Руководство арктического совета

Sea ice in the Arctic

Sea ice in the Arctic © Roscongress

«Ответственное управление для устойчивой Арктики»

Сквозным приоритетом председательства России в Арктическом совете будет тематика «Ответственного управления для устойчивой Арктики». Намерены способствовать продвижению коллективных подходов к обеспечению устойчивого развития Арктического региона при соблюдении баланса в его социальном, экономическом и природоохранном измерениях, повышении синергии, конструктивного сотрудничества и координации Арктического совета с другими региональными структурами, имплементации Стратегического плана Арктического Совета, на основе уважения верховенства права.

Комплексная программа российского председательства предполагает продвижения многостороннего сотрудничества по следующим приоритетным направлениям:

1. Население Арктики, включая коренные народы.

Устойчивое развитие Арктики во многом определяется качеством человеческого капитала. Приоритетное внимание Председательства будет уделено работе по поддержанию устойчивости и жизнеспособности народов Севера, продвижению мер по их адаптации к изменению климата, повышению благосостояния, здоровья, образования и качества жизни людей, обеспечению поступательного социально-экономического развития во всем регионе.

Считаем актуальным использовать возрастающий позитивный потенциал Арктики для обеспечения процветания и прогресса в интересах всего населения Севера, продвижения научных, культурных обменов, туризма, контактов между людьми и регионами. Особое внимание будет уделено сохранению языкового и культурного наследия коренных народов Арктика, продвижению трансграничных молодежных обменов.

2. Охрана окружающей среды, включая вопросы изменения климата.

С учетом быстрого изменения климата в Арктике, что проявляется в т.ч. в деградации вечной мерзлоты и эмиссии газогидратов, в числе первостепенных рассматриваем задачи по смягчению негативных последствий климатических изменений, повышению адаптации жизнедеятельности и обеспечению устойчивости к его последствиям, сохранению и восстановлению окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, поддержанию здоровья арктических экосистем, включая морскую среду, сохранению биоразнообразия,
в частности, мигрирующих видов птиц.

В контексте дальнейшего развития региона считаем важным учитывать не только уязвимость Арктики к изменению климата, но и ее перспективный вклад – благодаря природным, энергетическим и транспортным ресурсам – в содействие переходу к низко эмиссионной экономике и, соответственно, в выполнение целей и задач Парижского соглашения по климату. Не менее важная задача – содействие внедрению в регионе передовых инновационных технологий в транспортную сферу, промышленность, инфраструктуру, энергетику, включая расширение использования возобновляемых источников энергии в интересах повышения уровня жизни населения Арктики.

3. Социально-экономическое развитие.

Ключевым условием для благополучия и процветания Арктики является его устойчивое экономическое развитие. В фокусе внимания председательства будут находиться вопросы дальнейшего продвижения экономического сотрудничества в регионе, развития надежной энергетической инфраструктуры, устойчивых транспортных путей, включая морское судоходство, телекоммуникационных систем, продуктового сектора, улучшения условий для притока инвестиций, продвижения инноваций, предпринимательства, финансирования бизнеса.

4. Укрепление Арктического совета.

Российское председательство будет продолжать способствовать закреплению Арктического совета в качестве ключевого формата международного арктического сотрудничества, совершенствованию его работы, повышению эффективности деятельности Рабочих и Экспертных групп, Секретариата, развитию механизмов финансирования деятельности Совета, включая его проекты и программы, выполнению решений и рекомендаций, а также развитию диалога и контактов с Наблюдателями
с целью обеспечения их значимого и сбалансированного вовлечения в деятельность Совета. Намерены содействовать дальнейшей активизации взаимодействия Арктического совета с Арктическим экономическим советом, Арктическим форумом береговых охран, Университетом Арктики и другими профильными структурами. В числе приоритетов Председательства – продвижение международного научного сотрудничества, в частности, проработка вопроса о проведении в рамках Арктического совета научной экспедиции в акватории Северного ледовитого океана.

Documents

Лавров Cергей Викторович

Лавров Cергей Викторович

Министр иностранных дел Российской Федерации

Рассчитываем, что председательство России в Арктическом совете послужит делу дальнейшего укрепления регионального сотрудничества. Для ответа на вызовы, с которыми мы сегодня сталкиваемся в высоких широтах, требуются подлинно коллективные подходы.

Арктика – наш общий дом, и сберечь его для нынешнего и будущего поколений – наша прямая обязанность.

Родился в 1950 г., русский.
В 1972 г. окончил Московский государственный институт международных отношений МИД СССР. Владеет английским, французским и сингальским языками.
Начал свою деятельность в 1972 г. в Посольстве СССР в Шри-Ланке.
В период с 1976 по 1981 гг. работал в Отделе международных организаций МИД СССР.
С 1981 по 1988 гг. – первый секретарь, советник и старший советник в Постоянном представительстве СССР при ООН.
С 1988 по 1990 гг. – заместитель начальника Управления международных экономических отношений МИД СССР.
В 1990-1992 гг. – начальник Управления международных организаций, директор Департамента международных организаций и глобальных проблем МИД России.
В 1992-1994 гг. – заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации.
В 1994-2004 гг. – Постоянный представитель Российской Федерации при ООН.
С 2004 года – Министр иностранных дел Российской Федерации.
Имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
Отмечен государственными наградами.
Женат, имеет дочь.

Команда российского председательтсва

Николай Корчунов

Николай Корчунов

Председатель Комитета старших должностных лиц; посол по особым поручениям МИД России

Дипломатическая карьера Н.Корчунова началась в 1991 году, после завершения обучения в Московском государственном институте международных отношений. С тех пор он занимал различные должности в центральном аппарате МИД России и за рубежом.

  • 2018 – н/в – посол по особым поручениям МИД России, старшее должностное лицо Арктического совета от Российской Федерации.
  • 2015 – 2018 – заместитель директора Второго Европейского департамента МИД России, глава российской делегации целевых групп Арктического совета по вопросам арктического морского сотрудничества и по вопросам улучшения связи в Арктике.
  • 2009 – 2015 – заместитель постоянного представителя России при НАТО в Брюсселе (декабрь 2011 – ноябрь 2012 – исполняющий обязанности постоянно представителя).
  • 2004 – 2009 – глава политического отдела ЕС Департамента Общеевропейского сотрудничества МИД России (вопросы политического диалога, ЕПБО, сотрудничества России и ЕС по внешней и внутренней безопасности), член правительственной делегации Женевских дискуссий по стабильности в Закавказье, временно откомандирован в посольство Российской Федерации в Великобритании (2005 – председательство Великобритании в ЕС) и Португалии (2007 – председательство Португалии в ЕС).
  • 1991 – 2004 – занимал различные должности в МИД России, посольствах Российской Федерации в Финляндии и Швеции.

Владеет английским, шведским и испанским языками. Женат, имеет троих детей.

Сергей Владимирович Деревягин

главный советник

Глеб Игоревич Русецкий

советник

МАЗАЛОВ Владимир

советник

Ольга Игоревна Колосова

второй секретарь

Envoys to the Russian Chairmanship

Специальный представитель по вопросам коренных народов Севера и регионального сотрудничества в Арктике
Михаил Погодаев
Email

Специальный представитель по морской деятельности
Николай Шабалин
Email

Посланник по вопросам молодежного сотрудничества в Арктике
Михаил Уксусов
Email

Молодежный посланник Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибире и Дальнего Востока
Екатерина Евай
Email

Арктические государства

В Арктический совет входят восемь арктических государств (Канада, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и Соединённые Штаты).

Постоянные участники

Out of a total of 4 million inhabitants of the Arctic, approximately 500,000 belong to Indigenous Peoples. Indigenous Peoples’ organizations have been granted Permanent Participants status in the Arctic Council.

Indigenous Peoples’ Secretariat

The Indigenous Peoples’ Secretariat (IPS) provides support for the Permanent Participants, the groups representing Arctic Indigenous Peoples in the Arctic Council.

History

The Arctic Council turned 25 in 2021! Learn more with this timeline of our history.

Арктические данные

В любой момент вспомогательные органы Совета — рабочие и экспертные группы — участвуют в реализации около 100 проектов и инициатив.

Monitoring

As the Arctic continues to experience a period of intense and accelerating change it has become increasingly important to have better information on the status and trends of the Arctic environment.

Арктические оценки

Посредством постоянно растущего массива оценок, подготовленных его шестью рабочими группами, Арктический совет выступает в качестве посредника знаний и глобального защитника арктических тем.

Политические рекомендации

Обширная база знаний, созданная рабочими группами Арктического совета и другими вспомогательными органами является основой политических рекомендаций для принятия обоснованных решений.

Народы Арктики

The Arctic is home to almost four million people today – Indigenous people, more recent arrivals, hunters and herders living on the land, and city dwellers.

Биоразнообразие

The Arctic is home to more than 21,000 known species of highly cold-adapted mammals, birds, fish, invertebrates, plants and fungi and microbes.

Климат

The temperatures in the Arctic continue to rise at three times the global annual average.

Океан

The Arctic States hold a responsibility to safeguard the future development of the region and to develop models for stewardship of the marine environment.

Загрязнители

The Arctic environment carries the traces of human-induced pollution – from soot to plastics, from methane to pesticides.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Harsh conditions and limited infrastructure in much of the Arctic increase risks and impacts and hinder response activities.

Россия передала Норвегии полномочия председателя в Арктическом совете в ходе 13-й сессии этой международной организации, которая состоялась 11 мая в Салехарде. Председательство в Арктическом совете перешло России 20 мая 2021 года на Министерской сессии в Рейкьявике.

«Арктика — стратегический регион. Эта территория имеет глобальное значение для нашей страны и для развития международного сотрудничества. Россия выполнила все свои обязательства в рамках Арктического совета в полном объеме. Основное внимание стороны было сфокусировано на четырех ключевых приоритетах: „Население Арктики, включая коренные народы», „Охрана окружающей среды, включая вопросы изменения климата», „Социально-экономическое развитие», а также „Укрепление арктического сотрудничества». За двухлетний период наша страна провела порядка 90 различных мероприятий, среди них форумы, конференции, круглые столы, чемпионаты, фестивали и спортивные соревнования. Мероприятия председательства прошли в 24 городах и населенных пунктах России, в том числе во всех девяти регионах Арктической зоны РФ. Уверен, все состоявшиеся мероприятия, все решения, которые были выработаны на них, поддержат развитие российского Крайнего Севера», — сообщил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

Сквозным приоритетом российского председательства в Арктическом совете стало обеспечение ответственного управления в интересах устойчивого развития Арктики. На основе уважения международного права Россия способствовала продвижению коллективных подходов к сбалансированному развитию Заполярья в социальном, экономическом и природоохранном измерениях. Организованные мероприятия проходили в рамках 11 тематических блоков, охвативших все перспективные направления развития территорий северных широт. Так, в прошлом году посвященный Арктике и председательству стенд впервые появился на Петербургском международном экономическом форуме, а Дом коренных малочисленных народов на Восточном экономическом форуме пользовался повышенной популярностью как у представителей этих этносов, так и других гостей Владивостока.

«В период российского председательства вопросы устойчивого развития Арктики стали неотъемлемой частью дискуссий в рамках ключевых деловых площадок нашей страны. Теперь нашей основной задачей является сохранение и приумножение ценного наследия председательства. Мы продолжим реализацию масштабных проектов в Арктике в соответствии с нашими основными приоритетами и будем продвигать результаты этой работы на регулярной основе в рамках основных международных конгрессно-выставочных мероприятий», — подчеркнул советник Президента Российской Федерации, ответственный секретарь Оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 годах Антон Кобяков.

Тематический блок «Развитие человеческого капитала в Арктике» включил мероприятия, участники которых обсуждали как вопросы организации медицинского обеспечения жителей Крайнего Севера, так и ESG-тренды, основы партнерства государства и бизнеса на благо граждан, подготовку кадров и научное сопровождение.

Аспекты обеспечения устойчивого развития и сохранения наследия традиционно проживающих на северных территориях этносов были выделены в отдельный тематический трек «Коренные малочисленные народы Арктики». В рамках российского председательства были организованы такие мероприятия, как Саммит коренных малочисленных народов Арктики (2 ноября 2022 года, Москва), Форум молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Российский Север» (22–25 ноября 2022 года, Салехард), Международный семинар по сохранению и популяризации языков коренных малочисленных народов Арктики (16–18 марта 2022 года, Санкт-Петербург), Международный чемпионат по традиционному оленеводству (14-19 марта 2023 года, Нерюнгри).

«В российской Арктике создаются проекты мирового класса, которые совершают прорыв на технологическом, экологическом, энергетическом рынках. Они не только будут заполнять российскую казну десятилетия вперед, но и займут значимые доли мировых рынков в наиболее перспективных отраслях экономики. Грузы арктических мега-проектов заполнят Северный морской путь, объем грузопотока по которому должен вырасти в шесть раз к 2030 году. Все меры по развитию экономики Арктики направлены на повышение качества жизни всех жителей этого стратегически важного для нашей страны региона», — отметил Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков

Вопросам природоохранной повестки были посвящены мероприятия блока «Изменение климата и экология Арктики». Эксперты и специалисты, принявшие участие в этих событиях, обсудили проблематику работы с отходами и микропластиком в северных широтах, подъема затопленных радиоактивных и опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана, таяния вечной мерзлоты и биоремедиации водных и наземных экосистем Арктического побережья. Предотвращение чрезвычайных ситуаций в Арктике, в свою очередь, отработали участники масштабных учений «Безопасная Арктика» в 2021 и 2023 году.

Особое внимание в рамках председательства российская сторона уделила вопросам социально-экономического развития территорий Крайнего Севера. В ходе состоявшейся в сентябре на полях Восточного экономического форума конференции «Инвестиции и торговля в Арктике» эксперты рассмотрели перспективы сотрудничества России с иностранными партнерами в Арктике и возможности для развития Северного морского пути при выстраивании новых логистических цепочек. Кроме этого, в рамках событий этого блока состоялось обсуждение модернизации телекоммуникационной сферы и цифровизации в Арктике, формирование туристической отрасли на Севере.

Важное место в программе председательства заняли культурные мероприятия: фестивали «Териберка» (16-17 июля 2022 года, Мурманская область), «Берингов пролив» (2-7 августа 2022 года, Анадырь), «Сила цвета» (6-7 мая 2023 года, Кировск), а также Гастрономический фестиваль северной кухни (10-11 декабря 2021 года, Москва).

«В марте 2022 года западные арктические государства инициировали политизированную и контрпродуктивную „временную заморозку» полноформатной деятельности Совета. В этих условиях Россия продолжала ответственно выполнять функции председателя и последовательно реализовывать мероприятия программы российского председательства (кроме официальных встреч), переориентировав механизм председательства на период вынужденной „заморозки» на поиск эффективных решений практических задач развития северных регионов нашей страны, закрепленных в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», — сказал посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов, также являвшийся в период главенства России в Совете Председателем Комитета старших должностных лиц этого объединения.

С мая 2021 года, в период председательства России, впервые по линии Арктического совета было инициировано обсуждение вопросов защиты прав интеллектуальной собственности коренных народов в условиях глобализации, социальной ответственности предпринимателей, а также государственно-частного партнерства в сфере устойчивого развития северных этносов. Россия предложила ряд проектов и инициатив, в частности, касающихся цифровизации культурного и языкового наследия коренных народов, развития креативных индустрий и традиционной арктической медицины, создания международной арктической научной станции на безуглеродной энергии, обеспечения биобезопасности в регионе и создания единой цифровой музейной платформы.

Повышение эффективности научной деятельности и развитие сотрудничества в этой сфере также являлось одной из основных целей России на посту председателя Арктического совета. Так, по инициативе МГИМО МИД России в 2022 году состоялось подписание соглашения о формировании Межуниверситетского консорциума политико-правовых исследований Арктики. Создание такой структуры является шагом к формированию общероссийского консорциума Арктических университетов, открытого для международного партнерства. Помимо этого, в рамках Северного форума по устойчивому развитию было подписано соглашение о создании Российско-азиатского консорциума арктических исследований, членами которого стали более десяти организаций.

План председательства в Арктическом совете с самого начала был рассчитан до августа 2023 года, поэтому Россия проведет еще ряд мероприятий, призванных содействовать социально-экономическому развитию, сохранению экологии северных широт и научному изучению Арктики. В ближайшие месяцы состоятся порядка 20 событий, среди них: Международная конференция по биоразнообразию в Арктике и Международный форум по особо охраняемым природным территориям в Арктике в рамках ПМЭФ-2023, Второй всероссийский форум-фестиваль волонтеров «Арктика. Лед тронулся», Арктический фестиваль «Териберка», фестиваль «Берингов пролив», Международные морские арктические учебно-научные экспедиции «Обучение-через-исследования». Оператор мероприятий председательства — Фонд Росконгресс.

Арктический совет

Арктический совет – это ведущий межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики в связи с общими арктическими вопросами, в частности, в связи с проблемами устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике.

Who takes part in the Arctic Council?


Eight Arctic States

The Ottawa Declaration defines these states as Members of the Arctic Council. The eight States have territories within the Arctic and thus carry the role of stewards of the region. Their national jurisdictions and international law govern the lands surrounding the Arctic Ocean and its waters.

The Northern regions of the Arctic States are home to more than four million people, whose health and well-being is on the top of the Arctic Council’s agenda.


Six Permanent Participants

The category of Permanent Participants is a unique feature of the Arctic Council. Six organizations representing Arctic Indigenous Peoples have status as Permanent Participants. This category was created to provide a means for active participation of the Arctic Indigenous Peoples within the Council.

The Permanent Participants have full consultation rights in connection with the Council’s negotiations and decisions, and make valuable contributions to its activities in all areas. Their participation in the Council’s projects and initiatives is facilitated by the Indigenous Peoples’ Secretariat.

Постоянные участники

Постоянными участниками являются организации, представляющие Коренные народы Арктики в Совете. Они поддерживаются Секретариатом коренных народов.

AIA logo

AIA

Алеутская международная ассоциация

Алеутская международная ассоциация (AМА) является некоммерческой организацией коренных народов Аляски, зарегистрированной в соответствии со ст. 501(c)(3) Налогового кодекса США в штате Аляска, Соединённые Штаты Америки, в 1998 г.

AAC logo

AAC

Арктический совет атабасков

Арктический совет атабасков (AAC) — организация, созданная на основании международного договора с целью международной защиты прав и интересов американских и канадских членов правительств коренных народов в Арктическом совете, в который входят восемь стран, и в иных международных форумах.

ICC logo

ICC

Инуитский приполярный совет

Инуитский приполярный совет (ICC) — международная организация коренных народов, представляющая около 180 000 инуитов из Аляски, Канады, Гренландии и Чукотки. ICC была основана в 1977 году покойным Эбеном Хопсоном, старшим из Утгиаквика, Аляска.

Saami Council logo

Союз Саамов

Союз Саамов — это общественная (неправительственная) саамская организация, в которую входят членские организации в Финляндии, России, Норвегии и Швеции.

Рабочие группы

Работа Совета главным образом осуществляется в рамках шести рабочих групп.

ACAP

Рабочая группа по устранению загрязнения Арктики

ACAP’s mission is to contribute to the efforts to reduce environmental risks and prevent pollution of the Arctic environment. ACAP acts as a strengthening and supporting mechanism of the Arctic Council, encouraging national actions to reduce emissions and releases of pollutants and to reduce environmental, human health and socio-economic risks.

AMAP

Рабочая группа по реализации программы арктического мониторинга и оценки

The mission of the Arctic Monitoring and Assessment Programme Working Group (AMAP) is to monitor and assess pollution and climate change issues in the Arctic. AMAP produces independent, science-based and peer-reviewed assessments of the status of pollution and climate change in the Arctic in order to provide the basis for sound policy- and decision-making.

CAFF

Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны

CAFF is the biodiversity working group of the Arctic Council and consists of National Representatives assigned by each of the eight Arctic Council Member States, representatives of Indigenous Peoples’ organizations that are Permanent Participants to the Council, and Arctic Council observer countries and organizations. The CAFF Working Group operates by the Arctic Council Rules of Procedures.

EPPR

Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций

The Emergency Prevention, Preparedness and Response (EPPR) Working Group is mandated to contribute to the prevention, preparedness and response to environmental and other emergencies, accidents and search and rescue (SAR). While not an operational response organization, EPPR conducts projects to address gaps, prepare strategies, share information, collect data, and collaborate with relevant partners on capabilities and research needs that exist in the Arctic.

SDWG logo

СДВГ

Рабочая группа по устойчивому развитию в Арктике

Деятельность Рабочей группы по устойчивому развитию (SDWG/СДВГ) cфокусирована на человеческом измерении Арктики и направлена на сохранение и улучшение экологических, социально-экономических и санитарно-гигиенических условий жизни коренных народов Арктики и арктических общин.

Наблюдатели

Статус Наблюдателя в Арктическом совете открыт для неарктических государств, а также межправительственных, межпарламентских, глобальных, региональных и неправительственных организаций, которые, по мнению Совета, могут внести вклад в его работу.

Секретариат Арктического совета

Секретариат Арктического совета (САС) поддерживает Председателя Арктического совета. На Министерской сессии в Нууке в мае 2011 г. Министры арктических государств решили создать Постоянный Секретариат Арктического совета в центре Фрам, в Тромсе. Постоянный Секретариат начал свою работу 1 июня 2013.

Согласно Кругу Полномочий Секретариата Арктического совета САС выполняет следующие функции:

  • Административная и организационная поддержка, в том числе: оганизация и обслуживание встреч по мере необходимости; обмен докладами между Секретариатом и Арктическими государствами, Постоянными участниками, Рабочими группами и Целевыми группами, другими вспомогательными органами и Наблюдателями; Помощь председателю в составлении документов заседания, включая финальные отчеты; предоставление услуг Постоянным участникам и Рабочим группам; административные услуги по общей переписке; архивирование документов.
  • Коммуникационная составляющая включает в себя: ведение веб страницы Арктического совета, в том числе веб страниц Рабочих групп; содействие и повышение качества и доступности информации об Арктическом совете; запись, ведение и публикация, в случае необходимости, отчетов Арктического совета; содействие обмену информацией между арктическими государствами, Постоянными участниками и Наблюдателями; и, по просьбе СДЛ и Постоянных участников, под непосредственным руководством Председателя разрабатывать стратегические информационно-коммуникационные материалы в поддержку Арктического совета.

Связь с САС

Просмотр документов САС

Каковы достижения Совета?

Арктический совет – посредством своих рабочих групп – регулярно выпускает комплексные передовые оценочные исследования, посвященные экологическим и социальным проблемам. Перейдите по ссылке, чтобы ознакомиться со списком некоторых из самых значимых результатов деятельности рабочих групп.

Совет также стал площадкой для ведения переговоров по составлению трех важных юридически обязывающих соглашений, заключенных между восемью арктическими государствами. Первое из них, Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, было подписано в Нууке (Гренландия) на Министерской сессии 2011 года. Второе, Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике , было подписано в Кируне (Швеция) на Министерской сессии 2013 года. Третье, Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества, было подписано в Фэрбанксе (Аляска) на Министерской сессии 2017 года.

Кто председательствует в арктическом совете?

Председательство в Арктическом совете между арктическими государствами сменяется каждые два года. Первой страной, председательствующей в Арктическом совете, была Канада (1996–1998), за ней следуют США, Финляндия, Исландия, Россия, Норвегия, Королевство Дания и Швеция. Второй цикл председательств начался в 2013 году.

Чем он не занимается?

Арктический совет – это форум, поэтому у него нет программного бюджета. Все проекты или инициативы финансируются одним или несколькими арктическими государствами. Некоторые проекты также получают поддержку от других организаций.

Арктический совет не может реализовывать или вводить в действие свои руководства, оценки или рекомендации. Это является ответственностью каждого отдельно взятого арктического государства.

Мандат Арктического совета, согласно Оттавской декларации, однозначно исключает вопросы военной безопасности.

Арктические государства

В Арктический совет входят восемь арктических государств (Канада, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и Соединённые Штаты).

Постоянные участники

Out of a total of 4 million inhabitants of the Arctic, approximately 500,000 belong to Indigenous Peoples. Indigenous Peoples’ organizations have been granted Permanent Participants status in the Arctic Council.

Indigenous Peoples’ Secretariat

The Indigenous Peoples’ Secretariat (IPS) provides support for the Permanent Participants, the groups representing Arctic Indigenous Peoples in the Arctic Council.

History

The Arctic Council turned 25 in 2021! Learn more with this timeline of our history.

Арктические данные

В любой момент вспомогательные органы Совета — рабочие и экспертные группы — участвуют в реализации около 100 проектов и инициатив.

Monitoring

As the Arctic continues to experience a period of intense and accelerating change it has become increasingly important to have better information on the status and trends of the Arctic environment.

Арктические оценки

Посредством постоянно растущего массива оценок, подготовленных его шестью рабочими группами, Арктический совет выступает в качестве посредника знаний и глобального защитника арктических тем.

Политические рекомендации

Обширная база знаний, созданная рабочими группами Арктического совета и другими вспомогательными органами является основой политических рекомендаций для принятия обоснованных решений.

Народы Арктики

The Arctic is home to almost four million people today – Indigenous people, more recent arrivals, hunters and herders living on the land, and city dwellers.

Биоразнообразие

The Arctic is home to more than 21,000 known species of highly cold-adapted mammals, birds, fish, invertebrates, plants and fungi and microbes.

Климат

The temperatures in the Arctic continue to rise at three times the global annual average.

Океан

The Arctic States hold a responsibility to safeguard the future development of the region and to develop models for stewardship of the marine environment.

Загрязнители

The Arctic environment carries the traces of human-induced pollution – from soot to plastics, from methane to pesticides.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Harsh conditions and limited infrastructure in much of the Arctic increase risks and impacts and hinder response activities.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Arctic Council

  • Arktisk Råd (Danish)
  • Arktinen neuvosto (Finnish)
  • Conseil de l’Arctique (French)
  • Issittumi Siunnersuisoqatigiit (Greenlandic)
  • Norðurskautsráðið (Icelandic)
  • ᐅᑭᐅᖅᑕᖅᑐᒥ ᑲᑎᒪᔨᖏᑦ (Inuktitut)
  • Árktalaš ráđđi (Northern Sami)
  • Arktisk råd (Norwegian)
  • Арктический совет (Russian)
  • Arktiska rådet (Swedish)
A logo consisting of a circular illustration of an arctic fox overlapping with a circular world map to form an infinity symbol.

  members

  observers

Formation September 19, 1996; 27 years ago (Ottawa Declaration)
Type Intergovernmental organization
Purpose Forum for promoting cooperation, coordination, and interaction among the Arctic states, with the involvement of the Arctic Indigenous communities
Headquarters Tromsø, Norway (since 2012)

Membership

  • Canada
  • Denmark
  • Finland
  • Iceland
  • Norway
  • Russia
  • Sweden
  • United States

Main organ

Secretariat
Website arctic-council.org

The Arctic Council is a high-level intergovernmental forum that addresses issues faced by the Arctic governments and the indigenous people of the Arctic. At present, eight countries exercise sovereignty over the lands within the Arctic Circle, and these constitute the member states of the council: Canada; Denmark; Finland; Iceland; Norway; Russia; Sweden; and the United States. Other countries or national groups can be admitted as observer states, while organizations representing the concerns of indigenous peoples can be admitted as indigenous permanent participants.[1]

History[edit]

The first step towards the formation of the Council occurred in 1991 when the eight Arctic countries signed the Arctic Environmental Protection Strategy (AEPS). The 1996 Ottawa Declaration[2] established the Arctic Council[3] as a forum for promoting cooperation, coordination, and interaction among the Arctic states, with the involvement of the Arctic Indigenous communities and other Arctic inhabitants on issues such as sustainable development and environmental protection.[4][5] The Arctic Council has conducted studies on climate change, oil and gas, and Arctic shipping.[1][5][6][7]

In 2011, the Council member states concluded the Arctic Search and Rescue Agreement, the first binding treaty concluded under the council’s auspices.[5][8]

On March 3, 2022, Canada, Denmark, Finland, Iceland, Norway, Sweden and the United States declared that they will not attend meetings of the Arctic Council under Russian chairmanship because of the Russian invasion of Ukraine.[9][10] The same countries issued a second statement on June 8, 2022 that declared their intent to resume cooperation on a limited number of previously approved Arctic Council projects that do not involve Russian leadership or participation.[11][12]

Membership and participation[edit]

The council is made up of member and observer states, Indigenous «permanent participants», and observer organizations.[1]

States[edit]

Member states[edit]

Only states with territory in the Arctic can be members of the council. The member states consist of the following:[1]

  • Canada
  • Denmark; representing Greenland
  • Finland
  • Iceland
  • Norway
  • Russia
  • Sweden
  • United States

Observer states[edit]

Observer status is open to non-Arctic states approved by the Council at the Ministerial Meetings that occur once every two years. Observers have no voting rights in the council. As of September 2021, thirteen non-Arctic states have observer status.[13] Observer states receive invitations for most Council meetings. Their participation in projects and task forces within the working groups is not always possible, but this poses few problems as few observer states want to participate at such a detailed level.[5][14]

As of 2021, observer states included:[13]

  • Germany, 1998
  • Netherlands, 1998
  • Poland, 1998
  • United Kingdom, 1998
  • France, 2000
  • Spain, 2006
  • China, 2013
  • India, 2013
  • Italy, 2013
  • Japan, 2013
  • South Korea, 2013
  • Singapore, 2013
  • Switzerland, 2017

In 2011, the Council clarified its criteria for admission of observers, most notably including a requirement of applicants to «recognize Arctic States’ sovereignty, sovereign rights and jurisdiction in the Arctic» and «recognize that an extensive legal framework applies to the Arctic Ocean including, notably, the Law of the Sea, and that this framework provides a solid foundation for responsible management of this ocean».[5]

Pending observer states[edit]

Pending observer states need to request permission for their presence at each individual meeting; such requests are routine and most of them are granted. At the 2013 Ministerial Meeting in Kiruna, Sweden, the European Union (EU) requested full observer status. It was not granted, mostly because the members do not agree with the EU ban on hunting seals.[15]

The role of observers was re-evaluated, as were the criteria for admission. As a result, the distinction between permanent and ad hoc observers were dropped.[15]

Indigenous permanent participants[edit]

Seven of the eight-member states have sizeable indigenous communities living in their Arctic areas (only Iceland does not have an indigenous community). Organizations of Arctic Indigenous Peoples can obtain the status of Permanent Participant to the Arctic Council,[5] but only if they represent either one indigenous group residing in more than one Arctic State, or two or more Arctic indigenous peoples groups in a single Arctic state. The number of Permanent Participants should at any time be less than the number of members. The category of Permanent Participants has been created to provide for active participation and full consultation with the Arctic indigenous representatives within the Arctic Council. This principle applies to all meetings and activities of the Arctic Council.[citation needed]

Permanent Participants may address the meetings. They may raise points of order that require an immediate decision by the chairman. Agendas of Ministerial Meetings need to be consulted beforehand with them; they may propose supplementary agenda items. When calling the biannual meetings of Senior Arctic Officials, the Permanent Participants must have been consulted beforehand. Finally, Permanent Participants may propose cooperative activities, such as projects. All this makes the position of Arctic indigenous peoples within the Arctic Council quite influential compared to the (often marginal) role of such peoples in other international governmental fora. Nevertheless, decision-making in the Arctic Council remains in the hands of the eight-member states, on the basis of consensus.[citation needed]

As of 2021, six Arctic indigenous communities have Permanent Participant status.[5] These groups are represented by

  • The Aleut International Association (AIA), representing more than 15,000 Aleut in Russia and the United States (Alaska).[16]
  • The Arctic Athabaskan Council (AAC), representing 45,000 Athabaskan peoples in Canada (Northwest Territories and Yukon) and the United States (Alaska).[17]
  • The Gwich’in Council International (GCI), representing 9,000 Gwich’in people in Canada (Northwest Territories and Yukon) and the United States (Alaska).[18]
  • The Inuit Circumpolar Council (ICC), representing 180,000 Inuit in Canada, Greenland, Russia (Chukotka) and the United States (Alaska).[19]
  • The Russian Association of Indigenous Peoples of the North (RAIPON), representing 250,000 indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East.[20]
  • The Saami Council, representing more than 100,000 Sámi of Finland, Norway, Russia and Sweden.[21]

However prominent the role of indigenous peoples, the Permanent Participant status does not confer any legal recognition as peoples. The Ottawa Declaration, the Arctic Council’s founding document, explicitly states (in a footnote):

«The use of the term ‘peoples’ in this declaration shall not be construed as having any implications as regard the rights which may attach to the term under international law.»[citation needed]

The Indigenous Permanent Participants are assisted by the Arctic Council Indigenous Peoples Secretariat.[1]

Observer organizations[edit]

Approved intergovernmental organizations and Inter-parliamentary institutions (both global and regional), as well as non-governmental organizations can also obtain Observer Status.[13]

Organizations with observer status currently include the Arctic Parliamentarians,[22] International Union for Conservation of Nature, the International Red Cross Federation, the Nordic Council, the Northern Forum,[23] United Nations Development Programme, United Nations Environment Programme; the Association of World Reindeer Herders,[24] Oceana,[25] the University of the Arctic, and the World Wide Fund for Nature-Arctic Programme.[citation needed]

Administrative aspects[edit]

Foreign Minister Timo Soini of Finland chairs the May 2019 ministerial meeting.

Meetings[edit]

The Arctic Council convenes every six months somewhere in the Chair’s country for a Senior Arctic Officials (SAO) meeting. SAOs are high-level representatives from the eight-member nations. Sometimes they are ambassadors, but often they are senior foreign ministry officials entrusted with staff-level coordination. Representatives of the six Permanent Participants and the official Observers also are in attendance.[citation needed]

At the end of the two-year cycle, the Chair hosts a Ministerial-level meeting, which is the culmination of the council’s work for that period. Most of the eight-member nations are represented by a Minister from their Foreign Affairs, Northern Affairs, or Environment Ministry.[citation needed]

A formal, although non-binding, «Declaration», named for the town in which the meeting is held, sums up the past accomplishments and the future work of the council. These Declarations cover climate change, sustainable development, Arctic monitoring and assessment, persistent organic pollutants and other contaminants, and the work of the council’s five Working Groups.[citation needed]

Arctic Council members agreed to action points on protecting the Arctic but most have never materialized.[26]

List of Arctic Council Ministerial Meetings

Date(s) City Country
17–18 September 1998 Iqaluit Canada
13 October 2000 Barrow United States
10 October 2002 Inari Finland
24 November 2004 Reykjavík Iceland
26 October 2006 Salekhard Russia
29 April 2009 Tromsø Norway
12 May 2011 Nuuk Greenland, Denmark
15 May 2013 Kiruna Sweden
24 April 2015 Iqaluit Canada
10–11 May 2017 Fairbanks United States
7 May 2019 Rovaniemi Finland
19–20 May 2021 Reykjavík Iceland

Chairmanship[edit]

Chairmanship of the Council rotates every two years.[27] The current chair is Norway, which serves until the Ministerial meeting in 2025.[28]

  • Canada (1996–1998)[29]
  • United States (1998–2000)[30]
  • Finland (2000–2002)[31]
  • Iceland (2002–2004)[31]
  • Russia (2004–2006)[31]
  • Norway (2006–2009)[31]
  • Denmark (2009–2011)[31][32]
  • Sweden (2011–2013)[27][33]
  • Canada (2013–2015)[34]
  • United States (2015–2017)[30]
  • Finland (2017–2019)[35][36]
  • Iceland (2019–2021)
  • Russia (2021–2023)
  • Norway (2023-2025)

Norway, Denmark, and Sweden have agreed on a set of common priorities for the three chairmanships. They also agreed to a shared secretariat 2006–2013.[31]

The secretariat[edit]

Each rotating Chair nation accepts responsibility for maintaining the secretariat, which handles the administrative aspects of the council, including organizing semiannual meetings, hosting the website, and distributing reports and documents. The Norwegian Polar Institute hosted the Arctic Council Secretariat for the six-year period from 2007 to 2013; this was based on an agreement between the three successive Scandinavian Chairs, Norway, Denmark, and Sweden. This temporary Secretariat had a staff of three.[citation needed]

In 2012, the Council moved towards creating a permanent secretariat in Tromsø, Norway.[5][37]

Past Directors[edit]

  • Magnús Jóhannesson (Iceland) February 2013-October 2017[38]
  • Nina Buvang Vaaja (Norway) October 2017-August 2021[39]
  • Mathieu Parker (Canada) August 2021 – Present

The Indigenous Peoples’ Secretariat[edit]

It is costly for the Permanent participants to be represented at every Council meeting, especially since they take place across the entire circumpolar realm. To enhance the capacity of the PPs to pursue the objectives of the Arctic Council and to assist them to develop their internal capacity to participate and intervene in Council meetings, the Council provides financial support to the Indigenous Peoples’ Secretariat (IPS).[40]

The IPS board decides on the allocation of the funds. The IPS was established in 1994 under the Arctic Environmental Protection Strategy (AEPS). It was based in Copenhagen until 2016 when it relocated to Tromsø.[citation needed]

In September 2017, Anna Degteva replaced Elle Merete Omma as the executive secretary for the Indigenous Peoples´ Secretariat.[41]

Working groups, programs and action plans[edit]

Arctic Council working groups document Arctic problems and challenges such as sea ice loss, glacier melting, tundra thawing, increase of mercury in food chains, and ocean acidification affecting the entire marine ecosystem.[citation needed]

The six Arctic Council workings groups:

  • Arctic Monitoring and Assessment Programme[42] (AMAP)
  • Conservation of Arctic Flora & Fauna[43] (CAFF)
  • Emergency Prevention, Preparedness & Response[44] (EPPR)
  • Protection of the Arctic Marine Environment[45][46] (PAME)
  • Sustainable Development Working Group[47] (SDWG)
  • Arctic Contaminants Action Program (ACAP) (since 2006)[48]

Programs and action plans[edit]

  • Arctic Biodiversity Assessment[49]
  • Circumpolar Biodiversity Monitoring Program (CBMP)
  • Arctic Climate Impact Assessment
  • Arctic Human Development Report

Security and geopolitical issues[edit]

Before signing the Ottawa Declaration, a footnote was added stating; «The Arctic Council should not deal with matters related to military security».[50] In 2019, United States Secretary of State Mike Pompeo stated that circumstances had changed and «the region has become an arena for power and for competition. And the eight Arctic states must adapt to this new future».[51] The council is often in the middle of security and geopolitical issues since the Arctic has peculiar interests to Member States and Observers. Changes in the Arctic environment and participants of the Arctic Council have led to a reconsideration of the relationship between geopolitical matters and the role of the Arctic Council.[citation needed]

Disputes over land and ocean in the Arctic had been extremely limited. The only outstanding land dispute was between Canada and Denmark over Hans Island, which was resolved in the summer of 2022 with agreement to split the island in half.[52] There are oceanic claims between the United States and Canada in the Beaufort Sea.[53][54]

Claims to the Arctic Seabed and Arctic Sea.

The major territorial disputes are over exclusive rights to the seabed under the central Arctic high seas. Due to climate change and melting of the Arctic sea-ice, more energy resources and waterways are now becoming accessible. Large reserves of oil, gas and minerals are located within the Arctic. This environmental factor generated territorial disputes among member states. The United Nations Convention on the Law of the Sea allows states to extend their exclusive right to exploit resources on and in the continental shelf if they can prove that seabed more than 200 nautical miles (370 km; 230 mi) from baselines is a «natural prolongation» of the land. Canada, Russia, and Denmark (via Greenland) have all submitted partially overlapping claims to the UN Commission on the Limits of the Continental Shelf (CLCS), which is charged with confirming the continental shelf’s outer limits. Once the CLCS makes its rulings, Russia, Denmark, and Canada will need to negotiate to divide their overlapping claims.[55]

Disputes also exist over the nature of the Northwest Passage and the Northeast Passage / Northern Sea Route. Canada claims the entire Northwest Passage are Canadian Internal Waters, which means Canada would have total control over which ships may enter the channel. The United States believes the Passage is an international strait, which would mean any ship could transit at any time, and Canada could not close the Passage. Russia’s claims over the Northern Sea Route are significantly different. Russia only claims small segments of the Northern Sea Route around straits as internal waters. However, Russia requires all commercial vessels to request and obtain permission to navigate in a large area of the Russian Arctic exclusive economic zone under Article 234 of the UN Convention on the Law of the Sea, which grants coastal states greater powers over ice-covered waters.

Canadian sovereignty over the Northwest Passage arouses substantial public concern in Canada. A poll indicated that half of Canadian respondents said Canada should try to assert its full sovereignty rights over the Beaufort Sea compared to just 10 percent of Americans.[56] New commercial trans-Arctic shipping routes can be another factor of conflicts. A poll found that Canadians perceive the Northwest Passage as their internal Canadian waterway whereas other countries assert it is an international waterway.[56]

The increase in the number of observer states drew attention to other national security issues. Observers have demonstrated their interests in the Arctic region. China has explicitly shown its desire to extract natural resources in Greenland.[57]

Military infrastructure is another point to consider. Canada, Denmark, Norway and Russia are rapidly increasing their defence presence by building up their militaries in the Arctic and developing their building infrastructure.[58]

However, some say that the Arctic Council facilitates stability despite possible conflicts among member states.[5] Norwegian Admiral Haakon Bruun-Hanssen has suggested that the Arctic is «probably the most stable area in the world». They say that laws are well established and followed.[57] Member states think that the sharing cost of the development of Arctic shipping-lanes, research, etc., by cooperation and good relationships between states is beneficial to all.[59]

Looking at these two different perspectives, some suggest that the Arctic Council should expand its role by including peace and security issues as its agenda. A 2010 survey showed that large majorities of respondents in Norway, Canada, Finland, Iceland, and Denmark were very supportive on the issues of an Arctic nuclear-weapons free zone.[60] Although only a small majority of Russian respondents supported such measures, more than 80 percent of them agreed that the Arctic Council should cover peace-building issues.[61] Paul Berkman suggests that solving security matters in the Arctic Council could save members the much larger amount of time required to reach a decision in United Nations. However, as of June 2014, military security matters are often avoided.[62] The focus on science and resource protection and management is seen as a priority, which could be diluted or strained by the discussion of geopolitical security issues.[63]

See also[edit]

  • Arctic Economic Council
  • Arctic cooperation and politics
  • Arctic policy of Canada – Arctic Council Chair 2013–2015
  • Arctic policy of the United States – Arctic Council Chair 2015–2017
  • Antarctic Treaty System
  • Ilulissat Declaration
  • International Arctic Science Committee
  • United Nations Convention on the Law of the Sea

References[edit]

  1. ^ a b c d e «About the Arctic Council». The Arctic Council. April 7, 2011. Retrieved September 17, 2021.
  2. ^ «Arctic Council: Founding Documents». Arctic Council Document Archive. Retrieved September 5, 2013.
  3. ^ Axworthy, Thomas S. (March 29, 2010). «Canada bypasses key players in Arctic meeting». The Toronto Star. Retrieved September 5, 2013.
  4. ^ Savage, Luiza Ch. (May 13, 2013). «Why everyone wants a piece of the Arctic». Maclean’s. Rogers Digital Media. Retrieved September 5, 2013.
  5. ^ a b c d e f g h i Buixadé Farré, Albert; Stephenson, Scott R.; Chen, Linling; Czub, Michael; Dai, Ying; Demchev, Denis; Efimov, Yaroslav; Graczyk, Piotr; Grythe, Henrik; Keil, Kathrin; Kivekäs, Niku; Kumar, Naresh; Liu, Nengye; Matelenok, Igor; Myksvoll, Mari; O’Leary, Derek; Olsen, Julia; Pavithran .A.P., Sachin; Petersen, Edward; Raspotnik, Andreas; Ryzhov, Ivan; Solski, Jan; Suo, Lingling; Troein, Caroline; Valeeva, Vilena; van Rijckevorsel, Jaap; Wighting, Jonathan (October 16, 2014). «Commercial Arctic shipping through the Northeast Passage: Routes, resources, governance, technology, and infrastructure». Polar Geography. 37 (4): 298–324. doi:10.1080/1088937X.2014.965769.
  6. ^ Lawson W Brigham (September–October 2021). «Think Again: The Arctic». Foreign Policy. Archived from the original on October 13, 2013. Retrieved September 24, 2013.
  7. ^ Brigham, L.; McCalla, R.; Cunningham, E.; Barr, W.; VanderZwaag, D.; Chircop, A.; Santos-Pedro, V.M.; MacDonald, R.; Harder, S.; Ellis, B.; Snyder, J.; Huntington, H.; Skjoldal, H.; Gold, M.; Williams, M.; Wojhan, T.; Williams, M.; Falkingham, J. (2009). Brigham, Lawson; Santos-Pedro, V.M.; Juurmaa, K. (eds.). Arctic marine shipping assessment (AMSA) (PDF). Norway: Protection of the Arctic Marine Environment (PAME), Arctic Council. Archived (PDF) from the original on January 28, 2016.
  8. ^ Koring, Paul (May 12, 2011). «Arctic treaty leaves much undecided». The Globe and Mail. Retrieved May 13, 2011.
  9. ^ «Joint Statement on Arctic Council Cooperation following Russia’s Invasion of Ukraine». March 3, 2022. Retrieved March 3, 2022.
  10. ^ «Canada, six other states pull back from Arctic Council in protest over Ukraine». ctvnews.ca. March 3, 2022. Archived from the original on March 4, 2022.
  11. ^ Canada, Global Affairs (June 8, 2022). «Joint statement on limited resumption of Arctic Council cooperation». www.canada.ca. Retrieved July 24, 2022.
  12. ^ Schreiber, Melody (June 8, 2022). «Arctic Council nations to resume limited cooperation — without Russia». ArcticToday. Retrieved July 24, 2022.
  13. ^ a b c «Observers». Arctic Council Secretariat (2021). Arctic Council. Retrieved September 15, 2021.
  14. ^ Ghattas, Kim (May 14, 2013). «Arctic Council: John Kerry steps into Arctic diplomacy». Bbc.co.uk. Retrieved September 24, 2013.
  15. ^ a b «The EU and the Arctic Council». April 20, 2015. Archived from the original on November 17, 2018.
  16. ^ «Aleut International Association». Arctic Council. Retrieved September 17, 2021.
  17. ^ «Arctic Athabaskan Council». Arctic Council. Retrieved September 17, 2021.
  18. ^ «Gwich’in Council International». Arctic Council. Retrieved September 17, 2021.
  19. ^ «Gwich’in Council International». Arctic Council. Retrieved September 17, 2021.
  20. ^ «Russian Association of Indigenous Peoples of the North». Arctic Council. Retrieved September 17, 2021.
  21. ^ «Saami Council». Arctic Council. Retrieved September 17, 2021.
  22. ^ «Arctic Parliamentarians». Arcticparl.org. Retrieved September 24, 2013.
  23. ^ «Northern Forum». Northern Forum. Retrieved September 24, 2013.
  24. ^ «Association of World Reindeer Herders». Archived from the original on September 28, 2007.
  25. ^ «The Arctic Council».
  26. ^ Press briefing, Arctic Council Annual Meeting, Nuuk May 2011 Stop talking – start protecting 2012.
  27. ^ a b Troniak, Shauna (May 1, 2013). «Canada as Chair of the Arctic Council». HillNotes. Library of Parliament Research Publications. Archived from the original on June 29, 2013. Retrieved September 6, 2013.
  28. ^ «Norway Chairs Arctic Council». Retrieved May 12, 2023.
  29. ^ «Canadian Chairmanship Program 2013–2015». Arctic Council. Retrieved January 22, 2018.
  30. ^ a b «Secretary Tillerson Chairs 10th Arctic Council Ministerial Meeting». U.S. Department of State. Retrieved January 22, 2018.
  31. ^ a b c d e f «Arctic Council Secretariat». Arctic Council. Retrieved January 22, 2018.
  32. ^ «The Kingdom of Denmark. Chairmanship of the Arctic Council 2009–2011». Arctic Council. April 29, 2009.
  33. ^ «Council of American Ambassadors». Council of American Ambassadors. Retrieved January 22, 2018.
  34. ^ Category: About (April 7, 2011). «The Norwegian, Danish, Swedish common objectives for their Arctic Council chairmanships 2006–2013». Arctic Council. Archived from the original on September 27, 2013. Retrieved September 24, 2013.
  35. ^ «The Arctic Council». Arctic Council.
  36. ^ «Finland’s Chairmanship of the Arctic Council in 2017–2019». Ministry for Foreign Affairs.
  37. ^ «Travel of Deputy Secretary Burns to Sweden and Estonia». State.gov. May 14, 2012. Retrieved September 24, 2013.
  38. ^ Secretariat, Arctic Council (2018). «Arctic Council Secretariat annual report 2017».
  39. ^ «Introducing Mathieu Parker: The new director of the Arctic Council Secretariat». Arctic Council.
  40. ^ «Terms, Reference and Guidelines» (PDF). Archived from the original (PDF) on July 20, 2011.
  41. ^ Arctic Council Secretariat (2018). «Arctic Council Secretariat annual report 2017».
  42. ^ «Arctic Monitoring and Assessment Programme». Amap.no. Retrieved September 24, 2013.
  43. ^ «Conservation of Arctic Flora & Fauna (CAFF)». Caff.is. Conservation of Arctic Flora and Fauna. Retrieved September 24, 2013.
  44. ^ «Emergency Prevention, Preparedness & Response». Eppr.arctic-council.org. June 4, 2013. Retrieved September 24, 2013.
  45. ^ «Protection of the Arctic Marine Environment». Pame.is. June 13, 2013. Retrieved September 24, 2013.
  46. ^ «Oops! We couldn’t find this page for you». Arctic Portal.
  47. ^ «Sustainable Development Working Group». Portal.sdwg.org. August 27, 2013. Archived from the original on January 14, 2013. Retrieved September 24, 2013.
  48. ^ «Arctic Contaminants Action Program (ACAP)». Acap.arctic-council.org. Retrieved September 24, 2013.
  49. ^ Arctic Biodiversity Assessment Archived August 13, 2011, at the Wayback Machine
  50. ^ «Declaration on the Establishment of the Arctic Council (Ottawa, Canada, 1996)». May 10, 2017. Retrieved September 17, 2021.
  51. ^ Dams, Ties; van Schaik, Louise; Stoetman, Adája (2020). Presence before power: why China became a near-Arctic state (Report). Clingendael Institute. pp. 6–19. JSTOR resrep24677.5.
  52. ^ «Canada and the Kingdom of Denmark, together with Greenland, reach historic agreement on long-standing boundary disputes». Government of Canada. June 14, 2022. Retrieved September 11, 2022.
  53. ^ «Transnational Issues CIA World Fact Book». CIA. Retrieved January 10, 2012.
  54. ^ «Sea Changes». Archived from the original on June 13, 2007.
  55. ^ Overfield, Cornell (April 21, 2021). «An Off-the-Shelf Guide to Extended Continental Shelves and the Arctic». Lawfare. Retrieved August 7, 2021.
  56. ^ a b Jill Mahoney. «Canadians rank Arctic sovereignty as top foreign-policy priority». The Globe and Mail. Retrieved September 24, 2013.
  57. ^ a b «Outsiders in the Arctic: The roar of ice cracking». The Economist. February 2, 2013. Retrieved September 24, 2013.
  58. ^ «The Arctic: Five Critical Security Challenges | ASPAmerican Security Project». Americansecurityproject.org. Archived from the original on September 27, 2013. Retrieved September 24, 2013.
  59. ^ «Arctic politics: Cosy amid the thaw». The Economist. March 24, 2012. Retrieved September 24, 2013.
  60. ^ Rethinking the Top of the World: Arctic Security Public Opinion Survey Archived April 8, 2022, at the Wayback Machine, EKOS, January 2011
  61. ^ Janice Gross Stein And Thomas S. Axworthy. «The Arctic Council is the best way for Canada to resolve its territorial disputes». The Globe and Mail. Retrieved September 24, 2013.
  62. ^ Berkman, Paul (June 23, 2014). «Stability and Peace in the Arctic Ocean through Science Diplomacy». Science & Diplomacy. 3 (2).
  63. ^ «U.S.-Russia Relations Are Frosty But They’re Toasty On The Arctic Council». npr.org. Retrieved June 16, 2016.

Bibliography[edit]

  • Danita Catherine Burke. 2020. Diplomacy and the Arctic Council. McGill Queen University Press.

External links[edit]

  • www.arctic-council.org – Arctic Council

Арктический совет был создан в 1996 году. В него входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Другие страны, например Китай и Индия, являются наблюдателями за работой совета. Россия стала председателем в совете в мае 2021 года, но в марте 2022 года западные участники приостановили свою работу в совете в знак протеста против СВО. Важно отметить, что военные вопросы там не обсуждаются, страны совместно решают проблемы экологии, экономического развития и поисково-спасательных работ.

О том, что передача председательства пройдет 11 мая, сообщает Reuters со ссылкой на норвежскую сторону, «Российской газете» это подтвердили в пресс-службе председательства России в Арктическом совете. Мероприятие пройдет онлайн, как заявил госсекретарь МИД Норвегии Эйвинд Вад Петерссон Reuters, норвежская сторона не планирует посещение России, более того, политик отказался комментировать, продолжится ли пауза в работе после перехода председательства.

Сложно представить будущее Арктического совета без России, которая контролирует большую часть Арктики

Как сообщил вице-премьер Юрий Трутнев, международная обстановка существенно сказалась на председательстве России. «Часть мероприятий состоялась, а часть не состоялась. Мы, конечно, надеялись на больший эффект», — отметил вице-премьер. Он добавил, что страны, которые пытаются санкциями повлиять на Россию, делают большую ошибку. «Я не думаю, что сейчас что-то изменит передача (председательства. — «РГ») Норвегии. Сам по себе механизм международного сотрудничества очень сильно изменился и особой взаимной поддержкой не выглядит. Я надеюсь, что все вернется на круги своя», — отметил Трутнев.

Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков считает, что Россия выполнила все свои обязательства по председательству в Арктическом совете.

«Мы завершает наше председательство в состоянии открытости к сотрудничеству со всеми госдуарствами, которые вместе с нами готовы заниматься Арктикой», — отметил Чекунков, выступая в Госдуме.

Председатель правления Проектного офиса развития Арктики Николай Доронин считает, что это было невиданное за всю историю Арктического совета председательство. «Основной итог — это вывод о том, что в развитии Арктики нам надо полагаться в первую очередь на свои силы и ресурсы», — отметил Доронин.

По его словам, логика добрососедских отношений сейчас рушится. «России удалось за эти два года осмыслить эти феномены и проработать суверенные стратегии. Это и план развития Северного морского пути до 2035 года, и реновация арктических городов, и система мониторинга многолетнемерзлых грунтов. Будущего Арктического совета без России нет. Географию никому не удавалось обмануть», — добавил он.

Западные эксперты же считают, что председательство именно Норвегии имеет больше плюсов для возобновления работы с Россией, передает Reuters. Во-первых, другие участники совета не имеют столько опыта совместной работы. Во-вторых, было бы сложнее выстраивать сотрудничество, если бы председательство переходило бы США или Финляндии (вступила в НАТО) со Швецией (планирует вступить в НАТО), сообщает агентство.

Как минимум Россия с Норвегией уже почти 100 лет соседствует на архипелаге Шпицберген. По словам Чекункова, там удалось гармонизировать совместную работу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Влияние факторов на стиль руководства
  • Руководство по эксплуатации холодильников вирпул
  • Camelion таймер розетка инструкция bnd 50 sg65
  • Должен ли учитель дежурить в школе если у него нет классного руководства
  • Руководство пользователя для crm 1с