Руководство автономной некоммерческой организации

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Органы управления некоммерческой организации: структура и полномочия в 2023 году

Устав некоммерческой организации обязательно должен содержать в себе структуру органов управления. Законодательством предусмотрено, что органы управления в Некоммерческой организации могут быть обязательные и добровольные. 

Законодательством предусмотрены органы управления, обязательные для каждой организационно-правовой формы Некоммерческой организации. Это значит, что такие органы обязательно должны быть предусмотрены уставом Некоммерческой организации и сформированы на момент регистрации НКО. Остальные органы управления могут быть сформированы по желанию учредителей при условии, что члены этих органов должны быть избраны при создании Некоммерческой организации и уставом НКО должна быть предусмотрена компетенция этих «добровольных органов.

В нашей статье подробно рассмотрим какие органы обязательны к формированию, а какие могут быть сформированы на ваше усмотрение и как прописать их полномочия в уставе.

  1. Высший орган управления НКО
  2. Заочное голосование высшего органа управления НКО
  3. Исполнительные органы управления НКО
  4. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации
  5. Надзорные органы НКО
  6. Контрольно-ревизионный орган НКО
  7. Совещательный орган НКО
  8. Выводы о структуре органов 

Высший орган управления НКО 

В каждой некоммерческой организации должен быть сформирован высший орган управления. Основной функцией высшего органа управления некоммерческой организацией является обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она создается.  

Для корпоративных некоммерческих организаций (основанных на членстве) высшим органом управления является общее собрания членов (для региональной и местной общественной организации) или конференция или съезд делегатов от структурных подразделений общественной организации (для межрегиональных и общероссийских общественных организаций), участие в которых принимают участие не все члены регионального отделения лично, а через представителей — делегатов.  

В Некоммерческих организациях, которые являются унитарными (не основаны на членстве), функции высшего органа управления выполняют специальный орган, который предусмотрен учредительным документом, например, в Фонде — Совет или Президиум. Фонд создают учредители — инициативная группа. После государственной регистрации фонда все полномочия по управлению Фондом переходят к высшему коллегиальному органу управления — Совету или Президиуму, который учредитель сформировал при создании Фонда. 

В Автономной некоммерческой организации управление организацией осуществляет учредитель. Учредителю могут принадлежать все функции высшего органа управления. Может быть сформирован высший коллегиальный орган управления, например, Совет. Однако не все функции высшего органа управления перейдут к нему. У учредителя останется компетенция по вопросам назначения руководителя, приема новых учредителей, внесения изменений в устав, определение порядка приема учредителей. В фонде таких ограничений нет. Можно вообще не формировать высший коллегиальный орган управления и все функции высшего органа управления будет осуществлять учредитель или учредители. 

В соответствии с действующим законодательством есть вопросы в Некоммерческих организациях, решение по которым может принимать только высший орган управления. Такие вопросы называются исключительной компетенцией. 

В некоммерческой организации высший орган управления: 

  1. Определяет приоритетные направления деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  2. Вносит изменения в устав некоммерческой организации;
  3. Определяет порядок приема в состав учредителей (участников, членов) НКО и исключает из состава ее учредителей (участников, членов), 
  4. Образует органы некоммерческой организации и досрочное прекращает их полномочия;
  5. Утверждает годовой отчет и бухгалтерскую (финансовую) отчетность НКО, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации; 
  6. Принимает решение о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, и об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, 
  7. Принимает решение о создании некоммерческой организацией филиалов и об открытии представительств;
  8. Принимает решение о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (исключение — фонд), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; 
  9. Принимает решение об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Закон говорит нам о том, что федеральным законом и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесены и другие вопросы. 

Вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, нельзя передать для их решения другому органу управления Некоммерческой организации. Однако есть несколько исключений. Например, в уставе общественной организации исключительная компетенция высшего органа управления может быть меньше, чем в других формах НКО. 

Так, утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.

Заочное голосование высшего органа управления НКО

Высший орган управления НКО может принять решения не проводя заседание физически. Вместо этого голосование можно провести заочно (опросным путем).

Однако заочное голосование можно провести только по вопросам, которые не относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. Заочное голосование может проводиться путем обмена документами через почтовую, телеграфную, телетайпную, телефонную, электронную или иную связь, которая обеспечивает аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Для возможности проведения заочного голосования устав НКО должен содержать в себе порядок проведения заочного голосования. Предварительно членам высшего органа управления должна быть направлена предлагаемая повестка дня. Все члены высшего органа управления должны быть обеспечены возможностью ознакомиться до момента начала голосования со всей необходимой информацией, а также материалами. Также они должны быть наделены возможностью внести предложение о внесении дополнительного вопроса в повестку дня. В случае, если в повестку дня были внесены изменения, все члены высшего органа управления должны быть уведомлены об этом до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования. 

Все решения по заочному голосованию фиксируется в протоколе, который должны содержать в себе: 

  1. Дату, до которой принимались документы, которые содержат сведения о голосовании высшего органа управления НКО;
  2. Сведения о лицах, которые принимали участие в голосовании;
  3. Результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; 
  4. Сведения о лицах, которые проводили подсчет голосов;
  5. Сведения о лицах, которые подписали протокол.

Заседание высшего органа управления НКО правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Все решения, которые относятся к исключительной компетенции высшего органа управления Некоммерческой организации, принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов, которые присутствуют на заседании. По вопросам, которые отнесены не к исключительной компетенции, решение могут приниматься простым большинством числом голосов.  

В некоммерческих организациях, основанных на членстве, на момент создания НКО высший орган управления формируется из состава учредителей. После государственной регистрации корпоративной Некоммерческой организации учредители автоматически становятся членами Организации и высший орган управления формируется из числа членов организации. В унитарных некоммерческих организациях высший орган управления может быть избран из сторонних лиц, то есть не из учредителей.  

Исполнительный орган управления некоммерческой организации

Структура и компетенция исполнительных органов большинства некоммерческих организаций определена законом лишь в самых общих чертах. Как правило, компетенция таких органов определяется уставом. 

В каждой Некоммерческой организации должен быть сформирован единоличный исполнительный орган. Он может быть один или несколько. Наименование должности единоличного исполнительного органа может быть разное, например, Президент, Директор, Председатель. Если единоличных исполнительных органов много, то они могут называться: Президент, Вице-Президент; Председатель, Заместитель Председателя; Президент Исполнительный директор. Единоличный исполнительный орган, как правило — это лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности. В таком случае сведения о нем вносятся в единый государственный реестр юридических лиц. 

Как правило, единоличный исполнительный орган: 

  • Без доверенности действует от имени НКО, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки, от лица Некоммерческой организации взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными, коммерческими и некоммерческими российскими, зарубежными и международными организациями и гражданами;
  • Открывает и закрывает в банке счета Некоммерческой организации;
  • Выдает доверенности на право представительства от имени НКО, в том числе доверенности с правом передоверия;
  • Осуществляет общее руководство деятельностью Некоммерческой организации;
  • Осуществляет общее руководство деятельностью создаваемых Некоммерческой организации комитетов, советов, комиссий, секций, объединений и рабочих групп; 
  • Обеспечивает выполнение решений Общего собрания членов Некоммерческой организации, реализацию программ, проектов и мероприятий НКО;  
  • В пределах своей компетенции принимает решения и издает распоряжения, приказы и иные акты по вопросам деятельности Некоммерческой организации, обязательные для исполнения членами и штатными сотрудниками Некоммерческой организации; 
  • Утверждает правила, процедуры и другие внутренние документы НКО, за исключением документов, утверждение которых отнесено Уставом НКО к компетенции высшего органа управления;
  • Готовит материалы, проекты и предложения по вопросам, выносимым на рассмотрение высшего органа управления;
  • Устанавливает численность сотрудников штатного аппарата НКО, определяет нормативы затрат на оплату их труда;
  • Распоряжается имуществом Некоммерческой организации в пределах, которые установлены высшим органов управления Некоммерческой организации, Уставом НКО и действующим законодательством Российской Федерации;  
  • Организует привлечение инвестиций для расширения сферы деятельности Некоммерческой организации, финансирования ее проектов и программ; 
  • Руководит международной деятельностью Некоммерческой организации; 
  • Предъявляет от имени Некоммерческой организации претензии и иски к российским и зарубежным юридическим лицам, и гражданам;  
  • Ежегодно отчитывается перед высшим органов управления Некоммерческой организации о результатах своей деятельности; 
  • Осуществляет иные полномочия, не входящие в компетенцию других органов Некоммерческой организации. 

Выше мы привели лишь примеры деятельности руководителя НКО. Если в организации два и более единоличных исполнительных органа и более, то компетенция между ними распределяется. Например, в Некоммерческой организации есть Президент и Исполнительный директор. Компетенцию в данном случае можно разделить, передав Президенту представительские функции, а исполнительному директору функции по ведению внутренней деятельности НКО.  

В некоммерческих организациях могут быть сформированы коллегиальные исполнительные органы. Например, Правление, Совет, Президиум. В корпоративных организациях такой орган формируется из числа членов организации. Часто такой орган формируют в Ассоциациях. Законодательство не устанавливает компетенцию данного органа управления. Как правило, к коллегиальному исполнительному органу управления относят (пример для Ассоциации): 

  • Прием в НКО новых членов в порядке, определенном Уставом и решениями высшего органа управления Некоммерческой организации;
  • Принятие решения об исключении членов из состава Некоммерческой организации в случаях и в порядке, предусмотренных Уставом и решениями высшего органа управления Некоммерческой организации; 
  • Ведение реестра членов НКО; 
  • Принятие решений о привлечении членов Некоммерческой организации к ответственности за нарушение норм Устава;
  • Утверждение положений, правил, процедур и других внутренних документов НКО, за исключением документов, если это не отнесено к компетенции других органов управления Некоммерческой организации. 
  • Обеспечение выполнения решений высшего органа управления Некоммерческой организации;  
  • Подготовка материалов, проектов и предложений по вопросам, выносимым на рассмотрение заседания высшего органа управления Некоммерческой организации;
  • Формирование повестки дня, созыв и уведомление о проведении высшего органа управления Некоммерческой организации; 
  • Определение направлений, размеров и порядка расходования денежных средств и иного имущества Некоммерческой организации;
  • Создание комитетов, комиссий, секций, объединений и рабочих групп по направлениям деятельности Некоммерческой организации с утверждением положений о них, назначением их руководителей и утверждением их отчетов;
  • Представление отчета о проделанной работе высшему органу управления Некоммерческой организации; 
  • Решение других вопросов деятельности НКО, не входящих в исключительную компетенцию высшего органа управления Некоммерческой организации. 

Многие вопросы могут быть разделены между единоличным исполнительным органом некоммерческой организации и коллегиальным исполнительным органов управления Некоммерческой организации. 

Постоянно действующий руководящий орган НКО

Действующим законодательством предусмотрено, что в общественной организации должен быть сформирован коллегиальный постоянно действующий руководящий орган управления, который действует в период между заседаниями высшего органа управления.

Такой орган при создании общественной организации избирается Учредительным собранием из числа учредителей Организации в количестве, которое определено Учредительным собранием.

Коллегиальный постоянно действующий руководящий орган управления осуществляет права юридического лица от имени НКО и исполняет ее обязанности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом.

Как правило, такой орган:

  • Разрабатывает и представляет на утверждение высшего органа управления Некоммерческой организации основные направления и программы деятельности НКО;
  • Вырабатывает систему мер по реализации уставных целей НКО в рамках конкретных мероприятий и программ, осуществляемых организацией или с ее участием;
  • Созывает высший орган управления Некоммерческой организации, подготавливает документы и материалы к заседанию высшего органа управления Организации, утверждает повестку дня заседания высшего органа управления Некоммерческой организации; 
  • Организует выполнение решений, которые принимаются высшим органом управления Некоммерческой организации; 
  • Утверждает функциональные обязанности каждого члена коллегиального постоянно действующего руководящего органа управления организации; 
  • Утверждает структуру и штат рабочих организации;
  • Распоряжается средствами и имуществом НКО в порядке, предусмотренном Уставом организации; принимает членов в организацию, исключает членов из организации и ведет учет членов организации в порядке, определенном высшим органом управления некоммерческой организации;
  • Утверждает Положение о взносах в организацию в порядке, определённом высшим органом управления НКО;
  • Утверждает Положения о приеме, выходе и исключения членов Организации в порядке, определенном высшим органом управления НКО;
  • Принимает решения по другим вопросам, которые не отнесены к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации и других органов организации. 

Надзорные органы НКО

В некоммерческих организациях может быть сформирован надзорный орган. Это орган, который не реализуют цели создания некоммерческой организации, а осуществляет надзор. Однако обязательно данный орган должен быть сформирован только в Фонде.

В фонде это попечительский совет, осуществляющий надзор за деятельностью Фонда, за принятием органами управления Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом законодательства Российской Федерации. 

Попечительский совет должен быть сформирован при создании фонда. Учредитель или Учредители Фонда при создании Фонда избирают Попечительский совет в количестве не менее 2 членов, а после его регистрации состав Фонда Попечительского совета избирается по решению высшего органа управления Фонда. Срок полномочий Попечительского совета может достигать 5 лет.

В Фонде Попечительский призван способствует привлечению финансирования для ведения Фондом уставной деятельности. Поэтому членами Попечительского совета могут стать пользующиеся авторитетом и обладающие положительным имиджем лица, выразившие поддержку целям деятельности Фонда, а также лица, оказывающие финансовую поддержку деятельности Фонда.

Ревизионная комиссия и ревизор в НКО

Законодательство предусматривает, что в Некоммерческих организациях может быть сформирован контрольно-ревизионный орган. Для некоторых организационно-правовых форм он является обязательным, для некоторых нет. Так, контрольно-ревизионный орган должен быть сформирован обязательно в общественных организациях и движениях, в ассоциациях и в благотворительных фондах. О том, что ревизор должен быть сформирован в Благотворительном фонде, говорит нам Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

  • Законодательство не содержит сведения о компетенции ревизора, но содержит ссылку на то, что он должен быть. Контрольно-ревизионный орган Некоммерческой организации может быть единоличным или коллегиальным.

Например, Ревизор (единоличный) или ревизионная комиссия (коллегиальный). Как правило, в некоммерческих организациях избирают только Ревизора, так как обязательного требования по формированию коллегиального органа нет, а это значит, что, избрав одно лицо на должность Ревизора, вы соблюли нормы законодательства. В Коллегии адвокатов, Адвокатском бюро, Автономной некоммерческой организации, Фонде — ревизора можно не включать в структуру органов управления. 

Совещательный орган НКО

Совещательные органы НКО относят к «добровольным» органам некоммерческой организации. Например, во многих Автономных некоммерческих организациях, которые осуществляют деятельность в научной сфере, формируется такой орган, который называется Экспертный совет. Он является совещательным органом. Функцией такого совета является выбор и привлечение к выполнению цели АНО экспертов, ведущих специалистов в сфере деятельности Автономной некоммерческой организации. Такой орган может заниматься подготовкой экспертных рекомендаций по вопросам деятельности АНО и представлять их высшему органу управления. Как правило к компетенции такого органа управления относят:

  • Определение приоритетных направлений развития научной деятельности организации и организация исследований, конференций, консультаций и семинаров по вопросам деятельности организации;
  • Представление научной позиции АНО на соответствующих конференциях, консультациях и семинарах. 

Структура органов управления форм НКО

Итак, давайте подведем черту и определим, какие органы должны быть сформированы обязательно в каждой организационно-правовой форме Некоммерческих организаций. 

  • В общественной организации обязательно формируется высший орган управления — общее собрание членов или конференция (Съезд), коллегиальный постоянно действующий руководящий орган управления, единоличный исполнительный орган управления, контрольно-ревизионный орган. 
  • В ассоциации или союзе обязательно формируется высший орган управления — общее собрание членов, единоличный исполнительный орган управления и контрольно-ревизионный орган. 
  • В коллегии адвокатов формируется высший орган управления — общее собрание членов и единоличный исполнительный орган управления. В адвокатском бюро — высший орган управления (общее собрание адвокатов-партнеров) и единоличный исполнительный орган управления. 
  • В фонде должен быть сформирован высший коллегиальный орган управления, единоличный исполнительный орган, надзорный орган — попечительский совет и в благотворительных фондах — контрольно-ревизионный орган.
  • В автономных некоммерческих организациях — высший орган управления (учредитель или коллегиальный орган), единоличный исполнительный орган. 

Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам может быть интересно:

  • Контрольно-ревизионный орган НКО
  • Попечительский совет фонда
  • Руководитель НКО
  • Органы управления кооператива

Автономная некоммерческая организация – она же «АНО» считается полезной и удобной организационно-правовой формой для реализации различных проектов, включая те, которые живут где-то между желанием заработать и социально полезными целями (я имею в виду всевозможные клубы, секции, школы доп. образования и т.п.).

Согласно ГК РФ, АНО – «унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности».

Надо сказать, ГК об АНО говорит крайне мало – в нынешней редакции «лично» этой ОПФ посвящено всего 2 статьи – 123.24 и 123.25. Помимо ГК РФ, деятельность АНО регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Тема, которую я хотела бы сегодня поднять и предложить для обсуждения – не нова, но, как мне кажется, совершенно актуальна, и касается управления в АНО. Причем хотелось бы еще больше «сузить» тему до управления в АНО, созданном единственным учредителем.

Кто никогда с АНО не сталкивался, возможно, спросит, в чем, собственно проблема.

ГК РФ прямо указывает, что «Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя)».

Дает ГК РФ ответ и на вопрос о порядке управления АНО: «Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями».

При этом Кодекс особо подчеркивает возможность по решению учредителей сформировать постоянно действующий коллегиальный орган (органы), а также императивно закрепляет за учредителями полномочия по назначению ЕИО (единоличного исполнительного органа).

Получается (по ГК РФ), что, если АНО создано одним учредителем, этот учредитель и управляет деятельностью АНО, соотнося свои действия с нормами, которые он же зафиксировал в уставе.

Дьявол, однако, как обычно, кроется в деталях.

Пункт 8 ст. 123.24 ГК РФ устанавливает, что «в части, не урегулированной настоящим Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом». Разумеется, речь об уже упомянутом Законе об НКО.

Что же говорит этот закон про АНО?

АНО в Законе об НКО посвящена отдельная статья 10. Всю ее цитировать нужды нет, но стоит обратить внимание на положения, которые идут в разрез с ГК, в частности, п. 3:

«Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами».

По ГК (см. выше) учредители управляют, по Закону об НКО – надзирают. Согласитесь, разные функции!

Двигаемся дальше по закону об НКО.

Статья 28 «Основы управления некоммерческой организацией» начинается с безапелляционного утверждения о том, что

«Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».

И вот мы подходим к самому «вкусному» — статье 29 «Высший орган управления некоммерческой организацией», согласно которой высшим органом управления для АНО в соответствии с учредительными документами является «коллегиальный высший орган управления».

Чуть ниже в пункте 5 той же статьи можно обнаружить дополнительное требование к структуре КВОУ для АНО:

«Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией».

Таким образом, по Закону об НКО единственный учредитель сам по себе высшим органом управления быть не может от слова «вообще». Даже если он никого не горит желанием подпускать к управлению и к, словами Закона об НКО, «обеспечению соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана», он обязан найти еще минимум двух «парней», которые позволят соблюсти требования о коллегиальности КВОУ (двух – это если сам учредитель является работником, например, ЕИО в своей АНО; если учредитель работником не является, достаточно одного не работающего в АНО «парня»).

По идее, проблем быть не должно – ведь в ГК прямо написано, что приоритет за ГК!

И, судя по уже зарегистрированным уставам АНО (в период с сентября 2014 г., когда вступили в действие упоминаемые выше статьи ГК об АНО в нынешнем изложении, и до начала 2016 г.), по отзывам коллег в личных встречах и беседах на профессиональных форумах, проблем с регистрацией АНО с одним учредителем без коллегиального ВОУ не было.

Но ведь регистрация юридических лиц не терпит стабильности!

В свежих темах на форуме мнение по вопросу, можно ли создать АНО с одним учредителем без коллегиального ВОУ, однозначное :«не пройдет такой фокус» (или вот тут: «Когда я на всякий переспросила по поводу коллегиального органа в АНО с одним учредителем, мне сказали — обязательно, иначе сразу «возвращают»»).

 Почему так?

«Ноги» у проблемы растут из истории о «майских» поправках в ГК РФ 2014 г. (вступивших в силу, в основном, с сентября 2014 г.).

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 05.05.2014 № 99-ФЗ

«Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)».

Имея в запасе такой козырь, мы все (и регистрирующие органы, и пользователи их услуг) жили по ГК, не оглядываясь на «не приведенные в соответствие» иные федеральные законы по теме.

После поправок в ГК РФ, закон об НКО точечно «латался» не раз (поправки вносились ФЗ от 08.03.2015 № 43-ФЗ, от 06.04.2015 № 80-ФЗ, от 02.05.2015 № 115-ФЗ, от 13.07.2015 № 225-ФЗ, от 28.11.2015 № 341-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-ФЗ, от 30.12.2015 № 436-ФЗ, от 31.01.2016 № 7-ФЗ, от 09.03.2016 № 67-ФЗ, от 30.03.2016 № 82-ФЗ, от 23.05.2016 № 149-ФЗ, от 02.06.2016 № 179-ФЗ, от 03.07.2016 № 236-ФЗ, от 03.07.2016 № 286-ФЗ, от 03.07.2016 № 287-ФЗ, от 19.12.2016 № 449-ФЗ»).

Логика тех, кто обосновывает приоритет Закона об НКО в решении вопросов о структуре органов управления: раз в закон вносились поправки после изменения ГК РФ, значит, законодатель уже привел Закон об НКО «в соответствии», и ориентироваться можно только на него.

Логика сторонников приоритета ГК:

«Принимая во внимание, что последние изменения в ст. 10 Закона № 7-ФЗ, посвященную АНО, вносились в 2011 году, а в п. 1 ст. 29 этого же закона — в 1998 году, полагаем, что данные нормы могут применяться в настоящее время только в части, не противоречащей положениям ст.ст. 123.24-123.25 об АНО. Из того же источника: в самом п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ оговаривается, что его положения действуют только в том случае, если иное не предусмотрено федеральными законами. Поскольку же для АНО ГК РФ установлен иной порядок создания и определения компетенции коллегиальных органов, то данный пункт не может применяться к таким организациям».

Нужно сказать, что я лично в данной истории – в лагере «ГКшечников». Сам же Кодекс в статье 2 устанавливает приоритет самого себя в вопросах, относящихся к гражданскому законодательству: Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В уже процитированной в самом начале статье 123.24 ГК прямо и императивно утверждает, что ориентироваться на иное законодательство в АНО нужно по вопросам, «не урегулированным в ГК». Попытки скрестить положения ГК об управлении в АНО и правила, установленные Законом об НКО, приводят, на мой взгляд, не к ясной и понятной конструкции, а к «расчленке» в плане реализации полномочий высшего органа управления. И вместо стройной системы органов управления на практике в настоящий момент мы вынуждены (даже когда нам это совсем не надо) фантазировать в уставах монстров о двух головах, одна из которых – сама многоголовая. С одной стороны, Учредитель – который по ГК РФ «управляет деятельностью в соответствии с Уставом», назначает ЕИО и может назначать коллегиальные органы управления. С другой стороны, далеко не всегда на практике нужный коллегиальный высший орган управления, который искусственно, спасибо Закону об НКО, оттягивает у Учредителя массу полномочий по управлению.

В завершение же, чтоб совсем «подлить масла в огонь», хочу процитировать Типовой устав НКО, который – для ориентира регистрирующих некоммерческие организации – милостиво выложил у себя на сайте Минюст:

«Порядок управления автономной некоммерческой организацией определяется уставом, поэтому ее высший орган может быть коллегиальным или единоличным в зависимости от того, как это будет предусмотрено уставом организации».

Коллеги! Очень хочется услышать мнение по вопросу, тех, кто специализируется на регистрации НКО на постоянной основе. Что вы думаете о регистрации АНО с единственным учредителем, исполняющим функции высшего органа управления? Получалось ли у кого-нибудь победить систему в 2016-начале 2017?

Автономная некоммерческая организация (АНО) - цель создания, структура управления, порядок создания.

Автономная некоммерческая организация является самой популярной организационно-правовой формой среди некоммерческих организаций, так как проста и понятна в управлении, учредители не отвечают по обязательствам организации, образуется на добровольных имущественных взносах учредителей и не имеет членства. Автономная некоммерческая организация может оказывать услуги на возмездной основе, поэтому основной целью ее создания является оказание услуг. При создании организации в качестве учредителей могут выступать юридические и/или физические лица. АНО может быть учреждена единственным учредителем, правда в этом случае, лучше дополнительно сформировать коллегиальный орган управления. В форме АНО может быть зарегистрирован детский развивающий центр, спортивная школа, центр проведения экспертиз, центр изучения языков и многое другое, где в приоритете будет оказание услуг.

Структура управления

Остановимся подробнее на структуре управления АНО. Самым оптимальным решением будет следующая схема:
Собрание учредителей/Учредитель;
Высший коллегиальный орган Правление;
Единолично исполнительный орган Директор, Генеральный директор или иначе, на ваше усмотрение.
Дело в том, что позиция Минюста менялась за последние годы несколько раз и только к данной схеме у инспекторов не возникало вопросов, т.к. соответствует закону о некоммерческих организациях и гражданскому кодексу, в которых имеются некоторые разногласия. Полномочия между Собранием учредителей и Правлением, должны быть поделены в соответствии с действующим законодательством.

На сегодняшний день к компетенции учредителей (учредителя) нужно отдать утверждение устава Организации, назначение единолично исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий, прием новых лиц в состав учредителей, преобразование АНО в Фонд, назначение членов высшего коллегиального органа и досрочное прекращение их полномочий.

У правления же будут следующие компетенции:

  • Определение приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества.
  • Изменение устава Организации.
  • Назначение заместителя Директора и досрочное прекращение его полномочий.
  • Назначение ревизора и досрочное прекращение его полномочий.
  • Утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации.
  • Принятие решений о создании Организацией других юридических лиц, об участии Организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств Организации;
  • Принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением решения о преобразовании Организации в фонд), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса.
  • Утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации.

Имущество

АНО хоть и имеет статус некоммерческой организации, вполне может заниматься коммерческой деятельностью, направленной на достижение уставных целей. В связи с этим для ведения такой деятельности в соответствии с законодательством должна образовывать имущество, рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала установленного для обществ с ограниченной ответственностью.

Регистрация

Для создания автономной некоммерческой организации необходимо предоставить в территориальное отделение Минюста три устава, два протокола о создании, два заявления, оплаченную госпошлину, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, гарантийное письмо и копию свидетельства о праве собственности. Если документы подает не заявитель, то так же необходимо предоставить доверенность удостоверенную нотариусом.

В каких случаях возникает необходимость использовать такую форму НКО как автономные некоммерческие организации (АНО)? Как зарегистрировать АНО?

АНО представляет собой унитарную НКО, которая в своей структуре не подразумевает членства. Источником формирования активов АНО являются денежные средства, имущество, которые вносят граждане либо компании.

Когда необходимо создавать АНО?

Необходимость в создании такой некоммерческой структуры возникает, когда предоставляются услуги в медицинской, научной, образовательной, культурной и иных сферах деятельности.

Учредить АНО могут как физические, так и юридические лица (п. 1 ст. 10 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О НКО»). АНО не запрещено иметь только одного учредителя (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ).

Как и другие НКО, АНО может заниматься предпринимательской деятельностью для достижения ею уставных целей.

При желании учредители АНО могут преобразовать ее в фонд (п. 7 ст. 123.24 ГК РФ).

Как правило, в форме АНО создаются медицинские, образовательные, языковые, спортивные, культурные центры. Например, АНО «Медицинский Центр 21 век», АНО дошкольного образования «Английский в движении», АНО «Бюро судебных экспертиз».

Как зарегистрировать АНО?

Для АНО действует специальный порядок регистрации, который заключается в подаче документов не в налоговую инспекцию, а в территориальное подразделение Минюста РФ.

Для того чтобы зарегистрировать АНО нужно выполнить следующие шаги:

1 шаг. Необходимо выбрать название АНО.

В отличие от коммерческих компаний, к наименованию АНО предъявляются определенные требования.

Название АНО должно указывать на характер осуществляемой ею деятельности. Например, АНО «Центр социальной помощи населению».

Если же АНО захочет в своем названии использовать слово и словосочетания «Россия», «Российская Федерация», то ей необходимо получить специальное разрешение, без которого такую НКО не зарегистрируют.

2 шаг. Прежде всего, нужно подготовить устав НКО.

Устав — это самый главный документ для АНО, который «под микроскопом» рассматривается Минюстом РФ. Ошибки в его содержании, чаще всего, становятся причиной отказа в государственной регистрации АНО.

«Наполнение» устава АНО должно соответствовать требованиям, установленным в п.2 ст.123.24 ГК РФ.

В уставе АНО должно быть указано:

  • название, которое включает слова «автономная некоммерческая организация»;

В одном из споров, учредитель АНО обратился в суд, поскольку Минюст отказался регистрировать АНО с названием АНО «Пермский арборетум».

Причина отказа в регистрации заключалась в самом названии АНО, слово «арборетум» не содержится ни в одном словаре из списка.

При анализе названия пользуются словарями. Список составляют 4 словаря: орфографический словарь русского языка, грамматический словарь русского языка, словарь ударений русского языка, большой фразеологический словарь русского языка.

Учредитель АНО с таким странным названием прошел все судебные инстанции, но ему было отказано в удовлетворении его требований (Апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 05.03.2020 № АПЛ20-2).

  • местонахождение;
  • предмет и цели деятельности АНО;

Например, целью социально направленной АНО является обслуживание граждан, которые признаны нуждающимися в постоянном уходе.

Исходя из этого, предметом деятельности АНО является безвозмездное предоставление услуг — помощь в разрешении социально-бытовых проблем, медицинская и психологическая помощь в уходе за престарелыми гражданами.

  • компетенции и порядок формирования органов управления АНО;

Учредители управляют деятельностью в АНО в порядке, который прописан в уставе.

АНО не имеет членства, а поэтому создается высший коллегиальный орган управления.

В уставе этот пункт может быть прописан так:

Высшим органом управления АНО является общее собрание его учредителей.

Общее собрание учредителей определяет выбор наиболее приоритетных направлений в деятельности АНО, утверждает годовую отчетность, избирает наблюдательный совет и ревизора.

  • порядок внесения изменений и дополнений в устав;

Изменения и дополнения в устав относятся к компетенции высшего органа управления АНО, подлежат государственной регистрации.

  • информация об источниках формирования имущества, а также денежных средств;

Например, источниками формирования социально направленной АНО могут быть субсидии, которые выделяются из местного бюджета, добровольные взносы и пожертвования.

  • иные положения.

Например, в уставе приводится информация о прекращении деятельности АНО, о возможном преобразовании АНО в фонд.

В случае ликвидации АНО, в уставе указывается порядок использования имущества, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов.

3 шаг. Решение о создании АНО, утверждение устава.

Устав утверждается АНО на общем собрании.

Если в АНО — единственный учредитель, то оформляется протокол.

4 шаг. Подача пакета документов в Минюст РФ на регистрацию.

Перечень документов, который представляется на регистрацию следующий:

  • три экземпляра устава;
  • два экземпляра решения о создании АНО либо протокола, если в АНО единственный учредитель;
  • два экземпляра сведений об учредителях;
  • один экземпляр данных о местонахождении учредителей;
  • оригинал и один экземпляр копии квитанции об уплате госпошлины.

Вместе с документами подается заявление о регистрации АНО.

Заявление подается по форме № Р11001, которая утверждена Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

За регистрационные действия уплачивается госпошлина. Она составляет 4,0 тыс. рублей (ст. 333.33 НК РФ). Срок регистрации АНО, как правило, не превышает одного месяца.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция подсобного рабочего столовой на предприятии
  • Холодильник hotpoint ariston инструкция на русском языке
  • Дексаметазон в бодибилдинге инструкция по применению
  • Rolex gmt master 2 инструкция на русском
  • Должностная инструкция ответственного за технику безопасности на предприятии