Руководства к практическим занятиям по медицинской микробиологии

Руководство

К
ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО
МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ

Томск,
2002

Министерство
Здравоохранения Российской Федерации

Сибирский
государственный медицинский университет

«Утверждаю»

Директор
ГОУ ВУН МЦ МЗ РФ

П.А.
Душенков ______________

«___»
______________ 200 г.

РУКОВОДСТВО

К
ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО
ОБЩЕМУ КУРСУ МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ

Рекомендовано
Министерством здравоохранения

Российской
Федерации в качестве учебного пособия

для
студентов лечебно-профилактического,

медико-биологического
и фармацевтического факультетов

Издание
второе, переработанное и дополненное

Томск,
2002

Руководство
составлено профессорами Е.П. Красноженовым,
М.Р. Карповой, И.Н. Ильинских, доцентами
Ю.Н. Одинцовым, В.Г. Пехенько, Л.С.
Муштоватовой, ст. преподавателем Т.Л.
Мирютовой, ассистентом М.В. Шамис.

Руководство
к практическим занятиям по медицинской
микробиологии. Под ред. проф. Е.П.
Красноженова. Томск, 2002.

Руководство
представляет собой обзор современной
литературы по вопросам морфологии и
физиологии, генетике микроорганизмов,
в том числе и вирусов, инфекции и
иммунитета, иммунопрофилактики и
иммунотерапии инфекционных заболеваний
и является дополнением к теоретическому
курсу «Медицинская микробиология».
Приведены сведения, позволяющие овладеть
практическими навыками выполнения
различных лабораторных методов
исследования. Составлено в соответствии
с программой, утвержденной Департаментом
образовательных медицинских учреждений
и кадровой политики Минздрава России.

Руководство
предназначено для студентов врачебных,
фармацевтического и медико-биологического
факультетов.

Рецензенты:

Томск,
Сибирский государственный медицинский
университет, 2002

ВВЕДЕНИЕ

Основные этапы развития микробиологии

Открытие
мира микроорганизмов связано с именем
Антония Левенгука (1632-1723). А. Левенгук
создал свой микроскоп, дающий увеличение
до 300 раз, что позволило ему обнаружить,
описать и зарисовать основные формы
бактерий и клеток. Этот период назван
морфологическим,
так как исследования в области
микробиологии сводились к описанию
форм бактерий.

Второй
период развития микробиологии
физиологический
связан с
именами ученых Луи Пастера (1822-1895) и
Роберта Коха (1843-1910). Л. Пастер установил,
что молочнокислое и маслянокислое
брожение, процесс разложения белковых
продуктов есть результат жизнедеятельности
микроорганизмов. Он доказал, что
микроорганизмы являются возбудителями
ряда заболеваний, и выделил бактерии
куриной холеры, остеомиелита, разработал
методы профилактики инфекционных
заболеваний путем вакцинации, которые
успешно используются до настоящего
времени. Л. Пастер разработал не только
принципы вакцинации, но и способ
приготовления вакцин. Предложенный им
способ приготовления вакцины против
бешенства позволили в 1886 году И.И.
Мечникову и Н.Ф. Гамалея организовать
в России лабораторию, в которой проводили
прививки против этого заболевания.

Открытие
возбудителей болезней сопровождалось
изучением их биологических свойств и
их этиологической
роли
в
возникновении инфекционных заболеваний.
Огромный вклад в этом направлении сделан
немецким микробиологом Р. Кохом. Он
разработал и, в дальнейшем, сформулировал
триаду Генле-Коха:

  1. предполагаемый
    микроорганизм — возбудитель данного
    заболевания не может быть выделен при
    других инфекционных заболеваниях;

  2. микроорганизм
    должен быть выделен в чистой культуре;

  3. чистая
    культура возбудителя должна вызывать
    у экспериментальных животных специфическую
    болезнь.

Немецкая
школа микробиологов во главе с Р. Кохом
внесла большой вклад в развитие
микробиологии, разработав способы
получения чистых культур микроорганизмов,
методы окраски бактерий анилиновыми
красителями.

Благодаря
методам, предложенным Р. Кохом, были
изучены обмен веществ, дыхание,
ферментативная активность, рост и
размножение, культивирование на
искусственных питательных средах,
экзотоксины бактерий.

За
короткий промежуток времени было открыто
большое количество возбудителей
инфекционных заболеваний человека
(гонореи – А. Нейссер, брюшного тифа –
К. Эберт, туберкулеза — Р. Кох, холеры –
Р. Кох, стафилококк – Л. Пастер, дифтерия
– Леффлер и др.).

Третий
период микробиологии ознаменовался
созданием нового направления в
микробиологии — иммунологией.
Русский ученый И.И. Мечников (1845-1916) и
немецкий ученый П. Эрлих (1854-1915) считаются
основоположниками иммунологии. И.И.
Мечников разработал фагоцитарную теорию
иммунитета и впервые ввел понятие
«Клеточный иммунитет». И.И. Мечников
рассматривал фагоцитоз, как основной
фактор защиты организма человека от
возбудителей инфекционных заболеваний.

П.
Эрлих предложил гуморальную теорию
иммунитета и положил начало учению об
антителах. К концу ХХ
века выяснилось, что эти две точки зрения
ученых дополняют друг друга. За эти
исследования И.И. Мечников и П. Эрлих
были удостоены Нобелевской премии 1908
г. в области иммунологии.

В
1892 г. Д.И. Ивановский сообщил об открытии
им возбудителя мозаичной болезни табака
— фильтрующегося вируса. Этот год
считается датой рождения нового
направления в микробиологии – вирусологии,
которая в настоящее время стала
фундаментальной биологической наукой.
Затем были открыты вирусы полиомиелита
– 1909 г. К. Ландштейнер и Е. Поппер;
бешенства –1892 г. В. Бабеш и 1903 г. Негри;
кори – 1911 г. Дж. Гольдбергер и Дж. Андерсон;
паротита – 1934 г. К. Джонсон и Э. Гудпасчер;
вируса гриппа – 1933 г. В. Смит и К. Эндрюс;
вирус клещевого энцефалита – 1937 г. Л.
Зильбер, Е. Левкович, Т. Чумаков; вирус
ВИЧ — 1982 г. Р.Гало, 1983 г. Л. Монтанье; вирус
гепатита – 1970 г. Д. Дейн.

В
конце ХХ
века было установлено, что болезни
человека могут вызывать не только
бактерии, но и простейшие: амебы,
лейшмании, плазмодии малярии и т.д.
Возникло учение – протозоология.

Для
лечения и профилактики инфекционных
заболеваний наряду с созданием и
применением вакцин и сывороток развивается
новое направление – химиотерапия. Одним
из основоположников этих исследований
был П. Эрлих. Им было установлено
губительное действие ряда красителей
на трипаносомы, создан препарат
«Сальварсан», бактерицидно действующий
на спирохеты – возбудителя сифилиса.
Начиная с 30-х годов, были разработаны
препараты против малярии – хинин,
сульфаниламид, стрептоцид и т.д.

Английский
ученый А. Флеминг в 1928 г. положил начало
созданию антибиотиков. Он установил
экспериментально, что вокруг зеленой
плесени – гриба рода Penicillium – отсутствует
рост стафилококков. В 1940 г. Х. Флори и Э.
Чейн получили стабильный препарат
очищенного пенициллина для лечения
многих инфекционных заболеваний.

Молекулярно-генетический
этап развития микробиологии начинается
с 40-50 годов ХХ века. Огромные успехи в
области молекулярной биологии, генетики,
биотехнологии, биохимии позволили
расшифровать геном бактерий и вирусов,
создать рекомбинантные штаммы
микроорганизмов и использовать их для
получения разнообразных биологически
активных веществ (антибиотиков, гормонов,
ферментов, витаминов), установить
химическую структуру иммуноглобулинов
и разработать способ получения
моноклональных антител, изучить принцип
функционирования иммунной системы,
разработать диагностические системы
к вирусам и бактериям, основанные на
иммунологических и генетических
принципах, создать генно-инженерные
вакцины. Научные достижения ученых мира
создали реальные предпосылки к развитию
биотехнологии и ликвидации ряда
инфекционных заболеваний. Благодаря
иммунопрофилактике ликвидирована
натуральная оспа, снижена заболеваемость
корью, коклюшем, дифтерией, туляремией,
сибирской язвой и т.д.

В
настоящее время широкие исследования
ведутся в области борьбы с такими
распространенными заболеваниями как
гепатиты, туберкулез, ВИЧ — инфекция.

Структура
микробиологической службы Российской
Федерации

В
России в 1999 году принят закон «О санитарном
эпидемиологическом благополучии
населения». В этом законе предусмотрены
меры по предупреждению, возникновения
и распространения инфекционных
заболеваний. С этой целью должны
своевременно проводится
санитарно-противоэпидемические
мероприятия, в том числе мероприятия
по осуществлению санитарной охраны
территории Российской федерации,
введения при необходимости карантинных
мер в отношении больных инфекционным
заболеванием, проведении профилактических
прививок.

Для
контроля за исполнением закона и
своевременном проведении предусмотренных
мероприятий создана государственная
санитарно — эпидемиологическая служба

Российской федерации, которая представляет
собой единую федеральную централизованную
систему органов и учреждений. Руководство
государственной санитарно-эпидемиологической
службой РФ осуществляется, Главным
государственным санитарным врачом –
в ранге зам. министра Здравоохранения
РФ. В субъектах РФ организацию деятельности
санитарно — эпидемиологической службы
осуществляют Главные санитарные врачи
республик, областей, городов и районов.

Кроме
того, в состав санитарно-эпидемиологической
службы включены структурные подразделения
железнодорожного транспорта, обороны,
внутренних дел, служб безопасности,
налоговой и пограничной службы, которые
осуществляют санитарно-эпидемиологический
надзор соответственно на железнодорожном
транспорте, в вооруженных силах и др.
указанных выше подразделениях.

Все
структурные подразделения Госсанэпиднадзора
осуществляют в своих субъектах или
подразделениях контроль за выполнением
санитарного законодательства. Проводят
санитарно-профилактические мероприятия,
санитарный карантин, контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
РФ, контроль за санитарно-эпидемиологической
обстановкой, проведение санитарно-эпидемических
расследований, направленных на
установление причин возникновения и
распространения инфекционных заболеваний,
государственный учет инфекционных,
профессиональных, массовых заболеваний,
связанных с вредным воздействием
факторов среды обитания.

Таким
образом, в каждом субъекте РФ имеется
соответственный Госсанэпиднадзор
(ранее именовались СЭС), который
осуществляет на своей территории
контроль за санитарно-эпидемической
обстановкой, разрабатывает и выполняет
санитарно-противоэпидемические
мероприятия, вводит и отменяет карантин,
информирует население об инфекционных
заболеваниях и массовых отравлениях,
а также о проводимых мероприятиях. В
составе каждой структуры Госсанэпиднадзора
имеются лаборатории (бактериологическая,
вирусологическая, иммунологическая и
т.д.) выполняющие контроль за санитарно
— эпидемической обстановкой на
соответствующей территории. Все
нижестоящие структуры Госсанэпиднадзора
подчиняются и отчитываются только перед
федеральным центром РФ.

Для
проведения санитарно-эпидемических и
профилактических мероприятий в Российской
федерации в структуре Министерства
Здравоохранения имеются государственные
научно-производственные объединения
и НИИ, которые осуществляют научные
исследования по отраслевым проблемам,
разрабатывают новые препараты для
лечения, профилактики и диагностики
инфекционных заболеваний, а также
осуществляют производство и выпуск
бактерийных и вирусных препаратов.

В
системе здравоохранения имеются
клинико-диагностические лаборатории
общего назначения и специального типа
(бактериологическая, вирусологическая,
иммунологическая), входящие в состав
больниц, поликлиник и других лечебных
учреждений. Кроме этого, существуют
центральные, проблемные, отраслевые и
учебные лаборатории ВУЗов – кафедры
микробиологии, вирусологии и иммунологии,
а также специализированные лаборатории,
выполняющие работу с особо опасными
инфекциями.

В
соответствии с делением микроорганизмов
на группы по степени биологической
опасности лаборатории подразделяются
на 3 категории:

1)
базовые (общего типа); 2) режимные; 3)
лаборатории особого режима.

Безопасность
работы в лабораториях всех категорий
обеспечивается выполнением распорядка
и правил работ, оснащением лаборатории
соответствующим оборудованием, а также
наличием лицензии на право работы с
инфекционным материалом.

Учебная литература
медицинских вузов для студентов

РУКОВОДСТВО

К
ПРАКТАЧЕСКИМ

ЗАНЯТИЯМ

ПО
МЕДИЦИНСКОЙ

МИКРОБИОЛОГИИ,

ВИРУСОЛОГИИ

И ИММУНОЛОГИИ

Под редакцией

доктора медицинских
наук,

профессора В.В.Теца

Издание второе,
переработанное и дополненное

Допущено
Департаментом образовательных
медицинских учреждений и кадровой
политики Министерства здравоохранения
Российской Федерации в качестве учебного
пособия для студентов медицинских
вузов


Руководство
к практическим занятиям по медицинской
Р85 микробиологии, вирусологии и
иммунологии/Под ред. В.В.Теца. — Изд.
2-е, перераб. и доп. — М.: Медицина, 2002. —
352 с.: ил.
ISBN
5-225-04644-4

Настоящее
руководство представляет собой 2-е
издание «Руководства к лабораторным
занятиям по медицинской микробиологии,
вирусологии и иммунологии» (М.:
Медицина, 1993), все разделы которого
кардиналь­но переработаны проф.
В.В.Тецем, проф. И.С.Фрейдлин и доц.
Е.Н.Шмидт.

Руководство
рекомендуется для самостоятельной
подготовки к прак­тическим занятиям.
Изложены общие сведения о методах
изучения микробов. Рассказано о методах
стерилизации, дезинфекции и опреде­лении
чувствительности микробов к антибиотикам.
Описаны основы прикладной иммунологии.
Приведены современные методы диагности­ки
многих инфекций.

Для студентов
медицинских вузов.

ББК 52.64

Авторы
выражают благодарность &.К.Артеменко
и В. И. Кура-новой за помощь в подготовке
р&пмЪ* к изданию.

ISBN
5-225-04644-4 ^
g
/©^Ъллектив авторов, 2002

Все
права авторов защищены. 10
f
odnfj^cmb
этого издания не может быть занесена
в память компьютера Либо вйКюивведена
любым способом без предва­рительного
письменного разрешения иЗщлпеЛя.


Коллектив авторов

Тец

Виктор
Вениаминович

заведующий
кафедрой микробиологии, ви­русологии
и иммунологии СПбГМУ им. акад.
И.П.Павлова, профессор, доктор
ме­дицинских наук, действительный
член РАЕН

БОРИСОВ
Леонид Борисович

профессор
кафедры микробиологии, виру­сологии
и иммунологии СПбГМУ им. акад.
И.П.Павлова, доктор медицинских наук,
действительный член РАЕН

КОЗЬМИН-СОКОЛОВ
Борис Николаевич

профессор кафедры
микробиологии, ви­русологии и
иммунологии СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова,
доктор медицинских наук

ФРЕЙДЛИН
Ирина Соломоновна

завеующий
отделом иммунологии НИИЭМ Р/ЧН,
профессор, доктор медицинских на­ук,
член-корреспондент РАМН

ШМИДТ Елена
Наумовна

доцент кафедры
микробиологии, вирусо­логии и
иммунологии СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова,
кандидат медицинских наук


Часть
I.
Общая медицинская микробиология,
вирусология и иммунология

Глава 1.
Микробиологические лаборатории и их
оборудова­ние

8

Тема
1.1. Бактериологические, вирусологические,
микологи­ческие, иммунологические
лаборатории и их обо­рудование.
Устройство современных микроскопов.
Методы стерилизации. Методы изучения
морфо­логии микроорганизмов

10

Глава 2.
Морфология и ультраструктура бактерий

16

Тема
2.1. Изучение морфологии бактерий и
их тинкториальных свойств. Простые
методы окраски

19

Тема 2.2. Изучение
морфологии и ультраструктуры
бактери­альных клеток. Сложные
методы окраски

22

Тема 2.3.
Морфологические особенности и
ультраструктура

актиномицетов
спирохет

26

Тема 2.4.
Морфологические особенности и
ультраструктура

риккетсий,
хламидий и микоплазм

29

Глава 3.
Физиология бактерий

30

Тема
3.1. Способы жизни, питания, размножения
бактерий. Бактериологические методы
исследования. Выде­ление чистых
культур бактерий

35

Тема 3.2.
Идентификация бактерий

44

Глава 4.
Морфология и физиология грибов

50

Тема 4.1. Морфология
и физиология грибов

52

Глава 5. Облигатные
внутриклеточные паразиты

54

Тема
5.1. Морфология и структура вирусов.
Вирусоскопические методы исследования

55

Тема
5.2. Культивирование вирусов и других
облигатных внутриклеточных паразитов
(риккетсий, хламидий)

56

Тема
5.3. Методы культивирования бактериальных
вирусов (фагов) и их индикация

63

Глава 6.
Генетика микроорганизмов

67

Тема 6.1.
Модификационная изменчивость, мутации,
реком­бинация и перенос генов между
бактериями

68

Глава
7. Методы стерилизации. Оценка
эффективности дейст­вия антисептиков
и дезинфектантов. Определениечувствительности
бактерий к антимикробным пре­
паратам

71

Тема
7.1. Методы оценки антимикробного
действия химичес­ких и физических
факторов

71

Тема
7.2. Методы оценки эффективности
действия антимик­робных препаратов

77

Глава 8.
Экология микроорганизмов

85

Тема 8.1. Микрофлора
воды, воздуха и почвы. Методы
санитарно-бактериологического
исследования воды, воздуха и почвы

86

Тема
8.2. Санитарно-бактериологическое
исследование пред­метов обихода и
пищевых продуктов

95

Тема 8.3. Микрофлора
организма человека

100

Глава 9.
Взаимодействие паразита и хозяина

104

Тема 9.1. Инфекция,
патогенность и вирулентность микро­бов

104

Глава 10.
Прикладная иммунология

110

Тема 10.1. Методы
выявления и идентификации специфичес­ких
антигенов

111

Тема
10.2. Методы количественного определения
специфи­ческих антител (серодиагностика)

121

Тема 10.3. Методы
оценки иммунного статуса организма
че­ловека

133

Тема 10.4. Методы
оценки клеточного и гуморального
иммунного ответа. Вакцины. Иммунные
сывороткии иммуноглобулины

142

Часть
II.
Частная медицинская микробиология

Глава
11. Методы клинико-диагностических
микробиологи­ческих исследований

147

Тема
11.1. Методы клинико-диагностических
микробиологи­ческих исследований
и оценка полученных резуль­татов

148

Глава 12.
Возбудители гнойно-воспалительных и
раневых инфекций

158

Тема
12.1. Аэробные бактерии — возбудители
гнойно-воспа­лительных заболеваний
и раневых инфекций

159

Тема 12.2. Анаэробные
бактерии — возбудители гнойно-вос­палительных
и раневых инфекций

171

Глава 13.
Возбудители бактериальных кишечных
инфекций

178

Тема
13.1. Возбудители эшерихиозов, дизентерии,
геликобактериозов и кампилобактериозов

180

Тема
13.2. Возбудители брюшного тифа, паратифов
и иерсиниозов. Дисбактериоз

189

Тема 13.3. Возбудители
пищевых токсикоинфекций, инток­сикаций,
холеры и других бактериальных кишеч­ных
инфекций

198

Глава 14.
Возбудители бактериальных респираторных
и других воздушно-капельных инфекций

209

Тема 14.1. Возбудители
пневмоний и ОРЗ

211

Тема 14.2. Возбудители
менингококковой инфекции, коклю­ша
и дифтерии

220

Тема 14.3.
Возбудители туберкулеза, проказы и
актиномикоза

233

Глава 15. Возбудители
венерических и урогенитальных ин­фекций

246

Тема 15.1. Возбудители
сифилиса и мягкого шанкра

247

Тема
15.2. Возбудители гонореи, урогенитального
хламидиоза, микоплазмоза и уреаплазмоза

252

Глава 16.
Возбудители зооантропонозных
бактериальных ин­фекций

257

Тема
16.1. Возбудители чумы, туляремии,
бруцеллеза, сибир­ской язвы,
лептоспироза и других зоонозных
ин­фекций

260

Глава 17. Возбудители
бактериальных трансмиссивных ин­фекций

280

Тема 17.1.
Микробиологическая диагностика
бактериальных трансмиссивных инфекций

282

Глава 18.
Возбудители респираторных вирусных
инфекций

288

Тема
18.1. Микробиологическая диагностика
респираторных вирусных инфекций

289

Глава 19. Возбудители
вирусных инфекций нервной системы и
прионы

296

Тема
19.1. Микробиологическая диагностика
инфекций, вы­званных нейротропными
вирусами и прионами

299

Глава 20. Возбудители
кишечных вирусных инфекций и ви­русного
гепатита

310

Тема
20.1. Микробиологическая диагностика
кишечных ви­русных инфекций и
вирусных гепатитов

312

Глава
21. Вирусы, поражающие кожу, слизистые
оболочки, железистые и лимфоидные
ткани

319

Тема
21.1. Микробиологическая диагностика
вирусных пора­жений кожи, слизистых
оболочек, лимфоидной и железистых
тканей

322

Глава 22. Онкогенные
вирусы и вирусы иммунодефицита
че­ловека (ВИЧ)

335

Тема
22.1. Микробиологическая диагностика
инфекций, вы­званных онкогенными
вирусами человека и виру­сами
иммунодефицита человека

338

Глава 23.
Возбудители микозов

342

Тема 23.1.
Микробиологическая диагностика
микозов

343

Глава 24.
Возбудители протозойных инфекций

348

Тема 24.1.
Микробиологическая диагностика
протозойных ин­фекций

350



Учебная литература медицинских вузов для студентов

РУКОВОДСТВО

К ПРАКТАЧЕСКИМ

ЗАНЯТИЯМ

ПО МЕДИЦИНСКОЙ

МИКРОБИОЛОГИИ,

ВИРУСОЛОГИИ

И ИММУНОЛОГИИ

Под редакцией

доктора медицинских наук,

профессора В.В.Теца

Издание второе, переработанное и дополненное

Допущено Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

Москва «Медицина» 2002

Руководство к практическим занятиям по медицинской Р85 микробиологии, вирусологии и иммунологии/Под ред. В.В.Теца. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Медицина, 2002. — 352 с.: ил. ISBN 5-225-04644-4

Настоящее руководство представляет собой 2-е издание «Руководства к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии» (М.: Медицина, 1993), все разделы которого кардиналь­но переработаны проф. В.В.Тецем, проф. И.С.Фрейдлин и доц. Е.Н.Шмидт.

Руководство рекомендуется для самостоятельной подготовки к прак­тическим занятиям. Изложены общие сведения о методах изучения микробов. Рассказано о методах стерилизации, дезинфекции и опреде­лении чувствительности микробов к антибиотикам. Описаны основы прикладной иммунологии. Приведены современные методы диагности­ки многих инфекций.

Для студентов медицинских вузов.

ББК 52.64

Авторы выражают благодарность &.К.Артеменко и В. И. Кура-новой за помощь в подготовке р&пмЪ* к изданию.

• •

ISBN 5-225-04644-4 ^ g /©^Ъллектив авторов, 2002

Все права авторов защищены. 10f odnfj^c-mb этого издания не может быть занесена в память компьютера Либо вйКюивведена любым способом без предва­рительного письменного разрешения иЗщлпеЛя.

Коллектив авторов

Тец

Виктор Вениаминович

заведующий кафедрой микробиологии, ви­русологии и иммунологии СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, профессор, доктор ме­дицинских наук, действительный член РАЕН
БОРИСОВ Леонид Борисович профессор кафедры микробиологии, виру­сологии и иммунологии СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, доктор медицинских наук, действительный член РАЕН
КОЗЬМИН-СОКОЛОВ Борис Николаевич профессор кафедры микробиологии, ви­русологии и иммунологии СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, доктор медицинских наук
ФРЕЙДЛИН Ирина Соломоновна завеующий отделом иммунологии НИИЭМ Р/ЧН, профессор, доктор медицинских на­ук, член-корреспондент РАМН
ШМИДТ Елена Наумовна доцент кафедры микробиологии, вирусо­логии и иммунологии СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, кандидат медицинских наук

Часть I. Общая медицинская микробиология, вирусология и иммунология

Глава 1. Микробиологические лаборатории и их оборудова­ние 8
Тема 1.1. Бактериологические, вирусологические, микологи­ческие, иммунологические лаборатории и их обо­рудование. Устройство современных микроскопов. Методы стерилизации. Методы изучения морфо­логии микроорганизмов 10
Глава 2. Морфология и ультраструктура бактерий 16
Тема 2.1. Изучение морфологии бактерий и их тинкториальных свойств. Простые методы окраски 19
Тема 2.2. Изучение морфологии и ультраструктуры бактери­альных клеток. Сложные методы окраски 22
Тема 2.3. Морфологические особенности и ультраструктура

актиномицетов спирохет

26
Тема 2.4. Морфологические особенности и ультраструктура

риккетсий, хламидий и микоплазм

29
Глава 3. Физиология бактерий 30
Тема 3.1. Способы жизни, питания, размножения бактерий. Бактериологические методы исследования. Выде­ление чистых культур бактерий 35
Тема 3.2. Идентификация бактерий 44
Глава 4. Морфология и физиология грибов 50
Тема 4.1. Морфология и физиология грибов 52
Глава 5. Облигатные внутриклеточные паразиты 54
Тема 5.1. Морфология и структура вирусов. Вирусоскопические методы исследования 55
Тема 5.2. Культивирование вирусов и других облигатных внутриклеточных паразитов (риккетсий, хламидий) 56
Тема 5.3. Методы культивирования бактериальных вирусов (фагов) и их индикация 63
Глава 6. Генетика микроорганизмов 67
Тема 6.1. Модификационная изменчивость, мутации, реком­бинация и перенос генов между бактериями 68
Глава 7. Методы стерилизации. Оценка эффективности дейст­вия антисептиков и дезинфектантов. Определениечувствительности бактерий к антимикробным пре­
паратам
71
Тема 7.1. Методы оценки антимикробного действия химичес­ких и физических факторов 71
Тема 7.2. Методы оценки эффективности действия антимик­робных препаратов 77
Глава 8. Экология микроорганизмов 85
Тема 8.1. Микрофлора воды, воздуха и почвы. Методы санитарно-бактериологического исследования воды, воздуха и почвы 86
Тема 8.2. Санитарно-бактериологическое исследование пред­метов обихода и пищевых продуктов 95
Тема 8.3. Микрофлора организма человека 100
Глава 9. Взаимодействие паразита и хозяина 104
Тема 9.1. Инфекция, патогенность и вирулентность микро­бов 104
Глава 10. Прикладная иммунология 110
Тема 10.1. Методы выявления и идентификации специфичес­ких антигенов 111
Тема 10.2. Методы количественного определения специфи­ческих антител (серодиагностика) 121
Тема 10.3. Методы оценки иммунного статуса организма че­ловека 133
Тема 10.4. Методы оценки клеточного и гуморального иммунного ответа. Вакцины. Иммунные сывороткии иммуноглобулины 142
Часть II. Частная медицинская микробиология
Глава 11. Методы клинико-диагностических микробиологи­ческих исследований 147
Тема 11.1. Методы клинико-диагностических микробиологи­ческих исследований и оценка полученных резуль­татов 148
Глава 12. Возбудители гнойно-воспалительных и раневых инфекций 158
Тема 12.1. Аэробные бактерии — возбудители гнойно-воспа­лительных заболеваний и раневых инфекций 159
Тема 12.2. Анаэробные бактерии — возбудители гнойно-вос­палительных и раневых инфекций 171
Глава 13. Возбудители бактериальных кишечных инфекций 178
Тема 13.1. Возбудители эшерихиозов, дизентерии, геликобактериозов и кампилобактериозов 180
Тема 13.2. Возбудители брюшного тифа, паратифов и иерсиниозов. Дисбактериоз 189
Тема 13.3. Возбудители пищевых токсикоинфекций, инток­сикаций, холеры и других бактериальных кишеч­ных инфекций 198
Глава 14. Возбудители бактериальных респираторных и других воздушно-капельных инфекций 209
Тема 14.1. Возбудители пневмоний и ОРЗ 211
Тема 14.2. Возбудители менингококковой инфекции, коклю­ша и дифтерии 220
Тема 14.3. Возбудители туберкулеза, проказы и актиномикоза 233
Глава 15. Возбудители венерических и урогенитальных ин­фекций 246
Тема 15.1. Возбудители сифилиса и мягкого шанкра 247
Тема 15.2. Возбудители гонореи, урогенитального хламидиоза, микоплазмоза и уреаплазмоза 252
Глава 16. Возбудители зооантропонозных бактериальных ин­фекций 257
Тема 16.1. Возбудители чумы, туляремии, бруцеллеза, сибир­ской язвы, лептоспироза и других зоонозных ин­фекций 260
Глава 17. Возбудители бактериальных трансмиссивных ин­фекций 280
Тема 17.1. Микробиологическая диагностика бактериальных трансмиссивных инфекций 282
Глава 18. Возбудители респираторных вирусных инфекций 288
Тема 18.1. Микробиологическая диагностика респираторных вирусных инфекций 289
Глава 19. Возбудители вирусных инфекций нервной системы и прионы 296
Тема 19.1. Микробиологическая диагностика инфекций, вы­званных нейротропными вирусами и прионами 299
Глава 20. Возбудители кишечных вирусных инфекций и ви­русного гепатита 310
Тема 20.1. Микробиологическая диагностика кишечных ви­русных инфекций и вирусных гепатитов 312
Глава 21. Вирусы, поражающие кожу, слизистые оболочки, железистые и лимфоидные ткани 319
Тема 21.1. Микробиологическая диагностика вирусных пора­жений кожи, слизистых оболочек, лимфоидной и железистых тканей 322
Глава 22. Онкогенные вирусы и вирусы иммунодефицита че­ловека (ВИЧ) 335
Тема 22.1. Микробиологическая диагностика инфекций, вы­званных онкогенными вирусами человека и виру­сами иммунодефицита человека 338
Глава 23. Возбудители микозов 342
Тема 23.1. Микробиологическая диагностика микозов 343
Глава 24. Возбудители протозойных инфекций 348
Тема 24.1. Микробиологическая диагностика протозойных ин­фекций 350

Список сокращений
БГКП — бактерии группы кишечной палочки

ВИЧ — вирус иммунодефицита человека

ГЖХ — газожидкостная хроматография

ГЗТ — гиперчувствительность замедленного типа

ЖСА — желточно-солевой агар

ИФ — иммунофлюоресценция

ИФА — иммуноферментный анализ

ИЭМ — иммуноэлектронная микроскопия

ИЭФ — иммуноэлектрофорез

КОЕ — колониеобразующие единицы

КС — клеточная стенка

ЛПС — липополисахарид

МКАТ — моноклональные антитела

МПА — мясопептонный агар

МПК — минимальная подавляющая концентрация

НК — нуклеиновая кислота

ООИ — особо опасная инфекция

ОРВИ — острая респираторная вирусная инфекция

ОРЗ — острое респираторное заболевание

ПМ — плазматическая мембрана

ПЦР — полимеразная цепная реакция

РА — реакция агглютинации

РГА — реакция гемагглютинации

РИА — радиоиммунный анализ

РН — реакция нейтрализации

РИГА — реакция непрямой гемагглютинации

PC К — реакция связывания комплемента

РТГА — реакция торможения гемагглютинации

СМЖ — спинномозговая жидкость

СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита

ЦПД — цитопатическое действие

ЧК — чистая культура

CTL — цитотоксические лимфоциты

MAC — комплекс Mycobacterium tuberculosis

МТС — комплекс Mycobacterium avium

spp. — виды (species)

Часть I

ОБЩАЯ МЕДИЦИНСКАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ
Глава 1

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИИ ИХ ОБОРУДОВАНИЕ
Введение. Все микробиологические, биохимические и моле-кулярно-биологические исследования микроорганизмов про­водят в специальных лабораториях, структура и оборудование которых зависят от объектов исследования (бактерий, вирусов, грибов, простейших), а также от их целевой направленности (научные исследования, диагностика заболеваний). Изучение иммунного ответа и серодиагностика заболеваний человека и животных осуществляют в иммунологических и серологичес­ких (serum — сыворотка крови) лабораториях.

Бактериологические, вирусологические, микологические и серологические (иммунологические) лаборатории входят в со­став санитарно-эпидемиологических станций (СЭС), диагнос­тических центров и крупных больниц. В лабораториях СЭС выполняют бактериологические, вирусологические и серологи­ческие анализы материалов, полученных от больных и контак­тировавших с ними лиц, обследуют бактерионосителей и про­водят санитарно-микробиологические исследования воды, воз­духа, почвы, пищевых продуктов и т.д.

В бактериологических и серологических лабораториях боль­ниц и диагностических центров проводят исследования с целью диагностики кишечных, гнойных, респираторных и дру­гих инфекционных заболеваний, осуществляют микробиологи­ческий контроль за стерилизацией и дезинфекцией.

Диагностику особо опасных инфекций (чума, туляремия, сибирская язва и др.) проводят в специальных режимных ла­бораториях, организация и порядок деятельности которых строго регламентированы.

В вирусологических лабораториях диагностируют заболева­ния, вызванные вирусами (грипп, гепатит, полиомиелит и др.), некоторыми бактериями — хламидиями (орнитоз и др.) и рик-кетсиями (сыпной тиф, Ку-лихорадка и др.). При организации и оборудовании вирусологических лабораторий учитывают спе­цифику работы с вирусами, культурами клеток и куриными эмбрионами, требующую строжайшей асептики.

В микологических лабораториях проводят диагностику за­болеваний, вызываемых патогенными грибами, возбудителями микозов.

Лаборатории обычно размещаются в нескольких помещени­ях, площадь которых определяется объемом работ и целевым назначением. В каждой лаборатории предусмотрены:

а) боксы для работы с отдельными группами возбудителей;

б) помещения для серологических исследований;

в) помещения для мойки и стерилизации посуды, приготов­ления питательных сред;

г) виварий с боксами для здоровых и подопытных живот­ных;

д) регистратура для приема и выдачи анализов.

Наряду с этими помещениями в вирусологических лабора­ториях имеются боксы для специальной обработки исследуе­мого материала и работы с культурами клеток.

Оборудование микробиологических лабораторий. Лаборатории снабжены рядом обязательных приборов и аппаратов.

Приборы для микроскопии: биологический иммерсион­ный микроскоп с дополнительными приспособлениями (ос­ветитель, фазово-контрастное устройство, темнопольный кон­денсор и др.), люминесцентный микроскоп.

Термостаты и холодильники.

Приборы для приготовления питательных сред, растворов и т.д.: аппарат для получения дистиллированной воды (дистил­лятор), технические и аналитические весы, рН-метры, аппара­тура для фильтрования, водяные бани, центрифуги.

Набор инструментов для манипуляций с микробами: бак­териологические петли, шпатели, иглы, пинцеты и др.

Лабораторная посуда: пробирки, колбы, чашки Петри, матрацы, флаконы, ампулы, пастеровские и градуированные пипетки и др., аппарат для изготовления ватно-марлевых про­
бок.

Крупные диагностические комплексы имеют автоматичес­кие анализаторы и компьютеризированную систему оценки полученной информации.

В лаборатории выделено место для окраски микроскопичес­ких препаратов, где находятся растворы специальных красите­лей, спирт, кислоты, фильтровальная бумага и др. Каждое рабочее место снабжено газовой горелкой или спиртовкой и емкостью с дезинфицирующим раствором. Для повседневной работы лаборатория должна располагать необходимыми пита­тельными средами, химическими реактивами, диагностически­ми препаратами и другими материалами.

В крупных лабораториях имеются термостатные комнаты Для массового выращивания микроорганизмов, постановки се­рологических реакций. Для выращивания, хранения культур, стерилизации лабораторной посуды и других целей используют следующую аппаратуру.

Термостат. Аппарат, в котором поддерживается постоян­ная температура. Оптимальная температура для размножения большинства патогенных микроорганизмов 37 °С. Термостаты
бывают воздушными и водяными.

Микроанаэростат. Аппарат для выращивания микроорганизмов в анаэробных условиях.

СО2 -инкубатор. Аппарат для создания постоянной тем­пературы и атмосферы определенного газового состава. Пред­назначен для культивирования микроорганизмов, требователь­ных к газовому составу атмосферы.

Холодильники. Используют в микробиологических лабора­ториях для хранения культур микроорганизмов, питательных сред, крови, вакцин, сывороток и прочих биологически актив­ных препаратов при температуре около 4 «С. Для хранения препаратов при температуре ниже О °С применяют низкотем­пературные холодильники, в которых поддерживается темпе­ратура -20 °С или -75 ‘С.

Центрифуги. Применяют для осаждения микроорганиз­мов, эритроцитов и других клеток, для разделения неоднород­ных жидкостей (эмульсии, суспензии). В лабораториях исполь­зуют центрифуги с различными режимами работы.

Сушилъно-стершшзационный шкаф (печь Пастера). Предназначен для суховоздушной стерилизации стеклянной лабо­раторной посуды и других жаростойких материалов.

Стерилизатор паровой (автоклав). Предназначен для сте­рилизации перегретым водяным паром (под давлением). В ми­кробиологических лабораториях используют автоклавы разных
моделей (вертикальные, горизонтальные, стационарные, пере­носные).

Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии и лабораторсной диагностике инфекционны болезней : Учеб. пособие для мед. ин-тов]

Карточка



Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии и лабораторсной диагностике инфекционны болезней : Учеб. пособие для мед. ин-тов] / [Ю. С. Кривошеин и мед. ин-тов]; Под ред. Ю. С. Кривошеина. — Киев : Вища шк., 1986. — 374,[1] с., [4] л. ил. : ил.; 21 см.; ISBN (В пер.) (В пер.) : 95 к.

Микробиология медицинская — Практические работы учащихся

Инфекционные болезни — Диагностика лабораторная — — Практические работы учащихся

Шифр хранения:

FB 1 86-51/293

FB 1 86-51/294

Описание

Заглавие Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии и лабораторсной диагностике инфекционны болезней : Учеб. пособие для мед. ин-тов]
Коллекции ЕЭК РГБ Каталог документов с 1831 по настоящее время
Дата поступления в ЭК 27.02.2002
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственности [Ю. С. Кривошеин и мед. ин-тов]; Под ред. Ю. С. Кривошеина
Выходные данные Киев : Вища шк., 1986
Физическое описание 374,[1] с., [4] л. ил. : ил.; 21 см
ISBN ISBN (В пер.) (В пер.) : 95 к.
Тема Микробиология медицинская — Практические работы учащихся
Инфекционные болезни — Диагностика лабораторная — — Практические работы учащихся
Язык Русский
Места хранения FB 1 86-51/293
FB 1 86-51/294

Рекомендуется Учебно-методическим объединением

по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России

 в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

Зам. Председателя УМО

по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России,

проректор ММА им. И.М.Сеченова, профессор И.Н.Денисов

20.03.2003.

РУКОВОДСТВО К  ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ОБЩЕЙ МИКРОБИОЛОГИИ

(для студентов лечебных  и педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений)

 Издание 2, дополненное и переработанное

Содержание

Морфология микроорганизмов. Микроскопический метод ис¬следования микроорганизмов. Простые и сложные методы окраски бактерий ………

Морфология микроорганизмов. Структура бактериальной клетки 

Морфология и классификация спирохет, риккетсий, хламидий, микоплазм и  актиномицетов

Физиология микробов. Асептика, антисептика, дезинфекция, стерилизация. Культивирование бактерий. Бактериологический метод исследования. Методы и этапы выделения чистых культур аэробных и анаэробных бактерий

Физиология бактерий. Дыхание и размножение бактерий. Методы культивирования аэробов и анаэробов

Физиология бактерий. Ферменты бактерий. Выделение чистых культур аэробных и анаэробных бактерий

Ферменты бактерий. Бактериологический метод исследова¬ния. Итоговое занятие по теме «Морфология и физиология микробов»

Вирусы бактерий (бактериофаги) 

Генетика микроорганизмов 

Экология микроорганизмов Микрофлора организма человека. Микробиологические основы химиотерапии инфекционных болезней …

Экология микроорганизмов. Микробиология воды, воздуха, почвы, пищевых продуктов 

Учение об инфекции. Факторы патогенности бактерий. Роль макроорганизма, внешней среды и социальных условий в развитии инфекции. Формы инфекции 

Учение об иммунитете. Виды иммунитета. Неспецифическая резистентность. Серологические реакции

Учение об иммунитете. Серологические реакции. Антигены и их характеристика 

Учение об иммунитете. Клетки иммунной системы. Иммунный статус организма  человека и методы его оценки. Современные иммунологические методы

Учение об иммунитете. Специфическая профилактика и лечение инфекционных  заболеваний. Диагностические биопрепараты. Аллергены

Учение об инфекции и иммунитете. Практические аспекты иммунологии. Контрольное занятие (тестовый контроль и устное собеседование)

Тестовый контроль знаний  по общей  микробиологии и иммунологии

Рекомендуемая литература

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Онкоурология национальное руководство купить
  • Автомагнитола car kit инструкция на русском языке
  • Prostate support solgar инструкция по применению
  • Экоклав инструкция до еды или после еды
  • Оформление земли в собственность через мфц пошаговая инструкция