Руководство библиотеки кто

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Библиотечно-информационная деятельность»

преподавательский стаж — 10 лет

Предложить статью

Руководитель библиотеки

Определение 1

Руководитель – это должностное лицо, осуществляющее управление библиотечными процессами, а также коллективом сотрудников библиотеки для планомерного и эффективного решения задач, стоящих перед библиотекой как социокультурным учреждением.

Современное представление о руководителе библиотеки складывается на основании нескольких источников:

  1. Данные профессиональных стандартов библиотечной деятельности, которые определяют требования к уровню подготовки управленческих кадров.
  2. Требования должностной инструкции, содержащей перечень стандартов, которым должен соответствовать руководитель библиотеки.
  3. Теоретические разработки в рамках менеджмента, позволяющие оценить эффективность руководителя как управленца, координирующего работу сотрудников для достижения поставленных целей.

Профессиограмму руководителя библиотеки можно представить как совокупность качеств разного уровня:

  • профессионально-трудовых,
  • организационно-управленческих,
  • коммуникативных,
  • этических (нравственных),
  • творческих,
  • личных.

Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности

Профессиональные качества руководителя библиотеки включают:

  1. Уровень образования, которое позволяет ему иметь широкие представления о сущности библиотечных процессов и методах их регулирования.
  2. Уровень научной подготовки, позволяющей использовать данные теории управления, сведения в области библиотековедения, педагогики, психологии для эффективного решения управленческих задач.
  3. Уровень исследовательской компетенции, которая заключается в умении анализировать процессы, происходящие в библиотеке в разных сферах: организационной, методической, кадровой и проч., осуществлять прогнозирование на основе анализов и выстраивать управленческие стратегии в соответствии с полученными данными.
  4. Уровень правовой компетенции, предполагающей знание нормативно-правовой базы и умение использовать правовые ресурсы для обеспечения деятельности библиотеки.

«Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности» 👇

Организационно-управленческие качества руководителя связаны с процессами осуществления управленческих функций. Они касаются умения распределять обязанности между заместителя и подчиненными, координировать командную работу, способности заинтересовать коллектив результатами работы, грамотно использовать методы материального и морального стимулирования, а также навыки планирования, контроля и самооценки собственной деятельности и деятельности всего коллектива в целом.

Коммуникативные качества руководителя важны для налаживания эффективного взаимодействия с подчиненными, грамотного управления «человеческими ресурсами» библиотеки, создания позитивной атмосферы в коллективе. К ним можно отнести следующие аспекты:

  1. Умение устанавливать личные и профессиональные контакты, общаться на профессиональные темы.
  2. Умение понять и принять точку зрения подчиненного, коллеги, обосновать свою точку зрения, корректно выразить несогласие или отказ.
  3. Владение нормами культуры речи и этикета общения.
  4. Высокая коммуникабельность, открытость, умение и желание общаться.
  5. Избегание конфликтных ситуаций и использование тактик сотрудничества.

Этические качества руководителя заключаются в его моральных ценностях и нормах: честности, принципиальности, чуткости, тактичности, которые необходимы в процессе выстраивая отношений с людьми.

Эффективный руководитель в библиотеке – менеджер инноваций, поэтому он должен обладать большим творческим потенциалом, уметь решать нестандартные задачи, мыслить креативно и неординарно, применять в обсуждении проблем методы коллективного поиска решений. Творческий руководитель создает в библиотеке атмосферу поиска, позволяющего находить и внедрять в процессы библиотечного обслуживания инновационные формы, повышающие его востребованность среди пользователей.

Не менее важны личные качества руководителя. Некоторые исследователи полагают, что личные качества руководителя могут компенсировать недостатки в профессиональной или трудовой подготовке, потому что руководитель не просто сумма функционала, предписываемого должностной инструкции, а личность, оказывающая большое влияние на деятельность коллектива.

В современных условиях особо ценятся такие личные качества, как инициативность, ответственность, активная жизненная позиция, открытость новому, гибкость, коммуникабельность, обучаемость, функциональная грамотность и проч.

Представляется важным, что руководитель обладает и лидерскими качествами, то есть способностью брать на себя ответственность за результаты какого-либо дела, вести за собой, создавать ценностные ориентиры для коллектива, заинтересовывать их в процессе и результатах труда.

Таким образом, требования к профессиональной подготовке и личности руководителя очень высоки и отражают объективную сложность управления библиотечными процессами в постиндустриальном обществе.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Директор (генеральный директор, заведующий) библиотеки, централизованной библиотечной системы

Директор (генеральный директор, заведующий) библиотеки,

централизованной библиотечной системы

Должностные обязанности. Руководит научно-производственной, хозяйственной и финансово-экономической деятельностью библиотеки, централизованной библиотечной системы. Организует взаимодействие структурных подразделений библиотеки, направляет их деятельность на развитие и совершенствование работы библиотеки с учетом социально-культурных приоритетов и современного уровня развития библиотечного дела. Обеспечивает выполнение библиотекой обязательств перед федеральным (региональным, муниципальным) бюджетом, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками, а также партнерами по договорам. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности библиотеки, использование правовых средств для финансового управления, укрепления договорной и финансовой дисциплины, повышение инвестиционной привлекательности библиотеки в целях ее развития, регулирование трудовых отношений. Защищает имущественные интересы библиотеки в органах государственной власти и управления. Обеспечивает сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении библиотекой. Принимает меры по обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию благоприятных условий труда, соблюдению требований трудового законодательства. Обеспечивает на основе принципов социального партнерства выполнение коллективного договора, заключенного с трудовым коллективом библиотеки.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие научно-производственную, хозяйственную и финансово-экономическую деятельность библиотек; основы управления экономикой и финансами; методические и нормативные документы, касающиеся деятельности библиотек; профиль, специализацию и особенности структуры библиотеки; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли культуры и библиотеки; виды современных информационных технологий; порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений; теорию и практику менеджмента; психологию управления; устав библиотеки; порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (библиотечное, экономическое, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в органах культуры, библиотеках не менее 5 лет.

В
литературе по библиотечному менеджменту
называются различные предпочтительные
качества личности, которыми должен
обладать руководитель библиотеки.
Обычно они основываются на результатах
опроса сотрудников библиотек.

Например:
проведен опрос заведующих отделами,
секторами и главных библиотекарей в
ГПНТБ СО РАН [], что позволило установить
наиболее предпочтительные качества
личности, которыми должен обладать
руководитель библиотеки. Перечислим
эти качества:

  1. Организаторские
    качества:


умение заинтересовать подчиненных
результатами работы;


способность организовать труд подчиненных;


способность быстро и самостоятельно
принимать решения;

2)
Профессиональные качества:


способность анализировать свои действия
и предвидеть последствия;


умение применять современные методы
научного управления;


умение быстро и эффективно решать
практические дела;

3)
Творческие качества:


«чувство новаторства» — способность
улавливать новое и в науке, и в практике;


аналитический склад ума;


инициативность;

4)
Педагогические качества:


способность поддержать контакты;


умение прислушиваться к мнению
подчиненных;


требовательность и пунктуальность;

5)
Морально – этические качества:


честность;


чуткость;


объективность;


высокий уровень культуры;

6)
Общественно-политические качества:


личный пример в труде;


социальная ответственность;


умение завоевать доверие.

Существуют
различные группировки требований к
руководителям. Так, Е. Ю. Гениева дает
следующую характеристику хорошего
руководителя:


он вполне осознает ответственность за
собственное саморазвитие. Другими
словами — руководитель должен всегда
совершенствоваться, учиться и развиваться
в своей профессиональной деятельности;


его поступки мотивированы, то есть
руководитель не может действовать без
цели, и поступки его должны быть оправданы.


он инициативен – всегда предлагает
новые проекты, нестандартные пути
решения проблем, вносит свежие решения
в работу;


умеет формировать ясные реалистические
цели, то есть путь к цели, решение проблем,
которые, возможно, будут мешать реализации,
четко сформулирован и построен. Цели
же в свою очередь должны быть не
заоблачными, а реально выполнимыми и
соответствовать статусу библиотеки;


полон жизненной энергии и заражает ей
окружающих. Это в свою очередь повышает
продуктивность коллектива и настроение
не только сотрудников, но и читателей
библиотеки. Любому человеку будет
приятно, когда его встречает оптимистичный
и жизнерадостный сотрудник;


не ленится и ищет сам способы повышения
собственной профессиональной квалификации.
Это связано с тем, что наш мир не стоит
на месте. Он постоянно прогрессирует и
развивается. Вместе с ним это делает и
библиотека. И чтобы она не переставала
совершенствоваться, руководителям
всегда стоит развиваться и повышать
свою квалификацию;


знает свои слабые стороны и просит
совета и помощи у тех, кто сильнее его
в тех или иных обстоятельствах;


умеет находить общий язык и с теми, кто
ниже его, и с теми, кто выше. Это способствует
хорошей атмосфере в коллективе и повысит
плодотворность работы во всей библиотеке;


хороший руководитель никогда никому
не говорит «нет». Некоторые проекты
нужно изучать и анализировать, не упуская
мелочей и качественных идей. Не стоит
их сразу списывать со счетов. Есть даже
и поговорка такая: «Поспешишь – людей
насмешишь». Помимо этого в библиотеке
есть и такие сотрудники, которые, услышав
«нет», замыкаются в себе и больше не
проявляют инициативу. А их идеи могут
быть жизненно необходимы библиотеке.

Е.
Ю. Ганиева [] отмечает, что руководителем
все-таки надо родиться, то есть существуют
определенные качества, которые даются
человеку от природы. Их, безусловно,
будет очень трудно развивать в процессе
учебы. Но на свете нет ничего возможного!
Ведь никто не отрицает, что научиться
можно практически всему. Просто
«руководителю от природы» будет
требоваться намного меньше труда и
времени на выполнение его служебных
обязанностей, чем тому, у кого не было
предрасположенности к управленческой
деятельности.

Н.
В. Жако [] считает, что руководитель
должен обладать уникальной информационной
культурой, основным компонентом которой
является владение аналитическим чтением.
Для руководителя библиотеки абсолютно
любая книга, текст и в принципе любой
документ могут стать источником
информации или даже ресурсом
профессиональной деятельности. Поэтому
умение быстро ориентироваться в тексте,
понимать прочитанное становится важным
компонентом информационной культуры.

Кроме
того, руководитель библиотеки должен
уметь и создавать тексты самостоятельно,
также должен всегда быть готов и к
выступлению перед многочисленной
аудиторией в официальной обстановке с
речью или докладом. Искусство выступать
становится обязательным компонентом
информационной культуры руководителя
библиотеки, поскольку в условиях
информатизации и формирования
информационного рынка требуется
постоянное освоение новых контактных
аудиторий, привлечение к сотрудничеству
потенциальных спонсоров и читателей.

Очевидно,
что круг этих личностных качеств
руководителя относится к руководящим
кадрам всех библиотек независимо от их
типов и видов. Более детально эти
профессионально значимые качества были
выявлены при разработке профессиограммы
руководящего состава ЦБС, осуществленной
на основе опроса 300 руководителей ЦБС.
В результате были выведены следующие
группы личностных качеств руководителя:


качества, характеризующие взаимоотношения
с разными людьми:

  • коллективизм,

  • честность,

  • справедливость,

  • терпимость,

  • гибкость,

  • искренность,

  • коммуникативность;


качества, характеризующие стиль
деятельности руководителя:

  • инициатива,

  • деловитость,

  • требовательность,

  • внимательность
    (самозащита от технических ошибок),

  • ответственность;


качества, характеризующие общий стиль
поведения:

  • самообладание,

  • самоконтроль,

  • уравновешенность,

  • уверенность;


качества ума:

  • память,

  • аналитичность.

Также
такие психологические и физиологические
качества, как любознательность,
настойчивость, воля, интуиция, здоровье,
творческий склад личности тоже необходимы
хорошему руководителю.

Среди
нежелательных качеств респондентами
были названы:


импульсивность, так как необдуманные
решения не всегда правильны и часто
приводят к негативным последствиям;


«службистский» характер – тоже
отрицательное качество. Очень часто
многие руководители толи по своей
неопытности, толи в силу своего характера
начинают выслуживать своему руководству.
При этом менеджеры теряют свою
индивидуальность, начинают проявлять
излишнюю инициативу, которая не приносит
пользы. Из-за этого менеджер вызывает
крайне негативное отношение, как у своих
подчиненных, так и у коллег.


мнительность: если руководитель будет
видеть во всём опасность, видеть в
решения, в проектах своих подчиненных
что-либо неблагоприятное, то он потеряет
их доверие. А библиотека, руководитель
которой имеет болезненную подозрительность,
недоверчивость, не сможет долго
существовать.


конформизм, то есть отсутствие своей
позиции, пассивность. Хороший руководитель
должен всегда иметь свою точку зрения
на любую ситуацию и уметь её отстоять,
даже если она не будет совпадать с точкой
зрения вышестоящего руководства.

Ещё
одна группа качеств отражает те из них,
которые необходимы для принятия
управленческих решений. По мнению И. М.
Сусловой [], руководитель, обладающий
ими:

-способность
применять конкретные знания;


умения работать с широким кругом людей;


определяет проблемные зоны;


ищет альтернативное решение той или
иной проблемы.

Рассмотрим
навыки, которые необходимы хорошему
руководителю:


способность управлять собой в любой
ситуации;


наличие различных личностных ценностей;


хороший менеджер должен иметь четкие
цели, уметь их ставить;


высокая способность к саморазвитию;


умение решать проблемы любой сложности;


творческие способности;


умение влиять на окружающих;


умение понимать стиль и практику
менеджмента;


обучение подчиненных.

Хороший
руководитель всегда анализирует свою
роль по отношению к коллективу, в котором
он работает, к руководству и к обществу
в целом. Он распределяет рациональные
задания для своих сотрудников. Также
хороший руководитель самостоятельно
ставит цель, анализируя и адаптируя её
под сложившуюся обстановку. Ведь цель
определенной работы всегда должна
соответствовать статусу библиотеки.

Руководитель
старается делегировать полномочия,
причем так, чтобы любой сотрудник мог
с ними своевременно справиться. А чтобы
качество работы заметно выросло, следует
создать творческую обстановку в
коллективе. Сотрудникам так будет
намного интереснее выполнять поставленные
перед ними задачи, к тому же у него будет
все выше и выше расти творческий
потенциал. Такая форма работы поможет
сотруднику самореализоваться и
самоутвердиться, что тоже очень важно
для любого человека.

Хорошему
руководителю стоит стимулировать
качественную работу подчиненных. Любое
поощрение будет приятно сотруднику,
даже если это будет простая похвала.
Безусловно, намного приятнее будет
денежная премия или вознаграждение.
Хороший руководитель знает это и,
несомненно, будет использовать различные
методы стимуляции в своей работе.

Любому
начальнику необходимо устанавливать
«обратную связь» с подчиненными. Нужно
слушать и слышать своих работников,
создавать условия для их развития.
Нельзя подавлять инициативу подчиненных.
Ведь иногда их смелые идеи и решения
помогут внести новые преобразования в
библиотеку.

Хорошему
руководителю следует справляться с
«трудными людьми». Эти люди нарушают
рабочую обстановку в коллективе.

Качества
хорошего менеджера библиотеки:


управлять собой в любой ситуации,


энергичность, оптимизм, не смотря ни на
что;


умение справляться со стрессовыми
ситуациями;


способность формировать коллектив, то
есть подбирать подчиненных, которые
смогу «ладить между собой», создавая
плодотворную творческую обстановку;


умение оказывать влияние на других
людей. Ведь некоторые подчиненные могу
навязывать свою точку зрения, которая
является крайне неправильной. А есть и
такие люди, которые без «особого
предложения» и палец о палец не ударят.
На них просто необходимо влиять! Это
позволит библиотеке более качественно
выполнять свою миссию.

Рассмотрим
характеристику стилей руководства:

Параметры
взаимодействия руководителя с
подчиненными

Стили
руководства

Авторитарный

Демократичный

Либеральный

Параметры

принятия
решения

Единолично

Советуется

с
подчиненными

Ждет
указания от руководства

Способ
достижения решений

Приказывает,
распоряжается, командует.

Предлагает,

просит

Просит,

упрашивает

Распределение

ответственности

На
себя или на подчиненных

Ответственность
в соответствии с полномочиями

Снимает

ответственность

Отношение

к
инициативе

Подавляет

Поощряет

Отдает
в руки подчиненных

Отношение
к недостаткам собственности

Все
знает,

все
умеет

Повышает
свою квалификацию

Пополняет
свои знания и знания подчиненных

Отношение
к подбору кадров

Боится
квалифицированных работников

Подбирает
деловых, грамотных сотрудников

Подбором
не

занимается

Стиль
общения

Дистанция,

не
общителен

Дружелюбен,
любит общение

Боится
общения, общается по инициативе
работника

Характер

отношений
с подчиненными

Диктуется
настроением

Постоянный

самоконтроль

Мягок,
покладист

Отношение
к дисциплине

Жесткая

дисциплина

Разумная
дисциплина, дифференцированный подход

Требует
формальной

дисциплины

Отношение
к моральному воздействию на подчиненных

Наказание


основным

методом;

Стимулирование
— поощряет

избранных

по
праздникам

Различные
виды стимула

постоянно

Действует
таким же образом

Таблица
1

В
этой таблице отражена зависимость
деятельности руководителя от его
характера и стиля управления. Так что
перед тем как ставить человека на
руководящую должность, стоит определить
стиль его руководства и заранее оценить
его дальнейшую деятельность. После,
необходимо сделать выводы: а нужен ли
этот руководитель в библиотеку вообще?
а если нужен, то в какой отдел его лучше
поставить?

Необходимо
важная черта для менеджера – самоменеджмент.
Самоменеджмент – это последовательное
и целенаправленное использование
испытанных методов работы в повседневной
практике для того, чтобы оптимально и
со смыслом использовать своё время.
Самоменеджмент является средством
саморазвития индивида менеджера.

Главное
составляющее в самоменеджменте –
целеполагание, то есть изначально нужно
определить направление своей деятельности.
После целеполагания идет конкретное
формулирование цели. Другими словами
нужно ответить на вопрос: что мне нужно?
чего я хочу? Следующий этап – планирование.
На этом этапе осуществляется планирование
времени, сил, затрат на осуществление
цели. Это можно выразить схематично:

Прямая со стрелкой 1Целеполагание.

Прямая со стрелкой 4Конкретное
формулирование цели.

Планирование.

Попытку
представить модель современного
библиотечного труда руководителя –
библиоменеджера предприняла и.
Джерилевская И. К, выделив следующие
основные элементы этой модели:


главные факторы, определяющие поведение
руководителя в условиях рынка:

  • изменение
    отношения к самому себе,

  • изменение
    отношения к подчиненным,

  • осознанность
    собственного поведения;


мировоззренческий уровень управленческой
деятельности, характеризуемый
терминальными ценностями, составляющими
сущность и смысл деятельности;


поведенческий уровень деятельности,
обусловленный инструментальными
ценностями, характеризующими отношение
руководителя к самому себе и своим
подчиненным как основу инструменту
деятельности;


иерархию терминальных инструментальных
ценностей, составляющую идеологию
управленческой деятельности;


индивидуальный процесс отбора
инструментальных ценностей и их
подчинение терминальным ценностям,
придающие управленческой деятельности
личностный смысл и осознанный характер;


навыки извлечения информации, её
интерпретации и использования в процессе
формирования собственной поведенческой
стратегии, характеризующие управленческую
культуру.

Требования
к набору качеств руководителя зависят
и от уровня занимаемой должности. Если
руководитель высшего звена решает
стратегические задачи, для него важны
широта мышления, стремление к
самостоятельным действиям, то руководитель
среднего звена управления сосредоточен
на решении задач по организации
деятельности библиотеки, удовлетворении
социальных потребностей подчиненных,
и поэтому ему необходимы такие черты
лидера, как коммуникабельность, умение
наладить работу.

Ещё
в большей степени качества лидера важны
для руководителей низового звена,
непосредственно связанных с коллективом.
Они должны проявлять способность к
организации работы подчиненных, уметь
реализовать идеи, быть добрыми и
отзывчивыми к потребностям подчиненных,
но проявлять волю и строгость в том, что
качается непосредственно работы.

Такое
разделение требований в зависимости
от принадлежности руководителя к тому
или иному уровню управления возможно
лишь в крупных библиотеках, в небольших
уже руководитель зачастую заменяет
собой весь аппарат управления.

В
работе руководителя библиотеки есть и
другие моменты, на первый взгляд кажущиеся
не такими важными, но которые также
отражаются на эффективности его работы
– это то, что называются на эффективности
его работы – это то, что называется
научной организацией труда или культурой
организации труда руководителя.

В
первую очередь это относится к
рациональному использованию его рабочего
времени, состоянию рабочего места и
документации. Важна для руководителя
и культура внешнего облика, включающая
и культуру управления собой, и культуру
внешнего вида, деловой одежды и т. п.,
ведь зачастую по внешнему виду и поведению
руководителей судят о библиотеке в
целом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДИРЕКТОРА БИБЛИОТЕКИ

________________________________ _____________                                   УТВЕРЖДАЮ

(наименование организации)                                            _________________________________

(руководитель организации; иное

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ                              _________________________________

лицо, уполномоченное

00.00.0000         № 00                                                      _________________________________

утверждать должностную инструкцию)

директору библиотеки                                                    ___________   ____________________

(подпись)      (инициалы, фамилия)

00.00.0000

1. Общие положения

1.1.Директор библиотеки относится к категории руководителей

1.2. Назначение на должность директора библиотеки и освобождение от должности осуществляется ______________________________________________________________________

(приказом (распоряжением) руководителя организации;
по решению собственников организации)

1.3. Директор библиотеки ведёт дела от имени собственников организации.

1.4. На должность директора библиотеки назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

1.5. Директор библиотеки должен знать:

— законы РФ, постановления Правительства РФ определяющие развитие культуры;

— основы законодательства о культуре;

— руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;

-основы экономики, организации труда и управления;

— теорию и практику библиотечного дела;

— основы трудового законодательства;

-правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите;

— _________________________________________________________________

1.6. Директор библиотеки в своей деятельности руководствуется:

— Уставом организации;

— настоящей должностной инструкцией;

— _________________________________________________________________

(иными документами)

1.7. Директор библиотеки подотчётен учредителям организации в лице
(общего собрания акционеров; иного органа)

1.8. Во время отсутствия директора библиотеки (командировки, отпуска, болезни, пр.) его должностные обязанности исполняет(ют) заместитель(и), назначаемый(ые) в установленном порядке, который(е) несет(ут) ответственность за качественное, эффективное и своевременное их выполнение.

1.9.___________________________________________________________________

2. Функции

2.1. Руководство библиотекой.

2.2. Распределение обязанностей и определение степени ответственности работников библиотеки.

2.3.Выявление и анализ проблем в работе библиотеки.

2.4. Представление интересов библиотеки в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления, а также во взаимоотношениях с иными хозяйствующими субъектами.

3. Должностные обязанности

Директор библиотеки исполняет следующие обязанности:

3.1. Осуществляет руководство персоналом библиотеки.

3.2. Организует творческо-производственную деятельность библиотеки.

3.3. Утверждает структуру, штатное расписание, график отпусков, должностные инструкции, производственные инструкции и иные организационно-правовые документы.

3.4. Обеспечивает эффективное использование материальных, финансовых ресурсов библиотеки.

3.5. Организует формирование библиотечного фонда.

3.6. Планирует, к5оординирует и контролирует работу структурных подразделений и работников библиотеки

3.7. Принимает меры по обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда.

3.8. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, моральных и материальных стимулов повышения эффективности библиотечных процессов, применение принципа материальной  заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки.

3.9. Совместно с трудовым коллективом обеспечивает на основе принципов социального партнёрства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации, инициативности и активности работников библиотеки.

3.10. Принимает решения о приеме, перемещении и увольнении работников; применяет меры поощрения к отличившимся работникам; налагает взыскания на нарушителей трудовой дисциплины; решает в установленном порядке вопросы направления работников в служебные командировки.

3.11. Формирует перспективные и текущие планы.

3.12. Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, органами научно-технической информации, общественными организациями, зарубежными учреждениями.

3.13. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение материальной базы библиотеки, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации.

3.14.__________________________________________________________________

(иные обязанности)

4. Права.

Директор библиотеки имеет право:

4.1.Без доверенности действовать от имени библиотеки.

4.2. Представлять интересы библиотеки во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и управления.

4.3. Распоряжаться имуществом и средствами библиотеки с соблюдением требований, определенных законодательством, Уставом организации, иными нормативными актами.

4.4. Открывать и закрывать в банковских учреждениях расчетные и другие счета.

4.5. Заключать трудовые договоры

4.6. Принимать решения по представлениям:

— о привлечении работников, нарушивших трудовую дисциплину, виновных в причинении материального ущерба организации, к материальной и дисциплинарной ответственности;

— о моральном и материальном поощрении особо отличившихся работников.

4.7. Выдавать доверенности на совершение гражданско-правовых сделок, представительство, пр.

4.8. В пределах, установленных законодательством, определять состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ее защиты.

4.9.________________________________________________________________

(иные права)

5. Ответственность

5.1. Директор библиотеки привлекается к ответственности:

-за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности – в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба организации – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

5.2.Директор библиотеки несет персональную ответственность за последствия принятого им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб организации.

5.3. Директор библиотеки, недобросовестно использующий вверенное ему имущество и средства организации в собственных интересах или в интересах противоположных интересам учредителей (собственников), несет ответственность в пределах, установленных гражданским, уголовным, административным законодательством.

5.4. _______________________________________________________________

Должностная инструкция разработана во исполнение приказа № __ на основании_____________________________________________________________

Руководитель структурного

подразделения                                                                             __________  ______________________

(подпись)      (инициалы, фамилия)

______________________________________                               00.00.0000

(начальник юридического отдела, юрист)

_____________   _____________________

(подпись)             (инициалы, фамилия)

00.00.0000

С должностной инструкцией ознакомлен(а), один экземпляр получил(а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

_____________   __________________

(подпись)           (инициалы, фамилия)

00.00.0000
Заведующему отделом (сектором) библиотеки

___________________________________________                                    УТВЕРЖДАЮ

(наименование организации)                                            _________________________________

(руководитель организации; иное

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ                              _________________________________

лицо, уполномоченное

00.00.0000         № 00                                                      _________________________________

утверждать должностную инструкцию)

заведующему отделом                                                    ___________   ____________________

библиотеки                                                                         (подпись)             (инициалы, фамилия)

00.00.0000

1. Общие положения

1.1. Заведующий отделом библиотеки относится к категории руководителей.

1.2. Назначение на должность заведующего отделом библиотеки и освобождение от должности осуществляется приказом (распоряжением) директора библиотеки.

1.3. На должность заведующего отделом библиотеки назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет.

1.4. Заведующий отделом библиотеки должен знать:

— законы РФ, постановления Правительства РФ, определяющие развитие культуры;

— основы законодательства о культуре;

— руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;

— основы экономики, организации труда и управления;

— теорию и практику библиотечного дела;

— технологию библиотечных процессов;

— вопросы механизации и автоматизации библиотечных процессов;

— основы трудового законодательства;

— правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите;

— _________________________________________________________________

1.5. заведующий отделом библиотеки в своей деятельности руководствуется:

— Уставом организации;

— настоящей должностной инструкцией;

-__________________________________________________________________

(иными документами)

1.6. Заведующий отделом библиотеки подчиняется непосредственно директору библиотеки.

1.7. Во время отсутствия заведующего отделом библиотеки (командировки, отпуска, болезни, пр.) его должностные обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.8.________________________________________________________________

2. Функции

2.1. Руководство деятельностью отдела библиотеки.

2.2. Руководство подчиненным персоналом.

3. Должностные обязанности

Заведующий отделом библиотеки исполняет следующие обязанности:

3.1. Руководит структурным подразделением библиотеки, выполняющим определенные функции в соответствии с творческо-производственной деятельностью библиотеки.

3.2. Организует разработку перспективных и текущих планов работы подразделения и контролирует их выполнение.

3.3. Ведет учет работы отдела (сектора).

3.4. Проводит научные исследования в области библиотековедения, библиографии, истории книги или других областях, соответствующих задачам и планам деятельности библиотеки.

3.5. Изучает опыт организации работы отечественных и зарубежных библиотек, анализирует и готовит предложения по его использовании.

3.6. Контролирует соблюдение работниками производственной дисциплины, правил по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

3.7. _______________________________________________________________

(иные обязанности)

4. Права

Заведующий отделом библиотеки имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений директора библиотеки.

4.2. Распоряжаться вверенными ему имуществом и средствами с соблюдением требований, определенных законодательными и нормативными правовыми актами, Уставом организации.

4.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.4. Инициировать и проводить совещания по организационным и финансово-экономическим вопросам.

4.5. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.6. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

4.7. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.),соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.

4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.9. Вносить на рассмотрение директора библиотеки представления о назначении, перемещении и увольнении работников библиотеки; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.

4.10. Требовать от директора библиотеки оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.

4.11. ______________________________________________________________

(иные права)

5. Ответственность

5.1. Заведующий отделом библиотеки привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности – в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба организации – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. Заведующий отделом библиотеки несет персональную ответственность за последствия принятого им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб организации.

5.3.________________________________________________________________

Должностная инструкция разработана во исполнение приказа № __ на основании_____________________________________________________________

Руководитель структурного

подразделения                                                                             __________  ______________________

(подпись)      (инициалы, фамилия)

______________________________________                               00.00.0000

(начальник юридического отдела, юрист)

_____________   _____________________

(подпись)             (инициалы, фамилия)

00.00.0000

С должностной инструкцией ознакомлен(а), один экземпляр получил(а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

_____________   __________________

(подпись)           (инициалы, фамилия)

00.00.0000
Главному библиотекарю

_____________________________________________                                    УТВЕРЖДАЮ

(наименование организации)                                            _________________________________

(руководитель организации; иное

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ                              _________________________________

лицо, уполномоченное

00.00.0000         № 00                                                      _________________________________

утверждать должностную инструкцию)

___________   ____________________

главному библиотекарю                                                     (подпись)             (инициалы, фамилия)

00.00.0000

1. Общие положения

1.1. Главный библиотекарь относится к категории руководителей.

1.2. Назначение на должность главного библиотекаря и освобождение от должности осуществляется приказом (распоряжением) директора библиотеки.

1.3. На должность главного библиотекаря назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ведущего библиотекаря (библиографа) не менее _____________.

(3; 5 лет)

1.4. Главный библиотекарь должен знать:

— законы РФ, постановления Правительства РФ, определяющие развитие культуры;

— основы законодательства о культуре;

— руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;

— теорию и практику библиотечного дела;

— основы экономики, организации труда и управления библиотечным делом;

— технологию библиотечных процессов;

— основы трудового законодательства;

— правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите;

— _________________________________________________________________

1.5. Главный библиотекарь в своей деятельности руководствуется:

— Уставом организации;

-настоящей должностной инструкцией;

— _________________________________________________________________

(иными документами)

1.6. Главный библиотекарь подчиняется непосредственно директору библиотеки.

1.7. Во время отсутствия главного библиотекаря (командировки, отпуска, болезни, пр.) его должностные обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.8. _______________________________________________________________

2. Функции

2.1. Руководство участком работы по одному из направлений деятельности библиотеки.

2.2. Повышение квалификации подчиненного персонала.

2.3. Организация научных исследований

3. Должностные обязанности

Главный библиотекарь исполняет следующие обязанности:

3.1. Ведет самостоятельный участок работы по одному из направлений деятельности библиотеки или в одном из ее отделов (комплектования, обработки литературы, обслуживания, библиографическом, научно-методическом, научно-исследовательском и др.)

3.2. Организует научные исследования в соответствии с профилем работы и участвует в реализации результатов этих исследований; участвует в разработке и реализации перспективных и текущих планов работы библиотеки, библиотечных нормативных документов и технологий.

3.3. Принимает непосредственное участие в производственных процессах, обеспечивает их качество и эффективность.

3.4. Ведет работы по повышению квалификации библиотечных работников.

3.5. Участвует в работе по внедрению и использованию автоматизации и механизации библиотечных процессов.

3.6. _______________________________________________________________

(иные обязанности)

4. Права

Главный библиотекарь имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений директора библиотеки.

4.2. Распоряжаться вверенными ему имуществом и средствами с соблюдением требований, определенных законодательными и нормативными правовыми актами, Уставом организации.

4.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.4.Инициировать и проводить совещания по организационным и финансово-экономическим вопросам.

4.5. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.6. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

4.7. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций, давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.

4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.9. Вносить на рассмотрение директора библиотеки представления о назначении, перемещении и увольнении работников библиотеки; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.

4.10. Требовать от директора библиотеки оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.

4.11. ______________________________________________________________

(иные права)

5. Ответственность

5.1. Главный библиотекарь привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности – в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба организации – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

5.2. Главный библиотекарь несет персональную ответственность за последствия принятого им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб организации.

5.3. _______________________________________________________________

Должностная инструкция разработана во исполнение приказа № __ на основании_____________________________________________________________

Руководитель структурного

подразделения                                                                             __________  ______________________

(подпись)      (инициалы, фамилия)

______________________________________                               00.00.0000

(начальник юридического отдела, юрист)

_____________   _____________________

(подпись)             (инициалы, фамилия)

00.00.0000

С должностной инструкцией ознакомлен(а), один экземпляр получил(а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

_____________   __________________

(подпись)           (инициалы, фамилия)

00.00.0000
Учёному секретарю библиотеки

___________________________________________                                     УТВЕРЖДАЮ

(наименование организации)                                            _________________________________

(руководитель организации; иное

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ                              _________________________________

лицо, уполномоченное

00.00.0000         № 00                                                      _________________________________

утверждать должностную инструкцию)

ученому секретарю                                                          ___________   ____________________

библиотеки                                                                         (подпись)             (инициалы, фамилия)

00.00.0000

1. Общие положения

1.1. Ученый секретарь библиотеки относится к категории руководителей.

1.2. Назначение на должность ученого секретаря библиотеки и освобождение от должности осуществляется приказом (распоряжением) директора библиотеки.

1.3. На должность ученого секретаря библиотеки назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет.

1.4. Ученый секретарь библиотеки должен знать:

— законы РФ, постановления Правительства РФ, определяющие развитие культуры;

— основы законодательства о культуре;

— руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;

— работу всех подразделений библиотеки, установленный порядок планирования, финансирования, организации научных исследований и разработок;

— действующие положения по защите авторских прав;

— порядок проведения конкурсов и аттестации работников;

— правовые вопросы оформления договорных отношений с другими организациями;

— документы по организации делопроизводства;

— порядок взаимоотношений со средствами массовой информации, ввоза и вывоза культурных ценностей;

— основы трудового законодательства;

— правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите;

— _________________________________________________________________.

1.5. Ученый секретарь в своей деятельности руководствуется:

— Уставом организации;

— настоящей должностной инструкцией;

— _________________________________________________________________

(иными документами)

1.6. Ученый секретарь библиотеки подчиняется непосредственно директору библиотеки.

1.7. Во время отсутствия ученого секретаря библиотеки (командировки, отпуска, болезни, пр.) его должностные обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.8. _______________________________________________________________

2. Функции

2.1. Организация работы Ученого совета библиотеки.

2.2. Контроль выполнения планов и решений руководства библиотеки.

3. Должностные обязанности

Ученый секретарь библиотеки исполняет следующие обязанности:

3.1. Организует работу Ученого совета.

3.2. Контролирует выполнение его решений, а также приказов (распоряжений) директора библиотеки.

3.3. Готовит предложения по планам научных исследований и разработок в области библиотековедения, библиографии и истории книги.

3.4. Контролирует своевременное и качественное выполнение принятых планов, осуществляет подготовку сводных планов и отчетов о деятельности библиотеки.

3.5. Организует делопроизводство, контролирует выполнение плана редакционно-издательской деятельности, обеспечивает рецензирование подготовленных работ.

3.6. Участвует в организации общебиблиотечных мероприятий (научных совещаний, конференций, семинаров).

3.7. Составляет планы повышения квалификации, стажировки сотрудников библиотеки и работников сети профильных библиотек.

3.8. По поручению директора библиотеки:

— разрабатывает нормативные документы, регламентирующие работу библиотеки;

— осуществляет координацию международных связей библиотеки;

— организует проведение аттестации работников и разрабатывает критерии и методы оценки их деятельности.

3.9. _______________________________________________________________.

(иные обязанности)

4. Права

Ученый секретарь библиотеки имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений директора библиотеки.

4.2. Распоряжаться вверенными ему имуществом и средствами с соблюдением требований, определенных законодательными и нормативными правовыми актами, Уставом организации.

4.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.4 Инициировать и проводить совещания по организационным и финансово-экономическим вопросам.

4.5. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.6. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

4.7. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.

4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.9. Вносить на рассмотрение директора библиотеки представления о назначении, перемещении и увольнении работников библиотеки; предложения об их поощрении или о наложении взысканий.

4.10. Требовать от директора библиотеки оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей прав.

4.11. ______________________________________________________________

(иные права)

5. Ответственность

5.1. Ученый секретарь привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности – в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.2. Ученый секретарь библиотеки несет персональную ответственность за последствия принятого им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб организации.

5.3. _______________________________________________________________

Должностная инструкция разработана во исполнение приказа № __ на основании_____________________________________________________________

Руководитель структурного

подразделения                                                                             __________  ______________________

(подпись)      (инициалы, фамилия)

______________________________________                               00.00.0000

(начальник юридического отдела, юрист)

_____________   _____________________

(подпись)             (инициалы, фамилия)

00.00.0000

С должностной инструкцией ознакомлен(а), один экземпляр получил(а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

_____________   __________________

(подпись)           (инициалы, фамилия)

00.00.0000
Библиотекарю

____________________________________________                                     УТВЕРЖДАЮ

(наименование организации)                                            _________________________________

(руководитель организации; иное

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ                              _________________________________

лицо, уполномоченное

00.00.0000         № 00                                                      _________________________________

утверждать должностную инструкцию)

ученому секретарю                                                          ___________   ____________________

библиотеки                                                                         (подпись)             (инициалы, фамилия)

00.00.0000

1. Общие положения

1.1. Библиотекарь относится к категории специалистов

1.2. Назначение на должность библиотекаря и освобождение от должности осуществляется приказом (распоряжением) директора библиотеки.

1.3. На должность библиотекаря назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3-х лет

1.4. Библиотекарь должен знать:

— основы библиотечного дела, библиографии;

— основные библиотечные технологические процессы;

— формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями;

— основы трудового законодательства;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— _________________________________________________________________

1.5. Библиотекарь в своей деятельности руководствуется:

— Уставом организации;

— настоящей должностной инструкцией;

— _________________________________________________________________

(иными документами)

1.6. Библиотекарь подчиняется непосредственно ________________________

(директору

____________________________________________________________________________________.

библиотеки, заведующему отделом (сектором) библиотеки, др.)

1.7. Во время отсутствия библиотекаря (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.8. _______________________________________________________________.

2. Функции

2.1. Обеспечение библиотечного процесса.

2.2. Обслуживание читателей и абонентов.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь исполняет следующие обязанности:

3.1. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с профилем и технологией одного из производственных участков:

— обеспечивает комплектование и обработку библиотечного фонда;

— организует использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата;

— ведет автоматизированные базы данных;

— организует учет и хранение фондов;

— осуществляет обслуживание читателей и абонентов.

3.2. Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания.

3.3. Применяет научные методы и передовой опыт работы  библиотечной деятельности.

3.4. _______________________________________________________________

4. Права

Библиотекарь имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства библиотеки.

4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений, работников необходимую информацию, документы.

4.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.4. Давать указания, обязательные для исполнения работниками.

4.5. Проводить проверки качества и своевременности исполнения указаний.

4.6. Участвовать  в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.7. Требовать от своего непосредственного руководителя оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.8. _______________________________________________________________

(иные права)

5. Ответственность

5.1. Библиотекарь привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности – в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба организации – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. _______________________________________________________________

Должностная инструкция разработана во исполнение приказа № __ на основании_____________________________________________________________

Руководитель структурного

подразделения                                                                             __________  ______________________

(подпись)      (инициалы, фамилия)

______________________________________                               00.00.0000

(начальник юридического отдела, юрист)

_____________   _____________________

(подпись)             (инициалы, фамилия)

00.00.0000

С должностной инструкцией ознакомлен(а), один экземпляр получил(а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

_____________   __________________

(подпись)           (инициалы, фамилия)

00.00.0000
Методисту

___________________________________________                                     УТВЕРЖДАЮ

(наименование организации)                                            _________________________________

(руководитель организации; иное

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ                              _________________________________

лицо, уполномоченное

00.00.0000         № 00                                                      _________________________________

утверждать должностную инструкцию)

методисту библиотеки                                                    ___________   ____________________

(подпись)             (инициалы, фамилия)

00.00.0000

1. Общие положения

1.1. Методист библиотеки относится к категории специалистов.

1.2 На должность методиста библиотеки назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы ______________________________

(3 года, 5 лет, без предъявления требований

______________ или среднее профессиональное образование и стаж работы в

к стажу работы)

в культурно-просветительских учреждениях, организациях не менее 3-х лет.

1.3. Назначение на должность методиста библиотеки и освобождение от нее производится приказом директора библиотеки по представлению _____________

__________________________________________________________________

1.4. Методист библиотеки должен знать:

— законы РФ, постановления, решения Правительства РФ и органов культуры по вопросам библиотечной, культурно-просветительной работы;

— систему культурно-просветительных учреждений;

— основы экономики, организации труда и управления;

— основы трудового законодательства;

— — правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— _________________________________________________________________

1.5. Методист в своей деятельности руководствуется:

— Уставом организации;

— настоящей должностной инструкцией;

— _________________________________________________________________

(иными документами)

1.6. Библиотекарь подчиняется непосредственно ________________________

(директору

____________________________________________________________________________________.

библиотеки, иному должностному лицу)

1.7. Во время отсутствия методиста (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.8. _______________________________________________________________.

2. Функции

2.1. Проведение аналитических и маркетинговых исследований.

2.2 Внедрение передового опыта работы

3. Должностные обязанности

Методист библиотеки исполняет следующие обязанности:

3.1. Ведет самостоятельный участок работы библиотеки.

3.2. Проводит анализ состояния библиотечно-библиографического обслуживания, разрабатывает предложения по его улучшению.

3.3. Принимает участие в научно-исследовательской работе, в разработке и реализации текущих и перспективных планов, нормативной и иной документации, регламентирующей деятельность библиотеки.

3.4. Осуществляет координационную работу с заинтересованными ведомствами и учреждениями.

3.5. Выявляет потребность потенциальных пользователей в библиотечно-библиографических услугах.

3.6. Ведет маркетинговые исследования.

3.7. Принимает участие в работах, связанных с автоматизацией и механизацией библиотечной деятельности.

3.8. Обобщает полученные результаты и способствует внедрению передового опыта в деятельности библиотеки.

3.9. Поддерживает в процессе работы связь с творческими союзами и общественными организациями по привлечению к проводимым мероприятиям творческих работников в целях совершенствования библиотечного дела.

3.10. ______________________________________________________________

4. Права

Методист библиотеки имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства библиотеки.

4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений, работников необходимую информацию, документы.

4.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.4. Давать указания, обязательные для исполнения работниками.

4.5. Проводить проверки качества и своевременности исполнения указаний.

4.6. Участвовать  в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.7. Требовать от своего непосредственного руководителя оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.8. _______________________________________________________________

(иные права)

5. Ответственность

5.1. Методист библиотеки привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности – в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба организации – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. _______________________________________________________________

Должностная инструкция разработана во исполнение приказа № __ на основании_____________________________________________________________

Руководитель структурного

подразделения                                                                             __________  ______________________

(подпись)      (инициалы, фамилия)

______________________________________                               00.00.0000

(начальник юридического отдела, юрист)

_____________   _____________________

(подпись)             (инициалы, фамилия)

00.00.0000

С должностной инструкцией ознакомлен(а), один экземпляр получил(а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

_____________   __________________

(подпись)           (инициалы, фамилия)

00.00.0000

Библиотечный менеджмент:
эффективные стили управления

Менеджмент в библиотечной среде включает управление учреждением, персоналом, планирование стратегии развития, налаживание сотрудничества и многие другие направления. При выборе стиля управления необходимо учитывать то разнообразие функций, что теперь возложены на библиотеку. В этой статье мы расскажем о наиболее эффективных методиках.

Виды управления

Сегодня библиотеки выполняют задачи культурно-просветительских, воспитательных организаций, информационных и научных центров. Многофункциональность меняет механизм хозяйствования и управления в библиотеке, вынуждает добавлять к ним маркетинговые основы. Это значит, что нужно осваивать новые услуги и компетенции, совершенствовать традиционные средства работы, поддерживать автоматизацию.

Функции управления деятельностью библиотеки разделены на пять направлений: маркетинг, планирование, организация, мотивация и контроль. От того, насколько эти функции органично связаны, зависит работа учреждения.

Различают три вида управления, которые сегодня применяют в библиотечной сфере.

  • Стратегический менеджмент включает управление проектами. Это могут быть целевые программы развития культуры или науки на региональном уровне; программы по стратегическому развитию библиотеки на уровне города, района. Монопроекты реализуются в конкретной библиотеке и решают комплексные задачи ее развития.

  • Персонал-стратегия строится вокруг личности сотрудника, его мотивации.

Автоматизация процессов, вопреки прогнозам, не только не вытеснила библиотекаря, но еще больше упрочила его роль. Компьютерами, программами управляет человек. Каким бы оснащенным ни было учреждение, квалифицированный сотрудник, мобильный в освоении новых технологий, остается его самым ценным ресурсом. Поэтому так важно максимально эффективно использовать потенциал специалистов, создавать условия для их профессионального развития, грамотно управлять коллективом.

Персонал-стратегия оценивает, анализирует и вырабатывает такую систему взаимодействия с сотрудниками, чтобы та помогала следовать избранному курсу развития библиотеки.

Персонал-стратегия помогает закрыть вакансии, снизить текучесть кадров, оценить перспективы карьерного роста специалистов внутри библиотеки.

  • Инновационный менеджмент — система управления, которая позволяет быстро и эффективно осваивать нововведения.

Главные задачи такого типа менеджмента — это разработка методов, как осваивать новшества, как обеспечивать ресурсами инновационные процессы.

Библиотечный менеджер

Некоторое время назад понятие библиотечный менеджер казалось неестественным для этой сферы. Сегодня это распространенное явление: в системе управления, где бы она ни применялась, задействованы менеджеры. Они владеют управленческой методологией, умеют ставить цели и достигать их, руководят персоналом и мотивируют коллектив на результат. 

Библиотечный менеджер не обязательно занимает руководящую должность, у него даже может не быть подчиненных. При этом он несет ответственность за достигнутые библиотекой результаты. 

Менеджер — руководитель библиотеки — чаще всего управленец предпринимательского формата. Он готов к крупным проектам и замыслам, ценит творчество в работе и умеет создавать такие условия труда, в которых каждый сотрудник имеет возможности для профессионального развития. 

В библиотеках есть три уровня управления: высший, средний, низший. Соответственно, к управленческому персоналу в библиотеках относят три категории работников.

Высший уровень — это администрация, дирекция. Средний — заведующие отделами, которые заняты производственным процессом. И наконец, линейные руководители — заведующие секторами, главные библиотекари — управленцы, которые по должности много взаимодействуют с коллективом. 

Что помогает и что мешает управлению

На позитивное развитие библиотеки влияют: 

  • профессиональные качества руководителя;
  • готовность коллектива к изменениям;
  • профессионализм сотрудников;
  • наличие у библиотеки прочных связей с общественностью, СМИ;
  • сплоченность коллектива, его организационная культура. 

Об организационной культуре скажем отдельно. От этого термина неотделимо качественное преобразование библиотечной деятельности. Организационная культура направляет действия всех сотрудников библиотеки, определяет климат внутри коллектива. Еще одна важная ее функция состоит в том, чтобы постоянно выдвигать коллективу библиотеки новые требования, которые помогут учреждению двигаться вперед, быть актуальным и востребованным информационным центром. 

Мешают результативному управлению:

  • недальновидность руководителей;
  • сдерживание творческой деятельности, инициативности сотрудников;
  • инертность, нежелание работников поддерживать инициативу;
  • отсутствие необходимых ресурсов из-за недостатка средств или по другим причинам;
  • трудности с привлечением в штат молодых перспективных специалистов, выпускников с образованием в области информационных систем, психологии, рекламы, дизайна или связей с общественностью.

Вывод

Управлять библиотекой сегодня — значит грамотно внедрять инновации, умело планировать персонал-стратегию, развивать коммуникации и отвечать общественным потребностям.

Вместе с тем, пока менеджмент используется не во всех библиотеках или чаще применяется в виде отдельных элементов. Причиной тому может быть отсутствие общей для всей библиотечной сферы концепции маркетинговой деятельности, недостаточный анализ читательского спроса при внедрении платных услуг, отсутствие массового обучения кадров.

Рекомендуем нашу подборку трекеров для организации и планирования работы библиотеки —

«Как все успеть: программы-планировщики для командной работы»

.

Понравился ли Вам материал?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как будет руководство компании на английском
  • Combustion chamber cleaner wynns инструкция по применению
  • Аспирин кардио инструкция по применению состав
  • Машинка дончанка для ручного вязания инструкция видео
  • Фламадекс уколы инструкция по применению внутримышечно взрослым от чего помогает