Руководства по техническому обслуживанию распределенного впрыска

Официальная информация ВАЗ. 

Назначение контактов выводов («распиновка») ЭБУ Январь 5, Bosch M1.5.4, Bosch MP7.

Назначение контактов выводов («распиновка») ЭБУ M7.9.7

Назначение контактов выводов («распиновка») ЭБУ Январь 4/4.1 и GM

Назначение контактов выводов («распиновка») ЭБУ М10.3

Назначение контактов выводов («распиновка») ЭБУ M17.9.7 (ВАЗ)

Назначение контактов выводов («распиновка») ЭБУ M74

М86 Евро‑5. Электронная система управления двигателем 21129 автомобилей семейства LADA VESTA с контроллером – устройство и диагностика Скачать

МE17.9.7 / M75  Евро‑4. Электронная система управления двигателем автомобилей семейств LADA Priora, LADA Kalina, LADA 4×4, ТИ 3100.25100.12040 Скачать

М74 Евро‑4. Электронная система управления двигателем автомобилей семейств LADA SAMARA, LADA KALINA, LADA GRANTA, ТИ 3100.25100.12039 Скачать

М74 Евро‑4. Электронная система управления двигателем автомобилей семейств LADA KALINA‑2, LADA GRANTA 16V, ТИ 3100.25100.12052 Скачать

М73 Евро‑3. Электронная система управления двигателем автомобилей семейств Lada 110, Lada Samara, Lada 2105, 2107 – устройство и диагностика. Тольятти, АО АВТОВАЗ, 2009 г.  Скачать

Bosch M7.9.7.  Система управления двигателем ВАЗ 21114 (1,6 л. 8 кл.) и ВАЗ 21124 (1,6 л. 16 кл.) с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности Евро‑3 автомобилей ВАЗ 11183, ВАЗ 21101, ВАЗ 21104. Руководство по тех. обслуживанию и ремонту.  Скачать

Bosch M7.9.7.  Система управления двигателем ВАЗ 21114 (1,6 л. 8 кл.) с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности Евро‑2. Руководство по диагностике и ремонту.  Скачать.

Bosch M7.9.7. Электрическая схема системы распределенного впрыска ВАЗ 21053, 2107, 21074 (1,5 л, 8 кл.)  под нормы токсичности ЕВРО‑2 Скачать

Bosch MP7.0H. Система управления двигателем ВАЗ 2111 (1,5 л, 8 кл.) с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности ЕВРО‑2. Скачать

Bosch MP7.0H. Система управления двигателем ВАЗ 2111 (1,5 л, 8 кл.) и 2112 (1,5 л, 16 кл) с распределенным последовательным впрыском топлива под нормы токсичности ЕВРО‑3 Скачать

Bosch M1.5.4N. Электрическая схема системы распределенного впрыска ВАЗ 2107 (1,5 л, 8 кл.)  под нормы токсичности ЕВРО‑2  Скачать

Январь 4.1. Система управления двигателем ВАЗ 2111 (1,5 л. 8 кл.) с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности России. Руководство диагностике и ремонту.  Скачать

Система управления двигателем ВАЗ 2104 (1,45 л. 8 кл.)  с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности Евро‑2.  Руководство по тех. обслуживанию и ремонту.  Скачать

Шевроле – Нива
Лада «Нива»
Электросхемы

СУД ВАЗ-2123 – 40 Евро-II (Bosch MP7.0)

Руководство по эксплуатации

Руководство по ремонту

Инструкция по работе с иммобилайзером АПС‑6

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту системы управления двигателем

Трудоемкости работ по ремонту и техническому обслуживанию

Технология технического обслуживания

Список взаимозаменяемых деталей

Схемы электрооборудования

Каталог деталей

Руководство по ремонту 2123

2123 Методическое пособие курса повышения квалификации по устройству и диагностике электронных систем управления двигателем (HandOut)

Lada Niva 2020 Схемы жгутов проводов

Lada Niva GLC Glonass общая электросхема

Lada Niva Urban 21310 – 007 – 52 oбщая электросхема

Лада «Калина»

Автомобиль ВАЗ 11183 и его модификации. Технология технического обслуживания и ремонта.

Трудоемкости работ по тех. обслуживанию автомобилей ВАЗ 11183.

Электросхемы

Назначение выводов Системы дистанционного управления электропакетом «Норма» на а/м ВАЗ-11183

Электросхемы Калина 2194х

Схемы 2192, 2194 по состоянию на 05.2017

АПС 6.1 и Система Управления Электропакетом «Люкс» (1183 – 3763040/1183 – 3763040 – 10). Схема подключения, устройство и порядок работы.

Подушки безопасности а/м Калина 

ABS автомобилей семейств LADA Kalina и LADA Priora устройство, диагностика, снятие и установка основных узлов. ТИ 3100.25100.13068.

ЭМУРУ – Электро Механический Усилитель Рулевого Управления ВАЗ-11183

ВАЗ 2170 «Приора»

Тех. характеристики, номенклатура, оригинальные узлы.

Сборник технологических инструкций.

Альбом электрических схем.

Альбом электрических схем. (на 04/2016 г.)

Схемы ЭСУД а/м Приора, 21702 – 0000050 – 40, 21705 – 0000055 – 41, 21705 – 0000057 – 41/44/45

Каталог деталей и сборочных единиц.

Система надувных подушек безопасности.

Схема подключения блока комфорта а/м «Приора».

Автоматизированная механическая трансмиссия а/м Приора, основные узлы и агрегаты

Кондиционер «PANASONIC» Тех. инструкция.

Лада «Гранта»

Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту. 

Сборник технологических инструкций по ремонту и техническому обслуживанию.

Схема ЭСУД  Лада Гранта

Схема ЭСУД 2191 (05/2017)

Схемы ЭСУД 2191 (15/2019)

Гранта 2190. Каталог деталей и сборочных единиц

АКПП снятие/установка основных узлов и деталей.

Автоматизированная механическая трансмиссия а/м Лада Гранта, Приора. Система управления. ТИ 3100.25100.12053.

Система управления АКП 21902 – 1700010 «JATCO». Устройство, принцип работы, диагностика. ТИ 3100.25100.12049.

Lada Granta FL. Сборник электрических схем.

Система Lada Connect – устройство и диагностика неисправностей ТИ.3100.25100.12071

Лада «Веста»

Электрические мастер-схемы 21179

Альбом электрических схем Vesta SW Cross (CVT)

Усилитель электромеханический рулевого управления а/м Lada Vesta – устройство и диагностика. ТИ 3100.25100.12067

Электрооборудование автомобиля LADA VESTA снятие – установка основных узлов и агрегатов

Электрооборудование автомобиля LADA VESTA CNG снятие установка основных узлов и агрегатов

ЭСУД 21129 автомобилей семейства LADA VESTA с контроллером М86 ЕВРО‑5 – устройство и диагностика. Изм. 2

Электронная система контроля доступа Lada Vesta. ТИ 3100.25100.12057

Система питания КПГ LADA VESTA. ТИ 3100.25100.12079

Система управления автоматизированной механической трансмиссей LADA Vesta. ТИ 3100.25100.12055

Система экстренного реагирования при авариях автомобилей LADA VESTA. ТИ 3100.25100.12064

Двигатель ВАЗ-21179, устройство и ремонт изм.3 ТИ.3100.25100.40207

Комбинация приборов – диагностика неисправностей. ТИ.3100.25100.12072

Система управления CVT «JATCO». Устройство, принцип работы, диагностика. ТИ 3100.25100.12070

Блок дополнительных функций кузовной электроники. ТИ 3100.25100.12068

Лада «XRAY»

Lada XRAY Технические условия 4514 – 033 – 00232934 – 2018. (Изменение 5)

Lada XRAY Электрооборудование снятие и установка основных узлов и деталей. ТИ 3100.25100.20597

ЦБКЭ – Назначение, функции, диагностика. ТИ 3100.25100.12051

ЦБКЭ автомобилей LADA VESTA, LADA XRAY – устройство, диагностика неисправностей, ТИ 3100.25100.12059

Lada XRAY Трансмиссия – снятие, установка. ТИ.3100.25100.20593 (Изменение 3)

Lada XRAY Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT). ТИ.3100.25100.12070.

Lada XRAY Система ЭГУР. Диагностика неисправностей. ТИ 3100.25100.12079

Lada XRAY Переключатель режимов работы функции EDL системы курсовой устойчивости. ТИ.3100.25100.12069

Лада «Largus»
Схемы электрических соединений автомобилей LADA Largus K4M E5. 3100.25100.12060

LADA Largus снятие – установка основных оригинальных узлов. ТИ.3100.25100.20538

LADA Largus CNG снятие – установка основных оригинальных узлов. ТИ.3100.25100.20613

Lada Niva «Travel»
Сборник схем отдельных функций LADA NIVA Travel Classic

Схемы отдельных функций LADA NIVA Travel Classic

Схемы электрических соединений автомобилей LADA (4×4, Samara, Kalina, Priora).

Альбом электрических схемы автомобилей ВАЗ за 2011 г (Системы E‑GAS)

ВАЗ 2115. Оригинальные узлы. Технология технического обслуживания и ремонта. Тольятти, АО АВТОВАЗ, 1997 г.

Принципиальная электрическая схема ЭБУ М73.

Принципиальная электрическая схема ЭБУ Январь 7.2.

Монтажная схема ЭБУ Январь 7.2.

Принципиальная электрическая схема ЭБУ VS5.1 (Старая аппаратная модификация).

Принципиальная электрическая схема ЭБУ VS5.1 (Новая аппаратная модификация).

Принципиальная электрическая схема  ЭБУ: Январь 4   Январь 4.1

Принципиальная электрическая схема ЭБУ Январь 5.1:     Вариант 1    Вариант 2   Вариант 3

Инструкция пользователя на иммобилизатор АПС‑6.

Инструкция пользователя на иммобилизатор АПС‑4. Новая версия.

Бортовая система контроля БСК-10. Описание, схема, прошивка контроллера.

Кондиционер на ВАЗ – Инструкция по установке.

Таблицы для замены блока BOSCH MP7.0 на Январь 5.1 и 5.1.1

Замена блока Bosсh MP 7.0 на Bosch M1.5.4 (M1V13S64, широкополосный ДД) или Январь‑5.1.

Перечень систем распределенного впрыска топлива для автомобилей ВАЗ

Комплектация ЭБУ ВАЗ (1,5 л.) – Жгуты, датчики, исполнительные механизмы.

Основные параметры систем впрыска

Диагностический коннектор OBD‑2, назначение контактов и расшифровка кодов неисправностей.

Диагностика СУД – учебный курс для начинающих.

В этой статье я попытаюсь собрать для Вас как можно больше информации по МИКАС 7.1

В этой статье вы найдёте:

  • 1 Электронный Блок управления МИКАС 7.1
    • 1.1 Функции электронного блока управления МИКАС 7.1
  • 2 Память электронного блока управления МИКАС 7.1
    • 2.1 ОЗУ — оперативное запоминающее устройство
    • 2.2 Проверка работы выходных цепей МИКАС 7.1
    • 2.3 Управление диагностической лампой.
    • 2.4 Управление реле бензонасоса.
    • 2.5 Управление вентилятором системы охлаждения
    • 2.6 Управление реле муфты кондиционера
    • 2.7 Управление регулятором холостого хода.
    • 2.8 Управление топливными форсунками.
    • 2.9 Управление клапаном продувки адсорбера
    • 2.10 Управление блокировкой лямбда-регулятора
  • 3 Глава II. Проверки электронной системы
    • 3.1 Расположение узлов и элементов электронной системы в подкапотном пространстве
    • 3.2 Дорожные испытания МИКАС 7.1
    • 3.3 Непостоянное горение лампы диагностики
    • 3.4 Потеря памяти диагностических кодов
  • 4 Проверки работоспособности элементов и узлов системы
    • 4.1 Проверка регулятора холостого хода. Описание проверок

Электронный Блок управления МИКАС 7.1

Изготовлен на базе микропроцессора SAB80С509 фирмы SIEMENS, имеет объем оперативной памяти (RАМ) 3,25 Кбайт и постоянной памяти (RОМ) 128 Кбайт. Выходные ключи управления исполнительными устройствами имеют защиту от короткого замыкания. Система обладает само диагностикой и аварийным режимом работы в случае повреждения датчиков. Информация о текущих неисправностях системы инициируется на световом табло, установленном в салоне автомобиля (диагностическая лампа или светодиод с красным светофильтром), и заносится в па- мять блока с последующей возможностью ее получения и обработки. Блок управления имеет возможность подключения к внешнему диагностическому устройству или к внешней ЭВМ. Блок управления размещается в салоне автомобиля и закрепляется с помощью двух винтов. Не допускается попадание грязи, масла, влаги на корпус блока управления. Электронный блок является мозгом электронной системы управления — управляющим компьютером. Он имеет устройства связи с датчиками системы и исполнительными элементами и не подлежит ремонту и тестированию без специального оборудования и знаний.

Функции электронного блока управления МИКАС 7.1

Блок управления собирает информацию с датчиков системы и по сложной логике вырабатывает сигналы управления, необходимые для функционирования подсистем двигателя, обеспечивающих его работу:

• топливо подача в двигатель блок управляет включением-выключением бензонасоса; порядком и длительностью открытия форсунок

• искровое зажигание блок управляет катушками зажигания для искро образования в двигателе

• защита от детонации блок формирует угол опережения зажигания, обеспечивающий работу двигателя без детонации

• стабилизация частоты вращения холостого хода блок регулирует открытие регулятора дополнительного воздуха для поддержания частоты вращения холостого хода

• электро вентилятор системы охлаждения (на части автомобилей) блок управляет включением-выключением реле электро вентилятора системы охлаждения

• клапан продувки адсорбера (на автомобилях с нейтрализатором отработавших газов) блок управляет электромагнитным клапаном продувки адсорбера системы улавливания паров бензина, образующихся в топливном баке

• электромагнитная муфта компрессора системы кондиционирования воздуха блок управляет включением-выключением реле муфты компрессора кондиционера при поступлении сигнала на включение системы кондиционирования

Память электронного блока управления МИКАС 7.1

Как и любой компьютер, блок управления имеет встроенные запоминающие устройства — электронную память. Различают постоянное запоминающее устройство — ПЗУ, в котором находится программа (алгоритм управления двигателем и данные калибровок), настроенная на конкретную комплектацию системы управления. Информация, хранящаяся в ПЗУ, не может быть перезаписана или удалена из ПЗУ.

ОЗУ — оперативное запоминающее устройство

Память, необходимая для работы программы блока при изменении параметров управления и для хранения данных, корректирующих настройки системы под изменяющиеся условия работы двигателя. ОЗУ для хранения информации Электронный блок управления МИКАС 7.1  об отсутствии информационного обмена — загорается красный светодиод «Error». Описание проверки диагностической цепи по карте А в разделе А п.5 главы II содержит последовательность проверок для ремонта цепи. Необходимо помнить, что АСКАН-8 не управляет двигателем, а лишь отображает информацию, которую получает от блока управления. Прибор АСКАН-8 экономит время при диагностике и не допускает замены исправных узлов и деталей. Ключевым условием успешного применения прибора для диагностики является понимание механиком диагностируемой системы и ограничений прибора АСКАН-8.

Проверка работы выходных цепей МИКАС 7.1

Эта функция позволяет запитывать или отключать цепи исполнительных устройств, напрямую вмешиваясь в логику работы блока управления. Работоспособность цепи оценивается по факту включения/выключения исполнительного устройства или признакам, характеризующим это включение-выключение. Если управляемое устройство не работает, это означает необходимость проверки всех узлов электрической цепи данного устройства. Например, если не включается вентилятор, то проверяется в этом случае и исправность проводов, и клемм подключения, и реле вентилятора, а потом и сам вентилятор системы охлаждения.

Управление диагностической лампой.

Тестер включает/выключает диагностическую лампу.

Управление реле бензонасоса.

Тестер включает/выключает реле бензонасоса. На работающем двигателе такая процедура заблокирована. Режим включения/выключение бензонасоса полезен при тестировании системы топливо подачи: проверке регулятора давления, форсунок, герметичности и т.д.

Управление вентилятором системы охлаждения

(если данная функция реализована в блоке управления). Работоспособность цепи проверяется на слух по включению/выключению вентиля- тора.

Управление реле муфты кондиционера

(если данная функция реализована в блоке управления). Тестер включает/выключает кондиционер. Работоспособность цепи определяется на слух.

Управление регулятором холостого хода.

Изменение заданного числа шагов регулятора добавочного воздуха, меняет частоту вращения двигателя на холостом ходу.

Управление топливными форсунками.

На работающем двигателе включение-выключение любой из форсунок приводит к ощутимым изменениям в работе двигателя. Режим включения- выключения форсунки полезен при тестировании системы топливо подачи.

Управление клапаном продувки адсорбера

(для автомобилей с нейтрализатором). На работающем двигателе можно задавать интервал открытого состояния клапана. Режим управления клапаном необходим для проверки функционирования клапана и определяется на слух по характерным щелчкам (частота 8…12 Гц)

Управление блокировкой лямбда-регулятора

(для автомобилей с нейтрализатором). На работающем двигателе можно выключать функционирование регулятора состава смеси с обрат- ной связью по сигналу лямбда-зонда. Эта функция используется для проверки качества работы системы регулирования.

Задание, сбор и отображение параметров системы. Тестер АСКАН-8 по линии связи может считывать параметры системы, определяемые и используемые блоком управления. Запись параметров в память тестер осуществляет циклически в рабочем режиме двигателя. После этого их можно просматривать в графическом виде, сравнивая их со стандартными пара- метрами исправного двигателя. Логика проведения диагностики по приведенным диагностическим схемам позволяет по отклонениям параметров определить неисправности в системе и двигателе. Здесь мы приведем список основных параметров, доступных для считывания. На самом деле список переменных значительно шире и может использоваться для тестирования работы блока и для определения настроек двигателя для индивидуального пользователя. Латинским шрифтом приведены переменные, значение которых можно просматривать с помощью диагностического тестера DST-2M. В тестере АСКАН-8 эти же переменные представлены на русском языке.

Глава II. Проверки электронной системы

Расположение узлов и элементов электронной системы в подкапотном пространстве

ТРЕУГОЛЬНИКИ — Датчики 1. Датчик массового расхода воздуха. 2. Датчик температуры охлаждающей жидкости. 3. Датчик положения дроссельной заслонки. 4. Датчик температуры воздуха на впуске.

КРУЖКИ — Управляющие устройства 1. Форсунки. 2. Регулятор холостого хода. 3. Катушки зажигания. 4. Диагностический разъём. 5. Топливный фильтр.

Дорожные испытания МИКАС 7.1

Если при визуальном осмотре причина неисправности не выявлена, можно провести дорожное испытание с вольтметром, подсоединенным к подозреваемой цепи, или с использованием прибора АСКАН-8. Отклонение напряжения или показаний прибора АСКАН-8 при возникновении дефекта указывает на неисправность данной цепи. Прибор АСКАН-8 имеет специальный режим, называющийся режимом «запись параметра». Данный режим может быть использован для регистрации последовательных данных блока управ- ления в момент возникновения дефекта, последующего их поэлементного воспроизведения и вы- явления отклонений параметров в момент возникновения дефекта. Дополнительные сведения о режиме регистрации см. в руководстве для прибора АСКАН-8.

Непостоянное горение лампы диагностики

Непостоянное горение ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛАМПЫ и отсутствие диагностических кодов могут быть вызваны:

• электрической помехой, вызванной дефектным реле, электромагнитным клапаном или электронным ключом; они могут вызвать большое перенапряжение;

• неправильным монтажом электрооборудования, такого как фонари, радиоприемники, сигнализация и т.д;

• неправильной трассой проводов системы управления относительно высоковольтных проводов и узлов системы зажигания и генератора;

• замкнутой на «массу» вторичной обмоткой катушки зажигания;

• непостоянным замыканием на «массу» цепи ЛАМПЫ ДИАГНОСТИКИ или цепи диагностического контакта колодки диагностики;

• загрязнением, ненадежностью или неправильным присоединением контактов проводов заземления блока управления; данные провода присоединяются к впускному трубопроводу, в зоне 4-го цилиндра;

• ненадежным соединением корпуса двигателя с минусовой клеммой аккумулятора;

• неисправным генератором или реле-регулятором

Потеря памяти диагностических кодов

Для проверки отключите датчик температуры воздуха, дайте двигателю работать на холостом ходу до включения ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛАМПЫ. Код 18 должен занестись и сохраняться в памяти при выключении зажигания более чем на 10 с. Если код 18 не сохраняется, неисправен блок управления

Проверки работоспособности элементов и узлов системы

Проверка выходного сигнала датчика положения дроссельной заслонки Описание проверок

1. Осуществляется проверка показаний по прибору АСКАН-8 параметра «Дроссель» (ТНR), который при отпущенной педали привода акселератора должен соответствовать 0%.

2. Показания в % должны увеличиваться при нажатии на педаль акселератора до 95… 100%.

3. Если величина параметра «Дроссель» (ТНR) больше 1% при отпущенной педали акселератора, то следует проверить полное закрытие дроссельной заслонки и наличие небольшой «слабины» в тросе привода.

4. При необходимости проверьте влияние ковриков в салоне автомобиля на полное открытие заслонки

Проверка регулятора холостого хода. Описание проверок

1. Прибор АСКАН-8 используется в режиме управления частоты вращения холостого хода для открытия и закрытия клапана регулятора добавочного воздуха. Клапан должен плавно перемещаться в заданном диапазоне. При низкой частоте вращения холостого хода (ниже 700 об/мин) двигатель может заглохнуть. Это нормально и не свидетельствует о неисправности.

Условия:

• зажигание включено;

• значение параметра «Напряжение Бортсети» (JAUACC) по прибору АСКАН-8 ниже 6,3 В.

Что проверять:

25.1. Уровень напряжения на клеммах аккумуляторной батареи.

25.2. Уровень напряжения на контакте 4 в колодке соединения с автомобильным жгутом относительно «массы» двигателя.

25.3. Уровень напряжения на контакте 4 в колодке соединения с автомобильным жгутом относительно точки крепления «Б» клеммы силовой «массы» системы управления.

25.4. Надежность электрического соединения в колодке подключения к автомобильному жгуту.

25.5. Обрыв в проводе 27 (ОБ).

25.6. Короткое замыкание провода 65 (К) или провода 66 (Р) на «массу».

Как проверять

25.1.1. Измерьте напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. Оно должно быть не ниже 11 В.

25.2.2. Выключите зажигание. Отсоединив колодку соединения жгута проводов системы управления от автомобильного жгута проводов, включите зажигание и измерьте напряжение на контакте «15» относительно «массы» двигателя и относительно точки крепления «Б» клеммы силовой «массы» системы управления. Оно должно совпадать с напряжением аккумуляторной батареи.

25.4.3. При выключенном зажигании подключите колодку электрического соединения жгута проводов к автомобильному жгуту. Отключите блок управления от жгута проводов. Включите зажигание и измерьте относительно «массы» напряжение на контакте 27 розетки соединителя блока управления. Оно должно быть не ниже 11 В.

25.5.4. При выключенном зажигании и отключенном от жгута блоке управления и отключенной ко- лодке соединения с автомобильным жгутом убедитесь в отсутствии обрыва в проводе 27 (ОБ), измерив сопротивление между контактом 27 (ОБ) в розетке соединителя блока управления и контакте «15» в колодке.

 НПП Элкар, 2001  П.Г. Теремякин, Д.А. Баранов, 2001  ЗАО «Легион-Автодата» 2001, 2005

Статья будет дополняться и обновляться, спасибо, что Вы нас читаете.

Яндекс Дзен

6.3.1 Система распределенного впрыска (MPFI) бензинового двигателя

Система распределенного впрыска (MPFI) бензинового двигателя

Общая информация и меры предосторожности

Системы Simos 2P и Magneti-Marelli 1AV относятся к семейству систем управления
двигателем замкнутого типа. Такие системы осуществляют управление как непосредственно
над впрыском топлива, так и над его воспламенением. Данная Часть Главы посвящена
только компонентам системы питания. В число основных компонентов рассматриваемых
систем входят: топливный бак с установленным внутри него погружным электрическим
бензонасосом, топливный фильтр, линии подачи и возврата топлива, корпус дросселя,
топливная магистраль, четыре инжектора впрыска топлива, а также электронный блок
управления (ECU) в комплекте с информационными датчиками, исполнительными устройствами
и соединительной электропроводкой. Обе системы практически идентичны друг другу
и отличаются лишь деталями конструкции впускного трубопровода и ECU.

Бензонасос обеспечивает непрерывную подачу топлива через фильтр картриджного типа
в топливную магистраль под небольшим избыточным давлением. Регулятор давления
топлива обеспечивает постоянный напор на инжекторах впрыска. Избыток горючего
по возвратной линии поступает обратно в топливный бак. Такая система непрерывной
подачи позволяет снизить температуру топлива и предотвратить его испарение.

Открывание и закрывание инжекторов производится по команде электронного блока
управления (ECU), вычисляющего момент и продолжительность впрыска на основании
анализа поступающих информационных сигналов об оборотах двигателя, положении и
скорости перемещения дроссельной заслонки, глубине разрежения в впускном трубопроводе,
температуре всасываемого воздуха, температуре охлаждающей жидкости, составе отработавших
газов и т.д.

Всасываемый в двигатель воздух проходит через воздухоочиститель, внутрь которого
устанавливается изготовленный из плотной бумаги сменный фильтрующий элемент. Температура
всасываемого воздуха регулируется посредством вакуумного клапана, установленного
в кожухе воздухоочистителя и позволяющего смешивать наружный воздух с поступающим
через кожух нагревателя, размещенный над выпускным коллектором.

Температура поступающего в корпус дросселя воздуха измеряется установленным на
впускном трубопроводе датчиком. Параллельно датчик отслеживает абсолютное давление
в трубопроводе. Вся информация поступает в ECU и используется им при определении
оптимального воздушно-топливной смеси в соответствии с текущими эксплуатационными
параметрами двигателя.

Управление оборотами холостого хода двигателя осуществляется частично электронным
модулем положения дроссельной заслонки, установленным сверху на корпусе дросселя,
а частично — системой зажигания, за счет изменения установок угла опережения зажигания.
Ввиду сказанного необходимость в ручных корректировках оборотов отпадает и возможность
ее конструкцией системы не предусмотрена. Информация о положении и скорости перемещения
дроссельной заслонки поставляется в ECU специальным датчиком, иногда именуемым
также потенциометром дроссельной заслонки. Датчик расположен на левой стенке корпуса
дросселя.

Содержание кислорода в отработавших газах непрерывно отслеживается ECU через l-зонд,
установленный в переднюю секцию системы выпуска (впереди каталитического преобразователя).
Анализируя поступающую информацию, ECU выдает команды на корректировку угла опережения
зажигания и продолжительность впрыска, формируя тем самым оптимальную по составу
воздушно-топливную смесь. В результате, необходимость в ручной корректировке содержания
СО в отработавших газах также отпадает. В стандартную комплектацию всех рассматриваемых
в настоящем Руководстве моделей входит каталитический преобразователь.

В дополнение к перечисленным функциям, ECU осуществляет управление функционированием
системы улавливания топливных испарений.

Следует заметить, что диагностика отказов всех систем управления двигателем возможна
лишь при помощи специального электронного считывателя. В случае любых нарушений
функционирования системы следует без промедления обращаться к специалистам фирменного
сервис-центра компании Skoda, которые произведут считывание и расшифровку записанных
в блок памяти ECU кодов выявленных системой самодиагностики неисправностей. Порядок
замены отказавших компонентов системы описан в нижеследующих Разделах Главы.

В этой статье я попытаюсь собрать для Вас как можно больше информации по МИКАС 7.1

В этой статье вы найдёте:

  • 1 Электронный Блок управления МИКАС 7.1
    • 1.1 Функции электронного блока управления МИКАС 7.1
  • 2 Память электронного блока управления МИКАС 7.1
    • 2.1 ОЗУ — оперативное запоминающее устройство
    • 2.2 Проверка работы выходных цепей МИКАС 7.1
    • 2.3 Управление диагностической лампой.
    • 2.4 Управление реле бензонасоса.
    • 2.5 Управление вентилятором системы охлаждения
    • 2.6 Управление реле муфты кондиционера
    • 2.7 Управление регулятором холостого хода.
    • 2.8 Управление топливными форсунками.
    • 2.9 Управление клапаном продувки адсорбера
    • 2.10 Управление блокировкой лямбда-регулятора
  • 3 Глава II. Проверки электронной системы
    • 3.1 Расположение узлов и элементов электронной системы в подкапотном пространстве
    • 3.2 Дорожные испытания МИКАС 7.1
    • 3.3 Непостоянное горение лампы диагностики
    • 3.4 Потеря памяти диагностических кодов
  • 4 Проверки работоспособности элементов и узлов системы
    • 4.1 Проверка регулятора холостого хода. Описание проверок

Электронный Блок управления МИКАС 7.1

Изготовлен на базе микропроцессора SAB80С509 фирмы SIEMENS, имеет объем оперативной памяти (RАМ) 3,25 Кбайт и постоянной памяти (RОМ) 128 Кбайт. Выходные ключи управления исполнительными устройствами имеют защиту от короткого замыкания. Система обладает само диагностикой и аварийным режимом работы в случае повреждения датчиков. Информация о текущих неисправностях системы инициируется на световом табло, установленном в салоне автомобиля (диагностическая лампа или светодиод с красным светофильтром), и заносится в па- мять блока с последующей возможностью ее получения и обработки. Блок управления имеет возможность подключения к внешнему диагностическому устройству или к внешней ЭВМ. Блок управления размещается в салоне автомобиля и закрепляется с помощью двух винтов. Не допускается попадание грязи, масла, влаги на корпус блока управления. Электронный блок является мозгом электронной системы управления — управляющим компьютером. Он имеет устройства связи с датчиками системы и исполнительными элементами и не подлежит ремонту и тестированию без специального оборудования и знаний.

Функции электронного блока управления МИКАС 7.1

Блок управления собирает информацию с датчиков системы и по сложной логике вырабатывает сигналы управления, необходимые для функционирования подсистем двигателя, обеспечивающих его работу:

• топливо подача в двигатель блок управляет включением-выключением бензонасоса; порядком и длительностью открытия форсунок

• искровое зажигание блок управляет катушками зажигания для искро образования в двигателе

• защита от детонации блок формирует угол опережения зажигания, обеспечивающий работу двигателя без детонации

• стабилизация частоты вращения холостого хода блок регулирует открытие регулятора дополнительного воздуха для поддержания частоты вращения холостого хода

• электро вентилятор системы охлаждения (на части автомобилей) блок управляет включением-выключением реле электро вентилятора системы охлаждения

• клапан продувки адсорбера (на автомобилях с нейтрализатором отработавших газов) блок управляет электромагнитным клапаном продувки адсорбера системы улавливания паров бензина, образующихся в топливном баке

• электромагнитная муфта компрессора системы кондиционирования воздуха блок управляет включением-выключением реле муфты компрессора кондиционера при поступлении сигнала на включение системы кондиционирования

Память электронного блока управления МИКАС 7.1

Как и любой компьютер, блок управления имеет встроенные запоминающие устройства — электронную память. Различают постоянное запоминающее устройство — ПЗУ, в котором находится программа (алгоритм управления двигателем и данные калибровок), настроенная на конкретную комплектацию системы управления. Информация, хранящаяся в ПЗУ, не может быть перезаписана или удалена из ПЗУ.

ОЗУ — оперативное запоминающее устройство

Память, необходимая для работы программы блока при изменении параметров управления и для хранения данных, корректирующих настройки системы под изменяющиеся условия работы двигателя. ОЗУ для хранения информации Электронный блок управления МИКАС 7.1  об отсутствии информационного обмена — загорается красный светодиод «Error». Описание проверки диагностической цепи по карте А в разделе А п.5 главы II содержит последовательность проверок для ремонта цепи. Необходимо помнить, что АСКАН-8 не управляет двигателем, а лишь отображает информацию, которую получает от блока управления. Прибор АСКАН-8 экономит время при диагностике и не допускает замены исправных узлов и деталей. Ключевым условием успешного применения прибора для диагностики является понимание механиком диагностируемой системы и ограничений прибора АСКАН-8.

Проверка работы выходных цепей МИКАС 7.1

Эта функция позволяет запитывать или отключать цепи исполнительных устройств, напрямую вмешиваясь в логику работы блока управления. Работоспособность цепи оценивается по факту включения/выключения исполнительного устройства или признакам, характеризующим это включение-выключение. Если управляемое устройство не работает, это означает необходимость проверки всех узлов электрической цепи данного устройства. Например, если не включается вентилятор, то проверяется в этом случае и исправность проводов, и клемм подключения, и реле вентилятора, а потом и сам вентилятор системы охлаждения.

Управление диагностической лампой.

Тестер включает/выключает диагностическую лампу.

Управление реле бензонасоса.

Тестер включает/выключает реле бензонасоса. На работающем двигателе такая процедура заблокирована. Режим включения/выключение бензонасоса полезен при тестировании системы топливо подачи: проверке регулятора давления, форсунок, герметичности и т.д.

Управление вентилятором системы охлаждения

(если данная функция реализована в блоке управления). Работоспособность цепи проверяется на слух по включению/выключению вентиля- тора.

Управление реле муфты кондиционера

(если данная функция реализована в блоке управления). Тестер включает/выключает кондиционер. Работоспособность цепи определяется на слух.

Управление регулятором холостого хода.

Изменение заданного числа шагов регулятора добавочного воздуха, меняет частоту вращения двигателя на холостом ходу.

Управление топливными форсунками.

На работающем двигателе включение-выключение любой из форсунок приводит к ощутимым изменениям в работе двигателя. Режим включения- выключения форсунки полезен при тестировании системы топливо подачи.

Управление клапаном продувки адсорбера

(для автомобилей с нейтрализатором). На работающем двигателе можно задавать интервал открытого состояния клапана. Режим управления клапаном необходим для проверки функционирования клапана и определяется на слух по характерным щелчкам (частота 8…12 Гц)

Управление блокировкой лямбда-регулятора

(для автомобилей с нейтрализатором). На работающем двигателе можно выключать функционирование регулятора состава смеси с обрат- ной связью по сигналу лямбда-зонда. Эта функция используется для проверки качества работы системы регулирования.

Задание, сбор и отображение параметров системы. Тестер АСКАН-8 по линии связи может считывать параметры системы, определяемые и используемые блоком управления. Запись параметров в память тестер осуществляет циклически в рабочем режиме двигателя. После этого их можно просматривать в графическом виде, сравнивая их со стандартными пара- метрами исправного двигателя. Логика проведения диагностики по приведенным диагностическим схемам позволяет по отклонениям параметров определить неисправности в системе и двигателе. Здесь мы приведем список основных параметров, доступных для считывания. На самом деле список переменных значительно шире и может использоваться для тестирования работы блока и для определения настроек двигателя для индивидуального пользователя. Латинским шрифтом приведены переменные, значение которых можно просматривать с помощью диагностического тестера DST-2M. В тестере АСКАН-8 эти же переменные представлены на русском языке.

Глава II. Проверки электронной системы

Расположение узлов и элементов электронной системы в подкапотном пространстве

ТРЕУГОЛЬНИКИ — Датчики 1. Датчик массового расхода воздуха. 2. Датчик температуры охлаждающей жидкости. 3. Датчик положения дроссельной заслонки. 4. Датчик температуры воздуха на впуске.

КРУЖКИ — Управляющие устройства 1. Форсунки. 2. Регулятор холостого хода. 3. Катушки зажигания. 4. Диагностический разъём. 5. Топливный фильтр.

Дорожные испытания МИКАС 7.1

Если при визуальном осмотре причина неисправности не выявлена, можно провести дорожное испытание с вольтметром, подсоединенным к подозреваемой цепи, или с использованием прибора АСКАН-8. Отклонение напряжения или показаний прибора АСКАН-8 при возникновении дефекта указывает на неисправность данной цепи. Прибор АСКАН-8 имеет специальный режим, называющийся режимом «запись параметра». Данный режим может быть использован для регистрации последовательных данных блока управ- ления в момент возникновения дефекта, последующего их поэлементного воспроизведения и вы- явления отклонений параметров в момент возникновения дефекта. Дополнительные сведения о режиме регистрации см. в руководстве для прибора АСКАН-8.

Непостоянное горение лампы диагностики

Непостоянное горение ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛАМПЫ и отсутствие диагностических кодов могут быть вызваны:

• электрической помехой, вызванной дефектным реле, электромагнитным клапаном или электронным ключом; они могут вызвать большое перенапряжение;

• неправильным монтажом электрооборудования, такого как фонари, радиоприемники, сигнализация и т.д;

• неправильной трассой проводов системы управления относительно высоковольтных проводов и узлов системы зажигания и генератора;

• замкнутой на «массу» вторичной обмоткой катушки зажигания;

• непостоянным замыканием на «массу» цепи ЛАМПЫ ДИАГНОСТИКИ или цепи диагностического контакта колодки диагностики;

• загрязнением, ненадежностью или неправильным присоединением контактов проводов заземления блока управления; данные провода присоединяются к впускному трубопроводу, в зоне 4-го цилиндра;

• ненадежным соединением корпуса двигателя с минусовой клеммой аккумулятора;

• неисправным генератором или реле-регулятором

Потеря памяти диагностических кодов

Для проверки отключите датчик температуры воздуха, дайте двигателю работать на холостом ходу до включения ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛАМПЫ. Код 18 должен занестись и сохраняться в памяти при выключении зажигания более чем на 10 с. Если код 18 не сохраняется, неисправен блок управления

Проверки работоспособности элементов и узлов системы

Проверка выходного сигнала датчика положения дроссельной заслонки Описание проверок

1. Осуществляется проверка показаний по прибору АСКАН-8 параметра «Дроссель» (ТНR), который при отпущенной педали привода акселератора должен соответствовать 0%.

2. Показания в % должны увеличиваться при нажатии на педаль акселератора до 95… 100%.

3. Если величина параметра «Дроссель» (ТНR) больше 1% при отпущенной педали акселератора, то следует проверить полное закрытие дроссельной заслонки и наличие небольшой «слабины» в тросе привода.

4. При необходимости проверьте влияние ковриков в салоне автомобиля на полное открытие заслонки

Проверка регулятора холостого хода. Описание проверок

1. Прибор АСКАН-8 используется в режиме управления частоты вращения холостого хода для открытия и закрытия клапана регулятора добавочного воздуха. Клапан должен плавно перемещаться в заданном диапазоне. При низкой частоте вращения холостого хода (ниже 700 об/мин) двигатель может заглохнуть. Это нормально и не свидетельствует о неисправности.

Условия:

• зажигание включено;

• значение параметра «Напряжение Бортсети» (JAUACC) по прибору АСКАН-8 ниже 6,3 В.

Что проверять:

25.1. Уровень напряжения на клеммах аккумуляторной батареи.

25.2. Уровень напряжения на контакте 4 в колодке соединения с автомобильным жгутом относительно «массы» двигателя.

25.3. Уровень напряжения на контакте 4 в колодке соединения с автомобильным жгутом относительно точки крепления «Б» клеммы силовой «массы» системы управления.

25.4. Надежность электрического соединения в колодке подключения к автомобильному жгуту.

25.5. Обрыв в проводе 27 (ОБ).

25.6. Короткое замыкание провода 65 (К) или провода 66 (Р) на «массу».

Как проверять

25.1.1. Измерьте напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. Оно должно быть не ниже 11 В.

25.2.2. Выключите зажигание. Отсоединив колодку соединения жгута проводов системы управления от автомобильного жгута проводов, включите зажигание и измерьте напряжение на контакте «15» относительно «массы» двигателя и относительно точки крепления «Б» клеммы силовой «массы» системы управления. Оно должно совпадать с напряжением аккумуляторной батареи.

25.4.3. При выключенном зажигании подключите колодку электрического соединения жгута проводов к автомобильному жгуту. Отключите блок управления от жгута проводов. Включите зажигание и измерьте относительно «массы» напряжение на контакте 27 розетки соединителя блока управления. Оно должно быть не ниже 11 В.

25.5.4. При выключенном зажигании и отключенном от жгута блоке управления и отключенной ко- лодке соединения с автомобильным жгутом убедитесь в отсутствии обрыва в проводе 27 (ОБ), измерив сопротивление между контактом 27 (ОБ) в розетке соединителя блока управления и контакте «15» в колодке.

 НПП Элкар, 2001  П.Г. Теремякин, Д.А. Баранов, 2001  ЗАО «Легион-Автодата» 2001, 2005

Статья будет дополняться и обновляться, спасибо, что Вы нас читаете.

Яндекс Дзен

Категории

Книги

  • Аппаратура
  • Бизнес
  • Беллетристика
  • Военная история
  • Гуманитарные науки
  • Для детей
  • Дизайн
  • Дизайн и графика
  • Дом и семья
  • Естественные науки
  • Живопись и рисование
  • Здоровье
  • История
  • Кулинария
  • Культура
  • Наука и учеба
  • Научно-популярное
  • Операционные системы и базы данных
  • Программирование
  • Профессии
  • Психология
  • Стихи и поэзия
  • Сетевые технологии
  • Техника
  • Хобби и ремесла
  • Фото и видео
  • Хобби и развлечения
  • WEB-разработки
  • Человек
  • Фантастика
  • Эзотерика
  • Разное

Аудиокниги

  • Беллестристика
  • Детям
  • Обучение
  • Развлечения
  • Стихи и поэзия
  • Человек и психология
  • Языки
  • Разное

Журналы

  • Автомобильные
  • Архитектура и строительство
  • Бизнес
  • Военные
  • Гуманитарные
  • Здоровье
  • Дизайн интерьеров
  • Дом и сад
  • Для детей и родителей
  • Спортивные
  • Сделай сам
  • Рукоделие
  • Вязание и шитье
  • Компьютерные
  • Кулинарные
  • Развлекательные
  • Научно-популярные
  • Технические
  • Фото и графика
  • Электроника

КнигаРуководство по техническому обслуживанию распределенного впрыска топлива двигателя ВАЗ-2111 с контроллером М1.5.4.

Название: Руководство по техническому обслуживанию распределенного впрыска топлива двигателя ВАЗ-2111 с контроллером М1.5.4.
Издательство: За рулем
Год: 2000
Формат: DJVU
Размер: 6.1Мб
Качество:хорошее
Страниц:100
Руководство по техническому обслуживанию распределенного впрыска топлива двигателя ВАЗ-2111 с контроллером М1.5.4 устанавливаемого на автомобили ВАЗ-21083,21093,21099,2111,21102.
Скачать:
Depositfiles
Hotfile

Рейтинг:
4.8 баллов /
2537 оценок
Формат: Книга
Уже скачали: 12746 раз

ПохожиеКниги

Нам показалось, чтоКниги ниже Вас заинтересуют не меньше. Эти издания Вы так же можете скачивать и читать совершенно бесплатно на сайте!

  • АудиокнигаПамятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства (ч.1-Русская провинция)

  • ЖурналБронежилет водителя

    Бронежилет водителя

    Название: Бронежилет водителяАвтор: Пётр АртёмовИздательство: Родные просторыГод: 2010Страниц: 122Формат: pdf Размер: 28.1 МбISBN 978-5-902741-89-3Данная книга, позволяет водителю, свободно ориентир . . .

  • АудиокнигаСанкт-Петербург - культурная столица: История. Памятники. Известные люди

  • АудиокнигаПамятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства (ч.1-Русская провинция)

  • ЖурналГрузовой автомобиль ЗИС-5

    Грузовой автомобиль ЗИС-5

    Название: Грузовой автомобиль ЗИС-5Автор: Н. ПоликарповИздательство: ЦейхгаузСтраниц: 54Формат: PDFРазмер: 61,5 МбКачество: ХорошееЯзык: РусскийГод издания: 2007ISBN: 5977100213Иллюстрированное издан . . .

  • ЖурналПриватный дом №5 2010

    Приватный дом №5 2010

    Название: Приватный домГод / месяц: 2010 / майНомер: 5Формат: PDFРазмер: 76 МБ»Приватный дом» – журнал компетентных практических советов, ориентированных на конечного потребителя, который строит/ремон . . .

  • ЖурналСамоделки для строителя

    Самоделки для строителя

    Автор: Глушков С. А.Название: Самоделки для строителяИздательство: Эксмо-ПрессГод: 2001Страниц: 384ISBN: 5-04-008502-8Формат: pdfРазмер: 13.65 МбЯзык: русскийКачество: хорошееВ книге представлены лучш . . .

  • ЖурналКолизей

    Колизей

    Автор: Мэри Берд, Кийт ХопкинсНазвание: КолизейИздательство: Эксмо, МидгардГод: 2007Страниц: 192ISBN: 978-5-699-23900-9Формат: pdfРазмер: 45.5 МбЯзык: русскийКачество: хорошееЭто грандиозное сооружени . . .

  • ЖурналДеревянные храмы Украинских Карпат

    Деревянные храмы Украинских Карпат

    Название: Деревянные храмы Украинских КарпатНазвание на языке оригинала: Дерев*яні храми Українських КарпатАвтор: Прибега Л. В.Издательство: Техника, КиевГод издания: 2007Страниц: 164ISBN: 966-575-028 . . .

  • ЖурналУкраинская сакральная деревянная архитектура

    Украинская сакральная деревянная архитектура

    Название: Украинская сакральная деревянная архитектураНазвание на языке оригинала: Дерев*яні храми Українських КарпатАвтор: Тарас Я.М.Издательство: Львів, Інститут народознавства НАН УкраїниГод издани . . .

Вы не зарегистрированы!

Если вы хотите скачивать книги, журналы и аудиокниги бесплатно, без рекламы и без смс, оставлять комментарии и отзывы,
учавствовать в различных интересных мероприятиях, получать скидки в книжных магазинах и многое другое,
то Вам необходимо зарегистрироваться в нашей Электронной Библиотеке.

Отзывы читателей


Ой!

К сожалению, в нашей Бесплатной Библиотеке пока нет отзывов о КнигеРуководство по техническому обслуживанию распределенного впрыска топлива двигателя ВАЗ-2111 с контроллером М1.5.4..
Помогите нам и другим читателям окунуться в сюжетКниги и узнать Ваше мнение. Оставьте свой отзыв или обзор сейчас,
это займет у Вас всего-лишь несколько минут.


libcats.org

Обложка книги Руководство по техническому обслуживанию распределенного впрыска топлива двигателя ВАЗ-2111 с контроллером М1.5.4.

Руководство по техническому обслуживанию распределенного впрыска топлива двигателя ВАЗ-2111 с контроллером М1.5.4.

Книга Руководство по техническому обслуживанию распределенного впрыска топлива… Руководство по техническому обслуживанию распределенного впрыска топлива двигателя ВАЗ-2111 с контроллером М1.5.4. Книги Авто Автор: В.И.Коноплев Год издания: 2000 Формат: djvu Издат.:За рулем Страниц: 100 Размер: 6.1Мб Язык: Русский0 (голосов: 0) Оценка:Руководство по техническому обслуживанию распределенного впрыска топлива двигателя ВАЗ-2111 с контроллером М1.5.4 устанавливаемого на автомобили ВАЗ-21083,21093,21099,2111,21102.

Популярные книги за неделю:

Только что пользователи скачали эти книги:

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту системы управления двигателем ЗМЗ 4062.10 с распределенным впрыском МИКАС 7.1

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2

Страниц: 128

Год издания: 2005

Язык: Русский

Книга представляет собой практическое руководство по ремонту и техническому обслуживанию системы управления рабочим процессом двигателей ЗМЗ 4062.10 и 4052.10 с впрыском МИКАС 7.1. Книга может быть использована при работе с системой МИКАС 5.4. Для специалистов, работающих в области создания систем управления автомобильными двигателями и знакомыми с теорией ДВС. Кроме того, книга может быть полезна для лиц, занимающихся эксплуатацией и ремонтом двигателей с впрыском бензина.

Отзывы

Владимир, Днепропетровск, 27.11.2016
Очень удобный сервис, всем советую. Все очень просто и понятно, не требуется совершать лишних действий.

Артём, Одесса, 07.11.2016
На этот ресурс попал совершенно случайно. Был поражен быстроте и функциональности. Удобная процедура поиска позволяет быстро получить доступ той информации, которая необходима для работы или досуга. Несмотря на массу подобных сервисов в сети, очень сложно найти такой, который будет импонировать пользователю. В данном случае все мои требования удовлетворены.

Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:

Часто задаваемые вопросы

1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как
на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться
и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF,
а для смартфона — EPUB.

2. Можно ли книги с вашего сайта читать на смартфоне?
Да. Как для iOS, так и для Android есть много удобных программ для чтения книг.

3. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по летной эксплуатации су 25
  • Октава 101вм руководство по эксплуатации
  • Домино а 120 инструкция на русском
  • Guitto ggp 02 инструкция на русском
  • Скрытое окрашивание волос дома пошаговая инструкция