Руководства по пропедевтике

  • About
  • Blog
  • Projects
  • Help
  • Donate

    Donate icon
    An illustration of a heart shape

  • Contact
  • Jobs
  • Volunteer
  • People

Пропедевтика внутренних болезней

Bookreader Item Preview

Addeddate
2022-08-10 08:25:18
Identifier
B-001-038-233-ALL
Identifier-ark
ark:/13960/s2wxf6fr8v8
Ocr
tesseract 5.2.0-1-gc42a
Ocr_detected_lang
ru
Ocr_detected_lang_conf
1.0000
Ocr_detected_script
Cyrillic
Ocr_detected_script_conf
0.9934
Ocr_module_version
0.0.17
Ocr_parameters
-l rus+Latin+eng
Page_number_confidence
97.72
Pdf_module_version
0.0.19

comment

Reviews

There are no reviews yet. Be the first one to
write a review.

SIMILAR ITEMS (based on metadata)

Е.В.Смирнова

Пропедевтика внутренних болезней

Учебное пособие

Настоящее
учебное пособие призвано оказать помощь
курсантам в овладении основами врачебной
деятельности — методикой обследования
больного, семиотикой заболеваний
внутренних органов, знанием основных
клинических синдромов, встречающихся
при патологических состояниях. Освоение
определенной суммой знаний по этим
вопросам, приобретение необходимых
практических навыков подготавливает
будущего врача любой клинической
специальности к
важнейшему
элементу его профессиональной деятельности
— диагностическому процессу.

При
изложении материала предлагаемого
пособия учтены достижения современной
медицины, изменившие клиническую
значимость ряда общепринятых
диагностических манипуляций, некоторых
традиционно описываемых в терапевтических
руководствах симптомов, а также
выдвинувшие новые инструментальные
методы исследований в число решающих
для постановки диагноза некоторых
состояний. При описании важнейших
синдромов внутренних
заболеваний
отражены лишь непосредственно их
составляющие симптомы, и не приводится
все многообразие сопутствующих зачастую
патологических явлений. Это должно
обеспечить формирование более четкого
представления о критериях

постановки
соответствующего диагноза, что
представляется особенно важным в начале
обучения клинической медицине.

Пособие написано
в соответствии с тематикой изучения
пропедевтики внутренних болезней в
первом семестре третьего курса,
завершающемуся зачетом. Оно не подменяет
учебника по данной дисциплине и
лекционного курса и может быть полезно
лишь в процессе усвоения материала
практических занятий и отработки
диагностических ма-нипуляций под
руководством преподавателя.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Характеристика
методов исследования больного.

1. Расспрос.

2. Осмотр.

3. Пальпация.

4. Перкуссия.

5. Аускультация.

6. Клиническая
топография.

II. Непосредственное
исследование больного.

1. Расспрос.

1.1. Жалобы
больного.

1.2. Анамнез
болезни.

1.3. Анамнез
жизни.

2. Физикальное
исследование.

2.1. Общий
осмотр.

2.2. Исследование
сердечно-сосудистой системы.

2.3. Исследование
дыхательной системы.

2.4. Исследование
органов живота.

III.
Важнейшие клинические синдромы при
заболеваниях

сердечно-сосудистой
и дыхательной систем.

1. Недостаточность
кровообращения.

2. Синдром
поражения сердечной мышцы.

3. Стеноз левого
атрио-вентрикулярного отверстия.

4. Недостаточность
митрального клапана.

5. Стеноз устья
аорты.

6. Недостаточность
клапана аорты.

7. Недостаточность
трехстворчатого клапана.

8. Синдром
дыхательной недостаточности.

9. Синдром
уплотнения легочной ткани.

10. Синдром
эмфиземы легких.

11. Бронхоспастический
синдром.

12. Синдром
полости в легочной ткани.

13. Синдром
скопления жидкости в плевральной
полости.

14. Синдром
скопления воздуха в плевральной полости.

.

Характеристика
методов исследования больного

Диагностический
процесс начинается с выявления
признаков или симптомов болезни. Для
этого проводится обследование
(examen) больного, которое слагается из
двух основных разделов: расспроса и
объективного исследования. Последнее,
в свою очередь, разделяется на
физикальное (производимое врачом с
помощью его органов чувств) и
лабораторно-инструментальное.

Расспрос

Расспрос
(interrogatio) часто называют субъективным
исследованием, однако это не совсем
правильно, т.к. выявляемые путем расспроса
симптомы часто могут быть установлены
врачом и объективно, например, одышка,
отеки, кашель.

Расспрос
больного включает выяснение:

1) жалоб;

2) истории заболевания
— anamnesis (воспоминание) morbi (morbus — болезнь);

3) истории жизни
(anamnesis vitae).

Расспрос
является важным методом диагностики,
которым должен владеть врач любой
специальности. Крупный вклад в
совершенствование этого метода внес
профессор московского университета
Г.А.Захарьин (1829 — 1897). Он довел этот
метод до высоты ис-кусства. Правильно
провести расспрос — задача трудная,
особенно для начинающего врача. Здесь
необходимы выдержка, такт, знания и
умение.

Обычно в начале
расспроса больному предоставляется
возможность свободно высказаться
относительно того, что привело его к
врачу. Для этого врач задает общий
вопрос: «Что Вас беспокоит?» или
«На что Вы жалуетесь?». Такой прием
имеет очень большой смысл. Во-первых,
он является демонстрацией внимания
врача к больному, способствует
возникновению чувства доверия со стороны
пациента. Во-вторых, во время изложения
больным его жалоб врач изучает больного,
оценивает его психическое состояние,
отношение к болезни, интеллектуальный
уровень. В ходе рассказа больного у
врача формируется первая диагностическая
гипотеза относительно того, какое
заболевание имеется у данного пациента,
или какая система поражена. Дальше
врач должен вести целенаправленный
расспрос, уточняя и детализируя каждую
жалобу, строго придерживаясь определенных
правил. Постановка вопросов, их форма
и содержание должны быть адаптированы
к уровню общего развития больного.
Вопросы должны быть просты и ясны, речь
врача доброжелательной. Беседа ведется
в спокойной обстановке, желательно
наедине с больным.

Г.А.Захарьин
писал, что расспрос можно считать
достаточно полным, если по окончании
его больной ничего не может добавить.

Осмотр

Осмотр
(inspectio)- это метод диагностического
обследования больного, основанный на
зрительном восприятии врача. Для
получения ценных и достоверных результатов
при осмотре необходимо соблюдение
определенных правил. Осмотр лучше
проводить при дневном или при рассеянном
искусственном освещении. Целиком или
частично обнаженный больной должен
быть весь последовательно осмотрен в
прямом и боковом освещении. Последнее
особенно удобно для определения рельефа
и контуров различных частей тела и
выявления пульсаций на его поверхности.

Осмотр начинается
с момента встречи врача с больным. Во
время беседы оценивается внешний вид,
манера поведения, осанка, походка,
выражение лица, сознание больного и
т.д. Различают общий и местный осмотр.
Первый касается всего больного в целом,
проводится в начале всякого исследования.
Местный осмотр предусматривает осмотр
отдельных частей тела, органов и систем.

Пальпация

Пальпация
(palpatio) — клинический метод непосредственного
исследования больного с помощью осязания
для изучения физических свойств тканей
и органов, топографических соотношений
между ними, их болезненности.

Этот метод
исследования известен со времен
Гиппократа, однако вплоть до XIX века
применение его ограничивалось изучением
состояния кожи, суставов, костей и
свойств пульса. С середины XIX века в
клиническую практику вошли изучение
голосового дрожания и верхушечного
толчка сердца, а систематическая
пальпация брюшной полости стала
обязательной лишь с конца прошлого и
начала нынешнего века.

В зависимости
от преследуемых целей применяют два
вида пальпации: поверхностную и глубокую.

Поверхностная
пальпация кожи, суставов, грудной клетки,
живота применяется как общее,
ориентировочное исследование.

Глубокая
пальпация служит для целей детального
изучения и более точной локализации
патологических изменений. Наиболее
полно разработана глубокая, скользящая
методическая пальпация живота, методика
которой будет подробно изложена в
разделе «Исследование пищеварительной
системы».

Разновидностью
глубокой является проникающая пальпация,
используемая для определения болезненности
в определенных точках (аппендикулярной,
желчного пузыря и др.).

Общие правила
пальпации. При проведении пальпации
необходимо неукоснительно соблюдать
определенные правила. Врач сидит справа
от больного, лицом к нему, наблюдая за
его реакцией. Руки врача должны быть
теплыми (холод вызывает рефлекторное
сокраще-

ние мышц), сухими,
с остриженными ногтями, движения рук —
плавными, всякое усиление давления —
постепенным.

Больной лежит
на твердой постели (на мягком ложе
прогибается туловище, опускается таз,
затрудняется равномерное расслабление
мышц), голова вместе с плечами должна
быть слегка приподнята, находясь на
подушке, руки свободно расположены
вдоль туловища, ноги вытянуты или слегка
согнуты в тазобедренных и коленных
суставах с упором под стопы или
подкладыванием валика под колени.

Пальпация может
проводиться в положении больного лежа
на спине, лежа на боку и в вертикальном
положении. Об особенностях пальпации
в этих случаях будет рассказано в
следующих главах.

Для получения
с помощью пальпации надежных результатов
требуется длительное и систематическое
упражнение в ней, сознательное ее
применение. По выражению Исмара Боаса
необходимо «пальпировать, думая, и
думать, пальпируя».

Перкуссия

Перкуссия
(percussio) — объективный метод исследования
больного, состоящий в выстукивании
участков тела и определении по характеру
возникающего при этом звука физических
свойств расположенных под перкутируемым
местом органов и тканей (главным
образом их различной плотности,
воздушности, эластичности). Гиппократ
с помощью постукивания выявлял скопление
в животе жидкости или газа.

Научную основу
метода систематической перкуссии
разработал венский врач Л. Ауенбруггер,
который в 1761 г. опубликовал трактат
«Новое открытие, позволяющее на
основании выстукивания грудной клетки
обнаружить скрытые грудные болезни».
Автор предлагал производить перкуссию,
нанося удары пальцами правой руки по
грудной клетке. К сожалению, этот
выдающийся труд Ауэнбруггера не был
должным образом оценен и в течение
следующих 50 лет не использовался. В
1808 г. лейб-медик Наполеона Бонапарта
Корвизар, переведя книгу Ауэнбруггера
на французский язык, не только применил,
но и усовершенствовал метод перкуссии.
Он использовал ее для распознавания
заболеваний сердца и легких, для
диагностики аневризмы аорты.

В 1827 г. был
предложен для перкуссии плессиметр
(plessio — ударяю, metron — мера) — пластинка,
которая прикладывается к телу и по ней
наносятся удары. Через 14 лет стали
применять специальный перкуссионный
молоточек. В отличие от непосредственной
перкуссии Ауэнбруггера перкуссия с
использованием инструментов называется
опосредованной.

В России метод
выстукивания был впервые применен в
конце XVIII века в Петербургском военном
госпитале Я.А.Саполовичем, который
выявил наличие жидкости в плевральной
полости. В дальнейшем многие отечественные
клиницисты успешно применяли и
совершенствовали этот метод.

В настоящее
время наибольшее распространение во
всем мире получила методика непосредственной
перкуссии пальцем по пальцу, предложенная
русским ученым Г.И.Сокольским в 1835 г. В
качестве плессиметра используется
средний палец левой руки, а удары
наносятся средним пальцем правой руки.
Этот метод перкуссии позволяет оценить
изменение перкуторного звука не только
с помощью слуха, но и осязания
пальцем-плессиметром.

При постукивании
по участку тела возникают колебания
подлежащих сред. Часть этих колебаний
имеет частоту и амплитуду достаточные
для слухового восприятия звука.
Различают высокие и низкие перкуторные
звуки. Высота звука прямо пропорциональна

плотности подлежащих
сред. Так, при перкуссии участков
грудной клетки в месте прилегания
воздушной легочной ткани образуются
низкие звуки, а в области расположения
плотной ткани сердца — высокие. Сила
или громкость звука зависит от амплитуды
колеба-

ний, которая с
одной стороны, определяется силой
перкуторного удара, с другой — обратно
пропорциональна плотности колеблющегося
тела. Продолжительность перкуторного
звука характеризуется временем угасания
колебаний, которое находится в прямой
зависимости от исходной амплитуды
колебаний и в обратной — от плотности
колеблющегося тела.

Ткани
человеческого тела неоднородны по
плотности. Большую плотность имеют
кости, мышцы, жидкости в полостях, печень,
селезенка, сердце. Перкуссия в области
расположения этих органов дает
непродолжительный, тихий, высокий или
тупой перкуторный звук. К тканям или
органам малой плотности относятся те,
которые содержат много воздуха (легкие).
Перкуссия легких с нормальной
воздушностью дает достаточно
продолжительный, громкий, низкий звук,
который называется ясным легочным.
Над желудком, петлями кишок, при
скоплении воздуха в плевральной полости
возникает громкий,
продолжительный, низкий, гармонический
музыкальный звук, похожий на звук при
ударе в барабан — тимпанический звук
(tympanon — барабан).

В зависимости
от силы перкуторного удара различают
громкую, тихую и тишайшую перкуссию. В
зависимости от целей выделяются два
вида перкуссии: топографическая и
сравнительная.

При топографической
перкуссии определяют границы и размеры
органов или образований. Сравнительная
перкуссия имеет целью выявить наличие
патологических изменений в симметричных
участках легких, плевральных полостях,
брюшной полости.

Основные правила
перкуссии.

Средний палец
левой руки, палец-плессиметр, прикладывают
плотно на всем протяжении без большого
давления. Другие пальцы не должны быть
к нему прижаты. Рас-

полагается
плессиметр параллельно искомой границе
органа.

Перкуторный
удар наносится движением кисти в
лучезапястном суставе средним пальцем
правой руки по средней фаланге
пальца-плессиметра, строго перпендикулярно
ей. Следует наносить два удара
(ориентировочный и оценочный). Удары
должны быть короткими и отрывистыми.

Перкуссию
проводят всегда от ясного звука к тупому.
Границу органа следует отмечать по
наружному краю пальца-плессиметра,
обращенному к зоне ясного звука.

Аускультация

Аускультация
(auscultatio) — выслушивание звуковых феноменов,
возникающих при механической работе
внутренних органов.

Акт дыхания,
сокращения сердца, движения желудка и
кишок вызывают в тканевых структурах
упругие колебания, часть которых
достигает поверхности тела. Эти колебания
могут выслушиваться, если приложить
ухо к телу больного (прямая или
непосредственная

аускультация) или
через прибор для выслушивания (непрямая
или опосредованная аускультация).

Как метод
исследования аускультация применялась
в медицине очень давно. В работах
Гиппократа приводятся сведения о шуме
трения плевры, который сравнивается со
«скрипом кожаного ремня», о влажных
хрипах, напоминающих звуки при кипении
уксуса.

Заслуга
в разработке и внедрении во врачебную
практику аускультации принадлежит
французскому клиницисту Р.Лаэннеку ,
который в 1816 г. впервые применил этот
метод исследования, а в 1819 г. опубликовал
труд «О посредственной аускультации
и распознава-нии болезней легких и
сердца, основанном главным
образом, на
этом новом методе исследования».
Лаэннеком был предложен и первый
стетоскоп (stethos — грудь, scopeo — смотрю) —
прибор для выслушивания. Он представлял
собой полую, с каналом в 6 мм, де-

ревянную трубку
длиной 33 см, разнимавшуюся для удобства
посредине. В дальнейшем стетоскоп
подвергался многократным усовершенствованиям
и изменениям.

Лаэннек обосновал
клиническую ценность аускультации,
проверяя результаты ее по секционным
данным, описал и дал название почти
всем аускультативным феноменам
(везикулярное и бронхиальное дыхание,
сухие и влажные хрипы, крепитация). В
России метод аускультации был внедрен
в 1825 г. П. А. Чаруковским в Медико-хирургической
академии.

Звуки,
воспринимаемые при аускультации,
характеризуются силой, высотой, тембром,
длительностью. Характер воспринимаемого
ухом звука зависит в значительной
степени от свойств тканей, отделяющих
ухо человека от звучащего органа, а
также от звукопро-водимости и резонирующей
способности. Хорошо проводят звуки
плотные, однородные ткани, например,
уплотненная легочная ткань. Мягкие,
воздушные ткани обладают плохой
звукопроницаемостью.

Ухо человека
воспринимает звуковые колебания с
частотой от 20 до 2000 гц, но наиболее
чувствительно к частотам около 1000 гц.
Поэтому при равной звуковой энергии
звуки с частотами, близкими к 1000 гц,
кажутся более громкими, чем звуки более
низких или высоких диапазонов. Труднее
воспринимается слабый звук вслед за
сильным.

В настоящее
время врачи пользуются и прямой, и
непрямой аускультацией. При первом
способе звуки воспринимаются без
искажений. Но он неприменим для
аускультации определенных областей
(надключичные ямки, подмышечные области
и др.). Непрямая аускультация более
гигиенична, удобнее для врача, особенно
при выслушивании тяжелого больного.
Она позволяет выслушивать более слабые
и высокие звуки. Звуки с частотой
колебаний от 20 до 200 гц (III тон сердца)
лучше выслушиваются при помощи стетоскопа,
а звуки с частотой свыше 200 гц (диастолический
шум аортальной не-

достаточности) —
с применением мембранного фонендоскопа.

 Правила
и техника аускультации
.

Для получения
достоверных результатов при аускультации
необходима тишина в помещении, комфортная
температура воздуха, удобное положение
больного и врача. Необходима герметизация
системы «тело больного — ухо врача»,
прежде всего плотное и полное прилегание
раструба стетоскопа к выслушиваемой
поверхности. При густом волосяном
покрове участок кожи, где производится
выслушивание, можно смочить водой, чем
устраняется возникновение дополнительных
звуков. Следует в ряде случаев пользоваться
такими приемами, как выслушивание
дыхательных и сердечных шумов после
кашля, физической нагрузки, при задержке
дыхания, перемене положения тела и т.п.

Аускультация
является очень важным методом для
распознавания различных заболеваний,
особенно сердца, легких. Трудности
заключаются не столько в слабой
слышимости, сколько в дифференциации
и правильном истолковании сложных
звуков, что достигается только на основе
опыта.

Клиническая
топография

Для локализации
патологических изменений (болезненность,
поражение кожи) и проекции границ
внутренних органов на наружную поверхность
тела человека врач должен пользоваться
едиными ориентирами и знать  наружную
клиническую топографию. Топографические
линии и образуемые ими области
определяют по естественным опознавательным
пунктам человеческого тела. Этими
опознавательными пунктами являются:

1) ключицы;

2) ребра и реберные
дуги;

3) грудина, ее
рукоятка, тело и мечевидный отросток;

4) угол Людовика
(angulus Ludovici) — соединение рукоятки грудины
с ее телом — опознавательный пункт для
2-ого ребра;

5) остистые отростки
позвонков (отдельно выявляется остистый
отросток 7-ого шейного позвонка —
наиболее выступающий при наклоне головы
вперед);

6) лопатки, нижний
угол которых при опущенных руках
находится на уровне 7-ого ребра;

7) гребни подвздошных
костей;

8) лобковое
сочленение;

9) надключичные и
подключичные ямки;

10) яремная ямка;

11) подмышечные
ямки;

12) межреберные
промежутки;

13) надлопаточные
ямки;

15) межлопаточное
пространство;

16) поясничная
область.

Опознавательными
вертикальными линиями являются
:

1) передняя срединная
линия (linea mediana anterior), проходящая
вертикально по середине грудины;

2) грудинные линии
(ll. sternalis dextra et sin.), проходящие по краям
грудины;

3)
срединноключичные линии (ll. medioclavicularis
dex. et
sin.) — вертикаль, проходящая через середину
ключицы;

4)
окологрудинные линии (ll. parasternalis
dex.
et
sin.)
— по середине расстояния между грудинной
и срединноключичной линиями;

5)
передние подмышечные линии (ll. axillaris
anterior
dex.
et sin.), проходящие по переднему краю
подмышечной впадины;

6)
средние подмышечные линии (ll. axillaris
media dex. et
sin), проходящие через середину подмышечной
впадины;

7)
задние подмышечные линии (ll. axillaris
posterior
dex.
et sin.), проходящие по заднему краю
подмышечной впадины;

8) позвоночная
линия или задняя срединная (l. mediana
posterior), проходящая по остистым отросткам
позвонков;

9) лопаточные линии
(ll. scapularis dex. et sin.), проходящие через угол
лопатки при опущенных руках;

10) околопозвоночные
линии (ll. paravertebralis dex. et sin.) — посередине
между позвоночной и лопаточной линиями.

Горизонтальные
опознавательные линии
:

1) двуреберная
(l. bicostalis), соединяющая нижние концы
реберных дуг;

2) двуподвздошная
(l. biiliaca), соединяющая верхние передние
ости подвздошных костей.

Поверхность
живота делится на ряд областей:

1) эпигастральная
— regio epigastrica — верхняя срединная часть
передней брюшной поверхности, ограниченная
сверху сходящимися к мечевидному
отростку реберными дугами, с боков —
парастернальными линиями, снизу —
двуреберной линией;

2) подреберные
области — regio hypochondrica dex. et sin. — граничащие
с эпигастральной справа и слева по тем
же линиям;

3) мезогастральная
или пупочная — regio mesogastrica — расположенная
в средней части живота, вокруг пупка,
ограниченная сверху двуреберной, с
боков — парастернальными, снизу —
двуподвздошной линиями;

4) боковые области
живота — regio abdominalis dex. et sin. — области живота
справа и слева от пупочной области;

5) надлобковая —
regio suprapubica — нижняя средняя часть живота,
ограниченная сверху двуподвздошной,
с боков — парастернальными линиями,
снизу — лобковым сочленением;

6) подвздошные
области — regio iliaca dex. et sin. – справа и слева
от надлобковой области.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Ю. В. Щукин, В. А. Дьячков, А. Е. Рябов

ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ:

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТА

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия

для студентов, обучающихся по специальностям: 060101 65 Лечебное дело, 060103 65 Педиатрия

Самара 2012

УДК 616-071(07) ББК 51.1(2)2

Щ95

Рецензенты:

Ослопов Владимир Николаевич – доктор медицинских наук профессор, заслуженный деятель науки РТ, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней ГБОУ ВПО«Казанскийгосударственныймедицинскийуниверситет» Министерстваздравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Кузнецов Александр Николаевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой факультетской терапии ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинскаяакадемия» МинистерстваздравоохраненияисоциальногоразвитияРоссийской Федерации.

Щукин Ю. В., Дьячков В. А., Рябов А. Е.

Пропедевтика внутренних болезней: методы исследования пациента : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: 060101 65 − Лечебное дело, 060103 65 − Педиатрия. Самара : ООО «Издательство Ас Гард», 2012. 280 с.

ISBN 978-5-4259-0153-8

Коллектив авторов:

Щукин Ю. В. – заведующий кафедрой пропедевтической терапии Самарского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор;

Дьячков В. А. – доцент кафедры пропедевтической терапии Самарского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук;

Рябов А. Е. – доцент кафедры пропедевтической терапии Самарского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук.

Учебное пособие содержит сведения об основных методах клинического обследования пациента при изучении дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» и предполагает освоение практических навыков как при непосредственном участии преподавателя, так и при самостоятельном изучении предмета. Рассматриваются основные правила оформления учебной истории болезни, указан перечень практических навыков, необходимыхстудентамприосвоениикурсапропедевтики внутренних болезней. Материал, содержащийся в пособии, направлен в соответствие с ФГОС ВПО по специальностям 060101 65 – Лечебное дело и 060103 65 – Педиатрия на приобретение студентом общепрофессиональной компетенции, а именно формирование способности и готовности проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, резуль- татысовременныхлабораторно-инструментальныхисследований, написатьмедицинскую карту стационарного больного (ПК-5).

ISBN 978-5-4259-0153-8

© Коллектив авторов, 2012

© ГБОУ ВПО СамГМУ

Минздравсоцразвития России, 2012

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Чтобы кого-либо вылечить, нужно сперва поставить правильный диагноз. А чтобы суметь поставить правильный диагноз, нужно обладать не только основательнымимедицинскимипознаниями, ноиподлинной заинтересованностью в излечении болезни. Недостаточно быть врачом надо еще уметь помочь.

Бертольт Брехт

Клинический опыт приобретается годами практики, умение вынести верное суждение о характере заболевания – трудом всей жизни, а освоить новую технику можно в два счета.

Б. Лаун

Понятие о пропедевтике внутренних болезней

Учение о методах распознавания заболеваний носит название диагностики или пропедевтики. Термином «диагностика» обозначают весь процесс исследования, наблюдения и рассуждения врача для определения болезни и состояния больного.

Распознавание болезни основывается на исследовании больного и изучении проявлений или симптомов заболевания. Итогом диагностического исследования является определение диагноза болезни. Диагноз – краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состоянии больного, выраженное в терминах современной медицинской науки (diagnosis morbi – обозначение болезни по принятой классификации).

3

Пропедевтика внутренних болезней: методы исследования пациента

Диагностика как научная дисциплина состоит из 3 основных разделов:

изучение методов наблюдения и исследования больного – врачебная диагностика;

изучение диагностического значения симптомов болезни – семиология;

изучение особенностей мышления при распознавании забо-

левания – методика диагноза.

Диагностический процесс начинается с выявления признаков или симптомов болезни. Для этого проводится обследование (examen) больного, которое слагается из двух основных разделов: субъективного и объективного исследования. Субъективное исследование – это знакомство с болезненными ощущениями пациента, его психикой, историей болезни и жизни, состоянием здоровья ближайших родственников. Объективное исследование – это изучение пациента при помощи физических методов, производимых медицинским работником с помощью его органов чувств (таких, как осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), и лабораторно-инструментальных.

Общееклиническоеисследованиенаправленонадетальноеизучение больного с целью выявления конкретного патологического процесса, вызвавшего нарушение нормальной жизнедеятельности. Здоровый человек не испытывает никаких неприятных ощущений. Болезнь же проявляется различными симптомами, отражающими сущность развившегося патологического процесса в той или иной системе.

Важным разделом пропедевтики внутренних болезней является семиотика – учение о признаках (симптомах) болезней. Точное знание симптомов и механизмов их возникновения – главное условие распознавания заболевания и правильного лечения. Не меньшее внимание уделяется также и различным синдромам (симптомокомплексам). При этом под синдромом понимается совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом.

Пропедевтика – одна из первых клинических дисциплин в обучении врача, при освоении которой студент впервые применяет свои теоретические знания в практической медицине.

4

Введение

Основы этики и деонтологии

Одной из важных задач пропедевтики внутренних болезней является воспитание у студентов высоких морально-нравствен- ных качеств, его готовности всегда прийти на помощь больному. Наука о взаимоотношениях врача и больного носит название ме-

дицинской деонтологии (deon, dentos – долг, должное + logos –

учение). Принципы медицинской деонтологии (в частности, сохранение врачебной тайны) должны соблюдаться студентами при общениисбольнымиужевпроцессеизученияпропедевтикивнутренних болезней.

Взаимоотношения врача и пациента глубоко своеобразны. Врачу всегда необходимо помнить, что больной во многом качественно отличается от здорового человека. Психические сдвиги наблюдаются практически при всех вариантах патологии внутренних органов и проявляются в той или иной степени глубокими переживаниями и страхом за свою судьбу. От того, как врач выслушивает больного, собирает анамнез, проводит осмотр, во многом зависит доверие пациента к нему, что играет весьма существенную роль в лечебном процессе.

Беседа врача и больного должна быть выстроена так, чтобы каждое обращение было устремлено на благотворное влияние на психику пациента, его настроение. Необходимо укреплять уверенность больного в его выздоровлении.

Все отрицательные действия на больного со стороны врача и персонала носят название ятрогений. В большинстве случаев они возникают не по злому умыслу врача, а по неосторожности или небрежности.

Таким образом, в работе врача всегда должен присутствовать самоконтроль. Согласно философии древних мыслителей: «Если ты дважды подумаешь и один раз скажешь, то ты скажешь вдвое лучше».

5

Пропедевтика внутренних болезней: методы исследования пациента

ГЛАВА 1

РАССПРОС БОЛЬНОГО ПО СИСТЕМАМ

Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач.

В. М. Бехтерев

Трудно переоценить диагностическое значение задушевной беседы с больным. К сожалению, умение беседовать с больным доступно не каждому, так как для овладения этим искусством надо иметь не только отзывчивое сердце, но и большой запас профессиональных и общекультурных знаний, который не дается априорно, а накапливается врачом в течение жизни.

А. Виноградов

Данные анамнеза – это не просто перечисление симптомов. Слушая рассказ пациента, врач открывает для себя новое не только о настоящем заболевании, но и о личности больного.

Е. Браунвальд

Общее исследование включает расспрос, осмотр, измерение температуры тела, антропометрию, пальпацию, перкуссию, аускультацию.

Субъективное исследование основано на расспросе (interrogatio). Он играет исключительно важную роль в распознавании

6

Глава 1

многих заболеваний внутренних органов. Однако, такое значение расспрос больного приобретает только в тех случаях, если он проводится обстоятельно и методически грамотно. Известно, что правильный предварительный диагноз по данным опроса можно поставить у 50 % больных, а на основании опроса и физикальных методов – в 80–85 % случаев. И лишь у 15–20 % для постановки диагноза требуется дополнительное лабораторное и инструментальное исследования.

Хотя расспрос называют субъективным исследованием, однако это не совсем правильно, так как выявляемые путем расспроса симптомы часто могут быть установлены врачом и объективно, например, одышка, отеки, кашель. Не следует думать, что расспрос является простым методом диагностики. Ему надо долго учиться. Искусство беседы с больным человеком требует не только навыка, но и известного таланта. При этом необходимо помнить, что расспрос – это не только метод диагностики, но и мощный фактор психотерапевтического воздействия. Совершенно очевидно, что многие заболевания имеют, так называемые функциональные наслоения и сопровождаются изменениями психики («мне стало легче после разговора»).

Именно в этом разделе следует сказать о совокупности норм поведения и морали, которые определяют взаимоотношения медицинского работника и больного. Они составляют основу медицинской этики и деонтологии (учение о должном). Врач должен обладать высоким профессионализмом, ответственностью, бескорыстно оказывать помощь пациенту, не нанося ему вреда своими действиями.

Проведение расспроса имеет свои определенные правила:

врач должен обладать навыком не только слушать, но и слышать пациента;

необходимо умение вести с пациентом диалог, используя разные стили общения;

врачу необходимо иметь способность находить общий язык с любым пациентом;

беседу с пациентом следует вести «один на один», присутствие третьих лиц исключается;

7

Пропедевтика внутренних болезней: методы исследования пациента

пациенту надо давать положительную информацию, настраивающую его на перспективы пусть даже минимального улучшения;

цивилизованный пациент должен быть информирован о характере болезни и перспективах лечения;

постановку вопросов, их форму и содержание необходимо адаптировать к уровню общего развития больного.

Расспрос больного включает выяснение:

1)жалоб;

2)истории заболевания (anamnesis morbi);

3)истории жизни (anamnesis vitae).

Расспрос начинается с выяснения необходимых паспортных данных (фамилии, имени, отчества, возраста, пола, места жительства, профессии и места работы, даты госпитализации). Эти сведения не носят формальный характер, а играют важную диагностическую роль, так как те или иные заболевания часто бывают присущи определенному возрасту, полу, представителям конкретных профессий.

Обычно в начале расспроса больному предоставляется возможность свободно высказаться относительно того, что привело его на прием. Для этого пациенту задается общий вопрос: «Что Вас беспокоит?» или «На что Вы жалуетесь?». Такой прием имеет очень большой смысл. Во-первых, он является демонстрацией внимания к больному, способствует возникновению чувства довериясостороныпациента. Во-вторых, вовремяизложениябольнымегожалобврачизучаетпациента, оцениваетегопсихическое состояние, отношение к болезни, интеллектуальный уровень. В ходе рассказа больного формируется первая диагностическая гипотеза относительно того, какое заболевание имеется у данного пациента, или какая система поражена. Дальше следует вести целенаправленный расспрос, уточняя и детализируя каждую жалобу, строго придерживаясь определенных правил.

Поскольку больной может предъявлять много разнообразных жалоб, то закономерным выглядит выделение из их круга основных (главных) и дополнительных (второстепенных) жалоб. Жалобы группируют по системам – органы дыхания, кровообра-

8

Глава 1

щения, пищеварения и т. д. Основная задача при сборе жалоб сводится к их максимальной детализации, т. е. выяснению всех черт, присущих тому или иному симптому. Например, давящие боли за грудиной, возникающие при ходьбе, иррадиирующие в левую руку, продолжающиеся 3–5 минут и купирующиеся приемом нитроглицерина, характерны для ишемической болезни сердца (стенокардии напряжения). Тогда как непродолжительные колющие боли в области верхушки сердца, возникающие при эмоциональном перенапряжении и купирующиеся приемом корвалола, свойственны нейроциркуляторной дистонии. Главные жалобы определяют суть проблем пациента, т. е. они привели его наприем. Именноонихарактеризуютосновноезаболеваниеиего осложнения. Второстепенные жалобы свойственны сопутствующим заболеваниям.

В целом же, какой бы системы ни касались жалобы больного, при расспросе необходимо придерживаться определенной схемы. Знание ее крайне важно для студентов, делающих первые шаги в изучении диагностики внутренних болезней.

Костно-мышечная система. Пациент может предъявлять жалобы на боли в конечностях, мышцах, суставах. Необходимо уточнить локализацию болей (в каких именно суставах, костях, мышцах), их длительность, характер (постоянные или периодические; «летучие», переходящие с одного сустава на другой, или локальные; когда возникают – в состоянии покоя или при выполнениидвижений, связьспеременойпогоды). Такжебольногоможет беспокоить отечность, покраснение, деформация суставов, их тугоподвижность или ограничение объема движения; боли и затруднения при движении в позвоночнике (уточнить в каких отделах). Выяснение этих вопросов имеет большое диагностическое значение.

Нервная система и органы чувств. При расспросе больно-

го необходимо обратить внимание на его сон (нормальный, бессонница, сонливость днем, сновидения), настроение (спокойное, подавленное, возбужденное, повышенная раздражительность),

9

Пропедевтика внутренних болезней: методы исследования пациента

общительность, головные боли (их локализация, характер, частота, продолжительность, связь с какими-то причинами, сопровождаются ли рвотой, обмороком), шум в голове.

Головные боли и головокружение наблюдаются при артериальной гипертензии, анемии. При атеросклеротическом поражении сосудов головного мозга возможно появления шума в ушах и голове. Тошнота и рвота могут быть проявлением сотрясения головного мозга.

При расспросе больного необходимо обратить внимание на остроту зрения (нормальная, пониженная, близорукость, дальнозоркость, нарушение ночного зрения, наличие мелькания мушек перед глазами); оценить слух (ослаблен, глухота, шум в ушах); состояние обоняния (нормальное, обостренное, пониженное, отсутствует); вкус (нормальный, сниженный, извращение вкуса).

Система органов дыхания. При патологии системы дыхания больные могут жаловаться на затруднение носового дыхания, сухость и першение в горле, кашель, одышку, приступы удушья, боли в грудной клетке, кровохарканье.

Нарушение носового дыхания возможно при местных патоло-

гических процессах (воспаление, полипы, искривление носовой перегородки). При наличии воспаления необходимо выяснить наличие у больного насморка, характер выделений из носа (слизистые или гнойные), их количество, запах, наличие носовых кровотечений (могут возникать при гипертоническом кризе, лейкозе, циррозе печени).

Ощущениесухостиилипершениявгорленаблюдаетсяприраз-

личных патологических процессах, локализующихся в гортани. Кашель – это рефлекторный защитный акт в ответ на скопление в дыхательных путях мокроты, слизи или попадания в них инородного тела. При жалобе больного на кашель необходимо выяснить, при каких условиях он появляется (в положении на боку, лежа с опущенным вниз головным концом кровати, при переохлаждении, в утренние часы, вечером или ночью), каков характер кашля (тихий, громкий, лающий, беззвучный, сухой или с отделением мокроты, постоянный или периодический). При на-

10

Соседние файлы в предмете Пропедевтика внутренних болезней

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    03.12.2021661.16 Кб21Симптоматология+заболеваний+желудка+и+кишечника.ppsx

  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Grandstream dp750 руководство пользователя
  • Сто руководство по эксплуатации
  • Верапамил 80мг инструкция по применению цена
  • Hp color laserjet enterprise m751dn инструкция
  • Indesit газовая плита с электродуховкой инструкция