Руководство
К
ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО
МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ
Томск,
2002
Министерство
Здравоохранения Российской Федерации
Сибирский
государственный медицинский университет
«Утверждаю»
Директор
ГОУ ВУН МЦ МЗ РФ
П.А.
Душенков ______________
«___»
______________ 200 г.
РУКОВОДСТВО
К
ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО
ОБЩЕМУ КУРСУ МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ
Рекомендовано
Министерством здравоохранения
Российской
Федерации в качестве учебного пособия
для
студентов лечебно-профилактического,
медико-биологического
и фармацевтического факультетов
Издание
второе, переработанное и дополненное
Томск,
2002
Руководство
составлено профессорами Е.П. Красноженовым,
М.Р. Карповой, И.Н. Ильинских, доцентами
Ю.Н. Одинцовым, В.Г. Пехенько, Л.С.
Муштоватовой, ст. преподавателем Т.Л.
Мирютовой, ассистентом М.В. Шамис.
Руководство
к практическим занятиям по медицинской
микробиологии. Под ред. проф. Е.П.
Красноженова. Томск, 2002.
Руководство
представляет собой обзор современной
литературы по вопросам морфологии и
физиологии, генетике микроорганизмов,
в том числе и вирусов, инфекции и
иммунитета, иммунопрофилактики и
иммунотерапии инфекционных заболеваний
и является дополнением к теоретическому
курсу «Медицинская микробиология».
Приведены сведения, позволяющие овладеть
практическими навыками выполнения
различных лабораторных методов
исследования. Составлено в соответствии
с программой, утвержденной Департаментом
образовательных медицинских учреждений
и кадровой политики Минздрава России.
Руководство
предназначено для студентов врачебных,
фармацевтического и медико-биологического
факультетов.
Рецензенты:
Томск,
Сибирский государственный медицинский
университет, 2002
ВВЕДЕНИЕ
Основные этапы развития микробиологии
Открытие
мира микроорганизмов связано с именем
Антония Левенгука (1632-1723). А. Левенгук
создал свой микроскоп, дающий увеличение
до 300 раз, что позволило ему обнаружить,
описать и зарисовать основные формы
бактерий и клеток. Этот период назван
– морфологическим,
так как исследования в области
микробиологии сводились к описанию
форм бактерий.
Второй
период развития микробиологии
физиологический
связан с
именами ученых Луи Пастера (1822-1895) и
Роберта Коха (1843-1910). Л. Пастер установил,
что молочнокислое и маслянокислое
брожение, процесс разложения белковых
продуктов есть результат жизнедеятельности
микроорганизмов. Он доказал, что
микроорганизмы являются возбудителями
ряда заболеваний, и выделил бактерии
куриной холеры, остеомиелита, разработал
методы профилактики инфекционных
заболеваний путем вакцинации, которые
успешно используются до настоящего
времени. Л. Пастер разработал не только
принципы вакцинации, но и способ
приготовления вакцин. Предложенный им
способ приготовления вакцины против
бешенства позволили в 1886 году И.И.
Мечникову и Н.Ф. Гамалея организовать
в России лабораторию, в которой проводили
прививки против этого заболевания.
Открытие
возбудителей болезней сопровождалось
изучением их биологических свойств и
их этиологической
роли в
возникновении инфекционных заболеваний.
Огромный вклад в этом направлении сделан
немецким микробиологом Р. Кохом. Он
разработал и, в дальнейшем, сформулировал
триаду Генле-Коха:
-
предполагаемый
микроорганизм — возбудитель данного
заболевания не может быть выделен при
других инфекционных заболеваниях; -
микроорганизм
должен быть выделен в чистой культуре; -
чистая
культура возбудителя должна вызывать
у экспериментальных животных специфическую
болезнь.
Немецкая
школа микробиологов во главе с Р. Кохом
внесла большой вклад в развитие
микробиологии, разработав способы
получения чистых культур микроорганизмов,
методы окраски бактерий анилиновыми
красителями.
Благодаря
методам, предложенным Р. Кохом, были
изучены обмен веществ, дыхание,
ферментативная активность, рост и
размножение, культивирование на
искусственных питательных средах,
экзотоксины бактерий.
За
короткий промежуток времени было открыто
большое количество возбудителей
инфекционных заболеваний человека
(гонореи – А. Нейссер, брюшного тифа –
К. Эберт, туберкулеза — Р. Кох, холеры –
Р. Кох, стафилококк – Л. Пастер, дифтерия
– Леффлер и др.).
Третий
период микробиологии ознаменовался
созданием нового направления в
микробиологии — иммунологией.
Русский ученый И.И. Мечников (1845-1916) и
немецкий ученый П. Эрлих (1854-1915) считаются
основоположниками иммунологии. И.И.
Мечников разработал фагоцитарную теорию
иммунитета и впервые ввел понятие
«Клеточный иммунитет». И.И. Мечников
рассматривал фагоцитоз, как основной
фактор защиты организма человека от
возбудителей инфекционных заболеваний.
П.
Эрлих предложил гуморальную теорию
иммунитета и положил начало учению об
антителах. К концу ХХ
века выяснилось, что эти две точки зрения
ученых дополняют друг друга. За эти
исследования И.И. Мечников и П. Эрлих
были удостоены Нобелевской премии 1908
г. в области иммунологии.
В
1892 г. Д.И. Ивановский сообщил об открытии
им возбудителя мозаичной болезни табака
— фильтрующегося вируса. Этот год
считается датой рождения нового
направления в микробиологии – вирусологии,
которая в настоящее время стала
фундаментальной биологической наукой.
Затем были открыты вирусы полиомиелита
– 1909 г. К. Ландштейнер и Е. Поппер;
бешенства –1892 г. В. Бабеш и 1903 г. Негри;
кори – 1911 г. Дж. Гольдбергер и Дж. Андерсон;
паротита – 1934 г. К. Джонсон и Э. Гудпасчер;
вируса гриппа – 1933 г. В. Смит и К. Эндрюс;
вирус клещевого энцефалита – 1937 г. Л.
Зильбер, Е. Левкович, Т. Чумаков; вирус
ВИЧ — 1982 г. Р.Гало, 1983 г. Л. Монтанье; вирус
гепатита – 1970 г. Д. Дейн.
В
конце ХХ
века было установлено, что болезни
человека могут вызывать не только
бактерии, но и простейшие: амебы,
лейшмании, плазмодии малярии и т.д.
Возникло учение – протозоология.
Для
лечения и профилактики инфекционных
заболеваний наряду с созданием и
применением вакцин и сывороток развивается
новое направление – химиотерапия. Одним
из основоположников этих исследований
был П. Эрлих. Им было установлено
губительное действие ряда красителей
на трипаносомы, создан препарат
«Сальварсан», бактерицидно действующий
на спирохеты – возбудителя сифилиса.
Начиная с 30-х годов, были разработаны
препараты против малярии – хинин,
сульфаниламид, стрептоцид и т.д.
Английский
ученый А. Флеминг в 1928 г. положил начало
созданию антибиотиков. Он установил
экспериментально, что вокруг зеленой
плесени – гриба рода Penicillium – отсутствует
рост стафилококков. В 1940 г. Х. Флори и Э.
Чейн получили стабильный препарат
очищенного пенициллина для лечения
многих инфекционных заболеваний.
Молекулярно-генетический
этап развития микробиологии начинается
с 40-50 годов ХХ века. Огромные успехи в
области молекулярной биологии, генетики,
биотехнологии, биохимии позволили
расшифровать геном бактерий и вирусов,
создать рекомбинантные штаммы
микроорганизмов и использовать их для
получения разнообразных биологически
активных веществ (антибиотиков, гормонов,
ферментов, витаминов), установить
химическую структуру иммуноглобулинов
и разработать способ получения
моноклональных антител, изучить принцип
функционирования иммунной системы,
разработать диагностические системы
к вирусам и бактериям, основанные на
иммунологических и генетических
принципах, создать генно-инженерные
вакцины. Научные достижения ученых мира
создали реальные предпосылки к развитию
биотехнологии и ликвидации ряда
инфекционных заболеваний. Благодаря
иммунопрофилактике ликвидирована
натуральная оспа, снижена заболеваемость
корью, коклюшем, дифтерией, туляремией,
сибирской язвой и т.д.
В
настоящее время широкие исследования
ведутся в области борьбы с такими
распространенными заболеваниями как
гепатиты, туберкулез, ВИЧ — инфекция.
Структура
микробиологической службы Российской
Федерации
В
России в 1999 году принят закон «О санитарном
эпидемиологическом благополучии
населения». В этом законе предусмотрены
меры по предупреждению, возникновения
и распространения инфекционных
заболеваний. С этой целью должны
своевременно проводится
санитарно-противоэпидемические
мероприятия, в том числе мероприятия
по осуществлению санитарной охраны
территории Российской федерации,
введения при необходимости карантинных
мер в отношении больных инфекционным
заболеванием, проведении профилактических
прививок.
Для
контроля за исполнением закона и
своевременном проведении предусмотренных
мероприятий создана государственная
санитарно — эпидемиологическая служба
Российской федерации, которая представляет
собой единую федеральную централизованную
систему органов и учреждений. Руководство
государственной санитарно-эпидемиологической
службой РФ осуществляется, Главным
государственным санитарным врачом –
в ранге зам. министра Здравоохранения
РФ. В субъектах РФ организацию деятельности
санитарно — эпидемиологической службы
осуществляют Главные санитарные врачи
республик, областей, городов и районов.
Кроме
того, в состав санитарно-эпидемиологической
службы включены структурные подразделения
железнодорожного транспорта, обороны,
внутренних дел, служб безопасности,
налоговой и пограничной службы, которые
осуществляют санитарно-эпидемиологический
надзор соответственно на железнодорожном
транспорте, в вооруженных силах и др.
указанных выше подразделениях.
Все
структурные подразделения Госсанэпиднадзора
осуществляют в своих субъектах или
подразделениях контроль за выполнением
санитарного законодательства. Проводят
санитарно-профилактические мероприятия,
санитарный карантин, контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
РФ, контроль за санитарно-эпидемиологической
обстановкой, проведение санитарно-эпидемических
расследований, направленных на
установление причин возникновения и
распространения инфекционных заболеваний,
государственный учет инфекционных,
профессиональных, массовых заболеваний,
связанных с вредным воздействием
факторов среды обитания.
Таким
образом, в каждом субъекте РФ имеется
соответственный Госсанэпиднадзор
(ранее именовались СЭС), который
осуществляет на своей территории
контроль за санитарно-эпидемической
обстановкой, разрабатывает и выполняет
санитарно-противоэпидемические
мероприятия, вводит и отменяет карантин,
информирует население об инфекционных
заболеваниях и массовых отравлениях,
а также о проводимых мероприятиях. В
составе каждой структуры Госсанэпиднадзора
имеются лаборатории (бактериологическая,
вирусологическая, иммунологическая и
т.д.) выполняющие контроль за санитарно
— эпидемической обстановкой на
соответствующей территории. Все
нижестоящие структуры Госсанэпиднадзора
подчиняются и отчитываются только перед
федеральным центром РФ.
Для
проведения санитарно-эпидемических и
профилактических мероприятий в Российской
федерации в структуре Министерства
Здравоохранения имеются государственные
научно-производственные объединения
и НИИ, которые осуществляют научные
исследования по отраслевым проблемам,
разрабатывают новые препараты для
лечения, профилактики и диагностики
инфекционных заболеваний, а также
осуществляют производство и выпуск
бактерийных и вирусных препаратов.
В
системе здравоохранения имеются
клинико-диагностические лаборатории
общего назначения и специального типа
(бактериологическая, вирусологическая,
иммунологическая), входящие в состав
больниц, поликлиник и других лечебных
учреждений. Кроме этого, существуют
центральные, проблемные, отраслевые и
учебные лаборатории ВУЗов – кафедры
микробиологии, вирусологии и иммунологии,
а также специализированные лаборатории,
выполняющие работу с особо опасными
инфекциями.
В
соответствии с делением микроорганизмов
на группы по степени биологической
опасности лаборатории подразделяются
на 3 категории:
1)
базовые (общего типа); 2) режимные; 3)
лаборатории особого режима.
Безопасность
работы в лабораториях всех категорий
обеспечивается выполнением распорядка
и правил работ, оснащением лаборатории
соответствующим оборудованием, а также
наличием лицензии на право работы с
инфекционным материалом.
Учебная литература
медицинских вузов для студентов
РУКОВОДСТВО
К
ПРАКТАЧЕСКИМ
ЗАНЯТИЯМ
ПО
МЕДИЦИНСКОЙ
МИКРОБИОЛОГИИ,
ВИРУСОЛОГИИ
И ИММУНОЛОГИИ
Под редакцией
доктора медицинских
наук,
профессора В.В.Теца
Издание второе,
переработанное и дополненное
Допущено
Департаментом образовательных
медицинских учреждений и кадровой
политики Министерства здравоохранения
Российской Федерации в качестве учебного
пособия для студентов медицинских
вузов
Руководство
к практическим занятиям по медицинской
Р85 микробиологии, вирусологии и
иммунологии/Под ред. В.В.Теца. — Изд.
2-е, перераб. и доп. — М.: Медицина, 2002. —
352 с.: ил. ISBN
5-225-04644-4
Настоящее
руководство представляет собой 2-е
издание «Руководства к лабораторным
занятиям по медицинской микробиологии,
вирусологии и иммунологии» (М.:
Медицина, 1993), все разделы которого
кардинально переработаны проф.
В.В.Тецем, проф. И.С.Фрейдлин и доц.
Е.Н.Шмидт.
Руководство
рекомендуется для самостоятельной
подготовки к практическим занятиям.
Изложены общие сведения о методах
изучения микробов. Рассказано о методах
стерилизации, дезинфекции и определении
чувствительности микробов к антибиотикам.
Описаны основы прикладной иммунологии.
Приведены современные методы диагностики
многих инфекций.
Для студентов
медицинских вузов.
ББК 52.64
Авторы
выражают благодарность &.К.Артеменко
и В. И. Кура-новой за помощь в подготовке
р&пмЪ* к изданию.
• •
ISBN
5-225-04644-4 ^ g
/©^Ъллектив авторов, 2002
Все
права авторов защищены. 10f
odnfj^c—mb
этого издания не может быть занесена
в память компьютера Либо вйКюивведена
любым способом без предварительного
письменного разрешения иЗщлпеЛя.
Коллектив авторов
Тец
Виктор |
заведующий |
БОРИСОВ |
профессор |
КОЗЬМИН-СОКОЛОВ |
профессор кафедры |
ФРЕЙДЛИН |
завеующий |
ШМИДТ Елена |
доцент кафедры |
Часть
I.
Общая медицинская микробиология,
вирусология и иммунология
Глава 1. |
8 |
Тема |
10 |
Глава 2. |
16 |
Тема |
19 |
Тема 2.2. Изучение |
22 |
Тема 2.3. актиномицетов |
26 |
Тема 2.4. риккетсий, |
29 |
Глава 3. |
30 |
Тема |
35 |
Тема 3.2. |
44 |
Глава 4. |
50 |
Тема 4.1. Морфология |
52 |
Глава 5. Облигатные |
54 |
Тема |
55 |
Тема |
56 |
Тема |
63 |
Глава 6. |
67 |
Тема 6.1. |
68 |
Глава |
71 |
Тема |
71 |
Тема |
77 |
Глава 8. |
85 |
Тема 8.1. Микрофлора |
86 |
Тема |
95 |
Тема 8.3. Микрофлора |
100 |
Глава 9. |
104 |
Тема 9.1. Инфекция, |
104 |
Глава 10. |
110 |
Тема 10.1. Методы |
111 |
Тема |
121 |
Тема 10.3. Методы |
133 |
Тема 10.4. Методы |
142 |
Часть |
|
Глава |
147 |
Тема |
148 |
Глава 12. |
158 |
Тема |
159 |
Тема 12.2. Анаэробные |
171 |
Глава 13. |
178 |
Тема |
180 |
Тема |
189 |
Тема 13.3. Возбудители |
198 |
Глава 14. |
209 |
Тема 14.1. Возбудители |
211 |
Тема 14.2. Возбудители |
220 |
Тема 14.3. |
233 |
Глава 15. Возбудители |
246 |
Тема 15.1. Возбудители |
247 |
Тема |
252 |
Глава 16. |
257 |
Тема |
260 |
Глава 17. Возбудители |
280 |
Тема 17.1. |
282 |
Глава 18. |
288 |
Тема |
289 |
Глава 19. Возбудители |
296 |
Тема |
299 |
Глава 20. Возбудители |
310 |
Тема |
312 |
Глава |
319 |
Тема |
322 |
Глава 22. Онкогенные |
335 |
Тема |
338 |
Глава 23. |
342 |
Тема 23.1. |
343 |
Глава 24. |
348 |
Тема 24.1. |
350 |
Учебная литература медицинских вузов для студентов
РУКОВОДСТВО
К ПРАКТАЧЕСКИМ
ЗАНЯТИЯМ
ПО МЕДИЦИНСКОЙ
МИКРОБИОЛОГИИ,
ВИРУСОЛОГИИ
И ИММУНОЛОГИИ
Под редакцией
доктора медицинских наук,
профессора В.В.Теца
Издание второе, переработанное и дополненное
Допущено Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов
Москва «Медицина» 2002
Руководство к практическим занятиям по медицинской Р85 микробиологии, вирусологии и иммунологии/Под ред. В.В.Теца. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Медицина, 2002. — 352 с.: ил. ISBN 5-225-04644-4
Настоящее руководство представляет собой 2-е издание «Руководства к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии» (М.: Медицина, 1993), все разделы которого кардинально переработаны проф. В.В.Тецем, проф. И.С.Фрейдлин и доц. Е.Н.Шмидт.
Руководство рекомендуется для самостоятельной подготовки к практическим занятиям. Изложены общие сведения о методах изучения микробов. Рассказано о методах стерилизации, дезинфекции и определении чувствительности микробов к антибиотикам. Описаны основы прикладной иммунологии. Приведены современные методы диагностики многих инфекций.
Для студентов медицинских вузов.
ББК 52.64
Авторы выражают благодарность &.К.Артеменко и В. И. Кура-новой за помощь в подготовке р&пмЪ* к изданию.
• •
ISBN 5-225-04644-4 ^ g /©^Ъллектив авторов, 2002
Все права авторов защищены. 10f odnfj^c-mb этого издания не может быть занесена в память компьютера Либо вйКюивведена любым способом без предварительного письменного разрешения иЗщлпеЛя.
Коллектив авторов
Тец
Виктор Вениаминович |
заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, профессор, доктор медицинских наук, действительный член РАЕН |
БОРИСОВ Леонид Борисович | профессор кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, доктор медицинских наук, действительный член РАЕН |
КОЗЬМИН-СОКОЛОВ Борис Николаевич | профессор кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, доктор медицинских наук |
ФРЕЙДЛИН Ирина Соломоновна | завеующий отделом иммунологии НИИЭМ Р/ЧН, профессор, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАМН |
ШМИДТ Елена Наумовна | доцент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, кандидат медицинских наук |
Часть I. Общая медицинская микробиология, вирусология и иммунология
Глава 1. Микробиологические лаборатории и их оборудование | 8 |
Тема 1.1. Бактериологические, вирусологические, микологические, иммунологические лаборатории и их оборудование. Устройство современных микроскопов. Методы стерилизации. Методы изучения морфологии микроорганизмов | 10 |
Глава 2. Морфология и ультраструктура бактерий | 16 |
Тема 2.1. Изучение морфологии бактерий и их тинкториальных свойств. Простые методы окраски | 19 |
Тема 2.2. Изучение морфологии и ультраструктуры бактериальных клеток. Сложные методы окраски | 22 |
Тема 2.3. Морфологические особенности и ультраструктура
актиномицетов спирохет |
26 |
Тема 2.4. Морфологические особенности и ультраструктура
риккетсий, хламидий и микоплазм |
29 |
Глава 3. Физиология бактерий | 30 |
Тема 3.1. Способы жизни, питания, размножения бактерий. Бактериологические методы исследования. Выделение чистых культур бактерий | 35 |
Тема 3.2. Идентификация бактерий | 44 |
Глава 4. Морфология и физиология грибов | 50 |
Тема 4.1. Морфология и физиология грибов | 52 |
Глава 5. Облигатные внутриклеточные паразиты | 54 |
Тема 5.1. Морфология и структура вирусов. Вирусоскопические методы исследования | 55 |
Тема 5.2. Культивирование вирусов и других облигатных внутриклеточных паразитов (риккетсий, хламидий) | 56 |
Тема 5.3. Методы культивирования бактериальных вирусов (фагов) и их индикация | 63 |
Глава 6. Генетика микроорганизмов | 67 |
Тема 6.1. Модификационная изменчивость, мутации, рекомбинация и перенос генов между бактериями | 68 |
Глава 7. Методы стерилизации. Оценка эффективности действия антисептиков и дезинфектантов. Определениечувствительности бактерий к антимикробным пре паратам |
71 |
Тема 7.1. Методы оценки антимикробного действия химических и физических факторов | 71 |
Тема 7.2. Методы оценки эффективности действия антимикробных препаратов | 77 |
Глава 8. Экология микроорганизмов | 85 |
Тема 8.1. Микрофлора воды, воздуха и почвы. Методы санитарно-бактериологического исследования воды, воздуха и почвы | 86 |
Тема 8.2. Санитарно-бактериологическое исследование предметов обихода и пищевых продуктов | 95 |
Тема 8.3. Микрофлора организма человека | 100 |
Глава 9. Взаимодействие паразита и хозяина | 104 |
Тема 9.1. Инфекция, патогенность и вирулентность микробов | 104 |
Глава 10. Прикладная иммунология | 110 |
Тема 10.1. Методы выявления и идентификации специфических антигенов | 111 |
Тема 10.2. Методы количественного определения специфических антител (серодиагностика) | 121 |
Тема 10.3. Методы оценки иммунного статуса организма человека | 133 |
Тема 10.4. Методы оценки клеточного и гуморального иммунного ответа. Вакцины. Иммунные сывороткии иммуноглобулины | 142 |
Часть II. Частная медицинская микробиология | |
Глава 11. Методы клинико-диагностических микробиологических исследований | 147 |
Тема 11.1. Методы клинико-диагностических микробиологических исследований и оценка полученных результатов | 148 |
Глава 12. Возбудители гнойно-воспалительных и раневых инфекций | 158 |
Тема 12.1. Аэробные бактерии — возбудители гнойно-воспалительных заболеваний и раневых инфекций | 159 |
Тема 12.2. Анаэробные бактерии — возбудители гнойно-воспалительных и раневых инфекций | 171 |
Глава 13. Возбудители бактериальных кишечных инфекций | 178 |
Тема 13.1. Возбудители эшерихиозов, дизентерии, геликобактериозов и кампилобактериозов | 180 |
Тема 13.2. Возбудители брюшного тифа, паратифов и иерсиниозов. Дисбактериоз | 189 |
Тема 13.3. Возбудители пищевых токсикоинфекций, интоксикаций, холеры и других бактериальных кишечных инфекций | 198 |
Глава 14. Возбудители бактериальных респираторных и других воздушно-капельных инфекций | 209 |
Тема 14.1. Возбудители пневмоний и ОРЗ | 211 |
Тема 14.2. Возбудители менингококковой инфекции, коклюша и дифтерии | 220 |
Тема 14.3. Возбудители туберкулеза, проказы и актиномикоза | 233 |
Глава 15. Возбудители венерических и урогенитальных инфекций | 246 |
Тема 15.1. Возбудители сифилиса и мягкого шанкра | 247 |
Тема 15.2. Возбудители гонореи, урогенитального хламидиоза, микоплазмоза и уреаплазмоза | 252 |
Глава 16. Возбудители зооантропонозных бактериальных инфекций | 257 |
Тема 16.1. Возбудители чумы, туляремии, бруцеллеза, сибирской язвы, лептоспироза и других зоонозных инфекций | 260 |
Глава 17. Возбудители бактериальных трансмиссивных инфекций | 280 |
Тема 17.1. Микробиологическая диагностика бактериальных трансмиссивных инфекций | 282 |
Глава 18. Возбудители респираторных вирусных инфекций | 288 |
Тема 18.1. Микробиологическая диагностика респираторных вирусных инфекций | 289 |
Глава 19. Возбудители вирусных инфекций нервной системы и прионы | 296 |
Тема 19.1. Микробиологическая диагностика инфекций, вызванных нейротропными вирусами и прионами | 299 |
Глава 20. Возбудители кишечных вирусных инфекций и вирусного гепатита | 310 |
Тема 20.1. Микробиологическая диагностика кишечных вирусных инфекций и вирусных гепатитов | 312 |
Глава 21. Вирусы, поражающие кожу, слизистые оболочки, железистые и лимфоидные ткани | 319 |
Тема 21.1. Микробиологическая диагностика вирусных поражений кожи, слизистых оболочек, лимфоидной и железистых тканей | 322 |
Глава 22. Онкогенные вирусы и вирусы иммунодефицита человека (ВИЧ) | 335 |
Тема 22.1. Микробиологическая диагностика инфекций, вызванных онкогенными вирусами человека и вирусами иммунодефицита человека | 338 |
Глава 23. Возбудители микозов | 342 |
Тема 23.1. Микробиологическая диагностика микозов | 343 |
Глава 24. Возбудители протозойных инфекций | 348 |
Тема 24.1. Микробиологическая диагностика протозойных инфекций | 350 |
Список сокращений
БГКП — бактерии группы кишечной палочки
ВИЧ — вирус иммунодефицита человека
ГЖХ — газожидкостная хроматография
ГЗТ — гиперчувствительность замедленного типа
ЖСА — желточно-солевой агар
ИФ — иммунофлюоресценция
ИФА — иммуноферментный анализ
ИЭМ — иммуноэлектронная микроскопия
ИЭФ — иммуноэлектрофорез
КОЕ — колониеобразующие единицы
КС — клеточная стенка
ЛПС — липополисахарид
МКАТ — моноклональные антитела
МПА — мясопептонный агар
МПК — минимальная подавляющая концентрация
НК — нуклеиновая кислота
ООИ — особо опасная инфекция
ОРВИ — острая респираторная вирусная инфекция
ОРЗ — острое респираторное заболевание
ПМ — плазматическая мембрана
ПЦР — полимеразная цепная реакция
РА — реакция агглютинации
РГА — реакция гемагглютинации
РИА — радиоиммунный анализ
РН — реакция нейтрализации
РИГА — реакция непрямой гемагглютинации
PC К — реакция связывания комплемента
РТГА — реакция торможения гемагглютинации
СМЖ — спинномозговая жидкость
СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита
ЦПД — цитопатическое действие
ЧК — чистая культура
CTL — цитотоксические лимфоциты
MAC — комплекс Mycobacterium tuberculosis
МТС — комплекс Mycobacterium avium
spp. — виды (species)
Часть I
ОБЩАЯ МЕДИЦИНСКАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ
Глава 1
МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИИ ИХ ОБОРУДОВАНИЕ
Введение. Все микробиологические, биохимические и моле-кулярно-биологические исследования микроорганизмов проводят в специальных лабораториях, структура и оборудование которых зависят от объектов исследования (бактерий, вирусов, грибов, простейших), а также от их целевой направленности (научные исследования, диагностика заболеваний). Изучение иммунного ответа и серодиагностика заболеваний человека и животных осуществляют в иммунологических и серологических (serum — сыворотка крови) лабораториях.
Бактериологические, вирусологические, микологические и серологические (иммунологические) лаборатории входят в состав санитарно-эпидемиологических станций (СЭС), диагностических центров и крупных больниц. В лабораториях СЭС выполняют бактериологические, вирусологические и серологические анализы материалов, полученных от больных и контактировавших с ними лиц, обследуют бактерионосителей и проводят санитарно-микробиологические исследования воды, воздуха, почвы, пищевых продуктов и т.д.
В бактериологических и серологических лабораториях больниц и диагностических центров проводят исследования с целью диагностики кишечных, гнойных, респираторных и других инфекционных заболеваний, осуществляют микробиологический контроль за стерилизацией и дезинфекцией.
Диагностику особо опасных инфекций (чума, туляремия, сибирская язва и др.) проводят в специальных режимных лабораториях, организация и порядок деятельности которых строго регламентированы.
В вирусологических лабораториях диагностируют заболевания, вызванные вирусами (грипп, гепатит, полиомиелит и др.), некоторыми бактериями — хламидиями (орнитоз и др.) и рик-кетсиями (сыпной тиф, Ку-лихорадка и др.). При организации и оборудовании вирусологических лабораторий учитывают специфику работы с вирусами, культурами клеток и куриными эмбрионами, требующую строжайшей асептики.
В микологических лабораториях проводят диагностику заболеваний, вызываемых патогенными грибами, возбудителями микозов.
Лаборатории обычно размещаются в нескольких помещениях, площадь которых определяется объемом работ и целевым назначением. В каждой лаборатории предусмотрены:
а) боксы для работы с отдельными группами возбудителей;
б) помещения для серологических исследований;
в) помещения для мойки и стерилизации посуды, приготовления питательных сред;
г) виварий с боксами для здоровых и подопытных животных;
д) регистратура для приема и выдачи анализов.
Наряду с этими помещениями в вирусологических лабораториях имеются боксы для специальной обработки исследуемого материала и работы с культурами клеток.
Оборудование микробиологических лабораторий. Лаборатории снабжены рядом обязательных приборов и аппаратов.
Приборы для микроскопии: биологический иммерсионный микроскоп с дополнительными приспособлениями (осветитель, фазово-контрастное устройство, темнопольный конденсор и др.), люминесцентный микроскоп.
Термостаты и холодильники.
Приборы для приготовления питательных сред, растворов и т.д.: аппарат для получения дистиллированной воды (дистиллятор), технические и аналитические весы, рН-метры, аппаратура для фильтрования, водяные бани, центрифуги.
Набор инструментов для манипуляций с микробами: бактериологические петли, шпатели, иглы, пинцеты и др.
Лабораторная посуда: пробирки, колбы, чашки Петри, матрацы, флаконы, ампулы, пастеровские и градуированные пипетки и др., аппарат для изготовления ватно-марлевых про
бок.
Крупные диагностические комплексы имеют автоматические анализаторы и компьютеризированную систему оценки полученной информации.
В лаборатории выделено место для окраски микроскопических препаратов, где находятся растворы специальных красителей, спирт, кислоты, фильтровальная бумага и др. Каждое рабочее место снабжено газовой горелкой или спиртовкой и емкостью с дезинфицирующим раствором. Для повседневной работы лаборатория должна располагать необходимыми питательными средами, химическими реактивами, диагностическими препаратами и другими материалами.
В крупных лабораториях имеются термостатные комнаты Для массового выращивания микроорганизмов, постановки серологических реакций. Для выращивания, хранения культур, стерилизации лабораторной посуды и других целей используют следующую аппаратуру.
Термостат. Аппарат, в котором поддерживается постоянная температура. Оптимальная температура для размножения большинства патогенных микроорганизмов 37 °С. Термостаты
бывают воздушными и водяными.
Микроанаэростат. Аппарат для выращивания микроорганизмов в анаэробных условиях.
СО2 -инкубатор. Аппарат для создания постоянной температуры и атмосферы определенного газового состава. Предназначен для культивирования микроорганизмов, требовательных к газовому составу атмосферы.
Холодильники. Используют в микробиологических лабораториях для хранения культур микроорганизмов, питательных сред, крови, вакцин, сывороток и прочих биологически активных препаратов при температуре около 4 «С. Для хранения препаратов при температуре ниже О °С применяют низкотемпературные холодильники, в которых поддерживается температура -20 °С или -75 ‘С.
Центрифуги. Применяют для осаждения микроорганизмов, эритроцитов и других клеток, для разделения неоднородных жидкостей (эмульсии, суспензии). В лабораториях используют центрифуги с различными режимами работы.
Сушилъно-стершшзационный шкаф (печь Пастера). Предназначен для суховоздушной стерилизации стеклянной лабораторной посуды и других жаростойких материалов.
Стерилизатор паровой (автоклав). Предназначен для стерилизации перегретым водяным паром (под давлением). В микробиологических лабораториях используют автоклавы разных
моделей (вертикальные, горизонтальные, стационарные, переносные).
Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии и лабораторсной диагностике инфекционны болезней : Учеб. пособие для мед. ин-тов]
Карточка
Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии и лабораторсной диагностике инфекционны болезней : Учеб. пособие для мед. ин-тов] / [Ю. С. Кривошеин и мед. ин-тов]; Под ред. Ю. С. Кривошеина. — Киев : Вища шк., 1986. — 374,[1] с., [4] л. ил. : ил.; 21 см.; ISBN (В пер.) (В пер.) : 95 к.
Микробиология медицинская — Практические работы учащихся
Инфекционные болезни — Диагностика лабораторная — — Практические работы учащихся
Шифр хранения:
FB 1 86-51/293
FB 1 86-51/294
Описание
Заглавие | Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии и лабораторсной диагностике инфекционны болезней : Учеб. пособие для мед. ин-тов] |
---|---|
Коллекции ЕЭК РГБ | Каталог документов с 1831 по настоящее время |
Дата поступления в ЭК | 27.02.2002 |
Каталоги | Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время) |
Сведения об ответственности | [Ю. С. Кривошеин и мед. ин-тов]; Под ред. Ю. С. Кривошеина |
Выходные данные | Киев : Вища шк., 1986 |
Физическое описание | 374,[1] с., [4] л. ил. : ил.; 21 см |
ISBN | ISBN (В пер.) (В пер.) : 95 к. |
Тема | Микробиология медицинская — Практические работы учащихся |
Инфекционные болезни — Диагностика лабораторная — — Практические работы учащихся | |
Язык | Русский |
Места хранения | FB 1 86-51/293 |
FB 1 86-51/294 |
Рекомендуется Учебно-методическим объединением
по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России
в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов
Зам. Председателя УМО
по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России,
проректор ММА им. И.М.Сеченова, профессор И.Н.Денисов
20.03.2003.
РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО ОБЩЕЙ МИКРОБИОЛОГИИ
(для студентов лечебных и педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений)
Издание 2, дополненное и переработанное
Содержание
Морфология микроорганизмов. Микроскопический метод ис¬следования микроорганизмов. Простые и сложные методы окраски бактерий ………
Морфология микроорганизмов. Структура бактериальной клетки
Морфология и классификация спирохет, риккетсий, хламидий, микоплазм и актиномицетов
Физиология микробов. Асептика, антисептика, дезинфекция, стерилизация. Культивирование бактерий. Бактериологический метод исследования. Методы и этапы выделения чистых культур аэробных и анаэробных бактерий
Физиология бактерий. Дыхание и размножение бактерий. Методы культивирования аэробов и анаэробов
Физиология бактерий. Ферменты бактерий. Выделение чистых культур аэробных и анаэробных бактерий
Ферменты бактерий. Бактериологический метод исследова¬ния. Итоговое занятие по теме «Морфология и физиология микробов»
Вирусы бактерий (бактериофаги)
Генетика микроорганизмов
Экология микроорганизмов Микрофлора организма человека. Микробиологические основы химиотерапии инфекционных болезней …
Экология микроорганизмов. Микробиология воды, воздуха, почвы, пищевых продуктов
Учение об инфекции. Факторы патогенности бактерий. Роль макроорганизма, внешней среды и социальных условий в развитии инфекции. Формы инфекции
Учение об иммунитете. Виды иммунитета. Неспецифическая резистентность. Серологические реакции
Учение об иммунитете. Серологические реакции. Антигены и их характеристика
Учение об иммунитете. Клетки иммунной системы. Иммунный статус организма человека и методы его оценки. Современные иммунологические методы
Учение об иммунитете. Специфическая профилактика и лечение инфекционных заболеваний. Диагностические биопрепараты. Аллергены
Учение об инфекции и иммунитете. Практические аспекты иммунологии. Контрольное занятие (тестовый контроль и устное собеседование)
Тестовый контроль знаний по общей микробиологии и иммунологии
Рекомендуемая литература