Избран Совет директоров АО «АВТОВАЗ»
17 июня 2019 г.
14 июня состоялось Годовое общее собрание акционеров АО »АВТОВАЗ». В числе ряда рассмотренных вопросов, также был утвержден новый состав Совета директоров Общества.
Николя Мор (Nicolas Maure) — старший вице-президент, председатель региона Евразия, Groupe Renault избран председателем Совета директоров АО »АВТОВАЗ». Сергей Скворцов избран заместителем председателя Совета директоров АО »АВТОВАЗ».
Из управляющего органа вышли: Тьерри Боллоре (Thierry Bollore), Жером Олив (Jérôme Olive), Дмитрий Курдюков. Вместо них, в Совет директоров впервые были избраны:
Оливье Мурге (Olivier Murguet) — исполнительный вице-президент Groupe Renault по продажам и регионам;
Жером Муанар (Jérôme Moinard) — вице-президент Альянса по производству, технологическому инжинирингу и цепочке поставок региона Евразия;
Николай Цехомский — первый заместитель председателя Внешэкономбанка.
На сегодняшний день состав Совета директоров АО »АВТОВАЗ» выглядит следующим образом:
Николя Мор (Nicolas Maure) — старший вице-президент, председатель региона Евразия, Groupe Renault;
Сергей Скворцов — заместитель председателя совета директоров, исполнительный председатель, АО »РТ-Инвест»;
Брюно Анселен — независимый директор, бывший исполнительный вице-президент Groupe Renault
Владимир Аветисян — заместитель председателя правления УК »РОСНАНО»;
Ив Каракатзанис — президент АО »АВТОВАЗ»;
Гаспар Гаскон Абеллан — заместитель исполнительного вице-президента по инжинирингу Альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, член Исполнительного Комитета Группы Рено (Groupe Renault);
Филипп Жеоль (Philippe Jeol) — директор по партнерствам и управлению, регион Евразия, Renault s.a.s.;
Сергей Когогин — генеральный директор ПАО »КАМАЗ»;
Оливье Мурге (Olivier Murguet) — исполнительный вице-президент Groupe Renault по продажам и регионам;
Жером Муанар (Jérôme Moinard) — вице-президент Альянса по производству, технологическому инжинирингу и цепочке поставок региона Евразия;
Тьерри Пьетон — старший вице-президент по эффективности и контролю Groupe Renault;
Николай Цехомский — первый заместитель председателя Внешэкономбанка;
Эдуард Вайно — вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами АО »АВТОВАЗ»;
Игорь Завьялов — заместитель генерального директора по финансовым вопросам Госкорпорации Ростех;
Сергей Зайцев — председатель первичной профсоюзной организации АО »АВТОВАЗ».
вернуться
АО «АВТОВАЗ»
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АВТОВАЗ»
Действующая компания
ОГРН 1026301983113
ИНН 6320002223
КПП 632001001
ОКПО 00232934
Дата регистрации
5 января 1993 года
Юридический адрес
445024, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 36
Организационно-правовая форма
Непубличные акционерные общества
Уставный капитал
63 708 471 795 руб.
Финансовая отчетность за 2022 год
Выручка: понизилась до 169,6 млрд руб.
-44%
Чистая прибыль: понизилась до 206,6 млн руб.
-87%
Специальный налоговый режим
Не применяется?
Держатель реестра акционеров
Среднесписочная численность работников
Нет сведений?
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Не входит в реестр
Федресурс
Компания опубликовала 67 сообщений и упомянута в 25 сообщениях
ЕФРСБ (реестр банкротств)
Нет сообщений о банкротстве
Блокировка банковских счетов
Нет сведений о приостановке операций по счетам на 7 февраля 2022 года
Проверить на сегодня
Санкции
Входит в санкционные списки следующих стран: Украина
Оценка надежности
Высокая оценка надежности
Признаки фирмы-однодневки не обнаружены
- Преимущества (10)
- Недостатки (1)
-
Долгое время работы
Компания зарегистрирована 31 год назад, что говорит о стабильной деятельности и поднадзорности государственным органам
-
Большой уставный капитал
Уставный капитал составляет 63,7 млрд руб., это один из признаков повышенной надежности компании
-
Имеются лицензии
Компанией получены несколько лицензий, что является признаком высокой надежности контрагента
-
Правообладатель
По данным Роспатента, АО «АВТОВАЗ» обладает исключительными правами на несколько товарных знаков
-
Участник системы госзакупок — поставщик
Компания поставила товаров или оказала услуг на сумму более 3,5 млрд руб.
-
Не входит в реестр недобросовестных поставщиков
По данным ФАС, не входит в реестр недобросовестных поставщиков
-
Нет связей с дисквалифицированными лицами
По данным ФНС, в состав исполнительных органов компании не входят дисквалифицированные лица
-
Нет массовых руководителей и учредителей
Согласно текущим критериям ФНС, руководители и учредители АО «АВТОВАЗ» не являются «масоовыми»
-
Нет сообщений о банкротстве
В реестре ЕФРСБ не найдено ни одного сообщения о банкротстве компании
-
Прибыль в прошлом отчетном периоде
По данным ФНС, в прошлом отчетном периоде чистая прибыль компании составила 206,6 млн руб.
-
Долги по исполнительным производствам
По данным ФССП, имеются долги по исполнительным производствам, остаток непогашенной задолженности: 852,6 тыс. руб.
Информация актуальна на 23 сентября 2023 года
Реквизиты
ОГРН? | 1026301983113 от 23 сентября 2002 года |
---|---|
ИНН? | 6320002223 |
КПП? | 632001001 |
ОКПО? | 00232934 |
Сведения о регистрации
Регистрация в ФНС
Регистрационный номер 1026301983113 от 23 сентября 2002 года
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №24 по Самарской области
Регистрация в ПФР
Регистрационный номер 077011010281 от 24 мая 1993 года
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области
Регистрация в ФСС
Регистрационный номер 631000088863101 от 13 октября 1994 года
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области
Коды статистики
Код ОКОГУ? | 4210008
Приватизированные предприятия |
---|---|
Код ОКОПФ? | 12267
Непубличные акционерные общества |
Код ОКФС? | 16
Частная собственность |
Код ОКАТО? | 36440363000
Автозаводский |
Код ОКТМО? | 36740000001
г Тольятти |
Код КЛАДР? | 630000070000588 |
Контакты
Адрес
445024, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 36
Показать на карте
Контакты неверны или неактуальны?
Если вы являетесь владельцем или руководителем АО «АВТОВАЗ», вы можете добавить или отредактировать контактную информацию. Также, вы можете подключить сервис «Мой бизнес» для управления этой страницей.
Виды деятельности ОКВЭД-2
29.10.2 | Производство легковых автомобилей? |
52.10 | Деятельность по складированию и хранению |
71.12.1 | Деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора |
29.31 | Производство электрического и электронного оборудования для автотранспортных средств |
91.01 | Деятельность библиотек и архивов |
38.32.2 | Обработка отходов и лома драгоценных металлов |
28.99.9 | Производство оборудования специального назначения, не включенного в другие группировки |
56.29 | Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания |
25.73 | Производство инструмента |
45.1 | Торговля автотранспортными средствами |
Финансовая отчетность АО «АВТОВАЗ»
Финансовая (бухгалтерская) отчетность АО «АВТОВАЗ» согласно данным ФНС и Росстата за 2011–2022 годы
Чистая прибыль?
2016–2022 гг.
Финансовые показатели
2022 г.
Выручка |
Выручка 169,6 млрд руб. |
-44% |
Чистая прибыль |
Чистая прибыль 206,6 млн руб. |
-87% |
Активы |
Активы 211 млрд руб. |
-4% |
Капитал и резервы |
Капитал и резервы 29,3 млрд руб. |
1% |
Финансовые коэффициенты согласно результатам 2022 г.
Финансовая устойчивость | |
---|---|
Коэффициент автономии (финансовой независимости)? | 0.14 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами? | -1.25 |
Коэффициент покрытия инвестиций? | 0.55 |
Ликвидность | |
Коэффициент текущей ликвидности? | 0.86 |
Коэффициент быстрой ликвидности? | 0.57 |
Коэффициент абсолютной ликвидности? | 0.25 |
Рентабельность | |
Рентабельность продаж? | 0.12% |
Рентабельность активов? | 0.10% |
Рентабельность собственного капитала? | 0.71% |
Руководитель
Нет записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ
Нет записи о дисквалификации
Не входит в реестр массовых руководителей
Учредитель АО «АВТОВАЗ»
- Юридические лица (1)
Филиалы и представительства
- Филиалы (0)
- Представительства (1)
Филиалы отсутствуют
1. | ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПАО «АВТОВАЗ» В Г. МОСКВА |
Правопредшественники
Связи
Руководитель АО «АВТОВАЗ» также является руководителем или учредителем 4 других организаций
1. | ООО «АЛТАЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ» 659635, Алтайский край, п. Катунь, ул. Нагорная, зд. 1, офис 8 Деятельность туроператоров Учредитель — Соколов Максим Юрьевич |
2. | ООО «СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ КОНСАЛТИНГОВАЯ КОМПАНИЯ» 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Очаковская, д. 6, литера А, помещ. 19-Н, помещ. 19 Строительство автомобильных дорог и автомагистралей Учредитель — Соколов Максим Юрьевич |
3. | ООО «АЛДИ — ПРИНТ» 127106, г. Москва, Гостиничный проезд, д. 8, корп. 1, кв. 1 Учредитель — Соколов Максим Юрьевич |
4. | ООО «КОРПОРАЦИЯ С» 191011, г. Санкт-Петербург, Реки Фонтанки набережная, д. 35 Учредитель — Соколов Максим Юрьевич |
Не найдено ни одной связи по учредителю
АО «АВТОВАЗ» не является управляющей организацией
АО «АВТОВАЗ» является учредителем 41 организации
1. |
ООО «ЛАДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» 194294, г. Санкт-Петербург, п. Парголово, пр-кт Комендантский, д. 140, литера А Производство автотранспортных средств |
2. |
АО «АВТО ФИНАНС БАНК» 109028, г. Москва, Серебряническая набережная, д. 29 Денежное посредничество прочее |
3. |
ООО «ЛАДА ИЖЕВСК» 426068, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Автозаводская, д. 5 Производство автотранспортных средств |
4. |
ООО «СОЦКУЛЬТБЫТ-АВТОВАЗ» 445043, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 121 Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания |
5. |
АО «ЛАДА-СЕРВИС» 445043, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, влд. 113Б, офис 302 Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах |
Лицензии
Согласно данным ЕГРЮЛ от ФНС и федеральных органов, компанией АО «АВТОВАЗ» были получены 11 лицензий
Источники данных
- ЕГРЮЛ (9)
- Роскомнадзор (Связь) (2)
Товарные знаки
Согласно данным Роспатента, компания обладает исключительными правами на 78 товарных знаков
Сообщения на Федресурсе
Компания АО «АВТОВАЗ» опубликовала 67 сообщений и является участником 25 сообщений на Федресурсе
Самые популярные типы сообщений
- Стоимость чистых активов (36)
- Переоформление лицензии (11)
- Предстоящее изменение юридического адреса (10)
- Возникновение права залога (9)
- Заключение договора финансирования под уступку денежного требования (сообщение финансового агента) (7)
- Заключение договора финансовой аренды (лизинга) (5)
- Намерение должника обратиться в суд с заявлением о банкротстве (3)
Госзакупки
Согласно данным Федерального казначейства, АО «АВТОВАЗ» является участником системы государственных закупок
Заказчик
Контракты | Общая сумма | |
---|---|---|
94-ФЗ | — | — |
44-ФЗ | — | — |
223-ФЗ | — | — |
Поставщик
Контракты | Общая сумма | |
---|---|---|
94-ФЗ | 27 | 1,3 млрд руб. |
44-ФЗ | 14 | 1,4 млрд руб. |
223-ФЗ | 12 | 819 млн руб. |
Проверки АО «АВТОВАЗ»
Согласно данным ФГИС «Единый Реестр Проверок» Генеральной Прокуратуры РФ, за период с 2015 года в отношении компании АО «АВТОВАЗ» инициировано 399 проверок
Без нарушений
С нарушениями
Нет сведений о результатах
- Последняя проверка
- Предстоящие проверки (0)
№ 63230061000207692059 от 18 сентября 2023 года
Объявление предостережения
Орган контроля (надзора), проводящий проверку
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Нет сведений о предстоящих проверках по 248-ФЗ, 294-ФЗ, 184-ФЗ или 131-ФЗ
Арбитражные дела
В арбитражных судах РФ были рассмотрены 3468 судебных дел с участием АО «АВТОВАЗ»
Общая сумма исковых требований околоСумма исков 48,9 млрд руб.
Из них за последний год околоЗа последний год около 11,2 млн руб.
Общая сумма исковых требований околоСумма исков 5 млрд руб.
Из них за последний год околоЗа последний год около 3,4 млн руб.
Последнее дело
№ А55-29744/2023 от 18 сентября 2023 года
Экономические споры по гражданским правоотношениям
Истец
Ответчик
Исполнительные производства
На сегодняшний день в отношении АО «АВТОВАЗ» открыто 34 исполнительных производства
Общая сумма
Остаток непогашенной задолженностиНепогашенная задолженность
852,6 тыс. руб.
852,6 тыс. руб.
Типы исполнительных производств
- Штрафы (4)
- Задолженности (1)
- Госпошлины (23)
- Иные взыскания имущественного характера (5)
- Прочее (1)
Сведения предоставлены Федеральной службой судебных приставов и актуальны на 23 сентября 2023 года
Налоги и сборы
Нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах
Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам
Вакансии
Мы смогли найти информацию о 282 вакансиях от АО «АВТОВАЗ»
Самые популярные вакансии
- Инженер-конструктор (18)
- Мастер (11)
- Оператор механизированных и автоматизированных складов (9)
- Главный специалист (9)
- Слесарь механосборочных работ (7)
Последняя вакансия
Обязанности
Выполнение работ на экспертном уровне по администрированию ОС и БД, установке и конфигурированию ОС на сервера и виртуальные машины. Поддержание стабильной работы ОС на существующих серверах и виртуальных машинах. Разработка, настройка и контроль выполнения регулярных резервных копий серверов и виртуальных машин. Создание, настройка и администрирование кластеров гипервизоров. Установка системного ПО на сервера. Установка и конфигурирование СУБД. Настройка и контроль выполнения регулярных резервных копий и регламентных работ баз данных СУБД. Настройка мониторинга работоспособности систем с ОС и СУБД. Устранение инцидентов в работе ОС и СУБД на серверах и виртуальных машинах. Координация и контроль разработки технической документации системы, сервера и виртуальных машин.
Общие требования
Опыт работы в Zabbix, опыт в настройке системы резервного копирования (EMC Networker), опыт разворачивания и настройки облачных ресурсов в системах на основе Openstack, опыт работы в Agile командах, в программах MS Word, MS Exel, MS PowerPoint, опыт работы (установка, настройка, конфигурирование, решение инцидентов и др. ) с OS Linux, СУБД Oracle b Postgres. Знание английского языка на уровне Elementary.
Требования к образованию
Высшее
Зарплата от 50100 руб.
Опубликовано 15 сентября 2023 года
История изменений
14.09.2021 Юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц |
|
21.12.2021 Юридическое лицо снова является действующим |
|
29.12.2021 Уставный капитал повышен с 55 749 589 810 руб. до 63 708 471 795 руб. |
|
30.12.2021 |
|
31.05.2022 |
Согласно данным ЕГРЮЛ, компания АО «АВТОВАЗ» — или АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АВТОВАЗ» — зарегистрирована 5 января 1993 года по адресу 445024, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 36. Налоговый орган — межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №24 по Самарской области.
Реквизиты юридического лица — ОГРН 1026301983113, ИНН 6320002223, КПП 632001001. Регистрационный номер в ПФР — 077011010281, регистрационный номер в ФСС — 631000088863101. Организационно-правовой формой является «Непубличные акционерные общества», а формой собственности — «Частная собственность». Уставный капитал составляет 63,7 млрд руб.
Основным видом деятельности компании АО «АВТОВАЗ» является «Производство легковых автомобилей». Компания также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД как «Аренда и лизинг двигателей, турбин и станков», «Обработка отходов и лома драгоценных металлов», «Производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств», «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания», «Деятельность в области спорта прочая» и других.
Президент — Соколов Максим Юрьевич.
На 23 сентября 2023 года юридическое лицо является действующим.
Конкуренты
Схожие по финансовым показателям компании, занимающиеся тем же бизнесом
Смотрите также
Прочие фирмы и организации
«МКДЦ МР «ЛЕВАШИНСКИЙ РАЙОН» Деятельность в области исполнительских искусств с. Леваши |
ООО «РАСТАЛ» Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков г. Симферополь |
ООО «НПП» Регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении г. Новоалтайск |
ООО «ДЕРЕВЯШКА» Торговля розничная строительными материалами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах г. Архангельск |
ООО «КИНОР» Производство электромонтажных работ г. Москва |
Native name |
АО АвтоВАЗ |
---|---|
Formerly |
|
Type | State-owned enterprise |
Industry | Automotive |
Founded | 1966; 57 years ago |
Headquarters | Tolyatti, Samara Oblast, Russia |
Area served |
Worldwide |
Key people |
Maksim Sokolov (Chairman and CEO)[1] |
Products | Automobiles |
Production output |
426,419 vehicles (2020)[2][note 1] |
Brands | Lada |
Revenue | ₽169,574.040 million[3] (2022) |
Operating income |
₽-1,542.48 million[3] (2022) |
Net income |
₽206.61 million[3] (2022) |
Total assets | ₽211,019.42 million[3] (2022) |
Total equity | ₽29,277.28 million[3] (2022) |
Owner | Lada Auto Holding[4] |
Number of employees |
36,413[5] (2018) |
Website | info |
AvtoVAZ (Russian: АвтоВАЗ, IPA: [ɐftoˈvas]) is a Russian automobile manufacturing company owned by the state. It was formerly named as VAZ (Russian: ВАЗ), an acronym for Volga Automotive Plant in Russian (Russian: Во́лжский автомоби́льный заво́д, romanized: Vólzhskiy avtomobíl’nyy zavód).[6] AvtoVAZ is best known for its flagship series of Lada vehicles. In the Soviet Union, its products used various names, including Zhiguli, Oka, and Sputnik, which were phased out in the 1990s and replaced by Lada for the Russian market. From December 2019 to August 2020, AvtoVAZ sold Niva cars with Chevrolet branding.
AvtoVAZ was established in 1966 by the Soviet government as a state-run car manufacturer. It was privatized in the 1990s and was a subsidiary of Renault from October 2016 to May 2022. In May 2022, it was re-acquired by the Russian government. The company is indirectly owned by Russian state enterprises through Lada Auto Holding.
History[edit]
Establishment[edit]
The VAZ plant was established in 1966 by the Soviet government in cooperation with the Italian car manufacturer Fiat. Viktor Nikolaevich Polyakov [ru] (later Minister of Automobile Industry) was named as director, and Vladimir Solovyov as chief designer.[7] The plant intended to produce popular economy cars that would meet the growing demand for personal transport.[8] It was built on the banks of the Volga in 1966. A new town, Tolyatti, named after Italian Communist Party leader Palmiro Togliatti, was built around the plant[8] The cost of the VAZ plant was estimated at $800 million in 1970[9] (equivalent to $4.4 billion in 2021).[10]
The cars to be produced (designated as «Zhiguli») was envisaged as a «people’s car» like the Citroën 2CV or the VW Type 1. Production was intended to be 220,000 units a year, beginning in 1971[11] (other sources listed 300,000 in 1971[9]); car production actually began before the plant was finished in 1970.[11] The VAZ trademark, at first, was a silver Volga boat on a red pentagonal background, with «Togliatti» superimposed in Cyrillic (Тольятти); the first badges, manufactured in Turin, mistakenly had the Cyrillic «Я» rendered «R», instead (Тольʀтти), making them collector’s items.[12]
The company was not as vertically integrated as other Soviet enterprises; for example, it purchased components from a variety of suppliers over which it exerted little control;[13] in the early years of the company certain parts and subassemblies were imported from Fiat’s suppliers in Italy until they could be locally sourced.
1970s[edit]
The first car, the VAZ-2101 (a slightly modified and rebadged Fiat 124), was produced on 22 April 1970, the 100th anniversary of Lenin’s birth.[14] About 22,000 VAZ-2101s were built in 1970, with capacity at the end of 1973 reaching 660,000 a year; 21 December, the one-millionth 2101 was built.[11] A third production line was added in October 1974, boosting output to 2,230 cars a day.[11] The same year, total VAZ production reached 1.5 million.[11]
The VAZ plant trialled many of the new automation systems that Fiat was planning to introduce in its own factories, and was described as «ultra-modern» by the Chicago Tribune in a 1973 article.[15] Production reached 750,000 cars a year in 1975, making the Tolyatti plant the third-most productive in the world.[16] Between 1977 and 1981, AvtoVAZ acquired 30 welding robots from Japanese firms.[17]
In 1974, VAZ was given permission to begin producing Wankel engines under licence from NSU.[18] Work began in 1976, with a single-rotor Lada appearing in 1978; the first 250 of these went on sale in the summer of 1980.[18]
After having built a number of prototypes and experimental vehicles, AvtoVAZ designers launched the first car entirely of their own design, the VAZ-2121 Niva, in 1977. This highly popular and innovative[19] sport utility vehicle (SUV) was made with off-road use in mind, featuring a gearbox with a central differential lock lever, as well as a low- and high-range selector lever.
The VAZ-2105, based on the Fiat 124 mechanicals, but modernised and restyled, was introduced in 1979 and marketed outside the Soviet Union under the Riva or Laika trade names, depending on the country. Square headlights and new body panels distinguish this car from the earlier models. The 2105 was third-best selling automobile platform after the Volkswagen Beetle and the Ford Model T,[20][21] and one of the longest production run platforms alongside the Volkswagen Beetle, the Hindustan Ambassador, and the Volkswagen Type 2.[22]
In 1993, TTS, founded in 1992 by Vyacheslav Zubarev, signed a contract with AvtoVAZ. In 1995, the first full—fledged LADA car center was opened in the city of Naberezhnye Chelny and started direct deliveries from the automobile plant. In 1995, an office was opened in Kazan. Until 1997, cars were driven from Naberezhnye Chelny. After that, they were transported by rail.[23][24][25]
1980s[edit]
In May 1980, a series of mass strikes at the Togliatti plant involving hundreds of thousands of workers was reported by the western press.[26]
Based on the success of the Niva, the design department prepared a new family of front-wheel drive models by 1984, which was of a completely domestic design. Production started with the VAZ-2108 Sputnik three-door hatchback, the series was commercially known as Samara. It was the first front-wheel drive serial car built in the Soviet Union after the LuAZ-
969V.[27]
A white 2108 became the nine-millionth Lada built, on 24 May 1985, with the ten-millionth, on 9 October 1986, also a 2108.[28] The twelve-millionth, a right-hand drive 2109, was produced 6 July 1989.[29]
By the late 1980s, AvtoVAZ was suffering from the deterioration of its capital goods, such as tools and machinery, resulting from insufficient levels of investment over a long period.[16] Unproductive and antiquated management techniques also contributed to the decline, as did the absence of market competition.[16] The first privately owned AvtoVAZ dealership was established by Boris Berezovsky in 1989.[30] Dealerships quickly turned into criminal rackets that at times simply stole cars from the factory.[31]
After privatization[edit]
In June 1991, Bear Stearns was hired by the Soviet government to conduct an appraisal of AvtoVAZ and negotiate a venture with a Western partner, in preparation for the privatization of the company.[32] An independent trade union was started during the same year, as workers deemed the traditional trade union to be too close to the interests of management.[33]
In January 1993, AvtoVAZ was re-established as a joint-stock company under Russian law.[34] The company came to be controlled by the management, including Vladimir Kadannikov, head of AvtoVAZ.[16] It was listed on the Moscow Exchange.[35] As with many other privatized post-Soviet companies, the financial situation at AvtoVAZ was dire, with workers being unpaid for months at a time.[36]
In 1994, Boris Berezovsky’s dealership company, called Logovaz, accounted for nearly 10% of the domestic sales of AvtoVAZ.[37] Despite the state of the Russian economy at the time, demand for AvtoVAZ cars remained buoyant, but widespread corruption in the distribution network led the company to accumulate massive debts.[37]
The 110-series sedan was introduced in 1995, two years after its original 1993 deadline.[33] Development costs for the car were estimated at $2 billion.[38] The 2111 station wagon followed in 1998 and the 2112 hatchback completed the range in 2001.
By 1995, car sales, distribution, and spare parts at AvtoVAZ were all controlled by criminal organizations.[36] This situation was made possible by the close relationship that existed between the criminals and part of the management.[36] Additionally, gangsters were used to control the workers and break strikes.[36]
By late 1996, AvtoVAZ had become the country’s largest tax debtor, owing $2.4 billion in unpaid taxes.[39] In 1997, the Ministry of Internal Affairs launched Operation Cyclone,[37] an investigation that ultimately uncovered evidence that gangsters connected to AvtoVAZ had carried out at least 65 murders of company managers, dealers, and business rivals.[37]
The 1998 Russian financial crisis improved the company’s market position, by improving the effectiveness of export sales and making imported cars too expensive for most Russians.[35] The VAZ-2120 Nadezhda, a minivan based on the Lada Niva, was introduced in 1998. In the second half of the 1990s, some efforts were made to improve the quality of production, but in 1999, nearly 50,000 cases of cars were still being assembled with missing parts.[40]
In 2001, GM-AvtoVAZ, a joint venture with General Motors, was established.[41] Increased competition from foreign car manufacturers had the company’s share of the Russian market fall to 49% in 2002, compared to 56% four years earlier.[40] In 2003, VAZ presented the concept car Lada Revolution, an open single-seater sports car powered by a 1.6-L engine producing 215 hp (160 kW). Production of the Wankel engine used on some Lada models (mostly the police versions) stopped in 2004.[42]
The introduction of the new Kalina B-segment lineup to the market occurred in 2005. AutoVAZ built a new modern plant for this model and was hoping to sell some 200,000 cars annually. The Kalina had been originally designed in the early 1990s, and its launch was repeatedly delayed, exemplifying the company’s difficulty in bringing products to market in time.[40] In October 2005, control of the company, which had until then been exercised by subsidiaries of AvtoVAZ connected to Kadannikov, was transferred to Rosoboronexport.[40][43] March 2007 had the start of production of Lada Priora, a restyled and modernised 110-series model.[44]
Involvement of Renault-Nissan[edit]
In March 2008, Renault purchased a 25% stake in AvtoVAZ in a US$1 billion deal, with Rostec retaining most of the remaining 75%.[45] The deal was agreed at a time when the Russian car market was booming.[46]
The onset of the Great Recession caused considerable problems to the company.[47] By April 2009, AvtoVAZ was on the verge of bankruptcy, which was only avoided because of a $600 million bailout from the Russian government.[48] As an anticrisis measure, the Russian government introduced a car scrappage scheme in March 2010.[49] Avtovaz sales doubled in the second quarter of 2010 as a result, and the company returned to profit.[50][51] By the end of 2010, automotive production in Russia had returned to precrisis levels.[52][53]
In 2011, production of the classic Fiat 124-based 2105 and 2107 series models was completely moved from the Togliatti plant to the IzhAvto plant near Izhevsk,[54] to make space for the company’s forthcoming 2016 model. In April 2012, AvtoVAZ confirmed the end of the model 2107 (Lada Riva or Lada Nova), after more than 40 years.[55]
Sales of the Lada Granta, a subcompact car developed in collaboration with Renault, started in December 2011.[56] The Lada Largus was launched in the Russian market in the middle of July 2012.[57] In August 2012, the Lada XRAY concept car was launched at the Moscow International Automobile Salon. The XRAY was designed by chief designer Steve Mattin, formerly of Volvo and Mercedes-Benz.[58] The second generation of the Lada Kalina, basically a facelifted first generation, was also revealed at the 2012 Moscow International Motor Show.[59] The Kalina was also produced with a more powerful version named Lada Kalina Sport.[60] On 3 May 2012, the Renault-Nissan alliance signed a letter of intent to raise its stake in Avtovaz to 51.01%.[61] On 12 December 2012, the Renault–Nissan Alliance formed a joint venture with Roste (Alliance Rostec Auto BV) with the aim of becoming the long-term controlling shareholder of AvtoVAZ.[62] In the same year, it was announced that Avtovaz and Sollers planned to jointly produce vehicles in Kazakhstan.[citation needed] The plant was set to open in 2016 and built in Ust-Kamenogorsk, in the eastern part of the country, to produce around 120,000 cars a year.[63]
Later developments[edit]
In November 2013, Bo Andersson joined AvtoVAZ as CEO,[64] the first non-Russian to head the company.[65] He became involved in conflicts with local suppliers, which he accused of supplying low-quality products.[66]
The takeover of AvtoVAZ was completed in June 2014, and the two companies of the Renault-Nissan Alliance took a combined 67.1% stake of Alliance Rostec, which in turn acquired 74.5% of AvtoVAZ, thereby giving Renault and Nissan indirect control over the Russian manufacturer.[67]
In 2014, AvtoVAZ sold 448,114 vehicles, down 16.3% comparing to the previous year, due to the overall market slowdown in Russia.[68] The total production capacity of the Togliatti factory is 910,000 vehicles.[69] By 2014, the company’s liabilities exceeded assets by 68 billion rubles, for UK-based Ernst & Young to express «significant doubt» about the company’s «ability to continue as a going concern».[70] In 2014, the Largus got a new modification, the Lada Largus Cross.[57] In the fall of 2014 AvtoVAZ began production of a new Kalina model, the Lada Kalina Cross.[71]
Production of the Lada Vesta, based on a new b\C platform developed by AvtoVAZ in cooperation with Renault-Nissan Alliance, started on September 25, 2015, at Lada Izhevsk manufacturing site. For the first time in Lada history, only a year had passed between concept car and start of production.[72] Lada XRAY was the first compact city crossover in company’s history. Starts of sales was held on February 14, 2016.[73]
Total Lada sales in 2015 amounted to 269,096 cars, of which 207,389 were built by AvtoVAZ in Tolyatti, while the rest were made by Lada Izhevsk, giving the company a 17.9% share of the Russian automotive market.[74]
In March 2016, Nicolas Maure became the company’s CEO.[75] In April 2016, Carlos Ghosn, Renault-Nissan Chairman, ceded his AvtoVAZ chairmanship position to Sergey Skvortsov, Deputy General Director of Rostec, the minority shareholder in Avtovaz.[76][77] Despite massive layoffs since 2008, in 2016, the company remained unprofitable.[78]
Groupe Renault takeover[edit]
In October 2016, Renault invested $1.33 billion in another recapitalization of AvtoVAZ, this time without involvement from Nissan, making the company a subsidiary of the French group.[79] In September 2017, Nissan sold its AvtoVAZ stake to Renault for €45 million.[80]
In December 2018, Renault and Rostec completed the acquisition of all AvtoVAZ shares through their Alliance Rostec venture.[81] The company then delisted from the Moscow Exchange.[82] In 2018, AvtoVAZ posted a net profit of $90.5 million, its first positive result in a decade.[83] In June 2019, Rostec announced it would eventually reduce its stake in AvtoVAZ to 25%.[84] In December 2021, Renault and Rostec transferred its shares from the Netherlands-registered Alliance Rostec to the Russia-registered Lada Auto Holding. The new holding kept the same Renault-Rostec shareholding ratio as its Dutch predecessor.[4] In March 2022, following the 2022 Russian invasion of Ukraine and international pressure to doing so,[85] Renault said it was «assessing» its AvtoVAZ ownership.[86]
In December 2019, AvtoVAZ acquired General Motors’ stake in their GM-AvtoVAZ joint venture. As part of the deal, AvtoVAZ used Chevrolet branding for the Niva models[87] until August 2020, before replacing it with Lada.[88]
In January 2021, following a company revamp, Renault said it would integrate Lada and sister Dacia brands into a new business unit.[89][90] AvtoVAZ was made part of the business unit structure.[90]
Effects stemming from the 2022 Russian invasion of Ukraine[edit]
On 3 March 2022 AvtoVAZ announced the suspension of the assembly of cars in Tolyatti and Izhevsk from 5 March. The company issued a press release blaming ‘the ongoing crisis in the supply of electronic components.’[91]
Re-nationalization[edit]
On 16 May 2022, Renault said it had sold its controlling stake in AvtoVAZ to the Central Research and Development Automobile and Engine Institute (NAMI),[92] a state-owned research center, for one rouble.[93] The agreement has a buyback option for Renault within six years after the sale.[94]
In November 2022, the controlling shareholder of AvtoVAZ, NAMI, acquired Nissan’s Saint Petersburg facilities (including its assembly plant) for a «symbolic price» with a six-year buyback option. In February 2023, NAMI sold 99% of them in turn to AvtoVAZ for €1. AvtoVAZ plans to use the plant to assemble C and D-segment vehicle kits from other manufacturers, under the Lada badging.[95]
Company structure[edit]
Ownership[edit]
After its re-establishment as a joint stock company in January 1993, the ownership structure of AvtoVAZ became opaque, with two different management groups controlling the majority of the shares, one led by company chairman Kadannikov, holding 33.2% through the AVVA company, while another group held 19.2% through the AFC company. AvtoVAZ, in turn, owned over 80% of AVVA, which was said to be under the influence of Boris Berezovsky.[13]
As of May 2022, AvtoVAZ’s owner is Lada Auto Holding, which is a joint venture between two state enterprises, NAMI and Rostec.[4][81][93]
Subsidiaries and affiliates[edit]
Various AvtoVAZ’s subsidiaries and affiliates produce vehicles within Russia.[96] The main plant is the one in Tolyatti, with three assembly lines, which assembled 312,000 cars in 2016.[97] Lada West Togliatti is a car manufacturing plant within the Tolyatti complex, formerly owned by GM-AvtoVAZ.
As of July 2021, its production has been halted.[98] Lada Izhevsk, a company established in 1965 and that adopted its present name in 2017,[99][100] has one assembly line and produced 96,000 cars in 2016.[97] VIS-AVTO is a company established in 1991. It converts AvtoVAZ cars into commercial vehicles and produces Bronto-badged Nivas.[101] It assembled 4,146 vehicles in 2015.[102] Lada Sport is AvtoVAZ’s motorsport and performance subsidiary which produced 3,153 cars in 2015.[102] AvtoVAZ also controls Lada Saint Petersburg, the Saint Petersburg plant operated by Nissan until 2022.[95]
Apart from its own facilities, AvtoVAZ has associated companies for production. CJSC Super-Avto, a company associated to AvtoVAZ and established in 1997, is focused on the modification of Lada cars.[103] In 2015, it converted 569 of them.[102] In June 2016, the company filed for bankruptcy,[103][104] but it resumed business by late 2016.[105] ChechenAvto, a state-owned enterprise based in Argun, produced 6,700 cars in 2016.[106] AvtoVAZ has had overseas partners for assembly in Egypt, Kazakhstan, Uzbekistan[107] and other countries.
As of December 2020, other relevant AvtoVAZ subsidiaries include JSC Lada-Service (a holding of the AvtoVAZ-controlled dealerships which exists in its present form since 2007),[108] JSC Lada-Image (official spare parts distributor in Russia,[109] established in 2003),[110] PPPO LLC, ZAK LLC, LIN LLC, Sockultbilt-AvtoVAZ LLC, and Lada International Ltd.[111]
AvtoVAZ financial affiliate is RN Bank.[112] The first financial affiliate for AvtoVAZ was AvtoVAZbank, which operated as such from 1988[113] to 1996.[114] In 1997, it was replaced by Lada-Credit (originally named Automotive Banking House).[115]
Currently produced models[edit]
- Lada Niva (off-road car, also known as VAZ-2121, VAZ-2131 and Lada 4×4, since 1977)
- Lada Niva Travel (off-road car, since 2020)
- Lada Granta (subcompact car, also known as VAZ-2190, VAZ-2191, VAZ-2192, and VAZ-2194 since 2011)
- Lada Largus (since 2012)
- Lada Vesta (compact car, since 2015)
Export[edit]
Exports of AvtoVAZ vehicles to the West began in 1974; Ladas were sold as in several Western nations during the 1970s and 1980s, though trade sanctions banned their export to the United States.
Economic instability in the former Soviet Union in the 1990s, combined with tightening emissions regulations and increasing stringency of safety legislation, triggered the withdrawal of AvtoVAZ from most Western markets by late 1997.
In later years, Lada again began exporting vehicles. Lada products are marketed in Russia, Azerbaijan, Armenia, Belarus, Bolivia, Bulgaria, Chile, Egypt, Georgia, Germany, Hungary, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Latvia, Lithuania, Lebanon, Moldova, Slovakia, Tajikistan, Turkmenistan, Ukraine, Uzbekistan, Serbia, Syria, Peru, and Jordan.[116]
In 2015, 28,461 Lada cars were exported, mostly to Kazakhstan (14,278 vehicles), Azerbaijan (4,690), Belarus (2,360), Egypt (2,128), and Germany (1,515).[74]
Motorsport[edit]
In 1970, AvtoVAZ CEO Viktor Polyakov set the task to create sport versions of the Lada 2101. The engines were built in Italy, whereas fine tuning was done by engineers in Togliatti. In 1971, three sport cars based on the 2101 model took part in the Soviet Winter Rally Championship.[117] Later in the same year, a VAZ-Autoexport team earned their first prize, the Silver Cup in the 1971 Tour d’Europe.[118]
In the 1970s–1980s, the Autoexport racing team, using different Lada models, participated in different motorsport competitions. A special Zhiguli class was created for the Soviet Rally Championship. There were different rally and track races featuring Avtovaz sports cars. In 1978, a Lada Niva took part in the famous Dakar Rally. It was also successful in a number of international competitions.[119] In 1981, Guy Moerenhout Racing made two special models for Lada Belgium: Lada 21011 RS Sport, model with two Weber carburetors and special sport equipment, and Lada Niva Dream, with big wing extension, special colours and larger wheels. In the late 1990s, Lada Canada supported a rally operation in the Canadian Rally Championship, winning in the ‘Production 1750’ class on numerous occasions.
In 2012, the Lada Granta Cup was launched. The first stage of the new race series began in Moscow on the Myachkovo race track.[120]
World Touring Car Championship[edit]
In the 2013 season, AvtoVAZ returned to the WTCC championship through Lada Sport. The team used a new car: the Lada Granta WTCC, driven by WTCC World Champion Robert Huff.[121]
The team returned for the 2014 World Touring Car Championship season,[122] again fielding a Granta. Since the beginning of 2015, the Lada team took part in the WTCC as Lada Sport Rosneft.[123] Starting in the 2015 season, Lada Sport used Lada Vestas. The official Lada Sport team left the category at the end of the 2016 season,[124] although an unofficial entry by the RC Competition team kept the Vesta on the grid for another year.[125] In 2021, Lada Sport had a one-off entry for the final race of the TCR-spec World Touring Car Cup at the Sochi Autodrom.[125]
[edit]
Lada sponsored the Renault F1 Team in 2010 after they signed Russia’s first Formula One driver Vitaly Petrov.[126]
See also[edit]
- List of AvtoVAZ vehicles
- Automotive industry in the Soviet Union
- Automobile model numbering system in USSR and Russia
Notes[edit]
- ^ Fully assembled vehicles badged as Lada, Renault and Datsun produced at Izhevsk and Tolyatti, whithout counting production of international partners.
References[edit]
- ^ «Russia’s Avtovaz names ex-transport minister as CEO after Renault exit». Reuters. 23 May 2022. Retrieved 23 May 2022.
- ^ «Facts and figures 2020» (PDF). Renault. p. 12. Retrieved 22 January 2022.
- ^ a b c d e «АО «АВТОВАЗ»: бухгалтерская отчетность и финансовый анализ» [JSC AvtoVAZ: accounting reports and financial analysis] (in Russian). AvtoVAZ. Retrieved 14 May 2023 – via Audit-It.
- ^ a b c Bakharev, Ivan (30 December 2021). «Ростех и Renault перевели 100% акций АВТОВАЗа в российскую юрисдикцию» [Rostec and Renault transferred all its AvtoVAZ shares to Russian jurisdiction]. Autonews Daily (in Russian). Retrieved 7 February 2022.
- ^ «АвтоВАЗ: рабочие места» [AvtoVAZ: Jobs] (in Russian). AvtoVAZ. Retrieved July 8, 2019.
- ^ Clarity, James F. (18 August 1970). «Moscow Is Rushing Into an Era of Traffic Congestion». The New York Times. Archived from the original on 6 July 2017. Retrieved 5 July 2017.
- ^ Thompson, Andy (2008). Cars of the Soviet Union. Somerset, UK: Haynes Publishing. p. 104.
- ^ a b «AVTOVAZ Joint Stock Company History». Archived from the original on 2015-11-24.
- ^ a b Salpukas, Agis (13 October 1970). «Fiat’s Soviet Unit to Profit ‘little’«. The New York Times. Retrieved 2018-01-21.
- ^ Johnston, Louis; Williamson, Samuel H. (2023). «What Was the U.S. GDP Then?». MeasuringWorth. Retrieved January 1, 2023. United States Gross Domestic Product deflator figures follow the Measuring Worth series.
- ^ a b c d e Thompson (2008), p. 106
- ^ Thompson, pp.107 & 109.
- ^ a b Ireland, R. Duane; Hoskisson, Robert; Hitt, Michael (2005). Understanding Business Strategy: Concepts and Cases. Cengage Learning. pp. 143–145. ISBN 032428246X. Retrieved 6 July 2017.
- ^ Nettleton, Nordica (1 June 2006). Driviviétique et États indépendants [Drivietics and Independent States] (in French). pp. 131–151.
- ^ «Togliatti: Russia’s answer to Detroit». Chicago Tribune. June 3, 1973. Retrieved 5 July 2017.
- ^ a b c d Glazunov, Mikhail (2013). Business in Post-Communist Russia: Privatisation and the Limits of Transformation. Routledge. p. 72. ISBN 9781135021504.
- ^ «Inside Report (6)». Christian Science Monitor. 8 January 1982. Archived from the original on 29 September 2015. Retrieved 5 July 2017.
- ^ a b Thompson, p.209.
- ^ Thompson, p.238.
- ^ Kowalke, Ron (1997). Standard Catalog of American Cars 1946–1975. Krause publications. ISBN 0-87341-521-3.
- ^ Giles Chapman (1 September 2005). Car emblems: the ultimate guide to automotive logos worldwide. Merrell. p. 154. ISBN 978-1-85894-317-6. Archived from the original on 12 October 2013. Retrieved 2 October 2013.
Combined with the Fiat 1 24, it’s the third-best selling single model design of all time, after the Volkswagen Beetle and Ford Model T.
- ^ «The Oldest Cars Still In Production». Jalopnik. 14 May 2012. Archived from the original on 1 January 2014. Retrieved 31 December 2013.
- ^ «Вячеслав Зубарев: карьера и образование бизнесмена». whoiswho.dp.ru (in Russian). Retrieved 2023-06-08.
- ^ «Зубарев Вячеслав Викторович: биография» (in Russian). 2023-05-03. Retrieved 2023-06-08.
- ^ «Зубарев Вячеслав Викторович. Биография». rus.team (in Russian). Retrieved 2023-06-08.
- ^ Kose, Kevin (14 June 1980). «Massive Walkouts Reported at 2 Main Soviet Auto Plants». The Washington Post. Retrieved 5 July 2017.
- ^ Thompson, p.251
- ^ Thompson, p.253.
- ^ Thompson, p.255.
- ^ «Boris Berezovsky». Encyclopedia Britannica. Archived from the original on 26 April 2017. Retrieved 25 April 2017.
- ^ «Godfather of the Kremlin?». Forbes. 30 December 1996. Archived from the original on 19 April 2017. Retrieved 25 April 2017.
- ^ «A Light At End Of The Turmoil». Chicago Tribune. Retrieved 5 July 2017.
- ^ a b Uchitelle, Louis (23 July 1992). «Russia’s Motor City – A special report.; Russian Auto Maker Follows A Survival Blueprint: Exports». The New York Times. Archived from the original on 29 September 2009. Retrieved 5 July 2017.
- ^ «Волжский автомобильный завод». Nashi Avto. Archived from the original on 26 April 2017. Retrieved 25 April 2017.
- ^ a b «International Business, Update 2003 Cases General Motors and AvtoVAZ of Russia». Swlearning. Retrieved 6 July 2017.
- ^ a b c d Glazunov, Mikhail (2013). Business in Post-Communist Russia: Privatisation and the Limits of Transformation. Routledge. p. 81. ISBN 9781135021504.
- ^ a b c d Klebnikov, Paul (4 September 2000). «The Rise Of An Oligarch». Forbes. Archived from the original on 10 October 2014. Retrieved 1 July 2017.
- ^ Ireland, R. Duane; Hoskisson, Robert; Hitt, Michael (2005). Understanding Business Strategy: Concepts and Cases. Cengage Learning. p. 142. ISBN 032428246X. Archived from the original on 2017-09-25.
- ^ «Slow Death». The Moscow Times. Retrieved 1 July 2017.
- ^ a b c d Glazunov, Mikhail (2013). Business in Post-Communist Russia: Privatisation and the Limits of Transformation. Routledge. p. 86. ISBN 9781135021504.
- ^ «GM agrees to form joint venture with Russian company AvtoVAZ». Deseret News. 27 February 2001. Retrieved 5 July 2017.
- ^ Thompson, p.237.
- ^ Buckley, Neil (24 November 2005). «Russian state expands drive to reimpose control over strategic sectors». Financial Times. Retrieved 1 July 2017.
- ^ «Lada Priora with robotized transmission will appear in the mid-2014». eng.autostat.ru. Archived from the original on 2015-12-22. Retrieved 2015-09-14.
- ^ Madslien, Jorn (2008-03-02). «Lada deal highlights Russia’s auto boom». BBC News. Archived from the original on 2008-03-05. Retrieved 2014-07-07.
- ^ «Renault buys stake in Lada owner». BBC News. Archived from the original on 6 April 2016. Retrieved 5 July 2017.
- ^ Aervitz, Irina (2009-04-08). «AvtoVAZ: a New Beginning or a Dead End?». Russia Profile. Archived from the original on 11 May 2009. Retrieved 2009-06-13.
- ^ «Lada carmaker to cut 27,600 jobs». news.bbc.co.uk. BBC News. Archived from the original on 8 March 2016. Retrieved 5 July 2017.
- ^ «Russia’s car sector stalls, but foreigners still investing». Russia Beyond the Headlines. 5 June 2010. Archived from the original on 24 October 2011. Retrieved 14 December 2015.
- ^ «Avtovaz in profit thanks to Russia car scrappage scheme». BBC News. 12 June 2010. Archived from the original on 29 June 2011.
- ^ Rozhnov, Konstantin (7 March 2010). «What will save the Russian car industry?». BBC News. Archived from the original on 11 March 2010.
- ^ «Car production reaches pre-crisis level». Voice of Russia. 13 December 2010. Archived from the original on 1 April 2012. Retrieved 13 December 2015.
- ^ «Prime Minister Vladimir Putin is confident that the automotive industry in Russia’s Far East has a future». Premier.gov.ru. 7 December 2010. Archived from the original on 6 October 2011.
- ^ «The cheapest Russian car was removed from production». Autostat. Archived from the original on 2014-01-01. Retrieved 2011-02-14.
- ^ Knapman, Chris (18 Apr 2012). «Lada 2107 production ceases after more than 40 years Production of the Lada 2107, better known in the UK as the Lada Riva, will end next week after more than 40 years». telegraph.co.uk. Archived from the original on 24 April 2012. Retrieved 25 April 2012.
Lada continues to produce models including the Kalina, Priora and Granta.
- ^ «AvtoVAZ began sales of sedan Lada Granta with «robot»«. Archived from the original on 2015-11-24.
- ^ a b «Lada Largus Cross will be produced in two versions». eng.autostat.ru. Archived from the original on 2015-12-22. Retrieved 2015-09-14.
- ^ «Goodbye Lada Classic – hello XRAY». bbc.co.uk. 2012-09-22. Archived from the original on 2012-11-22. Retrieved 2014-07-07.
- ^ «Autonews». Archived from the original on 2015-12-22.
- ^ «New Lada Kalina Sport will receive two engines». eng.autostat.ru. Archived from the original on 2015-12-22. Retrieved 2015-09-14.
- ^ «Renault-Nissan to Take Control of AvtoVAZ». New York Times (Print). New York: NYTC. Reuters. 3 May 2012. ISSN 0362-4331. Archived from the original on 7 May 2012. Retrieved 27 July 2012.
- ^ «Renault-Nissan and Russian Technologies Create Joint Venture to Finalize Strategic Partnership with Avtovaz» (Press release). Renault-Nissan Alliance. 12 December 2012. Archived from the original on 23 October 2013. Retrieved 27 January 2014.
- ^ «120 тысяч казахстанских авто в год будут производить в Усть-Каменогорске». Tengrinews.kz. 11 November 2013. Archived from the original on 11 October 2014. Retrieved 15 July 2015.
- ^ «AvtoVAZ appoints ex-GM executive Andersson as first non-Russian chief». europe.autonews.com. Automotive News Europe. November 5, 2013. Retrieved November 6, 2013.
- ^ «AvtoVAZ chief Andersson in struggle with Soviet-era suppliers». Automotive News. Retrieved 8 July 2017.
- ^ «A Foreigner With No Friends: Bo Andersson Pushed From Russia’s AvtoVAZ». Archived from the original on 29 July 2016. Retrieved 8 July 2017.
- ^ «Renault-Nissan completes deal to take control of AvtoVAZ». Automotive News Europe. 27 June 2014. Retrieved 1 July 2014.
- ^ Written by epp on February 4, 2015 (2015-02-04). «Renault-Nissan Alliance Sales Rise For Fifth Straight Year In 2014 To 8.5 Million Vehicles». Media Room Alliance Renault-Nissan. Archived from the original on October 4, 2016. Retrieved 2017-06-25.
- ^ «Most Russian car plants are uncompetitive, AvtoVAZ CEO says». Europe.autonews.com. 2015-06-15. Retrieved 2017-06-25.
- ^ «Russia needs to send out the right message on Avtovaz’s problems». Financial Times. Archived from the original on 19 August 2017. Retrieved 19 August 2017.
- ^ «AVTOVAZ to introduce Lada Kalina and Lada Largus preudocrossovers in Autumn». eng.autostat.ru. Archived from the original on 2015-12-22. Retrieved 2015-09-14.
- ^ «It’s Halftime in Russia · Global Voices». Global Voices. 12 February 2016. Archived from the original on 2016-02-26. Retrieved 2016-03-02.
- ^ «15 figures about LADA XRAY». eng.autostat.ru. Archived from the original on 2016-03-08. Retrieved 2016-03-02.
- ^ a b «ОАО «АВТОВАЗ» Годовой Отчёт-2015″ (PDF). Retrieved 24 June 2017.
- ^ «AvtoVAZ’s new boss faces a tough job at Russian carmaker». europe.autonews.com. Automotive News Europe. March 16, 2016. Retrieved March 22, 2016.
- ^ Laurence Frost and Gilles Guillaume (18 June 2016). «Ghosn will give up AvtoVAZ chairmanship amid restructuring». Automtive News Europe.
- ^ «Renault’s Ghosn cedes Avtovaz chairmanship to Rostec exec». Reuters. 18 June 2016. Archived from the original on 17 August 2016.
- ^ «Objectif profits en 2018 pour Avtovaz (Renault-Nissan)». LExpansion.com (in French). 24 August 2016. Retrieved 30 November 2017.
- ^ «Renault’s Lada bailout raises bet on Russia». Reuters. 2016. Archived from the original on 20 February 2017. Retrieved 6 July 2017.
- ^ «Nissan перестал быть акционером «АвтоВАЗа»«. Vedomosti. 19 September 2017. Retrieved 29 November 2017.
- ^ a b «Renault et Rostec montent à 100% dans Avtovaz» [Renault and Rostec acquire 100% of AvtoVAZ]. Le Figaro (in French). 27 December 2018. Retrieved 29 December 2018.
- ^ «AVTOVAZ is going for delisting». RusAutoNews.Com. 26 September 2018. Retrieved 5 June 2019.
- ^ «Russian Automaker AvtoVaz Makes First Profit in a Decade». The Moscow Times. 2 May 2019. Retrieved 7 June 2019.
- ^ «Rostec to sell Avtovaz stake to Renault for more than 10 billion…» Reuters. 7 June 2019. Retrieved 12 June 2019.
- ^ «Renault said to be reluctant to leave Russia over costs». Automotive News Europe. 12 March 2022. Retrieved 2022-03-13.
- ^ «Renault industrial activities in Russia are suspended» (Press release). Renault. 23 March 2022. Retrieved 23 March 2022.
- ^ Stolyarov, Gleb; Marrow, Alexander (9 December 2019). «GM pulls out of Russian JV with AvtoVAZ». Automotive News Europe. Retrieved 17 February 2020.
- ^ «АвтоВАЗ начал продавать Chevrolet Niva в своих салонах» [AvtoVAZ starts selling Chevrolet Nivas on its dealerships]. autonews.ru (in Russian). Retrieved 17 February 2020.
- ^ Harrison, Tom (14 January 2021). «Welcome to the Dacia Bigster Concept». Top Gear. Retrieved 16 January 2021.
- ^ a b «AvtoVAZ strongly contributes to Groupe Renault Renaulution strategy». Top Gear (Press release). 14 January 2021. Archived from the original on 15 January 2021. Retrieved 16 January 2021.
- ^ ««Автоваз» приостановит сборку автомобилей из-за дефицита электронных компонентов». tass.ru. Retrieved 2022-03-05.
- ^ «АВТОВАЗ переходит к НАМИ, московский завод Renault будет делать «Москвичи» — КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал».
- ^ a b Kostov, Nick (16 May 2022). «Renault Sells Russia Business to State-Backed Entity for One Ruble». Wall Street Journal.
- ^ «Assets of French carmaker Renault in Russia become the property of Moscow». 16 May 2022.
- ^ a b Erozbek, Daria (7 February 2023). «АвтоВАЗ выкупил завод Nissan в Санкт-Петербурге за €1» [AvtoVAZ acquired the Nissan plant in Saint Petersburg for €1]. Kommersant (in Russian). Retrieved 1 May 2023.
- ^ «LADA: every third vehicle in Russia». LADA official website. Retrieved 25 June 2017.
- ^ a b «AVTOVAZ Call with Financial Analysts» (PDF). Groupe Renault. Retrieved 25 June 2017.
- ^ Russov, Konstantin (27 July 2021). «Renault не закроет завод в Москве, АвтоВАЗ не продаст «Лада Запад Тольятти»» [Renault will not close the Moscow plant, AvtoVAZ will not sell Lada West Togliatti]. Rossiyskaya Gazeta (in Russian). Retrieved 26 January 2022.
- ^ «AvtoVAZ to Acquire Izhavto». The Moscow Times. Retrieved 21 May 2017.
- ^ «Автозавод Группы АВТОВАЗ в Удмуртии переименован в ООО ЛАДА Ижевск — Пресс-релизы — Новости — Официальный сайт LADA». Lada.ru. Archived from the original on 8 June 2017. Retrieved 21 May 2017.
- ^ «История предприятия» [History of the VIS brand]. Carobka (in Russian). Retrieved 28 January 2022.
- ^ a b c «World Motor Vehicle Production Correspondents Survey» (PDF). OICA. Archived (PDF) from the original on 28 June 2017. Retrieved 7 July 2017.
- ^ a b Kovanov, Alexey (13 June 2016). «Priora 1.8 и другие «Лады», которых больше не будет» [Priora 1.8 and other «tops» that will no longer be]. Mail Auto. Retrieved 30 January 2022.
- ^ «Компания «Супер-Авто» признана банкротом» [Super-Avto declared bankrupt]. Autostat (in Russian). 15 June 2016. Retrieved 30 January 2022.
- ^ Kovanov, Alexey (26 November 2016). «Возобновилось производство пикапов на базе внедорожника Lada 4×4» [The production of pickup trucks based on the Lada 4×4 SUV has resumed]. Rossiyskaya Gazeta (in Russian). Retrieved 30 January 2022.
- ^ ««Chechenavto» is ready to increase the assembly of LADA cars in 2017″. eng.autostat.ru. Retrieved 25 June 2017.
- ^ «LADA GRANTA: 10 ЛЕТ НА КОНВЕЙЕРЕ» [Lada Granta: ten years on the assembly line] (Press release) (in Russian). Lada (AvtoVAZ). 29 November 2021. Retrieved 30 January 2022.
- ^ ««АвтоВАЗ» оставил себе крупнейшего дилера в РФ» [AvtoVAZ retained the largest dealership holding in Russia]. Vedomosti (in Russian). 26 November 2009. Retrieved 7 February 2022.
- ^ Shtanov, Vladimir (23 January 2003). «ФАС заставляет Volkswagen снабжать деталями независимые станции техобслуживания» [FAS forces Volkswagen to supply parts to independent workshops]. Vedomosti (in Russian). Retrieved 7 February 2022.
- ^ «АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЛАДА-ИМИДЖ»» [Joint Stock Company Lada-Image]. Rusprofile (in Russian). Retrieved 7 February 2022.
- ^ «2020 Registration Document» (PDF). Renault. pp. 60–61. Retrieved 7 February 2022.
- ^ ««АвтоВАЗ» закрыл сделку по покупке «РН-банка»» [AvtoVAZ closed the deal to acquire RN Bank]. Vedomosti (in Russian). 21 June 2023. Retrieved 23 June 2023.
- ^ Johnson, Juliet (2000). A Fistful of Rubles: The Rise and Fall of the Russian Banking System. Cornell University Press. pp. 42–43. ISBN 0-8014-3744-X.
- ^ Fedorov, Andrey (29 August 1996). «АвтоВАЗбанк может потерять последнее» [AvtoVAZbank may lose at the end]. Kommersant (in Russian). No. 141. p. 5. Retrieved 3 February 2022.
- ^ Petrova, Julia (16 October 2015). «ЦБ отозвал лицензии сразу у трех банков» [The Central Bank revoked the licence from three banks at once]. Vedomosti (in Russian). Retrieved 3 February 2022.
- ^ «Countries — lada in the world».
- ^ «Soviet Racing | English Russia | Page 2». 26 March 2009. Archived from the original on 2015-12-22. Retrieved 2015-09-18.
- ^ witalii. «VAZ-2101. The history of the national car». russki-ya.blogspot.ru. Archived from the original on 2015-12-22. Retrieved 2015-09-18.
- ^ Stuart, Greg. «7 of the best communist race cars». Red Bull. Archived from the original on 2015-12-22. Retrieved 2015-09-18.
- ^ «LADA Granta CUP » High-Tech Racing Simulations». htracings.ru. Archived from the original on 2015-12-22. Retrieved 2015-09-18.
- ^ «Rob Huff – LADA Sport ROSNEFT Driver – Official Website». www.robhuff.com. Archived from the original on 2015-11-13. Retrieved 2015-09-18.
- ^ «Lada reveals 2014 World Touring Car Championship car». AUTOSPORT.com. 13 March 2014. Archived from the original on 15 July 2015. Retrieved 15 July 2015.
- ^ «Rob Huff – LADA unveils new WTCC car and new sponsor for 2015–2017». www.robhuff.com. Archived from the original on 2015-12-22. Retrieved 2015-09-18.
- ^ Cozens, Jack (10 November 2016). «Lada officially confirms World Touring Car Championship exit». Autosport. Retrieved 23 January 2022.
- ^ a b «WTCR: Lada’s touring car legacy». FIA. 27 November 2021. Retrieved 23 January 2022.
- ^ «Renault F1 Team Has A New Partner – Lada Enters Formula 1». Archived from the original on 2010-10-12. Retrieved 2015-09-18.
Further reading[edit]
- Siegelbaum, Lewis H. (2008). Cars for Comrades: The Life of the Soviet Automobile. Cornell University Press. ISBN 978-0-80-144638-2.
External links[edit]
Wikimedia Commons has media related to AvtoVAZ.
- Lada official website (in English)
- Lada official website (in Russian)
- Lada at Curlie
- Official history of Lada line-up Archived 2016-04-01 at the Wayback Machine (in Russian)
- Specifications cars AvtoVAZ (Lada)
К написанию французской страницы в истории Волжского автозавода приступили в 2012 году. Именно тогда российская госкорпорация «Ростех» и альянс Renault-Nissan создали совместное предприятие – Аlliance Rostec Auto B.V. Зарегистрировано оно было не в России или Франции, а в Нидерландах (Голландии). Глава Ростеха как-то обмолвился, что автогигант автомобилестроения будет перерегистрирован в 2019 году. В сентябре 2018 года это совместное предприятие получило 96% акций АВТОВАЗа. После выхода компании Nissan из состава акционеров ее 4% были куплены Renault, потом французы прикупили у своих партнеров по бизнесу в лице Ростеха еще 8%. В общем, вопрос, кому принадлежит завод, который за последние 10 лет задавали частенько, был далеко не праздный. По цифрам выходит, что ВАЗ на 3/4 принадлежал французскому концерну и правительству Франции, а налоги платил до конца 2021 года в Голландии. Перерегистрация на российскую юрисдикцию произошла только в декабре прошлого года в связи с тем, что Россия и Голландия расторгли соглашение «Об избежании двойного налогообложения». Между прочим, выручка АВТОВАЗа в 2021 году составила 2,85 млрд евро. Это на 10,4% больше, чем в 2020-м (2,58 млрд евро), но все еще на 9% меньше, чем в доковидном 2019 году (3,13 млрд евро). Самым ударным в минувшем году оказался четвертый квартал, когда АВТОВАЗ показал выручку 828 млн евро. Операционная прибыль АВТОВАЗа в прошлом году составила 237 млн евро против 129 млн в 2020-м и 130 млн в 2019-м. А самое важное, что в прошлом году компания вернулась к чистой прибыли 166 млн евро. Не хотим оценивать экономический потенциал тольяттинского автопредприятия, но озвученные цифры дают понять, насколько сложным решением было для группы компаний Renault отдать за рубль свои 68% акций российскому государству в лице научно-исследовательского института НАМИ. Но 16 мая 2022 года это произошло официально. Старый новый главный конструктор Очень показательно, что первым на ВАЗ нового формата был назначен вице-президент по инжинирингу (по-старому – главный конструктор). Им стал вазовец с большим стажем Евгений Шмелев. По информации пресс-службы завода, он вышел на работу в четверг 19 мая. Точнее, вернулся на прежнее место. Прошедший на ВАЗе путь от рядового работника до главного конструктора, «отец» проекта «Семейство автомобилей на унифицированной платформе B/C» и «Весты» покинул должность вице-президента по техническому развитию (так тогда назывался пост главного конструктора) в 2014 году, после прихода Бу Андерсона. Причина ухода – непримиримая позиция коренного вазовца в отношении замещения российских разработок интернациональными платформами: Шмелев громко и открыто выступал, вплоть до обращения на самые верхние уровни власти, за развитие на АВТОВАЗе собственных компетенций. И свой Шмелев не только на заводе, но и в НАМИ: ключевые сотрудники института – его друзья и бывшие коллеги и по АВТОВАЗу, и по НАМИ: в 2019–2021 годах Шмелев был руководителем проекта единой модульной платформы Aurus. Это обстоятельство должно значительно облегчить взаимодействие завода с новым главным акционером. Таким образом, лучшей кандидатуры как для наведения порядка с модельным рядом в нынешних условиях, так и для работы на перспективу трудно было придумать. «Ростеху» пришлось уступить Поиски нового президента АВТОВАЗа несколько затянулись. Среди кандидатов на эту должность назывались даже глава Минпромторга Денис Мантуров, его заместитель Александр Морозов, а также заместитель генерального директора компании «Ростех» Владимир Аветисян. Но победила все-таки кандидатура бывшего министра транспорта России Максима Соколова, только в пятницу уволившегося с поста вице-губернатора Санкт-Петербурга. Совет директоров АО «АВТОВАЗ», крупнейшего российского производителя легковых автомобилей, основными акционерами которого являются Российская Федерация (в лице ФГУП «НАМИ») и госкорпорация «Ростех», принял единогласное решение об утверждении Максима Соколова в должности президента АО «АВТОВАЗ». Решение вступило в силу. Нового президента благословили министр промышленности и торговли Денис Мантуров и генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Сам господин Соколов, как президент АВТОВАЗа, поспешил официально признаться, что рад присоединиться к многотысячному коллективу предприятия и поблагодарил за доверие руководство страны и акционеров. В частности, он сказал: «Более 50 лет компания сохраняет лидерство в разработке и производстве отечественных легковых автомобилей, а бренд LADA известен каждому в России и во многих странах. В непростых условиях влияния внешних факторов и санкционного давления первостепенной задачей считаю сохранение трудового коллектива предприятия, обеспечение его работой и выполнение социальных обязательств перед работниками. Мы будем последовательно развивать инженерные компетенции и проводить импортозамещение. Важнейшей целью для нас является и скорейшее развитие базы поставщиков, в первую очередь – отечественных, значительное число которых расположено в Самарской области и Приволжском федеральном округе. Бренд LADA продолжит развиваться и радовать своих поклонников новыми автомобилями». Дальнейшая стратегия работы АВТОВАЗа еще не обнародована. Но понятно, что на его плечи лягут решения о перестроении бизнеса в условиях санкций и отсутствия европейских комплектующих. Напомним, что вместе с передачей акций в госсобственность сообщили, что в рамках существующих лицензий будет продолжен выпуск всей существующей гаммы автомобилей LADA, а вдобавок из Москвы в Тольятти переведут производство кроссоверов Renault Duster под маркой LADA. Однако сейчас объявлено принципиальное решение о том, что новые модели будут разрабатывать на российских платформах, с использованием российских инжиниринговых компетенций и с максимальным привлечением российских поставщиков компонентов. Скорее всего, это означает, что уже почти готовые проекты «Нивы-3» и новой «Гранты», в основе которых лежат платформы Renault, будут отправлены на полную «перековку». Понимание есть АВТОВАЗ стоял, стоит и стоять будет. Остановка конвейеров не означает, что на заводе тишина. Уже устанавливается на первой нитке главного конвейера (так называемой линии В0) оснастка для сборки того, что изначально называлось Dacia, затем Renault, а отныне – LADA Duster второго поколения, которое так и не успели начать выпускать на московской площадке Renault. Новый глава АВТОВАЗа во вторник 24 мая сообщил, что уже в начале июня планируется возобновить выпуск автомобилей и постепенно восстановить модельный ряд в полном объеме. При этом важнейшей задачей остается сохранение социальных обязательств перед трудовым коллективом предприятия – обеспечение уровня номинальной и реальной заработной платы сотрудников. «Вместе с командой я ставлю еще более амбициозные цели – мы были и остаемся флагманом нашего российского автопрома. И сделаем все возможное для этого. Это и наращивание импортозамещения, и поиск новых поставщиков, и логистических цепочек. В первую очередь на территории Самарской области и Приволжского федерального округа. Но не только. Это новые стратегические направления. Вместе мы выполним любую задачу», – выразил уверенность Максим Соколов. Справка Максим Соколов родился 29 сентября 1968 года в Ленинграде. В 1991 году окончил с красным дипломом экономический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ), параллельно в 1989-1991 годах обучался на юридическом факультете ЛГУ. В 1991-1993 годах преподавал историю экономических учений и макроэкономику на экономическом факультете СПбГУ. В 2008 году защитил кандидатскую диссертацию, а с 2011 года является преподавателем, заведующим кафедрой государственного и муниципального управления Высшей школы менеджмента СПбГУ. В период с 1994 по 2004 год был генеральным директором ЗАО «Росси», затем – генеральным директором ООО «Корпорация С». В 2004 году перешел на работу в администрацию Санкт-Петербурга, где возглавлял комитет по инвестициям и стратегическим проектам правительства города. В конце 2009 года назначен директором департамента промышленности и инфраструктуры правительства Российской Федерации. В мае 2012 года стал министром транспорта Российской Федерации, где проработал до 2018 года. В 2018-2019 годах занимал высшие должности в ПАО «Группа ЛСР». В конце 2019 года занял должность вице-губернатора Санкт-Петербурга. Людмила Кислицына, газета «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»