Руководство деловыми играми

При разработке и
проведении деловых игр
следует учитывать ряд принципов, обеспечивающих
эффективность их применения.

1.
Репрезентативность
и достаточность элементов игровой
си­
туации.
Это означает,
что составные части, или компоненты,
игры должны достаточно полно представлять
имитируемую ситуацию в аспекте,
соответствующем целям деловой игры, и
содержать ин­формацию, позволяющую
понять суть проблемы и принять адек

ватное
решение. При моделировании конкретной
ситуации приходится сокращать информацию
о ней, выбирать и отображать глав­ным
образом лишь существенные для принятия
решений факторы и фрагменты действительности.

2. Модульный
характер игры.
Сравнительно
новое для российского научно-учебного
лексикона понятие «модуль»
означает
комплекс материалов, служащих одной,
имеющей прикладное значение учебной
цели. В этот комплекс обычно входят:
теоретическая часть, описание ситуации
(кейса), примеры, иллюстрации, схемы,
вопросы, ответы, методические рекомендации.
Модульный подход способствует глубокому,
всестороннему и активному усвоению
материала. Применительно к структуре
деловой игры обычно выделяют несколько
сравнительно простых модулей,
каждый из
которых представляет собой комплекс
элементов, образующих организационное
и или функциональное единство. Это могут
бытьследующие модули:

□ организационные
модули:

  • модуль участника
    игры. Он содержит всю информацию,
    необходимую для игрока, которым может
    быть целая ко­манда;

  • модуль руководителя
    игры, характеризующий весь ком­плекс
    действий (в том числе расчетов)
    руководителя;

  • функциональные
    модули деловой игры. Они имитируют
    отдельную, относительно автономную
    функцию или область деятельности
    (например, оценку персонала, освобождение
    кадров и т.п.);

  • этапные модули,
    характеризующие комплекс задач и
    дей­ствий определенного, относительно
    завершенного этапа игры.

Модульная структура
деловой игры позволяет отрабатывать
ее отдельные элементы, или фрагменты,
в зависимости от целей обу­чения,
интересов участника и темпов усвоения
материала каждым обучаемым.

3. Системность
использования деловой игры, ее включенность
в
обучающую
программу.
Деловая
игра приносит желаемый эффект лишь
тогда, когда она опирается на теоретические
знания, ясные

представления о той
области деятельности, которую она
имитирует, и является логическим
продолжением учебного процесса, его
переходящим в практическую поведенческую
стадию заключени­ем. В современных
условиях желательна компьютеризация
деловой игры или ее фрагментов. Это
заметно расширяет ее обучающие
возможности.

Основные аспекты
деловой игры. Подготовка игры.

Проведение деловой
игры должно базироваться на принципах
эффективности(реализации
цели) и экономии,
т.е.достижении
максимальных результатов при минимальных
временных, финан­совых и других
расходах. Организация деловой игры как
специфи­ческого активного метода
обучения включает ряд аспектов. Важ­нейшие
из них:

  1. подготовка игры,

  2. формирование
    игровой группы,

  3. руководство игрой,
    контроль за ее процессом,

  4. подведение итогов
    и оценка результатов.

Подготовка игры
включает ряд мероприятий, обеспечивающих
создание общих условий ее эффективности.
К ним относятся:

  • обеспечение
    соответствия выбранной игровой методики
    учебным целям и уровню подготовленности
    участников;

  • проверка пригодности
    аудиторий для занятий;

  • использование
    адекватных характеру игры способов
    фик­сации ее процесса, поведения
    игроков. Это могут быть за­писи
    руководителя и других участников (в
    том числе на­блюдателей) игры, видео-
    и/или аудиозаписи и др.;

  • определение
    способов анализа игрового процесса. К
    ним относятся: периодические спонтанные
    замечания и реко­мендации руководителя;
    детальная проработка важнейших эпизодов
    и ролей; сопоставление собственных
    пережива­ний игроков и характеристик
    наблюдателей; оценка дей­ствий игроков
    с помощью заранее известной системы
    кри­териев или оценочных шкал и т.д.;

  • обеспечение
    содержательной насыщенности и целевой
    на­правленности мероприятия. Эпизоды
    игры должны рабо­тать на реализацию
    общей цели. Обеспечивая спонтанность,
    естественность поведения участников,
    процедура игры вме­сте с тем не должна
    быть слишком затянутой или уходить
    слишком далеко от поставленных целей;

  • оптимизация
    требований к участникам — от них не
    следу­ет требовать слишком много или
    слишком мало;

  • структурирование
    игры во времени, обеспечение пример­ного
    соблюдения ее временного регламента
    при начале, продолжительности пауз,
    завершении этапов и всего про­цесса
    игры;

  • определение форм
    оценочных коммуникаций с игроками. Это
    могут быть констатация правильных и
    неправильных


действий,
вопросы, предложения альтернативных
вариан­тов поведения, обмен мнениями
между игроками и наблю­дателями и
т.п.; □ соразмерное использование
технических средств обучения, особенно
при анализе поведения игроков и подведении
итогов.

Большие возможности
для повышения эффективности игро­вого
обучения и выходящего за пределы игровой
процедуры дальнейшего самопознания ее
участников дает видеозапись.
С ее помощью
становится возможным для участников
игры:

— посмотреть и
проанализировать свое поведение как
бы со

стороны,

а для руководителя
и всех участников:

  • отобрать, отдельно
    рассмотреть и детально обсудить
    наибо­лее важные эпизоды игры,
    подобрать оптимальные вариан­ты
    поведения;

  • проверить
    правильность самооценок игроков, а
    также оце­нок наблюдателей и
    руководителя;

  • установить степень
    успеха обучаемых посредством
    сопос­тавления фрагментов первого
    и повторных проигрываний ими одних и
    тех же ролей или ситуативных действий.

Конечно, при
просмотре видеозаписи следует обращать
осо­бое внимание на корректность ее
использования. Так, например, многократные
показ и публичное обсуждение ошибочных
форм поведения отдельных игроков может
задевать их чувство собствен­ного
достоинства.

Формирование
игровой группы

Исходный момент
практической работы по организации
деловой игры —формирование
игровой группы. Последняя
включает
всех участников игры и мо­жет состоять
из нескольких команд. Деятельность по
формирова­нию игровой группы
предполагает оценку индивидуальных
ка­честв обучаемых, степени их
подготовленности к деловой игре, их
игровой мотивации (формальное участие
или искренняя заин­тересованность,
стремление отличиться или же научиться
ново­му).
Цель
игры должна соответствовать потребностям
ее участни­
ков.
Эффективность
игры резко снижается из-за участия в
ней некомпетентных людей, незнакомых
с ее теоретическими осно­вами и тем
родом деятельности, который она имитирует.

Все участники
должны хорошо знать условия и правила
игры и соблюдать их. Для большинства
игр желателен однородный по уровню
знаний, опыта и компетентности состав
участников. Не менее важно, чтобы между
ними установились отношения доверия и
открытости. Только в этом случае оценки,
советы, замечания и критика будут
правильно восприниматься и окажут
обучаемым реальную
помощь. Вышеназванные требования
относятся не только к
непосредственным участникам — игрокам,
но к зрителям, ко­торые также входят
в круг обучаемых, выполняют в процессе
игры роли наблюдателей, аналитиков,
оценщиков и др.

Многие деловые
игры предусматривают формирование
команд. Обычно команда состоит из 5—6
участников. В рамках одной ко­манды
целесообразно распределение участников
по выполняемым ролям или функциям.
Команде следует работать на коллегиальной
основе, избегая авторитарных методов
принятия решений. В зак­рытых играх
командам-участницам категорически
запрещается обмениваться в процессе
игры информацией и коллективно об­суждать
принимаемые решения.

Руководство
игрой
и
подведение
ее итогов

Один из важнейших
факторов успеха деловой
игры — это руководство
игрой,

контроль за ее
процессом.
Руководство
может быть индивидуальным — в про­стых
играх, и коллективным — в сложных
(например, в плановых играх). Руководитель
выполняет в организации игры следующие
функции:

  • оценивает
    целесообразность проведения игры и
    формирует

    (лучше на основе
    добровольности) состав ее участников;

  • знакомит с условиями
    и правилами игры, консультирует
    участников;

  • готовит или
    адаптирует применительно к конкретным
    ус­ловиям базу данных для начального
    периода игры; устанав­ливает ее
    регламент;

  • осуществляет
    текущий контроль за соблюдением правил
    игры;

  • следит за соблюдением
    в процессе игры этических норм, защищает
    «меньшинство» от группового давления
    и пре­дотвращает возможные личные
    обиды и конфликты;

  • помогает выявлять
    и анализировать неэффективные способы
    действий и овладевать эффективными
    моделями поведения;

  • следит за
    ориентацией игрового процесса на
    достижение

    поставленных целей,
    предотвращает возможные отклоне­ния
    и «заносы» (например, переход участников
    ролевой игры к
    выяснению личных взаимоотношений);



  • собирает
    по завершению игры ее рабочие документы
    (ре­шения задач, отчеты и т.п.) и
    проверяет правильность их заполнения;

  • оценивает результаты
    выполнения заданий, поведение уча­стников
    и т.п., делает общие выводы, дает частные
    реко­мендации конкретным участникам
    игры.

Для выполнения
этих и некоторых других функций
руководи­тель должен обладать
соответствующими качествами:

  • чувствовать
    состояние участников и обладать
    коммуника­ционными способностями;

  • уметь вербализировать
    (точно выражать в словах) чувства и
    поведение участников и делать обобщения;

  • быть объективным,
    не стоять на стороне какого-либо
    учас­тника или команды;

  • уметь корректно
    сопоставлять правильные и неправильные
    позиции участников, не задевая чувство
    собственного дос­тоинства их носителей;

  • быть внимательным
    к каждому участнику, учитывать инте­ресы
    отдельных игроков и всей группы;

  • уметь понятно
    представить ситуацию, обрисовать и
    пока­зать правильные образцы поведения;

  • быть готовым
    находиться в тени, на заднем плане игры,
    удерживаться от чрезмерного вмешательства
    в ее процесс, предоставляя тем самым
    широкую свободу действий ее уча­стникам.

В полной мере
удовлетворять этим и некоторым другим
требо­ваниям может лишь квалифицированный
и опытный руководи­тель.

Подведение
итогов и оценка результатов деловой
игры
являются
ее
заключительным и чрезвычайно важным
для реализации целей игры моментом. В
процессе оценки следует руководствоваться
в первую очередь заранее установленными
критериями. Грамотное подведение итогов
помогает участникам адекватно оценить
свои сильные и слабые стороны, утвердиться
в собственном мнении, сделать
соответствующие выводы относительно
дальнейшего зак­репления изученных
образцов поведения и их внедрения в
по­вседневную деятельность. При
подведении итогов игры желатель­но
ранжировать ее участников в зависимости
от достижений, ана­лизировать и
объяснять причины успеха лидеров и
отставания аутсайдеров.

Важнейшие виды
деловых игр,

используемых в
управлении персоналом

Рассмотренная
выше общая классификация деловых игр
осно-нывается главным образом на их
формальных признаках и не явля­ется
исчерпывающей. В зависимости от
содержательной конструк­ции
и целей среди
деловых игр, наиболее широко используемых
в уп­
равлении
персоналом, можно выделить:

  • ролевые игры, в
    том числе психодраму и социодраму,

  • групподинамические
    упражнения,

  • плановые игры,

  • групповые дискуссии,

  • метод (изучения)
    конкретной ситуации.

17

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В школе и университете преподаватели твердят, что учеба требует серьезных усилий — какие тут могут быть игры. Оказывается, это не всегда так. «Несерьезные‎»‎ методы обучения помогают лучше понять материал и наладить коммуникацию между участниками.

О том, как использовать метод деловой игры для повышения компетенций сотрудников, рассказала эксперт по обучению и развитию персонала Анна Донская. Вместе с Анной разобрались, как организовать и провести игру, которая понравится команде и принесет пользу компании.

Что такое деловые игры и какие задачи они выполняют

Деловая игра — это симуляция профессиональной деятельности сотрудников для обучения, укрепления командного духа, повышения вовлеченности и удовлетворенности персонала. 

Деловая игра как метод обучения выполняет 4 задачи:

  1. Формирует и помогает отработать навык.
  2. Способствует быстрому усвоению знаний.
  3. Мотивирует осмыслить приобретенный опыт и внедрить его в работу.
  4. Помогает выявить сильные и слабые стороны участников.

У любой деловой игры есть цель, роли, формат, механика и правила. Это отличает игру от лекций, тренингов, мастер-классов и других способов обучения команды.

Плюсы и минусы метода деловой игры

Плюсы Минусы
Игра объединяет обучение и развлечение. Такое сочетание помогает быстрее усваивать новые знания. Всегда будут люди, которых придется уговаривать поучаствовать в игре.
За одну игру можно обучить больше участников, чем за время тренинга или мастер-класса. Некоторые относятся к играм несерьезно, так как не верят в их пользу.
Любая деловая игра сплачивает коллектив и тренирует умение находить общий язык с окружающими. Игровой процесс требует модерации, иначе может выйти из-под контроля и закончиться конфликтом.
Вымышленные условия помогают выйти из зоны комфорта и мыслить нестандартно.

Виды деловых игр

По сути, деловые игры делятся на неформальные и бизнес-игры. 

Неформальная игра — это, например, веревочные курсы, пейнтбол или Имаджинариум. На первый взгляд, такие активности сложно назвать деловой игрой. Но они помогают прокачать софт-скиллы и личностные качества участников: коммуникабельность, умение договариваться и принимать решения. 

Действия бизнес-игры разворачиваются в условиях, близких к профессиональным. Задача сотрудников — найти решение проблемы или прийти к определенному результату. Например, суть деловой игры «‎Город на Марсе»‎ в том, что сотрудники должны построить первый в мире город в космосе. Это тренирует навыки, которые необходимы для работы над масштабным проектом. 

В зависимости от формата деловая игра может проводиться онлайн, офлайн или в смешанном виде.

По целям использования метода деловые игры бывают:

  • обучающие — помогают отработать навыки и развить личностные качества;
  • оценочные — направлены на определение уровня развития компетенций;
  • командообразующие — способствуют сплочению команды;
  • поисковые — нацелены на поиск решений реальных проблем бизнеса. 

Классификация деловых игр по целям условна. Часто одна игра может быть направлена на все четыре цели.

Как организовать игру

Организацию лучше доверить специалисту, который знает, как работает метод деловой игры, умеет устраивать подобные активности. Если в компании таких сотрудников нет, обратитесь к провайдерам корпоративного обучения. 

Процесс работы над деловой игрой состоит из трех шагов:

  1. Определение бизнес-цели.
  2. Анализ целевой аудитории.
  3. Создание дизайна игры.

Шаг 1: сформулировать бизнес-цель

Сначала нужно ответить на вопрос, зачем сотрудникам участвовать в игре. Обычно цель — это то, что опосредованно повлияет на результаты бизнеса. Например, целью деловой игры для менеджеров по продажам может быть изучение новых способов отработки возражений. 

Не стоит связывать цель игры с прибылью компании. Вряд ли только благодаря одной деловой игре сотрудники смогут приносить бизнесу больше денег.

Также на этом этапе важно определить критерии, по которым вы оцените успешность деловой игры. Такими критериями могут быть положительные отзывы участников или обратная связь руководителя о том, что сотрудники стали применять полученные знания в работе.

Шаг 2: проанализировать целевую аудиторию

Чтобы создать полезную деловую игру, нужно предварительно изучить целевую аудиторию, понять специфику работы и психологический портрет участников. 

Иногда сотрудники не хотят участвовать, потому что не понимают, как это поможет в реальной работе. Чтобы избежать подобных проблем и создать сценарий игры в профессиональном поле участников, изучите:

  • системы, в которых работают специалисты; 
  • ситуации, с которыми они часто сталкиваются. 

Неформальную игру сложнее адаптировать под реальные задачи компании. Если связь игрового процесса с работой неочевидна, заранее объясните участникам, какие навыки они смогут прокачать. В конце игры предложите команде порефлексировать. Пусть каждый выскажется, чем активность напоминала рабочие процессы и как можно использовать приобретенный опыт.

Также важно помнить об убеждениях, ценностях и интересах участников. Допустим, сотрудники предпочитают посиделки с настолками, а не активности на природе. Тогда придумайте игру, в которой им не придется бегать и прыгать. Выход из зоны комфорта должен быть умеренным. Если вся команда окажется в непривычных обстоятельствах, ситуация может выйти из-под контроля. 

Шаг 3: определиться с дизайном игры

Чтобы составить сценарий игры, нужно:

  • продумать реальность и ситуацию, в которой будут разворачиваться события;
  • сформулировать игровую цель — результат, к которому должны прийти участники;
  • описать роли участников;
  • продумать правила и этапы игры.

Где взять сценарий деловой игры

Провайдеры корпоративного обучения предлагают готовые сценарии или могут создать деловую игру специально для компании. Но если вы уверены, что справитесь сами, идеи механик можно почерпнуть из разных источников:

  1. Настольные игры. Правила настолок можно менять. Например, разрешить вытягивать брусок в Дженге только одному человеку, которого выбрала команда. Это поможет капитану научиться принимать решения, а остальным — договариваться.
  2. Детские игры — активности, где нужно что-то собрать или смоделировать обстановку, как, например, в игре «‎Магазин».‎ 
  3. Опыт других компаний, которым они делятся на конференциях о корпоративном обучении. 
  4. Рабочая задача, которая пока не выполнена. Ее можно геймифицировать, чтобы прокачать навыки сотрудников и найти варианты решения.
  5. Книги о деловых играх: 
    • «‎Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни»‎, 
    • «‎Бизнес-игры: создание революционных продуктов с помощью клиентов»‎, 
    • «‎Serious game: деловая игра — инструмент развития бизнеса»‎.

Этапы проведения деловой игры

Любая деловая игра состоит из вступления, основной части и заключения.

Вступление — это введение участников в игру. Ведущий объясняет механику, правила и игровую цель, распределяет роли. Также проводят демоэтап, чтобы сотрудники попробовали делать то, что от них требуется.

Основная часть — сам игровой процесс. Он зависит от сценария, но в любом случае включает коммуникацию участников, решение задач и промежуточное осмысление хода игры.

Завершение — подведение итогов и рефлексия. Участников стоит спросить, какие знания они получили в ходе игры, что давалось легко, а что было сложно, какой опыт возьмут с собой и как смогут применять его в работе.

Как оценить проведенную деловую игру

Нельзя забывать, что цель метода деловой игры — обучение, а не развлечение. Чтобы оценить результат, используйте модель Киркпатрика: 

Деловые игры: что это такое, суть метода, плюсы и минусы, примеры сценариев

Модель оценки эффективности обучения Дональда Киркпатрика состоит из четырех уровней

Реакция. С помощью опроса или интервью узнайте, насколько сотрудники остались довольны деловой игрой как методом обучения. 

Усвоение. Уточните у участников, какие знания и умения они приобрели или укрепили. 

Поведение. Попросите руководителей понаблюдать, изменился ли подход участников игры к работе. Например, начали ли они ставить более реалистичные цели, если игра учила методике целеполагания SMART.

Результат. Киркпатрик советует оценить в измеримых показателях, насколько эффективнее стали работать участники. Но надо понимать: значительно прокачать навык с помощью одной только игры будет сложно — это не волшебная таблетка. Поэтому оценивать эффективность стоит только после комплекса мероприятий. Например, руководители прослушали курс о том, как давать обратную связь, а потом закрепили знания в игре. Тогда можно измерить, насколько изменилось качество фидбэка.

Примеры деловых игр

Игра по менеджменту «‎Идея на миллион»

Деловые игры: что это такое, суть метода, плюсы и минусы, примеры сценариев

Деловая игра: процесс. В распоряжении участников 60 карточек, которые разложены по 6 колодам. Каждая колода соответствует этапу запуска стартапа: «‎Подготовка»,‎ «Поиск средств», «Представления о клиентах», «Продукт и его характеристики», «Производство» и «Промо». Внутри каждой карточки задание: например, за 30 секунд придумать запоминающийся слоган или убедить инвестора выделить деньги на проект. 

Первый участник вытягивает карточку и зачитывает задание. Остальные по очереди предлагают решение. Затем первый участник выбирает лучший ответ и отдает карточку его автору. Далее задание вытягивает второй участник. Выигрывает тот, у кого в конце игры оказалось больше карточек.

Задания можно придумать самостоятельно или взять за основу готовую игру издательства МИФ.

Игра на лидерство «Взаперти‎»‎

Деловые игры: что это такое, суть метода, плюсы и минусы, примеры сценариев

Деловая игра: процесс. Участники оказались заперты в офисе. Задача каждой команды — за 30 минут выбрать капитана и собрать 10 предметов, которые помогут выжить в замкнутом пространстве. Затем капитану нужно расположить вещи от самых значимых к неважным. Он может делать это самостоятельно или с учетом мнения коллег. В конце игры нужно провести рефлексию: понять, по какому принципу команда выбрала капитана, довольна ли она его действиями и как сам капитан оценивает себя.

Игра на решение проблем «‎Круг»‎

Деловые игры: что это такое, суть метода, плюсы и минусы, примеры сценариев

Деловая игра: процесс. Участники встают спинами друг к другу, берутся за руки и образуют тесный круг. Доброволец встает снаружи. Его задача — за 3 минуты попасть внутрь круга. Для этого он может использовать обещания, лесть, хитрость, уговоры, ловкость. 

После игры важно проанализировать, какие методы использовали добровольцы и что дало наилучший результат.

Игра на командообразование «Путеводитель для марсиан‎»‎ 

Деловые игры: что это такое, суть метода, плюсы и минусы, примеры сценариев

Деловая игра: процесс. Марсиане прилетели в путешествие на Землю. Задача команд — взять на себя роль турагентства и создать путеводитель для гостей с помощью материалов для творчества. У игры мало вводных, поэтому участники могут подойти к решению задачи прагматично или креативно — любой вариант будет верным.

Выводы

  1. Деловая игра — это метод развития компетенций и сплочения команды, который основан на имитации профессиональной деятельности сотрудников. 
  2. Зачем применять метод деловой игры:
    • помогает узнать новое и потренировать полученные навыки;
    • способствует более глубокому пониманию приобретенных знаний;
    • позволяет лучше понять, как внедрить умения в работу;
    • подсвечивает сильные и слабые стороны сотрудников.‎
  3. Есть разные классификации игр:
    • по сути — неформальные и бизнесовые;
    • по формату — проводятся онлайн, вживую и в смешанном виде; 
    • по целям — обучающие, оценочные, командообразующие, поисковые.
  4. Организация деловой игры состоит из трех этапов:
    • определение бизнес-цели,
    • анализ целевой аудитории, 
    • создание дизайна игры.
  5. Любая деловая игра состоит из трех частей:
    • вступление — объяснение условий игры, распределение ролей;
    • основная часть — игровой процесс;
    • завершение — разбор итогов игры, анализ результатов.
  6. Оценить эффективность проведенной игры можно с помощью модели Киркпатрика. Для этого нужно понять:
    • насколько игра понравилась участникам; 
    • узнали ли сотрудники что-то новое;
    • смогли ли участники применить новые знания в повседневных задачах;
    • как изменились количественные метрики эффективности работы сотрудников (если на прокачку навыка было направлено несколько видов обучения).
  7. Можно использовать деловую игру как метод обучения. Но нельзя полагаться только на нее одну: важно комбинировать различные инструменты, чтобы сотрудники лучше прорабатывали навыки.

Деловая игра – это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

метод деловой игры

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Признак

Виды игр

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

Высокий (большие команды, много практических задач, игра в несколько этапов)

Оценка итогов

Оценка жюри, эксперта

Самооценка

Регламент

Жесткие с четким порядком действий, временными рамками

Свободные (без строгого регламента)

По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:

1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки):

  • исследовательские (способствуют получению новых знаний);
  • для практической деятельности (формируют навыки);
  • поисковые (поиск информации или совместного решения).

2. Для профессиональной ориентации.

3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.

4. Для отбора специалистов на вакантную должность.

ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон:

  • партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
  • противоборство сторон, команд;
  • состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
  • ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.

примеры деловых игр

Разновидности деловых игр

Формы деловой игры

Характеристика

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

Формирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются.

«Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Совещание», «Координационный Совет»

Ролевая игра

Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций.

«Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный»

Салонная игра

Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются.

«Поле чудес», шахматы, «Монополия», «Своя игра»

Эмоционально-деятельностная игра

Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил.

«Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений

Блиц-игра

Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и анализа ситуаций.

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

деловая игра примеры для студентов

Как организовать игру?

Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

деловая игра по менеджменту пример

Деловая игра «Производственное совещание»

Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с характеристиками сотрудников на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

сценарий деловой игры

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли — это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». Начальник отдела проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность — менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

темы деловых игр

Примерные темы игр по менеджменту

Форма

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

проведение деловой игры

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс – это модель определенной ситуации, а деловая игра – модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Мы часто получаем запросы от наших Клиентов, что стандартные тренинги уже надоели, хочется удивить свою команду чем-то новым и интересным. Обучение должно быть веселым, интерактивным и с максимальным КПД на единицу затраченного времени. В этом случае деловая игра — идеальное решение.

В этой статье мы расскажем, чем деловые игры могут быть полезны для вашей компании и как их правильно организовать.

Содержание:

  • Что такое деловые игры
  • Цели и задачи командных деловых игр
  • Отличия деловой игры от тренинга и тимбилдинга
  • Классификация деловых игр
  • Плюсы и минусы метода деловой игры
  • Этапы проведения деловой игры
  • Структура деловой игры
  • Ключевые факторы успеха в проведении деловых игр
  • Результаты деловых игр

Что такое деловые игры

Деловые игры — это эффективный инструмент для развития бизнеса, основанный на применении игровых элементов и методов в корпоративной среде. Использование деловых игр предоставляет уникальную возможность сделать обучение сотрудников более увлекательным и результативным, способствуя развитию ключевых навыков и улучшению рабочих процессов.

Деловые игры обычно включают командные задания, ролевые игры, соревнования и другие интерактивные активности, которые способствуют активному участию, сотрудничеству и инновационному мышлению.

Деловая игра

Например, если в компании стоит задача по разработке новых продуктов, можно организовать «Инновационный хакатон» – командное соревнование, где сотрудники разделены на небольшие группы и представляют собой вымышленные стартапы. Каждая команда должна разработать инновационный продукт или услугу за ограниченное время. Они должны применить свои креативные и аналитические навыки, а также сплотиться для нахождения новаторских решений, чтобы выделиться среди конкурентов.

Цели и задачи командных деловых игр

Цели деловой игры могут быть представлены с трех ракурсов: игрового, обучающего и командообразующего. В процессе игры сотрудники получают новый опыт и знания через активное участие и общение в рамках деловой игры, а это наиболее эффективный способ усвоения информации взрослыми.

Задачи деловой игры:

  1. Объединить участников в сплоченные и слаженные команды, способные совместно работать над решением задач.
  2. Побудить участников мыслить творчески, искать новые подходы к решению проблем и задач.
  3. Повысить навыки коммуникации и взаимодействия между участниками, что способствует лучшему пониманию и сотрудничеству.
  4. Создать условия для развития лидерских качеств у участников, позволяющих эффективно руководить группой и вдохновлять коллег.
  5. Позволить участникам применить полученные знания и навыки на практике, что облегчит их запоминание и применение в реальной рабочей среде.
  6. Содействовать выявлению и поддержке инновационных идей, которые могут принести пользу компании или организации.

Деловая игра
Командные деловые игры помогают участникам лучше понять свои сильные стороны, а также обнаружить области для дальнейшего развития, способствуя росту как индивидуальному, так и коллективному.

Отличия деловой игры от тренинга и тимбилдинга 

Эти три формата похожи между собой, однако между ними есть существенные отличия, которые представлены в таблице ниже. Каждый формат решает определенную задачу.

Критерий Тренинг Деловая игра Тимбилдинг
Цель Обучение и прокачивание конкретных навыков Развитие командной работы, решение бизнес-задачи Укрепление взаимодействия и сплоченности
Участники Определенная группа (по функционалу или опыту) Группы сотрудников, команды проектов Коллектив компании
Фокус Конкретные навыки и знания Командная динамика,  закрепление нового навыка Взаимодействие, доверие, общая цель
Регламентированность Четкое следование структуре тренинга Гибкий формат, на соблюдение правил и этапов игры Свободный формат
Формат работы Индивидуальные и групповые упражнения Коллективное решение задач и сотрудничество Командные задания и взаимодействие
Результаты Повышение профессионализма Улучшение коммуникации, освоение нового навыка Укрепление связей в команде и повышение мотивации

Рекомендуем сначала определиться с задачей и какого результата хотите достичь, а потом выбрать соответствующий формат. Например, если нужно больше развлечение и командообразование — это формат тимбилдинга, если нужно проработать основательно набор определенных навыков, то лучше остановиться на тренинге, а если хотите совместить все эти цели — тогда выбирайте бизнес-игру. 

Классификация деловых игр 

Деловые игры можно классифицировать по целям и формату. Вот некоторые основные классификации деловых игр:

Классификация деловых игр по целям:

  • Обучающие игры. Направлены на обучение и развитие конкретных навыков, знаний и компетенций участников.
  • Командообразующие игры. Основная цель — сплочение коллектива, развитие командной работы и укрепление взаимодействия.
  • Инновационные игры. Направлены на стимулирование креативного мышления, поиск новых идей и решений.
  • Оценочные игры. Направлены на определение уровня компетенций сотрудников.
  • Поисковые. Нацелены на решение реальных бизнес-задач компании.


Классификация деловых игр по формату
:

  • Ролевые игры. Участники принимают роли различных персонажей и сценариев, имитируя реальные ситуации.
  • Симуляции и бизнес-игры. Создаются условия для моделирования реальных бизнес-процессов и принятия решений в них.
  • Квесты и приключенческие игры. Включают элементы поиска и решения головоломок, активно применяются на природе.


Классификация деловых игр достаточно условна, так как одна игра может решать нескольких целей и сочетать в себе разные форматы. 

Плюсы и минусы метода деловой игры

Плюсы деловой игры Минусы деловой игры
Деловая игра сочетает в себе элементы обучения и развлечения, благодаря этому знания быстрее усваиваются участниками Проработка только нескольких навыков, для комплексного подхода лучше использовать тренинг
Игровые условия помогают участникам выйти из зоны комфорта и включить креативное мышление Деловая игра в любом случае требует модерации, чтобы правила соблюдались
Деловые игры способствуют формированию сплоченных команд и улучшению командной динамики, что важно для эффективного сотрудничества в рабочей среде. Некоторые деловые ситуации могут быть слишком сложны или специфичны для того, чтобы их можно было успешно смоделировать в рамках игры
Участники сталкиваются с различными задачами и вызовами в рамках игры, что способствует развитию их умения анализировать ситуации и принимать обоснованные решения В некоторых случаях участники могут воспринимать деловые игры слишком легкомысленно, что может негативно повлиять на их результативность


Успешная реализация деловых игр зависит от правильного подхода к организации и проведению мероприятия, а также от тщательного выбора игровых сценариев, соответствующих целям и потребностям участников.

Этапы проведения деловой игры

Процесс работы над деловой игрой включает три этапа.

1. Определение бизнес-цели игры

Обычно основной целью деловой игры является опосредованное влияние на результаты бизнеса. Например, для менеджеров по продажам целью деловой игры может быть изучение новых способов увеличения среднего чека.

Важно не связывать цель игры непосредственно с прибылью компании, так как она редко способна привести к мгновенному увеличению доходов. Однако деловая игра может стать значимым инструментом для развития сотрудников и улучшения их профессиональных навыков.

Также на этапе планирования важно определить критерии успешности деловой игры. Такими критериями могут быть положительные отзывы участников, их активное участие в игре, а также обратная связь от руководителей о том, что полученные знания и навыки начали применяться в повседневной работе. Эти критерии помогут оценить эффективность и воздействие деловой игры на участников и компанию в целом.

2. Анализ целевой аудитории игры

Для создания полезной деловой игры необходимо провести предварительное исследование целевой аудитории, чтобы понять особенности их работы и портрет участников.

Изучите типичные ситуации, с которыми часто сталкиваются сотрудники. Это поможет создать игру, более релевантную и применимую в реальной работе.

При подготовке ряда игр мы просим участников сформулировать набор проблем, с которыми они сталкиваются регулярно и они остаются нерешенными. Важно: такие опросы лучше проводить анонимно, чтобы сотрудники не заметали проблемы под ковер. 

Важно, чтобы участники видели явную связь между игровым процессом и реальными задачами компании. Если связь не очевидна, объясните заранее, какие навыки и знания они смогут прокачать и применить в своей повседневной работе.

Деловая игра

3. Создание дизайна/архитектуры деловой игры

Разработайте структуру и сценарий игры, определите игровые правила и механику взаимодействия участников. Важно учесть, что игровой дизайн должен соответствовать целям мероприятия и способствовать активному участию и вовлеченности всех участников.

На этапе подготовки деловой игры мы обязательно проводим интервью с заказчиком. Это позволяет лучше погрузиться в контекст компании и сформулировать целевой результат. Также мы адаптируем все используемые примеры в деловой игре под специфику бизнеса компании.

Правильное выполнение этих шагов позволит сделать деловую игру эффективным и полезным инструментом для достижения бизнес-целей и развития команды.

Структура деловой игры

Каждая деловая игра включает три крупных блока: вступление, основная часть и заключение.

  1. Вступление. Этот этап представляет введение участников в игровой процесс. Ведущий подробно объясняет правила, механику и цель игры, а также распределяет роли. Чтобы убедиться, что все все поняли, рекомендуем дать сотрудникам попробовать выполнить необходимые действия. Например, если речь идет о работе в каком-то новом софте или формулировке ответа в определенном формате.
  2. Основная часть — это сам процесс игры. В ней участники взаимодействуют, решают задачи и анализируют ход событий в соответствии с выбранным сценарием. Здесь важна поддержка участников со стороны ведущего, чтобы отслеживать прогресс и результат игры, а также быстро реагировать на возникающие вопросы и сложности.
  3. Завершение. Этот этап предполагает подведение итогов и рефлексию. Участников нужно попросить поделиться инсайтами, полученными в процессе игры, отметить, что оказалось легким или сложным, а также определить, что они могут использовать в своей работе.

Деловая игра
Какая игра без награждения победителей? В ряде деловых игр мы используем награждение победителей в командном и индивидуальном зачете, это повышает мотивацию участников. 

Ключевые факторы успеха в проведении деловых игр

Пройдитесь по этому списку как по чек-листу, чтобы подготовить эффективную деловую игру для ваших сотрудников.

  1. Четко определенные цели деловой игры. Ясное понимание того, что организаторы хотят достичь с помощью деловой игры, позволяет сосредоточиться на конкретных результативных задачах и выбрать подходящие методы для их достижения.
  2. Адаптация под участников. Успешные деловые игры учитывают особенности и уровень подготовки участников, чтобы создать релевантную и интересную среду для всех участников.
  3. Явная связь с реальной работой. Игра должна быть тесно связана с реальными рабочими ситуациями и задачами участников, чтобы они могли применить полученные знания и навыки в повседневной деятельности.
  4. Интересные сценарии. Захватывающие и релевантные сценарии способствуют активному участию участников, стимулируют их воображение и позволяют применять знания на практике.
  5. Четкие правила и механика игры. Участникам должны быть ясны правила и механика игры, чтобы они могли сосредоточиться на решении задач, а не на разъяснении процесса.
  6. Профессиональная фасилитация. Квалифицированные фасилитаторы могут эффективно управлять игровым процессом, обеспечивать участникам поддержку и помощь при необходимости.
  7. Рефлексия и обсуждение результатов. После завершения игры важно собрать обратную связь и обсудить результаты, уроки и выводы, чтобы участники могли закрепить полученные знания и перенести их на практику.

Посмотрите деловую игру: Ключевые факторы успеха.

Результаты деловых игр

Результат бизнес-игр полностью зависит от запроса Клиента, но чаще всего к нам обращаются с запросом на следующие результаты.

  • Улучшить коммуникации. В процессе деловых игр сотрудники учатся лучше слушать и понимать друг друга, улучшается коммуникационная культура внутри команды и между различными подразделениями.
  • Развить лидерские навыки. Участие в деловых играх способствует развитию руководящих качеств, таких как умение принимать решения, мотивировать коллег, и решать проблемы.
  • Усилить командообразование. Игры способствуют формированию сильных команд и укрепляют взаимодействие между ее членами.
  • Применить новые знания и навыки. Участники могут освоить новые методы работы, техники решения задач и стратегии, которые могут применять в реальной рабочей среде.
  • Развить креативность. Деловые игры часто способствуют развитию креативного мышления, что помогает сотрудникам находить новые и оригинальные решения проблем.
  • Повысить управленческие навыки. Руководители могут получить опыт в управлении командой, распределении ресурсов и принятии стратегических решений.
  • Решить реальную бизнес-проблему. В зависимости от сценария и целей игры, участники могут непосредственно работать над решением актуальных проблем компании, что приводит к практической пользе для организации.


Если вы хотите заказать деловую игру

Свяжитесь с нами, мы поможем вам в проведении деловой игры. Посмотрите также наши кейсы по проведению бизнес-игр у лидеров рынка. Будем рады помочь в решении вашей задачи!

Tags: ЛичнаяЭффективность Маркетинг Продажи

Организация и проведение

деловой игры.

Понятие  формы – деловая игра.

Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматривае мой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формиру ют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра — это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в ли цах, что позволяет понять психологию человека, встав на место ре бенка, его родителей, заведующей или коллеги.

По определению А.А. Балуева (А.А. Балуев. Методы активного обучения». — М.: Профиздат, 1986), существует пять модификаций деловой игры, рассмотрим две из них.

Имитационные игры. В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, то есть как бы руководят этими процессами, но с воображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого-либо процесса, вида детской деятельности.

Метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли
какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя при этом знание педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал.

В этих играх может быть отработано поведение педагога в опреде ленных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т.д.

Деловыми играми часто называют также игры, основанные на телевизионных передачах: КВН, «Поле чу дес», «Счастливый случай», различные викторины, а также разрабо танные ими или адаптированные к педагогическим проблемам дет ского сада игровые приемы (они оказывают существенную помощь не только в совершенствовании педагогического мастер ства, но и в сплочении педагогов, создании коллектива единомы шленников).

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в дет ском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и вос питательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что учит практи ческому выполнению этических профессиональных норм и правил поведения; это творческая, свободная деятельность, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отра жения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, лег кости и указывает на связь этого процесса с положительными эмо циями, вызывает высокую активность участников в разрешении реальных педагогических проблем, позволяет связывать теорию с практическим опытом.

Требования по организации и проведению деловой игры.

 «Как часто мож но проводить деловую игру со всем коллективом?». Целесообразно ее использовать 1—2 раза в год. Хорошо, если старший воспитатель сам поиграете под руководством опытного методиста, прочувствуете игру «изнут ри» и только затем приступит к подготовке и проведению такого занятия в своем коллективе.

В методической работе деловая игра является  частью единой системы.

Подготовка и проведение деловой игры — процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить ее отдельные элементы или содержание без изменения модели.

Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять се минары, практические занятия, а должны проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включа ет в себя следующие этапы:

  1. создание проекта деловой игры;
  2. описание последовательности действий;
  3. описание организации проведения игры;
  4. составление заданий для участников;
  5. подготовка оборудования.

Проект деловой игры

  1. Название деловой игры, ее цели.
  2. Состав участников.
  3. Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру в целом.
  4. Суть проблемы, подлежащей решению.
  5. Состояние исследуемого вопроса.
  6. Руководство деловой игрой.
  7. Перечень необходимого оборудования, литература для предва рительного изучения.

Для разработки деловой игры необходимо создать имитацион ную и игровую модели, которые должны органически наклады ваться друг на друга, что и определяет структуру игры.  

Приступая к разработке модели деловой игры, необходимо чет ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.

Формулируя общие цели, мы предоставляем возможность каж дому участнику найти средства достижения собственных целей.

В каждой игре выделяются свои роли и определяется необходимое количество игроков. Роли могут быть профессиональ ные и межличностные, исполнение которых способствует созданию проблемных ситуаций («лидер», «конформист», «консерватор» и т.д.).

Подготовка деловой игры — это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте но, где, когда, кем и какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.

Вот несколько вариантов размещения участников общения, предло женных В.П. Дубровой и Е.И. Милашевич (Витебский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова). Прямоугольником с кру жочком внутри обозначен организатор, кружочками — члены группы.

Блочный метод размещения: подходит для организа ции диспутов, дискуссий. Участники обеспечены микрофонами (могут быть условные). В случае необходимости микрофоны выставляются и в зале.

 Расположение лицом к лицу: применяется в случае, если между педагогами предполагается полемика или предстоят «перего воры».

Треугольники: если педагогический коллектив немногочислен, воспитатели могут непосредственно общаться друг с другом

 Круглый стол: круговые формы размещения участников позволяют сделать пе дагогический коллектив самоуправляемым. Возможность взаимных контактов становится максимальной, минимизируется роль организатора. Если участников много, образуется «круглый стол с аквариумом». В этом случае создаются особые правила для участни ков внешнего круга, которые наблюдают за ходом общения во внут реннем круге. Результаты их наблюдения излагаются в общей дис куссии.

Продумывая все элементы деловой игры, важно определить формы оценки. Часто применяются балльная система за каждый этап и подсчет всех оценок в конце игры. Иногда используется анкетиро вание. Отметим, что продуманная система оценки связана с функ цией стимулирования, поэтому иногда следует продумать оценку личного вклада каждого в достижение общей цели, например: от мечается группа-победитель, а в ней выделяется лидер (по сумме баллов). Иногда возможно оценивать то или иное решение словами: «творческий подход», «красивая мысль», «корректное решение».

Для оценивания в деловые игры вводятся роли экспертов, ана литиков, представителей заказчика и т.п. Целесообразно наглядно оформить оценки на специальных табло, схемах, экранах.

В заключение следует предложить игрокам объективно оценить результаты всей игровой деятельности, таким образом провести за ключительный анализ: что нужно учесть в дальнейшем, какой ин формацией овладеть. Это станет важным фактором после игрового интереса участников к познавательной деятельности.

Приложение.

Сценарий деловой игры

на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

1.        Цель:

          — уточнение знаний педагогов, компетентность в осуществле нии ведущих задач учебного года;

  1. развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные во просы;
  2. контроль за соблюдением педагогами правил культуры рече вого общения, тактичного поведения.

2.        Правила игры:

  1. уметь слушать других;
  2. вырабатывать общее решение вопроса;
  3. принимать активное участие в игре;
  4. не оспаривать оценку жюри;
  5. соблюдать культуру речи и тактичность;
  6. придерживаться регламента.

3.        Атрибуты игры:

  — эмблема команды;

—        значки капитанов;

         — большой куб с цифрами;

—        колокольчик;

           — песочные часы;

—        аудиокассета с записью легкой музыки;

  1. воздушные шары с листами-вопросами внутри;
  2. табло для демонстрации результатов;
  3. бланки-протоколы у жюри.

4.        Ход игры:

Ведущий (старший воспитатель) представляет команды, жюри (заведующий, психолог, старший логопед) и предлагает всем занять свои места. Он напоминает правила игры, и игра на чинается.

Разминка

Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получа ют для своей команды вопрос.

  1. Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра.)
  2. Что в первую очередь влияет на формирование человеческой лич ности? (Воспитание, социальная и природная среда, наыедственность.)

Рубрика «Говори правильно»

I. Ведущий предлагает капитанам с помощью куба выбрать для своей команды скороговорку 1 или 2.

  1. В живом уголке жили ежи да ужи.
  2. Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

II.        Ведущий объявляет «музыкальную паузу», во время которой жюри подводит первые итоги. Ведущий оглашает его решение и выставляет баллы на табло.

III.        Ведущий предлагает командам выбрать какой-то воздушный шар. Капитаны достают из них листы с двумя вопросами для каж дой команды.

1.        Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?

На первый план выдвигается общение со сверстниками.

Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных пред метных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внима ние соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.

2.        Назовите главные задачи познавательного развития.

Развитие общих познавательных способностей: умение наблю дать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы соб ственной деятельности и т.д.

3.        Перечислите функции речи старшего дошкольника.

  1. Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.
  2. Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.
  3. Речь — как область объективных отношений, которые познает ребенок.
  4. Речь — как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.

4.        Назовите задачи познавательного развития в процессе воспи тания патриотических чувств.

•        Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, делать выводы и т.д.

« Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну».

• Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отноше ний и т.д.

IV.        Музыкальная пауза, во время которой жюри обсуждает отве ты и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.

V.        Ведущий объявляет общий результат, вручает небольшие суве ниры, благодарит за участие.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти руководство по названию дота 2
  • Торнадо 500 от сорняков инструкция цена
  • Доклад руководство сюжетно ролевыми играми
  • Свд винтовка руководство
  • Белгоспищепром руководство концерн