Руководства индивидуально типические характеристики устойчивой системы методов способов приемов

Под стилями
руководства психологи понимают
индивидуально-типические особенности
целостной, устойчивой системы способов,
методов, приемов воздействия руководителя
на коллектив с целью эффективного и
качественного выполнения управленческих
функций (7).

Использование
руководителем навыков профессионального
общения наиболее ярко проявляется в
стилях руководства. Существуют различные
подходы к оценке этих стилей. Самой
распространенной классификацией стилей
руководства является использование
следующих:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) либеральный.

Характеристики
известных в психологии стилей руководства
рассмотрим в схематическом виде –
таблица 2.

Таблица 2.

Стили руководства

Общие
психологические характеристики
руководителя

Отношение
к подчиненным

Характеристики
групповых отношений

I.
Авторитарный стиль

Руководитель
часто хмур, озабочен, предельно
раздражен, резок с людьми. Около 90% его
действий состоит из команд и приказов

Официальность
в общении. Не склонен считаться с
мнением других

Отсутствие
доверительности, враждебность,
повышенная конфликтность

II.
Демократический стиль

Руководитель
активен, ровен в общении, самокритичен

Главная
черта – постоянный контакт с людьми.
Склонность к делегированию власти.
Поощрение самостоятельности

Минимум
агрессивность друг к другу, дружелюбие,
отсутствие конфликтов, поощрения
творчества

III.
Либеральный (попустительский,
анархический) стиль

Недостаточно
активен, боится конфликтов, стремится
к безответственности

Панибратство
в отношениях, согласия с мнением
подчиненных. Обязанности в группе не
распределены. Оценка деятельности
людей основана на стихийности

Состояние
неуверенности, отсутствие
целеустремленности, плывет по течению,
могут возникать неожиданные ситуации
и конфликты

Компетентный,
авторитетный руководитель, имеющий
отработанные навыки профессионального
общения с членами рабочей группы, создает
в группе благоприятный психологический
климат и сплачивает сотрудников для
выполнения организационных целей.

Ориентация каждого
руководителя, несмотря на однотипность
целей, может расходиться.

Один из руководителей
в большей степени нацелен выполнить
задачи, не обращая внимания на проблемы
человека и его потребности. Другой
больше внимания уделяет человеческому
фактору, часто в ущерб выполнению
профессиональных требований.

Существует типология
руководителей по 2 основным критериям:

— внимание к людям;

— ориентация на
цель организации.

Эта типология
носит условный характер (рис. 2).

1. Демократ. Заботится
больше всего о состоянии межличностных
отношений в рабочей группе. Слабо
учитывает потенциальные возможности
работников. В связи с этим не всегда
наилучшим образом выполняет задачу.

2. Диктатор. Основная
ориентация – решение профессиональное
задачи оптимальным способом и в срок.
Проблемы человека его не интересуют.
Считает, что для решения управленческой
задачи основой являются профессиональная
подготовка.

3. Пессимист. Мало
внимания уделяет решения задачи и больше
интересуется потребностями и возможностями
человека. В руководстве группой
придерживается анархического стиля,
считая, что работа в одиночку значительно
эффективнее коллективных действий.

4. Организатор.
Сочетает в себе все качества руководителя
творческой группы. Дает возможность
каждому работнику, проявить инициативу
и творчество. Решение управленческих
задач под руководством такого лидера
осуществляется самым рациональным
путем.

5. Манипулятор.
Основной задачей своей деятельности
считает улаживание отношений внутри
группы. Умеет гасить острые моменты в
отношениях между людьми. Считает, что
согласованность действий членов рабочей
группы является основным условием
решения задач управления.

Внимание к людям

(1)
Демократ

(4)
Организатор

(5) Манипулятор

(3)
Пессимист

(2)
Диктатор

Внимание к
профессиональной задаче

Рис. 2
Типология руководителей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует
определенный набор человеческих качеств,
которые были перечислены выше, составляющие
основу организаторских способностей.
Эти качества не зависят от производственного
опыта работника, поэтому руководителем
человек может становиться в относительно
раннем возрасте.

В заключение
следует остановиться на тех моментах,
которые определяют эффективность работы
менеджера.

Ряд из них зависит
от него самого и связан либо с умением
управляющего организовать свою
деятельность и деятельность подчиненных,
либо с его отношением к ним. Так,
положительно влияет на эффективность
деятельности умение ее планировать,
правильно определять порядок важности
и срочности дел, последовательность
выполнения операций, количество
принимаемых решений. На эффективность
работы менеджера влияет умение
использовать возможности подчиненных,
знание их, вера в сотрудников, способность
откровенно с ними разговаривать,
постановка задач вместо непосредственного
руководства.

Отрицательно
влияет на результативность работы
менеджера отсутствие уважения коллег
при обсуждении и решении важнейших
вопросов, присвоение себе результатов
работы коллектива, пристрастное отношение
к сотрудникам.

Однако в некоторых
случаях эффективность работы руководителя
зависит от подчиненных. Например, если
они плохо проработали вопрос или боятся
сами принимать решение, то часто бегают
за консультацией к шефу, отвлекая его
от других более важных дел. То же бывает,
если подчиненные не знают точно своего
задания и взваливают на себя работу, с
которой не могут справиться, и руководитель
вынужден им помогать, чтобы не “завалить”
дело. Во многом это происходит, кстати,
от неумения планировать. Сложности для
руководителя возникают и в том случае,
когда подчиненный не умеет с ним
разговаривать, толком объяснить свои
проблемы и желания, но постоянно ожидает
указаний и инструкций.

Лидерство, как и
управление, является до некоторой
степени искусством. Возможно, это и есть
причина того, почему исследователям не
удалось разработать и обосновать единую
теорию. Ситуационный подход подошел,
на мой взгляд, ближе всего к решению
данной проблемы. Стиль лидерства напрямую
зависит от ситуации. В некоторых из них
менеджер добивается эффективности,
структурирую задачи, проявляя заботу
и оказывая поддержку, в других руководитель
допускает подчиненных к участию в
решениях производственных проблем, в
третьих – безболезненно меняет стиль
под нажимом начальства или обстоятельств.
В любом случае стиль настоящего лидера
должен быть гибким орудием эффективного
управления производством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ладанов
    И.Д. «Практический менеджмент», 1993 г.

  2. Вудкок
    М., Фрэнсис Д. «Раскрепощенный менеджер»,
    1991 г.

  3. Ласкон
    М.Х. «Основы менеджмента», 1995 г.

  4. Щекин
    Г.В. «Основы кадрового менеджмента»,
    1994 г.

  5. Грачев
    М.В. «Суперкадры», 1993 г.

  6. Старобинский
    Э.Е. «Как управлять персоналом», 1995 г.

  7. Розанова
    В.А. «Психология управления», 2000 г.

  8. Кочеткова
    А.И. «Психологические основы современного
    управления персоналом», 1999 г.

  9. «Психология
    управления», курс лекций, 1997 г.

  10. Виханский
    О.С., Наумов А.И. «Менеджмент», 1998 г.

  11. Лавриненко В.Н.
    «Психология и этика делового общения»,
    1997 г.

  12. Нейл С. «Социология»,
    1994 г.

  13. Шкатулла В.И.
    «Настольная книга менеджера по кадрам»,
    1998 г.



Анализ управленческой деятельности в период формирования российского аграрного рынка позволяет сделать вывод о том, что одним из решающих условий успеха руководителя является необходимость обеспечения его влияния на своих подчиненных с целью полной их самореализации в профессиональной сфере. Заметим, что эффективный руководитель выполняет эту работу в процессе реализации трех основных ролевых функций: как высококвалифицированного специалиста, умелого организатора совместной трудовой деятельности, грамотного практического психолога и воспитателя подчиненных [1, с. 105].

Главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Стиль руководства — индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. При этом он должен учитывать множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости от которых стиль получает свое конкретное содержание.

Стиль руководства в контексте управления — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи — все отражает стиль руководства, характеризующий данного руководителя. К настоящему времени исследователи накопили немалый материал по данной проблеме. [2, с. 59-62]. В литературе по теории и практике управления коллективом предложено множество стилей современного руководителя со своими плюсами и минусами. Рассмотрим их.

Авторитарный. Для этого стиля характерно единоличное принятие руководителем всех решений в коллективе, когда последнее слово всегда остается за ним. Достоинством данного стиля можно считать способность руководителя принимать на себя персональную ответственность, особенно в критической ситуации, а недостатком является игнорирование инициативы и творческих начинаний подчиненных.

Коллегиальный. Основная установка в деятельности руководителя данного стиля: «Надо посоветоваться с коллективом». Решения принимаются главным образом коллективом и в этом главный плюс коллегиального стиля. Минус же состоит в том, что порой на коллективное обсуждение выносятся незначительные вопросы, не требующие детального рассмотрения.

Плановый. Руководитель этого стиля в своей работе строго придерживается плана и всевозможных программ. И хотя управление на основе проработанного плана и является положительным качеством, но иногда слишком точное следование заданному плану может тормозить работу, не давая возможности для оперативной перестройке деятельности.

Авральный. Это стиль спешки, кода руководитель мобилизует коллектив для достижения цели любой ценой. Понятно, что в условиях аврала заметно снижается не только качество выполняемой работы, но и неизбежно возникают конфликтные ситуации в коллективе.

Либеральный. Данный стиль руководства иногда называют попустительским, поскольку коллектив, как бы «плывет по течению», живет сам по себе, решая возникающие вопросы и не особо признавая руководителя. Достоинством этого стиля считается то, что инициатива подчиненных не подавляется, а недостаток состоит в том, что либеральный руководитель чаще всего характеризуется как беспринципный и не деловой.

Регламентирующий. Этот стиль прямая противоположность либерального стиля, когда регламентации подвергается вся работа подчиненных: что нужно сделать, кто, как и когда это должен сделать. В итоге регламентация и постоянный контроль за работой сотрудников создают в коллективе нервозную обстановку.

Перестроечный. Руководитель данного стиля полон всякий идей, проектов. Он постоянно старается видоизменять, усовершенствовать свою организацию и потому она находится в состоянии налаживания дел. Несмотря, на, казалось бы, благие намерения руководителя, порой перестройка осуществляется ради перестройки.

Консервативный. Для руководителя данного стиля характерно строгое следование традициям, раз и навсегда установленным порядкам, способам и принципам решения управленческих задач. Позитивным моментом в этом стиле руководства является то, что он несет в себе некую уверенность в стабильности и устойчивости коллектива. Однако при таком управленческом стиле коллектив обычно плетется в хвосте событий.

Дипломатичный. Руководитель данного стиля имеет в коллективе репутацию дипломата, который способен договориться даже тогда, когда для этого, казалось бы, нет реальных возможностей. При принятии решений обычно он делает ставку на личные контакты и связи. Руководитель — дипломат может менять свои требования и указания так, как это выгодно ему в создавшейся ситуации.

Документальный. Это стиль руководителя, который много внимания уделяет «бумаготворчеству», т. е. подготовке разного рода документов, справок, письменных распоряжений. В итоге у него остается мало времени на руководство коллективом. Достоинством руководителя этого стиля является то, что вся деловая документация (планы, отчеты, деловая переписка) у него всегда находятся в полном порядке.

Лидерский. Данный стиль характеризуется тем, что руководитель вдохновляет подчиненных на решение проблем, стоящих перед коллективом. Он глубоко верит в себя и в возможность выполнения намеченных планов. Если при этом лидер имеет высокий уровень творческих способностей, то он реально становится творческим руководителем коллектива. Недостаток этого стиля состоит в том, что руководитель-лидер часто использует не все резервные возможности членов коллектива.

Административный. Руководитель этого стиля строго придерживается всех указаний, распоряжений, идущих сверху, и выполняет их, чего бы это ему не стоило. При этом руководитель-администратор для преодоления сопротивления подчиненных может использовать административное давление. К положительным моментам данного стиля можно отнести то, что руководитель владеет знаниями должностных инструкций и механизмами административного управления коллективом.

Отметим, что при всем многообразии управленческих стилей специалисты выделяют творческий стиль управления коллективом, считая его идеальным. Он предполагает, применение руководителем в решении каждой новой управленческой задачи аграрного производства различных стилей, с предпочтением наиболее оптимального и результативного для сложившейся ситуации.

Современный руководитель творческого стиля должен уметь:

− Мыслить широко и масштабно, системно и комплексно, видя развитие своей организации на большую перспективу, но и не забывая о сиюминутных делах и задачах.

− Быть демократичным и коллегиальным, поощряя и поддерживая творческую инициативу подчиненных, но одновременно и авторитарным по отношению к лодырям и демагогам.

− Быть готовым к риску, способным полагаться не только на интуицию, но и на научно обоснованный расчет.

− Быть добрым и деликатным, одновременно требовательным в вопросах качества работы и дисциплины труда в коллективе.

− В решении возникающих задач, использовать передовой опыт, научный подход, уметь анализировать причины поражений.

− Умело и грамотно применять в своей повседневной деятельности следующие принципы:

а. Принцип инструкции. Управлять предпочтительно с помощью правил и инструкций, а не приказов и распоряжений.

б. Принцип близости. Вопросы должны решаться как можно ближе к тому уровню, на котором они возникли.

в. Принцип оперативности. Руководитель должен оперативно реагировать на происходящее, чтобы подчиненные постоянно ощущали оценку их действий руководителем.

г. Принцип воспитания. Руководитель должен постоянно показывать пример и воспитывать подчиненных — словом и делом.

д. Принцип делегирования.Делегирование полномочий только тогда результативно, когда руководитель оставляет за собой управленческую ответственность.

е. Принцип терпения. Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель должен проявлять бесконечное терпение.

ж. Принцип ответственности. Работник должен нести ответственность только за то, на что он в состоянии повлиять [3, с. 420].

В настоящее время руководители предприятий АПК должны больше внимания уделять личностным качествам своих подчиненных, их преданности организации и способности оперативно решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей экономики, в том числе и аграрного производства, подталкивают руководителей быть готовыми к техническим и организационным реформам, а также к изменению стиля руководства. Отметим, что даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от эмоциональной реакции на ситуацию.

Эффективность управления коллективом может быть достигнута при чутком отношении руководителя к своим подчиненным, соблюдении им принятых социальных норм, умении ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для людей, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением. Кемаль Ататюрк когда-то заметил: «И лучшие люди иногда попадают в худшие ситуации». Помня это, руководитель, ни при каких обстоятельствах, не должен ущемлять достоинства других людей, в какие бы ситуации они не попадали [4, с. 41].

Реализуя себя в качестве менеджера, мы имеем дело не только с ресурсами, машинами, продуктами, не только с производственными, снабженческими и бытовыми процессами, различными документами, но мы постоянно работаем с людьми — руководим подчиненными, советуемся со специалистами, общаемся с трудовым коллективом. От того, насколько хорошо мы это делаем, зависит наша репутация и авторитет, а, соответственно, и успех дела [5, с. 306].

От выбора стиля руководства предприятием АПК зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но также атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. И закончить статью хотелось бы словами В. Уорда: «Посредственный руководитель — излагает, хороший — объясняет, выдающийся — показывает, великий — вдохновляет» [6, с. 33-34].

Литература:

  1. Игебаева Ф. А. Современный руководитель АПК: каким он должен быть (на примере Республики Башкортостан) // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2014, № 6 (124), С. 105-108.
  2. Галимова Г. Н., Игебаева Ф. А.Стили руководства // Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество: Материалы региональной научно-практической конференции. — Сибай: Изд-во ГУП РБ «СГТ», 2010. — 268 с.
  3. Морозов А. В. Деловая психология. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. — 576 с.
  4. Десяткина М. В. Деловой этикет: теория и практика. Учебное пособие. — Уфа: РИО БАГСУ, 2004. — С. 42.
  5. Игебаева Ф. А.О преимуществах и недостатках управленческих стилей // Science, technology and life — 2015, Чехия. В сборнике: Resonances science proceedings of articles the international scientific сonference. 2016. — С.305-310.
  6. Панкратов В. Н. Культура делового общения и успех. — М.: А-Приор, 2008. — С. 33-34.

Основные термины (генерируются автоматически): руководитель, коллектив, стиль, стиль руководства, подчиненный, аграрное производство, работа, современный руководитель, том.

Автор статьи

Евгения Солодова

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 8 лет

Предложить статью

Определение 1

Стиль руководства — это система способов и приемов деятельности в области решения задач, которые возникают в процессе управления.

Сущность понятия «стиль руководства»

Стиль руководства (стиль управления) может быть предопределен особенностями компании. Он представляет собой систему методов, посредством которых руководитель воздействует на подчиненных.

Определение 2

Стиль руководства — это стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом. Они формируются под воздействием объективных и субъективных условий управления и индивидуальных (психологических) особенностей личности руководителей.

Стиль руководства предприятием рассматривает индивидуально-типические характеристики устойчивых методов, способов, приемов воздействия руководства на сотрудников. Он необходим в коллективе для выполнения соответствующих организационных задач и управленческих функций.

Понятие рассматривается в психологии и менеджменте как привычная манера поведения руководителей в отношении подчиненных лиц для оказания на них влияния и побуждения их к достижению целей предприятия. Степень, до которой управляющий может делегировать свои полномочия, типы власти, которые он применяет, а также его забота о человеческих отношениях (прежде всего, касающихся выполнения задач) — все это способно отражать стиль руководства, характерный для определенного лидера.

На стиль управления оказывают влияние человеческие и деловые качества руководителя. Они включают:

  • Знания и привычки,
  • Энергичность,
  • Здравый смысл,
  • Способность к инновациям.

Стиль управления формируется под воздействием объективных и субъективных факторов. Объективные факторы не относятся к самому руководителю, но учитываются им в деятельности. Этот тип факторов включает стиль руководства вышестоящего руководителя и его состояние здоровья; возраст, образовательный уровень, социально-психологические качества работников, нюансы решаемых задач.

«Общая характеристика современных стилей руководства предприятием» 👇

В свою очередь, в состав субъективных факторов нужно включить те факторы, которые напрямую связаны с личностью руководителя. Это могут быть его человеческие и деловые качества, уровень знаний и навыки управленческой деятельности, манера поведения.

Виды стилей руководства

Стиль руководства представляет собой способ управления подчиненными,. Обобщенно принято рассматривать 3 стиля руководства:

  • Авторитарный,
  • Демократический,
  • Попустительский.

Для авторитарного стиля руководства характерна высокая централизация власти, жесткий диктат воли, доминирование единоначалия. Руководитель здесь является лидером, который отдает краткие, четкие, деловые распоряжения. Чаще всего его тон неприветлив, а голос звучит жестко. Действия подчиненных в таких условиях подлежат строгому контролю, руководитель не дает им возможности для проявления инициативы.

Авторитаризм предполагает максимальную дистанцию в образовании между руководством и подчиненным, а также наличие материальной мотивации работников. Любое решение принимается руководителем единолично, при этом не происходит учет мнения подчиненных.

Демократический стиль руководства подразумевает распределение полномочий, ответственности и инициативы между руководством и работниками. Лидер в лице руководителя рассматривает мнение коллектива в области важных производственных проблем, принимая на этой основе коллегиальные решения.

Лидер сознательно осуществляет децентрализацию своей власти. Он не навязывает свою волю, чаще всего делегирует полномочия подчиненным лицам по максимуму. Для общения в таких условиях характерен доброжелательный, вежливый, товарищеский тон (форма просьб, советов и пожеланий).

Для попустительского стиля руководства характерно отсутствие активного участия руководителя в управлении работниками. Они чаще всего предоставлены сами себе и наделяются полной свободой в области принятия самостоятельных решений по основным производственным задачам. При использовании такого стиля похвала и порицания практически отсутствуют.

Стиль управления, который ориентирован на укрепление коллектива и поддержку человеческих отношений, максимально близко подойдет для умеренно благоприятных ситуаций. Это происходит, когда у руководителя нет достаточной власти для обеспечения необходимого уровня сотрудничества с подчиненными лицами. Если же взаимоотношения хорошие, то сотрудники в основном будут делать то, что от них ждет руководство.

Ситуационный стиль управления

Отдельно следует рассмотреть еще один стиль руководства (так называемый стиль XXI века) — ситуационное управление. В соответствии с характером конкретной ситуации руководитель может выбирать разные способы руководства. Это значит, что он должен уметь вести себя по-разному в различных случаях, быстро переключаться, правильно определять нюансы возникшей ситуации и использовать ее в своих целях. Если происходит изменение ситуации, то меняется и выбранный стиль руководства. В этом случае мы видим адаптивное руководство, при этом сам выбор стиля и его воплощение в некоторой степени считаются искусством.

Применяя ситуационный стиль, руководитель берет на вооружение все методы воздействия в ходе управления. В целом он формируется на основе обширных знаний, развития умений через личные качеств. Помимо перечисленного, от руководителя требуется стремление к самообразованию и совершенствованию.

Задача такого руководителя — доведение до персонала общих и промежуточных целей и определение в связи с этим требований к их действиям и сообразно им — к поведению. При осознании цели, работник получает тем большую мотивацию, чем больше происходит с его стороны ее принятие и поддержка. Чем раньше руководство сможет вовлечь кадры в процесс планирования и принятия решений, тем более быстро они смогут идентифицировать собственные цели с целями компании.

Такой управленец будет искать золотую середину между максимальной заботой о работниках и производстве. Ситуационный стиль должен быть у руководителей будущего. Он должен знать, что в организации работают люди, и он в первую очередь управляет ими.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Доплата за руководство бригадой стимулирующая или компенсационная
  • Кардинер капсулы инструкция по применению взрослым цена
  • Fiio bta30 pro инструкция на русском
  • Chewable vitamin c 500 mg инструкция на русском языке
  • Амоксициллин 500 мг инструкция по применению цена купить