Руководства по диагностике автомобилей

расположение датчика p0138 (2)
Диагностика

486

Что означает код P0138? Диагностический код ошибки

ДК до катализатора
Диагностика

238

Расшифровка кода P0030 Ошибка P0030 расшифровывается

датчик кислорода
Диагностика

557

Расшифровка кода P0036 Ошибка P0036 расшифровывается

Трещина в турбине ошибка p0299
Диагностика

3.3к.

Что означает ошибка P0299? Код P0299 означает, что

цепь грм
Диагностика

2.2к.

Расшифровка кода P0017 P0017 — рассинхронизация

блок управления АКПП
Диагностика

1к.

Расшифровка P1701 Код ошибки P1701 Nissan, Гранта расшифровывается

схема электрическая при поиске p0880
Диагностика

1.2к.

Расшифровка P0880 Ошибка P0880 расшифровывается как

описание ошибки p1326
Диагностика

2к.

Расшифровка P1326 Ошибка P1326 означает, что сигнал

продувочный клапан evap
Диагностика

1.5к.

Что означает код ошибки P0446? Расшифровка кода ошибки

термостат
Диагностика

581

Что означает ошибка P0126? Код неисправности P0126

Статьи о диагностике автомобилей. Какие сканеры, адаптеры, программы использовать. Что означают коды ошибок OBD2, как их считывать, сбрасывать и устранять неисправности по ним. Пошаговые инструкции по тестированию авто перед ремонтом.

Эксплуатацию современных автомобилей в настоящее время нельзя представать без компьютерной диагностики. Такие услуги оказывают любые СТО в вашем городе, но стоимость автодиагностики иногда может доходить до 5000 — 10000 рублей в зависимости от сложности и вида неисправности.

Зачастую чтобы считать ошибки с ЭБУ в автосервисах берут порядка 2000-3000 рублей, а если обращаться в сервис минимум 1 раз в месяц, тогда расходы за год составят приличную сумму. По причине того, что простейшую проверку через компьютер можно выполнить своими руками в гараже, и написан данный материал.

  • Диагностика автомобиля через ноутбук

В данной статье рассказано, как самостоятельно при помощи OBD2 автосканера производится диагностика авто через ноутбук: определить ошибки и удалить их, проверить параметры датчиков, вовремя определить ту или иную неисправность и принять меры по её устранению. На вопрос «что нужно для диагностики автомобиля через ноутбук» так же ответит данная статья.

  • Автодиагностика через ноутбук своими руками

1. Что такое компьютерная автодиагностика и как она реализована

  • OBD 1 и OBD 2 - годы выпуска

OBD (On-board diagnostics) — бортовая компьютерная диагностика, которая введена в ответ на мандат Калифорнийского совета по воздушным ресурсам, потребовавший с 1991 года контролировать системы, связанные с выбросами. Второе поколение (OBD-II) было реализовано пять лет спустя и установило стандартный соединительный и коммуникационный протокол в электронном блоке управления для автопроизводителей.

  • Разъем OBD 2

OBD порт расположен обычно в районе рулевой колонки, но у каждой марки машины расположение индивидуальное. Стандартизация этого порта означает, что к нему подключаются электронные устройства для просмотра данных бортового компьютера. Помимо базовых кодов, некоторые автопроизводители имеют данные, относящиеся к конкретным моделям своих машин. Для получения информации, находящейся в памяти бортового ПК, используют специализированный сканер.

  • Разъем OBD 2 16 PIN

1 OEM (протокол производителя)
2 Шина + (Bus positive Line). SAE-J1850 PWM, SAE-1850 VPW.
3
4 Заземление кузова (Chassis Ground).
5 Сигнальное заземление (Signal Ground).
6 Линия CAN-High высокоскоростной шины CAN Highspeed (ISO 15765-4, SAE-J2284).
7 K-Line (ISO 9141-2 и ISO 14230).
8
9 Линия CAN-Low, низкоскоростной шины CAN Lowspeed.
10 Шина — (Bus negative Line). SAE-J1850 PWM, SAE-1850 VPW.
11
12
13
14 Линия CAN-Low высокоскоростной шины CAN Highspeed (ISO 15765-4, SAE-J2284).
15 L-Line (ISO 9141-2 и ISO 14230).
16 Питание +12в от АКБ (Battery Power).

2. Электроника авто подвергаемая компьютерной диагностике

Система управления двигателем (ECU — Electronic Controlled Uni) состоит из электронных и электрических компонентов: датчиков, реле и исполнительных механизмов. Они работают вместе, чтобы обеспечить блок управления двигателем параметрами, необходимыми для управления впрыска и т.д. Используются контроллеры различных типов, которые в основном состоят из термопар, температуры сопротивления (RTD) и Холла

  • ECU (Electronic Controlled Uni) - блок управления двигателем

  • внесение корректировок на основе ввода данных;
  • считывание количества воздушного потока;
  • регулировка положения дроссельной заслонки;
  • управление синхронизацией зажигания;
  • скоростью холостого хода;
  • фазой газораспределения;
  • управление электронным клапаном и т.д
Наименование Назначение
1 Соотношения воздух-топливо Контролирует правильное соотношение воздух-топливо
2 Скорости двигателя Контролирует частоту вращения
3 Положения дроссельной заслонки Контролирует положение дроссельной заслонки
4 Положения коленчатого вала Контролирует положение ВМТ поршня
5 Положения камеры Контролирует положение клапанов
6 Детонации Обнаруживает стук
7 Температуры охлаждающей жидкости двигателя Измеряет температуру
8 Абсолютное давление коллектора или MAP Используется для регулирования расхода топлива
9 Массовый воздушный поток или MAF Сообщает о количестве воздуха, поступающего в ECU
10 Кислородный / Лямбда-зонд Контролирует количество кислорода в выхлопе
11 Давления топлива Измеряет давление топлива в системе
12 Скорости (VSS) Измеряет скорость транспортного средства
  • Основные датчики двигателя

3. Что можно проверить с помощью автодиагностики

Анализ и получение кода ошибки – главное в автодиагностике. Узнать о неисправном узле можно лишь сравнив параметры реального сканирования с заводскими. Производитель эти параметры вводит в базу данных процессора ЭБУ, который их считывает. В случае расхождения значений заданного диапазона, возникает ошибка в виде кода, например, для ДПДЗ – Р0121.

  • Что можно проверить с помощью автодиагностики

Примечание

По датчикам:

В некоторых случаях узел машины исправен. Ошибки возникают из-за неисправности самого контроллера. В этом случае достаточно поменять его.

ДПДЗ контролирует угол поворота заслонки. Второй датчик, установленный на дроссельном узле, отвечает за устойчивые обороты на «холостом ходу», направляя воздух по обводному каналу. ДПДЗ имеют разные конструкции и принцип действия: бесконтактные, потенциометрические. Вот контроллеры, устанавливаемые на узел дроссельной заслонки (инжектор) ВАЗ 2110, 2112, 2114, Калина и Грант Приора.

  • Датчики дроссельной заслонки ВАЗ

Каждый из установленных датчиков контролирует заданные параметры узлов или систем. Количество датчиков в современных машинах доходит до 50-100 штук. Их можно сканировать бюджетными считывателями кодов и выявлять неисправные узлы.

  • Процесс диагноситки авто программой ScanMaster

Scan Tool Pro Black Edition — бюджетный мультисканер

Хороший выбор для начинающего диагноста. Новинка 2022

Сейчас в продаже имеются модели сканеров с различными версиями прошивок и чипов. Scan Tool Pro с прошивкой 2022 — пока что самая стабильная версия, а так же имеет максимальную совместимость с автомобилями с 2001 года выпуска (Россия, Азия, Европа, Штаты). Купить Bluetooth сканеры для автодиагностики марки Scan Tool Pro официального дилера, который дает гарантию 12 месяцев, можно по ссылке указанной справа. Удачной диагностики!

4. Что нужно чтобы проверить ЭБУ с помощью ноутбука

Чтобы сделать диагностику инжекторного автомобиля с помощью ноутбука, потребуется следующие перечень оборудования и средств для проведения автодиагностики:

  1. Сканер (USB, Bluetooth и Wi-Fi);
  2. Программное обеспечение;
  3. В некоторых случаях переходники;
  4. Ноутбук с USB, Bluetooth и Wi-Fi.
  • Автодиагностика сканером Bosch

5. Какие адаптеры существуют на рынке сейчас

Считывание данных с ЭБУ выполняют через специальный адаптер. Доступными в ценовом отношении являются адаптеры для диагностики автомобиля, которые вполне справляются с такими функциями:

  • считывание кода ошибки,
  • удаление,
  • подключение к ПК (смартфону, планшету) с установленными драйверами и ПО,
  • просмотр параметров в данный момент.

Коннектора и переходники подбирают под марку авто соответствующей модели. У некоторых машин имеются отдельные электронные блоки с разъемами.

Внимание

По совместимости:

Изучите электронную схему вашей машины, прежде, чем провести диагностику автомобиля! Убедитесь в совместимости оборудования.

Автосканерами такого типа пользуются начинающие диагносты, желающие делать автодиагностику своими руками. Иногда это связано с банальным выходом из строя датчика или обрыва цепи. Самостоятельно провести автодиагностику можно даже с таким устройством. Данные сканеры, способные удалять errors при загорании Check Engine, основаны на микросхеме ELM327.

  • Автосканер на базе микрочипа ELM327

Взаимодействие ЭБУ с ELM327 происходит посредством передачи AT-команд, которые поддерживает данная микросхема. Для этого необходимо организовать обмен текстовыми сообщениями по протоколу RS-232 (а точнее UART, т.к. речь идет о передаче данных). Физическое соединение по USB, Bluetooth или Wi-Fi реализуется просто, с применением микросхем преобразования последовательного протокола UART.

  • Проколы OBD2

Автосканер на базе ELM327

Должен быть у каждого

Простейшее сканирование Error в автосервисе обходится 1000-1500 рублей. При использовании такого автосканера самостоятельно вы сможете удалить ошибку своими руками и проверить другие параметры авто.

Подходят ко многим моделям машин. Подходят для продвинутых пользователей или автосервисов. Обнаруживают общие коды неисправностей DTC. Сообщают о местоположении неисправности (узел), дают рекомендации относительно того, как исправить. Предназначены для подключения к смартфонам или ПК, или имеют встроенный дисплей и управление процессором.

  • Автосканер Autocom CDP+

Такое оборудование, дорогостоящее и в основном есть в дилерских автоцентрах или приобретается для конкретной марки авто. Так же дилерские сканеры предназначены диагностировать грузовые автомобили.

  • Автосканер BOSCH KTS 570

  • мульти марочные: Autocom CDP + и его китайский клон Delphi DS150;
  • портативный: Launch Creader V;
  • наиболее продаваемые: Launch CReader VI и Autel MaxiSYS с русскоязычным интерфейсом.
  • Launch Creader PRO

Наиболее популярны среди автомобилистов сканеры на базе чипа ELM 327, например беспроводные Scan Tool Pro. Адаптер кроме считывания ошибок имеют такие расширенные функции:

  1. Считывают и перезапускают систему тормозов Antilock, подушек безопасности, ABS или Airbag Capability.
  2. Сканируют датчики и рабочие характеристики машины даже во время движения.
  3. Устройство обновляется онлайн с изменениями в протоколе; данные сохраняются в памяти сканера для последующего использования.
  4. Определяют оригинальный VIN транспортного средства, двигателя, КПП.

Чип ELM327

от Elm Electronics

ELM327 — это универсальный преобразователь протоколов, используемых в диагностических шинах автомобилей, в последовательный протокол типа RS-232. Технология разработана канадской компанией Elm Electronics.

  • ELM327 OBD2 Bluetooth автосканер

6. Сканер Scan Tool Pro и конструкция, технические данные

Конструкция Scan Tool Pro – микросхема схема с чипом ELM327, заключенная в герметичный пластиковый корпус с разъемами OBD, на котором имеется кнопка вкл/выкл. а так же светодиоды. Поставляется версия Bluetooth или Wi-Fi.

  • Scan Tool PRO 2017

  • Автосканер Scan Tool PPO в OBD2 разъеме

Параметр Значение
1 Совместимость с устройствами Bluetooth – Android, Windows
Wi-Fi – iOS, Mac OS
2 Считывание параметров датчиков, установленных на узлах машин • температурный (топливо, масло, охлаждающая жидкость и другие);
• уровневый (показывает уровень нахождения жидкости в емкостных баках);
• давления гидросистем, обратного давления выхлопных газов;
• измерения скорости, частоты вращения рулевого колеса, ГРУ;
• содержания воды в топливе;
• тормозного усилителя;
• положения лопатки турбо нагнетателя.
3 Чип и версия прошивки v.1.5 (PIC18F25k80)
4 Основное назначение Считывание, удаление кодов неисправностей (MIL ‘Check Engine’), Получение информации с ЭБУ.
5 Совместимость с авто УЗНАТЬ
6 Совместимость с ОС других подключаемых устройств интерфейсы совместимы для использования с Windows XP, 7, 8, 10, OSX, iOS и Android.
7 Распиновка порта 16-контактный разъем для протокола OBD2
8 Индикация USB T/R, OBD T/R, Power
9 Потребляемое напряжение В работающем состоянии 12V, в покое 4.5 V
10 Микропроцессор ELM327
  • Чип и версия прошивки	v.1.5 (PIC18F25k80)

  • Автосканер Scan Tool PPO черного цвета

  • Возможности SCAN TOOL PRO

Кабель и переходники для OBD2

Машины, выпущенные после 1996 года, в большинстве случаев имеют стандартные 16-пиновые разъемы (коннекторы) OBD2;

Но есть и разъемы GM, ALDL, OBD, OBD-1 и специфические, только для подключения сканирования определенного узла или коннекторы для определенных марок машин:

  1. 12 Pin ALDL до 16-контактного разъема для подключения разъема OBD2 для GM GMC Chevrolet. Коннектор стандарта ALDL. SKU: 12P16P-GM, СКП: 030915083218;
  2. 10-контактный разъем Opel Vauxhall. SKU: 10P16P-OPEL, СКП: 030915083249;
  3. 12 Pin OBD1 до 16 Pin OBD2 Renault. SKU: 12P16P-RENAULT, СКП: 030915083317
  4. 12 Pin to 16 Pin OBD2 для силового кабеля Mitsubishi и Hyundai + 12V. SKU: 12P16P-MITSUBISHI-ВАТТ-CLIP-CABLE;
  5. 14 Pin OBD1 до 16 Pin OBD2 Nissan Infiniti. SKU: 14P16P-NISSAN, СКП: 030915083324.

Внимательно изучите распиновку разъемов. При заказе укажите модель машины и сфотографируйте конфигурацию коннектора. При необходимости потребуется докупить кабель для диагностики (переходник) для вашей машины.

  • Переходники на OBD2

7. Программы для автодиагностики через ноутбук

Выбор подходящей программы зависит не только от вашего адаптера, но и от марки автомобиля, операционной системы на ноутбуке. Список основных программ, рекомендуемых для автодиагностики через ELM 327 автосканеры:

ScanMaster ELM 2.1

Мультифункциональная программное обеспечение. Данное ПО совместимо, как с иномарками, так и с автомобилями Российского производства. Подходят как любителям, так и профессионалам.

  • Процесс диагноситки авто программой ScanMaster

OpenDiagPro

Универсальный софт для автодиагностики всего Российского автопрома (VAZ, GAZ, UAZ ) через сканер ELM327. Поддерживает множество современных автосканеров, ELM327 также входит в этот список. Приложение самое востребованное именно для автодиагностики российских машин.

  • Диагноситка авто программой OpenDiagPro

FORScan

FORScan — ПО для авто американского производства, таких марок как: FORD, Mazda, Lincoln и Mercury. Сканирует все датчики установленные в авто, а так же подушки безопасности, ABS, тормозную систему, сигнализацию и прочее. Есть опция настройки конфигурации и программирования данных, в том числе чип-тюнинга.

  • Диагноситка авто программой FORScan

PROScan

Это мультимарочный софт для elm 327 автосканеров. Функционал стандартный минимум: выводит значения параметров, строит графики и таблицы, определяет, расшифровывает, расшифровывает и стирает ошибки. В основном используют с проводными USB автосканерами.

TiggoDiag 1.2.0.3

ПО для сканеров на базе чипа ELM327 подходит для автодиагностики всех марок Cherry Tiggo, GreatWall. Совместима так же с некоторыми моделями Mitsubishi. Так же как и предыдущие версии софта, в основном используются с проводными USB адаптерами.

Примечание:

Так же можно установить и использовать «Torque Tool PRO» , чтобы установить на ваш ПК или Mac, потребуется использовать эмулятор Android «BlueStacks».

8. Как провести автодиагностику адаптером ELM27 Bluetooth на примере Scan Tool Pro через ноутбук

Проверьте коннектор вашего автомобиля. Если это 16-ти контактный разъем, то это протокол OBD2. Значит ELM 327 подходит для сканирования. С мультимарочным автосканером Scan Tool Pro соединение с ноутбуком возможно только через Bluetooth или Wi-Fi .

  • Автодиагностика адаптером Scan Tool Pro через ноутбук

Примечание по ScanMaster ELM 2.1

По установке программы:

Далее продемонстрирована инструкция, о том как как провести диагностику: произвести подключение сканера и процесс работы в ScanMaster ELM 2.1. Инструкцию по установке ПО вы можете скачать по кнопке справа. USB провод для диагностики автомобиля через ноутбук в данном случае не потребуется, так как связь с автосканером осуществляется через Bluetooth.

Примечание: на нашем портале вы найдете русифицированную версию софта, скачивание которой бесплатно. Так же на странице с программой вы найдете полную инструкцию по её установке, активации и русификации. Как подключить через неё автосканер, рассказано далее.

1. Устанавливаем софт на ноутбук. Вводим ключ для активации.

2. Копируем папку «ru” в папку /locate.

  • Инструкция по диагностике ScanMaster - Шаг 1

  • Инструкция по диагностике ScanMaster - Шаг 2

3. Запускаем программу, выбираем Русский Язык.

4. Вставляем адаптер в OBD2 разъем или подключимся через переходник, о которых было сказано выше.

  • Инструкция по диагностике ScanMaster - Шаг 3

  • Инструкция по диагностике ScanMaster - Шаг 4

5. Включаем на ноутбуке Bluetooth, сопрягаемся с V-Link. Пароль по умолчанию 1234 или 0000.

6. Далее определяем, через какой COM, подключился сканер. В нашем случае это COM5.

  • Инструкция по диагностике ScanMaster - Шаг 5

  • Инструкция по диагностике ScanMaster - Шаг 6

5. Перезапускаем приложение, далее заходим в Установки – Связь. Выбираем «Ручная настройка».

6. Через раскрывающийся список меняем COM1 на наш COM5. Нажимаем «ОК»

  • Инструкция по диагностике ScanMaster - Шаг 7

  • Инструкция по диагностике ScanMaster - Шаг 8

9. Нажимаем «Соединить» и ждём пока произойдем синхронизация. После чего вы увидите отчёт, который показан на фото.

10. В Таблице оперативных данных отображаются значения датчиков и состояние систем авто.

  • Инструкция по диагностике ScanMaster - Шаг 9

  • Инструкция по диагностике ScanMaster - Шаг 10

11. На вкладки Коды ошибок, отображаются кода и их расшифровка, которые определило программное обеспечение.

  • Инструкция по диагностике ScanMaster - Шаг 11

БОНУС инструкция

По автодиагностике через смартфон:

Как провести диагностику автомобиля адаптером через смартфон ELM327 читайте в статей по обзору OBD2 сканеров.

9. Расшифровка кодов ошибок

Диагностические коды DTC хранятся в памяти процессора бортового компьютера, идентифицируют проблемные узлы машины, чтобы предоставить технику руководство относительно того, где может произойти ошибка.

Тип кода Описание
Общий
(обычно P0xxx)
Обозначение кода определено в стандарте EOBD, OBD-II и будет одинаковым для всех производителей.
Специализированные для производителя
(обычно P1xxx)
Где производители считают, что код не доступен в общем списке, они могут добавлять свои собственные коды. Определения для них устанавливаются изготовителем.

Драйв2

IamZevs 
Я езжу на Ford Focus III Wagon 
г. Москва

Автор

Написал про то как тестировал совместимость с некоторыми авто. Появилась возможность проверить работоспособность автосканера на 10 марках авто.

Покупил этот сканер ТУТ

В первую очередь автосканер просто проверялся на возможность подключения блока управления к адаптеру. Все марки машин из моего списка были..

Расшифровка диагностических кодов протокола OBD-II

Пятизначный код ошибки
Первая позиция:

  • B — кузов;
  • C — шасси (подвеска);
  • P — двигатель (электронная система управления двигателем), КПП;
  • U — шина обмена данными.

Вторая позиция:

  • 0 — стандартный (SAE);
  • 1, 2 — заводской (OEM);
  • 3 — зарезервировано.

Третья позиция — тип неисправности:

  • 2 — топливная система;
  • 3 — система зажигания;
  • 4 — снижение токсичности отработавших газов;
  • 5 — холостой ход;
  • 6 — ЭБУ (ECU) или его цепи;
  • 7, 8 — трансмиссия (АКПП).

Четвертая и пятая позиции — порядковый номер ошибки.

Р0120

Расшифровка: Throttle/Pedal Position Sensor/Switch «A» Circuit (Датчик А положения дроссельной заслонки / датчик А положения педали акселератора — неисправность электрической цепи).

Расшифровка кодов

Коды ошибок ОБД2 OBD2 на русском языке:

Отыскать эти коды в интернете не составит труда, к тому же современное программное обеспечение «на лету» расшифровывает ошибки. В файле вы сможете посмотреть часто встречающиеся ошибки. Так же на сайте имеется удобный сервис по просмотру и расшифровке в разделе «Калькуляторы».

Заключение и выводы

Информация, изложенная выше (как сделать диагностику автомобиля самому) – это лишь приоткрытая дверь в мир компьютерной автодиагностики. Совершенствование электронных устройств автомобилей требует от водителя умения определять неисправности самостоятельно, потому что это не только экономия средств, но и профилактика от серьезных поломок. Да, можно обратиться в автосервис или СТО и устранить проблему. Иногда приходится это делать. Но вы хотя бы сможете узнать, где поломка, чтобы разговаривать с механиком на понятном языке.

Пусть вы сначала научитесь считывать коды ошибок с бортового компьютера. Следующим этапом развития, возможно, станет расширенное понимание процесса диагностирования, что может стать источником бизнеса. Ведь услуги автодиагностики стали востребованы.

Новые бортовые компьютеры содержат информацию о работе абсолютно всех узлов и механизмов. Современный водитель обязан уметь работать автосканерами и программным обеспечением, которые описаны в этой статье.

  • Диагностика через смартфон

Scan Tool Pro Black Edition — бюджетный мультисканер

Хороший выбор для начинающего диагноста. Новинка 2022

Сейчас в продаже имеются модели сканеров с различными версиями прошивок и чипов. Scan Tool Pro с прошивкой 2022 — пока что самая стабильная версия, а так же имеет максимальную совместимость с автомобилями с 2001 года выпуска (Россия, Азия, Европа, Штаты). Купить Bluetooth сканеры для автодиагностики марки Scan Tool Pro официального дилера, который дает гарантию 12 месяцев, можно по ссылке указанной справа. Удачной диагностики!

Обзор Scan Tool Pro 2022

Демонстрация работы Scan Tool Pro

Илья Васильев
Автор сайта / Диагност

Автор

Автор всех статей на сайте. 7-ми летний опыт в автодиагностике и ремонте авто любой сложности и любых марок. Увлекаюсь программированием, чип-тюнингом.

Публикую статьи с обзорами диагностического оборудования, делюсь опытом, программами и инструкциями.

Порядок проведения диагностики
Диагностика неисправностей в электронных системах управления автомобиля проводится обычно в такой последовательности.
Шаг 1. Подтверждение факта наличия неисправности
Требуется убедиться, что неисправность реально существует. Если водитель неверно интерпретирует нормальные реакции автомобиля в каких-то обстоятельствах, ему следует это объяснить. Полезным источником информации является сам водитель (владелец) у которого надо уточнить условия возникновения неисправности:
— какова была за бортом температура;
— прогрет ли двигатель;
— проявляется ли неисправность при трогании с места, ускорении или при постоянной скорости движения;
— какие предупреждающие индикаторы на панели приборов при этом включаются;
— какие и когда выполнялись на автомобиле сервисные или ремонтные работы;
— пользовался ли автомобилем кто-либо другой.
Шаг 2. Внешний осмотр и проверка узлов, блоков и систем автомобиля
Проведение осмотра и предварительной проверки при диагностике необходимо. По оценкам экспертов, 10-30% неисправностей на автомобиле выявляются таким путем. До проведения диагностики неисправностей в системе управления двигателем важно устранить очевидные неисправности, такие как:
— утечка топлива, масла, охлаждающей жидкости;
— трещины или не подключенные вакуумные шланги;
— коррозия контактов аккумуляторной батареи;
— нарушение электрических соединений в контактных разъемах;
— необычные звуки, запахи, дым;
— засорение воздушного фильтра и воздуховода (при длительном простое автомобиля грызуны могут делать там гнезда или запасы корма).
Необходимо также провести предварительную проверку всех функциональных устройств. На этом этапе следует определить, что исправно и что неисправно, для чего поочередно включаются и выключаются все подсистемы.
При этом следует обратить внимание на признаки предыдущих ремонтов — всегда есть риск, что при ремонте что-то забыли подключить или неправильно соединили.
Шаг 3. Проверка технического состояния подсистем
Проверка уровня и качества моторного масла.
1. Уровень масла должен быть в пределах нормы.
2. Если масло на щупе вспыхивает или горит, то в масле присутствует бензин и его пары через систему вентиляции картера излишне обогащают топливовоздушную смесь (ТВ-смесь).
3. Если на разогретой поверхности (например, на выпускном коллекторе) масло кипит или пузырится, в нем содержится влага.
4. Разотрите каплю масла в пальцах, убедитесь, что в нем нет
абразивных частиц.
Уровень охлаждающей жидкости и ее качество.
Правильное функционирование системы охлаждения двигателя очень важно для его нормальной работы. При перегреве неизбежно возникают проблемы.
1. Уровень охлаждающей жидкости должен быть в пределах нормы. Проверяется он при холодном двигателе. В рабочем режиме при попытке снять крышку радиатора горячая (температура выше 100 °С) охлаждающая жидкость под давлением выплескивается наружу и может причинить ожоги.
2. Перед зимней эксплуатацией с помощью гидрометра определяются точки кипения и замерзания охлаждающей жидкости, т. е. правильность концентрации антифриза.
3. При работе под давлением неисправная система охлаждения двигателя дает утечку охладителя. В местах протечек обычно видны потеки: серо-белые, ржавые, зеленоватые от антифриза.
4. Если в радиаторе оказываются холодные секции, значит, они засорены.
5. Проверяется работа реле вентилятора, двигателя электровентилятора, натяжение приводного ремня водяного насоса.
Тест с листом бумаги.
Возьмите лист бумаги размером 7,5×2,5 см (например, долларовую купюру, как советуют на автосервисах США) и поднесите к выхлопной трубе автомобиля с прогретым двигателем на холостых оборотах на расстояние примерно 2,5 см. Бумага должна равномерно отталкиваться от трубы потоком выхлопных газов. А можно просто послушать у выхлопной трубы. Не лезть сразу под капот, как это чаще всего бывает, особыми умниками.

Если листок иногда движется обратно к трубе, вероятные причины следующие:
— прогар клапанов в одном или нескольких цилиндрах;
— пропуски воспламенения;
— негерметичность выпускной системы.
Уровень топлива в баке.
Убедитесь, что бак заполнен бензином не менее чем на четверть, в противном случае грязь и вода со дна могут быть закачены в топливную систему.
Напряжение аккумуляторной батареи.
Напряжение должно быть не менее 12,4 В и в пределах
13,5 — 15,0 В при работе генератора.
Понижение напряжения на аккумуляторной батарее вызывает:
— увеличение расхода топлива, т. к. ЭБУ двигателя компенсирует снижение напряжения питания увеличением продолжительности открытого состояния форсунок;
— увеличение оборотов холостого хода. ЭБУ таким образом ускоряет заряд аккумулятора.
Исправность электроискрового зажигания.
Исправность системы зажигания проверяют с помощью высоковольтного разрядника (тестера зажигания), который подключают к высоковольтному проводу на свече и при этом прокручивают двигатель. Проверка искрообразования на стандартной свече при атмосферном давлении не показательна. В цилиндре двигателя искровой пробой на свече происходит под давлением, что при атмосферном давлении в тестере имитируется увеличением длины искрового промежутка до 19 мм. Для пробоя система зажигания должна выдать напряжение 25-30 кВ.
Некоторые полезные замечания.
Многие дилерские и независимые организации автосервиса оценивают диагностические и ремонтные работы по временно по ставке более $60 за час (для США). Чтобы счет клиенту остался в разумных пределах, диагностика и ремонт должны быть выполнены быстро и методично. Целесообразно сразу заменить детали, подлежащие периодической замене при эксплуатации: свечи, воздушный и масляный фильтры, крышку распределителя и бегунок (если имеются). Опыт показывает, что нередко причинами неисправностей, иногда непостоянных, бывают частично засорившийся фильтр или треснувшая свеча. Например, причиной остановки двигателя сразу после запуска может являться засорение выпускной системы. На обнаружение этого факта тратятся часы. Чтобы быстро проверить версию о засорении системы отвода выхлопных газов, следует снять датчик кислорода, тогда через его отверстие в стенке выпускного коллектора будут проходить выхлопные газы.
Следует помнить, что за сложной бортовой электроникой не всегда видны простейшие неполадки в реальном автомобиле. Ни¬же приведен пример такому факту. Владелец современного автомобиля с впрыском топлива жалуется на появление пропусков и остановку двигателя при скорости движения выше 70 км/час. В автосервисе на поиск неисправностей потратили немало времени: заменили ротор и крышку распределителя, свечи, высоковольтные провода, воздушный и топливный фильтры, модуль зажигания. Каждая из замен немного улучшала работу двигателя, но в целом ситуация не изменялась. Проверили работу системы за¬жигания и подачи топлива во время езды, но ничего не обнаружили.
После ездовых испытаний загорелся индикатор низкого уровня топлива в баке и техник долил 20 литров бензина в бак. Двигатель заработал лучше, а затем и совершенно нормально.
Выяснилось, что владелец всегда держал бак почти пустым, заливая топлива на небольшую сумму. Топливо на дне бака было перемешано с грязью и конденсатом и имело низкое качество.
Бак очистили, полностью заправили, автомобиль вернули владельцу, очень довольному, что наконец-то он нашел специалистов, которые смогли исправить его автомобиль. Нужно помнить, что низкий уровень в баке автомобиля с электронной системой управления двигателем может привезти к поломки насоса топливной системы.

Шаг 4. Работа с сервисной документацией. Считывание диагностических кодов
По оценкам производителей, до 30% случаев неисправностей автомобилей обнаруживается и исправляется на основе информации в виде указаний, предположений, диагностических карт в руководствах по техническому обслуживанию и ремонту. Перед использованием документации следует точно знать: модель, год выпуска, тип двигателя и трансмиссии, постоянная или непостоянная это неисправность. Современное диагностическое оборудование уже содержит карты поиска неисправностей, например DIS (диагностическая информационная система, которая входит в состав оборудования BMW GT1, OPS, BMW STD OBD и других).

В памяти компьютера ЭБУ (в регистраторе неисправностей) сохраняются как коды постоянных (текущих) неисправностей, так и тех, которые были обнаружены ЭБУ, но в данный мо¬мент не проявляются — это непостоянные (однократные, исторические) коды. Коды и постоянных и непостоянных неисправностей, которые по сути дела являются диагностическими кодами, называются кодами ошибок или кодами неисправностей. Но строго говоря, это не одно и тоже. Если при возникновении какой-либо неисправности (постоянной или непостоянной) в регистратор неисправности записывается строго однозначный код, то такой диагностический код может быть назван «кодом неисправности». Такой код возникает под прямым непосредственным воздействием конкретной неисправности и присущ только ей. Но некоторые неисправности воздействуют на систему самодиагностики не прямо, а опосредованно, через изменения параметров в ЭБУ. Такие неисправности не имеют своего прямого кода для фиксации в регистраторе, но как и любые другие неисправности, вызывают нарушение штатного (стандартного) режима работы контролируемой системы. Как следствие в регистратор неисправностей записывается код сбоя в системе, который и называется «кодом ошибки». Как правило, код ошибки указывает на несколько возможных неисправностей и в разных подсистемах (или устройствах) управления. В современных электронных системах автоматического управления причинно-следственные связи между непостоянными неисправностями и диагностическими кодами не всегда однозначны, и поэтому, коды фиксируемые в ЭБУ на непродолжительное время (на несколько циклов «пуск-останов ДВС») более полно соответствуют кодам ошибок. Однако, следует отметить, что общепринятой (стандартной) терминологии для обозначения типов диагностических кодов пока не разработано.
Шаг 5. Просмотр параметров с помощью сканера
Сканер — это миниатюрный переносной прибор, обычно с дисплеем на жидких кристаллах.
Все автомобили General Motors и Chrysler с 1981 г. позволяют просматривать параметры режима двигателя с помощью сканера, подключенного к диагностическому разъему.
Параметров много, и просматривать их все подряд бессмысленно, сообщения типа «это значение неверно сканер все равно не выдаст. Нужно или следовать какому-то плану, например диагностической карте, или просмотреть наиболее информативные о работе двигателя параметры:
— убедиться, что для холодного двигателя температура охлаждающей жидкости и воздуха во впускном коллекторе одинаковая;
— клапан регулятора оборотов холостого хода должен быть открыт на допустимое число шагов (или %);
— сигнал с датчика кислорода должен опускаться ниже уровня 200 мВ, подниматься выше 700 мВ, фронты непологие, частота не менее 4 Гц.

Шаг 6. Локализация неисправности на уровне подсистемы или цилиндра
Это наиболее трудоемкая часть диагностирования, т. к. необходимо выполнить следующие процедуры:
— разобраться с диагностическими картами и технической документацией;
— применить рекомендованную аппаратуру и методику диагностики;
— просмотреть изменение коэффициентов коррекции подачи топлива, сделанные ЭБУ при разных режимах работы двигателя;
— произвести тест баланса мощности по цилиндрам.

Шаг 7. Ремонт
Ремонт или замена каких-либо деталей и систем производится согласно инструкциям производителя. Если после замены неисправность сохраняется, приходится повторить все процедуры еще раз. В конце концов, должен быть получен детальный ответ на вопрос, почему же произошла эта неисправность.
Шаг 8. Проверка после ремонта и стирание кодов ошибок из памяти ЭБУ
1. В испытательной поездке следует убедиться, что неисправность устранена и не возникли новые из-за ремонта.
2. Согласно процедуре, рекомендованной производителем, стираются коды ошибок в ЭБУ, в противном случае компьютер может ложно учитывать их при управлении двигателем.
3. Настройки в памяти радиоприемника, маршрутного компьютера и т. д. должны быть сохранены или восстановлены.
3. Поиск неисправностей
При поиске неисправностей следует придерживаться следующих принципов.
Принцип 1. Обедненная топливовоздушная смесь (ТВ-смесь) чаще является причиной ухудшения ездовых характеристик, чем богатая.
Обедненная ТВ-смесь:
— горит медленно с высокой температурой;
— может вызывать обратную вспышку;
— обычно возникает при утечке вакуума.
Богатая ТВ-смесь:
— горит быстро и с пониженной температурой;
— увеличивает расход топлива, выхлопные газы становятся черными;
— может привести к закоксованию свечей, ездовые характеристики при этом ухудшаются.

Принцип 2. Сначала всегда проверяется выходной сигнал контролируемого устройства. Если выходной сигнал контролируемого устройства (например, катушки зажигания) нормальный, то питание, «земля» и само контролируемое устройство исправны. Если выходной сигнал не соответствует норме, то входной сигнал, питание, «земля» или само контролируемое устройстве могут быть неисправны. Естественно, не следует менять контролируемое устройство, не убедившись в исправности питания.
Принцип 3. В первую очередь проверяются подсистемы, характеристики которых должны ухудшаться по мере эксплуатации. До проведения дорогостоящих диагностических работ следует убедиться в исправности или заменить подсистемы с ограниченным сроком службы. К таковым относятся: топливный воздушный фильтры, свечи, бегунок и крышка распределителя, высоковольтные провода и т. п.
Принцип 4. Проверяются разъемы и соединители, их контакты не должны быть погнуты или окислены.
Принцип 5. Измеряется напряжение питания на контактах контролируемого устройства. На выводе, подключенном к «земле», напряжение не должно превышать 0,2 В.
Принцип 6. В двигатель должно подаваться чистое топливо в достаточном количестве. Засоренные фильтры, согнутые шланги способны вызывать ухудшение ездовых характеристик, часто непостоянное. Измерением только давления топлива в системе не обойтись, следует убедиться еще в его нормальном расходе через форсунки.

Diagpribor.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Электрическая плита флама инструкция по применению
  • Генератор 2сд м1 инструкция по применению
  • Тв приставка орбита hd 911 инструкция
  • Тонзилгон суспензия инструкция по применению для детей
  • Соковыжималка мулинекс инструкция по применению видео