Руководство чтение это

Ключевые слова:

Руководство детским чтением. Сущность. Споры. Система. Создатели системы. Библиотечное обшение в структуре общения. Виды общения. Межличностные отношения. Рекомендательная библиография. Список «100 книг». Библиотечное обслуживание.

Руководство чтением – одно из устоявшихся понятий библиотечной педагогики, пришедшее к нам из XIX века. Оно основано на знаниях психологии и педагогики чтения, на понимании критериев оценки литературных произведений. Этим термином пользовались выдающиеся отечественные педагоги и библиотековеды. Он вошел в название четырех изданий учебника для студентов библиотечных факультетов, вышедших в советское время и касающихся вопросов детского чтения. Этот учебник в своем труде «Дети. Время. Книга» крупнейший специалист в области детского чтения И. Н. Тимофеева назвала эпохой в библиотечной профессии.

Чтение – базовый компонент учебной деятельности, обеспечивающий успех школьника по всем учебным дисциплинам. Прежде чем тот освоит информационную грамотность, он должен научиться читать, воспринимать и понимать написанное. Без чтения нет ни образования, ни культуры. Этот тезис ставит руководство чтением в центр педагогической деятельности школьного библиотекаря, придает ему методологическое значение в системе образования.

В период социальной перестройки 90-х годов в России отношение к этому термину резко изменилось. Одни специалисты стали считать, что в демократическом обществе термину «руководство», понимаемому как «воздействие», применительно к чтению места нет. Как пишет Ю. А. Гриханов в статье «Руководство чтением», помещенной в «Библиотечной энциклопедии» (2007), некоторые библиотековеды предложили вообще не упоминать этот термин, учитывая его идеологизированность и авторитарность. Предлагалось заменить его другими – «активизация чтения», «поддержка чтения», «педагогическое сопровождение чтения». Применительно к рекомендательной библиографии стали использовать термин «организация чтения».

Чаще всего в качестве синонима термина «руководство детским чтением» используют в наши дни термин «педагогика детского чтения». Такое название, в частности, получил межведомственный сборник научных трудов «Педагогика детского чтения: история, теория, перспективы» (2002). В предисловии к этому сборнику дана следующая трактовка использованного понятия: «Это система научного знания о воспитательной направленности литературы для детей и юношества, о формировании интеллектуального и духовного облика ребенка-читателя под воздействием различных социальных факторов и воспитательных концепций». Не возражая в принципе против такого определения понятия, скажем, что оно, на наш взгляд, относится скорее к научной сфере. В то время как «руководство» тяготеет больше к практике, к конкретной работе с читателем.

Вернемся к этому термину. В раскрытии содержания руководства чтением, которое сделано Ю. А. Грихановым в «Библиотечной энциклопедии», никакой идеологизации и авторитарности нет. Все три названные его части:

– помощь читателю в выборе произведений печати в соответствии с интересами читателя, подбор и рекомендация литературы по теме запроса, содействие формированию новых интересов;

– содействие читателю в овладении навыками самостоятельного выбора книг;

– помощь в процессе чтения и восприятия прочитанного (беседы, обсуждения, обучение методам рационального чтения); – не несут в себе никакого довлеющего начала. Помощь и содействие – это не давление и тем более не насилие над читателем, а всего лишь участие библиотечного специалиста в выборе литературы и в ее восприятии, диктуемое его профессиональными обязанностями и личностными побуждениями.

Перечисленные элементы руководства чтением – это разные его направления, к которым нынче, в условиях кризиса чтения, присоединяют еще одно: продвижение идеи чтения, раскрытие его ценности. Эта задача первостепенной важности поставлена в программе «Поддержка и развитие чтения в России» (2006). В целом предложенная Ю. А. Грихановым система базируется на изучении и учете читательских интересов и потребностей посетителей библиотеки, их возрастных и тендерных особенностей и осуществляется разными формами и методами приобщения к книге, традиционно применяемыми в библиотеке.

Если мы заглянем в последнее издание учебника «Руководство чтением детей и юношества в библиотеке» (1992) и посмотрим тут на определение понятия «руководство чтением», то слова «воздействие», использованного в первых изданиях учебника, мы в нем уже не найдем. Оно заменено «общением». В основе процесса лежит установка на личность, взгляд на читателя как на субъект, а само руководство чтением детей нацелено на воспитание. Оценивая эту педагогическую систему, профессор Г. А. Иванова увидела в ней не вчерашний, а завтрашний день детской библиотеки. Хочется вместе с известным библиотековедом С. Г. Машиной задаться вопросом, который она поставила в своей книге «Публичная библиотека. Пути инновационного развития» (2009): «Не получится ли так, что, отринув теорию руководства чтением, с настороженностью относясь к феномену рекомендательной библиографии, мы вместе с их идеологическим наполнением оставили за бортом все те нравственные императивы и связанные с ними ценностные ориентации, которые составляли один из столпов русского просветительства?» (С.315). Сам автор не только не исключает в современных условиях этот аспект библиотечной работы, но видит в нем зерно инновационной деятельности: «Все те элементы руководства чтением, о которых мы в настоящее время говорим с извинительной интонацией, оказывается, входят в набор предпочитаемых функций американского библиотекаря». Все, что многие отнесли ко вчерашнему дню библиотечной педагогики, за рубежом подхвачено библиотекарями и выдается за их изобретение, использовать которое нам в России еще только предлагают.

Приведем в качестве примера опыт Японии, о котором рассказала доцент Университета Досися Киото, постоянный член комитета IFLA Юрико Накамура в докладе «Баланс и интеграция двух возможных основ теории школьного библиотечного образования: руководство чтением и формирование информационной культуры личности», произнесенном на Форуме школьных библиотекарей России «Михайловское-2009». Показательно, что вопрос о руководстве чтением она выдвинула в качестве теории школьного библиотечного образования и миссии японских школьных библиотек, что утверждено было в принятом еще в 1949 году в этой стране «Законе о школьных библиотеках». Осознание значимости руководства чтением не пошатнулось у японских специалистов даже в годы американской оккупации. Японские библиотекари и родители, вопреки американскому подходу к библиотечной деятельности как деятельности сугубо информационной, утверждали ценности руководства чтением детей, полагая, что оно должно предшествовать формированию информационной культуры. Важно подчеркнуть, что под руководством чтением в Японии понимают не только продвижение чтения, чтение вслух и обсуждение книг, но и подготовку детей через чтение к жизни и реальному поведению. Именно эта целевая установка обеспечивает, как сказала Юрико Накамура, полноту понятия «руководство чтением».

Японский опыт говорит о том, что термин «руководство чтением» вышел за пределы России – родоначальницы этого опыта, его теории и практики. Как утверждала библиограф И. Н. Тимофеева, руководство детским чтением – это вклад России в мировую педагогическую копилку, и нам не только негоже от него отказываться, но напротив, надо считать его нашим национальным достижением. Сама И. Н. Тимофеева, невзирая на мнение отдельных библиотековедов, негативно относящихся к термину «руководство чтением», не только без «извинительной интонации» использовала этот термин, но подчеркивала его незаменимость и ценность в наши дни. Она разработала две его системы. Одну – применительно к родителям и вложенную в энциклопедию «Что и как читать вашим детям от года до десяти» (2000), другую, составившую пособие «Дети. Время. Книга» (2009), она адресовала библиотекарям. По ее мнению, система руководства детским чтением, которую создавали наши великие учителя Ушинский, Толстой, Сухомлинский, выдержала проверку временем. Эта система отвечает на все вопросы образования, обучения, воспитания и развития детей средствами книги и чтения. Главные из них: как приохотить детей к печатному слову, какие книги следует рекомендовать в том или ином возрасте, как научить ребенка полноценному восприятию, как с помощью литературы развивать ум и сердце ребенка, а также познавательные интересы и способности. Наконец, как из читающей личности вырастить самостоятельно думающего, активного, творческого человека. Эта система, важная всегда, приобретает особую актуальность в период системного кризиса детского чтения, какой мы переживаем сегодня. Дело не в термине, а в том, что мы вкладываем в него.

Важно подчеркнуть, что идея связи руководства чтением с реальным поведением ребенка и опытом его жизни, о которой говорила Юрико Никамура, российскими библиотекарями-педагогами осознана давно. Следует в этой связи вспомнить книгу «Руководство к чтению поэтических сочинений» русского педагога Виктора Острогорского, изданную в Петербурге в 1875 году. Последнее, пятое издание вышло в свет в 1911 году. Долгая жизнь книги свидетельствует о потребности широкого круга читателей в подобного рода руководствах. О значении этой книги говорит тот факт, что она была одобрена Ученым комитетом Министерства народного просвещения для ученических библиотек средних учебных заведений и городских училищ, для библиотек учительских институтов и семинарий и для бесплатных библиотек-читален. В этой книге содержится обоснованное указание, подтвержденное массой примеров, как вести разговор о художественном произведении, какие вопросы, ведущие от литературы к жизни, ставить и обсуждать. Цель книги – содействовать воспитанию души, веры в добро и в человеческое достоинство. Автор рекомендовал читателям найти себе надежного руководителя в чтении, который бы знал хорошо возраст, жизнь, характер, вкус, настроение души растущего человека и умел выбрать такие книги, которые бы влияли, «сообразно с потребностями, то руководя, то одобряя, то развивая». Содержание разговора с читателем определялось не только спецификой художественного произведения, но и нравственными целями, чтобы читатели задумывались о самих себе, «чтобы с лицами, созданными поэтом, сравнивали себя самих, чтобы, взвешивая их дурные и хорошие планы, учились обдумывать и выполнять свои». Из названных целей и задач и складывалось руководство чтением художественных произведений в России.

Идея неразрывного единства руководства чтением с формированием жизненных установок ребенка, с его нравственностью и поведением красной нитью проходит через все четыре издания учебника «Руководство чтением детей в библиотеке», через опыт школьных и детских библиотекарей. Она проходит, в частности, и через творческую деятельность библиографа-методиста И. Н. Тимофеевой. Ее беседы с детьми о художественном произведении всегда переходили в разговор о жизни. Этому она учила библиотекарей, давая им советы, как беседовать с детьми о добре и зле, о любви и ненависти, о жестокости и милосердии, о стойкости и мужестве, о соблазне и его преодолении. И чтобы это был не абстрактный разговор, а сугубо конкретный, живой, вытекающий из образной природы того или иного произведения.

Эта же мысль подтверждается и опытом такого крупного специалиста в области детского чтения, какпсихолог РГДБ О. Л. Кабачек. Так, в статье «Хорошая книга выстраивает личность» она пишет: «Чтение настоящей художественной литературы формирует объемное, живое восприятие окружающего мира, природы, жизни. Подлинное художественное произведение всегда обращается к образам, воплощающим важнейшие культурные и нравственные ценности. Оно выводит человека к лицезрению и переживанию самых глубин жизни. Взаимодействие души ребенка с нравственным зарядом такого произведения потрясает ее, порождает катарсис – благотворный эмоциональный взрыв, помогает увидеть в обыденном вечное» («Виноград». – 2006. – № 3. – с. 14). Деятельность библиотекаря по руководству чтением призвана углубить и развить то в произведении, чего сам ребенок не всегда способен увидеть и осознать.

Само слово «руководить» означает «вести за руку», то есть направлять, помогать, корректировать, регулировать. Оно отвечает потребности самого ребенка в развитии, в восхождении к высотам культуры, чего самостоятельно, без участия взрослого, он сделать не в силах. «Дитя – говорил известный писатель и педагог В. Одоевский, – не может научиться из самих книг всему тому, что ему нужно знать. При книге необходимы объяснения и замечания искусного руководителя, который бы заставлял его беспрестанно вникать в смысл прочитанного и помог таким образом его разумению» (Одоевский В. Ф. Разговор с детьми  //  Избр. пед. соч. – М., 1955. –С. 171). Объяснения и замечания искусного руководителя необходимы ребенку и при выборе книг, чтобы в репертуар его чтения попадала доброкачественная духовная пища, а не суррогат.

Составляющие понятия «руководство чтением» в лапидарной форме определил еще К. Н. Ушинский. Этими составляющими он назвал две. Первая – что читать. Вторая – как читать. По его мнению, без этих составляющих чтение не имеет смысла. Сегодня для возрождения и претворения в жизнь педагогической системы руководства детским чтением настало благоприятное время.

Идея поддержана Рекомендациями парламентских слушаний «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей», а также общественно-государственным проектом «Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской федерации до 2015 года». В последнем документе говорится: «Деятельность библиотек общеобразовательных учреждений должна находиться в русле модернизации системы образования России и интегрироваться во все общенациональные, региональные и местные образовательные программы». И еще: «Обучение есть та грань, на которой обязанности школьного библиотекаря смыкаются с обязанностями учителей».

Руководство чтением проявляет себя в наши дни более всего в сфере библиотечного общения и реализуется преимущественно через библиотечное обслуживание и рекомендательную библиографию. Хотя в определение понятия «Библиотечное обслуживание» педагогических аспектов не заложено (согласно ГОСТУ 7.0-99, «Библиотечное обслуживание – это совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг»), задачи библиотечного обслуживания фактически во многом смыкаются с задачами библиотечной педагогики. Согласно учебнику Ю. П. Мелентьевой «Библиотечное обслуживание» (2006), они предусматривают:

– поддержание высокого статуса книги и чтения как средства социализации (развитие, образование) личности;

– разработку методик и технологий приобщения к чтению, продвижение чтения;

– формирование высокого уровня культуры чтения и информационной культуры во всех читательских категориях.

«Без педагогической функции, – говорится в учебнике, – библиотечное обслуживание превращается в чисто технический процесс, а библиотека – в книгохранилище».

Главным элементом библиотечного обслуживания, как и педагогической деятельности школьного библиотекаря, является общение с читателем. Оно обычно предваряет выдачу книги и следует за ее возвращением. Именно в общении по поводу чтения реализуется чаще всего принцип сотрудничества библиотекаря с читателем, который нельзя свести к какой-то сумме правил или технологических процессов. Его важнейшая предпосылка – взаимный интерес библиотекаря и читателя друг к другу, готовность понять и принять нечто новое, идущее от конкретной личности. Диалог с читателем носит, как правило, не вопросно-ответный характер, а характер живой беседы.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Именно поиски общения, как было выяснено, нередко приводят подростка в библиотеку и к установлению контактов с библиотекарем, ибо к общению располагает сама книга, нацеленная на ответную мысль читателя, ждущую разрешения в диалоге с другими людьми. Как педагогический процесс общение может осуществляться только при условии, если в нем заинтересован сам читатель.

По критерию цели называют несколько функций общения. Среди них – установление контакта, обмен информацией, стимулирование активности, взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний, установление отношений. Только на основе эмоционально-сердечных, доверительных субъектно-субъектных отношений и возможно влияние библиотекаря на развитие познавательных интересов ребенка, влияние через книгу на его внутренний мир, на качество чтения, на передачу читательского опыта от одного человека к другому, старшего поколения к младшему.

Научное направление, связанное с библиотечным общением, сформировалось в России в 90-е годы прошлого века. На сегодняшний день это одна из самых активно разрабатываемых проблем библиотечного обслуживания. Так, в монографии С. А. Езовой «Библиотечное общение как феномен исследования» в списке литературы содержится 304 названия книг и статей по этой теме. В числе названных работ есть и те, которые посвящены педагогической составляющей библиотечного общения с ребенком.

Особое место в системе библиотечного общения занимает индивидуальное общение, когда библиотекарь и читатель ведут диалог друг с другом. Индивидуальный стиль общения библиотекаря с читателем во многом определяется литературными предпочтениями библиотекаря. Все, что любит он, что ценит в литературе, чем увлечен, так или иначе сказывается на работе с читателем, вызывает желание одарить его, поделиться впечатлениями.

Второй субъект индивидуального общения – читатель. У каждого из них свой путь к книге и информационной культуре, свои учебные и личностные потребности, свое понимание мира. В выработке «своего» и состоит, по существу, смысл чтения. По тому, что читает ребенок и как читает, как оценивает книгу, можно судить о том, каков он сам. В индивидуальном, скрытом от других опыте переживаний, каким является восприятие читаемого, его радостях и огорчениях, восхищении и негодовании, в решении жизненных проблем, фантазии, в спорах с героями и вырабатывается личность, формируется характер. Каждая хорошая книга для ребенка – это ступень в его духовном развитии при условии, что этот мир переживаний будет насыщенным и богатым. Вот здесь и нужна «рука» библиотекаря, чтобы помочь ребенку через чтение открыть самого себя.

Как отмечает Ю. П. Мелентьева, при решении разных задач во взаимоотношениях библиотекаря и читателя могут создаваться два варианта общения: субъект-объектное и субъект-субъектное. Но то и другое строится не на авторитаризме или иерархии, как при взаимоотношении ученика и учителя, а на паритете, на сотрудничестве. Говоря о вариантах общения применительно к библиотечному обслуживанию, хочется сделать уточнения. При библиотечном обслуживании, когда библиотекарь удовлетворяет спрос читателя и не более того, сохраняются между ними субъект-объектные отношения. Когда же речь идет об общении, связанном с книгой, ее прочтением и обменом впечатлениями, здесь вступают в свои права субъект-субъектные, межличностные отношения, выходящие за рамки предоставления читателю библиотечных услуг.

Большое значение в руководстве чтением имеет рекомендательная библиография, отвечающая за репертуар чтения детей, противодействующая попаданию в круг их чтения литературного «мусора». Составление рекомендательных списков, включающих в себя золотое ядро детского чтения, заложено в традиции отечественной культуры: дать детям свод духовно безопасных книг, способных содействовать развитию ребенка, становлению его как личности и гражданина. Так, во вступительной статье к пособию И. В. Владиславлева «Что читать» (1918) H. A. Рубакин писал: «Укажите детям гг. взрослые, на существование возможно большего числа хороших книг, а воспользоваться вашими указаниями по своему хотению и выбрать из них по своему разумению наиболее для них интересное – это сумеет и сам юный читатель. Такая постановка дела и есть не что иное, как организация свободного и самостоятельного чтения, а это и есть идеал всякого чтения».

В условиях, когда чтение и воспитание рассматриваются как стратегический ресурс российского общества, вопрос о том, что читать детям, становится особенно актуальным. От того, что предлагается читать детям, зависит престиж чтения, отношение к нему и детей, и взрослых. Те и другие нуждаются в надежной подсказке: взрослые – в систематической информации о доброкачественной литературе, в отборе лучших книг для чтения детей, дети – в доступной им информации о лучших книгах. Как утверждает один из авторов учебника «Библиография детской литературы» E. H. Томашева: «Школьному и детскому библиотекарю нужны не только исчерпывающие сведения о микропотоке издаваемой литературы для детей, сколько оценочная информация, с этим потоком связанная, рекомендации и советы по использованию лучших материалов в работе с детьми разного возраста» (Томашева E. H. Библиография как экспертная система и организатор чтения детей  //  Шк. б-ка. – 2004. – № 7. – С. 33). Именно квалифицированный библиограф учит находить разницу между хорошей и плохой книгами, подсказывает пути использования литературы в различных видах деятельности. Дети предпочитают игровые формы библиографических пособий в бумажных и электронных вариантах (Г. С. Ганзикова). В последнее время рекомендацию лучших новинок осуществляют детские и юношеские журналы, введя рубрику «Премьера книги».

При отсутствии крупных рекомендательных изданий для детей стали пользоваться спросом малые библиографические формы, создаваемые силами самих библиотекарей: информационные листки, книжные закладки, картотеки: «Библиотекари читают. Библиотекари рекомендуют», самодельные списки «Читатели советуют». Хорошую помощь библиотекарям оказывают такие журналы, как «У книжной полки», «Читаем вместе», которых называют навигаторами в мире книг. Они адресованы взрослым читателям, но отдают должное и детям. Для школьных библиотек силами РГДБ составлен в 2008 году список «Круг чтения. Что читать дошкольникам и младшим школьникам» («Школьная библиотека», 2008. – № 10. – Вкладка). Заметным явлением в рекомендательной библиографии для детей последних лет является «Библиогид», создаваемый в электронном виде группой библиографов РГДБ.

В отборе лучших книг для детей стали принимать участие библиотекари отделов комплектования. Показателен в этом отношении опыт ЦГДБ им. A. C. Пушкина (Санкт-Петербург). Библиотека создала долговременный инновационный проект «Книжный хит-парад», цель которого – определить 10 лучших книг месяца. За десять лет библиотекой был сформирован уникальный набор из сотен книжных хит-парадов. В результате такой деятельности была создана книга «Миллениум. 1000 книг. Книжный микс» с богатым справочным аппаратом, издать которую взялось издательство «Школьная библиотека» в 2013 году (по частям книга опубликована в журнале «Школьная библиотека» в номерах 1–4 за 2013 год).

В последнее время важной подсказкой библиотекарю, что рекомендовать школьникам для самостоятельного чтения, является список «100 книг», к созданию которого подтолкнул специалистов В. В. Путин. Этот список, родившийся в результате общественного обсуждения, назван «Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению» (опубликован в журнале «Школьная библиотека», 2013, № 1). Этот перечень может быть использован школьным библиотекарем при организации внеклассной и внеурочной работы с учащимися, доведен до сведения родительского сообщества, служить содержательной основой для разработки дополнительной образовательной программы и для различных форм кулыуротворческой работы с детьми.

Из всего сказанного вывод напрашивается сам собой: руководство чтением было и есть ядро библиотечной педагогики, которую психолог О. Л. Кабачек назвала уникальной лабораторией, оперирующей всем лучшим в педагогике.

Особый раздел педагогической деятельности школьного библиотекаря по руководству чтением детей связан с воспитанием культуры восприятия литературных произведений, с развитием читательских способностей. В статье Ю. А. Гриханова («Библиотечная энциклопедия», 2007) он назван «помощью в процессе чтения и восприятия прочитанного». В этом отношении принятая в России модель «помощи» во многом отличается от западных моделей воспитания культуры чтения. Этой проблеме посвящен следующий раздел учебного пособия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Руководство чтением– ключевое
 звено педагогической деятельности 
школьного...

    1 слайд

    Руководство чтением– ключевое
    звено педагогической деятельности
    школьного
    библиотекаря

  • Чтение – это  не  только  вопрос  о том, что читать, но и как читать. Чтение...

    2 слайд

    Чтение – это не только вопрос о том, что читать, но и как читать. Чтение – это базовый компонент жизни ребенка, его воспитания и образования.

  • Понятие
 «руководство чтением»	
        
 помощь читателю в выборе произведен...

    3 слайд

    Понятие
    «руководство чтением»

    помощь читателю в выборе произведений печати в соответствии с интересами читателя, подбор и рекомендация литературы по теме запроса, содействие формированию новых интересов;

    содействие читателю в овладении навыками самостоятельного выбора книг;

    помощь в процессе чтения и восприятия прочитанного (беседы, обсуждения,
    обучение методам чтения).

  • «Руководство чтением детей» – это целая система, которую создавали великие пе...

    4 слайд

    «Руководство чтением детей» – это целая система, которую создавали великие педагоги К. Ушинский, Л. Толстой, В.Сухомлинский и которая является вкладом России в мировую педагогическую копилку. Система выдержала испытание временем, ибо она отвечает на все вопросы образования, обучения, воспитания и развития детей средствами книги и чтения.

  • Главные составляющие педагогической системы:
- как приохотить детей к печатно...

    5 слайд

    Главные составляющие педагогической системы:
    — как приохотить детей к печатному слову;
    — какие книги следует рекомендовать в том или ином возрасте;
    — как научить ребенка полноценному восприятию;
    — как с помощью литературы развивать ум и сердце ребенка, а также познавательные интересы и способности;
    — как из читающей личности вырастить самостоятельно думающего, активного, творческого человека.

  • Главная задача деятельности школьной библиотеки – приобщение детей к чтению....

    6 слайд

    Главная задача деятельности школьной библиотеки – приобщение детей к чтению. Знакомя читателей с историческим опытом народа через книгу, библиотека призвана быть хранителем национальной культуры. Именно знакомство с культурой своей малой Родины позволяет чувствовать себя ее частью. Являясь хранителем творческого наследия страны, библиотека создает предпосылки для развития творческой активности читателей.
    Любое творчество невозможно без эстетического воспитания, поэтому библиотека вместе с педагогическим коллективом школы работает над всесторонним выявлением природных задатков и дарований детей.

  • «Всем   хорошим   во   мне   я обязан   книгам». 
М. Горький

    7 слайд

    «Всем хорошим во мне я обязан книгам».
    М. Горький

Главной задачей школьного библиотекаря является воспитание интереса и любви к книге, стремления общения с ней. Сейчас, когда наши дети читают всё меньше и меньше, необходимо стараться наладить работу с каждым ребёнком, чтобы с самых малых лет он получал радость общения с книгой дома, в школе, в библиотеке. Для этого необходимо использовать различные методы и формы как массового, так и индивидуального руководства чтением.

Руководство чтением содействует всестороннему гармоническому развитию личности, максимальному удовлетворению и развитию читательских интересов и потребностей, помогает в повышении уровня профессиональных знаний и навыков, в воспитании культуры чтения. Руководство чтением базируется на изучении и учёте читательских интересов и потребностей.

В основе индивидуального метода руководства чтением — учёт индивидуальных особенностей читателя, его интересов, увлечений, способностей.

Наиболее распространённая форма индивидуального руководства чтением в школьной библиотеке – это беседы различного характера.

Во время рекомендательной беседы библиотекарь не только помогает выбрать конкретную книгу, но и вызывает у читателя интерес к ней, создавая соответствующую установку её восприятия. Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня его развития.

Рекомендательную беседу строят таким образом, чтобы читатель захотел прочесть книгу. Сначала выясняется, о чём бы хотел прочитать ребёнок, затем показываются книги различной тематики. Беседуя о художественном произведении, не следует пересказывать или полностью раскрывать его сюжет, т.к. это, как правило, приводит юного читателя к заключению, что ему достаточно известно как о писателе, так и о его книге.

При рекомендации художественного произведения читателям 6-9 лет можно зачитать яркий эпизод из книги, или рассказать о её главном герое, показать одну – две иллюстрации. Целесообразно остановиться на творческой истории произведения.

Полезно рассказать о том времени, когда появилось произведение, как его приняли современники. Если по произведению создан фильм или спектакль, то об этом непременно нужно упомянуть. Испытанным приёмом рекомендации являются также ссылки на авторитетных для читателя лиц, на мнения других читателей, на печатные рецензии и отзывы.  

При возвращении книги читателем библиотекарь снова проводит с ним  беседу. Первый вопрос должен побуждать читателя проявить своё отношение к книге или вспомнить наиболее понравившиеся места в ней. Беседа о прочитанном как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на его сознание и чувства, позволяет понять уровень и качество восприятия читателем книги.

Если она была взята по совету библиотекаря, то во время беседы определяется педагогическая состоятельность рекомендации, т.е. выясняется, на сколько удачна с точки зрения читателя была рекомендация.

Если книга выбрана читателем самостоятельно, его просят, оценить собственный выбор. В случае, когда нет уверенности, что читатель самостоятельно вступит в беседу о прочитанном, не дожидаясь его отзыва, желательно поделиться с ним своими впечатлениями, которые остались после прочтения этой книги. Читатель или соглашается с оценкой, или дополняет её своими впечатлениями, или вступает в полемику с библиотекарем.

До настоящего времени не утратило своего значения индивидуальное плановое чтение. Индивидуальные планы чтения составляются только в том случае, если читатель просит о помощи в организации его чтения.

Для его организации используются типовые планы чтения и другие «малые формы» библиографии. Приоритетные группы, привлекаемые к плановому чтению: учащиеся, занимающиеся самообразованием, учащиеся выпускных классов, занимающиеся подготовкой к продолжению обучения в вузе, начинающие учителя-предметники, руководители кружков.

Статья на тему Индивидуальное руководство чтением учащихся

Суть данного способа состоит в привлечении пользователей библиотеки к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой с целью разностороннего культурного развития читателей школьников или профессиональных знаний читателей учителей, а также выработке у каждого из них умений и навыков систематического самообразовательного чтения. Интересы пользователей библиотеки для привлечения их к плановому чтению уточняются ежегодно путем анкетирования читателей.

Существуют три вида индивидуального планового чтения:

а) «типовые планы чтения», которые создают в библиотеках на основе анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей;                    

б) списки литературы типа «Что читать дальше»;

в) наиболее подготовленные читатели вместе с библиотекарями на основе рекомендательных указателей литературы и других библиографических изданий составляют для себя индивидуальный план чтения.

В школьных библиотеках для читателей учителей, для администрации школы могут использоваться формы индивидуального информирования по определённому кругу вопросов (тем). Подобная работа проводится с привлечением элементов избирательного распространения информации. Индивидуальное информирование заключается в постоянном оповещении читателей о новых документах по интересующей их теме, поступивших в школьную библиотеку. Определяются форма и частота оповещения, разрабатывается система обратной связи для оценки эффективности информирования.

К формам индивидуального обслуживания относятся и консультации. Это совет библиотекаря читателю по какому-либо вопросу, связанному с выбором литературы. Консультации проводятся у книжных полок, у выставок, у каталогов и карточек.

Часто подростки идут в библиотеку, чтобы «порыться в книгах», полистать журналы, выбрать «что-нибудь интересное». Эпизодический конкретный спрос у них, как правило, обусловлен заданием учителя или возникает под влиянием интересной телепередачи, фильма, нередко совета товарища. Библиотекарь должен проявить максимум такта, что бы своим советом помочь читателям выбрать нужные им книги или статьи из периодических изданий. Библиотекарю знакомы читатели, которые в фонде бесцельно переходят от одного раздела к другому. Их внимание привлекает внешний вид книги, её обложка, заглавие, иллюстрации.

Библиотекарь может провести консультацию с такими читателями у книжных полок, чтобы привлечь их внимание к лучшим книгам, помочь осознать запросы, подсказать рациональный путь самостоятельного поиска нужной литературы. Важная задача консультации — указать читателю на трудности, с которыми он может столкнуться при чтении, предложить справочные издания. Во время консультации библиотекарь объясняет назначение справочного аппарата книги, предисловие.

Создание установки в чтении — психологического состояния, определяемого как готовность к определенной активности, предшествующей восприятию — одна из важнейших целей консультации. Предпосылку для полноценного восприятия художественного произведения читателем можно создать, подчеркнув особенности произведения, важные для понимания его художественной ценности.

Иногда достаточно выделить одну художественную деталь, чтобы предопределить и направить восприятие. Библиотекарь обращает внимание на индивидуальность автора, сопоставляет рекомендуемую книгу с той, что уже знакома читателю.

Весь материал — в документе.

Руководство чтением в контексте российских традиций

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Библиотечно-информационная деятельность»

преподавательский стаж — 10 лет

Предложить статью

Руководство чтением и его принципы

В современных условиях перед библиотекой и школой остро стоит вопрос развития интереса к чтению у детей и подростков. Нацеленность стандартов образования на развитие функциональной грамотности, формирование навыков чтения и работы с разными источниками информации, декларирует прагматический подход к книге. Сам по себе этот подход неплох, однако сугубо утилитарное отношение к литературе лишает читательскую деятельность важного аспекта эстетического общения с книгой, которая является произведением искусства слова. В этих условиях необходимо обращение к опыту, имеющемуся в отечественном библиотечном деле и педагогике чтения, для рационального руководства чтением детей и подростков, которое поможет объединить функциональный и эстетический подходы к читательской деятельности.

Определение 1

Руководство чтением представляет собой важный аспект педагогики чтения, который проявляется в наличии целенаправленного, специального организованного процесса управления читательской деятельностью детей и подростков для ее развития и совершенствования.

Руководство чтением не предполагает диктата со стороны педагога или библиотекаря, оно основывается на следующих принципах:

  1. Учет индивидуальных особенностей и потребностей ребенка при определении круга чтения.
  2. Гармоничное сочетание интересов ребенка с требованиями педагогики чтения.
  3. Ориентация на сильные стороны читательской деятельности.
  4. Рекомендательно-разъяснительный характер, исключающий принуждение к чтению.
  5. Развитие читательских навыков и интересов, способствующих прогрессу читательской культуры.

Руководство чтением в контексте российских традиций

Отечественные традиции в руководстве детским чтением начинают складываться еще в конце XVIII века, а в XIX-XX веках активно развиваются благодаря появлению массового книгоиздания и специальной детской литературы. К традиционным аспектам российской культуры детского чтения следует отнести следующие параметры:

«Руководство чтением в контексте российских традиций» 👇

  1. Эмоциональная составляющая, рассматривающая литературу как средство воздействия на чувственный мир ребенка. Недаром первый журнал для детей, изданный Н. Н. Новиковым в 1775 году, назывался «Детское чтение для сердца и разума», что подчеркивало особую значимость чтения для формирования духовной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
  2. Личная причастность к событиям произведения, которая предполагает формирование ценностного отношения к книге, ее героям, их поступкам, вовлечение читателя в диалог с книгой, автором, событиями за счет актуализации связи книги с личным опытом читателя, его духовным миром, потребностями и интересами.
  3. Развитие потребности в творческом осмыслении книги: литература становится источником не только духовно-эмоциональных переживаний, но и катализатором творческой деятельности ребенка. Это может быть связано с творческой интерпретацией произведения, например, с помощью рисунка, инсценировки, создания собственного литературного произведения по мотивам книги (комикса или буктрейлера).
  4. Ориентация на гуманистический, нравственный потенциал литературы и ее воспитательное значение для формирования внутреннего мира ребенка. Русская литература всегда выступала основой для развития мировоззрения, духовно-нравственных ценностей и норм, способствовала развитию самосознания и становлению гражданской позиции личности.
  5. Библиотерапевтический эффект русской литературы, который заключался в том, что ребенок, вовлекаясь в процессы сопереживания и сочувствия героям книг, получал необходимый жизненный опыт, усваивал законы общественной жизни.
  6. Интерес к внутреннему миру человека, его психологии, индивидуальности и неповторимости, приучавший ребенка к анализу своей внутренней жизни, развивавший навыки самооценки и критического отношения к себе.
  7. Диалогический характер литературы, развивавший у ребенка потребность в обсуждении произведения, его оценке, передаче своих чувств и впечатлений, обмене мнениями, которые способствовали коммуникативному развитию ребенка.

Как видно из приведенного перечня параметров, принципы руководства детским чтением, сформировавшиеся в отечественных условиях, базировались на традициях гуманистической педагогики чтения. Чтение не сводилось к обучению навыкам эффективного использования текста для извлечения информации. Оно приобретало огромное воспитательное значение, становилось фактором личностного развития и социализации подрастающего поколения.

Опираясь на лучшие традиции детского чтения, современная педагогика чтения должна опираться на имеющиеся принципы руководства чтением детей и подростков. Это предполагает следующие ориентиры в деятельности библиотек и центров детского чтения:

  1. Приоритет воспитательной функции чтения над утилитарной, практической (информационной).
  2. Использование разнообразных диалоговых форм в работе с юными читателями.
  3. Стимулирование творческой читательской активности.
  4. Учет индивидуальных особенностей читателей.
  5. Опора на жизненный опыт читателя.

Руководство чтением в контексте российских традиций является неотъемлемой частью педагогики чтения и востребовано современным обществом как инструмент развития культуры чтения подрастающего поколения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 26.02.2023

Похожие материалы по теме

Библиотечно-информационная деятельность

#Статья

Автор(ы):
Светлана Остапенко

Библиотечно-информационная деятельность

#Статья

Автор(ы):
Светлана Остапенко

Библиотечно-информационная деятельность

#Статья

Автор(ы):
Светлана Остапенко

Языкознание и филология

#Статья

Автор(ы):
Татьяна Александровна Лисовская

Автор(ы):
Александр Палынский

Библиотечно-информационная деятельность

#Лекция

Автор(ы):
Дивинский В.Б.

Библиотечно-информационная деятельность

#Лекция

Решение любого учебного вопроса за 300

Библиографическое описание:

Лезина, О. М. Руководство детским чтением в начальной школе / О. М. Лезина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9885/ (дата обращения: 25.09.2023).



Можно ли и нужно ли руководить детским чтением? Этот вопрос задаёт себе современный учитель, формирующий современного юного читателя. Национальная программа поддержки и развития чтения одной из главных своих задач считает возрождение у подрастающего поколения интереса к чтению, возвращение его в ранг активных читателей [6, c.2]. Рассматривая вопрос руководства детским чтением, задумаемся над значением слова «руководство». Что это: контроль, побуждение, приобщение, принуждение или что-то иное? Согласитесь, каждое из этих слов несёт разные оттенки, разные смысловые значения. Контроль предполагает отслеживание количества и качества прочитанных книг. Побуждениекпрочтению книги предполагает внушение, стимул, мотив, толчок для прочтения той или иной книги. Приобщение предполагает деятельность, направленную на формирование читательской потребности. Так всё — таки, что же такое руководство? Понятие руководства включает в себя несколько аспектов. Это процесс воздействия на содержание и характер детского чтения, направленный на формирование культуры чтения.

Если рассматривать вопрос руководства детским чтением с точки зрения необходимости, надо выяснить, что предлагает современный книжный рынок юному читателю?

Большой урон детскому чтению принесла коммерциализации книгоиздания для детей. Классика оказалась на грани вымирания, а дети — заложниками чтения ширпотреба. Прилавки заполнены фэнтэзи, ужастиками, мистикой, где детское сознание уводится от реального мира в сторону антимира, герои сплошь супермены, где правят колдуны, монстры, маги, т. е. от подлинной жизни — к её имитации. Примерами для подражания становятся не нравственные герои, готовые к самопожертвованию, подвигу во имя своей Родины, а пустые персонажи, наделённые мистическими качествами. Спрос рождает предложение. Труднее становится найти спокойную, думающую литературу, которая не провоцировала бы агрессию, а вызывала сочувствие к обыкновенному человеку, желание придти на помощь ближнему, совершать добрые поступки.

Литература, сохранившаяся в библиотеках, и способная воспитывать в детях лучшие человеческие качества, за редким исключением, оказалась невостребованной или ушла в сектор редкого спроса [1, c.4]. Создалась ситуация тотального негатива, цинизма, развенчания в детском сознании всего святого: любви к родителям и Родине, героям Отечества, нашей истории, морали. Перестав читать книги о своих сверстниках и их проблемах, о животных и дальних странах, настроившись на волну фэнтэзи, обучаемые постепенно утрачивают способность к сопереживанию, к сочувствию, утрачивают привычку к духовной работе. Перед учителем встала задача увлечь детей чтением лучшей литературы, как отечественной, так и зарубежной. Востребованными стали слова Ушинского «Читать — это еще ничего не значит. Что и как читать — вот суть вопроса».

На сегодняшний момент в вопросе руководства детским чтением сложились две точки зрения. Назовём их условно «консервативная» и «либеральная». Консервативная точка зрения настаивает на необходимости, как и в старые времена, обучать чтению различной литературы, приобщать к литературе, на которой выросло ни одно поколение и, исходя из этого, формировать круг чтения детей нового века. Либеральная же точка зрения настаивает на свободном, ни кем и, ни чем не ограничиваемом чтении. Чтение должно стать для ребёнка обыденным само по себе. Так можно ли отпускать процесс руководства детским чтением на самотёк? Руководство необходимо, но необходимо в новых форматах [3, с.12].

В такой ситуации возрастает роль учителя как руководителя детским чтением. Перед учителем стоит задача организации деятельности юного читателя, направленной на повышения качества чтения, стимулирования читательской активности. Однако руководство чтением не ограничивается только подбором литературы и проверкой, прочитана и понята ли книга.

У младших школьников интерес к чтению ещё неустойчив. Младшие школьники ориентированы на продукты визуальной культуры, которые оказывают реальное воздействие на новое поколение. Развитие мультимедийных средств во многом меняет подходы по привлечению юных читателей к книге. Необходимо искать новые подходы, формы иметоды работы слитературой, которые, так или иначе, будут являться скрытым руководством чтением учащихся. При этом, нет установки на «конечный результат» ― прочтение всеми учениками класса книг из определенного рекомендуемого списка, так как круг чтения каждого школьника должен быть индивидуальным, отражающим его читательский уровень, интересы и предпочтения конкретного ученика.

Руководить повседневным чтением школьников можно инужно, во-первых, для дальнейшей успешной социализации детей и становления успешной личности, готовой к образованию и самообразованию. Во-вторых, руководство повседневным чтением необходимо в силу того, что должно помочь ориентироваться в многообразии современного книжного рынка, отбирать качественную в этико-эстетическом отношении литературу [4, с.18]. Целью руководства является оказание важной и существенной помощи юному читателю в том, что читать и как читать.

Можно сформулировать требования к руководителю детским чтением:

знать потребности и пристрастия читателей разного возраста;

знать новинки современной детской литературы наряду с великими книгами, которые бесспорно всегда современны;

быть носителем культуры чтения, а для этого хорошо разбираться в авторских смыслах, несущих ценностные ориентиры для юного читателя;

быть примером, способным увлечь за собой в мир лучшей, дающей пищу для ума и для сердца книги.

Одной из новых форм внеурочной деятельности, повышающей качество детского чтения, является участие в международном проекте «Книга года — выбирают дети». Участниками проекта становятся дети из разных уголков России и зарубежья. По итогам конкурса выбирается лучшая, по мнению детей книга.

Участники проекта учатся оценивать книги, выступать в роли критиков, «соавторов», иллюстраторов, учатся интерпретировать авторские тексты. Дети знакомятся с новинками отечественной и зарубежной детской литературы. Конкурсными являются книги-новинки, которые впервые публикуются в текущем году. Это произведения отечественных и зарубежных авторов для детей — художественные, познавательные, известных авторов и авторов-дебютантов, старые тексты с новыми авторскими иллюстрациями. Дети как члены детского жюри сами составляют критерии, по которому на их взгляд должна быть оценена книга. Затем заполняют оценочные бланки, что даёт возможность выбрать книги-победители.

Также дети участвуют в конкурсах по созданию буктрейлеров — видеороликов о конкурсных книгах, аудиотрейлеров — аудиозаписей, основной задачей которых является создание общего эмоционального впечатления, представление самых ярких и впечатляющих моментов книги, её сильных сторон. Буктрейлер — это короткий видеоролик, созданный по мотивам книги. Основная его задача — создать общее эмоциональное впечатление, рассказать о книге, заинтересовать зрителя, показать самые яркие и впечатляющие моменты книги, её сильные стороны. Это видеоролик, состоящий из краткой информации о книге и наиболее зрелищных фрагментов книги, видеоряд часто комбинируется из несвязанных фрагментов по принципу калейдоскопа, фрагменты сменяются очень быстро, больше производя эмоциональное впечатление на зрителя.

Аудиотрейлер строится на интриге: в начале задается какой-то вопрос, на который отвечает книга, или описывается ситуация, случившаяся в книге, или зачитывается самый напряженный момент в тексте.

Необычно представлен конкурс презентаций по книге. По условиям этого конкурса, презентация должна состоять из 9 слайдов, определённой направленности. Цель этого конкурса — осознание детьми нравственных идей книги (книжных месседжей), визуальное представление детьми книги с использованием мультимедийных технологий, максимально удобное для восприятия детской аудиторией.

Месседж — послание, идея, призыв, ценностная мысль, мораль, которую открывает книга для читателя; новая мысль, нравственная установка, которую несет книга в мир. Это идея, которую ребенок считает главной и актуальной для себя, которая была осознана читателем как личностно важное открытие. Такие новые формы работы с книгой создают нового современного читателя, способного оценивать достоинства и недостатки книги, понимать заложенные в ней нравственные смыслы, а значит становиться осознанным читателем.

Участники проекта «Книга года — выбирают дети» учатся писать «слово на обложку», критику на книгу, составлять отзыв по книге. Конкурс критиковлитературный конкурс, предполагающий создание детьми оригинальных текстов в жанре сочинения-рассуждения. Цель конкурса — представить свои наблюдения и критические замечания о конкурсной книге авторам книги и издателям. Задача: написать сочинение-рассуждение, обнаружить и назвать недостатки в тексте или в оформлении книги. Критические замечания составляются как тезисы с аргументами (утверждение с доказательствами и примерами).

Необычными являются такие конкурсы, как «ожившие картинки», где надо иллюстрацию из книги оживить, воссоздав все детали и конкурс «иллюстрация, которой не хватает», где дети должны обосновать необходимость своей иллюстрации в этом произведении. Таким образом, проект воспитывает активного, думающего читателя, способного делать осознанный выбор. Ребёнок может стать лидером чтения. Как член детского жюри проекта он становится «законодателем моды» детского чтения, он учится сам и учит других руководить своим чтение, т. е. делать осознанный выбор в пользу чтения развивающих книг, имеющие ценностные ориентиры. Сам ребёнок становится носителем этой культуры, что немало важно в этом возрасте.

Учителю — как руководителю детским чтением проект даёт возможность: получить новый опыт руководства; разрушить стереотипы; познакомиться с новинками современной детской литературы; поставить ребёнка в ситуацию выбора; обучить новым формам работы с книгой.

Отвечая на вопрос «можно ли и нужно ли руководить детским чтением», надо понимать, что деятельность, направленная на приобщение к литературе как к искусству слова, является важнейшим условием формирования нравственных ценностей юного читателя. Через литературу ребёнок получает первое понятие о добре и зле. Проблема современного читателя заключается в том, что дети читают то, что «на слуху», модно и легко воспринимается, но не дает «пищи» ни уму, ни сердцу. Нельзя недооценивать здесь роль учителя, как руководителя детским чтением, так как он становится проводником в мир лучшей, нравственной книги.

Литература:

  1. Барская Н. А. Наши дети и художественная литература. — Изд. М: Лепта, 2005
  2. Джежелей О. В. Учимся любить книгу. — Изд: Просвещение, 1982
  3. Степанова Л. Детское чтение — возможность диалога с ребенком в современном пространстве /Л. Степанова// Библиотечное дело. 2003
  4. Чирва А. Книга в твоих руках. — Изд: М., Просвещение, 1985
  5. Фостер Т. Искусство чтения. Как понимать книги. — Изд: М., 2015
  6. Национальная программа поддержки и развития чтения — http://www.library.ru/1/act/doc

Основные термины (генерируются автоматически): детское чтение, книга, ребенок, юный читатель, участник проекта, детское сознание, общее эмоциональное впечатление, современная детская литература, современный книжный рынок, современный читатель.

Похожие статьи

Воспитательный потенциал книги-игрушки для детей

детское чтение, книга, юный читатель, ребенок, участник проекта, современный читатель, современный книжный рынок, современная детская литература, общее эмоциональное впечатление, детское сознание.

Новейшая детская литература | Статья в журнале…

родитель, ребенок, детская литература, книга, семейное чтение, семья, форма работы, домашнее чтение, детский сад, будущий читатель.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш…

Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для…

Чтение расширяет детские горизонты, предлагая юному читателю как образы прошлого в мифах и легендах, настоящего, через современные романы, так и будущего, воссозданного в фантастике.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике…

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии…

книга, произведение, детское чтение, ребенок, современная детская литература, семья, детская литература, детская

Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций… Полноценного развития юной личности невозможно без традиции семейного чтения.

Особенности литературных предпочтений и читательской…

Многие направления современной литературы включают описание фантастических миров, нереальных событий и уносят читателя

Используемые источники книг для чтения (школьная или городская библиотека, книжный магазин, сеть Интернет, друзья, родители, учитель).

Влияние детской художественной литературы на формирование…

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Чтение художественной литературы как средство…

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка. Подпишитесь на нашу рассылку

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кетопрофен таблетки инструкция по применению показания к применению цена
  • Hp designjet t520 инструкция на русском
  • Рибоциклиб инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Astra lux ru швейные машинки инструкция
  • Как правильно снять видео на телефоне инструкция по применению