Руководства по общей химии

Общая химия. Учебное пособие для вузов

Bookreader Item Preview

966

Views

2
Favorites

DOWNLOAD OPTIONS

Uploaded by

Nicolai Woodenko

on

SIMILAR ITEMS (based on metadata)

Министерство образования и науки Российской Федерации

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТИ И ГАЗА имени И.М. ГУБКИНА

Факультет химической технологии и
экологии

В.С. Рыбальченко

Основы общей химии

Учебное пособие

Рекомендовано методической
комиссией

факультета химической
технологии и экологии

в качестве учебного пособия

Москва
2012

УДК 54(075)

В.С.
Рыбальченко. Основы
общей химии.
Учебное
пособие для студентов нехимических
специальностей высших учебных заведений.
– М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина,
2011. – С. 448.

Учебное
пособие «Основы общей химии» ставит
своей целью в простой для понимания и
четкой по содержанию форме помочь всем
желающим получить базовую информацию
о предмете. В пособии изложены наиболее
важные положения теории по курсу,
показана методика решения типовых задач
и приведены задачи и упражнения для
самостоятельной работы. Большое внимание
уделено терминологии предмета.

Изучение материала, изложенного в
учебном пособии, поможет студентам
высших учебных заведений подготовиться
к, практическим занятиям, выполнению и
защите лабораторных работ по общей
химии.

Каждая
глава пособия содержит необходимый
теоретический материал, вопросы для
самоконтроля, варианты для тестированного
самоконтроля с подробными объяснениями,
вопросы и задачи для самостоятельного
решения.

В пособии приведен необходимый справочный
материал.

©

Рыбальченко
В.С., 2012

©

Издательский
центр РГУ нефти и газа имени И.М.
Губкина, 2012

Глава 1 Первоначальные понятия химии

1.1. Предмет химии

Химия
это естественная
наука, которая изучает состав, строение,
свойства и взаимные превращения веществ,
а также явления, сопровождающие эти
превращения.

«Широко
простирает химия руки свои в дела
человеческие. Куда ни посмотрим, куда
ни оглянемся, везде обращаются перед
очами нашими успехи ее прилежания», –
говорил великий русский учёный М.В.
Ломоносов (1711–1765).

Химия
и физика являются основными науками о
строении и свойствах материи. Великий
русский учёный Д.И. Менделеев (1834–1889)
писал: «Недалеко то время, когда знание
физики и химии будет таким же признаком
и средством образования, как за сто,
двести лет тому назад считалось знание
классиков. Они составляют в наше время
одно из средств успеха во всех отраслях
знаний и их применений». Содружество
наук привело к раскрытию строения атома,
созданию атомной энергетики,
полупроводниковой техники, к замечательным
открытиям в области синтетических
материалов как неорганических
(искусственные алмазы, полупроводники,
сверхтвердые материалы и др.), так и
органических (каучуки, пластмассы,
синтетические волокна и др.). Благодаря
успехам химии стало возможным и покорение
космоса и проникновение в земные недра.
В 1924 году академик Д.Н. Прянишников
(1865–1948) писал: «Химизация народного
хо-зяйства является одним из решающих
условий технического прогресса».

В нашей
стране уделяется все больше внимания
развитию химической промышленности,
внедрению в производство новых
технологических процессов, выпуску
химической продукции во все возрастающих
масштабах, как одному из условий
интенсивного развития страны.

Предметом
изучения каждой естественной науки
является та или иная форма движения
материи (механическая, тепловая,
электромагнитная, химическая и др.) либо
переход одной формы в другую. Предметом
изучения химии является химическая
форма движения материи.

Материя
это философская
категория, обозначающая объективную
реальность, существующую независимо
от человеческого сознания.

Материя
существует в двух основных видах – в
форме вещества и форме поля.

Вещество
форма существования
материи, состящая из частиц, характеризующихся
собственной массой покоя.

Примерами частиц, имеющих собственную
массу покоя, а следовательно, представляющие
собой вещества, являются электроны,
протоны и другие элементарные частицы,
ядра атомов и сами атомы, молекулы и
кристаллы.

Самые
разнообразные окружающие нас тела
состоят из различных химических веществ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Белгородский
государственный университет

Кафедра физической,
коллоидной и органической химии

Глухарева Н.А.,
Перистая Л.Ф., Колесникова Е.Н.

Руководство к практическим занятиям по общей химии для студентов медицинского факультета

Белгород 2007

ББК

Печатается по
решению

редакционно-издательского
совета

Белгородского
государственного университета

Авторы: кандидат
химических наук, доцент Н.А. Глухарева

доцент Л.Ф. Перистая

ассистент Е.Н.
Колесникова

Рецензенты:

доцент
БСХА, к.п.н. Н.А. Чуйкова;

доцент
кафедры медико-биологических дисциплин
БелГУ, к.м.н. В.Г. Нестеров

Руководство
к практическим занятиям по общей химии
(для студентов медицинского факультета)

Руководство к
практическим занятиям по общей химии
соответствует программе курса общей
химии для студентов специальностей
060101 – лечебное дело, 060103 – педиатрия и
Положению об УМКД в БелГУ. Приводятся
правила техники безопасности в химической
лаборатории, рекомендации по подготовке
к лабораторным занятиям по общей химии,
изложены методики выполнения лабораторных
работ, приведены задачи для самостоятельного
решения и примеры тестовых заданий.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Методические
рекомендации по выполнению лабораторных
работ

Техника
безопасности в химической лаборатории

Химическая
посуда

ЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ

Работа
1. Приготовление
растворов. Титриметрический анализ.

Работа
2. Определение
теплоты реакции нейтрализации.

Работа
3. Химия
биогенных
s
и
p-элементов.
Их биологическая роль и применение в
медицине.

Работа
4. Химия
биогенных
d-элементов.
Их биологическая роль и применение в
медицине.

Работа
5. Осмос.

Работа
6. Измерение
рН растворов потенциометрическим
методом. Потенциометрическое титрование.

Работа
7. Определение
константы скорости химической реакции.

Работа
8. Адсорбция
уксусной кислоты на поверхности
активированного угля.

Работа
9. Получение
золя гидроксида железа (
III).
Коагуляция.

Работа
10. Электрические
свойства коллоидных систем.

Задачи
для подготовки к семинарским занятиям
и контрольным работам

Тестовые
задания для самоконтроля

Список
использованной литературы

Приложение

Предисловие

Общая
химия – фундаментальная дисциплина,
входящая в учебный план подготовки
врачей. Программа курса включает
избранные главы неорганической,
физической, коллоидной и аналитической
химии, которые имеют существенное
значение для формирования естественно-научного
мышления специалистов медицинского
профиля.

Цель курса –
формирование системных знаний, которые
необходимы студентам для понимания
физико-химической сущности и механизма
процессов, происходящих в живом организме
на молекулярном и клеточном уровне, для
выполнения простейших химических
расчетов и анализов, формирование
умений выполнять расчеты параметров
процессов для более полного понимания
функций отдельных систем и организма
в целом, а также его взаимодействия с
окружающей средой.

Преподавание
общей химии ставит следующие задачи:

  • Формирование
    у студентов научного мышления.

  • Формирование
    умений и навыков для решения проблемных
    и ситуационных задач.

  • Овладение
    основными методами физико-химических
    расчетов.

  • Приобретение
    умений и навыков работы с измерительными
    приборами, постановки и проведения
    эксперимента, математической обработки
    экспериментальных данных.

В результате
освоения дисциплины студент должен
знать:

  1. Термодинамические
    и кинетические закономерности протекания
    химических и биохимических процессов,
    факторы, влияющие на смещение равновесия
    в биохимических системах, различные
    виды гомеостаза.

  2. Основные свойства
    растворов.

  3. Основные типы
    равновесий и процессов жизнедеятельности,
    механизмы действия буферных систем
    организма.

  4. Роль биогенных
    элементов и их соединений в живых
    организмах. Элементы-токсиканты
    окружающей среды.

  5. Физико-химические
    основы поверхностных явлений и
    особенности физико-химии дисперсных
    систем.

Студент должен
уметь:

  1. Решать практические
    типовые задачи и ситуационные задачи,
    опираясь на теоретические положения,
    моделирующие физико-химические процессы,
    протекающие в живых организмах.

  2. Проводить
    физико-химические расчеты и прогнозировать
    результаты физико-химических процессов,
    протекающих в живых системах.

  3. Правильно
    обращаться с химическими реактивами,
    химической посудой и оборудованием,
    работать с электрическими и нагревательными
    приборами.

  4. Выполнять основные
    виды химического анализа.

  5. Производить
    физико-химические измерения,
    характеризующие свойства растворов,
    смесей и других объектов.

  6. Представлять
    результаты анализа и данные
    экспериментальных исследований в виде
    таблиц и графиков.

  7. Использовать
    справочные данные и библиографию по
    той или иной проблеме.

Курс общей химии
для студентов медицинского факультета
(специальности «лечебное дело» и
«педиатрия») преподается на 1 курсе и
включает лекции (60 часов) и лабораторные
занятия (70 часов). Изучение дисциплины
заканчивается экзаменом во втором
семестре.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Колонка газовая дон инструкция по применению
  • Инструкция к электронному ошейнику dog training collar
  • Росэлторг электронная площадка инструкция для заказчика
  • Стиральная машина beko ele 67511 zsw инструкция
  • Руководство ко всему 2010