Руководства своим примером

«Если руководитель нерешительный, его сотрудники тоже нерешительны. Если руководитель опаздывает на работу, сотрудники также не приходят на работу вовремя», — говорит Мурат Нурпеисов, генеральный директор ООО «Консалтинговая компания «Бизнес Капитал Групп» (Тюмень).

Шесть правил

Пример руководителя должен быть заразительным, верным и ориентировать всех сотрудников на эффективную работу. Для этого необходимо использовать шесть простых правил.

Первое правило: начинать и заканчивать работу, разговоры, деятельность вовремя, особенно это касается планерок.

Второе правило: управлять через вопросы. «Хороший руководитель умен умом своих сотрудников. Задавайте вопросы перед началом выполнения поставленной задачи. Вам необходимо самому понять, сотрудникидействительнобудут выполнять то задание, которое ему дали? Они правильно вас поняли? Для этого необходимо уточнить, что будут делать ваши сотрудники», — подчеркивает Мурат Нурпеисов

Третье правило: отвечать за свои слова. «Люди копируют ваше поведение. Есливы что-то обещаете и не исполняете, будьте уверены — сотрудники будут делать то же самое. При этом, также они будут вести себя с вашими клиентами и партнерами», — говорит Мурат Нурпеисов. Сотрудники могут простить руководителю ошибку, но ложь не простят.

Четвертое правило: ловить людей на хорошем. «Хвалите своих сотрудников. Улучшается только то, на что мы обращаем внимание. Поэтому обращайте внимание на успехи сотрудников и их (успехов) будет больше», — говорит Мурат Нурпеисов. Это же правило работает и в обратном направлении: чем больше вы будете обращать внимание, акцентировать его на провалах и неудачах сотрудников, тем больше их (неудач) будет.

Пятое правило: истреблять негативную информацию и заменять ее на позитивную. Что имеется ввиду под негативной информацией? Обсуждение в коллективе политических и экономических процессов, других сотрудников (сплетни). Руководителю ни в коем случае нельзя участвовать в этих разговорах. «А самое главное, остерегайтесь стать источником негативных слухов и информации», — предостерегает руководителей Мурат Нурпеисов. Негативные разговоры надо пресекать и заменять на обсуждение планов компании и перспектив развития.

Шестое правило позволяет проконтролировать процесс выполнения предыдущих пяти правил. Необходимо фиксировать все отступления от предложенных пяти правил поведения: несоблюдение регламентов планерки, отсутствие уточняющих вопросов, участие в ненужных разговорах и другое. Такой контроль позволит вам добиться успеха, а значит достичь цели и вашим сотрудникам, и вашему предприятию.

Как работают советы Мурата Нурпеисова можно посмотреть здесь.

7.3. Искусство подавать личный пример

Одним из ведущих методов индивидуального воздействия является личный пример руководителя.

Он основывается на склонности людей к подражанию человеку, пользующемуся авторитетом у работника.

Личный пример проявляется:

1) в высокой дисциплинированности, подтянутости, внешнем виде;

2) в высокой требовательности к себе и сотрудникам, постоянном контроле над работой сотрудников;

3) в заботливом отношении к сотрудникам, их бытовому и материальному обеспечению, организации досуга;

4) в постоянном повышении своего профессионального и культурного уровня, совершенствовании управленческих навыков и организаторских способностей;

5) в строгом соблюдении норм чести, примерности в семейных отношениях, поведении в быту.

Властолюбие, высокомерие, капризы руководителя, преувеличивающего свою собственную роль, рано или поздно приведут его к такому моменту, когда злоупотребление властью станет силой, разлагающей его самого, подчиненных, взаимоотношения в коллективе и в конечном итоге – общее дело.

Практика показывает, что коллектив всегда хочет видеть в руководителе не только администратора, официального работника, которому необходимо подчиняться, но и человека, которому доверяют, верят, за которым охотно идут, который пользуется реальным авторитетом.

Социологические исследования показывают, что в среднем 60 – 70 % рабочего времени руководитель трудового коллектива тратит на непосредственную работу с людьми. Лишь на 15 % успехи руководителей зависят от чисто профессиональных знаний, а в основном они достигаются за счет умения управлять коллективом, сплачивать его, направлять усилия на достижение поставленных задач.

Руководитель должен уметь вести воспитательную работу, умело использовать материальные и моральные стимулы для укрепления дисциплины и улучшения качества работы, проявлять заботу о сотрудниках, показывать личный пример дисциплинированности, принципиальности и справедливости, быть требовательным к себе и подчиненным, воспитывать их и взыскивать с нерадивых работников.

Попытка выставить себя очень важной персоной сделает руководителя смешным в глазах коллег и сотрудников. Надо помнить известную, старую, как мир, истину: «Будьте проще, и люди к вам потянутся».

Рекомендации по этике труда руководителя

1. Будьте начальником только на работе! Вне трудового процесса Вы такой же гражданин, как любой другой член коллектива.

2. Будьте справедливы в оценке работы подчиненных и в том случае, когда ваши взаимодействия оставляют желать лучшего.

3. Будьте настороженными с теми, кто Вас хвалит, ищите мотивы их действий.

4. Без нужды не критикуйте! Критика – средство, а не цель.

5. Отказаться от неправильного решения гораздо ценнее, чем стремиться создать вокруг себя ореол непогрешимости.

6. Будьте внимательны к суждению других.

7. С особой объективностью оценивайте предложения, которые выдвигают люди, не симпатичные Вам.

8. Недопустимы поспешные выводы и наказания работников, допустивших нарушения.

9. Не бойтесь талантливых подчиненных, а гордись ими.

10. Не кричите, ибо тогда Вас не захотят слушать и понимать.

11. Не повторяйте ни публично, ни в личном разговоре критических замечаний по адресу работника, уже исправившего свою ошибку.

12. Без необходимости не вмешивайтесь в работу подчиненных.

13. Знать возможности своих работников – большое преимущество руководителя.

14. Опоздать к началу работы или из-за неподготовленности отменить назначенное собрание – это проявление неуважения к подчиненным.

15. Оставляя в рабочее время свой кабинет, всегда предупреждайте, куда уходите и когда вернетесь.

16. Занимайтесь только теми вопросами, решение которых зависит от Вас.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

A. Когда лучше подавать просьбу в банк

A. Когда лучше подавать просьбу в банк
Чтобы наш совет не затерялся между строк, мы дадим его в самом начале. Подавать просьбу в банк лучше всего до того, как вы начали искать квартиру. Те, кто когда-то понадеялся, что всё пройдёт гладко, как у всех, а потом потерял последние

3. Можно ли подавать просьбы сразу в несколько банков?

3. Можно ли подавать просьбы сразу в несколько банков?
Наличие предварительного ответа не обязывает получать ссуды именно в этом банке. Просьбы можно подать хоть во все банки сразу, вопрос, насколько это целесообразно на этапе проверки, когда торговаться об условиях ещё

Гражданский (личный).

Гражданский (личный).
Между гражданами, в основном – родственниками, кредитного договора не

7. Личный пример

7. Личный пример
Предприниматель-лидер задает тон, скорость и этику работы своей команды. У меня есть приятель, у которого был очень успешный небольшой бизнес, и однажды годовая прибыль его компании составила немного больше $1 млн. Он отлично играет в гольф и всегда мечтал

Ваш личный турбодвигатель

Ваш личный турбодвигатель
Во множестве замечательных книг и аудиокурсов подробно рассказывается о том, как назначать встречи и как представлять бизнес-планы. Поэтому мы не будем сосредоточиваться на таких аспектах сетевого маркетинга. Я расскажу вам о том, что вы должны

ЛИЧНЫЙ СТАТУС

ЛИЧНЫЙ СТАТУС

Завышенная самооценка часто бывает обусловлена социальным статусом. Не обладая особенными талантами и способностями, человек тем не менее может считать себя выше других, если он, например, богат или имеет родственников, занимающих видные государственные

Личный опыт

Личный опыт
Много лет назад, только что демобилизовавшись из армии и успев жениться, я начал работать редактором в еженедельной газете небольшого городка. И меня, конечно же, попросили выступить с речью. Первым это сделал женский клуб. Небольшая группа его членов

Личный опыт

Личный опыт
К личному развитию я активно приступил в 1970 г., отправившись в Калифорнию изучать новейшие открытия в области психологии. Я выяснил, что сначала надо избавиться от условных рефлексов, приобретенных через воспитание и социальное и культурное внушение, и лишь

Личный стиль

Личный стиль

Исключительная роль: объединять людей.
Как он добивается результата: добивается согласия и компромисса.
Доминирующее поведение: компромисс, объединение разных идей.
Фокус внимания: добиться того, чтобы сделанное было одобрено другими.
Основные личностные

Личный стиль

Личный стиль

Исключительная роль: ничего не делает хорошо.
Как он добивается результата: держится подальше от проблем.
Доминирующее поведение: ждет, пока скажут, что делать дальше.
Фокус внимания: ничего особенного, кроме собственного выживания.
Основные личностные

Личный уровень

Личный уровень
На этом уровне ваша цель – позволить другим узнать о вас немного больше. Вы должны дать другим ключевым руководителям некое представление о том, что вами движет. Может быть, вы просто начнете как-то обозначать свой гнев или свою удовлетворенность. Возможно,

Личный пример

Личный пример
Ничто из того, что мы здесь обсуждали, не является ни интеллектуально сложным, ни трудным для выполнения. Есть много того, что нужно сделать, и есть (для большинства из нас) достаточно времени, чтобы это сделать. Тем не менее, чтобы это случилось, требуется

Личный блог

Личный блог
Блоги возникли как способ самовыражения – так люди получили возможность поведать миру о себе, о том, чем они занимаются, и поделиться буквально всем – от фотографий до эмоций. Это поистине прекрасная возможность для тех, кто любит писать.Вэб-дневники, или

Личный коучинг

Личный коучинг
Если вы работаете в личном коучинге, то понимаете: проблемы у всех людей однотипные. И решение для всех находится по одной и той же схеме: требуется поставить четкую цель, разработать план правильных шагов (обязательно прочитайте статью «Концентрация на

Как подавать свое послание

Как подавать свое послание
Ваше выступление начинается еще до того, как вы произнесете первое слово. То, как вы смотрите на присутствующих в зале, как жестикулируете, стоите, перемещаетесь по сцене и пользуетесь своим голосом, расскажет о вас публике достаточно много.

Руководитель
не может не подавать пример. Пример
очень важен потому, что люди больше
воспринимают зрительно, чем на слух, и
то, что они видят, оказывает на них
гораздо больший эффект, чем то, что
руководитель приказывает им делать.

На
более низком уровне руководства менеджеры
завоевывают авторитет своей работой,
техническими навыками. На более высоком
уровне менеджер имеет авторитет,
благодаря опыту, хотя его деятельность
и не видна. Это не значит, что видимая
часть работы руководителя не важна.

Есть
несколько очевидных способов, с помощью
которых руководитель может стать
примером для коллектива. Собственная
пунктуальность руководителя способствует
тому, что и подчиненные стараются
приходить вовремя. Если руководитель
слушает других и уважает то, что они
говорят — это тоже улучшает отношения
в коллективе. Обратное очевидно — плохой
пример также копируется: Если ему
можно, а почему нам нельзя?

6. Сотрудничество.

Сотрудничество
и консультации так же являются навыками
руководителя. Это — элементы открытого
управления. Истинное сотрудничество
и консультации требуют использования
всех навыков работы с людьми. Для развития
навыков в этой области руководитель
сам должен поверить в эти идеи.

Сотрудничество
— это коллективный подход к принятию
решений и решению задач. Руководитель
может не участвовать в этом непосредственно,
исключая случаи организации и поддержки
коллектива. Поддержка руководителем
инициатив очень важна так же, как и
признание их результатов. В дальнейшем
задача руководителя состоит в том, чтобы
демократическим путем внедрить эти
решения в жизнь.

Консультации
— это несколько иное. В основном — это
процесс сбора информации, необходимой
для принятия решений и выполнения
заданий. Руководитель может консультироваться
со всеми членами коллектива, с коллегами
в других отделениях, со специалистами.
Однако, окончательное решение на
основании полученных информации и
советов будет приниматься руководителем.

Сотрудничество
— это не бесконечные заседания, а открытое
управление по открытым вопросам.
Менеджмент по согласию — это не отказ
руководителя от ответственности, а
разумное признание того, что согласие
рабочих необходимо для правильного
выполнения работы. В современном обществе
люди не любят подчиняться, они хотят,
чтобы их убедили. Это значит, что
руководитель не должен приказывать
людям, их надо просить. Это не только
вежливо, это — признание реальной жизни.
Повиновение обеспечено сильной силой
ресурсов — силой нанимать и увольнять.
Эта сила сильно ограничена сегодня. Без
нее сила положения сама по себе слаба.
Менеджер, обладающий силой личности и
специалиста, не опасается управления
с использованием консультаций и согласия.
Это нужно рассматривать не как слабое,
а как разумное руководство.

7. Передача полномочий.

Эффективная
передача полномочий — серьезная задача
для менеджера. В идеале можно надеяться,
что сотрудников набирают, принимая во
внимание их способность брать на себя
ответственность, но часто менеджер
берет уже сложившийся коллектив и у
него нет возможности большого выбора
работников коллектива. Для небольших
периодов времени существует ряд способов
передачи полномочий, которые регулируются
следующими факторами.

Определение
задания.

Задание
может быть в диапазоне от передачи
ответственности за всю работу до
частичного контроля. Например, секретаря
можно попросить принимать заявки на
информацию или квалифицировать заявки
по определенным категориям, а затем
передавать их своему начальнику для
принятия решения.

Степень
свободы действия.

Подчиненный
может иметь полную свободу решать, как
завершить задачу, но при этом подчиняться
определенным правилам. Секретарю могут
дать свободу выбора: или отвечать на
письма (звонки) определенным образом,
или он должен давать стандартный ответ.

Форма
контроля.

Контроль
может быть регулярным или случайным,
до или после события. Секретаря могут
попросить представить начальнику все
письма для подписи (регулярный контроль
до события), или же начальник может
ждать, пока откуда-нибудь появятся
жалобы (случайный контроль после
события). Нерегулярный контроль после
события означает, что подчиненных
проверяют по результатам, а не потому,
как они были достигнуты; другими словами,
контроль конечный, а не по способу
достижения результата. Такой вид контроля
представляет собой большую свободу
действий каждого работника.

Плохая
передача полномочий или сделанная
неохотно часто хуже, чем отсутствие
передачи полномочий вообще. Однако
разумная передача полномочий может:

  • увеличить
    выход продукции;

  • сделать
    работу коллектива более удовлетворительной;

  • улучшить
    компетентность каждого члена коллектива;

  • сберечь
    время руководителя для более продуктивной
    работы;

  • позволит
    руководителю перейти на более высокий
    уровень работы, так как у него будут
    компетентные подчиненные, которые
    могут выполнить работу за начальника.

Как руководителю стать образцовым примером для подчиненных

Руководитель не может контролировать каждый шаг подчиненных, но от него зависит добросовестность и ответственность сотрудников. Подавая личный пример своим поведением. Артем Бураченок предлагает оценить ваше влияние на коллектив.

Всем известен пример шведа Ингвара Кампрада, который ездит на автобусах, летает эконом-классом и в целом ведет довольно скромный образ жизни. Рассказывают, что однажды его даже не пустили на вручение премии как лучшему бизнесмену года. Охранники решили, что господин, приехавший на автобусе, не может быть серьезным предпринимателем.

Сейчас Ингвар уже отошел от оперативного управления, но данная привычка у него сформировалась еще в бытность генеральным директором IKEA. Можно прикинуть, какой прямой ущерб был нанесен компании, пересчитав те часы, что Кампрад тратил в вынужденных простоях в автобусах и очередях на самолет. Гораздо разумнее для компании было бы обеспечить ему частный самолет и личный автомобиль. Но Кампрад рассудил иначе. Он считает, что его пример – рачительного отношения к расходам – покажет всей его компании, как нужно поступать. Согласитесь, топ-менеджеры IKEA вряд ли пойдут просить оплатить билеты в бизнес-класс к человеку, который сам летает экономом.

И такой подход касается не только отношения к расходам. Руководитель – это личный пример для своих подчиненных, хотите вы этого или нет. Вы не можете проконтролировать каждый шаг ваших сотрудников, но вы можете управлять их действиями косвенно, устанавливая «нормы делания дел». Эти нормы могут быть формальными и неформальными. Формальные – это различные инструкции, положения и т.д. Неформальные формируются на конкретных примерах вашего поведения. Какие из них важнее?

Мое правило такое – формальных норм должен быть необходимый минимум. Они должны быть там, где нужно следовать букве, а не духу задачи (о разнице между буквой и духом в моей статье). Например, на АЭС, где последовательность действий оператора важна принципиально. Другой пример – путь следования заявки в финансовый отдел. Заявка должна согласовываться, утверждаться, проверяться и исполняться. Без конкретного регламента не обойтись.

Теперь о неформальных. Неформальные сигналы гораздо более действенны, так как исходят от живого человека. Это личный пример. Они, как правило, не определяют, что нужно делать. Они говорят, как следует это делать, и делают это наиболее убедительным способом. И вы, как руководитель, – главный источник таких неформальных сигналов. Ваши подчиненные смотрят, как в определенной ситуации поступили вы, и тиражируют это поведение в своей работе.

Несколько примеров.

  • Вам принесли расчет на утверждение. Вы сели и «въедливо» его проанализировали или же глянули мельком и, не отвлекаясь от других дел, мотнули головой.
  • Дело, которое поручили вашему отделу, «горит». Сроки поджимают. Вы упираетесь и, жертвуя своим личным временем, доводите задачу до конца в срок. Или же вяло констатируете, что сроки придется сдвинуть.
  • Вы даете обещание кому-то из своих сотрудников, но потом ситуация меняется и вы не можете его сдержать. Вы вместе с сотрудником продумываете, как выйти из ситуации, или же предпочитаете сделать вид, что забыли об обещании.
  • Сотрудник в вашем отделе работает неэффективно, и это очевидно всем внутри отдела. Ваши попытки «раскачать» его не увенчались успехом. Он что-то вроде «три с минусом». То есть, не так чтобы совсем ничего не делает, но и не так, чтобы на уровне остальных. Вы принимаете волевое решение и расстаетесь с ним. Или же вы предпочитаете не доставлять себе ненужных хлопот с увольнением – как-то работает, и ладно.

Как вы думаете, какие последствия будет иметь ваш выбор? Я уверен, что одним из самых сильных последствий будет эффект тиражирования. Этот выбор ваши сотрудники распространят на свои действия. «Начальник плюнул на сроки, значит, и я могу также поступить», – решит каждый у себя в голове. «Руководитель забыл про свое обещание, значит, и мои слова необязательны к исполнению». «Раз Иванов у нас работает «ни шатко, ни валко» и держится, зачем мне напрягаться и выкладываться?». Работает тот же принцип, что и с бизнес-классом в самолете. Сложно просить об отсрочке у руководителя, если ты видел, как он работал ночами, чтобы уложиться в срок.

Какие отсюда выводы:

  • Во-первых, вы источник неформальных сигналов.
  • Во-вторых, если ваши неформальные сигналы противоречат формальным, то предпочтение, скорее всего, будет отдано первым.
  • В-третьих, неформальные сигналы – один из ваших главных инструментов по работе с коллективом. Есть поговорка: «рыба гниет с головы». Ваши «неправильные» сигналы (личный пример) будут многократно растиражированы вашими подчиненными.

Но и улучшается рыба тоже с головы. Если вы будете подавать нужные сигналы, то ваша команда будет действовать нужным вам образом. А те, кто не смогут действовать так, довольно скоро окажутся вытесненными из этой команды.

И еще один момент. Каждый новый менеджер, которого вы берете в свою команду, становится между вами и вашими подчиненными. И тоже начинает (хотите вы этого, или нет) подавать неформальные сигналы. Убедиться, что это верные сигналы, – одна из ваших важнейших задач как руководителя. Если вы видите, что подчиненный вам руководитель подает «не тот» пример, необходимо срочно принимать меры. Или исправлять ситуацию с текущим руководителем, или же расставаться с ним.

«Если руководитель нерешительный, его сотрудники тоже нерешительны. Если руководитель опаздывает на работу, сотрудники также не приходят на работу вовремя», — говорит Мурат Нурпеисов, генеральный директор ООО «Консалтинговая компания «Бизнес Капитал Групп» (Тюмень).

Шесть правил

Пример руководителя должен быть заразительным, верным и ориентировать всех сотрудников на эффективную работу. Для этого необходимо использовать шесть простых правил.

Первое правило: начинать и заканчивать работу, разговоры, деятельность вовремя, особенно это касается планерок.

Второе правило: управлять через вопросы. «Хороший руководитель умен умом своих сотрудников. Задавайте вопросы перед началом выполнения поставленной задачи. Вам необходимо самому понять, сотрудникидействительнобудут выполнять то задание, которое ему дали? Они правильно вас поняли? Для этого необходимо уточнить, что будут делать ваши сотрудники», — подчеркивает Мурат Нурпеисов

Третье правило: отвечать за свои слова. «Люди копируют ваше поведение. Есливы что-то обещаете и не исполняете, будьте уверены — сотрудники будут делать то же самое. При этом, также они будут вести себя с вашими клиентами и партнерами», — говорит Мурат Нурпеисов. Сотрудники могут простить руководителю ошибку, но ложь не простят.

Четвертое правило: ловить людей на хорошем. «Хвалите своих сотрудников. Улучшается только то, на что мы обращаем внимание. Поэтому обращайте внимание на успехи сотрудников и их (успехов) будет больше», — говорит Мурат Нурпеисов. Это же правило работает и в обратном направлении: чем больше вы будете обращать внимание, акцентировать его на провалах и неудачах сотрудников, тем больше их (неудач) будет.

Пятое правило: истреблять негативную информацию и заменять ее на позитивную. Что имеется ввиду под негативной информацией? Обсуждение в коллективе политических и экономических процессов, других сотрудников (сплетни). Руководителю ни в коем случае нельзя участвовать в этих разговорах. «А самое главное, остерегайтесь стать источником негативных слухов и информации», — предостерегает руководителей Мурат Нурпеисов. Негативные разговоры надо пресекать и заменять на обсуждение планов компании и перспектив развития.

Шестое правило позволяет проконтролировать процесс выполнения предыдущих пяти правил. Необходимо фиксировать все отступления от предложенных пяти правил поведения: несоблюдение регламентов планерки, отсутствие уточняющих вопросов, участие в ненужных разговорах и другое. Такой контроль позволит вам добиться успеха, а значит достичь цели и вашим сотрудникам, и вашему предприятию.

Как работают советы Мурата Нурпеисова можно посмотреть здесь.

7.3. Искусство подавать личный пример

Одним из ведущих методов индивидуального воздействия является личный пример руководителя.

Он основывается на склонности людей к подражанию человеку, пользующемуся авторитетом у работника.

Личный пример проявляется:

1) в высокой дисциплинированности, подтянутости, внешнем виде;

2) в высокой требовательности к себе и сотрудникам, постоянном контроле над работой сотрудников;

3) в заботливом отношении к сотрудникам, их бытовому и материальному обеспечению, организации досуга;

4) в постоянном повышении своего профессионального и культурного уровня, совершенствовании управленческих навыков и организаторских способностей;

5) в строгом соблюдении норм чести, примерности в семейных отношениях, поведении в быту.

Властолюбие, высокомерие, капризы руководителя, преувеличивающего свою собственную роль, рано или поздно приведут его к такому моменту, когда злоупотребление властью станет силой, разлагающей его самого, подчиненных, взаимоотношения в коллективе и в конечном итоге – общее дело.

Практика показывает, что коллектив всегда хочет видеть в руководителе не только администратора, официального работника, которому необходимо подчиняться, но и человека, которому доверяют, верят, за которым охотно идут, который пользуется реальным авторитетом.

Социологические исследования показывают, что в среднем 60 – 70 % рабочего времени руководитель трудового коллектива тратит на непосредственную работу с людьми. Лишь на 15 % успехи руководителей зависят от чисто профессиональных знаний, а в основном они достигаются за счет умения управлять коллективом, сплачивать его, направлять усилия на достижение поставленных задач.

Руководитель должен уметь вести воспитательную работу, умело использовать материальные и моральные стимулы для укрепления дисциплины и улучшения качества работы, проявлять заботу о сотрудниках, показывать личный пример дисциплинированности, принципиальности и справедливости, быть требовательным к себе и подчиненным, воспитывать их и взыскивать с нерадивых работников.

Попытка выставить себя очень важной персоной сделает руководителя смешным в глазах коллег и сотрудников. Надо помнить известную, старую, как мир, истину: «Будьте проще, и люди к вам потянутся».

Рекомендации по этике труда руководителя

1. Будьте начальником только на работе! Вне трудового процесса Вы такой же гражданин, как любой другой член коллектива.

2. Будьте справедливы в оценке работы подчиненных и в том случае, когда ваши взаимодействия оставляют желать лучшего.

3. Будьте настороженными с теми, кто Вас хвалит, ищите мотивы их действий.

4. Без нужды не критикуйте! Критика – средство, а не цель.

5. Отказаться от неправильного решения гораздо ценнее, чем стремиться создать вокруг себя ореол непогрешимости.

6. Будьте внимательны к суждению других.

7. С особой объективностью оценивайте предложения, которые выдвигают люди, не симпатичные Вам.

8. Недопустимы поспешные выводы и наказания работников, допустивших нарушения.

9. Не бойтесь талантливых подчиненных, а гордись ими.

10. Не кричите, ибо тогда Вас не захотят слушать и понимать.

11. Не повторяйте ни публично, ни в личном разговоре критических замечаний по адресу работника, уже исправившего свою ошибку.

12. Без необходимости не вмешивайтесь в работу подчиненных.

13. Знать возможности своих работников – большое преимущество руководителя.

14. Опоздать к началу работы или из-за неподготовленности отменить назначенное собрание – это проявление неуважения к подчиненным.

15. Оставляя в рабочее время свой кабинет, всегда предупреждайте, куда уходите и когда вернетесь.

16. Занимайтесь только теми вопросами, решение которых зависит от Вас.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

A. Когда лучше подавать просьбу в банк

A. Когда лучше подавать просьбу в банк
Чтобы наш совет не затерялся между строк, мы дадим его в самом начале. Подавать просьбу в банк лучше всего до того, как вы начали искать квартиру. Те, кто когда-то понадеялся, что всё пройдёт гладко, как у всех, а потом потерял последние

3. Можно ли подавать просьбы сразу в несколько банков?

3. Можно ли подавать просьбы сразу в несколько банков?
Наличие предварительного ответа не обязывает получать ссуды именно в этом банке. Просьбы можно подать хоть во все банки сразу, вопрос, насколько это целесообразно на этапе проверки, когда торговаться об условиях ещё

Гражданский (личный).

Гражданский (личный).
Между гражданами, в основном – родственниками, кредитного договора не

7. Личный пример

7. Личный пример
Предприниматель-лидер задает тон, скорость и этику работы своей команды. У меня есть приятель, у которого был очень успешный небольшой бизнес, и однажды годовая прибыль его компании составила немного больше $1 млн. Он отлично играет в гольф и всегда мечтал

Ваш личный турбодвигатель

Ваш личный турбодвигатель
Во множестве замечательных книг и аудиокурсов подробно рассказывается о том, как назначать встречи и как представлять бизнес-планы. Поэтому мы не будем сосредоточиваться на таких аспектах сетевого маркетинга. Я расскажу вам о том, что вы должны

ЛИЧНЫЙ СТАТУС

ЛИЧНЫЙ СТАТУС

Завышенная самооценка часто бывает обусловлена социальным статусом. Не обладая особенными талантами и способностями, человек тем не менее может считать себя выше других, если он, например, богат или имеет родственников, занимающих видные государственные

Личный опыт

Личный опыт
Много лет назад, только что демобилизовавшись из армии и успев жениться, я начал работать редактором в еженедельной газете небольшого городка. И меня, конечно же, попросили выступить с речью. Первым это сделал женский клуб. Небольшая группа его членов

Личный опыт

Личный опыт
К личному развитию я активно приступил в 1970 г., отправившись в Калифорнию изучать новейшие открытия в области психологии. Я выяснил, что сначала надо избавиться от условных рефлексов, приобретенных через воспитание и социальное и культурное внушение, и лишь

Личный стиль

Личный стиль

Исключительная роль: объединять людей.
Как он добивается результата: добивается согласия и компромисса.
Доминирующее поведение: компромисс, объединение разных идей.
Фокус внимания: добиться того, чтобы сделанное было одобрено другими.
Основные личностные

Личный стиль

Личный стиль

Исключительная роль: ничего не делает хорошо.
Как он добивается результата: держится подальше от проблем.
Доминирующее поведение: ждет, пока скажут, что делать дальше.
Фокус внимания: ничего особенного, кроме собственного выживания.
Основные личностные

Личный уровень

Личный уровень
На этом уровне ваша цель – позволить другим узнать о вас немного больше. Вы должны дать другим ключевым руководителям некое представление о том, что вами движет. Может быть, вы просто начнете как-то обозначать свой гнев или свою удовлетворенность. Возможно,

Личный пример

Личный пример
Ничто из того, что мы здесь обсуждали, не является ни интеллектуально сложным, ни трудным для выполнения. Есть много того, что нужно сделать, и есть (для большинства из нас) достаточно времени, чтобы это сделать. Тем не менее, чтобы это случилось, требуется

Личный блог

Личный блог
Блоги возникли как способ самовыражения – так люди получили возможность поведать миру о себе, о том, чем они занимаются, и поделиться буквально всем – от фотографий до эмоций. Это поистине прекрасная возможность для тех, кто любит писать.Вэб-дневники, или

Личный коучинг

Личный коучинг
Если вы работаете в личном коучинге, то понимаете: проблемы у всех людей однотипные. И решение для всех находится по одной и той же схеме: требуется поставить четкую цель, разработать план правильных шагов (обязательно прочитайте статью «Концентрация на

Как подавать свое послание

Как подавать свое послание
Ваше выступление начинается еще до того, как вы произнесете первое слово. То, как вы смотрите на присутствующих в зале, как жестикулируете, стоите, перемещаетесь по сцене и пользуетесь своим голосом, расскажет о вас публике достаточно много.

Уважаемые родители!

В
рамках психологического консультирования предлагаю вам ознакомиться с  темой «Воспитание своим примером»!

В
процессе воспитания ребенка  важно
служить личным примером. Не убедительно выглядит отец с сигаретой, который
запрещает сыну курить. Ведь ребенок примерно до 5 лет воспринимает родителей,
как совершенных существ, не имеющих недостатков, как пример для подражания.
Родители являются самыми первыми учителями для своего ребенка. Они перенимают
именно то, что мы делаем ежедневно: как мы взаимодействуем с близкими, ведем
себя в общественном месте, какие у нас цели и убеждения. Все, чтобы  не происходило в семье, ребенок принимает как
должное – впитывает, что есть. Мама для ребенка олицетворяет женское начало,
папа – мужское. От отношения между супругами во многом зависит будущая семейная
жизнь их ребенка. От этих отношений зависит самооценка ребенка и отношение к
противоположному полу.

Родителям
важно уважать и любить друг друга. Правило очень простое: если мама уважает
папу – ребенок слушает обоих, папа любит маму – ребенок любит обоих. Конфликты
между супругами приводят к тому, что дети теряют уважение к обоим. Когда дети
видят, как папа постоянно заботится о жене, они будут очень сильно привязаны к
ним обоим. Мужу желательно собственным примером показывать сыну, как ухаживать
за своей женой и поощрять усилия сына в этом направлении: «Помоги маме с
сумками; открой дверь, помоги надеть пальто». В женщине должна уважаться
женственность, поэтому отец учит сына защищать свою мать. Этим вы закладываете
в ребенка правильные ценности, подготавливаете его к успешной семейной жизни.
Почаще задавайте себе вопрос: чему учится ребенок, находясь со мной?

Положительно
влияют на развитие желаемых качеств у ребенка разговоры о хороших качествах
характера их предков. Вспомните, какие 
достойные качества есть в ваших родителях, дедушках, бабушках,
рассказывайте детям о своих предках, их достоинствах, чтобы ребенок мог
гордиться своим родом.

Дети
отлично замечают и запоминают ложь взрослых. Они вообще замечают многое, на что
родители порой и внимания не обращают. Можно сколько угодно твердить, что врать
стыдно и позорно, но если взрослые сами склонны к обману, то результат не
заставит себя ждать. Даже мелкая неправда остается в памяти детей и формирует
их отношение к честности и порядочности. Когда родитель делает за ребенка
домашнее задание, а потом он представляет результат маминого труда как
собственный – это тоже обман, который не пройдет бесследно для личности
ребенка.

Дети
воспринимают мир  через родителей: если
мама постоянно в подавленном настроении, тревожна и ждет от окружающих подвоха,
будет тревожен и беспокоен ребенок. Обращайте внимание на то, что вы делаете
каждую минуту, каждый день. Это то, чему вы учите своих детей, даже если ничего
им не говорите.

Психолог отделение дневного пребывания несовершеннолетних
Иванова Елена Евгеньевна
Тел.: +7 (812) 241-31-26

Как руководителю стать образцовым примером для подчиненных

Руководитель не может контролировать каждый шаг подчиненных, но от него зависит добросовестность и ответственность сотрудников. Подавая личный пример своим поведением. Артем Бураченок предлагает оценить ваше влияние на коллектив.

Всем известен пример шведа Ингвара Кампрада, который ездит на автобусах, летает эконом-классом и в целом ведет довольно скромный образ жизни. Рассказывают, что однажды его даже не пустили на вручение премии как лучшему бизнесмену года. Охранники решили, что господин, приехавший на автобусе, не может быть серьезным предпринимателем.

Сейчас Ингвар уже отошел от оперативного управления, но данная привычка у него сформировалась еще в бытность генеральным директором IKEA. Можно прикинуть, какой прямой ущерб был нанесен компании, пересчитав те часы, что Кампрад тратил в вынужденных простоях в автобусах и очередях на самолет. Гораздо разумнее для компании было бы обеспечить ему частный самолет и личный автомобиль. Но Кампрад рассудил иначе. Он считает, что его пример – рачительного отношения к расходам – покажет всей его компании, как нужно поступать. Согласитесь, топ-менеджеры IKEA вряд ли пойдут просить оплатить билеты в бизнес-класс к человеку, который сам летает экономом.

И такой подход касается не только отношения к расходам. Руководитель – это личный пример для своих подчиненных, хотите вы этого или нет. Вы не можете проконтролировать каждый шаг ваших сотрудников, но вы можете управлять их действиями косвенно, устанавливая «нормы делания дел». Эти нормы могут быть формальными и неформальными. Формальные – это различные инструкции, положения и т.д. Неформальные формируются на конкретных примерах вашего поведения. Какие из них важнее?

Мое правило такое – формальных норм должен быть необходимый минимум. Они должны быть там, где нужно следовать букве, а не духу задачи (о разнице между буквой и духом в моей статье). Например, на АЭС, где последовательность действий оператора важна принципиально. Другой пример – путь следования заявки в финансовый отдел. Заявка должна согласовываться, утверждаться, проверяться и исполняться. Без конкретного регламента не обойтись.

Теперь о неформальных. Неформальные сигналы гораздо более действенны, так как исходят от живого человека. Это личный пример. Они, как правило, не определяют, что нужно делать. Они говорят, как следует это делать, и делают это наиболее убедительным способом. И вы, как руководитель, – главный источник таких неформальных сигналов. Ваши подчиненные смотрят, как в определенной ситуации поступили вы, и тиражируют это поведение в своей работе.

Несколько примеров.

  • Вам принесли расчет на утверждение. Вы сели и «въедливо» его проанализировали или же глянули мельком и, не отвлекаясь от других дел, мотнули головой.
  • Дело, которое поручили вашему отделу, «горит». Сроки поджимают. Вы упираетесь и, жертвуя своим личным временем, доводите задачу до конца в срок. Или же вяло констатируете, что сроки придется сдвинуть.
  • Вы даете обещание кому-то из своих сотрудников, но потом ситуация меняется и вы не можете его сдержать. Вы вместе с сотрудником продумываете, как выйти из ситуации, или же предпочитаете сделать вид, что забыли об обещании.
  • Сотрудник в вашем отделе работает неэффективно, и это очевидно всем внутри отдела. Ваши попытки «раскачать» его не увенчались успехом. Он что-то вроде «три с минусом». То есть, не так чтобы совсем ничего не делает, но и не так, чтобы на уровне остальных. Вы принимаете волевое решение и расстаетесь с ним. Или же вы предпочитаете не доставлять себе ненужных хлопот с увольнением – как-то работает, и ладно.

Как вы думаете, какие последствия будет иметь ваш выбор? Я уверен, что одним из самых сильных последствий будет эффект тиражирования. Этот выбор ваши сотрудники распространят на свои действия. «Начальник плюнул на сроки, значит, и я могу также поступить», – решит каждый у себя в голове. «Руководитель забыл про свое обещание, значит, и мои слова необязательны к исполнению». «Раз Иванов у нас работает «ни шатко, ни валко» и держится, зачем мне напрягаться и выкладываться?». Работает тот же принцип, что и с бизнес-классом в самолете. Сложно просить об отсрочке у руководителя, если ты видел, как он работал ночами, чтобы уложиться в срок.

Какие отсюда выводы:

  • Во-первых, вы источник неформальных сигналов.
  • Во-вторых, если ваши неформальные сигналы противоречат формальным, то предпочтение, скорее всего, будет отдано первым.
  • В-третьих, неформальные сигналы – один из ваших главных инструментов по работе с коллективом. Есть поговорка: «рыба гниет с головы». Ваши «неправильные» сигналы (личный пример) будут многократно растиражированы вашими подчиненными.

Но и улучшается рыба тоже с головы. Если вы будете подавать нужные сигналы, то ваша команда будет действовать нужным вам образом. А те, кто не смогут действовать так, довольно скоро окажутся вытесненными из этой команды.

И еще один момент. Каждый новый менеджер, которого вы берете в свою команду, становится между вами и вашими подчиненными. И тоже начинает (хотите вы этого, или нет) подавать неформальные сигналы. Убедиться, что это верные сигналы, – одна из ваших важнейших задач как руководителя. Если вы видите, что подчиненный вам руководитель подает «не тот» пример, необходимо срочно принимать меры. Или исправлять ситуацию с текущим руководителем, или же расставаться с ним.

«Если руководитель нерешительный, его сотрудники тоже нерешительны. Если руководитель опаздывает на работу, сотрудники также не приходят на работу вовремя», — говорит Мурат Нурпеисов, генеральный директор ООО «Консалтинговая компания «Бизнес Капитал Групп» (Тюмень).

Шесть правил

Пример руководителя должен быть заразительным, верным и ориентировать всех сотрудников на эффективную работу. Для этого необходимо использовать шесть простых правил.

Первое правило: начинать и заканчивать работу, разговоры, деятельность вовремя, особенно это касается планерок.

Второе правило: управлять через вопросы. «Хороший руководитель умен умом своих сотрудников. Задавайте вопросы перед началом выполнения поставленной задачи. Вам необходимо самому понять, сотрудникидействительнобудут выполнять то задание, которое ему дали? Они правильно вас поняли? Для этого необходимо уточнить, что будут делать ваши сотрудники», — подчеркивает Мурат Нурпеисов

Третье правило: отвечать за свои слова. «Люди копируют ваше поведение. Есливы что-то обещаете и не исполняете, будьте уверены — сотрудники будут делать то же самое. При этом, также они будут вести себя с вашими клиентами и партнерами», — говорит Мурат Нурпеисов. Сотрудники могут простить руководителю ошибку, но ложь не простят.

Четвертое правило: ловить людей на хорошем. «Хвалите своих сотрудников. Улучшается только то, на что мы обращаем внимание. Поэтому обращайте внимание на успехи сотрудников и их (успехов) будет больше», — говорит Мурат Нурпеисов. Это же правило работает и в обратном направлении: чем больше вы будете обращать внимание, акцентировать его на провалах и неудачах сотрудников, тем больше их (неудач) будет.

Пятое правило: истреблять негативную информацию и заменять ее на позитивную. Что имеется ввиду под негативной информацией? Обсуждение в коллективе политических и экономических процессов, других сотрудников (сплетни). Руководителю ни в коем случае нельзя участвовать в этих разговорах. «А самое главное, остерегайтесь стать источником негативных слухов и информации», — предостерегает руководителей Мурат Нурпеисов. Негативные разговоры надо пресекать и заменять на обсуждение планов компании и перспектив развития.

Шестое правило позволяет проконтролировать процесс выполнения предыдущих пяти правил. Необходимо фиксировать все отступления от предложенных пяти правил поведения: несоблюдение регламентов планерки, отсутствие уточняющих вопросов, участие в ненужных разговорах и другое. Такой контроль позволит вам добиться успеха, а значит достичь цели и вашим сотрудникам, и вашему предприятию.

Как работают советы Мурата Нурпеисова можно посмотреть здесь.

7.3. Искусство подавать личный пример

Одним из ведущих методов индивидуального воздействия является личный пример руководителя.

Он основывается на склонности людей к подражанию человеку, пользующемуся авторитетом у работника.

Личный пример проявляется:

1) в высокой дисциплинированности, подтянутости, внешнем виде;

2) в высокой требовательности к себе и сотрудникам, постоянном контроле над работой сотрудников;

3) в заботливом отношении к сотрудникам, их бытовому и материальному обеспечению, организации досуга;

4) в постоянном повышении своего профессионального и культурного уровня, совершенствовании управленческих навыков и организаторских способностей;

5) в строгом соблюдении норм чести, примерности в семейных отношениях, поведении в быту.

Властолюбие, высокомерие, капризы руководителя, преувеличивающего свою собственную роль, рано или поздно приведут его к такому моменту, когда злоупотребление властью станет силой, разлагающей его самого, подчиненных, взаимоотношения в коллективе и в конечном итоге – общее дело.

Практика показывает, что коллектив всегда хочет видеть в руководителе не только администратора, официального работника, которому необходимо подчиняться, но и человека, которому доверяют, верят, за которым охотно идут, который пользуется реальным авторитетом.

Социологические исследования показывают, что в среднем 60 – 70 % рабочего времени руководитель трудового коллектива тратит на непосредственную работу с людьми. Лишь на 15 % успехи руководителей зависят от чисто профессиональных знаний, а в основном они достигаются за счет умения управлять коллективом, сплачивать его, направлять усилия на достижение поставленных задач.

Руководитель должен уметь вести воспитательную работу, умело использовать материальные и моральные стимулы для укрепления дисциплины и улучшения качества работы, проявлять заботу о сотрудниках, показывать личный пример дисциплинированности, принципиальности и справедливости, быть требовательным к себе и подчиненным, воспитывать их и взыскивать с нерадивых работников.

Попытка выставить себя очень важной персоной сделает руководителя смешным в глазах коллег и сотрудников. Надо помнить известную, старую, как мир, истину: «Будьте проще, и люди к вам потянутся».

Рекомендации по этике труда руководителя

1. Будьте начальником только на работе! Вне трудового процесса Вы такой же гражданин, как любой другой член коллектива.

2. Будьте справедливы в оценке работы подчиненных и в том случае, когда ваши взаимодействия оставляют желать лучшего.

3. Будьте настороженными с теми, кто Вас хвалит, ищите мотивы их действий.

4. Без нужды не критикуйте! Критика – средство, а не цель.

5. Отказаться от неправильного решения гораздо ценнее, чем стремиться создать вокруг себя ореол непогрешимости.

6. Будьте внимательны к суждению других.

7. С особой объективностью оценивайте предложения, которые выдвигают люди, не симпатичные Вам.

8. Недопустимы поспешные выводы и наказания работников, допустивших нарушения.

9. Не бойтесь талантливых подчиненных, а гордись ими.

10. Не кричите, ибо тогда Вас не захотят слушать и понимать.

11. Не повторяйте ни публично, ни в личном разговоре критических замечаний по адресу работника, уже исправившего свою ошибку.

12. Без необходимости не вмешивайтесь в работу подчиненных.

13. Знать возможности своих работников – большое преимущество руководителя.

14. Опоздать к началу работы или из-за неподготовленности отменить назначенное собрание – это проявление неуважения к подчиненным.

15. Оставляя в рабочее время свой кабинет, всегда предупреждайте, куда уходите и когда вернетесь.

16. Занимайтесь только теми вопросами, решение которых зависит от Вас.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

A. Когда лучше подавать просьбу в банк

A. Когда лучше подавать просьбу в банк
Чтобы наш совет не затерялся между строк, мы дадим его в самом начале. Подавать просьбу в банк лучше всего до того, как вы начали искать квартиру. Те, кто когда-то понадеялся, что всё пройдёт гладко, как у всех, а потом потерял последние

3. Можно ли подавать просьбы сразу в несколько банков?

3. Можно ли подавать просьбы сразу в несколько банков?
Наличие предварительного ответа не обязывает получать ссуды именно в этом банке. Просьбы можно подать хоть во все банки сразу, вопрос, насколько это целесообразно на этапе проверки, когда торговаться об условиях ещё

Гражданский (личный).

Гражданский (личный).
Между гражданами, в основном – родственниками, кредитного договора не

7. Личный пример

7. Личный пример
Предприниматель-лидер задает тон, скорость и этику работы своей команды. У меня есть приятель, у которого был очень успешный небольшой бизнес, и однажды годовая прибыль его компании составила немного больше $1 млн. Он отлично играет в гольф и всегда мечтал

Ваш личный турбодвигатель

Ваш личный турбодвигатель
Во множестве замечательных книг и аудиокурсов подробно рассказывается о том, как назначать встречи и как представлять бизнес-планы. Поэтому мы не будем сосредоточиваться на таких аспектах сетевого маркетинга. Я расскажу вам о том, что вы должны

ЛИЧНЫЙ СТАТУС

ЛИЧНЫЙ СТАТУС

Завышенная самооценка часто бывает обусловлена социальным статусом. Не обладая особенными талантами и способностями, человек тем не менее может считать себя выше других, если он, например, богат или имеет родственников, занимающих видные государственные

Личный опыт

Личный опыт
Много лет назад, только что демобилизовавшись из армии и успев жениться, я начал работать редактором в еженедельной газете небольшого городка. И меня, конечно же, попросили выступить с речью. Первым это сделал женский клуб. Небольшая группа его членов

Личный опыт

Личный опыт
К личному развитию я активно приступил в 1970 г., отправившись в Калифорнию изучать новейшие открытия в области психологии. Я выяснил, что сначала надо избавиться от условных рефлексов, приобретенных через воспитание и социальное и культурное внушение, и лишь

Личный стиль

Личный стиль

Исключительная роль: объединять людей.
Как он добивается результата: добивается согласия и компромисса.
Доминирующее поведение: компромисс, объединение разных идей.
Фокус внимания: добиться того, чтобы сделанное было одобрено другими.
Основные личностные

Личный стиль

Личный стиль

Исключительная роль: ничего не делает хорошо.
Как он добивается результата: держится подальше от проблем.
Доминирующее поведение: ждет, пока скажут, что делать дальше.
Фокус внимания: ничего особенного, кроме собственного выживания.
Основные личностные

Личный уровень

Личный уровень
На этом уровне ваша цель – позволить другим узнать о вас немного больше. Вы должны дать другим ключевым руководителям некое представление о том, что вами движет. Может быть, вы просто начнете как-то обозначать свой гнев или свою удовлетворенность. Возможно,

Личный пример

Личный пример
Ничто из того, что мы здесь обсуждали, не является ни интеллектуально сложным, ни трудным для выполнения. Есть много того, что нужно сделать, и есть (для большинства из нас) достаточно времени, чтобы это сделать. Тем не менее, чтобы это случилось, требуется

Личный блог

Личный блог
Блоги возникли как способ самовыражения – так люди получили возможность поведать миру о себе, о том, чем они занимаются, и поделиться буквально всем – от фотографий до эмоций. Это поистине прекрасная возможность для тех, кто любит писать.Вэб-дневники, или

Личный коучинг

Личный коучинг
Если вы работаете в личном коучинге, то понимаете: проблемы у всех людей однотипные. И решение для всех находится по одной и той же схеме: требуется поставить четкую цель, разработать план правильных шагов (обязательно прочитайте статью «Концентрация на

Как подавать свое послание

Как подавать свое послание
Ваше выступление начинается еще до того, как вы произнесете первое слово. То, как вы смотрите на присутствующих в зале, как жестикулируете, стоите, перемещаетесь по сцене и пользуетесь своим голосом, расскажет о вас публике достаточно много.

Уважаемые родители!

В
рамках психологического консультирования предлагаю вам ознакомиться с  темой «Воспитание своим примером»!

В
процессе воспитания ребенка  важно
служить личным примером. Не убедительно выглядит отец с сигаретой, который
запрещает сыну курить. Ведь ребенок примерно до 5 лет воспринимает родителей,
как совершенных существ, не имеющих недостатков, как пример для подражания.
Родители являются самыми первыми учителями для своего ребенка. Они перенимают
именно то, что мы делаем ежедневно: как мы взаимодействуем с близкими, ведем
себя в общественном месте, какие у нас цели и убеждения. Все, чтобы  не происходило в семье, ребенок принимает как
должное – впитывает, что есть. Мама для ребенка олицетворяет женское начало,
папа – мужское. От отношения между супругами во многом зависит будущая семейная
жизнь их ребенка. От этих отношений зависит самооценка ребенка и отношение к
противоположному полу.

Родителям
важно уважать и любить друг друга. Правило очень простое: если мама уважает
папу – ребенок слушает обоих, папа любит маму – ребенок любит обоих. Конфликты
между супругами приводят к тому, что дети теряют уважение к обоим. Когда дети
видят, как папа постоянно заботится о жене, они будут очень сильно привязаны к
ним обоим. Мужу желательно собственным примером показывать сыну, как ухаживать
за своей женой и поощрять усилия сына в этом направлении: «Помоги маме с
сумками; открой дверь, помоги надеть пальто». В женщине должна уважаться
женственность, поэтому отец учит сына защищать свою мать. Этим вы закладываете
в ребенка правильные ценности, подготавливаете его к успешной семейной жизни.
Почаще задавайте себе вопрос: чему учится ребенок, находясь со мной?

Положительно
влияют на развитие желаемых качеств у ребенка разговоры о хороших качествах
характера их предков. Вспомните, какие 
достойные качества есть в ваших родителях, дедушках, бабушках,
рассказывайте детям о своих предках, их достоинствах, чтобы ребенок мог
гордиться своим родом.

Дети
отлично замечают и запоминают ложь взрослых. Они вообще замечают многое, на что
родители порой и внимания не обращают. Можно сколько угодно твердить, что врать
стыдно и позорно, но если взрослые сами склонны к обману, то результат не
заставит себя ждать. Даже мелкая неправда остается в памяти детей и формирует
их отношение к честности и порядочности. Когда родитель делает за ребенка
домашнее задание, а потом он представляет результат маминого труда как
собственный – это тоже обман, который не пройдет бесследно для личности
ребенка.

Дети
воспринимают мир  через родителей: если
мама постоянно в подавленном настроении, тревожна и ждет от окружающих подвоха,
будет тревожен и беспокоен ребенок. Обращайте внимание на то, что вы делаете
каждую минуту, каждый день. Это то, чему вы учите своих детей, даже если ничего
им не говорите.

Психолог отделение дневного пребывания несовершеннолетних
Иванова Елена Евгеньевна
Тел.: +7 (812) 241-31-26

В помощь  классному 
руководителю

Воспитать своим примером

     В настоящее время перед школой и обществом стоит большая
цель- воспитание новой личности, готовой к активной, творческой деятельности во
всех сферах жизни. Личность — это носитель сознания, субъект преобразования
мира на основе его познания, переживания. И именно от фигуры учителя зависит
судьба цивилизации, так как человечество подошло уже к той черте, за которой
только духовность и нравственность могут отстоять ценности земные.

    Формирование, развитие личности — процесс длительный и
сложный. Воспитывают ребенка все: люди, вещи, явления, телевидение. Не будет
преувеличением сказать, что именно классный руководитель является главным
человеческим фактором школы в деле воспитания, “конечная инстанция” всех усилий
педагогического коллектива, ибо он имеет самый тесный, непосредственный и
частый контакт с ребенком.

  Очень часто в педагогике любовь детей к педагогу становится
важнейшей движущей силой воспитания. И это очень важно. Если между классом и
педагогом нет взаимоконтакта, то сразу можно сказать, что никакой учебной,
никакой    воспитательной деятельности уже не может быть.

   Умение классного руководителя правильно обращаться с данной ему
властью, “не сломать, а поднять, не обезличить духовные силы ребенка, а
утвердить чувство его достоинства” — вот главная основная задача воспитателя.

 Современной школе необходим чуткий, знающий свое дело
воспитатель. Да, каждый учитель, даже самый талантливый проходит долгий путь
проб и ошибок. Он должен уметь воспитывать каждым своим шагом, каждым
поступком, а особенно своим отношением к жизни, к людям. Именно на основании
наблюдений за учителем делают дети свои первые выводы о том, “какие люди
вообще, есть ли добро и какое оно”. Быть примером для воспитанника — не цель, а
средство воздействия на него. Настоящий воспитатель постоянно помнит, что
воспитывает своих учеников и зовет их на большие и хорошие дела личным
примером, своими делами, словами, обещаниями, поступками. Как он ведет себя в
той или иной обстановке, так будут вести себя его подопечные.

  Личные качества классного руководителя:   
честность,принципиаль-ность, внимание к людям, доброжелательность к детям,
внимание к ним. Все эти качества вызывают огромные уважения учеников.

   Несдержанность классного руководителя, его неумение и нежелание
понять детей, приказной авторитарный стиль руководства тормозят процесс
формирования личности.

  Весьма опасен формальный подход педагога к работе. Если он знает
о сложном семейном положении учащегося, его неуспехах в учебе, однако это
знание не вызывает перестройки его планов, не рождает новых форм в работе, то
негативные последствия от этого будут налицо.

Равнодушному человеку увлечь ребят даже самыми распрекрасными
делами никогда не удастся. Можно организовать и провести любое мероприятие, но
самое важное, чтобы это “мероприятие” имело воспитательную цель.

  Задача учителя — насытить процесс воспитания положительными
эмоциями, вызвать у учащихся радость познания, заставить их почувствовать
красоту, гармонию истины. Дать понять, что высшая красота человека — это
нравственная, духовная и интеллектуальная красота его.

  Нельзя допустить, чтобы наши дети подрастали, обделенные главной
пищей для роста-духовной. Не получая этих “витаминов” ребенок может легко
подхватить “вирус” безнравственности. А для этого, к сожалению, созданы все
условия. И важно вовремя приостановить, если ребенок стоит “над пропастью”, и
спасти его. Спасти не только его самого, спасти его душу. Суметь внедрить в
него чувства “сопереживания”, “сочувствия”, “сознания” и другие качества
личности, которые развивают его внутренний мир, совесть, характер. Дать понять,
что чем больше в нем нравственности, тем больше он человек. Развитие этих
качеств у детей должно стать главной задачей системы образования на современном
этапе. Если ребенок научится слушать свое сердце, сумеет сочувствовать
ближнему, то он найдет свое место в жизни.

 Темой моей воспитательной работы является: “Воспитание и развитие
самостоятельности мышления личности”. Повысить уровень эмоциональной
воспитанности доверенного мне класса стараюсь методом переписки. Я советую
своим ученикам вести дневник, куда они записывают свои личные, сокровенные
мысли, мнения о пережитом. Главное, на первое            время,

проконтролировать,
настоять, чтобы записи обязательно были сделаны. Уже само ведение дневника
поднимает у детей стимул к работе, к учебе, дает стремление идти вперед. Так
как сама я филолог, то основная моя задача : научить детей анализировать
поступки своих товарищей, научить анализировать поступки героев произведений,
кинофильмов, причем обязательно анализировать письменно. Пусть будет запись
текста с грамматическими ошибками, которые ученик впоследствии исправит.
Главное, чтобы не было допущено в них “нравственных” ошибок. Фамилии учащихся
на дневниках не указываются, что играет немаловажную роль. Зная, что для
учителя важна не столько фамилия ученика, сколько содержание излагаемого,
ребенок откровенно, не зацикливаясь, не задумываясь о своих недостатках в
записях сможет цельно дать волю своему уму, познанию. Ну, а я при проверке
стараюсь “тихо”, “без ушибов” пустить по правильному руслу течения кораблик
своего воспитанника, не ущемляя его достоинств и интересов.

  Ребята ведут и другой дневник, куда записывают понравившиеся им
изречения о жизни, о красоте, о любви, о родных и т.д., то есть все то, что
касается прекрасного. Здесь уже грамматические ошибки недопустимы. Это помогает
ученику концентрировать свою мысль на прочитанном. Он будет мыслить, ибо ему
нужно научиться уметь извлекать из прочитанного что- нибудь нужное для своих
записей.

  В свободные минуты отдыха, заглянув в свой дневник, постоянно
перечитывая строки о прекрасном, сами того не замечая, они будут расти духовно.

  Так, учитель может стать “телефоном доверия”, другом для
учащегося. Если ученик сумеет письменно выразить свою мысль, сумеет передать
словами ту боль, которая его терзает, или передать словами минуты радости
своей, сумеет написать доброжелательное письмо, это уже прекрасно. Значит жив
Человек, значит течет в нем кровиночка, значит вырастет из него интеллигентный
человек, ибо работает в нем ум, совесть, в нем нет полного отсутствия голоса.
Если мучит ребенка вопрос: “Что есть дружба?”, “Что есть

предательство?”, “Что есть совесть?”, то не прошел даром труд педагога.

С.Н. КАШЕКОВА

учитель  русского  языка  и  литературы

средней  школы  посёлка  Акбакай

Мойынкумского  района

                                                                                                                                                                                        
Жамбылской 
области

7.3. Искусство подавать личный пример

Одним из ведущих методов индивидуального воздействия является личный пример руководителя.

Он основывается на склонности людей к подражанию человеку, пользующемуся авторитетом у работника.

Личный пример проявляется:

1) в высокой дисциплинированности, подтянутости, внешнем виде;

2) в высокой требовательности к себе и сотрудникам, постоянном контроле над работой сотрудников;

3) в заботливом отношении к сотрудникам, их бытовому и материальному обеспечению, организации досуга;

4) в постоянном повышении своего профессионального и культурного уровня, совершенствовании управленческих навыков и организаторских способностей;

5) в строгом соблюдении норм чести, примерности в семейных отношениях, поведении в быту.

Властолюбие, высокомерие, капризы руководителя, преувеличивающего свою собственную роль, рано или поздно приведут его к такому моменту, когда злоупотребление властью станет силой, разлагающей его самого, подчиненных, взаимоотношения в коллективе и в конечном итоге – общее дело.

Практика показывает, что коллектив всегда хочет видеть в руководителе не только администратора, официального работника, которому необходимо подчиняться, но и человека, которому доверяют, верят, за которым охотно идут, который пользуется реальным авторитетом.

Социологические исследования показывают, что в среднем 60 – 70 % рабочего времени руководитель трудового коллектива тратит на непосредственную работу с людьми. Лишь на 15 % успехи руководителей зависят от чисто профессиональных знаний, а в основном они достигаются за счет умения управлять коллективом, сплачивать его, направлять усилия на достижение поставленных задач.

Руководитель должен уметь вести воспитательную работу, умело использовать материальные и моральные стимулы для укрепления дисциплины и улучшения качества работы, проявлять заботу о сотрудниках, показывать личный пример дисциплинированности, принципиальности и справедливости, быть требовательным к себе и подчиненным, воспитывать их и взыскивать с нерадивых работников.

Попытка выставить себя очень важной персоной сделает руководителя смешным в глазах коллег и сотрудников. Надо помнить известную, старую, как мир, истину: «Будьте проще, и люди к вам потянутся».

Рекомендации по этике труда руководителя

1. Будьте начальником только на работе! Вне трудового процесса Вы такой же гражданин, как любой другой член коллектива.

2. Будьте справедливы в оценке работы подчиненных и в том случае, когда ваши взаимодействия оставляют желать лучшего.

3. Будьте настороженными с теми, кто Вас хвалит, ищите мотивы их действий.

4. Без нужды не критикуйте! Критика – средство, а не цель.

5. Отказаться от неправильного решения гораздо ценнее, чем стремиться создать вокруг себя ореол непогрешимости.

6. Будьте внимательны к суждению других.

7. С особой объективностью оценивайте предложения, которые выдвигают люди, не симпатичные Вам.

8. Недопустимы поспешные выводы и наказания работников, допустивших нарушения.

9. Не бойтесь талантливых подчиненных, а гордись ими.

10. Не кричите, ибо тогда Вас не захотят слушать и понимать.

11. Не повторяйте ни публично, ни в личном разговоре критических замечаний по адресу работника, уже исправившего свою ошибку.

12. Без необходимости не вмешивайтесь в работу подчиненных.

13. Знать возможности своих работников – большое преимущество руководителя.

14. Опоздать к началу работы или из-за неподготовленности отменить назначенное собрание – это проявление неуважения к подчиненным.

15. Оставляя в рабочее время свой кабинет, всегда предупреждайте, куда уходите и когда вернетесь.

16. Занимайтесь только теми вопросами, решение которых зависит от Вас.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

A. Когда лучше подавать просьбу в банк

A. Когда лучше подавать просьбу в банк
Чтобы наш совет не затерялся между строк, мы дадим его в самом начале. Подавать просьбу в банк лучше всего до того, как вы начали искать квартиру. Те, кто когда-то понадеялся, что всё пройдёт гладко, как у всех, а потом потерял последние

3. Можно ли подавать просьбы сразу в несколько банков?

3. Можно ли подавать просьбы сразу в несколько банков?
Наличие предварительного ответа не обязывает получать ссуды именно в этом банке. Просьбы можно подать хоть во все банки сразу, вопрос, насколько это целесообразно на этапе проверки, когда торговаться об условиях ещё

Гражданский (личный).

Гражданский (личный).
Между гражданами, в основном – родственниками, кредитного договора не

7. Личный пример

7. Личный пример
Предприниматель-лидер задает тон, скорость и этику работы своей команды. У меня есть приятель, у которого был очень успешный небольшой бизнес, и однажды годовая прибыль его компании составила немного больше $1 млн. Он отлично играет в гольф и всегда мечтал

Ваш личный турбодвигатель

Ваш личный турбодвигатель
Во множестве замечательных книг и аудиокурсов подробно рассказывается о том, как назначать встречи и как представлять бизнес-планы. Поэтому мы не будем сосредоточиваться на таких аспектах сетевого маркетинга. Я расскажу вам о том, что вы должны

ЛИЧНЫЙ СТАТУС

ЛИЧНЫЙ СТАТУС

Завышенная самооценка часто бывает обусловлена социальным статусом. Не обладая особенными талантами и способностями, человек тем не менее может считать себя выше других, если он, например, богат или имеет родственников, занимающих видные государственные

Личный опыт

Личный опыт
Много лет назад, только что демобилизовавшись из армии и успев жениться, я начал работать редактором в еженедельной газете небольшого городка. И меня, конечно же, попросили выступить с речью. Первым это сделал женский клуб. Небольшая группа его членов

Личный опыт

Личный опыт
К личному развитию я активно приступил в 1970 г., отправившись в Калифорнию изучать новейшие открытия в области психологии. Я выяснил, что сначала надо избавиться от условных рефлексов, приобретенных через воспитание и социальное и культурное внушение, и лишь

Личный стиль

Личный стиль

Исключительная роль: объединять людей.
Как он добивается результата: добивается согласия и компромисса.
Доминирующее поведение: компромисс, объединение разных идей.
Фокус внимания: добиться того, чтобы сделанное было одобрено другими.
Основные личностные

Личный стиль

Личный стиль

Исключительная роль: ничего не делает хорошо.
Как он добивается результата: держится подальше от проблем.
Доминирующее поведение: ждет, пока скажут, что делать дальше.
Фокус внимания: ничего особенного, кроме собственного выживания.
Основные личностные

Личный уровень

Личный уровень
На этом уровне ваша цель – позволить другим узнать о вас немного больше. Вы должны дать другим ключевым руководителям некое представление о том, что вами движет. Может быть, вы просто начнете как-то обозначать свой гнев или свою удовлетворенность. Возможно,

Личный пример

Личный пример
Ничто из того, что мы здесь обсуждали, не является ни интеллектуально сложным, ни трудным для выполнения. Есть много того, что нужно сделать, и есть (для большинства из нас) достаточно времени, чтобы это сделать. Тем не менее, чтобы это случилось, требуется

Личный блог

Личный блог
Блоги возникли как способ самовыражения – так люди получили возможность поведать миру о себе, о том, чем они занимаются, и поделиться буквально всем – от фотографий до эмоций. Это поистине прекрасная возможность для тех, кто любит писать.Вэб-дневники, или

Личный коучинг

Личный коучинг
Если вы работаете в личном коучинге, то понимаете: проблемы у всех людей однотипные. И решение для всех находится по одной и той же схеме: требуется поставить четкую цель, разработать план правильных шагов (обязательно прочитайте статью «Концентрация на

Как подавать свое послание

Как подавать свое послание
Ваше выступление начинается еще до того, как вы произнесете первое слово. То, как вы смотрите на присутствующих в зале, как жестикулируете, стоите, перемещаетесь по сцене и пользуетесь своим голосом, расскажет о вас публике достаточно много.

В помощь  классному 
руководителю

Воспитать своим примером

     В настоящее время перед школой и обществом стоит большая
цель- воспитание новой личности, готовой к активной, творческой деятельности во
всех сферах жизни. Личность — это носитель сознания, субъект преобразования
мира на основе его познания, переживания. И именно от фигуры учителя зависит
судьба цивилизации, так как человечество подошло уже к той черте, за которой
только духовность и нравственность могут отстоять ценности земные.

    Формирование, развитие личности — процесс длительный и
сложный. Воспитывают ребенка все: люди, вещи, явления, телевидение. Не будет
преувеличением сказать, что именно классный руководитель является главным
человеческим фактором школы в деле воспитания, “конечная инстанция” всех усилий
педагогического коллектива, ибо он имеет самый тесный, непосредственный и
частый контакт с ребенком.

  Очень часто в педагогике любовь детей к педагогу становится
важнейшей движущей силой воспитания. И это очень важно. Если между классом и
педагогом нет взаимоконтакта, то сразу можно сказать, что никакой учебной,
никакой    воспитательной деятельности уже не может быть.

   Умение классного руководителя правильно обращаться с данной ему
властью, “не сломать, а поднять, не обезличить духовные силы ребенка, а
утвердить чувство его достоинства” — вот главная основная задача воспитателя.

 Современной школе необходим чуткий, знающий свое дело
воспитатель. Да, каждый учитель, даже самый талантливый проходит долгий путь
проб и ошибок. Он должен уметь воспитывать каждым своим шагом, каждым
поступком, а особенно своим отношением к жизни, к людям. Именно на основании
наблюдений за учителем делают дети свои первые выводы о том, “какие люди
вообще, есть ли добро и какое оно”. Быть примером для воспитанника — не цель, а
средство воздействия на него. Настоящий воспитатель постоянно помнит, что
воспитывает своих учеников и зовет их на большие и хорошие дела личным
примером, своими делами, словами, обещаниями, поступками. Как он ведет себя в
той или иной обстановке, так будут вести себя его подопечные.

  Личные качества классного руководителя:   
честность,принципиаль-ность, внимание к людям, доброжелательность к детям,
внимание к ним. Все эти качества вызывают огромные уважения учеников.

   Несдержанность классного руководителя, его неумение и нежелание
понять детей, приказной авторитарный стиль руководства тормозят процесс
формирования личности.

  Весьма опасен формальный подход педагога к работе. Если он знает
о сложном семейном положении учащегося, его неуспехах в учебе, однако это
знание не вызывает перестройки его планов, не рождает новых форм в работе, то
негативные последствия от этого будут налицо.

Равнодушному человеку увлечь ребят даже самыми распрекрасными
делами никогда не удастся. Можно организовать и провести любое мероприятие, но
самое важное, чтобы это “мероприятие” имело воспитательную цель.

  Задача учителя — насытить процесс воспитания положительными
эмоциями, вызвать у учащихся радость познания, заставить их почувствовать
красоту, гармонию истины. Дать понять, что высшая красота человека — это
нравственная, духовная и интеллектуальная красота его.

  Нельзя допустить, чтобы наши дети подрастали, обделенные главной
пищей для роста-духовной. Не получая этих “витаминов” ребенок может легко
подхватить “вирус” безнравственности. А для этого, к сожалению, созданы все
условия. И важно вовремя приостановить, если ребенок стоит “над пропастью”, и
спасти его. Спасти не только его самого, спасти его душу. Суметь внедрить в
него чувства “сопереживания”, “сочувствия”, “сознания” и другие качества
личности, которые развивают его внутренний мир, совесть, характер. Дать понять,
что чем больше в нем нравственности, тем больше он человек. Развитие этих
качеств у детей должно стать главной задачей системы образования на современном
этапе. Если ребенок научится слушать свое сердце, сумеет сочувствовать
ближнему, то он найдет свое место в жизни.

 Темой моей воспитательной работы является: “Воспитание и развитие
самостоятельности мышления личности”. Повысить уровень эмоциональной
воспитанности доверенного мне класса стараюсь методом переписки. Я советую
своим ученикам вести дневник, куда они записывают свои личные, сокровенные
мысли, мнения о пережитом. Главное, на первое            время,

проконтролировать,
настоять, чтобы записи обязательно были сделаны. Уже само ведение дневника
поднимает у детей стимул к работе, к учебе, дает стремление идти вперед. Так
как сама я филолог, то основная моя задача : научить детей анализировать
поступки своих товарищей, научить анализировать поступки героев произведений,
кинофильмов, причем обязательно анализировать письменно. Пусть будет запись
текста с грамматическими ошибками, которые ученик впоследствии исправит.
Главное, чтобы не было допущено в них “нравственных” ошибок. Фамилии учащихся
на дневниках не указываются, что играет немаловажную роль. Зная, что для
учителя важна не столько фамилия ученика, сколько содержание излагаемого,
ребенок откровенно, не зацикливаясь, не задумываясь о своих недостатках в
записях сможет цельно дать волю своему уму, познанию. Ну, а я при проверке
стараюсь “тихо”, “без ушибов” пустить по правильному руслу течения кораблик
своего воспитанника, не ущемляя его достоинств и интересов.

  Ребята ведут и другой дневник, куда записывают понравившиеся им
изречения о жизни, о красоте, о любви, о родных и т.д., то есть все то, что
касается прекрасного. Здесь уже грамматические ошибки недопустимы. Это помогает
ученику концентрировать свою мысль на прочитанном. Он будет мыслить, ибо ему
нужно научиться уметь извлекать из прочитанного что- нибудь нужное для своих
записей.

  В свободные минуты отдыха, заглянув в свой дневник, постоянно
перечитывая строки о прекрасном, сами того не замечая, они будут расти духовно.

  Так, учитель может стать “телефоном доверия”, другом для
учащегося. Если ученик сумеет письменно выразить свою мысль, сумеет передать
словами ту боль, которая его терзает, или передать словами минуты радости
своей, сумеет написать доброжелательное письмо, это уже прекрасно. Значит жив
Человек, значит течет в нем кровиночка, значит вырастет из него интеллигентный
человек, ибо работает в нем ум, совесть, в нем нет полного отсутствия голоса.
Если мучит ребенка вопрос: “Что есть дружба?”, “Что есть

предательство?”, “Что есть совесть?”, то не прошел даром труд педагога.

С.Н. КАШЕКОВА

учитель  русского  языка  и  литературы

средней  школы  посёлка  Акбакай

Мойынкумского  района

                                                                                                                                                                                        
Жамбылской 
области

➡️ Изменения – это всегда про культуру, культуру поведения.

Так получилось, что именно культуру поведения мы считываем через наблюдение. Таким образом, мы – люди – стремимся нормализовать своё поведение в соответствии с поведением окружения.

На мой взгляд, это лучше всего демонстрирует теория «разбитых окон», которую кратко можно сформулировать как «если другим можно, то почему мне нельзя?»

И именно эту ⤴️ фразу чаще всего сотрудники произносят в контексте руководителя, когда его слова расходятся с действиями…

➡️ Отсюда следует, что если руководитель что-то требует от своих сотрудников, то он в первую очередь должен своим поведением показать, как нужно действовать (продемонстрировать новую норму):

👉 Если нужно строго соблюдать график работы, то именно руководитель должен всегда быть на рабочем месте в установленное время
👉 Если нужно использовать Систему электронного документооборота, то руководитель использует только её – никаких бумаг (кроме тех, что регламентирует законодательство)
👉 Если в компании есть дресс-код, то руководитель его соблюдает всегда

➡️ Слова = действия

Есть ещё один фактор, который влияет на эффективность ролевой модели.

Быть хорошим примером – это всегда говорить и действовать в соответствии со сказанным. Иначе подрывается доверие сотрудников. У них в голове разрыв шаблона, когда руководитель говорит одно, а действует противоположным образом.

И все слова превращаются в лозунги, которые ничем не подкрепляются, а сотрудники чувствуют себя обманутыми. А это ведёт к неудовлетворённости, снижению мотивации, падению вовлечённости и производительности труда. А значит – к убыткам компании.

🔴 Если мы говорим про человеческую сторону изменений, то любое изменение в компании начинается с руководителя:

👉 руководитель сообщает об изменениях
👉 руководитель объясняет, почему это происходит и для чего это надо
👉 руководитель своим примером показывает всем сотрудникам, как именно нужно измениться (что нужно делать для изменений и какое поведение целевое)

➡️ Да, я знаю, как сложно меняться! Наш мозг устроен таким образом, что стремится сохранить энергию и не тратить её на создание новых нейронных связей. А новые действия (изменения) – это всегда новые связи в мозге.

‼️ От скорости изменения руководителя зависит скорость внедрения изменений в компании. А значит и возврат инвестиций обратно в компанию.

➡️ Выбор у руководителя есть: меняться и менять компанию или НЕ меняться и терять время и деньги! 🤓

PS Коучинг помогает меняться руководителям и вести за собой своих сотрудников. Пишите @zhdanov_bz, расскажу подробности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Управление персоналом это руководство персоналом с целью достижения общей цели
  • Миг 400 таблетки инструкция по применению для детей
  • Руководство для директора магазина
  • Инструкция для бюджетных учреждений по бухучету
  • Стиральная машина beko wkd 25100t инструкция