возраста: Книга для учителя.— М.,
1988.
(Учитель и дети шестилетнего
возраста: 173—183.)
Кон
И. С.

Психология ранней юности.— М.,
1989.
(Взаимоотношения юношей со взрослыми:
106—127.)
Маркова
А. К. и

др. Формирование мотивации учения: Книга
для учителя.— М., 1990.
(Тренинг гуманных
отношений между учителем и учащимися:
180—189.)
Мухина
В. С.

Шестилетний ребенок в школе: Книга для
учителя начальных классов.— М.,
1986.
(Учитель и шестилетний ребенок:
117—127.)
Немов
Р. С., Кирпичник А. Г.

Путь к коллективу: Книга для учителей
о психологии ученического коллектива,—
М., 1988.
(Пути развития ученического
коллектива и повышения эффективности
его деятельности: 89—135.)
Особенности
психического развития детей 6—7-летнего
возраста.—
М., 1988.
(Психолого-педагогическая
работа с детьми-шестилетками:
111—128.)
Проскура
Е. В.

Развитие познавательных способностей
дошкольника.— Киев, 1985.
(Руководство
познавательной деятельностью дошкольников:
73—85.)
Развитие
общения дошкольников со сверстниками.—
М., 1989.

(Роль
взрослого и игрушки в организации
контактов между детьми первого года
жизни; 50—54.)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема: Педагогическое руководство детским коллективом.

Управлять ученическим коллективом — это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин).

Важнейшее условие оптимизации — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем: 1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жижи; 3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; 4) расширения функций ученического самоуправления; 5) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

  1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятые каждому члену коллектива.

  2. Коллектив — динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

  3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность, и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний — важнейшая обязанность классного руководителя.

  4. Формализм — злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективного воспитания, но также и в смене педагогической помощи развивающейся личности. Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех формируются.

  5. Показатель правильного руководства — наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.

  6. Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная в учебных заведениях вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на все более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).

  7. Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.

Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредо­ванных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские отношения), на этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.

Избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.

Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе школьники занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого школьника (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм и т.д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т. д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.).

На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

1

Урок
34

Тема:
Личность в коллективе. Педагогическое руководство детским коллективом

Цели:
изучить новый материал

Задачи:
обобщить полученные знания; выявить проблемы по теме

Личность
и коллектив

Личность
в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает
направленность данной общности.
Через коллектив личность соотносится с другими
коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив – частица общества, он
неизбежно несет в себе его политические, эстетические, нравственные и другие идеи.
Личность разделяет эти идеи, руководствуется ими в делах и поведении.

В
ходе взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только
приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные
черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится
важнейшей составной частью ее духовного богатства. Идейная, нравственная
общность ближайшей и более широкой социальной среды создает условия для
развития и формирования цельной гармоничной личности.

Взаимоотношения
личности и коллектива многообразны
. Можно выделить: влияние коллектива на
личность и влияние личности на коллектив.

Влияние
коллектива на личность.

Коллектив заинтересован во всестороннем развитии личности, так как от полноты и
богатства каждой личности, каждого члена коллектива делается полнокровнее жизнь
коллектива. Вместе с тем нельзя отрицать того факта, что коллектив оказывает
определенное воздействие на личность, входящую в него, равно и личность не
может не оказывать влияния на коллектив.

БЕСЕДА
С УЧ-СЯ ПО КАРТИНКАМ

          

По
отношению к личности коллектив выполняет ряд функций:

1) приобщает
ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он
выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели,
задачи привносит из общества. Если рассматривать личность в соотношении с
коллективом, то она также представляется системой, открытой по отношению к
данной общности;

2) влияние
коллектива на личность сказывается в воспитательной и корректирующей функции.
Человек должен формировать себя, и тем более у него должно быть желание быть
лучше, ценнее для общества. Но при всем этом коллектив – могучая сила. В своем
арсенале он содержит такие средства воспитания, которых нет у личности.
Коллективное мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – не полный
перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.

Влияние
личности на коллектив.

Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета,
руководства, лидерства.

Авторитет – общественное признание
личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека
объективным требованиям деятельности.

Указанные
качества человека способствуют влиянию на коллективное мнение в силу признания
уважения, подчиненности и взаимности интересов человека.

Педагогическое
руководство детским коллективом

Речь
идет теперь о тех педагогических действиях, приемах, а также условиях, в том
числе психологических, социальных, материальных, которые обеспечивают
полноценную жизнь детского воспитательного коллектива.

К
этим условиям и педагогическим мерам, А.С.Макаренко относил следующие:
наличие планов, дальнейших целей – «система перспективных линий»; необходимая
организационная структура коллектива и органы самоуправления; наличие традиций
в коллективе; разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников; игровое
и эстетическое оформление всей жизни группы;наличие единых для всех, в том
числе для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины.

Все
это стало классикой отечественной педагогики и обо всем этом написано в книгах
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и современных специалистов по коллективному
воспитанию. Остановимся на некоторых из названных выше приемах, условиях
педагогического руководства детским коллективом.

Главным
условием жизни и движения коллектива вперед является наличие целей, социально и
личностно значимой деятельности для всех членов группы. Это открыли классики
коллективного воспитания, но об этом часто забывают школьные и другие педагоги,
когда пытаются сплотить группу, коллективные отношения и т.д. Дело в том, что
без общей захватывающей всех и одновременно каждого деятельности, без дел,
которые все нужны и интересны, коллективных отношений не будет. Во многих
школах, кроме учебной деятельности, для школьников нет почти никакой сферы
приложения сил.

Главная
деятельность – учебная

– носит в основном индивидуальный характер. Для развития коллектива, как
воздух, нужна разнообразная внеурочная деятельность в школе и вокруг нее.
поэтому в тех школах, где созданы условия для богатой внеурочной работы и жизни
детей, легче и сами собой создаются коллективы. Поэтому в сельских школах,
интернатах, детских домах, где есть много точек приложения сил, много мест для
активной самодеятельности детей, легче организовать коллективную жизнь.

Главный
закон воспитания
:
воспитывать – значит организовать деятельность ребенка. Одной из причин
того, что настоящих коллективов мало в общеобразовательных школах, вероятно,
является отсутствие настоящего поля деятельности.

Вторым
важным условием развития коллектива детей
, школьников является самодеятельность,
активность детей
.

 Самоуправление
школьников
– форма организации жизни и деятельности школьников силами самих
детей. По существу, здесь работает еще один закон воспитания, о котором
говорилось выше: воспитание успешно, если дети сознательно участвуют в
деятельности как самостоятельные ее субъекты, а не марионетки в руках взрослых.
К сожалению, в школах самоуправление часто сведено к формальному минимуму:
заседание ученического совета, жесткая опека и регламентация самодеятельности
детей со стороны взрослых. Это особенно процветало в 30-50-е гг., в эпоху
сталинизма в стране, не менее формальным было самоуправление во многих школах и
в последующие годы.

Подлинное самоуправление детей в образовательном
учреждении должно возникать естественным путем, при наличии деятельности,
разнообразных дел, для проведения которых нужны организаторы из учеников –
активисты, входящие в органы самоуправления: различные советы, комитеты,
комиссии, команды, инициативные группы, отряды и пр
.

Педагоги
должны стимулировать образование органов детского самоуправления, но не стоит
бюрократизировать живое дело, создавать искусственные структуры, которые не
нужны для дела и не работают.

Важно,
чтобы педагоги на деле предоставляли детскому самоуправлению возможность решать
вопросы собственной жизни, при этом определив, конечно, область компетенции
школьных классных органов самоуправления.

В
управленческой структуре школы органы детского самоуправления должны играть
свою роль. В этом случае отношения педагогов и воспитанников развиваются на принципах
сотрудничества:
в общем для всех дел ученики и учителя делят свои функции,
полномочия, совместно обсуждают насущные проблемы жизни учреждения и участвуют
в ее организации.

К
условиям правильной организации самоуправления относится сменяемость
отдельных лиц, представителей коллектива и органов
.

 Для
этого проводятся выборы в различные советы, новые назначения, поручения. А.С.Макаренко
считал, что в идеале в развитом коллективе любой его член может руководить и
подчиняться, выполнять любые поручения по управлению внутри детского
сообщества.

Участие
детей в общественной жизни в рамках самоуправления и есть школа социального
опыта, воспитание и развитие человека.

Воспитательная сила самоуправления используется в
образовательных учреждениях многих стран Европы, Америки, Азии. Правда, там
есть традиция в школьном самоуправлении копировать политическую систему страны:
в США школьники играют в выборы президента и сенатские комиссии, в Англии
избирают школьный парламент со спикерами и дебатами. Это способствует развитию
навыков публичного выступления и других качеств лидера. В России такой традиции
не было, и школьное самоуправление моделирует общие формы и нормы
демократической, общественной организации.

Еще
одно воспитательное средство в жизни школьного коллектива – традицию.

Традиции
в коллективе тоже возникают естественно, отражая историю, прошлое, удачные,
яркие дела, события в жизни учреждения.

 К
ним относятся:
праздники, знаменательные дни, годовщины, ритуалы,
обычаи, нормы поведения, стиль и тон общения, привычки.

Традиции
объединяют поколения, аккумулируют и сохраняют коллективные ценности,
организуют жизнь коллектива, в целом формируют и коллектив, и каждого его
представителя в отдельности. Каждая хорошая школа накапливает и бережет
традиции как историю, опыт и как средство воспитания.

Управление
ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных процесса:

1)
сбора информации о коллективе и входящих в них школьников;

2)
организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью
совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого
отдельного ученика.

В
практике педагогического управления коллективом школьников
необходимо соблюдать ряд требований
(правил):

1)
разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников
к самостоятельности, независимости, желанием проявлять свою самодеятельность и
инициативу;

2)
коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается. Поэтому
педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным;

3)
высокой эффективности классный руководитель добивается лишь тогда, когда он
опирается на коллектив учителей, работающих в классе, сотрудничает с другими
коллективами, держит связь с семьей;

4)
формализм – злейший враг воспитания. Приоритет ценностей формирует учитель:
какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех
формируются;

5)
показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по
важнейшим вопросам жизни класса;

6)
демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением
членами коллектива своих обязанностей. Система контроля направляет на все более
высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а
конкретно осуществляет контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по
горизонтали);

7)
межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру:
персональные, партнерские; мотивационные. Это обязывает воспитателя к такой
организации коллективного взаимодействия, при которой эти отношения между
членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам других,
прощать неразумные действия, нанесенные обиды;

8)
надо помнить, что в разработке индивидуальных поручений следует идти не только
от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников;

9)
положение ученика в коллективе зависит от: особенностей самого школьника; черт,
характеризующих его нравственный облик; физические данные; от норм и
стандартов, принятых в коллективе отношений. Один ученик может оказаться в
одном коллективе в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении.
Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус; изменения
характера деятельности в коллективе. Классный руководитель постоянно заботится
об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения.

Д/ЗАДАНИЕ:
ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТЫ-СООБЩЕНИЯ НА ТЕМУ «Функции, основные направления и формы
деятельности классного руководителя»

ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ:

Классный руководитель в школе: цель, задачи и основные функции
его деятельности

Классный руководитель –непосредственный
и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо,
назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Цель деятельности классного руководителя
– создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его
успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности
классного руководителя:

— формирование и развитие коллектива класса;

— создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциала способностей;

— формирование здорового образа жизни;

— организация системы отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;

— защита прав и интересов обучающихся;

— организация системной работы с обучающимися в классе;

— гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;

— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;

— организация социально значимой, творческой деятельности
обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя –
целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава
общеобразовательного учреждения, иных локальных актах, анализа предыдущей
деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе
личносто-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и
ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного
и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо
знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
быть информированными о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной
деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей
деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные
и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

— установление контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного
образования);

— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными
представителями) обучающихся;

— взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-воспитательным
персоналом общеобразовательного учреждения;

— организация в классе образовательного процесса, оптимального
для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;

— организация воспитательной работы с обучающимися через
проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и
других мероприятий;

— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся,
в том числе в системе дополнительного образования детей;

— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в
целом;

— ведение документации (классный журнал, личные дела
обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление
взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие
благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи
обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение
состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью
учебных занятий обучающими.

Классный руководитель выполняет
следующие функции: воспитательную – педагогическое
руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в
целом; организационно-административную – руководство классом как
организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других
документов; координирующую – установление взаимодействия между
всеми участниками воспитательного процесса.

К функциональным обязанностям
классного руководителя относятся
: всестороннее изучение и воспитание
учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решение проблем их учебного и
профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений
учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей,
взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за
успеваемостью, посещением и поведением учащихся
. //источник: https://studopedia.su/15_56294_samostoyatelnaya-rabota—.html//

Источники:

1.Личность
и коллектив – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/20695

2. Педагогическое руководство детским
коллективом – Режим доступа:
https://studopedia.su/15_56293_pedagogicheskoe-rukovodstvo-detskim-kollektivom.html

3.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./С.А.Смирнов, И.Б.Котова,
Е.Н.Шиянов и др.; Под ред.С.А.Смирнова. М., 1999.

4.
Подласый И.П. Педагогика. М., 2001.

5.
Сластёнин В.А. Психология и педагогика. М., 2001.

Психологические особенности руководства детским коллективом

Педагогическое руководство в системе дошкольного воспитания имеет свою специфику и присуще только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда руководителя. Предметом труда руководителя образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом – личность ребенка, орудием труда- стиль руководства. Результатом труда является степень обучаемости, воспитание и развитие субъекта – ребенка.

Каждый воспитатель, работая в коллективе детей, повседневно выполняет функции управления.

Под управлением понимают осуществление воздействий, выбранных из множества возможных воздействий и направленных на поддержание или улучшение функционирования какой либо системы.

В широком педагогическом смысле под управлением понимается процесс предъявление к  детям такой системы задач, которая предусматривала бы постепенное продвижение детей по ступеням познания, то есть от способности решать задачи низкого уровня проблемности до овладения творческими исследовательскими действиями

Страница 32 из 94

Вопрос 33. Личность в коллективе. Педагогическое руководство детским коллективом1

1. Личность в коллективе

2. Педагогическое руководство детским коллективом

3. Оптимизация управления

1. Проблема отношений школьника с коллективом (личность и коллектив) включает следующие вопросы:

✓ соответствие или несоответствие личности и коллектива;

✓ характер отношений в зависимости от коллектива или от личности;

✓ степень и характер подчинения личности коллективу. Решение этих вопросов очень важно для формирования общественной сути личности и развития ее индивидуальности. В коллективных отношениях отражается то, в какой коллектив попала личность, и степень ее влияния на окружающих. Модели развития отношений между личностью и коллективом:

✓ личность подчиняется коллективу (конформизм);

✓ личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях {гармония);

✓ личность подчиняет себе коллектив {нонконформизм).

В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений.

2. Педагогическое руководство детским коллективом означает управление процессом его функционирования, используя особенности и возможности коллектива в качестве инструмента воспитания.

Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса:

✓ сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках;

S3

✓ организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствование самого коллектива и оптимизацию его влияния на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин).

К. Левин выделил три стиля педагогического руководства:

авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей- либо инициативы и обсуждения принимаемых решений);

демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы);

либеральный (отказ от управления, устранение от руководства).

3. Оптимизация управления ученическим коллективом связана:

✓ с вычленением параметров;

✓ разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений;

✓ разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации.

Важнейшее условие оптимизации — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем:

✓ использования комплекса педагогических воздействий на коллектив;

✓ постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;

✓ создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов;

✓ расширения функций ученического самоуправления;

✓ объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое стратегическое руководство
  • Стиральная машина candy extra 7кг инструкция
  • Апизатроновая мазь инструкция по применению цена в москве
  • Руководство по первичной медико санитарной помощи 2006
  • Климациклин инструкция по применению при климаксе