Рожков байбородова классное руководство

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ВУЗОВ

М.И. Рожков, л.В. Байбородова

ОРГАНИЗАЦИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

Рекомендовано
Министерством образования Российской
Федерации в качестве учебного пособия
для студентов
высших учебных заведений

ББК 74.200.5я73 Р63

Рецензенты;

доктор педагогических
наук, профессор Б.З. Вульфов;

кандидат
педагогических наук Е.Е.
Чепурных

Р63

Рожков М.И.,
Байбородова Л.В. Организация
воспитательного процесса в школе: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений.
— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. —
256 с.

ISBN
5-691-00361-5,

В пособии раскрываются
основы организации воспитательного
процесса и технология воспитания
учащихся в современной школе. В книге
нашли отражение как теоретические
вопросы, так и формы и методы воспитательной
работы с учащимися.

Особое внимание
уделяется методике работы педагога,
классного руководителя, являющихся
ключевыми фигурами в воспитательном
процессе. Книга знакомит их с конкретными
способами влияния на ученический
коллектив, раскрывает пути развития
школьного само­управления, взаимодействия
с детскими организациями и объедине­ниями.
В пособии также даются рекомендации по
проведению анали­за воспитательной
работы, ее планированию, изучению
результатов и эффективности. Значительное
место в книге отведено методике
про­ведения различных игр, творческих
мероприятий, дискуссий и т. п.

Пособие адресовано
студентам педагогических вузов, а также
учи­телям, классным руководителям,
методистам.

ББК 74.200.5я73

© Рожков М.И.,
Байбородова Л.В., 1999 © «Гуманитарный
издательский центр

ВЛАДОС», 1999 ©
Серийное оформление.

ISBN
5-691-00361-5 Художник Токарев Ю,В.,
1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРОВ
………………………………………………………..…………………………………………….….
3

Глава 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
ШКОЛЕ..……………….. 5

§ 1. РАЗВИТИЕ,
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ..………………………………………….
5

Основные подходы
к развитию ребенка
…………………………………………………………………….
5

Что такое
социализация?
……………………………………………….…………………………………………
7

Критерии социализации
……………………………………………….………………………………………….
9

Факторы и механизмы
социализации
…………………..………………………………………………….
10

Воспитание как
педагогический компонент социализации
…….………………………………….. 11

§ 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЦЕСС КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА……….…………….. 15

Сущность
воспитательного процесса
……………………..………………………………………………..15

Воспитательная
работа
……………………………………………………………………………………………17

Структура
воспитательного процесса
…………………………..………………………………………….
18

§ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ………………………………20

Цель и задачи
воспитания
……………………………….……………………………………………………..20

Формирование
готовности школьников к социальным
отношениям………………………………. 22

Развитие сущностных
сфер человека
………………………..………………………………….…………..25

§ 4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ
И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
………………. 29

Закономерности
процесса воспитания
школьников………….………………………………………..
29

Принципы воспитания
…………………………………..……………………………………………………..
31

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
………………………….……………………… 37

§ 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
………..…….. 37

Сущность, основные
характеристики взаимодействия………………
37

Типы
взаимодействия……………………………………………………..
41

Пути развития
взаимодействия педагогов и учащихся
………………..47

Особенности
взаимодействия школьников разного
возраста ………………………………………….53

§ 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ …………………… 58

Педагоги, родители,
учащиеся: проблемы сотрудничества
……….. 58

Формы взаимодействия
педагогов и родителей……………………….
60

Организация
совместной деятельности родителей и
детей…………. 65

§ 3. СТИМУЛИРОВАНИЕ
САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
…………………………….. 72

Сущность процесса
самовоспитания
…………………………………
72

Стимулирование
самовоспитания

как педагогическая
задача ……………………………………. 73

Диагностика
готовности детей к самовоспитанию
………………….. 76

Обучение способам
самопознания ……………...……………..
77

§ 4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ
……………………………………..81

Вариативность
классного руководства
………………………………..81

Функции классного
руководителя ……………………………… …. 84

Классный руководитель
и педагогический коллектив
……………..87

§ 5. УЧЕНИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕКТИВ
…………………………………………………. 89

Понятие «коллектив»
……………………………………………………89

Реализация
воспитательных функций коллектива
………………….92

Развитие детского
самоуправления
…………………………………….96

Функции ученического
самоуправления ………………………………98

Органы самоуправления
и содержание их деятельности ………….
101

Требования к
организации работы по развитию
ученического
самоуправления…………………………………………………………..
102

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Классному руководителю, Рожков М.И., 1999.

   В пособии раскрываются основы организации работы классного руководителя, цели и задачи его деятельности и пути их достижения. Предлагаемый материал базируется на новых концептуальных подходах и передовом опыте отечественных педагогов. Рассматриваются как теоретические вопросы, так и конкретные методики решения воспитательных задач.
Пособие адресовано прежде всего педагогам и руководителям школ. Оно может быть использовано также при подготовке студентов педагогических ВУЗов к воспитательной работе в школе.

Классному руководителю, Рожков М.И., 1999

Классный руководитель в советской школе.
После 1917 г. начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания практически не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.
В 1923 г. классное наставничество было официально ликвидировано и сделана ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того — ученические организации в середине 20-х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления.
Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся — первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно-воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни, работа с родителями.

В 30-х гг. в отечественной школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно-урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов.

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1 КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: КТО ОН? 7
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В РОССИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 7
§ 1. Когда педагог начал руководить классом? 7
§ 2. Классный руководитель в советской школе 9
ОРГАНИЗАТОР, ВОСПИТАТЕЛЬ, ПОМОЩНИК 11
§ 3. Что делает классный руководитель в школе сегодня? 11
§ 4. Каковы функции классного руководителя? 13
§ 5. Что понимается под критериями эффективности работы классного руководителя? 16
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КЛАССЕ 17
§ 6. Как воспитывать учащихся в классе? 17
§ 7. Что представляют собой цель и задачи воспитания? 19
§ 8. Каковы закономерности и принципы воспитания? 23
§ 9. Что такое метод воспитания и какие методы можно выделить? 24
§ 10. Что такое приемы воспитания? 28
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РЕБЕНКА 31
§ 11. От кого надо защищать ребенка? 31
§ 12. Что значит защитить воспитанника? 33
§ 13. Как классный руководитель может помочь ученику? 36
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 41
§ 14. Как подготовить школьника к выбору профессии? 41
§ 15 Что такое профессиональные пробы? 43
ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ 45
§ 16. Какие существуют формы работы? 45
§ 17. Как выбираются формы работы? 47
§ 18. Как организовать коллективную творческую деятельность детей? 49
§ 19. Каким может быть классный час? 54
Глава 2 КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И КЛАСС 63
ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС КАК КОЛЛЕКТИВ 63
§ 1. Как класс становится коллективом? 63
§ 2. Каковы стадии развития классного коллектива? 66
§ 3. В чем заключаются возрастные особенности классного коллектива? 71
§ 4. Что такое индивидуальность классного коллектива? 74
§ 5. Как формируется личность ребенка в классном коллективе? 75
РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ КЛАССА 79
§ 6. Что такое ученическое самоуправление? 79
§ 7. В чем заключаются функции ученического самоуправления? 82
§ 8. При каких условиях самоуправление развивается более успешно? 83
§ 9. Как управлять классом вместе с детьми? 84
§ 10. Каким быть классному ученическому собранию? 87
§ 11. Как выбрать лидера? 95
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В РАЗНЫХ КЛАССАХ 100
§ 12. Чем классы отличаются друг от друга? 100
§ 13. Как понять класс? 103
§ 14. Как подобрать класс для классного руководителя и классного руководителя для класса? 110
Глава 3 КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И СРЕДА 113
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
§ 1. Кем и как управляет классный руководитель? 113
§ 2. С кем сотрудничает классный руководитель, управляя классом? 116
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКИ 118
§ 3. В чем сущность взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников? 118
§ 4. Каково содержание работы классного руководителя с учителями-предметниками? 119
§ 5. Какими могут быть формы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников? 121
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 127
§ 6. Что представляет собой клубное объединение как воспитательный феномен? 127
§ 7. Как же педагогически целесообразно организовать взаимодействие класса и клубных объединений? 130
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ УЧЕНИКА 134
§ 8. Какова сущность взаимодействия педагогов и семьи? 134
§ 9. В каких формах может осуществляться сотрудничество педагогов, учащихся и родителей? 137
§ 10. Как организовать работу с родителями детей? 144
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ, ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ 156
§ 11. Почему необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога? 156
§ 12. Какие проблемы решают классный руководитель, социальный педагог и школьный психолог? 158
§ 13. В решении каких вопросов и в какой работе ведущая роль принадлежит социальному педагогу и школьному психологу? 159
Глава 4 ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 162
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 162
§ 1. Как определяются цели? 162
§ 2. Какова взаимосвязь целей и задач? 166
§ 3. Как осуществляется целеполагание? 170
§ 4. Каким должен быть план работы классного руководителя? 172
§ 5. Как организовать коллективное целеполагание и планирование в классе? 178
АНАЛИЗ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 186
§ 6. Для чего необходим анализ работы классного руководителя? 186
§ 7. Как осуществить анализ педагогической работы? 187
§ 8. В чем особенности анализа формы работы? 189
§ 9. Как провести анализ работы по итогам учебного года? 194
ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 199
§ 10. Что понимают под эффективностью работы классного руководителя? 199
§ 11. Каковы особенности изучения эффективности работы классного руководителя? 200
§ 12. Как изучать воспитанность школьников? 201
§ 13. Как определить уровень развития коллектива? 205
§ 14. Как изучать эффективность педагогических средств? 209
§ 15. Как изучать эффективность формы воспитательной работы? 212
§ 16. Какие требования необходимо соблюдать при изучении эффективности работы? 215
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РАБОТЫ 217
§ 17. Что такое индивидуальный стиль? 217
§ 18. Как определять индивидуальный стиль? 222
§ 19. Как формировать индивидуальный стиль? 226
§ 20. Как рефлексия поможет сформировать индивидуальный стиль? 228
ПРИЛОЖЕНИЕ 233
ДНЕВНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 233
Должностные обязанности классного руководителя 233
Приложение к дневнику классного руководителя 245
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССА 269
ЛИТЕРАТУРА 274.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Классному руководителю, Рожков М.И., 1999 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 — doc
Скачать файл № 2 — djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать книгу Классному руководителю, Рожков М.И., 1999
— Яндекс Народ Диск.

Скачать книгу Классному руководителю, Рожков М.И., 1999 — depositfiles.

Дата публикации:

Теги:

учебник по педагогике :: педагогика :: Рожков


Следующие учебники и книги:

  • Оптимизация процесса обучения, Бабанский Ю.К., 1977
  • Общая педагогика, Смирнов В.И., 2002
  • Общая педагогика, Голованова Н.Ф., 2005
  • Математическая статистика в педагогике, Афанасьев В.В., Сивов М.А., 2010

Предыдущие статьи:

  • История педагогики, Латышина Д.И., 2005
  • История педагогики, Джуринский А.Н., 2000
  • Инновационные педагогические технологии, Активное обучение, Панфилова А.П., 2009
  • Дидактика, Ситаров В.А., 2004

Теория и методика воспитания

  • Скопировать в буфер библиографическое описание

    Рожков, М. И.  Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 330 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06464-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515025 (дата обращения: 23.09.2023).

  • Добавить в избранное

2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов

    Рожков М. И., Байбородова Л. В.

2023

Страниц
330

Обложка
Твердая

Гриф
Гриф УМО ВО

ISBN

978-5-534-06464-3

Библиографическое описание

Рожков, М. И.  Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 330 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06464-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515025 (дата обращения: 23.09.2023).

Показать все

О воспитании молодежи написано много работ, и каждая из них отражает взгляд ее авторов, которые стараются отразить своеобразие времени и общества. В данном учебнике авторы по-новому взглянули на проблему воспитания учащихся, соединили знания о теории и методике воспитания, которые традиционно изучаются студентами педагогических вузов, с данными, полученными авторами в процессе исследовательской работы. Авторы обобщили теоретические знания о воспитании и воспитательном процессе и опыт, накопленный педагогами, и на основе этого предложили конкретный инструментарий решения педагогических задач. В конце каждой главы приведены практические задания и вопросы, а также список литературы для лучшего усвоения материала.

М.: Владос, 2000. — 256 с. — ISBN 5-691-00361-5.

В пособии раскрываются основы организации воспитательного процесса и технология воспитания учащихся в современной школе. В книге нашли отражение как теоретические вопросы, так и формы и методы воспитательной работы с учащимися.
Особое внимание уделяется методике работы педагога, классного руководителя, являющихся ключевыми фигурами в воспитательном процессе. Книга знакомит их с конкретными способами влияния на ученический коллектив, раскрывает пути развития школьного самоуправления, взаимодействия с детскими организациями и объединениями. В пособии также даются рекомендации по проведению анализа воспитательной работы, ее планированию, изучению результатов и эффективности. Значительное место в книге отведено методике проведения различных игр, творческих мероприятий, дискуссий и т. п.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов, а также учителям, классным руководителям, методистам.

От авторов.
Теоретические основы воспитательного процесса в школе.
Развитие, социализация и воспитание.
Воспитательный процесс как динамическая система.
Определение содержания воспитания школьников.
Закономерности и принципы воспитательного процесса
.
Субъекты воспитания учащихся.
Технология организации воспитательного процесса.


Воспитательная деятельность

Воспитательная деятельность

  • Авторы:
  • Вид издания:Учебник
  • Уровень образования:Бакалавриат
  • Год издания:

    2023

  • Объем:401 стр.
  • Издательство:КноРус
  • Язык:Русский
  • ISBN:978-5-406-10394-4
  • Темы:
  • ОКСО:
  • EAN:9785406103944
  • Ключевые слова:воспитание, воспитательная деятельность, педагогическое сопровождение, ценностные основы, подходы, принципы, содержание, формы, методы, те

Библиографическое описание

Аннотация:

На основе характеристики особенностей современных детей и анализа достижений педагогической науки и практики представлена концепция воспитания как педагогическое сопровождение школьников, основной идеей которого является развитие индивидуальности ребенка. Рассматриваются современные подходы к воспитательной деятельности, излагается авторский взгляд на содержание и индивидуализацию воспитательного процесса. Предлагаются содержание и формы деятельности классного руководителя, направления и способы взаимодействия педагогов и семьи в современных условиях. Теоретические положения подкрепляются практическими материалами и примерами из опыта педагогов.
Соответствует ФГОС ВО последнего поколения.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эком 50 м инструкция по применению согласованная роспотребнадзором
  • Долгит крем инструкция по применению в желтой упаковке противопоказания
  • Wellman max витамины для мужчин инструкция по применению
  • Цинковая мазь против прыщей на лице применение инструкция
  • Уволили руководство фармацевтики россии