Руководство банка определение

Управление банком имеет многоуровневую структуру. Поскольку большинство современных коммерческих банков создаются в форме акционерных обществ, высшим органом управления в них является общее собрание акционеров. Высший орган управления в банке, созданном в форме общества с ограниченной ответственностью, – общее собрание пайщиков.

Собрания собственников кредитных организаций, в соответствии с действующим законодательством и их уставами, проводятся не реже одного раза в год.

В промежутках между собраниями акционеров или пайщиков оперативное управление банком осуществляет совет директоров, который избирается собственниками.

В функции совета директоров входит:

– определение стратегических целей и формулирование политики,

– подбор сотрудников на руководящие посты,

– создание комитетов.

В крупном банке обычно есть как минимум четыре комитета: административный, решающий текущие вопросы; кредитный, который дает заключения о выдаче займов; комитет по доверительной деятельности, отвечающий за инвестирование средств; ревизионный, проверяющий финансовое состояние подразделений кредитной организации.

Председатель совета директоров обычно не занимается оперативным управлением. Он созывает и ведет заседания совета директоров, участвует в выработке стратегических решений, представляет банк на различных форумах.

Текущей деятельностью современной кредитной организации, как правило, руководит президент, который избирается общим собранием акционеров.

На президента или председателя правления возложено оперативное управление банком. Реальная роль президента зависит от многих обстоятельств. В круг его обязанностей часто входит налаживание связей банка с властями, общественными организациями и другими финансовыми учреждениями. Он участвует в выработке оперативных решений, дает указания о выдаче крупных кредитов, оценивает перспективных клиентов и т. п.

В крупных кредитных организациях вместе с президентом работает ряд вице-президентов, отвечающих за отдельные направления деятельности банка. Они руководят ключевыми отделами и региональными подразделениями.

Кроме того, к высшим должностям финансового учреждения принято относить руководителя казначейства, главного бухгалтера и ревизора.

Руководитель казначейства отвечает за непосредственное осуществление всех оперативных функций, является связующим звеном между главными отделами банка. По его указанию и с его разрешения производится учет и продажа векселей, акцептование тратт, индоссирование различных документов. Под его контролем осуществляется выдача ссуд, прием депозитов, покупка и продажа ценных бумаг для банка. Он отвечает за кассовые операции, банковскую документацию и отчетность.

Как правило, одна из функций руководителя казначейства – контроль за текущей ликвидностью кредитной организации, то есть сведение поступающих и исходящих платежей, поддержание необходимых остатков денежных средств.

Главный бухгалтер возглавляет бухгалтерскую работу и отдел статистики, а также занимается проблемами введения новых методов работы, автоматизацией и т. п.

Ревизор осуществляет комплексную и выборочную проверку работы банка, его отдельных подразделений.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется ее единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

При избрании лиц в состав совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и на должность председателя совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации должны соблюдаться ограничения, установленные пунктом 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа (далее — руководитель кредитной организации), главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации, не вправе осуществлять функции руководителя, главного бухгалтера в других организациях, являющихся кредитными организациями, иностранными банками, страховыми или клиринговыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организаторами торговли на товарных и (или) финансовых рынках, акционерными инвестиционными фондами, специализированными депозитариями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, организациями, осуществляющими деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовыми компаниями, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации. Указанное ограничение не применяется, если кредитные организации (иностранный банк и кредитная организация) являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами, а также если аффилированным лицом кредитной организации является некоммерческая организация (за исключением государственной корпорации).

(в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 105-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицо, осуществляющее функции члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, и кандидат на указанную должность должны соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, а также квалификационным требованиям, устанавливаемым в соответствии с федеральными законами.

В случае, если в отношении члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации вступил в законную силу обвинительный приговор суда за совершение умышленного преступления либо вступило в силу решение суда о привлечении члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации к субсидиарной ответственности по обязательствам кредитной или некредитной финансовой организации (далее при совместном упоминании — финансовая организация) либо к ответственности в виде взыскания убытков в пользу финансовой организации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)») или о назначении административного наказания в виде дисквалификации, указанный член совета директоров (наблюдательного совета) считается выбывшим из состава совета директоров (наблюдательного совета) со дня вступления в силу соответствующего решения суда.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения и представить сведения и документы, предусмотренные пунктом 10 части первой статьи 14 настоящего Федерального закона.

Кредитная организация в соответствии с порядком, установленным частями восьмой и десятой настоящей статьи, может возложить отдельные обязанности указанных в части восьмой настоящей статьи лиц, предусматривающие право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации, на лиц, занимающих должности, указанные в части девятой настоящей статьи, и иные должности в кредитной организации и соответствующих квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Лицо, осуществляющее функции руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации (за исключением небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) и единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, при согласовании кандидатур, назначении (избрании) на должности и в течение всего периода осуществления функций по указанным должностям, включая временное исполнение должностных обязанностей, должно соответствовать квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Лицо, осуществляющее функции заместителя единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, заместителя главного бухгалтера, руководителя или главного бухгалтера филиала, а также кандидаты на указанные должности небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, при их назначении (избрании) на должности и в течение всего периода осуществления ими функций по указанным должностям (включая временное исполнение должностных обязанностей) должны соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Для получения согласия Банка России кредитная организация (включая небанковскую кредитную организацию, имеющую право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) обязана направить ходатайство о согласовании кандидатов на должности, указанные в части восьмой настоящей статьи (возложении временного исполнения обязанностей по этим должностям и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации), и представить сведения и документы, предусмотренные пунктами 8 — 10 части первой статьи 14 настоящего Федерального закона. Банк России в месячный срок со дня получения таких документов в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России, дает согласие на назначение (избрание) указанных лиц на перечисленные должности или представляет мотивированный отказ в письменной форме по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона. Отказ Банка России в согласии на назначение (избрание) кандидата может быть обжалован им в судебном порядке.

Кредитная организация (включая небанковскую кредитную организацию, имеющую право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) обязана в порядке, установленном нормативным актом Банка России, в письменной форме уведомить Банк России о назначении (избрании) кандидатов на должности, указанные в частях восьмой и девятой настоящей статьи (возложении временного исполнения обязанностей по этим должностям и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации), в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения и об освобождении указанных лиц от занимаемых должностей (освобождении от временного исполнения обязанностей по этим должностям и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации) не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

В случае, если кредитной организацией (включая небанковскую кредитную организацию, имеющую право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) после получения согласия Банка России на назначение (избрание) кандидатов, указанных в частях седьмой и восьмой настоящей статьи, и до фактического их назначения (избрания) на должности, указанные в части восьмой настоящей статьи (возложения временного исполнения обязанностей по этим должностям и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации), выявлены факты несоответствия кандидатов квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, кредитная организация обязана отказать кандидату в назначении на должность и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления таких фактов, в письменной форме уведомить об этом Банк России с указанием фактов, повлекших принятие такого решения. При этом положительное заключение Банка России о согласовании кандидата считается аннулированным.

В случае, если факты несоответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, выявлены кредитной организацией после фактического назначения (избрания) кандидатов на должности, указанные в части восьмой настоящей статьи (возложения временного исполнения обязанностей по указанным должностям и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации), либо на должности, перечисленные в части девятой настоящей статьи (возложения временного исполнения обязанностей по указанным должностям), кредитная организация обязана:

1) не позднее двух рабочих дней, следующих за днем выявления таких фактов, в письменной форме уведомить об этом Банк России (с указанием соответствующих фактов);

2) не позднее одного месяца со дня выявления таких фактов в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, освободить лицо от занимаемой должности (освободить от временного исполнения обязанностей по этой должности и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации);

3) уведомить Банк России об освобождении лица от занимаемой должности (освобождении от временного исполнения обязанностей по этой должности и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации) в порядке, предусмотренном частью одиннадцатой настоящей статьи.

В случае, если после направления кредитной организацией уведомления, предусмотренного частью шестой настоящей статьи, кредитной организацией выявлены факты, свидетельствующие о несоответствии деловой репутации избранного члена совета директоров (наблюдательного совета) требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, кредитная организация обязана не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких фактов, в письменной форме уведомить Банк России об этом (с указанием соответствующих фактов), а также о принятых кредитной организацией мерах по прекращению полномочий указанного лица.

В случае неисполнения кредитной организацией обязанностей, предусмотренных пунктом 3 части тринадцатой и частью четырнадцатой настоящей статьи, либо в случае самостоятельного выявления Банком России фактов несоответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в частях четвертой, седьмой — девятой настоящей статьи, Банк России направляет в кредитную организацию предписание с требованием об их замене в порядке, установленном нормативным актом Банка России.

В случаях, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», полномочия единоличного исполнительного органа банка могут осуществляться обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора». При этом положения частей восьмой и десятой настоящей статьи не применяются.

Автор статьи

Наталья Викторовна Зайцева

Эксперт по предмету «Банковское дело»

Стать автором

Основные принципы, факторы и цели формирования управления банком

Основные принципы организации банка являются основополагающими для налаживания банковского бизнеса и его увеличения. Они вырабатываются в зависимости от стратегии и тактики, предусматривающей осуществление основной деятельности в зависимости от имеющейся лицензии. К ним можно отнести:

  • функциональную систему построения банка;
  • иерархию властных полномочий и уровня организации;
  • соответствие органов управления банка поставленным целям;
  • целостную систему и её соответствие условиям внешней среды;
  • совместные и координированные действия;
  • рационализационные требования к управлению;
  • обеспечение контроля;
  • регламентацию деятельности персонала;
  • обеспечение оперативной и достаточной информацией.

Структура кредитной организации определяется следующими факторами: размерами банков; наличием квалифицированного персонала; универсализацией или специализацией деятельности; задачами экономии расходов и загрузкой персонала.

Замечание 1

Конечная цель по формированию структуры кредитной организации – достижение высокой эффективности управления всеми направлениями банковской деятельности и повышение рентабельности.

В связи с этим банковская структура управления не должна быть не развивающейся. Она видоизменяется в соответствии требованиями внешней и внутренней банковской среды.

Обычно организационное устройство кредитной организации соответствует общепринятой схеме управления в соответствии с российским и банковским законодательством (рисунок 1).

Организационная структура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Организационная структура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Управление банком и его структура» 👇

Высший орган управления кредитной организацией – это общее собрание, проходит не реже одного раза в год. На нём решаются вопросы, которые согласно российского законодательства относятся только к его компетенции.

Совет директоров наделён правом осуществлять общее руководство деятельностью в промежутках между годовыми собраниями.
Совет директоров и ревизионная комиссия – это наблюдательные органы.

Непосредственно руководством текущей деятельностью банков осуществляется единоличными исполнительными органами и коллегиальными исполнительными органами.

Основные варианты структуры управления банком

Банковская деятельность предусматривает три альтернативные варианта структуры управления кредитной организацией. Они включают: однолинейную (линейную) структуру; многолинейную структуру; линейно-штабную структуру.

Однолинейная (линейная) структура управления (рисунок 2) разработана экономистом А. Файоль. Она предусматривает принцип единоначалия, т.е. нижестоящая инстанция получает распоряжение только от существующей вышестоящей инстанции, и, наоборот, отдельная вышестоящая инстанция сможет отдать распоряжение не всем нижестоящим, а только одной или нескольким указанным во внутренних документах.

Однолинейная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Однолинейная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Её достоинством является четкое разграничение компетенций и указание ответственных лиц. Недостатком – малая гибкость в связи с длительным периодом прохождения сведений по цепочке инстанций, поэтому однолинейная структура управления применяется мелкими банками с базовой лицензией.

Многолинейной (штабной) структурой управления предусмотрен принцип прямого пути, её создателем является Ф.У. Тейлор (рисунок 3).

Многолинейная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Многолинейная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Верхние уровни данной структуры разделяют управленческие функции между несколькими инстанциями, которые выступают в виде специализированных штабов (к примеру, возможно наличие нескольких заместителей президента банка, и каждый наделён определённой сферой компетенций, т.е. снижается нагрузка на руководителя). Отличительная особенность штабов – наделение правами отдавать распоряжение напрямую разным нижестоящим подразделениям. В результате каждая нижестоящая инстанция получает распоряжение не от одной, а от нескольких вышестоящих, и перед ними несет ответственность за своевременное выполнение приказаний.

Достоинства: большая гибкость по сравнению с однолинейной структурой, сокращение времени движения информационных сообщений по инстанциям, использование выгод в специализации управленческой деятельности.
Недостатки: возможность пересечения областей компетенции штабов, нескоординированность их приказаний, возникновение конфликтных ситуаций, использование такой структуры только банками с базовой лицензией.

Линейно-штабной структурой управления предусмотрена попытка соединения достоинств двух вышеуказанных структур (рисунок 4).

Линейно-штабная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 4. Линейно-штабная структура управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Такая структура пытается соединить достоинства всех структур и преодолеть имеющиеся недостатки. Создаются инстанции двух видов: линейные инстанции, которые обладают правами выдачи приказаний, и специализированные штабы, лишь принимающие приказания от вышестоящих линейных подразделений, но они правом их отдачи не наделяются. Следовательно, они функционируют только как консультативные органы, которые оказывают помощь линейным подразделениям при подготовке принятия решения (отделы кадров, юридические отделы, отделы маркетинга и др.)

Её достоинства: четко разграниченные полномочия и применение специализации управленческого труда. Недостатком является разграничение процессов подготовки и принятия решений.

Замечание 2

Линейно-штабная и модифицированная на практике линейно-штабная структура, способная наряду со штабными подразделениями без прав отдачи приказаний создавать штабы, которые обладают ограниченными правами отдачи распоряжений (ревизионные отделы, юридические отделы и др.), применяются банками с универсальной лицензией.

Субъекты управления банком и их характеристика

Современная банковская практика предусматривает трехступенчатую классификацию субъектов управления кредитной организацией по объёму распорядительных полномочий независимо от формы собственности:

  1. высшее руководство, обязано принимать основополагающие решения по реализации целевых установок и различных направлений банковской политики, подбору и расстановке кадров, руководству нижестоящих управленческих подразделений;
  2. среднее руководство должно осуществлять управление конкретными направлениями банковской деятельности, регулировать их процессы, руководить служащими подразделения, подготавливать принятие решений высших руководителей;
  3. низшее руководство производит распределение необходимых для решения заданий и контролирует работу отдельных групп.

При управлении банком следует разделить деятельность на следующие блоки:

  • блок, включающий общие вопросы планирования, прогнозирования, общих вопросов управления, методического обеспечения, анализа и т.д.;
  • блок коммерческой деятельности (кредитное, инвестиционное, расчетно-кассовое, консультационное и иные банковское обслуживание);
  • финансовый блок обеспечивает порядок учёта доходов, расходов и собственных операций деятельности банка (включает бухгалтерию, отделы внутрибанковских расчётов и корреспондентских отношений, кассу);
  • блок автоматизации;
  • административный блок.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Это коллегиальный исполнительный орган,
который осуществляет текущую деятельность
и несет полную ответственность за
результаты работы банка.

Члены Правления – работники банка.
Состав Правления утверждается Советом
банка и избирается из числа руководителей
структурных подразделений. Правление
собирается не реже одного раза в месяц.

В соответствии с Инструкцией об
организации корпоративного управления
банком (Ст. 14 № 557) основной задачей
исполнительного органа банка является
оперативное управление банком с целью
обеспечения соответствия деятельности
банка утвержденным локальным нормативным
правовым актам, определяющим стратегию
развития банка и стратегию управления
рисками, кредитную, инвестиционную,
учетную и другие политики банка, а также
обеспечения функционирования системы
корпоративного управления, системы
управления рисками и системы внутреннего
контроля банка.

Компетенции Правления:

— организация и осуществление руководства
оперативной деятельностью, обеспечивающее
выполнение решений Собрания акционеров,
Совета банка;

— утверждение положений о структурных
подразделениях банка, филиала.

— рассмотрение и утверждение внутренних
(локальных) документов;

— утверждение тарифов на оказание банком
услуг клиентам;

— организация подготовки, подбора и
использования кадров;

— назначение структурных руководителей;

— рассмотрение отчетов о работе структурных
подразделений банка.

Возглавляет Правление банка председатель,
который:

несет персональную ответственность
за выполнение возложенных на банк
задач;

— как правило, выполняет свои функции
на основании контракта и подотчетен
Собранию акционеров и Совету банка;

— издает приказы и распоряжения по
текущей деятельности банка;

— распоряжается имуществом и средствами
банка;

— подписывает все виды договоров,
гарантий, обязательств банка.

Правление банка может образовывать
коллегиальные органы — различные
комитеты (кредитный, финансовый, по
управлению активами и пассивами и др.).

Функции кредитного комитета:

(задачи и функции конкретизируются в
соответствующем внутреннем положении
банка)

разработка кредитной политики банка;

определение конкретных условий
осуществления банком кредитных операций
с клиентами;

определение размеров процентных ставок
по кредитам

подготовка письменных заключений о
целесообразности кредитования конкретного
клиента, выдачи гарантий, размещения
средств на корреспондентских счетах и
др.;

анализ эффективности работы кредитных
подразделений головного бака и филиалов;

оценка качества кредитного портфеля;

рассмотрение вопросов о пролонгации
кредитов, списании с баланса безнадежной
задолженности;

разработка мероприятий, позволяющих
снизить кредитный риск.

принятие решения о списании с баланса
безнадежной кредитной задолженности.

В состав кредитного комитета, как
правило, всходят:

— Председатель Правления банка и его
заместитель, курирующий кредитную
деятельность банка;

— начальник кредитного управления и
начальники отделов данного управления;

— представители служб экономической
безопасности банка;

— специалисты юридического управления;

— специалисты – эксперты.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Определение «банк», «небанковская
    кредитно-финансовая организация»;

  2. Операции банков: банковские и прочие
    (характеристиках их отличий; интересы
    банка и клиента при проведении различных
    операций, риски, связанные с их
    проведением);

  3. Запрещенные виды деятельности для
    банков Республики Беларусь;

  4. Банковская деятельность и ее принципы;

  5. Классификация банковских операций: в
    зависимости от целей проведения; в
    зависимости от типа контрагента и
    других признаков;

  6. Характеристика специализированных и
    универсальных банков. Классификация
    банков по масштабам деятельности,
    основные критерии данной классификации;

  7. Понятие организационной структуры
    банка, ее элементы;

  8. Общее собрание акционеров, его компетенции
    и регламент работы;

  9. Совет директоров (Наблюдательный
    совет), его компетенции и регламент
    работы;

  10. Комитеты, обязательно формируемые при
    Совете директоров (Наблюдательном
    совете)

  11. Правление банка, его компетенции и
    регламент работы;

  12. Председатель Правления банка, его права
    и обязанности;

  13. Кредитный комитет банка: назначение,
    функции, состав;

  14. Ревизионная комиссия: подчиненность,
    цели работы, отличия от службы внутреннего
    аудита;

  15. Понятие функциональных подразделений
    банка, принцип их формирования;

  16. Службы банка, их примерный перечень и
    назначение;

  17. Факторы, влияющие на состав и структуру
    функциональны подразделений и служб
    банка.

Литература:

1
Банковский кодекс Республики Беларусь
от 25 октября 2000 г. № 441-З (в редакции
Указа Президента Республики Беларусь
от 13.07.2012 № 416-3);

2 Инструкция «Об организации корпоративного
управления банком, небанковской
кредитно-финансовой организацией» от
30.10.2012 № 557 (в редакции Постановления
Правления Национального банка Республики
Беларусь от 01.10.2013 № 567);

3 Инструкция «Об установлении
квалификационных требований и требований
к деловой репутации, предъявляемых к
независимым директорам и иным членам
совета директоров (наблюдательного
совета), членам коллегиального
исполнительного органа банка, небанковской
кредитно-финансовой организации,
руководителям и главным бухгалтерам
банка, небанковской кредитно-финансовой
организации, их заместителям, определении
случаев и порядка проведения оценки
соответствия квалификационным требованиям
и требованиям к деловой репутации этих
лиц» 19.12.2012 г. № 669 (в редакции Постановления
Правления Национального банка Республики
Беларусь от 05.06.2014 № 375.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Статья рассматривает основные аспекты управления банком, включая его определение, структуру, функции, роли и обязанности управляющих должностей, принципы и инструменты управления, а также особенности управления коммерческими и государственными банками.

О чем статья

Введение

В управлении банком суть заключается в эффективном управлении финансовыми ресурсами и операциями банка для достижения его целей. Управление банком включает в себя организацию и контроль всех аспектов банковской деятельности, включая управление рисками, финансовым планированием, управлением персоналом и клиентским обслуживанием. В данной лекции мы рассмотрим основные аспекты управления банком, его структуру, функции, принципы и инструменты, а также особенности управления коммерческими и государственными банками.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать работу

Определение управления банком

Управление банком – это процесс планирования, организации, координации и контроля деятельности банка с целью достижения его стратегических и операционных целей.

Управление банком включает в себя ряд функций, таких как разработка стратегии банка, установление целей и планов, организация работы банка, принятие решений, контроль и оценка результатов.

Управление банком осуществляется руководителями и менеджерами банка, которые выполняют различные роли и обязанности. Они разрабатывают стратегию банка, принимают решения по выдаче кредитов, управляют рисками, контролируют финансовую деятельность и взаимодействуют с клиентами и регуляторными органами.

Управление банком основывается на определенных принципах, таких как эффективность, прозрачность, ответственность, учет интересов всех заинтересованных сторон и соблюдение законодательства.

Для управления банком используются различные инструменты, такие как бюджетирование, планирование ресурсов, управление рисками, мониторинг и анализ финансовых показателей.

Управление банком имеет свои особенности в коммерческих и государственных банках. В коммерческих банках основной целью является получение прибыли, в то время как в государственных банках акцент делается на обеспечение социально-экономических интересов государства.

Тенденции развития управления банком включают в себя автоматизацию и цифровизацию процессов, развитие онлайн-банкинга, усиление роли риск-менеджмента и управления качеством, а также улучшение взаимодействия с клиентами.

Структура банка

Структура банка представляет собой организационную схему, которая определяет разделение функций и ответственности между различными подразделениями и должностными лицами внутри банка. Она обеспечивает эффективное функционирование банка и достижение его целей.

Руководство банка

Во главе банка находится руководство, которое состоит из высшего руководителя (например, генерального директора или председателя правления) и его заместителей. Руководство банка определяет стратегию и цели банка, принимает ключевые решения и контролирует работу всех подразделений.

Отделы и подразделения

Банк состоит из различных отделов и подразделений, каждое из которых выполняет определенные функции. Некоторые из основных отделов в банке включают:

а) Отдел кредитования

Отдел кредитования отвечает за выдачу кредитов клиентам банка. Он проводит анализ кредитоспособности заемщиков, определяет условия кредитования и контролирует возвратность кредитов.

б) Отдел депозитов

Отдел депозитов занимается привлечением и обслуживанием депозитов клиентов. Он предлагает различные виды депозитных продуктов, устанавливает процентные ставки и осуществляет учет и контроль за депозитами.

в) Отдел операций

Отдел операций отвечает за обработку и исполнение финансовых операций клиентов банка. Он занимается переводами, выплатами, открытием и закрытием счетов, обработкой платежей и другими операциями.

г) Отдел рисков

Отдел рисков занимается оценкой и управлением рисков, связанных с деятельностью банка. Он проводит анализ финансовых рынков, оценивает кредитный риск, операционные риски и другие виды рисков, и разрабатывает стратегии и меры по их снижению.

д) Отдел маркетинга и продаж

Отдел маркетинга и продаж отвечает за привлечение новых клиентов и удержание существующих. Он разрабатывает маркетинговые стратегии, проводит рекламные кампании, анализирует рынок и конкурентов, и разрабатывает продукты и услуги, отвечающие потребностям клиентов.

Корпоративные службы

Помимо основных отделов, в банке также могут быть корпоративные службы, которые обеспечивают поддержку и координацию работы всех подразделений. Некоторые из таких служб включают юридическую службу, службу безопасности, службу кадров и службу информационных технологий.

Структура банка может различаться в зависимости от его размера, типа и стратегии. Однако, независимо от конкретной структуры, главной целью является обеспечение эффективного управления и достижение финансовых результатов.

Основные функции управления банком

Планирование

Планирование является одной из основных функций управления банком. Оно включает определение целей и задач банка, разработку стратегии и тактики их достижения, а также определение необходимых ресурсов для реализации планов.

Организация

Организация включает в себя разделение работы между различными подразделениями и сотрудниками банка, установление иерархии и координацию деятельности. Организационная структура банка должна быть гибкой и эффективной, чтобы обеспечить эффективное функционирование и достижение поставленных целей.

Мотивация и управление персоналом

Управление персоналом включает найм, обучение, мотивацию и управление работниками банка. Успешное управление персоналом помогает создать команду высококвалифицированных и мотивированных сотрудников, способных эффективно выполнять свои задачи и достигать поставленных целей.

Контроль и анализ

Контроль и анализ являются неотъемлемой частью управления банком. Они включают в себя оценку выполнения планов, анализ финансовых показателей, выявление проблем и принятие мер для их решения. Контроль и анализ помогают банку оценить свою эффективность и принять необходимые корректировки для достижения поставленных целей.

Принятие решений

Принятие решений является важной функцией управления банком. Управляющие должны анализировать информацию, оценивать альтернативы и принимать решения, которые наилучшим образом соответствуют интересам банка. Принятие решений может касаться различных аспектов деятельности банка, включая финансовые операции, инвестиции, кредитование и управление рисками.

Все эти функции взаимосвязаны и взаимозависимы, и их эффективное выполнение позволяет банку достигать своих целей и обеспечивать стабильность и рост.

Роли и обязанности управляющих должностей в банке

Генеральный директор (президент)

Генеральный директор (президент) является высшим руководителем банка и несет ответственность за его общее управление. Он разрабатывает стратегию развития банка, принимает ключевые решения и контролирует их выполнение. Генеральный директор также представляет банк перед внешними сторонами, включая регуляторов, акционеров и клиентов.

Руководитель отдела финансов

Руководитель отдела финансов отвечает за финансовое планирование и управление банком. Он разрабатывает бюджеты, анализирует финансовую отчетность, контролирует расходы и доходы банка. Руководитель отдела финансов также занимается управлением рисками и разработкой финансовых стратегий.

Руководитель отдела кредитования

Руководитель отдела кредитования отвечает за выдачу кредитов и управление кредитным портфелем банка. Он анализирует заявки на кредит, оценивает кредитоспособность заемщиков, определяет условия кредитования и контролирует возвратность кредитов. Руководитель отдела кредитования также разрабатывает кредитные политики и процедуры.

Руководитель отдела маркетинга

Руководитель отдела маркетинга отвечает за разработку и реализацию маркетинговых стратегий банка. Он анализирует рынок, определяет целевую аудиторию, разрабатывает продукты и услуги, проводит рекламные и маркетинговые кампании. Руководитель отдела маркетинга также отвечает за управление брендом банка и поддержание хороших отношений с клиентами.

Руководитель отдела операций

Руководитель отдела операций отвечает за организацию и управление операционной деятельностью банка. Он разрабатывает и внедряет процессы и процедуры, контролирует их выполнение, обеспечивает эффективность и безопасность операций. Руководитель отдела операций также отвечает за управление информационными системами и технологиями банка.

Каждая из этих ролей имеет свои специфические обязанности, но все они направлены на обеспечение эффективного управления банком и достижение его целей.

Принципы управления банком

Принцип целеполагания

Целеполагание является основой управления банком. Руководство банка должно определить четкие и конкретные цели, которые должны быть достигнуты. Цели могут быть связаны с финансовыми показателями, ростом бизнеса, удовлетворенностью клиентов и другими аспектами деятельности банка. Целеполагание позволяет определить направление развития и создать стратегию для достижения поставленных целей.

Принцип планирования

Планирование является неотъемлемой частью управления банком. Руководство банка должно разрабатывать планы, которые определяют конкретные шаги и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей. Планирование включает в себя определение стратегии, разработку бюджета, распределение ресурсов и установление сроков выполнения задач.

Принцип организации

Организация является ключевым принципом управления банком. Руководство банка должно организовать структуру и функции банка таким образом, чтобы обеспечить эффективное выполнение задач. Это включает в себя определение должностей и ответственностей, установление коммуникационных каналов, разработку процессов и процедур, а также создание системы контроля и отчетности.

Принцип мотивации

Мотивация играет важную роль в управлении банком. Руководство банка должно создать стимулы и мотивацию для сотрудников, чтобы они были максимально продуктивными и эффективными. Это может включать в себя предоставление вознаграждений и поощрений, развитие карьерных возможностей, обеспечение комфортных условий работы и другие меры, которые могут стимулировать сотрудников к достижению поставленных целей.

Принцип контроля

Контроль является неотъемлемой частью управления банком. Руководство банка должно установить систему контроля, которая позволяет отслеживать выполнение поставленных целей, оценивать эффективность деятельности и принимать корректирующие меры при необходимости. Контроль может осуществляться через мониторинг финансовых показателей, анализ отчетности, оценку качества обслуживания клиентов и другие методы.

Принцип непрерывного улучшения

Непрерывное улучшение является важным принципом управления банком. Руководство банка должно стремиться к постоянному совершенствованию процессов, процедур и качества предоставляемых услуг. Это может включать в себя внедрение новых технологий, обучение сотрудников, анализ конкурентной среды и внедрение инноваций. Непрерывное улучшение позволяет банку быть конкурентоспособным и успешным на рынке.

Инструменты управления банком

Бюджетирование

Бюджетирование является одним из основных инструментов управления банком. Это процесс планирования и контроля финансовых ресурсов банка. Бюджет позволяет определить ожидаемые доходы и расходы, а также установить цели и показатели эффективности. Банк может разрабатывать различные виды бюджетов, такие как операционный бюджет, инвестиционный бюджет, бюджет маркетинга и т.д. Бюджетирование помогает банку планировать свою деятельность, контролировать расходы и принимать обоснованные решения.

Управленческая отчетность

Управленческая отчетность представляет собой систему отчетов, которые используются руководством банка для анализа и контроля финансовых результатов и показателей. Она включает в себя такие отчеты, как баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и другие. Управленческая отчетность позволяет банку оценить свою финансовую стабильность, эффективность использования ресурсов, а также выявить проблемные области и принять меры по их устранению.

Ключевые показатели эффективности

Ключевые показатели эффективности (KPI) являются важным инструментом управления банком. Они представляют собой конкретные числовые показатели, которые отражают результаты и достижения банка. К примеру, это может быть показатель рентабельности, общая сумма активов, уровень капитализации, доля рынка и другие. KPI позволяют банку оценить свою производительность, сравнить ее с конкурентами и принять меры для улучшения результатов.

Управление рисками

Управление рисками является неотъемлемой частью управления банком. Банк сталкивается с различными видами рисков, такими как кредитный риск, операционный риск, рыночный риск и другие. Управление рисками включает в себя идентификацию, оценку и контроль рисков, а также разработку стратегий и мер по их управлению. Банк должен иметь систему внутреннего контроля и соответствующие политики и процедуры для минимизации рисков и обеспечения финансовой стабильности.

Маркетинг и продажи

Маркетинг и продажи являются важными инструментами управления банком. Банк должен разрабатывать маркетинговые стратегии и продукты, привлекать новых клиентов, удерживать существующих и развивать отношения с ними. Маркетинговые и продажные активности могут включать в себя рекламу, промо-акции, обслуживание клиентов, разработку новых продуктов и услуг, а также анализ рынка и конкурентов. Маркетинг и продажи помогают банку привлекать и удерживать клиентов, увеличивать доходы и улучшать свою конкурентоспособность.

Особенности управления коммерческими и государственными банками

Коммерческие банки:

Коммерческие банки являются частными организациями, которые стремятся получить прибыль от своей деятельности. Они предоставляют широкий спектр банковских услуг, таких как кредитование, депозиты, платежи, инвестиции и т.д. Управление коммерческим банком имеет свои особенности:

  • Цель: Основная цель коммерческого банка – получение прибыли. Управление банком направлено на максимизацию доходов и минимизацию затрат.
  • Конкуренция: Коммерческие банки работают в конкурентной среде, где каждый банк стремится привлечь больше клиентов и увеличить свою долю на рынке. Управление банком должно разрабатывать эффективные маркетинговые стратегии и продукты, чтобы привлечь и удержать клиентов.
  • Риски: Коммерческие банки сталкиваются с различными финансовыми рисками, такими как кредитный риск, операционный риск, рыночный риск и т.д. Управление банком должно разрабатывать стратегии управления рисками и контролировать их уровень.
  • Гибкость: Коммерческие банки должны быть гибкими и адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и потребностям клиентов. Управление банком должно быть способным быстро принимать решения и внедрять изменения в организацию.

Государственные банки:

Государственные банки являются организациями, контролируемыми государством. Они выполняют роль финансовых посредников и поддерживают экономическую стабильность. Управление государственным банком имеет свои особенности:

  • Цель: Основная цель государственного банка – поддержка экономики и общества в целом. Управление банком направлено на достижение социально-экономических целей, а не на получение прибыли.
  • Государственное вмешательство: Государственные банки подвержены влиянию государства и политическим решениям. Управление банком должно учитывать государственные политики и стратегии.
  • Стабильность: Государственные банки должны обеспечивать финансовую стабильность и поддерживать доверие к системе банковского дела. Управление банком должно разрабатывать стратегии для минимизации рисков и обеспечения стабильности.
  • Социальная ответственность: Государственные банки часто выполняют социальные функции, такие как предоставление доступных кредитов, поддержка малого и среднего бизнеса, финансирование социальных программ и т.д. Управление банком должно учитывать социальные потребности и ориентироваться на общественную пользу.

В целом, управление коммерческими и государственными банками имеет свои особенности, связанные с целями, конкуренцией, рисками, гибкостью, государственным вмешательством, стабильностью и социальной ответственностью. Успешное управление банком требует учета этих особенностей и разработки соответствующих стратегий и подходов.

Тенденции развития управления банком

Управление банком является динамичной и постоянно развивающейся областью. Современные тенденции в управлении банком отражают изменения в экономической среде, технологические инновации и изменения в потребностях клиентов. Вот некоторые из основных тенденций развития управления банком:

Цифровизация и автоматизация процессов

С развитием технологий и появлением новых цифровых инструментов, банки все больше переходят к цифровизации и автоматизации своих процессов. Это позволяет улучшить эффективность работы, сократить затраты и улучшить качество обслуживания клиентов. Например, внедрение онлайн-банкинга и мобильных приложений позволяет клиентам получать доступ к своим счетам и совершать операции в любое время и в любом месте.

Развитие аналитики и использование больших данных

С появлением больших данных и развитием аналитических инструментов, банки все больше используют данные для принятия управленческих решений. Аналитика позволяет банкам анализировать клиентское поведение, прогнозировать риски, оптимизировать процессы и улучшать качество обслуживания. Например, банки могут использовать аналитику для определения наиболее прибыльных клиентов и разработки персонализированных предложений для них.

Усиление регуляторного контроля

В связи с финансовыми кризисами и ростом рисков в банковской сфере, регуляторы все больше усиливают контроль над деятельностью банков. Банки должны соблюдать строгие правила и нормативы, связанные с капиталом, ликвидностью, рисками и др. Управление банком должно быть ориентировано на соблюдение этих правил и обеспечение соответствия требованиям регуляторов.

Устойчивое развитие и социальная ответственность

Современные банки все больше обращают внимание на устойчивое развитие и социальную ответственность. Банки стремятся участвовать в решении социальных и экологических проблем, поддерживать малый и средний бизнес, финансировать проекты с положительным воздействием на общество. Управление банком должно учитывать эти аспекты и разрабатывать стратегии, соответствующие принципам устойчивого развития и социальной ответственности.

Это лишь некоторые из основных тенденций развития управления банком. Все они связаны с изменениями в экономической среде, технологическими инновациями и изменениями в потребностях клиентов. Успешное управление банком требует постоянного анализа и адаптации к новым тенденциям, чтобы быть конкурентоспособным и эффективным в современной банковской сфере.

Сравнительная таблица по управлению банком

Тема Определение Свойства
Управление банком Процесс планирования, организации, руководства и контроля деятельности банка с целью достижения его стратегических и операционных целей.
  • Целенаправленность
  • Системность
  • Иерархичность
  • Комплексность
  • Динамичность
Структура банка Организационная схема, определяющая подразделения и их взаимосвязи внутри банка.
  • Централизация или децентрализация
  • Функциональная или дивизиональная
  • Линейная или штабная
  • Формальная или неформальная
Основные функции управления банком Планирование, организация, руководство и контроль деятельности банка.
  • Планирование
  • Организация
  • Руководство
  • Контроль
Роли и обязанности управляющих должностей в банке Управление банком осуществляется различными должностями, каждая из которых имеет свои роли и обязанности.
  • Генеральный директор
  • Руководитель отдела
  • Финансовый директор
  • Руководитель отдела кредитования
Принципы управления банком Основные принципы, которыми должно руководствоваться управление банком.
  • Принцип единства руководства
  • Принцип подчиненности интересам банка
  • Принцип эффективности
  • Принцип ответственности

Заключение

Управление банком является важной составляющей его успешной работы. Оно включает в себя определение стратегии, организацию работы, контроль и принятие решений. Управление банком осуществляется руководителями различных уровней, которые выполняют свои роли и обязанности. Для эффективного управления банком используются различные инструменты и принципы. Коммерческие и государственные банки имеют свои особенности в управлении. В настоящее время наблюдается развитие новых тенденций в управлении банком, таких как цифровизация и использование новых технологий. Все эти аспекты необходимо учитывать для эффективного управления банком и достижения его целей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Индезит стиральная машина пуш энд вош инструкция по применению
  • Дюфалак инструкция по применению взрослым для очищения кишечника цена
  • Фгуп вниимс руководство
  • Лекарство амоксиклав инструкция по применению от чего помогает цена
  • Суп липовцы витебский район руководство