Руководство бухгалтерским учетом в республике беларусь

Руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, которое принимает обязательные для исполнения организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты, касающиеся вопросов бухгалтерского учета и отчетности и разработанные в установленном порядке государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998 г. № 694 перед Министерством финансов Республики Беларусь поставлена задача создать национальную систему бухгалтерского учета, основанную на международных стандартах. Для приведения системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики Министерство финансов Республики Беларусь планирует решить следующие задачи:

  • переориентировать нормативное регулирование с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
  • органично сочетать нормативные предписания государственных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
  • регулировать главным образом финансовый, а не управленческий учет;
  • взвешенно использовать международные стандарты в регулировании бухгалтерского учета.

Данные принципы заложены в основу национальной концепции совершенствования бухгалтерского учета в Республики Беларусь.

Для решения практических вопросов методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц на территории Республики Беларусь в составе Министерства финансов Республики Беларусь создано Управление методологии бухгалтерского учета и отчетности.

Методологическое руководство бухгалтерским учетом в отдельных отраслях осуществляют отраслевые министерства и другие республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, которые принимают нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие законодательным актам Министерства финансов Республики Беларусь, осуществляют контроль за правильностью ведения учета и составления отчетности на предприятиях отрасли, составляют сводный баланс и отчетность в целом по отрасли, проводят организационно-методическую работу по внедрению прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета.

Отраслевыми нормативными документами, регулирующими вопросы учета и составления отчетности, должны пользоваться и субъекты хозяйствования, не имеющие ведомственной подчиненности, но осуществляющие аналогичную предприятиям отрасли производственную деятельность.

Методологическое руководство бухгалтерским учетом в учреждениях банковской системы осуществляет Национальный банк Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь разрабатывает и утверждает методику ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для Национального банка Республики Беларусь, банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений, принимает обязательные для исполнения банками и кредитно-финансовыми организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности.

Государственные органы, имеющие воинские формирования, а также подчиненные этим органам воинские части и организации, финансируемые из бюджета, ведут учет активов и обязательств и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Беларусь.

Особенности организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, общественными и религиозными организациями (объединениями), потребительскими кооперативами (за исключением потребительских обществ), товариществами собственников, хозяйственными группами, простыми товариществами (участниками договора о совместной деятельности) устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

В статье рассмотрим нюансы бухучёта в Беларуси, его принципы и формы организации. Дополнительно расскажем об обязанностях руководителей и способе оптимизации бухгалтерских процессов.

Какая специфика белорусского бухучёта

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» обязывает вести бухгалтерский учёт всех юридических лиц на территории РБ. Это также касается иностранных компаний, товариществ, госорганов и ИП.

Государственным регулированием бухучёта занимаются Президент Беларуси, Совет Министров, Национальный банк, Минфин и другие республиканские органы госуправления.

Выделим некоторые принципы бухучёта, которые указаны в законодательстве РБ:

Начисление. Хозяйственные операции отмечаются в бухгалтерском учёте и отчётности в том же отчётном периоде, в котором они выполнялись. При этом не имеет значения, когда по ним проводились расчёты.

Непрерывность. Информация об активах, обязательствах, собственном капитале, дохода и затратах составляется относительно намерения компании продолжать или прекращать работу.

Соответствие доходов и расходов. Расходы необходимо отразить в бухучёте и отчётности в том отчётном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (если они имеются).

Осмотрительность. Нельзя завышать учётную оценку активов и доходов компании, а оценку обязательств и расходов — занижать.

Нейтральность. Запрещается ориентировать информацию из отчётности на конкретных пользователей и (или) получение результата.

Какие формы организации бухучёта в Республике Беларусь

Выделяют два варианта организации бухгалтерии: децентрализованный и централизованный.

При децентрализованной форме бухучёт можно вести не только в аппарате управления компанией, но и в её отдельных подразделениях. В них реализуются ключевые функции учёта, после чего в главную бухгалтерию компании передаётся отчётность. И уже на её основе создаётся сводная отчётность и общий баланс по организации.

При централизованном форме все учётные операции сконцентрированы в центральной бухгалтерии.

Какие обязанности руководителей организаций в РБ

Руководитель компании обязан:

  1. Контролировать сотрудников, чтобы они выполняли требования главного бухгалтера по ведению учёта.
  2. Обеспечивать оперативный учёт материальных ценностей и обязательств. Это поможет точно отражать хозяйственные операции в бухучёте.

Также, согласно закону Республики Беларусь, руководители должны решать, какой будет структура бухгалтерии и каким образом вести учёт. Исходя из объёма учётной работы компании могут:

  • отдать ведение бухучёта штатному бухгалтеру;
  • сформировать бухгалтерскую службу, которую возглавит главный бухгалтер;
  • делегировать учёт сторонним организациям или ИП, которые предоставляют такую услугу.

Как оптимизировать бухгалтерский учёт в Беларуси

Чтобы упорядочить ведение учёта и сделать его автоматизированным, белорусским компаниям доступен ряд программ. Вероятно, самым популярным и универсальным решением является 1С:Бухгалтерия 8 для Беларуси.

Конфигурация соответствует требованиям законодательства РБ и национальным стандартам учёта. Она сокращает время на расчёты с контрагентами, составление документов и хозяйственные операции. 

1С:Бухгалтерия 8 подходит как небольшим компаниям, так и крупным холдингам. Её можно использовать в сфере торговли, услуг, производства, а также настроить под специфику и учётную политику компании. Серьёзный плюс программы — возможность дистанционной работы и автоматические обновления, которые учитывают последние изменения в законах. 

(Рейтинг:
0
Голосов: 0 )

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
12 июля 2013 г. № 57-З
О бухгалтерском учете и отчетности
Принят Палатой представителей 26 июня 2013 года
Одобрен Советом Республики 28 июня 2013 года
(в редакции Законов Республики Беларусь от 4 июня 2015 г. № 268-З; от 17 июля 2017 г. № 52-З; от 11 октября 2022 г. № 210-З ) 
Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (далее – отчетность).

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

  • активы – имущество, возникшее в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономических выгод, иные объекты, признаваемые активами в соответствии с законодательными актами;
  • аналитический учет – детализированное отражение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации на аналитических счетах бухгалтерского учета;
  • бухгалтерский учет – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности;
  • доходы – увеличение экономических выгод в результате увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации, не связанному с вкладами собственника имущества (учредителей, участников) организации;
  • монетарные активы – активы, представляющие собой денежные средства, а также финансовые вложения или дебиторскую задолженность, при погашении которых организация предполагает получение денежных средств от других лиц;
  • монетарные обязательства – обязательства, для погашения которых организация предполагает предоставление денежных средств другим лицам;
  • национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности – нормативный правовой акт, определяющий правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации и (или) раскрытия информации в отчетности;
  • общественно значимые организации – открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации (далее – банки), страховые организации, акционерные инвестиционные фонды, управляющие организации инвестиционных фондов;
  • обязательства – задолженность организации, возникшая в результате совершенных хозяйственных операций, погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению собственного капитала организации;
  • организации – юридические лица Республики Беларусь, представительства иностранных и международных организаций, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
  • отчетная дата – последний календарный день отчетного периода;
  • отчетность – система стоимостных показателей об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации, а также иная информация, отражающая финансовое положение организации на отчетную дату, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации за отчетный период;
  • отчетный период – период, за который составляется отчетность;
  • первичный учетный документ – документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета;
  • план счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета;
  • пользователи – собственник имущества (учредители, участники) организации, инвесторы, кредиторы, государственные органы, иные лица, заинтересованные в содержащейся в отчетности организации информации;
  • профессиональное суждение – точка зрения и действие главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, принятые организацией при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, которые излагаются организацией в положении об учетной политике и примечаниях к отчетности;
  • расходы – уменьшение экономических выгод в результате уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации, не связанному с его передачей собственнику имущества организации, распределением между учредителями (участниками) организации;
  • регистр бухгалтерского учета – документ, в котором производятся регистрация, накопление и систематизация учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
  • синтетический учет – обобщенное отражение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации на синтетических счетах бухгалтерского учета;
  • собственный капитал – активы организации за вычетом ее обязательств;
  • учетная оценка – стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности;
  • учетная политика – совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией;
  • форма бухгалтерского учета – порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся такие записи;
  • хозяйственная операция – действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на организации.
Часть вторая не приводится как не вступившая в силу.
Часть третья не приводится как не вступившая в силу.
Часть четвертая не приводится как не вступившая в силу.
2. В соответствии с законодательными актами отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Статья 3. Принципы бухгалтерского учета и отчетности
1. Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности.
2. Принцип непрерывности деятельности заключается в том, что информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации формируется в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем.
3. Принцип обособленности означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации учитываются отдельно от активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов собственника имущества (учредителей, участников) организации.
4. Принцип начисления означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним.
5. Принцип соответствия доходов и расходов означает, что расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии).
6. Принцип правдивости означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.
7. Принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.
8. Принцип осмотрительности означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов – занижена.
9. Принцип нейтральности означает отсутствие ориентации содержащейся в отчетности организации информации на определенных пользователей и (или) получение определенного результата.
10. Принцип полноты означает наличие в отчетности организации всей информации, способной повлиять на принимаемые пользователями на ее основе решения, касающиеся финансового положения организации.
11. Принцип понятности заключается в доступности для понимания пользователями содержащейся в отчетности организации информации.
12. Принцип сопоставимости означает возможность сравнения отчетности организации за разные отчетные периоды, а также с отчетностью других организаций.
13. Принцип уместности означает полезность содержащейся в отчетности организации информации для принятия пользователями решений, касающихся финансового положения организации.
Статья 4. Законодательство о бухгалтерском учете и отчетности
Законодательство о бухгалтерском учете и отчетности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и принятых в соответствии с ними иных актов законодательства, регулирующих отношения в области бухгалтерского учета и отчетности.
Статья 5. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности
1. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком, Министерством финансов и иными республиканскими органами государственного управления, осуществляющими государственное регулирование и управление в определенной сфере экономической деятельности.
2. Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности и особенности бухгалтерского учета и отчетности, в том числе для отдельных категорий организаций и (или) организаций.
3. Совет Министров Республики Беларусь:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;
  • координирует и контролирует деятельность республиканских органов государственного управления в области бухгалтерского учета и отчетности;
  • устанавливает совместно с Национальным банком порядок введения в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов МСФО;
  • устанавливает порядок проведения аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера, порядок подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера;
  • осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

4. Национальный банк:

  • устанавливает порядок проведения аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера банка, порядок подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера банка;
  • устанавливает форму сертификата профессионального бухгалтера банка;
  • проводит аттестацию на право получения сертификата профессионального бухгалтера банка и подтверждение квалификации физических лиц, имеющих сертификат профессионального бухгалтера банка;
  • осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

5. Министерство финансов:

  • реализует единую государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности;
  • осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях (за исключением Национального банка, банков, банковских групп, банковских холдингов);
  • утверждает национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные для исполнения организациями (за исключением Национального банка, банков, банковских групп, банковских холдингов);
  • устанавливает форму сертификата профессионального бухгалтера;
  • проводит аттестацию на право получения сертификата профессионального бухгалтера и подтверждение квалификации физических лиц, имеющих сертификат профессионального бухгалтера;
  • представляет в пределах своих полномочий Республику Беларусь в международных организациях, занимающихся вопросами бухгалтерского учета и отчетности;
  • осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

6. Республиканские органы государственного управления, осуществляющие государственное регулирование и управление в определенной сфере экономической деятельности (за исключением Министерства финансов):

  • участвуют в реализации единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;
  • осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях, осуществляющих соответствующие виды экономической деятельности;
  • принимают по согласованию с Министерством финансов нормативные правовые акты, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отчетности в организациях, осуществляющих соответствующие виды экономической деятельности.

7. Государственные органы, в которых предусмотрена военная служба, принимают нормативные правовые акты, устанавливающие особенности учета активов и обязательств в этих государственных органах, а также в подчиненных им воинских формированиях (при их наличии).
Статья 6. Полномочия общественных организаций (объединений), ассоциаций (союзов)
Общественные организации (объединения) бухгалтеров, ассоциации (союзы) коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, созданные в соответствии с законодательством, вправе:

  • участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности;
  • участвовать в разработке учебно-программной и учебно-методической документации, информационно-аналитических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых при подготовке к аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера и сертификата профессионального бухгалтера банка;
  • оказывать методическую и иную помощь организациям по вопросам бухгалтерского учета и отчетности;
  • представлять интересы бухгалтеров в международных профессиональных организациях.

ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Статья 7. Права и обязанности руководителя организации по организации бухгалтерского учета
1. Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:

  • создавать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера.

Руководитель организации (за исключением общественно значимой организации, Национального банка) вправе передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
2. Руководитель микроорганизации (за исключением общественно значимой организации), товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе, если иное не определено законодательными актами, вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично в случае соответствия этого руководителя требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в пункте 3 статьи 8 настоящего Закона.
3. Руководитель организации обязан:

  • организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия;
  • обеспечить неукоснительное выполнение работниками организации требований главного бухгалтера, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в части соблюдения порядка составления и представления документов и сведений, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, и иных требований по вопросам, находящимся в их компетенции;
  • организовать хранение первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности.

Статья 8. Руководство бухгалтерским учетом в организации
1. Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляют главный бухгалтер организации, руководитель организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
2. Прием и сдача дел оформляются актом в случае:

  • назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона;
  • передачи по договору ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

3. На должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Национального банка) назначается лицо, отвечающее, если иное не определено законодательными актами, следующим требованиям:

  • наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего право работать в должности главного бухгалтера организации, и стажа работы в области бухгалтерского учета, отчетности и (или) аудита не менее трех лет;
  • отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

4. На должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков, страховых организаций) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

  • наличие сертификата профессионального бухгалтера;
  • отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

5. На должность главного бухгалтера страховой организации назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

  • наличие сертификата профессионального бухгалтера;
  • отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
  • соответствие иным требованиям, установленным законодательством.

6. На должность главного бухгалтера Национального банка назначается лицо, отвечающее требованиям, установленным законодательством.
На должность главного бухгалтера банка назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

  • наличие сертификата профессионального бухгалтера банка;
  • соответствие иным требованиям, установленным законодательством.

7. Сертификат профессионального бухгалтера выдается Министерством финансов по результатам аттестации.
За выдачу сертификата профессионального бухгалтера взимается государственная пошлина в порядке и размере, установленных законодательными актами.
Физическое лицо, претендующее на получение сертификата профессионального бухгалтера, должно отвечать следующим требованиям:

  • наличие высшего образования, предоставляющего право работать в должности главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков), и стажа работы в области бухгалтерского учета, отчетности и (или) аудита не менее пяти лет;
  • отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, обязано начиная с года, следующего за годом получения сертификата профессионального бухгалтера, не реже одного раза в два года подтверждать свою квалификацию.
Сертификат профессионального бухгалтера аннулируется в случае:

  • подачи физическим лицом, имеющим сертификат профессионального бухгалтера, заявления об аннулировании сертификата профессионального бухгалтера;
  • установления факта получения физическим лицом сертификата профессионального бухгалтера с использованием подложных, поддельных или недействительных документов, а также недостоверных сведений;
  • вступления в законную силу решения суда о признании физического лица, имеющего сертификат профессионального бухгалтера, виновным в совершении преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
  • несоблюдения физическим лицом, имеющим сертификат профессионального бухгалтера, обязанности подтверждения квалификации, установленной частью четвертой настоящего пункта.

Решение об аннулировании сертификата профессионального бухгалтера принимается Министерством финансов.
Физическое лицо, сертификат профессионального бухгалтера которого аннулирован (за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым части пятой настоящего пункта), вправе обжаловать решение об аннулировании сертификата профессионального бухгалтера в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения этим лицом такого решения.
Аннулирование сертификата профессионального бухгалтера по заявлению физического лица, имеющего сертификат профессионального бухгалтера, производится Министерством финансов в течение десяти дней со дня получения заявления физического лица, имеющего сертификат профессионального бухгалтера, с приложением сертификата профессионального бухгалтера.
8. Сертификат профессионального бухгалтера банка выдается и аннулируется Национальным банком в порядке, установленном законодательством.
За выдачу сертификата профессионального бухгалтера банка взимается государственная пошлина в порядке и размере, установленных законодательными актами.
Физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера банка, обязано начиная с года, следующего за годом получения сертификата профессионального бухгалтера банка, не реже одного раза в два года подтверждать свою квалификацию.
9. Организация, оказывающая услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, должна обеспечить оказание этих услуг не менее чем одним работником, с которым заключен трудовой договор по основному месту работы, отвечающим требованиям, указанным в пункте 3 настоящей статьи.
Индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, должен отвечать требованиям, указанным в пункте 3 настоящей статьи, или обеспечить оказание этих услуг не менее чем одним работником, с которым заключен трудовой договор по основному месту работы, отвечающим требованиям, указанным в пункте 3 настоящей статьи.
10. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. Требования главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации.
Требования организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в пределах их компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации, которой оказываются услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
11. В обязанности главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, входят:

  • формирование учетной политики организации;
  • постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;
  • составление и своевременное представление отчетности организации;
  • иные обязанности в области бухгалтерского учета и отчетности.

12. В случаях возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером, организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций, их оформления первичными учетными документами и отражения в бухгалтерском учете документы по этим хозяйственным операциям должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером, организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, по письменному распоряжению руководителя организации. В таких случаях руководитель организации единолично несет ответственность за совершение этих хозяйственных операций, их оформление первичными учетными документами и отражение в бухгалтерском учете.
Статья 9. Учетная политика организации
1. Организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством или учредительным документом этой организации.
2. Учетная политика организации должна основываться на принципах бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренных настоящим Законом.
3. Составление первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности осуществляется организацией на белорусском или русском языке.
4. Учетная политика организации включает:

  • применяемые организацией виды учетной оценки;
  • план счетов бухгалтерского учета организации;
  • разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
  • применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика организации, имеющей филиалы и (или) представительства, включает способ организации бухгалтерского учета их деятельности (в организации и (или) филиалах и представительствах).
5. Если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством.
6. Учетная политика организации не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных частью первой пункта 7 настоящей статьи.
7. Изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае:

  • изменения законодательства;
  • изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;
  • принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.

Изменения в учетную политику организации в случае, указанном в абзаце третьем части первой настоящего пункта, вносятся с начала отчетного года.
Изменения в учетную политику организации вносятся в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.
8. Изменения в учетной политике организации должны быть обоснованы, подписаны главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждены руководителем организации и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством или учредительным документом этой организации.
Статья 10. Первичные учетные документы
1. Хозяйственные операции подлежат оформлению первичными учетными документами.
2. Первичный учетный документ должен содержать следующие сведения:

  • наименование документа, дата его составления;
  • наименование организации (организаций), фамилия и инициалы физического лица (физических лиц), являющихся участниками хозяйственной операции;
  • содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценка в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
  • должность служащего (профессия рабочего) лица (должности служащих (профессии рабочих) лиц), ответственного (ответственных) за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, его (их) фамилия (фамилии), инициалы и подпись (подписи).

Первичный учетный документ может содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Первичный учетный документ должен быть подписан лицом (лицами), ответственным (ответственными) за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, собственноручно либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что этот документ подписан лицом (лицами), ответственным (ответственными) за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления (факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронная цифровая подпись или другой аналог собственноручной подписи, обеспечивающий идентификацию соответствующего лица (соответствующих лиц)).
Совет Министров Республики Беларусь определяет первичные учетные документы, в которых не допускается использование аналогов собственноручной подписи (за исключением электронной цифровой подписи) лица (лиц), ответственного (ответственных) за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления.
3. Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, установленный Советом Министров Республики Беларусь, устанавливаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне.
Формы и (или) требования к формам, содержанию и подписанию первичных учетных документов для Национального банка, банков дополнительно к формам первичных учетных документов, включенных в перечень, указанный в части первой настоящего пункта, могут устанавливаться Национальным банком.
Формы первичных учетных документов, не указанных в частях первой и второй настоящего пункта, могут устанавливаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов либо руководителем организации.
Формы первичных учетных документов могут устанавливаться организациями самостоятельно независимо от наличия форм таких документов, установленных в соответствии с частью третьей настоящего пункта.
4. Первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения.
5. Первичный учетный документ может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в случаях, установленных законодательными актами и (или) определенных Министерством финансов.
6. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
Первичный учетный документ, составленный в форме электронного документа, должен соответствовать требованиям законодательства об электронных документах и электронной цифровой подписи.
Порядок использования аналогов собственноручной подписи (за исключением электронной цифровой подписи) в первичных учетных документах, составляемых на бумажном носителе и (или) в электронном виде (за исключением первичных учетных документов, составляемых в форме электронного документа), а также обращения этих документов, подтверждение их целостности и подлинности устанавливаются локальными правовыми актами организации.
7. В первичных учетных документах, составленных на бумажном носителе (за исключением первичных учетных документов, которыми оформляются прием и выдача наличных денежных средств), допускаются исправления.
Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы (за исключением первичных учетных документов, формы и (или) требования к формам, содержанию и подписанию которых устанавливаются Национальным банком) определяется Министерством финансов.
Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы, формы и (или) требования к формам, содержанию и подписанию которых устанавливаются Национальным банком, определяется Национальным банком.
8. Своевременное и правильное составление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, подписавшие эти документы.
9. Копии изъятых в соответствии с законодательными актами первичных учетных документов включаются в документы бухгалтерского учета организации.
Статья 11. Регистры бухгалтерского учета
1. Учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета.
2. Регистры бухгалтерского учета составляются в соответствии с применяемой организацией формой бухгалтерского учета с соблюдением требований, установленных настоящей статьей.
3. Регистр бухгалтерского учета должен содержать следующие сведения:

  • наименование регистра;
  • наименование организации;
  • даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка хозяйственных операций;
  • оценка хозяйственных операций в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
  • должность служащего (должности служащих) лица (лиц), ответственного (ответственных) за ведение регистра, его (их) фамилия (фамилии), инициалы и подпись (подписи).

Регистр бухгалтерского учета должен быть подписан лицом (лицами), ответственным (ответственными) за его ведение, собственноручно либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что этот регистр подписан лицом (лицами), ответственным (ответственными) за его ведение (факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронная цифровая подпись или другой аналог собственноручной подписи, обеспечивающий идентификацию соответствующего лица (соответствующих лиц)).
4. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
Регистр бухгалтерского учета, составленный в форме электронного документа, должен соответствовать требованиям законодательства об электронных документах и электронной цифровой подписи.
Порядок использования аналогов собственноручной подписи (за исключением электронной цифровой подписи) в регистрах бухгалтерского учета, составляемых на бумажном носителе и (или) в электронном виде (за исключением регистров бухгалтерского учета, составляемых в форме электронного документа), а также обращения этих регистров, подтверждение их целостности и подлинности устанавливаются локальными правовыми актами организации.
5. В регистрах бухгалтерского учета, составленных на бумажном носителе, допускаются исправления.
Порядок внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета определяется Министерством финансов (для Национального банка, банков – Национальным банком).
6. Копии изъятых в соответствии с законодательными актами регистров бухгалтерского учета включаются в документы бухгалтерского учета организации.
Статья 12. Учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации
1. Учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации производится в официальной денежной единице Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами.
2. Для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации применяются:

  • первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;
  • приведенная (дисконтированная) стоимость – текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;
  • переоцененная стоимость – стоимость актива или обязательства после их переоценки;
  • другие виды учетной оценки, установленные законодательством.

Порядок применения видов учетной оценки устанавливается законодательством.
3. Пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости монетарных активов и монетарных обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь производится организациями (за исключением Национального банка, банков) по официальному курсу официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Национальным банком, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату.
Разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, указанных в части первой настоящего пункта, в официальную денежную единицу Республики Беларусь, относятся:

  • организациями (за исключением Национального банка, банков, бюджетных организаций) – на увеличение или уменьшение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов в порядке, установленном законодательством;
  • бюджетными организациями – на увеличение или уменьшение источников финансирования в порядке, установленном законодательством.

Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности организаций (за исключением Национального банка, банков) разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, указанных в части первой настоящего пункта, в официальную денежную единицу Республики Беларусь, устанавливается Министерством финансов.
Порядок пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств Национального банка, банков в официальную денежную единицу Республики Беларусь при изменении официального курса официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемого Национальным банком, и отражения в бухгалтерском учете и отчетности возникающих при пересчете разниц устанавливается Национальным банком.
Статья 13. Инвентаризация активов и обязательств организации
1. Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.
2. Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:

  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • перед составлением годовой отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
  • при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством.

3. Исключен.
ГЛАВА 3
ОТЧЕТНОСТЬ

Статья 14. Общие требования к отчетности
1. Организация должна составлять годовую отчетность, а в случаях, предусмотренных законодательством, – промежуточную (квартальную, месячную) отчетность.
2. Отчетным периодом для годовой отчетности является календарный год – с 1 января по 31 декабря, за исключением случаев создания, реорганизации или ликвидации организации.
Отчетным периодом для промежуточной отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность, за исключением случаев создания, реорганизации или ликвидации организации.
При создании организации первым отчетным периодом для годовой отчетности является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря, для промежуточной отчетности – с даты ее государственной регистрации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность.
3. Отчетность составляется в официальной денежной единице Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами.
4. Показатели отчетности должны быть тождественны данным синтетического и аналитического учета.
5. Отчетность организации утверждается ее руководителем и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством или учредительным документом этой организации.
6. Содержащаяся в отчетности организации информация не является коммерческой тайной, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
7. Индивидуальная отчетность составляется в:

  • организации, не являющейся учредителем унитарных предприятий, основным хозяйственным обществом по отношению к дочерним хозяйственным обществам;
  • организации, являющейся учредителем унитарных предприятий, основным хозяйственным обществом по отношению к дочерним хозяйственным обществам, – без учета отчетности ее унитарных предприятий, дочерних хозяйственных обществ;
  • организации, входящей в состав участников холдинга, – без учета отчетности юридических лиц, с которыми организация объединена в холдинг.

Консолидированная отчетность составляется по группе организаций (холдингу, хозяйственному обществу и его унитарным предприятиям, дочерним и зависимым хозяйственным обществам, унитарному предприятию и его дочерним унитарным предприятиям) как отчетность единой организации.
Порядок составления индивидуальной и консолидированной отчетности устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков, банковских групп, банковских холдингов, за исключением индивидуальной отчетности головных организаций банковских холдингов, не являющихся банками, – Национальным банком Республики Беларусь).
8. Сводная отчетность составляется по группе организаций, подчиненных республиканскому органу государственного управления, или входящих в состав государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, или входящих в состав государственного объединения, или по иной группе организаций, предусмотренной законодательством.
9. Исключен.
Статья 15. Состав отчетности
1. Годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) коммерческих организаций состоят из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • отчета об изменении собственного капитала;
  • отчета о движении денежных средств;
  • примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Месячная отчетность коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса.
2. Годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь) состоят из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • отчета об использовании целевого финансирования;
  • примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Месячная отчетность некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь) состоит из бухгалтерского баланса.
3. Состав отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Республики Беларусь.
4. Состав годовой отчетности Национального банка Республики Беларусь определяется законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 16. Представление и публикация отчетности
1. Организации (за исключением бюджетных организаций) представляют годовую индивидуальную отчетность:

  • собственнику имущества (учредителям, участникам) организации и иным лицам, уполномоченным на получение годовой индивидуальной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации;
  • государственным органам, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (входят в их состав) или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим органам, организациям;
  • иным организациям в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

2. Организации (за исключением Национального банка Республики Беларусь, бюджетных организаций, страховых организаций) представляют годовую индивидуальную отчетность не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
3. Организации (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, бюджетных организаций, страховых организаций) представляют промежуточную индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные:

  • собственником имущества (учредителями, участниками) организации и иными лицами, уполномоченными на получение промежуточной индивидуальной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации;
  • государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (входят в их состав) или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим органам, организациям.

4. Национальный банк Республики Беларусь представляет годовую отчетность в порядке и сроки, установленные законодательными актами Республики Беларусь.
Банки представляют:

  • годовую индивидуальную отчетность в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь;
  • промежуточную индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные Национальным банком Республики Беларусь, учредителями (участниками) банков в соответствии с их учредительными документами.

5. Бюджетные организации, страховые организации представляют годовую и промежуточную индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные Министерством финансов Республики Беларусь.
6. Порядок и сроки представления консолидированной отчетности устанавливаются собственником имущества (учредителями, участниками) организации и иными лицами, уполномоченными на получение консолидированной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации (для банковских групп, банковских холдингов – Национальным банком Республики Беларусь).
7. Порядок и сроки представления сводной отчетности устанавливаются республиканскими органами государственного управления, осуществляющими государственное регулирование и управление в определенной сфере экономической деятельности, и иными лицами, уполномоченными на получение сводной отчетности законодательством Республики Беларусь.
8. Годовая отчетность организации в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, подлежит обязательной публикации. Если годовая отчетность подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, она публикуется вместе с аудиторским заключением по этой отчетности. Порядок и сроки публикации отчетности определяются законодательством Республики Беларусь.
Статья 17. Составление, представление и публикация отчетности в соответствии с МСФО
1. МСФО вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь в установленном ими порядке. При введении в действие МСФО определяются особенности их применения на территории Республики Беларусь.
МСФО, введенные в действие в соответствии с частью первой настоящего пункта, подлежат официальному опубликованию в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также размещению на официальном сайте Министерства финансов Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет.
2. Общественно значимые организации (за исключением банков, акционерных инвестиционных фондов, управляющих организаций инвестиционных фондов) обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.
Банки, управляющие организации инвестиционных фондов обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную или индивидуальную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.
Акционерные инвестиционные фонды обязаны составлять годовую индивидуальную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.
3. Годовая отчетность общественно значимой организации, составленная в соответствии с МСФО, подписывается (утверждается) ее руководителем и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации.
4. Годовая отчетность общественно значимой организации, составленная в соответствии с МСФО, вместе с аудиторским заключением по этой отчетности должна быть:

  • представлена в Министерство финансов Республики Беларусь (банка – в Национальный банк Республики Беларусь) не позднее 30 июня года, следующего за отчетным;
  • размещена на сайте общественно значимой организации в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 31 июля года, следующего за отчетным.

Статья 18. Хранение документов бухгалтерского учета и отчетности
1. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность в течение сроков, установленных законодательством.
2. При хранении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности должна обеспечиваться их защита от несанкционированного доступа.
Временное хранение и последующая передача на постоянное хранение первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, составленных в электронном виде, осуществляются в течение сроков и в соответствии с требованиями, установленными законодательством в сфере архивного дела и делопроизводства. При приеме на временное и постоянное хранение первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, составленных в электронном виде, должна устанавливаться их подлинность. При временном и постоянном хранении первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, составленных в электронном виде, должна обеспечиваться их целостность.
ГЛАВА 4
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь
Признать утратившими силу:
1. Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 года «О бухгалтерском учете и отчетности» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 34, ст. 566).
2. Закон Республики Беларусь от 26 июня 1997 года «О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., № 27, ст. 468).
3. Закон Республики Беларусь от 31 декабря 1997 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 2, ст. 7).
4. Закон Республики Беларусь от 25 июня 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 63, 2/785).
5. Закон Республики Беларусь от 17 мая 2004 года «О внесении изменения в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 77, 2/1027).
6. Пункт 7 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 30 июля 2004 года «О признании утратившими силу законодательных актов и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 122, 2/1056).
7. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 4, 2/1285).
8. Статью 10 Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 3, 2/1399).
9. Пункт 6 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1703).
10. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 18 октября 1994 года «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 34, ст. 567).
Статья 20. Переходные положения
1. Годовая отчетность за 2013 год составляется, представляется и публикуется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, действовавшим до 1 января 2014 года.
2. Лица, назначаемые до 1 января 2017 года на должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков), должны отвечать требованиям, установленным абзацем вторым части третьей пункта 7 статьи 8 настоящего Закона.
Лица, занимающие должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков), обязаны получить сертификат профессионального бухгалтера до 1 января 2017 года.
Лица, занимающие должность главного бухгалтера банка, обязаны получить сертификат профессионального бухгалтера банка до 1 января 2017 года.
Статья 21. Меры по реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку Республики Беларусь:

  • до 1 января 2016 года принять меры по реализации положений пункта 1 статьи 17 настоящего Закона;
  • до 1 января 2014 года принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

  • абзац второй пункта 4, абзац второй пункта 5 и абзац второй части второй пункта 6 статьи 8 – с 1 января 2017 года;
  • статья 21 – после официального опубликования настоящего Закона;
  • иные положения настоящего Закона – с 1 января 2014 года.

 Президент Республики Беларусь А.Лукашенко 

Факты хозяйственной жизни организации — действия и события, приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов, для целей бухгалтерского учета являются хозяйственными операциями. Каждая такая операция фиксируется на счетах бухгалтерского учета. Это фиксация осуществляется способом двойной записи. Его суть заключается в том, что стоимостная оценка хозяйственной операции одновременно показывается по дебету одного счета бухгалтерского учета и кредиту другого. Возникающая при этом взаимосвязь между ними называется корреспонденцией счетов бухгалтерского учета или бухгалтерской проводкой.

Примечание
Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах и расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности (абз. 4 ст. 1 Закона N 57-З).

Систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета называется планом счетов. План счетов организации содержит все основные счета бухгалтерского учета, субсчета, аналитические и забалансовые счета и именуется рабочим планом счетов. Он утверждается руководителем организации на основе типового плана счетов (ч. 1 п. 3 Инструкции N 50).

Примечание
План счетов организации является одной из составляющих учетной политики организации (абз. 3 п. 4 ст. 9 Закона N 57-З).

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в организациях осуществляет Минфин. Он же утверждает национальные стандарты бухгалтерского учета и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, обязательные для исполнения организациями. К ним относятся:

— юридические лица Республики Беларусь;

— филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс;

— представительства иностранных и международных организаций;

— холдинги;

— простые товарищества (участники договора о совместной деятельности) (абз. 2 и 3 подп. 4.32 п. 4 Положения N 1585, абз. 9 ст. 1 Закона N 57-З).

29 июня 2011 года Минфин установил план счетов бухгалтерского учета, действующий в 2021 году и обязательный для применения всеми организациями Республики Беларусь. Исключение составляют Нацбанк, банки, открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь», небанковские кредитно-финансовые организации, банковские группы, банковские холдинги и бюджетные организации (п. 1 Постановления N 50, п. 1 Инструкции N 50).

Примечание
Бюджетный план счетов установлен Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 N 50.

План счетов Республики Беларусь представляет собой таблицу, структурно состоящую из трех граф, восьми разделов, расположенных последовательно один за одним, и перечня забалансовых счетов. В первой графе приведены названия синтетических счетов (счета первого порядка), во второй — их двузначные номера от 01 до 99 и в третьей — субсчета (счета второго порядка). Не все 99 номеров задействованы. Имеются свободные счета, которые организация может использовать для введения дополнительных счетов, необходимых в связи со спецификой своей деятельности. Однако их введение требует согласования с Минфином. Что касается субсчетов, то организациям предоставлено право самостоятельно уточнять их содержание, исключать или объединять субсчета, а также вводить дополнительные (ч. 2, 3 п. 3 Инструкции N 50).

Примечание
Обобщенное отражение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации на синтетических счетах бухгалтерского учета называется синтетическим учетом, а их детализированное отражение на аналитических счетах — аналитическим учетом. Ведение аналитического учета должно обеспечить получение необходимых для составления бухгалтерской отчетности данных о наличии и движении объектов учета (абз. 3, 19 ст. 1 Закона N 57-З, ч. 4 п. 3 Инструкции N 50).

Счета первых пяти разделов бухгалтерского плана счетов предназначены для учета активов, сгруппированных в нем следующим образом: долгосрочные активы (раздел I), производственные запасы (раздел II), затраты на производство (раздел III), готовая продукция и товары (раздел IV), денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (раздел V). Обязательства учитываются на счетах раздела VI «Расчеты». Информация о наличии и движении собственного капитала организации обобщается на счетах раздела VII «Собственный капитал». Доходы и расходы отражаются на счетах раздела VIII «Финансовые результаты».

Правила применения типового плана счетов бухгалтерского учета установлены Инструкцией N 50. В ней дана краткая характеристика счетов каждого раздела типового плана и каждого счета бухгалтерского учета РБ и субсчета в отдельности, приведены типовые проводки по наиболее распространенным хозяйственным операциям (п. 1 Инструкции N 50).

Если говорить о месте типового плана счетов с пояснениями в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, то он служит основой, на которой базируются общие подходы к отражению хозяйственных операций, характерных для всех организаций, независимо от их организационно-правовой формы, масштаба и сферы деятельности. Особенности и всевозможные нюансы бухгалтерского учета отдельных объектов, их видов, операций, возникающих при исполнении тех или иных договоров, в различных отраслях экономики регламентируют специальные нормативные правовые акты. Кроме того, узкие вопросы Минфин раскрывает в своих письмах и разъяснениях. Положения Инструкции 50 применяют в совокупности с другими нормативными документами по бухгалтерскому учету. Поясним на примерах, как это происходит на практике и о каких документах идет речь.

В отношении целого ряда активов Минфином утверждены инструкции по бухгалтерскому учету соответствующего вида актива. В них прописана корреспонденция счетов по операциям, совершаемым с этими активами. Вот некоторые из этих инструкций:

— Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств;

— Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов;

— Инструкция по бухгалтерскому учету долгосрочных активов, предназначенных для реализации;

— Инструкция по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости;

— Инструкция по бухгалтерскому учету запасов;

— Инструкция о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности;

— Инструкция по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств.

Есть нормативные документы, устанавливающие правила отражения хозяйственных операций по отдельным видам обязательств. Так, Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Финансовая аренда (лизинг)» определяет порядок бухгалтерских записей для сторон договора лизинга — лизингодателя и лизингополучателя. Подрядчик и заказчик в строительстве руководствуются Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда и Инструкцией о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете соответственно.

В части учета доходов и расходов по инвестиционной, финансовой и прочей текущей деятельности Инструкция N 50 лишь указывает счета и субсчета для их отражения. Чтобы не ошибиться при выборе счета бухучета, произведенные доходы и расходы необходимо грамотно классифицировать. Их состав содержит Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов (п. 70, 71 Инструкции N 50).

Теперь возьмем такую хозяйственную операцию, как начисление амортизации. Согласно Инструкции N 50 она отражается по кредиту счетов 02 и 05 в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат, расходов на реализацию и других. Но этого недостаточно, чтобы правильно отразить, например, амортизацию при простое основных средств или по имуществу, переданному в лизинг, а также в других случаях изменения условий функционирования амортизируемого имущества. Эти случаи рассмотрены в Инструкции по амортизации, принятой Минфином совместно с другими государственными органами (ч. 4 п. 7, ч. 3 п. 10 Инструкции N 50).

Рассмотрим еще один пример. По поводу учета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, Инструкция N 50 говорит, что они одновременно отражаются и в иностранной валюте, и в белорусских рублях. Однако на какие счета списать курсовые разницы, образующиеся при пересчете стоимости таких активов и обязательств в белорусские рубли, не сказано. Ответ на этот вопрос мы найдем в Национальном стандарте «Влияние изменений курсов иностранных валют». И даже в специальном нормативном правовом акте, которым является этот стандарт, невозможно предусмотреть все последующие изменения законодательства. Указ Президента, вступивший в силу после принятия стандарта, предоставил право организациям списывать курсовые разницы в отличном от установленного в нем порядке. Какую нужно составить проводку на курсовые разницы тем, кто воспользовался этим правом, Минфин разъяснил своим письмом о пересчете стоимости активов и обязательств (ч. 2 п. 38, ч. 2 п. 46 Инструкции N 50).

В заключение отметим, что никакими законами, инструкциями и разъяснениями не охватить всего многообразия хозяйственной жизни. Поэтому в Инструкции N 50 предусмотрено особое положение. В случае возникновения в процессе деятельности организации хозяйственных операций, типовые бухгалтерские проводки по которым не прописаны, организация может составлять их самостоятельно исходя из содержания хозяйственной операции. Это положение согласуется с более широкой нормой Закона о бухгалтерском учете, согласно которой, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве не установлен порядок их отражения, такой порядок разрабатывается организацией с применением профессионального суждения и с учетом требований законодательства (п. 4 Инструкции N 50, п. 5 ст. 9 Закона N 57-З).

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Регулирование бухгалтерского учета в Республике Беларусь

Государственное
регулирование
бухгалтерского учета
и отчетности осуществляется в целях
достижения единообразия ведения учета
и составления бухгалтерской отчетности,
повышения достоверности и своевременности
учетной и отчетной информации.

Общее методологическое
руководство бухгалтерским учетом и
отчетностью в Республике Беларусь
осуществляется органом государственного
управления, на который Советом Министров
Республики Беларусь возложены обязанности
государственного регулирования
бухгалтерского учета и отчетности.

Орган государственного
управления
,на который возложено
общее методологическое руководство
бухгалтерским учетом и отчетностью
разрабатывает, согласовывает и утверждает
в пределах своей компетенции обязательные
для исполнения всеми организациями на
территории Республики Беларусь:

  • типовые
    планы счетов бухгалтерского учета и
    инструкции по их применению;

  • положения
    по бухгалтерскому учету и отчетности;

  • иные
    нормативные правовые акты по вопросам
    бухгалтерского учета и отчетности.

Органы
государственного управления, разрабатывают
на основе международных стандартов и
утверждают в пределах своей компетенции
нормативные правовые акты по бухгалтерскому
учету и отчетности, не противоречащие
нормативным правовым актам.

Организации,
руководствуясь законодательством
республики Беларусь о бухгалтерском
учете и отчетности, нормативными
правовыми актами органов государственного
управления, регулирующих бухгалтерский
учет и отчетность, самостоятельно
формируют свою учетную политику исходя
из их структуры, отраслевых и иных
особенностей деятельности.

В соответствии со
статьей 5 Закона РБ «О бухгалтерском
учете и отчетности» методологическое
руководство и контроль за соблюдением
действующего законодательства в области
бухгалтерского учета возложены на:

  • Министерство
    финансов;

  • Республиканские
    органы государственного управления;

  • Министерство
    обороны и иные органы государственного
    управления, имеющие воинские формирования,
    финансируемые из бюджета;

  • Объединения,
    подчиненные Совету Министров Республики
    Беларусь.

Министерство
финансов
:

  • осуществляет
    государственное регулирование
    бухгалтерского учета и отчетности в
    Республике Беларусь;

  • разрабатывает
    и утверждает типовые унифицированные
    формы первичной учетной документации.

В
Министерстве финансов создано Управление
методологии бухгалтерского учета и
отчетности. Этот государственный орган
осуществляет непосредственную разработку,
согласование и утверждение МФ и другими
государственными органами национальных
стандартов, положений, инструкций и
других нормативных актов, устанавливающих
единые методологические основы
бухгалтерского учета и отчетности в
РБ.

Республиканские
органы государственного управления
:

  • осуществляет
    методологическое руководство
    бухгалтерским учетом и отчетностью в
    соответствующих отраслях экономики;

  • разрабатывает
    и утверждает по согласованию с МФ
    альбомы унифицированных форм первичной
    учетной документации, регистров
    бухгалтерского учета и их электронные
    версии для соответствующих видов
    деятельности и отраслей экономики.

Каждая
отрасль или сфера экономики имеет свою
специфику. Эта специфика не всегда
получает отражение и регламентацию в
общеотраслевых (национальных) стандартах
и других нормативных актах аналогичного
уровня. Поэтому отраслевые Министерства
и ведомства на основе межотраслевых
стандартов разрабатывают свои отраслевые
стандарты, положения, инструкции,
рекомендации и т.п. Безусловно, что такую
отраслевую специфику могут иметь лишь
отдельные участки бухгалтерского учета
и отчетности, отдельные виды имущества,
отдельные процессы и операции, которые
и формируют особенность экономики
данной отрасли. Прежде всего, эту
особенность будет иметь процесс
производства и основные виды имущества,
участвующие в этом процессе.

Разработку и
внедрение в практику отраслевых
стандартов и других аналогичных
документов осуществляют Управления
бухгалтерского учета и отчетности или
центральные бухгалтерии соответствующих
Министерств и ведомств, возглавляемые
соответственно начальниками Управлений
или главными бухгалтерами. Эта работа
может осуществляться собственными
силами в специально создаваемых отделах,
секторах Управления или на хоздоговорной
основе с различными научно-исследовательскими
учреждениями.

Министерство
обороны и иные органы государственного
управления, имеющие воинские формирования,
финансируемые из бюджета:

  • ведут
    учет имущества и обязательств по
    упрощенной форме, учет материальных
    средств – в натуральных показателях;

  • представляют
    бухгалтерскую отчетность в порядке,
    установленном МФ;

  • разрабатывают
    и утверждают по согласованию с МФ
    нормативные правовые акты по вопросам
    учета имущества и обязательств.

Объединения,
подчиненные Совету Министров РБ,
разрабатывают нормативные правовые
акты по вопросам бухгалтерского учета
и отчетности, альбомы унифицированных
форм первичной учетной документации,
регистров бухгалтерского учета и их
электронные версии для соответствующих
видов деятельности и отраслей экономики
и представляют их для утверждения в
Министерство Финансов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дикловит свечи инструкция по применению в гинекологии куда вставлять
  • Msi mpg b550 gaming plus инструкция на русском
  • Ardo стиральная машина с вертикальной загрузкой инструкция 600
  • Отоксолан капли ушные для кошек инструкция по применению
  • Aiwa xr fa700 инструкция на русском