Руководство автономная некоммерческая организация

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Структура органов управления АНО

Процесс функционирования организаций некоммерческого сектора несколько отличается от деятельности коммерческих организаций.

Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный орган управления, основной функцией которого является обеспечение соблюдения Автономной некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана. Именно обеспечением реализации этой функции и обусловлена компетенция коллегиального высшего органа управления.

Компетенция коллегиального высшего органа управления по составу входящих в нее полномочий может быть подразделена на исключительную и общую. Исключительная компетенция означает, что полномочия по решению ряда вопросов не могут быть переданы никакому другому органу управления общества — ни постоянно действующему коллегиальному органу управления, ни исполнительному органу; общая компетенция означает, что полномочия по решению ряда вопросов могут быть переданы другому органу управления.

К исключительной компетенции коллегиального высшего органа управления относится решение следующих вопросов:

  1. изменение устава Автономной некоммерческой организации;
  2. определение приоритетных направлений деятельности Автономной некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  3. образование исполнительных органов Автономной некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
  4. реорганизация и ликвидация автономной некоммерческой организации и д.р.

Все вопросы, отнесенные к исключительной компетенции определены в ст. 29 ФЗ № 7 «О некоммерческих организация».

В Автономной некоммерческой организации помимо высшего коллегиального органа управления при создании организации может быть сформирован исполнительный коллегиальный орган, к  общей компетенции которого, например, можно  отнести решение следующих вопросов:

  • утверждение планов проведения мероприятий Организации;
  • разработка структуры штатного аппарата Организации, смету расходов на его содержание и передает на рассмотрение и утверждение высшему органу управления Организации;
  • подготавливает и организует проведение заседаний органов управления Организации; 
  • представляет отчет о своей работе на высшему органу управления Организации и др.;

Обязательным органом в любом юридическом лице, в том числе и в автономной некоммерческой организации является – руководитель.

Наименование должности в соответствии с действующим законодательством Вы определяете самостоятельно это может быть как Президент, Директор, Исполнительный директор, Генеральный директор, Председатель, Председатель совета, Комиссар, и т.д.

Ниже приведем примерный список полномочий, которые можно определить для руководителя.

Руководитель, как правило:

  • действует без доверенности от имени Организации, подписывает финансовые документы, заключает хозяйственные и трудовые договоры, выдает доверенности, представляет Организацию в суде, арбитражном и третейском суде;
  • открывает и закрывает в банках счета Организации;
  • заключает договоры, осуществляет юридические действия от имени Организации, приобретает имущество и управляет им;
  • возглавляет и организует исполнительскую работу;
  • утверждает должностные обязанности сотрудников Организации в соответствии со штатно-должностным расписанием, утверждаемым Советом, осуществляет общий контроль над их деятельностью;
  • организует бухгалтерский учет и отчетность;
  • принимает решения и издает приказы по оперативным вопросам внутренней деятельности Организации и прочее;

Определение порядка управления деятельностью Автономной некоммерческой организации предполагает формулирование и отражение в уставе ряда положений, без которых управление автономной некоммерческой организацией будет невозможно.

Учредительными документами устанавливаются следующие положения:

  • структура органов управления;
  • компетенция органов управления;
  • порядок формирования и срок полномочий органов управления;
  • порядок принятия решения органами управления;
  • порядок выступления от имени некоммерческой организации.

Добрый день, скажите пожалуйста, если в правлении НКО есть члены-организации и члены — физические лица, у кого из них может обладать правом решающего голоса?
Ответ: Добрый день, Виктория! В любых юридических лицах в том числе в НКО решения принимаются в соответствии с учредительными документами организации. В частности, в НКО законом предусмотрены равные права и равные обязанности для всех членов организации, независимо от того являются они физическими или юридическими лицами. Благодарим Вас за вопрос, с радостью будем ждать новых обращений.

Добрый день ! АНО с одним учредителем. Вопрос: Можно ли обойтись вообще без коллегиального органа? И если «Да», то кто тогда является высшим органом организации?

Добрый день, да, возможно. Высший орган буде единственный учредитель.

Здравствуйте. Модно ли в АНО учредителем НКО, Президентом одно физ лицо, а директором другое физ.лицо? Какими минимальные права можно возложить при этом на учредителя.

Добрый день, Николай! Если мы правильно поняли Ваш вопрос, можно. Права учредителя можете посмотреть в ст 123.25 ГК РФ.

Добрый день!
Прошу разъяснить порядок взаимодействия по открытию АНО с регистрацией в СПб.
1 учредитель, 1 руководитель, юр.адрес по месту жительства учредителя, виды деятельности определены: область физической культуры и спорта, трудовое право пр.
Стоимость услуг по «доработке» Устава в соответствии с последними требованиями Минюста, заполнение Заявления, сбор полного необходимого пакета документов (включая Протоколы и т.п.), как и кто оплачивает госпошлину, сколько визитов к нотариусу?
Желательно — профессионально, качественно, минимальные личные встречи.

Добрый день, Алла! Цикл для описания достаточно длинный, попробуем коротко, надеемся получится:
1. Заключаем договор, получаем от вас аванс 50 %
2. Составляем документы
3. согласовываем документы с Вами
4. Заверяем у нотариуса
5. Подаем документы в Минюст
6. Получаем документы из Минюста
7. Отдаем вам готовый пакет документов.

Более подробную информацию конечно же желательно уточнять у специалиста, так как в НКО всегда могут быть особенности.

Может ли единоличный исполнительный орган возглавлять коллегиальный исполнительный орган в Ассоциации?

Ответ: Добрый день, Александра! По логике ст . 65.3 ГК РФ — нет

Добрый день.
АНО исторически есть правление (высший орган) и директор (единоличный исполнительный орган). Состав правления равняется составу учредителей. Планируем перестроить работу, учредители отдельно, правление отдельно, то есть не обязательно учредители, а просто работающие и заинтересованные в развитии люди а также для развития хотим ввести консультативно-наблюдательный орган- наблюдательный совет.
Вопрос: насколько необходимо вносить изменения в устав АНО о создании такого не обязательного по 7-фз органа? Каковы риски внесения и не внесения таких изменений?
Заранее благодарю.
И большое спасибо за отличный сайт и материалы. С вами хочется работать.
С уважением,
Ольга

Добрый день!
Могут ли в АНО быть одновременно 2 внесенных в ЕГРЮЛ единоличных исполнительных органа, имеющих право действовать без доверенности, с одинаковым набором функций и возможностью исполнения функций независимо друг от друга?

Добрый день, Алина! В ЕГРЮЛ могут быть внесены два лица, действующих без доверенности, но функции должны быть разные.

Добрый день. Уточните пожалуйста правильно ли я понимаю. Я могу стать единственным учредителем АНО и быть ее руководителем? Помимо исполнительного органа должен быть высший коллегиальный орган из трёх человек, я могу входить в состав высшего органа или нет? Т.е могу ли я быть учредителем, руководителем и входить в состав высшего органа управления?

Ответ: Добрый день, Андрей! Позиция Минюста по этому вопросу неоднозначная, на практике Минюсты разных субъектов применяют по разному закон. У нас были положительные регистрации с одним учредителем, но и получали возврат документов по этому же основанию, соответственно, во избежания потери времени, советуем Вам создать АНО с одним учредителем и предусмотреть коллегиальный высший орган управления.

Добрый день.
У вас к исключительной компетенции коллегиального высшего органа отнесено только четыре пункта, тогда как в статье 29 п.3 закона №7-ФЗ их указано восемь, т.е. «д.р.» и есть остальные четыре?
Я правильно понимаю, что избрание (назначение) единоличного исполнительного органа (директора, председателя и т.д.) это исключительное право коллегиального высшего органа и не может быть передано (как например в общественных организациях) постоянно действующему коллегиальному органу (правление, совет и т.д.)?

Добрый день, Вадим! исключительная компетенция высшего органа управления зависит от формы НКО. Так например ст. 8 ФЗ № 82 Об общественных организациях определяет что в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган. Уставом общественной организации может быть предусмотрено, что утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.

ФЗ-7 гласит:
5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.
Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Я правильно понимаю, что одно физическое или юридическое лицо не может являться одновременно и учредителем и руководителем АНО в единственном лице? Руководитель АНО из числа ее учредителей не имеет права на получение вознаграждения за свою деятельность в рамках АНО?
Ответ: Добрый день, Дмитрий! В законе между 7 ФЗ об НКО и ГК РФ есть противоречия. На основании ст. 123.25 ГК РФ в АНО может быть единственный учредитель и он ре руководитель в организации, но во избежании отказа в государственной регистрации советуем Вам придерживаться ст. 29 ФЗ 7 об НКО.

Автономная некоммерческая организация – она же «АНО» считается полезной и удобной организационно-правовой формой для реализации различных проектов, включая те, которые живут где-то между желанием заработать и социально полезными целями (я имею в виду всевозможные клубы, секции, школы доп. образования и т.п.).

Согласно ГК РФ, АНО – «унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности».

Надо сказать, ГК об АНО говорит крайне мало – в нынешней редакции «лично» этой ОПФ посвящено всего 2 статьи – 123.24 и 123.25. Помимо ГК РФ, деятельность АНО регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Тема, которую я хотела бы сегодня поднять и предложить для обсуждения – не нова, но, как мне кажется, совершенно актуальна, и касается управления в АНО. Причем хотелось бы еще больше «сузить» тему до управления в АНО, созданном единственным учредителем.

Кто никогда с АНО не сталкивался, возможно, спросит, в чем, собственно проблема.

ГК РФ прямо указывает, что «Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя)».

Дает ГК РФ ответ и на вопрос о порядке управления АНО: «Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями».

При этом Кодекс особо подчеркивает возможность по решению учредителей сформировать постоянно действующий коллегиальный орган (органы), а также императивно закрепляет за учредителями полномочия по назначению ЕИО (единоличного исполнительного органа).

Получается (по ГК РФ), что, если АНО создано одним учредителем, этот учредитель и управляет деятельностью АНО, соотнося свои действия с нормами, которые он же зафиксировал в уставе.

Дьявол, однако, как обычно, кроется в деталях.

Пункт 8 ст. 123.24 ГК РФ устанавливает, что «в части, не урегулированной настоящим Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом». Разумеется, речь об уже упомянутом Законе об НКО.

Что же говорит этот закон про АНО?

АНО в Законе об НКО посвящена отдельная статья 10. Всю ее цитировать нужды нет, но стоит обратить внимание на положения, которые идут в разрез с ГК, в частности, п. 3:

«Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами».

По ГК (см. выше) учредители управляют, по Закону об НКО – надзирают. Согласитесь, разные функции!

Двигаемся дальше по закону об НКО.

Статья 28 «Основы управления некоммерческой организацией» начинается с безапелляционного утверждения о том, что

«Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».

И вот мы подходим к самому «вкусному» — статье 29 «Высший орган управления некоммерческой организацией», согласно которой высшим органом управления для АНО в соответствии с учредительными документами является «коллегиальный высший орган управления».

Чуть ниже в пункте 5 той же статьи можно обнаружить дополнительное требование к структуре КВОУ для АНО:

«Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией».

Таким образом, по Закону об НКО единственный учредитель сам по себе высшим органом управления быть не может от слова «вообще». Даже если он никого не горит желанием подпускать к управлению и к, словами Закона об НКО, «обеспечению соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана», он обязан найти еще минимум двух «парней», которые позволят соблюсти требования о коллегиальности КВОУ (двух – это если сам учредитель является работником, например, ЕИО в своей АНО; если учредитель работником не является, достаточно одного не работающего в АНО «парня»).

По идее, проблем быть не должно – ведь в ГК прямо написано, что приоритет за ГК!

И, судя по уже зарегистрированным уставам АНО (в период с сентября 2014 г., когда вступили в действие упоминаемые выше статьи ГК об АНО в нынешнем изложении, и до начала 2016 г.), по отзывам коллег в личных встречах и беседах на профессиональных форумах, проблем с регистрацией АНО с одним учредителем без коллегиального ВОУ не было.

Но ведь регистрация юридических лиц не терпит стабильности!

В свежих темах на форуме мнение по вопросу, можно ли создать АНО с одним учредителем без коллегиального ВОУ, однозначное :«не пройдет такой фокус» (или вот тут: «Когда я на всякий переспросила по поводу коллегиального органа в АНО с одним учредителем, мне сказали — обязательно, иначе сразу «возвращают»»).

 Почему так?

«Ноги» у проблемы растут из истории о «майских» поправках в ГК РФ 2014 г. (вступивших в силу, в основном, с сентября 2014 г.).

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 05.05.2014 № 99-ФЗ

«Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)».

Имея в запасе такой козырь, мы все (и регистрирующие органы, и пользователи их услуг) жили по ГК, не оглядываясь на «не приведенные в соответствие» иные федеральные законы по теме.

После поправок в ГК РФ, закон об НКО точечно «латался» не раз (поправки вносились ФЗ от 08.03.2015 № 43-ФЗ, от 06.04.2015 № 80-ФЗ, от 02.05.2015 № 115-ФЗ, от 13.07.2015 № 225-ФЗ, от 28.11.2015 № 341-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-ФЗ, от 30.12.2015 № 436-ФЗ, от 31.01.2016 № 7-ФЗ, от 09.03.2016 № 67-ФЗ, от 30.03.2016 № 82-ФЗ, от 23.05.2016 № 149-ФЗ, от 02.06.2016 № 179-ФЗ, от 03.07.2016 № 236-ФЗ, от 03.07.2016 № 286-ФЗ, от 03.07.2016 № 287-ФЗ, от 19.12.2016 № 449-ФЗ»).

Логика тех, кто обосновывает приоритет Закона об НКО в решении вопросов о структуре органов управления: раз в закон вносились поправки после изменения ГК РФ, значит, законодатель уже привел Закон об НКО «в соответствии», и ориентироваться можно только на него.

Логика сторонников приоритета ГК:

«Принимая во внимание, что последние изменения в ст. 10 Закона № 7-ФЗ, посвященную АНО, вносились в 2011 году, а в п. 1 ст. 29 этого же закона — в 1998 году, полагаем, что данные нормы могут применяться в настоящее время только в части, не противоречащей положениям ст.ст. 123.24-123.25 об АНО. Из того же источника: в самом п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ оговаривается, что его положения действуют только в том случае, если иное не предусмотрено федеральными законами. Поскольку же для АНО ГК РФ установлен иной порядок создания и определения компетенции коллегиальных органов, то данный пункт не может применяться к таким организациям».

Нужно сказать, что я лично в данной истории – в лагере «ГКшечников». Сам же Кодекс в статье 2 устанавливает приоритет самого себя в вопросах, относящихся к гражданскому законодательству: Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В уже процитированной в самом начале статье 123.24 ГК прямо и императивно утверждает, что ориентироваться на иное законодательство в АНО нужно по вопросам, «не урегулированным в ГК». Попытки скрестить положения ГК об управлении в АНО и правила, установленные Законом об НКО, приводят, на мой взгляд, не к ясной и понятной конструкции, а к «расчленке» в плане реализации полномочий высшего органа управления. И вместо стройной системы органов управления на практике в настоящий момент мы вынуждены (даже когда нам это совсем не надо) фантазировать в уставах монстров о двух головах, одна из которых – сама многоголовая. С одной стороны, Учредитель – который по ГК РФ «управляет деятельностью в соответствии с Уставом», назначает ЕИО и может назначать коллегиальные органы управления. С другой стороны, далеко не всегда на практике нужный коллегиальный высший орган управления, который искусственно, спасибо Закону об НКО, оттягивает у Учредителя массу полномочий по управлению.

В завершение же, чтоб совсем «подлить масла в огонь», хочу процитировать Типовой устав НКО, который – для ориентира регистрирующих некоммерческие организации – милостиво выложил у себя на сайте Минюст:

«Порядок управления автономной некоммерческой организацией определяется уставом, поэтому ее высший орган может быть коллегиальным или единоличным в зависимости от того, как это будет предусмотрено уставом организации».

Коллеги! Очень хочется услышать мнение по вопросу, тех, кто специализируется на регистрации НКО на постоянной основе. Что вы думаете о регистрации АНО с единственным учредителем, исполняющим функции высшего органа управления? Получалось ли у кого-нибудь победить систему в 2016-начале 2017?

Кратко об АНО

АНО — это унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства.

Цель создания (цель деятельности) АНО — предоставление услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (ст. 123.24. ГК РФ, ст. 10 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

При разработке документов для учреждения АНО в первую очередь ориентируемся на:

1. ГК РФ

2. ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — ФЗ об НКО),

а также на законы, которые регулируют те сферы деятельности, в рамках которых АНО будет предоставлять свои услуги в качестве реализации своей основной цели деятельности, например: 

3. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ — в случае, если создаем благотворительную автономную некоммерческую организацию

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ — если учреждаем образовательную организацию, и т.д.

Краткая справка об особенности АНО:

  1. Имущество, которое передается АНО ее учредителем (учредителями), становится собственностью этой АНО. 
  2. Учредитель (учредители) не сохраняют прав на имущество, переданное им (ими) в собственность этой АНО.
  3. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
  4. Законодатель закрепил для АНО право осуществлять предпринимательскую деятельность, необходимую для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
  5. Учредитель АНО вправе выйти из состава ее учредителей в любое время без согласия остальных учредителей, направив в регистрирующий налоговый орган нотариально заверенное заявление установленной формы. В случае выхода последнего или единственного учредителя он обязан передать свои права учредителя другому лицу и только после этого направить сведения о своем выходе из состава учредителей в регистрирующий орган (п. 3 ст. 15 ФЗ об НКО).
  6. По единогласному решению учредителей АНО в ее состав могут быть приняты новые учредители (п. 6 ст 123.24. ГК РФ).
  7. АНО по решению своих учредителей может быть преобразована в Фонд.

Особенности управления АНО, структура органов АНО

Законодательством предусмотрено несколько схем управления АНО, рассмотрим наиболее распространенные.

1 вариант: единственный учредитель (Собрание учредителей) — руководитель.

При такой схеме управления органом управления является единственный учредитель или Собрание учредителей (если несколько учредителей). Все управленческие вопросы, в том числе вопросы исключительной компетенции высшего органа управления, принимаются этим органом. 

Учредитель (Собрание учредителей) назначают единоличный исполнительный орган (руководителя).

Руководителем АНО может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Наименование должности руководителя можно выбирать по своему усмотрению (например: президент, директор, генеральный директор, председатель, руководитель и т.д.).

Важный нюанс: 

 при структуре единственный учредитель  — руководитель (в одном лице) есть риск «блокировки» деятельности АНО в случае, если с единственным учредителем что-то случится (например, смерть учредителя или ликвидация учредителя — юридического лица), и тогда не будет возможности управлять АНО, сменить руководителя и т.д. 

2 вариант: единственный учредитель (Собрание учредителей) — постоянно действующий коллегиальный орган (органы) — единоличный исполнительный орган.

По решению учредителя (Собрания учредителей) АНО в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы) — например, Правление, Президиум, Наблюдательный совет, Экспертный совет, Попечительский совет и т.д.

Компетенция этого органа устанавливается уставом АНО.

То есть, это может быть как коллегиальный высший орган управления АНО, так и постоянно  действующий коллегиальный орган, который не наделяется компетенцией высшего органа управления АНО, а создается для какой-то определенной задачи, например, Экспертный (Консультативный совет), основной задачей которого является экспертиза проектов и инициатив, разработка рекомендаций для высшего органа управления АНО и т.п. полномочия.

При такой структуре управления за учредителем (Собранием учредителей) остаются такие управленческие полномочия, как:

1) назначение руководителя АНО и прекращение его полномочий;

2) прием в состав учредителей АНО других учредителей;

3) преобразование АНО в Фонд;

4) утверждение Устава АНО с внесенными изменениями;

5) также необходимо отметить, что учредители имеют право участвовать любым способом в деятельности АНО (пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами; принимать участие в ее мероприятиях; получать информацию от органов управления АНО по любым вопросам, связанным с ее деятельностью и пр.).

Мы рассмотрели основные характеристики автономной некоммерческой организации и наиболее популярные схемы структуры органов АНО, однако, нужно учитывать особенности той сферы деятельности, в рамках которой АНО планирует оказывать услуги, и учитывать при разработке документов соответствующие этой сфере законодательные нормы.

К примеру, если мы создаем благотворительную АНО, то в нашей структуре органов такой АНО обязательно должен быть предусмотрен контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия или ревизор), как того требует ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».   И не забываем, что состав, порядок формирования, компетенция и срок полномочий органов АНО, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов — все это должно найти свое четкое и верно сформулированное отображение в Уставе АНО.

Автономная некоммерческая организация (АНО) - цель создания, структура управления, порядок создания.

Автономная некоммерческая организация является самой популярной организационно-правовой формой среди некоммерческих организаций, так как проста и понятна в управлении, учредители не отвечают по обязательствам организации, образуется на добровольных имущественных взносах учредителей и не имеет членства. Автономная некоммерческая организация может оказывать услуги на возмездной основе, поэтому основной целью ее создания является оказание услуг. При создании организации в качестве учредителей могут выступать юридические и/или физические лица. АНО может быть учреждена единственным учредителем, правда в этом случае, лучше дополнительно сформировать коллегиальный орган управления. В форме АНО может быть зарегистрирован детский развивающий центр, спортивная школа, центр проведения экспертиз, центр изучения языков и многое другое, где в приоритете будет оказание услуг.

Структура управления

Остановимся подробнее на структуре управления АНО. Самым оптимальным решением будет следующая схема:
Собрание учредителей/Учредитель;
Высший коллегиальный орган Правление;
Единолично исполнительный орган Директор, Генеральный директор или иначе, на ваше усмотрение.
Дело в том, что позиция Минюста менялась за последние годы несколько раз и только к данной схеме у инспекторов не возникало вопросов, т.к. соответствует закону о некоммерческих организациях и гражданскому кодексу, в которых имеются некоторые разногласия. Полномочия между Собранием учредителей и Правлением, должны быть поделены в соответствии с действующим законодательством.

На сегодняшний день к компетенции учредителей (учредителя) нужно отдать утверждение устава Организации, назначение единолично исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий, прием новых лиц в состав учредителей, преобразование АНО в Фонд, назначение членов высшего коллегиального органа и досрочное прекращение их полномочий.

У правления же будут следующие компетенции:

  • Определение приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества.
  • Изменение устава Организации.
  • Назначение заместителя Директора и досрочное прекращение его полномочий.
  • Назначение ревизора и досрочное прекращение его полномочий.
  • Утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации.
  • Принятие решений о создании Организацией других юридических лиц, об участии Организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств Организации;
  • Принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением решения о преобразовании Организации в фонд), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса.
  • Утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации.

Имущество

АНО хоть и имеет статус некоммерческой организации, вполне может заниматься коммерческой деятельностью, направленной на достижение уставных целей. В связи с этим для ведения такой деятельности в соответствии с законодательством должна образовывать имущество, рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала установленного для обществ с ограниченной ответственностью.

Регистрация

Для создания автономной некоммерческой организации необходимо предоставить в территориальное отделение Минюста три устава, два протокола о создании, два заявления, оплаченную госпошлину, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, гарантийное письмо и копию свидетельства о праве собственности. Если документы подает не заявитель, то так же необходимо предоставить доверенность удостоверенную нотариусом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Fluxus g608 руководство
  • Руководство по эксплуатации зил 131 скачать бесплатно
  • Лексус rx300 инструкция по эксплуатации на русском
  • Вольтарен эмульгель диклофенак 2 инструкция по применению
  • Борный спирт инструкция по применению цена отзывы